Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Средневековое СМС-сообщение. О чём писали на Руси на берестяных грамотах. Как писали в Древней Руси до появления кириллицы На чем писали древние русичи

Средневековое СМС-сообщение. О чём писали на Руси на берестяных грамотах. Как писали в Древней Руси до появления кириллицы На чем писали древние русичи

Осталось любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси - так называемые надписи граффити . Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался своим христианским именем «Василий».

Береста - очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой - «писалом» - из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.

Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамен - кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние порядок брошюровки сохранился по сей день.

Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом - вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название - вязь), образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до XIX в. сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и декоративных надписях Упод старинуФ.

На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой без привычных нам интервалов между словами. Экономя место, не которые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли знаком УтитлоФ - горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто употребляемых, например Бог, Богоматерь, Евангелие и т.п. Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак ударения - УсилуФ.

Долгое время не существовало, нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.

Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных - целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже ХIV-. XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик. наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.

Писец промокал чернила мелкотолченым песком, посыпая его на лист пергамена из песочницы - сосуда, похожего на современную перечницу.

К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств ХI-ХII вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена.

Г. Алямовская

Бумагу, чернила, а главное – буквы люди придумали сравнительно недавно. Как же обходились люди до этого?
Много способов было придумано людьми, чтобы сохранить в памяти и сообщить другим важные сведения.
Можно, например, завязывать «на память» узелки. Такое узелковое письмо было у древних индейцев: черный узелок означал несчастье, белый – мир, красный – войну. Но многого на узелках не расскажешь.
Можно нарисовать все, как было. Такие рисунки первобытных народов на скалах сохранились во многих странах. Но мысли у людей становились все сложней, сведений накапливалось все больше. Поэтому рисунки стали упрощать: например, вместо солнца рисовали кружочек вместо человека – две ноги. Так появились особые знаки – иероглифы. Потом рисунки стали обозначать не предметы, а звуки. Так появились буквы.
На чем писали в старину?
Да на всем, что было под руками. Жители каменистых степей Малой Азии «писали» на камнях, выдалбливая на них рисунки и знаки, или выдавливали на сырой глине палочками клинышки-буквы, а потом глину обжигали. Прочные получались книги: и сейчас – через тысячу лет! – их читают ученые. Египтяне делали из тростника папирус, похожий на бумагу, и писали на нем тростниковой палочкой. Наши предки писали на коре березы – бересте, а индийцы – на пальмовых листьях.
Писали раньше и на особой светлой коже – пергаменте. Чтобы написать такую книгу, годами трудился где-нибудь в монастырской келье писец, выводя букву за буквой гусиным, орлиным или лебяжьим пером.
Позже книги начали печатать сложными машинами, которые могут сделать много тысяч книг в день. Буквы в книгах стали ровные – печать производилсь с выпуклых металлических литер, которые тоже делались машинами. Сегодня получил широкое распространение компьютерный набор текстов.

Вначале человек писал на том, что попадалось ему в руки: на камне, листьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. Острой костью или куском камня на них процарапывалось нужное изображение.

В Древнем Вавилоне писали, выдавливая знаки острой палочкой на куске мягкой глины, которую затем сушили и обжигали в печи. Это было долговечно, но неудобно — глину можно было использовать только один раз.

Поэтому в разных концах земли стали искать более удобный материал для письма. И вот что придумали в Древнем Египте.

По берегам Нила в болотистых местах росло странного вида растение с длинным голым стеблем и кистью цветков наверху. Называется это растение папирус. Именно из него древние египтяне научились делать свой материал для письма.

Стебель папируса разделяли иглой на тонкие, но возможно более широкие полоски. Эти полоски приклеивали одну к другой так, чтобы получилась целая страничка. Работа велась на столах, смоченных илистой нильской водой: ил заменял в этом случае клей. Стол ставили наклонно, чтобы стекала лишняя вода.

Склеив один ряд полосок, обрезали цы и потом клали сверху другой ряд — поперек. Получалось что-то вроде ткани, в которой одни нитки идут вдоль, другие — поперек.

Сделав пачку листков, ее прессовали, положив сверху какую-нибудь тяжесть. Потом листки высушивали на Солнце и полировали клыком или раковиной. Этот материал так и назвали — папирус. Он не только является ближайшим предком бумаги, но и передал ей свое название. На многих языках бумага до сих пор называется папирусом: по-немецки - папир, по французски — папье, по-английски – «пэйпер».

Но папирус не отличался прочностью: сделанный из него лист нельзя было складывать или перегибать. Поэтому из него стали делать длинные ленты, которые наматывали на палочку с ручкой. Получались свитки, на которых переписывали книги и документы. Читали свиток таким образом: левой рукой держали палочку за фигурный конец, а правой разворачивали перед глазами текст.

Кроме папируса стали использовать стебли некоторых пальм. Из них также делали свитки и небольшие листки. На них писали в древней Индии и Тибете. Свитки складывали в специальные корзины. Любопытно, что древнейшая версия буддийских священных книг так и называется «Трипитака», что дословно означает «пять корзин».

Бумагу же изобрели в совсем другом месте — в Древнем Китае.

Около двух тысяч лет назад, когда в Европе греки и римляне еще писали на египетском папирусе, китайцы уже умели делать бумагу. Материалом для нее служили волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпье.

Поместив материал в каменную ступку, ого растирали с водой в кашицу. Из этой кашицы и отливали бумагу. Формой служила рамка с сетчатым дном, сделанным из тоненьких бамбуковых палочек и шелковых нитей.

Налив в форму немного кашицы, ее трясли, чтобы волоконца переплелись и образовали войлок. Воду отжимали, и на сетке оставался сырой бумажный лист. Его осторожно снимали, клали на доску и высушивали на Солнце. Затем бумагу выглаживали деревянными валиками, полировали и покрывали мелом — для белизны.

Из Китая секрет изготовления бумаги перешел к арабам, а от них распространился и в Европе.

Человечество не знало письма на протяжении большей части своей истории. По мере накопления опыта и знаний у человека появилась необходимость запоминать и передавать их. Делать это при непосредственном общении было просто, но многое утрачивалось из-за несовершенства человеческой памяти. Главным же препятствием стали пространство и время, преодолеть которые могло только запечатленное слово

Сейчас на нашей планете Земля в более чем двухстах государствах проживают десятки тысяч различных народов и народностей, у которых за прошедшие века и тысячелетия сформировалось великое множество языков, наречий и диалектов. Каждому из этих языков, наречий и диалектов требовалась своя система символов и знаков, которая позволяла бы записывать приобретенные знания для будущих поколений, вести учет хозяйства и т. д.

Шло время, менялись люди, переселялись с места на место; одни народы смешивались с другими народами. Вместе с этими процессами изменялись и языки, а вместе с языками изменялась и письменность; от наскальных рисунков древних людей, символов и иероглифов, до алфавитов.

В современном русском алфавите 33 буквы. Но откуда они взялись; всегда ли их столько было в алфавите; что было до букв; как и чем писали наши бабушки и дедушки; насколько трудно это было делать? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе нашей исследовательской работы.

Мы сами попробуем изготовить письменные принадлежности из различных материалов. Потренируемся писать углем и деревянными палочками на глиняных табличках, бересте и воске; воспользуемся чернилами, гусиными и стальными перьями, а также раскроем секрет производства китайской бумаги, сделав её в домашних условиях.

В результате нашего увлекательного путешествия во времени мы покажем, как изменялась письменность, а также проанализируем прошлое и постараемся заглянуть в будущее. Попытаемся спрогнозировать, чем и на чём будут писать наши потомки, а может и мы лет так через пятьдесят.

Интересно? Тогда давайте вместе окунемся в этот пока ещё неизведанный и неузнанный нами загадочный мир письменности. Но это только пока. Садимся в машину времени и отправляемся на поиски приключений и познания неизвестного.

ПРЕДМЕТНОЕ ПИСЬМО

Первым шагом к современному письму было использование предметов, как напоминательных. Они не передавали мысль, а только напоминали о ней. Потом за предметами стали закреплять конкретное значение:

Стрела – объявление войны;

Курительная трубка – символ войны или мира (принять её – значило принять дружбу и мир, отвергнуть – вступить на тропу войны);

Шнур, веревка – дорога.

Сейчас мы попробуем с помощью предметов рассказать немного о себе. Вот наше сообщение для Вас:

Если Вы не поняли, объясняем. В этом письме написано: «МАМА, ПАПА И МЫ (СЕСТРЁНКИ) –

НЕРАЗЛУЧНАЯ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ. МЫ ОЧЕНЬ ЛЮБИМ ЖИВОТНЫХ

И У НАС ЕСТЬ КОШКА - ЦАРА. »

Ну, мама, папа, я, сестра и кошка – понятно. А

белый шарфик, опоясывающий нас всех, означает мир, дружбу и нашу сплоченность (мы всегда делаем всё

вместе и поддерживаем друг друга во всём).

Подобное предметное письмо встречается и сейчас – в нашей современной жизни. Вот, например, сапожник на своей вывеске подвешивает сапог, а на витринах магазинов выставляются товары, которые магазин продаёт. И каждый человек, проходя мимо, независимо от языка, на котором он говорит, понимает – что продаётся в этом магазине.

Кольцо на безымянном пальце правой руки является символом замужества.

Букеты цветов с нами тоже разговаривают:

Подсолнух говорит о тайной симпатии;

Красная роза – признаётся в любви;

Лилии – обещает искреннюю дружбу;

Тюльпан означает успех и славу, то есть кто-то желает тебе удачи;

Жёлтые нарциссы означают зависть и обман;

Фиалки - выражают надежду и скромность;

Маки - пытаются загладить ссору;

Ромашка – обещает быть тебе опорой

Даже обычный светофор на дороге – тоже разновидность предметного письма. В зависимости от горящего цвета все понимают, что нужно делать – идти, ждать или стоять.

Можно предположить, что этот вид письма очень удобен, ведь его должны понимать люди всей планеты (и русские, и немцы, и французы)! Но у такого предметного письма есть и недостатки. Вот, например, посылает мне мама такое сообщение:

Я, конечно, понимаю это, что мама приглашает меня на чашку чая. Бегу на кухню – там никого нет! Оказывается, я ошиблась – моя мамочка хотела таким письмом попросить меня, чтобы я заварила для неё чай. Вот такие недопонимания при чтении предметного письма и происходят, потому что есть возможность читать их по-разному.

Об одном таком предметном послании рассказал древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.). Он писал, что скифы отправили персам, с которыми воевали, необычные дары. Это были лягушка, мышь, птица и пять стрел. (Животные и птица были живые, настоящие.) Персы оказались в затруднении. Им предстояло понять символический смысл присланных даров.

Персидский царь Дарий I увидел (или хотел увидеть) в этом послании знак покорности своих врагов. Он решил, что таким образом скифы признают своё поражение: мышь и лягушка, живущие в земле и воде, символизируют земную и водную стихии, которые скифы отдают ему во владение. Птица, по мнению царя, могла быть символом быстрого бегства противника, а стрелы – отказ от сопротивления.

Совсем иначе расшифровал это живое послание один из приближённых царя: «Если вы, персы, не научитесь скакать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, как мыши, и летать, как птицы, то вы все погибнете, осыпанные нашими стрелами». Придворный мудрец оказался прав. Скифы победили персов в этой войне.

Предметное «письмо» – это доступное средство общения для народов или племён, говорящих на разных языках. Для его создания используется простейший вид условной связи между предметом и понятием (лягушка – «прыгать», птица – «летать»). Однако всё равно прочитать, а вернее, правильно истолковать такое послание без специальных подсказок и дополнительных сведений невозможно

Необходимо иметь представление о культуре и мышлении авторов послания, учитывать конкретные события, связанные с его составлением. Не случайно персидский царь и придворный мудрец «прочитали» послание скифов противоположным образом. Вероятно, толкователю - слуге были хорошо известны храбрость и воинственность скифов, с которыми персы вступили в войну.

Ещё один вид предметного письма – запоминание чисел с помощью зарубок на деревьях и на жезлах, а также с помощью узелков на шнурах.

Интересным образцом предметного письма служит кипу древних инков. Империя инков, которая считается одной из великих мировых цивилизаций, просуществовала с 1400 года по 1532 год нашей эры. Древний народ жил в Андах, вдоль западного побережья Южной Америки.

Кипу - это толстая верёвка или палка, на которую нанизаны шнуры с узелками и сплетениями. Вес кипу достигал четырёх килограммов. У индейцев каждый цвет имел определённый смысл. Черный означал несчастье, фиолетовый – опасность или вражду, красный – войско или войну, белый – серебро или предложение мира, жёлтый – золото, зелёный – зерно. Простой узел передавал числительное 10, двойной – 100, тройной – 1000.

Располагая в различных сочетаниях цвета и узлы, индейцы передавали большое количество сообщений. Некоторые учёные считают, что на кипу могли быть записаны своды законов, хроники и даже стихи.

ЯЗЫК РИСУНКОВ (ПИКТОГРАФИЯ)

Первые рисунки человека, найденные учёными, сделаны 40-10 тысяч лет назад. Древний человек высекал на камне, вырезал на кости, наносил краской и углём на стены пещер контуры животных.

Люди каменного века, жившие около 15-20 тысяч лет назад, покрывали стены своих пещер удивительно реалистическими изображениями бизонов, мамонтов, лани, диких кабанов, горных козлов, носорогов, лошадей, оленей, людей.

Художественная техника того времени была очень разнообразной: проведение линий пальцами на глине, резьба на всевозможных подставках, собственно роспись, осуществляемая самыми разными способами – распыление жидкой краски, нанесением её кисточкой, сочетание краски и резьбы на одном и том же изображении .

Для приготовления красок применялись различные минеральные красители. Жёлтая, красная и коричневые краски приготовлялись обычно из охры, чёрная и темно-бурая - из окиси марганца. Белая краска вырабатывалась из каолина, различные оттенки жёлто-красного цвета - из лимонита и гематита, древесный уголь давал чернь. Вяжущим веществом в большинстве случаев была вода, реже жир.

Сейчас мы побываем в каменном веке, и постараемся научиться писать языком рисунков, как писали древние люди. Для этого нам понадобился уголь и обои (не будем же мы пачкать стены дома).

Представляем, что мы – охотники, которые вернулись домой после длительных поисков добычи. И выплёскиваем всё увиденное на стену своей пещеры. В рисунках мы расскажем где побывали, как выслеживали добычу и какие животные нам встречались.

Мы вышли на охоту рано утром. Сначала мы увидели больших, мохнатых мамонтов, угрожающих нам своими клыками. Затем с другой стороны к нам подкрались разные другие животные. Мы были окружены со всех сторон!

Но мы подбили парочку животных с ветвистыми рогами (оленей). Когда мы возвращались домой, нам озаряли путь звезды.

Вот такая получилась история. У нас лучше всего получились мамонты – большие, мохнатые и реалистичные. Создалась такая атмосфера – мы почувствовали себя настоящими древними людьми. Наносить пиктографию было не сложно, а наоборот рисовать даже легко и весело. Но если учесть то, что древние люди сначала высекали рисунок на камне, а потом закрашивали, то это очень огромный труд!

Все-таки современный способ письма удобнее, ведь люди понимают рисунки по-разному.

Интересно, а существует ли пиктография сейчас – в нашей современности? Вооружимся фотоаппаратом и отправляемся опять на охоту, но только на этот раз не на животных, а на «современные» пиктографии.

В школе, на электрощите – «Осторожно! Высокое напряжение».

Дома, на одежде – «ручная стирка», «нельзя отбеливать», «гладить при средней температуре»,

«химчистка запрещена», «нельзя выжимать и сушить в стиральной машине».

На мягкой игрушке – «подлежит вторичной переработке»

На средстве от комаров – «Знак - корзина или человек, выбрасывающий упаковку в корзину, напоминает о необходимости выбрасывать упаковку в специальные емкости, откуда мусор попадает на мусороперерабатывающий завод».

На лекарстве – «Способ применения».

Дорожный знак – «Указатель движения автомобилей».

Дорожный знак – «Пешеходный переход».

Дорожный знак – «Осторожно дети».

Вывеска на аптеке.

Вывеска парикмахерской.

В результате нашего исследования мы обнаружили, что люди пользуются пиктографией и сегодня! Самые распространенные пиктограммы – дорожные знаки, изображение товаров на вывесках магазинов и мастерских.

ИЕРОГЛИФЫ

Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить. Но постепенно рисунки превратились в значки, каждый обозначал какое-нибудь слово. Такие значки называются иероглифами

Слово «иероглиф» первоначально означало «священные письмена». Сейчас этим словом мы называем систему письма, которой в глубокой древности пользовались в Египте, а в наше время – в Китае и в Японии

Очень интересны и таинственны иероглифы Египта, изображающие людей и богов, животных и растения, небесные тела и домашнюю утварь и многое, многое другое.

Египет. Карнакский храм.

В Египте существовало приблизительно семьсот иероглифов. Их весьма конкретный вид (птиц, змей, человечков, различных предметов) долгое время поддерживал в европейских ученых мысль о том, что эти знаки являются символическими. Истина была открыта в 1822 году Франсуа Шампольоном.

Легенда говорит о том, что в 11 лет, впервые увидев древнеегипетские надписи в коллекции древностей, привезенных с берегов Нила, Франсуа сказал: «Я прочту это, когда вырасту!»

Вся дальнейшая жизнь Шампольона была направлена на достижение этой цели. Он овладел многими древними языками, изучал ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАПИРУСА

древнюю историю. В 1807 году семнадцатилетний юноша сделал доклад о Древнем Египте в Гренобльской академии. Еще долгих пятнадцать лет ушло на подготовку к главному Густые заросли тростника покрывали берега событию в жизни ученого. И вот – победа! Метод прочтения древнеегипетской письменностиНила.

Тростник срубали, а стебель его разрезали на тонкие пластинки одинакового размера.

Только через шесть лет после своего гениального открытия Шампольон впервые приехал в долину Нила. Толпы местных жителей сходились, чтобы посмотреть на иностранца, который может прочесть надписи на стенах древних пирамид, иностранца, который «подарил» ЕгиптуПропитанные водой пластинки плотно укладывали его историю. в ряд; ряды накладывали друг на друга.

Иероглифическое письмо, окончательно разработанное к 3200 гг. до н. э. , без особых изменений просуществовало до III в. н. э. Состоящее из очень красивых знаков, оно легко поддавалось гравировке на самых разных поверхностях: на стенах храмов, гробниц, Полученный таким образом слой пластинок стелах, статуях и других предметах. Это письмо использовали главным образом для отбивался деревянным молоточком и утончался.

религиозных и официальных текстов. Однако иероглифы плохо подходили для повседневного пользования, а потому писцы стали применять значительно упрощенные знаки – так называемое «иератическое» письмо, широко распространившееся в обиходе. Им составлялисьНаконец, поверхность разглаживалась. А после письма, счета, административные акты. Писцы исписывали черными или красными чернилами просушки получался лист светло-коричневого не только папирус, но и осколки камней, глиняные черепки (остраконы) . цвета.

Египтяне любили высекать надписи на стенах пирамид, скульптур, саркофагов. Но для бытовых целей нашли удачный материал для письма – папирус. Он изготавливался из нильского тростника. Листы склеивались в край и превращались в

Самой удобной формой книги из папируса, материала ломкого, хрупкого, был свиток. свитки, на которых можно было писать как

Писали на папирусе палочкой или кисточкой. вдоль, так и поперёк.

В наше время в Египте до сих пор есть фабрики по изготовлению папируса. На одной из них мы побывали этим летом.

Папирус на таких фабриках изготавливают сейчас исключительно для туристов.

Нам рассказали и показали там – как изготавливают папирус. Самое поразительное, это то, что тростник, замоченный в воде, очень-очень легкий.

Постепенно из иероглифов произошла слоговая азбука: в ней каждый знак – это целый слог (Древний Египет тысячи лет назад).

Ещё дальше пошли финикийцы (жители восточного берега Средиземного моря, отличные мореплаватели и удачные купцы) – они придумали буквы и стали «изобретателями алфавита». Их алфавит состоял из 22 упрощенных знаков. Каждая буква – один звук. Но они записывали только согласные Писали финикийцы справа налево, сейчас так пишут в арабских странах.

Древние греки познакомились с письмом финикийцев, но добавили в него новые буквы – для обозначения гласных звуков. Так появился первый в мире настоящий алфавит (Древняя Греция, I тыс. до н. э.) . В греческом алфавите было уже 24 буквы, обозначающих как согласные, так и гласные звуки.

Создатели славянской азбуки – братья Кирилл и Мефодий. 863 год считается годом рождения славянской азбуки. В основу создания славянской азбуки был заложен греческий алфавит.

Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (по-гречески Салоники) в семье военачальника, получили хорошее образование. Кирилл обучался в Константинополе при дворе византийского императора Михаила III, хорошо знал греческий, славянский, латинский, еврейский, арабский языки, преподавал философию, за что и получил прозвание Философ. Мефодий был на военной службе, затем несколько лет управлял одной из областей, населённых славянами; впоследствии удалился в монастырь.

В 860 году братья уже совершили поездку к хазарам с миссионерской и дипломатической целями. Чтобы иметь возможность проповедовать христианство на славянском языке, необходимо было сделать перевод Священного писания на славянский язык; однако азбуки, способной передать славянскую речь, в тот момент не существовало.

За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык, так как в Солуни жило очень много славян (город считался полугреческим, полуславянским). В 863 году славянская азбука была создана (славянская азбука существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица; до сих пор у учёных нет единого мнения, какой из этих двух вариантов был создан Кириллом). С помощью Мефодия был сделан перевод книг с греческого на славянский язык. Славяне получили возможность читать и писать на своем языке. У славян появился не только свой, славянский, алфавит, но и родился первый славянский литературный язык, многие слова которого до сих пор живут в болгарском, русском, украинском и других славянских языках.

Славянская азбука

В славянскую азбуку заложено тайное послание. Для того чтобы понять тайнопись славянской азбуки, необходимо не просто бегло просмотреть её, а вчитываться в каждую букву-слово. Ведь каждая буква-слово содержит смысловое ядро, которое вкладывал в неё Константин. Вот что он хотел нам сказать:

Я знаю буквы:

Письмо – это достояние.

Трудитесь усердно, земляне,

Как подобает разумным людям -

Постигайте мироздание!

Несите слово убежденно -

Знание – дар Божий!

Дерзайте, вникайте, чтобы

Сущего свет постичь! .

Более 500 лет назад на то, чтобы написать или переписать толстую книгу да ещё украсить её рисунками уходили месяцы, а то и годы. Не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого. Вдобавок некоторые из них одевали в дорогую кожу, парчу, а иногда и в серебро. Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, чтобы не украли.

Иван Федоров напечатал первую русскую азбуку в 1574 году во Львове. В своих книгах он и другие печатники использовали буквы, внешне похожие на старые, рукописные.

Петр I провёл первую реформу русского письма. Он убрал из алфавита ряд ненужных букв, а также ввёл новое начертание (Петербург, начало XVIII века). Этим новым шрифтом, гражданской азбукой, мы пользуемся до сих пор.

За три века русский алфавит претерпел ряд реформ. Количество букв в основном уменьшалось, исключение составляют буквы «э» и «й» (употреблявшиеся и ранее, но узаконенные в XVIII веке) и единственная «авторская» буква - «ё», предложенная княгиней Екатериной Романовной Дашковой. Последняя крупная реформа русской письменности была проведена в 1917-1918 г. (см. Реформа русской орфографии 1918 года), в результате чего появился современный русский алфавит, состоящий из 33 букв.

Не исключена возможность и дальнейшего сокращения букв в нашем алфавите. Например, буквы «Е», «Ё», «Ю», «Я» можно писать «йе», «йо», «йу», «йа». А мягкость или твердость букв обозначать какой-нибудь черточкой. Таким образом, в алфавите останется всего 27 букв – звуков.

НА ЧЁМ ПИСАЛИ ЛЮДИ

Теперь нам ясно, как развивалась буквенная письменность. А теперь снова вернемся к тому времени, когда люди придумали иероглифы и значки. Тогда еще не возникла мысль о книгах. Люди писали на гладко выструганных дощечках, на глиняных плитках, на пальмовых листьях, на коже животных. Писали на том материале, который легче найти или изготовить.

Самый древний писчий материал - это пергамент, свежая баранья кожа. Рабам приходилось немало помучиться, чтобы пергаментная полоска получилась хорошей: ее мыли, соскабливали с кожи весь жир, обмакивали в гашеную известь, сушили на деревянной раме и полировали. Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон. Только после такой обработки на пергаменте можно было писать.

Иногда пергамент красили в синий, пурпурный или черный цвет. На таком пергаменте писали золотой пылью, растертой с водой и клеем. Чем тоньше был пергамент, тем дороже он ценился.

Пергамент был дорог, и постепенно его перестали применять.

Первые глиняные дощечки-письма появились в Месопотамии. Писец брал сырую дощечку с гладкой поверхностью и палочкой выдавливал на ней текст. Потом дощечку сушили на солнце или обжигали в печи. После этого ее обмазывали слоем глины и на нем писали имя адресата. Затем шел повторный обжиг. От выделения пара внутренняя табличка отклеивалась от «конверта» и оказывалась заключенной в нем, как ядро ореха в скорлупе.

Сейчас мы перенесемся во времени и попробуем пописать на глиняных табличках. Для этого мы купили в магазине глину, и приготовили кисточки (будем писать заостренным концом).

Удобнее писать зубочистками! А ещё очень хорошо исправляются ошибки. Не понравилось то, что написал – намочил палец и стер.

Когда наши глиняные таблички были написаны, мы их оставили сушиться. А на следующий день запекли, как пирожки, в духовке. Вот какая красота у нас получилась.

Глиняные дощечки были хрупкими, тяжелыми, и люди стали искать другой материал для письма.

В древнем Египте писали на папирусе. О его способе производства мы уже писали выше. Сырьем для него служил тростник. От нижней части тростника, находившейся в воде, отделяли тонкие, гибкие и прозрачные полосы длиной около пятидесяти сантиметров. Их укладывали рядами так, что полосы соединялись краями. Когда получался квадрат, на него накладывали еще слой полос, но уже перпендикулярно к первым. Весь лист просушивали и шлифовали при помощи раковины или куска слоновой кости. Затем его пропитывали растительным клеем и колотили по нему колотушкой, чтобы он стал тонким. После этого лист сушили на солнце. На тщательно отполированной и гладкой поверхности папируса писец рисовал иероглифы. Чернилами ему служили водяные краски.

Научиться писать и читать иероглифы было очень сложным делом. Помимо труда и времени, для этого требовались и немалые способности. Поэтому писец в Египте пользовался большим уважением и почетом. Писцы нередко занимали большие должности, были среди них министры, философы, архитекторы, ученые

При всех своих хороших качествах папирус все же был непрочным, изготовлять его было нелегко. И, несмотря на это, он применялся очень долго, дольше многих других материалов, пригодных для письма.

Римляне и греки писали и на свинцовых листах, а позднее - на восковых дощечках. Восковая дощечка имела некоторые преимущества перед глиняными дощечками, папирусом, свинцовыми листами. Дощечка делалась из самшита, бука или слоновой кости и слегка выдалбливалась наподобие блюдечка. В углубление наливали растопленный воск, окрашенный в темный цвет. Воск быстро застывал, и тогда писец наносил на него знаки. Такое письмо после прочтения можно было стереть и на том же воске написать ответ

Интересно, трудно ли было писать на воске? Есть только один путь чтобы проверить – собственный опыт. Для этого мы берём деревянную дощечку и заливаем её растопленным воском (свечкой). Наливаем воск так, чтобы сверху на дощечке получился ровный слой. После того, как воск застынет, попробуем пописать

Готовая восковая табличка получилась очень похожей на плитку шоколада.

Писать на восковой дощечке не очень удобно. Когда процарапываешь воск сверху, то появляется восковая стружка и её надо постоянно убирать. Давить зубочисткой приходится сильно и не по одному разу процарапывать один и тот же элемент буквы.

Восковая дощечка страдала и очень существенным недостатком: она не могла гарантировать длительное сохранение текста. Однако прожила она довольно долго. Даже в XII веке в Париже еще работала фабрика, изготовлявшая такие дощечки.

В Древней Руси для частной переписки и личных записей широко использовался такой дешевый и доступный всем материал, как береста.

И мы тоже попробуем пописать на бересте. Сначала бересту необходимо подготовить к письму. Снимаем аккуратно верхний грубый слой бересты так, чтобы получилась гладкая поверхность, на которой можно писать. Писать будем, выдавливая буквы на поверхности заостренными палочками. Раньше эти палочки делали из кости, а мы сделаем их деревянными.

Так трудно! Через пару слов рука очень устаёт. Нужно очень сильно надавливать палочкой на бересту. Но текст на поверхности виден отчетливо.

Появление бумаги было очень важной исторической вехой в культурном развитии человечества. Она сразу расширила применение письменности, которая до этого времени оставалась достоянием лишь царей, их приближенных и небольшого круга ученых.

Бумагу изобрели в Китае. Заслуга этого великого изобретения приписывается китайцу Чай Луню, который жил примерно около двух тысяч лет назад. Но некоторые исторические сведения позволяют предположить, что бумага была известна в Китае и до него.

Чай Лунь делал бумагу из шелка. Очевидно, он считал его наиболее подходящим для этой цели, так как раньше шелк был основным материалом для письма. Этим и объясняется, что большая часть древних китайских литературных памятников написана на шелковых свитках.

Затем на изготовление бумаги пошло льняное и конопляное тряпье и древесная кора.

Сейчас мы совершим путешествие во времени и перенесемся в Китай, чтобы увидеть всё своими глазами. Берём старенькую простынку и режим её на маленькие кусочки (в Китае бельё разрывали, но мы попробуем укорить процесс изготовления бумаги). Мы так усердно старались, что, в конце концов, у всех появились мозоли на пальцах от ножниц. Получилась целая гора тряпочек. Даже не верится, что из этого может получиться бумага. Но мы не останавливаемся Бросаем всё в кастрюлю, заливаем водой и варим. Волокна должны разделиться, чтобы всё получилось. Только после 12 часов варки наша простыня превратилась в кашицу. После того как все наше месиво остыло, приступаем к формированию листов бумаги. Кашицу отжимаем и складываем на кафельную плитку, сверху накрываем второй плиткой, на которую устанавливаем папины гантели (получилось подобие пресса). Примерно через час снимаем пресс и верхнюю кафельную плитку, чтобы наша «китайская» бумага просохла. И на утро, когда бумажные листочки высохли, мы убрали вторую плитку кафеля. Всё прошло успешно! Но то, что получилось трудно назвать, в наше время, бумагой. Скорее всего, это картон. Получились толстые, плотные, на ощупь напоминающие картон листы (а может папины гантели не достаточно тяжелые?) с шероховатой поверхностью. Все-таки это победа, раньше и подумать не могли, что можно сделать бумагу из простынки. Мы просто фокусницы!

Сейчас самое время приступить к изучению китайского языка. Напишем несколько иероглифов на нашей «китайской» бумаге.

Просмотрели очень много различных китайских иероглифов и наконец-то выбрали «Красный лес» и «цветок». И как только можно запомнить – какой иероглиф обозначает то, или иное слово? Очень аккуратно с помощью кисточек пишем выбранные слова красной краской. Поверхность бумаги неровная, поэтому нам необходимо большое внимание, аккуратность, терпение и точность. Если хоть одну палочку изобразить повыше или пониже, правее или левее, то получится совершенно другое слово.

Вот мы и закончили наш эксперимент. На «китайской» бумаге писать иероглифы тоже очень интересно и увлекательно. Теперь мы знаем, как пишутся два китайских иероглифа: «красный лес» (вверху) и «цветок» (внизу).

А интересно – если постирать эту бумагу, то можно наверно заново на ней писать? Но этот эксперимент мы оставим на потом. Возвращаемся к истории и теории о китайском секрете производства бумаги.

Китайцы ревностно хранили секрет производства бумаги. Виновному в разглашении тайны угрожала смертная казнь. Но в мире не существует вечных секретов. Пришло время, и тайна изготовления бумаги проникла в мусульманские страны. Было это в 751 году, когда арабы разбили китайское войско и пленные китайцы рассказали победителям об этой тайне.

От арабов секрет распространился среди европейских народов. Первое бумажное производство в Европе возникло в XI веке в Испании, в городе Валенсии. Испанская бумага в XIII веке проникла во Францию и Италию. Вначале ее применяли только для нотариальных актов. И не потому, что относились к ней с недоверием, а из-за ее дороговизны.

Постепенно производство бумаги совершенствовалось. В этом особенно велика заслуга итальянцев. В XV и XVI веках бумагоделательные мастерские в городе Фабриано были самыми лучшими в Европе. Бумага стала дешевой, доступной и производилась в большом количестве. Она стала во всех странах идеальным материалом для письма.

ЧЕМ ПИСАЛИ ЛЮДИ

Медленно, но неуклонно, вместе с совершенствованием материала для письма, становилось более удобным и орудие, при помощи которого наносились знаки. Вначале это были твердые гранитные палочки-резцы, ими выбивались значки на камнях, на стенах пещер. Затем появились заостренные деревянные палочки - ими писали на пергаменте, папирусе, глиняных и восковых дощечках.

В некоторых странах - в Италии, Англии, Франции, Испании - писали серебряными и свинцовыми палочками. Но когда стала распространяться бумага, возникла необходимость в другом материале, способном оставлять след на листе. В Италии начали применять палочки из черного глинистого сланца. Этот сланец назывался «караташ» - «черный камень». Отсюда и пошло название нашего карандаша.

В 1565 году в Англии были обнаружены залежи графита. Глыбы этого мягкого камня распиливали на тонкие пластинки, делали грифели. Месторождение графита считалось тогда единственным в мире, и правительство короля опасалось, как бы оно не истощилось. Графит использовали очень экономно. Добывать его разрешалось только шесть недель в году. И все-таки через два столетия залежи были почти исчерпаны. Пришлось снова возвращаться к серебряным и свинцовым палочкам.

Карандаши из чистого графита были крупными, ломкими. В 1795 году француз Конте применил очень удачную рационализацию: он смешал графитную пыль с особой липкой глиной. Карандаш получился прочным, а след от него на бумаге не потерял своей четкости. Из такой смеси стали делать тонкий стерженек и «одевать» его в деревянную рубашку. Экономия графита получилась огромной, да и сам карандаш стал прочнее, удобнее. Таким он дошел и до наших дней.

А месторождения графита открывали то в одной, то в другой стране. В России огромные его залежи были найдены в Сибири, в Саянских горах. По своим качествам наш русский графит - один из самых лучших в мире.

Начиная с XVII и особенно XVIII века, когда вместе с широким распространением бумаги стала расцветать эпистолярная литература, становится модным писать чернилами. Сами чернила были известны еще во времена императора Августа. Тогда существовали даже и красные чернила, считавшиеся в Риме священными.

Появление чернил связано с появлением пергамента - для него требовался такой состав, который въедался бы в кожу. Ученые установили самые распространенные рецепты изготовления чернил. Из наростов на больных листьях дуба и вяза делали настой и смешивали его с железным купоросом. В этих наростах - так называемых «чернильных орешках» - содержалось дубильное вещество танин. В дальнейшем танин нашли и в других растениях - в тростнике, в обыкновенной калине, в мексиканском кампешевом дереве.

У нас на Руси тоже существовало много способов приготовления чернил. В XV веке писцы делали их даже «из доброго кваса и кислых щей, на ржавом железе настоянных». В большом ходу была березовая сажа. А в селах на чернила шла бузина, истолченная в ступе

Когда для письма стали применяться чернила, то вместо всяких палочек потребовался какой-то новый инструмент. В восточных странах стали писать «каламом» - пустотелой тростинкой. Кончик у нее расщеплялся, и по нему постепенно стекали чернила. Эта тростинка по своему устройству уже напоминала наше перо. В течение нескольких сот лет калам оставлял на пергаменте, папирусе и бумаге египетские иероглифы, греческие и латинские буквы, арабскую вязь.

На смену каламу пришло заточенное определенным образом птичье перо. Перья использовали гусиные или вороньи. На бумаге писали гусиными перьями, которые нужно было предварительно срезать наискось, заострять и расщеплять с помощью перочинного ножа.

Гусиное перо применялось много веков. Им писали Коперник и Гарибальди, Шекспир и Ломоносов, Жан-Жак Руссо и Пушкин.

Пером очень сложно писать. У нас иногда получались маленькие кляксы. Намного проще писать шариковой ручкой. Когда пишешь гусиным пером нужно затаить дыхание, чтобы не получилось кляксы. Надавливать на бумагу не надо, а то получаются очень толстые линии. Перо надо даже держать под определенным углом, иначе чернила на бумагу не напишутся, а все размажется. После того, как мы попробовали писать пером и окунулись в атмосферу прошлого, нам сразу стало понятно, как сложно было тогда писать.

Первое стальное перо появилось около 1820 года в Германии. Оттуда оно пришло во Францию, Россию и другие страны. Стоило оно дорого, и стоимость эта еще больше повышалась от того, что палочку со стальным, золотым или яхонтовым пером нередко украшали алмазами, рубинами, бриллиантами и другими драгоценностями. Эта роскошь была доступна только аристократам, богачам, и поэтому дешевое гусиное перо долгое время соперничало с пером металлическим.

Попробуем пописать ручкой с металлическим пером. Я (Ангелина) напишу фразы, которые читаются слева направо и наоборот одинаково (их оказывается так много!). А я (Настя) напишу стихотворение собственного сочинения.

Перьевой ручкой писать немного легче, чем гусиным пером. Перо могло сломаться, когда на него нажимаешь, а перьевая ручка не ломается, потому что у неё железный наконечник. Но иногда кляксы всё же получались. У нас были очень хорошие впечатления, иногда возникало такое ощущение, как будто мы и правда живём в те времена, когда писали пером, что было намного сложнее, чем в современное время.

Только после того, как мы сами попробовали пописать пером и чернилами, отчетливо стало понятно,насколько трудно было написать целую книгу! Например, ты уже написал половину книги и сделал кляксу, приходится всё переписывать – всё, что ты писал, от начала до конца. А если опять нечаянно получится клякса, или напишешь не ту букву, или сделаешь ошибку – опять всё заново переписывать. Это очень трудно – написать целую книгу без единой ошибочки и кляксы. Мы поняли, как тогда всё было сложно и каким большим уважением, восхищением, терпением, усидчивостью, знаниями обладали писцы. У нас остались в памяти эти запоминающиеся моменты и мы как будто прокатились на машине времени.

В конце прошлого столетия металлические перья стали изготовлять штамповочными фабричными машинами. В то время они и одержали окончательную победу над гусиными перьями.

Все стальные перья приходилось окунать в чернила, в их конструкцию было внесено множество усовершенствований, чтобы можно было дольше писать, окунув перо один раз. Некоторые перья изготовлялись с углублениями в форме ложки и желобками, в которых оставалось немного чернил, когда перо окунали в чернильницу. Когда чернила на пере кончались, из углубления поступало по желобкам на кончик еще немного. Другим способом было изготовление пера с "крыльями", обращенными вниз, чтобы под ними оставались чернила. Некоторые перья делали как бы двойными; идея заключалась в том, что между верхним и нижних перьями должно оставаться определенное количество чернил.

Все эти попытки лишний раз подчеркивали давно назревшую потребность в пере, которое имело бы свой собственный запас чернил. Эта потребность была удовлетворена в 1883 г. , когда Льюис Эдсон Уотерман, житель Нью-Йорка, изготовил первую пригодную для использования перьевую авторучку.

В 1940-е годы братья Ласло и Георг Биро изобрели шариковую авторучку в том виде, в каком мы знаем ее сейчас. В 1943 году были изготовлены первые коммерческие образцы. Во время второй мировой войны правительство Великобритании приобрело патент Ласло. Шариковые ручки стали использовать штурманы в авиации и офицеры в нелегких боевых условиях

В 60-е годы в Японии были изобретены фетровые наконечники для пишущих инструментов. Ручки с фетровыми наконечниками получили название "фломастер" ("flowmaster" от англ. flow - стекать). Наибольшее распространение фетровые наконечники получили в известных всем флуоресцентных маркерах.

В 80. 90-х годах появились роллеры. По сути, это более "тонкая" и продвинутая технология шариковых ручек. Тонкий шарик и менее густые чернила. В начале 90-х годов технология роллеров была значительна улучшена. Появилось невиданное ранее разнообразие инструментов и фирм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот и подошло к концу наше неповторимое и увлекательное путешествие в загадочный мир письменности.

В результате нашей исследовательской работы мы обнаружили, что и в нашем современном мире широко используются методы передачи информации, применявшиеся до изобретения алфавита. Так предметное письмо и язык рисунков пользуются в настоящее время большой популярностью при оформлении витрин и вывесок магазинов.

Кроме того, наше «перемещение во времени» показало, что писать можно чем угодно и на чём угодно. Вопрос только в том – на чём и чем писать удобнее?

Больше всего нам понравилось писать на обыкновенной бумаге стальным пером и шариковой ручкой, хотя шариковой ручкой писать легче.

Человечество прошло не малый путь для того, чтобы создать такой материал для письма, как бумага. Стены пещер первобытных людей, глиняные таблички, восковые дощечки, береста – ничто не может конкурировать с бумагой, которая обладает легкостью и эластичностью, она не хрупка, благодаря чему ее можно легко сворачивать. Благодаря таким свойствам из бумаги можно мастерить различные поделки – например, оригами.

Со временем, с появлением новых технологий и письменных принадлежностей писать и передавать информацию станет еще легче. Уже сейчас изобрели такие ручки, которыми можно писать, не сжимая их пальцами. Это достигнуто при помощи специальной формы ручки, которую изобрели японцы. А кто сейчас не знаком с глобальной компьютерной сетью Интернет?

С помощью компьютера сейчас пишутся и отправляются по электронной почте письма и короткие сообщения. С помощью специальных компьютерных программ рисуют целые картины, проектируют дома и садовые участки, и многое, многое другое.

Может быть, пройдёт ещё немного времени и человек сможет посылать мысли другому человеку, как файлы или графические образы? Ведь научно доказано, что человек использует только 10 процентов от всего объема ресурсов головного мозга. Кто знает, может именно нам предстоит осваивать новые технологии письма, передачи и хранения информации?! Поживём – увидим!!!

Из источников по бытовой письменности XI-XV веков наибольший интерес представляют берестяные грамоты и памятники эпиграфики (эпиграфика - историческая дисциплина, изучающая надписи на твердом материале). Культурно-историческое значение этих источников чрезвычайно велико. Памятники бытовой письменности позволили покончить с мифом о чуть ли не поголовной безграмотности в Древней Руси.

Впервые берестяные грамоты были обнаружены 1951 году во время археологических раскопок в Новгороде. Затем они были найдены (хотя и в несравненно меньшем количестве, чем в Новгороде) в Старой Руссе, Пскове, Смоленске, Твери, Торжке, Москве, Витебске, Мстиславле, Звенигороде Галицком (под Львовом). В настоящее время собрание текстов на бересте насчитывает свыше тысячи документов, и их число постоянно растет с каждой новой археологической экспедицией.

В отличие от дорогого пергамена береста была самым демократичным и легкодоступным материалом письма в средневековье. Писали на ней острым металлическим или костяным стержнем, или, как его называли в Древней Руси, писалом. На мягкой березовой коре буквы выдавливались или процарапывались. Лишь в редких случаях на бересте писали пером и чернилами. Старшие берестяные грамоты из числа обнаруженных ныне относятся к первой половине - середине XI века. Однако в Новгороде было найдено два костяных писала, которые датируются по археологическим данным временем до крещения Руси: одно - 953-957 годами, а другое - 972-989 годами.

Как отмечает В. Л. Янин в книге «Я послал тебе бересту…» (3-е изд. М., 1998. С. 30, 51), «берестяные грамоты были привычным элементом новгородского средневекового быта. Новгородцы постоянно читали и писали письма, рвали их и выбрасывали, как мы сейчас рвем и выбрасываем ненужные или использованные бумаги», «переписка служила новгородцам, занятым не в какой-то узкой, специфической сфере человеческой деятельности. Она не была профессиональным признаком. Она стала повседневным явлением».

Социальный состав авторов и адресатов берестяных грамот очень широк. Среди них не только представители титулованной знати, духовенства и монашества, но также купцы, старосты, ключники, воины, ремесленники, крестьяне и другие лица. В переписке на бересте принимали участие женщины. В ряде случаев они выступают как адресаты или авторы грамот. Сохранилось пять писем, отправленных от женщины к женщине.

В подавляющем большинстве берестяные грамоты написаны по-древнерусски, и лишь небольшое число - по-церковнославянски. Кроме того, обнаружены две берестяные грамоты, написанные жившими в Новгороде иностранцами на латинском и нижненемецком языках. Известны также греческая и прибалтийско-финская грамоты. Последняя представляет собой заклинание, языческую молитву середины XIII века. Она на триста лет старше всех известных ныне текстов, написанных по-фински или по-карельски.

Перевод: «От Полчка (или Полочка)…(ты) взял (возможно, в жёны) девку у Домаслава, а с меня Домаслав взял 12 гривен. Пришли же 12 гривен. А если не пришлёшь, то я встану (подразумевается: с тобою на суд) перед князем и епископом; тогда к большому убытку готовься…».

Берестяные грамоты, по преимуществу, частные письма. Повседневный быт и заботы средневекового человека предстают в них в мельчайших подробностях. Авторы посланий на бересте рассказывают о своих сиюминутных делах и заботах: семейных, бытовых, хозяйственных, торговых, денежных, судебных, нередко также о поездках, военных походах, экспедициях за данью и т. п. Вся эта бытовая сторона средневекового уклада, все эти мелочи обыденной жизни, столь очевидные для современников и постоянно ускользающие от исследователей, слабо отражены в традиционных жанрах литературы XI-XV веков.

Тексты на бересте разнообразны в жанровом отношении. Помимо частных писем, встречаются разного рода счета, расписки, записи долговых обязательств, владельческие ярлыки, завещания, купчие, челобитные от крестьян к феодалу и другие документы. Большой интерес представляют тексты учебного характера: ученические упражнения, азбуки, перечни цифр, списки слогов, по которым учились читать. В грамоте № 403 50-80-х годов XIV века находится маленький словарик, в котором для русских слов указаны их прибалтийско-финские переводы. Значительно реже встречаются берестяные грамоты церковного и литературного содержания: отрывки литургических текстов, молитвы и поучения, например, две цитаты из «Слова о премудрости» знаменитого писателя и проповедника Кирилла Туровского, умершего до 1182 года, в берестяном списке первого 20-летия XIII века из Торжка. Сохранились также заговоры, загадка, школьная шутка.

Из всех восточнославянских письменных источников XI-XV веков берестяные грамоты наиболее полно и разнообразно отразили особенности живой разговорной речи. Исследование текстов на бересте позволило А. А. Зализняку в монографии «Древненовгородский диалект» (М., 1995) восстановить его многие особенности. Рассмотрим наиболее важные из них.

В древненовгородском диалекте отсутствовал общеславянский результат второй палатализации: переход заднеязычных [к], [г], [х] в мягкие свистящие согласные [ц?], [з?], [с?] в положении перед гласными переднего ряда [e] () или [и] дифтонгического происхождения. Все славянские языки пережили вторую палатализацию, и только древненовгородский диалект ее не знал. Так, в грамоте № 247 (XI век, вероятно, вторая четверть) опровергается ложное обвинение в краже со взломом: «А замъке кле, а двьри кл…», то есть ‘А замок цел, и двери целы…?. Корень кл- ‘целый? представлен в обоих случаях без эффекта второй палатализации. В берестяной грамоте XIV в. № 130 встречается слово хрь в значении ‘серое (некрашеное) сукно, сермяга? (корень хр- ‘серый?).

В Им. пад. ед. ч. муж. р. твердого о-склонения окончанием было -е. Это окончание встречается у существительных брате ‘брат?, прилагательных меретве ‘мертв?, местоимений саме ‘сам?, причастий погублене ‘погублен?, в именной части перфекта - забыле ‘забыл?. «Дешеве ти хлебе», то есть ‘дёшев (здесь) хлеб?, - писал в первой четверти XII века новгородец Гюргий (Георгий), советуя отцу и матери продать хозяйство и переселиться в Смоленск или Киев, так как в Новгороде, очевидно, был голод. Флексия -е отличает древненовгородский диалект от всех славянских языков и говоров. Во всем остальном славянском мире ей соответствует в древнюю эпоху окончание -ъ (например, братъ, самъ), а после падения редуцированных ъ и ь - нулевая флексия (брат, сам). Напомним, что буквами ъ «ер» и ь «ерь» в древности обозначались особые сверхкраткие звуки, несколько похожие в своем произношении соответственно на [ы] и [и], которые окончательно исчезли из русского языка в начале XIII века.

В Род. пад ед. ч. у существительных а-склонения в древненовгородском диалекте с самого начала письменности господствовало окончание - (у жен), в то время как в стандартном древнерусском языке здесь было окончание -ы (у жены). Для настоящего времени глагола было характерно явное преобладание в 3 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. форм без -ть: живе, молоти, бью, приходя и т. д. В стандартном древнерусском языке было соответственно: живеть, молотить, бьють, приходять.

Бытовые грамоты чрезвычайно близки диалектной речи. Однако их нельзя рассматривать как точную передачу разговорного языка. В бытовой письменности существовал свой сложившийся обычай языкового употребления, который усваивали во время обучения грамоте. Н. А. Мещерский установил, что в частной переписке на бересте были особые адресные и этикетные эпистолярные формулы. Часть таких формул имеет книжное происхождение, хотя в подавляющем большинстве берестяные грамоты не являются литературными произведениями и памятниками книжного языка. Так, в начале грамоты часто используется традиционная формула покланяние или поклон от такого-то к такому-ту, а в конце послания встречаются устойчивые обороты добр сътворя ‘будь добр, пожалуйста? или цлую тя в значении ‘приветствую тебя?.

Берестяные грамоты дают богатый материал для изучения некнижных, бытовых графических систем. В Древней Руси элементарный курс грамотности ограничивался одним обучением читать. Но закончив его, ученики, хотя и непрофессионально, могли писать, перенося навыки чтения на письмо. Искусству писать и правилам правописания учили специально, главным образом будущих книгописцев. В отличие от книжных текстов, созданных писцами-профессионалами, берестяные грамоты созданы людьми, в своем большинстве специально не учившимися писать. Не проходя через фильтр книжных орфографических правил, берестяные грамоты отразили многие местные особенности живой речи XI-XV веков.

В памятниках книжного письма, напротив, тщательно устранялись черты диалектной речи. В книжный текст проникали лишь те местные языковые особенности, от которых было трудно избавиться - например, цоканье. Берестяные грамоты показывают, сколь большое значение имел фильтр книжного правописания, насколько радикально средневековые книгописцы отказывались от областных особенностей живой речи в своей профессиональной деятельности.

Часть 2.

Как установил Зализняк, основные отличия бытовых графических систем от книжного письма сводятся к следующим моментам:

1) замена буквы ь на е (или наоборот): коне вместо конь, сьло вместо село;

2) замена буквы ъ на о (или наоборот): поклоно вместо поклонъ, четъ вместо чьто;

3) замена буквы на е или ь (или наоборот). Последовательная замена е и ь на h (весьма редкий графический прием) представлена в надписи 20-50-х годов XII века, процарапанной на деревянной дощечке (цере): «А язъ тиун дан ж уял» ‘А я, тиун, дань-то взял? (тиун ‘дворецкий, домовый управитель при князьях, боярах и епископах; должностное лицо по управлению города или местности?).

4) скандирование, или скандирующий принцип записи, состоит в том, что на письме за любой согласной буквой должна следовать гласная буква. Если на фонетическом уровне гласной нет, то пишутся «немые» ъ или ь, о или е - в зависимости от твердости или мягкости предшествующей согласной, например: доругая соторона вместо другая сторона. В качестве «немых» гласных после согласных могли использоваться также ы или и: овиса вместо овьса, своимы вместо своимъ.

Как видим, текст, написанный с использованием бытовых графических правил, существенным образом отличается от книжного письма. Так, в грамоте 40-50-х годов XII века встречается написание ко монь, которому в книжной орфографии соответствует форма къ мън. Тем не менее бытовые графические системы иногда проникали в книжное письмо. Их употребление известно в ряде древненовгородских и древнепсковских рукописей.

Языку берестяных грамот близки надписи-граффити, прочерченные острым предметом (часто тем же писалом) по твердой поверхности. Особенно многочисленны и интересны в лингвистическом отношении тексты на штукатурке древних зданий, главным образом церквей. В настоящее время граффити обнаружены на стенах архитектурных памятников многих древнерусских городов: Киева, Новгорода, Пскова, Старой Ладоги, Владимира, Смоленска, Полоцка, Старой Рязани, Галича Южного и др. Большое количество надписей, сделанных не только представителями княжеско-боярских и церковных кругов, но и дружинниками, ремесленниками, простыми богомольцами, свидетельствует о широком распространение грамотности на Руси уже в XI-XII веках. Древнерусским граффити посвящены важные исследования историков и лингвистов (см., например: Высоцкий С. А.

Киевские граффити XI-XVII веков. Киев, 1985; Медынцева А. А. Грамотность в Древней Руси: По памятникам эпиграфики X - первой половины XIII века. М., 2000; Рождественская Т. В. Древнерусские надписи на стенах храмов: Новые источники XI-XV веков. СПб., 1992).

Рождественская выделяет следующие типы надписей: надписи-«моления» с формулой «Господи, помози (помяни, спаси и т. д.)», поминальные надписи с сообщением о смерти (такова запись в Софии Киевской о смерти великого князя Ярослава Мудрого в 1054 году), надписи-автографы (например, XII и XIII века в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде: «а се Созоне?лъ лютыи…» - ‘А вот Созон лютый писал?, «Иване?лъ лвою рукою»), богослужебные надписи (библейские и литургические цитаты, покаянные стихи и др.), «летописные», или «событийные», надписи, надписи делового содержания, надписи «литературного» характера (так, процитированные на стене Софии Киевской во второй половине - конце XI века изречения из переводного памятника «Разумы сложения Варнавы Неподобного», известного по рукописям только с рубежа XIV-XV веков, датируют появление этого произведения на Руси временем не позднее второй половины XI столетия), фольклорные надписи (пословицы, поговорки, загадки и т. п.), «бытовые» надписи (например, XIV-XV веков в церкви Федора Стратилата в Новгороде: «о попове свщници укланяитеся от пьяньства…» - ‘о попы-священники, уклоняйтесь от пьянства!?, «И(о)сав(е) со мною шле ис торгу збиле мене я (з)апслъ» - ‘Иосаф шел со мною с торговой площади, сбил меня (с ног), я и записал?).

Некоторые надписи тщательно зачеркнуты. Одну из них, конца XII - начала XIII века, из Софийского собора в Новгороде удалось разобрать. По мнению Медынцевой, это детская песенка-считалка, однако Рождественская связывает надпись с языческим погребальным обрядом: «(ако с)дите пиро(ге въ) печи гридьба въ корабли… пелепелъка пар(и в)ъ дуброве пост(ави) кашу по(ст)ави пироге ту [туда. - В. К.] иди». Как отмечает Рождественская, в основе этого ритмизованного текста лежит смысловой параллелизм, находящий поддержку в синтаксических конструкциях и грамматических формах: пирог (ед. ч.) - в печи, гридьба ‘дружина? (ед. ч.) - в корабле, перепелка (ед. ч.) - в дуброве. Какой-то современник надписи тщательно зачеркнул ее и обругал автора, приписав ниже: «усохните ти руки».

Иногда на стенах храмов появлялись граффити, представляющие собой юридические документы. На стене киевской Софии, главного храма Киевской Руси, была сделана надпись о покупке вдовой князя Всеволода Ольговича земли, ранее принадлежавшей Бояну, за огромную сумму - 700 гривен соболей. Надпись составлена согласно формуляру купчих грамот с упоминанием свидетелей-«послухов»: «…а передъ тими послухы купи землю княгыни бояню вьсю…». Обнаруживший надпись Высоцкий датировал ее второй половиной XII века и предположил, что проданная земля некогда имела какое-то отношение к прославленному поэту-певцу «вещему» Бояну, жившему в XI столетии и воспетому в «Слове о полку Игореве». По менее вероятному предположению Б. А. Рыбакова, надпись относится к концу XI века и могла быть сделана вскоре после смерти Бояна. Впрочем, Рыбаков подчеркивал, что «текст граффито сам по себе не дает нам права отождествлять Бояна-песнотворца с Бояном-землевладельцем».

Глаголическое письмо, изобретенное первоучителем славян святым Кириллом, не получила широкого распространения в Древней Руси и ее использовали лишь искусные книжники. До нашего времени не дошло ни одной восточнославянской глаголической книги. Лишь в восьми сохранившихся кириллических рукописях XI-XIII веков встречаются отдельные глаголические слова и буквы. Между тем известны глаголические и смешенные глаголически-кириллические надписи XI-XII веков на стенах Софийских соборов в Новгороде и Киеве. Одну из них процарапал «лютый Созон» в первой половине XII века, закончив приведенный выше кириллический текст глаголическими буквами.

По мнению Рождественской, так как большинство находок древнерусских надписей с глаголическими буквами и кириллических рукописей с глаголическими «вкраплениями» относится к Новгороду и Северной Руси (в Новгороде, например, сохранилось 10 граффити XI века, а в Киеве 3), это заставляет предположить о существовании более тесных и самостоятельных связей Новгорода по сравнению с Киевом с глаголической традицией и глаголическими центрами в Западной Болгарии, Македонии и Моравии.

По наблюдениям Рождественской, важным отличием памятников эпиграфики от книжных текстов является более свободное отношение к книжной норме. Причем степень реализации книжной нормы во многом зависит от типа надписи. Если в богослужебных надписях церковнославянский язык более русифицирован по сравнению с аналогичными книжными текстами, то в надписях светского содержания отразился язык повествовательных и деловых жанров древнерусской письменности. Живая разговорная речь слышна в небольшой рифмованной насмешке XI-XII веков, возможно, над задремавшим певчим или богомольцем в Софии Новгородской: «Якиме стоя усъне а ръта и о камень не ростепе» ‘Яким, стоя, уснет, а рта и о камень не расшибет (то есть не раскроет)?.

В надписях-граффити всех типов отсутствует жёсткое противопоставление церковнославянского и древнерусского языков. Вместе с тем новгородские надписи более последовательно, чем берестяные грамоты, отражают книжную орфографическую норму. Что касается диалектных особенностей, то и в этом отношении граффити, как и эпиграфика в целом, более сдержанны, чем берестяные грамоты, что объясняется меньшим объёмом текста и устойчивостью письменных формул. Таким образом, книжная языковая норма в эпиграфике более вариативна, чем в книжных текстах, и менее вариативна, чем в берестяных грамотах.