Однако далеко не всем до конца понятно, что обозначает это загадочное определение. Попробуем восполнить пробелы в наших знаниях и разобраться подробно, сказуемое и подлежащее. Какими частями речи они могут быть выражены? И в каких случаях разделяются на письме таким как тире?
Определение
Чтобы понять, что такое сказуемое и подлежащее, необходимо разобраться в их определениях.
Подлежащее кто ? или что ? и обозначающий тот предмет, о котором ведется речь в предложении. На территории всего края установилась теплая погода . В данном примере слово "погода" выступает в качестве подлежащего (то есть предмета речи), и от него зависят те грамматические особенности, которые получит другой главный член этого предложения - сказуемое.
Сказуемое - это один из главных членов предложения, отвечающий на вопросы: что делать ? каков ? что происходит ? кто такой (или что такое ) предмет ? Оно обозначает действие, которое проделывает предмет речи, его состояние или признак. В названном выше примере в качестве сказуемого выступает глагол "установилась" . От подлежащего он получил такие признаки, как единственное число и окончание женского рода.
Способы выражения подлежащего и сказуемого
Это один из наиболее сложных вопросов в описываемой теме. Ведь чтобы понять, что такое сказуемое и подлежащее, необходимо уметь правильно определять их в речи.
Подлежащее
Подлежащее в предложении может быть выражено такими частями речи:
Сказуемое
Сказуемое в предложении может быть выражено следующими частями речи:
Тире между подлежащим и сказуемым
Таблица, представленная ниже, наглядно показывает, в каких случаях главные члены
предложения разделяются на письме этим знаком препинания.
Случаи, когда ставится тире | Примеры |
сущ. в И. п. - сущ. в И. п. | Мои года - мое богатство |
сущ. в И. п. - глаг. неопр. ф. | Главная задача для молодоженов - научиться понимать друг друга |
глаг. неопр. ф. - глаг. неопр. ф. | Курить - здоровью вредить |
глаг. неопр. ф. - сущ. в И. п. | Любить - это искусство |
сущ. в И. п. - идиоматическое выражение | Мой друг - рубаха-парень! |
колич. числ. - колич. числ. | Семью шесть - сорок два |
колич. числ. - сущ. в И. п. | Восемьсот метров - длина беговой дорожки стадиона |
сущ. в И. п. - колич. числ. | Глубина нашего бассейна - четыре метра |
Следует запомнить, что такое сказуемое и подлежащее, а также то, что при перемене мест в предложении они меняют свои функции. Моя лучшая подруга - Юлия . Юлия - моя лучшая подруга.
Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое ). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) - это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова ..
Подлежащее.
Помни!
Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже , но и:
1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;
Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось. |
2) конструкциями:
Числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.; У князя в сакле собралось множество народа . Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке. Кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.; Лучший из учеников быстро решил эту задачу. Кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного; Что-то такое ничтожное завязано в платке. Существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе! ). Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч .). Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.). |
3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.
Прожить по-барски – это дворянское дело |
Сказуемое.
В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.
Различай!
Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.
Также посмотрите видео-презентацию.
Подсказка.
1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:
Я буду принимать участие в выставке.
В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.
Ловушка!
Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:
Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото .
Такая ошибка связана с двумя факторами.
Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.
Помни!
Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н- , а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.
Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.
В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото .
Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть . Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.
Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.
Помни!
Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.
Мне необходимо сойти на этой остановке.
Ловушка!
Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться , так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.
Она показалась мне смешной. Неверно!
Если вы выделяете только слова показалась , то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).
Верно: Она показалась мне смешной
Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).
Верно: Учитель был строгим.
Ловушка!
В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?
1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:
В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.
Помни!
В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.
2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.
3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).
4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.
Различай!
Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие .
Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.
В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение ), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее ). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:
Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.
Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.
5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.
[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки] , (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).
Разбор задания.
1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?
(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.
1) восприятие является (предложение 2)
2) приобрел способность (предложение 4)
3) они не представляются слепком (предложение 4)
4) который позволяет видеть (предложение 6)
Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».
Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.
Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!
Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.
Таким образом , прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.
2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?
(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).
1) книги нужны были, они терялись
2) им нужны были, они терялись
3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись
4) книги нужны были, они терялись в океане
Правильным является Вариант 1 , так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане .
3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?
(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…
1) она издохнет (предложение 2)
2) что хочется (предложение 3)
3) что хорошо и должно делать (предложение 4)
4) научает способность (предложение 4)
Это задание повышенной сложности.
Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.
Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.
Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.
Верным является Вариант 4.
Предложения в русском языке имеют определенный строй. Популярные по частоте употребления - это синтаксические высказывания, содержащие в себе грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого. Подлежащее и его способы выражения представляют собой отдельную категорию. Подробности в данной статье.
Это тандем подлежащего и сказуемого. Подлежащее - субъект, выполняющий действие. Самим действием и является сказуемое.
Важно! Подлежащее не может быть объектом, так как последний - это то, на что направлено действие.
Грамматическая основа, способы выражения подлежащего и сказуемого становятся краеугольным камнем, на котором строится все речевое высказывание.
Подлежащее и способы его выражения - это особый подраздел морфологии.
Что же это такое?
Подлежащим является главный член предложения, обозначающий предмет речевого высказывания и отвечающий на вопросы: «кто? что?». Это вопросы, относящиеся к именительному падежу.
Значение подлежащего определить очень просто - это то, о чем говорится в предложении. По сути, без подлежащего предложения лишаются своей смысловой составляющей. Однако существуют и исключения из правил, например, безличные, определенно-личные или неопределенно-личные типы предложений, где либо совсем нет подлежащего, либо оно подразумевается, но не включается в общий строй предложения.
Основной формой выражения подлежащего становится именительный падеж с вопросами «кто? что?». Здесь появляется одна интересная ситуация. Дело в том, что в русском языке два падежа отвечают на одни и те же вопросы: именительный и винительный. К тому же сама форма именительного и винительного падежей может совпадать.
Например:
В такой ситуации важно верно определить субъект и объект, а также можно воспользоваться маленькой хитростью и подставить за непонятной падежной формой любое существительное первого склонения, например, мама.
Получится:
Из данного примера видно, что подобные существительные имеют разную форму слова и окончание. Таким образом, вопросы подлежащего больше не будут вызывать каких-либо затруднений.
Подлежащее, его семантика и способы выражения зависят от той части речи, которая становится в предложении на место одного из главных членов. Сказать, что подлежащее более весомый член предложения, чем сказуемое, нельзя. Так, например, в безличных предложениях нет и не может быть подлежащего, поэтому вся смысловая нагрузка там ложится именно на сказуемое.
Примеры подлежащего и его способов выражения в русском языке представлены далее.
Если формой главного члена является имя существительное:
Если формой главного члена является местоимение:
Если формой является имя прилагательное:
Если формой является причастие:
Если формой является имя числительное:
Кроме вышеперечисленных частей речи в роли подлежащего могут выступать и неизменяемые знаменательные или служебные части речи в значении имени существительного.
Если формой является инфинитив - неопределенная форма глагола:
Если формой является наречие:
Если формой является предлог:
Если формой является союз:
«И» - соединительный союз.
Если формой является частица:
Если формой является междометие:
. «Ай» говорят, когда больно!
Из леса неслось громкое «Ау» (что?).
Помимо неизменяемых частей речи в роли подлежащего может выступить косвенная форма имени существительного (то есть существительное, поставленное в любой падеж кроме именительного), либо предложение в значении имени существительного или форма глагола, которую можно спрягать.
Например:
И наконец, в категорию подлежащего и его способов выражения попадает цельная форма подлежащего, которая представляет собой синтаксически неделимое словосочетание, где есть главное и зависимое слово. Они отличаются различными значением и составом частей речи.
Если формой подлежащего является тандем имени в именительном падеже и имени в родительном падеже.
Если формой является сплав имени в именительном падеже и имени в родительном с предлогом «из».
Если формой является тандем имени в именительном падеже и имени в творительном падеже с предлогом «с». Важным нюансом здесь будет сказуемое - оно обязательно должно иметь форму множественного числа.
Например:
Если формой является тандем, состоящий из существительного со значением «начала, середины и конца» какого-то состояния и существительного в родительном падеже.
Отдельным случаем считаются также фразеологические формы подлежащего, когда в роли главного члена предложения выступает особая пара - существительное и согласуемое имя. Например, фразеологическое, терминологическое, либо словосочетание с метафорическим значением.
В этом случае составляющие данного синтаксического сплава только в совокупности выражают то единое и нечленимое значение, которое требуется для понимания смысловой составляющей.
И последней формой для подлежащего могут становиться неопределенные местоимения, которые образованы от основ «кто» и «что», составляющие единый сплав с согласуемым именем. Такие формы подлежащего несут в себе неопределенное значение.
Таким образом, способы выражения подлежащего в русском языке могут разниться и зависят от определенной словесной формы, используемой на месте одного из главных членов синтаксической конструкции. В роли подлежащего могут выступать не только существительные, но и другие части речи, и даже сложные синтаксически неделимые словосочетания с фазисным, метафорическим и терминологическим значением. Кроме этого, стоит запомнить, что подлежащее имеет определенную форму выражения - именительный падеж.
Существует свод правил конструирования словосочетаний в устной и письменной речи. Этот раздел языкознания называется синтаксис (syntaxis), что в переводе с греческого языка означает – “составление”. Главные члены предложения с согласованной связью и функциональной смысловой нагрузкой не подчиняются второстепенным единицам, имеют доминирующую позицию и “диктуют” основной смысл выражения.
Вконтакте
Подлежащее и сказуемое в предложениях выполняют функцию грамматической основы. Что такое подлежащее – это первый из главных членов в , отвечающий на вопросы Им. : кто? или что? Означает либо предмет, либо действие, обозначаемое сказуемым. Что такое сказуемое – это второй главный член, который отвечает на вопросы: “что делать или сделать?”, “что это такое?”. Несет функциональную нагрузку, дополняет смысл подлежащего.
В структуре речевого оборота подлежащее выражено существительным или и предполагает активное значение. Для иллюстрирования можно привести простые, законченные по смыслу, фразы “Ирина положила книгу”. “Она положила книгу”. В обеих законченных фразах тире между подлежащим и сказуемым не ставится, так как подлежащие «Ирина» в первом случае и «она» — во втором являются единицами, совершающими действие, а сказуемое выражено , стоящем в прошедшем времени, обозначающим это действие.
В русской речи подлежащее может быть выражено, как именем существительным, так и прилагательным, употребленным в з
Существуют нераспространенные речевые обороты, в которых опущена связка между главными членами, составляющими грамматическое ядро. И подлежащее и сказуемое в этих случаях “стоят” в именительном падеже и выражены именем существительным или числительным. Например: “Место старта – пожарная башня”; “Начало представления – в двенадцать”. На письме эти фразы оформляются с тире между подлежащим и сказуемым, так как дважды применяется именительный падеж для склонения обеих единиц основного звена.
Кроме того, если оба основных члена фразы обозначены неопределенными глаголами, то по языковым нормам ставится тире между подлежащим и сказуемым. Креативный вариант – шутливый афоризм: “Активный человек – кузнец своего счастья”.
Важно! Если частица “не” стоит перед глаголом (в инфинитиве), ставится знак тире: “Жизнь прожить – не поле перейти”. Такая пунктуация будет правильной и грамматически, и стилистически.
Правило правописания со связующим знаком тире зависит от грамотного выделения основы – главных членов, которые на зависят от второстепенных. Тире может использоваться для соединения частей предложения в разных стилях речи.
В лаконичном речевом обороте, где описывается математическое действие с применением числительных, подлежащее и сказуемое разделяются знаком тире. Например: “Дважды два – четыре”;
В простых и точных фразах, содержащих тождественные понятия и определения. Могут быть (географические): “Лондон – столица Великобритании”; “Сава – приток Дуная” — это примеры предложений классических тождественных сочетаний.
Знак препинания тире часто применяется в кратких речевых оборотах народного творчества, носящих поучительный характер. Это лаконичные народные выражения — поговорки и пословицы с тире, правописание которых подчиняется правилам русской грамматики. Сказуемое обычно бывает выражено целой фразой, в которой заключен логический смысл предложения.
Примеры мудрого фольклорного творчества:
Во всех перечисленных случаях задействовано правило, когда ставится тире между обеими частями оборота.
Если попадется предложение, где сказуемое выражено именем существительным, то можно применить стандартное правило, использующее графический знак тире, обозначающий итоговый смысл. К примеру: “Альмагель – бальзам для желудка”, “Зубная паста Жемчуг – для всей семьи”. После знака тире следует сочетание, в котором сказуемое выражено существительным, объясняющим общий смысл “крылатого выражения”, убеждающего и мотивирующего на покупку.
Прием использования кратких, метких и образных фраз очень часто используется в популярных афоризмах и “цепляющих”рекламных текстах.
В русской грамматике знак тире между подлежащим и сказуемым ставится в четырех случаях:
В русском писательском творчестве, как современном так и классическом, пунктуация с применением тире довольно распространена. Выражения с тире неесут функцию дополнительной выразительности и усиления значимости сказанного.
Несколько примеров из художественной литературы:
В произведениях иностранных авторов логическая связка — тире между подлежащим и сказуемым — тоже часто употребляется к месту. Примером может
служить фраза из “Приключений Тома Сойера” американского классика Марка Твена: “Зато теперь Том был вольная птица – это тоже чего-нибудь стоило!” Благодаря употреблению знака препинания фраза звучит коротко и очень эмоционально.
Как известно, предложения, по наличию членов предложения, делятся на нераспространенные и распространенные.
Нераспространенными называются предложения, в которых имеются только главные члены предложения.
Распространенными , называют предложения, в которых кроме главных членов предложения имеются еще и второстепенные.
Что же такое члены предложения? Этому вопросу мы и посвятим несколько статей и сегодня поговорим о главных членах предложения.
Давайте рассмотрим рисунок, кто здесь изображен и какое слово говорит о его действии.
Рычит (кто?) тигренок
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они составляют основную часть (ядро, грамматическую основу) предложения.
Подлежащее подчеркивается одной чертой, а сказуемое двумя чертами (смотри на рисунке).
Есть предложения, которые состоят только из главных членов:
Кроме главных членов в предложении есть и другие члены. Их называют второстепенными членами предложения:
Но вернемся к главным членам предложения и поговорим о том, что называют подлежащим и сказуемым.
Это главный член предложения , который связан со сказуемым. Он отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?
Подлежащее обозначает предмет речи (мысли).
Существительное называет предмет речи (мысли). Местоимение указывает на предмет. Местоимение часто заменяет подлежащее выраженное существительным:
От подлежащего, выраженного неодушевленным существительным, как и одушевленным, к сказуемому можно задать вопрос что делает? или что сделает? Действия как бы приписываются неживым предметам:
(Что?) Капли росы (что делали?) лежали на листьях .
Это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы:
Солнце (что делает?) встает .
Ночь (какова?) была свежа .
Подлежащее лишь называет предмет речи (мысли). Сказуемое характеризует его по действию или признаку.
Основным свойством сказуемого является характеристика свойств предмета речи (мысли). Для характеристики действия используются спрягаемые формы глагола, а для характеристики признака – существительные, прилагательные и так далее, поэтому выделяют сказуемое именное и глагольное .
Глагольное сказуемое обозначает действие, именное – признак.
Итак, глагольное сказуемое обозначает действие – это глаголы в разных формах:
Именное сказуемое может быть выражено именем прилагательным, именем существительным:
Давайте разберем нераспространенное предложение по членам предложения:
Подлежащее – года – выражено именем существительным, отвечает на вопрос « что? ».
Сказуемое – бегут – выражено глаголом, отвечает на вопрос « что делают? ».
Спасибо, что Вы с нами.
Подпишитесь на новости сайта:
Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже
beginnerschool.ru
Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
Если между подлежащим и сказуемым стоит «-«, то подлежащим будет первая часть.
К второстепенным членам предложения относятся определения, обстоятельства, дополнения.
Определение отвечает на вопросы (какой? чей?)
Обстоятельство отвечает на вопросы наречий и деепричастий (куда, откуда, где, сколько, почему, зачем, как и т.д)
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кем?, чем?)
Определение обозначает признак предмета, то есть вопрос определению делаем от существительного.
Дополнение — предмет, связанный с действием (на который направлено действие, при помощи которого совершается действие). Вопрос дополнению задается от глагола ил наречия.
Для сравнения — дополнение чаще всего получает вопрос от глагола, а определение от существительного. То есть, если к слову можно задать вопрос и определения, и дополнения, то нужно посмотреть на слово, от которого задается вопрос. Если это слово — существительное, то перед нами определение. Если вопрос задается от глагола, то это дополнение.
Обстоятельство отвечает на вопросы наречий и деепричастий.
Следует помнить, что дополнение — это предмет, а обстоятельство же не предметно.
Примеры: В данных предложениях фейерверк, клин — не предметы, а образ действия.
Примеры: В данном случае существительные нож и руки обозначают предметы, связанные с действием.
Этот экспресс-курс поможет тебе в изучении основных правил русского языка. Выполняй задания и следи за новыми достижениями! Начать
В данном сервисе ты сможешь проверять свои знания, проходя тесты различной сложности. Перейти
Прослушивай запись и записывай за диктором, после нажатия на кнопку «Проверить» ты увидишь свои орфографические и пунктуационные ошибки. Перейти
best-language.ru
Сказуемое - это главный член предложения, обозначающий действие,
состояние или признак подлежащего и отвечающий на вопросы
что делает предмет? что с ним происходит? каков предмет?
что он такое? кто он таков?
Сказуемое может быть выражено глаголом, именем прилагательным,
именем существительным, сочетанием слов:
Если подлежащее и сказуемое выражены существительными в
именительном падеже, то между ними ставится тире:
Тире сохраняется, если сказуемое присоединяется к подлежащему
словами это, вот, значит, это значит, это есть:
Книга - это источник знаний.
Романтизм - вот первое слово, огласившее пушкинский период.
Тире не ставится, если перед сказуемым есть отрицательная
частица не:
Ленивые руки не родня умной голове.
Тире также не ставится, если сказуемое присоединяется
сравнительными союзами как, словно, будто, точно, всё равно что и др.:
Нефть как черная кровь земли.
Реактивный самолёт словно молния.
В предложениях подчеркните грамматическую основу.
(Кликая несколько раз по нужному слову, выберите графическое обозначение.)
В предложениях подчеркните грамматическую основу.
(Кликая несколько раз по нужному слову, выберите графическое обозначение.)
Что обозначает сказуемое в предложениях:
Антип надел новую рубашку, подпоясался ремешком.
1) Действие подлежащего.
2) Признак подлежащего.
3) Состояние подлежащего. Неверно. Не кликай на пустое поле. Антип сиял.
1) Действие подлежащего.
2) Признак подлежащего.
3) Состояние подлежащего. Неверно. Неверно. Неверно. Не кликай на пустое поле. Неверно. Неверно. Верочка любимица всех родных.
1) Действие подлежащего.
2) Признак подлежащего.
3) Состояние подлежащего. Неверно. Не кликай на пустое поле. Неверно. Прохожие оглянулись на них.
1) Действие подлежащего.
2) Признак подлежащего.
3) Состояние подлежащего. Неверно. Неверно. Не кликай на пустое поле. Нeвeрнo. Задание выполнено. Неверно. Неверно.
school-assistant.ru
Для того чтобы понять этот раздел, вам не нужно знать почти ничего; умение определять грамматическую основу - один из фундаментальных навыков, с которого начинается изучение раздела #синтаксис и пунктуация
Все же желательно иметь представление о следующих понятиях: имя существительное, падежи, местоимение, глагол.
Любителям чистого знания: любая работа с предложением начинается с нахождения грамматической основы. Поэтому вам сюда.
Тем, кто просто хочет правильно расставлять запятые: для того чтобы выделить части сложного предложения и правильно расставить запятые между ними, надо уметь определять грамматическую основу. Поэтому вам сюда.
Сдающим ЕГЭ и ОГЭ: для того чтобы справиться с заданиями по синтаксису и пунктуации, необходимо уметь определять подлежащее и сказуемое, в том числе и в очень нетривиальных случаях. Поэтому тем, кто сдает экзамены, тоже сюда.
В общем, кем бы вы ни были, умение определять грамматическую основу предложения будет вам полезно.
Подлежащее - это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?».
При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой.
Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже (я , ты , он , она , оно , мы , вы , они ).
Кот вскочил на подоконник . В этом предложении подлежащее - кот .
Он вскочил на подоконник. В этом предложении подлежащее - он .
Однако подлежащее может быть выражено и другими частями речи. В роли подлежащего может выступать:
1) любая часть речи, употребленная в значении существительного
Умный
в гору не пойдет, умный
гору обойдет.
Уснувший
не заметил, что поезд уехал в депо.
Навстречу ему шли трое
.
2) неопределенная форма глагола
Наблюдать за птицами - любимое занятие нашего кота.
3) местоимения других разрядов (не только личные, но и относительно-вопросительные, определительные, указательные) в именительном падеже
Кто
накормит кота?
Нельзя не любить кота, который
живет в нашем доме.
У вас уже есть абонемент? Войти
На этом уроке мы узнаем, что в предложении выделяют главные члены – подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Научимся находить подлежащее и сказуемое в предложении и подчёркивать их.
Нам уже известно, что в предложении все слова связаны по смыслу.
Предложение выражает законченную мысль.
Начало предложения пишется с большой буквы.
В зависимости от интонации предложения бывают:
По цели высказывания бывают:
Рис. 1. Виды предложений
Предложения состоят из слов. Сегодня мы узнаем, какие из них называются главными и почему.
Прочтём предложение: Пушистый котёнок играет на полу .
Рис. 2. Котёнок играет
О ком говорится в этом предложении? О котёнке . Что делает котёнок? Играет . Закроем слово котёнок . Прочитаем предложение. Пушистый играет на полу . Смысл непонятен. Кто играет на полу? А теперь закроем слово играет . Прочитаем предложение. Пушистый котёнок на полу. А что он делает неизвестно. Слова котёнок играет выражают основной смысл всего предложения. Это главные члены предложения. К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое.
Рис. 3. Главные члены предложения (Источник)
Запомните: подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчёркивается одной чертой.
Например: Школьники читают книги . О ком говорится в предложении? О школьниках . Кто – школьники – подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что делают школьники? Читают . Это второй главный член предложения – сказуемое. Подчёркивается двумя чертами. Школьники читают книги.
Запомните: сказуемое – главный член предложения. Называет то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делать? что сделать? При разборе предложения подчёркивается двумя чертами.
Мы узнали, что в предложении выделяют главные члены – подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Рис. 4. Грамматическая основа предложения (Источник)
А теперь выполним задания, которые помогут нам закрепить полученные знания.
Выпишем грамматическую основу предложений и подчеркнём подлежащее и сказуемое.
Наступила весна. По земле побежали звонкие ручейки. Запели на ветках птицы. На проталинках появились первые травинки.
Проверим правильность выполнения этого задания.
Наступила весна. Наступила – сказуемое, весна – подлежащее.
Ручейки побежали. Ручейки – подлежащее, побежали – сказуемое.
Запели птицы. Запели – сказуемое, птицы – подлежащее.
Появились травинки. Появились – сказуемое, травинки – подлежащее.
Вставим подходящее по смыслу подлежащее.
Дует холодный северный __________. Белые _________ падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая ________.
Слова для вставки: белка, ветер, снежинки.
Дует холодный северный ветер. Белые снежинки падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая белка.
Из данных слов составим предложения. Найдём в каждом предложении грамматическую основу и подчеркнём её.
Ворона, на, сидит, ветке, чёрная.
Серый, грызёт, морковку, заяц, вкусную.
Яблоки, на, созрели, яблоне, красные.
Пальто, висит, вешалке, на, детское.
Один из вариантов ответа:
Чёрная ворона сидит на ветке.
Основа предложения: Ворона сидит .
Серый заяц грызёт вкусную морковку.
Основа предложения: Заяц грызёт .
Красные яблоки созрели на яблоне.
Основа предложения: Яблоки созрели .
Детское пальто висит на вешалке.
Основа предложения: Пальто висит .
На следующем уроке мы узнаем, какие члены предложения называются второстепенными, научимся находить их в предложении, выделять подчёркиванием. Поговорим о распространённых и нераспространённых предложениях.
1. Посадил дед репку. 2. Выросла репка большая-пребольшая. 3. Пошел дед репку рвать.
Рис. 6. Кот Леопольд и мыши (Источник)
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта. Периодичность и срок выплаты алиментов на ребенка Даже после оформления развода родители ребенка не освобождаются от воспитания и материального обеспечения несовершеннолетнего. Финансовая часть проблемы решается при помощи […]