Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Общая схема материальных потоков в логистике. Поток в логистике. Материальные, информационные, финансовые и другие виды потоков. Финансовые потоки в логистике

Общая схема материальных потоков в логистике. Поток в логистике. Материальные, информационные, финансовые и другие виды потоков. Финансовые потоки в логистике

Объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сферы предпринимательства является система материальных, информационных, финансовых и других потоков. Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления движением материальных ресурсов заключалось в том, что если ранее объектом управления было определенное скопление отдельных материальных объектов, то при логистическом подходе основным объектом стал поток, т. е. множество объектов, воспринимаемое как единое целое.

Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период. Параметры потока - это параметры, характеризующие число объектов, которые имеются в наличии в конкретный момент времени, и измеряемые в абсолютных единицах. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный его пункты, траектория движения, длина пути, скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.

Потоки классифицируются по следующим признакам:

1. По отношению к рассматриваемой системе:

а) внутренние потоки - циркулируют внутри системы;

б) внешние потоки -находятся вне системы;

в) входящие потоки - это внешние потоки, поступающие из внешней среды в логистическую систему;

г) выходящие потоки - это внутренние потоки, поступающие из логистической системы во внешнюю среду;

2. По степени непрерывности:

а) непрерывные потоки - в каждый момент временипо траектории потока перемещается определенное количество объектов;

б) дискретные потоки - образуются объектами, перемещаемыми с интервалами;

3. По степени регулярности:

а) детерминированные потоки - характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени;

б) стохастические потоки - характеризуются случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенное значение с известной степенью вероятности.

4. По степени стабильности:

а) стабильные потоки - характеризуются постоянством значений параметров в течение определенного промежутка времени;

б) нестабильные потоки - характеризуются изменениями параметров потока.

5. По степени изменчивости:

а) стационарные потоки - характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной;

б) нестационарные потоки - характерны для неустановившегося процесса, их интенсивность меняется в течение определенного периода.

6. По характеру перемещения элементов потока:

а) равномерные потоки - характеризуются постоянной скоростью перемещения объектов: в одинаковые отрезки времени объекты проходят одинаковый путь, интервалы начала и завершения движения объектов также равны;

б) неравномерные потоки - характеризуются изменением скорости перемещения, возможностью ускорения, замедления, остановок в пути, изменения интервалов отправления и прибытия.

7. По степени периодичности:

а) периодические потоки - характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменения через определенный период;

б) непериодические потоки - характеризуются отсутствием закономерности изменения параметров потока.

8. По степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму:

а) ритмичные потоки;

б) неритмичные потоки.

9. По степени сложности:

а) простые (дифференцированные) потоки - состоят из объектов одного вида;

б) сложные (интегрированные) потоки - объединяют разнородные объекты.

10. По степени управляемости:

а) управляемые потоки - адекватно реагирующие на управляющее воздействие со стороны управляющей системы;

б) неуправляемые потоки - нереагирующие на управляющее воздействие.

По характеру образующих объектов могут быть выделены следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и др., однако для логистики экономической сферы наибольший интерес представляют материальные, информационные и финансовые потоки.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток - это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

Габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

Весовые характеристики; физико-химические характеристики груза;

Характеристики тары (упаковки);

Условия транспортировки и страхования;

Финансовые (стоимостные) характеристики и т.д.

Классификация материальных потоков:

1.По отношению к логистической системе различают внутренние, внешние, входные и выходные потоки.

2.По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования.

3.По ассортименту материальные потоки классифицируют на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающейся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.)

4.По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

Массовый - это поток, возникающий в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.).

Крупные - это потоки нескольких вагонов или машин.

Мелкие - это потоки грузов, количество которых не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства, и при перевозке их целесообразно совмещать с другими, попутными грузами.

Средние потоки занимают промежуточное положениемежду крупными и мелкими. К ним относят потоки,которые образуют грузы, поступающие одиночнымивагонами или автомобилями.

5. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на:

Тяжеловесные, обеспечивающие полное использование грузоподъемности транспортных средств. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т при перевозках водным транспортом и 0,5 т при перевозках железнодорожным транспортом, например металлы.

Легковесные, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 2 (например, табачные изделия).

6.По степени совместимости материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

7.По физико-химическим свойствам материальные потоки делят на:

Насыпные грузы (например, зерно), которые перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в Контейнерах и в автомашинах.

Навалочные грузы - как правило, минерального происхождения (соль, уголь, руда, песок и т. п.). Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Также, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

Тарно-штучные грузы, которые имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Они могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках, а также и без тары: длинномерные и негабаритные грузы.

Наливные грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и другие, выполняются с помощью специальных технических средств.

По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, условия транспортировки и др. Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, однако материальный и информационный потоки обычно смещены относительно друг друга во времени и по направленности.


Похожая информация.


Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и го­товыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятия­ми или внутри одного предприятия.

Материальный поток - это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматрива­емая в процессе приложения к ней различных логисти­ческих (транспортировка, складирование и др.) и (или) технологических (механообработка, сборка и др.) опера­ций и отнесенная к определенному временному интерва­лу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный за­пас.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измере­ния времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров, таких как:

> номенклатура, ассортимент и количество продукции;

> габаритные характеристики (объем, площадь, линей­ные размеры);

> весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

> физико-химические характеристики груза;

> характеристики тары (упаковки);

> условия договоров купли-продажи (передачи в соб­ственность, поставки):

> условия транспортировки и страхования;

> финансовые (стоимостные) характеристики;

> условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции, и т.д.

С каждым из указанных параметров связан определен­ный объем информации и со многими параметрами - финансовые показатели (издержки, цены, тарифы) и огра­ничения. Однако следует учитывать, что во временном и пространственном аспектах информационные и финансо­вые потоки могут не совпадать с материальными.

Классификация материальных потоков

В схеме классификации можно выделить следующие основные признаки:

1. По отношению к логистической системе различают внутренние потоки, т.е. МП внутри данной ЛС и внешние, т.е. находящиеся внутри данной логистической системы.

2. По отношению к звену логистической системы мате­риальные потоки делятся на входные и выходные.

3. По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (мно­говидовые). Под номенклатурой понимается систематизи­рованный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) про­дукции в натуральном выражении для целей статотчетности, учета и планирования.



4. По ассортименту материальные потоки классифици­ровать на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение про­дукции определенного вида или наименования, отличаю­щийся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.

5. По характеристикам груза в процессе транспорти­ровки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включаю­щему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, габаритные, весовые и физико-химичес­кие характеристики груза, способы затаривания, условия транспортировки и др.

При транспортировке железнодорожным транспортом грузы различаются:

а) в зависимости от весовых и объемных показателей:

Тяжеловесные (масса одного места больше500 кг);

Большой массы (масса от100 до500 кг);

Легковесные (не обеспечивающие использования гру­зовместимости);

Негабаритные (высота одного места более 3,8 м, ши­рина - более 2,5 м, длина - больше длины грузовой пло­щадки);

б) по физико-химическим свойствам:

Сыпучие (перевозимые навалом);

Наливные (жидкие и полужидкие), перевозимые в ци­стернах, бутылях и других специальных емкостях;

Штучные (единицей измерения которых являются штуки);

Тарно-штучные (измеряются количеством тары - мешки, ящики, рулоны и т.п.).

При перевозках грузов автомобильным транспортом груз может подразделяться: по степени использования гру­зоподъемности автомобилей, формированию сдельных та­рифов. С точки зрения выполнения погрузочно-разгрузочных работ при автоперевозках применяют следующую классификацию грузов: тарно-упаковочные и штучные; тяжеловесные; навалочные; лесоматериалы; металлы и ме­таллические изделия; зерновые грузы и овощи; налив­ные грузы.

По способу затаривания различают грузы в: контейне­рах; поддонах (паллетах); ящиках; флягах; бутылях; меш­ках и т.д.

6. По степени детерминированности различают матери­альные потоки детерминированные и стохастические. Де­терминированным материальным потоком мы будем называть поток с полностью известными (детермини­рованными) параметрами. Если хотя бы один из парамет­ров не известен или является случайной величиной (про­цессом), то материальный поток называется стохастичес­ким.

7. По признаку непрерывности во времени различают непрерывные и дискретные материальные потоки. К непрерывным материальным потокам относятся, напри­мер, потоки сырья и материалов в непрерывных производ­ственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др. Большинство матери­альных потоков являются дискретными во времени.

Материальный поток может быть охарактеризован та­ким показателем как интенсивность. Под интенсивнос­тью материального потока понимается количество единиц продукции, поступающей на вход ЛС в единицу времени.

Информационный поток и его классификация

Информационный поток - это совокупность цирку­лирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.

Управление информационным потоком заключается в согласовании скорости передачи и приема информации, объема информации и величины пропускной способности отдельной структуры или пути следования потока.

Информационный поток измеряется - количеством об­рабатываемой или передаваемой информации за единицу времени.

Формируется в процессе осуществления транспортировки, складирования и осуществления иных операций с готовыми продуктами, полуфабрикатами, сырьем. Он образуется на всем протяжении жизненного цикла изделий - от первичного источника материалов до поступления к конечному потребителю. Рассмотрим далее, что собой представляют материальные и информационные потоки.

Общие сведения

Материальный поток - это объекты, которые находятся в состоянии движения. К ним относят, в частности, готовую и незавершенную продукцию. К этим объектам применяются операции, касающиеся их перемещения в пространстве: разгрузку, погрузку, перевозку, затаривание, консолидацию, сортировку, разукрупнение и так далее. Информационные потоки представляют собой сообщения в документальной (электронной и бумажной), речевой и прочих формах, которые сопровождают сервисные или материальные движения.

Основные понятия

Поток представляет собой сырье, вспомогательные и основные материалы, топливо, комплектующие, запчасти, упаковку, тару, отходы. Готовой продукцией называют изделия, полностью прошедшие технологический цикл и контроль на предприятии, укомплектованные, сданные на склад либо отгруженные заказчику (посреднику). представляет собой объекты, требующие доработки в соответствии с применяемой технологией.

Ключевые признаки

Основные параметры, которыми характеризуется материальный поток, это:

  • качество, ассортимент и номенклатура продукции;
  • габаритные параметры (линейные размеры, площадь, объем);
  • весовые характеристики (брутто/нетто, общая масса);
  • физико-химические свойства;
  • характеристики упаковки;
  • условия договора поставки, купли-продажи, передачи;
  • стоимостные характеристики.

При проведении операций могут учитываться и другие признаки.

Виды материальных потоков

Существуют различные критерии, по которым ведется классификация. Материальный поток в логистических системах может быть внутренним или внешним. В первом случае он не выходит за пределы осуществляемых операций, во втором - находится вне их. В зависимости от номенклатуры выделяют одно- и могопродуктовые объекты. По ассортименту потоки разделяют на одно- и многоассортиментные. Кроме этого, существуют выходные и входные объекты. Разделение по ассортименту необходимо, поскольку он оказывает существенное влияние на работу с продукцией. В частности, логистическое управление материальными потоками на продовольственном оптовом рынке, где продаются мясо, овощи, рыба, фрукты, существенно отличается от операций, осуществляемых на картофелехранилище, где присутствует одно наименование товара. В зависимости от движения во времени выделяют:

  1. Непрерывные перемещения. В частности, к ним относят материальные потоки в производстве замкнутого цикла, газ и нефтепродукты, движение которых обеспечивается посредством
  2. Дискретные перемещения.

Другие категории

Специалисты выделяют также:


Информационные потоки

Сообщения, сопровождающие перемещение грузов, могут возникать под внешним воздействием на соответствующую среду. К основным параметрам, определяющим информационные потоки, относят:

  1. Направление движения или адресата.
  2. Источник возникновения.
  3. Скорость передачи. Она определяется по количеству сообщений за единицу времени.
  4. Общий объем.

Классификация

Информационные потоки могут быть:

  • Опережающими с совпадающим направлением.
  • Синхронными встречными.
  • Опережающими с различным направлением.
  • Отстающими встречными.
  • Синхронными с различным направлением.
  • Опережающими встречными.
  • Отстающими с различным направлением и пр.

Интеграция

Она может осуществляться в горизонтальном или вертикальном направлении. Интеграция происходит на основе контроля движения потоков. Горизонтальное направление обеспечивает необходимыми данными все объекты и операции: от поступления материалов, сырья и комплектующих до готовых продуктов. В результате все воздействия и возникшие от них последствия увязываются с общей стратегией и целями производственно-реализационной системы. позволяет охватить все уровни технологического цикла прямыми и обратными связями. За счет этого обеспечивается оперативное получение актуальных данных о поставках сырья, процессах изготовления, сборки, контрольных испытаниях, доставке продукции конечным пользователям.

Менеджмент

Комплекс определяется в соответствии с жизненным циклом изделий. В свою очередь, он включает в себя:

  1. Стадию разработки. Этот этап отличается большой продолжительностью и связан с инвестированием в опытно-конструкторские, научно-исследовательские мероприятия.
  2. Стадия внедрения продукта. Это также продолжительный этап. Он характеризуется значительными издержками и практически полным отсутствием дохода.
  3. Стадия роста. Она определяется повышением спроса на продукцию. На этом этапе возникают определенные сложности у менеджеров. В частности, они связаны с определением ключевых точек и мест, в которых будут концентрироваться потребители материального потока. Неточность тех или иных сведений может спровоцировать большие расходы.
  4. Стадия "зрелости". На этом этапе темп производственного роста, уровень доходов достигают максимальных показателей. К завершению стадии может отмечаться снижение реализационного объема. Оно обусловлено активностью конкурентов и выпуском на рынок изделий-новинок. На данной стадии в задачи логистического менеджмента входит распределение продукции по сбытовой сети и контроль реализации.
  5. Этап упадка. Эта стадия характеризуется снижением объема продаж и уменьшением дохода. Такая ситуация обуславливается насыщением рынка, появлением изделий-новинок, конкурентов, развитием научно-технической базы. на этой стадии ориентирован на уменьшение количества сбытовых точек, сокращение издержек и запасов на складах.

Цикл

Он состоит из комплекса следующих операций:

  1. Заказ и формирование запасов.
  2. Обработка заявок потребителей, осуществление закупок.
  3. Доставка, выпуск продукции.
  4. Сбор заявок и подготовка документации.
  5. Анализ операций, формирование отчетов.

Дополнительно

Функционирование логистической системы только тогда будет эффективным, когда в ней используются базы данных. Любой процесс менеджмента включает в себя реализацию функций по сбору, обработке, передаче, анализу сведений и принятию решений. Информацией именуется комплекс данных об окружающих условиях, способствующих снижению существующей степени неопределенности, недостатка знаний. Эти сведения воспроизводятся устно, письменно или иными способами. Логистика ориентирована на то, чтобы все этапы выпуска продукции, транспортировки, реализации рассматривались как непрерывный и единый процесс трансформации и перемещения изделия и сведений, данных, связанных с ним. Актуальные сведения позволяют предприятиям:


Заключение

Информационные и материальные потоки выступают в качестве неотъемлемых элементов товарного оборота. Возникновение и передача данных характеризуются объектом и источником этих сведений. В качестве последнего выступает такой компонент, который может создавать либо вырабатывать сообщение, входящее в логистическую систему. Объектом данных являются звенья структуры менеджмента: транспорт, сотрудники, подразделения, помещения, и так далее. Грамотный анализ имеющейся информации позволяет сориентировать материальный поток, направить его к нужному пользователю. В работе менеджера необходимо учитывать различные внешние и внутренние факторы. Для обеспечения эффективности материально-информационных потоков в настоящее время используются передовые научно-технические средства и достижения. Они позволяют не только располагать самыми актуальными данными о состоянии рынка, спроса и предложения, активности конкурентов, но и составлять прогнозы на средне- и дальнесрочную перспективу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Логистика - это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия и на всех стадиях развития производства стремится сократить затраты и выпустить продукцию, заданного количества и качества в установленные сроки и в установленном месте.

Актуальность дисциплины и возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальный запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Введение этой категории позволило увязать разрозненные процессы, протекающие у различных собственников (или же в различных подразделениях одного предприятия), единой функцией управления, упорядочить эти процессы, получив тем самым существенный экономический выигрыш. В общем случае под материальным потоком понимают грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций.

Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями.

Также одним из ключевых понятий в логистике является логистическая система. Это экономическая система, которая обладает высокими адаптивными свойствами в процессе выполнения комплекса логистических функций и операций, которая состоит из нескольких подсистем, взаимосвязанных между собой и внешней средой.

1. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ

1.1 Сущность материальных потоков

Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Рис.1.1. Принципиальная схема материального потока на торговой оптовой базе

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формировать определение материального потока, разберем конкретный пример материального потока, протекающего внутри отдельного предприятия.

На рис.1.1. приведена принципиальная схема материального потока на торговой оптовой базе. Как следует из этой схемы, выгруженный из транспортного средства товар, может быть направлен по одному из трех путей: либо на участок приемки, либо в зону хранения, либо, если груз поступил в нерабочее время, в приемочную экспедицию. В дальнейшем товар, так или иначе, сосредотачивается в зоне хранения.

Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными:

а) участок хранения - участок погрузки;

б) участок хранения - отправочная экспедиция - участок погрузки;

в) участок хранения - участок комплектования - отправочная экспедиция, участок погрузки;

г) участок хранения - участок комплектования - участок погрузки.

По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т.д. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал и т.п., представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

На оптовых базах материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных участков. Для этого суммируют объемы работ по всем логистическим операциям, осуществленным на данном участке.

При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас.

Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения др. материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальный поток - продукция (грузы, детали, товарно-материальные ценности и др.), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенная к временному интервалу. Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны, объем и т.д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т.д.). Например, тонн / год.

Формой существования материального потока могут быть грузооборот склада, грузовой поток и др.

1.2 Виды материальных потоков

Материальные потоки определены как грузы, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций. Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Решая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процессе приложения большой группы операций. Например, при проектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов.

По отношению к логистической системе (внутренний, внешний, входной, выходной):

· внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение;

· внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы;

· входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. В нашем примере определяется суммой величин материальных потоков на операциях разгрузки, т/год;

· выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

По натурально-вещественному составу материальные потоки делят на

· одноассортиментные

· многоассортиментные.

Такое разделение необходимо, ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

По количественному признаку материальные потоки делят на

· массовые - считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин;

· крупные - несколько вагонов, автомашин;

· мелкие - образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами;

· средние - потоки занимают промежуточное положение между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями;

По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.

· Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 m (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом). Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.

· Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м3. Например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки. - по совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.

· Насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство -- сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.

· Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) как правило минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться.

· Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.

· Наливные грузы - грузы перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и другие выполняются с помощью специальных технических средств.

Более наглядно классификация материальных потоков представлена на рисунке 1.2.

Рис. 1.2. Классификация материальных потоков

2. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

материальный поток логистический

2.1 Понятие логистических операций

Логистической операцией - называется любое элементарное действие (совокупность действий), приводящее к преобразованию параметров материальных и/или связанных с ними информационных, финансовых, сервисных потоков, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи администрирования или проектирования логистической системы.

Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками.

Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям.

В целом логистические операции определяют как совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потока.

2.2 Классификация логистических операций

1. По переходу права собственности на товар

· Односторонние (без перехода)

· Двусторонние (с переходом)

2. По изменению потребительских свойств

· С добавленной стоимостью

· Без добавленной стоимости

3. По природе потока

· С материальным потоком

· С информационным потоком

4. По направленности реализуемых логистических функций

· Внешние (функции снабжения и сбыта)

· Внутренние (в рамках функции производства)

5. Вид реализуемых логистических функций

· Базисные (снабжение, производство и сбыт)

· Ключевые (управление закупками, транспортировка, управление запасами и др.)

· Поддерживающие (складирование, грузопереработка, защитная упаковка, обеспечение возврата товаров и др.).

К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационным потоком -- это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.

Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двусторонние.

Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовой базы.

Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции, т. е. операции, выполняемые в процессе «общения логистической системы с внешним миром», относят к категории внешних логистических операций. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, называют внутренними. Неопределенность окружающей среды, в первую очередь, сказывается на характере выполнения внешних логистических операций.

3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

3.1 Понятие логистической системы

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Система - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Элемент системы - это часть системы, условно не разделяемая на составные части. Одна из возможных классификаций систем приведена в таблице

Таблица 3.1.

Классификация систем

Признак классификации

В ид систем

Изменение во времени

Статистическая, динамическая

Сложность

Простая, сложная, большая

Взаимосвязь с окружающей средой

Закрытая, открытая

Предвидение развития

Детерминированная, стохастическая

Реакция на изменение окружающей среды

Адаптивная, неадаптивная

Следует различать сложные и большие системы. Сложная система - это система с развернутой структурой и значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), имеющих разные по своему типу связи, способная сохранять частичную работоспособность при отказе отдельных элементов (свойство работоспособности). Большая система - это сложная система, имеющая ряд дополнительных признаков: наличие подсистем, имеющих собственно целевое назначение, подчиненное общему целевому назначению всей системы. Внешние связи с другими системами; наличие в системе элементов самоорганизации.

Существуют следующие четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой.

1. Целостность и делимость. Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. На макроуровне, при прохождении материального потока от одного предприятия к другому, в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт. На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих подсистем:

Закупка - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.

Планирование и управление производством - эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающий предмет труда в продукт труда.

Сбыт - подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы

Как мы видим элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем.

2. Связи. Между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества. В макрологических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т.д. Связи между элементами должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов внешней средой, так как в противном случае система не может существовать.

3. Организация. Связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система имеет организацию. Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. определенную структуру, организации системы.

4. Интегративные качества. Логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Целостная совокупность разнообразных элементов, объединенных в подсистемы, находящиеся в тесной взаимосвязи между собой, представляет логистическую систему.

Логистическая система отличается от других экономических систем рядом характерных признаков: наличием управляемых потоковых процессов, системной целостностью и ее специфичностью, нацеленностью на производство организации управления.

Главными свойствами логистической системы являются оптимальность и адаптивность.

3.2 Виды логистических систем

Логистические системы делят на макро и микрологистические.

Макрологистическая система-- это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.

Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарноденежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем.

1) Логистические системы с прямыми связями. В этих логистических системах материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников.

2) Эшелонированные логистические системы. В таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник.

3) Гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.

Таким образом, можно сказать, что логистическая система - это экономическая система, которая обладает высокими адаптивными свойствами в процессе выполнения комплекса логистических функций и операций, которая состоит из нескольких подсистем, взаимосвязанных между собой и внешней средой, а также делится на макро и микрологистические системы.

Заключение

Изучив и проанализировав предложенную тему можно дать следующие характеристики.

Материальный поток - это отнесенная к временному интервалу совокупность товарно-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ним различных операций.

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам: отношению к логистической системе, натурально-вещественному составу потока, количеству образующих поток грузов, удельному весу образующего поток груза, степени совместимости грузов, консистенции грузов.

Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. То есть, логистические операции - это обособленная совокупность действий направленных на преобразование материального и информационного потока.

Логистическая система - это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из элементов - звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками. Иными словами, логистическая система - это система, состоящая из нескольких подсистем, выполняющая логистические функции и имеющая развитые связи с внешней средой, то есть с рынком.

Список использованных источников

1. Лекции по дисциплине «Логистика».

2. Гаджинский А.М. Логистика: Учеб. для высш. и средн. специальн. учебн. заведений.- М.: "Дашков и Ко ", 2007.

3. Логистика: Учеб. / Под ред. проф Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов.- М.: Велби, 2006.

5. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учеб. - М.: ИНФРА-М, 2001.

6. Складское и тарное хозяйство. Г.М. Демичев. М.: 1990 г., с. 61.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Логистический подход к управлению материальными потоками и минимизация закупочных издержек. Понятие материального потока, классификация логистических операций на торговой оптовой базе. Концепция логистики, ее правила, функции, основные требования.

    учебное пособие , добавлен 14.06.2009

    Основные системы материальных, информационных, финансовых и других потоков. Материальные потоки в логистике, их понятие, общая схема, единицы измерения и виды. Понятие логистического сервиса. Определение оптимального уровня логистического сервиса.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Анализ понятия материального потока, образующегося в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами, готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

    реферат , добавлен 07.07.2010

    Принципиальная схема логистических систем. Организация рационального материального потока в прерывно-поточном производстве. Экономико-математическая модель и алгоритм решения. Система управления запасами с фиксированным размером заказа заготовок.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2012

    Понятие и структура материального потока, его параметры и измерители. Классификация материальных потоков по номенклатуре, ассортименту. Построение эпюры материального потока как метод анализа, расчёт прямого и обратного направления движения грузов.

    презентация , добавлен 30.08.2013

    Концепция, принципы и задачи коммерческой логистики. Организация торговой логистики, ее элементы, формы и отличительные черты, виды товарных потоков. Характеристика логистических систем торговой логистики. Понятие и классификация логистических операций.

    реферат , добавлен 20.03.2010

    Информационная логистика: организация потока данных, сопровождающих материальный поток. Основные виды информационных потоков, причины увеличения их роли в современной логистике. Классификация информационных систем в логистике, принципы их построения.

    реферат , добавлен 08.05.2011

    Создание логистических информационных систем. Их виды. Принципы построения логистических информационных систем. Информационные потоки в логистике. Дистанционная передача данных. Практические основы построения логистических цепей.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2005

    Значение транспортных средств при осуществлении логистических операций на пути движения материального потока. Затраты на создание любого товара. Задачи и функции, решаемые транспортной логистикой. Внутрипроизводственная и внешняя транспортировка.

    презентация , добавлен 01.04.2014

    Складирование как комплекс взаимосвязанных операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве. Выбор рациональной системы складирования. Основные складские зоны. Отличия логистических центров от транспортных.

1. По отношению к рассматриваемой системе:

а) внутренние потоки - циркулируют внутри системы;

б) внешние потоки -находятся вне системы;

в) входящие потоки - это внешние потоки, поступающие из внешней среды в логистическую систему;

г) выходящие потоки - это внутренние потоки, поступающие из логистической системы во внешнюю среду;

2. По степени непрерывности:

а) непрерывные потоки - в каждый момент временипо траектории потока перемещается определенное количество объектов;

б) дискретные потоки - образуются объектами, перемещаемыми с интервалами;

3. По степени регулярности:

а) детерминированные потоки - характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени;

б) стохастические потоки - характеризуются случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенное значение с известной степенью вероятности.

4. По степени стабильности:

а) стабильные потоки - характеризуются постоянством значений параметров в течение определенного промежутка времени;

б) нестабильные потоки - характеризуются изменениями параметров потока.

5. По степени изменчивости:

а) стационарные потоки - характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной;

б) нестационарные потоки - характерны для неустановившегося процесса, их интенсивность меняется в течение определенного периода.

6. По характеру перемещения элементов потока:

а) равномерные потоки - характеризуются постоянной скоростью перемещения объектов: в одинаковые отрезки времени объекты проходят одинаковый путь, интервалы начала и завершения движения объектов также равны;

б) неравномерные потоки - характеризуются изменением скорости перемещения, возможностью ускорения, замедления, остановок в пути, изменения интервалов отправления и прибытия.

7. По степени периодичности:

а) периодические потоки - характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменения через определенный период;

б) непериодические потоки - характеризуются отсутствием закономерности изменения параметров потока.

8. По степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму:

а) ритмичные потоки;

б) неритмичные потоки.

9. По степени сложности:

а) простые (дифференцированные) потоки - состоят из объектов одного вида;

б) сложные (интегрированные) потоки - объединяют разнородные объекты.

10. По степени управляемости:

а) управляемые потоки - адекватно реагирующие на управляющее воздействие со стороны управляющей системы;

б) неуправляемые потоки - нереагирующие на управляющее воздействие.

По характеру образующих объектов могут быть выделены следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и др., однако для логистики экономической сферы наибольший интерес представляют материальные, информационные и финансовые потоки.

1.2 Материальный поток: понятие, виды, единицы измерения

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток - это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

Габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

Весовые характеристики; физико-химические характеристики груза;

Характеристики тары (упаковки);

Условия транспортировки и страхования;

Финансовые (стоимостные) характеристики и т.д.

Классификация материальных потоков:

1.По отношению к логистической системе различают внутренние, внешние, входные и выходные потоки.

2.По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования.

3.По ассортименту материальные потоки классифицируют на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающейся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.)

4.По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

- Массовый - это поток, возникающий в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.).

- Крупные - это потоки нескольких вагонов или машин.

- Мелкие - это потоки грузов, количество которых не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства, и при перевозке их целесообразно совмещать с другими, попутными грузами.

- Средние потоки занимают промежуточное положениемежду крупными и мелкими. К ним относят потоки,которые образуют грузы, поступающие одиночнымивагонами или автомобилями.

5. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на:

- Тяжеловесные, обеспечивающие полное использование грузоподъемности транспортных средств. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т при перевозках водным транспортом и 0,5 т при перевозках железнодорожным транспортом, например металлы.

- Легковесные, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 2 (например, табачные изделия).

6.По степени совместимости материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

7.По физико-химическим свойствам материальные потоки делят на:

- Насыпные грузы (например, зерно), которые перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в Контейнерах и в автомашинах.

- Тарно-штучные грузы, которые имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Они могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках, а также и без тары: длинномерные и негабаритные грузы.

- Наливные грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и другие, выполняются с помощью специальных технических средств.

По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, условия транспортировки и др.

Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, однако материальный и информационный потоки обычно смещены относительно друг друга во времени и по направленности.

2. Понятие логистического сервиса. Определение оптимального уровня логистического сервиса

2.1 Понятие логистического сервиса

В статье Л.Б. Миротина и Ы.Э. Ташбаева «Логистика: основные понятия и положения», опубликованной в приложении к журналу «Логинфо», сервис определяется в качестве обслуживания, как в широком смысле этого слова, так и применительно к ремонту и наладке технических средств, бытовой аппаратуры, коммунальной техники. Здесь же авторы отмечают, что слово «сервис» имеет происхождение от английского «service» - служба, обслуживание .

В терминологическом словаре «Логистика» под редакцией А.Н. Родникова дано следующее определение сервиса: «Сервис – это услуги, оказываемые покупателю организацией, продавшей товар, в виде доставки, установки, наладки, ремонта товара» .

Существуют несколько правил организации логистического сервиса, получивших признание в мировой практике. Эти правила сформулированы В.И. Сергеевым в книге «Логистика в бизнесе»:

Гарантирование логистического сервиса;

Качество логистического сервиса;

Подготовленность персонала, усвоившего стандарты логистического сервиса;

Оценка качества логистического сервиса (рис.1) .

Рисунок 1. – Правила организации сервиса, установленные мировой практикой

Менеджеру по логистике необходимо постоянно следить за тем, насколько уровень собственных услуг фирмы и услуг конкурентов отвечает ожиданиям заказчиков. Обнаружить изъяны в системе логистического сервиса можно с помощью ряда приёмов, таких, как проведение сравнительных закупок, регулярные опросы потребителей, установка ящиков для предложений и создание системы работы с жалобами и претензиями. Всё это поможет предпринимателю создать представление о том, как он работает, а разочарованным клиентам – получить удовлетворение.

Ю.М. Неруш в своей книге «Логистика: учебник для вузов» пишет: «За рубежом широко практикуется такая форма сервиса, как проведение лекций и консультаций для покупателей. Как выбирать мясо; как готовить креветки; как выбирать фрукты и овощи – это все типичные темы консультаций, которые организуются и рекламируются менеджерами по логистике. Другим примером сервисных мероприятий этого типа является знакомство покупателей с историей тех или иных товаров, со способами выращивания и производства продуктов, с их питательной ценностью» .

Логистический сервис неотделим от культуры обслуживания. Без культурного и внимательного обслуживания сервис теряет свою привлекательность. И наоборот, без логистического сервиса культура обслуживания значительно менее эффективна, нежели при наличии качественного и всестороннего сервиса. Поэтому эти два определения необходимо рассматривать в их чёткой взаимосвязи и влиянии друг на друга.

Для принятия решения о комплексе сервиса в логистике менеджеру по логистике следует изучить потребителей, чтобы уяснить себе, какие основные услуги можно было бы им предложить и какова относительная значимость каждой из них. А.М.Гаджинский приводит следующий практический пример: «Канадские покупатели промышленного оборудования назвали 13 факторов логистического сервиса в порядке убывающей значимости:

1) надёжность поставок;

2) оперативность предоставления предложений по ценам;

3) возможность получения технической консультации;

4) предоставление скидок;

5) послепродажное обслуживание;

6) масштабы торговой сети;

7) простота вступления в контакт;

8) гарантия замены товара;

9) широкие производственные возможности поставщика;

10) возможность разработки товара по индивидуальному образцу;

11) возможность предоставления кредита;

12) наличие оборудования для испытаний;

13) наличие оборудования для механической обработки» .

Подобный порядок ранжирования наводит на мысль, что на этом рынке продавец должен как минимум не уступать конкурентам по надёжности поставок, оперативности выдачи предложений по ценам, возможностям предоставления технической консультации и прочим видам услуг, которые клиенты считают наиболее важными.

Однако вопрос о том, какие именно услуги следует предоставлять, всё же решается не так просто. Услуга может быть чрезвычайно важной для потребителей и, тем не менее, не являться решающей при выборе поставщика, если все имеющиеся поставщики предоставляют ее на одном и том же качественном уровне.

Рассмотрим следующий пример. Фирма «Монсанто К о » искала способ совершенствования комплекса логистического сервиса. Клиентов попросили провести сравнительную оценку по нескольким параметрам самой фирмы «Монсанто» и корпорацией «Дюпон» и «Юнион карбайд». Среди потребителей все три фирмы славились надёжностью поставок и хорошей работой своих торговых агентов. Однако ни одна из них, по мнению клиентов, не предоставляла достаточного объёма услуг технического характера. Фирма «Монсанто» тотчас провела исследование, чтобы выявить значимость услуг технического характера для покупателей из сферы химической промышленности, и обнаружила, что эти услуги имеют для них очень большое значение. После этого фирма наняла и обучила дополнительное количество специалистов технического профиля и развернула кампанию по представлению себя лидером в сфере технического обслуживания. В сознании покупателей, заинтересованных в получении технического сервиса, всё это дало «Монсанто» явное преимущество .

2.2 Определение оптимального уровня логистического сервиса

В.И. Сергеев подчёркивает, что «потребителя интересуют не только определённые услуги сами по себе, но и их объём и качество. Если клиентам банка придётся выстаивать длинные очереди или общаться с угрюмыми служащими или кассирами, они могут поменять банк» .

Фирме необходимо постоянно следить за тем, насколько уровень её собственных услуг и услуг конкурентов отвечает ожиданиям заказчиков. Обнаружить изъяны в системе сервиса можно с помощью ряда приёмов, таких, как проведение сравнительных закупок, регулярные опросы потребителей, установки ящиков для предложений и создание системы работы с жалобами и претензиями. Всё это поможет фирме иметь представление о том, как она работает, а разочарованным клиентам – получить удовлетворение.

Профессор Б.А.Аникин в учебнике по логистике пишет: «Менеджер по логистике должен решить, в каких формах будут предоставляться различные услуги. Первый вопрос: какие расценки установить на каждый вид сервисных работ? Подумайте, например, что может предложить фирма «Sony» в качестве услуг при организации ремонта своих телевизоров. У нее есть выбор из трех возможностей:

1. Предложить бесплатный ремонт телевизоров в течение года с момента покупки.

2. Продать контракт на обслуживание другой фирме.

3. Вообще не предлагать услуг по ремонту, оставляя свободу действий для специалистов по ремонту.

Кроме того, и сами услуги по ремонту фирма «Sony» может предложить в одном из трёх вариантов:

Нанять и обучить собственных ремонтников и распределить их по всей территории страны.

Договориться, что услуги по ремонту будут предоставляться дистрибьюторами и дилерами.

Оставить заботы по ремонту независимым организациям» .

Каждый вид услуг можно предоставлять по-разному. И решение фирмы будет зависеть и от предпочтений клиентов, и от подходов, применяемых конкурентами.

Список использованной литературы

1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. – М.: ИВК «Маркетинг», 2000.

2. Логистика: Учебник / Под ред. Проф. Б.А.Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика: Основные понятия и положения: Приложение к журналу «Логинфо» // Логинфо. – 2001. - №1.

4. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

5. Новиков О. А., Уваров С. А. Логистика. - СПб.: ИД «Бизнесс-npeсca», 1999.

6. Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л.Б.Миротина и В.И.Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2000.

7. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2002.

8. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.

Новиков О. А., Уваров С. А. Логистика. - СПб.: ИД «Бизнесс-npeсca», 1999, с. 208.

Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика: Основные понятия и положения: Приложение к журналу «Логинфо» // Логинфо. – 2001. - №1, с. 84.

Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2002, с. 65.

Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001, с. 149.

Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. – М.: ИВК «Маркетинг», 2000, с. 59.

Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л.Б.Миротина и В.И.Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2000, с. 109.

Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. с. 119.

Логистика: Учебник / Под ред. Проф. Б.А.Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2000, с. 45.