Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Сергей братченко психолог. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Смотреть что такое "Братченко Л. С." в других словарях

Сергей братченко психолог. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Смотреть что такое "Братченко Л. С." в других словарях

С.Л.Братченко

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ГЛУБИННОГО ОБЩЕНИЯ

Уроки Джеймса Бюджентала

Москва: "Смысл", 2001 – 197 с.

Аннотация

Предисловие

Введение


Часть Первая

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ


  1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

  2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА

  3. КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ КОНЦЕПЦИИ ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА
Часть Вторая

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД:

ГЛУБИННОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ИЗМЕРЕНИЯ


  1. УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ

  2. ПРИСУТСТВИЕ И ОБЩНОСТЬ

  3. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ДАВЛЕНИЕ

  4. ПАРАЛЛЕЛИРОВАНИЕ

    1. Тематическое Параллелирование

    2. Эмоциональное Параллелирование

    3. Параллелирование рамок

    4. Параллелирование локуса

  5. СООТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО-ОБЪЕКТИВНОГО И СОПРОТИВЛЕНИЕ

  6. ДРУГИЕ ИЗМЕРЕНИЯ ГЛУБИННОГО ОБЩЕНИЯ

  7. ИСКУССТВО РАБОТЫ ПСИХОЛОГА
Заключение

Литература


Сергей Леонидович Братченко
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ГЛУБИННОГО ОБЩЕНИЯ

М: Смысл, 2001. – 197 с.


Аннотация


Это первая не только в отечественной , но и в мировой литературе книга, посвященная изложению и анализу одного из самых глубоких и перспективных подходов в современной мировой психологии и психотерапии – экзистенциально-гуманистического подхода Джеймса Бюдженталя. Подробно рассмотрены история возникновения этого направления, его философско-теоретические основы, а также психологическая концепция глубинного общения, на базе которой строится практика психологического консультирования.
Быть иль не быть,
вот в чем вопрос.
Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы
Иль надо оказать сопротивленье?..

Вильям Шекспир

Мы не лечим болезни и
не исправляем нарушения,
мы освобождаем пленников...

Джеймс Бюджентал


Предисловие


Эта книга появилась не вдруг и не случайно. Она имеет свою, уже довольно большую, предысторию. Летом 1992 года на II Международной конференции по гуманистической психологии в Москве выступила Дэбора Рэхилли (Deborah Rahilly) из США с рассказом о концепции своего учителя – Джеймса Бюджентала * (James Bugental), одного из лидеров экзистенциально-гуманистического подхода (ЭГП). Ее сообщение вызвало большой интерес. И тогда же группа российских психологов (Елена Мазур, Дмитрий Леонтьев и автор этих строк, которые к тому времени уже давно и серьезно интересовались гуманистическим направлением) договорилась с Дэборой о проведении после конференции нескольких ознакомительных семинаров – в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Эти короткие, но очень насыщенные встречи прошли успешно, и в обоих городах образовались группы психологов и психотерапевтов, заинтересованных в более глубоком освоении этого подхода.

* Сразу следует оговорить "проблему имени" : пожалуй, именно James Bugental имеет самую разнообразную форму написания своей фамилии на русском языке (я насчитал уже больше пяти вариантов!); не вступая в дискуссию о том, как будет правильно "на самом деле", я предпочитаю использовать ту транскрипцию, которую слышал от самого J.B.

В сентябре 1993 года в Москве и Петербурге состоялась Первая российско-американская конференция "Теория и практика экзистенциальной психотерапии" , собравшая достаточно большое число участников. На конференции впервые в России экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала был представлен достаточно полно и с разных сторон. Прозвучали интересные доклады (как американских, так и наших специалистов), прошли заинтересованные дискуссии, яркие демонстрации.

В течение 1993-1995 годов Дэбора и ее коллеги – Роберт Нэйдер (Robert Nader), Ланир Кланси (Lanier Clance), Падма Кателл (Padma Catell ), и др. – провели в России серию семинаров-тренингов по ЭГП, в промежутках между которыми московская и петербургская группы активно осваивали методические материалы, обсуждали полученный опыт, переводили первоисточники.

Это был очень значимый период для всех нас, и движение носило двусторонний характер. Американские коллеги знакомились с нами, нашими настроениями и возможностями, готовностью к серьезному постижению и освоению этого глубокого, в высшей степени непростого подхода . Мы сами, с одной стороны, активно включились в захватывающий процесс открытия экзистенциальных взглядов на человека, его развитие, личностный рост и условия психологической (психотерапевтической) помощи в решении жизненных проблем, а, с другой стороны, – мы пытались "прислушаться" к себе и понять, насколько серьезна наша готовность занять экзистенциальную позицию в психологии и в жизни.

В процессе такого взаимо- и самопознания постепенно происходило наше самоопределение – кто-то отходил в сторону, взяв из этого подхода только то, что было близко и понятно лично ему; кто-то решил строить на этом свою карьеру, делать себе "имя" и т.п.; кто-то осуществил вполне определенный и осознанный выбор в пользу экзистенциализма, а кто-то так и остался на распутье, продолжая сомневаться и искать.

На все это потребовалось немало сил и времени – почти пять лет! Это были прекрасные дни , я с большой теплотой вспоминаю наши встречи, споры, открытия и искренне горжусь той "командой", которую удалось объединить в этом трудном, но увлекательном процессе "взращивания" экзистенциализма на петербургской психологической почве (не самой, надо признать, благодатной для гуманистических и экзистенциальных идей). В эту группу на разных этапах входили такие известные санкт-петербургские специалисты, как психологи Татьяна Курбатова и Диана Тонконогая, Наталия Гришина и Андрей Замулин, Севиль Векилова и Леонид Куликов, Елена Кораблина и Наталья Паттурина, Ирина Искандарян и Сергей Рябченко, Людмила Коростылева и Валерий Ситников , помогавшие с переводом Маша Немичева и Мария Миронова и многие другие. Каждый внес свой уникальный вклад, проделал огромную работу – и всем вам, дорогие коллеги, я очень признателен.

Сегодня очевидно – наши усилия не пропали даром: еще совсем недавно это направление современной психологии было практически незнакомо у нас даже специалистам; сейчас же подход Дж.Бюджентала достаточно известен и уважаем, о нем знают и по семинарам-тренингам, и по лекциям, и по многочисленным уже публикациям (см., например, Бугенталь , 1995; Бьюдженталь , 1998; Братченко , 1997, 1998, 2000; Братченко, Курбатова , 1997; Миронова, Братченко , 1997 и др.). В 1996 году в Санкт-Петербургской Ассоциации Тренинга и Психотерапии была создана секция "экзистенциально-гуманистической терапии". В общем – процесс пошел и достаточно активно. Теперь наступает самый важный, решающий момент – подготовка настоящих профессионалов-практиков .

Следующим этапом работы стала поездка в Америку и знакомство с практикой ЭГП на его родине *. Причем, нам удалось не только соприкоснуться, но и вступить в интенсивный двухнедельный диалог с целым созвездием представителей этого направления во главе с одним из его вдохновителей и создателей Джеймсом Бюдженталом . Произошло это на российско-американской конференции "Экзистенциально-гуманистическая психотерапия" , состоявшейся 20 января – 3 февраля 1997 года в Сан-Франциско – в эпицентре развития экзистенциально-гуманистического подхода. (Подробнее об увлекательнейшем "путешествии в экзистенциализм" см. Миронова, Братченко , 1997; Братченко, Курбатова , 1997; Братченко , 1997.)

* Экзистенциальный подход в психологии появился в первой половине XX века в Европе, но данное его направление было создано усилиями в первую очередь американцев: Ролло Мэя (Rollo May), Дж.Бюджентала, Ирвина Ялома (Irving Yalom ) и др. – подробнее см. параграфы 1.1. и 1.2.

Мои впечатления от общения с американскими коллегами очень яркие и разнообразные. С одной стороны, я еще раз убедился, что при всех очевидных различиях, "по большому счету" – они такие же, как и мы. Мы довольно хорошо понимали друг друга (несмотря на имевшиеся кое у кого языковые трудности), и у нас оказалось много общего – не столько даже в профессиональном смысле, сколько в человеческом. Несколько раз я вспоминал знаменитую "формулу" Карла Роджерса : самое глубинное в людях – самое общее.

Особенно ценными для меня и запомнившимися были, конечно, встречи и общение с Джеймсом Бюдженталом , а также – с Грэггом Ричардсоном, Молли Стерлинг, Виктором Яломом, Ричардом Вайсманом, Томасом Гринингом, Стэнли Крипнером и многими другими.

С другой стороны – в общении с американскими психологами и психотерапевтами я открыл для себя массу нового, получил уникальный опыт. В частности, стало отчетливо ясно: да, в теоретическом плане наши психологи, как правило, здорово "подкованы", с удовольствием включаются в научные дискуссии по самым сложным вопросам... Но вот в практическом отношении, в способности вступить в непосредственный глубокий контакт с клиентом и вести интенсивную , эффективную и при этом недирективную терапевтическую работу – тут большинству из нас еще расти и расти (во всяком случае в отношении себя лично могу утверждать это вполне определенно). Впрочем, само по себе это не стоит расценивать как недостаток: с точки зрения ЭГП, страшно не то, что еще "есть что менять", а как раз наоборот – что уже нечего (или – незачем...). Для себя я увидел очень богатую и перспективную "зону ближайшего развития" именно в экзистенциально-гуманистическом направлении. Для большинства моих коллег, насколько я могу судить, эта поездка также оказалась весьма значимой и полезной.

Итак – экзистенциализм медленно, но верно прорастает на почве российской психологии и психотерапии. Мне посчастливилось быть участником этого процесса зарождения экзистенциально-гуманистического подхода в России с самых первых его шагов. Данная работа – это попытка обобщить полученный мною опыт , который условно можно сгруппировать в три основные источника .

Первый источник – это очень насыщенный, глубокий и богатый опыт общения и участия в семинарах и тренингах, которые проводили профессиональные психологи и психотерапевты из США, специализирующиеся в экзистенциально-гуманистическом направлении. Особенно хочется отметить встречу с Джеймсом Бюдженталом – основателем этого направления. Эта Встреча и уроки Мастера оказали (и продолжают оказывать) на меня очень сильное и глубокое, поистине экзистенциальное влияние!

Я увидел перед собой не только (и не столько!) крупнейшего теоретика и авторитетного исследователя, уникального психотерапевта, лидера целого направления в психологии (Бюджентал, как известно, был соратником А.Маслоу, К.Роджерса, Р.Мэя и других по осуществлению "гуманистической революции" в психологии, его избрали первым президентом "Ассоциации за Гуманистическую Психологию" , он был редактором знаменитой книги, своего рода "гуманистического манифеста" – "The Challenges of Humanistic psychology" (1967) и т.д. и т.п.), но прежде всего – человека, Личность . Человека мудрого, обладающего колоссальным опытом – но готового удивляться и открывать снова и снова. Человека опытного, тонко чувствующего и глубоко понимающего – но уважающего тайну внутреннего мира личности и отказывающегося давать однозначные, окончательные ответы. Человека, мыслящего ясно, логично, удивительно легко раскладывающего сложнейшие темы и проблемы "по полочкам" (но осознающего при этом принципиальную незавершенность любого рассуждения на экзистенциальные темы), – и виртуозно владеющего метафорами, образами, юмором. Человека, который всю жизнь имел дело с людскими проблемами, страданиями, болью – и сохранил оптимизм, веру в позитивную сущность человеческой природы...

И еще. Для меня принципиально важно было убедиться в том, что в данном случае Человек и его Концепция (теоретическая и практическая) – это единое целое : Бюджентал полноценно живет, "присутствует" в своей теории и в своей практической работе; а его концепция – очень жизненная и очень личная. И он сам и его подход – удивительно естественные и гармоничные.

Второй источник – это опыт изучения разнообразной теоретической и методической литературы по гуманистической и экзистенциальной философии, психологии и психотерапии, а также – ее обсуждение с коллегами. Для меня лично наиболее значимыми оказались работы М.М.Бахтина, Дж. и Р.Байярдов, М.Бубера, Ф.Е.Василюка, С.Джурарда, А.Ф.Копьева, Дж.Корэя, Д.А.Леонтьева, Р. Лэнга, Г.Лэндрета, А.Маслоу, Р.Мэя, К.Роджерса, С.Л.Рубинштейна, Ж.-П.Сартра, М. и Р.Снайдеров, В.Франкла, А.У.Хараша и, конечно, Дж.Бюджентала .

Из произведений Джеймса Бюджентала наиболее сильное впечатление на меня произвели три книги: "The Search for Existential Identity" (1976), "Psychotherapy and Process" (l978), "The Art of the Psychotherapist" (1987). (Последняя работа и легла в основу разработки программы семинара-тренинга "Психология глубинного общения" – см. третью часть данного пособия).

Все тексты Дж. Бюджентала отличаются фундаментальностью теоретических основ, обилием разнообразного конкретного, жизненного "материала", ясностью изложения и личной значимостью, пристрастностью. Автор не просто излагает некие абстрактные идеи и "случаи из практики"; он ярко, зримо и очень личностно раскрывает опыт собственного экзистенциального поиска – личного и профессионального, – а также опыт помощи в осуществлении такого поиска другим людям, своим клиентам. Эти книги представляют, на мой взгляд, своеобразный слепок с жизни, реальной, многообразной и бесконечной, и образуют увлекательную "смесь" научного трактата, автобиографии, методического пособия и художественного произведения.

Третий источник – это чрезвычайно важный (хотя и очень разный, неоднозначный и явно недостаточный) опыт самостоятельного проведения семинаров-тренингов по ЭГП для практических психологов . Всего на данный момент таких семинаров прошло около двадцати в ряде городов России, Украины, Белоруссии. О главных итогах этой работы будет сказано далее (см. §3.4). Здесь же подчеркну, что именно попытки самому реализовать на практике экзистенциально-гуманистический подход (точнее будет, конечно, сказать – его отдельные элементы) позволили мне прочувствовать ключевые ценности и установки ЭГП, понять гораздо глубже его смысл и для профессии, и для жизни. Каждый такой семинар – как более удачный, так и (в еще большей мере!) менее удачный – был наполнен активными, подчас драматическими поисками, открытиями и интенсивным продвижением не только для его участников, но и для меня самого.

Все "три источника, три составные части" моего опыта постижения экзистенциально-гуманистического подхода для меня очень дороги и ценны и я искренне признателен всем , кто этому способствовал!

С.Б.
Санкт-Петербург, 1997-2001

P.S.

Когда первый вариант этой книги уже был написан, пришло известие, что "The Art of the Psychotherapist" Джеймса Бюджентала наконец-то готовится к выходу на русском языке! Это будет, безусловно, большим праздником для всех интересующихся гуманистическими и экзистенциальными направлениями в психологии, а для меня в особенности – я мечтал об этом уже много лет. Но, с другой стороны, перевод "первоисточника" ставит под сомнение замысел моей собственной работы. То, что я считал своей главной целью, и что, как мне казалось, является достоинством моей книги – максимально полное и точное представление основного содержания концепции ЭГП с минимальными комментариями и добавлениями – теперь меняет свой смысл. Возникло даже желание полностью переделать данную работу. Однако, не без колебаний, я все же решил сохранить первоначальный замысел – дополнительное представление идей Бюджентала будет только на пользу (тем более, что перевод "Искусства психотерапевта" оставляет, на мой взгляд, желать лучшего и для читателей будет полезно иметь возможность сравнить хотя бы наиболее важные положения и самим выбрать русскоязычную версию). В любом случае, две книги об экзистенциально-гуманистическом подходе – лучше, чем ни одной.

Поддержать проект Комментарии

36k Автобиография Сергея Братченко

скрытый текст

Родился я 8 июня 1956г. в Харькове в семье театральных художников, очень известных и уважаемых на Украине, и в детстве много времени провел в театре, на спектаклях и за кулисами. Однако сам, к сожалению, к искусству ни способностей, ни интереса не проявил.
Там же в Харькове окончил среднюю (как теперь понимаю - ну очень среднюю!) школу, а затем поступил в Университет, сначала на биологический, а затем на психологический факультет. Здесь мне повезло - среди моих учителей были Галина Викторовна и Владимир Владимирович РЕПКИНЫ, которым я искренне благодарен за профессиональную и житейскую науку. Кроме того на факультете и вокруг него сложилась блестящая компания молодых, талантливых ребят, общение с которыми было для меня и радостью, и учебой, и источником вдохновения (запомнился, например, ряд увлекательных и бескомпромиссных публичных дискуссий по вопросам педагогической психологии с участием Сергея КУРГАНОВА и других ныне известных психологов и педагогов).
Затем была работа преподавателем психологии в авиационном институте и на различных курсах. Здесь я прошел первую и главную <педагогическую закалку> - уверен, если аудитория, к примеру, студентов-<мотористов> или мастеров и начальников цехов будет с интересом слушать лекции преподавателя по психологии и педагогике (и это в начале 80-х, когда и то и другое на производстве было в особом <почете>!!) в течение хотя бы нескольких дней, - такому преподавателю уже ничего не страшно:
Далее, в 1984-1987гг., было <золотое время> аспирантуры на факультете психологии Ленинградского Университета. Трудно сказать, что здесь оказалось более важным - учеба в одном из главных психологических центров страны, ежедневное общение с целым созвездием блистательных аспирантов-сокурсников или возможность творчества и свободного поиска на протяжении трех лет (последнее оказалось реальным благодаря мудрому руководству Валерия Александровича ЯКУНИНА, за что я ему очень признателен!!).
Десять лет работы в педагогическом Университете им. Герцена - это прежде всего радость общения со студентами филологического факультета, эрудированными, увлеченными, ищущими, остроумными, чувствующие гуманитарные проблематику часто даже точнее студентов-психологов.
Впервые познакомившись с работами БАХТИНА в 1976 году, я был потрясен ясностью мысли, красотой языка, глубиной проникновения в <тайны личности>, проникся пафосом гуманитарного взгляда на <мир человеческого>, а не позитивистского, технократического, манипулятивного (именно благодаря цитированию Бахтина и его комментариям я на всю жизнь запомнил безжалостный <приговор> Достоевского <Не люблю шпионов и психологов:>), очарован его знаменитой концепцией диалога и многим, многим другим: С тех пор Бахтин для меня - один из величайших мыслителей и гуманистов России.
После Бахтина психология в моих глазах сильно упала, мне показалось, что она примитивна и <мелко плавает>: Разочарование было очень сильным - пока я не открыл для себя гуманистический подход и прежде всего РОДЖЕРСА. Оказалось, что и психология может видеть в человеке не набор функций, не объект <научного анализа>, а Человека, проявлять к нему подлинное уважение, тонкое понимание и при этом оказывать эффективную помощь в решении ключевых жизненных проблем. Роджерс покорил меня своей мудростью, деликатностью, безграничной верой в добрую, конструктивную природу человека, а главное - показал реальный путь становления <человеческого в человеке> и конкретные условия поддержки сложнейшего процесса личностного роста. Именно Роджерс, на мой взгляд, как никто из психологов, видел в Ребенке не <недоделанного взрослого>, а живой росток жизни, которому в первую очередь нужны поддержка и сочувствие, а не формирование и коррекция: А еще Роджерс убедил меня, что существенное значение для развития Ребенка имеет только личностная зрелость Взрослого и качество их взаимоотношений, а любые технологии как таковые - вторичны и мало что решают.
Углубление в гуманистическую психологию привело меня к экзистенциальном взглядам (которые на уровне философии были близки мне всегда). И здесь мне сопутствовала удача, т.к. посчастливилось не только в течение ряда лет изучать экзистенциально-гуманистический подход, но и лично познакомиться и даже немного поучиться у его создателя, Джеймса Бюджентала. Наконец-то я нашел в мире психологии действительно <моё> и даже решился написать об этом направлении подходе целую книгу. Мне в подходе Дж. Бюджентала близко очень многое, почти всё: Но, возможно, самым ценным для меня является подлинное уважение к природе человеческой, осознание бесконечности и принципиальной неисчерпаемости глубин его души и, соответственно, - готовность к деликатности и осторожности, когда дело доходит до влияния на человека, вмешательства в его жизнь: Это очень честная и ответственная позиция. Сегодня Бюджентал - самый близкий мне по духу (да и по <букве>) психолог, профессионал и человек.
Лет шесть-семь назад попытки совместить мои психологические и педагогические интересы экзистенциально-гуманистической ориентации привели к рождению идеи ГУМАНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗОВАНИЯ, которой я усиленно занимаюсь последнее время. Сейчас я тружусь в С.-Петербургском университете педагогического мастерства на кафедре педагогики и андрагогики. Основные направления работы - во-первых, гуманитарная экспертиза образования, во-вторых, гуманизация образования и ее психолого-педагогические условия, в-третьих, подготовка практических психологов.
Кандидат психологических наук (с 1987г.), доцент (с 1989г.), имею более шестидесяти публикаций, в том числе - четыре книжки: <Диагностика личностно-развивающего потенциала> (Псков, 1997), <Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие> (С.-Пб., 1999), <Введение в гуманитарную экспертизу образования> (М., 1999), <Экзистенциальная психология глубинного общения> (М., 2001).
Вот уже почти двадцать лет в центре моего внимания - РЕБЕНОК, ребенок как личность, как растущий человек, а также люди, которые помогают ему расти. Искреннее, но довольно поверхностное массовое увлечение гуманизмом (личностно-ориентированным подходом и т.п.), с одной стороны, и конъюнктурное его <насаждение>, с другой стороны, привело к такому же массовому и конъюнктурному отходу от него, разочарованию и даже обвинениям во всех грехах. Хочется надеяться, что несмотря ни на что, человеческое отношение к человеку (особенно - к Ребенку!) постепенно станет высшей ценностью. Распространение, объяснение, отстаивание гуманистических, экзистенциальных и других человекообразных идей считаю своим долгом и занимаюсь этим постоянно в С.-Петербурге, Москве и других городах России и СНГ. Кроме того, уже более десяти лет веду в разных городах семинары-тренинги по общению для психологов и педагогов. Приятно получить, например, такие отзывы о моей работе:
<Считаю, что Ваши занятия просто необходимы. Они дают возможность многое переосмыслить, помогают вовремя остановиться, посмотреть на себя со стороны, дают надежду в то, что еще не все потеряно, дают смелость, уверенность и надежду. С Вами хочется общаться, т.к. стиль общения Ваш подкупает искренностью, не утомляет, а завораживает, не поучает, а помогает понять и во многом разобраться - умно, изящно, остроумно>.
<Встреча с С. Братченко - это встреча с чудом. Это находка, о которой подспудно мечтал. То, что где-то внутри моего Я бродило неосознанно, вдруг начинает проявляться, как снимок на фотобумаге. Четкость позиции, ясность мысли, искрометный юмор, превосходное видение и чувствование аудитории, уверенность и ненавязчивость - это только маленькая частичка С. Братченко. Огромное спасибо.>



Братченко Л. С. БРÁТЧЕНКО Леонид Сергеевич (р. 3.8.1923, Одесса), сов. художник. Нар. худ. УССР (1976). Чл. КПСС с 1962. В 1951 окончил Харьковский художеств. ин-т. С 1952 художник-постановщик, с 1966 гл. художник Т-ра им. Лысенко. Автор декорац. оформления балетов: "Кавказский пленник" (1957), "Баядерка" (1958); "Лилея" Данькевича (1958, 1968), "Спартак" (1966), "Ромео и Джульетта" (1967) и др.

A. M. Драк.


Балет. Энциклопеди. - М.: . Главный редактор Ю.Н.Григорович . 1981 .

Смотреть что такое "Братченко Л. С." в других словарях:

    Братченко - украинская фамилия. Известные носители Братченко, Борис Фёдорович (1912 2004) советский государственный и партийный деятель. Братченко, Сергей Леонидович кандидат психологических наук, доцент … Википедия

    Братченко Б. Ф. - Братченко Б. Ф. Борис Фёдорович сов. гос. деятель, организатор угольной пром сти в СССР, Герой Соц. Труда (1982). Чл. КПСС с 1940. Чл. ЦК КПСС с 1971. Деп. Верх. Совета СССР с 1962. После окончания МГИ (1935) работал на шахтах Пермской и… … Геологическая энциклопедия

    Братченко - Борис Федорович [р.26.9(9.10).1912, Армавир], советский государственный и хозяйственный деятель. Член КПСС с 1940. Родился в семье служащего. В 1935 окончил Московский горный институт. В 1935 42 на инженерно технической и руководящей… … Большая советская энциклопедия

    Братченко Борис Федорович - [р.26.9(9.10).1912, Армавир], советский государственный и хозяйственный деятель. Член КПСС с 1940. Родился в семье служащего. В 1935 окончил Московский горный институт. В 1935 42 на инженерно технической и руководящей хозяйственной работе в… … Большая советская энциклопедия

    Братченко, Борис Фёдорович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Братченко. Борис Фёдорович Братченко … Википедия

    Братченко, Иван Григорьевич - (р. 3. 10. 1923) Род. в с. Головковка Екатеринославской губ. в крестьянской семье. Участник Великой Отеч. войны. Окончил ф т рус. языка и литературы Киевского пед. института (1949). Работал собкором газ. "Молодь Украины" по… … Большая биографическая энциклопедия

    Угольная промышленность - отрасль топливной промышленности, включающая добычу и переработку (обогащение и брикетирование) углей ископаемых (См. Угли ископаемые). По объёмам добычи угля СССР занимает первое место в мире (о добыче угля в СССР см. табл. 1). … … Большая советская энциклопедия

    Макиавеллизм и манипулятивное общение - Понятие «макиавеллизм» (М.) используется в разл. гуманитарных науках и как науч. категория широко распространен в зарубеж. психол. исследованиях, Американские ученые провели контент анализ трактата Н. Макиавелли «Государь» и на его основе создали … Психология общения. Энциклопедический словарь

    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА - высший орган, руководящий партией в промежутках между съездами; члены ЦК и кандидаты в члены ЦК избираются на съездах КПСС, в случае выбытия членов ЦК, его состав пополняется из числа кандидатов в члены ЦК. ЦК в своей деятельности строго… … Советская историческая энциклопедия

    Горные науки - (a. mining science; н. Bergbauwissenschaften; ф. sciences minieres; и. ciencias mineras) комплекс наук об освоении ресурсов недр и первичной переработке добытых полезных ископаемых. Oбъект, цель и связь co смежными науками. Г. н … Геологическая энциклопедия

Книги

  • Педагогическая поэма , Антон Макаренко. Книга замечательного советского педагога и талантливого писателя Антона Семеновича Макаренко "Педагогическая поэма", по его собственному признанию, "поэма всей моей жизни, которая...… Купить за 330 руб
  • Бизнес-планирование как эффективный инструмент управления компанией , С. А. Братченко. Монография посвящена одному из эффективных инструментов управления компанией – бизнес-планированию. В работе нашли отражение вопросы процедуры и критериев принятия решений при согласовании…

Братченко Сергей Леонидович (1956-2015) - кандидат психологических наук (с 1987г.), доцент (с 1989г.), автор более восьмидесяти публикаций, в том числе книг: «Диагностика личностно-развивающего потенциала» (Псков, 1997), «Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие» (С.-Пб., 1999), «Введение в гуманитарную экспертизу образования» (М., 1999), «Экзистенциально-гуманистическая психология глубинного общения» (М., 2001).

В конце 80-х годов, был участником Дж.Бюдженталя в СССР.

Основные направления работы - гуманитарная экспертиза образования, подготовка практических психологов (много лет вел курс «Основные психологические концепции», тренинги «Психология глубинного общения»).

Публикации

  1. + -
  2. + -
  3. + -
  4. + -
  5. + -
  6. + -
  7. + -
  8. + -
  9. + -
  10. + -
  11. + -
  12. + -
  13. + -
  14. + -

    В "Психологической газете" уже дважды печатались небольшие материалы, посвященные экзистенциально-гуманистическому подходу в психологии и психотерапии (ЭГП), точнее - одному из его вариантов, развиваемому в настоящее время Джеймсом БЮДЖЕНТАЛОМ (см. "ПГ" -- 1 и 4, 1997). Его концепция, к сожалению, практически незнакома большинству отечественных специалистов, т. к. на сегодняшний день эти две публикации да краткая информация в "Вопросах психологии" (- 3, 1997) - почти все, что напечатано на русском языке об этом чрезвычайно интересном подходе. Попытаемся восполнить этот пробел и продолжим разговор об ЭГП - и на этот раз о его теоретических основах. Мы, пишущие эти строки, начали приобщаться к ЭГП с 1993 года, с первого тренинга-семинара, проведенного в Петербурге яркой представительницей этого направления Деборой Рэхилли (ученицей Д. Бюджентала). Позднее образовалась группа желающих разобраться в этом подходе поглубже, которая стала периодически встречаться, обсуждать свой экзистенциальный опыт и труды Бюджентала, которые сами же и переводили. Приезжали в наш город и другие коллеги маэстро, также способствующие нашему погружению в это психотерапевтическое направление. От избытка энтузиазма была даже создана экзистенциально-гуманистическая секция в Санкт-Петербургской Ассоциации тренинга и психотерапии

  15. + -
  16. + -
  17. + -

    Практика исследовательской и консультативной работы постоянно ставит перед психологами проблему адекватности их действий сути процессов, происходящих в организациях, а также соответствие программ их работы целям и задачам организации, профессиональных групп и личности, которые формируются на основе ценностей и интересов. Решение этих проблем носит аксиологический и экзистенциальный характер.

    Источник: // Экзистенциальный ресурс современного российского бизнеса. // Ярославский психологический вестник. М.-Ярославль. 2002. Вып. 8. с. 28-34. (совместно с Клюевой Н.В.)

  18. + - Личность у М.М. Бахтина[недоступно]

    Взаимоотношения М. Бахтина с психологией, пожалуй, сложнее, чем с какой-либо другой научной дисциплиной. Судя по его работам, Бахтин не очень жаловал психологию. Хотя все его творчество буквально пронизано традиционно психологической проблематикой - личность, общение, сознание, самосознание и т.д., - работы психологов Бахтин не использует (если не считать "Фрейдизма") и даже почти на них не ссылается. Особенно это касается отечественных психологов - они вообще не упоминаются, за исключением того же "Фрейдизма", в котором есть анализ работ А.Р. Лурии и других (но лишь с целью демонстрации несостоятельности их взглядов на психоанализ) и который показывает, что автор в действительности был очень хорошо знаком с работами психологов. Более того, создается впечатление, что Бахтин, вслед за Ф.М. Достоевским, готов приравнять психологов к шпионам и отказать им в возможности адекватного познания человека.

    В настояще время публикация недоступна. http://www.existradi.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=202:2009-08-07-12-08-55&catid=47:-10&Itemid=59

  19. + - Образование: ненасилие, толерантность и гуманитарная экспертиза

    Многовековые попытки человечества совладать с насилием, к сожалению, не привели пока к его исчезновению, и перспектива реального перехода к ненасильственному существованию, к отношениям, основанным на принципах взаимного уважения, понимания и терпимости, все отдаляется и отдаляется... В целом удается лишь контролировать явные, "горячие" и масштабные, формы насилия (не всегда, впрочем, успешно, о чем вопиюще свидетельствуют события августа 2001 года). Но по-прежнему широко распространено насилие "частное", почти незаметное и, увы, привычное - насилие в непосредственном межличностном взаимодействии и общении. Более того, такое насилие многими признается оправданным, неизбежным (и чуть ли не "полезным"!) даже в такой сфере, как воспитание и образование. Однако, любое насилие, в какой бы форме оно ни проявлялось, какими бы красивыми целями ни оправдывалось, всегда оказывает разрушительное воздействие на человека. К тому же вполне очевидно, что "малое насилие" является источником и предвестником "большого". Особую опасность представляет насилие по отношению к ребенку, который не только не в состоянии полноценно защититься, но часто сам вынужден перенимать насильственные способы общения и взаимодействия. Поэтому культура ненасилия в повседневной жизни может стать реальностью только при решении проблемы перехода к педагогике ненасилия и освобождении взаимоотношений взрослых и детей от любых форм насилия. Иными словами, речь идет о переходе к более гуманной педагогике, которая поддерживает, оберегает и развивает, прежде всего, "человеческое в человеке", о принципиальной смене приоритетов в образовании и движении "от культуры полезности к культуре достоинства"

Приглашаем психологов, студентов, а также всех интересующихся на авторский курс лекций Сергея Леонидовича Братченко.

Легендарная личность. Он учился экзистенциально-гуманистическому подходу у самого Джеймса Бюдженталя. Его лекции и тренинги оставляют неизменно глубокое впечатление и воодушевление у слушателей. Его курс лекций - это особая форма обучения. Мы с вами не просто прослушаем, но сможем прожить историю психологии ХХ века во всем ее драматизме.

Курс рассчитан на 72 ак.часа. Это 18 лекций по 4 ак.ч./2 пары.
Занятия 1 раз в неделю, по вторникам (кроме 1-й лекции в пн. 29.11), с 19 до 22ч., с перерывами на командировки С.Л. Братченко.

Вы можете записаться на весь курс или посещать семинары выборочно.

Прошедшие курс полностью по окончании получат Удостоверение о повышении квалификации Института Прикладной Психологии СПб филиала ГУ-Высшей Школы Экономики в объеме 72 академических часа.

Стоимость каждой лекции 700 - 1000 рублей. Стоимость первой лекции 29 ноября 2010г. 100 рублей.
Место проведения: Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 16. Станция метро: Сенная площадь.
Начало: 29 ноября 2010 в 19.00

Краткое описание курса:

Курс «Основные Психологические Концепции» посвящен описанию как общей логики развития психологии за последние 150 лет, так и подробному рассмотрению четырех базовых психологических направлений:

  • психоаналитического,
  • бихевиорального,
  • когнитивного,
  • гуманистического.

Каждая концепция рассматривается как особый взгляд на человека, включающий прежде всего представления о сущности психического, основных закономерностях функционирования психики, важнейших условиях и механизмах психического развития, адекватных способах изучения психического, стратегии и тактики влияния на психику, а также о подходах к практической работе психолога.

Темы:

  1. Введение: четыре базовых направления современной психологии и их взаимосвязи.
  2. Концепция З.Фрейда.
  3. Концепция К.Юнга.
  4. Концепция А.Адлера.
  5. Неофрейдизм и другие направления развития психоанализа (А.Фрейд, К.Хорни, Э.Фромм, Э.Эриксон).
  6. Классический бихевиоризм.
  7. Необихевиоризм и другие модификации объективной психологии.
  8. Концепция Б.Скиннера.
  9. Когнитивистская ориентация.
  10. Нейролингвистическое программирование.
  11. Предыстория и зарождение гуманистической психологии.
  12. Концепция А.Маслоу.
  13. Личностно-центрированный подход К.Роджерса.
  14. Экзистенциально-гуманистический подход.
  15. Динамическая теория личности К.Левина.
  16. Психосинтез Р.Ассаджиоли.
  17. Интеракционизм.
  18. Концепция Ф.Перлза.
  19. Трансактный анализ Э.Берна.
  20. Заключение. Ориентация в мире психологических подходов и личный профессиональный выбор.