Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Кто написал сороковые роковые. Анализ стихотворения «Сороковые» Самойлова. Анализ стихотворения Самойлова «Сороковые»

Кто написал сороковые роковые. Анализ стихотворения «Сороковые» Самойлова. Анализ стихотворения Самойлова «Сороковые»

Д. Самойлов (Кауфман) - поэт-фронтовик. С первых дней войны он был направлен на трудовой фронт - рыть окопы под Вязьмой. Однако там заболел и был эвакуирован в Са­марканд. В 1942 году служил пулеметчиком на Волховском фронте, был ранен. Затем был разведчиком на Белорусском фронте. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в боях под Варшавой и Берлином. Стал печататься с 1941 года.

Стихотворение «Сороковые» было написано в 1961 году Оно стало хрестоматийным, очень популярным. Впервые было напечатано в журнале «Новый мир».

Большая часть стихотворения напоминает нам кадры ки­нохроники, записки из дневника. Подобные произведения были у К. Симонова (стихотворение «Из дневника»), у Б. Окуд­жавы (стихотворение «Проводы у военкомата»). Однако при всем том стихотворение Д. Самойлова разительно отличается от приведенных примеров. Поэт уходит от камерности изоб­ражения, картина мира становится здесь масштабной, гло­бальной уже в самом сознании лирического героя. Перед нами воспоминания зрелого, много пережившего человека, раз­мышления о военной юности, мысли о войне, о Родине.

Стихотворение имеет кольцевую композицию. Две первые строфы и последняя выписаны крупным планом, дают широ­кую, масштабную картину. Это поэтическое обобщение, ос­мысление поэтом всего происходящего:

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку…

Мы видим здесь общую картину сурового военного време­ни, беды, горя, постигшего Россию. Передавая атмосферу того времени, поэт использует характерные детали: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы». Слово «роковые» несет здесь большую смыс­ловую нагрузку. Это означает «страшные годы», несущие смерть, страдания; годы, определяющие судьбы людей. Кар­тину разорванного войной мира дополняют звуковые обра­зы, созданные аллитерациями: «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки», «рельсы», «пого­рельцы». Все эти слова, выражения вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды. Жизнь человеческая, сама история расколоты на две части - до и после войны.

В мире - дисгармония, хаос, неопределенность. Все это не­сет с собой война. Поэт подчеркивает это с помощью син­таксиса. Уже во второй строфе мы видим односоставные безличные предложения: «Просторно. Холодно. Высоко». В финале строфы стоит многоточие: каждый человек, пере­живший войну, имеет свою собственную историю. Каков будет ее финал?

Центральная часть стихотворения - это воспоминания лирического героя о своей юности, совпавшей с войной. Тут тоже представлены конкретные детали. Мы видим юного маль­чишку «в замурзанной ушанке», с вырезанной из банки звез­дочкой. Он «худой, веселый и задорный», старается казаться сильным, мужественным. У него - «табак в кисете», «мунд­штук наборный», он балагурит с девушками, старается хро­мать «сильнее» из-за ранения. Здесь есть и позерство, и бра­вада, и самоуверенность, и мальчишечье озорство, и лихаче­ство, и вместе с тем наивность, чистота юности. Рассказ здесь идет от первого лица. Лирический герой, нынешний, словно всматривается в себя со стороны. Взгляд его немного ирони­чен, но правдив, реалистичен. Мы понимаем, что война еще не коснулась его по-настоящему, в душе его еще нет осозна­ния всего трагизма происходящего. Оно придет лишь потом, вместе с жизненным опытом, пережитыми трагедиями:

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало И лишь потом во мне очнулось!..

Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт здесь говорит о несовместимости войны и пре­красной поры жизни - юности. Вместе с тем эти строфы - уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба которо­го слилась с судьбой страны.

Финальные строчки произведения возвращают нас к его началу. Таким образом, с точки зрения композиции в стихо­творении мы можем выделить три части.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катре­нами, рифмовка - перекрестная и смежная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпи­тет («сороковые, роковые, свинцовые, пороховые», «в замур­занной ушанке»), метафору («Война гуляет по России…»), анафору (4, 5, 6 строфы), лексический повтор («И погорель­цы, погорельцы…»), риторическое восклицание («Как это было! Как совпало - Война, беда, мечта и юность!»).

Здесь искали:

  • анализ стихотворения сороковые
  • анализ стихотворения сороковые роковые
  • анализ стиха сороковые

Анализ стихотворения «Сороковые» - Самойлов Д.

Самойлов (Кауфман) - поэт-фронтовик. С первых дней войны он был направлен на трудовой фронт - рыть окопы под Вязьмой. Однако там заболел и был эвакуирован в Самарканд. В 1942 году служил пулеметчиком на Волховском фронте, был ранен. Затем был разведчиком на Белорусском фронте. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в боях под Варшавой и Берлином. Стал печататься с 1941 года.

История создания

Стихотворение «Сороковые» принадлежит перу поэта-фронтовика Д. Самойлова. Произведение написано в 1961 г.

Жанр

Жанр – лирическое стихотворение, автобиографический монолог главного героя.

Тема

Основная тема – хроника военных лет. Война искалечила юность автора, показала все ужасы и страдания, которые она несет в себе. Вместе с тем лирический герой был еще очень молод, полон надежд на будущее. Это помогло ему не зачерстветь душой.
Большая часть стихотворения напоминает нам кадры кинохроники, записки из дневника. Подобные произведения были у К. Симонова (стихотворение «Из дневника»), у Б. Окуджавы (стихотворение «Проводы у военкомата»). Однако при всем том стихотворение Д. Самойлова разительно отличается от приведенных примеров. Поэт уходит от камерности изображения, картина мира становится здесь масштабной, глобальной уже в самом сознании лирического героя. Перед нами воспоминания зрелого, много пережившего человека, размышления о военной юности, мысли о войне, о Родине.

Композиция

Стихотворение имеет кольцевую композицию. Две первые строфы и последняя выписаны крупным планом, дают широкую, масштабную картину. Это поэтическое обобщение, осмысление поэтом всего происходящего:

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

Мы видим здесь общую картину сурового военного времени, беды, горя, постигшего Россию. Передавая атмосферу того времени, поэт использует характерные детали: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».

Слово «роковые» несет здесь большую смысловую нагрузку. Это означает «страшные годы», несущие смерть, страдания; годы, определяющие судьбы людей. Картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями : «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки», «рельсы», «погорельцы». Все эти слова, выражения вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды.

Жизнь человеческая, сама история расколоты на две части - до и после войны. В мире - дисгармония, хаос, неопределенность. Все это несет с собой война. Поэт подчеркивает это с помощью синтаксиса.

Уже во второй строфе мы видим односоставные простые нераспространенные (безличные) предложения: «Просторно. Холодно. Высоко».

В финале строфы стоит многоточие: каждый человек, переживший войну, имеет свою собственную историю. Каков будет ее финал?

Центральные три строфы показывают самого главного героя, который не унывает и ведет себя как любой молодой человек в его возрасте. Он «балагурит» и «больше нужного хромает». Центральная часть стихотворения - это воспоминания лирического героя о своей юности, совпавшей с войной. Тут тоже представлены конкретные детали.

Мы видим юного мальчишку «в замурзанной ушанке», с вырезанной из банки звездочкой. Он «худой, веселый и задорный», старается казаться сильным, мужественным. У него - «табак в кисете», «мундштук наборный», он балагурит с девушками, старается хромать «сильнее» из-за ранения.

Здесь есть и позерство, и бравада, и самоуверенность, и мальчишечье озорство, и лихачество, и вместе с тем наивность, чистота юности. Рассказ здесь идет от первого лица. Лирический герой, нынешний, словно всматривается в себя со стороны. Взгляд его немного ироничен, но правдив, реалистичен.

Мы понимаем, что война еще не коснулась его по-настоящему, в душе его еще нет осознания всего трагизма происходящего. Оно придет лишь потом, вместе с жизненным опытом, пережитыми трагедиями:

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт здесь говорит о несовместимости войны и прекрасной поры жизни - юности.

Вместе с тем эти строфы - уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба которого слилась с судьбой страны .

Финальные строчки произведения возвращают нас к его началу. Стихотворение начинается с описания общей обстановки военного времени. Завершает стихотворение философское размышление о прожитых годах.

Таким образом, с точки зрения композиции в стихотворении мы можем выделить три части.

Размер

Произведение написано четырехстопным ямбом с перекрестной и смежной рифмой.

Выразительные средства

Произведение написано простым солдатским языком.

Эпитеты подчеркивают атмосферу войны: «сороковые», «роковые», свинцовые, «фронтовые», «в замурзанной ушанке»,

метафору («Война гуляет по России…»),

анафору (4, 5, 6 строфы),

лексический повтор («И погорельцы, погорельцы…»),

риторическое восклицание («Как это было! Как совпало - Война, беда, мечта и юность!»).
Автор создает картину хроники, употребляя подряд
одни и те же части речи : «Просторно. Холодно. Высоко», «Война, беда, мечта и юность!». В финальном размышлении часто повторяется восклицание, что придает воспоминанию личную эмоциональную окраску.

Главная мысль

Главная мысль – даже на войне человек не должен превращаться в зверя. Искалеченная юность не должна исчезнуть бесследно. Сохранить в себе человека был обязан каждый, кто пережил эти страшные годы.

На счету Давида Самойлова, известного советского поэта-фронтовика, немало стихотворений на военную тематику. Примечательно, что многие из них были положены на музыку и стали песнями, любимыми в народе. Одним из таких произведений является стих «Сороковые», написанный поэтом к двадцатилетию начала Великой Отечественной войны. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Сороковые» по плану, который будет полезен ученикам 6 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1961, и приурочен к двадцатилетней годовщине начала Великой Отечественной войны.

Тема стихотворения – Хроника военных лет.

Композиция – Композиция кольцевая, состоит из трех условных частей. В первой части автор описывает ужасы войны, во второй - обращается к самому себе в дни молодости, а в третьей - обобщает судьбы лирического героя и всей страны.

Жанр - Лирическое стихотворение, автобиографический монолог.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб, с использованием смежной и перекрестной рифмовки.

Эпитеты - «роковые», «пороховые», «замурзанная».

Олицетворения - «война гуляет».

Инверсия – «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные».

История создания

Давид Самойлов - известный советский поэт, которому довелось пройти всю войну, от первого до последнего дня. Невзирая на все сложности фронтовой жизни, он умудрялся уделять время столь любимой им поэзии. Самойлов писал обо всем, чему был свидетелем на войне, описывал чувства и переживания, которые ему довелось пережить. Именно поэтому его фронтовая лирика была так близка и понятна народу.

Однако долгожданная победа и мирная жизнь не в состоянии были заглушить ту боль, что пронес в своем сердце Самойлов через всю войну. Невозможно было стереть из памяти гибель молодых ребят, которым уже не судилось любить, создавать семьи, радоваться чистому небу над головой. Не в силах сдерживать в себе саднящую боль, Давид Самойлов продолжил писать о войне и в мирное время.

Так в 1961 году, спустя 20 лет после начала Великой Отечественной войны, было написано его знаменитое стихотворение «Сороковые». Впервые оно было напечатано в журнале «Новый мир».

Тема

Центральная тема произведения - хроника военных лет. Автор раскрывает все ужасы военного лихолетья сквозь призму собственных воспоминаний. В страшные сороковые он был двадцатилетним юношей, полным надежд и больших планов на жизнь. Только благодаря своей молодости ему удалось не зачерстветь душой во время всех испытаний, что приготовила ему война.

Автор акцентирует внимание на основной мысли своего произведения - несмотря на все ужасы войны человек, прежде всего, должен оставаться человеком. Лирический герой не просто выжил под свистом пуль и взрывами гранат: он сохранил в себе способность чувствовать окружающий мир, наслаждаться теми минутами радости, что даровала ему судьба.

Спустя годы, превратившись в зрелого и мудрого мужчину, лирический герой удивляется, как могли смешаться в едином клубке такие понятия как « война, беда, мечта и юность ». Война и молодость не должны соприкасаться, но, если это происходит, нужно постараться уберечь свою душу, не дать ей зачерстветь. Даже на фронте можно видеть прекрасное в мелочах, искренне радоваться им.

Композиция

Композиционная структура стихотворения имеет кольцевой тип построения. Первые и последние две строфы произведения представляют общую картину, в то время как три центральные строфы являются описанием, отношением лирического героя, переступившего порог зрелости, к самому себе в юности.

Условно композицию «Сороковых» можно разделить на три части.

  • Первые два четверостишия раскрывают читателям картину военного времени. Тысячи погибших жизней, бесконечные эшелоны эвакуированных людей, повсюду смерть, боль и разруха.
  • Во второй части автор обращается к самому себе, только юному, оказавшемуся в самой гуще войны. Поэт с добротой и некоторой иронией вспоминает себя в молодости, ведь двадцать лет назад он был наивен, доверчив и при этом весьма самоуверен.
  • В третьей части в шестой строфе автор сводит повествование к обобщению, в котором сливаются воедино судьба героя и его большой родины. В седьмой строфе происходит повторение строк, благодаря чему композиция стихотворения замыкается в кольцо.

Жанр

Произведение «Сороковые» по своей жанровой принадлежности является лирическим стихотворением, автобиографическим монологом лирического героя.

Стихотворный размер - четырехстопный ямб, с применением смежной и перекрестной рифмовки.

Средства выразительности

Поэт использует различные средства художественной выразительности. Среди них - эпитеты (« роковые», «пороховые», «замурзанная »), олицетворения (« война гуляет »), инверсия (« извещенья похоронные», «перестуки эшелонные») .

«Сороковые» Давид Самойлов

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Анализ стихотворения Самойлова «Сороковые»

Имя Давида Самойлова мало что может сказать современному поколению, хотя еще полвека назад оно было на слуху у подавляющего большинства жителей СССР. Это достаточно известный поэт-фронтовик, на стихи которого было создано множество песен. Практически все они посвящены событиям Великой Отечественной войны, которая круто изменила жизнь 20-летнего московского паренька, вынужденного оставить литературный институт и стать пехотинцем. Однако именно в 1941 году Давид Самойлов начал печатать свои первые стихи, посвященные фронтовым событиям, которые впоследствии вошли в его дебютный сборник под названием «Ближние страны».

Позже автор вновь вернулся к теме войны, написав в 1961 году свое знаменитое стихотворение «Сороковые». Спустя почти два десятка лет Давид Самойлов по-прежнему не мог избавиться от того ужаса, который ему довелось пережить на фронте. Война для него – это «извещенья похоронные и перестуки эшелонные», толпы беженцев, которые пытаются прорваться в тыл. Однако именно на этот сложный период истории пришлась молодость поэта, который даже под свистом пуль не утратил способности остро чувствовать окружающий мир, кокетничать с незнакомыми девчонками и хромать сильнее из-за ранения, чтобы произвести на них впечатление .

Все имущество поэта составляет «табак в кисете» да «мундштук наборный», которым автор очень гордится. Сам он «худой, веселый и задорный», словно бы и нет войны. Но именно ощущение постоянной опасности обостряет чувства людей, которые начинают ценить каждое мгновение своей жизни. Видимо, поэтому даже незначительные события военного периода так прочно врезались в память Давида Самойлова и спустя 20 лет трансформировались в стихотворение, наполненное легкой грустью, запоздалой тревогой, безудержной лихостью и даже некоторым позерством. Впрочем, все это присуще молодости. И спустя годы автор, вспоминая прошлое, не перестает удивляться тому, что жизнь сплела в один причудливый клубок такие понятия, как «война, беда, мечта и юность», которые, казалось бы, несовместимы . Но возраст все же берет свое, к постоянному гулу шпал и самолетов, рокоту артиллерии и виду погорельцем привыкаешь так же быстро, как и простым радостям мирной жизни, которые на войне кажутся недосягаемыми. Однако это не мешает поэту наслаждаться жизнью только потому, что он молод и полон сил, а также веры в то, что рано или поздно весь ужас войны закончится. Никому не дано знать, удастся ли в ней выжить, и осознание простой истины, что в любой момент можно погибнуть, заставляет дышать полной грудью. «Война гуляет по России, а мы такие молодые» — в этой фразе заключена суть всего стихотворения, которым автор хотел подчеркнуть, что даже на фронте можно не разучиться радоваться мелочам, которые спустя годы вспоминаешь с теплотой и ностальгией.

Давид Самойлов — писатель, которому пришлось жить в военный период, да не просто жить, а стать участником военных действий. Уже в первые дни войны он рыл окопы в Вязьме, после был пулеметчиком, разведчиком, участвовал в прорыве Ленинградской блокады. Воевал под Берлином, Варшавой. Словом, это человек, который принимал непосредственное участие в защите страны. При этом он еще и писал. Писал о войне и обо всем том, что несет с собой война. Начал свою творческую деятельность Самойлов в 1941 году, став поэтом-фронтовиком.

Самойлов Сороковые

И вот война завершилась, а боль не утихала даже по истечении двадцати лет. Страшное время невозможно забыть. Нельзя стереть с памяти то, как молоды парни берут в руки оружие и идут против врага. Незатухающая боль заставляет писателя взяться за чистый лист бумаги и перо. Так появилось стихотворение Сороковые.

Стих Самойлова Сороковые роковые стал масштабной картиной мира, где герой уже в зрелом возрасте, много повидав, пережив военное время, размышляет о прошедших годах, о юности, которую настигла война. Это произведение — где автор делится мыслями, что не дают ему покоя, пытаясь хоть на листе бумаги оставить часть своей боли.

Анализ стихотворения

И вот, знакомясь с работой Самойлова Сороковые, чтобы сделать произведения, мы видим изображенную картину сурового времени, тех роковых лет, что принесли смерть, потери, страдания, ломая судьбы всех людей.

Какие они были сороковые годы? Это годы горя с отзвуком похоронных извещений и эшелонного перестука. И одни погорельцы вокруг. Ужасная картина вырисовывается перед читателем.

Герой стихотворения вспоминает себя во время Великой Отечественной Войны. Он тогда был молодым, худым и задорным. На голове ушанка и прикрепленная звезда, которую он вырезал из банки. Пока еще веселый герой пытается казаться мужественным и балагурит с девчонками. Как ни странно, но здесь сумели переплестись такие казалось бы несовместимые вещи, как война, беда, юность и мечта. Так было предначертано судьбой людям, жившим в военное время. Паренек все понимает, и пусть еще не до конца осознает насколько страшна война.

Автор, вырисовывая эти строки на бумаге, обернувшись в прошлое, смотрит на себя со стороны в то время, когда война еще не коснулась его по-настоящему, когда еще не было всего трагизма реальной ситуации. Это придет позже.

Анализируя стихотворение Сороковые роковые Самойлова и читая последние строчки, где автор пишет, как гуляет по стране война в пороховые и свинцовые годы. Но даже в то страшное время, они не теряли способности кокетничать и заигрывать с девчонками, хромая сильнее из-за ранения, чтобы привлечь к себе их внимание. Самое важное, что даже на фронте люди не разучились радоваться мелочам. И хотя никому не было известно, кто выживет в этой схватке, а кто будет убит, нужно было научиться дышать полной грудью и верить в то, что весь этот ужас вскоре прекратится. И они верили, они радовались. По крайней мере, именно это я увидела в словах автора.