Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Царь сервий туллий провел реформу. Реформы сервия туллия

Царь сервий туллий провел реформу. Реформы сервия туллия

В VI веке до нашей эры шестым царем Древнего Рима после соответствующих испытаний был избран Сервий Туллий (Servius Tullius) (578 – 534 годы до нашей эры). Относительно его происхождения существуют две версии. Согласно общепринятой традиции, он был сыном одной знатной женщины из латинского города Корникула, попавшей в плен к римлянам (по другой версии, опровергаемой Титом Ливием, был сыном рабыни). Мальчик вырос в доме Тарквиния и пользовался величайшей любовью и почетом не только при дворе, но и у сенаторов и народа. Царь выдал за него замуж свою дочь. Когда Тарквиний был убит сыновьями Анка Марция, Сервий Туллий, пользуясь своей популярностью и при содействии Танаквиль, вдовы покойного царя, захватил власть с одобрения сената. По другой малораспространенной версии (из речи императора Клавдия в сенате), Сервий Туллий – не кто иной, как Мастарна, этрусский авантюрист, выгнанный из Этрурии и поселившийся в Риме, где переменил там имя и достиг царской власти. Иногда отцом Сервия Туллия предание называет римского бога кузнецов Вулкана.

С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя. Важнейшая из них – центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными, плебеи – введены в состав римской общины. Он разделил территорию римского государства на 4 трибы – территориальных округа. Не упраздняя куриатных комиций, Сервий Туллий ввел центуриатные комиции, то есть собрания по центуриям – сотням, основному военному подразделению, и придал им высшую законодательную, судебную и электоральную силу.

Далее Сервий Туллий ввел ценз имущества и распределил всех римских граждан на классы по имущественному цензу (доходу):
- всадники (equites);
- римляне с цензом 100 000 ассов;
- римляне с цензом 75 000 ассов;
- римляне с цензом 50 000 ассов;
- римляне с цензом 25 000 ассов;
- римляне с цензом 11 000 ассов;
- пролетарии.

Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству. Формально «сверхбогатые», то есть всадники, и «сверхбедные», то есть пролетарии, не входили в классы. Всадники (или эквиты) – одно из привилегированных сословий в Древнем Риме. Всадники в различные времена истории Древнего Рима имели различное значение, почему здесь надо различать несколько периодов. Первоначально – в царскую эпоху и в раннереспубликанский период – это была сражавшаяся верхом патрицианская знать. Всадники в войске римских царей носили тунику с красной полосой, расшитый плащ и особые красные ременные башмаки. Со временем все это, с некоторыми поправками, стало отличительными знаками принадлежности к патрициям, сенаторам и магистратам. В раннюю эпоху четкого различия между сословиями сенаторов и всадников не наблюдалось. По реформе Сервия Туллия в VI веке до нашей эры всадники, выделенные в 18 центурий, составляли часть высшего цензового разряда римских граждан. Первейшей обязанностью каждого класса было выставить определенное количество центурий, от пролетариев требовалась лишь одна центурия. Собрание стало проходить на Марсовом поле, где проводились военные смотры. Каждая центурия получила один голос. Чтобы решение собрания стало законом, требовалось набрать 98 голосов «за». Собрание принимало законы, рассматривало апелляции, избирало должностных лиц. На основе классов было основано разделение римского войска на триариев, принципов и гастатов.

Сервий Туллий вел успешные войны с Вейями и другими этрусскими городами. Ему приписывают также проведение религиозной реформы и постройку городской стены, остатки которой сохранились среди сооружений более поздней эпохи. При нем границы города были значительно расширены (в состав города вошли все семь холмов). После проведенных преобразований Сервий Туллий был убит в результате заговора, возглавляемого своим тестем Луцием Тарквинием Гордым (сын Тарквиния Приска), который и стал царем после Сервия Туллия. Однако попытка единоличного, авторитарного правления была пресечена народным восстанием 509 года до нашей эры. Луций Тарквиний Гордый бежал, и была провозглашена республика.

Реформы Сервия Туллия, превратившие Рим в государство.

Печальна судьба реформаторов заботившихся о благополучии простых людей. Ярким примером из античности было незавидное завершение карьеры афинского поэта-архонта Солона. Предпоследний римский царь до республиканского периода Сервий Туллий отчасти подтвердил поговорку «не делай добра, не получишь зла».
Чем же заслужил такую славу Сервий Туллий, оставшийся в памяти последующих поколений «народным царем». Для этого, следует выяснить, каким образом шестому царю Рима удалось разорвать корпоративные связи религиозного характера, сложившиеся внутри римских племен и родов. Как его реформы способствовали консолидации всех римских граждан (патрициев и плебеев) в единое гражданское общество.

Путь к власти

Судьба некоторых исторических личностей совершает настолько неожиданные кульбиты, что не сразу поверишь в реальность происходившего. В анналах римской истории есть два рассказа о корнях Сервия Туллия, по одной версии он ребенком попал вместе с матерью в плен к римлянам после захвата ими Корникула. В этом латинском городке семья будущего царя занимала видное положение.
По второй версии Сервий Туллий был авантюристом из Этрурии. После того как его выгнали соплеменники, поселился в Вечном городе и с помощью хитроумных ухищрений добился царского трона. Обе версии вряд ли можно назвать абсолютно достоверными. Их легендарное содержание в целом дает представление о непростом детстве и восхождении на престол шестого римского царя.
В любом случае юнец показал чрезвычайные способности и проявил недюжинное упорство в достижении цели. Конечно, немного везения оказалось нелишним. Оказавшись, приближенным к царскому двору смышленый парнишка сумел стать любимцем и зятем правившего тогда Римом Тарквиния Приска. Кроме того, Сервия полюбили в народе и самое важное, он завоевал теплое отношение большинства патрициев. Когда внуки четвертого римского царя Нумы Помпилия убили Приска, Туллий при помощи жены захватил и удержал власть в Риме.

Начало преобразований

Начиналось правление Сервия Туллия удачными военными походами против этрусков и города Вейи. Царь стремился привлечь всеми способами новых союзников для Рима и упрочить отношения со старыми. Так, для большего сплочения латинских городов под властью Рима он велел построить храм богини Дианы на Авентинском холме. Учрежденные Туллием союзные праздники поддерживали мирные отношения внутри римского сообщества.
Тишь да гладь установившиеся с началом царствования, позволили подготовить и провести реформы Сервия Туллия. Эти преобразования в итоге дали римскому государству новое устроение, упорядочившие гражданские правоотношения. Именно они стали фундаментом свободы римских граждан.
Во времена те дальние Рим населяли две общины, первая – это патриции, потомки первых поселенцев Рима. Они были гражданами, обладавшими полным набором прав и привилегий. Знатные роды патрициев владели всей полнотой власти в Риме и подвластных ему территориях. Вторые - плебеи, свободные люди, поселившиеся в римских владениях в более позднее время и интегрировавшиеся в гражданское общество полиса вне властной организации. Они платили все государственные налоги, наряду с патрициями несли воинскую повинность. Справедливости не было, нужны были нововведения для общественного покоя.

От родовой общины к государству

РеформыТуллия осуществлялись на принципах имущественной и территориальной перестройки общества. Изначально произошло разделение всех свободных жителей Рима на разряды, в зависимости от имущественного состояния каждого. Сначала оценивался размер земельного владения, а позже, с появлением денежного оборота стали подсчитывать и капиталы.
Те, кто обладал полным наделом, получали первый разряд, за ними шли владельцы меньших долей. На крайних позициях оказались всадники, занявшие высшую точку в разрядной сетке и напротив, «пролетарии», выделенные в шестой разряд, стоявший особняком в самом низу социальной иерархии Рима.
Каждому разряду было предписано выставить конкретное число экипированных и вооруженных воинов для сколачивания центурий. Всадники формировали конные сотни, граждане с первого по третий разряд комплектовали пехоту с тяжелым вооружением, а легковооруженными пехотинцами снабжали римское войско граждане четвертого и пятого разрядов. Пролетариям надо было выставлять одну центурию, без вооружения.
Примечательно, что роль центурий не замыкалась только военной составляющей, они стали еще и важными политическими единицами. Народные собрания в центуриях – «центуриальные комиции», после реформы постепенно заменило куриатные народные собрания. Во второй части, реформы поделили весь свободный народ Рима по территориям, что в конце концов, решительно ослабило кровно-родственные связи. Были созданы территориальные округа – трибы, числом в двадцать одну, из них четыре городских и семнадцать сельских. Так утвердилась аристократия богатства, заменившая родственную, это завершило слом пережитков первобытно-родовых отношений в римской общине.

Признательная память плебеев

Плебеи, благодаря реформам Сервия Туллия получили значительные возможности в реализации своих прав, что существенно консолидировало общество в обеспечении более полного доминирования над рабами и утеснения пролетариев. Были далеко продвинуты процессы совершенствования властных структур и создания более совершенного государства.
Плебеи, пробившие стену непонимания, были допущены к решению некоторых вопросов на народных собраниях. Но им потребовалось еще два века неутомимой борьбы, чтобы реально стать равными в правах с патрициями.
Еще одним из итогов реформы Сервия Туллия было экономическое оздоровление Рима связанное с новой системой налогообложения «трибутом», который регулярно пополнял государственную казну твердыми налоговыми поступлениями. Они по большей части шли на содержание армии и если она одерживала победы, то из захваченной добычи возвращали налогоплательщикам их взносы.
Процесс реформы не был единичным актом, на самом деле этот процесс был длительным и долговременным. Сервий Туллий в отпущенное ему историей время активизировал преобразования. Невзирая на то, что реформы не ликвидировали тотальное господство патрициев, они имели грандиозное практическое значение для дальнейшей истории Рима.
Реформы во все времена были опасным делом, а судьбы преобразователей часто печальны. Не стал исключением Сервий Туллий. Он был убит детьми своего предшественника, но его запомнили как самого «народного царя», особенную приязнь к нему испытывали плебеи.

Таким образом, в Древнем Риме родовое общество превратилось в замкнутую патрициальную общину среди многочисленной, бесправной, но несущей все обязанности массе плебеев. Жестокое долговое право вызывало недовольство у беднеющей части плебеев, которые в условиях возрастающей численности рабов становятся все более опасной силой для римской общины. Эти недовольства породили классовую борьбу плебеев за равноправие с членами римской общины.

Римский плебс стремился получить доступ к разделам земли общественного поля, которое принадлежало всей римской общине. Общественное поле увеличивалось за счет земель, отобранных римлянами у побежденных народов (отнималось от 1/3 до 2/3 всей земли). Однако только патриции могли оккупировать, т.е. занимать, земли общественного поля. Чтобы получить такое же право оккупации плебеи должны были добиться равенства с патрициями в политических правах. Кроме того, они требовали отмены долговой кабалы, ограничения процента ростовщиков.

Таким образом, борьба плебеев с патрициями в экономическом отношении была борьбой за землю. В V-IV вв. до н.э. плебеи вступили в длительную борьбу за равенство с патрициями в экономическом и политическом отношении. Эта борьба вызвала в середине IV в. до н.э. проведение реформ, приписываемых предпоследнему царю Древнего Рима Сервию Туллию.

    Реформы Сервия Туллия

Сервий Туллий – шестой рекс по римской исторической традиции, родился 13 августа в городе Корникуле, принадлежавший латинянам, разрушенном впоследствии римскими войсками под предводительством Тарквиния Приска. В бою погиб отец будущего царя - Спурий Туллий, а его мать Окрисия, женщина знатного происхождения, возможно даже царица, попала в плен к римлянам. Там она вошла в расположение к Танаквиль - жене римского царя. Рождение Сервия Туллия окружено легендами. Согласно мифологическому преданию, уже в детском возрасте проявилось его божественное происхождение. Однажды, когда мальчик спал, увидели, что вокруг его головы пылает пламя. Испуганные слуги принесли воду, чтобы затушить огонь, но мудрая царица Танаквиль велела не будить ребенка, пока он сам не проснется. И, действительно, огонь пылал, не обжигая, и исчез, когда маленький Сервий открыл глаза. Танаквиль, уведя мужа в уединенную комнату, объяснила ему, что этот огонь - знамение, посланное богами. Оно свидетельствует о том, что мальчик в минуту грозной опасности может стать их спасителем. Поэтому следует дать ему не то обычное воспитание, которое получают все дети, а тщательно заботиться о нем, развивая ум и доблесть. Так и было сделано, и Сервий Туллий стал юношей действительно царственного ума и высоких достоинств. По всем этим причинам и отдано было ему предпочтение перед остальными знатными юношами Рима, которые могли претендовать на руку царской дочери. Тарквиний Приск отдал ему в жёны свою вторую дочь. Любимец царя, Сервий Туллий, пользовался и у народа и у сенаторов величайшим уважением. После убийства Тарквиния Приска сыновьями Анка Марция, Танаквиль сумела привести Сервия Туллия, своего любимца, к власти.

Военные успехи Сервия Туллия в его борьбе с этрусскими городами принесли ему огромную добычу и любовь народа, поскольку он проявил себя как доблестный военачальник, вполне достойный высокого сана царя римлян. Водворив мир в своих владениях и обезопасив их границы, Сервий Туллий приступил к упорядочению внутренней жизни римских граждан. Царь Сервий Туллий учел, что большое число свободных, но бесправных людей, недовольных своим положением, может представлять значительную опасность для интересов государства. Он продумал и провел в жизнь новое устройство римского общества на основе территориального и имущественного принципов.

Подобно всем своим предшественникам, Сервий стремился ограничить влияние родовой знати в обществе и добился этого. За ним числятся важнейшие установления. Во-первых, он поделил всю римскую территорию на 4 городских и 17 сельских округов, которые назвал трибами. Поскольку принадлежность к этим округам приобрела для людей большое значение, принадлежность к трем древним племенным трибам перестала приниматься во внимание. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся её старосте. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия. По территориальным округам Сервий установил ежегодную перепись населения. Технически это выглядело так: каждый человек – мужчина, женщина, ребенок – вносил в казну соответствующую плату по месту своего проживания, делался взнос и за родившегося и за умершего. Таким образом учитывалась динамика населения по полу и возрасту. Собранные взносы составляли часть общеримской казны. А главная ее часть состояла из налогов. Налоговые взносы собирались и раньше. Но Сервий Туллий сделал их регулярными и дифференцированными.

Затем Сервий провел еще одну реформу. Она проводилась как военная, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства. Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи не входили в военную организацию. Вследствие этого возникло разное несоответствие между поселением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн. Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому Сервий Туллий учредил имущественный ценз. Главы всех римских семей, будь то коренные жители, насильственные переселенцы, или добровольные пришельцы, должны были явиться к царю и под присягой сообщить о состоянии своей семьи, о том, сколько земли, скота, рабов и прочего добра они имеют, какие доходы получают. В зависимости от имущества римские мужи зачислялись в цензовые разряды (впоследствии их стало шесть). В соответствии с уровнем достатка люди, уже независимо от принадлежности к родам и куриям, призывались в армию. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии – сотни. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее с появлением в IV в. до н.э. денег (ассов) (асс – медная монета, первоначально весом в 1 фунт), была введена денежная оценка имущества. После ценза были проведены очистительные священнодействия и установлен пятилетний срок для следующего ценза.

Беднейшие слои населения, неимущие, не входили ни в один из разрядов и получили название пролетариев (от латинского proles - потомство). Этим названием подчёркивалось, что всё их имущество и богатство состояло только в потомстве.

Число выставляемых центурий

Имущественный ценз в ассах

Имущественным положением определяло и место воинов в строю легиона. Самые богатые граждане I разряда служили в коннице и назывались всадниками. Остальные члены этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение пехотинца и стоять в первых рядах легиона. Граждане других классов занимали место в задних рядах.

Воины I разряда носили панцирь (lorica), шлем (galea), поножи (ocrea), круглый щит типа clipeus, а из наступательного оружия (tela) - копье (hasta) и меч (gladius или mucro).Такое полное вооружение в целом соответствует типу так называемого гоплитского снаряжения. Располагались воины 1-го разряда в передовых рядах поиска. Воины 2-го разряда уже были освобождены от панциря, а вместо круглого гоплитского щита имели продолговатый щит типа scutum. В бою им отводят место во втором ряду боевых порядков. Третий разряд по сравнению со вторым не имел поножей, а 4-й носил щиты scutum, мечи и по два копья - длинную hasta и метательный дротик verrutum; Ливий отрицает наличие у них даже щита и меча (I. 43. 6). В бою 4-й разряд занимал последнюю боевую пинию. Воины же 5-го разряда вооружались только пращами и метательными камнями. Они дислоцировались вне строя в качестве вспомогательных отрядов легковооруженных.

I класс выставлял 80 центурий пехотинцев и 18 центурий всадников, следующие три класса - по 20 центурий пехотинцев и, наконец, V класс выставлял 30 центурий легковооружённых пехотинцев. Кроме того, выставлялось ещё 5 нестроевых центурий: две ремесленников, две музыкантов и одна из пролетариев. Всего было 193 центурии, из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая - войны от 16 до 45 лет - младшая, предназначалась для боевых походов.

Реформа имела также большое политическое значение. Центурия становится теперь не только военной, но и политической единицей. Оставив за собраниями по куриям решение лишь некоторых, связанных с религиозными установлениями, вопросов, Сервий Туллий перенес все важнейшие дела в собрания по центуриям. Таким образом, он ввел новый вид народных собраний – центуриатные комиции. Эти собрания были выражением воли римского народа: они выбирали высших должностных лиц – консулов, преторов, цензоров, разбирали уголовные дела, решали вопросы объявления войны и заключения мира. Созывались центуриатные собрания верховными должностными лицами 2 раза в год вне черты города, на Марсовом поле. Магистрат ставил перед собранием решавшийся вопрос, распоряжался проведением голосования. Вначале голосование происходило внутри центурии, причём каждая центурия имела один голос, проходя маршем, каждая центурия подавала свой голос. После чего особый счетчик подсчитывал число центурий, голосовавших «за» и «против». Голосование прекращалось, как только становилось известно абсолютное большинство. Поскольку центурий состоятельных разрядов было много больше, чем центурий, включавших людей победнее, голосование всегда оказывалось в пользу богатых, хотя и не обязательно родовитых. Самые богатые римляне, преимущественно патриции, - всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть и уже попадали в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине. Таким нехитрым образом было положено начало господству богатых и знатных, независимо от того, были ли они патрициями или плебеями.

Верховное командование в армии осуществляя орган патрицианской знати - сенат. Сенат играл огромную роль в объявлении войны и всех делах, связанных с ведением войн, распределял командование между магистратами, награждал полководцев, определял необходимый военный контингент, выделял средства на ведение войны и т.д. Магистры получали верховное командование от центуриатных комиций (преторы, консулы) либо от сената. Они воплощали институт верховного командования. Все главные римские магистры, согласно реформе Сервия Туллия, были связаны с военным ведомством: квесторы ведали военными расходами; цензоры, проводя ценз, определяли воинскую и налоговую повинность граждан. Офицеры делились на высших и низших. Низшие офицеры были, по указанию Сервия Туллия, командирами центурий. Они выдвигались на эту должность из простых легионеров и, как правило, не достигали более высоких постов. Высшее офицерство составляли военные трибуны, легаты, квесторы и начальники конницы. Военные трибуны принадлежали к сенатскому или всадническому сословию и обычно начинали этой службой свою политическую карьеру. В каждом легионе было по шесть трибунов. Легаты, непосредственные помощники главнокомандующего, назначались сенатом и сами были сенаторами. Они командовали легионами или их соединениями. Освобождались от воинской повинности пехотинцы, прослужившие не менее 16-20 лет (участники - 16-20 походов), и всадники, прослужившие не менее 10 лет.

Создав новое войско вместо прежних родовых ополчений, Сервий укрепил свою власть и принизил родовую знать, которая этим ополчением командовала. А чтобы еще больше подавить ее, царь провел серию земельных конфискаций и наделил землей бедняков. Его демократический облик связывается в традиции с учреждением празднества Сатурналий. Они справлялись в течение недели в декабре после жатвы, когда можно было отдохнуть и повеселиться. Посвящались они богу Сатурну, который, по древним поверьям, прибыл из Греции, когда в Италии правил Янус (оба были потом обожествлены). Сатурну приписывается усовершенствование земледелия, за чем последовало всеобщее благоденствие, "золотой век". В память о нем во время Сатурналий пировали все вместе без разбора – и богатые, и бедные, и свободные, и невольники и господа даже прислуживали своим рабам.

Упорядочив таким образом внутренние дела государства, Сервий Туллий решил достичь усиления Рима среди остальных племен мирным путем. Он взял за образец прославленный на весь мир как одно из чудес света знаменитый храм Артемиды Эфесской, построенный сообща всеми государствами Азии. Восхваляя перед всеми, с кем он старался поддерживать дружеские отношения, пример подобного согласия и общего почитания божества, Сервий Туллий добился того, что в Риме общими силами был воздвигнут храм богини Дианы на Авентине за пределами городской стены и посвящен Диане – любимой общелатинской богине, имевшей знаменитое святилище у Немейского озера близ города Ариция. Строительство храма в плебейском районе означало благосклонность к плебеям и было заявкой Сервия на господство в латинском мире. Таким путем Сервию Туллию удалось добиться признания главенства Рима в Лациуме, из-за чего ранее возникали вооруженные столкновения.

Сервий удачно воевал, приобретая для Рима новые земли. Уделял он внимание и городскому благоустройству. Площадь города была расширена, возведены мощные укрепления – вал, ров и оборонительная стена, начали также сооружать храмы древнему женскому божеству Матери Матуте и богине удачи – Фортуне. Форум замащивался, дома вытеснили с улиц хижины. Рим становился настоящим городом, а Сервий из племенного вождя превращался в царя государства. Кем бы ни был Сервий по происхождению, правление его включено в традиции этрусской династии.

Сервию Туллию приписывается денежная реформа (он первый в Риме начал чеканить серебряную монету). Он всеми способами содействовал росту благосостояния общества: по примеру Солона в Афинах он выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентов от патрональной зависимости. Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царём. Особенно его память чтили плебеи.

Однако формальное включение плебеев в состав единой с патрициями общины не решало вопроса о средствах производства – о земле. Как бы то ни было, Сервий царствовал в Риме (578–535 гг. до н.э.) и был выдающимся правителем. При нем завершились те общественные политические процессы, которые привели Рим от разлагавшегося первобытного строя к государству и цивилизации. В античной традиции запечатлен портрет Сервия Туллия как великого реформатора и народолюбца.

Заключение

Таким образом, важное социальное значение реформ Сервия Туллия состояло в том, что они заложили основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признакам. Реформы Сервия создали новое государственное устройство, которое положило начало становления римского государства. Публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан. Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальном и имущественном признаках, причем только постепенно, в течение 200 лет она вытеснила родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострялась после свержения последнего рекса. Первой большой победой плебеев было принятие законов XII таблиц (451-450 гг. до н.э.) – эти законы, общие для патрициата и плебса, должны были защитить плебеев от произвола патрициев, закрепить частную собственность, рабство. Устанавливалось равенство патрициев и плебеев перед законами гражданского и уголовного права. Позднее были приняты законы, по которым допускались браки между патрициями и плебеями, за долги отвечало имущество должника, а не он сам, плебеи могли занимать государственные должности, в том числе и жреческие.

Список источников

    История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А - М.: Издательская группа НОРМА- ИНФРА М, 1998. - 480 с.

    Римляне ранней Республики. Маяк И.Л. / М.: Изд-во МГУ, 1993. - 160 с.

    Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. ИПФ «Воронеж». 1993 г. – 608с.

    Государство и право Древнего Рима. Бирюков Ю.М. М.: изд-во ВПА, 1969г., 105 с.

    История Древнего мира: Ч. II Греция и Рим. / под ред. Бокщанина А.Г. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 431 с.

    Классовая борьба в Древнем мире. А.М.Малеваный, Е.А.Чиглинцев, А.С.Шофман./ под ред. Жигунина В.Д. – Издательство Казанского университета, 1987. – 112 с.

    Римское право. Иво Пухан, Миряна Палнак-Акимовская. Римское право (базовый учебник) под ред. В.А.Томсинова. – М.:ИКД «Зерцало» - М, 2003 – 448 с.

Древнего Рима , что позволило...
  • Древний Рим (11)

    Реферат >> История

    2011г. Особенности государственного строя Древнего Рима в царский период Общественные... Древнего Рима в царский период Общественные отношения Древнейшее поселение Рима ... Первые реформы "военной демократии" провел Сервий Туллий . Все свободное население Рима ...

  • Государственный и общественный строй Древнего Рима

    Курсовая работа >> Исторические личности

    2.1 Общественный строй древнейшего Рима . Патриции 2.2 Клиенты 2.3 Плебеи 2.4 Борьба плебеев с патрициями. Реформа Сервия Туллия Заключение Список... . Борьба плебеев с патрициями. Реформа Сервия Туллия По мере роста Рима число плебеев увеличивалось гораздо...

  • Политико-правовые учения в Древнем Риме

    Реферат >> Государство и право

    Жизни Древнего Рима за долгое время. Саму историю Древнего Рима принято... права. Эта борьба привела к реформам Сервия Туллия , шестого римского царя. В результате... Политические и правовые учения в Древнем Риме Римские авторы в своих построениях теоретически...

  • - г. до н. э. Предшественник: Луций Тарквиний Приск Преемник: Луций Тарквиний Гордый Отец: Спурий Туллий Мать: Окрисия Супруга: Тарквиния Примера

    (Servius Tullius ) - согласно преданию, шестой из царей Древнего Рима , правивший в - г. до н. э. Ему приписываются реформы государственного строя и большая строительная деятельность.

    Происхождение и избрание на царство

    Сервий Туллий родился 13 августа в городе Корникуле, разрушенном впоследствии римскими войсками под предводительством Тарквиния Приска . В бою погиб отец будущего царя - Спурий Туллий, а его мать Окрисия, женщина знатного происхождения, возможно даже царица, попала в плен к римлянам. Там она вошла в расположение к Танаквиль - жене римского царя. Рождение Сервия Туллия окружено легендами. Согласно мифологическому преданию, уже в детском возрасте проявилось его божественное происхождение. Однажды, когда мальчик спал в атриуме , яркое пламя короной охватило его голову. Слуги хотели потушить огонь, но Танаквиль увидела в этом событии знамение и остановила их. Пламя погасло лишь тогда, когда ребенок проснулся, и не причинило ему никакого вреда. Римские анналисты утверждают, что Сервий, будучи хотя и рабом, но любимцем в царском доме, получил хорошее греческое образование и уже в юном возрасте дополнил его военными победами. Тарквиний Приск отдал ему в жёны свою вторую дочь. После убийства Тарквиния Приска сыновьями Анка Марция , Танаквиль сумела привести Сервия Туллия, своего любимца, к власти.

    Начало правления

    Начало правления Сервия Туллия было ознаменовано удачными войнами против города Вейи и этрусков . Для того чтобы утвердить господство Рима над латинскими городами, он построил на Авентинском холме храм Дианы и учредил союзные праздники. Сабиняне тоже не вели войн против Рима во время правления Сервия Туллия: по легенде, одному сабинянину по имени Куриаций удалось вырастить могучего быка. Однажды к этому скотоводу явился странствующий пророк и предсказал, что тот, кто принесёт этого быка в жертву Диане, станет царём сабинян. Куриаций не медля повёл своего быка в новый храм в Риме. Там он рассказал римскому жрецу о том, что заставило его прийти к алтарю , но жрец начал укорять Куриация в том, что он не омыл перед жертвоприношением свои руки в Тибре . Пока Куриаций бегал к реке, расторопный жрец успел совершить жертвоприношение. Тем самым, все последствия этой жертвы достались Риму. Несчастному скотоводу отдали голову быка, и с ней он отправился в свой город умолять соотечественников не нападать на Рим.

    Таким образом, большая часть правления Сервия Туллия прошла мирно, и у царя было много времени для проведения государственных реформ.

    Государственные реформы

    С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя Рима, было создано т. н. Сервиево законодательство. Важнейшая из реформ - центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными. Этим Сервий Туллий разделил всё население Рима на 4 городские и 17 сельских триб. В итоге выяснилось, что в Риме проживает 25 000 граждан, способных носить оружие (сведения по Фабию Пиктору , жившему в III веке до н. э.). Для более равномерного распределения обязанностей между гражданами, Сервий Туллий ввёл плебеев в состав римской общины, а всё население Рима разделил на 5 классов, или разрядов, по имущественному цензу. Каждый класс выставлял определённое количество войсковых единиц - центурий (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных комициях . Всего таких центурий было создано 193. Наиболее влиятельными были 18 центурий 1 класса и 80 центурий 2 класса: в случае, если по какому-либо вопросу они голосовали одинаково, мнение других центурий не спрашивалось. Некоторые историки полагают, что пролетарии и бедняки при Сервии Туллии было выделены в отдельный, 6 класс и составляли 1 центурию без права голосования и не несших службу. Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству. На основе классов было основано разделение римского войска на триариев , принципов и гастатов .

    По преданию, при Сервии Тулии было закончено строительство городской стены Рима (Сервиева городская стена ), которая опоясала собой пять холмов уже имевших собственные укрепления, и включила в себя также Квиринальский и Виминальский холмы. Таким образом, Рим стал городом на семи холмах (Septimontium ). Впрочем, археологические раскопки показывают, что городская стена в Риме была построена только 200 лет спустя: в 1-ой половине IV века до н. э. .

    Сервию Туллию приписывается денежная реформа (он первый в Риме начал чеканить серебряную монету) [Однако по материалам большинства статей, в т.ч. https://ru.wikipedia.org/wiki/Символы_древнеримских_денежных_и_весовых_единиц , серебряные монеты начали чеканить в Риме лишь в III веке]. Он всеми способами содействовал росту благосостояния общества: по примеру Солона в Афинах он выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентов от патрональной зависимости - эта процедура носила название nexum . Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царём. Особенно его память чтили плебеи.

    Сыновья Тарквиния Приска и гибель Сервия Туллия

    Сервий Туллий пришёл к власти, когда сыновья его предшественника ещё были младенцами. Стараясь не повторить печальной судьбы Тарквиния Приска, царь пытался приблизить к себе двух его сыновей: Луция и Аруна. Он выдал за них своих дочерей: кроткую и ласковую старшую - за гордого Луция, а честолюбивую меньшую - за нерешительного Аруна. Однако младшая Туллия против воли отца вышла замуж за Луция Тарквиния, составив заговор и убив Аруна и старшую Туллию.

    Недовольство патрициев реформами Сервия Туллия привело к тому, что царь потерял поддержку сената . Луций Тарквиний воспользовался этим, созвал сенат в курию и провозгласил себя царём. Когда Сервий Туллий (к тому времени уже глубокий старик) явился в сенат для того чтобы прогнать самозванца, Тарквиний сбросил его со ступенек на каменный помост. Сервий Туллий попытался спастись бегством, но был убит на улице приверженцами Луция. Тут же его тело переехала на колеснице его младшая дочь Туллия. С тех пор эта улица называлась в Риме «Бесчестной » (лат. Vicus sceleratus ). Луций Тарквиний стал римским царём и получил прозвище Гордый .

    Первоисточники

    • Тит Ливий - «История от основания города » - Книга I, 39-48.
    • Цицерон - «Республика» II, 21-38.
    • «Цареубийства», 16-17.

    Примечания

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Сервий Туллий" в других словарях:

      - (Servius Tullius) согласно античному преданию, шестой царь Др. Рима в 578 534/533 до н. э., ему приписывается проведение центуриатной реформы, по которой плебеи были введены в состав римской общины и все население Рима разделено на 5 разрядов по… … Большой Энциклопедический словарь

      - (Servius Tullius), согласно античному преданию, 6 й царь Древнего Рима в 578 534/533 до н. э., ему приписывается проведение центуриатной реформы, по которой плебеи были введены в состав римской общины и всё население Рима разделено на 5 разрядов … Энциклопедический словарь

      - (лат. Servius Tullius) (VI в. до н.э.) шестой римский царь; правил в 578 534 гг. до н.э. С.Т. провел реформу деления Рима на территориальные округа (трибы), которые в качестве административных единиц заменили три старые родовые трибы. Было… … Античный мир. Словарь-справочник.

      - (Servius Tullius) (6 в. до н. э.), согласно римскому преданию, шестой царь Древнего Рима в 578 534/533 до н. э. С именем С. Т. римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя. Важнейшая из них… … Большая советская энциклопедия

      Шестой римский царь (578 535 до Р. Хр.). Предание говорит, что он был сыном Окрезии, рабыни царицы Танаквили, супруги Тарквиния Приска, воспитывался во дворце, приобрел любовь Тарквиния и получил руку его дочери. По словам императора Клавдия, С.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      - (Servius Tullius) (6 в. до н. э.) согласно рим. преданию, шестой царь Др. Рима (578 534/533 до н. э.), обязанный своей властью царице Танаквиль. Нек рые древние авторы отождествляют С. Т. с героем этрусских сказаний Мастарной. С. Т. рим. традиция … Советская историческая энциклопедия

      - (6 в. до н.э.) согл. рим. преданию, шестой царь Др. Рима (578 534/533 до н.э.), обязанный своей властью царице Танаквиль. Нек рые древ. авторы отожд. С. Т. с героем этрусских сказаний Мастарной. С. Т. рим. традиция припис. проведение… … Древний мир. Энциклопедический словарь

      Предпоследний рим. царь, правил в 578–534 до н. э. Ему приписывают создание Сервиевой городской стены и Сервиевого законодательства. Согласно ему, рим. граждане были разделены в соответствии с имуществ. цензом … Словарь античности

      СÉРВИЙ ТУ́ЛЛИЙ (Servius Tullius), согласно антич. преданию, шестой царь Др. Рима в 578–534/533 до н. э., ему приписывается проведение центуриатной реформы, по к рой плебеи были введены в состав рим. общины и всё население Рима разделено на 5 … Биографический словарь

      Согласно античному преданию, шестой царь Древнего Рима в 578 534/533 гг. до н.э., ему приписывается проведение центуриатной реформы, по которой плебеи были введены в состав римской общины и всё население Рима было разделено на пять разрядов по… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»


    Реформа Сервия Туллия



    Введение


    1.Возникновение римской государственности

    2.Реформа Сервия Туллия

    Заключение


    Введение

    Тема данной работы выбрана мною не случайно.Эта тема предс-тавляет исследователю обширное и крайне интересное поледея-тельности.Она насыщенна " белыми пятнами " , открытыми вопросами и смелыми гипотезами.Однако не только увлекательность и проблема-тичность темы послужила причиной написания данной работы, хотя влияние этих факторов было несомненно велико. Наиболее важным, решающим является необходимость отыскать во тьме веков истоки, глубинные теории происхождения, становления и развития госу-дарственности и вместе с ней армиии, как неот"емленной части любого государства.В свою очередь все это стало основопологающей платформой для дальнейшего развития форм государственности, социальных структур общества и права. Кроме того данная работа позволяет определить место Древнего Рима в общеисторическом процессе.

    Данная работа знакомит исследователя не только с самой рефор-мой Сервия Туллия, но и с предпосылками которые предшествовали реформе. Работа знакомит с общественным строем Древнего Рима до реформы Сервия Туллия и показывает его изменения в процессе рефор-мы, тем самым раскрывая сам механизм реформы.

    Реформа Сервия Туллия проводилась как военная реформа, одна- ко социальные последствия ее вышли далеко за пределы только воен-ного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримской государственности.


    1.Возникновение римской государственности.

    Древний Рим первоночально представляя собой родовую общину, превратившуюся затем в рабовладельческий город-государство (полис) подчинивший весь Апеннинский полуостров. Со временем Рим стал могущественноф державой, котороя включала в себя значительную часть Европы, побережье Северной Африки, Египет, Малую Азию и Сирию. Римское государство -это последний образец государства рабо-владельческого типа. В римском рабовладельческом обществе с осбой силой проявились противоречия рабовладельческого способа произ- водства, которые привели к зарождению феодальных отношений и к гибели некогда непобидимой Римской империи.

    Государствено-правовая надстройка, отражая и закрепяя в ин-тересах экономически господствующего класса основные процессы,происходившие в римском рабовладельческом обществе, претерпела в своем развитии существенные изменения. Поэтому при изучении римс-кого государства и права необходимо выделять следующие периоды:


    1.Разложение родового строя - военная демократия - от легендарной даты основания Рима (753 г. до н.э.) - до изгнания последнего предводителя - рекса - Тарквиния-Гордого (509 г. до н.э.) . Для этого периода характерна ожесточенная сословная борьба между пат-рициями и плебеями, появления классов, возникновения органов государственной власти, которые время сосуществовали со старыми власти родовой организации патрициев. Именно к этому периоду отно-сится возникновение права, основным источникм которого были " Законы XII таблиц " .


    2.Римская республика (III - I века до н.э.).

    В этот период ранней Республики шел процесс укрепления римского рабовладельческого государства и распростронения ею господства вначале на весь Апеннинский полуостров, а затем и на многие территории Средеземноморья. Вследствие этого во время поздней Республики старые органы государственной власти оказались неспособными удерживать в повиновении эксплуатируемые массы свободных граждан и рабов, а также осуществлять управление захваченными террито-риями. Период от земледельческой общины с натуральным хозяйством к жизни морской торговой державы со сложными экономическими отноше- ниями и резкими противопоставлениями богатства и нищеты соправож-дался небывалыми обстрением социальных противоречий и усилением классовой борьбы. Это привело к кризису и крушению Римской империи.

    Первоначально римское право распространялось только на римс-ких граждан. В нем было сильны пережитки первобытнообщинного строя, оно отличалось крайним формализмом приминительностью своих институтов. Чужестранцы не пользовались правовой защитой.

    С развитием торговли и товарно-денежных отношений стали приз-наваться основные имущественные права свободных чужестранцев (перегринов) , которые проживали на римской территории. В это время начался процесс всестороннего юридического обоснования права частной собственности и детальной разработки основных взаимо-отношений простых товаровладельцев.


    3.Римская империя (I век до н.э. - V век н.э.) -это период глубоких социальных потрясений и разложения римского общества. На первом этапе, после гражданских войн, государственный строй принял форму принципата (27 г. до н.э. - 284 г.). Происходит некотороя стабилизация рабовладельческого хозяйства. Войны ведутся

    лишь на окраинах Империи. Бурно развивается торговая и экономи-ческая жизнь провинций. Наивысшего расцвета достигает римское частное право.

    Обострение классовой борьбы,дальнейшее углубление кризиса рабовладельческой системы привело к установлению военной диктату-ры, и на втором этапе развития Римской Империи государственный строй форму доминанта (284 - 476 годы).

    Развитие торговли, новые явления в экономических отношениях

    определенным образом отразились в римском частном праве. В свою очередь восстания рабов и гражданскиевойны потребовали установления жестких репрессивных мер для охраны классового господства рабовладельцев. Рабовладельческое государство берет в свои руки преследования за любые посягательства на основы экономи-ческого и политического строя, на правопорядок, установленный в интересах господствующего класса.

    В период Империи принимаются первые шаги, попытки системати-зации правовых норм.

    Изучение римского права возможно по отдельным институтам или же в хронологическом порядке, в тесной связи с историей общества. В данной работе, в отличие от учебника, изложение римского права дается в неразрывном порядке с военными реформами Сервия Туллия.

    Процесс возникновения древнеримского государства был весьма длительным и отличается большой сложностью.

    Впериод возникновения Древний Рим являлся родовой общиной, которая обословилась на берегу Тибра на территории около 3 кв.км.

    Родовая община представляла собой родственную, хозяйственную и духовную общность людей. В течении длительного времени такая община была также и ячейкой общественного самоуправления в рамках первобытнообщинного строя.

    В родовой общине не было власти,обособленной от самого рода.

    На собрании всех членов рода рассматривались и разрешались дела, представляющие общий интерес избирался предводитель рода. Его власть основывалась на личном авторитете и уважении всех сороди-чей.

    Развитие производительных сил привело к индивидуализации про-изводства и возникновению частной собственности отдельных семей. Рост товарного производства и обмена усиливал их имущественное не-равенство. Общественная собственность интенсивно уступала неук-лонно развивающейся частной собственности. Богатеющие семьи получили возможность эксплуатировать своих сородичей и соплеменни-ков.

    На смену родовой общине приходит сельская, соседская община, которая об"еденяла людей не по родственному, а по территориально-му признаку. Несколько родов составляло племя. Оно обладало общей территорией, имело свой язык, свои религиозные обряды. Органы родового строя постепенно стали отрываться от своих корней в при-роде народа. Это случилось потому, что имущественные различия внутри одного и тогоже рода превратили былую общность интересов в непримиримые противоречия между членами рода.

    Как отмечал Ф.Энгильс, родовой строй превратился в свою про-тивоположность: из организации для свободного регулирования своих собственных дел он стал организацией для грабежа и угнетения сосе-дей, а соответственно этому его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа.

    Организация власти в рамках первобытно оьщинного строя эпохи ею разложения выступает в виде военной демократии, т.к. война и организация для войны становятся регулярными функциями общественной жизни. Военно начальник является необходимым, посто-янным должностным лицом. Избравшая ею родовая знать и образует совет при военноначальнике. Народное собрание этого периода уже не в состоянии обеспечить равноправие всех члена рода, оно становит-ся собранием воинов. Женщины отстраняются от участия в обсуждении и решении общественных вопросов. Таковы были органы власти развив-шиеся в новых условиях родового строя племени латинов.

    Легенда об основании Рима и первых военных предводителях (рексах)- римляни являются этнологической. Она имела имела цель об"яснить возникновение римской общины и ее учереждение, связать начало Рима с Древней Грецией, с одним из популярных гречиских сказаний о Троянской войне. По этой легенде потомок Энея, одного из участников Троянской войны, Ромул основал в 753 году до н.э. город и дал ему свое имя.


    По поводу этой легенды К.Маркс писал, что именем Ромула рав-но как и имени ею преемников, обозначаются в ней не определенные лица, а эпохи. Действительно, с именем римский рексов связана определенная эпоха в жизни римского общества, знаменующая посте-пенное разрушение родового строя. Ромул, например, приписы-вается организация римской общины: народ был разделен на 3 трибы

    (племени). В каждую трибу входили 10 курий, каждую курию сос-тавляли 10 родов, в каждом роде было 10 семейств. Такая стройная организация: 3 трибы, 30 курий, 300 родов, 3000 семейств несет на себе, как отмечал Ф.Энгильс, печать искуственного образова-ния.

    Каждая курия собиралась на собрание и по большенству голосов рашала такие вопросы, как об"явление войны, избрание рекса и облечение его высшей властью, рассмотрение жалоб лиц, присуж-денных к смертной казни, утверждение усыновления и завещаний. Решением римского народа считалось то решение, за которое выска-зывалось большинсктво курий, причем каждая курия имела один голос.

    По традиции считалось, что Ромул создал сенат в составе 100 сенаторов из числа представителей родов. Сенат стал утверждать избрание рекса, предварительно обсуждались вопросы, вносимые в Народное собрание, и непосредственно осуществлять управление деламиримской общины.

    Примиемнику Ромула - Нуме Помпилию, котрый был сабином, приписывается религиозное устройство Древнего Рима. Были учреждены жречиские коллегии понтифинов, авгуров и фециалов. Понтифины осуществляли высший надзор за культом, были хранителями и толко-вателими древних обычаев, являясь, таким образом, предшествен-никами древних юристов.

    К.Маркс и Ф.Энгильс Соч.,т.21 , стр.164-165

    К.Маркс и Ф.Энгильс Соч.,т.21 , стр.108

    "Архив Маркса и Энгильса " т.9 М.1941 , стр.159

    К.Маркс и Ф.Энгильс Соч.,т.21 , стр.126-127


    В этот период римская община состояла из двух основных со-циальных групп: патрициев и плебеев.

    Патриции (от лат.Pater-отец) члены римской родовой общины, составлявшие коренное население Древнего Рима, которое собственно и считалось римским народом. Они сообща владели землей, для реше-ния важных вопросов своей общины собирались по куриям. Семейные отношения патр ициев строились на основе отцовского права, при котором отец семейства обладал абсолютной властью над членами семьи: наследование имени и имущества шло по мужской линии и родственные связи признавались связи только по отцу.

    Плебеи (от лат.Plebs-простой народ) - это население Древнего Рима, образовавшиеся из покоренных жителей других других латинс-ких общин, а также из чужестранцев, добровольно пересилившихся в Рим. Поэтому они стояли вне родовой организации римской общины патрициев и не могли участвовать в куриатных собраниях, небыли представлены в Сенате, не имели доступа к общинной земле, обладая, однако, небольшими участками на правах частной собст-венности.

    В семейных отношениях плебеев длительное время сохранялись пережитки материнского права, при котором мать считалась главой семьи и хозяйственного имущества. Видимо, поэтому вплоть до 445 года до н.э. браки между патрициями и плебеями не признавались законными.

    В VII веке до н.э. в Риме появились клиенты (от лат.Clitnis-послушный). Это социальная прослойка образовалась, видимо, из иностранцев, вольноотпущенников и незаконнорожденных детей. Клиенты находились в личной зависимости от патрициев, которые в этом случае назывались патронами. Клиент получал от патрона землю, скот и входил в семью патрона на правах младшего члена, участвуя в родовом культе и в собраниях по куриям, поддерживая своего пат-рона. Клиент обязан был следовать за патроном на войну и оказывать ему всякую материальную поддержку.

    Рабство в этот период носило патриархальную форму. Оно еще не сложилось в особый способ производства, а было рассичано на удовлетворение потребности патриархального семейства. Поэтому рабы и не представляли самостоятельной социальной силы, а родовой строй был сокрушен в результета борьбы патрициями и плебеями.

    Рассматривая те формы, в которых государство поднимается на развалинах родовой организации, Ф.Энгильс отмечал, что в Древнем Риме родовое общество превращается в зaмкнутую патрициальную общи-ну среди многочисленного, вне ее стоящего, бесправного, но не-сущего все обязанности плебея. Победа плебея взорвала старый ро-довой строй и на его развалинах было воздвинуто государство, в котором совершенно и четко исчезли и патриции и плебеи.

    _________________________________________________________________

    С.И.Ковалев История Рима.Л.Изд-во ЛГУ, 1948 ,стр. 51-56

    К.Маркс и Ф.Энгильс Соч.,т.21 , стр.169


    2. Реформы Сервия Тулия


    Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в сере-дине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная рефор-ма, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы толь-ко военного дела, оказав решающее значение в образовании древне-римского государства.

    Первоначально римское войско было преимущественно патрицианс-ким. Плебеи, находившиеся на вне патрициальной общины, также не входили в военную организацию. Вследствии этого возникло разное несоответствие между пасилением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватческая политика требовала увеличения войск и рас-ходов на ведение войн.

    Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очи-видной. Поэтому все свбодное население Рима патриции и плебеи - было разделено по иммущественному признаку (цензу) на 5 разря-дов, каждый из которых был обязан выставить определенное количест-во воинских подразделений - центурий.


    Разряды Число выставленных Имущественный ценз

    центурий в югерах в ассах

    1 80 от 20 100.000

    2 20 20 - 15 75.000

    3 20 15 - 20 50.000

    4 20 15 - 5 25.000

    5 30 менее 5 11.000


    Так выглядела центральная организация в зависимости от имуществен-ного ценза.

    Помимо этих центурий, были еще 18 центурий всадников из самых богатых римлян, а цензом свыше 100.000 ассов (из них шесть исклю-чительно патрицианских); а также пять не вооруженных центурий: две - ремесленников, две - музыкантов и один из неимущих, которых называли пролетариями. Таким образом, всего было 193 центурии.

    Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназнача-лась для гарнизонной службы; другая - войны от 17 до 45 лет - младшая, предназначалась для боевых походов.

    Для оценки имушества граждан, вся территория Рима была разде-лена на трибы, которые, однако, не имели ничего общего, кроме наз-вания, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале было создано, видимо, 21: четыре городских и семь-надцать сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды - Tributum.

    Со временем состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, на Марсовом поле, а куриатные собрания проводились в городе.

    Там возник новый вид народных собраний, в которых были предс-тавлены и патриции, и плебеи - центуриатные собрания.

    Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голо-сом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции,- всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых приве-легий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть и уже попадали в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.

    Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.

    Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальном и имущественном признаках, причем только постепенно, в течении 200 лет она вытеснила родовую организацию. Это происходило в ожесто-ченой борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострялась после свержения последнего рекса. Военная демократия как форма ор-ганизации власти в период разложении родового строя изжила себя бесповоротно.

    Во всем процессе образования римского государства значи-тельное место занимают войны, военная организация населения и вооруженные силы. В войнах рождалось само римское государство, весь его не сложный первоначальный механизм.

    Созданием Сервием Туллием нового ополчения, сменившего родо-вые дружины послужило разрушению древнего патриархального строя и оформлению новых порядков, носящих политический характер. Устранив родоплеменное деление населения и разделив все общество, включая плебеев, на имущественные разряды, Сервий Туллий тем самым лишил почти всякого значения родовую знать и родовую организацию. Вместе с тем его реформа послужила основой для создания римской армии в форме рабовладельческой милиции. Войско состояло теперь только из имущих граждан, вооружение и характер военной службы которых зависел от величины имущества.

    Таким образом, армия рождающегося рабовладельческого госу-дарства как орган, олицетворяющий главную силу власти, господст-вующего класса, был плотью от плоти этого класса.

    Важно иметь в виду, что центуриатная организация предназна-чалась и для политических целей, поскольку центуриатные комиции преобрели право на решение важнейших политических вопросов. Собра-ния по центуриям постепенно вытеснили старые куриатные комиции из политической жизни.

    Центуриатные комиции представляли собой собрания войска, в котором 98 центурий первого разряда уже составляли большинство против 95 центурий всех остальных разрядов вместе взятых. Цель такой политической организации вполне очевидна. Она определена Цицероном: голосование в новых комициях должно было находиться во власти богатых, а не массы народа.

    Таким образом, в VI-V в.в. до н.э. имущественная дифференция в Риме нашла отражение в его военной организации в системе коми-ций. Участие того или иного гражданина в защите общинной собствен-ности и в совместном распоряжении ею зависело от величины принад-лежащего ему на правах частной собственности земельного участка. Классово дифференцированное общество нуждается в особой публичной власти, средоточием которой выступают центуриатные комиции, при-надлежащие состоятельным гражданам.

    На данном этапе публичная власть сосредаточилась в руках военнообязанных граждан и сливалась с военной организацией, она " была направлена не только против рабов, но и против так называе-мых пролетариев, отстраненных от военной службы и лишения вооружения ".

    Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам. По территориальным трибам проводился ценз, согласно котому граждане зачислялись в тот или иной сервианский разряд в зависимости от их имущественного положе-ния. Кроме того, по трибам производился набор в войско и взимался налог с граждан на военные нужды. Основой и основным смыслом ново-го деления населения состоял в удовлетворении прежде всего военных нужд государства и организации государственного единства, поэтому территориальное оформление государства и организации государствен-ного единства по существу были ничем иным, как военно-администра-тивным делением, отвечающим классовым интересам имущих граждан.

    Так на рубеже VI-V в.в. до н.э. создавалось рабовладельческое римское государство, которому были присуще классовое и террито-риальное разделение населения, особая публичная власть и налоги, необходимые для ее содержания. Она существовала в форме рабовла-дельческой республики. Эта политическая форма соответствовала ран-нерабовладельчиским отношениям. Рим данного периода - город-госу-дарство, в котором свободные граждане сообща владели государствен-ным земельным фондом и имела частные земли. Одновременно они являлись об"единением воинов, охраняющим и расмиряющим земли. Эта же военная организация воплащает главную силу власти господствую-щего класса и играет ведущую роль внутри государства.

    Раннереспубликанский государственный аппарат состоял в связи с этим, по существу, из вооруженных сил. Его элементами выступали

    Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21, с.129


    центуриатные и трибутные комиции, а также немногие выборные магистраты, где сосредатачивается законодательная, исполнительная и судебная власть. Особая публичная власть и войско в период ранней республики почти сливались. Поскольку армия выступала главным, то основой тенденцией в развитии государственного аппаратаявлялась его военизация, усили-вающаяся по мере дальнейшей социальной дифференциации. Содержание, помилентование войска, руководство им предмет особой заботы гос-подствующего класса в ранне-республиканский период.

    Вооруженные силы, таким образом, не только служила аппаратом

    "высшего" и "внутреннего" насилия, но и, будучи организованными в комиции, составляли основной элемент еще примитивного, несовершен-ного государственного механизма в раннереспубликанский период. Войско здесь выступает органом власти и принуждения одновременно.

    Верховное командование в армии осуществляя орган патрицианс-кой знати - сенат. Сенат играл огромную роль в об"явлении войны и всех делах, связанных с ведением войн, распределял командование между магистратами, награждал полководцев, определял необходимый военный контингент, выделял средства на ведение войны и т.д.

    Магистры получали верховное командование от центуриатных комиций (преторы, консулы) либо от сената (диктаторы). Они воплащали институт верховного командования.


    __________________________________________________________________

    Игнатсико А.В. "Политическая роль армии в Риме в период республики". Свердловск 1973, с.13


    Все главные римские магистры, согласно реформе Сервия Туллия, были связаны с военным ведомством: квесторы ведали военными расходами; цензоры, проводя ценз, определяли воинскую и налоговую повинность граждан.

    Офицеры делились на высших и низших. Низшие офицеры были, по указанию Сервия Туллия, командирами центурий. Они выдвигались на эту должность из простых легионеров и, как правило, не достигали более высоких постов. Высшее офицерство составляли военные трибуны, легаты, квесторы и начальники конницы. Военные трибуны принадлежали к сенатскому или всадническому сословию и обычно начинали этой службой свою политическую карьеру. В каждом легионе было по шесть трибунов. Легаты, непосредственные помощники главнокомандующего, назначались сенатом и сами были сенаторами. Они командовали легионами или их соединениями.

    Военнообязанными считались граждане в возрасте от 17 до 60 лет, удовлетворяющие требованием имущественного ценза. Освобождались от воинской повинности пехотинцы, прослужившие не менее 16-20 лет (участники - 16-20 походов), и всадники, прослужившие не менее 10 лет.

    Воины учитывались и набирались по территориальным трибам, составлялись списки с указанием имущественного состояния свободных граждан. Лица, владевшие землей, но непригодные к воинской службе, вместо воинской повинности платили деньги на содержание всаднических лошадей. Специальным эдиктом консул назначал день явки подлежащих призыву на Капитолий, где из каждой трибы поровну набиралось нужное количество воиной, которые распределялись по легионам. Набор осуществлялся для каждой военной кампании.

    В период реформы Сервия Туллия в условиях примитивного государствернного аппарата армия "брала" на себя выполнение целого ряда важнейших функций, внутренних и внешних, экономических: снабжение хозяйства рабами и материальными ценностями. Кроме того, армия активно влияла на процесс оформления республиканского аппарата. Разрастание магистратур происходило в следствие расширения территории государства путем завоеваний, усложнения социальной структуры и кассовой дифференциации, вызванной притоком богатства в Рим в виде военной добычи. Таким образом, усложнение государственного аппарата в значительной мере было обусловлено военным фактором и осуществлялось в жесткой связи с развитием военной организации.


    Заключение.

    Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не по родовому, а по имущественному и террито-риальному признаку.Итогом сословной борьбы плебеев с патрициями явилось то, что родовой строй был взорван разделением на классы и заменен госу-дарственной организацией.

    Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальном и имущественном признаках, причем только постепенно, в течении 200 лет она вытесняла родовую организацию.

    Реформа Сервия Туллия позволила создать мощную, обученную армию Древнего Рима, что позволило ей вести захватническую политику.


    Список использованной литературы.


    1. Бирюков Ю.М. "Государство и право Древнего Рима".М.:изд-во

    ВПА, 1969г. , с.105

    2. Орлов Г.В. "История государства и права зарубежных стран",

    часть 1, М.:из-во ВКИМО

    3. Бирюков Ю.М. "Правовые памятники Древнего мира", М.:изд-во

    ВПА, 1969г. , с.88

    4. "Знаменитые римляне". Москва,1968 г. , с.55

    5. Кузницин А.А. "История Древнего Рима", М.: изд-во Наука

    1980 г. , с.205

    6. Перетерский И.С. "Всеобщая история государства и права",

    М.:изд-во Наука, 1981 г., с.195

    7. Струве В.В. "Христоматия по истории Древнего мира",

    том 1 , Москва, 1950 г.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.