Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Методы изучения ощущений и восприятия. Измерение ощущений. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней с

Методы изучения ощущений и восприятия. Измерение ощущений. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней с

При изучении ощущения и восприятия возможны разнообразные подходы. В этом разделе мы остановимся на тех из них, которые были важны в прошлом и не утратили своего значения и в наши дни. Они описаны кратко, а то, что они представлены последовательно, не обязательно свидетельствует о том, что они взаимно исключают друг друга. Более того, некоторые из них упомянуты прежде всего потому, что исторически именно они создали основу ряд? современных направлений. Некоторые подходы мы более подробно рассмотрим.

Структурализм

Когда в 1879 г. Вильгельм Вундт закладывал основы психологии как экспериментальной науки, он воспользовался методологией, характерной для основных щук XIX в. и известной под названием структурализм. Как и естественные науки, основное внимание которых было сосредоточено на изучении структуры базовых элементов материи - атомов, молекул, клеток, психология, особенно благодаря усилиям одного из наиболее выдающихся учеников Вундта, Эдуарда Бредфорда Титченера (1867-1927), обозначила стоящую перед ней проблему как изучение структуры восприятия. Иными словами, экспериментальная психология поставила перед собой цель изучить простейшие, базовые элементы сознательного опыта, а именно простейшие ощущения.

По Титченеру, задача психологии - разложить восприятие на составляющие его элементы - на простейшие ощущения.

Понятно, что ранний структуралистский подход к восприятию представляет преимущественно исторический интерес, и сегодня никто не принимает всерьез его строгие представления об элементарных ощущениях. Однако структурализм дал мощный толчок к тому, чтобы задуматься над ролью базовых, фундаментальных сенсорных модулей, и до некоторой степени он соответствует ряду современных представлений, базирующихся на элементной природе ощущения и восприятия.

Гештальт-психология

Второе направление, которое мы рассмотрим, возникло отчасти как реакция на структурализм. Сторонники этого направления, известного под названием гештальт-психология и возникшего в Германии примерно в 1910 г., подвергали критике представления структуралистов о восприятии как о комбинации отдельных ощущений, которые можно разложить на простейшие, индивидуальные элементы. В соответствии с воззрениями гештальт-психологов структурный анализ игнорирует существенный фактор восприятия - взаимосвязь между раздражителями. Гештальт-подход обращает основное внимание на то, что мы воспринимаем окружающий мир, учитывая его структурные элементы и их соотношения, и что мы стремимся воспринимать целостные, связные и имеющие смысл формы.

Не вызывает сомнения, что наши знания об окружающем мире являются результатом именно такого восприятия, о каком говорят сторонники гештальт-психологии. Вспомните какую-нибудь мелодию. Ее особенность в связи между нотами. Именно связь между нотами характеризует данную мелодию и делает ее узнаваемой. До тех пор пока эта связь остается постоянной, мелодия, даже транспонированная в другую тональность, будет узнаваема.

Хотя немногие современные психологи назовут себя приверженцами гештальт-психологии, это вовсе не значит, что гештальтистский подход отвергнут и забыт. Напротив, основная гештальтистская идея о целостности восприятия была интегрирована в важнейшие исследования и прежде всего в те из них, которые подчеркивают организованную природу восприятия. В дальнейшем у нас еще будет возможность повторить эту мысль, здесь же можно ограничиться цитатой, выражающей кредо гештальтистской психологии: «Целое не есть простая сумма его частей».

Конструктивистский подход

Конструктивистский подход, теснейшим образом связанный с традициями эмпиризма, подчеркивает активную роль наблюдателя в процессе восприятия. Он исходит из того, что восприятие - это нечто большее, чем простая констатация самого факта воздействия раздражителя. Основная идея конструктивистского подхода заключается в том, что воспринимаемое нами в любой момент представляет собой ментальную конструкцию, основанную на наших познавательных стратегиях, нашем предшествующем опыте, пристрастиях, ожиданиях, мотивации, внимании и т. д. Иными словами, конструктивистский подход основан на том, что наблюдатель конструирует или даже «выводит» восприятие логическим путем исходя из интерпретации поступающих к нему извне сведений. Принципиальной для конструктивистского подхода является мысль о том, что возникновению восприятия предшествует конструирование, осознание связи между явлениями и событиями физического мира, ее опосредование.

Оглянитесь вокруг. Вы несомненно увидите, что окружающие вас предметы расположены определенным образом: одни близко, другие - далеко. Но откуда вам это известно? Откуда вы знаете, что стул, например, стоит перед столом? В соответствии с конструктивистским подходом, вы принимаете во внимание некие средовые, пространственные ориентиры. Возможно, стул закрывает или визуально затемняет часть стола. Конструктивистский подход исходит из того, что ваше восприятие расположения этих предметов отчасти является результатом осознания подобной связи.

Конструктивистский подход оказал заметное влияние на экспериментальное изучение восприятия и разработку его теоретических основ. Более того, его фундаментальная идея, суть которой в том, что восприятие есть некий результат интерпретации сенсорного сигнала, в настоящее время чрезвычайно популярна у психологов, особенно у тех из них, кто изучает пространственное восприятие. Усовершенствованию конструктивистского подхода способствовали работы многих ученых, однако наиболее заметную роль в этом сыграли исследования Ирвина Рока (Rock, 1986,1995), Джулиана Xox6epra(Hochberg,1981,1988) и Ричарда Л. Грегори (Gregory, 1974,1990).

Экологический подход

Весьма оригинальный подход к восприятию разработан Джеймсом Дж. Гибсоном (1904-1979). Он предположил, что внутренние мыслительные процессы играют в нем либо незначительную роль, либо вовсе в нем не участвуют. Основой его подхода является мысль о том, что, перемещаясь в окружающем мире, наблюдатель непосредственно усваивает информацию, необходимую для эффективного адаптивного восприятия. В соответствии с его представлениями сигнал, который посылает внешний мир, - информация, поступающая в виде зрительного образа, - содержит все необходимые сведения, вполне достаточные для непосредственного восприятия физического мира, поэтому нет необходимости ни в каком-либо посредничестве, ни в его дополнительной обработке. По мнению Гибсона, изменения визуальной текстуры поверхностей являются важным источником пространственной информации. Как правило, предметы, лежащие на уходящей вдаль поверхности, воспринимаются нами как трехмерные. Получение непосредственной пространственной информации является результатом проецирования на сетчатку зернистых, или текстурированных, поверхностей. По мере того как расстояние между наблюдателем и поверхностью увеличивается, создается впечатление, что элементы, образующие текстуру поверхности, уменьшаются и все вместе формируют более плотную, гладкую поверхность. Напротив, при уменьшении расстояния между наблюдателем и поверхностью образующие ее элементы начинают казаться более крупными, а сама поверхность более грубой. Постепенное изменение текстуры поверхности в зависимости от расстояния называется градиентом текстуры.

Вторым источником непосредственной информации, касающейся пространственного восприятия, является способ восприятия изображения глазами в тот момент, когда наблюдатель или объекты меняют свое положение в пространстве или приходят в движение Характер изменений в изображениях, перемещающихся перед глазами, создает немедленное, непосредственное впечатление о пространственном расположении объектов относительно наблюдателя, и не требуется ни обработки информации, ни анализа сигналов о глубине или расстоянии.

Сравним эту точку зрения с конструктивистским подходом, в соответствии с которым восприятие - это результат обработки информации.

В соответствии с конструктивистским подходом это происходит потому, что верхний диск кажется более удаленным и наше восприятие его размера учитывает и этот признак удаленности. Иными словами, мы мысленно компенсируем разницу в расстоянии. В соответствии же с подходом, основанным на непосредственном восприятии, напротив, не требуется никакой подобной компенсации расстояния, поскольку сам рисунок дает достаточно информации, для того чтобы воспринять размеры дисков непосредственно, без всяких дополнительных данных о расстоянии. Каждый диск занимает примерно четыре текстурные единицы на хорошо видной поверхности. Следовательно, при естественном восприятии мира то обстоятельство, что диски занимают равные площади, указывает на то, что они равны по величине. Экологический подход Гибсона (название связано с тем, что данный подход исходит из адаптивной связи воспринимающего организма с окружающей его средой) еще раз подтверждает принципиально важную мысль о том, что восприятие является естественным процессом, сформировавшимся в результате эволюции для связи с реальным миром. Следовательно, изучение восприятия должно быть прежде всего направлено на естественные сигналы, которые типичный наблюдатель получает из окружающего его мира.

Информационный подход

Информационный подход связан с именем Дэвида Марра (1945-1980) и изложен в его монографии «Зрение», опубликованной уже после смерти автора (Магг, 1982). Информационный подход основан на точном анализе визуального восприятия, ориентированном на применение математики и базирующемся преимущественно на компьютерных имитациях и искусственном интеллекте. В этом подходе развивалась основная идея Гибсона, заключающаяся в том, что окружающая среда снабжает всей информацией, необходимой для восприятия, но также предполагалось, что восприятие таких характеристик, как форма или очертания, требует от наблюдателя некоего дополнительного действия в виде решения проблемы или обработки информации, передаваемой сигналом извне, а именно извлечения из зрительного образа предмета в символической форме некоторых его черт, например линий, краев, границ, контуров, движения и других признаков. В соответствии с информационным подходом подобная информация обрабатывается и трансформируется - «пересчитывается» - в интернальные представления, отображающие изменения в затененности, освещенности и в других более тонких особенностях текстуры поверхности во многом точно так же, как компьютерная программа позволяет машине интерпретировать отобранную сенсорную информацию и принимать решения, касающиеся отличительных признаков предметов, например формы или очертаний.

Информационный подход является сравнительно недавним достижением науки, и его влияние не столь велико, как влияние других подходов. Возможно, это связано с тем, что многие идеи и механизмы, привлекаемые для объяснения такого явления, как восприятие, сложны и требуют не только знания психологии, но и других наук. Однако это новаторский подход, и он может оказаться плодотворным для установления связей между ощущением и восприятием, с одной стороны, и искусственным интеллектом и теорией информации - с другой.

Нейрофизиологический подход

Нейрофизиологический подход исходит их того, что такие явления, как ощущение и восприятие, лучше всего объясняются известными нейронными и физиологическими механизмами функционирования сенсорных систем. Сторонники этого подхода придерживаются взглядов, отчасти напоминающих основные идеи редукционизма, в соответствии с которыми понимание разнообразных, безусловно сложных форм поведения возможно только при изучении лежащих в их основе биологических процессов (некая реминисценция структурализма, но в данном случае сведенная к физиологическим механизмам). Одним из наиболее ярких приверженцев идеи о том, что восприятие (так же, как и связанное с ним, но более неуловимое сознание) может быть понято только с позиций нейрофизиологии, является биохимик-теоретик, лауреат Нобелевской премии Френсис Крик, установивший структуру ДНК (в соавторстве с Джеймсом Уотсоном). Он весьма красноречиво изложил свою точку зрения в книге «Поразительная гипотеза» (Crick, 1994).

Часть аргументов в пользу этого подхода базируется на том, что все аспекты поведения основаны на нейронных и физиологических механизмах и пронизаны ими. Более важной, однако, является мысль о том, что структуры и процессы сенсорной системы анализируют входящие сенсорные сигналы (как правило, ослабленные и искаженные), за счет чего и снабжают нас информацией об окружающем мире. Как будет ясно из последующего изложения, аналитические механизмы на нейронном уровне позволяют нам выявлять специфические особенности среды обитания и происходящих в ней событий. Например, нервные клетки разных элементов зрительной системы так же, как и сам мозг, способны избирательно и точно реагировать на специфические признаки предметов - форму, длину, цвет, расположение

в пространстве и т. д. (см.: Hubel & Wiesel, 1962, 1968). Определенные нервные клетки мозга обезьяны активируются только под влиянием сложной комбинации раздражителей, например под влиянием лица в профиль или руки, вытянутой в определенном направлении (Desimone et al, 1984; Gross, Rocha-Miranda & Bender, 1972). Иными словами, некоторые нейронные механизмы зрительной системы извлекают когерентные черты из относительно размытого зрительного образа.

Другим примером является то, что знание сложной нейронной структуры глаза позволяет понять как необыкновенную остроту нашего зрения при ярком свете и способность различать цвета, так и впечатляющую способность видеть при плохом освещении. Как мы увидим при обсуждении зрения, эти разные зрительные функции обеспечиваются разного рода фоторецепторами внутри глаза и их нейронными связями.

Этот подход вполне обоснован, поскольку наше понимание сенсорной системы выводится преимущественно из нейрофизиологических механизмов. Нейрофизиологические механизмы играют решающую роль в объяснении явлений на сенсорном уровне. Ни один психолог-экспериментатор не поставит под сомнение тот факт, что открытия нейрофизиологии внесли значительный вклад в решение фундаментальных проблем ощущения и восприятия. При изучении ощущения и восприятия нейрофизиология неизменно играет значительную роль. (Далее мы постараемся изложить или повторить некоторые из ее базовых понятий.) Однако одних нейрофизиологических механизмов недостаточно для объяснения огромной разницы, существующей, скажем, между действием раздражителя на глаз и возникающим в результате этого сознательным восприятием. Большинство психологов-экспериментаторов далеки от мысли свести все аспекты ощущения и восприятия к биологическим или нейрофизиологическим механизмам, ибо это не соответствует стоящим перед ними целям и задачам.

Исследование восприятия проводится:

1) клиническими методами 2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях: 1) исследования тактильной и болевой чувствительности; 2) исследование температурной чувствительности; 3) исследование расстройств органов слуха и зрения. 4) исследование порогов слуховой чувствительности, восприятия речи.

Осмотр и наблюдение в некоторых случаях могут дать очень много. О наличии, например, гиперестезии и гиперпатии можно судить по особенностям реакций на некоторые раздражители: человек садится к окну спиной, просит собеседника говорить негромко, сам старается произносить слова тихо, полушепотом, вздрагивает и морщится при скрипе или хлопаньи двери.

Однако при многих расстройствах восприятия осмотр может не привести ни к каким положительным результатам. Тогда следует перейти к расспросу пациента: о травмах головы, о перенесенных в прошлом инфекционных и органических заболеваниях головного мозга, об ингок-сикациях (бытовых, производственных). Расспрашивая затем об окликах, мелькании в глазах, тактильных и других галлюцинаторных образах, ощущениях и о восприятии собственного тела, личности, необходимо тщательно следить за тем, как собеседник отвечает на вопросы (невпопад, с периодическими задержками - при слуховых галлюцинациях; избегает отвечать на некоторые вопросы - при склонности диссимулировать и т.п.). Показательны рассказы о "видениях", которые окружающие "почему-то не замечали". Учитывая культурный уровень некоторых пациентов, можно иногда расспросить о "привидениях" и др.

При необходимости дифференцировать нарушения восприятия с патологией других психических сфер обследование должно проводиться особенно детально и тщательно, с привлечением всех возможных способов обследования, в том числе и экспериментально-психологических.

Сведения о нарушениях акта восприятия можно иногда добыть из писем или другой письменной продукции пациентов. При наличии художественных способностей пациенты могут отображать свои переживания в виде рисунков, схем.

Нарушения ощущений и восприятий выявляются с помощью опроса, методов наблюдения и экспериментально-психологических методов исследования.

Снижение зрения, ухудшение слуха, болевой чувствительности составляет обычно предмет жалоб больных. Для уточнения характера и степени этих расстройств применяются разнообразные методы исследования.

При изучении особенностей зрительных ощущений исследуется острота зрения, поля зрения (с помощью периметра), цветоощущения (атлас Е. Б. Рабкина, специальный прибор того же автора - спектроаномалоскоп), адаптация к темноте и др.

Пороги слуховой чувствительности выявляются с помощью аудиометра; для изучения порогов восприятия речи используется речевой аудиометр. Для исследования кожной чувствительности можно использовать обычную иголку, волоски Фрея; кожная дискриминация (различение двух точек соприкосновения) изучается с помощью циркуля Вебера.

При помощи опроса можно установить наличие симптомов деперсонализации и дереализации (макро- и микропсии - чувство увеличения или уменьшения конечностей и головы и т. п.). Наличие галлюцинаций находит нередко отражение в поведении больного, иногда же оно может выявляться только с помощью тщательного и подробного опроса.

Для исследования предметного восприятия применяются наборы разнообразных предметов и их изображений, включая изображения, искаженные шумами, а также рисунки с наложенными друг на друга контурами различных предметов. Предъявляются также сюжетные картинки, фотографии знакомых лиц и т. п.

Полезно также использовать тахистоскоп. На экране этого прибора демонстрируются в течение ограниченного времени (от одной тысячной секунды до секунды и больше) изображения предметов, буквы, цифры, сюжетные рисунки. Небольшое время предъявления (три - четыре сотых секунды) затрудняет восприятие и позволяет выявить его нарушения в тех случаях, когда при обычной длительности экспозиции (время предъявления изображений), например, в течение 2-3 сек, расстройства восприятия не обнаруживаются.

Исследование ощущений и восприятий широко используется во врачебной деятельности, особенно в неврологии, офтальмоло­гической и ЛОР-клиниках. Там разработаны многочисленные ин­струментальные методы исследования органов чувств. Однако и в процессе беседы и наблюдения за больным можно выявить многие особенности функционирования его перцептивной сферы.

Острота восприятий (количественная и качественная стороны). Способность улавливать самые тонкие и малозаметные разницы меж­ду отдельными ощущениями. Хорошо видит в сумерках, свободно распознает мелкие буквы текста. Подбирает цвета, различает их тон­чайшие оттенки. Улавливает незначительный шорох, слабые и отда­ленные звуки. Обладает музыкальным слухом, способностью улавли­вать разницу между самыми близкими тонами. Ясно и отчетливо различает и распознает слабые запахи и прикосновения. Не замечает­ся и преобладания одного рода ощущений над всеми остальными.

Точность и богатство восприятий. Наблюдателен, замечает и изучает все, что происходит вокруг, не упускает мелочей. Все на­блюдения и описания увиденного и услышанного соответствуют действительности и отличаются точностью. Или, напротив, все опи­сания, даже при внимательном отношении к предмету, полны оши­бок и неточностей.

Обманы восприятий. Наличие иллюзий и галлюцинаций, о ко­торых может сообщить сам больной или их можно заподозрить по его поведению. Последнее бывает важно в тех случаях, когда боль­ной скрывает галлюцинации от окружающих. Больной со слуховы­ми обманами "разговаривает" с голосами, прислушивается, отве­чает им. Можно заметить иногда, что больной затыкает уши, зажимает нос или зажмуривает глаза при наплыве соответствую­щих обманов восприятий.

Нарушения восприятия в меньшей степени, чем психические расстройства других сфер психической деятельности поддаются патопсихологической верификации. Это связано в значительной мере с субъективным характером переживаний отклонений восприятия. Вследствие этого патопсихологическое исследований данной психи­ческой сферы направлено, в первую очередь, на выявление скры­тых расстройств, перевод их в явные, которые можно зарегистриро­вать иными способами. В качестве таких методов предложены пробы Ашафенбурга, Рейхардта, Липмана.

При пробе Ашафенбурга испытуемому предлагается разговари­вать по телефону, который предварительно отключен от сети. При пробе Рейхардта испытуемому предъявляется чистый лист бумаги и предлагается рассмотреть то, что на нем нарисовано. При пробе Лип­мана после надавливания на веки испытуемого предлагается ска­зать, что он видит. Все вышеперечисленные пробы направлены на то, чтобы выявить галлюцинаторные или иллюзорные образы, на­личие которых предполагается. Однако, при анализе проб нельзя исключать внушенного характера галлюцинаторных феноменов.

Исследование сенсорной возбудимости сходно с вышеперечис­ленными пробами. Это исследование включает предложение испы­туемому всмотреться в рисунки «движущиеся квадраты» и «волнис­тый фон», состоящих из расположенных в определенном порядке и ракурсе квадратов и линий, пересекающих геометрические фигуры. Затем испытуемому предлагается подсчитать количество квадратов в каждом ряду или неясно нарисованные фигуры. Оцениваются субъективные ощущения, возникающие в процессе эксперимента, а также возможный иллюзорный стереоскопический обман.

Исследование гностических функций необходимо при подозре­нии на наличие нарушений не столько самого процесса восприятия, сколько процесса узнавания. Восприятие и узнавание- взаимосвя­занные процессы. В психологии узнаванием называется опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту. Выделяют сукцессивное и симультанное узнавание. При сукцессивном узнавании происходит опознание при помощи выдвижения и перебора гипотез, когда после чувства знакомости возникает полное опознание предмета или явления. При симультанном (мгновенном) опознании этот процесс единовременен.

Конкретные методы изучения агнозий подробно рассматриваются и разрабатываются в нейропсихологии. Клинико-психологическому исследованию выяв­ления агнозий всегда должно предшествовать исследование, которое исключало бы возможность поражения периферического отдела анализатора.

При исследовании зрительного гнозиса обследуемому показы­вают предметы или их четкие изображения, при этом широко использует­ся тахископический метод, который был предложен еще в XIX веке. На экране прибора могут демонстрироваться буквы, слова, геометрические фигуры и рисунки. Время демонстрации ограни­чивается - от одной тысячной секунды до секунды и более. Крат­кое время экспозиции затрудняет восприятие и выявляет наруше­ния в тех случаях, когда обычная демонстрация расстройств восприятия не обнаруживает. При правильном опозна­нии рисунков, выполненных в реалистической манере, прибегают к показу более сложных для восприятия рисунков - силуэтных и "зашумленных" крапинками, а также перечеркнутых или наложенных друг на друга изображений (методика Поппельрейтера). Больные со зрительными агнозиями, которые не выявляются обычными метода­ми, выявляются при предъявлении таких усложненных рисунков. Кроме того, для исследования оптического гнозиса можно пользо­ваться таблицами Равена, а также большое значение имеет описание больным сюжетной картинки, просмотр фотографий знакомых лиц, иденти­фикации фотографий незнакомых лиц по заданному образцу или при краткровременном предъявлении (особенно при лицевой агнозии).

Для исследования слухового гнозиса больному предъявляют для опознания различные звуки как простые, бытовые (скрип, колоколь­чик), так и сложные, музыкальные (опознание мелодий). Использу­ется ритмическое выстукивание различных тактов с последующей попыткой воспроизведения их больным.

Обонятельные ощущения исследуются применением ароматических веществ (камфорное, гвоздичное масла и т.д.). Каждый носовой проход исследуется раздельно. Для исследования вкуса используют различные концентрации веществ, вызывающих вкусовые ощущения. Вещества наносят пипеткой на различные участки языка. Перед каждым исследованием обязательно полость рта прополаскивается чистой водой.

Для выявления тактильной агнозии используют методику узнавания реальных предметов с помощью осязания (при закрытых глазах).

Исследование нарушений схемы тела проводят с помощью методики право-левой ори­ентировки, когда испытуемого просят показать собственную левую руку, правую руку экспериментатора, сидящего со скрещенными руками. Кроме того, исследования включают оценку пальцевого гнозиса на основании правильности демонстрации испытуемым паль­цев по подражанию, по вербальной инструкции, называния паль­цев, воспроизведения позы пальцев по зрительному образцу.

Контрольные вопросы

    На какие характеристики ощущения и восприятия исследователи обращают внимание при психодиагностике?

    Назовите методы изучения нарушений восприятия.

Расстройства внимания.

Внимание – это психический процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира, действиях, образах, мыслях и чувствах самого человека.

Расстройства внимания бывают как временные явления у со­вершенно нормальных людей при утомлении или эмоциональном перенапряжении. В некоторых случаях недостаточность внимания становится устойчивой, и в этих случаях ее называют "невнима­тельностью" (в противовес такому свойству личности, как "внима­тельность"). В зависимости от особенностей и форм сочетания раз­личных свойств внимания, приводящих к невнимательности, можно говорить о трех ее типах.

Первым типом невнимательности является рассеянность ("порха­ющее" внимание), определяемая легкой непроизвольной переключаемостью слабо концентрированного внимания. Этот вид невниматель­ности свойственен дошкольникам и людям ослабленным, астенизированным в результате сильного переутомления или болезни.

Второй тип невнимательности, напротив, определяется высокой интенсивностью и концентрацией внимания при трудностях переклю­чения. Это тип "невнимательности ученого", сосредоточенного на своих мыслях. У больных этот тип невнимательности свойственен ли­цам со сверхценными и навязчивыми мыслями.

Третий тип невнимательности характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и еще более слабой его переключаемостью. Этот тип невнимательности связан с постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. У здоро­вых людей подобная невнимательность является временной в резуль­тате переутомления. В клинике такое внимание наблюдается в услови­ях кислородного голодания мозга, при церебральном атеросклерозе у пожилых людей ("стариковская рассеянность").

Жалобы на расстройства внимания становятся признаком забо­левания только в контексте с общим соматическим или нервно-пси­хическим расстройством. В большинстве случаев можно говорить о трех основных группах нарушений внимания: гипопрозексия, гиперпрозексия и парапрозексия.

Пригипопрозексиях встречаются разнообразные варианты ос­лабления внимания. Полная неспособность к сосредоточению, кон­центрации внимания называется апрозексией. Последняя сопро­вождается повышенной отвлекаемостью. Чаще всего в клинике встречается сочетание снижения возможностей к сосредоточению с ослаблением устойчивости внимания. Нередко эти явления сопро­вождаются снижением объема внимания.

Рассеяность внимания - нарушение способности длительно сохра­нять его направленность, страдает сосредоточение. Внимание становит­ся неустойчивым, больной не в состоянии длительно сосредотачиваться на определенном виде деятельности, преобладает непроизвольное внимание.

Истощаемость внимания - прогрессирующее ослабление его ин­тенсивности в процессе работы, хотя изначально была достаточно высо­кая степень сосредоточения. В силу этого резко падает продуктивность работы, становится невозможной углубленность, поглощенность дея­тельностью.

Сужение объема внимания - патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью его распределения. Отсюда содержанием со­знания становятся наиболее личностно близкие больному впечатления. Объем внимания ограничен объектами, имеющими ситуационную или индивидуально-личностную значимость.

Ослабление внимания отмечается при различных астенических состояниях, особенно если они сопровождаются неустойчивостью степени бодрствования. Быстрая истощаемость внимания свой­ственна больным с травмами черепа и другими органическими за­болеваниями мозга. Повышенная отвлекаемость с непроизвольным вниманием к случайным и нейтральным раздражителям характерна Для маниакальных состояний и при растерянности.

При некоторых расстройствах сознания возникает иногда явление, близкое к повышенной отвлекаемости внимания, - симптом гиперметаморфозы. Больные при этом с особой остротой постоянно замечают изменения формы и пространственной локализации окружающих предметов, они все время пытаются удостовериться в этом прикосновением руки или перестановкой находящихся в поле зрения вещей.

При гиперпрозексиях внимание усилено, причем часто за счет односторонней его направленности. Например, больные с ипохонд­рическими состояниями проявляют патологически повышенное внимание к своим болезненным ощущениям и всему тому, что име­ет отношение к здоровью.

Как бы полной противоположностью симптому отвлекаемости является патологическая застреваемость, тугоподвижность внимания, которая свойственна больным эпилепсией, при депрес­сиях. В этих случаях наблюдаются и нарушения механизма пере­ключения внимания с одного объекта на другой, что зависит от малой подвижности основных нервных процессов в коре головно­го мозга. В некоторых случаях усиление внимания возникает в виде явления "прилипание" внимания к определенной мысли или пред­ставлению. Появившееся у больного то или иное представление, мысль задерживается в сознании, что часто выражается в речи по­вторением одних и тех же слов (персеверация). Доминирующие идеи (в патологических случаях) также часто находят объяснение феноменами своеобразного "прилипания" внимания к определен­ным мыслям, и больной при этом осознает, что они занимают в его сознании незаслуженно большое место.

Парапрозексия - извращение внимания, которое чаще пони­мается как его сосредоточение на объектах патологического харак­тера (бред, галлюцинации). Однако парапрозексии следует рассмат­ривать более в плане несоответствия, неадекватности первоначальной установки произвольного внимания и результата. Чаще всего это возникает при чрезмерно сильном напряжении внимания, которое само по себе становится непереносимым для нервной системы, что и обуславливает парадоксальные, извращенные реакции со стороны внимания. Парапрозексии могут возникать и у здоровых людей. Например, спортсмен на старте не слышит выстрела старто­вого пистолета, хотя активно сосредотачивался и готовился к этому моменту.

Расстройства внимания при очаговой патологии мозга подразде­ляют на модально-неспецифические и модально-специфические на­рушения.

Модально-неспецифические нарушения внимания - распрост­раняются на все виды и уровни внимания.

Первый уровень поражения - уровень нижних отделов неспеци­фических структур (область продолговатого и среднего мозга). При этом у больных наблюдается быстрая истощаемость, резкое сужение объема и нарушение концентрации внимания.Эти симптомы проявляются в любом виде деятельности из-за слабости тех механизмов, кото­рые поддерживают внимание. В большей степени страдают непроиз­вольные формы внимания (больным легче сосредоточиться, если зада­ние их лично интересует).

Второй уровень - уровень диэнцефальных и лимбических отделов. При этом нарушения внимания проявляются грубее. Такие больные часто вообще не могут сосредоточиться на чем-либо или их внимание крайне неустойчиво.

Третий уровень поражения неспецифических серединных структур мозга - это уровень медиобазалъных отделов лобных и височных долей, При этом преимущественно страдает произвольное внимание, а непро­извольное патологически усилено. У больных возникает так называемое "полевое поведение", т.е. они становятся чрезмерно реактивными на все стимулы вокруг себя - оборачиваются на любой звук, вступают в разговоры соседей и т.п. Такая бесконтрольная реактивность отражает растормаживание элементарных форм ориентировочной деятельности, У больных с поражением лобных долей наблюдается нередко своеобраз­ное нарушение произвольного переключения внимания на новое дей­ствие, при этом возникает повторное выполнение (персеверация) одно­го и того же действия.

Модально-специфические нарушения внимания проявляются только в одной сфере - зрительной, слуховой, тактильной или двига­тельной. В клинике они часто описываются как явления игнорирования тех или иных стимулов. Их нельзя рассматривать как нарушения вос­приятия или как непонимание инструкции. Они проявляются в специ­фических трудностях осознания при одновременном предъявлении "двойных" стимулов одной модальности (двух зрительных, двух слухо­вых или двух тактильных).

Зрительное невнимание можно выявить при исследовании полей зрения периметром при предъявлении испытуемому не одного стиму­ла-объекта с левой или правой стороны, а сразу двух. При обычной процедуре исследования поля зрения справа и слева сохранны, а при использовании методики двойной стимуляции выявляется асимметрия полей зрения.

Клинически очерченные феномены игнорирования объектов в од­ном поле зрения (чаще в левом) выявляются также при рассматривании сюжетных картин с большим количеством деталей- больные (правши) не замечают, что изображено слева на картинке (в верхнем или нижнем углу). Такие больные при копировании рисунка изображают только правую его половину. В выраженных случаях может при ходьбе натыкаться на предметы, расположенные слева от него. Феномены зри­тельного невнимания связаны со спецификой работы правого полуша­рия или они появляются как симптомы при начальных стадиях пораже­ния задних отделов правого полушария и далее часто переходят в гностические расстройства или одностороннее нарушение полей зрения (гемианопсию).

Слуховое невнимание выявляют одновременным предъявлением разных звуковых стимулов в оба уха (методика дихотического прослу­шивания, предложенная Д. Кимурой). Здоровые люди (правши) слы­шат слова на 10-15% лучше правым ухом, чем левым ("эффект правого уха"). У больных с локальными поражениями мозга проценты асиммет­рии резко возрастают (до 50-60 % и более). Таким образом, в данном случае имеет место игнорирование левым ухом поступающих стимулов. Те же звуки, предъявляемые отдельно на правое и левое ухо, восприни­маются нормально. Слуховое невнимание может наблюдаться при пора­жении слуховой анализаторной системы или более обширных локализа­циях очагов поражения внутри полушария (правая височная доля).

Тактильное невнимание выявляют при закрытых глазах путем од­новременного прикосновения справа и слева острыми предметами (на­пример, кончиками двух карандашей) к коже кистей рук. Требуется определить, сколько было прикосновений - одно или два. При пораже­нии правой теменной доли больной чаще "не замечает" прикосновения к левой руке (одиночные прикосновения ощущаются четко). Намного реже обнаруживается игнорирование прикосновения справа.

Двигательное невнимание выявляют при выполнении двуручных двигательных заданий. Больной начинает выполнять задание правиль­но, но затем одна рука замедляет движения - "отключается". На воп­рос: "Правильно ли Вы делаете", он отвечает: "Правильно". Своих ошибок больной не осознает, но при раздельном выполнении пробы симптом игнорирования исчезает. Двигательное невнимание обычно возникает при локализации очага поражения в правом полушарии (премоторная область).

Нарушения внимания не являются специфичными для каких-либо психических заболеваний, типов психического реагирования, уровней психических расстройств. Однако, можно отметить специ­фику их изменений при различной психической патологии. Так, наиболее ярко они представлены в структуре экзогенно-органического типа психического реагирования, проявляясь нарушениями кон­центрации и устойчивости внимания, быстрой истощаемостью, труд­ностями переключаемостью внимания. Сходные нарушения встре­чаются при неврозах. В рамках эндогенного типа психического реа­гирования нарушения внимания не являются определяющими (как правило, они либо отсутствуют, либо являются вторичными по отношению к другим психопатологическим феноменам). Несмотря на это, существуют данные (Э.Крепелин) о том, что при шизофре­нии характерными оказываются нарушения активного внимания при сохранности пассивного. Это отличает пациентов с шизофрени­ей от больных с экзогенно-органическими и невротическими пси­хическими расстройствами.

Больные шизофренией внешне невнимательные и рассеянные могут хорошо воспринимать все, что происходит вокруг, выхваты­вая случайные детали, и в то же время им редко удается активно направлять и длительно удерживать внимание на каком-либо зара­нее указанном объекте. Вследствие этого, по соотношению сохран­ности у пациента активного и пассивного внимания можно косвен­но определить тип психического реагирования. Кроме того, у боль­ных шизофренией нарушен механизм фильтрации, что можно за­метить в экспериментах на помехоустойчивость (к примеру, в методике Мюнстерберга).

Наиболее часто расстройства внимания отмечаются у больных с патологией центральной нервной системы, церебральным атеросклерозом, гипертонической болезнью и другими заболеваниями, сопровождающимися общемозговыми явлениями (к примеру, при нейроинтоксикациях).

Контрольные вопросы

    Перечислите формы нарушения внимания.

    Какова специфика нарушений внимания при различных психических заболеваниях?

Ощущения – отражение свойств предметов объективного мира, которое возникает при их непосредственном воздействии на рецепторы.

В рефлекторной концепции И. П. Павлова и И. М. Сеченова были проведены разнообразные исследования, показавшие, что ощущения по своим физиологическим механизмам являются целостными рефлексами, объединяющими прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора. Многообразие ощущений отражает качественное многообразие окружающего мира. Классификация ощущений может быть различной в зависимости от оснований. Широкое распространение получило разделение по модальности, где выделяют ощущения зрительные, осязательные, слуховые и др. Английский физиолог Ч. Шерингтон выделил три класса ощущений:

1) экстроцептивные, они возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, непосредственно расположенные на поверхности тела;

2) интероцептивные, они сигнализируют с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов внутри организма;

3) проприоцептивные, они отражают движение и относительное положение тела в результате работы рецепторов, которые расположены в мышцах, сухожилиях и суставных сумках. Ощущения возникают в процессе филогенеза на основании элементарной раздражимости как реакции на раздражители, отражая тем самым объективную связь между абиотическими и биотическими факторами среды.

Восприятие – целостное отражение предметов, событий и ситуаций, которые возникают при непосредственном воздействии раздражителей на поверхностные рецепторы органов чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие способствует непосредственно-чувствительную ориентацию в окружающем мире. Большой вклад в изучение восприятия внес И. М. Сеченов, исследуя рефлекторную концепцию психики.

Важное значение имеют работы гештальт-психологии, которые показали обусловленность наиболее значимых феноменов восприятия (например, константность) неизмененными отношениями между компонентами перцептивного образа. Исследование рефлекторного строения восприятия положило начало создания теоретических моделей восприятия, где большое значение имеют эфферентные, в том числе двигательные процессы, которые подстраивают работу перцептивной системы к характеристикам объекта (А. Н. Леонтьев). Современное изучение восприятия проводится представителями физиологии, кибернетики, психологии и другими науками.

В проводимых исследованиях используются такие методы, как наблюдение и эксперимент, эмпирический анализ и моделирование. Восприятие связано с мышлением, вниманием, памятью, направляется мотивационными факторами и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений

Исследование восприятия проводится:

1) клиническими методами;

2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:

1) исследования тактильной и болевой чувствительности;

2) исследование температурной чувствительности;

3) исследование расстройств органов слуха и зрения.

4) исследование порогов слуховой чувствительности, восприятия речи.

Экспериментально-психологические методы обычно применяются для исследования более сложных слуховых и зрительных функций. Так, Е. Ф. Бажиным был предложен комплекс методик, который включает:

1) методики для исследования простых сторон деятельности анализаторов;

2) методики для исследования более сложной комплексной деятельности.

Также применяются следующие методики:

1) методика «Классификация предметов» – для выявления зрительной агнозии;

2) таблицы Поппельрейтера, которые представляют собой изображения, наложенные друг на друга, и которые нужны для выявления зрительной агнозии;

3) таблицы Равена – для исследования зрительного восприятия;

4) таблицы, предложенные М. Ф. Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон), – для исследования сенсорной возбудимости (при органических нарушениях головного мозга);

5) тахистоскопический метод (идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т. д.) – для исследования слухового восприятия.

1. Анестезия, или утрата чувствительности, может захватывать как отдельные виды чувствительности (парциальная анестезия), так и все виды чувствительности (тотальная анестезия).

2. Довольно часто встречается так называемая истерическая анестезия – исчезновение чувствительности у больных с истерическими невротическими расстройствами (например, истерическая глухота).

3. Гиперестезия обычно захватывает все сферы (наиболее часто встречаются зрительная и акустическая). Например, такие больные не переносят звук обычной громкости или не очень яркий свет.

4. При гипоэстезии больной как бы нечетко воспринимает окружающий мир (например, при зрительной гипоэстезии предметы для него лишены красок, выглядят бесформенно и расплывчато).

5. При парестезииу больных отмечаются тревожность и суетливость, а также повышенная чувствительность к соприкосновению кожи с постельным бельем, одеждой и т. д.

Разновидностью парестезии является сенестопа-тия – появление довольно нелепых неприятных ощущений в различных частях тела (например, чувство «переливания» внутри органов). Такие нарушения обычно возникают при шизофрении.

Из книги Соблазнение автора Огурцов Сергей

Из книги СК-метод развития человека автора Кандыба Виктор Михайлович

РАЗВИТИЕ ВКУСОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ СК – упражнение 61. Цель – развитие мозговых механизмов управления вкусовыми ощущениями, а) Войдите в СК и сосредоточьте внимание на кончике языка, прижатого к нёбу; признаки правильной концентрации – увеличение слюноотделения, слюна

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ СК – упражнение 62. Цель – развитие мозговых механизмов управления обонятельными ощущениями.1) Надо войти в СК и кончиками пальцев несильно выполнить нажатие на точки вокруг носа (см. рис. 1), под основанием носа, между и над бровями. Затем

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

27. Основные нарушения восприятия К основным нарушениям восприятия относят:1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.По характеру возникновения выделяют три вида

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

45 ИЗУЧЕНИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ Ощущения – отражение свойств предметов объективного мира, которое возникает при их непосредственном воздействии на рецепторы.В рефлекторной концепции И. П. Павлова и И. М. Сеченова были проведены разнообразные исследования, показавшие,

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Классификация ощущений Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений, выделяя обоняние, вкус, осязание, слух и зрение.Эта классификация ощущений по основным «модальностям» является правильной, хотя и не исчерпывающей.Для достаточно полного

автора Войтина Юлия Михайловна

Измерение ощущений Исследование абсолютных порогов ощущенийДо сих пор мы останавливались на качественном анализе различных видов ощущений. Однако не менее важное значение имеет количественное исследование, иначе говоря, их измерение.Известно, что человеческие органы

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ Ощущения можно классифицировать по характеру отражения и месту расположения рецепторов. Экс-терорецепторы расположены на поверхности тела, отражая свойства предметов и явлений внешней среды. Их делят на контактные и

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Мир ощущений младенца Конечно, жизнь не остается такой простой, и любовь тоже. То, что начиналось как привязанность к чему-то, при­носящему удовлетворение, проходит через много перемен и в конце может превратиться в привязанность к тому, что приносит боль. Вскоре мы

Из книги 7 мифов о любви. Путешествие из страны разума в страну вашей души автора Джордж Майк

Классификация ощущений Так как ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит, естественно, из рецептора, который дает ощущение данного качества или

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

§10. Виды ощущений Все ощущения можно разделить на две группы:1) Ощущения, отражающие свойства вещей или явлений, находящихся вне нас. Органы этих ощущений расположены на поверхности тела или близко к ней.2) Ощущения, отражающие движения отдельных частей нашего тела и

Из книги автора

§13. Взаимодействие ощущений Чувствительность к какому-нибудь раздражителю сильно зависит от других ощущений, имеющихся в данный момент. Зависимость эта очень сложная, и не все законы, управляющие ею, изучены в настоящее время. Но одна простая закономерность действует в

Из книги автора

Из книги автора

35. Виды ощущений Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют: дистантную и контактную рецепцию.2. По расположению рецепторов на

Из книги автора

36. Закономерности ощущений К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может