Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Трансперсональный подход. Что такое трансперсональная психология? Трансперсональная психология - как новое направление в психологической науке

Трансперсональный подход. Что такое трансперсональная психология? Трансперсональная психология - как новое направление в психологической науке

Трансперсональная психология – одна из наиболее необычных областей психологии. Основанная на ранних работах Карла Юнга, Уильяма Джеймса и Авраама Маслоу, она призвана изучать связь между разумом и телом, сознанием и духовностью. Термин «трансперсональный» означает «существующий за пределами личности». Основная идея и цель данной школы – проникнуть в более глубокие уровни сознания, заглянуть за рамки физического плана, утвердить, в конечном счете, что люди являются духовными существами в физических телах.

Эта идея не нова. Подобное можно встретить в концептах различных религиозных учений, но в отличие от любой религиозной практики, трансперсональная психология пытается интегрировать изученный материал для перевода духовных принципов на эмпирический, научный язык.

Трансперсональная психология — это научное исследование опыта измененных состояний сознания, которые в традиционной психологии классифицируются как простые фантазии или психотические эпизоды. В отличие от всего, что было ранее, трансперсональная психология изучает религиозные переживания, восточные практики, и другие альтернативные методы проявления духовных аспектов сознания. Таким образом, она признает и изучает существование человеческого опыта, выходящего за пределы физического поля.

История

Все началось в конце 1960-х годов, в Америке, и в значительной степени явилось результатом исследований психологов-гуманистов. Не случайно пионером трансперсонального подхода был один из самых известных гуманистических психологов, Авраам Маслоу.

В 1967 году Авраам Маслоу, Энтони Сутич, Джеймс Фадиман, Майлс Вич, Р. Ассаджоли, и Соня Маргулиес, по предложению Станислава Грофа, создали новое течение в психологии. Его качественным отличием от всех предыдущих психологических школ явилось положение, согласно которому, во внимание принимались не только результаты видений различных измененных состояний психики, ранее не входивших в предмет тщательного исследования, но и их тщательное изучение, систематизация, и задействование в терапии для самоактуализации пациента. Вскоре была создана Ассоциация трансперсональных психологов и выпущен журнал по трансперсональной психологии. А основание Робертом Фрагером Калифорнийского института трансперсональной психологии послужило началом образования, исследований, и научной терапии в этой области.

Возникновение

На возникновение нового течения оказали сильное влияние субкультуры и молодежные движения 60-х годов, а также волна психологических экспериментов по достижению измененных состояний через прием психоделических веществ, медитацию, и другие практики. Изучая измененные состояния, основатели трансперсональной психологии поняли, что видения и опыт, который получают люди, проходя через подобные практики, имеет систему. Зачастую результатом таких состояний является дальнейшее обогащение личности новым осознанием. Все эти проблемы выходили за уровень уже существующих традиционных психологических направлений. Тогда и возникла трансперсональная психология, как попытка создать «четвертую силу» следующую за психодинамическим, бихевиористским и гуманистическим подходами. Она должна была изучить и систематизировать результаты измененных состояний, а также выработать новый взгляд на подобные эксперименты. В то же время это была попытка интеграции законов западного научного подхода и восточных духовных традиций, таких как буддизм, индуистские веды, и йога. Как «четвертая сила», трансперсональная психология способствовала развитию исследований «высших состояний сознания», «сверхчеловеческих» способностей, уникальных свойств энергий, сущностей и «синергетических реакций».

Идея

Центральной идеей трансперсональной психологии становится утверждение: — то, что мы считаем «нормальным» состоянием, в какой-то мере ограничено. И высшая точка нашего развития, отнюдь не «оптимальное» психологическое функционирование человека, свобода от беспокойства и иррациональных негативных мыслей, не оптимистичный взгляд на происходящее. Что существуют потенциально более высокие функционирующие состояния, и именно в них наше восприятие усиливается – мы испытываем повышенное чувство связи с природой и другими людьми, становимся более сострадательными и альтруистичными, имеем более широкое представление о собственном развитии и полноценной жизни. По словам Авраама Маслоу, роль трансперсональной психологии заключается в том, чтобы исследовать «дальнейшие пути человеческой природы».

Практика

Цели трансперсональной терапии

Задачи трансперсонального психолога, как терапевта, направлены на интеграцию физических, эмоциональных, умственных, и духовных аспектов жизни. Это устранение внутренних конфликтов, усиление осознанности, облегчение самопознания, и главное - самоактуализация – «устремление личности ввысь», через полное использование талантов, способностей и возможностей (по Маслоу).

Все эти цели в трансперсональной терапии достигаются не только стандартными психологическими методами, но и через выход из привычного состояния в измененные сознания психики, посредством специального воздействия. В основе такого подхода лежат важные духовные предположения – предпосылки, выходящие за рамки стандартной психологии, но, которые трансперсональный терапевт принимает безоговорочно. Эти предпосылки и определяют контекст, в котором терапевт помогает пациенту найти новые пути к исцелению.

Предпосылки трансперсональной терапии

ü Люди — это духовные существа, имеющие физические переживания. В основе трансперсональной психологии, лежит приятие различных духовных практик и мировоззрений. Терапевты должны относиться к различным воззрениям пациентов без предвзятости и осуждения.

ü Человеческое сознание многомерно. Основными измерениями человеческой жизни являются тело, ум и душа. Ум в трансперсональной психологии рассматривается на трех уровнях: сознательный ум, подсознание, и бессознательное, хотя некоторые психотерапевтические подходы сочетают подсознание и бессознательное.

Если у пациента присутствуют особые религиозные воззрения о душе человека, то такие воззрения считаются духовным убеждениями пациента, каковы бы они ни были, и становятся частью терапии.

ü Каждый способен достигать особых состояний — выходя за пределы своего «Я». Эти трансцендентные переживания часто инициируются и руководствуются терапевтом, использующим любые методы, которые являются частью духовных убеждений пациента.

Иногда пациенты могут достичь трансцендентного состояния самостоятельно. Например, во время творческого процесса, при сильном вовлечении в него, когда могут появляться замечательные новые идеи, или человек неожиданно разрешает свои давние внутренние проблемы.

ü Каждый человек имеет внутренний источник мудрости. Некоторые называют это душой, а многие просто считают ее частью некоего целого высшего разума (например, буддистские воззрения).

Методы трансперсональной терапии

Для более глубокого опыта самосознания терапевты трансперсональной школы используют когнитивные действия, или методы, которые часто становятся впоследствии пожизненными инструментами для пациентов.

Эти инструменты включают в себя многолетние практики, например, такие как медитация или йога. Они также используют гипноз для более быстрого нахождения внутренних конфликтов и проблем.

Выбор соответствующих инструментов зависит от пациента и его духовной приверженности. Терапевт может предписывать медитацию, интерпретацию сновидений, управляемые образы, или молитву, и т. д. Спектр очень широк. В некоторых случаях это воздействие различных техник для изменения состояния, таких, как например, гипноз. Терапевт может порекомендовать духовные практики с физической составляющей, такие как тайцзи, цигун или айкидо.

Слияние восточной, западной традиции, принадлежность пациента к конкретной этнической философской и духовной мысли, все должно быть учтено для наилучшего результата. Палитра методов трансперсонального психолога довольно обширна. Цель же одна - направлять пациента к самоактуализации. Соответствующий выбор методов лечения требует от терапевта четкого диагностического понимания того, как пациент видит себя, окружающий мир, и конкретную жизненную ситуацию.

Методы трансперсональной терапии:

  • использование лекарственных психостимуляторов;
  • дыхательные техники;
  • воздействие на зрительные и слуховые анализаторы;
  • визуализация и работа с воображением;
  • метод инициации измененного сознания через религиозные западные и восточные практики, мистицизм, шаманизм.

Наиболее популярными и действенными считаются следующие методы:

  • Метод холотропного дыхания;
  • Ребёфинг;
  • Тета-хилинг.

Станислав Гроф

Основателем метода холотропного дыхания стал трансперсональный психолог чешского происхождения, пионер психотерапии ЛСД и ведущий специалист в мире по неординарным состояниям сознания, Станислав Гроф. Он был одним из первых психотерапевтов, использующих ЛСД в исследовательской среде в 60-х годах для изучения измененных состояний.

Гроф руководил программой по изучению влияния на человека воздействия психоделических препаратов, меняющих сознание, и хотя впоследствии на использование психоактивных препаратов был наложен запрет, Станислав Гроф создал авторскую методику по холотропной терапии.

Автор определил свой подход, как самопознание через измененные состояния психики. Основной целью концепции Грофа является работа личности над восстановлением собственной целостности. Он совмещал в своей терапевтической работе несколько методов по изучению измененных состояний сознания человека, например, прием психоактивных препаратов с нефармакологическим влиянием на сознание личности.

Результатом исследований явился метод холотропного дыхания, предложенный Грофом.

Холотропное дыхание

Холотропное дыхание – метод погружения человека в собственное бессознательное. Посредством техники глубокого учащенного дыхания с высокой интенсивностью, человек приводится в состояние, когда пробуждается поток энергии, направленный внутрь себя. Ему сопутствуют спонтанные движения, позы, звуки, рождаемые возникающими мыслеобразами. Этот энергетический поток действует во все время рефлексии до угасания и полного расслабления тела. Через такое воздействие, направленная внутрь энергия самостоятельно находит путь к восполнению, и преображающему исцелению личности. Снимаются зажимы, переосмысляются внутренние переживания, высвобождается подавленный ранее потенциал.

Цель терапии - восстановление целостного «Я», когда человек обретает ключи на пути к преображению. Происходит освобождение от различных комплексов: нерешительности, зацикленности, страхов, созависимостей, через обретение нового опыта собственных действий во время возникновения мыслеобразов. Далее полученный опыт выносится в реальные ситуации, и реальность личности также меняется.

Ребефинг

Ребёфинг – дыхательная техника, и часть философии, созданной Леонардо Орром. Метод призван, через специальные манипуляции с дыханием, создать прецедент для высвобождения энергии. Заключается в способе дыхания без паузы между вдохом и выдохом, что достигается частыми и глубокими вдохами и мягкими расслабленными выдохами.

Ребёфинг имеет два основных значения, по словам его создателя: это наука о дыхании, изменяющем сознание, и прерывание цикла рождения-смерти в сознательной, вечной жизни Духа.

Если психоанализ строится на возвращении взрослой личности в период детства, чтобы найти и переосмыслить травмы, полученные в прошлом, то ребёфинг, помимо прочего, включает осознанное возвращение еще дальше, в перинатальное состояние. Техника заставляет переосмыслить все этапы данного состояния, а так же этапы рождения, для осознания и переработки травмы рождения и для устранения негатива, связанного с переживанием этих событий.

Одним из обязательных и ключевых моментов техники считается безусловная вера в эффективность этого метода у пациента.

Тета-хилинг

Техника была создана американкой Вианной Стайл. Она заключается в достижении особого состояния работы мозга. При этом факт присутствия такого состояния может фиксировать энцефалограф.

Тета-хилинг, как состояние, это изменение активности мозга и вывода его работы на определенную волну. Упражняясь в технике тета-хилинга, благодаря тренировкам, и посредством медитативных состояний, человек должен научиться чувствовать особое энергетическое поле, которое дает зрительные образы, творческие озарения и инсайты.

Существуют различные технологии перехода к тета-состояниям, например, визуализация внутренних ощущений. Целью подобных состояний является обретение необыкновенного спокойствия, при полной концентрации внимания на ощущениях и отключения мыслительных процессов. Все это способствует достижению основной цели любых трансперсональных практик - процессу самоактуализации личности.

Критика

Основным аспектом критики трансперсональной психологии является сомнение в научном статусе ее исследований и заключений, несмотря на популярность и большое число ее приверженцев. В работах ряда критиков трансперсональная психология обвиняется в неомистицизме и рассматривается как форма паранауки или квазинауки.

Также, в качестве основных проблем трансперсональной терапии можно назвать следующие:

  • манипуляции со стороны практикующих терапевтов с сознанием пациента не с точки зрения научного метода, а с позиции некоего псевдо гуру;
  • интерпретация эмоциональных проблем как нормы духовного развития;
  • признание мистических культов, которые не всегда имеют под собой высокую нравственную основу;
  • использование психотехник, которыми могут злоупотреблять различные «тренеры», «психологи-целители» и другие шарлатаны;
  • некритическое отношение к галлюцинаторным переживаниям, не всегда имеющим психотерапевтическую ценность.

В последнее время всё большую популярность набирает трансперсональная психология. Новое направление психологической науки исследует сверхвозможности индивида и его взаимосвязь со Вселенной. Трансперсональная дисциплина не только изучает изменённое состояние сознания, но и ищет способы решения психологических проблем человечества.

Что собой представляет трансперсональная психология?

Трансперсональная психология - это наука, занимающаяся исследованием трансперсональных, то есть выходящих за границы простого «я», состояний психики и сознания индивидуума. Научное направление появилось под конец шестидесятых годов минувшего века на основании психоаналитических постулатов К. Юнга и гуманистических мировоззрений А. Маслоу. Учёные отметили роль «пиковых переживаний» для решения проблем личности, а также заметили, что существует некое коллективное бессознательное и будто все индивиды в разной степени неосознанно влияют друг на друга.

Корни трансперсональной науки уходят в историю различных религий и культур, а также во многие известные духовные практики. Родоначальниками такого направления в психологии по праву считают Станислава Грофа, Алана Уотса, Энтони Сутича, Абрахама Маслоу, К. Уилбера, А. Минделла, Ч. Тарта, С. Криппнера и других. Каждый учёный дополнил сокровищницу знаний трансперсональной психологии, а некоторые психологи развили собственное направление и провели ряд новых экспериментов.

Трансперсональная психология предлагает своё объяснение парапсихологическим феноменам. Наука изучает надчеловеческие переживания, которые не существуют в рамках обычного состояния Эго, а также переживания, связанные со смертью, духовный кризис, личностные ресурсы, возникновение интуиции, переход на высшие духовные состояния.

Сферы трасперсональной психологии:

  • изменённые состояния сознания;
  • парапсихология;
  • разнообразные духовные практики, в т. ч. религии;
  • воздействие на сознание индивидуума психоделических веществ;
  • методики дыхательного воздействия на психоэмоциональное состояние индивида;
  • йога и ;
  • процессы старения;
  • переживания, тесно связанные со смертью;
  • духовный рост.

Основные идеи трансперсональной психологии

Трансперсональная психология основывается на существовании бессознательной составляющей психики любого индивида. Неосознанные компоненты воздействуют на образ мыслей, взгляды, реакции, поступки и поведение индивидуума на протяжении всей жизни. Бессознательный пласт психики включает жизненные переживания, вытесненные из сознания в силу разнообразных причин. В подсознании индивида также находятся воспоминания, никак не привязанные к его жизни, например, разнообразные воплощения себя или коллективное бессознательное.

Трансперсональная дисциплина акцентирует внимание на важные психологические аспекты личности. Однако главенствующую роль отводит именно духовности. Эта психологическая наука изучает сознание, которое в определённых состояниях способно выходить за рамки собственного Эго. Расширение границ Эго происходит, когда индивид погружается в изменённое состояние личного сознания.

Существуют разнообразные техники, помогающие человеку понять себя и собственный внутренний мир. В момент трансперсональных переживаний психика индивида претерпевает разнообразные изменения. Человек начинает чувствовать единение с космосом и разрешает свои накопившиеся психоэмоциональные проблемы.

Если же взрослый человек не в состоянии справиться со своими психологическими проблемами самостоятельно, рекомендуем обратится к специалисту, например психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу .

Отличие трансперсональной психологии от иных наук

Многие направления в психологии являются научными и объективными. Для традиционных психологических дисциплин важно в ходе исследований и экспериментов получить достоверные факты. Однако современная психология игнорирует феноменальные проявления личности, то есть трансперсональный опыт.

Принципы трансперсональной психологии:

  • сознание индивида соразмерно космосу и не может ничем ограничиваться;
  • в разнообразных контекстах;
  • изучается сознание индивида в сочетании с разумом космоса;
  • душа и рассудок составляют целое и определяют личность;
  • охватывает широкий диапазон знаний, даже из диаметрально противоположных наук.

Однако научные сообщества критикуют трансперсональную психологию. Дело в том, что многие годы учёным этого направления не удавалось предоставить научно доказанные факты или предъявить миру результаты использованных в ходе экспериментов методов. Правда, согласно сложившемуся научному подходу, трансперсональная психология способна объединить психофизику и психофизиологию.

Методики трансперсональной психологии

В трансперсональной психологии используют такие методики:

  • дыхательные психотехники;
  • психофизиологическое исследование;
  • методики с применением психоделических веществ;
  • психодиагностические способы;
  • воздействия на органы чувств и осязания;
  • визуализация и практика с воображением.

Отдельно применяются техники для инициализации изменений в сознании:

  • вначале внимание фокусируется на каком-то предмете, потом внезапно переключается на другой объект;
  • стимуляция через ограничение в питье при интенсивных физических нагрузках;
  • повышенная активность (бег без остановки);
  • воздействие низких и высоких температур (купание в холодной воде, хождение по горячим углям);
  • воздействие звуков и мелодий (постоянное песнопение);
  • уединение и ограничение двигательной активности;
  • создание условий, при которых не удаётся уснуть;
  • холотропное дыхание;
  • ребёфинг;
  • тета-хилинг.

Трансперсональная психология Грофа

Предметом исследований С. Грофа было бессознательное в состоянии изменённого сознания. Учёный научился проникать в сферу неосознанного посредством психоделических средств. Вскоре эти психоактивные вещества запретили, а исследователь разработал новейший метод проникновения в изменённое состояние сознания. Речь идёт о холотропном дыхании.

Правда, прежде чем перейти на уровень бессознательного, индивид сталкивается с целым рядом препятствий:

  • сенсорный (активизируются органы чувств в момент проникновения в неосознанное);
  • неосознанное индивидуального характера (психотравмы и другие воспоминания из прошлого, которые вытеснены в подсознание);
  • перинатальные матрицы (связанные со смертью и рождением переживания);
  • выходящая за рамки пространства и времени трансперсональная составляющая психики (взаимосвязь индивида со Вселенной).

По мнению учёного, многие неразрешённые проблемы индивида коренятся в его подсознании. Человек может избавиться от психотравмирующих переживаний, если на каком-то уровне подсознания встретится с ними и заново их переживёт. Во имя этой цели и существует метод холотропного дыхания.

С использованием глубоких вдохов индивид «перемещается» в изменённое состояние личного сознания. Применяются также расслабляющие музыкальные произведения. Посредством таких приёмов внутри активизируется поток энергии и индивид следует за ним. Поток подавленного состояния трансформируется в поток переживаний. В такой момент психика индивида податлива, а сам он может кричать, принимать разнообразные непроизвольные позы, а также испытывать широкий спектр эмоций. Энергия потока исцеляет. Накопившийся в подсознании негатив высвобождается и индивид расслабляется.

  1. Первый способ.

Необходимо сесть на стул, выпрямить спину, ступни опустить на землю. Затем закрыть глаза и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов с небольшой задержкой дыхания после каждого. Постоянно расслабляясь, важно мыслями переместиться в область сердца и собрать там всю энергию.

Затем необходимо этот энергетический сгусток забрать из сердца и опустить в центр планеты Земля. В этот момент можно почувствовать, как энергия Земли растекается по телу. Потом эту энергию нужно мысленно собрать в огромный шар и поднять его над головой. Усилием мысли следует поднять себя над домом, деревьями, городом, материком, Землёй и войти в космос.

Там необходимо мысленно продолжать движение мимо проблесков белого и тусклого свечения. Важно пройти сквозь зыбкую массу и проникнуть в белый и переливающийся свет. Можно в нём искупаться. Правда, в ходе такого полёта следует избегать синего цвета. Действовать нужно быстро. Главное, достичь жемчужного белого свечения.

  1. Второй способ.

Следует сесть поудобней и полностью расслабиться. Затем закрыть глаза и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. В ходе дыхания важно достичь расслабления. Потом необходимо сконцентрировать внимание на сердце. В этот момент следует представить, будто вы и стул, на котором сидите, является одним молекулярным целым. Молекулы стула сплетаются с молекулами тела, однако каждый объект сохраняет свою форму.

Потом необходимо слиться с комнатой и представить себя на одном молекулярном плане со всеми находящимися в ней вещами. Затем нужно прочувствовать молекулярное единение с домом, городом, лесами, полями, Землёй. Не стоит останавливаться. Мысленно нужно выйти в космос. Необходимо объединиться со вспышками белого света, космической желеобразной субстанцией. Важно слиться с энергией Вселенной. Таким образом можно попасть в состояние Тета.

Обучение трансперсональной психологии

Получить знания из области трансперсональной дисциплины можно на семинарах по эзотерике или в институтах, преподающих эту науку. Главное требование к учащимся - желание почерпнуть познания из области психологии, открыть для себя сферу неопознанного и научиться полученный опыт использовать во благо себе и окружающим.

Трансперсональная наука поможет познать себя и мир вокруг. Благодаря её методам можно улучшить своё состояние и жизнь в целом. Избавляясь от проблем и высвобождая энергию, индивид исцеляется от разного рода душевных заболеваний и приобретает гармонию с миром. Знания по трансперсональной дисциплине можно применить для раскрытия своего творческого потенциала и

Одна известная поговорка гласит: «Выше головы не прыгнешь». С этим трудно поспорить, так как физически такое невозможно осуществить. А вот выйти за рамки своего «я» вполне реально, по крайней мере, так говорит трансперсональная психология.

Психология вне себя

Слово "трансперсональный" значит "выходящий за рамки конкретной персоны". Можно сказать, что существующая за пределами разумного опыта, за пределами человека. Первое упоминание о трансперсональной психологии датировано 1902 годом. О ней говорил на лекциях Уильям Джеймс. Именно его некоторые исследователи считают основателем трансперсональной психологии, хотя первым, кто заговорил о трансперсональном бессознательном, был Карл Юнг. Он использовал этот термин как синоним коллективного бессознательного.

В самостоятельную науку это направление оформилось в конце 60-х годов прошлого века как направление гуманистической психологии. Представителями трансперсональной психологии считаются Абрахам Маслоу, Энтони Сутич, Станислав Гроф, Мейлз Виз, Алан Уотс и другие.

Измененное сознание

Трансперсональные исследования изучают состояния измененного сознания, когда оно выходит за предел привычного «я». Основная часть материалов трансперсональной психологии взяты из толкований снов, опыта медитаций и паранормальных явлений.

Представители этого направления допускают существование высших сил, однако избегают прикрепления к какой-то определенной религии. Трансперсональная психология стремится к свободе, любви и всеобщему братству. Основная задача этого направления - преодолеть личную изоляцию, самодостаточность и центрированность. Что же говорили об этой науке ее представители?

Уильям Джеймс

В джиффордских лекциях, которые назывались «Многообразие религиозного опыта», У. Джеймс акцентировал внимание на том, что для понимания духовных переживаний необходимо пользоваться эмпирическими методами. Ученые допускают ошибку, когда начинают делить реальность на объект наблюдения и субъект, потому что все зависит от внешнего наблюдателя. То, как человек интерпретирует видимую им реальность, должно стать предметом исследования. В результате можно будет исследовать, каким уровнем сознания обладает индивид и насколько ему нужна духовная трансформация.

Абрахам Маслоу

Этот ученый стоял у истоков гуманистической психологии, основная направленность его деятельности - «пиковые переживания». К ним относятся инсайды, пиковые моменты любви, экстаз, потеря границ собственного «я». Описание этих моментов стало основным предлогом для развития трансперсональной психологии.

Во время одной из лекций в Сан-Франциско Маслоу говорил о появлении «четвертой силы», которая будет заниматься изучением опыта, что испытывает человек, медитируя или принимая психоделические препараты. В то время в психологии существовало только три направления: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология. Но ни одно из них было не в состоянии описать те явления, что были предназначены для «четвертой силы». Даже гуманистическая психология, именуемая «третьей силой», была ограничена в своих методах. Это послужило хорошим подспорьем для появления нового направления.

Новая школа

Спустя несколько месяцев после того, как Маслоу заявил о необходимости создания «четвертой силы», в штате Калифорния, в Менло-Парке, произошло собрание ученых, на котором присутствовали А. Маслоу, Э. Сутич, С. Гроф, М. Виз, Д. Фейдимен и С. Маргулис. Задача этой встречи - создать новую школу, которая могла бы заниматься изучением опыта, доступного человеку, включая и измененные состояния сознания. Сначала получило название трансгуманистического, но после ученые пришли к общему согласию и дали ему современное имя.

Чтобы обозначить предмет трансперсональной психологии, ученые вывели два аспекта изучения: субъективный и объективный. В субъективном аспекте ученые исследуют опыт человека, которому удалось покинуть пределы собственной личности и соединиться с космосом и природой. В сегменте объективных исследований ученые изучают факторы, которые влияют на человеческое поведение и мышление.

Через два года после основания этой школы была создана Ассоциация трансперсональной психологии. После смерти А. Маслоу и Э. Сутича новое течение разделилось на три основных направления. Первое базировалось на исследованиях Станислава Грофа, второе было создано на основе учений Кена Уилбера. У третьего направления не было своего представителя, в нем были сосредоточены основные засады развития и достижения нового течения в психологии.

Особенности

Трансперсональная психология - это особый раздел в психологии, что не только исследует измененные состояния сознания, но и создает методы, которые помогут человеку решить его внешние и внутренние проблемы. Это ответвление психологии не ограничивает себя какими-то рамками или условностями. Здесь успешно совмещаются новые теории, взгляды и подходы с восточным мировоззрением.

Психологи этого изучают духовный мир человека, которому раньше не придавали особого значения.

Трансперсональная психология отличается от других течений сочетанием разных направлений и наук. Здесь присутствуют и психологические направления, и философия, точные науки и духовные практики.

Основные направления

К самым существенным направлениям в трансперсональной психологии относятся:

  • Исследование измененных состояний сознания.
  • Изучение духовных практик в разрезе психиатрии и психологии.
  • Парапсихология.
  • Дыхательные упражнения.
  • Йога и медитация.
  • Фармакологические и психоделические препараты.
  • Целительные практики.
  • Духовный рост и процессы старения.
  • Смерть и переживания, с ней связанные.

Переживания

Личность в трансперсональной психологии подчас подвержена переживаниям. Трансперсональная наука делит их на две группы: переживания в расширенных состояниях сознания и за его пределами.

К первой подгруппе относят опыт, полученный в пределах пространственно-временного континуума. Например, предсмертные состояния, рождение, перинатальный период, ясновидение, возвращение в прошлые жизни, телепатия и т. д. Что касается второй подгруппы, то к ней относят духовный и медиумический опыт, во время которых человек вступает в контакт с высокоразвитыми существами или происходит слияние человеческого сознания со сверхпланетарным.

Школы, направления, непринятие

Сегодня в трансперсональной науке выделяются такие направления:

  • Психология Юнга.
  • Архетипическая, или глубинная, психология, основанная на учениях Д. Хиллмана.
  • Психосинтез.
  • Работы Маслоу, Уилбера, Тарта, Уошберна, которые выделились в одно направление.
  • Работы Станислава Грофа.
  • Психотерапия.

Как бы ни звучало, но в настоящее время Американская психологическая ассоциация не признает трансперсональную психологию как полноценное психологическое направление. Ученые по всему миру считают, что течение является еще одним явлением псевдонауки.

Научные сообщества не признают современные направления в трансперсональной психологии. Гуманистические идеи, на которых ранее базировались первые подходы нового психологического направления, сейчас подвергаются критике со стороны консервативно настроенных ученых. Хотя в этом нет ничего удивительного, на протяжении всей истории человечества общество всегда с негодованием относилось к новым, революционным взглядам.

Теория Кена Уилбера

И несмотря на все преграды и непонимание, методы трансперсональной психологии продолжают развиваться. В свое время К. Уилбер был основателем отдельного подхода в ней, который получил название интегрального. В своем первом научном труде «Спектр сознания» он пришел к выводу, что человеческое сознание состоит из нескольких уровней (спектров) самосознания. Эти спектры охватывают все возможные уровни сознания, начиная от безграничного единения с Вселенной и заканчивая уровнем маски, где индивид идентифицирует себя с чем-то, подавляя свои отрицательные характеристики.

Согласно существует 5 уровней:

  1. Спектр маски. Находясь в разной социальной среде и попадая под ее влияние, человек может подавлять, а то и вытеснять свои негативные качества, воспоминания, переживания, тем самым ограничивая себя. В результате человек теряет возможность осознавать себя в полной мере.
  2. Спектр тела и эго. На этом уровне человек четко понимает, что состоит из физической оболочки (тела) и души. Хотя понятие «душа» все еще остается чем-то абстрактным, а не пережитым опытом.
  3. Экзистенциальный спектр. Индивид начинает осознавать себя как некое психофизическое существо, которое живет в пространственно-временных измерениях. Человек осознает, что есть он - личность, а есть и внешний мир.
  4. Трансперсональный спектр. На этом уровне приходит осознание того, что жизнь человека не ограничивается физическим телом. Индивид осознает, что является чем-то большим, но все еще не ощущает единства с Вселенной.
  5. Единое сознание. На этом уровне подразумевается окончательное единение со всем, что существует вокруг. Человек становится неразделимым с существованием, то есть его можно считать всем сущим.

Сознание развивается в иерархической последовательности от самых низких уровней к более высоким.

Трансперсональная психология Грофа

Большой вклад в развитие этого течения сделал введя понятие холотропной терапии. Под этим понятием подразумевается теория и практика психотерапии и самопознания в измененных состояниях восприятия, которые ведут к возвращению целостности. Чтобы разработать этот метод, ученый 30 лет изучал состояние измененного сознания. Сейчас холотропную терапию используют:

  • Для решения безвыходных ситуаций.
  • Лечения расстройств психического характера.
  • Лечения психосоматических заболеваний.
  • Развития талантов и способностей.

Суть терапии

Достижения Грофа в трансперсональной психологии больше предназначены для практического применения. Суть холотропной терапии основана на активации бессознательной части сознания. Для этого используется специальная техника холотропного дыхания и особые музыкальные произведения.

Эти приемы позволяют активизировать внутренний энергетический поток, который превращает подавленное состояние в поток переживаний. Тогда человеку нужно только следовать за этим потоком, куда бы он его ни привел. Энергия способна самостоятельно отыскать путь к исцелению.

Холотропное дыхание создает такие условия, при которых весь мусор, накопленный в подсознании, выходит совершенно естественным образом. Незавершенные дела высвобождаются через движения, невысказанные слова превращаются в различные звуки, подавленные эмоции высвобождаются через мимику и позу. Эта работа должна продолжаться, пока все, что было разбужено дыханием, не иссякнет и тело полностью не расслабится.

Сеансы холотропной терапии

Пребывая в состоянии измененного сознания, человек может вернуться в прошлое и вновь увидеть или даже заново пережить травматические события своей жизни. Наблюдая за событиями прошлого, человек получает возможность понять произошедшее, принять сложившуюся ситуацию и освободиться от груза прошлого. Стоит отметить, что индивид получает возможность посетить не только события своего прошлого, но и свои прошлые жизни. А это куда сильнее может изменить его взгляды на мир. Увидев свои прошлые воплощения, человек поймет, почему он родился именно в этом месте и времени. Он сам сможет ответить на вопросы, почему именно такие возможности у него есть, поймет, какими способностями обладает и почему его окружают именно эти люди.

На сеансах холотропной терапии человек может ощутить себя растением или животным, может общаться со сверхчеловеческими существами и испытает опыт единения с Вселенной. Даже сегодня холотропная терапия считается одним из лучших достижений трансперсональной психологии. Ощутив подобные переживания, человек больше никогда не станет прежним, нет, он не потеряет себя, наоборот, поймет, в чем состоит его истинное предназначение, и по-новому посмотрит на мир.

Трансперсональная психология - это наука, которая изучает измененное состояние сознания. Несмотря на то что ее никогда не признают в научном сообществе, она будет существовать, ведь человек - это не просто кожа да кости, но еще и душа, стремящаяся соединиться с Вселенной.

Трансперсональная психология ("trans" и "persona" буквально можно перевести как надличностная ) — это направление в современной психологии , исследующее надличностные, сверхличностные состояния сознания. Трансперсональную психологию считают четвёртой силой в ряду с психоанализом , бихевиоризмом и гуманистической психологией .

Корни трансперсональной психологии уходят в мировые духовные практики, в историю культуры и религии. Трансперсональная психология базируется на холистической парадигме ("holos" — целостный), для которой целое больше, чем просто сумма его частей. Представителями данного направления являются С.Гроф, К.Уилбер, Ч.Тарт, А.Минделл, С.Криппнер и каждый, при этом, развивает своё направление исследований, свои методы.

В трансперсональной психологии изучаются высшие состояния сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, личностные ресурсы, множественность состояний сознания, парапсихологические феномены. Человек — это целостное создание и к нему нужен интегративный подход.

Можно выделить разнообразные подходы к самопознанию : телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, холотропное дыхание, медитация, работа со сновидениями, активное воображение. В отличие от традиционных видов психотерапии трансперсональные техники делают упор на непосредственное переживание и выражение эмоций , используя которые, — человек может получить прозрения свой личной истории, увидеть свои эмоциональные затруднения и межличностные проблемы и бессознательные силы, которые им движут.

К практическим методам, используемым в трансперсональной психологии относят холотропное дыхание и ребёфинг . Ребефинг (от англ. "rebirthing" — повторное рождение) говорит нам о том, как дышать энергией так же, как воздухом. Автором этой методики — Леонард Орр .

Особенностью холотропного дыхания, предложенного С.Грофом, является более глубокое и более быстрое дыхание с гипервентиляцией легких, побуждающая музыка и помощь в освобождении энергии через специфические приемы работы с телом.

В холотропном состоянии человек может получить такие откровения, которые невозможны при интеллектуальном разборе ситуации.

Гроф выделял два вида сознания : ориентированное на осязаемую реальность и направленное к неосязаемой внутренней реальности. Оба состояния являются реальными и взаимодействие между ними ценно само по себе.

Психика человека богаче, чем мы себе представляем. Наше подсознание таит в себе такие сокровища, которые не обнаружишь в обычном состоянии. Из глубин подсознания можно вытащить такие воспоминания о своей жизни, о которых активное сознание не имеет никакого представления. Причём, эти воспоминания могут быть живыми, интенсивными и превзойти реальные переживания материального мира.

Человек, прошедший через такой опыт, испытав ощущения, связанные со смертью и повторным рождением, резко меняют представление о самих себе, об окружающем мире. Он обретает чувство радости, безмятежности, появляется вкус к жизни. Также происходят качественные изменения течения заболеваний. Трансперсональные переживания имеют огромное значение для творчества и обладают особым терапевтическим потенциалом.

Установив связь с надличностной сферой своей психики, вы сможете разобраться с любыми трудностями, встречающимися на вашем жизненном пути.

Трансперсональная психология ("trans" и "persona" буквально можно перевести как надличностная) -- это направление в современной психологии, исследующее надличностные, сверхличностные состояния сознания.

Трансперсональная психология включает в себя ряд психотерапевтических теорий и практик, таких как психосинтез и трансперсональная терапия, ряд техник самоанализа и личностного роста, таких как медитация и визуализация, а также заимствует ряд идей из философии, теологии, феноменологии, антропологии, социологии, восточных религиозно-философских учений,западных духовных традиций, оккультизма и парапсихологии. Она также фокусируется на типологии духовного опыта и изучении его влияния на мысли и поведение людей.

Трансперсональная психология, появившаяся в 70-е гг. XX в. ищет новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках других направлений психологии. В первую очередь это относится к предельным возможностям человеческой психики, к тому, что называется «мистическими переживаниями», «космическим сознанием» и т. п., то есть, формам особого духовного опыта, требующим, при анализе, взгляда на человека с нетрадиционных позиций.

В центре трансперсональной психологии (то есть «психологии за пределами личности») - так называемые - измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Человек, с его прижизненно сформированной психикой, опытом, качествами, по традиции обозначается как «персона». Кроме этого в человеке существует нечто, вне его индивидуального опыта, вне «персоны», т.е. трансперсональное.

Трансперсональная психология - это сравнительно новое направление психологии, которое, однако, имеет глубокие корни в философской и религиозной мысли человечества. К теоретическим источникам трансперсональной психологии относятся учение средневековых мистиков (особенно Иогана Экхарта, XIII-XIV вв.), восточная философия (главным образом индийская), аналитическая психология К. Юнга.

Первым трансперсональным психологом сами сторонники ТП считают Уильяма Джеймса (1842-1910. По их мнению, его философия оказалась предшественницей различных направлений в психологии. В известной работе "Многообразие религиозного опыта", посвященной анализу мистического сознания, Джеймс намечает основные положения, разделяемые ТП:

Религия находится внутри индивидуума. Имеется ввиду, что источник религии находится прежде всего в личностных переживаниях. Поэтому материал исследований - "личностные откровения людей об их религиозных пробуждениях".

Исследование бессознательного является дверьми к трансформирующим переживаниям. Под этим он имеет ввиду, что любой метод, с помощью которого человек соприкасается со своими внутренними переживаниями, является лишь первым шагом самоисследования и что за пределами повседневной "бодрствующей" реальности затем открывается огромный диапазон состояний сознания.

Основоположниками стали А. Маслоу (идея иерархизации и соподчинения мотивов), С. Гроф (идея возможности выхода за пределы личного сознания, перинатальный опыт человека) и другие известные учёные, пришедшие к ней на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания, изменивших научные представления о значении духовных переживаний для человека и открывших их положительный эффект в психотерапии.

Трансперсональная психология (ТП) описывает опыт измененных состояний сознания, когда оно выходит за пределы привычного «Я», за границы времени и/или пространства. Большая часть материалов ТП взята из толкования сновидений, переживаний после приема легких наркотиков, опыта медитаций и измененных состояний сознания в процессе интенсивного дыхания и других процессов, создающих кратковременное отравление мозга.

Как философское направление, в ТП традиционно тяготение к позиции свободы, любви и всеобщего братства. ТП ставит задачу преодоления ощущения личной изоляции, центрированности и самодостаточности.

Трансперсональные переживания включают в себя две большие группы: расширение переживаний в рамках «объективной реальности» и расширение переживаний за пределы «объективной реальности».

Первая группа: расширение сознания во времени (переживания эмбриона и плода, опыт предков, коллективный и расовый опыт, эволюционный опыт, переживание прошлых воплощений, предвидение, ясновидение, «путешествия во времени»); расширение сознания в пространстве (выход за пределы Эго и отождествление с другими личностями, животными, растениями, единство со всем сущим в мире, планетарное и сверхпланетарное сознание, «путешествия в пространстве», телепатия); сужение сознания до уровня сознания органа, ткани, клетки.

Вторая группа: духовный и медиумический опыт, переживание встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями, архетипические и мифические переживания, слияние со Вселенским Сознанием, постижение Великой Пустоты и т. д.

Станислав Гроф - чешский психиатр, который в начале 60-х переехал в США и нашел пристанище на благодатной земле Калифорнии. Это было то самое место и время, где и когда буйным цветом расцвели небезопасные эксперименты по «расширению сознания» с помощью наркотиков. Идеологами этого движения выступали местные бескорыстные энтузиасты, кумиры поколения хиппи, Кен Кизи, Тимоти Лири и Теренс Маккена, которым дельцы мирового наркобизнеса должны были бы поставить по золотому памятнику. К этой когорте фактически присоединился и Гроф, успевший еще на не понявшей его родине поэкспериментировать с употреблением ЛСД. Молодые бунтари 60-х одно время свободно покупали этот наркотик прямо в аптеках, пока доктора, неосмотрительно выписывавшие рецепты направо и налево, наконец не обнаружили, что этот стимулятор мозговой деятельности вызывает привыкание и очень нехорошие изменения в той самой мозговой деятельности, которую он стимулирует. Но пока ЛСД не попал под официальный запрет (в США это произошло в 1967 г.), Гроф успел накопить богатые клинические данные.

Его работа «Области человеческого бессознательного» изобилует описаниями видений и галлюцинаций, испытанных пациентами, которых он пытался лечить при помощи ЛСД. Одурманенные наркотиком, люди «вспоминали» самые невероятные вещи - свое младенчество и даже прошлые воплощения, летали на другие планеты, участвовали в исторических событиях прошлых эпох, отождествлялись со сперматозоидами и электронами. (Наркологи могут подтвердить достоверность таких описаний - известны клинические случаи, когда их пациенты, вообразив себя птичкой, «выпархивали» из окна, и т.п.)

Как и многие психологи психоаналитического направления Гроф убежден, что важнейшим событием в жизни каждого человека является его рождение. Сам процесс рождения он делит на четыре этапа, соответствующие четырем так называемым базовым перинатальным матрицам (БПМ). Под воздействием ЛСД в измененном состоянии сознания эти матрицы активизируются, высвобождая в символической форме подавленный болезненный материал, связанный с тем или иным периодом процесса развития плода и родов.

БПМ-1 связана с периодом спокойного развития эмбриона в чреве матери, полной гармонии с миром (в норме эмбрион всем обеспечен и не знает беспокойства, травм и проблем). Если это развитие в самом деле протекало благополучно, то в измененном состоянии сознания ему соответствуют образы блаженного покоя в глубинах океана или Вселенной, часто сопровождаемые эйфорическими ощущениями. Если же покой будущего человека нарушался негативными событиями в жизни матери, если плод отравлялся вследствие курения матери, употребления ею алкоголя или сильнодействующих лекарств, то среди безопасных обитателей океана могут появиться ядовитые, хищные рыбы и моллюски, а в Космосе начинаются метеоритные вихри, преследования со стороны злых инопланетян и т.п. И эмоции, соответственно, смещаются в более мрачную часть спектра: для негативных аспектов БПМ-1 характерен безотчетный страх, ощущение уязвимости и беспомощности.

БПМ-2 объединяет переживания, ассоциируемые с первой клинической фазой родов. Ранее спокойное и комфортное убежище - матка - начинает сокращаться, и плод испытывает мучительное давление. Образы заточения в тесной темнице, пыток, давящих прессов и т.п. соответствуют переживаниям этой перинатальной матрицы. Им сопутствуют чувства безысходности, подавленности и страха. Фаза эта неприятная, но необходимая. В подсознании каждого есть эти переживания, связанные с сокращением матки до того, как ее шейка откроется. Все мы были заточены в эту сжимающуюся темницу. Однако, по мнению Грофа, некоторым из нас было особенно плохо в этой темнице, и у них возникли эмоциональные проблемы, связанные с этой фазой. Во взрослой жизни они выражаются через невротические симптомы депрессии и клаустрофобии.

БПМ-3 соответствует второй клинической фазе родов. Шейка матки открывается, к сокращениям матки присоединяются сильные движения плода, стремящегося к выходу на свет. Плод активно борется за автономную жизнь. Символически это находит выражение в образах садомазохистских сцен, грозных кровопролитных сражений и просто драк. К образам именно этой матрицы относится и переживание «света в конце тоннеля». Эта трактовка Грофа представляется весьма остроумной -- в самом деле, становится вполне понятным, какой тоннель и какой свет видят люди в своих грезах. (Правда, трактовка видения «света в конце тоннеля» как воспоминания о прохождении по родовому каналу встречается и у Юнга, в предисловии к «Тибетской книге мертвых», так что и в этом «открытии», как и во многих прочих, Гроф неоригинален.) Переживая связанное с третьей перинатальной матрицей, человек испытывает бурю разнонаправленных эмоций, среди которых преобладает агрессия. Если на этой фазе были какие-то затруднения, то в последующей жизни личность «расплачивается» за них симптомами, связанными с вытесненной агрессивностью.

Наконец, БПМ-4 соответствует отделению плода от матери, перерезанию пуповины и началу жизни новорожденного в качестве автономного существа. Если все здесь прошло нормально, то в измененном состоянии сознания под воздействием ЛСД человек переживает образы революции, победы над врагом, весеннего пробуждения природы вскрытия рек ото льда и т.п. При этом характерны радостные эмоции, в случае проблем на этом этапе при их символическом переживании возникает эмоция интенсивного страха, чувство разочарования.

В работах Грофа подробно излагается, как различные психические расстройства и перверсии связаны с фиксацией на той или иной БПМ.

Однако распространение новаторского учения столкнулось с рядом проблем. Во-первых, часть клиентов застревали на одном из этапов, впадали в психоз и к концу лечения оказывались едва ли не в худшем состоянии, чем в начале. Иные приходили к мысли, что все свои проблемы надо решать только в измененном состоянии сознания, и тем самым отказывались брать на себя какую-либо разумную ответственность за собственную жизнь. К тому же ЛСД попал на улицы и стал употребляться беспорядочно - ради забавы, а вовсе не самосовершенствования. Наконец, ЛСД запретили, и все исследования пришлось свернуть. Но остановиться Гроф уже не мог. Из непростой ситуации он нашел законный выход. Он придумал холотропное дыхание - особую технику, позволяющую достигать измененных состояний сознания, схожих с теми, которые достигаются посредством ЛСД. Теоретическим обоснованием метода является трансперсональная психология и картография бессознательного Станислава Грофа.

Метод, сочетающий в себе такие элементы, как ускоренное дыхание, этническая, ритуальная и трансовая музыка, а также определённые формы работы с телом, порождает целый спектр переживаний, которые наблюдались во время других видов глубинного самоисследования.

Сторонники метода утверждают, что переживания, вызываемые при холотропном дыхании, имеют целительный и трансформативный эффект. Они также заявляют о том, что многие холотропные сеансы выводили на поверхность тяжёлые эмоции и неприятные физические ощущения самых разнообразных типов, а полное проявление этих эмоций и ощущений даёт возможность освободить человека от их беспокоящего влияния.

Психофизиологическое действие холотропного дыхания основано на том, что длительная гипервентиляция приводит к снижению концентрации углекислого газа, которое ведет к сужению сосудов. Гемоглобин начинает прочнее связывать кислород и красные кровяные тельца менее эффективно передают его тканям -- ткани начинают задыхаться от нехватки кислорода. В результате от переизбытка воздуха возникает парадоксальное кислородное голодание, из-за которого начинается торможение коры головного мозга, более интенсивно начинает работать подкорка, высвобождая ранее вытесненные из сознания переживания, и практикующий видит галлюцинации.

Разумеется, все прежние проблемы остались - у части клиентов наступает ухудшение, некоторые «подсаживаются» на холотропное дыхание, методику широко практикуют плохо усвоившие ее люди и просто шарлатаны. Правда, в отличие от ЛСД, холотропное дыхание не запрещено, и в России есть немало мест, где его вполне легально практикуют.

трансперсональный психология сверхличностный сознание

Психосинтез - трансперсональная система Р. Ассаджиоли

Еще одна интересная и важная трансперсональная система - психосинтез - разработан итальянским психиатром Р. Ассаджиоли.

Важным элементом психосинтеза Ассаджиоли является понятие субличностей - динамических подструктур, которые обладают относительно независимым существованием. Самые привычные субличности - те, что связаны с ролями, которые мы играем в жизни, например сына, отца, любимого; врача, учителя или служащего. Каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности.

В каждом человеке есть большой набор субличностей, отличающихся от субличностей других людей. Можно проанализировать, выделить эти субличности и дать каждой субличности «свое имя», некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная крошка, Знаток, Одинокое сердце, «Что подумают люди», Критик, Саботажник и пр. Игры, в которые играют эти субличности, внутренние голоса человека становятся деструктивными в том случае, если человек не осознает их или не принимает мер для примирения конфликтных сторон внутри себя самого. Одна из целей самонаблюдения - больше понять центр, сущность собственного «Я», усилить его, чтобы оно было способно разрешить конфликты между субличностями.

Терапевтический процесс психосинтеза включает четыре стадии: на первой стадии пациент узнает о различных составляющих своей личности. Следующим шагом будет отказ от отождествления себя с этими элементами субличностями и приобретение способности их контролировать. После того как пациент постепенно открывает свой объединяющий психологический центр, можно достичь психосинтеза и интеграции всех самостей вокруг нового центра.

Истинной отличительной чертой трансперсональной психологии является модель человеческой души, в которой признается значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания.

Трансперсональная психология наиболее глобально рассматривает человека, как космическое существо, связанное на уровне бессознательной психики со всем человечеством и всей Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировой космической информации, к информации человечества (коллективное бессознательное).

Согласно взглядам представителей этого направления, рождения проживание, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания (что часто может быть связано со страданием и его преодолением) ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром.