Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Ян амос коменский - биография, информация, личная жизнь. Я.А. Коменский и современная педагогическая наука Чешский ученый педагог я коменский разработал

Ян амос коменский - биография, информация, личная жизнь. Я.А. Коменский и современная педагогическая наука Чешский ученый педагог я коменский разработал

Ян Амос Коменский (чеш. Jan Amos Komenský, лат. Comenius). Родился 28 марта 1592 года в Нивнице, Южная Моравия - умер 15 ноября 1670 года в Амстердаме. Чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Ян Коменский родился в Моравии, в городке Нивнице. Сын Мартина Коменского (Martin Komenský) и Анны Хмеловой (Anna Chmelová). Мартин Коменский был уроженцем соседней деревни Камне. Отец Мартина - Ян Сегеш (Jan Segeš) - перебрался в Моравию из Словакии. И взял себе фамилию Коменский - в честь деревни Камне, в которой поселился... Мартин и Анна Коменские были членами религиозной общины Чешских (Моравских) братьев.

Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пржерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя - Амос.

Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 г. Коменский - учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В Фульнекский период Коменский написал книгу «Моравские древности» (1618-1621) и составил подробную карту родной Моравии (1618-1627).

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно. Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1651 году трансильванский князь Дьёрдь II Ракоци предложил Коменскому осуществить реформу школ в его землях. Преподавание по новой системе началось в городе Шарошпатак. Коменскому удалось частично осуществить замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (лат. De rerum humanarum emendatione culsultatio catholica), в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

1618 - женится на падчерице бургомистра г. Пшерова Магдалине Визовской.

1622 - жена и двое детей скончались от чумы.

1624 - в Брандисе Коменский женится на дочери епископа Марии-Доротее.

1648 - скончалась вторая жена Коменского.

1649 - Коменский женится на Яне Гаюсовой.

По своим философским взглядам Коменский был близок к материалистическому сенсуализму, который самому Коменскому представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания - чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени - эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.

Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делая вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Великая дидактика Яна Амоса Коменского:

Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика».

Образования человека надо начинать в весну жизни, т.е. в детстве.
Утренние часы для занятий наиболее удобны.
Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста - так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.

Подготовка материала: книг и др. учебных пособий - заранее.
Развивать ум ранее языка.
Реальные учебные предметы предпосылать формальным.
Примеры предпосылать правилам.

В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).
Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.

Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы - так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.
Время должно быть распределено с величайшей точностью - так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.

Образование юношества должно начинаться рано.
У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.
По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.

Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению.
Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.

Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.
Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.
Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.

Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу.
Всё последующее должно опираться на предыдущее.
Всё должно закрепляться постоянными упражнениями.
Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём-то одном.
На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.

«Школа без дисциплины есть мельница без воды»
Для поддерживания дисциплины руководствоваться:
Постоянными примерами воспитатель сам должен показывать пример.
Наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорами.

9 правил искусства обучения наукам Яна Амоса Коменского:

1.Всему, что должно знать, нужно обучать.
2.Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.
3.Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.
4.Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путем изучения причинных связей.
5.Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.
6.Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.
7.Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.
8.На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
9.Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.

16 правил искусства развивать нравственность Яна Амоса Коменского:

1.Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
2.Прежде всего основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
3.Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
4.Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
5.Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
6.Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
7.Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
8.Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
9.Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом.
10.Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель- готовность услужить другим и охоту к этому.
11.Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
12.Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное!
13.Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.
14.Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
15.Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.
16.И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина.



Введение

1.1 Краткая биография

1.2 Педагогическое наследие

2. Материнская школа

Заключение


Введение


Ян Амос Коменский - знаменитый чешский педагог, "отец новой педагогики", гуманист, общественный деятель. Современен ли он сегодня - ведь его идеи родились несколько столетий назад? Большинство педагогов сходятся в едином мнении - конечно, современен. Именно он впервые обосновал стройную педагогическую систему, начал говорить о гуманизации процесса образования. Коменский - создатель системы всеобщего образования. Он поставил вопросы об общеобразовательной школе и плановости школьного обучения, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке.

Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для "достижения лучшей жизни во всем мире".

По его определению учитель должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе. Своим потомкам Коменский оставил богатейшее педагогическое наследие, оказав огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения "Великой дидактики" вошли в современную теорию обучения, а перечитывая его книгу "Материнская школа", очередной раз убеждаешься, что это классика мировой педагогики.

Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.

Цель: охарактеризовать основные положения педагогического наследия Яна Амоса Коменского.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

1. Ян Коменский: педагогическое наследие


1.1 Краткая биография


Коменский Ян Амос родился в 1592 году в Нивнице, в Чехии, в протестантской семье Общины чешских братьев.

В 1608-1610 гг. учился в братской латинской школе, где преподавание было настолько неинтересным, что уже в последних ее классах Коменский начал задумываться о реформировании школьного обучения. Затем учился в Герборнской академии, где после долгого общения с педагогом Я.Г. Альштедом, принял решение стать учителем. Двагода проучился в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - "Театр всех вещей" (1614-1627) и начал работу над полным словарём чешского языка "Сокровищница чешского языка". Этот труд занял у него 44 года (1612-1656). В 1614 году - учитель братской школы в Приерове. Именно тогда он впервые начинает использовать свой метод обучения латыни, опираясь на "Правила более легкой грамматики".

В 1616 году он стал священником семейной Общины чешских братьев и проповедником. В 1618-1621 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения-Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В 1627 году Каменский приступил к созданию труда под названием "Дидактика" на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою "Дидактику" на чешском языке (1632), и почти сразу же переведя ее на универсальный язык науки - латынь - под названием "Великая дидактика" (1633-1638).

Каменский подготовил несколько учебников: "Открытая дверь к языкам" (1631), "Астрономия" (1632), "Физика" (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - "Материнская школа" (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), вызвавшее большой интерес европейских учёных.

В 1650 году Каменский был приглашен в Венгрию для перестройки школьного образования в землях князя Сигизмунда Ракоци, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении "Пансофическая школа" (1651).

В 1657 году по приглашению амстердамского сената он выехал в Голландию, где и прожил до самой смерти. В Амстердаме Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 году капитальным трудом "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", в котором дал план реформы человеческого общества. Первые две части труда были опубликованы в 1662 году, рукописи остальных пяти частей были найдены только в 30-х гг.20 в.; полностью этот труд был опубликован в 1966 году. Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Каменский применил метод драматизации учебного материала и на основе "Открытой двери к языкам" написал ряд пьес, составивших книгу "Школа-игра" (1656). В Венгрии он закончил первый в истории иллюстрированный учебник "Мир чувственных вещей в картинках" (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Итог своим трудами Каменский подвел в книге "Единственно необходимое" (1668). Умер в Амстердаме в 1670 году.


1.2 Педагогическое наследие


Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

коменский педагогическое наследие педагог

Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике "Дидактика ", т.е. общая теория обучения. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

"Материнская школа " - о воспитании ребенка в первые шесть лет жизни.

"Открытая дверь к языкам " - энциклопедический учебник латинского языка, переведенный на 16 языков мира. "Мир чувственных вещей в картинках " - учебник латинского языка для начинающих, упрощённый вариант книги "Открытая дверь языков", первая успешная попытка создания учебной книги на основе психологических принципов. Здесь реализована идея развития внешних органов чувств как главного источника познания у детей; правила перехода от конкретного к отвлеченному, от целого к части и обратно, от простого к сложному. Этот учебник в несколько переработанном виде использовался в некоторых странах Европы до 2-й пол. 19 в., который стал обязательной учебной книгой по "Уставу народных училищ в Российской империи" (1786).

Стремясь сделать учение для школьников более интересным, Коменский составил учебную книгу "Школа-игра ", которая представляла собой драматизацию содержания "Открытой двери языков" и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.

"Пансофия " - представляет попытку охватить в одной системе все человеческие знания таким образом, чтобы они составили одно логическое целое, в котором одно вытекает из другого, и знание было бы прочным, убедительным и всем доступным. Одинаковые знания всех обо всем должны стать средством всеобщего улучшения человечества, средством устранения споров и войн и осуществления международного сотрудничества.

Основные педагогические идеи Коменского: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что воспитание нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами . Принципы обучения подразумевают те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

) принцип сознательности и активности;

) принцип наглядности;

) принцип постепенности и систематичности знаний;

) принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.

Каменский требовал гармонического развития человеческих способностей, пробуждения и укрепления самостоятельности и инициативности ученика, гуманного обращения с учащимися. Он доказывал необходимость наглядного обучения и бесполезность механического заучивания на память чего-либо непонятного. Принцип наглядности, первичности ощущений воплощается во всех его педагогических работах.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе самым существенным он считал порядок и естественность . Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников.

Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому , от знакомого к незнакомому , от целого к частному , добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы.

Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания . Вначале он отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории, но затем пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области является учебник "Открытая дверь языков". Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира.

Коменский разработал классно-урочную систему обучения , которая заменила индивидуальную.

Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

детство - от рождения до 6 лет включительно;

отрочество - от 6 до 12 лет;

юность - от 12 до 18 лет;

возмужалость - от 18 до 24 лет.

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления, и возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал для каждого из этих возрастных периодов единую школьную систему - от дошкольного воспитания до высшего образования:

для детей от рождения до 6 лет он предлагает материнскую школу , под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери;

с 6 до 12 лет дети обучаются в элементарной школе - школа родного языка в каждой общине, селении, местечке (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания). Коменский также считал, что в "школе родного языка" необходимо знакомить детей с ремёслами;

следующая ступень обучения - в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет - латинская школа или гимназия . В учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными "семью свободными искусствами" естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих "свободных искусств", связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки;

наконец, в каждом государстве должна быть академия - высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет.

Эту систему, описанную уже в "Чешской дидактике", Коменский в "Пампедии" (всеобщее воспитание) расширил, добавив к ней "школы зрелого возраста и старости", в которых "преподаёт" сама жизнь. Здесь должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр.

Таким образом, Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный приём учащихся осенью, классно-урочная система, учёт знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т.д.).

Каменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Так, многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения. Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.

Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист и самоотверженный борец за мир между людьми, Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.

Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая всё то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд: "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", одну из частей которого он назвал "Пампедией" ("Всеобщим воспитанием") где он, в частности, развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию.


2. Материнская школа


В своей книге "Материнская школа" Коменский пишет, что "дети бесценное сокровище." и как счастливы те, кому Бог даровал детей, "для родителей, дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни.". "Золото, серебро, драгоценные камни не могут научить нас ничему, чему нас учат другие творения, а именно - божественной мудрости, благости. А дети нам даются как зеркало скромности, приветливости, доброты, согласия и других христианских добродетелей".

По мнению Ян Коменского, родители должны прилагать максимум старания для правильного воспитания своих творений. Родители часто заблуждаются, видя исполнение родительского долга в обучении детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами. Коменский говорит, что о теле, здоровье нужно заботиться для того, чтобы оно стало достойным вместилищем для нравственности, развитого ума, и было освещено блеском истинной мудрости. В книге "Материнская школа" он фактически ставит перед родителями задачу - разностороннее воспитание детей. На своем жизненном пути дети могут сталкиваться "с различными случайностями", и родители должны учить детей "осторожно и разумно управлять самим собой и всеми внешними и внутренними своими действиями, касающимися настоящей жизни". Предназначение родителей - заботиться о детях, давать им возможность приобретать "изящные культурные навыки и обучаться всему, необходимому для жизни." Коменский выделяет "троякую" цель воспитания: вера и благочестие; добрые нравы; знание языков и наук. И все это в таком порядке, подчеркивает он, а не наоборот.

В своей книге педагог-новатор подчеркивает необходимость обучения и воспитания детей в противовес теориям, которые говорят, что ребенок должен и может самостоятельно обучаться всему. Нельзя никому думать, говорит он, что юношество само по себе, без усилий и труда, может быть воспитано в благочестии, добродетели и науках. Если ребенок нуждался в том, чтобы его научили кушать, пить, бегать, разговаривать и др., то каким образом ему без труда, само по себе может "достаться обладание более высокими и более удаленными от внешних чувств качествами веры, добродетели, мудрости и знания?" Конечно, это "совершенно невозможно".

Родители являются для детей первыми учителями-наставниками, на них возложена "обязанность с величайшей старательностью внедрять в самый нежный ум и искусно внушать ему относящиеся к познанию" знания "и говорить об этом детям, дома ли они или гуляют на дороге, ложатся ли спать или встают".

"Но так как часто родители, - пишет Ян Коменский, - или не способны воспитывать детей, или вследствие занятий служебными или семейными делами не имеют времени на это…, то, по мудрому и спасительному решению, издревле было установлено, что в каждом государстве образование юношества поручалось мужам мудрым, почтенным". Педагоги, наставники, учителя воспитывали и обучали детей в специальных местах, которые назывались коллегиями, школами, гимназиями, т.е. местах отдыха и литературных развлечений. Однако, со временем обучение детей "отклонилось безмерно далеко от первоначального своего приятного характера" и стало "местом тяжелой работы и мучения". Далее Коменский говорит о том, что ребенку гораздо легче привить хорошие манеры, нравственность в юные годы, чем потом его перевоспитывать. И потому родители не должны откладывать воспитание и образование своих детей на более позднее время, на учителей, они должны сами "изучить способы обращения со своими сокровищами…, чтобы под их собственным руководством дети начинали возрастать в мудрости и любви к людям".

По мнению Коменского, в первые шесть лет жизни детей родители должны научить их следующему:

умеренности - дети должны есть и пить "сообразно с требованиями природы; не объедаться и не переполняться пищей и питьем сверх необходимости";

опрятности - где бы ни находился ребенок, он должен "соблюдать приличия при еде, в одежде и в попечении о теле";

почтительности - с уважением относиться к старшим, словам, действиям;

предупредительности - "чтобы они по знаку и слову старших готовы были немедленно выполнить все";

говорить правду - "что есть - то есть, чего нет - того нет. Пусть же никогда не приучают лгать и говорить не то, что есть, серьезно или в шутку";

справедливости - "чтобы они не касались ничего чужого, не трогали, не брали тайно, не прятали и не причиняли кому-либо вреда";

благотворительности - чтобы дети были "приятными для других, чтобы они были щедрыми, а не скупыми и не завистливыми";

трудолюбию - "чтобы они привыкли избегать ленивого досуга";

молчанию - должны уметь не только говорить, но и молчать, "где это необходимо: когда говорят другие";

терпению - "чтобы они не думали, что все должно являться к ним по их мановению; с раннего возраста постепенно они должны приучаться обуздывать страсти";

деликатности (гуманности) и готовности служить старшим - такое воспитание "является особенным украшением юношества, то будет уместным, чтобы и к этому также приучались они с детства";

изяществу манер - проявлять к каждому "деликатность, уметь приветствовать, подавать руку, благодарить за одолжение и прочее";

держать себя с достоинством - "во всем вести себя сдержанно и скромно".

В своей книге выдающийся педагог впервые поднимает вопрос о безопасности ребенка. В первую очередь женщина должна начинать заботиться о здоровье своего ребенка, когда он находится в утробе матери. Он говорит о необходимости сосредоточенно-возвышенного и осторожного отношения беременной женщины к себе и своему будущему ребенку, отношения, призванного способствовать рождению здорового потомства. Заботясь о здоровье ребенка, женщина, носящая его в своем чреве, должна заботиться о себе, чтобы "как-нибудь не навредить ребенку". Женщина, по мнению Коменского, должна соблюдать воздержанность и умеренность, чтобы объеданием и опьянением или несвоевременным постом, очищениями, кровопусканиями, простудами и пр. не изнурять себя и не подрывать своих сил или чтобы не губить и не ослаблять своего ребенка. Женщина должна быть очень осторожной, чтобы не поскользнуться, не споткнуться, не натолкнуться на что-либо или удариться обо что-либо, или "даже неосторожно ступать, так как весьма легко всем этим повредить слабого и еще не окрепшего во чреве ребенка".

Далее Коменский говорит о том, что беременная женщина должна строго воздерживаться от всяких волнений, "чтобы не предаваться внезапному страху, не слишком сердиться, не мучиться, не терзаться и прочему". На рождение здорового ребенка, пишет Коменский, влияют и внешние действия матери. Женщина не должна ослаблять себя излишним сном, валяясь в постели, "вялостью и бездельем", занимаясь делами и выполнением работ, она должна быть бодрой, по возможности быстрой и веселой, "ведь какою она бывает тогда сама, такого характера она родит ребенка".

Большое внимание в книге Коменского уделено детскому питанию, вскармливанию ребенка. Он предлагает обратить особое внимание на то, чтобы мать вскармливала своего младенца сама, своим грудным молоком, "сама была его кормилицей" и подвергает порицанию тех матерей, которые "поручают это делать чужим женщинам". Он сожалеет, "что это жестокое отчуждение детей от их матерей и питание чужим молоком кормилиц (если только не вымывается это каким-нибудь неизбежным случаем или слабостью матери), прежде всего, противно. природе, во-вторых, вредно для детей, в-третьих, гибельно для самих матерей, в-четвертых, совершенно не заслуживает уважении и достойно сильнейшего порицания".

Позже постепенно, вместе с молоком матери, ребенка можно приучать к другой пище, такой, которая ему более близка и естественна. "Эта пища должна быть мягкой, сладкой, легко перевариваемой".

Обращаясь к родителям, Коменский говорит о том, чтобы они не давали без необходимости детям лекарства, а также "горячего и острого". Когда дети подрастут и их отнимут от груди, "их нужно питать подобною пищей, приготавливая ее в умеренном количестве, а именно - хлебом, кашами, какими-либо овощами, водою, легкими фруктовыми напитками; нужно доставлять им умеренный сон, частые игры, легкие движения".

За здоровьем детей, как считает Коменский, нужно следить с величайшей тщательностью, так как их небольшое тело хрупко, кости мягкие, кровеносные сосуды слабы, ни один член еще не развился вполне и совершенно. Нужна разумная предусмотрительность в том, как ребенка взять на руки, приподнять, носить, положить, спеленать, качать в колыбели, чтобы по неосторожности не повредить ему, как бы он не упал из рук, не ушибся, а оттуда, как бы не лишился слуха, не стал хромым или увечным.

Дети взрослеют, начинают сидеть, стоять, бегать, они подвижны и любознательны, но еще слабы и неустойчивы, и окружающий мир грозит им ссадинами, шишками, царапинами. Чтобы обезопасить детей от травм, чтобы они во время игр, забав "не ударялись обо что-либо, нужны маленькие кресла, повязки на коленях, колясочки". Занимаясь с детьми разными физическими упражнениями, движениями и бегом, родители должны побеспокоиться о безопасности ребенка во время этих занятий. Нужно в первую очередь выбрать подходящее, безопасное место для детей и показать им "такой способ упражнения, который был бы безвредным".

Далее он говорит о том, что детей всегда нужно одевать по сезону и соответственно погоде, "от холода и простуды их будет защищать соответствующая одежда и теплое жилище". Родители должны постоянно заботиться о том, чтобы слабое, нежное здоровье детей "не потерпело ущерба от ушибов или от чрезмерного жара и холода, от обилия пищи или питья или от голода и жажды", нужно во всем соблюдать умеренность.

Говоря о том, что ребенок должен вести "упорядоченный образ жизни", педагог впервые пишет о соблюдении режима дня. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок несколько раз в день ложился спать, нужно несколько раз в день кормить ребенка, развлекать игрой. Соблюдение режима "весьма полезно" и со временем станет основой порядка.

Коменский пишет, что дети для полноценного развития требуют ежедневных упражнений и движения. Чем больше ребенок занят делами, чем больше ребенок что-либо делает, бегает, играет, тем быстрее он развивается, "тем лучше он спит, тем легче варит его желудок, тем быстрее он растет, тем он становится сильнее физически и духовно".

Далее он говорит об эмоциональном здоровье ребенка и приводит народную пословицу "Веселое настроение - половина здоровья". На первом году жизни детям нравится, когда их качают в колыбели, поют им, щелкают трещоткой, носят по двору или саду, им нравятся движения рук, поцелуи, объятия, "лишь бы все это происходило осмотрительно". Взрослеющему ребенку уже интересна "приятная" игра не только со взрослыми, но и со сверстниками, дети любят физические упражнения, беготню, преследования, любят слушать музыку, приятные зрелища, любят рисовать. Ребенка всецело нужно поощрять в его занятиях и ни в коем случае не отказывать в том, "что ему угодно и приятно; мало того, если к тому, что приятно для зрения, слуха и других чувств, будет замечен какой-либо интерес, то это будет укреплять тело и дух".

Таким образом, "Материнская школа" Яна Амоса Коменского должна быть настольной книгой не только для педагогов, воспитателей, но и для каждого родителя. Книга написана простым, понятным языком и дает ответы на все возможные вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Заключение


Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отношении являются опыт и идеи Яна Амоса Коменского - основоположника научной педагогики и изобретателя классно-урочной системы.

В истории педагогики Коменский является лучшим из идеалов, личностью-символом. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, любовь к Родине, оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов.

Коменский написал такие книги, как "Великая дидактика", "Материнская школа", "Открытая дверь к языкам", "Новейший метод языков", "Физика", "Астрономия", "Мир чувственных вещей в картинках", "Школа-игра", "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" и др., которые еще при его жизни получили распространение во всеммире.

Самый известный теоретический труд Коменского "Дидактика", многие ее положения вошли в современную теорию обучения. А "Материнская школа", написанная почти 400 лет назад, поражает своей актуальностью, злободневностью, раскрывает проблемы воспитания дошкольников, отношения между детьми и родителями, указывает пути решения этих проблем. Каждая строчка книги дышит нежнейшей любовью и заботой о детях, желанием помочь родителям в трудном, важном и благородном деле - воспитании детей.

Сегодняшние педагоги считают этого великого классика - учителем всех учителей. Когда говорят, что народы - великие педагоги, и великие педагоги - народны, как наиболее яркая иллюстрация возникает пример Яна Амоса Коменского.

Список используемой литературы


1.Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебник / Г.Н. Волков. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 168 с.

2.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие / Под ред.А.И. Пискунова. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 512 с.

.Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты / Г.М. Коджаспирова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 224 с. - С.67-69.

.Коменский Я.А. Учитель учителей. Избранное. Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет (с сокращениями) / Я.А. Коменский. - М.: Карапуз, 2008. - 288 с.

.Константинов Н.А., История педагогики/ Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 1982. - С.31-33.

.Педагогическое наследие. Коменский Я.А. Великая дидактика (Избранные главы). - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Ян Амос Коменский (Komensky, Comenius) - чешский мыслитель, педагог, общественный деятель.

Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 гг. учился в латинской школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском университете (1611-14), куда был направлен общиной для подготовки к проповеднической деятельности.

В 1614-20 гг. преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).

Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всём мире».

Философские взгляды Коменского сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона, Вивеса. Философия Коменского (пансофия - обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 веке.

В творчестве Коменского получает развитие предшествующая традиция чешской реформации и гуманизма, связанная с гуситским движением, а затем с общиной Чешских братьев.

Ещё в период учёбы Коменский собрал огромный языковой материал к книге «Клад чешского языка» (рукопись сгорела в 1656 году), пытался создать своего рода универсальную энциклопедию «Театр всевозможного» («Theatrum universitatis rerum»), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чешского стихосложения.

Коменский - ведущий представитель чешской реформаторской церкви, в ходе 30-летней войны он вынужден был скрываться в Чехии и Моравии. В этот период Коменский написал ряд исторических работ и литературно-философский трактат «Лабиринт света и рай сердца» («Labirint sveta a raj srdce», 1623), в котором отразилась общественно-критическая позиция Коменского. Острая обществ, сатира в «Лабиринте...» дополняется оптимистичной картиной гармоничного общества («Рай сердца»).

Под влиянием неоплатонизма Коменский пришёл к убеждению, что устранить недостатки общества можно лишь исходя из общих проблем мироустройства. Один из путей исправления мира Коменский видел в совершенствовании системы воспитания и образования людей. Теорию всеобщего универсального образования он изложил в «Дидактике» на чешском языке (1628-30, опубликована в 1849 г.), в которой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование , по Коменскому, должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни .

Широкая трактовка проблемы и требование образования для всех детей и молодёжи обусловили отрицательное отношение к «Дидактике».

В 1631-32 годах Коменский переработал «Дидактику», назвав её «Рай церкви или рай чешский», и сделал составной частью первого проекта реформы образования и воспитания в Чехии. Он предполагал также в дополнение к «Дидактике» создать учебники и методическую литературу. Закончил Коменский лишь «Информаторий материнской школы», ставший первой теорией дошкольного воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребёнка, соотношение физического и нравственного воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравственным и религиозным воспитанием, умственного развития и формирования речи ребёнка. Отмечая многообразное значение детских игр, Коменский подчёркивал и необходимость систематического, соразмерного с возрастом ребёнка, ненасильственного ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире.

В городе Лешно (Польша), занимаясь только педагогической деятельностью, Коменский в 1633-38 гг. переработал, расширил и перевёл на латинский язык «Дидактику». Так возникла «Великая дидактика» («Didactica magna»), ставшая основной теоретической базой средней (латинской) ступени образования.

Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру - от дошкольного воспитания до высшего образования . От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, Священное Писание).

Коменский считал, что в «школе родного языка» необходимо знакомить детей с ремёслами.

На следующей ступени обучения - в латинской школе или гимназии (с 12 до 18 лет) Коменский вводит, наряду с традиционными семью свободными искусствами, естествознание, историю, географию.

Высшее образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии.

Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания .

Вначале Коменский отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, обществ, устройстве и духовной области является учебник «Открытая дверь языков» («Janua linguarum reserata», 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тыс. лат. слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности.

В 1640-х гг. Коменский по предложению шведского правительства занялся в Эльблонге подготовкой реформы школ для Швеции и разработкой методики преподавания латинского языка. После Вестфальского мира (1648) Коменский возвратился в Лешно, где по заказу Швеции подготовил учебники: «Преддверие латинского языка» («Vestibuluai latinae linguae»), «Зал латинизма» («Atrium linguae latinae», 1643-49, опубликован в 1649 г.), а также «Новейший метод языков» («Linguarum methodus novissima», 1649).

В 1650 году Коменский был приглашён для организации школ в Венгрию, где в Шарошпатаке пытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651). Коменский предложил также решение проблемы взаимоотноше­ния факторов, участвующих в образовательном процессе (например, лиц, участвующих в обучении, места, времени, методов обучения). Уделял большое внимание роли воспитателя, учителя (а также родителей), особенно его моральному облику.

Конфликт между планами создания пансофической школы и реальным положением необразованного большинства народа в Венгрии побуждал Коменского к дальнейшей разработке проблемы лёгкого, быстрого, радостного и глубокого учения. Написанный им иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» («Orbis sensualium pictus», 1658), упрощённый вариант книги «Открытая дверь языков», был первой успешной попыткой создания учебной книги на основе психологических принципов. Этот учебник в несколько переработанном виде использовался в некоторых странах Европы до 2-й половины 19 века. Стремясь сделать учение для школьников более интересным, Коменский составил учебную книгу «Школа - игра» («Schola - ludus», 1656), которая представляла собой драматизацию содержания «Открытой двери языков» и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.

В 1654 году Коменский вновь вернулся в Лешно.

С 1657 года жил в Амстердаме. Здесь он подготовил четырёхтомное собрание своих латинских педагогических сочинений «Opera didactica omnia», среди которых впервые увидела свет и «Великая дидактика». В Амстердаме Коменский работал также над начатым в 1644 трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» («De rerum humanarum emendatione consultatio catholica»), который явился итогом его философско-педагогических и общественных планов по исправлению общества. «Всеобщий совет...» включает несколько частей. «Всеобщее пробуждение» («Панегерсия») призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей; «Всеобщее просвещение» («Панавгия») анализирует основные методы по исправлению; «Всеобщая мудрость» («Пансофия»), называется также «Всеобщее устройство» («Пантаксия»), содержит философское ядро «Всеобщего совета» - собрание общих и конкретных сведений о мире в целом. Опираясь на свою философию природы и развития человека и человечества, Коменский в рамках неоплатонизма дал концепцию структуры и развития космического процесса. Главное место в ней занимает человек - творец, от активности которого зависит, в какой мере это развитие будет означать как совершенствование мира, так и материальное и духовное воспроизведение человечества. Для этого всех людей следует обучать и воспитывать. «Всеобщее воспитание» («Панпедия») содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К первоначальным ступеням обучения и воспитания Коменский присоединяет и другие «школы жизни», которые, в свою очередь, делит на этапы развития- «классы». Таким образом, система всеобщего воспитания Коменского включает «школу рождения», подготовку к супружеству, пренатальный этап (рождение детей), «школу раннего детства» (дошкольное воспитание), «школу детства» (элементарное школьное обучение на родном языке), «подростковую школу» (средняя ступень), «школу молодости» (высшее образование). На следующем этапе - в «школе старости» - должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр. Уважение к жизни, забота о её сохранении и совершенствовании - апофеоз труда Коменского.

Для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами Коменский предлагал создать универсальный язык, на котором будет развиваться национальная культура, - «Всеобщий язык» («Панглотия»), «Всеобщее исправление» («Панортосия») завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека (философии, политики, религии). При этом Коменский подчёркивал связь между самоисправлением каждого отдельного человека и исправлением главных социальных институтов (семьи, школы, церкви, государства), требовал соблюдения правильного соотношения между свободой и порядком. Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: междунарная организация учёных для сотрудничества в области науки и воспитания, международная консистория (некий всемирный совет церквей) и международный суд для мирного решения спорных политических вопросов. Заключительная часть «Всеобщего Совета» - «Всеобщее поощрение» («Паннутесия») призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление. Коменскому удалось издать лишь вступительную часть своего труда-утопии, ряд глав рукописи не были завершены (в полном объёме издана в 1966 г. в Праге).

Творчество Коменского оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики . Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, общественной системы образования и естественного, постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. д.

Цель воспитания , по Коменскому, - подготовка человека к вечной жизни . Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей - Богу. Таким образом, Коменский выделял три составные части воспитания - научное образование, нравственное воспитание и религиозное воспитание . Понимание Коменским задач воспитания являлось выражением его гуманистического стремления к всестороннему развитию личности. Согласно Коменскому, человек - дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Идея универсального параллелизма, т. е. признания общности главных принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнит, метода, который использовал Коменский в своей педагогической системе.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Он призывал к широкому (универсальному) образованию на основе родного, а затем и латинского языка -языка науки и культуры того времени. Основные требования к обучению: раннее начало обучения, соответствие учебного материала возрасту ребёнка. Коменский считал, что разум человека способен охватить всё при последовательном и постепенном продвижении вперёд, следуя от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от целого к частному. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы. Признавая 3 источника познания - чувства, разум и веру, главное значение Коменский придавал чувственному восприятию, которое должно подкрепляться затем разъяснением .

Цель воспитания Коменский видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств , из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность.

Стремление Коменского выработать интегрированную систему познания, позже развитую Лейбницем и др. мыслителями, наметить основную линию эволюции человека и общества определило важное направление в развитии европейской культуры.

Сочинения в русском переводе :

Избранные педагогические сочинения, т. 1- 2, М., 1982.

Литература :

Красновский А.А., Я. А. Коменский, М., 1953; Материалы науч. сессии АПН РСФСР, посв. 300-летию опубликова­ния Собр. дидактич. трудов Я. А. Коменского, М., 1959; Джибладзе Г. Н., Филосо­фия Коменского, М., 1982; Кратохвил М. В., Жизнь Яна Амоса Коменского, пер. с чеш., М., 1991; Р о р е 1 о v a J., Коmenskeho cesta k vsenaprave, Praha, 1958; Blekastad M., Comenius, Praha - Oslo, 1969; Capkova D., Nektere zakladni principy pedagogickeho mysleni" J. A. Komenskeho, Praha, 1977; Otazky soucasne komeni-logie, Praha, 1981; Sympozium Comenianum 1982, Uhersky Brod, Comenius Institute od Education Praha, Comenius Muzeum in Uher­sky Brod, 1984; Acta comeniana, Praha, 1940.

Д. Чапкова. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Издательство «БРЭ», 1993, с. 454-455

ИДЕИ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

ТРУДЫ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

ЛИТЕРАТУРА

ЖИЗНЬ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

Ян родился 28 марта 1592 года в городке Нивница. Позже его семья из Нивницы (Словакия) перебралась в Комну. От названия деревни и пошло название Коменский.

Мартин Коменский, его дядя, принадлежал к видным членам Общины чешских братьев. В семье Яна царили четкие критерии и ценности в мышлении и в разговорах. Мир виделся им гармонически упорядоченным, поскольку таким его создало высшая Провидение. Таким образом, маленький Ян жил в волшебном мире детства, в мире, где нет места сомнениям, тайнам и страху.

Когда Яну исполнилось десять лет, умер отец. Через год умерла мать. Одновременно, или почти одновременно, умерли две сестры. В это время людей поражает чума. После первого испуга приходит страх, потом тоска, скорбная пустота и одиночество.

Осиротевшего Яна взяла к себе тетя, сестра отца, Зузана Носалова, которая жила я мужем в городе Стражнице на моравско-словацкой границе. Школа и учителя Община чешских братьев в Стражнице, учеником которой он стал, пользовался отличной репутацией.

В школе дела у Яна шли хорошо, и ему нравилось учиться. Он быстро превзошел в знаниях соучеников, от этого нисколько не потеряв в их глазах, напротив. Он был необыкновенно любознателен и, безусловно, превосходил остальных ребят: он умел не только смотреть, но и видеть, кроме того, он умел делиться знаниями так увлекательно, что притягивал к себе учеников.

Но вскоре началась война – борьба чешских и моравских протестантов против гнета католического дворянства. Село было сожжено, многих забрали в плен. Но семья Носаловых с маленьким Яном, к счастью, убежала почти невредимой. Думать не о чем – надо идти в Нивницу.

Вернувшись в родной городок, Ян начал потихоньку приниматься за одно, за другое, за третье, но все тотчас оставлял после мучений и колебаний он пришел к заключению, что прежде всего, нужно посмотреть все человеческие дела. Но человек в одиночку не может справиться с познанием окружающего мира и его противоречий, с раскрытием его тайн. Мало только смотреть, задавать вопросы, надо читать, учиться, черпать из бездонных источников мудрости, которую лучшие из лучших вложили в свои книги. Мудрые всех поколений должны прийти на помощь вступившему на путь познания. Ян хочет учиться дальше, ему шестнадцать лет.

Так в 1608 году Ян становиться учеником школы Чешских братьев в Пшерове, лучшей среди братских учебных заведений. Старший среди учеников, он жадно поглощает знания из всех источников и быстро перегоняет товарищей. Здесь он знакомиться с латынью и греческим языком.

Возглавлял пшеровскую школу Ян Ланеций, прекрасный учитель и воспитатель, который сразу же заметил выдающиеся способности Коменского его сильную волю и целеустремленность. Он порекомендовал послать Яна для совершенствования знаний в академию.

Коменский приезжает в Герборн в 1611 году. Яну Амосу (теперь он прибавляет второе имя) девятнадцать лет. В те годы Герборнский университет в протестантском мире пользуется отличной репутацией: прекрасная программа обучения и выдающие профессора.

В академии большое влияние на Коменского оказал профессор теологии Иоанн Генрих Альштед, который привлекал студентов невероятной широтой знаний. Благодаря влиянию этого преподавателя у Коменского появилась идея составить энциклопедию для своего народа. Также он понял, что необходимо систематически упорядочивать познанное и также систематически продвигаться вперед. Передавая его другим, объясняя, обучая.

Отныне его задача – охватить все знания, привести их в строгую логическую последовательность и найти систему, с помощью которой познанное передать другим.

Он писал: “Бойтесь быть ученым только для себя. Насколько в ваших силах, к тому же ведите и других. Пусть вас побуждает хотя бы пример Сенеки, который говорит: “Я желаю передать другим все, что знаю сам”. А также: ”Я бы отверг мудрость, если бы она давалась по тем условиям, чтоб держать ее в себе и не распростронять”.

После окончания Герборнской академии Коменский путешествует по Англии и Нидерландам. В 1613 году приезжает в Гейдельберг, учиться на богословском факультете Гейдельберского университета.

В 1614 году Коменский вернулся домой, ему было двадцать шесть лет. Он женился на Магдалене Визовской и становиться управляющим Советом братской Общины и одновременно учителем и проповедником в Фульнеке.

Коменский вновь переживает трагедию детства: начинается общеевропейская Тридцатилетняя война, которую сопровождают эпидемии чумы (1621 год). Умирает его жена.

В 1624 году Ян Амос обручился с Доротой Кирилловой, тогда ему было тридцать два года.

В 1641 году Коменский отправляется в путешествие по Англии, а с 1644 года он путешествует по Европе. В 1650 году он возвращается домой.

В 1652 году в стране разражается эпидемия оспы. Болеет вся семья Коменского (ему исполнилось шестьдесят лет). Умирает вторая жена.

В 1667 году значительно ухудшилось здоровье Коменского, но это было лишь временное явление. Хотя спустя какое-то время приступы стали посещать Яна Амоса все чаще, его охватывала лихорадка, начало постепенно парализовывать. Времени оставалось мало. Он уже перестал писать, но его сын Даниэль писал за него. Все эти трудные годы рядом с ним была его заботливая и любящая жена Яна.

В 1670 году холодным ноябрьским утром Коменский умер. Вокруг него книги, планы, записи с идеями. Его слово мертво и молчаливо. Но через много лет или столетий кто-нибудь взглянет, прочтет – и оживут слова. Ян Амос заговорит.


Коменский сформулировал представления о системе обучения, о разделении школы на ступени, о содержании образования и о круге его “потребностей”, и главное – о методе приспособления образования к природе человека, к разным этапам его развития. Пытаясь применить свои идеи на практике, он натолкнулся на консерватизм коллег. В их глазах все новшества ставили под угрозу реноме школы и подрывали ее авторитет среди учеников и городского общества, т.к. отвергали прежнюю методическую основу школьной системы. Та предусматривала беспрекословную дисциплину и подчинение учителю, покорное зазубривание всего, что полагалось “принимать на веру”. А Коменский выступал против отрыва теории от практики, механической зубрежки, самоцельного обучения, не связанного с воспитанием. Разве не революционным было предложение украшать стены школьных классов картинами, водить учеников в поле и лес, “играть в ремесла” при изучении латыни, разрешить школярам задавать вопросы и спорить...

По мнению Яна Амоса начинать обучение надо с первых самостоятельных шагов по земле маленького человека, с детства. “Самый передовой пост человеческого рода – у колыбели. Потому что от начала зависит все, и доброе и злое: куда и как направить человека, туда он и пойдет – за головой тело. И легче всего начинать с самого начала, иначе дело пойдет тяжко”. Уже в предшкольный период можно заложить основы познания, на которых потом будет строиться школьное и нравственное воспитание. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки, от которых зависит, чтоб ребенок хорошо учился, старательно использовал свой разум в познавании мира, создал достаточный запас представлений, в который слово и понятие всегда будут связаны с конкретным образом конкретных предметов, чтобы ребенок научился понимать простейшие зависимости.

Подобное воспитание и обучение возможно только в семье. Только в семье и в особенности у матери, есть возможность вводить ребенка в простейшее и в то же время в самое важное – в понимание мира. “Материнская школа” – название этого периода воспитания возникает само собой.

ОТРЫВКИ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Я.А. КОМЕНСКОГО

О развитии природных дарований

Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум – зеркало всех вещей, с суждением – живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью – кладовою для вещей. На втором месте – воля – судья, все решающий и повелевающий. Третья – способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь – истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования.

Законы хорошо организованной школы

Учить только умению говорить и не учить вместе с тем понимать (т.е. учить языкам без понимания вещей) – это значит не усовершенствовать человеческую природу, а только придать ей наружное, поверхностное украшение. Учить же понимать вещи, но не учить вместе с тем действовать, есть вид фарисейства: говорить, но не делать. Наконец, понимать и делать вещи, не отдавая себе, однако, отчета в пользе знания и действия, - это полуневежество. Чтобы образовать людей, знающих вещи, опытных в деятельности и мудрых в использовании знания и действия, наша мастерская гуманности, школа, должна вести умы через вещи таким образом, чтобы везде соблюдалась польза и предупреждалось злоупотребление. Это принесет значительную пользу во всей жизни...

Законы для учителей

1. Учителями должны быть люди честный, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим. (Ничто притворное не может быть продолжительным).

2. Чтобы быть в состоянии бодро выполнять обязанности своей профессии и предохранить себя от скуки и отвращения они должны...остерегаться слишком низко ценить себя и относиться к самим себе с презрением...Но наши полагают, что они поставлены на высоко почетном месте, что им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем, именно, чтобы маленькое подобие Бога доводить до сходства с Богом или, как говорит Бог у пророка, насождать небо и основывать землю, т.е. полагать основание церкви и государства...

Ян Амос Коменский (родился 28.03.1592 в Нивнице, Моравия, умер 14.11.1670 в Амстердаме, Нидерланды) - чешский реформатор системы образования и религиозный деятель. Известен инновационными методами обучения, в частности языкам.

Ян Амос Коменский: биография

Младший из пяти детей, Коменский родился в умеренно зажиточной семье набожных членов протестантской общины Богемских братьев. После смерти его родителей и двух сестер в 1604 году, предположительно от чумы, он жил с родственниками и получил посредственное образование, пока в 1608 г. не поступил в латинскую школу богемских братьев в Пршерове. Три года спустя благодаря патронату графа Карла Жеротинского он под влиянием Иоганна Генриха Альстеда поступил в Реформатский университет в Херборне. Многие аспекты мысли Коменского очень напоминают философию последнего. Альстед, противник Аристотеля и последователь Петра Рамуса, глубоко интересовался Раймундом Луллием и Джордано Бруно, в теологии был хилиастом и работал над собранием всех знаний в своей знаменитой «Энциклопедии» (1630). После окончания учебы в Гейдельберге в 1614 г., Ян Коменский вернулся на родину, где сначала преподавал в школе. Но в 1618 году, через два года после его рукоположения священником Богемских братьев, он стал пастором в Фульнеке. Его первый напечатанный труд, «Грамматика латыни», датируется этими годами.

И битва на Белой горе в ноябре 1620 г. оказали значительное влияние на жизнь Коменского, так как большая часть его работы была направлена на возвращение его народу земли и веры. В течение следующих восьми лет он не был в безопасности, пока окончательное изгнание братьев из имперских земель не привело его в Лешно, Польша, где он предварительно побывал, договариваясь о возможности поселения.

Ян Амос Коменский, биография которого за эти годы была отмечена смертью его первой жены Магдалены и их двоих детей, в 1624 году женился во второй раз. Он закончил «Лабиринт света и рай сердца» в 1623 году и Centrum securitatis в 1625-м, опубликовав их в 1631 и 1633 годах соответственно на чешском языке.

С 1628 по 1641 год Ян Коменский жил в Лешно как епископ для своей паствы и ректор местной гимназии. Он также находил время для работы по реформированию знаний и педагогики, письма и помимо всего прочего для своей первой большой книги Didactica magna. Написанная на чешском, она была опубликована в 1657 г. на латыни как часть Opera didactica omnia, в которой содержится большая часть работ, созданных с 1627 г.

Еще одна книга, которую написал в это время Ян Амос Коменский, «Материнская школа», посвящена первым шести годам воспитания ребенка.

Неожиданная популярность

В 1633 г. Ян Коменский неожиданно получил европейскую известность благодаря публикации Janua linguarum reserata («Открытая дверь к языкам»), увидевшей свет в том же году. Это простое введение в латынь в соответствии с новым методом, основанном на принципах, вытекающих из Вольфганга Ратке и учебников, изданных испанскими иезуитами Саламанки. Реформа языкового обучения, ускорившая и упростившая его для всех, была характерной для общего реформирования человечества и мира, которого все хилиасты стремились добиться за оставшиеся часы до возвращения Христа.

Ян Коменский заключил договор с англичанином Сэмюэлем Хартлибом, которому он послал рукопись своего «Христианского всезнания» под названием Conatuum Comenianorum praeludia, а затем, в 1639 году, Pansophiae prodromus. В 1642 г. Хартлиб опубликовал английский перевод под названием «Реформа школ». Ян Амос Коменский, вклад в педагогику которого вызвал большой интерес в определенных кругах в Англии, был приглашен Хартлибом в Лондон. В сентябре 1641 г. он прибыл в столицу Великобритании, где встретил своих сторонников, а также таких людей, как Джон Пелл, Теодор Хаак и сэр Чейни Калпепер. Он был приглашен навсегда остаться в Англии, планировалось создание пансофского колледжа. Но Ирландское восстание вскоре положило конец всем этим оптимистическим планам, хотя Коменский оставался в Британии до июня 1642 г. Пребывая в Лондоне, он написал труд Via Lucis («Путь света»), который распространялся в виде рукописи в Англии, пока не была напечатан в 1668 году в Амстердаме. В то же время чешский педагог получил предложение от Ришелье продолжить свою деятельность в Париже, но вместо этого он посетил Декарта близ Лейдена.

Работа в Швеции

В Швеции Ян Коменский снова встретился с трудностями. Канцлер Оксеншерна хотел, чтобы он писал полезные книги для школ. Коменский же, по настоянию своих английских друзей, предлагал работать над пансофией. Он сосредоточился на двух проблемах одновременно, удалившись в Эльбинг в Пруссии, в то время находившийся под властью Швеции, между 1642 и 1648 годами. Его труд Pansophiae diatyposis был опубликован в Данциге в 1643 году, а Linguarum methodus nouissima - в Лешно в 1648 г. В 1651-м «Пансофия» была издана на английском языке в качестве образца универсального знания. Его «Натуральная философия, реформированная Божественным Светом», или Lumen divinuem reformatate synopsis (Лейпциг, 1633), появилась в том же году. В 1648 г., вернувшись в Лешно, Коменский стал двадцатым и последним епископом Богемского братства (впоследствии преобразованного в Моравское).

Неудача в Шарошпатаке

В 1650 году педагог Ян Коменский получил вызов от князя Сигизмунда Ракоци из Трансильвании, младшего брата Георга II Ракоци, прибыть в Шарошпатак для консультаций по вопросам школьной реформы и пансофии. Он ввел много изменений в местной школе, но, несмотря на напряженную работу, его успехи были небольшими, и в 1654 г. он вернулся в Лешно. В то же время Коменский подготовил одно из самых известных своих произведений, Orbis sensualium Pictus («Чувственный мир в картинках», 1658), на латыни и на немецком. Важно отметить, что работа открывалась эпиграфом из «Бытия», когда Адам давал имена (Быт. 2: 19-20). Это была первая школьная книга, в которой для обучения языкам использовались изображения предметов. Она иллюстрировала основополагающий принцип, который исповедовал Ян Амос Коменский. Кратко он звучит так: слова должны сопровождаться вещами и не могут изучаться отдельно от них. В 1659 году Чарльз Хул издал английскую версию учебника, «Видимый мир Коменского, или Изображение и перечень всех главных вещей, которые существуют в мире, и человеческих занятий».

Отсутствие успеха в Шарошпатаке, вероятно, объясняется в значительной степени увлеченностью фантастическими пророчествами визионера и энтузиаста Николая Дарбика. Не первый раз Коменский поставил на пророка последнего дня - слабость, которой поддавались и другие хилиасты. Они слишком доверяли прогнозам апокалиптических событий и неожиданных поворотов, которые должны произойти в ближайшем будущем, например о падении дома Габсбургов или о конце папства и римской церкви. Публикация этих высказываний с целью оказания влияния на политические события имела негативное влияние на репутацию выдающегося педагога.

Последние годы

Вскоре после возвращения Коменского в Лешно между Польшей и Швецией началась война, а в 1656-м Лешно было полностью разрушено польскими войсками. Он потерял все свои книги и рукописи и снова был вынужден покинуть страну. Его пригласили поселиться в Амстердаме, где он провел оставшиеся годы своей жизни в доме сына своего бывшего покровителя Лоуренса де Гира. В эти годы он закончил большую работу, которая занимала его, по крайней мере, двадцать лет, De rerum humanarum emendatione consultatio catholica. Состоящая из семи частей книга подвела итоги всей его жизни и стала всеобъемлющей дискуссией на тему об улучшении человеческих вещей. «Пампедии», наставлениям по всеобщему образованию, предшествует «Пансофия», ее основы, за которой следует «Панглоттия», наставления по преодолению смешения языков, которая сделает возможной окончательную реформацию. Хотя некоторые части работы были опубликованы еще в 1702 году, она считалась утерянной до конца 1934 года, когда книга была найдена в Галле. Впервые она была опубликована в полном объеме в 1966 году.

Коменский похоронен в церкви Валлонии в Наардене, недалеко от Амстердама. Его мысли были высоко оценены немецкими пиетистами XVIII века. В своей собственной стране он занимает видное место как национальный герой и писатель.

Путь света

Ян Амос Коменский труды свои посвящал быстрому и эффективному реформированию всех вещей, имеющих отношение к жизни человека в сфере религии, общества и знания. Его программой был «Путь света», предназначенный для обеспечения максимально возможного просветления человека до его скорого возвращения в земное тысячелетнее царство Христа. Универсальными целями были благочестие, добродетель и знание; мудрость достигалась преуспеванием во всех трех.

Таким образом, источником и целью всех работ Коменского было богословие. Его убеждения и устремления разделяли многие из его современников, но его система была, безусловно, наиболее полной из многих, которые были предложены в XVII веке. Это был, по существу, рецепт спасения через знания, поднятые до уровня всеобщей мудрости, или пансофии, поддерживаемые соответствующей программой образования. Божественному порядку вещей того времени, когда считалось, что грядет последний век, соответствовала возможность достижения всеобщей реформы посредством изобретения печати, а также расширения судоходства и международной торговли, которые впервые в истории обещали всемирное распространение этой новой, реформирующей мудрости.

Поскольку за его работой скрывается Бог, человек должен открыться для трех откровений: видимому творению, в котором явлена сила Божья; человеку, созданному по образу Божию и проявляющему доказательство его божественной мудрости; слову, с его обещанием доброй воли по отношению к человеку. Все, что человек должен знать и не знать, должно быть извлечено из трех книг: природы, разума или духа человека и Писания. Для достижения этой мудрости он наделен чувствами, разумом и верой. Так как человек и природа являются Божьими творениями, они должны разделять один и тот же порядок, постулат, гарантирующий полную гармонию всех вещей между собой и с человеческим разумом.

Знать себя и природу

Эта известная доктрина макрокосма-микрокосма дает уверенность в том, что человек действительно способен обрести до сих пор нереализованную мудрость. Каждый, таким образом, становится пансофистом, маленьким богом. Язычники, которым не хватает явленного слова, не могут достичь этой мудрости. Даже христиане до недавнего времени терялись в лабиринте ошибок по причине традиции и под влиянием потока книг, которые в лучшем случае содержат разрозненный знания. Человек должен обращаться только к божественным произведениям и учиться при прямом столкновении с вещами - с помощью аутопсии, как это называл Коменский. Ян Амос педагогические идеи основывал на том, что все обучение и знания начинаются с чувств. Отсюда следует, что ум имеет врожденные представления, которые делают человека способным постичь порядок, с которым он сталкивается. Мир и жизнь каждого индивида являются школой. Природа учит, учитель является слугой природы, а натуралисты - священниками в храме природы. Человек должен знать себя и природу.

Энциклопедия всезнания

Чтобы найти выход из лабиринта, человеку нужна метод, с помощью которого он будет видеть порядок вещей, понимая их причины. Этот метод должен подаваться в книге о пансофии, в которой порядок природы и порядок ума будут постепенно двигаться к мудрости и проницательности. Она не будет содержать ничего, кроме конкретного и полезного знания, заменив все другие книги. Полная запись сведений, организованная таким образом, представляет собой настоящую энциклопедию, во многом совпадающую с «хранилищем» Роберта Гука природных диковинок в Королевском обществе, организованных в соответствии с категориями Джона Уилкинса в его «Опыте о подлинной символике и философском языке». Следуя этому естественному методу, люди смогут легко обретать полное и всестороннее владение всеми знаниями. Результатом этого будет истинная всеобщность; и снова будет порядок, свет и мир. Благодаря этому преобразованию человек и мир вернутся в состояние, подобное тому, которое было до грехопадения.

Новаторство в образовании

Ян Коменский, педагогика которого требовала того, чтобы с самого раннего детства ребенок учился сопоставлять вещи и слова, считал родную речь первым знакомством с реальностью, которая не должна быть затуманена пустыми словами и плохо понимаемыми понятиями. В школе иностранные языки - прежде всего соседних стран, а затем латынь - должны изучаться на родном, а школьные книги должны следовать методу пансофии. «Дверь к языкам» будет предлагать тот же материал, что и «дверь к вещам», и обе будут представлять собой небольшие энциклопедии. Школьные учебники должны делиться по возрастным группам и касаться только тех вещей, которые находятся в пределах опыта ребенка. Для всеобщего общения лучше всего подходит латынь, но Коменский с интересом ожидал появления совершенного философского языка, который отражал бы метод пансофии, не вводил в заблуждение и не был бы неинформативным. Язык - это просто носитель знаний, но его верное использование и преподавание являются верными средствами достижения света и мудрости.

Жизнь как школа

Ян Коменский, дидактика которого была направлена​ ​не только в сторону формального школьного образования, но также на все возрастные группы, считал, что вся жизнь является школой и подготовкой к вечной жизни. Девочки и мальчики должны учиться вместе. Так как все люди имеют врожденное стремление к знаниям и благочестию, они должны обучаться в спонтанной и игривой манере. Телесные наказания не должны применяться. Плохая учеба не является виной ученика, а свидетельствует о неспособности учителя выполнять свою роль «слуги природы» или «акушера знаний», как говорил Коменский.

Ян Амос, педагогические идеи которого считались наиболее значимым и, возможно, его единственным вкладом в науку, сам считал их лишь средством всеобщего преобразования человечества, основой для которого была пансофия, а теология - единственным направляющим мотивом. Обилие библейских цитат в его произведениях является постоянным напоминанием об этом источнике вдохновения. Ян Коменский книги пророчеств Даниила и откровений Иоанна считал главными средствами обретения знаний для неминуемого тысячелетия. История о раздаче Адамом имен в «Бытии» и сформировали его представление о человеке и его убежденность в порядке, который нашел отражение в пансофии, потому что Бог «все расположил мерой, числом и весом». Он полагался на сложные метафорические и структурные свойства храма Соломона. Для него человек был, как Адам, в центре создания. Он знает всю природу и таким образом контролирует и использует ее. Поэтому преобразование человека было лишь частью полного преобразования мира, которое воссоздало бы его первоначальную чистоту и порядок и было бы конечной данью своему создателю.

Человек своего времени

Ян Амос Коменский не внес никакого вклада в естествознание и был глубоко чужд развитию науки, которое происходило в то время. Делались и другие оценки его творчества, но они полностью игнорировали его зависимость от априорных постулатов и его богословскую ориентацию. С другой стороны, несколько выдающихся членов Королевского общества показали близкое родство с большей частью его мыслей. Девиз общества Nullius in Verba занимает значительное место в книге Коменского «Натуральная философия, преобразованная Божественным Светом», и в обоих контекстах он имеет такое же значение. Это напоминание о том, что традиции и авторитет больше не являются арбитрами истины. Она дана природе, и наблюдение является единственным источником конкретного знания. Широко обсуждаемая проблема взаимосвязи между Коменским и ранним Королевским обществом все еще не решена, в основном потому, что обсуждение этого вопроса основано на скудном знакомстве с его произведениями и почти полном неведении о его корреспонденции.

Утверждения о влиянии чешского реформатора на Лейбница сильно преувеличены. Он был настолько типичным проявлением верований, доктрин и проблем того времени, что те же мысли высказывались другими, занимающими более значимое место в ранних работах Лейбница. Ян Амос Коменский идеи свои черпал из теологии Богемских братьев (с их сильными хилиастическими тенденциями), а также у таких известных личностей, как Иоганн Валентин Андреэ, Якоб Беме, Николай Кузанский, Хуан Луис Вивес, Бэкон, Кампанелла, Раймунд де Сабунде (Theologia naturalis которого он опубликовал в Амстердаме в 1661 г. под названием Oculus fidei) и Мерсенн, чья переписка свидетельствует о положительном отношении к Коменскому и его работе.