Правильное построение предложений
1) Грубая ошибка - неправильное употребление деепричастного оборота . Он всегда должен указывать на дополнительное действие субъекта (подлежащего). Например: Подъезжаяк дому,я вспомнилбылое. Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Решаяконтрольную работу , нужно помнитьоб отведенном на нее времени . Деепричастный оборот не должен употребляться, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам либо если в безличном предложении есть логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом. Например: Подъезжая к дому, у меня закружилась голова . Следует употреблять конструкцию с придаточным предложением: Когда я подъезжал к … |
2) Причастный оборот по отношению к определяемому слову может находиться в препозиции и постпозиции, но никогда не включает его в свой состав. Неправильно построены фразы: В окна был виден занесенный садснегом;Приехавшие студенты на фестиваль проходили в актовый зал . |
3) В состав однородных членов не должны входить родовое и видовое понятие: Мне купили обувь и ботинки ; Прилетелиптицы и грачи. |
4) Ошибки возникают при замене прямой речи косвенной, особенно в употреблении форм лица: Она сказала: «Я приду завтра» (правильно). Она сказала, что придет завтра (правильно). Она сказала, что я приду завтра (речь идет об одном субъекте действия; построение неправильное). |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Определите место данных слов в предложении.
1. В читальном зале установили (А) дубовые (Б) столы. – [новые]
2. Перед выступлением надо обдумать (А) каждое (Б) слово. – [своё]
3. (А) Ваше (Б) высказывание станет афоризмом. – [это]
4. (А) есть немало произведений о детстве автора (Б). - [в мировой литературе]
Задание 2 . Согласуйте подлежащее и сказуемое.
Большинство учеников хорошо сдал... выпускные экзамены.
На концерте выступил... 21 певица.
Бездна забот свалил…сь на бригадира.
Много птиц сидел... на ветвях.
Сережа с Петей долго ждал... возвращения матери.
Задание 3. Укажите, какого управления требуют приведенные ниже слова.
беспокоиться => тревожиться => | за кого-нибудь о ком-нибудь | касаться относиться | кого-нибудь к кому-нибудь |
упрекать порицать | в чем-нибудь за что-нибудь | одеть надеть | что кого/ что во что |
удивляюсь удивлён | чему-нибудь чем-нибудь | препятствовать тормозить | что-нибудь чему-нибудь |
превосходство преимущество | над чем-нибудь перед чем-нибудь | отзыв рецензия | о чём/на что на что (не о чём!) |
уверенность вера | во что-нибудь в чем-нибудь | идентичный одинаковый | с кем/ чем чему |
оплатить заплатить | что-нибудь зa что-нибудь | управляющий руководитель | чем чего |
Задание 4. Исправьте речевые недочёты в предложениях.
Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразия, привлекает туристов.
Данные факты говорят за невозможность эффективного использования всех ресурсов. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.
Детвора с утра резвились во дворе.
Волк попросил лису, чтобы она дала мне немного рыбки.
Река Днепр этой весной вышел из берегов.
Благодаря стараний родителей сын получил прекрасное образование.
Артист был удостоен высокой наградой.
Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?
В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия, Франция и другие.
Ваш сын - такая умница!
Фирма реализовала двадцать две льготных туристических путевок.
Тема природы в лирике этого поэта близка для меня.
Задание 5. Выберите правильные варианты, обращайте внимание на согласование подлежащего и сказуемого.
(/) Большинство студентов нашей группы успешно (а) защитило, (б) защитили) курсовой проект. (2) Еще один ряд предложений (а) возник, б) возникли) у главного инженера. (3) Меньшинство сотрудников все-таки (а) проголосовало, (б) проголосовали) против. (4) (а) Засеяно, б) засеяны) сто двадцать гектаров. (5) Несколько сотрудников (а) отказалось, б) отказались) от сверхурочной работы. (6) Три заявления о приеме на работу (а) лежали, (б) лежало) на столе. (7) Тридцать два человека (а) работало, (б) работали) на новом участке. (8) Сто сорок один депутат (а) участвовал, (б) участвовали) в работе сессии. (9) На строительство нового объекта (а) получен, (б) получено) миллион долларов. (10) Тысяча человек (а) отправилась, б) отправились) на переподготовку. (//) (а) Прошло, (б) прошли) полтора часа. (12) (а) Новый, (б) новая) эколог города выступила с заявлением.
Нанизывание падежей
Расположение цепочкой, обычно с последовательным подчинением, нескольких одинаковых падежных форм. Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пешковского). Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа. Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы (пример К. И. Чуковского). Стилистически неудачно соседство даже двух форм родительного падежа, если одну образует родительный субъекта, а другую - родительный объекта. Метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала (пример М. Шагинян). Возможно также нанизывание форм: а) творительного падежа. Доклад был встречен слушателями шумными аплодисментами. Вопрос будет рассмотрен назначенной дирекцией комиссией. Дрессировщик был поднят слоном хоботом. Вы недовольны чем-то мною. б) дательного падежа. Приступили к подготовке к экзаменам. Стремились к выполнению к назначенному сроку. в) предложного падежа. Рассказал о дискуссии о методах работы. Обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи.
Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .
нанизывание падежей - ед. (склонение падежей, ед.). В синтаксической стилистике: речевая ошибка, возникающая вследствие соединения длинного ряда падежных форм. Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пешковского). Чаще всего происходит нанизывание… …
Нанизывание одинаковых форм
Нанизывание одинаковых форм - 1. Затрудняет понимание текста скопление одинаковых падежных форм. Чаще всего встречается нанизывание р о д и т е л ь н ы х падежей, например: «В целях лучшей постановки дела повышения теоретического уровня…»; «Для решения задачи ускорения… … Справочник по правописанию и стилистике
склонение падежей - То же, что и нанизывание падежей … Учебный словарь стилистических терминов
скопление падежей - Нанизывание одного родительного падежа на другой, цепная реакция падежей, приводящая к пустословию: дело развития художественной литературы (вм.: развитие художественной литературы). С.п. снижает выразительность речи … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
ОГЛАВЛЕНИЕ - ОРФОГРАФИЯ I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3. Чередующиеся гласные § 4. Гласные после шипящих § 5. Гласные после ц § 6. Буквы э е § 7. Буква й II. Правописание согласных… … Справочник по правописанию и стилистике
СТИЛИСТИКА - @Выбор слова XXXV. Выбор слова § 139. Смысловой и стилистический отбор лексических средств § 140. Устранение канцеляризмов и штампов § 141. Плеоназмы и тавтологии § 142. Благозвучие речи § 143 … Справочник по правописанию и стилистике
Вид подчинительной связи, при которой главное слово требует от зависимого строго определенной падежной/предложно-падежной формы, называется управлением. Наблюдается синонимия предложных и беспредложных конструкций (интересный всем – интересный для всех; лицо его покраснело – лицо у него покраснело; идти полем – идти по полю; вернуться поездом – вернуться на поезде).
Родительный падеж объекта – значение существительного в форме родительного падежа, при котором обозначается объект действия (чтение книги – читать книгу; постройка дома – строить дом). Родительный падеж субъекта – значение существительного в форме родительного падежа, при котором обозначается субъект действия (приказ начальника – начальник приказал; приезд друга – друг приехал).
Стилистической ошибкой является наличие в одном предложении двух слов в форме родительного падежа, но с разными значениями (поиск правительства денег на выплату пенсий) или неясность, двусмысленность предложения с родительным падежом существительного (передача заложников – они передавали? Их передавали? Письмо матери – ей или от нее). Двусмысленность может быть вызвана морфологической омонимией и других падежных форм, например дательного падежа субъекта и дательного падежа объекта (В таком случае демократам нужно было раздавать литературу бесплатно. – Демократы раздавали или им литературу раздавали?)
К разряду стилистических ошибок относится также нанизывание падежей. Суть этой ошибки состоит в том, что несколько слов в одной падежной форме располагаются цепочкой, завися друг от друга: Слушатели курсов подготовки помощников машинистов электропоездов. Часто наблюдается нанизывание родительного падежа Нанизывание родительного падежа во многих случаях является не стилистической ошибкой, а строевым элементом деловой или научной речи, в которой часто встречаются отглагольные существительные, предполагающие употребление другого, зависимого от него существительного в родительном падеже: Исследование вариантов синонимических конструкций; Разработка методов использования полезных ископаемых прибрежных районов реки Оби. Нанизывание других падежей встречается реже и только как стилистическая ошибка: Заделка щелей пеной нашими мастерами; Договор о соглашении о взаимозачете платежей.
Падеж управляемого слова зависит от его частеречной принадлежности.
Если зависимсое слово – имя существительное, то род. п.: доказательство чего
–доказательство теоремы, доказательство правоты; доказательства вины.
Если зависимое слово – указательное местоимение, то дат. п.: доказательство чему
- доказательством тому служат следующие факты
. БАС-2 квалифицирует это управление как устарелое.
Нельзя сочетать в одном предложении Родительный субъекта и Родительный объекта . Первый указывает на производителя действия (Выступление докладчика, приезд делегации ), второй – На объект действия (Чтение книги, подбор иллюстраций ). При исправлении родительный субъекта обычно заменяется творительным падежом: вместо: Последовательное изложение ученика материала урокаНадо сказать: Последовательное изложение учеником материала урока.
В отдельных случаях может возникнуть неясность при использовании даже одного родительного падежа:Чтение Маяковского оставляло неизгладимое впечатление (читал сам поэт или читались его стихи?). При первом значении можно сказать: Чтение Маяковским своих произведений...; При втором значении:Чтение стихов Маяковского...
При двух илинескольких однородных членах ставится общее управляемое слово только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: Читать и конспектировать книгу, выписать и проверить цитаты И т. п.
Неправильными являются предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управления, например: Любить и увлекаться поэзией (Любить Что? Увлекаться Чем?) .
Обычно такие предложения можно исправить, добавляя ко второму управляющему слову местоимение, заменяющее дополнение-существительное при первом слове: любить Поэзию и увлекаться ею.
НАНИЗЫВАНИЕ ПАДЕЖЕЙ
Расположение цепочкой, обычно с последовательным подчинением, нескольких одинаковых падежных форм. Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пешковского). Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа. Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы (пример К. И. Чуковского). Стилистически неудачно соседство даже двух форм родительного падежа, если одну образует родительный субъекта, а другую — родительный объекта. Метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала (пример М. Шагинян). Возможно также нанизывание форм:
а) творительного падежа. Доклад был встречен слушателями шумными аплодисментами. Вопрос будет рассмотрен назначенной дирекцией комиссией. Дрессировщик был поднят слоном хоботом. Вы недовольны чем-то мною.
б) дательного падежа. Приступили к подготовке к экзаменам. Стремились к выполнению к назначенному сроку.
в) предложного падежа. Рассказал о дискуссии о методах работы. Обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи.
Словарь лингвистических терминов. 2012
Расположение цепочкой, обычно с последовательным подчинением, нескольких одинаковых падежных форм. Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пешковского). Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа. Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы (пример К. И. Чуковского). Стилистически неудачно соседство даже двух форм родительного падежа, если одну образует родительный субъекта, а другую - родительный объекта. Метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала (пример М. Шагинян). Возможно также нанизывание форм:
а) творительного падежа. Доклад был встречен слушателями шумными аплодисментами. Вопрос будет рассмотрен назначенной дирекцией комиссией. Дрессировщик был поднят слоном хоботом. Вы недовольны чем-то мною.
б) дательного падежа. Приступили к подготовке к экзаменам. Стремились к выполнению к назначенному сроку.
в) предложного падежа. Рассказал о дискуссии о методах работы. Обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи.
Сельскохозяйственный словарь-справочник
Справочник по правописанию и стилистике
Справочник по правописанию и стилистике
Справочник по правописанию и стилистике
Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Орфографический словарь русского языка
Толковый словарь Ушакова
Толковый словарь Ефремовой
Русский орфографический словарь
Формы слова
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Нанизывание Господи погоди. А.Смир Подобно тому как вода в озере собирается капля за каплей, и тому как день за днем миллиметр за миллиметром растет растение все в мире развивается по принципу постепенности. Новорожденный ребенок не может сразу же начать разговаривать
§ 163. Синонимическое использование прилагательных и косвенных падежей существительных В одинаковой функции определения могут выступать прилагательные и однокоренные с ними существительные в косвенных падежах без предлогов или с предлогами, например: отцов дом – дом
Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 204. Нанизывание одинаковых форм 1. Затрудняет понимание текста скопление одинаковых падежных форм. Чаще всего встречается нанизывание родительных падежей, например: «В целях лучшей постановки дела повышения теоретического уровня…»; «Для решения задачи ускорения
§ 165. Синонимическое использование прилагательных и косвенных падежей существительных В одинаковой функции определения могут выступать прилагательные и однокоренные с ними существительные в косвенных падежах без предлогов или с предлогами, например: отцов дом - дом
§ 204. Нанизывание одинаковых форм 1. Затрудняет понимание текста скопление одинаковых падежных форм. Чаще всего встречается нанизывание форм родительного падежа, например: «В целях лучшей постановки дела повышения уровня жизни…»;«Для решения задачи ускорения подъема
Об изменчивости падежей М.Ю. Лермонтов. Вид Тифлиса. Масло. 1837 Мы продолжаем публикацию цикла эссе "Заметы о Лермонтове" из книги Анатолия Парпары, готовящейся к изданию. Теперь чуть ли не каждый школьник, цитируя строку Михаила Лермонтова «из пламя и света рождённое