Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Судостроительное производство. Самусьский судостроительно-судоремонтный завод: как в Томской области строят корабли Участок тепловой резки

Судостроительное производство. Самусьский судостроительно-судоремонтный завод: как в Томской области строят корабли Участок тепловой резки

КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ И СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Строительство судов различного назначения осуществляют су­достроительные предприятия, которые различаются по составу цехов, оборудованию и организации постройки судов.

В зависимости от организации постройки судов различают судо- сборочные верфи, судостроительные верфи, судостроительные за­воды и сдаточные базы.

Судосборочная верфь - это предприятие, выполняющее только сборку судов, а также монтаж механизмов и оборудования и проводя­щее испытание и сдачу судов. Узлы, секции и блоки корпуса, а также готовые механизмы и оборудование поступают с других предприя­тий по межзаводскому кооперированию. Судосборочная верфь не имеет заготовительных, механических, корпуснообрабатывающего и сборочно-сварочного цехов. Территория верфи занята в значи­тельной степени складами для хранения деталей и конструкций корпуса.

Судостроительная верфь - это предприятие, которое выполняет обработку деталей, предварительную и стапельную сборку корпуса судов, монтаж механизмов и оборудования, получаемых со специа­лизированных предприятий, испытания и сдачу судов. Верфь имеет монтажные, корпуснообрабатывающие и сборочно-сварочные цехи.

Судостроительный завод - это наиболее крупное предприятие судостроения. Такой завод имеет, кроме монтажных и корпусных цехов, другие цехи, которые занимаются изготовлением механизмов, котлов и судового оборудования. Однако значительная часть судо­вого оборудования, механизмов и специальных устройств поступает на завод по межзаводскому кооперированию.

Судосборочная верфь - предприятие, на котором выполняют только сборку корпусов судов, монтаж механизмов, оборудова­ния и производят испытания и сдачу судов заказчику. В настоя­щее время судосборочные верфи явление редкое.

Предприятия морского, судостроения делят на пять классов в зависимости от водоизмещения строящихся судов:

I класс - более 7000 т. Они оборудованы доками или продоль­ными наклонными стапелями. В доках применяется крановое обо­рудование грузоподъемностью 5 МН (500 тс) и более, на стапе­лях в большинстве случаев до 0,8 МН (80 тс);

II класс - от 3500 до 7000 т. Построечными местами на таких предприятиях являются горизонтальные площадки, оборудованные кранами грузоподъемностью от 0,3 до 2 МН (30-200 тс). Для спуска судов используют наливные док-камеры, поперечные слипы, передаточные плавучие доки. Некоторые предприятия обо­рудованы продольными наклонными стапелями;

III класс - от 1000 до 3500 т. Постройка ведется на горизон­тальных построечных местах с помощью кранов грузоподъем­ностью 0,3-0,8 МН (30-80 тс). Для спуска судов служат по­перечные слипы или наливные док-камеры;

IV класс - от 250 до 1000 т. Горизонтальные построечные ме­ста, оборудованы кранами грузоподъемностью от 0,1 до 0,3 МН (10-30 тс). Спуск судов производят с помощью поперечных или продольных слипов;

V класс - не более 250 т. Постройка ведется на горизонталь­ных построечных местах кранами грузоподъемностью до 0,15 МН (15 тс). Суда спускают с поперечного слипа или с помощью кранов.

Состав цехов судостроительного предприятия определяется профилем предприятия и объемом производства, а также зависит от типа и размеров строящихся судов. Разбивка цехов на группы носит условный характер.

К основным цехам верфи, выполняющим постройку корпуса судна и монтаж оборудования, относятся:

- корпусообрабатывающий цех со складом металла и участком предварительной обработки листового и профильного проката, изготовляющий детали корпуса. В состав корпусообрабатывающего цеха входят также склады готовых деталей;

- сборочно-сварочный цех , выполняющий сборку и сварку кор­пусных конструкций - узлов, секций, блоков. При блочном ме­тоде постройки судов цех сборки и сварки блоков корпуса может быть выделен отдельным подразделением в группе сборочно-сварочных цехов;

- стапельный цех с построечными местами и спусковыми со­оружениями, осуществляющий формирование корпуса и спуск судна на воду;

- механомонтажный цех , производящий монтаж в блоках, на стапеле и на плаву главных и вспомогательных механизмов, теплообменных аппаратов, судовых котлов, валопроводов;

- трубомедницкий цех , выполняющий работы по изготовлению и монтажу трубопроводов и судовых систем;

- слесарно-сборочный цех , изготовляющий и монтирующий вен­тиляцию, дельные вещи, устройства и слесарно-корпусные из­делия;

- деревообрабатывающий цех с лесопилкой, сушилкой и скла­дом пиломатериалов, изготовляющий и устанавливающий на судне настилы палуб, детали, мебель и другие деревянные из­делия;

- малярно-изоляционный цех , выполняющий на судне изоляци­онные и окрасочные работы;

- такелажно-парусный цех , изготовляющий такелаж, тенты, чехлы;

- цех покрытий , производящий гальваническое покрытие раз­личных изделий и труб (цинкование, хромирование, никелиро­вание) ;

- достроечно-сдаточный цех , выполняющий работы по достройке судов на плаву, испытания и сдачу судов.

Группа механических цехов судостроительного завода вклю­чает: литейный цех с модельной мастерской, делающий отливки из чугуна, стали, цветных металлов; механический, котельный, арматурный, кузнечный. В этих цехах изготавливают штевни, клюзы, кнехты, арматуру, а также детали, тре­бующие механической обработки.

Вспомогательные цехи – инструментальный, ремонтно-механический, электроремонтный, ремонтно-строительный - обеспечи­вают предприятие инструментом, производят ремонт оборудова­ния и сооружений самого предприятия.

Кроме того, на каждом судостроительном предприятии имеются:

складское хозяйство – склады металла, леса, топлива, смазочных материалов; цеховые склады материалов (проката, труб и пр.); склады готовой продукции; главный магазин для хранения изделий, поступающих от других предприятий и приобретенных в государственной торговой сети;

транспортное хозяйство , включающее транспортный цех с га­ражом автомашин, тягачей, электрокаров, рельсового транс­порта и капитанскую часть - буксиры, катера, баржи, плавучие краны и другие плавсредства;

энергетическое хозяйство - тепловая энергетическая установка (ТЭУ) или котельная с сетями пара и горячей воды;

трансформаторные подстанции с линиями электропередач, компрессорная с пневмосетями, кислородная и ацетиленовая станция с газопроводами.

Каждое судостроительное (судоремонтное) предприятие имеет: административ­ное здание (заводоуправление), поликлинику или центральный медпункт, столовые, помещения общественных организаций, пожарное депо и т. п. Все производственные участки, отделы заво­доуправления, санитарные, противопожарные службы и другие объекты связаны между собой телефонной связью.

Судосборочная верфь - предприятие, выполняющее только монтажные работы по сборке и сварке корпуса судна из готовых секций, поступающих сюда. Это же предприятие устанавливает механизмы, трубопроводы, приборы и оборудование, которые также сюда поставляются. После завершения монтажных работ на стапеле судно спускают на воду, где его и достраивают.

Следует отметить, что такие верфи выгодны только в том случае, если на них осуществляют строительство большой серии судов (до нескольких сот). Из-за ограниченности производимых работ судосборочные верфи называют узкоспециализированными предприятиями.

Судостроительная верфь - предприятие, изготовляющее все корпусные элементы полностью. Строят судно на стапельном месте и производят монтаж поставляемых машин, механизмов и всего необходимого оборудования. Здесь же спускают судно на воду, заканчивают его достройку, проводят испытания. Специализация судостроительной верфи шире, чем у судосборочной. По одному проекту тут делают несколько десятков судов.

Судостроительный завод выполняет весь объем работ по изготовлению корпуса, а также выпускает некоторые виды механизмов. На таких заводах строят и целые серии судов (по 10-20), и опытные (по 1-2).

Основными цехами судостроительного завода являются: корпусообрабатывающий , в состав которого входят плаз и участки разметки деталей корпуса из листового и профильного материала, газовой резки металла, станочный парк по обработке деталей (гнутье и штамповка на прессах, сверление и т. п.) и горячей обработки их на плитах; сборочно-сварочный , в котором выполняется сборка отдельных готовых деталей корпусных конструкций в узлы, секции и блоки, их сварка и частичный монтаж оснащения судна; стапельный , производящий сборку и сварку корпуса из секций и блоков, а также его оснащение и монтаж устройств, механизмов и оборудования; корпусомонтажный (слесарно-достроечный, такелажный и малярный), выполняющий монтажные работы, достройку и отделочные работы на судне; заготовительные - модельный, литейный, кузнечный, электродный, предназначенные для обеспечения строящегося судна необходимыми литыми деталями, поковками, электродами и т. д.

К механической группе относятся механический со станочным парком по доводке и механической обработке новых деталей; котельный, где изготавливают паровые котлы, емкости, работающие под давлением, и выполняют относительно мелкие, но сложные корпусные работы; арматурный, где обрабатывают детали арматуры и автоматических устройств. Здесь же производят сварку, испытания, монтаж и наладку их на судне.

Механомонтажная группа включает трубомедницкий цех, который изготавливает конструкционные элементы судовых трубопроводов и монтирует судовые системы на судах.

В составе деревообрабатывающих цехов - лесопилки, склады хранения круглого леса и пиломатериалов, сушилки, плотницкий и столярный цехи.

Вспомогательная группа включает инструментальный, ремонтно-механический, электроремонтный и ремонтно-строительный цехи. Они обеспечивают инструментами все предприятие, а также ремонтируют оборудование производственных цехов и здания.

§ 59. Постройка судов

Судостроительные предприятия специализируются по следующим признакам: организации постройки судов (судостроительные заводы, судостроительные верфи и сдаточные базы);

Основному материалу корпуса судна (предприятия стального судостроения, предприятия, строящие суда из легких сплавов, пластмассовые, деревянные, железобетонные и т. п.);

Типу судов (предприятия, строящие танкеры, промысловые суда, сухогрузы, ледоколы и т. д.);

Району плавания судов (предприятия, строящие морские, озерные, речные и т. п.).

Судостроительные заводы - крупные самостоятельные предприятия, имеющие цехи, изготовляющие все элементы современного судна: корпусные конструкции, главные и вспомогательные энергетические установки, устройства, оборудование и т. п.

Как уже говорилось выше, из-за исключительной сложности постройки современных судов на одном предприятии судостроительные заводы организационно и экономически нецелесообразны.

Судостроительные верфи - предприятия, полностью изготовляющие все корпусные элементы, строящие суда на стапельном месте и производящие монтаж поставляемых контрагентами машин, механизмов и всего необходимого судну оборудования, спуск судна на воду, достройку, испытание и сдачу судна заказчику.

Сдаточные базы - предприятия, расположенные в районе сдачи судна, доставленного из отдаленных районов его постройки. На сдаточных базах судно окончательно достраивают, оснащают специфическим оборудованием, например АЭУ, вооружением и т. п., проводят испытание в условиях, близких к эксплуатационным, и сдают судно.

Основными цехами всякого судостроительного предприятия являются:

корпусообрабатывающий , в состав которого входит плаз и участки разметки деталей корпуса из листового и профильного материала, газовой резки металла (ручной, полуавтоматической и автоматической), станочный парк по обработке деталей (гнутье на прессах, строжка кромок и т. п.) и горячей обработки их на плите;

сборочно-сварочный , выполняющий сборку отдельных готовых деталей корпусных конструкций в узлы, секции и блоки, их сварку и частичный монтаж насыщения судна;

Стапельный, производящий сборку и сварку корпуса из секций и блоков, его насыщение и монтаж устройств, механизмов и оборудования. Кроме того, цех проверяет качество корпусных работ (проводит соответствующие испытания), производит подготовку судна к спуску и спуск его на воду;

корпусомонтажный (слесарно-достроечный, такелажный и малярный), выполняющий монтажные работы, достройку и отделочные работы на судне;

заготовительные-модельный , литейный, кузнечный, электродный и т. п., предназначенные для обеспечения строящегося судна необходимыми литыми деталями, поковками, электродами и т. д. (кронштейны, штевни, валы, клюзы, электроды и т. д.).

К механической группе цехов относятся:

Механический со станочным парком по доводке и механической обработке новых деталей;

Котельный, который изготовляет паровые котлы, емкости, работающие под давлением, и прочие относительно мелкие, но сложные корпусные работы;

Арматурный, где обрабатывают детали арматуры и автоматических устройств и производят сварку, испытание, монтаж и наладку их на судне.

Механомонтажная группа цехов включает трубомедницкий цех, который изготовляет конструкционные элементы судовых трубопроводов и монтирует судовые системы на судах;

Слесарно-монтажный цех, выполняющий монтаж на судне механизмов, судовых устройств и другие монтажные работы.

В состав деревообделочных цехов входят: лесопилки, склады хранения круглого леса и пиломатериалов, сушилы, плотницкий цех, выполняющий работы по достройке судна (обрешетник изоляции, настил опалубника и т. п.), а также обслуживающий другие цехи строительными лесами, ограждением, приспособлениями из дерева и т. п.; наконец, столярный цех, изготовляющий детали насыщения судна из дерева (мебель, отделка помещения и т. п.).

Вспомогательная группа цехов: инструментальный, ремонтномеханический, электроремонтный и ремонтно-строительный - обеспечивает все производственные цехи предприятия инструментами, приспособлениями, а также ремонтирует оборудование производственных цехов и здания.

Контрагентские цехи и участки являются цехами других предприятий, выполняющих на судах самостоятельные работы.

Энергетическое хозяйство судостроительного предприятия состоит из теплоэлектроцентрали (снабжающей завод силовой энергией, а также энергией для его освещения и отопления), трансформаторной подстанции, паросилового цеха (с испытательным стендом), компрессорной сжатого воздуха, водопроводной, кислородной, ацетиленовой станции и т. д.

Транспортный цех завода представляет собой водный, железнодорожный, автомобильный, автокарный и прочий транспорт и средства его эксплуатации, содержания и ремонта.

Складское хозяйство включает общезаводские склады, хранящие различные материалы, идущие на постройку судна (металлы, лесные материалы, топливо, текстильные и кожевенные товары, строительные материалы, готовое оборудование, машины и механизмы, электроматериалы, аппаратуру, приборы и многое другое). Это хозяйство представляет собой сложную организацию, обеспечивающую строящееся судно всем необходимым.

Методы постройки судов определяются технологией, принятой на каждом судостроительном предприятии.

Секционный метод заключается в том, что весь корпус судна разбивается на отдельные секции: палубы, борта, днище, переборки, платформы, надстройки и т. д.

Детали корпусных конструкций, заготовленные в корпусообрабатывающем цехе, подаются на участок сборки и сварки, где из них собирают отдельные секции. При сборке и сварке секций их насыщают оборудованием и деталями крепления. Затраты труда при постройке судна таким способом резко уменьшаются. Готовые корпусные секции поступают на стапельные построечные места, где из них формируют корпус судна, выполняют монтажные и сварочные работы.

После изготовления таким методом целого отсека или замкнутого помещения и испытания их на непроницаемость на стапельном месте продолжают монтаж насыщения корпуса (машин, механизмов, устройств, систем).

При блочном методе , который представляет собой развитие секционного метода, судно разбивается на крупные объемные части - блоки, изготовляемые в сборочно-сварочном цехе из отдельных секций, и подают на стапельное место в готовом виде - как бы часть судна, со всех сторон ограниченную конструкциями, образующими замкнутые отсеки или помещения. В готовом блоке выполняют и весь монтаж насыщения. Готовность отдельных блоков, подаваемых на стапель, доходит до 90%.

Такой метод постройки судна сокращает время, необходимое для формирования корпуса на стапельном месте, увеличивает пропускную способность стапелей. Кроме того, изготовление корпусных конструкций, образующих блоки судна в цеховых условиях,- в закрытом помещении, при максимальной механизации работ, улучшают качество работ, облегчают труд рабочих и резко увеличивают производительность труда.

Размеры блоков секций зависят от производственных условий на предприятии и от того, какой транспорт обеспечивает подачу блоков секции на стапельное место. На крупных, хорошо оснащенных заводах вес подаваемых на стапель блоков доходит до 600-700 т (при работе двух кранов грузоподъемностью до 350 т, обеспечивающих подачу блока спаренным способом, или же при сборке судна на горизонтальном построечном месте).

Рис. 81. Схема формирования корпуса на стапельном месте различными способами; а - пирамидальным; б - островным; в - блочным (римскими цифрами показаны номера блоков).


При блочном методе на стапеле выполняют только работы по монтажу забойных участков, различных конструкций, электромонтажные и прочие подгоночные работы.

Выставленные на стапельном месте элементы корпуса для уменьшения общих сварочных деформаций в большинстве случаев формируют тремя способами: пирамидальным, островным и блочным (рис. 81). Эти способы позволяют вести сборку и сварку корпуса широким фронтом, значительно сокращая время постройки судна.

При пирамидально м способе корпус собирают из секций и формирование корпуса начинают либо со средней части судна, либо с кормы. Выставленные первоначальные секции образуют подобие ступенчатой пирамиды, откуда этот способ и получил название.

Островной способ формирования корпуса заключается в одновременной закладке по длине судна нескольких секций, которые в дальнейшем смыкаются забойнымии секциями. Этот способ сокращает срок постройки судна благодаря расширению фронта работ.

Блочный способ применяется при формировании корпуса на стапеле из предварительно собранных и сваренных блоков секций или блоков. Использование этого способа рационально при серийной постройке судов среднего и малого водоизмещения. При блочном способе формирование корпуса начинают с установки базового блока, после чего производят стыкование с ним соседних блоков, одновременно по обеим стенкам.

Известны два метода организации постройки судна: поточнопозиционный и поточно-бригадный.

При поточно-позиционном методе постройка, сборка и монтаж блоков судна производятся на отдельных позициях на специальных тележках, которые передвигаются на новые позиции. При таком методе специализированные бригады рабочих закрепляются за определенными позициями работ, бригады имеют постоянные рабочие места и выполняют однородную работу.

Поточно-позиционный метод широко применяется при серийной постройке малых и средних судов.

Поточно-бригадный метод заключается в том, что специализированные бригады рабочих после выполнения определенного объема работ переходят с одного судна на другое. При этом методе у бригады нет постоянных рабочих мест, что приводит к непроизводительным потерям времени. Этот метод применяется при серийной постройке больших морских судов, когда их передвижение с позиции на позицию нерентабельно.

Спус к судн а на воду производится после выполнения всех работ, связанных с обеспечением прочности и герметизации его корпуса.

Спусковые устройства могут быть следующих пяти типов:

1) наклонные стапели , с которых судно спускается по наклонной плоскости под действием собственного веса. Судно должно быть поставлено на спусковые полозья, скользящие по наклонной поверхности спусковых дорожек. Спусковые наклонные стапели могут быть предназначены для продольного спуска, при котором судно сходит в воду кормой вперед, или для поперечного спуска,- при котором спускаемое судно входит в воду бортом;

2) строительные доки , представляющие собой котлован, отделенный от акватории воротами или плавучим затвором, носящим название батопорт. Батопорт притапливается на пороге в голове дока и прекращает поступление воды в док, когда он осушается. В строительном доке судно либо строят, либо его вводят туда на тележках, специально для спуска. Для спуска судна на воду док заполняют водой, и судно всплывает. При достижении одинакового уровня в доке и на акватории ворота открывают. Если док закрыт батопортом, то из него откачивают воду и он, приобретая плавучесть, всплывает, открывая вход в док, и тогда СУДНО выводится из дока;

3) док-камера , которая строится на уровне территории завода рядом с котлованом, расположенным ниже уровня воды и используемым для спуска судна. После подачи в док-камеру судна на тележках закрывают ворота со стороны завода и вторые ворота, расположенные в части котлована, граничащей с акваторией.

В док-камеру накачивается вода, судно всплывает с тележек и отводится в сторону над котлованом. После этого воду из доккамеры спускают, и судно опускается в котлован, в котором уровень воды равен уровню воды в акватории. Открываются наружные ворота, и судно выводится на открытую воду;

4) на спусковом устройстве для вертикального спуска судно завозят на тележках и вертикально опускают при помощи винтовых или гидравлических устройств в воду;

5) слип - механизированное устройство, предназначенное для спуска и подъема судов на тележках по наклонным рельсовым путям, бортом к воде. Скорость движения судна при спуске или подъеме регулируется тяговыми лебедками с такелажным оснащением. Имеются и другие разнообразные типы стапельных мест.

Достроечные работы на плаву выполняют после спуска судна на воду. На достройку оставляют минимальное количество работ: наладку механизмов и приборов, испытание их в условиях, близких к эксплуатационным, зашивку изоляции, отделку помещений, малярные работы, установку оборудования и другие завершающие работы. Спущенное на воду судно отводится к достроечной набережной, на которой предусмотрены энергетические сети (подвод электрического тока, сжатого воздуха, газов, воды и т. п.), крановое хозяйство и устройства для швартовки судна и доставки на него всех видов снабжения.

Все судовые машины, механизмы и устройства после окончания их монтажа налаживают и испытывают в работе по возможности в условиях, близких к эксплуатационным, у достроечной стенки завода. При испытании главных силовых установок и движительного комплекса судно крепят швартовными тросами к причальной стенке (поэтому все испытания, проводящиеся у достроечной стенки, принято называть швартовными испытаниями) .

После устранения всех недостатков, обнаруженных при швартовных испытаниях судна, составляется программа ходовых испытаний, и судно выходит на ходовые, сдаточные испытания, проводимые государственной комиссией. На ходовых испытаниях официально определяются фактические качества судна: скорость хода, управляемость и другие мореходные и технико-экономические характеристики. На основании государственных испытаний составляется акт приемки судна, и после устранения мелких недоделок оно считается вступившим в эксплуатацию.

При создании такой сложной продукции, как современное судно, общий производственный процесс делят на составные части, т. е. на отдельные производственные процессы. В основе такого деления на-ходится разбивка корпуса судна на законченные в конструктивном и технологическом отношении части, по мере изготовления которых ста-новится возможным продолжение производственного процесса до его полного завершения.

Специализированные части основного производственного процес-са составляют технологические этапы, совокупность которых называ-ют судостроительным производством, а отдельные технологические этапы видами судостроительного производства.

Формирование видов судостроительного производства производят по общности применяемых методов изготовления изделий. Общий производственный процесс постройки металлического судна состоит из 11 видов судостроительного производства. Их перечень и краткая характеристика входящих в них работ приведены в табл. 1.

Каждый вид производства обычно размещают в обособленном (спе-циализированном) подразделении судостроительного предприятия.

Таблица 1 Виды судостроительного производства

Виды
судостроительного производства
Содержание производственного процесса
Корпусообрабатывающее Изготовление деталей корпуса, начиная,от
получения
и складирования материала до комплектации
и складирования деталей
Сборочно-сварочное Сборка и сварка узлов, секций и блоков,секций
корпуса судна с их насыщением
Корпусостроительное Формирование корпуса судна на,построечном
месте до спуска на воду, включая изготовление
блоков судна
Трубообрабатывающее Изготовление труб, определение,конфигурации и
предварительный монтаж судовых трубо-проводов
на судне
Механомонтажное Сборка агрегатов в цехе, монтаж главных и
вспомогательных механизмов, устройств,
теплообменных аппаратов, валопроводов,
тяжеловесного оборудования,
окончательный мон-таж и испытание
трубопроводов
Электромонтажное Монтаж кабельных сетей, установка, включе-ние,
регулировка и сдача электрооборудования
систем автоматики и специальной техники
Производство изделий
корпусодостроечной
номенклатуры

изделий корпусодостроечной номенклатуры
Производство по монтажу слесарно-
корпусного насыщения, изготовлению
и монтажу труб судовой
вентиляции
Монтаж обрешетников, каркасов для форми-рования
помещений, других металлических конструкций
(доизоляционных и,послеизоляционных),
креплений дельных вещей, бытового оборудования
и мебели, изготовление и монтаж труб судовой
вентиляции
Производство и монтаж изделий
отделки и обору-дования
судовых помещений
Изготовление в цехах судостроительного завода
неметаллических и композитных деталей, узлов,
предназначенных для оборудования судовых
помещений; изготовление и подготовка в цехо-вых
условиях элементов отделки судовых поме-щений,
монтаж деталей и изделий, предна-значенных
для отделки и оборудования судовых помещений
Производство по изготов-лению и монтажу
изоля-ции и
лакокрасочным покрытиям
Подготовка поверхности конструкций, изготов-ление
и монтаж изоляции, нанесение антикор-розионных
и декоративных покрытий
Производство по испыта-ниям
и сдаче судов
Испытания и сдача судов

Под судостроительным предприятием понимают промышленное пред-приятие, располагающее средствами производства (средствами труда и предметами труда) и рабочей силой, способными создавать судостро-ительную продукцию. Следует отметить, что работы, входящие в элек-тромонтажное производство, как правило, выполняет самостоятельное специализированное монтажное предприятие. Оно имеет свои цехи или участки на каждом судостроительном предприятии.

Судостроительное предприятие состоит из основных и вспомога-тельных цехов, в которых осуществляют, соответственно, основную и вспомогательную части производственного процесса. В состав судо-строительного предприятия также входят инженерные службы (кон-структорские, технологические, метрологические), службы управления предприятием (планово-диспетчерская, экономические, автоматизации управления и др.) и обслуживания (административно-хозяйственные подразделения).

Судостроительный завод «Море»

Основными цехами любого судостроительного предприятия явля-ются цехи верфи, в которых размещены 10 видов судостроительного производства (как сказано выше, электромонтажное производство от-несено к другому предприятию). Судостроительное предприятие, в ос-новное производство которого входят только цехи верфи, называют су-достроительной верфью. Судостроительная верфь включает (сооружения, на которых размещают строящиеся суда), достроечные набережные, цехи по изготовлению деталей корпу-са, корпусных конструкций, изготовлению и монтажу судовых трубо-проводов и систем, монтажу различных механизмов, а также группу достроечных цехов. Все механизмы, устройства, оборудование, аппа-ратуру и приборы судостроительная верфь получает от специализиро-ванных предприятий (контрагентов).

Существуют судостроительные предприятия, не имеющие корпу-сообрабатывающего и сборочно-сварочного цехов в составе судострои-тельного производства. Такие предприятия называют судосборочной верфью, где суда собирают из блоков, секций и узлов, поступающих по кооперации от других судостроительных предприятий.

Судостроительные предприятия, в состав основного производства которых входит собственное машиностроительное производство, на-зывают судостроительными заводами. Судостроительные заводы вы-пускают механизмы и оборудование как для нужд своего производства, так и для других предприятий. Основные цехи судостроительных за-водов по характеру продукции и технологий ее изготовления разделя-ют на цехи верфи и цехи машиностроительной части. Продукция це-хов верфи предназначена для тех судов, которые строит данный завод. Цехи машиностроительной части изготавливают механизмы или обо-рудование и сдают их на склад. Со склада механизмы поступают на суда, строящиеся на данном заводе, или же отправляют на другие судостро-ительные предприятия.


Выборский судостроительный завод

Судостроительные предприятия классифицируют также в зависи-мости от материала корпуса строящихся судов и районов их плавания. Существуют предприятия металлического, железобетонного, пластмас-сового, деревянного судостроения. Различают предприятия морского и речного судостроения. Предприятия морского судостроения по спус-ковой массе строящихся судов разделяют на 5 классов (табл. 2).

Таблица 2 Различие предприятий по спус-ковой массе строящихся судов

Взаимное расположение цехов, построечных мест, спусковых со-оружений и прочих зданий и сооружений, а также железных и автомо-бильных дорог, сетей газопроводов и других промышленных сетей су-достроительного предприятия определяется его генеральным планом. Компоновку генерального плана предприятия характеризуют коэффи-циентом застройки, равным отношению суммарной площади проекций всех зданий и сооружений на плоскость к площади территории пред-приятия. На современных судостроительных предприятиях коэффи-циент застройки составляет около 0,5.

Экономическую деятельность судостроительного предприятия ха-рактеризуют количеством произведенной за год продукции в стоимост-ном (ценовом) измерении. Готовую продукцию характеризует объем реализованной товарной продукции, в которую включают сданные за-казчику суда. Общий объем производства судостроительного предпри-ятия включает объемы работ, выполненные за год, как на сданных за-казчику, так и на строящихся судах. Объемы работ по отдельным судам определяют на основе показателя продвижения технической готовно-сти судна (в % от технологической трудоемкости постройки). Увели-чение объемов производства судов связано с сокращением производ-ственного цикла их строительства.

По степени полноты цикла постройки судострои­тельные предприятия разделяются на судостроительные верфи и заводы. Судостроительная верфь - предприятие, в состав кото­рого входят только построечные места (сооружения, на которых размещаются строящиеся суда), набережные и цехи по изготов­лению деталей корпуса, корпусных конструкций, изготовлению и монтажу судовых трубопроводов и систем, монтажу различных механизмов, а также группа достроечных цехов. Все механизмы, устройства, оборудование, аппаратуру и приборы верфь получает от других специализированных предприятий. Верфи не получили широкого распространения в России и Украине. Преобладающими в нашей стране являются судостроительные заводы - предприятия, в со­став которых, кроме цехов, непосредственно занятых судострое­нием, входят еще и цехи судового машиностроения. Эти цехи выпускают механизмы и оборудование как для нужд своего за­вода, так и для других предприятий в порядке кооперации.

В зависимости от материала корпуса строящихся судов судостроительные предприятия разделяют на предприятия металлического, железобетонного, пластмассового, деревянного судостроения. Различают также предприятия морского и реч­ного судостроения. Предприятия морского судостроения по спуско­вой массе строящихся судов разделяют на 5 классов (табл. 1.3.1).

Таблица 1.3.1. Классификация судостроительных предприятий по спусковой массе судов

Основные цехи судостроительных заводов по характеру про­изводства разделяют на цехи верфи и цехи машиностроительной части. Продукция цехов верфи предназначена для тех судов, ко­торые строит этот завод. Цехи машиностроительной части из­готавливают механизмы и оборудование часто без «привязки» к конкретному судну и сдают их на склад. Со склада они посту­пают на суда, строящиеся на данном заводе, или же в порядке кооперации на другие судостроительные предприятия.

Взаимное расположение цехов, построечных мест, спусковых сооружений и прочих зданий и сооружений, а также железных и автомобильных дорог, сетей газопроводов и других промышлен­ных сетей завода определяется его генеральным планом. Компоновка генерального плана завода характеризуется коэффициентом застройки, равным отношению суммарной пло­щади проекций всех зданий и сооружений к площади территории завода. На современных судостроительных заводах коэффициент застройки составляет около 0,50.

Работа судостроительного предприятия характеризуется сле­дующими основными данными и технико-экономическими показателями:

годовой выпуск продукции в ценностном выражении (млрд. руб.) и в натуральном выражении (количество построенных су­дов, их дедвейт и т. п.);

количество работающих, в том числе производственных и вспомогательных рабочих;

удельный выпуск продукции в ценностном и в натуральном выражении (на одного работающего, на одного производствен­ного рабочего, на 1 руб. основных фондов);