Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Программы дополнительного образования по обществознанию юный правовед. Рабочая программа дополнительного образования кружка «Юный правовед. Настроение другого человека

Программы дополнительного образования по обществознанию юный правовед. Рабочая программа дополнительного образования кружка «Юный правовед. Настроение другого человека

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области 446218, Самарская область, г.о. Новокуйбышевск, ул. Свердлова,23

«Согласовано»

Руководитель МО

Протокол №___от_______

Гранкина Т.В.

«___»___________2014г.

«Согласовано»

Зам. директора по ВР

Протокол №___от_______

Тустова С.А.

«___»___________2014г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ ООШ № 19

Приказ №___от________

Макарова О.Н.

«___»____________ 2014г.

Программа кружка

«Юный правовед»

для 5-6 классов

учителя

Гранкиной Тамары Владимировны

2014 г.

Пояснительная записка

к рабочей программе внеурочного курса «Юный правовед»

Программа кружка «Юный правовед» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и авторской программы внеурочной деятельности (Социальное творчество/Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов –М.: Просвещение, 2011) и предназначена для организации познавательной деятельности школьников , срок реализации – 2 года . Продолжительность реализации –68 часа за 2 года, из них – 20 теоретических, 48 практических. Продолжительность занятий – 1 раз в неделю по 1 часу. (34 часа в год). Занятия проводятся по расписанию.

Актуальность программы обусловлена тем, что содержание правового образования обучающихся определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.

Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях, особенно это необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.

Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.

Реализуя данную программу, необходимо добиться развития правовой культуры обучающихся как сплава знаний, умений, навыков с убежденностью. Школьник, накопив в своем сознании определенный запас знаний, вступает в полосу завершения формирования своего мировоззрения. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуаций правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряженно трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Моделирование педагогических ситуаций правовой ориентации, предусмотренных программой, служит важным звеном воплощения позитивного правосознания в правомерном поведении обучающегося.

Правосознание занимает промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Личностное развитие мотивирует не только правомерное поведение в настоящем, но и стремление к проецированию данного поведения в будущем на основе соблюдения правовых предписаний.

Усиленное внимание к вопросам нравственного воспитания обусловлено резко возросшей криминализацией общества, утратой веры значительной части населения в справедливость, прогрессирующим правовым нигилизмом и пренебрежением людей к закону. Данная проблема приобрела общегосударственные масштабы, обнажая глубокий недуг нынешнего правосознания, поразивший все социальные слои нашего общества. Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание школьниками отрицательного поведения, желание изменить его; отказ от вредных привычек; добросовестное отношение к учебе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у обучающегося собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением; от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.

Примерная программа внеурочной деятельности школьников среднего общего образования по социальному творчеству основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

Принцип неадаптивной социализации является альтернативой образовательному принципу социальной адаптации. «Социальная адаптация» предполагает воссоздание в педагогическом мышлении или образовательной реальности некоторой устойчивой социальной конструкции, к жизни в которой педагоги готовят воспитанников. Традиционно это сводится к составлению набора необходимых социальных «умений и навыков». Однако в условиях нестабильного, развивающегося социума подобный подход имеет существенные ограничения.

Неадаптивная социализация предполагает образовательное обеспечение возможности создания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным технологическим условием выступает создание специальных социальных сред с ориентирующей функцией, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект, что, в частности, имеет значение и для повышения уровня социальной ответственности молодого поколения. Основной образовательный результат возникает за счёт педагогического сопровождения индивидуального социального действия и рефлексии школьника.

Подход, связанный с неадаптивной социализацией, будучи адекватным современным социальным вызовам, является новым для системы образования. Данный подход предполагает выход не только за рамки классно-урочной формы организации образовательного процесса, но и за рамки образовательного учреждения. Поэтому возникает необходимость параллельно решать целый комплекс задач, имеющих отношение не только к сфере образования, но и к социальной сфере.

Принцип природосообразности предполагает, что социально преобразующая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает, что социальное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Трактовка принципа коллективности применительно к социальному творчеству предполагает, что социально преобразующая добровольческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей.

Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если школьнику предварительно задали то, к чему он должен прийти, и он не может ничего изменить, то для него проектирования нет. Он может программировать свои шаги, составлять план исполнения, но проектировать в таком случае он ничего не будет.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальном творчестве - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.

Цель программы внеурочной деятельности - формирование у школьников правовой культуры, способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности (социальному творчеству).

Задачи программы:

    сформировать способность видеть и понимать социальные проблемы;

    сформировать способность и готовность вступать в конструктивную коммуникацию с другими субъектами и социальными институтами вокруг общественно-значимых проблем;

    сформировать способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами решать общественно-значимые проблемы.

Формы проведения занятий:

В ходе реализации программы кружка используются следующие формы организации занятий

Игра;

Проблемная ситуация;

Групповая и парная работа;

Практическая деятельность;

Тренировочные упражнения;

Ситуативные тренинги;

Чтение и обсуждение документов;

Обсуждение материалов, написание отзывов и статей;

Выступления на классных часах;

Подготовка статей для публикации в газетах.

Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные технологии. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самоанализу и самооценке, быть ответственным, самостоятельным, творить и сотрудничать – этому способствуют активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа, практическая деятельность.

Участие в творческой деятельности предполагает сотрудничество воспитанника с партнерами по группе, именно это рождает инициативу ребенка в учебных действиях. В результате происходит коррекция сложившейся точки зрения – она уточняется и обогащается. На занятии школьники непосредственно взаимодействуют друг с другом, а воспитатель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом уделяя внимание каждому ребенку.

Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, ролевые игры

Продолжительность занятий – 40 минут.

Содержание курса

1. Нормы права.

Зачем нам необходимо знать законы? Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. «Я - игра» (по подгруппам). Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению».

О правопорядке. Правонарушения и преступления. Взыскания и наказания.

2. «Я - гражданин».

Судебное разбирательство. Правовая игра «Большой круг». «Дети и терроризм» - беседа. Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»

3. Права человека

Группы прав человека и гражданина.Российское гражданство. Правоспособность и дееспособность гражданина РФ.

4. Государство и политика.

Власть в государстве

5. Итоговое занятие - практикум «Защити свои права».

Планируемые результаты

Предметные результаты:

усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.

владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;

знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.

Метапредметные результаты:

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.

Личностные результаты:

осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Календарно-тематическое планирование: 5 класс

Тема занятия

Кол - во часов

Форма проведения занятия

Вид занятия

Примерная дата проведения

теоретическое

04.09

диагностика

практическое

11.09.

Что такое вина?

Беседа

теоретическое

18.09

Что такое ответственность?

Беседа

теоретическое

25.09

Рассказ учителя

Теоретическое

02.10

Виды юридической ответственности.

Работа с источниками

практическое

16.10

«Я - игра» (по подгруппам).

Викторина

практическое

23.10

«Я - игра» (по подгруппам).

Викторина

практическое

30.10

Диагностика

теоретическое

07.11

Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению»

Анализ

практическое

13.11

практическое

29.11

Правила человеческого общества: правила морали.

Выступление

практическое

04.12

О правопорядке.

Рассказ учителя

теоретическое

11.12

О правопорядке.

Урок-усвоение новых знаний

теоретическое

18.12

Правонарушения.

Определение поступков

практическое

25.12

Преступления.

Определение поступков

практическое

31.12

Взыскания и наказания.

Рассказ учителя

Теоретическое

15.01.

Взыскания и наказания.

Назвать особенности

Практическое

22.01

Встреча с участковым ОДН.

Беседа

Практическое

29.01

Обзор событий в районе.

Практическое

05.02

Родина – это…

Рассказ учителя

Теоретическое

12.02

Викторина «Я - гражданин»

Составление списка вопросов

Практическое

19.02

Викторина «Я - гражданин».

Викторина

Практическое

04.03

Судебное разбирательство.

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

11.03

Судебное разбирательство.

Составление кроссворда

Практическое

18.03

Судебное разбирательство.

Разгадывание кроссворда.

Практическое

25.03

Правовая игра «Большой круг».

Практическое

01.04

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

08.04

Право на достойную жизнь, образование, культуру.

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

22.04

Права и обязанности.

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

29.04

«Дети и терроризм» - беседа.

Определение параметров.

Теоретическое

06.05

«Дети и терроризм»

Игра

Практическое

13.05

Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»

Творческая работа

Практическое

20.05

Итоговый повторительно - обобщающий урок

Викторина

Практическое

27.05

Календарно-тематическое планирование: 6 класс

Тема занятия

Кол - во часов

Форма проведения занятия

Вид занятия

Примерная дата проведения

Введение. Зачем нам необходимо знать законы?

Знакомство с программой кружка

Теоретическое

04.09

Анкетирование (знание законов, оценка гражданско-патриотических качеств личности воспитанников)

Диагностика

Практическое

11.09.

Роль права в жизни общества и государства.

Беседа

Теоретическое

18.09

Соотношение права и нравственности.

Анализ источников

Практическое

25.09

Источники права.

Рассказ учителя

Теоретическое

02.10

Отрасли права.

обзор местных печатных СМИ за неделю

Практическое

16.10

Понятие правонарушения.

Беседа по теме

Теоретическое

23.10

Нарушение норм права.

Написать эссе на заданную тему.

Практическое

30.10

Причины правонарушений.

Рассказ учителя

теоретическое

07.11

Охрана правопорядка.

Определение поступков

практическое

13.11

Цель наказания.

Назвать особенности

Практическое

29.11

Справедливость и гуманность при назначении наказания.

Написание материала для газеты

практическое

04.12

Понятие прав человека.

Просмотр презентации

теоретическое

11.12

Понятие прав человека.

Составление списка вопросов

практическое

18.12

Основные документы по правам человека.

Урок-усвоение новых знаний

теоретическое

25.12

Личные (гражданские) права человека.

Урок-усвоение новых знаний

практическое

31.12

Личные (гражданские) права человека.

Найти и исправить ошибки в тексте

теоретическое

15.01.

Политические права.

Определение параметров.

Игровые моменты

практическое

22.01

Политические права.

Творческая работа

практическое

29.01

1

Характеристика газет по признакам

практическое

05.02

Право на достойную жизнь, образование и культуру.

1

Беседа. Игровые моменты

теоретическое

12.02

Права и обязанности

1

Беседа. Рассказ учителя

Теоретическое

19.02

Права и обязанности

1

Написание заметки

Практическое

04.03

Государство.

1

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

11.03

Средства и способы властвования.

1

Подготовка репортажа

Практическое

18.03

Правовое государство.

1

Написание репортажа для газеты

Практическое

25.03

1

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

01.04

Конституция Российской Федерации.

1

Постановка и решение проблемных вопросов

Практическое

08.04

1

Подготовка исследовательской статьи

Практическое

22.04

Правовой статус человека и гражданина.

1

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

29.04

Органы государственной власти.

1

Подготовить обзор местных печатных СМИ за неделю

Практическое

06.05

Мы строим государство.

1

Проект

практическое

13.05

Итоговое занятие - практикум «Защити свои права

1

Проект

Практическое

20.05

Итоговое занятие - практикум «Защити свои права».

1

Игра

Практическое.

27.05

Информационно-методическое обеспечение:

Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации
Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования
Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы,
стулья.
Технические средства: компьютер, фотоаппарат.
У каждого ребенка – блокнот, ручка.

Список литературы:

1. А. Ф. Никитин «Правоведение», Издательство «Просвещение», 2011 г., 351

2. А. Ф. Никитин «Право и политика», Издательство «Просвещение», 2012 г.

3. М. В. Мустафина «Правоведение» Сборник элективных курсов, 2011 г.

4. Журнал «Преподавание истории и обществознание», 2012 – 2013 г.

5. Все кодексы. Конституция РФ и Конституция РТ.

Интернет-ресурсы : http://schools.keldysh.ru/labmro – Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

«Мое представление о нравственных качествах»

Ход выполнения.

Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы.

1.Что значит для тебя высказывание «Этот человек любит свою Родину?»

2.Какого человека можно назвать трудолюбивым?

3.Приведи пример совершенного кем-то бесчестного поступка.

Законопослушный человек – это ________________________

Конституция – это ________________________

4.Кого из учащихся вашего класса ты мог бы назвать исполнительным и ответственным? Почему?

Обработка результатов.

Исходя из ответов ребят, можно понять, в какой мере они понимают сущность названных качеств личности. Проделав качественный анализ по следующим критериям:

- низкий уровень (неправильное представление о качестве)

- средний уровень (правильное, но недостаточно полное и четкое представление)

- высокий уровень (правильное представление)

Этикометрия

(для учащихся 5-11 классов, автор В.М. Шепель)

Цель : получить более полный банк данных об учащихся.

Ход выполнения : этот метод состоит в дописывании пяти начатых ниже тезисов, включающих в себя их подробное обоснование.

  1. Мои основные ценности – это _____________________________________________________.

___________________, потому, что _______________________________.

    Наиболее устойчивыми моими целями являются _________________,

Потому, что ___________________________________________________.

    Мои повседневные привычки __________________________________,

___________________, потому, что ________________________________.

    Я могу написать о своих родителях _____________________________

__________________, ласковых слов, потому, что ____________________.

    Мое поведение я могу охарактеризовать как поведение человека________________________________________________________

потому, что ____________________________________________________.

Приложение № 2.

« Памятные даты моей жизни »

Цель : данная методика позволяет классному руководителю увидеть суть значимых для ученика поступков, приоткрыть занавес в атмосферу семьи и внутреннего мира ученика.

Ход выполнения : учащимся предлагается написать памятные даты своей жизни, начиная с того времени, когда они себя осмысленно помнят. Ребята должны выполнить работу, заполняя следующую таблицу:

Дата

Событие

Социометрия

Цель : получить более полный банк данных для оказания адресной помощи старшекласснику.

Ход выполнения:

Старшеклассникам предлагается дописать пять нижеследующих тезисов с указанием причин такого ответа.

    У меня __________ друзей потому, что _________________________.

    У одноклассников я вызываю _________________________________.

    ___________(симпатию, антипатию) потому, что ___________________.

    Ко мне обращаются за помощью и советом _____________________.

    ___________(часто, редко) потому, что ___________________________.

    Меня называют ___________(добрым, злым), потому, что

    _____________________________________________________________.

    При виде плачущего человека я _______________________________.

    _______________, потому, что ________________________.

Рабочая программа «Юный правовед» для 8 МБОУ гимназии №30 составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (с изменениями); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Основной основного общего образования МБОУ гимназии №30 Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования соответствующего уровня образования

Рабочая программа «Юный правовед » состоит из 35 часов.

1.Планируемые результаты

Предметные результаты:

– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

– владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.

– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;

– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.

Метапредметные результаты:

– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т. д.);

– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

– приобретение навыков (дома, в школе, в обществе).

– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.

Личностные результаты:

– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

– уважение к людям других национальностей, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

1. Нормы права.

Зачем нам необходимо знать законы? Что такое вина? Что такое ответственность? «Я - игра» (по подгруппам). .

О правопорядке. Правонарушения и преступления. Взыскания и наказания.

2. «Я - гражданин».

Судебное разбирательство. Правовая игра «Большой круг». «Дети и терроризм» - беседа. Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»

3. Права человека

Группы прав человека и гражданина. Российское гражданство. Правоспособность и дееспособность гражданина РФ.

4. Государство и политика.

Власть в государстве

5. Итоговое занятие - практикум «Защити свои права».

3. Тематический план

Название темы

Количество часов по рабочей программе

Зачем необходимо знать законы

Что такое вина

Что такое ответственность

Виды юридической ответственности

Склонности к отклоняющемуся поведению

Правила морали

О правопорядке


Правонарушения и преступления

Взыскания и наказания

Родина – это…

Я – гражданин

Судебное разбирательство

Личные права

Права и обязанности

Дети и терроризм

Как не стать жертвой преступления

повторение

4. Приложения к рабочей программе

Приложение Календарно - тематический план

Тема занятия

Кол - во часов

Форма проведения занятия

Вид занятия

Примерная дата проведения

Введение. Зачем нам необходимо знать законы?

Знакомство с программой кружка

теоретическое

Анкетирование (знание законов, оценка гражданско-патриотических качеств личности воспитанников)

диагностика

практическое

Что такое вина?

теоретическое

Что такое ответственность?

теоретическое

Виды юридической ответственности.

Рассказ учителя

Теоретическое

Виды юридической ответственности.

Работа с источниками

практическое

«Я - игра» (по подгруппам).

Викторина

практическое

«Я - игра» (по подгруппам).

Викторина

практическое

Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению»

Диагностика

теоретическое

Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению»

практическое

Написать эссе на заданную тему.

практическое

Правила человеческого общества: правила морали.

Выступление

практическое

О правопорядке.

Рассказ учителя

теоретическое

О правопорядке.

Урок-усвоение новых знаний

теоретическое

Правонарушения.

Определение поступков

практическое

Преступления.

Определение поступков

практическое

Взыскания и наказания.

Рассказ учителя

Теоретическое

Взыскания и наказания.

Назвать особенности

Практическое

Встреча с участковым ОДН.

Практическое

Обзор событий в районе.

Написание материала для газеты

Практическое

Родина – это…

Рассказ учителя

Теоретическое

Викторина «Я - гражданин»

Составление списка вопросов

Практическое

Викторина «Я - гражданин».

Викторина

Практическое

Судебное разбирательство.

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

Судебное разбирательство.

Составление кроссворда

Практическое

Судебное разбирательство.

Разгадывание кроссворда.

Практическое

Правовая игра «Большой круг».

Найти и исправить ошибки в тексте

Практическое

Личные (гражданские) права человека.

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

Право на достойную жизнь, образование, культуру.

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

Права и обязанности.

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

«Дети и терроризм» - беседа.

Определение параметров.

Теоретическое

«Дети и терроризм»

Практическое

Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»

Творческая работа

Практическое

Итоговый повторительно - обобщающий урок

Викторина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ялтинская средняя школа - лицей №9»

Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

Рассмотрена и принята

на заседании МО

Протокол №1

от « 22 » 08 2016г.

Руководитель МО

Т.В. Косарева

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

Н.В. Попкова

Утверждаю

Приказ

от 28.08.2017г. №__ 292 _

Директор школы

Ю.Е. Соловей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

для обучающихся 8-10 классов

«Юный правовед»

предмет, класс

_____ Анохина Екатерина Гавриловна, высшая категория __________

Ф.И.О. учителя, квалификационная категория

Количество недель: 34

Количество часов

всего: 35 часов

в неделю: 1 час

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Права ребенка» Анохиной Е.Г., Ялта, 2010.

Ялта

2017

Одним из важнейших элементов системы семейных правоотношений является защита прав детей. Конвенция ООН о защите прав детей 1989 года стала первым в истории человечества международным документом, который касается детей и содержит такой широкий каталог прав.

Сокращенный каталог прав выглядит таким образом:

право на жизнь, выживание и свободное развитие;

право на фамилию и имя;

право на приобретение гражданства;

право знать своих родителей и пользоваться их заботой;

право не расставаться с родителем вопреки их желанию;

право поддерживать контакты с обоими родителями;

право на воссоединение с семьей, которая находится в другой стране;

право свободно покидать любое государство и возвращаться в свою страну;

право на защиту в случаи незаконного перемещения и возврата из-за границы;

право свободно выражать свои мысли по всем вопросам;

право на информацию, способствующую благосостоянию ребенка;

право на пользование услугами системы здравоохранения;

право пользоваться благами социального обеспечения;

право на образование;

право на отдых и развлечения;

право на защиту от экономической эксплуатации;

право на защиту от незаконного злоупотребления наркотическими средствами;

психотропными веществами;

от всех форм сексуальной эксплуатации;

право на гуманное обращение;

право на защиту от незаконного и пожизненного лишения свободы для детей, которые находятся в конфликте с законом.

Конвенция о правах ребенка, которая защищает права детей всех государств, является обязательной для выполнения государствами, которые её ратифицировали. В соответствии с Конвенцией ребенком является лицо, не достигшее 18-летнего возраста. Но не каждый ребенок, к сожалению, знает и может реализовать свои законные права.

Принятая Кабинетом Министров Совета Европы Рекомендация R (85)7 от 14 мая 1985 года призвала государства, входящие или желающие вступить в Совет Европы, всячески способствовать преподаванию и усвоению прав человека в школах, учитывая особенности национальной системы образования и содержание базовых законодательных актов.

В настоящее время правовое образование является одним из важнейших направлений в развитии личности, становлении гражданского общества и демократического правового государства. Правовое образование направлено на формирование знаний, навыков, ценностных ориентаций, необходимых для эффективного социального функционирования, реализации жизненных целей и задач.

Внедрение системы преподавания прав человека создает возможность активного гражданского воспитания и образования, формирования правовой культуры личности, способствует построению гражданского общества и правового государства. Для защиты свободы общества недостаточно создать государство и мудрые законы. Общество должно опираться на знания, навыки и достоинства своих граждан и избранных ими государственных служащих.

Курс «Юный правовед» должен прививать обучающимся общее понимание прав и обязанностей человека в демократическом обществе, сознательное и честное участие в его деятельности.

Цель программы - осознание обучающимися сути и содержания прав человека, их моральной обусловленности и взаимосвязи с этическими, политическими и культурными нормами общественной жизни. Дети должны привыкнуть отвечать за свое поведение, на основе разумных и справедливых стандартов с уважением относиться к правам и достоинству других людей, в том числе сверстников, как в школе, так и вне нее.

Преподавание курса "Юный правовед" носит позитивную направленность, предполагает активное участие родителей и других членов общества, конструктивность в отношениях учащихся и учителей, применение активных методик.

Исходя из целей данной концепции для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся, возникла необходимость подготовки новых программ общественно-гуманитарного направления. В условиях предпрофильной и профильной подготовки учеников 8-10 классов необходимо углублённое изучение гуманитарных предметов факультативно или через изучение спецкурса «Юный правовед».

Программа кружка «Юный правовед» рассчитана на учеников 8-10 классов, которые нуждаются в получении правовых знаний, необходимых для реальных жизненных ситуаций. Конкретные практические советы касаются правовых отношений со сверстниками, взрослыми, в семье, в общественных местах.

Ребёнка необходимо уберечь от вовлечения в преступную деятельность, от противоправных поступков. Ученик должен знать, какими правами можно воспользоваться в случае задержания его сотрудниками милиции и что необходимо делать ему в первую очередь.

Особенности кружка:

    Выйти за рамки учебной программы правоведения, определённого государственным стандартом образования.

    Предоставить информацию, ориентированную на жизненные потребности учеников 8-10 классов

    Ребёнок должен понимать свои права и обязанности и уважительно относиться к закону

Задачи кружка:

1)Познакомить учеников с правом, его важной ролью в жизни общества, содействовать осознанию ими наиболее важных понятий;

2) Содействовать формированию у детей фундаментальных ценностей, таких как права и свободы человека и гражданина, демократия, активная гражданская позиция и другие, что составляют основу демократического правового государства и гражданского общества в РФ;

3)Прививать интерес к праву, к сознательному использованию и соблюдению правовых норм.

Обучающиеся должны знать:

    основные понятия, предусмотренные программой;

    правовую законодательную базу по правам ребенка;

    основные права и обязанности ребенка;

    назначение правоохранительных органов, защищающих права ребенка.

Обучающиеся должны уметь:

    использовать правовые знания для реализации и защиты своих прав, свобод и законных интересов;

    оценивать и регулировать свои взаимоотношения с окружающими;

    осуществлять выбор модели поведения в повседневных жизненных ситуациях, ориентируясь на нормы права, которые касаются несовершеннолетних;

    анализировать отдельные положения нормативно-правовых актов;

    критически мыслить, являясь участником правоотношений;

    формировать привычки правомерного поведения;

Ожидаемые результаты:

В результате реализации обучающих модулей программы «Права ребенка» обучающиеся:

    научатся умению вести исследовательскую деятельность;

    изучат основные методы исследования;

    научатся правильно оформлять отчетность по исследованию;

    научатся работать с информацией, определять ее источник;

    разработают мини-юридический проект;

    сделают презетацию исследования;

    выступят на научно-практической конференции.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «Юный правовед»

Программа рассчитана на 35 часов, в основе которой лежат тематические блоки:

1. Право и справедливость - 11 часов:

    Человек, природа, общество;

    Взаимосвязь человека с обществом и природой;

    Зарождение государства, первые древние государства, первые древние законы;

    Социальные нормы;

    Объективное право, субъективное, естественное право;

    Понятие закона;

    Государство и права человека;

    Что такое свобода, право как мера свободы, границы закона;

    Понятие морали и права, противоречия и различия между моралью и правом;

    Понятие гражданства, имущественные права ребёнка, правосубъектность.

2. Права детей - 10 часов:

    Основные законы о правах детей, главные защитники прав детей;

    Право на охрану здоровья, на образование, социальная защита;

    Личные права детей, обязанности родителей;

    Право на труд, ограничения на применение труда несовершеннолетнего;

    Льготы ребёнка, опасность быть обманутым;

3. Ловушка для подростка – 14 часов:

    Преступление и проступок, обман, подмена понятий;

    Бродяжничество и попрошайничество;

    Наркотики и ребёнок, виды наркотиков, последствия применения наркотических средств;

    Действия ребёнка, попавшего в полицию;

    В каких случаях ребёнка можно задержать, при каких условиях возможен личный досмотр;

    Протокол задержания, о чем надо подумать, подписывая протокол, объяснения или протокол допроса.

Методы преподавания учебного материала:

Беседа, дискуссия, «мозговой штурм», «займи позицию», «аквариум», «микрофон», «паутинка», «эстафета».

Материально-техническое обеспечение:

    Учебная аудитория для проведения лекций

    Аудитория для практических занятий

    Актовый зал для проведения семинаров, конференций

    Библиотека

    Компьютерный класс с установленным программным обеспечением: Microsoft Office

    Наличие выхода в Internet.

Тематическое планирование

Пояснительная записка

Направленность:

Данная образовательная программа реализует социально-педагогическую направленность.

Актуальность:

В современных условиях перед Россией стоит сложная задача: построить правовое демократическое государство.

Главной особенностью правового государства является исполнение закона со стороны не только граждан и организаций, но и государственных органов и должностных лиц. Чтобы заставить государственную власть жить по общим законам, нужен особый контингент людей: грамотных, просвещенных в правовом отношении. Молодых людей надо с детства учить чувствовать себя достойными обладателями личных, экономических, политических и других прав и свобод, умению требовать от государственной власти не только защиты людей, но и истинного служения им.

Демократия предоставила широкие права и свободы гражданам нашего государства. Они получили возможность реализовать себя, как личность. Но есть и обратная сторона развития демократии: враждебность в отношениях между людьми, утрачены многие нравственные ценности, правовая безграмотность. Самой незащищенной частью нашего общества являются пожилые люди и дети. Эта программа позволит сформировать навыки самозащиты, подготовить ребят к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения прав и законов нашей страны.

Правовое обучение обучающихся – это необходимый шаг в преодолении хронической болезни, поразившей все российское общество: правового нигилизма (отрицание ценности права, неприятие его). Правовое воспитание и образование – путь к обновлению России.

Актуальность программы определяется тем, что обучающиеся получат углубленные знания о своих правах и смогут их отстоять, если они будут нарушены.

Данная программа поможет ребятам получить не только теоретические знания, но и их практическое применение. Большинство рассматриваемых вопросов позволит обучающимся лучше ориентироваться в современном законодательстве, поможет осознать свое место в жизни.

Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность ребятам ориентироваться в общественной жизни, урегулированной и защищаемой нормами права; развить гражданское самосознание обучающихся, политическое мышление.

Основные задачи программы:

  1. Обучающая : Формировать навыки и умения в области защиты своих прав, правовой культуры, развивать активную гражданскую позицию и осознание приоритета прав.
  2. Развивающая : Развивать гражданское и ответственное отношение к выборам, коммуникативные способности, умение ясно и четко выражать свою точку зрения; развивать практические навыки участия в процедуре голосования.
  3. Воспитательная :
  • Воспитывать человека и гражданина, подготовленного к жизни в условиях современного государства, уважение к законам; воспитывать чувство патриотизма.
  • Программа рассчитана для детей 14–15-летнего возраста на 1 год. Продолжительность образовательного процесса 1 год – 152 часа, 2 раза в неделю по 2 часа.

Формы работы: групповая.

Структура учебного занятия:

5 минут – организационные моменты; 45 минут – занятие; 10 минут – динамическая пауза; 45 минут – занятие; 15 минут – организационные моменты, проветривание помещения.

Ожидаемые результаты:

У обучающихся должны быть:

  • сформированы навыки и умения в области защиты своих прав, правовой культуры, активная гражданская позиция и осознание приоритета прав;
  • развиты гражданское и ответственное отношение к выборам, коммуникативные способности, практические навыки участия в процедуре голосования, умения ясно и четко выражать свою точку зрения;
  • воспитано уважение к законам, подготовленность к жизни в условиях современного государства.

Способы проверки знаний:

  • анкетирование
  • выполнение практических заданий
  • написание мини-сочинений, эссе
  • составление проектов
  • рефлексия: что знали и что нового узнали на занятиях?
  • деловые игры, сюжетно-ролевые игры.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: участие в конкурсах творческих работ, олимпиады, тестирование, выставки творческих работ, соревнования, защита проектов, сюжетно-ролевые игры.

Для того, чтобы вызвать интерес к правоведению и решить поставленные задачи, используются активные и интерактивные методы : совместная групповая работа, дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, обсуждения, правильно подобранные вопросы (вызывающие интерес у учащихся и привлекающие их внимание, помогающие оценить уровень знаний, помогающие более углубленно подойти к теме, апеллирующие к эмоциям учащихся), метод проектирования, публичные выступления, тренинговые игры, мозговой штурм. Эти методы обучения не только повышают интерес учащихся, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания, выработку гражданских навыков и приверженность демократическим ценностям.

Для обучения необходимо не только разнообразие методов , но и методических и дидактических материалов. Для этого используются: учебники, монографии, первоисточники, документы, законы, периодическая печать. Большую помощь для выполнения поставленных задач играет техническое оснащение занятий: компьютер, видеоаппаратура, телевизор.

Раздел 1.
Роль права в жизни человека и общества

Что такое право? Понятие права. Теории происхождения права. Основные отрасли права . Система права. Понятие отрасль права. Предмет правового регулирования. Базовые отрасли.

Для чего нужны нормы права? Понятие норма права.Структура правовой нормы. Особенности правовой нормы. Классификация норм права. Виды правовых норм. Управомочивающие, обязывающие. запрещающие. Категорические и альтернативные нормы права. Правовое положение личности . Правовой статус человека и гражданина. Права человека. Всеобщая декларация прав человека . Международные документы о правах человека. Понятие декларации и конвенции. Основное содержание декларации. Работа с текстом декларации.

Раздел 2.
Я – гражданин России

Кто такой гражданин? Понятие гражданин. Понятие гражданства. Приобретение гражданства. Россия – Родина моя. Понятие Родины. Понятие малой родины. Гражданский долг. Понятие гражданского долга. Художественные источники о гражданском долге. Государственные символы. Понятие государственные символы. История появления герба. Герб РФ. История создания гимна. Гимн РФ. История появления флага. Флаг РФ.

Оформление уголка «Государственные символы». Выступление перед учащимися 5-х классов «Государственные символы России». Клубный час.

Раздел 3.
Изучаем Конституцию

История становления и развития Конституции. Конституция -основной закон государства. Понятие конституции. Этапы конституционного развития. Характерные черты Конституции 1993г. Конституция РФ: достоинства и недостатки . Достоинства Конституции. Недостатки Конституции. Мнения политологов. Основы конституционного строя. Понятие конституционный строй. Понятие гражданское общество. Статьи Конституции об основах конституционного строя. Как рождается закон? Понятие закон. Право разработки закона. Порядок принятия закона. Особенности принятия федеральных конституционных законов.

Раздел 4.
Избирательное право

Понятие «избирательное право». Понятие избирательное право. Источники избирательного права. Сущность избирательного права. Выборы в демократическом обществе. Понятие выборы.Значение и разновидности выборов в РФ. Закон «О выборах» . Процесс создания закона. Содержание и особенности закона. Значение закона для развития государства. Необходимость участия граждан в выборах . Принципы участия граждан РФ в выборах. Избирательная система в России . Понятие избирательная система. Понятие мажоритарная система. Особенности мажоритарной системы. Понятие пропорциональная система.

Особенности пропорциональной системы. Избирательная компания . Стадии избирательного процесса. Назначение даты выборов и начало избирательной компании. Образование

избирательных округов. Формирование избирательных комиссий. Составление списков избирателей. Выдвижение и регистрация кандидатов. Предвыборная агитация. Голосование и установление результатов. Политическая пропаганда и агитация. Понятие политическая пропаганда. Понятие агитация. Средства и содержание предвыборной агитации.

Избирательный бюллетень. Содержание, внешний вид. Подготовка к проведению сюжетно-ролевой игре «Выборы президента». Составление программ. Проведение этапа агитации и политической пропаганды. Выборы президента.

Раздел 5.
Семейное право

Что такое семья? Понятие семья. Роль семьи в государстве. Роль семьи в жизни человека. Семья и государство. Виды семей. Условия вступления в брак. Понятие брак. Условия заключения брака. Обстоятельства, препятствующие браку. Порядок регистрации и прекращения брака . Содержание статей Семейного кодекса. Права ребенка в семье . Право ребенка жить и воспитываться в семье. Понятие личные права. Право ребенка на защиту. Право ребенка выражать свое мнение. Имущественные права ребенка. Обязанности родителей и детей . Содержание прав и обязанностей родителей и детей. Службы защиты прав ребенка. Телефон доверия. Значение службы защиты прав ребенка. Принципы работы службы защиты.

Раздел 6.
Мои права и обязанности в школе

Для чего я хожу в школу? Значение школы в жизни ребенка. Устав школы. Закон об образовании. История создания закона. Содержание закона. Ученик – учитель, ученик – одноклассники. Правила поведения учитель-ученик. Взаимоотношения ученик– одноклассники.

Подготовка к проектной деятельности, создание проектов по теме «Школа XXвека».

Раздел 7.
Право на труд

Трудовое право. Понятие трудовое право. Источники трудового права. Договорное регулирование трудового права. Трудовой договор . Понятие трудового договора. Виды трудового договора. Охрана труда в РФ . Обеспечение занятости граждан и гарантии реализации права граждан на труд. Рабочее время и время отдыха. Дисциплина труда. Трудовая книжка. Понятие трудовая дисциплина. Трудовые обязанности. Меры поощрения. Условия наложения дисциплинарного взыскания. Права детей по трудовому законодательству, льготы. Специфика охраны труда несовершеннолетних. Изучение Трудового кодекса глава «Труд молодежи».

Раздел 8.
Гражданское право

Гражданское право. Понятие гражданское право. Гражданско-правовое отношение. Основания возникновения и прекращения гражданско-правового отношения. Правоспособность и дееспособность. Понятие правоспособность. Понятие дееспособность. Имущественная ответственность несовершеннолетних. Сделки. Понятие сделки. Виды сделок. Формы сделок.

Право собственности в РФ.Понятие собственности. Понятие права собственности. Содержание прав собственности. Защита прав собственности. Закон РФ «О защите прав потребителей».

Раздел 9.
Уголовное право

Уголовное право. Понятие и задачи уголовного права. Уголовный кодекс РФ . Особенности нового Уголовного кодекса РФ. Преступление . Понятие преступление. Признаки преступления. Категории преступления. Уголовная ответственность . Понятие уголовная ответственность. Состав преступления. Основания уголовной ответственности. Неоконченное преступление. Обстоятельства. Исключающие преступность деяния. Преступление и подросток . Уголовная ответственность несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Правонарушения несовершеннолетних. Правонарушение и его отличие от морального проступка. Понятие правонарушения. Понятие морали. Отличие правонарушения от преступления. Юридическая ответственность . Понятие юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Институт инспекторов по делам несовершеннолетних. Роль и значение института инспекторов по делам несовершеннолетних. Содержание работы инспекторов по делам несовершеннолетних. Подросток и наркотики. Причины употребления наркотиков. Профилактика против употребления наркотиков. Подросток и алкоголизм . Причины употребления алкоголя. Методы борьбы против алкоголизма. Итоговое занятие «Право и будущее России» . Клубный час.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы (Приложение 2).

Список литературы:

  1. Алексеев С.С . Теория права. – М.,1994.
  2. Ануреева И. А., Суворов В. И., Фадеев В.И . Основы государства и права. – М.,1992.
  3. Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М.,1998.
  4. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. ч. II. – М., 1993.
  5. Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. С-Птб.,1994.
  6. Избирательный закон: материалы к обсуждению. – М., 1993.
  7. Иоффе А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию. – М.Изд. дом «Новый учебник», 2003.
  8. Конституция РФ. – М., 2008.
  9. Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 1994.
  10. Мы, народ… Гражданин и конституция: курс для старших классов средней школы: планы уроков Н.М.Воскресенская, А.Н.Иоффе, А.Ф.Никитин.– М., 1998.
  11. Никитин А.Ф. Избирательное право. Избирательный процесс. – М., 1996.
  12. Никитин А.Ф. Право и политика. – М.: Дрофа, 1998.
  13. Семейный кодекс РФ.– М.: ГроссМедиа, 2007.
  14. Соболев Н.А., Артамонов В.А. Символы России. – М., 1993.
  15. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение, 9 класс,– М.: Дрофа. Гражданин, 1999.
  16. Уголовный кодекс РФ.– М.: ГроссМедиа. 2007.
  1. Всеобщая декларация о правах человека.
  2. Конституция РФ. – М., 2008.
  3. Семейный кодекс РФ. – М.: ГроссМедиа, 2007.
  4. Соболев Н.А., Артамонов В.А. Символы России. – М., 1993.
  5. Трудовой кодекс РФ. – М.: ГроссМедиа, 2007.
  6. Уголовный кодекс РФ. – М.: ГроссМедиа, 2007.

Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
"Шатковский агротехнический техникум"

Программа кружка "Правовед"
(на 2 учебных года)
2013-2014 учебный год
2014-2015 учебный год

Разработала:
Преподаватель, руководитель кружка С.М. Зудова

р.п. Шатки
2013г.
Пояснительная записка
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране. Может быть только порядком, основанным на праве. Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.
Знание норм права способствует подготовке обучающихся к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума. Сегодня образовательная организация может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека: формировали у подростков чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости и проявлять толерантность.
Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву. Программа кружка "Правовед" рассчитана на обучающихся и воспитанников в возрасте от 16 до 18 лет. Реализуя данную программу, необходимо добиться организованного, систематического, целенаправленного воздействия на личность, формирования правосознания, правовой культуры, правовой компетентности, правовых установок, навыков и привычек правомерного активного поведения.
Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуаций правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют воспитанников напряженно трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Моделирование педагогических ситуаций правовой ориентации, предусмотренных программой, служит важным звеном воплощения позитивного правосознания в правомерном поведении обучающихся и воспитанников.
Программа кружка направлена на:
воспитание социально активных и законопослушных граждан;
формирование уважительного отношения обучающихся и воспитанников к закону, чувства ответственности за свои действия, нетерпимость к произволу и злоупотреблениям.
Цель курса изучить основы конституционного строя РФ, организации публичной власти, конституционного статуса личности и помочь обучающимся разобраться во всем многообразии гражданских, трудовых, семейных, уголовных и других отношений, урегулированных правом, научиться уважать законы и бороться за свои права.
Задачи:
1.Познакомить обучающихся с основными положениями теории права (раздел 1. Теория права) и основными вопросами текущего Российского законодательства (Конституцией РФ, основами гражданского и семейного права, другими важными законами нашего государства, с номами поведения, принятыми в обществе – Раздел 2).
2. Формирование у обучаемых комплекса знаний об основах конституционного строя РФ, правах и обязанностях человека и гражданина, о федеративном устройстве, о месте и роли Президента Российской Федерации на основе детального изучения Конституции РФ.
3.Помочь обучающимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии правосознания, в овладении умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности.
4. Формировать у обучающихся умения, навыки и привычки правомерного поведения.
5.Помочь обучающимся и воспитанникам осознать себя как личность в системе общественных отношений.
6. Воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.
Данный курс кружка дает обучающимся и воспитанникам тот объем правовых знаний, который позволит ему в дальнейшем реализовать себя как полноправного и законопослушного гражданина правового государства.
В программе кружка содержится информация обо всех основных отраслях права, хотя преимущественное внимание уделяется нормам, которые регулируют имущественные, хозяйственные отношения в стране. Программа кружка содержит актуальные сведения о законах, регулирующих отношения между покупателем и продавцом, заемщиком и кредитором, арендатором и арендодателем, знакомит обучающихся с правовыми способами разрешения споров и конфликтов.
Третий раздел "Вопросы истории развития права России" излагает дополнительный материал, который направлен на развитие интересов, склонностей и способностей обучающихся. Этот раздел поможет реализовать принцип осуществления межпредметных связей.
Основные формы и методы проведения занятий:
Проводятся занятия – 1раз в неделю, по одному учебному часу (32-34 учебных часа в год). Наряду с теоретическими проходят практические занятия по изучению документов, выступления ребят на открытых классных часах, обучающиеся участвуют в конкурсах, олимпиадах, проектной деятельности. Занятия кружка проводятся группой, подгруппой.
Срок реализации программы кружка – 2 года.
Формы организации деятельности кружка: внеурочная.
Методы реализации программы кружка – речевая деятельность; практические умения для правотворческой и иного вида деятельности.
Приемы организации деятельности кружка:
Интерактивные-
- лекция;
- продвинутая лекция;
- научно-практическая конференция;
- диспут;
-дискуссия;
- эссе.
Активные-
- семинар;
- практическая работа;
-ролевая игра;
- деловая игра;
- экскурсия;
-гражданский форум;
- ты - репортер;
- дебаты и т.д.

Тематический план и содержание программы кружка "ПРАВОВЕД"

Примерный срок проведения (месяц, неделя)

Тема занятия
Кол-во
часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Учебно-методическое обеспечение, ИКТ-ресурсы

2013-2014 учебный год

Сентябрь
3 неделя
Понятие системы нормативного регулирования

1
Объясняют понятия социальная норма, правовая норма. Называют виды социальных норм.
Называют основные методы правового регулирования, объясняя их отличия. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи.
Учебник, тетрадь,- компьютер;
мультимедиа- проектор

Сентябрь
4 неделя
Соотношение норм права и морали
1
Сравнивают моральные и правовые нормы. Отличие права от иных социальных норм. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Объясняют понятия норма права и ее структура, отрасль права. Называют отрасли права и характеризуют их содержание.
Учебник, тетрадь,
компьютер;
мультимедиа-проектор

Октябрь
1 неделя-
3 неделя
Формы (источники) права.

3
Характеризуют понятия: источник (форма) права; законы; подзаконные акты.
Виды нормативно-правовых актов: характеризуют понятия "закон", "указ", "Конституция".
Действия НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц: решают практические задачи.
Учебник, тетрадь,
- компьютер;
-мультимедиа-проектор

Октябрь
4 - 5 неделя

Правотворчество:
Понятие правотворчества, его принципы и виды.

Этапы и стадии правотворческого процесса

2
Характеризуют термин "законодательная инициатива",
рассказывают о процедуре вступления в силу правовых актов. Используя электронное приложение, выполняют задания, работая с текстом Конституции РФ ст.90, 115. Выполняют тестовые задания.
Конституция РФ,
учебник, тетрадь,-
компьютер; мультимедиа-проектор

Ноябрь
2,3 неделя
Норма права:
Понятие правовой нормы
(продвинутая лекция).
Структура правовой нормы
(деловая игра)
2
Характеризуют термин "правовая норма", "гипотеза", "диспозиция", "санкция".
Учебник, тетрадь,-
компьютер;
мультимедиа-проектор

Ноябрь
4 неделя

Декабрь
1 неделя
Правовые отношения:
Понятие, структура и виды правоотношений.

Субъекты правоотношений, их правоспособность и дееспособность.

2
Называют состав, субъектов правоотношений. Выявляют специфические признаки правоотношений, Характеризуют понятия правоспособность и дееспособность физических лиц. Рассказывают об особенностях дееспособности несовершеннолетних. Называют особенности правоспособности и дееспособности юридических лиц. Конструируют схему " Субъекты правоотношений" из предложенных составных частей.

компьютер;
мультимедиа-проектор

Декабрь
2 неделя
Реализация права (практическая работа)
1
Характеризуют понятие "реализация права". Решают практические задачи: составляют акт применения права "приказ директора "О награждении работников".
Учебник, задания на карточках, тетрадь,
компьютер;
мультимедиа-проектор

Декабрь
3 неделя
Экскурсия в районный отдел по защите прав потребителей: "Реализация прав потребителя".
1
Экскурсия. Знакомятся с местонахождением районного отдела по защите прав потребителя, с внутренней структурой этого отдела, с наличием актов законодательной деятельности, которые обуславливают работу отдела.
Учебник, задания на карточках, тетрадь,
компьютер;
мультимедиа-проектор

Декабрь
4 неделя
Правосознание и правовая культура как средство обеспечения правового воздействия.
1
Характеризуют понятие "правосознание". Приводят примеры высокого и низкого уровня проявления правосознания.
Учебник, тетрадь,
компьютер;
мультимедиа-проектор

Январь
3 неделя,

4 неделя

февраль
1 неделя
Правомерное поведение: Понятие правонарушения, его признаки, состав, виды.
Правонарушение и юридическая ответственность ("Ролевая игра "Хочу спросить").
Практическая работа по теме: "Правомерное поведение, правонарушение"

3
Характеризуют понятие правонарушение, юридическая ответственность. Называют признаки и виды правонарушений. Объясняют отличия преступлений от проступков, понятие презумпция невиновности. Характеризуют гражданский, административный, дисциплинарный проступок. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.
Компьютер;
-мультимедиа-проектор

февраль
2 неделя
Экскурсия в ОВД по Шатковскому району:
"Работа правоохранительных органов по предупреждению правонарушений"
1
Знакомятся с формой и оформлением заявления по факту правонарушения, протокола, опроса свидетелей. Учатся составлять заявление по факту кражи собственности, нарушения чести и достоинства человека и гражданина и т.д.
Тетрадь

февраль
3 неделя

4 неделя
Просмотр видеофильма "Причины правонарушений". Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних: "Причины правонарушений у несовершеннолетних"
2
Анализируют, оценивают,критически осмысливают полученный материал.
Компьютер;
-мультимедиа-проектор

Март
1 неделя
Законность и правопорядок
("ты – репортер")
1
Сбор информации о проявлениях законности в действительности, высокого и низкого уровня законности в обществе.
Компьютер;
-мультимедиа-проектор, тетрадь,

Март
2 неделя
Экскурсия в прокуратуру Шатковского района: "Работа правоохранительных органов в механизме правового воздействия"
1
Составляют заявление прокурору о нарушении прав человека.
Тетрадь.

Март
3 – 4 неделя;
Апрель
1 – 4 неделя
История российских конституций.
Конституция РФ – основной закон государства. Понятие конституции. Конституция - как главный нормативный акт. Разработка и принятие действующей Конституции РФ. Конституционная реформа. Проекты Конституции РФ (1990-1993 гг.). Структура и содержание Конституции РФ 1993 г.Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Юридические свойства Конституции.

6
Мозговой штурм. Слова-ассоциации.
Высказывают свою точку зрения (ПОПС-формула), анализируют тексты и ответы на поставленные вопросы, готовят сообщения о конституции ("конституционный вопрос в России", "Реформаторская деятельность Александра I", "Николай II и Манифест 17 октября, её особенностях.
Дебаты:
-Осознавало ли российское общество в XIX необходимость введения конституции?
-Когда были принятые Основные государственные законы, выполняющие роль "конституции" и стала ли монархия в России конституционной после их принятия?
- Как соотносятся право и политика в разные периоды развития общества?
Конституция РФ, тетрадь,
- компьютер;
-мультимедиа-проектор

Работа с Конституцией.

Май
2 неделя
Человек, его права и свободы - высшая ценность. Основные права и свободы человека.

1
Рассказывают о международных документах по правам человека, объясняют содержание правового статуса личности. Называют гарантии прав и свобод человека и конституционные обязанности человека и гражданина. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.
Характеризуют личные права человека, приводя конкретные примеры. Обобщают и делают вывод:"Без обязанностей нет прав".
Конституция РФ,
тетрадь,
- компьютер;
-мультимедиа-проектор

Май
3-5 неделя
Экономические, социальные и культурные права человека. Политические права граждан. Права несовершеннолетних
3
Классифицируют права человека. Характеризуют экономические, социальные и культурные права человека, приводя конкретные примеры. Характеризуют политические права человека, права несовершеннолетних, приводя конкретные примеры. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.
Конституция РФ,
тетрадь,
- компьютер;
-мультимедиа-проектор

2014-2015 учебный год

Сентябрь
3 неделя
Федеративное устройство
1
Характеризуют понятие "федерализм". Рассказывают об основных формах государственного устройства.
Конституция РФ,
тетрадь,
- компьютер,
-мультимедиа-проектор

Сентябрь
4 неделя
Президент РФ – глава государства
1
Характеризуют понятие "разделение властей". Работа в тетради. Анализируют главу 4 Конституции, составляют кластер "Полномочия Президента". Отвечают на вопросы по ст.92,93 Конституции о порядке избрания Президента РФ и прекращения его обязанностей.
Конституция РФ,
тетрадь,
- компьютер,
-мультимедиа-проектор

Октябрь
1 -2 неделя
Федеральное собрание- парламент Российской Федерации
2
Характеризуют понятие "парламент". Знакомятся со структурой парламента. Работают с текстом Конституции:
- что такое парламент, парламентаризм?
-функции Совета Федерации и Государственной Думы.
- порядок формирования Совета Федерации.
- порядок принятия и вступления в силу законов РФ.
Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.
Конституция РФ,
тетрадь,
- компьютер,
-мультимедиа-проектор

Октябрь
3-4 неделя
Правительство Российской Федерации - исполнительная ветвь власти
2
Характеризуют понятие "Правительство РФ". Знакомятся со структурой Правительства РФ. Работают с текстом Конституции:
- что такое Правительство РФ?
-функции Правительства РФ.
- порядок формирования Правительства РФ
- кто является председателем Правительства РФ.
Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.
Конституция РФ,
тетрадь,
- компьютер,
-мультимедиа-проектор

Октябрь
5 неделя
Ноябрь
2-3
неделя
Судебная власть в РФ. Правоохранительные органы
3
Объясняют структуру судебной системы РФ, правоохранительных органов РФ, характеризуя их деятельность. Называют условия, при которых человек может стать судьей. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.
КонституцияРФ,
тетрадь,
- компьютер,
-мультимедиа-проектор

Ноябрь
4 неделя

Декабрь
1-4 неделя
Гражданство Российской Федерации

5
Характеризуют понятие "гражданство", называют принципы и основания для приобретения российского гражданства, способы и порядок приобретения гражданства РФ, гражданство детей, органы и должностные лица, ведающие делами гражданства. Конституционно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в РФ. Объясняют порядок подготовки и проведения выборов в РФ. Рассказывают об основаниях прекращения гражданства РФ. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи
КонституцияРФ,
тетрадь,
- компьютер,
-мультимедиа-проектор

январь
3 неделя
Общественные объединения
1
Характеризуют понятие "общественные объединения", называют формы и виды общественных объединений. Объясняют отличительные черты таких видов общественных отношений, как профсоюзы и политические партии. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.
КонституцияРФ,
тетрадь,
- компьютер,
-мультимедиа-проектор

январь
4 неделя
Конституционные обязанности человека и гражданина
1
Называют конституционные обязанности граждан. Выполняют тестовые задания и решают практические задачи.
КонституцияРФ,
тетрадь,
- компьютер,
-мультимедиа-проектор

Февраль
2-4
неделя
Взаимоотношения граждан и органов государственного управления. Административная ответственность
3
Рассказывают об общественных отношениях, регулирующихся нормами административного права и объясняют их особенность. Называют субъектов административного права. Объясняют, какие права имеют граждане в сфере государственного управления, и какие на них возложены обязанности. Самостоятельно осуществляют поиск определение термина "жалоба" в электронном приложении. Дают характеристику административным правонарушениям, выделяя их признаки. Объясняют, что такое административное наказание, и называет виды административных наказаний. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи
тетрадь,
- компьютер,
-мультимедиа-проектор

Март
2-4
неделя
Уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних
3
Объясняют понятие "уголовная ответственность", называют основания привлечения к уголовной ответственности. Характеризуют обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Объясняют понятие "презумпция невиновности". Выполняют тестовые задания, решают практические задачи, работают с текс том Уголовного кодекса (ст.62) в электронном приложении. Характеризуют особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и меры воспитательного воздействия. Решают практические задачи, знакомятся со ст.392 УПК РФ в электронном приложении.
тетрадь,
- компьютер,
-мультимедиа-проектор,
СПС "Консультант плюс"

Апрель
1 неделя
Условия и порядок заключения брака. Прекращение брака
1
Рассказывают о нормах, регулирующих отношения в семье. Называют участников семейных правоотношений, обязательные условия и препятствия к заключения брака. Объясняют причины распада браков. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи
тетрадь,
- компьютер,
-мультимедиа-проектор,
СПС "Консультант плюс"

Апрель
2-3
неделя
Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей
2
Характеризуют права и обязанности супругов, классифицирую их на имущественные и личные неимущественные права. Объясняют понятие "режим супружеской собственности" и условия его возникновения. Объясняют понятие "брачный договор". Называют права и обязанности родителей и детей. Объясняют условия лишения родителей родительских прав, основания и порядок взыскания алиментов на содержание детей. Рассказывают о действиях органов, помогающих детям, оставшихся без попечения родителей. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Знакомятся с текстом ч.2 и 3 ст. 35 ГК РФ в электронном приложении.
тетрадь,
- компьютер,
-мультимедиа-проектор,
СПС "Консультант плюс"

Апрель
4 неделя

Май
2 неделя
Какие правоотношения называют гражданскими. Субъекты гражданского права
2
Объясняют понятие "гражданские правоотношения" и называет их основные элементы. Характеризуют субъекта и объект гражданских правоотношений. Сравнивают имущественные и неимущественные отношения. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Используя электронное приложение, знакомятся со ст.2 Гражданского кодекса РФ и составляют схему отношений, регулируемых гражданским законодательством. Объясняют понятия "гражданская правоспособность" и "дееспособность", выявляя их различия. Называет признаки, по которым организация считается юридическим лицом. Называет виды юридических лиц. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Знакомится со ст. 22, 29 и 30 Гражданского кодекса РФ в электронном приложении.
тетрадь,
- компьютер,
-мультимедиа-проектор,
СПС "Консультант плюс"

Май
3 -4 неделя
Осуществление и защита гражданских прав. Что такое собственность
2
Характеризуют условия, ограничения свободы распоряжения своими правами и существующие формы защиты нарушенных гражданских прав, понятия "право собственности", называет правомочия, принадлежащие собственнику, основания возникновения права собственности. Объясняют понятия "общая собственность", "долевая собственность", "совместная собственность". Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Самостоятельно находят в электронном приложении нормативные правовые акты, в которых упоминается "срок исковой давности".
тетрадь,
- компьютер,
-мультимедиа-проектор,
СПС "Консультант плюс"

Май
5 неделя
Какие правоотношения называют трудовыми. Трудовой договор. Как устраиваются на работу.
1
Характеризуют источники трудового права и особенности трудовых правоотношений. Объясняют понятия "социальное партнерство", "коллективное соглашение"». Называют участников трудовых правоотношений, объясняют понятие "трудовой договор" и характеризуют его содержание. Рассказывают о порядке заключения и расторжения трудового договора. Характеризуют особенности регулирования труда несовершеннолетних. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи.
тетрадь,
- компьютер,
-мультимедиа-проектор,
СПС "Консультант плюс",
тестовые материалы

Планируемый уровень подготовки обучающихся
По окончанию курса реализации программы кружка его участник (обучающийся) должен
знать:
-содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты; механизмы реализации и защиты имущественных и неимущественных прав; органы и способы международно-правовой защиты прав человека
уметь:
- правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство и т.д.);
- характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения трудового договора.
- объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основныеусловия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
- различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
-анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
-выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;
-определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
-изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
-решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

3. Условия реализации программы кружка:
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы кружка требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
-рабочее место преподавателя (руководителя кружка);
-рабочие места по количеству обучающихся (участников) кружка.
Технические средства обучения:
- компьютер;
-мультимедиапроектор;
-многофункциональное устройство.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 г. //СЗ РФ, 1993, № 33.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)//СЗ РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995)//СЗ РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001)//СЗ РФ, 03.12.2001, № 49, ст. 4552.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ// СЗ РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11 2002 г. №138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002)//СЗ РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
7.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ //СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ// СЗ РФ от 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
9.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ //РГ N 256, 31.12.2001.
10.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ// РГ, N 256, 31.12.2001,
Основная литература:
1. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля. М., 2014.
Дополнительная литература:
1.Кауфман М.А. Пробелы в уголовном праве: понятие, причины, способы преодоления. М., 2012.

Ресурсы "Интернет"
Справочно-правовая система "Консультант Плюс" и (или) "Гарант".

13PAGE 14215