Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Строительство дома по древнерусской технологии. Обереги в славянских традициях постройки дома. Рубленый бревенчатый дом - строительство

Строительство дома по древнерусской технологии. Обереги в славянских традициях постройки дома. Рубленый бревенчатый дом - строительство

Дерево в качестве основного строительного материала использовалось с древнейших времен. Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня и кирпича. Многие художественные и строительные приемы, отвечающие условиям быта и вкусам лесных народов, вырабатывались в течение столетий в деревянном зодчестве.

Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длиною до 18 метров и диаметром более полуметра. И таких деревьев было множество на Руси, особенно на европейском Севере, который в старину называли «Северным краем».

Свойства дерева, как строительного материала во многом обусловили особую форму деревянных сооружений.
Бревно - его толщина - стала естественной единицей измерения всех размеров постройки, своеобразным модулем.

На стены изб и храмов шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки, использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу.

Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) - снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя - гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость.

Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.

Основу деревянной постройки на Руси составлял «сруб». Это скрепленные («связанные») между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание - «ряж», который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.

По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь» (редко положенные). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе. При скреплении бревен «в лапу» концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой.

Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен «в обло», при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова «оболонь» («облонь»), означающего наружные слои дерева (ср. «облекать, обволакивать, оболочка»). Еще в начале XX в. говорили: «рубить избу в оболонь», если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости - «выскабливались в лас» (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин «обло» относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом.

Сами ряды бревен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.

В плане срубы делали в виде четырехугольника («четверик»), либо в виде восьмиугольника («восьмерик»). Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства деревянных церквей (ведь восьмерик позволяет увеличить площадь помещения почти в шесть раз, не изменяя длину бревен). Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.

Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался «клетью». «Клеть клетью, поветь поветью», - говорили в старину, стремясь подчеркнуть надежность сруба по сравнению с открытым навесом - поветью. Обычно сруб ставился на «подклете» - нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. А верхние венцы сруба расширялись кверху, образуя карниз - «повал». Это интересное слово, происходящее от глагола «повалиться», часто использовалось на Руси. Так, например, «повалушей» называли верхние холодные общие спальни в доме или хоромах, куда вся семья уходила летом спать (повалиться) из натопленной избы.

Двери в клети делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.

Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую - «самцовую». Для этого завершения двух торцовых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен, которые и называли «самцами». На них ступеньками клали длинные продольные жерди - «дольники», «слеги» (ср. «слечь, лечь»). Иногда, правда, самцами называли и концы слег, врубленные в стены. Так или иначе, но вся кровля получила от них свое название.

Сверху вниз поперек в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли «курицами» (видимо за сходство оставленного корня с куриной лапой). Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно - «поток». В него собиралась, стекавшая с крыши, вода. И уже сверху на курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок - «конек» («князек»). Под ним укладывали толстую «коньковую слегу», а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном - «шеломом» или «черепом». Впрочем, чаще бревно это называли «охлупнем» - то, что охватывает.

Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями; то щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно чешуею, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дерном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту.

Самым же дорогим покрытием считался «тес» (доски). Само слово «тес» хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль, и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.

Покрывали крышу обычно в два слоя - «подтесок» и «красный тес». Нижний слой теса на кровле называли еще подскальником, так как часто он покрывался для герметичности «скалой» (берестой, которую скалывали с берез). Иногда устраивали крышу с изломом. Тогда нижнюю, более пологую часть называли «полицей» (от старого слова «пола» - половина).

Весь фронтон избы важно именовали «челом» и обильно украшали магической оберегающей резьбой. Наружные концы подкровельных слег закрывали от дождя длинными досками - «причелинами». А верхний стык причелин прикрывали узорной свисающей доской - «полотенцем».

Кровля - самая важная часть деревянной постройки. «Была бы крыша над головой», - говорят до сих пор в народе. Потому и стал со временем символом любого храма, дома и даже хозяйственного сооружения его «верх».

«Верхом» в древности называли любое завершение. Эти верхи в зависимости от богатства постройки могли быть самыми разнообразными. Наиболее простым был «клетский» верх - простая двускатная крыша на клети. «Шатровым» верхом в виде высокой восьмигранной пирамиды украшались обычно храмы. Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу. Таким верхом украшались терема. Довольно сложной в работе была «бочка» - двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями, завершающаяся острым гребнем. А ведь делали еще и «крещатую бочку» - две пересекающиеся простые бочки. Шатровые церкви, кубоватые, ярусные, многоглавые - все это названо по завершению храма, по его верху.

Потолок устраивали не всегда. При топке печей «по-черному» он не нужен - дым будет только скапливаться под ним. Поэтому в жилом помещении его делали только при топке «по-белому» (через трубу в печи). При этом доски потолка укладывались на толстые балки - «матицы».

Русская изба была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной - «перерубом»). При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения («крыльцо», «сени», «двор», «мост» между избой и двором и т. д.). В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.

Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это «брус».

В дом вело «крыльцо», которое часто устраивалось на «помочах» («выпусках») - концах длинных бревен, выпущенных из стены. Такое крыльцо называлось «висячим».

За крыльцом обычно следовали «сени» (сень - тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы. Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом».

Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. Помещения же над вторым этажом, где обычно находилась девичья, назывались «теремом».

На второй этаж особенно в хозяйственных постройках часто вёл «ввоз» - наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой, груженой сеном. Если крыльцо вело сразу на второй этаж, то сама площадка крыльца (особенно, если под ней находился ввход на первый этаж) называлась «рундуком».

Так как избы были почти все «курные», то есть отапливались «по-черному», то внутри до высоты человеческого роста стены были белые, специально вылощенные, а выше - черные от постоянного дыма. На дымовой границе вдоль стен обычно располагались длинные деревянные полки - «воронцы», препятствующие проникновению дыма в нижнюю часть помещения.

Дым выходил из избы либо через маленькие «волоковые окошки», либо через «дымник» - деревянную трубу, обильно украшенную резьбой.

В богатых домах и храмах вокруг сруба часто устраивали «гульбище» - галлерею, охватывающую здание с двух-трех сторон.

- 4834

В древние времена почти вся Русь была деревянной. Наши предки селились в лесистых местах, по берегам рек и озер.

Русское деревянное строительство - это строительство, созданное трудом и гением мастеров.

На Руси древесина всегда была самым доступным материалом. Из нее строили все - от простых изб, дворцов, культовых зданий до разнообразных подсобных помещений и крепостей. Русская изба служила обычно двум-трем поколениям, хотя могла простоять и больше 100 лет. Церкви дольше - до 400 лет.

Наши предки глубоко осознавали удивительные свойства дерева и повсеместно применяли его как для строительства жилья, так и для изготовления различных предметов быта. Дерево дает особое ощущение жизни, выступая в качестве проводника между человеком и природой. Являясь проводником Космических энергий, деревья благотворно влияют на ауру человека, а соответственно на его здоровье. Именно дерево с давних пор является символом Жизни, рождения и продолжения её.

Старинное деревянное строительство - одно из наиболее значительных проявлений художественной и строительной культуры русского народа, культуры древней, искусной и яркой.

Уже в Х веке на Руси возводились великолепные жилые постройки из дерева с резными наличниками и украшениями. В летописных свидетельствах имеется много сведений об изящных ансамблях рубленных домов, с золотыми вышками теремов, которые являлись подлинными произведениями самобытного русского искусства. Примером служит деревянный двор княгини Ольги, получивший название "теремного" из-за необычных вышек с шатровым верхом.

Русь - неотделима от понятия изба. В лесных районах избы известны уже в IV-V веках. Избой называли древние славяне отапливаемый сруб и под ее кровом жили одной семьей деды, отцы, сыновья, внуки. Все хозяйственные постройки собраны под одной крышей и можно подолгу, не выходя из дому, выполнять все хозяйственные работы.

Первые типы изб были похожи на простейшие лесные жилища. Постепенно, из века в век совершенствовался облик избы, усложнялась ее планировка, увеличивались размеры. Неизменной оставалась лишь ее конструктивная основа - сруб.

Избу срубить непростое дело. Русский крестьянин ставил дом прочно, на века. Инструменты нехитрые - топор, скобель да долото. Всю избу сложит без единого гвоздя. Со стороны кажется, будто одно бревно сквозь другое пропущено.

От одной деревни к другой, от города к городу шли артели русских плотников с топорами за поясами. Их трудом, их талантом, их руками вставали памятники строительного искусства.
Какой же дом строил для себя и своей семьи наши предки, жившие 500-1000 лет назад?

Основа домостроительства в старину - деревянная рубленая изба.

Традиции во многом определялись климатическими условиями и наличием подходящего строительного материала. А на землях наших прародителей было много строевого леса и поэтому очень рано появился наземный дом с полом, даже несколько приподнятым над землёй.

Несмотря на то что традиции жилищного строительства у славянских племён (кривичей и ильменских словен) не удаётся проследить далеко в глубь времён, но учёные с полным основанием полагают, что бревенчатые избы возводили здесь ещё во II тысячелетии до нашей эры. А в конце I тысячелетия нашей эры здесь уже выработался устойчивый тип срубного бревенчатого жилища.

Жилая изба IX-XI веков была квадратной постройкой со стороной 4-5 м. Часто сруб возводили непосредственно на месте будущего дома, иногда же его сперва собирали в лесу, а затем, разобрав, перевозили на место строительства и складывали уже "начисто". Мастера наносили на бревна зарубки-"номера", по порядку начиная с нижнего. Строители заботились о том, чтобы не перепутать их при перевозке: бревенчатый дом требовал тщательной подгонки венцов. Чтобы брёвна плотней прилегали друг к другу, в одном из них делали продольное углубление, куда и входил выпуклый бок другого. Современные строители предпочитают делать углубление в верхнем бревне, чтобы меньше впитывалась сырость и дом не подгнивал. Древние мастера делали углубление в нижнем бревне, но зато следили, чтобы брёвна оказывались кверху той стороной, которая у живого дерева смотрела на север. С этой стороны годовые слои плотнее и мельче. А пазы между брёвнами конопатили болотным мхом, имеющим, между прочим, свойство убивать бактерии, и нередко промазывали глиной. А вот обычай обшивать сруб тёсом для России исторически сравнительно нов. Впервые он описан в XVI веке.

Главным инструментом российского плотника до недавних времён оставался топор. Пила в деревянном строительстве была также известна, но наши предки-строители не пользовались пилой сознательно! Дело в том, что топор, рассекая бревно, уплотняет и сплющивает сосудистую ткань древесины. Срез, сделанный топором, блестящий и гладкий, в него с трудом проникает вода. А вот пила разлохмачивает древесные волокна и делает их лёгкой добычей гнили. Потому-то славянские плотники так упорно предпочитали топор. Недаром, до сих пор говорят: "срубить избу". И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. Археологические раскопки установили: в старинном русском деревянном строительстве использовалось до пятидесяти (!) способов врубки!

В разных районах России избы строили по-разному. Приемов их возведения было множество. Структура и оптимальные размеры крестьянских дворов изменялись на протяжении веков.

Вместе с тем издревле деревянное зодчество на Руси взаимодействовало с каменным, и взаимопроникало, не нарушая, традиционные направления ни того, ни другого.

Рост городов и развитие храмового строительства после принятия христианства предопределило подъем зодчества в X - н. XII веков. Гражданское строительство было преимущественно деревянным. Христианские храмы в Киеве имелись еще до крещения Руси Владимиром. Славились новгородские, псковские, тверские деревянных дел мастера. К сожалению, от деревянного зодчества периода Киевской Руси и времен монголо-татарского ига ничего не сохранилось.

План избы, XVIIIв.
1 - сарай; 2 - сени;
3 - изба; 4 - клеть

Схема печи:
1 - подпечье;
2 - корзина;
3 - печной столб;
4 - шесточница;
5 - шесток;
6 - устье печи;
7 - чело;
8 - жарток;
9 - коник;
10 - печурки;
11 - воронцы;
12 - матица.

Скамья с перекидной спинкой

Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем 90 % населения России. Это легко изнашиваемая постройка, и до нас дошли избы не старше середины XIX в. Но в своем устройстве они сохранили древние строительные традиции. Возводили их обычно из мелкослойной сосны, а в некоторых районах рек Мезени и Печоры из лиственницы.

Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в.

Конструктивно избы решались в форме квадратного или прямоугольного сруба из образующих стены венцов-рядов горизонтально положенных бревен, связанных в углах врубками.

Решение плана избы просто и лаконично. Изба объединена под общей кровлей с хозяйственными постройками. Для внешнего облика избы характерна живописная асимметрия в размещении крыльца, ворот, ввоза, двора и окон, что придает особый уют и интимность русскому крестьянскому жилищу.
Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Основное жилое помещение - изба с русской печью. Внутренняя обстановка избы основывалась на устойчивости традиций домашней и хозяйственной жизни крестьянина, что, в свою очередь, определялось многовековой статичностью экономики и быта: неподвижные широкие лавки, плотно прикрепленные к стенам, полки над ними; примыкающие к печи деревянные элементы; открытый посудный шкаф-блюдник, люлька и другие детали домашней обстановки имеют историю многих веков. В обстановке избы нет ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является характерной чертой народного жилища.

Особенно интересно в интерьере русской избы устройство печи. Объединенная своими деревянными частями с внутренней архитектурой избы в одно целое она воплощает в себе идею домашнего очага. Вот почему столько любви вложено народными мастерами в архитектурную обработку печи и ее деревянных деталей. Выпущенные концы толстых брусков подпечья, подпирающих тяжелый шесток печи спереди и лавку-лежанку сбоку, обрабатывали топором в выразительных формах, соответствующих их назначению как опоры большого груза. Печной коник, отгораживающий шесток у печного столба, вытесывали топором в виде смелых изгибов шеи коня.

Каменная громада печи не вырастает непосредственно из дощатого пола, а имеет постепенный переход в своих деревянных частях. Стремление придать деревянным деталям красивые формы, а также в самой кладке выразить эстетические наклонности приводит к созданию художественной целостности всего сооружения.

Иногда у печи устраивался угол для стряпни, отделенный деревянной филенчатой ярко расписанной перегородкой, шедшей не до самого верха. Часто эта перегородка превращалась в двусторонний и расписной встроенный шкаф. Роспись носила либо геометрический характер (мотив солнца), либо изображала цветы. В росписи преобладали зеленый, белый, красный, розовый, желтый, черные цвета.

Неподвижные лавки обыкновенно устраивали вдоль стен всего помещения. Одной стороной они плотно примыкали к стене, а с другой поддерживались или подставками, выпиленными из толстой доски, или же резными и точеными столбиками-ножками. Такие ножки суживались к середине, которую украшало круглое точеное яблоко. Если подставку делали плоской, выпиливая из толстой доски, то ее рисунок сохранял силуэт подобной же точеной ножки. К краю лавки пришивали тесину, украшенную какой-нибудь несложной резьбой. Лавка, украшенная таким образом, называлась опушенной, а ее ножки - стамишками. Иногда между стамишками устраивали задвижные дверцы, превращая пристенные лавки в своеобразные лари для хранения домашних вещей.

Переносная лавка с четырьмя ножками или с заменяющими их по бокам глухими досками, на которых было утверждено сиденье, называлась скамьей. Спинки могли перекидываться с одного края скамьи на противоположный. Такие скамьи с перекидной спинкой называли переметными, а саму спинку - перемет. Резьбой главным образом украшали спинки, которые делали глухими или же сквозными - столярно-решетчатой, резной или токарной работы. Длина скамьи несколько больше длины стола. Скамьи в горницах обычно покрывали специальной тканью - полавочником. Встречаются скамьи с одной боковиной - резной или расписной доской. Боковина была опорой для подушки или ее использовали как прялку.
Стулья в крестьянском жилище распространились позже, в XIX в. В решении стула наиболее заметно отразилось влияние города. В народном искусстве преобладает устойчивая симметричная форма стула с квадратным дощатым сиденьем, квадратной сквозной спинкой и слегка выгнутыми ножками. Иногда стул украшали деревянной бахромой, иногда узорной спинкой. Стулья красили в два-три цвета, например в голубой и малиновый. Для стульев характерна некоторая жесткость, геометризм, что роднит их по форме со скамьей.

Стол обычно был значительных размеров в расчете на большую семью. Крышка стола прямоугольная, делали ее из хороших досок без сучков и тщательно обрабатывали до особой гладкости. Подстолье решалось по-разному: в виде дощатых боковин с выемкой внизу, соединенных проножкой; в виде ножек, соединенных двумя проножками или кругом; без царги или с царгой; с одним или двумя выдвижными ящиками. Иногда резьбой покрывали края столовой доски и грани массивных ножек, оканчивающихся в своей нижней части резными перехватцами.

Помимо обеденных изготовляли кухонные столы для приготовления пищи - поставцы, которые размещали около печи. Поставцы были выше обеденных столов, чтобы за ними удобно было работать стоя, и имели внизу полки с закрывающимися дверцами и выдвижные ящики. Были распространены также небольшие столики, на которых стоял ларец или лежала книга, они имели более декоративное решение.

Сундуки - обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие - длиной до 2 м и маленькие 50-60 см (укладки). Опорная часть решалась либо в виде невысоких ножек, либо в виде профильного плинта. Крышка была прямой или немного выпуклой. Иногда сундуки обивали со всех сторон звериной шкурой с коротким ворсом (лося, оленя). Укрепляли сундуки металлическими деталями, которые одновременно служили и украшениями. В металлических полосках делали прорезной орнамент, отчетливо выступающий на фоне покрашенного в яркий цвет (зеленого или красного) сундука. Затейливо украшали ручки, размещенные с боков сундука, личины замков и ключи. Замки делали со звоном, даже мелодией и хитрым способом замыкания и отмычки. Резьбой и росписью сундуки украшали и внутри, наиболее распространенной темой был растительный узор. Особенно богато и ярко расписывали свадебные сундуки. Высоко ценились сундуки из древесины кедра, специфический запах которой отпугивает моль.

Широко применили в избе полки, закрепляемые к стене наглухо. Полки, примыкавшие к стене по всей длине, назывались вислыми (от слова висеть), полки, опирающиеся только концами, - воронцы. Полки-воронцы разделяли помещение избы на самостоятельные части: одним концом они опирались на столб или брус около печек, а другим - входили между бревен стены. К полкам можно также отнести и навесной настил - полати, которые делали над входной дверью; между печкой и стеной. Крепили полати к стенам и на опорах-столбах. Над лавками размещалась полка-надлавочник, которая находилась немного выше окон. Такие полки поддерживались кронштейнами фигурной формы.

Строительство дома у любого народа со «времен сотворения мира» считается неким актом творчества. И все потому, что оно включает в себя всю мудрость, таинство и мировоззрение народа. Славяне издревле возводили свои жилища и постройки из дерева. С давних времен мастеров по дереву считали творцами невероятной силы, причастными к особым знаниям о Мире.

Наши Предки, возводя дома для своего Рода, находились в гармонии с окружающей Природой. Ловко используя её особенности, Пращуры стремились сдружиться с Природой, стать ее частью. Находясь в единстве с ней, развиваясь в полном взаимопонимании, они, достигали, порой чудесных результатов в этом трудоемком и ответственном деле.

Избы именно рубили, потому, что делали топорами без единого гвоздя.
А что у нас делает топор, как не рубит! Вот Вам и «сруб», и «рубленая изба»!

Слово строительство подразумевает – строи ‘ ть то есть три формы строи ‘ ть: длину, глубину и высоту.

В детстве все любили считать кольца на спиле дерева, даже есть такое мнение, что сколько колец на спиле – столько и лет дереву. А если внимательно присмотреться, то можно заметить, что эти кольца смещены к одной стороне – к северной. Плотность древесины в этой части больше. И это свойство тоже использовали при закладке дома. Существовало понятие - северить бревна. То есть, бревна укладывали северной стороной наружу, что позволяло строению дышать. Так как с внутренней стороны строения плотность древесины более разряженная и мягкая, то изнутри наружу воздух циркулирует нормально, так, что даже угар выйдет. Более твердая древесина снаружи не пропускает воздух внутрь. Соответственно, в жару в деревянном доме прохладно, а в морозы - тепло. Вот и получается, что само строение – дышит и живет.

Причина широкого распространения древесины в строительном деле на Руси кроется не только в том, что она прекрасно сохраняет тепло, а, значит, подходит для любых климатических условий, но и в том, что она способна делиться своей особой энергетикой с людьми. Получался своеобразный симбиоз человека и строения. Изба хранила и защищала человека, а человек подпитывал своей энергией строение, тем самым продлевая время его существования. Ведь ни для кого не секрет, что брошенные избы и дома очень быстро разрушаются.

Дерево, как строительный материал, на Руси, в частности, использовалось повсеместно. Почти до XV века большинство построек были деревянными. Чего только не строили из дерева: избы, боярские дома, заборы, амбары, бани, крепости, храмы. Самые значительные строения возводили из выстоянных бревен, возрастом более сотни лет. Единственным критерием размера постройки были размеры бревна – его длина и толщина. На строительство в основном старались брать безветочное бревно, то есть такое, у которого ветви располагались вверху. Отсюда и выражение: строить «без сучка без задоринки».

Наши Предки знали, где можно рубить, а где нельзя рубить деревья для постройки жилища. Ведь для жилья пригодно только живое, наполненное жизненной силой Древо.

Сейчас уже всем известно, что такое силовые линии земли, что есть положительные точки и противоположные им. В определенных точках дерево наполнялось соответствующей силой. Не зря существовали такие понятия как «белый Лес» и «черный Лес».

Они сохранились у нас и в народных сказках: «и шли по белу лесу и птицы им пели и ягод и грибов было видимо не видимо». Или: «и заехал он в черный лес, где птицы не поют цветы грибы не растут».

Славяне знали о существовании зон жизненной активности и неактивности, другими словами о точках приема и точках излучения. А потому они знали не только о том, где и какое дерево можно использовать, но и на каком месте можно и нужно строить дом.

Славяне придерживались еще нескольких правил при заготовке древесины для строительства:

Никогда не вырубали деревья, которые росли на берегах рек, так как корни сохраняют берег от разрушения:

Обязательно высаживали новые деревья в еще большем количестве, чем вырубали.

Дерево для возведения любого из видов сооружений подбирали очень тщательно – исходя из свойств древесины, а также из условий местности и будущего предназначения постройки. Особым почетом пользовались хвойные сорта древесины – лиственница, сосна, ель. Но не оставались без внимания и дуб, липа, осина и другие. Наиболее прочной хвойной породой является лиственница. Одно из главных ее свойств – она принимает черты металла и не гниет, но только когда постоянно стоит в воде. Потому она и наиболее широко использовалась при строительстве в морских или приморских зонах проживания.

Сосна, благодаря большому содержанию смол и своей природной мягкости, идеально подходила для возведения сруба. Смола внутри и на поверхности бревна после его просушки как бы склеивала волокна древесины, что наделяло ее водоотталкивающими и теплоудерживающими свойствами. Поэтому сосну часто использовали, возводя конструкций в условиях, когда влажность воздуха высокая.

Дуб также часто использовали, ведь его древесина не гниет в воде. Наши Предки часто возводили из него колодцы и делали сваи для построек в болотистой местности.

Липу часто использовали при строительстве амбаров (ее не трогали грызуны), бань и хлевов (она хорошо держит тепло). Ее минус только в том, что она боится грибка.

Осина могла использоваться при изготовлении полоков в бане, так как хорошо стягивает излишки и негативную энергию.

Еловая древесина более плотная, чем у сосны, и ее сложнее обрабатывать, однако воздух в еловой избе необычайно чист.

Как правило, для стен изб и крепостей использовались бревна из «просмоленных на корню» сосен и лиственниц, а из легкой ели делали крышу. И только там, где эти породы деревьев были редкостью, использовали крепкий дуб или березу.

Заготовляя древесину, мастера подходили к этой задаче особо тщательно. На одну небольшую избу требовалось до 150 бревен.

Принимаясь за строительство, наши Предки, прежде чем ударить топором по дереву, просили у него прощения и объясняли необходимость своего поступка, а также приносили требы. Они очень тщательно обращали внимание на многие приметы.

Существовало поверье о том, что нельзя рубить старые или сухие деревья, лучше дать им умереть своей смертью в лесу. Нельзя использовать «буйные» деревья – те, что выросли на пересечении дорог или в месте лесных троп. Считалось, что сруб из них будет шатким и ветхим.

У наших Предков есть Мудрость: «для постройки жилья Рода вашего не рубите мертвого и спящего Древа, и не тревожьте Древа в полнолуние. Ибо не узрят Боги жилья вашего, и домовой не приглядит за добром вашим. Вы ищите только Древа ожившие, сок Сырой Земли по весне испившие. Принесите избранному Древу прощение и поднесите для него дары и угощения. В который благодатный день на Неделе начнёте ставить жильё Рода вашего, тот Бог-Покровитель и поможет вам»

Если объяснять понятнее, то:

Мертвое древо не брали, потому как в нем уже нет жизненных сил, такое дерево не дает энергетического наполнения жилища (отсюда и то, что жилище не узрят Боги и домовой не приглядит за ним).

Спящее древо даже в полнолуние подпитывается энергией луны, оттого его нельзя было тревожить в это время дерево.

Еще по весне высматривали и выбирали те деревья, которые можно будет зимой взять на строительство

Проснувшиеся весной деревья уже испили сок матери Сырой Земли, то есть они живые.

У деревьев под сруб просили прощение и подносили им дары и угощения.

Рубили зимой в последнюю четверть луны - ближе к новолунию и в новолуние.

Наряду с рубкой деревьев, будущему хозяину не стоило забывать про сбор мха для утепления постройки и законопачивания щелей. Процесс сбора мха был также связан с приметами. Домовладелец должен был каждый день собирать кучки мха и оставлять их на неделю. В последний день нужно было смотреть, под какой из кучек нет жучков и червячков, в тот день и следовало заготавливать мох. Также щели между бревнами конопатили конопляной паклей.

Многие секреты постройки жилищ из бревен живы и поныне, а деревянные избы – настоящие шедевры творчества народных мастеров, продолжают и сегодня радовать глаз! В следующей статье мы рассмотрим с Вами, как же строили избы, с чего начиналось строительство и чем завершалось.

С давних времен Русь славилась богатыми хвойными и лиственными лесами. Поэтому, дерево выступало в роли ведущего строительного материала в те времена. Из дерева строили все, начиная от изб для простого народа и бань, заканчивая хоромами для правителей, а также церквями.

Интересным является тот факт, что секреты древнерусского зодчества применяются и по нынешний день. Было время, когда дерево отошло на второй план, и вместо него использовали камень, бетон и кирпич. Однако теперь в 21 веке дерево, как стройматериал, обрело вторую жизнь.

Дерево – традиционный материал русского зодчества

Все дома на Руси возводили из сруба. Сруб – это связанные между собой бревна. Для строительства изб использовались бревна сосны и лиственницы, в более редких случаях – дуба или березы. Для возведения кровли брали древесину ели, поскольку она более легкая.

Бескрайние леса – это лишь одна из многих причин, почему наши предки отдавали предпочтение дереву. Вот еще несколько факторов, которые повлияли на популярность этого строительного материала:

  1. Для русского человека деревянные дома – это не просто место для жизни, а некое продолжение леса, природы. В таком доме человек чувствует себя спокойно и уютно.
  2. Автор писания «О государстве русском» Джайлс Флетчер утверждает в своей книге, что для русских деревянная постройка намного удобнее, чем каменная потому, что камень холодный и сырой, а дома из сухого дерева теплые. А это, со слов автора, крайне важно для сурового климата некоторых регионов Руси.
  3. Наши предки поняли, что, как и в лесу, в таком доме дышится легко и свободно. Окна в те времена были маленькие и узкие, а в холодное время года их и вовсе закрывали досками. Поэтому деревянное жилище – это лучший вариант.

Уважение к дереву пришло в христианскую Русь еще с языческих времен. Люди верили, что если обратиться к дереву, обнять его, то отойдут все болезни и проблемы, ведь от дерева исходил “добрый дух”.

Вы скажете, что все это сказки? Отнюдь нет. Ведь в каждой сказке есть доля истины. Древесина, в особенности хвойные породы, издает приятный аромат, вдыхание которого является своего рода исцеляющей ингаляцией. Это прекрасная профилактика простудных заболеваний. А страдающие хроническим бронхитом уже через год жизни в таком доме забудут про свою болезнь. Подобная ароматерапия успокаивает и расслабляет человека. Поэтому наши предки вовсе не сказочники, просто люди выражались в то время немного другими словами.

Какими инструментами пользовались на Руси?

Название “сруб” не случайно. Пошло оно от выражения “срубить избу”. Что это означает? Бревна для сруба заготовлялись исключительно при помощи топора, хотя на то время уже существовали пилы. В отличие от пилы, топор при рубке «заглаживает» древесные волокна, делая торцы бревен гладкими.

Гвозди использовались крайне редко, поскольку при соприкосновении с их поверхностью дерево со временем начинало гнить. А в те времена еще не существовало специальных пропиток, защищающих поверхность от влаги и насекомых. В качестве крепителя использовались остро заточенные деревянные колышки.

Как заготавливали бревна для строительства?

К выбору дерева для сруба подходили очень ответственно, ведь не из каждого ствола получится хороший материал. Сосна должна быть ровная и не изъеденная насекомыми. Выбрав подходящие деревья, мастера делали на стволах специальные метки – затесы. Узкими полосками по направлению к корню снималась кора.

Целая часть коры необходима была для того, чтобы обеспечить стекание смолы. После этого деревья оставляли стоять в лесу, порой даже на несколько лет. За это время из дерева обильно выделялась смола, смазывая ствол.

Рубку выбранных сосен начинали поздней осенью или ранней зимой, когда дерево уже «спит». Если вырубку осуществить летом или весной, сосна начнет гнить

В отличие от хвойных пород, лиственные деревья подлежали вырубке в теплое время года.

Для изб выбирали небольшие деревья, а для храмов и церквей – вековые сосны.

Возведение домов

Традиционно строительство дома начинали весной с возведения специальной каменной подошвы – прообраза современного фундамента. Если строили хибару (сарай для хранения запасов), то часто обходились и без фундамента, т.е. укладывали бревна на грунт.

Ряд связанных между собой бревен назывался «венец», это название используется по настоящий день.

Строения того времени условно можно разделить на несколько групп:

  • клеть;
  • изба;
  • хоромы.

Клеть – это четырехугольное помещение без окон с соломенной крышей, не предназначенное для отопления. Клеть редко использовалась в качестве жилья, в основном в ней хранили провиант. Изба – это клеть немного большего размера с установленной печью. Нередко избу соединяли с клетью, а крытый проход между ними назывался сени.

Хоромы представляли собой объединение нескольких помещений. В их состав входили покои, подклет, горница, светлица и т.д. Верхние этажи хором предназначались для знати, а нижние – для служителей.

В те времена применялись несколько технологий возведения домов. Для строительства хибар и клети использовали сруб «в режь», при этом бревна укладывали попарно друг на друга. Зачастую их даже не скрепляли между собой кольями.

Для изб применялась технология с забавным названием «в лапу», а все потому, что вытесанные концы бревен действительно напоминали лапы. Скрепление производили таким образом, чтобы торцы не выходили наружу. Это делалось, чтобы предотвратить сквозняки.

При технологии «в обло» торцы немного выходили за линию стен и оставались круглыми. При этом мастера связывали между собой бревна и венцы при помощи колышков, а между венцами выстилали мох. Данная технология считалась самой надежной. Дом мог выстоять более века. А в самом помещении всегда было тепло.

С тех пор прошло немало времени. Однако некоторые древнерусские секреты зодчества до сих пор актуальны. Нынешние архитекторы и проектировщики успешно применяют их в сочетании с новейшими технологиями.

Крестьянская изба из бревна испокон веков считается символом России. По мнению археологов, первые избы появились на Руси еще 2 тысячи лет назад до нашей эры. В течение многих столетий архитектура деревянных крестьянских домов оставалась практически неизменной, соединяя в себе всё, что было необходимо каждой семье: крышу над головой и место, где можно отдыхать после тяжелого трудового дня.

В XIX веке самый распространённый план русской избы включал в себя жилое помещение (хату), сени и клеть. Главным помещением была хата – отапливаемое жилое помещение квадратной или прямоугольной формы. В качестве складочного помещения выступала клеть, которая была соединена с избой за счёт сеней. В свою очередь, сени представляли собой хозяйственное помещение. Их никогда не отапливали, поэтому использовать их в качестве жилого помещения можно было только летом. Среди бедных слоёв населения была распространена двухкамерная планировка избы, состоящая из хаты и сеней.

Потолки в деревянных домах были плоскими, их часто подшивали крашеным тёсом. Полы изготавливались из дубового кирпича. Отделку стен проводили при помощи красного теса, при этом в богатых домах отделка дополнялась красной кожей (менее зажиточные люди обычно использовали рогожу). В XVII веке потолки, своды и стены начали украшать росписью. Вокруг стен под каждым окном ставили лавки, которые надёжно крепили непосредственно к самой конструкции дома. Примерно на уровне человеческого роста над лавками вдоль стен обустраивали длинные полки из древесины, которые назывались воронцы. На полках, расположенных вдоль помещения, хранили кухонные принадлежности, а на других – инструменты для мужской работы.

Изначально окна в русских избах были волоковыми, то есть смотровыми окнами, которые были вырублены в смежных брёвнах на половину бревна вниз и вверх. Они выглядели, как небольшая горизонтальная щель и иногда украшались резьбой. Закрывали проём («заволакивали») при помощи досок или рыбьих пузырей, оставляя в центре задвижки маленькое отверстие («гляделку»).

Спустя какое-то время стали популярны так называемые красные окна, с рамой, обрамлённые косяками. Они обладали более сложной конструкцией, нежели волоковые, и всегда украшались. Высота красных окон составляла не менее трёх диаметров бревна в срубе.

В бедных домах окна были настолько маленькими, что, когда их закрывали, в помещении становилось очень темно. В богатых домах окна с наружной стороны закрывали при помощи железных ставней, часто используя вместо стекол куски слюды. Их этих кусочков можно было создать различные орнаменты, расписывая их при помощи красок изображениями травы, птиц, цветов и т.д.