Франция в 20 веке
Однако в целом победа в 1 мировой войне усилила французский империализм и выдвинула его на первое место в Западной Европе. После поражения Германии Франция оказалась самой сильной военной державой на Европейском континенте.
Таким образом под влиянием первой мировой войны в экономике Франции происходят большие структурные сдвиги. Правительство, активно используя механизм государственного регулирования хозяйством и предпринимая шаги по восстановлению промышленности, разрядке социальной напряженности, уделяло особое внимание тяжелой индустрии, выводу страны из кризисного положения.
Экономическое развитие Франции в период между двумя мировыми войнами носило крайне неравномерный характер. Периоды оживления, подъема и стабилизации экономики сменялись экономическими потрясениями, которые резко ухудшали экономическую и социально-политическую обстановку в стра-не. В этих условиях экономическая политика правящих кругов была направлена на усиление государственного вмешательства в народное хозяйство Франции. Государственное регулирование помогло французской буржуазии найти выходы из сложнейших социально-экономических ситуаций н избежать катастрофы с помощью реформирования и модернизации капитализма.
После окончания второй мировой войны Франция столкнулась с рядом экономических и политических проблем. С целью выхода из сложившейся ситуации в стране была проведена частичная национализация, увеличился приток капиталовложений в национальную промышленность. К концу 40-х гг. экономика страны была восстановлена. Франция присоединилась к "плану Маршалла", что в известной степени ограничило ее суверенитет, но позволило модернизировать производственный потенциал.
Развитие французской экономики шло под воздействием научно-технической революции. Усилились тенденции государственно-монополистического капитализма, определяющую роль стал играть промышленный капитал. Изменилась структура экономики, были модернизированы ее основные отрасли. Активное участие Франции в экономической интеграции позволило значительно интенсифицировать внешнеторговые связи. Объем внешней торговли в 4 раза превысил довоенный уровень. К 1965 г. Франция ликвидировала свою задолженность США и вновь стала страной-кредитором, занимая третью (после США и Англии) позицию в мирена экспорту капитала.
В 70-е гг. экономическое положение Франции в мире, если судить по основным статистическим показателям, доле в мировом производстве и торговле, оставалось относительно стабильным и не претерпело радикальных перемен. Страна прочно вошла в пятерку крупнейших капиталистических государств и в экономическом отношении заняла положение второй после ФРГ западно-европейской державы.
В начале 80-х гг. в ряде развитых капиталистических стран обострилась экономическая ситуация, что не могло не сказаться на положении французское экономики. Взлет доллара в 1981-1982 гг. привел к росту торгового дефицита Франции, составившего в 1981 г. 65 млрд франков, а в 1981 г. - более 92 млрд. Резко ухудшился платежный баланс страны, пошатнулись позиции франка. Кризис обусловил рост безработицы и цен на потребительские товары, обострились многие социальные проблемы.
В октябре 1981 г. правительство П.Моруа вынуждено было девальвировать франк на 3%, в июне 1982 г. - еще на 10% по отношению к западногерманской марке и на 5,75 % по отношению к большинству остальных валют Европейской валютной системы.
Перестройка производственной структуры Франции в начале 80-х гг. опиралась не только на национализированный сектор, но и на создание значительного числа сравнительно небольших частных предприятий, использующих новейшие технологии. Их финансирование и связанный с ним риск должны были взять на себя национализированные банки.
Последняя часть либеральных реформ - дерегламентирование различных сфер экономической деятельности. С начала 1987 г. все предприятия промышленности и сферы услуг получили право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, ориентируясь на рыночные условия.
Всего в короткий срок новое правительство подготовило примерно 30 законопроектов, позитивно повлиявших на состояние экономики Франции во второй половине 80-х гг. В 1986-1989 гг. в стране наблюдался экономический подъем. Ежегодный прирост валового внутреннего продукта составил в среднем около 3 %, промышленного производства - 4 %.
Однако к началу 90-х гг факторы роста исчерпали себя. Первые признаки замедления подъема наметились уже весной 1990 г. Из-за резкого уменьшения инвестиционного спроса предприятий, замедления роста личного потребления населения и экспорта продукции в европейские страны кризис с весны 1992 г. еще более усилился. Осенью 1992 г. экономическая ситуация в стране снова ухудшилась из-за снижения мировых цен на некоторые товары ее экспорта.
Только с конца 1993 г. экономическая ситуация стала улучшаться. Правительством была развернута программа оживления экономики, которая предусматривала, в частности, расширение общественных работ, жилищное строительство, меры по стимулированию роста производства и предотвращению увеличения безработицы.
В результате в 1995 г. увеличились темпы роста внутреннего валового продукта, капиталовложений, личного потребления. Возросло количество рабочих мест, инфляция уменьшилась до 1,8 % в год.
Огромное воздействие на экономическое развитие Франции оказало ее участие в Европейском экономическом сообществе.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://
Уже с первых годов 20-го столетия Франция окончательно стала считаться монополистической и капиталистической страной. Хозяйственная жизнь страны стала основываться на монополии. Это можно увидеть на примере концерна «Шнейдер-Крезо», который смог объединить все военно-промышленные предприятия, считавшиеся основными. А звание самого крупного монополистического объединения получила компания с названием «Сен-Гобен». Металлургическая компания «Коми те де Форж» в это же время в своем составе имела примерно 250 коммерческих единиц, которые производили 75% от всего изготавливаемого во Франции чугуна.
Что касается экономики и политической деятельности страны в данный период времени, то главной силой в этих сферах стала олигархия. Причем особенно был развит вывоз не товаров, а самого капитала. Судя по тому, как здесь развивалась борьба по экономическому и территориальному разделу мира среди международных монополий и монополистических объединений капиталистов Франции, можно сделать вывод о том, что в начале ХХ века в этой стране процветал империализм ростовщиков. Государственный капитал вывозился, в основном, в качестве ссуд.
Благодаря иностранному инвестированию, совершаемому Францией, сумма дохода от полученных процентов уже в 1918 году составила более 2,3 тысяч миллионов в местной валюте (франк). Из-за развития империализма, концентрация банков была весьма усилена, благодаря чему страна завоевала первенство. Франция стала рантье-государством в большой мере благодаря трем своим самым крупным банкам – «Лион кредит банк», «Генеральное общество» и «НУК».
Но в начале 1900 года начался кризис в экономике страны, который в первую очередь задел металлургическую отрасль. В течение года чугунное производство уменьшилось на целых 12%, железорудная добыча – на 11,1%, а сталь – 9% от всей выработки. Также был сокращен и экспорт. Но в 1905 году произошел подъем, Французская металлургическая промышленность начала переоборудоваться, выбрав путь использования новых технологий и современной техники.
Этому процессу поспособствовали в основном военные многочисленные заказы из России (тогда происходила война между ней и Японией), а также производство железных дорог в колониальных странах (Алжир, Индокитай, Западная Африка). Параллельно этому также развивалась промышленность в области электротехники (все это, кстати, потом помогло Франции в меньшей мере ощутить мировой кризис 1907 года, чем остальным капиталистическим государствам), машиностроения, судостроения.
В первой половине 20-го столетия, в этой стране получило свое развитие электроэнергетическая промышленность, а также авиация и автомобилестроение (по которому перед началом II Мировой Франция заняла второе место).
Но, не смотря на всю производительную концентрацию в сфере металлургии, горной промышленности (а также бумажной и полиграфической), Франция отставала от других передовых стран-капиталистов. Она все же оставалась в большей степени аграрно-индустриальным государством: сельское население в 1911 году составило 56%, 40% из которого занималось хозяйственным трудом, в то время как промышленностью занималось лишь 35% от всего населения.
Франция в начале 20 века характеризовалась усилением процесса расслоения по классам и поляризации во французских деревнях, что проявлялось в увеличении количества парцелей (мелкие землевладения) одновременно с крупными участками.
Французская экономика стала отставать именно из-за парцеллярного характера, присущего сельскому хозяйству, что сказалось и на доли государства в мировой промышленности, которая в 1900 году уменьшилась на 7%, а 1913-м на 6% от всего производства. Также Франция потеряла свое лидирование на мировой арене касательно внешней торговли на 1%. Однако на военную промышленность практически ничего не оказало своего влияния для того, чтобы замедлить ее развитие и рост. Для этого именно этой отрасли экономики уделялась большая часть всех выделяемых ассигнований.
Однако рост расходов в военной сфере сказался на жизни простых трудящихся людей. В то время рабочие получали зарплату ниже, чем например такие же рабочие в Англии, Америке и Германии. Также в период 1900-1910 гг. повысились цены на то, что людям было необходимо для жизни в первую очередь, а именно: молоко, мясо и картофель, а также жилье (особенно квартиры).
Благодаря тому, что в 1902 году выборы были выиграны левыми партиями, к власти пришли команда радикалов Эмиля Кобома. Они проводили прогрессивную политику, боролись с клерками и разделили деятельность церкви и государства, как единого целого, установили светское образование, пересмотрели конституцию для того, чтобы как можно в большей степени демократизировать учреждения, реформировать армию и сократить срок службы в ней. Также ими были произведены большие положительные изменения в сфере налогов.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ
по истории
«Развитие Франции в начале 20 века».
Орёл, 2002 г.
Экономика.
Франция в конце XIX - начале XX вв. оставалась страной, где сельское хозяйство первенствовало перед промышленностью, а ремесло и мелкие предприятия первенствовали перед крупной фабрикой. Банковский капитал, проценты на банковские вклады, мелкая собственность - движимая и недвижимая - характерные черты французской экономики. В 1869 г. население Франции было равно 38,4 млн. человек, в 1903 г. - 39,1 млн., в 1906 - 39,25 млн. чел. Из этого числа в первые годы XX в. самостоятельных работников (зарабатывающих самостоятельно) было 15, 8 млн. чел. В свою очередь из этих 15,8 млн. чел. промышленных рабочих было 6,8 млн.
В начале XX в. в экономической жизни Франции наступило некоторое оживление. В восточных районах и на севере быстро развивалась новая металлургическая база. С 1903 по 1913 г. добыча железной руды выросла в три раза. Однако большая часть руды потреблялась не французской, а германской металлургией.
Прежняя главная металлургическая база Франции в центральном массиве, в районе Соны и Луары, находилась в упадке. Франция заняла второе место в мире (после Соединенных Штатов) по выпуску автомобилей, но французское машиностроение росло по-прежнему очень медленно, и 80 % всех станков ввозилось из-за границы.
Ускорился процесс концентрации производства. В департаменте Паде-Кале в 1906 г. в руках компаний сосредоточилось около 90% всей угледобычи. На шести автомобильных заводах, построенных в начале XX в. в парижском районе, сконцентрировался выпуск почти всех автомобилей, производившихся в стране. Фирме Шнейдера принадлежали не только крупнейшие в Европе военные заводы, но и рудники, сталеплавильные заводы и другие предприятия в разных районах Франции. Французские железные дороги были монополизированы шестью железнодорожными компаниями.
Несмотря на значительный промышленный подъем, Франция отставала от других крупных капиталистических государств, как по уровню производства, так и по степени его концентрации. Еще в 1880 г. Франция, Германия и Соединенные Штаты выплавляли примерно одинаковое количество стали (1,2 - 1, 5 млн. т), но к 1914 г. Соединенные Штаты выплавляли уже почти 32 млн.т, Германия - 16, 6 млн., а Франция - всего 4, 6 млн. т. В 1912 г. на одно предприятие во Франции в среднем приходилось в два с лишним раза меньше рабочих, чем в Германии. Больше трети всего французского пролетариата было занято в текстильной промышленности, в производстве предметов роскоши и моды; в этих отраслях преобладали мелкие предприятия, работа на дому.
Одним из факторов, тормозивших развитие французской промышленности, была бедность угольных ресурсов. В 1913 г. пришлось ввезти из-за границы более трети всего потребляемого в этом году угля. Недостаток угля, особенно коксующегося, усиливал экспансионистские настроения руководителей французской металлургии, стремившихся овладеть богатыми германскими угольными бассейнами.
Но главная причина сравнительной отсталости французской индустрии заключалась в структурных особенностях французской экономики, важную роль в которой играл ростовщический капитал. Французские банки, концентрировавшие вклады бесчисленных мелких вкладчиков, экспортировали капитал в грандиозных размерах, размещая его то в правительственных и коммунальных займах иностранных держав, то в частных и казенных промышленных предприятиях и железных дорогах за границей. К середине 1900-х годов около 40 млрд. франков французских капиталов было вложено в заграничные займы и предприятия, а к началу войны эта цифра уже равнялась около 47-48 млрд. Политическое влияние принадлежало во Франции не столько промышленникам, сколько банкам и бирже.
По размерам вывоза капитала Франция заняла второе место в мире после Англии. Франция владела огромной колониальной империей, уступавшей по размерам только английской. Территория французских колоний почти в двадцать один раз превышала территорию метрополии, а население колоний составляло свыше 55 млн., т.е. примерно в полтора раза превосходило по численности население метрополии.
Во Франции после крушения Коммуны окончательно консолидировался строй сильно централизованной.
Верховными законодательными учреждениями Франции согласно конституции были палата депутатов, формируемая на основе прямых выборов, и сенат, основанный на двухстепенном выборе, избираемый от местных выборных учреждений - генеральных советов. Эти органы на общем заседании (конгрессе) избирали главу государства, президента республики. Президент назначал кабинет министров, ответственный перед законодательными палатами. Всякий закон должен был пройти как через палату, так и через сенат.
Ключевые позиции французской экономики - банки, промышленные объединения, транспорт, связь с колониями, торговлю - держала в своих руках могущественная группа финансистов. Она, в конечном счете, направляла и политику правительства.
В силу сравнительной «застойности» французской экономики значительную часть населения составляли так называемые средние слои - мелкие предприниматели города и деревни.
Замедление темпов экономического развития страны отражалось и на положении рабочего класса. Рабочее законодательство было чрезвычайно отсталым. Закон об 11-часовом рабочем дне, введенный сначала для женщин и детей, был в 1900 г. распространен и на мужчин, но обещание правительства о переходе через несколько лет на 10-часовой рабочий день не было осуществлено. Только в 1906 г. был окончательно установлен обязательный еженедельный отдых. Франция отставала от ряда западноевропейских стран также в области социального обеспечения.
Политика
Парламентские выборы 1902 г. принесли победу радикалам (тогда называвшим себя уже радикал-социалистами), и новый кабинет во главе с Э. Комбом решил поставить борьбу с клерикализмом в центр политической жизни. В политике радикалов сказывалась присущая этой партии противоречивость.
На все решающие посты в правительстве были назначены лица, тесно связанные с крупными предпринимателями и финансистами. Лишь в вопросах борьбы с влиянием церкви, расширения светской школы и т.п. Комб повел себя гораздо более решительно, чем его предшественники. Антиклерикализм давал возможность радикалам сохранять союз с реформистским крылом французского социализма, которое возглавлял Жорес.
Тем не менее, антиклерикальные мероприятия правительства вызвали резкое сопротивление церкви и римского папы, что вынудило Комба порвать дипломатические отношения с папской курией, а в дальнейшем внести в парламент законопроект об отделении церкви от государства. Политика Комба стала казаться многим предпринимателям слишком прямолинейной, и в начале 1905 г. его кабинет пал. Новому кабинету, возглавленному Морисом Рувье, все же удалось добиться принятия закона об отделении церкви от государства.
Проведение этого закона содействовало демократизации образования и укреплению светской школы. Процент неграмотных, составлявший ко времени франко-прусской войны около 60, упал в первом десятилетии XX в. до 2 - 3.
Особый характер получило рабочее движение во Франции. Здесь профессиональные союзы или так называемые синдикаты заставили о себе говорить, как о крупном общественном явлении, только в самом конце XIX в., несколько позже, чем в Германии. Но зато французский синдикализм принял такой политический и революционный характер, какого профессиональные союзы в других странах не имели. Другая особенность социального движения во Франции - та, что здесь не было создано единой рабочей партии, как в Германии, а существовало несколько партий с разными программами, не находящих общего языка.
На рубеже XIX и XX веков объединения рабочих одной и той же отрасли труда стали образовывать «федерации», а рабочие союзы разных специальностей в одном и том же городе - «биржи труда». Все федерации и биржи труда составляли «Генеральную конфедерацию труда». Очень быстрыми темпами увеличивалось число рабочих синдикатов. Столь же быстро росло и число бирж труда, главной целью которых было помогать рабочим в поисках работы, в приобретении знаний и т.п.
Рабочие синдикаты во Франции стали точками сопротивления рабочих. Большая часть многочисленных забастовок и стачек организовывалась рабочими членами синдикатов.
Особенностью Франции была раздробленность социалистических сил. В конце XIX в. в стране было четыре социалистические партии :
1) бланкисты, стремившиеся к установлению социалистического строя путем захвата власти пролетариатом;
2) гедисты, они же коллективисты, последователи марксизма;
3) бруссисты, или поссибилисты, находившие нетактичным пугать население крайними требованиями и рекомендовавшие ограничиваться пределами возможного (откуда их второе название);
4) аллеманисты, группа, отколовшаяся от третьей и видевшая в выборах только агитационное средство, а главным орудием борьбы признававшая всеобщую забастовку.
В 1901 г. гедисты и бланкисты с некоторыми мелкими группами на съезде в Иври образовали «Социалистическую партию Франции», или социально-революционное единение, а в 1902 г. их противники объединились на конгрессе в Type во «Французскую социалистическую партию». Главным пунктом противоречий этих двух партий была позиция о возможности участия в буржуазном министерстве социалиста. В 1905 г. жоресисты, гедисты, аллеманисты и «автономисты» объединились в одну группу под названием «Социалистическая партия французской секции рабочего Интернационала». После своего объединения Социалистическая партия добилась парламентского успеха.
Однако в целом победа в 1 мировой войне усилила французский империализм и выдвинула его на первое место в Западной Европе. После поражения Германии Франция оказалась самой сильной военной державой на Европейском континенте.
Таким образом под влиянием первой мировой войны в экономике Франции происходят большие структурные сдвиги. Правительство, активно используя механизм государственного регулирования хозяйством и предпринимая шаги по восстановлению промышленности, разрядке социальной напряженности, уделяло особое внимание тяжелой индустрии, выводу страны из кризисного положения.
Экономическое развитие Франции в период между двумя мировыми войнами носило крайне неравномерный характер. Периоды оживления, подъема и стабилизации экономики сменялись экономическими потрясениями, которые резко ухудшали экономическую и социально-политическую обстановку в стра-не. В этих условиях экономическая политика правящих кругов была направлена на усиление государственного вмешательства в народное хозяйство Франции. Государственное регулирование помогло французской буржуазии найти выходы из сложнейших социально-экономических ситуаций н избежать катастрофы с помощью реформирования и модернизации капитализма.
После окончания второй мировой войны Франция столкнулась с рядом экономических и политических проблем. С целью выхода из сложившейся ситуации в стране была проведена частичная национализация, увеличился приток капиталовложений в национальную промышленность. К концу 40-х гг. экономика страны была восстановлена. Франция присоединилась к "плану Маршалла", что в известной степени ограничило ее суверенитет, но позволило модернизировать производственный потенциал.
Развитие французской экономики шло под воздействием научно-технической революции. Усилились тенденции государственно-монополистического капитализма, определяющую роль стал играть промышленный капитал. Изменилась структура экономики, были модернизированы ее основные отрасли. Активное участие Франции в экономической интеграции позволило значительно интенсифицировать внешнеторговые связи. Объем внешней торговли в 4 раза превысил довоенный уровень. К 1965 г. Франция ликвидировала свою задолженность США и вновь стала страной-кредитором, занимая третью (после США и Англии) позицию в мирена экспорту капитала.
В 70-е гг. экономическое положение Франции в мире, если судить по основным статистическим показателям, доле в мировом производстве и торговле, оставалось относительно стабильным и не претерпело радикальных перемен. Страна прочно вошла в пятерку крупнейших капиталистических государств и в экономическом отношении заняла положение второй после ФРГ западно-европейской державы.
В начале 80-х гг. в ряде развитых капиталистических стран обострилась экономическая ситуация, что не могло не сказаться на положении французское экономики. Взлет доллара в 1981-1982 гг. привел к росту торгового дефицита Франции, составившего в 1981 г. 65 млрд франков, а в 1981 г. - более 92 млрд. Резко ухудшился платежный баланс страны, пошатнулись позиции франка. Кризис обусловил рост безработицы и цен на потребительские товары, обострились многие социальные проблемы.
В октябре 1981 г. правительство П.Моруа вынуждено было девальвировать франк на 3%, в июне 1982 г. - еще на 10% по отношению к западногерманской марке и на 5,75 % по отношению к большинству остальных валют Европейской валютной системы.
Перестройка производственной структуры Франции в начале 80-х гг. опиралась не только на национализированный сектор, но и на создание значительного числа сравнительно небольших частных предприятий, использующих новейшие технологии. Их финансирование и связанный с ним риск должны были взять на себя национализированные банки.
Последняя часть либеральных реформ - дерегламентирование различных сфер экономической деятельности. С начала 1987 г. все предприятия промышленности и сферы услуг получили право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, ориентируясь на рыночные условия.
Всего в короткий срок новое правительство подготовило примерно 30 законопроектов, позитивно повлиявших на состояние экономики Франции во второй половине 80-х гг. В 1986-1989 гг. в стране наблюдался экономический подъем. Ежегодный прирост валового внутреннего продукта составил в среднем около 3 %, промышленного производства - 4 %.
Однако к началу 90-х гг факторы роста исчерпали себя. Первые признаки замедления подъема наметились уже весной 1990 г. Из-за резкого уменьшения инвестиционного спроса предприятий, замедления роста личного потребления населения и экспорта продукции в европейские страны кризис с весны 1992 г. еще более усилился. Осенью 1992 г. экономическая ситуация в стране снова ухудшилась из-за снижения мировых цен на некоторые товары ее экспорта.
Только с конца 1993 г. экономическая ситуация стала улучшаться. Правительством была развернута программа оживления экономики, которая предусматривала, в частности, расширение общественных работ, жилищное строительство, меры по стимулированию роста производства и предотвращению увеличения безработицы.
В результате в 1995 г. увеличились темпы роста внутреннего валового продукта, капиталовложений, личного потребления. Возросло количество рабочих мест, инфляция уменьшилась до 1,8 % в год.
Огромное воздействие на экономическое развитие Франции оказало ее участие в Европейском экономическом сообществе.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru
С падением французского короля Людовика XVI в результате , во Франции началась эпоха республик. В ХХ век Франция вошла в период действия Третьей республики. В это время во Франции часто менялись кабинеты министров и нарастал внутренний конфликт с католической церковью. С 1905 г. процесс отделения церкви от государства стал необратимым. Внутренние экономические и социальные проблемы захватили внимание французского руководства, вплоть до начала Первой Мировой войны.
Внимание к внешнеполитическим проблемам проявил новый президент республики Раймон Пуанкаре с 1913 г. Он вел курс на союз с Россией. Несмотря на предпринятые усилия, война стала неожиданностью для всех европейских государств. Франция стойко перенесла тяготы войны, а с вступлением в войну США и наступлением России, смогла провести кампанию по освобождению своих территорий.
После окончания войны экономика Франции представляла собой руину. Надежды на репарации из Германии не оправдались. Франция скатывалась к экономическому кризису, который не преминул разразиться в 1930-х г.г. Только благодаря правительству Леона Блюма страна не скатилась в бездну. Приход к власти Гитлера заставил французов всерьез заняться внешней политикой. В 1935 г. Пьер Лаваль заключает пакт о взаимопомощи с СССР.
Правительство Франции совершило большую ошибку, дав согласие на разделение Чехословакии, после отторжения нацистами в 1938 г. Судетской области. Следуя примеру Чемберлена, Даладье осудил вторжение Германии в Польшу. Связанная договором с Польшей, Франция вступила во Вторую Мировую войну. В мае 1940 г. Германия за 6 недель разгромила войска французов, бельгийцев и голландцев.
22 июня 1940 г. генерал Шарль де Голль призвал французов к сопротивлению. Сначала вялотекущее, Сопротивление усилилось и действовало весь период оккупации, вплоть до высадки союзных войск в Нормандии и Ривьере в июне-августе 1944 г.
Прекратившая существование Третья республика, стала основой для возникновения Четвертой республики на основе братства, экономического равноправия и свободы личности. Учредительное Собрание 1946 г. приняло конституцию Четвертой республики.
С 1947 г. принят план Маршалла для реконструкции европейской промышленности с перспективой интеграции стран Европы. С началом Холодной войны и созданием блока НАТО, на плечи французской экономики лег непомерный груз. С 1954 по 1957 г.г. последовали массовые беспорядки
Правительство было вынуждено передать чрезвычайные полномочия генералу де Голлю, как единственному авторитету, способному спасти Францию от кровопролития. 2 июня 1958 г. Четвертая республика прекратила свое существование.
С образованием Пятой республики и принятием конституции, президентом Франции стал Шарль де Голль. Он был президентом до 1969 г. Это время было сложным для Франции. Окончательно развалилась колониальная система, разразился государственный кризис в результате обострения социальных и экономических противоречий и массовых волнений молодежи в 1968 г. Следующим президентами Пятой республики стали:
Современная Франция входит в состав Европейского Союза, с 1 января 1999 г. была введена в обращение новая европейская валюта – Евро.