Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Литературно-исторические заметки юного техника. «Бесприданница» главные герои

Литературно-исторические заметки юного техника. «Бесприданница» главные герои

Александр Николаевич Островский — гениальный русский драматург. Его знаменитая пьеса бесприданница была написана в 1878 году. Автор долго и упорно работал над произведением в течение четырёх лет. «Бесприданница» вызвала много вопросов и противоречий у критиков и зрителей, которые самыми первыми увидели постановку пьесы на сцене.

Как это часто бывает, признание людей к «Бесприданнице» пришло лишь через несколько лет после смерти самого автора. Первые поставленные спектакли в петербургском и московском театрах, к сожалению, были весьма провальными, критики давали плохие оценки и писали противоречивые отзывы. Однако пьеса быстро и легко прошла цензуру и сразу была напечатана в журнале «Отечественные записки» в 1879 году.
Есть мнение, что Островский написал драму, основываясь на реальных событиях, которые ему пришлось наблюдать за свою жизнь, будучи мировым судьей в Кинешемском уезде.

Замысел этого произведения был задуман автором осенью 1874 года, но работа над ним шла долго и кропотливо. За время её написания автор выпускает ещё несколько произведений, а «Бесприданницу» заканчивает лишь в январе 1879 года. Пьеса, которая не была принята и признана в своё время, сейчас стала классикой и обрела настоящее уважение и бессмертие.

Суть произведения

Для начала стоит определиться, кто же такая бесприданница? Так в старину называли девушек бедных и не имеющих приданого, которое должно было войти в капитал ее будущей семьи. Женщина в те времена не работала, следовательно, мужчина брал ее на иждивение, и, кроме денег, полученных от родителей, ему было не на что надеяться, супруга никак не могла помочь ему в финансовых делах, да и дети ее автоматически оставались без наследства с одной из сторон. Как правило, такие девушки усердно пытались завоевывать внимание женихов своей красотой, родословной и внутренними достоинствами.

Александр Николаевич Островский в своей пьесе описывает реальное внутреннее состояние обычной бесприданницы, которая упорно ищет настоящую, искреннюю любовь на земле, но осознаёт, что её не существует. Никто так и не решился заглянуть в её душу и проявить к ней искренний интерес, поэтому девушка становится обычной вещью для богача, у неё просто нет другого выхода и даже шанса получить достойное отношение. Еще один вариант устроить свою жизнь – выйти замуж за жалкого, эгоистичного и непритязательного Карандышева, мелкого клерка, который опять же женится на Ларисе ради самоутверждения. Но и этот вариант она отвергает. Автор демонстрирует все жизненные противоречия, которые окружают нас, на примере судеб героев. Суть пьесы «Бесприданница» заключается в том, чтобы показать читателю, как беспощадно и подло люди меняют настоящую любовь и дружбу на обычную сделку, из которой можно будет лишь черпать собственную выгоду.

Главные герои

  1. Действующими лицами в пьесе стали:
    Лариса Огудалова — молодая красивая девушка, не имеющая приданного. Она чувствует себя крайне унизительно в этом мире из-за своего непростого положения в обществе. Такие девушки, к сожалению, мало кого интересовали во времена жизни писателя. Героиня очень любит мечтать, поэтому влюбляется в богатого дворянина и надеется на счастье рядом с ним. С Карандышевым, девушка чувствует себя вещью, её личность становится ничтожной, она прямо говорит ему, что не сможет полюбить его, так, как любит другого. Она одарена музыкальными и хореографическими талантами. Ее нрав кроток и спокоен, но в глубине души она – страстная натура, желающая взаимной любви. Потаенная сила воли проявлялась в ее характере, когда она бежит с помолвки навстречу риску быть опозоренной и непонятой своим окружением. Но ради искреннего чувства она готова пожертвовать жизнью, выкрикивая матери прощальный ультиматум: либо она станет женой Паратова, либо искать ее следует в Волге. Как видно, отчаянная женщина не лишена азарта, на кон она ставит и честь, и саму себя. мы разобрали в сочинении.
  2. Харита Игнатьевна — госпожа Огудалова, мать Ларисы Огудаловой, небогатая дворянка, вдова, которая отличалась особой ловкостью в хозяйственных делах, но не смогла выдать трем дочерям приданое, так как её состояние не было велико. Она сама еле сводит концы с концами, но умудряется закатывать обеды и вечера, чтобы найти партию для своей последней барышни на выданье.
  3. Юрий Карандышев — небогатый чиновник, жених Ларисы Огудаловой, отличался чрезмерной самовлюбленностью и навязчивостью. Эгоистичный чудак, который часто завидовал и выглядел глуповато. Лариса была для него игрушкой, которой он мог бы похвастаться перед другими. Он чувствует на себе все презрение окружения Огудаловых, но, тем не менее, не отказывается от мысли доказать им, что он всем ровня. Его показное высокомерие, попытки нравиться и снискать почет раздражают общество и саму героиню, в сравнении с достоинством и силой Паратова этот маленький человек безнадежно проигрывает. Он окончательно опускается в глазах невесты, когда напивается на званом обеде в честь помолвки. Тогда она понимает, что лучше в Волгу, чем к нему в жены.
  4. Сергей Паратов — уважаемый дворянин, богатый человек, который часто выбрасывал деньги на ветер в свое удовольствие. Он жил, кутил и ухаживал за женщинами красиво, поэтому ему после постепенного разорения удалось завладеть сердцем богатой наследницы. Очевидно, что он – такой же бездушный эгоист, как Карандышев, просто живет на широкую ногу и умеет производить впечатление. Душа компании и балагур, превыше всего любит веселиться и бросать пыль в глаза, потому и выбирает брак по расчету, а не искренние чувства.
  5. Василий Вожеватов — друг Ларисы Огудаловой, очень богатый, но безнравственный и подлый человек. Герой никогда не был влюблён и не знает, что это такое. Отличался остроумием и хитростью. Василий не собирается жениться на девушке, хоть и претендует на то, чтобы взять ее на содержание. Он проигрывает ее в жребии, но утешает себя в том, что сэкономил, что делает его безнравственным и пустым человеком. Он – купец, выходец из крепостных крестьян, который всего добился сам. Для него важнее всего не потерять достигнутого положения, поэтому он отказывается помочь молодой жещине, не желая нарушать купеческое слово, данное Кнурову.
  6. Мокий Кнуров — богатый человек преклонного возраста. Он проявляет симпатию к Ларисе, хоть и женат. Очень конкретный и обстоятельный человек, вместо всего и сразу обещает девушке, которую хочет сделать своей содержанкой, материальные блага, оговариваясь: «Для меня невозможного мало».
  7. Аркадий Счастливцев (Робинзон) — знакомый Паратова, неудавшийся актёр, который часто любил выпить, но не умел контролировать своё состояние.
  8. Гаврило — буфетчик, содержит кофейню на бульваре.
  9. Иван — прислуга в кофейне.
  10. Основная тема

    Драма человеческой души в безнравственном обществе — это и есть основная суть главной трагической темы в пьесе Островского «Бесприданница», которую автор широко раскрывает через героиню Ларису Огудалову. Она не получила приданое от своей матери, поэтому ей придётся страдать в этом нечеловечном мире. Женихи, которые ведут борьбу за девушку, не воспринимают её всерьез, она становится для них либо предметом для хвастовства, либо просто игрушкой и вещью.

    Тема разочарования в мире, также присутствует в произведении. Главную героиню ждёт страшный конец: опустошение, отчаяние, бесчестье и смерть. Девушка верила в лучшую и новую жизнь, верила в любовь и доброту, но всё, что ее окружало, смогло доказать ей, что ни любви, ни намёка на просветление просто нет. Все сюжетные линии в произведении затрагивают социальную тематику. Лариса живет в мире, где все можно обрести за деньги, даже любовь.

    Проблематика

    Конечно же, в трагедии не обойтись без неоднозначных и сложных вопросов. Проблематика в пьесе Александра Николаевича Островского достаточно обширная и многогранная.

    1. Главными в произведении являются проблемы нравственности: Лариса совершает бесчестный поступок в глазах общества, но предыстория ее полностью оправдывает. Настоящий аморальный поступок – это обмануть Карандышева и выйти замуж без любви. Не лучше поступить в содержанки к купцам. Поэтому Лариса и благодарить ревнивого жениха за свою смерть.
    2. Автор поднимает проблемы долга и чести, покупки человеческой души. Нравственность в обществе показная, для него достаточно просто сохранять видимость приличий, а вот бесчестный торг его избранных членов остается без осуждения и без внимания.
    3. Так же мы видит в произведении проблему поиска смысла жизни. Девушка отчаялась и потеряла смысл во всем, Вожеватов и Кнуров пользуются ей, как яркой игрушкой, которую не страшно даже проспорить. Паратов сообщает, что вскоре женится на другой девушке из-за материальных благ, он предаёт её и меняет любовь на комфорт. Лариса не может понять и перенести полное отсутствие души и безразличие тех, кто её окружает всю жизнь. Все мужчины, которые были рядом с ней, разочаровали героиню, она не чувствовала уважения и отношения, которого она была достойна. Для нее смыслом жизни была любовь, а когда ее не стало, как и уважения, Лариса предпочла смерть.

    В чем смысл пьесы?

    Островский написал очень эмоциональную драму, которая не разочарует своим идейно-тематическим содержанием даже опытного и привередливого читателя. Главная идея драмы Островского «Бесприданница» заключается в осуждении слишком высокого значения богатства и денег в обществе. Материальные блага в жизни играют самую важную роль, человек, который не имеет их, может быть лишь игрушкой в руках богача, не имеющей право на искренние чувства. Бедные люди становятся предметом продажи бессердечных варваров, которые чахли над своим состоянием. Вокруг Ларисы Огудаловой все пропитано грубым цинизмом и хитростью, которые губят её чистую, светлую душу. Эти качества и определили цену жизни женщины, перепродавая её между собой как безликую и бездушную вещь. И цена эта невелика.

    На примере образа героини писатель показывает, как страдает сердце бесприданницы, которая виновата только в том, что не имеет за плечами состояния. Так нечестна и несправедлива бывает судьба по отношению к нищим, но очень светлым и умным людям. Девушка теряет веру в человечество, в свои идеалы, переживая многочисленные предательства и унижения. В чем причина трагедии бесприданницы? Она не смогла смириться с крушением своей мечты, с разрушением своих убеждений и решила добиться от реальности того, чтобы она расположилась так, как надо ей, как должно было произойти в естественных условиях. Героиня с самого начала знает, что идет на смертельный риск, об этом говорит ее прощальная реплика в адрес матери. Она поставила всему свету условия: либо ее мечта сбывается, либо она уходит из жизни, не унижаясь до брака и сожительства по расчету. Даже если бы Карандышев ее не убил, она бы выполнила свое же предостережение и утопилась в Волге. Таким образом, молодая женщина стала жертвой своих иллюзий, своей гордости и непримиримости с пошлостью окружающей среды.

    Перед нами классическое столкновение романтических мечтаний и суровой, пошлой реальности. В этом сражении всегда побеждает последняя, но автор не теряет надежды на то, что хотя бы какие-то люди образумятся и перестанут создавать и поддерживать несправедливые условия общественных взаимоотношений. Он делает акцент на истинной добродетели и подлинных ценностях, которые надо научиться отличать от суетных дрязг пустых и мелочных подлецов. Бунт героини вселяет мужество бороться за свои убеждения до конца.

    Жанр

    Драма, как жанр, представляет читателю судьбу героя в противоречивом и жестоком мире, острый конфликт души человека с обществом, в котором он живет. Целью психологической драмы является показать драматическое положение личности во враждебно настроенной среде. Как правило, персонажей драмы ожидает трагичная судьба, духовные страдания, внутренние противоречия. В произведении такого типа можно встретить много живых эмоций и переживаний, которые присущи многим из нас.

    Так, в пьесе Островского ярко описывается внутренне состояние Ларисы Огудаловой, которая бунтует против бесчеловечных порядков в обществе, жертвует собой ради того, чтобы не жертвовать своими принципами. Героиня с трудом принимает обстоятельства, которые настигают её, она с ужасом терпит все испытания, приготовленные для неё судьбой. Это личная трагедия Ларисы, которую она не может пережить. Психологическая драма заканчивается ее смертью, что свойственно произведению в этом жанре.

    Быт и нравы провинции

    В пьесе Островского освещены быт и нравы русской провинции, дворян и купцов. Все они и очень похожи, и, в то же время, отличаются друг от друга. Герои ведут себя достаточно раскрепощено и совсем не боятся показать окружающим своё истинное лицо, им становится неважно, что порой они выглядят довольно глупо. Не боятся они не в силу смелости или открытости характера. Они просто не понимают, что выглядят невежественными, скупыми, мнительными или ничтожными.

    Мужчины не обходят стороной открытое общение с женщинами, для них измена не считается постыдной. Для них это элемент статуса: любовница становится отражением достатка. Один из героев произведения Господин Кнуров предложил Ларисе стать его содержанкой, хотя сам давно уже был женат, его не волновало то, что чувствует героиня, на первом месте стояла лишь собственная выгода и похоть.

    Девушка в провинции того времени, как мы уже выяснили, должна иметь хорошее состояние, чтобы успешно выйти замуж и хорошо жить. В таком мире очень сложно найти настоящую любовь и уважение, в мире, где все пропитано властью денег и скверными обычаями жадных людей, честная и умная женщина просто не смогла найти себе подобающего места. Ларису буквально погубили жестокие и бесчестные нравы её современников.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Александр Николаевич Островский - талантливейший русский драматург. Его творчество надолго определило основы национального репертуара русского театра, до сих пор его спектакли ставят все известнейшие российские театры.

Перед вами краткое содержание психологической драмы «Бесприданница», созданной в 1878.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ГЕРОИ.

  • Харита Игнатьевна Огудалова – вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам.
  • Лариса Дмитриевна – ее дочь, девица; одета богато, но скромно.
  • Мокий Парменыч Кнуров – один из крупных дельцов послед­него времени, пожилой человек, с громадным состоянием.
  • Василий Данилыч Вожеватов – очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по ко­стюму европеец.
  • Юлий Капитоныч Карандышев – молодой человек, небо­гатый чиновник.
  • Сергей Сергеич Паратов – блестящий барин, из судохозяев, лет за тридцать.
  • Робинзон — провинциальный актер Аркадий Счастлив­цев
  • Гаврило – клубный буфетчик и содержатель кофейной на бульваре.
  • Иван — слуга в кофейной.
  • Ефросинья Потаповна – тетка Карандышева.

БЕСПРИДАННИЦА – краткое содержание по действиям.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Действие происходит в большом городе Бряхимове на Волге. Утро. Безлюдный городской бульвар на высоком берегу. Буфетчик Гаврило стоит в дверях кофейной, его слуга Иван приводит в порядок мебель на площадке. На прогулку выходит Мокий Парменыч Кнуров. Совершив моцион, он садится в кофейной. Из-за горы появляется Васи­лий Данилыч Вожеватов. Раскланивается с Кнуровым. Идет Вожеватов с пристани, где встречал, но не встретил судовладельца Сергея Сергеича Па­ратова. Паратов продает ему свой пароход «Лас­точку».

Таврило замечает на Волге пароход и узнает в нем предмет разговора. Паратов, скорее всего, решил сам приехать на «Ласточке». В этом можно легко убедиться: когда Паратов причаливает или отплывает, палит пушка с его баржи. Да и коляска к пристани поехала с четырьмя иноходцами и с цы­ганом в парадном казакине.

Неторопливая беседа Кнурова и Вожеватова сопровождается шампанским. Говорят о выставке в Париже, куда поедут на днях. Вожеватов сообща­ет новость: Лариса Дмитриевна Огудалова выходит замуж за Карандышева. Огудалова - беспридан­ница и не может найти подходящей партии. Мать ее, Харита Игнатьевна, уже двух дочерей замуж выдала: одну - за кавказца, другую - за иност­ранца, оказавшегося шулером.

Ездят к приятной барышне многие, но никто не сватается. Лариса неглупа, но простовата, хитрос­ти нет. В прошлом году Паратов к ней ездил, отбил всех женихов и исчез. Лариса Горевала, пыталась его догнать, мать вернула ее со второй станции. Позже были в женихах старик с подагрой, пьющий управляющий и проворовавшийся кассир, которого у Огудаловых и арестовали. После этого Лариса сказала, что не станет срамиться и вый­дет за первого, кто посватается. Тут и воспользовался ситуацией небогатый чиновник Карандышев, ожидавший этого момента три года.

Кнуров высказывает мнение, что Лариса Огудалова предназначена для роскоши, а не нищеты. В нищенской обстановке она может опошлиться и погибнуть. Он не прочь сам заняться шлифовкой этого бриллианта. Вожеватов думает, что Лариса бросит мужа, как только поглядит на него попри­стальнее.

В кофейную входят Огудаловы и Юлий Капитоныч Карандышев. Вожеватов кланяется, Кну­ров достает газету. Лариса садится на скамейку и смотрит за Волгу в бинокль. Харита Игнатьевна и Карандышев подходят к столу. Вожеватов пода­ет обоим руку, Кнуров подает руку Огудаловой и слегка кивает Карандышеву. Садятся, пьют чай. Карандышев садится поодаль. Приказывает Ивану сегодня служить ему за обедом и приглашает всех на обед в честь Ларисы. Приглашение, подкреплен­ное просьбой Хариты Игнатьевны, принимается. Карандышев не участвует в общем разговоре, на него не обращают внимания или отмахиваются.

После того как мужчины уходят смотреть под­ходящую «Ласточку», Лариса просит увезти ее в деревню, а Карандышев недовольно спрашивает, о чем ей тихо говорил Вожеватов и почему она фамильярно называет его Васей. Раздражитель­но говорит, что ей надо бросить старые привычки и нельзя терпеть этот «цыганский табор», что был у них дома. Лариса просит не упрекать ее и поддер­жать, она признается, что очень чутка и впечатли­тельна, а в «таборе» были и хорошие, благородные люди. В том числе и Паратов. Карандышев кипя­тится: чем он хуже Паратова? Для Ларисы Сергей Сергеич - идеал мужчины, поэтому ее жених не идет ни в какое сравнение с ним. Она признается, что одного взгляда Паратова достаточно, чтобы она пошла за ним, но, скорее всего, они никогда не встретятся. Раздается пушечный залп. Лариса пу­гается, она с Карандышевым уходят.

Кнуров, Вожеватов, Паратов и его друг Робин­зон (провинциальный актер Аркадий Счастлив­цев) приходят в кофейную. Паратов рассказывает, что женится на богатой девушке и берет в прида­ное золотые прииски, приехал проститься со своей свободой, веселее провести последние свободные дни. Он узнает о предстоящем замужестве Лари­сы и думает, что может прийти к Огудаловым в дом, не напоминая о прошлом.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Комната в доме Огудаловой, там готовятся к прие­му. Вожеватов присылает подарок для Ларисы. Приходит Кнуров, он с Харитой Игнатьевной раз­говаривает про Карандышева. Кнуров намекает, что не прочь принять участие в судьбе Ларисы с выгодой для себя, готов оплатить ей свадебный гардероб.

Лариса рассказывает матери, что Юлий Kaпитоныч намерен баллотироваться в мировые судьи в Заболотье. Она хочет, как можно быстрее уехать из дома, говорит, что всякий уголок после той жизни, что она испытала, покажется раем. Зовет Илью, чтобы он настроил гитару, и говорит, что будет в деревне со скуки играть и петь романсы. Карандышев же не хочет так быстро уезжать, ему нужно покрасоваться с невестой в городе. Са­молюбие его требует убедить посторонних, что выбор Ларисы был свободным, а не от безысходности. Поэтому он и собирает обед. Лариса хочет, чтобы свадьба была как можно скромнее, а Карандышев хочет взять реванш за три года насмешек других женихов над ним. Он хочет похвалиться тем, что Лариса его оценила.

Карандышев первым говорит Ларисе о приезде Паратова: «Приехал промотавшийся кутила, раз­вратный человек» . Лариса пугается и просит увез­ти ее, боится не за себя, а за жениха. Юлий Капитоныч возражает ей и говорит, что в обиду не дастся. Докладывают о приходе Паратова. Лариса с женихом уходит в комнату, просит мать отделаться от визитов Сергея Сергеича.

Паратов говорит Харите Игнатьевне, что на­рочно приехал в Бряхимов и сразу пришел к ним. Объясняет, что уехал тогда в спешке, так как на­до было спасать свое имущество. Сейчас его дела неважно идут, поэтому он намерен выгодно же­ниться, взяв за невестой в приданое пол миллиона. Спрашивает, можно ли увидеть Ларису.

Лариса выходит к нему, в разговоре с ней Сер­гей Сергеич пытается выяснить, какие чувства к нему она сейчас испытывает. Лариса рассказы­вает, что ждала его долго и давно перестала. Па­ратов вызывает ее на откровенность и узнает, что Лариса любит его. «Уступить вас я могу, но усту­пить вашу любовь мне было бы тяжело ». Паратов обещает сохранить прежние воспоминания, расстаться лучшими друзьями. Говорит, что брак для него - дело священное, и спрашивает, какими до­стоинствами обладает жених Ларисы. Она отве­чает, что только одним: любит ее.

Паратова знакомят с Карандышевым, Карандышев затевает с ним мелочный спор, поставив Огудаловых в неловкое положение. Лариса приказывает ему извиниться. Харита Игнатьевна вынуждает Карандышева в знак примирения пригласить Па­ратова на обед. Карандышев приглашает, но Пара­тов, хотя и соглашается, все равно хочет проучить спорщика.

Приходят Вожеватов и Робинзон. Вожеватов говорит, что научил актера трем английским сло­вам, Робинзон в беседе отвечает только этими сло­вами. Паратов говорит Карандышеву, чтобы он пригласил на обед его друга Робинзона. Гости рас­ходятся по очереди. В комнате остаются Паратов и Вожеватов. На вопрос Вожеватова, понравился ли ему жених Ларисы, Сергей Сергеич отвечает: «Кому он может понравиться, петушиться взду­мал». Говорит, что еще над ним потешится. Гости уходят от Огудаловых.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Действие происходит в кабинете Карандышева, меблированном с претензиями, но без вкуса. Над диваном прибит ковер, на нем развешано оружие. Иван просит у тетки Карандышева лимоны к чаю, та предлагает вместо этого клюквенный морс в ста­реньком графинчике.

Лариса разговаривает с матерью. Ей стыдно за поведение Карандышева, а он ничего не замечает. Мать отвечает ей:

«Он никогда не видел, как по­рядочные люди обедают. Думает, что всех удивил своей роскошью, а его нарочно подпаивают… хо­тят позабавиться… Терзаешься, а что дальше будет?»

Но Лариса отвечает, что исправить уже ни­чего нельзя.

Входит Ефросинья Потаповна, жалуясь на то, сколько продуктов извели для стола и как долго сидят гости, ведь в дом не привезли ни пуховых перин, ни соболей в качестве приданого тратить­ся не из чего.

В кабинете Кнуров, Вожеватов и Паратов. Кну­ров собирается в клуб обедать, за столом он ниче­го не ел. Хозяин глуп и сам напился. Паратов гово­рит ему, что это он решил напоить хозяина при помощи Робинзона, который от рюмки никогда не откажется, но без хозяина пить не соглашается. Паратов просит Кнурова подождать. Лариса Дмит­риевна должна спеть.

Робинзон жалуется Паратову на плохое вино. Карандышев предлагает всем сигары такого же низкого качества. Хвалится своим турецким ору­жием.

Огудалова пытается открыть глаза будущему зятю и просит прекратить издеваться над ним. Паратов предлагает Карандышеву выпить с ним на брудершафт. Робинзон: «Погиб Карандышев. Я начал, а Серж его докончит».

Приходит цыган Илья, говорит, что все цыгане собрались. Паратов просит принести гитару, что­бы Лариса спела, потом все хотят поехать за Вол­гу. Решают взять с собой Ларису и избавиться от Робинзона. Вожеватов предлагает ему ехать в Па­риж вместо Волги, отправляет к себе отоспаться и подождать его.

Паратов говорит Ларисе, что с Карандышевым они друзья навек, и просит спеть. Карандышев за­прещает петь невесте, она в пику ему соглашает­ся. Поет «Не искушай меня без нужды ». Паратов сидит, запустив руки в волосы. Все восхищаются, пением Ларисы. Карандышев приказывает при­нести шампанское, никто не несет, и он отправля­ется за ним сам, Харита Игнатьевна идет за ним.

Паратов обольщает Ларису и уговаривает ехать за Волгу. Услышав о том, что завтра Сергей Сергеич уезжает, Лариса соглашается провести последний день с ним.

Карандышев приходит с шампанским и произ­носит тост за выбор Ларисы Дмитриевны. Пара­тов предлагает принести еще вина и выпить за «счастливейшего из смертных, Юлия Капитоныча Карандышева ». Карандышев уходит за вином, все уезжают, не дожидаясь его. Вожеватов увозит Робинзона к себе домой. Лариса говорит матери: «Или тебе радоваться, или ищи меня в Волге. Вид­но, от своей судьбы не уйдешь ». Карандышев воз­вращается и узнает, что все уехали. Горячится, плачет и решает отомстить всем. Хватает со стола заряженный пистолет и убегает.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Светлая летняя ночь. Кофейная. Робинзон иг­рает на деньги с Иваном, слуга отказывается иг­рать в кредит. Робинзон от огорчения, что его не взяли, решает задолжать в буфете, чтобы за него потом расплачивались. Появляется Карандышев, Иван говорит Робинзону, что вчера Карандышев с пистолетом ушел из дома. Робинзон путается, пытается спрятаться за бутылку. Карандышев под­ходит к нему и спрашивает, где его товарищи. Ак­тер отправляет его на пристань, а сам скрывается в кофейной и просит Ивана говорить Карандышеву, что его нет. Выходит буфетчик Таврило и спра­шивает, не приехала ли компания обратно. Иван говорит, что приехала, цыган слышно. Цыгане при­ходят к кофейной. Появляются Кнуров и Вожеватов, разговаривают. Кнуров полагает, что драма уже начинается. Вожеватов уже видел слезы на глазах Ларисы, но считает, что ее жених посер­дится и «опять тот же будет ». Кнуров:

«Чтоб бро­сить жениха чуть не накануне свадьбы, надо иметь основание. Вы подумайте: Сергей Сергеич приехал на один день, и она бросает для него же­ниха, с которым ей жить всю жизнь. Значит, она надежду имеет на Сергея Сергеича; иначе зачем он ей!»

Вожеватов спрашивает: «Вы думаете, что тут не без обмана, что он опять словами поманил ее? » Кнуров отвечает, что иначе бы Лариса не по верила человеку, уже обманувшему ее однажды. Но невесту с большим приданным, по его мнению, на Ларису Паратов не променяет.

Робинзон выходит на крыльцо кофейной, он ждет, что Вожеватов повезет его в Париж. Вожеватов шутит над ним, вместо столицы Франции он пред­лагает ехать в трактир «Париж». Кнуров опять заводит разговор о Ларисе, считает, что теперь он и Вожеватов обязаны принять участие в ее судь­бе. Кнурову представляется случай взять Ларису с собой в Париж, по он не хочет соперничества с Вожеватовым. Василий Данилыч говорит, что от­ступного не возьмет, Ларису разыгрывают в ор­лянку. Выигрывает Кнуров.

Приходят Паратов и Лариса. Паратов благо­дарит ее за счастье, которое она доставила всей компаний своим присутствием. Лариса просит не говорить «фраз», ждет ответа на вопрос: «Жена я ваша или нет?» Паратов уходит от ответа, откла­дывает разговор на завтра. Лариса не хочет ехать домой, но Паратов говорит, что кутить с ними ночь в трактире - это повод для сплетен. Лариса счи­тает: если Паратов ее увез, он должен и привезти, сплетни ее не пугают. Она считает, что должна приехать с Паратовым или не являться домой сов­сем. Непонимающему Паратову она объясняет, что намерена свести счеты с жизнью в случае его отказа. Сергей Сергеич считает, что Карандышев будет только рад, если Лариса вернется; а от него, Паратова, она многого требовать не может. Лариса говорит о том, как она его ждала и страдала, но Па­ратов объясняет, что увлекся, однако скован цепя­ми помолвки. «Подите от меня! Довольно! Я уж са­ма о себе подумаю », - восклицает Лариса.

На крыльцо кофейной выходят Кнуров, Воже­ватов и Робинзон. Паратов велит Робинзону отвезти Ларису Дмитриевну домой. Робинзон боится Карандышева, но Паратову подчиняется.

Лариса подходит к Вожеватову и говорит, что погибает, просит помочь ей, пожалеть. Но тот ссы­лается па свои цепи - честное купеческое слово. Кнуров подходит к Ларисе и предлагает ей поезд­ку в Париж и полное обеспечение на всю жизнь. Лариса молчит, поворачивает голову в другую сто­рону. Кнуров говорит, что хотел бы предложить ей руку, по не может - женат. Говорит, что не то­ропит с ответом, почтительно кланяется и уходит в кофейную. Лариса остается одна. Хочет бро­ситься с обрыва, по ей страшно. Подпирает голову рукой и сидит в забытьи. Приходят Робинзон и Карандышев. Робинзон сказал Карандышеву, что Паратов оскорбил Ларису и велел ему отвезти ее домой. Карандышев говорит, что она сама винова­та, но только он имеет право ее судить, он обязан заступиться за нее и наказать оскорбителей. Про­сит Робинзона оставить их, подходит к столу и са­дится напротив Ларисы. Она говорит ему, как он противен, и прогоняет. На слова Карандышев о мести за оскорбление Лариса отвечает, что самое тяжкое оскорбление для нее - его покровитель­ство. Карандышев рассказывает, что ее разыгра­ли в орлянку, смотрят на нее как на вещь. Ларису оскорбляет слово «вещь»:

«Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала се­бя… я вещь! Наконец-то слово для меня найдено… Уходите!… Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину».

Карандышев говорит, что он ее хозяин, но Лариса возражает:

«Каждой вещи своя цена есть… Ха, ха, ха…я слишком, слишком дорога для вас… Подите пошлите ко мне Кнурова».

Юлий Капитоныч просит уехать с ним из города, проща­ет ее. Но Лариса сама себя не прощает, а уезжать, по ее мнению, уже поздно: перед глазами заблес­тело золото, засверкали бриллианты. Карандышев слишком мелок и ничтожен для нее. Он приз­нается Ларисе в любви, она говорит, что это ложь, никто не постарался заглянуть ей в душу: «Я не нашла любви, так буду искать золота. Подите, я вашей быть не могу». Эти слова задевают Карандышева. Он встает и говорит, что Лариса должна быть его. «Чьей ни быть, но не вашей! Никогда! » - слышит он в ответ. В запале Карандышев достает пистолет и стреляет: «Так не доставайся ж ты ни­кому !» После выстрела роняет пистолет, понимая, что наделал. Лариса благодарит его за «благодея­ние», поднимает пистолет и кладет на стол. Из ко­фейной выходят Паратов, Кнуров, Вожеватов, Робинзон, Таврило и Иван, все спрашивают, что случилось. «Это я сама! Никто не виноват…» - отвечает Лариса. Цыгане в кофейной запевают песню, Паратов кричит:

«Велите замолчать!» Ла­риса постепенно слабеющим голосом говорит: «Нет, нет, зачем… Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть… Я ни на ко­го не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».

Лариса посылает всем поцелуй. Громко поют цыгане.

Надеюсь, данное краткое содержание пьесы «Бесприданница» Островского помогло вам подготовится к уроку русской литературы.

Большой вымышленный город на Волге - Бряхимов. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров («из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с огромным состоянием», как сказано о нем в ремарке) и Вожеватов («очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец), заказав шампанское в чайном приборе, начинают обсуждать новость: известная в обществе красавица бесприданница Лариса Огудалова выходит замуж за бедного чиновника Карандышева. Вожеватов объясняет скромный брак желанием Ларисы, пережившей сильнейшее увлечение «блестящим барином» Паратовым, который вскружил ей голову, отбил всех женихов и внезапно уехал. После скандала, когда очередной жених за растрату был арестован прямо в доме Огудаловых, Лариса и объявила, что выйдет замуж за первого, кто посватается, а Карандышев - давний и неудачливый поклонник - «и тут как тут». Вожеватов сообщает, что ждёт Паратова, который продал ему свой пароход «Ласточка», чем вызывает радостное оживление владельца кофейни. К пристани поскакала лучшая в городе четверня с хозяином на козлах и цыганами в парадной одежде.

Появляются Огудаловы с Карандышевым. Огудалову угощают чаем, Карандышев важничает и, как равный, обращается к Кнурову с приглашением на обед. Огудалова поясняет, что обед в честь Ларисы, и она присоединяется к приглашению. Карандышев выговаривает Ларисе за фамильярность с Вожеватовым, несколько раз осудительно упоминает дом Огудаловых, чем обижает Ларису. Разговор заходит о Паратове, к которому Карандышев относится с завистливым недоброжелательством, а Лариса - с восторгом. Она возмущена попытками жениха сравнить себя с Паратовым, заявляет: «Сергей Сергеич - идеал мужчины». Во время разговора раздаются пушечные выстрелы, Лариса пугается, но Карандышев объясняет: «Какой-нибудь купец-самодур слезает со своей баржи», между тем из разговора Вожеватова и Кнурова известно, что пальба - в честь приезда Паратова. Лариса с женихом уходят.

Появляется Паратов в сопровождении провинциального актёра Аркадия Счастливцева, которого Паратов зовёт Робинзоном, поскольку снял его с необитаемого острова, куда Робинзона высадили за дебош. На вопрос Кнурова, не жаль ли ему продать «Ласточку», Паратов отвечает: «Что такое „жаль“, этого я не знаю. найду выгоду, так все продам, что угодно», и вслед за этим сообщает, что женится на невесте с золотыми приисками, приехал проститься с холостяцкой волей. Паратов приглашает на мужской пикник за Волгу, делает ресторатору богатый заказ и зовёт пока к себе отобедать. Кнуров и Вожеватов с сожалением отказываются, сообщая, что обедают у жениха Ларисы.

Второе действие происходит в доме Огудаловых, главная примета гостиной - рояль с гитарой на нем. Приезжает Кнуров и упрекает Огудалову, что она отдаёт Ларису за бедного человека, предрекает, что Лариса не вынесет жалкой полумещанской жизни и, вероятно, вернётся к матери. Тогда им потребуется солидный и богатый «друг» и предлагает себя в такие «друзья». После этого он просит Огудалову, не скупясь, заказать Ларисе приданое и подвенечный туалет, а счета прислать ему. И уходит. Появляется Лариса, говорит матери, что хочет как можно скорее уехать в деревню. Огудалова рисует деревенскую жизнь в мрачных красках. Лариса наигрывает на гитаре и напевает романс «Не искушай меня без нужды», но гитара расстроена. Увидев в окно содержателя хора цыгана Илью, она зовёт его наладить гитару. Илья рассказывает, что барин приезжает, какого «весь год ждали», и убегает на зов других цыган, сообщивших о приезде долгожданного клиента. Огудалова беспокоится: не поторопились ли они со свадьбой и не упустили ли более выгодную партию? Появляется Карандышев, которого Лариса просит как можно скорее уехать в деревню. Но он не хочет спешить, чтобы «повеличаться» (выражение Огудаловой) Ларисой, удовлетворить своё самолюбие, которое так долго страдало от пренебрежения им, Карандышевым. Лариса упрекает его за это, нисколько не скрывая, что не любит его, а только надеется полюбить. Карандышев бранит город за внимание к развратному, промотавшемуся кутиле, приезд которого всех свёл с ума: рестораторов и половых, извозчиков, цыган и горожан вообще, и на вопрос, кто же это, раздражённо бросает: «Ваш Сергей Сергеич Паратов» и, выглянув в окно, говорит, что он приехал к Огудаловым. Испуганная Лариса вместе с женихом уходит в другие покои.

Огудалова ласково и фамильярно принимает Паратова, спрашивает, почему он внезапно исчез из города, узнает, что он ездил спасать остатки именья, а теперь вынужден жениться на невесте с полумиллионным приданым. Огудалова зовёт Ларису, между ней и Паратовым происходит объяснение наедине. Паратов упрекает Ларису, что она скоро его забыла, Лариса признается, что продолжает любить его и выходит замуж, чтобы избавиться от унижений перед «невозможными женихами». Самолюбие Паратова удовлетворено. Огудалова знакомит его с Карандышевым, между ними происходит ссора, поскольку Паратов стремится задеть и унизить жениха Ларисы. Огудалова улаживает скандал и заставляет Карандышева пригласить на обед и Паратова. Появляется Вожеватов в сопровождении Робинзона, выдаваемого за англичанина, и знакомит его с присутствующими, в том числе и с Паратовым, который сам недавно уступил ему Робинзона. Вожеватов и Паратов сговариваются повеселиться на обеде у Карандышева.

Третье действие - в кабинете Карандышева, убранном бедно и безвкусно, но с большими претензиями. На сцене тётка Карандышева, смешно жалующаяся на убытки от обеда. Появляется Лариса с матерью. Они обсуждают ужасный обед, унизительное непонимание Карандышевым своего положения. Огудалова говорит, что гости нарочно подпаивают Карандышева и смеются над ним. После ухода женщин появляются Кнуров, Паратов и Вожеватов, жалуясь на дрянной обед и ужасные вина и радуясь, что Робинзон, способный пить что угодно, помог подпоить Карандышева. Появляется Карандышев, который важничает и хвастает, не замечая, что над ним смеются. Его посылают за коньяком. В это время цыган Илья сообщает, что все готово для поездки за Волгу. Мужчины говорят между собой, что хорошо бы взять Ларису, Паратов берётся её уговорить. Появившуюся Ларису просят спеть, но Карандышев пытается ей запретить, тогда Лариса поёт «Не искушай». Гости в восторге, Карандышев, собираясь сказать давно заготовленный тост, уходит за шампанским, остальные оставляют Паратова наедине с Ларисой. Он кружит ей голову, говоря, что ещё несколько таких мгновений, и он бросит все, чтобы стать её рабом. Лариса соглашается поехать на пикник в надежде вернуть Паратова. Появившийся Карандышев произносит тост за Ларису, в которой ему дороже всего то, что она «умеет разбирать людей» и потому выбрала его. Карандышева посылают ещё за вином. Вернувшись, он узнает об отъезде Ларисы на пикник, понимает, наконец, что над ним посмеялись, и грозит отомстить. Схватив пистолет, он убегает.

Четвёртое действие снова в кофейной. Робинзон, не взятый на пикник, из беседы со слугой узнает, что видели Карандышева с пистолетом. Тот появляется и расспрашивает Робинзона, где его товарищи. Робинзон отделывается от него, объяснив, что это были случайные знакомые. Карандышев уходит. Появляются вернувшиеся с пикника Кнуров и Вожеватов, полагающие, что «драма начинается». Оба понимают, что Паратов дал Ларисе серьёзные обещания, которые не намерен выполнять, а потому она скомпрометирована и положение её безвыходное. Теперь может осуществиться их мечта поехать с Ларисой в Париж на выставку. Чтобы не мешать друг другу, они решают бросить монету. Жребий выпадает Кнурову, и Вожеватов даёт слово устраниться.

Появляется Лариса с Паратовым. Паратов благодарит Ларису за удовольствие, но она хочет услышать, что теперь стала его женой. Паратов отвечает, что не может порвать с богатой невестой из-за страстного увлечения Ларисой, и поручает Робинзону отвезти её домой. Лариса отказывается. Появляются Вожеватов и Кнуров, Лариса бросается к Вожеватову с просьбой о сочувствии и совете, но тот решительно уклоняется, оставляя её с Кнуровым, который предлагает Ларисе совместную поездку в Париж и содержание на всю жизнь. Лариса молчит, и Кнуров уходит, прося её подумать. В отчаянии Лариса подходит к обрыву, мечтая умереть, но не решается покончить с собой и восклицает: «Как бы теперь меня убил кто-нибудь...» Появляется Карандышев, Лариса пытается прогнать его, говорит о своём презрении. Он упрекает её, рассказывает, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали её в орлянку, как вещь. Лариса потрясена и, подхватывая его слова, говорит: «Уж если быть вещью, так дорогой, очень дорогой». Она просит прислать к ней Кнурова. Карандышев пытается её остановить, кричит, что прощает её и увезёт из города, но Лариса отвергает это предложение и хочет уйти. Его словам о любви к ней она не верит. Взбешённый и униженный Карандышев стреляет в неё. Умирающая Лариса с благодарностью принимает этот выстрел, кладёт револьвер около себя и говорит сбежавшимся на выстрел, что никто не виноват: «Это я сама». За сценой слышно цыганское пение. Паратов кричит: «Велите замолчать!», но Лариса не хочет этого и умирает под громкий цыганский хор со словами: «...вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю».

Действие происходит в большом вымышленном городе на Волге - Бряхимове . Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров ("из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с огромным состоянием", как сказано о нем в ремарке) и Вожеватов ("очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец), заказав шампанское в чайном приборе, начинают обсуждать новость: известная в обществе красавица бесприданница Лариса Огудалова выходит замуж за бедного чиновника Карандышева. Вожеватов объясняет скромный брак желанием Ларисы, пережившей сильнейшее увлечение "блестящим барином" Паратовым, который вскружил ей голову, отбил всех женихов и внезапно уехал. После скандала, когда очередной жених за растрату был арестован прямо в доме Огудаловых, Лариса и объявила, что выйдет замуж за первого, кто посватается, а Карандышев - давний и неудачливый поклонник - "и тут как тут". Вожеватов сообщает, что ждет Паратова, который продал ему свой пароход "Ласточка", чем вызывает радостное оживление владельца кофейни. К пристани поскакала лучшая в городе четверня с хозяином на козлах и цыганами в парадной одежде.

Появляются Огудаловы с Карандышевым . Огудалову угощают чаем, Карандышев важничает и, как равный, обращается к Кнурову с приглашением на обед. Огудалова поясняет, что обед в честь Ларисы, и она присоединяется к приглашению. Карандышев выговаривает Ларисе за фамильярность с Вожеватовым, несколько раз осудительно упоминает дом Огудаловых, чем обижает Ларису. Разговор заходит о Паратове, к которому Карандышев относится с завистливым недоброжелательством, а Лариса - с восторгом. Она возмущена попытками жениха сравнить себя с Паратовым, заявляет: "Сергей Сергеич - идеал мужчины". Во время разговора раздаются пушечные выстрелы, Лариса пугается, но Карандышев объясняет: "Какой-нибудь купец-самодурслезает со своей баржи", между тем из разговора Вожеватова и Кнурова известно, что пальба - в честь приезда Паратова. Лариса с женихом уходят.

Появляется Паратов в сопровождении провинциального актера Аркадия Счастливцева, которого Паратов зовет Робинзоном, поскольку снял его с необитаемого острова, куда Робинзона высадили за дебош. На вопрос Кнурова, не жаль ли ему продать "Ласточку", Паратов отвечает: "Что такое "жаль", этого я не знаю. <...> найду выгоду, так все продам, что угодно", и вслед за этим сообщает, что женится на невесте с золотыми приисками, приехал проститься с холостяцкой волей. Паратов приглашает на мужской пикник за Волгу, делает ресторатору богатый заказ и зовет пока к себе отобедать. Кнуров и Вожеватов с сожалением отказываются, сообщая, что обедают у жениха Ларисы.

Второе действие происходит в доме Огудаловых, главная примета гостиной - рояль с гитарой на нем. Приезжает Кнуров и упрекает Огудалову, что она отдает Ларису за бедного человека, предрекает, что Лариса не вынесет жалкой полумещанской жизни и, вероятно, вернется к матери. Тогда им потребуется солидный и богатый "друг" и предлагает себя в такие "друзья". После этого он просит Огудалову, не скупясь, заказать Ларисе приданое и подвенечный туалет, а счета прислать ему. И уходит. Появляется Лариса, говорит матери, что хочет как можно скорее уехать в деревню. Огудалова рисует деревенскую жизнь в мрачных красках. Лариса наигрывает на гитаре и напевает романс "Не искушай меня без нужды", но гитара расстроена. Увидев в окно содержателя хора цыгана Илью, она зовет его наладить гитару. Илья рассказывает, что барин приезжает, какого "весь год ждали", и убегает на зов других цыган, сообщивших о приезде долгожданного клиента. Огудалова беспокоится: не поторопились ли они со свадьбой и не упустили ли более выгодную партию? Появляется Карандышев, которого Лариса просит как можно скорее уехать в деревню. Но он не хочет спешить, чтобы "повеличаться" (выражение Огудаловой) Ларисой, удовлетворить свое самолюбие, которое так долго страдало от пренебрежения им, Карандышевым. Лариса упрекает его за это, нисколько не скрывая, что не любит его, а только надеется полюбить. Карандышев бранит город за внимание к развратному, промотавшемуся кутиле, приезд которого всех свел с ума: рестораторов и половых, извозчиков, цыган и горожан вообще, и на вопрос, кто же это, раздраженно бросает: "Ваш Сергей Сергеич Паратов" и, выглянув в окно, говорит, что он приехал к Огудаловым. Испуганная Лариса вместе с женихом уходит в другие покои.

Огудалова ласково и фамильярно принимает Паратова, спрашивает, почему он внезапно исчез из города, узнает, что он ездил спасать остатки именья, а теперь вынужден жениться на невесте с полумиллионным приданым. Огудалова зовет Ларису, между ней и Паратовым происходит объяснение наедине. Паратов упрекает Ларису, что она скоро его забыла, Лариса признается, что продолжает любить его и выходит замуж, чтобы избавиться от унижений перед "невозможными женихами". Самолюбие Паратова удовлетворено. Огудалова знакомит его с Карандышевым, между ними происходит ссора, поскольку Паратов стремится задеть и унизить жениха Ларисы. Огудалова улаживает скандал и заставляет Карандышева пригласить на обед и Паратова. Появляется Вожеватов в сопровождении Робинзона, выдаваемого за англичанина, и знакомит его с присутствующими, в том числе и с Паратовым, который сам недавно уступил ему Робинзона. Вожеватов и Паратов сговариваются повеселиться на обеде у Карандышева.

Третье действие - в кабинете Карандышева, убранном бедно и безвкусно, но с большими претензиями. На сцене тетка Карандышева, смешно жалующаяся на убытки от обеда. Появляется Лариса с матерью. Они обсуждают ужасный обед, унизительное непонимание Карандышевым своего положения. Огудалова говорит, что гости нарочно подпаивают Карандышева и смеются над ним. После ухода женщин появляются Кнуров, Паратов и Вожеватов, жалуясь на дрянной обед и ужасные вина и радуясь, что Робинзон, способный пить что угодно, помог подпоить Карандышева. Появляется Карандышев, который важничает и хвастает, не замечая, что над ним смеются. Его посылают за коньяком. В это время цыган Илья сообщает, что все готово для поездки за Волгу. Мужчины говорят между собой, что хорошо бы взять Ларису, Паратов берется её уговорить. Появившуюся Ларису просят спеть, но Карандышев пытается ей запретить, тогда Лариса поет "Не искушай". Гости в восторге, Карандышев, собираясь сказать давно заготовленный тост, уходит за шампанским, остальные оставляют Паратова наедине с Ларисой. Он кружит ей голову, говоря, что еще несколько таких мгновений, и он бросит все, чтобы стать её рабом. Лариса соглашается поехать на пикник в надежде вернуть Паратова. Появившийся Карандышев произносит тост за Ларису, в которой ему дороже всего то, что она "умеет разбирать людей" и потому выбрала его. Карандышева посылают еще за вином. Вернувшись, он узнает об отъезде Ларисы на пикник, понимает, наконец, что над ним посмеялись, и грозит отомстить. Схватив пистолет, он убегает.

Четвертое действие снова в кофейной. Робинзон, не взятый на пикник, из беседы со слугой узнает, что видели Карандышева с пистолетом. Тот появляется и расспрашивает Робинзона, где его товарищи. Робинзон отделывается от него, объяснив, что это были случайные знакомые. Карандышев уходит. Появляются вернувшиеся с пикника Кнуров и Вожеватов, полагающие, что "драма начинается". Оба понимают, что Паратов дал Ларисе серьезные обещания, которые не намерен выполнять, а потому она скомпрометирована и положение её безвыходное. Теперь может осуществиться их мечта поехать с Ларисой в Париж на выставку. Чтобы не мешать друг другу, они решают бросить монету. Жребий выпадает Кнурову, и Вожеватов дает слово устраниться.

Появляется Лариса с Паратовым. Паратов благодарит Ларису за удовольствие, но она хочет услышать, что теперь стала его женой. Паратов отвечает, что не может порвать с богатой невестой из-за страстного увлечения Ларисой, и поручает Робинзону отвезти её домой. Лариса отказывается. Появляются Вожеватов и Кнуров, Лариса бросается к Вожеватову с просьбой о сочувствии и совете, но тот решительно уклоняется, оставляя её с Кнуровым, который предлагает Ларисе совместную поездку в Париж и содержание на всю жизнь. Лариса молчит, и Кнуров уходит, прося её подумать. В отчаянии Лариса подходит к обрыву, мечтая умереть, но не решается покончить с собой и восклицает: "Как бы теперь меня убил кто-нибудь..." Появляется Карандышев, Лариса пытается прогнать его, говорит о своем презрении. Он упрекает её, рассказывает, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали её в орлянку, как вещь. Лариса потрясена и, подхватывая его слова, говорит: "Уж если быть вещью, так дорогой, очень дорогой". Она просит прислать к ней Кнурова. Карандышев пытается её остановить, кричит, что прощает её и увезет из города, но Лариса отвергает это предложение и хочет уйти. Его словам о любви к ней она не верит. Взбешенный и униженный Карандышев стреляет в нее. Умирающая Лариса с благодарностью принимает этот выстрел, кладет револьвер около себя и говорит сбежавшимся на выстрел, что никто не виноват: "Это я сама". За сценой слышно цыганское пение. Паратов кричит: "Велите замолчать!", но Лариса не хочет этого и умирает под громкий цыганский хор со словами: "...вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю".

Своими бессмертными пьесами нам известен А. Н. Островский. «Бесприданница» - это одно из самых значимых произведений великого мастера. В этой статье приведено краткое содержание пьесы. Действие разворачивается в большом приволжском городе Бряхимове. Это вымышленный населенный пункт, которого вы не найдете на карте.

А. Н. Островский, «Безприданница»: краткое содержание. Действие первое

Место действия: летняя открытая площадка возле кофейни. Пожилой богатый коммерсант Кнуров и молодой начинающий торговец Вожеватов сидят за столиком и обсуждают новость: местная красавица выходит замуж за бедного и глупого чиновника Карандышева. А случилось это так. В доме ее семьи всегда собиралось много народу, приезжали именитые женихи, которые пытались посвататься к девушке. Лариса бедна, и ее брак должен поправить семьи. Ее мать мечтает найти для дочери выгодную партию. Но на последнем таком приеме в доме Огудаловых случился скандал, когда очередного жениха арестовали прямо на глазах несостоявшейся невесты. После этого Лариса дала обещание выйти замуж за первого же, кто к ней посватается. И это при том, что сердце красавицы не свободно. Она влюблена в «блестящего барина» Паратова, который вскружил девушке голову и сразу же уехал. Бедный, но имеющий нескромные претензии, Карандышев вовремя подвернулся под руку Ларисе и сделал ей предложение, на которое она ответила согласием. Все это и обсуждали Вожеватов и Кнуров в кофейне. Первый из них ждал приезда Паратова, который продал ему свой пароход «Ласточку». Отправились встречать «блестящего барина» с цыганами и песнями. А в это время Огудаловы и Карандышев появляются в кофейне. Новоявленный жених Ларисы важничает и, желая произвести на публику впечатление, приглашает на обед Кнурова.

А. Н. Островский, «Безприданница»: краткое содержание. Действие второе

Основное место действия: дом Огудаловых. Вскоре в кофейне появляется Паратов в сопровождении некоего Робинзона - провинциального актера, и сообщает о том, что женится на богатой невесте «с золотыми приисками». В честь этого события он организовывает мужской пикник за Волгой и приглашает на него Кнурова и Вожеватова. Но те отказываются, мотивируя тем, что их уже позвали на обед в дом Огудаловых. Вскоре Кнуров прибывает в дом красавицы Ларисы. Там у него происходит разговор с ее матерью, в котором он упрекает женщину в том, что она выдает дочь замуж за нищего человека. Кнуров предлагает себя в качестве покровителя Ларисы. Он уверен, что она вскоре разочаруется в своем никчемном муже, и «влиятельный друг» ей будет очень нужен.

После этого разговора он уходит. Лариса появляется в гостиной. Она берет гитару, желая исполнить свой коронный романс «Не искушай меня…». Но инструмент расстроен, и красавица зовет с улицы цыгана, чтобы он его наладил. Последний сообщает девушке о том, что в город приехал барин, которого «весь год ждали». Это Паратов. Вскоре сам виновник городского переполоха появляется в доме Огудаловых. Мать Ларисы принимает его очень ласково и расспрашивает, куда же он так срочно уехал. Паратов рассказывает женщине о том, что вынужден был покинуть город, чтобы спасти остатки своего имения. Выход он нашел в женитьбе на богатой невесте. В комнате появляется Лариса. У молодых людей происходит объяснение наедине. Красавица признается Паратову, что до сих пор продолжает его любить. Вскоре она знакомит его со своим женихом Карандышевым, который зовет барина к себе на обед. Паратов принимает приглашение только для того, чтобы посмеяться над незадачливым женихом.

Островский. «Безприданница». (Краткое содержание). Действие третье

Место действия: кабинет Карандышева. В комнате появляются все приглашенные гости. Кабинет убран бедно и безвкусно. То же самое можно сказать и о его хозяине. Посетители обсуждают дешевое вино, дрянной обед и непонимание Карандышевым своего унизительного положения. Лариса замечает, что приглашенные подливают вина в бокал ее жениху, смеясь над ним. Тот, в свою очередь, важничает и не замечает глумления. Хозяина отправляют за коньяком, а Ларису в это время уговаривают присоединиться к мужской компании во главе с Паратовым, которая готовится отправиться на пикник за Волгу. Вернувшийся жених не находит невесту. Теперь он понимает, что над ним посмеялись. Схватив свой пистолет, он убегает ее искать.

А. Н. Островский, «Безприданница»: краткое содержание. Действие четвертое

Место действия: вновь кофейня. На сцене появляется Робинзон, которого не взяли на пикник. Карандышев пытается узнать у того, куда уехали его гости с Ларисой. Не добившись ничего от Робинзона, несостоявшийся жених бежит дальше на поиски своей невесты. Вскоре в кофейню приходят Кнуров и Вожеватов, которые обсуждают нынешнее положение Ларисы Огудаловой. Они понимают, что Паратов скомпрометировал девушку, но жениться на ней он не будет. Поэтому у них есть шанс сделать красавицу своей любовницей. Для того чтобы решить, кто из них имеет на это право, дельцы бросают монетку. Жребий выпадает господину Кнурову. Вожеватов обещает ему устраниться.

А в это время между Паратовым и Ларисой происходит разговор, где барин благодарит девушку за ее любовь. Красавица жаждет услышать, что теперь любимый женится на ней. Но тот говорит, что это невозможно, так как у него уже есть невеста. Понимая, что положение ее безвыходно, Лариса подходит к ограде палубы парохода в намерении броситься в воду. В это время появляется Карандышев и говорит о том, что все простит невесте. Но она оскорбляет его и прогоняет прочь. Взбешенный жених стреляет в Ларису и убивает ее. Она с благодарностью принимает эту смерть.

Драма Островского «Бесприданница» была экранизирована в 1984 году режиссером Э. Рязановым. Это самая популярная художественная интерпретация пьесы. Называется фильм «Жестокий романс». Этой ленте скоро уже тридцать лет, а мы по-прежнему смотрим ее с трепетом и интересом.