Твердость / мягкость согласных как самостоятельный, а не возникший из-за позиционных изменений признак фиксируется в следующих сильных позициях:
1) перед гласными, включая [э]: [лу]к лук
- [л"у]к люк
, [но]с нос
- [н"о]с нёс
, пас[т э´]ль пастель
- пос[т" э´]ль постель
;
Парные мягкие согласные перед [э] произносятся в исконно русских словах, парные твердые - в заимствованных. Однако многие из таких заимствований перестали осознаваться как редкие: антенна
, кафе
, сарделька
, стресс
, пюре
, протез
и т. д. В результате в общеупотребительных словах стало возможно как твердое, так и мягкое произношение согласного перед [э].
2) на конце слова: ко[н] кон
- ко[н"] конь
, жа[р] жар
- жа[р"] жарь
;
3) у звуков [л], [л"] независимо от их положения: во[л]нá волна
- во[л"]нá вольна;
4) у согласных [c], [с"], [з], [з"], [т], [т"], [д], [д"], [н], [н"], [р], [р"] (у переднеязычных)
- в позиции перед [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"] (перед заднеязычными): гó[р]ка горка
- гó[р"]ко горько
, бá[н]ка банка
- бá[н"]ка банька
;
- в позиции перед [б], [б"], [п], [п"], [м], [м"] (перед губными): и[з]бá изба
- ре[з"]бá резьба.
В остальных случаях твердость или мягкость согласного будет не самостоятельной, а вызванной влиянием звуков друг на друга.
Уподобление по твердости наблюдается, например, в случае соединения мягкого [н"] с твердым [с], ср.: кó[н"] конь - кó[нс]кий конский , Испа[н"]ия Испания - испа[нс]кий (т.е. [н"] // [н] перед твердым). Пара ию[н"] июнь - ию´[н"с]кий июньский не подчиняется указанной закономерности. Но это исключение является единственным.
Уподобление по мягкости осуществляется непоследовательно в отношении разных групп согласных и соблюдается не всеми говорящими. Не знает отступлений лишь замена [н] на [н"] перед [ч"] и [ш:"], ср: барабá[н] барабан - барабá[н"ч"]ик барабанчик , гó[н]ок гóнок - гó[н" ш:"]ик гонщик (т.е. [н] // [н"] перед мягким).
В соответствии со старыми нормами следовало говорить: л я´[м"к"]и лямки, [в"б"]ить вбить ; [д"в"]ерь дверь ; [с"j]ем съем ; [с"т"]енá стена . В современном произношении нет обязательного смягчения первого звука в указанных случаях. Так, слово ля´[мк"]и лямки (аналогично тря´[пк"]и тряпки , лá[фк"] и лавки ) произносится только с твердым, остальные звуковые сочетания допускают вариативность произношения.
Обозначение на письме распространяется только на случаи самостоятельной, а не позиционно обусловленной твердости / мягкости парных согласных. На буквенном уровне мягкое качество звука [н"] в словах барабанчик и гонщик графически не фиксируется.
В отличие от глухости / звонкости самостоятельная мягкость парных согласных передается не буквой, соответствующей согласному звуку, а следующей за ней буквой:
буквами и, ё, ю, я: л
ик
, л
ёд
, л
юк
, л
язг
;
В современном языке буква е перестала обозначать мягкость предшествующего согласного. Комбинацию букв...те
... нельзя прочитать, если не видишь, какому слову она принадлежит - тесто
или тест
.
1) на конце слова буквой мягкий знак: ко
нь, жа
рь, пы
ль;
2) в середине слова перед согласным буквой мягкий знак: тьма
, ве
сьма
, ба
нька
.
Самостоятельная твердость парных согласных передается такими средствами:
буквами ы, о, у, а, э: лыко
, лодка
, лук
, ласка
, кара
тэ;
в конце слова отсутствием мягкого знака: ко
н_, жа
р_, пы_
л;
в середине слова перед согласным отсутствием мягкого знака:
т_ мин
, с_ мотрит
, ба
н_ ка
.
Твердость / мягкость непарных согласных отдельного обозначения не требует. Написание и/ы , ё/о , ю/у , я/а после букв ш , ж , ч , щ , ц , соответствующих непарным, диктуется традицией: жизнь , цифра , цыпленок , ожёг , о жог , шутка , бро шюра , чашка . То же самое касается и употребления / неупотребления буквы мягкий знак в ряде грамматических форм: ро жь, заму ж _, ти шь, малы ш_, ве щь, товари щ_ , мочь, кирпич_ .
Задачи урока:
1. Учить различать гласные первого и второго ряда в слогах, словах, предложениях.
2. Учить сравнивать согласные по твёрдости-мягкости на уровне звука, слога, слова.
3. Формировать умение выбирать гласную букву для обозначения мягкости согласного на письме.
4. Развитие навыков звукового анализа.
5. Развитие навыка работы с деформированным предложением.
Оборудование:
Для учителя: компьютерная презентация, изображения сказочных героев, цветные шарики со слогами, карточки со словами для предложений.
Для учащихся: рабочие тетради, карточки с заданием.
I.Организационный момент.
Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.
Начинаем урок обучения грамоте.
II. Введение в тему.
Мы с вами уже многое умеем и знаем. Поэтому именно к нам обратился за помощью один очень известный сказочный герой. Он очень не любит учиться. Говорит, что умеет кушать, на улице играть. А больше ему ничего не надо.
Он не знает ничего…
А вы знаете его…
Мне ответьте без утайки-
Кто в гостях у нас? (Незнайка) (2 слайд)
Незнайка на уроке писал предложения под диктовку и не справился с заданием. Умница Знайка ни одного балла ему за работу не поставил.
Внимательно прочитайте предложения, посмотрите на ошибки..Подумайте, какой материал не усвоил Незнайка? Чего он не знает? (3 слайд)
Незнайка не научился использовать гласные буквы для смягчения согласных звуков. Поможем Незнайке?
Мы должны заработать 5 баллов для Незнайки, выполнив 5 сложных заданий.
III. Сообщение темы урока.
Итак, тема урока «Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами».
Повторим и закрепим то, чему научились на последних уроках обучения грамоте. (4 слайд)
IV Чистописание.
л лл л
ло ле ла лы лю ли
Повторим написание строчной буквы л, соединение буквы л с другими буквами.
На какие две группы можно разделить слоги? (слоги с твёрдыми согласными и мягкими согласными).
Отметьте синим цветом твёрдые согласные в слогах, зелёным цветом- мягкие согласные.
V. Работа по теме урока.
1) — Посмотрите внимательно на таблицу букв. Назовите те буквы, которые используются для смягчения согласных. Будьте внимательны. (5 слайд)
Для смягчения согласных используем гласные второго ряда: Я, Е, Ю, И, Ё
2) Дифференциация твёрдых — мягких согласных в прямых слогах. (На доске изображения сказочных героев и шарики со слогами)
Первое задание для вас и Незнайки.
Помогите друзьям Незнайки – Чиполлино и Буратино- собрать разлетевшиеся шарики. Буратино должен собрать шарики со слогами, в которых твёрдые согласные звуки, а Чиполлино – с мягкими согласными звуками. (Дети выполняют задание у доски)
Молодцы! Вы справились с первым заданием. Получаете первый балл. (6 слайд)
3) Дифференциация твёрдых — мягких согласных в небольших словах.
Модели слов (7 слайд)
Составьте слова, используя гласную сначала первого ряда, затем второго ряда. Наблюдаем за значением слова.
- Вывод: От выбора гласной зависит значение слова.
Следующее задание.
- Приготовьте сигнальные карточки синего и зелёного цветов. Сигнальной карточкой покажите твёрдость или мягкость первого согласного в слове. Подумайте, какую гласную будем писать после него.
Мыл, мил, сын, семь, торт, тёрка, мишка, мышка.
Молодцы! Получаем ещё один балл за работу. (8 слайд)
4) Самостоятельная работа по вариантам (в тетради)
1 вариант записывает слова, которые начинаются с твёрдого согласного звука,
2 вариант- слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. (9 слайд)
Мыл, мил, лук, люк, лист, лыжи, пенал, парта.
Проверка.
Молодцы! Заработали вместе с Незнайкой ещё один балл. (10 слайд)
VI. Физминутка.(11 слайд)
VII. Закрепление на материале предложений.
1) Работа со словами-паронимами.
Вставьте подходящее по смыслу слово. (12 слайд)
РАДЫ — РЯДЫ
Дети сажали овощи. Они старались делать ровные _______. Осенью убирали урожай. Все были _________.
НОС — НЁС
Буратино _______ золотой ключик. Он любит всюду совать свой _______.
МИШКА — МЫШКА
Кот ___________ ловил __________.
Работа выполняется детьми на карточках самостоятельно с последующей проверкой на слайде.
Молодцы! Заработали четвёртый балл. (13 слайд)
2) Зрительно-слуховой диктант.
Работа с деформированными предложениями. (карточки со словами на доске) (14 слайд)
зиме рады дети
Нины Пети и санки у
горки малыши с катались
Соберите рассыпавшиеся предложения. (Дети работают у доски)
Дети рады зиме.
У Пети и Нины санки.
Малыши катались с горки.
Запись под диктовку с предварительной подготовкой.
Самопроверка. (16 слайд)
Анализ работы.
Кто написал предложения без ошибок?
У кого 1-2 ошибки?
За эту работу вы и Незнайка заработали ещё один — пятый балл. (17 слайд)
VIII. Итог урока.
Итак, наш урок подошёл к концу. Мы помогли Незнайке разобраться в очень сложном материале. Вспомним, о чём говорили на уроке?
Какие гласные буквы смягчают согласный звук?
IX. Домашнее задание.
Текст с ошибками, который написал Незнайка в начале урока. Списать, исправив ошибки.
Душейко Оксана Юрьевна,
учитель — логопед МБС(К)ОУ «СКОШ-И для детей с ТНР»
г. Березники Пермский край
Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.
Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название - твёрдый .
Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.
Проверим. В первую корзину положили: свёклу (звук [в’]), репу (звук [р’]), помидор (звук [м’]), огурец (звук [р’]) . Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.
Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе - с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово - НОС .
Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:
ряд - звук [р’] - рад - звук [р]
люк - звук[л’] - лук - звук [л]
Рис. 3. Лук ( )
мял - звук [м’] - мал - звук [м]
Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи - буквами, но в особых квадратных скобках - в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.
Большинство согласных звуков образует пары по мягкости - твёрдости:
Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:
Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].
Выполним задание: укажем парный звук.
[з] - ? [ж] - ? [р’] - ? [ч’] - ? [с’] - ? [л] - ? Проверим правильность выполнения задания: [з] - [з’]; [р’] - [р]; [с’] - [с]; [л] - [л’]. [ж], [ч’] - непарные по мягкости-твёрдости звуки.
На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее - знак мягкий , для мягких согласных звуков.
Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:
Слышу твёрдый согласный звук - пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.
Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком - обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.
Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком - мягкость показываю Ь.
Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки ()
Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.
Дополнительные веб-ресурсы
Сделай дома
1. Прочитай выразительно.
На солнышке согрелась ель
.
Подтаяла со
сна.
И
дёт апрель
, звенит ка
пель
.
В ле
су у нас ве
сна.
(3. Александрова)
2. Рассмотри предметы.
Вспомни! Твёрдые согласные звуки обозначаем так: [л], [к], [м], [з], а мягкие согласные звуки - так: [л"], [к"], [м"], [з"].
3. Прочитай каждую пару слов. Произнеси звуки, которые обозначены выделенными буквами.
4. Произнеси слова по их звуковым обозначениям. Скажи, что обозначает каждое слово.
[м"этр] [лыжн"а] [кл"он]
5. Прочитай.
Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами
Обрати внимание! Некоторые согласные звуки образуют пары по твёрдости-мягкости : [б] - [б"], [д] - [д"], ... .
6. Прочитай.
В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придётся скоро,
Им нужен мир, а не война...
(Е. Трутнева)
7. Прочитай загадку. Отгадай её.
Висит за окошком
Кулёк ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
(Т. Белозёров)
ре бя́та
8. Прочитай. Одинаково или по-разному надо читать букву «эль» в каждом слове?
9. Прочитай.
На св..те есть кот..та -
Касьянка, Том и Плут.
И есть у н..х хоз..йка,
Не помню, как зов..т.
Сказала р..з хоз..йка:
«Схожу купл.. буква..,
Неграмотный кот..нок -
Невежда и дика..».
(И. Токмакова)
10. Прочитай выразительно.
На малютку сына
Нежно мать глядела;
Колыбель качая,
Тихо песню пела:
«Ай! уймись ты, буря!
Не шумите, ели!
Мой малютка дремлет
Сладко в колыбели».
(А. Плещеев)