Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Кто правил до елизаветы. Разгульная жизнь императрицы елизаветы петровны. Уж замуж невтерпёж

Кто правил до елизаветы. Разгульная жизнь императрицы елизаветы петровны. Уж замуж невтерпёж

Вся она является таким цельным и милым нам, ныне уже выродившимся,
славным типом русского характера, что все, кому дороги национальные заветы,
не могут не любить ее и не восхищаться ею.

Н. Врангель

Елизавета I Петровна – родилась 18 (29) декабря 1709 года - умерла 25 декабря 1761 год (5 января 1762) - российская императрица из династии Романовых, младшая дочь Петра I и Екатерины I.

Личная жизнь императрицы

Несомненно то, что рожденная в день, когда русская армия торжественно входила под звуки музыки и с развернутыми знаменами в столицу после победы в Полтавской битве, она была счастливейшей из женщин империи. Ее отцом был , очень любивший своих дочерей, называвший ее «Лизеткой» и «четвертой лапушкой». Она, по представлениям отца, получила хорошее воспитание, знала множество языков и предназначалась Петром, как и все царевны, для укрепления династических связей с европейскими дворами.


Петр желал выдать дочь-красавицу за короля Франции Людовика XV или за кого-либо из дома Бурбонов, но чопорный Версаль смутило происхождение матери-простолюдинки. До самого вступления на престол Елизаветы ее имя мелькало во многих европейских брачных комбинациях, среди ее женихов числились Карл Август, князь-епископ Любский, принц Георг Английский, Карл Бранденбург-Байрейтский, инфант дон Мануэль Португальский, граф Маврикий Саксонский, инфант Дон-Карлос Испанский, герцог Фердинанд Курляндский, герцог Эрнст Людвиг Брауншвейгский и еще многие, и даже персидский шах Надир.

В ожидании женихов императрица Елизавета Петровна веселилась, предавалась любовным утехам в ожидании своего часа. При Анне Иоанновне у нее был свой двор, весьма отличавшийся и по возрасту - все были молодые люди, Елизавете 21 год, Шуваловым по 20 лет, Разумовскому 21 год, Воронцову 16 лет - и по энергичности празднеств, маскарадов, охот и увеселений. Она увлекалась пением и театром.

Существует историческая версия, что Елизавета все же была в тайном церковном браке со своим фаворитом Алексеем Разумовским, но никаких документов, подтверждающих этот союз, не дошло до наших дней.

В 1750-е годы императрица завела себе нового фаворита. Им стал друг Михаила Ломоносова Иван Шувалов, который был очень начитанный и образованный человек. Не исключено, что именно под его влиянием государыня занималась культурным развитием страны.

Испанский посланник герцог де Лириа в 1728 г. написал о 18-ти летней цесаревне: «Принцесса Елизавета такая красавица, каких я редко видел. У нее удивительный цвет лица, прекрасные глаза, превосходная шея и несравненный стан. Она высокого роста, чрезвычайно жива, хорошо танцует и ездит верхом без малейшего страха. Она не лишена ума, грациозна и очень кокетлива».

А вот свидетельство женщины, при этом довольно пристрастной и наблюдательной. Елизавете уже 34 г. Ее в первый раз увидала будущая : «Поистине нельзя было тогда увидеть в первый раз и не поразиться ее красотой и величественной осанкой. Это была женщина высокого роста, хотя очень полная, но ничуть от этого не терявшая и не испытывавшая ни малейшего стеснения во всех своих движениях; голова была также очень красива… Она танцевала в совершенстве и отличалась особой грацией во всем, что делала, одинаково в мужском и в женском наряде. Хотелось бы все смотреть, не сводя с нее глаз, и только с сожалением их можно было оторвать от нее, так как не находилось никакого предмета, который бы с ней мог сравниться».

Но нрав ее не был так совершенен, сколь совершенной для того времени была ее внешность.

Восхождение на престол

Титул императрицы Елизавета Петровна получила в результате самого «бескровного» государственного переворота 1741 г. Он произошел без предварительного заговора, так как Елизавета особенно не стремилась к власти и не проявляла себя сильной политической фигурой. Во время самого переворота у нее не было никакой программы, но она была охвачена идеей собственного воцарения, которую поддержали простые граждане и гвардейцы, выражавшие недовольство из-за засилья иностранцев при дворе, опалы русской знати, ужесточения крепостного права и налогового законодательства.

В ночь с 24 на 25 ноября 1741 г. Елизавета при поддержке своего доверенного лица и тайного советника Иоганна Лестока прибыла в Преображенские казармы и подняла гренадерскую роту. Солдаты беспрекословно согласились помочь ей свергнуть действующую власть и в составе 308 человек отправились к Зимнему дворцу, где царевна провозгласила себя императрицей, узурпировав действующую власть: императора-младенца Иоанна Антоновича и всех его родственников из рода Брауншвейгов арестовали и заточили в Соловецкий монастырь.

Учитывая обстоятельства восхождения на престол Елизаветы I, первым подписанным ею манифестом стал документ, по которому она является единственной законной наследницей престола после смерти Петра II.

Правление Елизаветы

Взойдя на престол при помощи гвардейцев, она правила Россией 20 лет.

Это было знаменательное 20-ти летие, будто бы дуновение петровских времен, по крайней мере так казалось вначале. Елизавета была счастлива своими фаворитами, не только видными мужчинами, но и умелыми правителями, при ней шло крупнейшее строительство самых знаменитых наших дворцов, при ней творил свои чудесные произведения архитектор Растрелли, она поощряла театр и музыку, ее фаворит Шувалов основал Российскую академию художеств и Российский университет, при ней, наконец, раскрылся гений Михайлы Васильевича Ломоносова, пииты Сумароков, Тредиаковский и Херасков слагали первые российские стихи, многое было при ней.

Для нас же важно сказать, что это была российская императрица, женщина необычой, исконно русской красоты, сумевшая сохранить ее на долгие годы.

Ценитель искусств барон Н. Н. Врангель, автор блестящего эссе о «дщери Петровой», описывал ее так: ««Всепресветлейшая Елисафет», Всемилостивейшая Государыня, «Венера», женщина с глазами, полными воробьиного соку», богомольная затейница и веселая баловница, ленивая и беспечная, русская во всем Императрица отражает, как зеркало, пряничную красоту пышной середины XVIII столетия».

Однако при этом барон и довольно точно определял ее «слабость» в этом «галантном» европейском веке: «Императрица Елисавета была последней русской Царицей еще в «дореформенном» значении этого слова и, как запоздалый дикий цветок, расцвела среди привозных оранжерейных растений. Вся она является таким цельным и милым нам, ныне уже выродившимся, славным типом русского характера, что все, кому дороги национальные заветы, не могут не любить ее и не восхищаться ею».

Политическая роль Елизаветы Петровны

Соловьев сообщал, что в 1743 г. Сенату, «неизвестно по какому поводу, было запрещено начинать дела по предложениям, письменным или словесным, без письменного указания за рукой императрицы». Весьма опрометчивое приказание. Думаю, со временем этот указ был отменен.

Заниматься делами, вникать в их суть Елизавета не любила. Первое время, чувствуя свою высокую роль, она старалась: ей присылали доклады и депеши, она их читала, делала пометки, давала распоряжения. Хотя, заседать в Сенате и слушать прения ей не нравилось. В 1741 и 1742 годах она была в Сенате 7 раз, в 1743 г. – 4 раза, а дальше и того меньше.

Постепенно все эти политические игры ей наскучили. У нее на все было свое мнение, потому прежде, чем подписать ту или иную бумагу, она подолгу размышляла, а порой и забывала об этой бумаге. С течением времени она поняла, что активное участие ее в управлении государством ничего не меняет, и позволила себе быть менее активной.

Документы готовили Бестужев, Воронцов и другие важные министры, ей лишь подпись следовало поставить, но и от этого она увиливала всеми возможными способами. Почему? А вот так…Ее обвиняли в патологической лени. Валишевский, пытаясь разобраться в ситуации, писал, что у нее попросту не оставалось на работу времени. Она бы рада заняться государственными делами, но с утра туалет – часа три, не меньше, а там, смотришь, уже охота, а там в церковь, как же без этого, а вечером бал или свадьба кого-то из родственников или приближенных, и потом у нас, кажется, было намечено ехать с утра в Петергоф… или в Гостилицы… или в Ораниенбаум…

Елизавета была умна, и это ее уклонение от государственных дел происходило не только от скуки, появляющейся при виде деловых бумаг, и не от немедленного желания броситься в омут развлечений. Очень возможно, что она не любила быстрых решений, не хотела рисковать – пусть бумага отлежится, а там посмотрим. Вдруг завтра будет во вред государству то, что она сделала сегодня.

Екатерина II писала: «У нее (Елизаветы) была такая привычка, когда она должна была подписать что-то особо важное, класть такую бумагу, прежде, чем подписывать, под изображение плащаницы, которую она в особенности почитала; оставив ее там какое-то время, она подписывала или не подписывала ее, смотря по тому, что ей подскажет сердце».

Религия и императрица

Елизавета была верующий человек, не показно религиозна, как Екатерина II, а истинно. XVIII столетие также было заражено вольтерьянством, но Елизавета не поддалась этому влиянию. Она постоянно посещала монастыри, постилась, соблюдала все праздники, часами стояла перед иконами, советовалась с Господом и святыми угодниками, как поступать в той или иной ситуации. Понятно, что она радела о чистоте православия, а слишком большая истовость в этом вопросе в многонациональной стране приводит иногда к серьезным неприятностям.

Государыня очень оберегала вновь обращенных, но при этом многие мечети уничтожались, активно она боролась и со староверами. Действие всегда вызывает противодействие, среди старожилов опять появились случаи самосожжения. Кроме этого, развелось большое количество сект, к примеру, хлыстов, с которыми активно и часто жестоко боролись.

Богомолье Елизаветы часто превращалось в фарс, но она этого не замечала. У нее были свои искренние и чистые отношения с Богом. На богомолье ходят пешком, а до Троице-Сергиевой лавры от Москвы 80 верст. Такое расстояние не пройдешь за один день, надо где-то ночевать. Постоялые дворы не подходят, там бедность, вонь и насекомые, а потому рубятся в неделю путевые царские дворцы, мебель везли с собой.

Не успели подготовить деревянное жилье, разобьем в чистом поле шатры. Во время охоты Петра II обычай этот прочно вошел в обиход царского двора. На богомолье с царицей идет целый штат – тут и статс-дамы, и фрейлины, иногда и министры с женами, тут же слуги, повара и прочие. Застолья в поле широкие, народу много, весело! Порой на такие путешествия уходило все лето. Понятно, что в этой круговерти заниматься государственными делами нет ни охоты, ни возможности.

Светская жизнь

Все хорошо знали о ее безумной страсти к нарядам и развлечениям. Именно она в немалой степени поспособствовала тому, что эта страсть развилась в дворянской среде и среди придворных.

Екатерина написала о дворе Елизаветы (ей, с ее прирожденной немецкой скромностью и умеренностью, трудно было понять и принять этот русский бессмысленный и расточительный порядок): «Дамы тогда были заняты только нарядами, и роскошь была доведена до того, что меняли туалеты по крайней мере дважды в день; императрица сама чрезвычайно любила наряды и почти никогда не надевала два раза одного и того же платья, но меняла их по нескольку раз в день; вот с этим примером все и сообразовывались: игра и туалет наполняли день».

Во время пожара в Москве в 1753 г. во дворце сгорело 4 000 платьев Елизаветы, а после смерти ее Петр III обнаружил в Летнем дворце Елизаветы гардероб с 15 000 платьев, «частью один раз надеванных, частью вовсе не ношенных, 2 сундука шелковых чулок», несколько тысяч пар обуви и больше сотни неразрезанных кусков «богатых французских материй».

Никто не смел соперничать с императрицей Елизаветой Петровной, особенно это касалось дам. У них не было права первыми выбирать себе наряды и украшения. Все в империи должно было существовать для красоты наипрекраснейшей из женщин. Ни один из купцов, прибывший из заморских стран, а в особенности из Франции, не имел права продавать товар, пока сама государыня не отберет себе нужные ткани и наряды.

Она устраивала форменные разборки с посмевшими ослушаться ее наказа. В одном из писем к подданному ее кабинета она напишет: «Уведомилась я, что корабль французский пришел с разными уборами дамскими, и шляпы шитые мужские и для дам мушки, золотые тафты различных сортов и галантереи всякие золотыя и серебряныя, то вели с купцом сюда прислать немедля…»

Но купец, как видно, продал часть отобранного Елизаветой. Так как она была общеизвестно скупа и навряд ли обещала дать много, и тогда разгневанная императрица пишет другое письмо: «Призови купца к себе, для чего он так обманывает, что сказал, что все тут лацканы и крагены, что я отобрала; а их не токмо все, но и единого нет, которые я видела, именно алые. Их было больше 20-ти, и притом такие ж и на платье, которые я все отобрала, и теперь их требую, то прикажи ему сыскать и никому в угодность не утаивать… А ежели, ему скажи, утаит, моим словом, то он несчастлив будет, и кто не отдает. А я на ком увижу, то те равную часть с ним примут».

Императрица даже точно знает, кто мог купить галантерею: «А я повелеваю всеконечно сыскать все и прислать ко мне немедля, кроме саксонской посланницы, а прочие все должны возвратить. А именно у щеголих, надеюсь, они куплены, у Семена Кирилловича жены и сестры ее, у обеих Румянцевых: то вы сперва купцу скажите, чтоб он сыскал, а ежели ему не отдадут, то вы сами послать можете и указом взять моим».

Современники отмечали необыкновенный вкус императрицы Елизаветы Петровны и элегантность ее нарядов, сочетавшихся с великолепными головными уборами и украшениями. Однако с течением времени красота императрицы увядала, и она целые часы проводила у зеркала, гримируясь и меняя наряды и украшения.

Французский дипломат Ж.-Л. Фавье, наблюдавший государыню в последние годы, пишет, что стареющая императрица «все еще сохраняет страсть к нарядам и с каждым днем становится в отношении их все требовательней и прихотливее.
Никогда женщина не примирялась трудней с потерей молодости и красоты. Нередко, потратив много времени на туалет, она начинает сердиться на зеркало, приказывает вновь снять с себя головной и другие уборы, отменяет предстоящие зрелища или ужин и запирается у себя, где отказывается кого бы то ни было видеть».

Он же описывает выход Елизаветы: «В обществе она является не иначе как в придворном костюме из редкой и дорогой ткани самого нежного цвета, иногда белой с серебром. Голова ее всегда обременена бриллиантами, а волосы обычно зачесаны назад и собраны наверху, где связаны розовой лентой с длинными развевающимися концами. Она, возможно, придает этому головному убору значение диадемы, потому что присваивает себе исключительное право его носить. Ни одна женщина в империи не имеет права причесываться так, как она».

И на самом деле, наблюдения француза точны, потому что в камер-фурьерских журналах различных лет определяются регламент и внешние особенности костюма для всех придворных. 1748 год – было приказано, чтобы дамы, собираясь на бал, волос «задних от затылка не подгибали вверх, а ежели когда надлежит быть в робах, тогда дамы имеют задние от затылка волосы подгибать кверху».

Государыня не допускала вольностей и в костюме для придворных дам и кавалеров. В императорском указе 1752 г. надлежало «…дамам кафтаны белые тафтяные, обшлага, опушки и юбки гарнитуровые зеленые, по борту тонкий позумент, на головах иметь обыкновенный папельон, а ленты зеленые, волосы вверх гладко убраны; кавалерам кафтаны белые, камзолы, да у кафтанов обшлага маленькие, разрезные и воротники зеленые… с выкладкой позумента около петель, и притом у тех петель, чтобы были кисточки серебряные ж, небольшие».

Закупками разных материй и галантерейных изысков занимались все без исключения иностранные посланники русского двора, и конечно, особое старание должны были проявлять в этом послы во Франции. Елизавета Петровна в подробностях расспрашивала французского посланника при дворе обо всех парижских новинках, обо всех новых магазинах и лавках, и потом ее канцлер поручал послу в Париже М. П. Бестужеву-Рюмину нанять «надежную персону», которая могла бы подбирать вещи «по приличности мод и хорошего вкуса» и посылать все это в Петербург. Расходы на это шли немыслимые - 12 000 рублей. Но сверх того многие агенты еще оставались должны, так как государыня не всегда своевременно расплачивалась.

По воспоминаниям ее невестки Екатерины, Елизавета «не очень-то любила, чтобы на этих балах появлялись в слишком нарядных туалетах», она могла заставить великую княгиню переодеть очень удачный наряд или запретить надевать его еще раз.

Однажды на балу императрица подозвала Н. Ф. Нарышкину и перед всеми срезала украшение из лент, очень шедшее к прическе женщины, в другой раз она собственноручно остригла половину завитых спереди волос у своих двух фрейлин под предлогом того, что не любит такого фасона прически, а сами фрейлины после уверяли, что ее величество вместе с волосами содрала немного и кожи.

Ее фантазии могли поразить любого заезжего иностранца. Государыня рассказывала, как «в один прекрасный день императрице нашла фантазия велеть всем дамам обрить головы. Все ее дамы с плачем повиновались; Елизавета отослала им черные плохо расчесанные парики, которые они были вынуждены носить, пока не отросли волосы». В скором времени последовал указ о бритье волос у всех городских дам высшего света. Каково было всему Петербургу смотреть на эту прискорбную картину? А между тем причина этого была довольно тривиальна - сама императрица неудачно покрасила свои волосы и была вынуждена остричься.

Страстью ее величества были карнавалы, маскарады и балы, о коих также следовали специальные высочайшие указы, и приходить на них были обязаны все приглашенные. На маскарадах могли присутствовать лишь дворяне, часто до полутора тысяч человек, при входе в зал их осматривали гвардейцы, снимая маски и проверяя лица. Часто устраивались маскарады с переодеваниями, где женщинам предписывалось быть в мужских костюмах, а мужчинам - в женских, но «нет ничего безобразней и в то же время забавней, как множество мужчин, столь нескладно наряженных, и ничего более жалкого, как фигуры женщин, одетых мужчинами».

При этом не благосклонная к ней невестка замечала, что «вполне хороша была только сама государыня, к которой мужское платье отлично шло…». Это знали все, знала и сама Елизавета Петровна, со времен переворота любившая щеголять в мундире.

Понятно, что правы были те, кто считал, что у императрицы было «много тщеславия, она вообще хотела блистать во всем и служить предметом удивления».

Смерть императрицы

1762 год, 5 января – императрица Елизавета Петровна скончалась. На 53-м году жизни императрица умерла от горлового кровотечения. В исторических хрониках отмечается, что еще с 1757 г здоровье государыни стало на глазах ухудшаться: у нее были выявлены эпилепсия, одышка, частые носовые кровотечения, отечности нижних конечностей. Ей довелось почти полностью сократить свою активную придворную жизнь, отодвинув пышные балы и приемы на второй план.

Перед смертью у императрицы возник упорный кашель, который привел к сильному кровотечению из горла. Не справившись с болезнью, государыня умерла в своих покоях.

5 февраля 1762 года тело императрицы Елизаветы Петровны со всеми почестями было захоронено в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

И. Аргунов "Портрет императрицы Елизаветы Петровны"

«Елизаветой всегда владела страсть к перестановкам, перестройкам и переездам; в этом «она наследовала энергию своего отца, строила дворцы в 24 часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга» (В. Ключевский).

Императрица Елизавета Петровна (1709-1761) – дочь Петра I, рожденная до церковного бракосочетания с его второй женой, будущей Екатериной I.

Отец окружил ее и старшую сестру Анну блеском и роскошью как будущих невест иностранных принцев, но не очень занимался их воспитанием. Елизавета росла под присмотром «мамушек» и кормилиц из крестьянок, отчего хорошо узнала и полюбила русские нравы и обычаи. Для обучения иностранным языкам к цесаревнам были приставлены учителя немецкого, французского, итальянского языков. Грации и изяществу их обучал французский танцмейстер. Русская и европейская культуры сформировали характер и привычки будущей императрицы. Историк В. Ключевский писал: «От вечерни она шла на бал, а с бала поспевала к заутрене, до страсти любила французские спектакли и до тонкости знала все гастрономические секреты русской кухни».

Луи Каравакк "Портрет императрицы Елизаветы Петровны"

Личная жизнь Елизаветы Петровны не складывалась: Петр I пытался выдать ее за французского дофина Людовика XV, но это не сложилось. Затем ею были отвергнуты французские, португальские и персидские претенденты. Наконец, Елизавета согласилась на брак с голштинским принцем Карлом-Августом, но тот внезапно скончался… Одно время обсуждался ее брак с юным императором Петром II, который страстно влюбился в свою тетушку.

Взошедшая в 1730 году на престол Анна Иоанновна (двоюродная тетка Елизаветы) велела ей жить в Петербурге, но Елизавета не желала своим присутствием при дворе дразнить ненавидевшую ее императрицу и намеренно вела праздный образ жизни, часто пропадала в Александровской слободе, где общалась в основном с простыми людьми, принимала участие в их плясках и играх. Рядом с домом Елизаветы Петровны находились казармы Преображенского полка. Гвардейцы любили будущую императрицу за ее простоту и за хорошее к ним отношение.

Переворот

После провозглашения императором младенца Иоанна VI жизнь Елизаветы Петровны изменилась: она стала чаще бывать при дворе, встречаться с русскими сановниками и иностранными послами, которые в общем-то и уговорили Елизавету приступить к решительным действиям. 25 ноября 1741 г. она явилась в казармы Преображенского полка и обратилась с речью к гренадерам, которые присягнули ей и направились ко дворцу. Низвергнув правительницу и ее сына, Елизавета объявила себя императрицей. В кратком манифесте она объяснила свой поступок просьбой верноподданных и кровным родством с царствующим домом.

Участников переворота она щедро вознаградила: деньгами, званиями, дворянским достоинством, чинами…

Окружив себя фаворитами (в основном это были русские люди: Разумовские, Шуваловы, Воронцовы и др.), она никого из них не допустила до полного господства, хотя при дворе продолжались интриги, борьба за влияние…

Е.Е. Лансере "Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе"

Художник Лансере виртуозно передает единство стиля жизни и стиля искусства минувших эпох. Выход Елизаветы Петровны со свитой интерпретируется как театрализованное представление, где величественная фигура императрицы, воспринимается продолжением фасада дворца. Композиция строится на контрасте пышной барочной архитектуры и пустынного партера парка. Художник иронично сопоставляет массивность архитектурных форм, монументальную скульптуру и действующих лиц. Его увлекает перекличка элементов архитектурного декора и деталей туалета. Шлейф императрицы напоминает приподнятый театральный занавес, за которым мы застаем врасплох придворных актеров, спешащих исполнить привычные роли. В нагромождении лиц и фигур спрятан «скрытый персонаж» – арабчонок, прилежно несущий императорский шлейф. От взгляда художника не утаилась и курьезная деталь – незакрытая табакерка в торопливых руках кавалера-фаворита. Мелькание узоров и цветовых пятен создают ощущение ожившего мгновения прошлого.

Внутренняя политика

По восшествии на престол Елизавета Петровна именным указом упразднила Кабинет министров и восстановила Правительственный Сенат, «как было при Петре Великом». Чтобы упрочить престол за наследниками своего отца, она вызвала в Россию своего племянника, 14-летнего сына старшей сестры Анны, Петра-Ульриха, голштинского герцога, и объявила его своим наследником как Петра Федоровича.

Всю исполнительную и законодательную власть императрица передала Сенату, а сама предалась празднествам: отправившись в Москву, около двух месяцев провела в балах и карнавалах, завершившихся коронацией 25 апреля 1742 г. в Успенском соборе Кремля.

Елизавета Петровна превратила свое царствование в сплошное развлечение, оставив после себя 15 тысяч платьев, несколько тысяч пар обуви, сотни неразрезанных кусков материи, недостроенный Зимний дворец, поглотивший с 1755 по 1761 г.г. 10 млн. рублей. Она пожелала переделать под свой вкус императорскую резиденцию, доверив эту задачу архитектору Растрелли. Весной 1761 года возведение здания было закончено, начались внутренние работы. Однако Елизавета Петровна скончалась, так и не переехав в Зимний дворец. Строительство Зимнего дворца было окончено уже при Екатерине II. Это здание Зимнего дворца сохранилось до наших дней.

Зимний дворец, гравюра XIX века

В царствование Елизаветы Петровны коренные реформы в государстве не проводились, но некоторые нововведения были. В 1741 г. правительство простило недоимки крестьянам за 17 лет, в 1744 г. по распоряжению императрицы в России была отменена смертная казнь. Строились инвалидные дома и богадельни. По инициативе П.И. Шувалова была организована комиссия по разработке нового законодательства, учреждены дворянский и купеческий банки, уничтожены внутренние таможни и увеличены пошлины на иностранные товары, была облегчена рекрутская повинность.

Дворяне вновь стали замкнутым привилегированным сословием, приобретаемым происхождением, а не личными заслугами, как было при Петре I.

При императрице Елизавете Петровне отмечается взлет развития русской науки: М.В. Ломоносов публикует свои научные труды, Академия наук издает первый полный географический атлас России, появилась первая химическая лаборатория, в Москве основан университет с двумя гимназиями при нем, стали выходить «Московские ведомости». В 1756 г. в Петербурге утвержден первый русский государственный театр, директором которого становится А.П. Сумароков.

В.Г. Худяков "Портрет И.И. Шувалова"

Закладывается основа библиотеки Московского университета, в основе ее – книги, подаренные И.И. Шуваловым. А в коллекцию Петербургской Академии художеств он передал 104 картины Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Пуссена и других известных европейских художников. Он внес огромный вклад в формирование картинной галереи Эрмитажа. В елизаветинское время картинные галереи становятся одним из элементов великолепного дворцового убранства, которое должно было ошеломлять приглашенных ко двору, свидетельствовать о могуществе российской державы. К середине XVIII века появилось немало интересных и ценных частных коллекций, владельцами которых были представители высшей аристократии, которые вслед за императрицей стремились украшать дворцы произведениями искусства. Возможность русских дворян много путешествовать и тесно взаимодействовать с европейской культурой способствовала формированию новых эстетических предпочтений русских собирателей.

Внешняя политика

В годы правления Елизаветы Петровны Россия значительно упрочила свое международное положение. Начатая в 1741 г. война со Швецией закончилась заключением мира в Або в 1743 г., по которому России отошла часть Финляндии. В результате резкого усиления Пруссии и угрозы русским владениям в Прибалтике Россия на стороне Австрии и Франции приняла участие в Семилетней войне (1756-1763 г.г.), которая продемонстрировала мощь России, но обошлась государству очень дорого и практически ничего ему не дала. В августе 1760 г. русские войска под командованием П.С. Салтыкова разгромили прусскую армию Фридриха II и вошли в Берлин. Лишь смерть Елизаветы спасла прусского короля от полной катастрофы. Но вступивший на престол после ее смерти Петр III был поклонником Фридриха II и возвратил Пруссии все завоевания Елизаветы.

Личная жизнь

Елизавета Петровна, бывшая в молодости азартной танцовщицей и смелой наездницей, с годами все труднее мирилась с утратой молодости и красоты. С 1756 г. с ней все чаще стали случаться обмороки и конвульсии, которые она старательно скрывала.

К. Пренне "Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны со свитой"

К. Валишевский, польский историк, писатель и публицист, создал серию произведений, посвященных русской истории. Он издает во Франции на французском языке, начиная с 1892 года, одну за другой книги о русских царях и императорах, об их окружении. Книги Валишевского были объединены в серию «Происхождение современной России» и охватывают период между царствованиями Ивана Грозного и Александра I. В книге «Дочь Петра Великого. Елизавета Петровна» (1902) он так описывает последний год жизни императрицы: «Зима 1760-61г.г. прошла в Петербурге не столько в балах, сколько в напряженном ожидании оных. Императрица не появлялась на людях, запиралась в спальне, принимала, не вставая с постели, только министров с докладами. Часами Елизавета Петровна попивала крепкие напитки, рассматривала ткани, разговаривала с кумушками и вдруг, когда какой-нибудь примеренный наряд казался ей удачным, объявляла о намерении появиться на балу. Начиналась придворная суета, но, когда платье было надето, волосы императрицы зачесаны вверх и косметика наложена по всем правилам искусства, Елизавета подходила к зеркалу, вглядывалась – и отменяла празднество».

Она скончалась в 1761 г. в сильных страданиях, но уверяла окружающих, что они слишком малы по сравнению с ее грехами.

Елизавета Петровна состояла в тайном морганатическом браке с А.Г. Разумовским, от которого (по некоторым источникам) у них были дети, носившие фамилию Таракановых. В XVIII в. под этой фамилией были известны две женщины: Августа, которая по велению Екатерины II была привезена из Европы и пострижена в московский Павловский монастырь под именем Досифеи, и неизвестная авантюристка, объявившая себя в 1774 г. дочерью Елизаветы и претендовавшая на русский престол. Была арестована и заключена в Петропавловскую крепость, где скончалась в 1775 г., скрыв тайну своего происхождения даже от священника.

К. Флавицкий "Княжна Тараканова"

Художник К. Флавицкий использовал эту историю для сюжета своей картины «Княжна Тараканова». На полотне изображён каземат Петропавловской крепости, за стенами которой бушует наводнение. На кровати, спасаясь от воды, прибывающей в зарешеченное окно, стоит молодая женщина. Промокшие крысы выбираются из воды, подбираясь к ногам узницы.

На свет появилась до заключения официального брака между родителями. Назвали родившуюся девочку Елизаветой. Такое имя династия Романовых раньше никогда не использовала.

В 1711 году Пётр Великий и Екатерина заключили законный брак. Соответственно, их дочери старшая Анна и младшая Елизавета стали царевнами. А когда в 1721 году русский царь провозгласил себя императором, то девушек начали именовать цесаревнами.

Художник Г. Х. Гроот, 1744 год

Современники отмечали, что Елизавета была необыкновенно красивой, увлекалась нарядами, празднествами и танцами. Она избегал каких-либо серьёзных занятий и казалась всем недалёкой и легкомысленной. Как претендентку на престол молодую женщину мало кто брал в расчёт.

Однако проницательные люди замечали, что цесаревна не так проста, как казалось на первый взгляд. Она не была, а скорее играла роль ветреной особы, так как та ей была удобна. На самом же деле молодая женщина имела волевой характер, незаурядный ум, честолюбие и властность.

В последние годы правления императрица Елизавета Петровна много болела. Нескончаемые ночные празднества, жирная пища, нежелание менять образ жизни и лечиться состарили государыню. Приближающаяся старость стала для женщины кошмаром. Никакие украшения и наряды не могли скрыть следы бурно прожитых лет.

Правительница гневалась, впадала в депрессию, отменяла маскарады и балы, укрывалась от людских глаз во дворце. В это время попасть к ней мог лишь Иван Шувалов. Умерла государыня 25 декабря 1761 года от горлового кровотечения . Оно стало результатом какого-то хронического заболевания, не установленного медиками. На российский престол взошёл племянник почившей императрицы Пётр III .

Алексей Стариков

Елизавета Петровна, российская императрица (1741-1761) родилась 18 декабря 1709 года (по новому стилю — 29 декабря) в подмосковном селе Коломенском еще до заключения церковного брака между ее родителями — царем Петром I и Мартой Скавронской (Екатериной I).

Росла в Москве, уезжая летом в Покровское, Преображенское, Измайловское или Александровскую слободу. Отца в детстве видела редко. Когда мать уезжала в Петербург, воспитанием будущей императрицы занималась сестра отца, царевна Наталья Алексеевна, или семья сподвижника Петра I .

Цесаревну обучали танцам, музыке, умению одеваться, этике, иностранным языкам.

В 14 лет Елизавету объявили совершеннолетней и стали подыскивать ей женихов. предполагал выдать ее за французского короля Людовика XV. Этот план не осуществился, и Елизавету начали сватать за второстепенных немецких князей, пока не остановились на принце Голштинском Карле Августе. Но смерть жениха расстроила этот брак. Так и не дождавшись жениха голубых кровей, 24 летняя красавица отдала сердце придворному певчему Алексею Разумовскому.

Разумовский, украинский казак, с 1731 года был солистом императорской капеллы. Когда Елизавета Петровна заметила его, она выпросила его у Екатерины I. Когда Разумовский потерял свой голос, она сделала его бандуристом, позже поручила ему управлять одним из своих имений, а затем и всем своим двором. Есть сведения, что в конце 1742 года она сочеталась с ним тайным браком в подмосковном селе Перове.

Став императрицей, Елизавета возвела своего морганатического супруга в графское достоинство, сделала фельдмаршалом и кавалером всех орденов. Но Разумовский сознательно устранился от участия в государственной жизни.

По описанию современникам, Елизавета Петровна была по-европейски хороша собой. Высокого роста (180 см), имела слегка рыжеватые волосы, выразительные серо-голубые глаза, правильной формы рот, здоровые зубы.

Испанский посланник герцог де Лирна в 1728 году писал о цесаревне: "Принцесса Елизавета такая красавица, каких я редко видел. У нее удивительный цвет лица, прекрасные глаза, превосходная шея и несравненный стан. Она высокого роста, чрезвычайно жива, хорошо танцует и ездит верхом без малейшего страха. Она не лишена ума, грациозна и очень кокетлива".

Во время правления своей матери и своего племянника Елизавета вела веселую жизнь при дворе. При императрице и правительнице регентше ее положение стало тяжелым. Елизавета Петровна лишилась блестящего положения при дворе и была вынуждена почти безвыездно жить в своей вотчине, Александровской слободе.

В ночь на 25 ноября 1741 года при помощи роты гвардейцев Преображенского полка Елизавета Петровна совершила дворцовый переворот. Маленький император Иван VI и его семья были арестованы, фавориты прежней императрицы были приговорены к смертной казни, однако затем были помилованы и сосланы в Сибирь.

В момент переворота у Елизаветы Петровны не было конкретной программы своего правления, но идея воцарения ее на престоле поддерживалась простыми горожанами и низами гвардии из за недовольства засильем иностранцев при русском дворе.

Первым подписанным Елизаветой Петровной документом был манифест, в котором доказывалось, что после смерти Петра II она - единственная законная наследница престола. Коронационные торжества прошли 25 апреля 1742 года в Успенском соборе Московского Кремля. Императрица сама возложила на себя корону.

Обеспечив за собой власть, Елизавета Петровна поспешила наградить людей, которые способствовали вступлению ее на престол или вообще были ей преданы, и составить из них новое правительство. Гренадерская рота Преображенского полка получила название лейб-кампании. Солдаты не из дворян были зачислены в дворяне, капралы, сержанты и офицеры повышены в чинах. Все они были пожалованы землями преимущественно из конфискованных у иностранцев поместий.

Елизавета Петровна провозгласила курс на возврат к наследию Петра Великого. Указом от 12 декабря 1741 года было предписано все постановления петровского времени "наикрепчайше содержать и по них неотменно поступать во всех правительствах государства нашего". Кабинет министров ликвидировался. Восстанавливался Сенат, Берг и Мануфактур коллегии, Главный магистрат, Провиантская коллегия. Также в 1740 е годы была восстановлена прокуратура. Распространенные при Петре I кары за казнокрадство и взяточничество (казнь, кнут, ликвидация имущества) Елизавета Петровна заменила понижением в чине, переводом на другую службу и изредка увольнением. Гуманизация общественной жизни в годы ее правления выразилась в отмене смертной казни (1756), указах о строительстве инвалидных домов и богаделен.

В отличие от отца, Елизавета отводила большую роль в административных делах и культуре не только Петербургу, но Москве. Для всех коллегий и Сената в Москве создавались отделения; основанному в 1755 году Московскому университету в 1756 году были приданы две гимназии на Моховой улице. Тогда же стала выходить газета "Московские ведомости", а с 1760 года - первый московский журнал "Полезное увеселение".

Большую роль в правлении Елизаветы Петровны сыграли ее фавориты. В начале 1750 х годов страной практически руководил молодой фаворит императрицы Петр Шувалов, с именем которого связана реализация елизаветинской идеи об отмене внутренних таможен, что дало импульс развитию предпринимательства и внешней торговли (1753-1754).

Способствовал развитию и указ об учреждении в 1754 году Заемного и Государственного банков для дворян и купцов.

Значительное оживление и подъем экономической жизни России в годы правления Елизаветы были вызваны также административной деятельностью канцлера Алексея Бестужева Рюмина, одного из инициаторов созыва Комиссии об Уложении в 1750 х годах, обер-прокурора Якова Шаховского, братьев Михаила и Романа Воронцовых.

С именами Ивана Шувалова и русского энциклопедиста Михаила Ломоносова связано основание Московского университета (1755), открытие гимназий в Москве и Казани, с именем Федора Волкова - становление русского национального театра. В 1757 году была основана Академия художеств в Петербурге.

Отвечая запросам поддерживавшего ее социального слоя, Елизавета Петровна разрешила дворянам, обязанным по закону 1735 года служить по военной или статской части 25 лет, брать льготные долговременные отпуска, которые настолько укоренились, что в 1756-1757 годах пришлось прибегнуть к крутым мерам, чтобы заставить зажившихся в поместьях офицеров являться в армию. Императрица поощрила обычай записывать детей в полки еще в младенчестве, так что задолго до совершеннолетия они могли достигать офицерских чинов. Продолжением этих мер было распоряжение о подготовке Манифеста о вольности дворянства (был подписан позже Екатериной II), поощрение огромных трат дворян на свои повседневные нужды, рост расходов на содержание двора.

Активной была и внешняя политика Елизаветы. При вступлении на престол Елизавета застала Россию в войне со Швецией. В ходе русско-шведской войны 1741-1743 годов Россия получила значительную часть Финляндии. Пытаясь противостоять возросшей мощи Пруссии, Елизавета отказалась от традиционных отношений с Францией и заключила антипрусский союз с Австрией. Россия при Елизавете успешно участвовала в Семилетней войне. После взятия Кенигсберга Елизавета издала указ о присоединении Восточной Пруссии к России на правах ее провинции. Кульминацией военной славы России при Елизавете стало взятие Берлина в 1760 году.

Сама Елизавета Петровна имела слабости, которые недешево обходились государственной казне. Главной была страсть к нарядам. Со дня восшествия своего на престол она не надела дважды ни одного платья. После смерти императрицы в ее гардеробах осталось 15 тысяч платьев, два сундука шелковых чулок, тысяча пар туфель и более сотни кусков французских материй. Ее наряды составили основу текстильной коллекции Государственного исторического музея в Москве.

Елизавета Петровна скончалась 25 декабря 1761 года. Официальным наследником престола она назначила своего племянника (сына сестры Анны) - Петра Федоровича.

После смерти Елизаветы Петровны появилось немало самозванцев, именовавших себя ее детьми от брака с Разумовским. Наиболее известной фигурой из них стала так называемая княжна Тараканова.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ро­ди­лась во вне­брач­ной свя­зи ро­ди­те­лей, тем не ме­нее объ­яв­ле­на Пет­ром I ца­рев­ной 6(17).3.1711, ко­гда её мать бы­ла про­воз­гла­ше­на ца­ри­цей. Во вре­мя бра­ко­со­че­та­ния Пет­ра I и Ека­те­ри­ны I 19.2(1.3).1712 Ели­за­ве­та, дер­жась за по­дол ма­те­ри, шла во­круг ана­лоя вме­сте со стар­шей се­ст­рой Ан­ной и та­ким об­ра­зом, со­глас­но цер­ков­ным ка­но­нам, бы­ла при­зна­на за­кон­ной («при­вен­чан­ной») до­че­рью ца­ря. В дет­ст­ве и юно­сти жи­ла без­за­бот­ной жиз­нью мо­ло­дой кра­са­ви­цы, за­ня­той на­ря­да­ми, празд­ни­ка­ми и про­гул­ка­ми. Сис­те­ма­тич. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чи­ла; обу­ча­лась рус. гра­мо­те, франц. и, воз­мож­но, швед. и нем. язы­кам, но пи­са­ла толь­ко по-рус­ски, с ошиб­ка­ми. С 23.12.1721 (3.1.1722), ко­гда её мать бы­ла объ­яв­ле­на им­пе­рат­ри­цей, ста­ла име­но­вать­ся це­са­рев­ной. Её ро­ж­де­ние до бра­ка ро­ди­те­лей ис­клю­ча­ло воз­мож­ность ди­на­стич. бра­ка, по­пыт­ки за­клю­че­ния ко­то­ро­го пред­при­ни­ма­лись до нач. 1740-х гг. С вос­ше­ст­ви­ем на рос. пре­стол пле­мян­ни­ка Е. П. – имп. Пет­ра II (1727) ме­ж­ду ним и Е. П. на­чал­ся ро­ман, ко­то­рый был пре­рван ок­ру­же­ни­ем им­пе­ра­то­ра, опа­сав­шим­ся влия­ния Е. П. По­сле смер­ти Пет­ра II (янв. 1730) при вы­бо­ре но­во­го мо­нар­ха кан­ди­да­ту­ра Е. П. не об­су­ж­да­лась. С при­хо­дом к вла­сти имп. Ан­ны Ива­нов­ны (1730) Е. П. за­ня­ла 3-ю по­зи­цию в ие­рар­хии дво­ра – по­сле им­пе­рат­ри­цы и прин­цес­сы Ан­ны Ле­о­поль­дов­ны . Ан­на Ива­нов­на с по­доз­ре­ни­ем и скры­тым не­доб­ро­же­ла­тель­ст­вом от­но­си­лась к Е. П. как к сво­ей воз­мож­ной со­пер­ни­це и дер­жа­ла «ма­лый двор» Е. П. под бди­тель­ным при­смот­ром. Ум­ная, че­сто­лю­би­вая и не­до­вер­чи­вая, Е. П. дер­жа­лась в сто­ро­не от по­ли­тич. ин­триг, мно­го вре­ме­ни про­во­ди­ла в сво­ём име­нии Цар­ское Се­ло или в Лет­нем двор­це в С.-Пе­тер­бур­ге (сто­ял на мес­те Ми­хай­лов­ско­го зам­ка), про­из­во­дя впе­чат­ле­ние лег­ко­мыс­лен­ной и не­да­лё­кой кра­са­ви­цы. Во­круг це­са­рев­ны сло­жил­ся кру­жок близ­ких к ней мо­ло­дых лю­дей, сре­ди ко­то­рых бы­ли зна­ме­ни­тые впо­след­ст­вии дея­те­ли её цар­ст­во­ва­ния – М. И. Во­рон­цов , бр. И. И. Шу­ва­лов и П. И. Шу­ва­лов и др. Е. П. не бы­ла за­му­жем и официально не име­ла де­тей, хо­тя есть сви­де­тель­ст­ва то­го, что де­ти у неё ро­ж­да­лись не один раз. С 1731 фа­во­ри­том Е. П. был укр. ка­зак и быв. пев­чий А. Г. Ра­зу­мов­ский , в 1742 (или в 1744) они тай­но об­вен­ча­лись в под­мос­ков­ной Дуб­ро­виц­кой церк­ви Зна­ме­ния (по др. вер­си­ям – в моск. церк­ви Вос­кре­се­ния в Ба­ра­шах или в Зна­мен­ской церк­ви в с. Пе­ро­во). В 1749, по­сле не­сколь­ких ко­рот­ких ро­ма­нов, у Е. П. поя­вил­ся но­вый фа­во­рит – об­ра­зо­ван­ный и ум­ный И. И. Шу­ва­лов.

При Ан­не Ле­о­поль­дов­не, пра­ви­тель­ни­це (1740–41) при ма­ло­лет­нем имп. Ива­не VI Ан­то­но­ви­че, по­ли­тич. зна­че­ние Е. П. воз­рос­ло. Яв­ная сла­бость вла­сти, не­пре­рыв­ная че­хар­да вла­сти­те­лей не­рус­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния ста­ли вы­зы­вать раз­дра­же­ние гвар­дии . Су­ще­ст­во­вав­ший в сре­де гвар­дей­ских сол­дат культ Пет­ра I в пол­ной ме­ре рас­про­стра­нял­ся на его дочь, в ко­то­рой ви­де­ли на­след­ни­цу ца­ря-ре­фор­ма­то­ра. Е. П. ста­ра­лась нра­вить­ся гвар­дей­цам: она лас­ко­во при­ни­ма­ла их, кре­сти­ла их де­тей, бы­ла про­ста, дру­же­люб­на со спод­виж­ни­ка­ми от­ца и с их мо­ло­ды­ми то­ва­ри­ща­ми. Од­но­вре­мен­но Е. П. на­ча­ла вес­ти пе­ре­го­во­ры со швед­ским (Э. М. Ноль­кен) и фран­цуз­ским (мар­киз Ж. И. Т. де ля Ше­тар­ди) по­слан­ни­ка­ми, ко­то­рые на­дея­лись на из­ме­не­ние про­ав­ст­рий­ско­го внеш­не­по­ли­тич. кур­са Рос. им­пе­рии, ук­ре­пив­ше­го­ся при Ан­не Ле­о­поль­дов­не. Шве­ды также на­дея­лись в бу­ду­щем до­бить­ся пе­ре­смот­ра ус­ло­вий Ни­штад т­ско­го ми­ра 1721 и воз­вра­ще­ния за­воё­ван­ных Рос. им­пе­ри­ей швед. про­вин­ций в вост. При­бал­ти­ке. Од­на­ко эти на­ме­ре­ния шве­дов от­пу­ги­ва­ли це­са­рев­ну, и она за­тя­ги­ва­ла пе­ре­го­во­ры.

Опи­ра­ясь на гвар­дей­цев, 25.11(6.12).1741 Е. П. со­вер­ши­ла гос. пе­ре­во­рот, лич­но воз­гла­ви­ла за­хват Зим­не­го двор­ца – ре­зи­ден­ции Ан­ны Ле­о­поль­дов­ны. При ко­ро­на­ции в Мо­ск­ве Е. П. де­мон­ст­ра­тив­но взя­ла ко­ро­ну из рук ми­тро­по­ли­та и са­ма воз­ло­жи­ла се­бе на го­ло­ву, под­чёр­ки­вая этим, что обя­за­на вла­стью толь­ко са­мой се­бе. Но­вая им­пе­рат­ри­ца по­ла­га­ла, что ей дос­та­точ­но бу­дет лишь про­дол­жать по­ли­ти­ку от­ца, а для это­го на­до уст­ра­нить ис­ка­же­ния, воз­ник­шие по­сле его смер­ти. Она ли­к­ви­ди­ро­ва­ла соз­дан­ный при Ан­не Ива­нов­не Ка­би­нет ми­ни­ст­ров 1731–41 , вос­ста­но­ви­ла роль Се­на­та , сно­ва став­ше­го Пра­ви­тель­ст­вую­щим, и др. пет­ров­ских уч­ре­ж­де­ний. Е. П. бы­ла пол­но­власт­ной са­мо­дер­жи­цей, оп­ре­де­ля­вшей как вну­три-, так и внеш­не­по­ли­тич. курс Рос­сии; в то же вре­мя она пе­ре­до­ве­ри­ла мн. де­ла сво­им ми­ни­ст­рам и фа­во­ри­там, ко­то­рые, впро­чем, не мо­гли быть уве­ре­ны в проч­но­сти свое­го влия­ния. По­ли­ти­ка, про­во­ди­мая под ло­зун­гом вос­ста­нов­ле­ния «свя­щен­ных на­чал Пет­ра Ве­ли­ко­го», ока­за­лась един­ст­вен­но вер­ной: в это вре­мя Рос­сия ис­пы­ты­ва­ла подъ­ём на­цио­наль­но­го са­мо­соз­на­ния и гор­до­сть пет­ров­ски­ми свер­ше­ния­ми, и дочь Пет­ра I на тро­не яв­ля­лась для мно­гих га­ран­том со­хра­не­ния дос­тиг­ну­тых при её от­це ус­пе­хов. Пер­вые же дей­ст­вия Е. П. в ка­че­ст­ве им­пе­рат­ри­цы от­ли­ча­лись пре­ду­смот­ри­тель­но­стью и даль­но­вид­но­стью: она аре­сто­ва­ла и от­пра­ви­ла в ссыл­ку Ива­на VI Ан­то­но­ви­ча и его се­мью, 5(16).2.1742 вы­зва­ла из Прус­сии сво­его пле­мян­ни­ка Кар­ла Пе­те­ра Уль­ри­ха (бу­ду­ще­го имп. Пет­ра III ), ко­то­рый пе­ре­шёл в пра­во­сла­вие, став вел. кн. Пет­ром Фё­до­ро­ви­чем, и был объ­яв­лен на­след­ни­ком пре­сто­ла; в 1745 его же­ни­ли на Ека­те­ри­не Алек­се­ев­не (бу­ду­щая имп. Ека­те­ри­на II ).

Е. П. по­сто­ян­но ис­пы­ты­ва­ла страх за свою власть и жизнь, бы­ла по­доз­ри­тель­на к ма­лей­шим уг­ро­зам. В её двор­цах не бы­ло осо­бо­го по­ме­ще­ния для спаль­ни, она от­ды­ха­ла в раз­ных за­лах, а ино­гда позд­но ве­че­ром тай­но пе­ре­ез­жа­ла в др. дво­рец. Опа­са­ясь ноч­но­го пе­ре­во­ро­та (о под­го­тов­ке од­но­го из них в 1742 она по­лу­чи­ла дос­то­вер­ные све­де­ния), Е. П. поч­ти ни­ко­гда не спа­ла по но­чам, при­ну­ж­дая ок­ру­жав­ших и двор так­же бодр­ст­во­вать. В прав­ле­ние Е. П. даль­ней­шее раз­ви­тие по­лу­чи­ла эко­но­ми­ка. Спрос на рос. же­ле­зо в Ев­ро­пе дос­тиг 100% от его про­из­вод­ст­ва, что рез­ко сти­му­ли­ро­ва­ло пром. строи­тель­ст­во, ко­то­рое во мно­гом ве­лось ча­ст­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми. По ини­циа­ти­ве П. И. Шу­ва­ло­ва, Е. П. в 1754 от­ме­ни­ла внутр. та­мож­ни, что при­ве­ло к ожив­ле­нию тор­гов­ли и рос­ту до­хо­дов каз­ны. В том же го­ду был от­крыт Дво­рян­ский за­ём­ный банк. Со­хра­не­ние и уп­ро­че­ние по­ме­щичь­ей соб­ст­вен­но­сти яв­ля­лись важ­ней­шей за­да­чей Уло­жен­ной ко­мис­сии по соз­да­нию но­во­го сво­да за­ко­нов (1754–63). В ней бы­ли раз­ра­бо­та­ны про­ек­ты мно­гих гос. пре­об­ра­зо­ва­ний, осу­ще­ст­в­лён­ных уже в цар­ст­во­ва­ние имп. Ека­те­ри­ны II (за­ко­но­да­тель­ст­во о пра­вах дво­рян­ст­ва; за­пре­ще­ние «Сло­ва и де­ла» – при­зы­ва, с по­мо­щью ко­то­ро­го не­мед­лен­но воз­бу­ж­да­лось по­ли­тич. де­ло; се­ку­ля­ри­за­ция цер­ков­ных зе­мель и др.). Дво­рян­ст­во уп­ро­чи­ло свои при­ви­ле­гии. Важ­ным куль­тур­ным со­бы­ти­ем цар­ст­во­ва­ния Е. П. ста­ло от­кры­тие Моск. ун-та [указ от 12(23).1.1755] и Уни­вер­си­тет­ской гим­на­зии при нём, а так­же соз­да­ние Ака­де­мии ху­до­жеств . На фо­не других цар­ст­во­ва­ний прав­ле­ние Е. П. ока­за­лось бо­лее гу­ман­ным, не­смот­ря на су­ще­ст­вова­ние пу­гав­шей всех сво­ей жес­то­ко­стью Кан­це­ля­рии тай­ных ро­зы­ск­ных дел во гла­ве с ген. А. И. Уша­ко­вым . При всту­п­ле­нии на пре­стол Е. П. по­кля­лась ни­ко­гда не под­пи­сы­вать смерт­ные при­го­во­ры и сдер­жа­ла дан­ное Бо­гу сло­во: 20 лет в Рос­сии ни­ко­го не каз­ни­ли, при­го­во­рён­ных к смер­ти ссы­ла­ли на ка­тор­гу.

Гл. кри­те­ри­ем внеш­ней по­ли­ти­ки Е. П. яв­лял­ся при­ори­тет нац. ин­те­ре­сов Рос. им­пе­рии, что при­да­ва­ло оп­ре­де­лён­ность и яс­ность дей­ст­ви­ям Е. П. и по­зво­ля­ло ус­пеш­но вес­ти де­ла в Ев­ро­пе, в т. ч. по­бе­дить в рус.-швед. вой­не 1741–43. До­ве­ри­ем им­пе­рат­ри­цы поль­зо­вал­ся воз­глав­ляв­ший в 1744–58 рос. внеш­не­по­ли­тич. ве­дом­ст­во канц­лер гр. А. П. Бес­ту­жев-­Рю­мин , сто­рон­ник сою­за с Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и Ав­ст­ри­ей (с 1756 ме­сто Ве­ли­ко­бри­та­нии за­ня­ла Фран­ция) и по­ли­ти­ки сдер­жи­ва­ния прус. ко­ро­ля Фрид­ри­ха II Ве­ли­ко­го , к ко­то­ро­му Е. П. ис­пы­ты­ва­ла ост­рую ан­ти­па­тию. С на­ча­лом Се­ми­лет­ней вой­ны 1756–63 Е. П. уч­ре­ди­ла Кон­фе­рен­цию при Вы­со­чай­шем дво­ре , ру­ко­во­див­шую ве­де­ни­ем во­ен. дей­ст­вий. Это при­ве­ло к ос­лаб­ле­нию по­зи­ций Бес­ту­же­ва-Рю­ми­на и рос­ту влия­ния гр. И. И. Шу­ва­ло­ва и гр. М. И. Во­рон­цо­ва. Не­смот­ря на не­про­ду­ман­ность стра­те­гич. пла­нов и не­раз­бе­ри­ху в ты­лу, рос. ар­мия су­ме­ла три­ж­ды на­нес­ти по­ра­же­ние не­по­бе­ди­мым ра­нее вой­скам Фрид­ри­ха II Ве­ли­ко­го – в Грос-Егерс­дорф­ском сра­же­нии 1757 , при Паль­ци­ге и в Ку­нерс­дорф­ском сра­же­нии 1759 . В сент. 1760 рус.-австр. кор­пус на ко­рот­кое вре­мя за­нял Бер­лин, а клю­чи от сто­ли­цы Фрид­ри­ха II Ве­ли­ко­го ста­ли са­мым при­ят­ным по­дар­ком для Е. П., гор­див­шей­ся по­бе­да­ми сво­ей ар­мии. За­ня­тые в дек. 1757/янв. 1758 Кё­нигс­берг и Вост. Прус­сию Е. П. при­сое­ди­ни­ла к Рос. им­пе­рии (вхо­ди­ли в её со­став до 1762).

По об­ще­му мне­нию со­вре­мен­ни­ков, Е. П. бы­ла не­обык­но­вен­но кра­си­вой жен­щи­ной. Она про­жи­ла жизнь, как пи­сал В. О. Клю­чев­ский, «не сво­дя с се­бя глаз», гна­лась за всё но­вы­ми и но­вы­ми на­ря­да­ми и ук­ра­ше­ния­ми, ко­то­рые ску­па­ли для неё в Ев­ро­пе. Свою власть она ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ла для рег­ла­мен­ти­ро­ва­ния внеш­не­го ви­да под­дан­ных. В сле­до­ва­нии мо­де им­пе­рат­ри­ца все­гда бы­ла пер­вой и стре­ми­лась со­хра­нить мо­но­по­лию на кра­со­ту и изя­ще­ст­во. Для это­го она из­да­ва­ла имен­ные ука­зы, за­пре­щав­шие да­мам но­сить во­ло­сы так, как это де­ла­ла она, пер­вой от­би­ра­ла для се­бя (ино­гда це­лы­ми пар­тия­ми) «га­лан­те­рей­ные» то­ва­ры из Ев­ро­пы, что­бы ли­шить но­ви­нок др. дам. «Ухищ­ре­ния ко­кет­ст­ва» так рас­про­стра­ни­лись, что по­го­ня за мо­дой ста­ла все­об­щей, за­хва­тив да­же муж­чин. Е. П. не жа­ле­ла де­нег для строи­тель­ст­ва зда­ний в сти­ле, по­лу­чив­шем назв. ели­за­ве­тин­ское ба­рок­ко (гл. ар­хи­тек­то­ром был Б. Ф. Рас­трел­ли ). Двор­цы Е. П. от­ли­ча­лись осо­бым изя­ще­ст­вом, рос­ко­шью и ве­ли­че­ст­вен­но­стью. Лич­ные ху­дожественные при­стра­стия Е. П. спо­соб­ст­во­ва­ли раз­ви­тию эс­те­тического вку­са её под­дан­ных, фор­ми­ро­ва­нию вы­со­ких тре­бо­ва­ний к про­из­ве­де­ни­ям ис­кус­ст­ва. Г. Р. Дер­жа­вин на­зы­вал цар­ст­во­ва­ние Е. П. «ве­ком пе­сен». Им­пе­рат­ри­ца лю­би­ла му­зы­ку, бы­ла че­ло­ве­ком яр­ко вы­ра­жен­ных музыкальных спо­соб­но­стей, са­ма со­чи­ня­ла пес­ни, со­хра­нив­шие­ся в на­ро­де. Бла­го­да­ря её ув­ле­че­ни­ям в Рос­сии поя­ви­лись ги­та­ра, ман­до­ли­на, ар­фа и др. ин­ст­ру­мен­ты, на­чал­ся рас­цвет опер­но­го ис­кус­ст­ва и ба­ле­та. Осо­бен­но силь­но Е. П. лю­би­ла дра­ма­тич. те­атр, ко­то­рый по её ини­циа­ти­ве был ор­га­ни­зо­ван в Су­хо­пут­ном ка­дет­ском кор­пу­се в нач. 1740-х гг. Труп­пой ру­ко­во­ди­ли А. П. Су­ма­ро­ков и при­гла­шён­ный из Яро­слав­ля ак­тёр и ре­жис­сёр Ф. Г. Вол­ков . Е. П. бы­ла за­яд­лой зри­тель­ни­цей мно­го­числ. тра­ге­дий и ко­ме­дий, ко­то­рые ста­ви­лись на сце­не при­двор­но­го те­ат­ра. При ней рус. зри­тель по­зна­ко­мил­ся с У. Шек­спи­ром , Моль­е­ром , пье­са­ми рус. дра­ма­тур­гов, в пер­вую оче­редь Су­ма­ро­ко­ва (по­ста­нов­ка его пье­сы «Хо­рев» со­стоя­лась осе­нью 1747). 30.8(10.9).1756 Е. П. под­пи­са­ла указ об от­кры­тии пер­во­го рус. пуб­лич­но­го те­атра в зда­нии на Ва­силь­ев­ском ост­ро­ве. К кон­цу жиз­ни Е. П. рез­ко из­ме­ни­лась. Увя­да­ние ста­ло для неё на­стоя­щим бед­ст­ви­ем, при­чи­ной не­пре­рыв­но­го уны­ния и ка­при­зов.

В честь Е. П. на­зва­на кре­пость Ели­са­вет­град (1754; с 1765 – г. Ели­са­вет­град; с 1939 – г. Ки­ро­во­град, ны­не в со­ста­ве Ук­раи­ны).