Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Система налоговых и неналоговых платежей. Неналоговые платежи: что предлагает Минфин? Что входит в неналоговые платежи

Система налоговых и неналоговых платежей. Неналоговые платежи: что предлагает Минфин? Что входит в неналоговые платежи

Формирование доходов бюджетов различных уровней происхо­дит за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

Налоговые доходы - это предусмотренные налоговым законода­тельством Российской Федерации федеральные, региональные и мест­ные налоги, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся:

доходы от внешнеэкономической деятельности;

доходы от использования имущества, находящегося в государ­ственной или муниципальной собственности;

доходы от оказания платных услуг бюджетными учреждения­ми, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления;

средства, полученные в результате применения мер гражданс­ко-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, получен­ные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

платежи при пользовании природными ресурсами;

иные неналоговые доходы;

доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исклю­чением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от физических и юридических лиц, международных орга­низаций, правительств иностранных государств и зачисляемые в со­ответствующий бюджет. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам (под взаимным расчетами понимаются операции по передаче средств между бюдже­тами различных уровней в случае внесения изменений в налоговое или бюджетное законодательство Российской Федерации, происшедших после утверждения закона о бюджете и потому не учтенных в законе, а также при передаче полномочий по финансированию расходов или передаче доходов).

С 1 января 2005 г. из системы налогообложения выведены тамо­женные пошлины, которые в структуре доходов федерального бюдже­та составляли в течение ряда лет более 30%. Следовательно, механически доля неналоговых доходов, при формировании бюджета начиная с 2005 г. значительно воз­росла.

Таможенные пошлины

Таможенные пошлины и таможенные сборы имеют огромное значение в экономической и финансовой политике государства. По­средством их осуществляется государственная торговая политика и регулирование внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком.

Таможенные пошлины и сборы по своей сути являются налога­ми, взимаемыми при пересечении товарами таможенной границы стра­ны в ту или другую сторону. Уплата их носит обязательный характер. Однако это является одним из условий предоставления плательщику возможности осуществить перевоз товара с территории одной страны на территорию другой. Таким образом, пошлины носят возмездный характер, что отличает их от налогов.

Основные цели взимания таможенных пошлин можно сформу­лировать следующим образом: рационализация товарной структуры ввоза товаров, поддержание соответствующего соотношения ввоза и вывоза товаров, пропорций валютных доходов и расходов, создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров, защита национальной экономики от неблаго­приятных воздействий внешнего рынка. В настоящее время одной из Важнейших представляется задача обеспечения условий для скорейшей и эффективной интеграции России в мировую экономику.

Взимание таможенных платежей регламентируется действующим Таможенным законодательством, в частности. Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. 2014 г.).

Закон устанавливает порядок формирования и применения та­моженного тарифа Российской Федерации - инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка то­варов при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обло­жения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации. Основными целями таможенного тарифа являются:

рационализация товарной структуры ввоза товаров в Россий­скую Федерацию;

поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза то­варов, валютных доходов и расходов на территории Российской Фе­дерации;

создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

защита экономики Российской Федерации от неблагоприят­ного воздействия иностранной конкуренции;

обеспечение условий для эффективной интеграции Российс­кой Федерации в мировую экономику.

Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации. Таможенные пошлины подразделяются на ввозные, включая сезонные, и вывозные.

Размер таможенной пошлины определяется таможенным тарифом, который содержит списки товаров, облагаемых таможенной пошлиной.

Плательщиками таможенных пошлин являются предприятия, учреждения, организации и граждане, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации (при ввозе и вывозе).

В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Правительством РФ могут устанавливаться следующие виды пошлин: сезонные.

Для оперативного регулирования вывоза товаров Правительством Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году. Ставки сезонных пошлин, устанавливаемые при вывозе товаров, указанных в Законе, не могут превышать установленные указанной статьей размеры

Тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, предоставляются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Тарифные льготы в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливаются настоящим Законом и не могут носить индивидуальный характер.

Под тарифной льготой в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины.

Порядок предоставления тарифных льгот, установленных настоящим Законом, определяется Правительством Российской Федерации.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, видов сделок и других факторов.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, увеличенные вдвое, за исключением случаев предоставления тарифных преференций на основании положений международных договоров государств - членов Таможенного союза, международных договоров Российской Федерации.

В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются в порядке, предусмотренном статьей 3.1 настоящего Закона. На отдельные категории товаров, определяемые Правительством Российской Федерации, за исключением товаров, указанных в статье 3.1 настоящего Закона, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации в порядке и по формулам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таможенная стоимость товара, перемещаемого через границу, декларируется его владельцем и должна основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной ин­формации. Владелец товара обязан по требованию таможенного орга­на предоставить все необходимые ему сведения. Контроль за правиль­ностью определения стоимости осуществляется таможенным органом, производящим оформление товара в соответствии с Таможенным ко­дексом Российской Федерации. При этом соблюдается полная конфи­денциальность информации, так как она содержит коммерческую тай­ну. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, т.е. не различаться в зависимости от источни­ков поставки товаров.

Правительство Российской Федерации устанавливает:

Правила применения методов определения таможенной стоимо­сти ввозимых товаров в целях обеспечения выполнения международ­ных обязательств Российской Федерации;

Порядок определения таможенной стоимости ввозимых това­ров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непре­одолимой силы, а также в случаях незаконного перемещения ввезен­ных товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Таможенный орган вправе принимать решения о правильности заявленной таможенной стоимости товара. При отсутствии данных, подтверждающих правильность ее определения, или при наличии ос­нований полагать, что сведения не являются достоверными и доста­точными, таможенный орган может на основании имеющихся у него сведений самостоятельно определить таможенную стоимость декла­рируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости. По письменному запросу декларанта таможен­ный орган обязан в трехмесячный срок представить письменное разъяс­нение причин, по которым заявленная таможенная стоимость не мо­жет быть принята в качестве базы для начисления пошлины. Если декларант не согласен с решением таможенного органа, то он имеет право в законном порядке обжаловать это решение.

Определение таможенной стоимости ввозимых товаров являет­ся непростым делом. Оно основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международ­ного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения тамо­женной стоимости товаров:

по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

по стоимости сделки с идентичными товарами;

по стоимости сделки с однородными товарами;

вычитания стоимости;

сложения стоимости;

резервного метода.

Первоосновой для определения таможенной стоимости товаров является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Если та­моженная стоимость товаров не может быть определена по этому ме­тоду, то она определяется следующими методами, применяемыми пос­ледовательно.

Декларант имеет право выбрать очередность применения метода сложения или вычитания.

Если для определения таможенной стоимости товаров невозмож­но использовать ни один из указанных выше методов, то расчеты про­изводятся по резервному методу.

Платежи за пользование лесным фондом

Использование лесов в Российской Федерации является платным и регулируется Лесным кодексом РФ (далее - ЛК РФ).

Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица

Использование лесов может быть следующих видов:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

6) ведение сельского хозяйства;

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8) осуществление рекреационной деятельности;

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

15) осуществление религиозной деятельности;

Использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии с ЛК.

Оценка лесов (оценка лесных участков и оценка имущественных прав, возникающих при использовании лесов) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Объектом аренды могут быть только лес­ные участки, находящиеся в государственной или муниципальной соб­ственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Договор аренды заключается на срок от десяти до 49 лет, а в некоторых случаях, предусмотренных ЛК РФ, - на срок от одного года до 49 лет. Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение до­говора аренды на новый срок. Договор аренды лесного участка, находя­щегося в государственной или муниципальной собственности, заклю­чается по результатам аукциона.

Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого:

1. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

2. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

3. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Множественность налоговых форм и методов налогообложения вызывает необходимость общей группировки налоговых платежей по ряду классификационных признаков. Перечень налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации, закреплен статьями 13–15 Налогового кодекса РФ. Классификация налоговых платежей имеет важное значение для налогового менеджмента . Она позволяет упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числу классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств.

Рассмотрим некоторые классификационные группы налоговых платежей, влияющие на принятие управленческих решений.

Ко всему прочему значимым федеральным налоговым платежом является таможенная пошлина, которая регламентируется Таможенным кодексом РФ.

Региональные налоги вводятся законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. К ним относятся:

  • налог на имущество организаций,
  • транспортный налог,
  • налог на игорный бизнес .

Органы власти субъектов Федерации устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в пределах установленных Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности. Региональные налоги поступают в бюджеты субъектов РФ.

Местные налоги вводятся местными представительными органами власти соответствующими решениями и поступают в местные бюджеты . К местным налогам относятся:

  • налог на имущество физических лиц,
  • земельный налог.

Органы местного самоуправления устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в пределах установленных Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ предусматривает также введение специальных налоговых режимов – особых порядков исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. К ним на сегодняшний день относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),
  • упрощенная система налогообложения,
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Единые налоги, заменяющие в первых трех специальных налоговых режимах наиболее крупные налоги по общему режиму налогообложения, имеют статус региональных.

Важно отметить, что представленное выше видовое деление налоговых платежей предполагает их распределение не по уровням бюджетной системы, а по уровням власти и управления , которые устанавливают, изменяют и вводят их в пределах своих полномочий в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Тем самым, данная классификация определяет налоговые полномочия, фискальные и регулирующие возможности субъектов государственного налогового менеджмента различных уровней власти и управления.

2. По способу взимания налоги традиционно делятся на прямые и косвенные .

Прямыми считаются налоги, которые взимаются непосредственно с доходов, имуществ и ресурсов в процессе их накопления и использования. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и подоходные.

Реальными налогами облагаются предполагаемые (возможные, условные) средние доходы от того или иного объекта налогообложения (транспортный налог, налоги на имущество, налоги за пользование природными ресурсами и т. п.). Реальные налоги относятся налогоплательщиками на издержки производства и обращения.

Прямые подоходные налоги взимаются непосредственно и с действительно полученных доходов по принципу фактической платежеспособности (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических ли). Подоходными эти налоги можно назвать потому, что объектом налогообложения и одновременно источником их уплаты выступает та или иная форма дохода налогоплательщика (организации или физического лица). По другому такие налоги называются налогами на доходы.

Косвенные налоги включаются налогоплательщиком-продавцом в продажные рыночные цены товаров, перекладываются на покупателей своих товаров и оплачиваются за счет их доходов, а значит, возвращаются налогоплательщику в составе выручки от реализации, то есть уплачиваются косвенным путем. В наиболее распространенном их понимании – это государственные надбавки к ценам производителей (продавцов) товаров в форме НДС, акцизов, таможенных пошлин. По-другому эти налоги называют еще налогами на потребление или на расходы , т. к. взимаются через потребление в процессе расходования средств.

Однако, рассмотренная традиционная классификация налоговых платежей на прямые и косвенные противоречит теории косвенного налогообложения, основным признакам которого является переложение налога через цены на потребителей, а также практике ценообразования и учета . Прежде всего, это касается отнесения реальных налогов к прямым. Поэтому необходимо уточнить общепринятую группировку налоговых платежей по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения.

Как уже отмечалось, реальные налоги включаются в цены товаров путем отнесения их на законных основаниях производителями и продавцами на издержки производства и обращения (на себестоимость или на финансовые результаты до налогообложения прибыли). То есть, реальные налоги перекладываются через цены на потребителей своей продукцией, уплачиваются налогоплательщиком по закону , но оплачиваются из доходов потребителей (носителями налогов). Налицо все признаки не прямого, а косвенного налогообложения производства (бизнеса).

В Системе национальных счетов традиционные косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины) отражаются и учитываются в показателе валовой добавленной стоимости по рыночным ценам в группе налогов на продукты и импорт, а реальные налоги – в валовой добавленной стоимости по основным ценам (ценам производителей) в группе других налогов на производство. В совокупности все эти косвенные налоги в структуре ВВП (или, валовой добавленной стоимости по рыночным ценам) составляют общую группу налогов на производство и импорт (назовем их косвенные налоги на бизнес, или на производство и импорт).

Таким образом, меняется структура деления налоговых платежей по способам взимания на прямые и косвенные.

Прямые налоги включают в себя две группы налогов: а) подоходные налоги (налоги на доходы); б) другие личные налоги с физических лиц. Все они непосредственно уплачиваются с дохода налогоплательщика, а значит, не перекладываются на потребителя на законных основаниях.

Косвенные налоги на бизнес (на производство и импорт) также делятся на две большие группы косвенных налогов, отличающихся установленным порядком своего переложения на потребителя:

а) традиционные косвенные налоги или косвенные налоги на продукты и импорт, которые совершают самостоятельное движение в составе продажной (рыночной) цены товара как надбавка к ней;

б) другие косвенные налоги на бизнес (на производство) (так называемые «реальные» налоги), которые включаются производителями (продавцами) в издержки производства и обращения (в себестоимость или финансовые результаты) в составе цены производителя (основной цены).

В число других косвенных налогов на бизнес следует отнести и единый социальный налог (обязательные страховые взносы в государственные социальные фонды), несмотря на специфику таких налоговых платежей. Они носят страховой характер, то есть возвращаются работникам при наступлении страховых случаев (достижении пенсионного возраста, потере трудоспособности и работы, заболевании) в виде социальных трансфертов (пенсий , пособий и т. п.). Одновременно страховые налоги в части, уплачиваемой работодателями, перекладываются через цены на потребителей их продукции и составляют важный элемент группы других косвенных налогов на бизнес (на производство). Ту их часть, которая непосредственно уплачивается работниками из их заработной платы (в России сейчас это не практикуется за исключением может быть индивидуальных предпринимателей), следует относить к прямым подоходным налогам.

Теперь, о классификации налогов по укрупненным объектам налогообложения. Ее также следует уточнить путем отнесения к группе налогов на потребление (на расходы) прочих косвенных налогов на бизнес (на производство). Они представляют собой налоги на расходы, но произведенные налогоплательщиками ранее, т. е. на капитализированные расходы (поимущественные налоги и т. п.), или на пользование (потребление) экономических ресурсов – природных и трудовых (ресурсные налоги, единый социальный налог). Таким образом, налоги на потребление (на расходы) представляют собой всю совокупность косвенных налогов на бизнес, включающих в себя косвенные налоги на продукты и импорт и другие косвенные налоги на производство.

Общую же классификацию всех налогов по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения можно представить в виде следующих, укрупненных групп налоговых платежей:

1) косвенные налоги на производство и импорт (налоги на потребление, на расходы):

а) традиционные косвенные налоги на продукты и импорт;

б) другие косвенные налоги на производство;

2) прямые налоги:

а) подоходные налоги (налоги на доходы);

б) другие личные налоги с физических лиц.

Определенные трудности могут возникнуть при решении вопроса о том, к какой классификационной группе налогов отнести единые налоги, взимаемые в рамках специальных налоговых режимов – единого налога на вмененный доход, единого налога на доход (доход за минусом расходов) при упрощенной системе налогообложения, единого сельскохозяйственного налога. Учитывая, что все они ориентированы на условную доходность, а налогоплательщики-организации не ограничены в возможности переложения бремени единых налогов на потребителей продукции, их, вероятно, следует отнести к группе других косвенных налогов на бизнес. Единые налоги, уплачиваемые налогоплательщиками-физическими лицами, можно отнести к прямым, точнее к группе личных доходов с физических лиц.

Рассмотренные подходы к классификации налогов по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения важны не только с теоретических, но и с практических управленческих позиций, в частности, для более правильной оценки давления косвенных налогов на экономику и потребление, на доходы домашних хозяйств и оплату труда работников, учитывая, что основную массу таких налогов оплачивает население в сфере розничной торговли и платных услуг.

3. В целях бухгалтерского и налогового учета налоговые платежи распределяются по соответствующим конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников можно выделить следующие: выручка от реализации продукции, себестоимость, финансовые результаты, оплата труда, прибыль (другие доходы) до налогообложения, прибыль после налогообложения (остающаяся в распоряжении предприятий).

Схема распределения основных видов налогов и сборов в России по бухгалтерским источникам их уплаты наглядно представлена в табл. 1.

Таблица 1
Распределение основных видов налогов и сборов в Российской Федерации по бухгалтерским источникам их уплаты

Некоторые налоги могут быть уплачены из разных источников (единый социальный налог, единые налоги в рамках специальных налоговых режимов). Это связано с тем, что их плательщиками выступают как организации, так и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица , у которых по-разному формируются доходы, а также в силу того, что налоговым законодательством не регламентируется жестко источник уплаты налога (например, единые налоги для субъектов специальных налоговых режимов). Кроме того, источником (не бухгалтерским) уплаты личных налогов могут быть любые личные доходы: оплата труда, дивиденды, пенсии и другие.

Распределение налоговых платежей по источникам их уплаты совпадает (за некоторым исключением) с принципами деления налогов на прямые (подоходные, личные) налоги и косвенные налоги на бизнес, в том числе на традиционные косвенные налоги на продукты и импорт и другие косвенные налоги на производство. Анализ структуры налогов по источникам их уплаты дает возможность оценить распределение налоговой нагрузки на выручку организаций и ее структурные элементы, выявить диспропорции и принять соответствующие решения по рационализации структуры налоговой нагрузки на товаропроизводителей. Оптимальным является равномерное налоговое давление на основные источники уплаты налогов, однако в регулирующих целях возможны варианты снижения или увеличения налоговой нагрузки на отдельные элементы выручки.

Понятие налога и сбора раскрывается в ст. 8 НК РФ, согласно которой под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

– налоги являются индивидуально безвозмездными платежами, а сборы носят индивидуально возмездный характер (уплачиваются плательщиками в связи с оказанием государством каких-либо адресных услуг);

– налоги устанавливаются только законодательством о налогах и сборах, а сборы - как нормативно-правовыми актами налогового права, так и других отраслей права;

– фискальная значимость налогов в современной налоговой системе неоспорима, в то же время сборы имеют меньшее значение;

– в отношении налога законодательство устанавливает принудительный характер взимания; сборы отличаются относительной добровольностью (но это не договорные платежи);

– налоги уплачиваются на постоянной основе, периодически; сборы в большинстве случаев разовые платежи;

– налоги - абстрактные платежи, задача которых удовлетворить общественные потребности. При уплате сбора всегда присутствует специальная цель или специальный интерес. Сборы призваны покрыть издержки того государственного органа, в который обратилось заинтересованное лицо по поводу оказания ему определенных услуг.

Следует отметить, что в российском налоговом законодательстве не дано самостоятельного определения «пошлины». Это обусловлено тем, что в основном законе страны не закреплено искомое понятие. В ст. 57 Конституции РФ отражено, что «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы». По сути своей категория «сбор», раскрытая в п. 2 ст. 8 НК РФ, объединяет и сбор и пошлину. Поэтому согласно действующей редакции НК РФ к «сборам» относятся сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Как правило, сбор уплачивается в основном за обладание специальным правом, за получение лицензии. Пошлина взимается в качестве компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу плательщика.

В укрупненном виде в состав доходов российского государственного бюджета входят налоговые и неналоговые платежи. В качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа может выступать признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи - нормами других отраслей права.

Можно выделить четыре разновидности неналоговых платежей.

1. Платежи за оказание различных услуг государственных и муниципальных учреждений, т. е. плата государству за право пользования или право деятельности, а также за совершение действий государственными органами (например, гербовый сбор).

2. Платежи от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Суть таких платежей - это компенсационная плата за использование ресурсов (платежи за пользование лесным фондом).

3. Имущественные санкции, т. е. плата государству за нарушение законодательства. К ним, например, относятся суммы от реализации конфискованного имущества, административные штрафы.

4. Поступления от продажи объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ, ценных бумаг. Эти неналоговые платежи выступают в форме доходов от приватизации, государственных займов, государственных краткосрочных обязательств.

Четкие формулировки «налога» и «сбора», отраженные в НК РФ, позволяют выявить сущность того или иного изъятия, правильно оценить последствия налоговых отношений. Этот момент очень важен в ситуации, когда форма (название платежа) превалирует над его содержанием.

Согласно пункту 4 статьи 3 Налогового кодекса, «не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций».

По способу взимания различают:

– прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

– реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика;

– личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика;

– косвенные налоги, которые включаются в цену товаров и услуг.

Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

– косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров;

– косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги;

– фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

– таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

– федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

– региональные налоги, отличительной чертой которых является установление элементов налога в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

– местные налоги, которые вводятся местными органами власти в соответствии с законодательством страны. Они вступают в действие только на основании решения, принятого на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.

По целевой направленности введения налогов различают:

– абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

– целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды налогов:

– налоги, взимаемые с физических лиц;

– налоги, взимаемые с юридических лиц (предприятий и организаций);

– смежные налоги, которые уплачивают и физические и юридические лица.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

– закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

– регулирующие налоги - разноуровневые, т. е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

По порядку введения налоговые платежи делятся на:

– общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

– факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание являются компетенцией органов местного самоуправления.

По срокам уплаты налоги делятся на срочные и периодично-календарные (последние, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые).

Согласно ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ.

В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость;
акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина.

Региональные налоги перечислены в ст. 14 НК РФ, которая к ним относит: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

2 Участники страхового обязательства. Договор страхования. Перестрахование

Страхование представляет собой неотъемлемый элемент экономики, в первую очередь рыночной, где оно представлено страховым рынком. Страхование и эффективное функционирование экономики тесно связаны, взаимообусловлены. Назначение страхования состоит не только в самозащите предприятий и населения от стихийных бедствий, но и в защите экономических субъектов от неблагоприятных изменений конъюнктуры, от ущерба, нанесенного непредвиденным изменением законодательства, условий предпринимательской деятельности.

Сторонами обязательства по страхованию всегда являются страховщик и страхователь.

В качестве страховщика может выступать исключительно страховая организация - юридическое лицо, имеющее разрешение (лицензию) на осуществление страхования соответствующего вида (ч. 1 ст. 938 ГК).

Для приобретения статуса страховщика необходимо соблюдение требований о минимальном размере оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности.

Данное требование, впервые установленное Федеральным за
коном от 31 декабря 1997 г. «Об организации страхового дела в
Российской Федерации» (ст. 6), имеет принципиальное значение для обеспечения строгой упорядоченности создания профессиональных участников страхового рынка и одновременно большей гарантированности прав страхователей как потребителей страховых услуг.

ГК определяет страховщика как коммерческую организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность в страховой сфере (п. 1,2 ст. 50, абз. 1 ст. 938). Поэтому положение п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» о возможности признания страховщиком любого юридического лица не подлежит применению в силу его несоответствия ГК. Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ч. 2 п. 1 ст. 6) закрепляет принцип абсолютной чистоты страховой деятельности, исключающей занятие производственной, торгово-посреднической и банковской деятельностью.

Другой стороной в обязательстве по страхованию выступает страхователь.

Страхователем (полисодержателем) признается правосубъектное физическое или юридическое лицо, имеющее страховой интерес и вступившее на предусмотренных в законе правилах страхования соответствующего вида или определенных в договоре условиях в конкретное обязательство по страхованию со страховой организацией (страховщиком).

Страховая защита путем приобретения статуса страхователя предоставляется как российским гражданам и юридическим лицам, так и иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК, п. 1 ст. 5, ст. 34 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

Участниками обязательства по страхованию могут быть третьи лица - выгодоприобретатель и застрахованное лицо.

Выгодоприобретатель (бенефициар) - физическое или юридическое лицо, обладающее страховым интересом, в пользу которого страхователем заключен договор страхования.

Гражданско-правовой статус выгодоприобретателя определяется следующими характеристиками:

– во-первых, выгодоприобретателем может быть любое физическое или юридическое лицо;

– во-вторых, назначение выгодоприобретателя для получения страховых выплат может иметь место в договорах как имущественного, так и личного страхования, для признания действительности которых выгодоприобретатель должен иметь страховой интерес;

– в-третьих, возможность участия выгодоприобретателя зависит от сущности страхового обязательства, которое предопределяет «персональный» состав его участников: наличие выгодоприобретателя как необходимое условие самого существования страхового правоотношения [страхование ответственности, которое возможно исключительно в пользу третьих лиц - потерпевших, кредиторов (выгодоприобретателей) - ст. 931, 932 ГК; исключение из страхового правоотношения фигуры выгодоприобретателя - страхование предпринимательского риска, осуществляемого только в пользу самого страхователя (ст. 933 ГК);

– четвертых, наличие выгодоприобретателя позволяет рассматривать
соответствующий договор страхования в качестве разновидности до
говора в пользу третьего лица (ст. 430 ГК), однако не укладывающего
ся в его классическую модель [страховщик вправе возложить на выгодоприобретателя, предъявившего требование о страховой выплате, ис
полнение отдельных не выполненных страхователем обязанностей
(п. 2 ст. 939 ГК)];

– в-пятых, страхователь вправе по своему усмотрению заменить названного в договоре страхования выгодоприобретателя другим лицом, письменно уведомив об этом страховщика. Замена выгодоприобретателя по договору личного страхования, назначенного с согласия застрахованного лица, допускается лишь с согласия этого лица (ч. 1 ст. 956 ГК). В том случае, когда выгодоприобретатель выполнил какую-либо из обязанностей по договору страхования или предъявил страховщику требование о страховой выплате, его замена невозможна (ч. 2 ст. 956 ГК).

Застрахованное лицо - физическое лицо, с нематериальными благами (жизнью, здоровьем) которого связан имущественный интерес страхователя.

Участие застрахованного лица возможно либо в договоре личного страхования (п. 1 ст. 934 ГК), либо в договоре страхования ответственности за причинение вреда (п. 1 ст. 931 ГК).

Условия конкретных договоров личного страхования могут предусматривать как самостоятельную фигуру застрахованного лица (занимающего в этом качестве положение третьего лица), так и совпадение застрахованного лица с самим страхователем и (или) выгодоприобретателем.

Страхователь может заключить договор страхования в свою пользу, являясь в этом случае одновременно застрахованным лицом и выгодоприобретателем.

Договор, лежащий в основании страховых обязательств, по своей сущности (природе) различен. В одних случаях обязанность его заключения императивно установлена самим законом (п. 2 ст. 927, п. 1 ст. 936 ГК), в других - его создание зависит исключительно от собственного усмотрения сторон (абз, 1 п. 1 ст. 927 ГК). Поэтому следует различать два вида договоров как оснований возникновения обязательств по страхованию:

– договор страхования как классическая модель частной автономии воли;

– договор страхования как ограниченный договор, особая разновидность принудительного договора.

ГК отказался от единой конструкции договора страхования, закрепляя два самостоятельных страховых договора - договор имущественного страхования (ст. 929 ГК) и договор личного страхования (ст. 934 ГК), тем самым определив его наиболее оптимальную законодательную регламентацию (начало которой уже было положено Основами гражданского законодательства 1991 г. в ст. 107).

Для заключения договоров имущественного и личного страхования ГК предусматривает исчерпывающий перечень однотипных существенных условий, по которым должно быть достигнуто соглашение между страхователем и страховщиком (ст. 942 ГК РФ):

– об объекте страхования;

– о характере страхового случая, ввиду наступления которого осуществляется страхование;

– о размере страховой суммы;

– о сроке действия договор.

Отсутствие в договоре страхования какого-либо существенного условия не должно рассматриваться как основание признания его незаключенным.

ГК устанавливает также требования относительно формы договора страхования, предусматривая обязательность письменной формы его заключения (п. 1 ст. 940), несоблюдение которой влечет признание договора недействительным, за исключением случаев оформления договором обязательного государственного страхования (ст. 969 ГК РФ).

Значение срока как одного из элементов обязательства по страхованию определяется его ролью как фактора, непосредственно влияющего на степень принимаемого страховщиком риска. Срок может быть определен строгими временными границами (год, пять лет и т. п.) и может являться неопределенным (пожизненное страхование). Помимо общего срока действия страхового обязательства, в нем могут предусматриваться сроки исполнения определенных обязанностей: по уплате страховой премии (или страховых взносов при внесении страховой премии в рассрочку - так называемые страховые периоды), уведомления страховщика о наступлении страхового случая, предоставления страховых выплат и др.

Перестрахование – это вторичное размещение риска, передача риска от первичного страховщика другой страховой компании. Перестрахование могут осуществлять как специально созданные для этого перестраховочные компании, так и обычные страховщики, имеющие соответствующую лицензию. В любом случае смысл перестрахования заключается в обеспечении платежеспособности страховщиков – страховании тех, кто осуществляет первичное страхование.

Перестрахование - система экономических отношений, в соответствии с которой страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним (с учетом своих финансовых возможностей) передает на согласованных условиях другим страховщикам с целью создания по возможности сбалансированного портфеля страхования, обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций.

Процесс, связанный с передачей риска, называется цедировани-ем риска, или перестраховочной ретроцессией.


Рис. 1 Схема перестрахования

Основной функцией перестрахования является вторичное распределение риска, благодаря которому происходит количественное и качественное выравнивание страхового портфеля.

Главная проблема при поведении страхования - определение доли риска, какую можно оставить за собой, а какую передать перестраховщику.

3 Государственный и муниципальный кредит в системе доходов государства и муниципальных образований. Государственный и муниципальный долг

Государственный кредит – это совокупность кредитных отношений, при которых государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта.
Он является важной составляющей государственных финансов, одной из форм мобилизации и распределения государством денежных средств с целью выполнения им своих функций.

Государство, прежде всего, является заемщиком. Для покрытия своих расходов, связанных с бесперебойным финансированием многообразных потребностей обществ, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур, средства населения. В качестве кредиторов государства могут выступать другие государства, корпорации, банки, граждане, как отечественные, так и иностранные.

Государство может само выступать кредитором, предоставляя деньги взаймы другим государствам, юридическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Если правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему в случае неплатежеспособности плательщика, то речь идет об условном государственном кредите — гарантированных займах.

Как правило, займы, которые берет государство, превышает выданные им кредиты. Поэтому результатом кредитных отношений является возникновение государственного долга.

Государственный кредит функционирует на принципах возвратности, срочности , ему присущи все свойства кредита. Однако имеются и отличия от других форм кредитных отношений. При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляемые, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Обеспечением кредита служит имущество государства (региона).

Сущность государственного кредита как экономической категории раскрывается в функциях: распределительной, контрольной и регулирующей.

В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов. Мобилизуемые с его помощью средства используются для финансирования экономических и социальных программ.

Государственный кредит по источникам происхождения может быть внутренним, то есть номинированным в национальной валюте, и внешним, номинированным в инвалюте .

В зависимости от того, какую роль государство играет в кредитных отношениях – кредитора или заемщика, выделяют бюджетный кредит, предоставляемый государством и государственные заимствования.

Выступая кредитором, государство предоставляет кредит за счет бюджетных средств – бюджетный кредит.

Согласно БК, бюджетный кредит – это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности. Условиями предоставления бюджетного кредита является наличие обеспечения, которое должно иметь высокую степень ликвидности; проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица — получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя уполномоченными органами.

Выступая заемщиком, государство (муниципалитет) осуществляет государственные (муниципальные) заимствования.

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

– по субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти;

– по валюте заимствований — внутренние и внешние;

– по форме предоставления — в секьюритизированной форме (путем эмиссии и размещения долговых обязательств) и несекьюритизированной форме (заем в денежной форме), иначе, облигационная и необлигационная формы. Первая форма имеет определенные преимущества (больший объем инвестиционного спроса, возможность гибко регулировать объем, структуру и стоимость заимствований), она является доминирующей в развитых странах;

– по целям будущего использования — инвестиционный (кредиты на финансирование крупных государственных программ, то есть на производительные цели) и неинвестиционный (на финансирование непроизводительных расходов).

Долговые обязательства государства:

– по степени обращаемости бывают – рыночные, которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев;

Государственные внутренние займы классифицируются по ряду признаков.

По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, республиканскими правительствами и местными органами власти.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные.

Внутренние займы могут также подразделяться:

– в зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше);

– по форме предоставления — в секьюритизированной форме и несекьюритизированной форме;

– по целям будущего использования — инвестиционные и неинвестиционные;

– по степени обращаемости — рыночные и нерыночные;

– по методу определения дохода — с твердым или плавающим доходом;

– по обеспеченности – закладные и беззакладные;

– по форме размещения – облигационные и безоблигационные;

– по характеру выплачиваемого дохода – выигрышные, процентные, беспроигрышные и др.

Основной формой государственных заимствований является выпуск и размещение ценных бумаг. Государственные ценные бумаги классифицируют:

— по степени обращаемости — рыночные и нерыночные;

— по характеру эмитента – выпускаемые центральным правительством, региональными, местными властями;

— по срочности – долго-, средне-, краткосрочные;

— по форме выпуска – документарные и бездокументарные;

— по форме выплаты дохода – процентные, дисконтные, выигрышные;

— по способу размещения – проведение аукционов, открытая продажа, индивидуальное размещение);

— цели выпуска (финансирование дефицита бюджета, финансирование инвестиционных и социальных программ) и т.д.

Международный государственный кредит представляет совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Государство может осуществлять внешние заимствования в следующих формах: синдицированные банковские кредиты; еврозаймы; кредиты международных финансовых организаций; межправительственные кредиты; частные кредиты коммерческих структур (фирменные) кредиты. Наиболее распространенной формой заимствований является выпуск еврооблигаций (евробондов).

В БК определены понятия государственных заимствований, в том числе внутренних и внешних, государственного долга.

Управление государственным долгом является одним из наиболее важных элементов бюджетной политики. Система управления государственным долгом включает совокупность правил и процедур по аккумулированию, использованию, обслуживанию и погашению заимствований.

Согласно БК, под обслуживанием государственного долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

Основными подсистемами управления долгом, сложившимися в мировой практике, являются: институциональная (инфраструктура), правовая (правовое обеспечение), регулирования параметров долга (экономическое оперативное регулирование), торговая (торговые технологии).

При управлении долгом различают капитальный государственный долг , представляющий собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам, и текущий, включающий расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Управление государственным долгом предполагает использование структурного регулирования – изменения структуры долга или его баланса с целью оптимизации. Баланс – соотношение между размерами долга и источниками его погашения),

Методами управления государственным долгом являются: реструктуризация, конверсия, консолидация, пролонгация (отсрочка платежей), новация, рефинансирование, уступка права требования, обмен облигаций по регрессивному соотношению, мораторий, выкуп долговых обязательств, аннулирование займов и др.

Доминирующую роль играют рыночные методы, предполагающие проведение различных операций с ценными бумагами.

При управлении государственным долгом используются показатели: объем совокупного государственного долга, объем внутреннего государственного долга, объем внешнего государственного долга, темп роста государственного долга, соотношение госдолга и ВВП, объем финансовых ресурсов, отвлекаемых из бюджета на обслуживание госдолга. Два последних показателя позволяют оценить возможности обслуживания долга.

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ. Долговые обязательства обеспечиваются всем находящимся в собственности имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств федерального бюджета. В БК РФ установлены предельные объемы заимствований, расходов на обслуживание государственного долга.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г (в ред. ФЗ от 09.04.2009 № 56-ФЗ, от 17.07.2009 № 145-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая – Федеральный закон от 31.07. 1998. (в ред. ФЗ от 28.12.2010 № 404-ФЗ). Принят Государственной Думой 16.07.1998 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. С. 3824.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая – Федеральный закон от 5.08.2000. (в ред. ФЗ от 23.11.2010 № 313-ФЗ ) Принят Государственной думой 19.07.2000. Одобрен Советом Федерации 26.07.2000 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.

  • Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г., 8, 10 декабря 2003 г., 21 июня, 20 июля 2004 г., 7 марта, 18, 21 июля 2005 г., 17 мая 2007 г.) // Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 14 января 1993 г., № 2, ст. 56
    НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС)

    2014-12-18
  • Четыре обязательных неналоговых платежа, которые Минфин разрешил включать в налоговые расходы (Вайтман Е.)

    Дата размещения статьи: 27.01.2016

    Плата за проезд большегрузов относится к прочим расходам.
    Учет утилизационного сбора зависит от категории плательщика.
    Экологический сбор за 2015 г. платить не нужно.

    При расчете налога на прибыль организация вправе учесть в расходах не только другие налоги и сборы, но и обязательные неналоговые платежи. Самые распространенные из них - страховые взносы в фонды, ввозные и вывозные таможенные пошлины (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    В Налоговом кодексе не говорится о прочих неналоговых платежах. Например, о новом дорожном сборе с владельцев большегрузных автомобилей, утилизационном или экологическом сборе. Лишь указано, что в налоговые расходы не включаются те обязательные сборы, которые перечислены в ст. 270 НК РФ (см. таблицу ниже).

    Таблица

    Учет налоговых и неналоговых платежей при расчете налога на прибыль

    Вид налога, сбора или иного платежа

    Учитывается или нет при расчете налога на прибыль

    Налоги и сборы

    Налог на прибыль

    Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)

    НДС, предъявленный покупателю

    Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)

    Акциз, предъявленный покупателю

    Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)

    Налог на имущество

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Транспортный налог

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Земельный налог

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Водный налог

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Торговый сбор

    Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)

    Налог на игорный бизнес

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Государственная пошлина

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Сбор за пользование объектами животного мира

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Пени и штрафы по налогам и сборам

    Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)

    Неналоговые платежи

    Страховые взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Страховые взносы в ФСС РФ на травматизм

    Да (пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Пени и штрафы по страховым взносам в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ

    Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)

    Пени и штрафы по страховым взносам на травматизм

    Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)

    Ввозные и вывозные таможенные пошлины

    Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобилями с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн (новый дорожный сбор с большегрузных автомобилей)

    Утилизационный сбор за автомобили

    Да (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Экологический сбор за утилизацию других видов товаров и упаковки

    Да (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)

    Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов

    Да (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ)

    Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду сверх допустимых нормативов, но в пределах установленных лимитов

    Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)

    Плата за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду

    Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)

    1. Новый дорожный сбор с владельцев большегрузных автомобилей

    С 15 ноября 2015 г. организации, имеющие в собственности автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, обязаны перечислять плату в счет возмещения вреда автодорогам (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ").

    Плата составляет 3,73 руб. за 1 км пройденного пути (п. 1 Постановления Правительства РФ от 14.06.2013 N 504). С 18 ноября 2015 г. предусмотрены понижающие коэффициенты (п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191):

    Организация вправе учесть эту плату при расчете налога на прибыль (подробнее читайте во врезке на с. 54). Так считает Минфин России (Письмо от 06.10.2015 N 03-11-11/57133). Но не как налоги и сборы. Ведь плата за проезд большегрузов к ним не относится (ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ). А как прочие расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    Важно. "Упрощенцы" не учитывают в расходах плату за проезд большегрузов

    Перечень расходов, которые вправе признать "упрощенцы" с объектом налогообложения "доходы минус расходы", является закрытым (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

    В него включены уплаченные налоги и сборы (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Плата за проезд большегрузных автомобилей не является ни налогом, ни сбором (ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ). В перечне учитываемых расходов она также не упоминается. Поэтому "упрощенцы" не могут учесть ее при расчете "упрощенного" налога. Аналогичного мнения придерживается Минфин России (Письмо от 06.10.2015 N 03-11-11/57133).

    Но только при условии, что организация использует большегрузный автомобиль в деятельности, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).

    2. Утилизационный сбор за автомобили

    За каждый автомобиль, произведенный в России или ввезенный из-за границы, уплачивается утилизационный сбор (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", далее - Закон N 89-ФЗ). Когда автомобиль придет в негодность, за счет средств этого сбора он будет утилизирован. Без взимания с собственника дополнительной платы за утилизацию.

    Плательщиками утилизационного сбора являются (п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ):

    Российские автопроизводители;

    Импортеры автомобилей;

    Покупатели автомобилей у лиц, которые освобождены от уплаты утилизационного сбора или не уплатили его в нарушение действующих норм.

    Утилизационный сбор является обязательным платежом. Но не относится к налогам и сборам, установленным налоговым законодательством (ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ). Порядок отражения утилизационного сбора в налоговом учете зависит от категории плательщика и целей использования автомобиля. Минфин России разъяснил этот порядок лишь для производителей и покупателей автомобилей.

    Организация является автопроизводителем

    Утилизационный сбор она включает в прочие расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Так рекомендует Минфин России (Письма от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346, от 11.04.2014 N 03-03-06/1/16575 и от 12.03.2014 N 03-03-10/10650 (это Письмо ФНС России разослала по нижестоящим инспекциям Письмом от 25.03.2014 N ГД-4-3/5347@)).

    Сбор отражается в расходах того периода, в котором у автопроизводителя возникла обязанность по его уплате (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

    Организация купила автомобиль у лица, не уплатившего утилизационный сбор

    Она обязана сама заплатить этот сбор. Если автомобиль куплен не для перепродажи, компания учитывает его как основное средство (п. 1 ст. 257 НК РФ). При условии, что его стоимость составляет более 40 000 руб. (с 2016 г. - более 100 000 руб.).

    Утилизационный сбор включается в первоначальную стоимость основного средства (подробнее читайте во врезке на с. 56). Организация списывает его в налоговые расходы по мере начисления амортизации автомобиля (Письма Минфина России от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346 и от 12.03.2014 N 03-03-10/10650).

    Минфин России не пояснил, как учитывать утилизационный сбор, если организация купила автомобиль для перепродажи. Считаем, что компания вправе поступить одним из двух способов:

    Включить утилизационный сбор в покупную стоимость автомобиля. В этом случае она учтет сумму сбора только в том месяце, когда продаст автомобиль;

    Отразить его как прочие расходы. Организация признает эти расходы в месяце, когда у нее появилась обязанность по уплате утилизационного сбора.

    Примечание. Если покупатель авто сам уплатил утилизационный сбор, его включают в первоначальную стоимость ОС .

    3. Экологический сбор за утилизацию других видов товаров и упаковки

    Это еще один новый обязательный сбор. Его плательщиками являются производители и импортеры товаров, которые не обеспечивают утилизацию отходов от их использования (п. 7 ст. 24.2 и п. 2 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ). Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р.

    Планировалось, что впервые экологический сбор нужно будет уплатить за 9 месяцев 2015 г. (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ). Но на 2015 г. Правительство РФ установило нулевые нормативы утилизации отходов от использования товаров. Это означает, что за 2015 г. экологический сбор платить не нужно (разъяснения Минприроды России без номера и даты, размещены на сайте этого ведомства www.mnr.gov.ru 20 октября 2015 г.). Возможно, обязанность по уплате сбора появится с 2016 г.

    Минфин России подтвердил, что экологический сбор не является налоговым платежом. Он отличается от сборов, установленных налоговым законодательством (Письмо от 13.04.2015 N 03-02-07/1/20823).

    Ведомство не уточнило, как отражать экологический сбор в налоговом учете. Но этот сбор аналогичен утилизационному. Оба сбора введены одним нормативным актом - Законом N 89-ФЗ.

    Автопроизводители включают утилизационный сбор в прочие расходы (Письма Минфина России от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346, от 11.04.2014 N 03-03-06/1/16575 и от 12.03.2014 N 03-03-10/10650). Эту же логику можно распространить на учет экологического сбора.

    4. Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, но лишь в пределах нормативов

    В налоговом учете платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ относятся к материальным расходам (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ и Письмо Минфина России от 20.01.2009 N 03-03-06/2/6). Организация признает их на дату начисления платежа (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

    Плата за сверхнормативные выбросы в налоговые расходы не включается (п. 4 ст. 270 НК РФ). Но организациям устанавливаются не только нормативы допустимых выбросов, а еще и лимиты (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

    Лимиты на выбросы устанавливают тем компаниям, которые не в состоянии придерживаться допустимого уровня загрязнения. Но предпринимают меры для поэтапного снижения выбросов до этого уровня (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

    Минфин России считает, что плату за выбросы сверх допустимых нормативов, но в пределах лимитов нельзя включать в расходы (Письма от 01.12.2005 N 03-03-04/403 и от 03.12.2004 N 03-03-01-04/1/169). Такие выбросы являются сверхнормативными. Хотя и находятся в пределах лимитов.

    В настоящее время доходы государственного бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых видов платежей. Немаловажную роль играют и перечисления на безвозмездной основе. В данной статье рассмотрим неналоговые выплаты, их сущность, разновидности и основные особенности.

    Экономическая сущность неналоговых платежей

    Сегодня выплаты неналогового типа являются одним из объектов пристального внимания государства. В ближайшем будущем в отношении данной системы планируется обеспечить полноценный порядок, иными словами, унифицировать выплаты неналогового плана, утвердить основные принципы их разработки и взимания. Часть неналоговых выплат будет отменена Законом о неналоговых платежах. Кроме того, повышение ставок действующих платежей и возникновение новых станет экономически обоснованным в максимальной степени.

    Институт неналоговых выплат со стороны предпринимательства и доходов бюджетов государственного и местного уровня, а также фондов целевого значения классифицируется как дополнительный источник обеспечения незыблемости государственной финансовой системы. Если учесть вышеизложенное, то можно сформировать вывод о том, что неналоговые платежи в бюджет - это выплаты как возмездного, так и безвозмездного плана, которые возникают в рамках отношений, никаким образом не регулируемых законодательством, в сфере налогов и сборов.

    Важно отметить, что эти платежи реализуются индивидуальными предпринимателями и организациями в пользу третьих лиц, куда включаются и органы государственного управления. Установление выплат происходит посредством различных нормативных актов различного государственного значения, неисполнение которых, как правило, карается действующим на территории страны законом, а также ставит существование и нормальное функционирование бизнеса под угрозу.

    Различия налоговых и неналоговых выплат

    В настоящее время на территории Российской Федерации существуют и налоги, и неналоговые платежи. В чем состоят их различия? Дело в том, что по сведениям действующего налогового законодательства достаточно сложно разграничить две представленные разновидности выплат. Сегодня юридическим критерием данного отличия служит свойство, отражающее нормативно-отраслевое регулирование. Важно иметь в виду, что в соответствии с названным признаком обязательства налогового характера регламентируются нормативы НК РФ, а неналогового - нормативы иных правовых отраслей.

    Уплата налогов считается обязанностью, которая возникает всегда, если имеется объект обложения. Создает и вводит в действие выплаты пошлин непосредственно закон, поэтому его амортизации сопутствует принудительный порядок на основе безвозмездности. Эта разновидность платежа является абстрактной, так как у нее нет целевого назначения. Сбор или пошлина уплачивается для того, чтобы достичь конкретных целей и интересов. Лица, вносящие сбор или пошлину, обращаются в специальные государственные структуры для получения необходимых им услуг. С точки зрения теории, сборы и пошлины взимаются для покрытия расходов учреждения, которое несет их в процессе осуществления своей деятельности. Здесь нет ни чистой прибыли, ни убытков.

    Классификация платежей по обязательности уплаты

    Важно обозначить в процессе изучения экономической сущности и виды неналоговых платежей. Отметим, что неоднородность и разнообразие бюджетных доходов неналогового характера заметно затрудняют их классификацию. Один из критериев, который позволяет разделить все неналоговые выплаты на две группы - это обязательность. В соответствии с данным признаком к неналоговым платежам относятся:

    • Выплаты добровольного характера. Сюда целесообразно включить доходы от услуг платного типа, которые оказываются казенными структурами; доходы от применения и реализации имущественных комплексов, находящихся в муниципальной или государственной собственности, и так далее. Важно дополнить, что поступление неналоговых платежей, которые являются добровольными, во многом состоит в зависимости от эффективности хозяйственной деятельности структур публичного управления. Данный фактор так или иначе следует учитывать на практике.
    • Выплаты обязательного характера. В обязательные неналоговые платежи сегодня входят таможенные пошлины, штрафы, выплаты за негативное влияние на окружающую среду и так далее. Стоит заметить, что мобилизация названной разновидности доходов бюджета прямым образом связана с осуществлением государственными структурами функционала по надзору и контролю в определенной сфере деятельности, возложенного на них. Общую сумму обязательных неналоговых платежей контролируют компетентные органы, ведь она зависит в том числе и от количества правонарушений в стране.

    Детализируем вопрос

    Необходимо иметь в виду, что установленная статьей 41 БК РФ классификация выплат неналогового характера может быть несколько детализирована. Согласно статье 42 БК РФ, к бюджетным доходам от применения имущественных комплексов, находящихся в муниципальной или государственной собственности, целесообразно отнести:

    • Доходы, получаемые в качестве платы за аренду или другой платы за передачу в возмездное пользование муниципального или государственного имущества. Исключение в данном случае составляют имущественные комплексы автономных и бюджетных структур, а также имущество муниципальных и государственных унитарных предприятий, куда включаются и казенные.
    • Денежные средства, получаемые в качестве процентов по остаткам средств бюджета на счетах в ЦБ РФ, а также в кредитных учреждениях.
    • Денежные средства, получаемые от передачи имущественных комплексов, находящихся в муниципальной или государственной собственности в залог или в соответствии с условиями доверительного управления. Исключения в данном случае составляют имущественные комплексы автономных и бюджетных структур, имущество муниципальных и государственных предприятий унитарного типа, куда относятся и казенные, а также имущественные единицы, переданные в доверительное управление ЮЛ, сформированным в организационно-правовой форме гос. учреждения.

    Что же еще?

    Помимо представленных выше групп неналоговых платежей целесообразно отметить следующие:

    • Плата за использование кредитов бюджетного характера.
    • Доходы в форме прибыли, которая приходится на доли в складочных (уставных) капиталах экономических обществ или товариществ. Помимо того, сюда необходимо включить доходы в виде дивидендов по акциям, которые принадлежат РФ, субъектам РФ или муниципальным формированиям, за исключением ситуаций, продиктованных федеральными законодательными актами.
    • Часть прибыли унитарных предприятий муниципального и государственного типа, которая остается, как правило, после уплаты налоговых и иных платежей обязательного характера.
    • Иные предусмотренные действующим на территории РФ законодательством доходы от применения имущественных комплексов, которые находятся в муниципальной или государственной собственности. Исключение в данном случае формирует имущество автономных и бюджетных структур, а также имущество муниципальных и государственных образований, куда включаются и казенные.

    Следует знать

    Как мы отмечали ранее, система неналоговых платежей в бюджет имеет множество разветвлений и достаточно сложную классификацию, которая с каждым годом расширяется. Так, перечень доходов неналогового характера, который установлен статьей 41 БК РФ, считается открытым. Это допускает возможность вхождения в него новых разновидностей неналоговых выплат. Более того, приведенный список должен дополняться бюджетными доходами федерального уровня (статья 51 БК РФ), бюджетными доходами субъектов РФ неналогового плана (статья 57 БК РФ), а также доходами местных бюджетов неналогового типа (статья 62 БК РФ).

    Дополнительные элементы системы

    Помимо перечисленных выше составляющих системы к неналоговым платежам целесообразно отнести следующие:

    • часть прибыли учреждений и организаций унитарного типа, которые созданы в РФ, остающейся, как правило, после уплаты налоговых и других платежей обязательного характера;
    • таможенные сборы и пошлины;
    • сборы лицензионного типа;
    • плата за использование лесных массивов в качестве минимальной величины платы за аренду и минимальной величины платы, указанной в договоре купи-продажи леса;
    • плата за использование водных объектов, которые находятся в собственности федерального значения;
    • плата за использование водных биологических ресурсов в соответствии с межправительственными соглашениями;
    • плата, связанная с негативным воздействием на природу;
    • сборы консульского плана;
    • патентные пошлины.

    Что еще входит в классификацию?

    • плату за предоставление сведений касательно прошедших регистрацию прав на недвижимые имущественные комплексы и сделок с ними, выдачу копий договорной и другой документации, которая выражает содержание сделок одностороннего типа, осуществленных в простом письменном виде;
    • сборы в счет возмещения расходных статей по факту, которые связаны с реализацией действий консульской направленности;
    • прибыль ЦБ РФ, которая остается после уплаты налоговых и других платежей обязательного характера;
    • доходы от внешнеэкономических операций;
    • декларационные платежи;
    • платежи разового типа за использование недр в случае наступления конкретных событий, учтенных в лицензионном соглашении, в соответствии с участками недр, которые содержат месторождения алмазов природного значения.

    Расчет неналоговых платежей

    Стоит отметить, что формы расчета базы отчислений обязательного характера в государственный бюджет предоставляются каждый квартал, не позднее тридцати дней после окончания отчетного периода. Заполнение отчетности нарастающим итогом исключено. Важно знать, что неналоговые выплаты входят в состав расходов структуры по стандартным разновидностям деятельности с отражением по следующим статьям:

    • Дт 20 Кт 76,09 предполагает начисление обязательных платежей;
    • Дт 76,09 Кт 51 предполагает уплату обязательных платежей.

    Заполнение формы и оплата осуществляется строго в российских рублях и копейках. В настоящее время возможна отправка отчета посредством личного кабинета на официальном ресурсе Россвязи.

    Взыскание задолженности. Заключение

    Проанализировав регламент по взысканию задолженности по неналоговым платежам, можно сделать вывод о том, что такой тип долга может быть признан безнадежным в соответствии с одним из следующих оснований:

    • банкротство (ликвидация) структуры в соответствии с действующим законодательством;
    • экономическая несостоятельность индивидуального предпринимателя согласно ФЗ от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
    • смерть физического лица или признание его умершим в установленном гражданским процессуальным законом порядке;
    • принятие судебными органами акта, согласно которому возможность взыскания задолженности является утраченной;
    • отказ в возбуждении исполнительного производства в соответствии с постановлением исполнительного судебного пристава (как правило, подобный отказ выносится в случае истечения срока предъявления исполнительной документации к реализации);
    • прекращение производства по исполнению согласно ситуациям, определенным статьей 43 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
    • окончание производства по исполнению в связи с постановлением исполнительного судебного пристава, которое, как правило, выносится по причинам, указанным в пунктах 3, 4, 6-9 части 1 статьи 47 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
    • исключение ЮЛ, которое прекратило свою деятельность, из ЕГРЮЛ в соответствии с решением регистрирующей структуры по статье 21.1 ФЗ от 8.10.2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП».

    Итак, мы рассмотрели все основные разновидности неналоговых выплат, существующих на сегодняшний день, а также их сущность, особенности, алгоритм расчета и один из аспектов взыскания задолженности. Важно отметить, что действующие законодательные акты, относящиеся к данной теме, являются открытыми. Именно поэтому с каждым годом туда включаются новые платежи и исключаются те, в которых на том или ином этапе жизнедеятельности государства и общества отсутствует необходимость. Так, например, плата за негативное влияние на окружающую среду была введена относительно недавно. Однако уже сегодня на территории Российской Федерации очевиден результат данного шага, ведь общество стало бережнее относиться к природе и более рационально организовывать свой отдых. Это является важнейшим критерием развития социума и повышение уровня патриотизма среди населения.