Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Краткосрочная образовательная программа по тестопластике «Капельки творчества. Модифицированная краткосрочная образовательная программа дополнительного образования детей Кратковременные программы в дополнительном образовании

Краткосрочная образовательная программа по тестопластике «Капельки творчества. Модифицированная краткосрочная образовательная программа дополнительного образования детей Кратковременные программы в дополнительном образовании

Краткосрочная программа кружка художественной направленности «Чудеса из бумаги» рассчитана на 21 день, предусматривает организацию занятости учащихся 11-16 лет.

Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности через освоение ими техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное учреждение

Дополнительного образования «Центр «Алые паруса»

Краткосрочная программа кружка

художественной направленности

«Чудеса из бумаги»

Возраст обучающихся: 11-16 лет

Срок реализации: (8ч.)

Смалькова Марина Александровна, воспитатель

2017 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Полное название программы

Краткосрочная программа кружка «Чудеса из бумаги».

Цель программы

Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение техники плетения из газетных трубочек.

Направление деятельности

Художественная

Тип образовательной программы

модифицированная

Место реализации

Центр “Алые паруса”

Сроки реализации

21 день.

Количество обучающихся

10-15

Возраст учащихся

11 - 16 лет

№ раздела

Название раздела

№ страницы

Титульный лист

Информационная карта

Пояснительная записка

Учебный план

Ожидаемые результаты и способы их определения

Формы контроля.

Диагностика и мониторинг эффективности программы

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Приложения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Чудесная мастерская» является дополнительной образовательной программой художественной направленности, по функциональному предназначению - прикладной , по форме организации - групповой, по времени реализации - краткосрочной.

Методологической основой составления рабочей программы является программа по трудовому обучению девочек 5-9 классы, Дрофа, Москва 2007., автор В.А.Соколова, Технология. Русские традиции при изготовлении различных изделий 6-8 классы И.Г.Норенко, издательство «Учитель», изучение мастер-классов в интернет - пространстве.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами :

- Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

- Особенностью современной ситуации , когда очень остро стоит вопрос занятости детей (они должны находиться под постоянным контролем педагогов). Необходимо помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно. Создать условия для динамики творческого роста

Программа «Чудесная мастерская» предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Плетение из газетных трубочек – оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь его свойства, структуру. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, обитания, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

Доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

Наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

Обучить конкретным трудовым навыкам при работе с бумагой в технике плетения из газетных трубочек;

Углубить и расширить знания о видах бумаги, ее свойствах, способах плетения фигур, изделий;

Формировать интерес к различным видам изобразительного и декоративного творчества.

Воспитательные:

Прививать интерес к мировой культуре, к истокам творчества различных народов;

Воспитывать нравственные качества детей;

Формировать чувство самоконтроля и взаимопомощи.

Развивающие:

Развивать образное мышление, творческие способности;

Формировать эстетический и художественный вкус;

Содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Методы и формы обучения .

Обучение проводится в двух направлениях:

Усвоение теоретических знаний;

Формирование практических навыков.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных задач применяются разнообразные формы и методы проведения кружка.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий :

Словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т. д.);

Наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ

Поделки-образца);

Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Методы, в основе которых лежит форма организации

деятельности учащихся на занятиях:

Фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

Групповой – организация работы в группах.

Сроки реализации программы.

Данная программа реализуется в период отдыха обучающихся в Центре «Алые паруса» на территории Крестовогородищенского сельского поселения и рассчитана на 21 день.

Режим занятий. Данная программа состоит из 8 часов (2 занятия в неделю). Продолжительность каждого занятия 45 минут.

Возраст обучающихся .

Программа предусматривает организацию занятости учащихся 11-16 лет. Целевая аудитория программы включает в себя основную категорию детей: группы сменного состава, сформированные по прибытию детей в Центр «Алые паруса». В состав могут входить дети разных возрастов, физического развития и подготовки.

Форма организации детского коллектива: коллективная, групповая

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей.

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, тема

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Введение.

1. Знакомство.

2. Правила техники безопасности. 3.Презентация «Плетение из бумажной лозы»

анкетирование

Работа с бумагой.

1. Подготовка бумажной лозы.

рефлексия

2. Виды плетения из газет: «Верёвочка», «Ситцевое плетение», плетение по спирали.

рефлексия

3. «Карандашница»

рефлексия

4. «Елочка»

рефлексия

5. «Шкатулка»

рефлексия

Подведение итогов

Анкетирование, мини-выставка

ИТОГО

Раздел 1. Введение.

Тема 1. Знакомство. Правила техники безопасности. Презентация «Плетение из бумажной лозы»

Теория. Знакомство с детьми. Ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Знакомство с историческими сведениями о зарождении и развитии художественного плетения из лозы, бересты, соломки. Аналогия плетения из лозы с плетением из газетных трубочек, просмотр готовых работ в технике плетения из газетных трубочек.

Раздел 2. Работа с бумагой.

Тема 1. Подготовка бумажной лозы.

Теория: Заготовка трубочек. Размеры и параметры заготовки. Стыковка трубочек

Практика: освоение навыка изготовления газетных трубочек.

Тема 2 . Виды плетения из газет: «Верёвочка», «Ситцевое плетение», плетение по спирали.

Теория: Простое (ситцевое) плетение; веревочка в 2 трубки, спиральное плетение. Стыковка трубочек при простом плетении. Простейшие загибки. Показ дидактического материала и образцов. Отработка видов плетения.

Практика : освоение навыков плетения из газетных трубочек: «веревочкой», «ситцевым» плетением, плетением по спирали.

Тема 3 . «Карандашница».

Теория : Плетение с картонным дном, вид плетения изделия – «ситцевое». Практика: Освоение навыков плетения из газетных трубочек «ситцевым плетением»

Тема 5. «Елочка»

Теория : Плетение по спирали.

Практика: Освоение навыков плетения из газетных трубочек по спирали.

Тема 64. «Шкатулка»

Теория : Плетение круглого дна. Формирование края изделия.

Вид плетения изделия – «веревочка».

Практика: Освоение навыков плетения из газетных трубочек «веревочкой»

Раздел Ш . Подведение итогов.

Практика. Организация мини-выставки работ обучающихся.

Ожидаемые результаты и способы их определения.

Для оценки эффективности реализации данной программы можно ориентироваться на следующие показатели: удовлетворенность обучающихся, посещающих кружок; сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности), степень помощи, которую оказывает педагог обучающимся при выполнении заданий: чем меньше помощь педагога, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно, выше развивающий эффект занятий. Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Ожидаемые результаты: усвоение основных правил работы с бумагой, технологии подготовки бумажной «лозы», усвоение основных видов плетения, самостоятельное изготовление поделок из газетных трубочек.

Формы контроля.

Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ, организация выставок. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои. Проводимый в конце смены итоговый тест дает возможность педагогу оценить теоретические знания обучающихся.

Диагностика и мониторинг эффективности программы.

Опрос и анкетирование учащихся и родителей с целью выявления уровня удовлетворенности организацией занятости детей и подростков в период посещения Центра «Алые паруса»

Педагогическая рефлексия

Коллективная рефлексия участников программы.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслах, старинных традициях в женском рукоделии. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

Рабочее место каждый ребенок организует для себя сам. Постепенно дети привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы. Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя руками. Наглядные пособия располагают так, чтобы они не мешали работе, не были испорчены. Педагог приучают детей к чистоте и аккуратности. Если у некоторых учащихся отсутствуют необходимые материалы или инструменты, то педагог выдает их из дополнительных запасов.

Учебное занятие может включать в себя следующие структурные элементы:

  1. Инструктаж: вводный – проводится перед началом практической работы; текущий – проводится во время практической работы; заключительный;
  2. Практическая работа (80% кружкового времени);

3. Динамические паузы у детей среднего и старшего школьного возраста;

  1. Подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка;
  2. Приведение в порядок рабочего места.

Проводимый в конце смены итоговый тест дает возможность педагогу оценить теоретические знания обучающихся.

Итоговый тест:

  1. Умеет организовать рабочее место.
  2. Умеет пользоваться приспособлениями и инструментами.
  3. Умеет самостоятельно определить количество необходимого материала.

4. Умеет скручивать трубочки.

5. Применяет разные виды плетения из газетных трубочек.

6. Освоил плетение круглого дна, плетение с картонным дном .

Методическое обеспечение:

  • дидактический и раздаточный материал;
  • пособия по декоративно-прикладному искусству;
  • комплект методической и теоретической литературы;
  • наглядные пособия;
  • видео-пособия.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебный кабинет с ученическими столами;

Оборудования учебного кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов);

Оборудования и инвентарь, необходимого для проведения занятий (газеты, ножницы, спицы для вязания, линейка, клей ПВА)

Технические средства обучения (компьютер, интерактивная доска или мультимедийная);

ЛИТЕРАТУРА

1. Гриб А. Плетение из соломки и других материалов. – СПб., 2006.

2. Кузьмина М. А. Азбука плетения. – М., 2011.

3. Торманова А.С. Плетение из бумажных трубочек: самый полный и понятный самоучитель, Эксмо, 2015.

  1. 4.Тищенко Е. Плетение из бумажных трубочек: самый полный и понятный самоучитель, 2016

5.Зайцева А. Плетение из газетных трубочек. Мастер-классы для начинающих.

6. Материалы Интернета:

http://www.liveinternet.ru

http://entrainment.listbb.ru

http://mastera-rukodeliya.ru

Комплексная краткосрочная вариативная программа летнего отдыха, оздоровления, воспитания и дополнительного образования детей и подростков в детском оздоровительном центре «Салют»

Союз Активных, Любознательных, Юных Талантов

Матросова Нина Николаевна ,
Почетный работник общего образования РФ,
методист, педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Центр детского творчества»
г. Абакана, Республики Хакасия

Девятайкина Ольга Владимировна ,
зав. отделом, педагог дополнительного образования,
МОУ ДОД «Центр детского творчества»,
г. Абакана Республики Хакасия

Дирекция социальной сферы – структурное подразделение Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД»

Участники программы: дети и подростки в возрасте от 6 до 15 лет. Срок реализации: 1 и 2 смены летнего оздоровительного сезона 2009 года

Форма реализации: сюжетно – ролевые игры

« Федеративная детская республика «Салют »(1 смена);

« Институт свободного времени »(2 смена)

Абакан, 2009 год

Создатель и организатор детского коллектива

не может создавать и организовывать,

если он не будет частью этого коллектива,

его головой и сердцем!

С.Л.Соловейчик

Пояснительная записка

Ежегодно около тысячи детей и подростков приезжают в детский оздоровительный центр «Салют». Многие из них проводят здесь свои летние школьные каникулы из года в год, порой, даже отказываясь от поездки к морю. «Салют» по – настоящему стал для них доброй и светлой традицией в жизни, стал вторым домом. Думается, что суть здесь состоит и в том, что лагерь – это не школа (с типовыми программами и учебными предметами, жестким учебным расписанием и т.д.), а « многопрофильное учреждение дополнительного образования детей», обладающее более широкими и разнообразными возможностями, что, конечно, более импонирует детям.

Кроме того, дети знают и ждут, что в лагере их встретят «их» воспитатели и вожатые, с которыми им было так хорошо прошлым летом! Поэтому так важно, чтобы в лагере не менялся кардинально педагогический, да и технический персонал. Если сегодня у вас одна «мама – воспитатель», а следующим летом - совершенно незнакомая, чужая? Как бы вы себя чувствовали на месте ребенка? Да и не секрет, что дети приезжают в лагерь именно к «своему» воспитателю, к «своему» вожатому». Поэтому, одним из основополагающих принципов программного проектирования является принцип обеспечения кадровой стабильности , который, в первую очередь, будет способствовать формированию психологически комфортного для каждого ребенка климата в отряде и лагере. Тогда не будет психологических срывов и стрессов у детей, которые порой заканчиваются отъездом ребенка из лагеря, а то и более трагично. Уже сегодня дети (например, Саша Байкалов, Бушуев Костя, Малышенко Юля, Кузнецов Юрий и многие др.), встречая нас, педагогов - членов команды «Салют» - «Восток», работавших многие годы в центре «Салют» и завоевавших авторитет и любовь своих воспитанников, спрашивают: «А вы вернетесь в «Салют»? Нам было так плохо без вас прошлым летом!». Так стоит ли разрушать уже сложившиеся традиции, сложившийся профессиональный творческий коллектив, брать в лагерь людей, которые хотят лишь трудоустроиться на время отпуска или из – за отсутствия работы, а не отдавать детям душу и сердце, как это столько лет делаем мы? Ведь главный результат прошлых лет работы коллектива реален – дети не только с огромным желанием едут в «Салют» провести летние каникулы к « своим » педагогам, но и мечтают, повзрослев, встать рядом со своими воспитателями - быть отрядными вожатыми (как стали ими Сильченко Лена и Ира, Рябцева Наташа), инструкторами по физкультуре и спорту (как Воронов Дмитрий, Орлов Алексей), руководителями кружков (как Ховратович Настя, Лопушанская Надежда).

Так же очень важным моментом является предоставление в лагере ребенку максимального обеспечения различных видов деятельности (организованных в интересных, привлекательных, современных и доступных для детей формах), в которых он смог бы самореализоваться, развить свои интересы, склонности и творческие способности. Это тем более важно, что сегодняшние дети и подростки стремятся испытать чувство успеха, ощутить свою личностную ценность, получить одобрение и поддержку, в первую очередь, от своих сверстников. А ведь это станет возможным тогда, когда твои друзья увидят, как, например, здорово ты танцуешь «брейк» или играешь в футбол, как стильно и красиво ты одеваешься, как умело устанавливаешь контакты с ровесниками и т.д. Каждый ребенок хочет завоевать авторитет у своих ровесников! И лагерь, педагоги обязаны помочь ему! Такая мотивация ребенка очень эффективно поможет ему, именно в условиях загородного летнего лагеря, овладеть дополнительными (к предметам школьной программы) знаниями, умениями и навыками, поможет самореализоваться. Именно этой цели служит принцип формирования в лагере в рамках программы максимального количества (и качества) дополнительных образовательных творческих пространств (детских творческих объединений, клубов, студий, секций и др.), а так же создание в ДОЦ «Салют» Центра детских инициатив. Это - объединение (по различным направлениям деятельности, представляющим сегодня интерес для детей), мобильно реагирующее на потребности детей и подростков в лагере. Например, есть группа ребят, желающая научиться « степ – аэробике». Центр детских инициатив за минимальный отрезок времени устанавливает связь со специалистом (возможно, хореографом лагеря или, по мере необходимости, со специалистом – волонтером в городе Абакане) и организует работу либо объединения дополнительного образования (секцию, студию), либо помогает организовать реализацию творческого проекта «Степ – аэробика» и т.д.

Одним из ведущих видов деятельности в рамках самых разнообразных форм работы в лагере станет - спортивно – оздоровительная, спортивно – развивающая деятельность, направленная в первую очередь, как на оздоровление детей и подростков, так и на профилактику негативных, вредных привычек в подростковой среде, таких как курение, употребление спиртных и психотропных, наркотических веществ. Этому будет способствовать не только проведение отрядных и общелагерных спортивно – оздоровительных мероприятий, акций и др., но и организация и проведение в рамках Центра детских инициатив самых разнообразных проектов, тренингов жизненных навыков, навыков здорового образа жизни.

Все мероприятия, реализуемые в рамках настоящей программы, направлены на снятие не только физического, но и психологического напряжения детского и подросткового организма, накопившегося за учебный год, на обеспечение психологически комфортного климата в детском коллективе (отряда и лагеря), на то, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в лагере как дома. Поэтому обеспечение психолого – педагогической поддержки всей деятельности в лагере – один из ведущих программных ориентиров (он будет представлен специальной программой, разработанной педагогом – психологом ДОЦ «Салют»).

Особое значение в рамках программы уделяется организации досуговой праздничной, романтической деятельности. К категории детских праздников ДОЦ «Салют» относится все многообразие проводимых праздничных форм (фестивали детского творчества, слеты, театрализованные представления, тематические дни, смотры, конкурсы, концерты, приветствия, утренники, линейки, презентации, церемонии, художественные программы, творческие отчеты и др.), влияющие на социализацию детей, их развитие и их воспитание.

Ведущий ориентир на интересы и потребности детей и подростков сегодняшнего дня способствовал выбору содержательного стержня программы – игровой тематической модели на лето 2009 года – «Союз Активных, Любознательных, Юных Талантов». Лагерь «Салют» – прекрасное место для удовлетворения ведущих потребностей детской природы – игровой деятельности. Основным подходом к содержанию смены в лагере станет сюжетно-ролевая игра, основанная на конкретной тематике, объединяющая в себе различные направления деятельности и дающая детям возможность проявления разнообразных способностей и талантов. Это наиболее перспективный и современный вариант организации летнего отдыха на сегодня.

Все дни проживания ребенка в лагере объединены сюжетом ролевой игры. При этом, каждый сезон имеет собственную тематику. Основная идея 1 сезона – «Детская федеративная республика «Салют», 2 сезона – «Институт свободного времени».

Сегодня, как никогда за последние годы (исходя из опыта деятельности детских общественных объединений и организаций в г. Абакане и Республике Хакасия и количества участников в их работе), возрос интерес юных граждан к деятельности различных детских и юношеских организаций и объединений. Так, например, в школах города Абакана, в городском Союзе детей и подростков «Дружба – Ынархас» (работает на базе Центра детского творчества и самыми активными членами являются, в том числе, дети сотрудников Абаканского отделения Красноярской ж.д.) ребята получают возможность более продуктивно проводить свободное время, общаться со сверстниками и взрослыми, принимать участие в социально – значимых делах, в различных конкурсах, фестивалях, акциях и др. Здесь они могут развивать свои лидерские, коммуникативные качества, учиться лучше понимать себя и окружающий мир, не прельщаясь внешними атрибутами «субкультурных» сообществ. Поэтому, авторы программы считают, что форма организации деятельности лагеря как детского общественного «Союза» будет интересна и привлекательна для ребят, оправдает себя и позволит более эффективно осуществлять воспитательную и развивающую работу с детьми в лагере.

Такая игровая модель позволит максимально развить тематику Года молодежи в России, включив самые разнообразные дела и мероприятия, ориентированные на развитие позитивного детского и юношеского общественного движения. Способствовать этому будут те тесные интеграционные связи и контакты, которые установлены авторами программы с детскими, юношескими и молодежными объединениями и организациями города Абакана, Республики Хакасия, такими как: Общественная молодёжная палата (Молодёжный парламент) при Верховном Совете Республики Хакасия, Абаканский штаб Хакасского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России», Региональная общественная молодёжная организация Республики Хакасия «Эдельвейс», Молодежная Администрация города Абакана при Администрации г. Абакана, Союз детей и подростков «Дружба – Ынархас» г. Абакана и др.

Таким образом, считаем, что программа актуальна и будет востребована как детьми, так и социумом (уже получена поддержка от ряда общественных молодежных структур и др.). Программа включает в себя новые подходы по дополнительному образованию и развивающему воспитанию (осуществлять их изъявили желание, в том числе, педагоги дополнительного образования и специалисты – волонтеры). Целостность программы обеспечивается тем, что все действия в рамках программы объединены в единую систему (от концептуальных основ до диагностики итогов реализации программы).

Цели и задачи

Основным ориентиром программы является создание условий для приобретения каждым ребенком - участником программы, социально – позитивного опыта своего развития через реализацию следующих целей и задач:

Цели:

• воспитание гражданственности и патриотизма, лидерских качеств, культуры свободного времени

• обучение ребят навыкам здорового образа жизни, практическим умениям и навыкам в различных видах деятельности

• развитие у мальчишек и девчонок познавательной активности, эрудиции, интеллектуальных, творческих способностей и интересов, коммуникативных навыков общения, приобретения новых друзей

Задачи:

1.Предоставить при свободе выбора многообразие дополнительных образовательных пространств, обеспечивающих усвоение ребенком новых знаний, умений и навыков.

2. Дать детям возможность реализовать собственные инициативы в различных видах деятельности в рамках детских общественных и творческих объединений.

3.Обеспечить коммуникативную насыщенность индивидуальной, групповой, коллективной творческой деятельности.

4.Предоставить возможность для накопления социального опыта участия в общественной жизни, в труде, в коллективе.

5.Обеспечить ребенку психолого – педагогическую поддержку для комфортной жизни в условиях загородного лагеря, помочь научиться жить в коллективе, быть в ладу с самим собой, с окружающей природой.

Реализация целей и задач программы строится, в первую очередь, на организации содержательной основы программы - социальных сюжетно – ролевых играх. Как говорил Сталь Анатольевич Шмаков, один из ведущих теоретиков и практиков организации летнего отдыха детей: «Сюжетно – ролевая игра – своеобразная школа воспитания свободного, незаинтересованно – бескорыстного отношения ребенка к миру, которое в свою очередь, оказывается залогом социального и эстетического освоения данного мира».

В рамках программы летнего сезона 2009 года в ДОЦ «Салют» разрабатываются сюжетно – ролевые игры:

1 сезон - «Детская федеративная республика «Салют». Основная задача: формирование чувства “команды”, ответственности за общее дело, стремление к победе, взаимопомощь и взаимовыручка. Все отряды образуют различные детские организации (федерации) со своей символикой, законами и правилами, традициями. В течение смены они реализуют творческие проекты (в рамках тематических дней), например, экологические (проект «Экологический БУМ» и т.д.), культурно – досуговые (проект «Фестиваль детского и юношеского творчества», «Парад федерации» и т.д.), профориентирующие (проект «Экономическая зона», проект «Армейская азбука» и т.д.), спортивно – оздоровительные (проект «Игры доброй воли» и т.д.) и другой направленности. Работа отрядов (федераций) строится через деятельность органов детского соуправления. В начале смены формируются органы общего детского соуправления, принимаются законы общей коллективной жизнедеятельности, разрабатывается так же общая символика и атрибутика всей республики, включающей в себя несколько федераций (отрядов). Ключевое мероприятие 1 смены – деловая игра «Выборы Президента ДФР «Салют» (с привлечением Избирательной комиссии Республики Хакасия), а итоговое мероприятие смены - организация Дня детского самоуправления (с участием представителей молодежных общественных организаций города Абакана и республики Хакасия).

2 сезон – сюжетно – ролевая игра – путешествие «Институт свободного времени». Все отряды – исследовательские творческие лаборатории Института. С помощью «Машины времени» дети участвуют в различных исследовательских экспериментах: « Зеленый дозор», «Тропами стран и народов », «Каникулы Робинзонов», « 7 чудес моей малой Родины» и др. Основная цель смены: максимальное заполнение детского свободного времени различного рода исследованиями, заочными и реальными путешествиями, приключениями, наполненными положительными эмоциями, незабываемыми впечатлениями, новыми знакомствами, полезными знаниями, умениями и навыками.

Деятельность по соуправлению (дети и педагоги) в лагере осуществляется в разных видах: участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел отряда и лагеря; выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений; деятельность отдельных команд (Служб, агентств, советов дела). При этом вожатый выступает в роли равного помощника, который организует творчество детей в отряде, признает за ребенком право на ошибку, заботится о каждом, передает свой творческий и организаторский опыт. Одним словом, педагоги и дети работают в сотворчестве, содружестве и сотрудничестве . «Лидер – совет» (коллегиальный орган соуправления) выступает в качестве регулирующего органа всего лагеря, генератора новых идей, подводит итоги проделанной работы, выделяет основные проблемы, пути, методы их разрешения. Используя соуправление в лагере, мы даём возможность ребятам пробовать себя в различных социальных ролях, накапливать опыт общения.

Предусмотрена система стимулов, поощрений и фиксации результатов каждой тематической игровой смены. За каждый успешно выполненный проект, эксперимент, отряд получает определенное количество призовых бонусов. Получившие в ходе смены наибольшее количество этих бонусов, становятся лучшими отрядами и участниками, получая Премию «Салют! – «Салюту!!!» и звание «Лидер летней смены – 2009».

Особенностью организации культурного и развивающего досуга детей в рамках программы (двух смен) является работа по тематическим дням – один из современных и эффективных подходов. Важным становится то, что работа в лагере весь день строится на одной общей концепции, и занимает, как правило, все периоды дня. Достоинством тематического дня является то, что идея объединяет весь день, создается общий настрой на целый день. Тематический день подразумевает несколько коллективных творческих дел на основе одной идеи. Мероприятия и дела планируются таким образом, чтобы каждый ребенок любого возраста мог принять в них активное участие. Все мероприятия направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка и дают возможность проявить свои таланты и способности (актерские, вокальные, хореографические, лидерские, прикладные и пр.)

Экономическая игра (название определят сами дети) проводится каждую смену. Суть её заключается в повышении личностной мотивации каждого ребенка к участию во всех делах отряда и лагеря. Так, например, за участие и победы в творческих мероприятиях, общественно-полезных делах, а также победы в лагерных и отрядных играх на виртуальный счёт ребёнка зачисляется определенная сумма в специальной лагерных денежных знаках – « салютах», на которые в течение смены или на прощальной дискотеке смены можно приобрести (купить) понравившиеся изделия, изготовленные в рамках кружковой или проектной деятельности или творческие работы с различных выставок и т.д.

Центр поддержки детских инициатив работает на всех сменах. Это объединение по различным направлениям деятельности, представляющим сегодня интерес для детей, осуществляющее дополнительное образование детей и мобильно реагирующее на потребности детей и подростков в лагере.

Приоритетные направления деятельности Центра поддержки детских инициатив:

  • Спортивно-оздоровительной работы, пропаганды здорового образа жизни, профилактики вредных привычек

Основная цель работы – формирование у детей негативной установки на употребление ПАВ, как способа решения своих проблем или проведения досуга, ориентация на позитивные ценности через вовлечение ребят в работу по профилактике наркомании.

Формы работы:

• Мозговой штурм

• Групповая дискуссия

• Ролевое моделирование

• упражнения – энергизаторы

• проведение лекций, бесед по антинаркотической тематике, последствиях употребления ПАВ

организация и проведение:

• антинаркотических акций

• конкурсов плакатов, сочинений

• конкурс «Репортажей с места событий»

• конкурс тематических выступлений КВН, агитационных бригад и детских театров.

• подготовка тематических теле – и радио – передач

• подготовка и выпуск печатной продукции

• работа на дискотеках и в отрядах

В оздоровительном лагере двигательная активность детей организована в течение дня по расписанию: 1 половина дня – спортивные часы, 2 половина дня – водные процедуры, работа спортивных секций. Ежедневно проводится утренняя гимнастика, которой дети занимаются на свежем воздухе. На спортивных площадках организованы различные виды спортивных соревнований с учетом их зрелищности и массовости, - это “веселые эстафеты”, волейбол, пионербол и т.п. Все спортивные мероприятия объединены в один спортивный проект и проходят под эгидой Малых олимпийских игр (1 сезон), Президентских состязаний (2 сезон).

  • Творческое

Включает в себя работу мастер - классов, клубов, кружков, студий по интересам, реализацию творческих проектов при поддержке педагогов и специалистов – волонтеров. Эти объединения создаются для всех ребят, у каждого есть возможность попробовать себя в различных видах деятельности (эстрадно - вокальная студия, хореография, фитнес – аэробика, декоративно – прикладное творчество, изобразительное искусство и т.д.).

  • Социально – практическое включает в себя работу:

медиа - студии «Салют» - объединение ребят, увлекающихся журналистикой, видео и радио - в единый проект по созданию « Медиа - студии», которая будет заниматься информационным освещением всех дел лагеря и отрядов: оформление информационных стендов, выпуск стенгазеты « Информ - Салют», ведение радио-передач и т.д.

клуба интеллектуальных игр – основной целью которого является создание среды, стимулирующей ребят повышать свой интеллектуальный уровень, расширять кругозор, самостоятельно приобретать знания по различным темам через организацию и проведении различного рода интеллектуальных игр, конкурсов и викторин.

клуба веселых и находчивых , который будет организован молодыми педагогами, являющимися членами сборной команды КВН Республики Хакасия «Без проигравших» и поможет заполнить нишу заинтересованности детей в столь популярной игре, ведь они смогут стать непосредственными ее участниками.

В настоящее время еще идет проектирование и разработка различных форм организации содержательной деятельности лагеря «Салют» в рамках программы. Мы еще советуемся и беседуем с детьми, выясняя их ожидания от летнего лагеря этим летом. Одним словом, мы хотим дать максимальную возможность детям попробовать свои силы во всех интересных для них делах, видах деятельности. Научить их, в том числе, самим планировать, организовывать свою деятельность, участвовать в решении вопросов жизни отряда и лагеря. И главное, чего мы хотим достичь – чтобы каждый ребенок в лагере был занят интересным для него, полезным, социально – значимым делом.

Механизм реализации. Этапы реализации программы.

Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется тем, что подготовка к летнему оздоровительному сезону в ДОЦ «Салют» начинается в январе – мае 2009 г. Этап включает в себя:

  • Разработку концепции, кадрового потенциала, программного обеспечения
  • Подбор и конкурсный отбор педагогических кадров для работы в лагере
  • Процедуру подготовки и обучения для работы в рамках программы вожатых, воспитателей, педагогов дополнительного образования и волонтеров
  • Предпрограммная диагностика интересов и ожиданий детей и подростков

(с участием детей, которые ежегодно приезжают в «Салют»)

Организационный этап.

Осуществляется уже в рамках летней смены. Этот короткий

(2-3 дня), но очень значимый период в жизни лагеря. Основной деятельностью является:

• Встреча детей и комплектование групп по месту проживания (отрядов), их знакомство и сплочение

• Знакомство детей и подростков с правилами жизнедеятельности отряда и лагеря

• Разработка и оформление документации лагеря (организационные и программные документы)

• Проведение диагностики по выявлению интересов, ожиданий детей, их организационного, лидерского и творческого и потенциала

• Формирование органов соуправления (дети и педагоги) и начало их деятельности

• Планирование (в соответствии с интересами и запросами участников смены) и начало работы Центра детских инициатив

• Запуск игровой модели программы

Основной этап.

Он включает реализацию основных положений программы:

• Реализацию основной идеи и принципов игровой модели

• Реализацию обучающих и развивающих творческих программ и проектов

• Включение детей в различные виды индивидуальной, групповой, коллективной творческой деятельности

• Работу Центра детских инициатив

• Работу органов соуправления

Заключительный этап.

Основной идеей этапа является подведение итогов работы по программе, итогов смены, а именно:

• Проведение обобщающей игры

• Проведение итоговой диагностики участников программы

• Анализ предложений по дальнейшему развитию ДОЦ «Салют», внесенных детьми, педагогами, родителями, представителями социума

• Проведение психолого – социально – педагогического анализа результатов деятельности по программе

• Выработка перспектив деятельности лагеря

Ожидаемые результаты

Для детей и подростков:

  • Приобретение ребенком конкретных знаний, умений и навыков в различных видах деятельности: творческой, оздоровительной, интеллектуальной, организаторской и др.
  • Формирование у ребят мотивации к самостоятельному поиску знаний, саморазвитию и самосовершенствованию
  • Усвоение детьми и подростками механизма реализации собственной инициативы от момента ее возникновения до воплощения на практике
  • Присвоение участниками программы норм и ценностей общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми на принципах сотворчества, содружества и сотрудничества
  • Формирование чувства личной сопричастности к жизни лагеря, ответственности в поступках за себя и своих друзей, принадлежности к общности детского оздоровительного лагеря «Салют»

Способы отслеживания результатов: первичная, текущая, итоговая диагностика (анкетирование, собеседования, рефлексия и др.); представление лагерному сообществу результатов (детские творческие работы и др.) проектной и дополнительной образовательной деятельности; сборник отрядных игр и дел; активность участия ребенка в работе органов соуправления; уровень проявления ребенком собственной инициативы; внесение предложений в жизнь и деятельность лагеря и др.

Для педагогов:

• Высокопрофессиональная практическая реализация теоретических и методических знаний педагога (воспитателя, вожатого и др.) - в работе с детьми в отряде, в лагерном сообществе

• Творческая самореализация педагога в индивидуальной, групповой воспитательной, дополнительной образовательной деятельности в условиях временного детского объединения

• Совершенствование профессиональных умений каждого члена коллектива (педагогических, организаторских, аналитических, коммуникативных)

• Расширение и активное использование психолого – педагогических знаний о личности ребенка, методике совместной деятельности

• Осознание значимости своей роли в лагере «Салют» как педагога – воспитателя, педагога – вожатого и др.

Способы отслеживания результатов: ведение «Дневника воспитателя», «Дневника вожатого»; система аналитических планерок педагогического коллектива по периодам смены; защита отрядных проектов; систематическая работа с педагогическими документами; представление итоговых материалов реализации проектной и дополнительной образовательной деятельности; подготовка обобщающего материала по итогам работы каждого педагога с перспективой для дальнейшего его оформления и представления как опыта работы (статьи, публикации и др.)

Для лагеря:

• Выявление и определение педагогических условий, при которых процесс приобретения ребенком социально – позитивного опыта собственного развития будет эффективен

Способы отслеживания результатов: первичная и итоговая анкета; система аналитических планерок педагогического коллектива; систематическая работа с педагогическими документами (планы, программы, дневники и др.); информационно – аналитические отчеты психолого – педагогической, медицинской и др. служб лагеря; сборник игр, отрядных и общелагерных дел

Литература

1. Гайнанова Л.Е. Педагогика каникул. Методическое пособие в помощь организаторам детских оздоровительно – образовательных лагерей. Вып.1. – Чита, ИПЦ ЧИПКРО,2001. -123 С.

2.Газизулин Р.Я., Дюкина О.В.Дневник воспитателя летнего лагеря. – Киров, ВАКО,2008.-143

3. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. - Ростов н/Д, Феникс, 2006.-352 С.

4. Мечта, творчество, вдохновение. Сборник тезисов научно – практической конференции «Дети в загородном лагере». С. – Петербург, ОАО «Светоч»,2000.- 165 С.

5. Навстречу лету. Материалы областного конкурса проектов в сфере летнего отдыха и оздоровления. – Липецк, ИРО,2006.-118 С.

6. Программно – методическое обеспечение воспитательной работы в детских оздоровительных центрах (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей») - М., ГОУ ЦРСДОД, 2004.-64 С.

7.Творческое лето. Сборник методических материалов. - М., ГОУ ДОД ФЦТТУ, 2007. –64 С.

8. Шмаков С.А. Ее Величество – Игра. – М., 1992

9. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.- 240 С.

10. Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня. Методическое пособие. - Липецк, ГУП «ИГ «Инфол»,2002.-384 С.

11. Фришман И. И. Игры без проигравших.- Н.Новгород, Изд – во ООО «Педагогические технологии»,2003.-90 С.

Валентина Мокерова
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Раз словечко, два словечко»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН

Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ

методического совета Директор МБУДО ЦРТДиЮ

Протокол №___ ___Высоцкая И. В. «___» ___ 20 г Приказ от «___» ___ №__

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Раз словечко , два словечко »

Срок реализации программы : 6 недель (18час)

Вид программы : модифицированная

педагог дополнительного образования

г. Гулькевичи, 2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Краткосрочная образовательная программа «Раз словечко , два словечко » социально-педагогической направленности способствует развитию познавательных, творческих и коммуникативных способностей учащихся и предназначена для организации познавательного досуга детей в летний период, развитию главной ценности образовательной деятельности – творческого мышления, формирования потребности владения языком, совершенствования речи и расширения знаний об окружающем мире.

Новизна программы заключается в сроках ее реализации (6 недель, практико-ориентированном подходе к организации учебно-воспитательного процесса. Программа «Раз словечко , два словечко » предоставляет возможность организовать познавательный досуг детей дошкольного возраста в летнее время. Занятия по программе способствуют формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью : любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Дают возможность, как закрепить ранее полученные знания в области, так и приобрести новые, формируют умение пользоваться ими на практике в различных ситуациях. Занятия строятся в игровой, занимательной форме с использованием речевых игр.

Актуальность определяется запросом со стороны родителей и их детей на программы раннего развития в летний период в учреждении дополнительного образования , а также наличием в учреждении необходимых материально-технических условий для реализации этих программ .

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. В процессе решения проблемных ситуаций, выполнения игровых заданий каждый ребенок приобретает практические умения и навыки, опыт познания. При этом соблюдается комплексный подход к приобретению знаний, умений и навыков, к развитию и воспитанию детей.

Адресат программы . Программа разработана для детей 5,5-7 летнего возраста. Занятия могут посещать все желающие дети, как занимающиеся в объединении, так и вновь прибывшие, имеющие желание получить представление об элементарных навыках чтения, письма.

Объем программы : срок обучения - 6 недель, общее количество часов – 18, в неделю - 3 часа.

Форма обучения : очная

Режим занятий : 3 раза в неделю по 1 часу.

Особенности организации образовательного процесса. Занятия могут посещать дети без медицинского допуска. Программа реализуется в группах переменного состава. Дети могут приходить в любой день, входящий в расписание занятий. Каждое занятие представляет собой отдельный познавательно-воспитательный блок (начатая работа завершается на этом же занятии) . Программа предполагает использование различных видов игровой деятельности : имитационных игр и игр-упражнений с предметами, сюжетно-ролевых игр, игр с правилами, игр-упражнений с ориентировкой на определенные достижения, позволяет максимально комфортно и интересно для детей строить образовательный процесс. Занятия направлены на развитие общей культуры мышления , речи, моторики, творческих способностей детей, на воспитание у них самостоятельности, чувства ответственности, гуманных отношений в общении с товарищами и педагогом.

Занятия состоит из всех трех частей пяти разделов программы . На каждом занятии проводится динамическая пауза в форме подвижных игр и физкультминуток.

Цель программы : Развитие интереса и способностей к чтению через игровую деятельность.

Образовательные :

Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;

Развитие мотивации к учебной деятельности.

Продолжить знакомить детей с элементарными навыками чтения, письма;

Формировать умение применять полученные знания на практике в различных ситуациях;

Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли.

Личностные :

Развитие познавательной активности и умения устанавливать простейшие связи между явлениями окружающей жизни ребенка и развитие интереса познания;

Развивать личность ребенка, его дарование и способность путем

самостоятельного решения творческих и других задач;

Развивать коммуникативные способности детей на основе общения ;

Развитие познавательных способностей : логику мышления, речь, внимание, память, воображение;

Воспитывать самостоятельность, усидчивость, организованность, аккуратность, умение сотрудничать, коллективизм.

Метапредметные :

Развивать воображение, сообразительность, любознательность, волевые качества;

Формировать культуру общения друг с другом ;

Формировать умение организовать свое рабочее место, понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять ее, контролировать и оценивать свои действия;

Формировать умение работать индивидуально и в группе : находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

Формировать ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Учебный план

п/п Тема Количество часов

Всего Теория Практика

1. Вводное занятие. Инструктаж

по технике безопасности. 1 0,5 0,5

2. Сказочная грамота 6 0,5 5,5

3. Развитие речи. 4 0,5 3,5

4. Веселый карандашик. 6 0,5 5,5

5. Итоговое занятие 1 1

Итого : 18 2 16

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория. Знакомство с детским коллективом. Инструктаж по технике безопасности. Собеседование с детьми, выявление ранних знаний, умений, навыков.

Практика.

Упражнение «Телефон» . Игра «Давайте познакомимся» .

Экскурсия по центру.

Раздел 2. Сказочная грамота.

Теория. Знакомство с русскими народными сказками.

Практика. Чтение сказок : «Репка» , «Петушок и бобовое зернышко» , «Кошкин дом» , «Колосок» , беседа о прочитанном. Коллективное составление рассказа по картинкам. Пересказ сказки. Инсценировка сказки. Сочинение своей сказки. Ответы на вопросы.

Построение предложений. Составляем предложение с определенным словом .

Упражнение «Покажи букву» , «Какая это буква» , «Определи, где находится звук» , «Я называю звуки» .

Дидактические игры со словами : «Угадай первый звук в слове » , «Мама пошла в магазин» , «На что похожа буква» .

Игры с магнитной азбукой : «Чудесный мешочек» , «Какой буквы не стало» , «Сложи слово из букв магнитной азбуки»

Раздел 3. Развитие речи.

Теория. Составление описательного рассказа по теме : «Овощи» , «Фрукты» , «Животные» , «Транспорт» , «Профессии» . «Цветы» .

Практика : Просмотр и обсуждение короткометражного фильма «Улыбка природы» .

Игры : «Что растет на огороде?» , «Один - много» , «Скажи ласково» , «Назови одним словом » , «Продолжи ряд слов » , Слово наоборот », «Продолжи предложение» . «Отгадай загадки» .

Разучивание скороговорок.

Раздел 4. Веселый карандашик.

Теория. Готовим руку к письму. Правила безопасности при работе с письменными принадлежностями. Знакомство с правилами посадки при письме за столом. Положение тетради, ручки, карандаша. Постановка руки. Ориентировка на листке в клетку : рисование узоров по пунктирным линиям, штриховка, работа с трафаретом.

Практика : Графические упражнения. Упражнение в начертании наклонных линий.

Игровые задания. Обводы фруктов, овощей, транспорта, цветов их штриховка.

Рисование «бордюра» , «Заборчика» , «Домика» , «Зонтика» , «Кораблика» и др.

Путешествие в город мастеров : «Дорисуй узор» , «Закончи рисунок» , Весёлые прописи.

Упражнения с пальчиками : театр пальчиков рисование пальцем в воздухе.

Упражнения игра «Улитка» , «Чаби - чаляби» , «Поварята» .

Раздел 5. Итоговое занятие.

Практика : Конкурс «Самый, самый, самый…»

Условия реализации программы .

1. Материально-техническое обеспечение.

Для реализации программы требуется светлое , проветриваемое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Специальная мебель (столы и стулья) для учащихся, соответствующая 5 -7-летнему возрасту, шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов, доска, магнитная доска с маркерами, наглядные пособия

Оборудование, инструменты и материалы, необходимые для реализации программы :

Письменные принадлежности для каждого ученика : ручка, простой карандаш, ластик, цветные карандаши;

Демонстрационные наглядные пособия.

Трафареты (овощи, фрукты, транспорт, цветы, листья деревьев) ;

Дидактический и наглядный материал по темам, дидактические игрушки. Наглядно-дидактические карточки.

Развивающие игры «Прочитай по первым буквам» , «Делим слова на склады » и др.

Техническое оснащение : компьютер, принтер, интернет, телевизор и DVD – проигрыватель.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

Фотоматериал, письменные отзывы учащихся и родителей, журнал учета работы педагога и посещаемости учащихся, письменный анализ педагога о реализации программы (количество детей, занимающихся в объединении, количество вновь прибывших детей, степень выполнения программ .

Список используемой литературы.

1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. ТЦ «Учитель» . Воронеж, 2005г.

2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития дошкольников// АСТ -2008г. 3. Грищук Л. А. Школа дошкольников. Занимательные уроки. «Нева» . Москва «Олма – Пресс» , 2002 г. 4. Синицына Е. И. Умные пальчики //м. Лист, 2009г. 5. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи» . Москва, 2006г. 6. Шапина О. Чистоговорки и скороговорки для развития речи. Москва, «Сова» , 2007г. 7. Фалькович Т. А, Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва «Вако» , 2005 г. 8. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Санкт- Петербург «Детство-Пресс» , 2005 г.

9. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» Изд. «Мозаика – синтез» , Москва,2014г. 10. Бардышева Т. Ю. «Пляшут мои ручки» Издание для развивающего обучения. Серия «Школа для дошколят»

Мария Кирилова

Новизна : Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка . Сегодня такой материал как соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества . Изделия из данного материала в отличие от пластилина долговечны и не требуют дорогостоящей обработки обжигом как изделия из глины. Кроме того, соленое тесто по многим показателям (прежде всего, техническим и, безусловно, экологическим) превосходит популярную за рубежом полимерную глину, которая достаточно давно появилась на прилавках наших магазинов. Реализация курса позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации , обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.

Цель : Развитие у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности с использованием техники тестопластика .

Задачи :

Способствовать развитию художественного восприятия жизни;

Уточнять представления об окружающем жизни;

Формировать умение воспринимать и воспроизводить предметы сложной формы;

Способствовать развитию творческих способностей в процессе изображения предметов , явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов .

Формировать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, теплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; правильные пропорции предметов;

Способствовать развитию композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета.

Упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий красками.

Способствовать освоению технических приёмов лепки из теста : наличие множества мелких деталей;

Поощрять стремление сделать своё произведение красивым, содержательным, выразительным.

Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы , соотнесению замыслов и действий детей; поощрять их использовать разные техники в лепке и росписи.

Результат :

1. Создание творческой мастерской для детей старшего дошкольного возраста

2. Совершенствование изобразительной деятельность детей : дети самостоятельно определяют замысел, создают выразительный образ , самостоятельно отбирают впечатления, переживания для определения сюжета, выбирают наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы , планируют деятельность, достигают результата и оценивают его.

3. Проявление активности и самостоятельности детей в изобразительной деятельности .

4. Продукты детской деятельности : медальон «Буквица» , «Чудо-булочки» , «Дары осени» натюрморт, лепка по замыслу.

Работа с родителями :

Создание условий в группе для реализации КОПа "Капельки творчества .

Способствовать привлечению родителей в создании образов из солёного теста в домашних условиях , путём бесед и индивидуальных консультаций.

Перспективный план (подготовительная группа)

1 Занятие.

Медальон «Буквица» (изготовление)

Задачи :

1. Познакомить детей с технологией приготовления солёного теста ; с особенностями лепки из теста ; наличие множества мелких деталей; закручивание, вытягивание, переплетение частей; склеивание.

2. Учить детей лепить медальон «Буквица» .

3. Воспитывать у детей аккуратность при выполнении работы.

4. Ознакомить детей с тестопластикой , как разновидностью декоративного искусства.

5. Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик, желание лепить и расписывать декоративные изделия.

Оборудование :

Алгоритм приготовления

солёного теста . Мука, соль, вода, масло растительное, доска, скалка, стеки, кисть.

Иллюстрации, Фотографии,

Готов. декор. изделия из теста , сказочный персонаж «Колобок» .

2 Занятие.

Медальон «Буквица» (роспись)

Задачи :

1. Познакомить с росписью готового изделия.

2. Освоить технику плотной росписи.

Оборудование :

Просушенные изделия – медальоны, гуашевые краски, кисти №2 и 5, вода, шнурок.

3 Занятие. «Чудо-булочки» .(изготовление)

Задачи :

1. Познакомить детей с изготовлением хлебо-булочных изделий.

2. Познакомить детей со скульптурой малых форм.

3. Учить лепить разные формы (сушки, булочки) из целого куска теста

4. Учить передавать форму, пропорции.

Оборудование :

Иллюстрации изделий из теста , игра «Похож, не похож» , макеты хлебо-булочных изделий, скульптуры малых форм, готовое солёное тесто , стеки, кисти №3,вода, доска.

4 Занятие. «Чудо-булочки» .

Задачи :

1. Завершить работу над скульптурой акварелью.

2. Развивать образное восприятие , чувство цвета.

3. Воспитывать у детей эмоциональное отношение при восприятии готовых образов .

4. Завершить работу над изделиями, расписав его красками.

Оборудование :

Иллюстрации из сказки «Колосок» , акварель, кисти №2 и 5, вода.

5 Занятие.

Панно «Дары осени» .(изготовление)

Задачи :

1. Познакомить с понятием «натюрморт» .

2. Учить создавать композицию с помощью схем построения композиции.

3. Закреплять навыки лепить разные формы (огурец, морковь, горох, чеснок) из целого куска теста , передавать особенности каждой из них.

4. Развивать фантазию при создании композиции

Оборудование :

Иллюстрации натюрмортов, схемы построения композиции, игра «Составь натюрморт» , технологическая

карта приготовления теста , загадки об овощах, овощи, готовое тесто , доска, стеки, скалка, вода, кисть.

6 Занятие. Панно «Дары осени» . (роспись)

Задачи :

1. Познакомить с понятием тональность

2. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета

3. Учить детей доводить начатое дело до конца

4. Воспитывать у детей эмоциональное отношение при восприятии картин.

5. Завершить работу над панно, расписав его красками.

Оборудование :

Игра «Не ошибись» , схема тональности цвета, иллюстрации с изображением овощей , гуашь, кисть, вода.

7 Занятие. «Мир фантазий» .

Задачи :

1. Упражняться в практическом применении полученных навыков.

2. Развивать эстетический вкус и творчество .

3. Закрепить умение вылепливать мелкие детали.

Оборудование :

Схемы последовательности выполнения работы, инструменты для работы, тесто цветное , доска.