Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Проект общественный строй церковная организация руси. Общественный строй и церковная организация на руси

Проект общественный строй церковная организация руси. Общественный строй и церковная организация на руси

С1037 г. русская Церковь была организована как епархия константинопольского патриархата. Хотя некоторые русские выступали против такого положения, оно было в некоторой степени выгодно Церкви, делая ее менее зависимой от местных государственного правительства и политики. Под таким угломзрения, русская Церковь в киевский период являлась автономной организацией, своего рода государством в государстве; как мы знаем (Гл. VI, 8), у Церкви даже были свои «подданные», поскольку определенные категории людей находились под ее исключительной юрисдикцией. В то же время, не только в соответствии с византийской теорией «симфонии» между Церковью и государством, но и в качестве действующего организма, Церковь являлась важным фактором в развитии русского государства и народа в целом, а также и русской экономики. В определенной степени церковная администрация, основанная на принципе строгой субординации послужила моделью для укрепления княжеской администрации, как, например, в Суздальской земле. Церковь способствовала распространению византийского права на Руси и, заинтересованная в защите собственнических прав на дарованные ей земли, способствовала более точному определению понятия собственности. С другой стороны, она внесла некоторые феодальные элементы в русскую социальную организацию, возражая против открытого рабства и поддерживая новую социальную группу – «изгоев», чье положение имело некоторое сходство с крепостными (см. Гл. VI, 8).

Наконец, что не менее важно, Церковь через ее руководителей – епископов и настоятелей монастырей – обладала умиротворяющим влиянием на политическую жизнь, имея целью установление мира в межкняжеских раздорах и, особенно в Новгороде, примирение противоборствующих народных партий.

В тот период главой русской Церкви был митрополит Киевский. Как правило, он был греком, которого назначал константинопольский патриарх.

Епископы номинально назначались митрополитом. Фактически же киевский князь, а позднее и князь каждой из земель, где располагалась резиденция епископа, оказывал значительное влияние на назначение епископа . Также и в Новгороде обращались за советом к вечу каждый раз, когда новгородский епископский престол оказывался вакантным. При Владимире на Руси было основано восемь епархий (см. Гл. III, 4). С уменьшением авторитета киевского князя, каждый из местных князей стремился к тому, чтобы обосновать епископство в собственном княжестве. Накануне монгольского вторжения наРуси уже было пятнадцать епархий. С 1165 г. епископ Новгорода носил титул архиепископа. Каждый епископ обладал значительной властью над священниками и другим духовенством в своей епархии. Однако приходской священник часто назначался прихожанами, и епископ обычно подтверждал это назначение.

Русское монашество следовало византийскому образцу . На Руси, как и в Византии, не существовало специализации в деятельности монахов, и все монахи образовывали как бы один орден. Что касается их организации, то некоторые из византийских монастырей строились по общинному типу. Братья жили в одном здании, получали от монастыря одежду, питались вместе и трудились под наблюдением настоятеля. В других монастырях каждый монах жил в своей собственной келье.

Первые русские монастыри, очевидно, были именно последнего типа, а общинный устав – такой как в монастыре Студион в Константинополе – был впервые введен на Руси в Печерской Лавре в Киеве в одиннадцатом веке. Этот монастырь играл важную роль в поддержке христианской морали и образования, и в его стенах была написана первая киевская летопись. Под покровительством князей монастыри быстро распространились по Руси в киевский период, к концу которого их число достигло пятидесяти восьми, к чему нам следует еще прибавить двенадцать женских монастырей. За единственным исключением, все мужские и женские монастыри располагались в городах. Это является ярким контрастом по отношению к ситуации; сложившейся в монгольский период (с тринадцатого по пятнадцатый век), во время которого большинство новых монастырей было основано в «пустыне» (то есть в девственных лесах), и, таким образом, им было предназначено сыграть важную роль в колонизации Северной Руси.

Что касается церковного права, то епископ являлся верховным судьей в каждой епархии. Все находящиеся в подчинении церкви люди были под его юрисдикцией по всем вопросам судопроизводства. Тяжбы между представителями Церкви и мирянами рассматривал смешанный суд епископа и князя или, соответственно, их чиновников.

Кроме того, были особые случаи, когда даже люди, не являющиеся представителями Церкви, подчинялись юрисдикции епископа. К этой категории относились преступления против Церкви и религии, семейные конфликты, а также случаи, связанные с моральными провинностями. Списки подобных дел были включены в так называемые «Церковные уставы», большинство из которых известно только в более поздних и неофициальных списках . Мы обнаруживаем в них упоминание о таких преступлениях, как ограбление церкви, срезание крестов (по‑видимому, на кладбищах и на перекрестках), кража одежды с тел усопших, а также, то, что современному читателю может показаться значительно меньшим преступлением,– привод в церковь собаки или какого‑то другого животного, и так далее. Что касается семейных конфликтов и преступлений против морали, то в список занесены следующие случаи: ссора между мужем и женой по поводу собственности; избиение родителей детьми (но не наоборот); супружеская измена; изнасилование женщины или девушки (а если монахини, то это требовало самых высоких штрафов); оскорбление, особенно, когда женщину называли «шлюхой» и так далее.

Вопрос к I пункту. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

Изменения:

Все племена вошли в единое государство;

Совершало походы ополчение всех племён;

В дружину князя попадали воины из всех племён;

В едином государстве были единые законы (Русская правда);

Племена сплотила также единая православная вера;

Племена связывала торговля и друг с другом, и с иностранными купцами.

Вопрос ко II пункту. Из каких слоёв состояло население Западной Европы в Средние века?

В Западной Европе выделялись монархи, высшая знать (герцоги, маркизы, графы, бароны и т. д.), рыцарство и простой народ. Простой народ делился на горожан и крестьян. Кроме того, существовало духовенство, которое также делилось по рангам.

Вопрос к IV пункту. Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века? Какова была организация католической церкви?

В то время у людей было религиозное мировоззрение, они видели мир и свою жизнь через призму религии, а церковь объясняла нормы религии.

Католическую церковь возглавлял папа римский. Большие церковные области находились под управлением архиепископов, эти области делились на территории епископов. В церковных приходах проповедовали верующим священники. В монастырях монахи жили под управлением аббатов.

Вопрос к V пункту. Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?

На монастыри люди возлагали основные надежды в спасении своих душ. Монахи были нужны затем, чтобы молить Господа за всех людей.

Кроме того, монастыри играли большую роль в экономике: им принадлежали большие земли. Эти владения постоянно увеличивались. Например, многие богатые и знатные люди завещали часть своих имений монахам, чтобы те молились за их души. Благодаря знакомству с книгами часто именно монастыри внедряли передовые технологии: строили водяные мельницы, осушали болота и т. д.

Монастыри также были культурными центрами, одно время главными, хотя потом стали уступать эту роль университетам. Здесь переписывались книги, часто писались новые. По заказу именно монастырей работали многие архитекторы, скульпторы, ювелиры и другие мастера, которые создавали истинные шедевры Средневековья.

Крупные монастыри порой влияли на политику. Вернее, на неё влияли аббаты при поддержке своих монастырей. Причём имеется в виду политика как светская, так и церковная. Например, монастыри клюнийского движения несколько раз добивались того, чтобы папой римским стал их человек. Нельзя забывать, что монастыри часто объединялись в ордена и в таком случае действовали сообща.

Наконец, нужно помнить, что инквизиция также находилась в руках монахов (доминиканцев), а инквизиция вершила судьбы людей, многих отправляя на костёр.

Вопрос к параграфу №1. Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

В Древнерусском государстве была монархия: им управлял великий князь. Однако при этом князь вынужден был советоваться со своей дружиной, особенно старшей (боярами) и не мог сделать чего-то против её воли. Таким образом, власть великого князя была ограничена.

Вопрос к параграфу №2. Используя компьютер, составьте и заполните таблицу в тетради «Категории населения Руси и их характеристика».

Вопрос к параграфу №3. Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю? При ответе используйте термины «переход земли в частные руки», «княжеские владения», «вотчина».

Изначально вся земля принадлежала общинам. Но верховным её собственником был князь. Изначально князь строил свои дворы и сажал холопов лишь на пустовавшие земли, которые становились княжескими владениями. Но постепенно он стал награждать своих бояр землёй, которую те передавали своим потомкам. Так появились вотчины (то есть владения отцов) – земля стала переходить в частные руки. Порой князь как верховный хозяин всей земли передавал боярам и владения общин. Однако возмущения это не вызывало. В то время в Древнерусском государстве было много свободной земли, крестьяне всегда могли перейти на новый участок. Главным богатством были работники.

Вопрос к параграфу №4. Объясните, почему в Западной Европе Русь иногда называли «страной городов».

На торговом пути «из варяг в греки», а также на пути в Волгу (откуда купцы направлялись в Каспийское море) возникло много городов. Кроме того, страной городов (Гардарики) русские земли называли в скандинавских сагах, а Скандинавия была совсем не самым развитым регионом Европы, там городов было действительно мало.

Вопрос к параграфу №5. Нарисуйте в тетради схему «Церковная организация на Руси».

Вопрос к параграфу №6. Какую роль в жизни Руси играли монастыри?

Монастыри были культурными центрами. Именно здесь переписывались книги, здесь они переводились с других языков, а также создавались новые. Например, именно там писались и летописи, и жития святых – это главная часть литературы того времени. Церкви монастырей и их украшения также играли важную роль в развитии культуры.

Большой вклад монастыри внесли в хозяйственную жизнь. Им принадлежали обширные земли, а князья и бояре постоянно жертвовали новые.

Монастыри также помогали при обороне государства: стены вокруг них строились для защиты не только от мирской суеты, но и на случай войны. Из захороненных в пещерах Киево-Печорской лавры монахов видно, что некоторые были убиты именно в битвах.

Наконец, большие монастыри в крупных городах влияли и на политику. Их игумены давали настоятельные советы князьям, и те вынуждены были прислушиваться к этому или из страха наказания от Господа, или из страха перед восстанием, потому что народ в то время также верил духовенству.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Используя текст учебника и Интернет, составьте тезисы к сообщению «Жизнь в монастыре» (выберите один из монастырей, упомянутых в параграфе).

Жизнь в Киево-Печорской лавре:

Общий план монастыря;

Жилища монахов – их кельи;

Пища монахов, ограничения в этой области;

Молитвы монахов, истории о святых из их среды;

Работа монахов;

Книжная работа монахов, создание «Повести временных лет и т.д.»;

Проповеди, влияние монастыря в народе.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Предложите название статьи для научного журнала по одной из тем данного параграфа. Обязательно используйте в названии слово «проблема».

Проблема влияния монастырей на княжескую политику

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Докажите, что у землевладельцев (князей, бояр) и у простых земледельцев имелись как общие, так и различные интересы.

Все жители Древнерусского государства сталкивались с бедами, которые их объединяли. Нападавшие враги убивали и грабили как богатых, так и бедных. Неурожаи сулили беды всем. Правда, для бедняков это часто была голодная смерть, знатные люди умирали по такой причине реже.

Но при этом у земледельцев и землевладельцев были разные интересы. Князья и бояре хотели получить людей для работы на своих полях, желательно зависимых, то есть таких, которые не могли уйти по собственному желанию и начать обрабатывать новый участок. Простые земледельцы наоборот стремились сохранить свою свободу и работать только на себя.

Место и роль Руси в Европе

(Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности)

Вопрос к I пункту. Какие государства существовали в Западной Европе в IX-XI вв.? Как называли правителей этих государств?

В те века в Европе уже существовали такие государства как Норвегия, Дания, Франция, Англия Шотландия, Великая Моравия, Польша, Чехия, Папское государство, Священная Римская империя и другие. Большинство правителей этих государств звались королями, некоторые – герцогами. Существовали также государства архиепископов. На весь католический мир существовал один император (Священной Римской империи) и один папа римский (который также возглавлял собственное государство).

Вопрос к параграфу №1. Какие виды транспорта использовались в IX-XII вв. для перевозки товаров?

Прежде всего, торговали по рекам и озёрам на ладьях. Сухопутные дороги в то время оставались слишком плохими.

Вопрос к параграфу №2. С какими из европейских стран торговала Русь?

Торговали по Балтийском морю со Швецией, Норвегией, Данией, Польшей, славянами и немцами на балтийском побережье современной Германии.

Вопрос к параграфу №3. Какие степные народы являлись противниками Руси?

Вначале русские дружины боролись с печенегами, позже место печенегов заняли половцы. Также одно время Киеву угрожали хазары и волжские булгары; хотя эти народы нельзя считать полностью степными: их государства включали крупные торговые города на судоходных реках.

Вопрос к параграфу №4. Выберите из текста параграфа цитаты, говорящие о равноправном характере отношений Руси с другими государствами.

«Особые отношения Руси и Византии находили выражение в династических браках … Многие дочери русских князей выходили замуж за представителей византийского императорского дома». При этом в учебнике перечисляются жёны русских князей из Византии.

«Постоянные отношения существовали у Руси с Германией, Норвегией, Швецией, с далёкими Англией и Францией».

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Докажите, что в IX-XII вв. Русь была частью единого европейского политического и экономического пространства.

Доказательства:

Династические браки русского княжеского дома;

Участие европейцев (поляков) в войнах между русскими князьями;

Торговые связи с европейскими странами;

Принятие единой с Европой христианской веры (тогда ещё не было разделения на католичество и православие).

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Выясните, какое влияние оказывала Византия на развитие Руси.

Именно из Восточной Римской империи (Византии) в Древнерусское государство после крещения пришла культура, заменившая собою прежнюю языческую. Потому Константинополь стал для Киева и других русских городов образцом архитектуры, живописи, книжности и других достижений цивилизации. Вся православная культура Киевской державы берёт своё начало в греческой земле, чаще всего греками были и мастера, приносившие её на русские земли и только здесь обучавших местных учеников. Потому влияние Византии можно назвать определяющим.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Напишите в тетради короткое эссе на тему «Роль Руси в международной торговле IX-XII вв.».

Предлагаемый план эссе:

Уровень развития мировой торговли в IX-XII веках, Великий шёлковый и другие торговые пути;

Торговый путь «из варяг в греки», его значение;

Торговля древнерусских купцов в Балтийском море;

Торговля купцов других стран с Новгородом;

Торговый путь по Волге и Каспийскому морю, другие государства на этом пути, такие как Волжская Булгария;

Активнейшая торговля с арабами (больше всего в слоях того времени археологи находят именно арабских монет);

Отношение славян того времени к торговым операциям и деньгам (в частности, нужно вспомнить про резаны: арабские монеты резали и расплачивались ими просто как кусочками серебра, по весу, таким образом показывая полное не понимание сути монеты как изделия).

Конспект урока по истории России в 6 классе по теме:

« Общественный строй и церковная организация на Руси».

Антоненкова А.В.,

Учитель МОУ Будинской ООШ

Бельский район Тверской области

Цели и задачи: познакомиться с изменениями в жизни восточных славян, которые способствовали формированию древнерусской народности; с системой управления государством, основными слоями населениями; оценить духовные ценности, присущие эпохе Древней Руси;

Планируемые результаты:

предметные:

    применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;

    овладевать целостными представлениями об историческом пути наших предков на основании исследования летописных сведений и археологических данных

    соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей;

метапредметные: (коммуникативные)

    организовать учебное сотрудничество между учителем и учащимся,

    воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи,

    находить в тексте информацию, необходимую для её решения

( регулятивные )

    формулировать новые задачи учебной деятельности,

    определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата,

    составлять план действий, оценивать правильность решений.

    Оценивать правильность решения учебной задачи;

( познавательные )

    работать с различными источниками информации,

    устанавливать причинно- следственные связи,

    строить логическое рассуждение,

    анализировать материал учебника и дополнительную литературу

личностные:

    формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России,

    развивать творческие способности через активные формы деятельности

    формировать российскую гражданскую идентичность;

    расширять опыт оценочной деятельности;

    осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предыдущих эпох

Оборудование: учебник, проектор, презентация, ноутбук, мультимедийный экран, дополнительная информация

Основные вопросы урока:

1) Формирование древнерусской народности

2) Основные слои населения Древней Руси.

3) Земельные отношения

4) Церковная организация. Храмы и богослужение.

5) Монастыри.

6) Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые.

Тип урока: комбинированный

Ресурсы урока: учебник, схемы

Основные понятия и термины: вотчина, бояре, закупы, рядовичи, смерды, древнерусская народность, ценности, благочестие, мораль, епископ, митрополит, монастырь, игумен, миссионеры.

Персоналии : Алипий Печерский, Антоний и Феодосий Печерские, Авраамий Смоленский, Ефросинья Потоцкая, Иларион

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Рабочая тетрадь – задания 1,2, 5

Проверим:

Задание 1: 1. Русь , 2. княжеские междоусобицы , 3. Наместник , 4. династической

5. "Русская Правда"

Задание 2 . Имена князей и их прозвища

Святополк Окаянный, Владимир Красное Солнышко, Олег Вещий, Владимир II Мономах, Мстислав Великий, Ярослав Мудрый

Задание 4.

Задание 5.

3. Мотивационно - целевой этап.

До сих пор мы говорили о политической истории Древнерусского государства, об укреплении княжеской власти, об отношениях нашей страны с соседями. Именно этим вопросам уделяют первоочередное внимание летописи. Однако история - это не только войны и походы. Нельзя объективно судить о развитии общества, не зная о действующих в нем обычаях и традициях. Тема нашего урока «Общественный строй и церковная организация на Руси».

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемные вопросы :

В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

Сегодня мы поговорим об общественном строе и церковной организации Древней Руси. Какие изменения произошли в общественной жизни в изучаемый период? Из каких слоев состояло русское общество? Какую роль в жизни людей играла Церковь? Каковы были духовные ценности русских людей? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

4. Ориентационный этап.

1. Формирование древнерусской народности.

Задание № 1. Работая в группах, изучите первый пункт § 9 учебника «Формирование древнерусской народности» и предположите, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности.

Давайте проверим, что у вас получилось

Формированию древнерусской народности способствовало:

подчинение власти киевского князя;

участие племен в общегосударственных делах;

совместные военные походы;

сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

принятие христианства, вера в единого Бога;

отождествление себя с русским народом.

2. Основные слои населения Древней Руси.

Давайте вспомним, из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века?

Всего в Средневековье было три социальных слоя:

1) Рыцари (те, кто воюют»их основной обязанностью было служить своему сеньору и защищать его (сеньором знатных рыцарей был король).

2) Крестьяне -(те, кто работают) - рабочий класс.Их существование сводилось к тому, чтобы вырастить урожай, накормить семью, продать товар и заплатить налоги в казну сеньора.

3) Духовенство (те, кто молятся) - они занимали особое место в обществе, так как считалось, что они были приближёнными к Богу.

Перестав делиться по родоплеменному признаку, все люди в древнерусском государстве стали составлять единое общество. Как и в других странах, подразделялось на определённые слои, в зависимости от того, чем занимались люди.

Правящую верхушку общества составляли князья. Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые определяют такой строй как «государственный феодализм». Младшие отпрыски княжеского рода (удельные князья) получали в княжение малые города и превращались в феодалов.

Князь опирался на дружину . Она делилась на старшую - бояр и младшую .

С принятием христианства появляется особый слой населения – духовенство .

Основная масса населения были свободные земледельцы – люди, которые объединялись в общины. ПО мере роста городов них появляются ремесленники и купцы.

Но в обществе были и люди, которые не были свободными.

Закупы - это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него.

Рядовичи - это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда.

Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи.

Смерды - это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

Холоп – раб.

Обратите внимание на составленную нами схему. Основная часть населения состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

3. «Земельные отношения».

Давайте вспомним, что такое родовая и соседская община?

Есть ли что-то общее и чем различаются?

Родовая община соседская община

Главным занятием населения оставалось сельское хозяйство. Земля считалась совместной собственностью общины. А как были использованы остальные земли? Пашни? Луга? Таким образом постепенно государство утверждало своё право собственности на землю.

Большинство историков считает, что к середине XI в. земля принадлежала свободным крестьянам-общинникам. Ученые полагают что древнерусские общины самостоятельно владели землей, а их зависимость от князей ограничивалась выплатой дани. Князья и дружинники получали доходы от сбора дани и почти не нуждались в частной собственности на землю. Историки полагают, что в Х в. и в первой половине ХI в. среди множества крестьянских общинных земель лишь изредка встречались отдельные княжеские села. Так, в главном законодательном документе того времени - «Русской Правде» - нет ни слова о княжеской пашне. Некоторые ученые высказывают предположение, что княжеское хозяйство было первоначально скотоводческим или коневодческим. Кони требовались князьям для военных целей.

Стали появляться и личные земельные владения. Князья объявляли своей собственностью свободные земли, « сажали» на них пленных и превращали их в своих работников НА землях строили хоромы, хозяйственные постройки, сады и огороды, конюшни, охотничьи угодья.

Князья стали жаловать земли своим дружинникам, а так же церкви. Появляются первые вотчины (отчины) – наследственные земли, переходившие от отца к сыну

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 71. Предположите, что происходит на княжеском дворе.

4. Церковная организация. Храмы и богослужения.

Прочитайте самостоятельно и заполните схему:


5. Монастыри.

Особую роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси принадлежала монастырям.

Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?

(распространял христианские идеи, медицинскую помощь и защиту, занимались благотворительностью, оказывали милостыню нуждающимся)

Как вы понимаете, что такое монастырь((это религиозная община монахов, а так же специальное место, где они живут)

Правила проживания монахов могут быть разными, но все они объединяются под руководством наставника – игумена .

Прочитайте материал на стр. 74 (со слов « Одним из первых…) до стр. 75 и заполните таблицу

Кто такие миссионеры? (просветители населения, незнакомого с христианством)

6. Духовные ценности. Древнерусские сподвижники.

Давайте познакомимся с этими ценностями и составим таблицу.


5. Первичное закрепление.

Рабочая тетрадь.


Задание1 .

Задание 2.

1) "Русская правда" - свод законов на Руси

2) За убийство человека из разных слоев требовалась разная сумма: за рядовича - 5 гривен, а за княжеского - 80.

3) Понятия из текста.

Вира - судебная пошлина, штраф.

Гривна - денежная единица в Древней Руси.

Рядович - человек, заключивший договор на выполнение работы.

Закуп - человек, получивший заем у господина.

Холоп - раб.

Людина - простой свободный житель Руси.

4) Человек мог стать рабом, если он не вернул заем. То есть рабом мог стать закуп.

Задание 3.

Определение понятий

Вотчина - крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования.

Бояре - высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.

Задание 4.


Задание 5.

Роль монастырей в жизни стран Западной Европы в Средних веках и в жизни Древней Руси.

Линии сравнения

Монастыри в Западной Европе

Монастыри на Руси

Роль в религиозной жизни

Распространение христианства, вероучения.

Роль в развитии культуры

Писали книги, часто обучали грамоте мирян, собирались сведения по медицине, создавались библиотеки, занимались наукой.

Писали иконы, создавались и переписывались книги, вели летописи.

Задание 6.

    Митрополит, епископ, архиепископ - высшая церковная иерархия.

    Монахи, игумен, кельи - то, что есть в монастырях.

    Антоний и Феодосий Печерские, князья Борис и Глеб, Ефросиния Полоцкая - монахи.

Задание 8

1.Резиденция - место нахождения митрополита в Киеве.

2.Игумен - Кто стоял во главе монастыря?

3.Архиепископ - Духовный чин между епископом и митрополитом.

4.Митрополит - Кто был во главе Русской православной церкви?

5.Евангелие - часть Библии, содержащая описание земной жизни Иисуса Христа.

6.Поучение - наставление, назидание, добрый совет.

7.Десятинная - первая каменная церковь Древнерусского государства в Киеве.

8.Монастырь - место, где живут монахи.

9.Христианство - религия, в которой поклоняются Иисусу Христу как Сыну Божию и Спасителю мира.

10.Православие - одно из направлений христианства.

11. Миссионеры - люди, распространяющие христианство в других странах и землях.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание:

Параграф 9, вопросы, термины,

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ

Задание 1. Составьте план ответа на вопрос. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

Формированию древнерусской народности способствовало:

  • подчинение власти киевского князя;
  • участие племен в общегосударственных делах;
  • совместные военные походы;
  • сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;
  • принятие христианства, вера в единого Бога;
  • отождествление себя с русским народом.

Задание 2. Используя текст учебника, заполните таблицу.

Основные слои населения Древней Руси Их характеристика
Князья Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов.
Дружина Бояре – старшая дружина. Младшая дружина – администрация. Княжеские дружинники осуществляли административную и военную функцию. За верную службу могли получить земли в управление. Они собирали в них дань от имени князя.
Родоплеменная знать Разбогатевшие общинники. Часть из них, давая в долг в голодные годы, могла обращать в зависимость своих сограждан.
Духовенство Служители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога.
Свободные общинники, купцы, ремесленники Основная часть населения Руси состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.
Зависимое население Смерды, закупы, рядовичи и холопы. Закупы - это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи - это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды - это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

Напишите, из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века.

В каждой европейской стране жители делились на три сословия: духовенство, рыцарство (феодальная аристократия и рыцари-дворяне), третье сословие (горожане и крестьяне).

Задание 3. Соотнесите древнерусский термин и его объяснение.

Ответы:

1

2 3 4

Г

В Б

А

Задание 4. Используя дополнительные источники, самостоятельно составьте схему «Церковная организация на Руси».

Задание 5. Проведите собственное историческое исследование по теме «Монастыри в Древней Руси». Составьте план, по которому можно создать реферат на эту тему.

  1. Монастыри играли важную роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси.
  2. Монастыри Древней Руси с самого начала их основания представляли собой нечто большее, чем просто религиозные институты.
  3. Монастыри были очагами просвещения и письменности, храмами искусства и памятниками архитектуры.
  4. Миссионерская роль монахов монастырей. Обучали и просвещали население.
  5. Военно-стратегическое значение монастырей.

Задание 6. Разгадайте кроссворд

По горизонтали:

2. Первый глава церкви из русских. (Иларион )
4. Глава христианской церкви в Древней Руси. (Митрополит )
5. Руководитель церковной власти в крупных городах. (Епископ )

По вертикали:

1. Настоятель монастыря на Руси (найдите в справочнике или в Интернете). (Игумен )
3. Монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря. (Антоний )

Задание 7. Сравните организацию православной и католической церквей. Запишите выводы.

Между православием и католицизмом существует много больших и малых различий как в форме так и в содержании. Главное из основных различий, которое привело в свое время к разделению христианской церкви на восточную (православную) и западную (католическую) является отличие в организации. Во главе Католической Церкви стоит Папа - наместник Сына Божьего на земле, который, по мнению католиков, непогрешим в своих церковных решениях. Православие отрицает догмат католиков о главенстве папы Римского и его непогрешимости.

Православная церковь не имеет общего центра и включает в себя несколько независимых церквей. Помимо Русской Православной церкви есть грузинская, сербская, греческая, румынская и т.д. Управляются эти церкви патриархами, архиепископами и митрополитами. Главой Церкви православные считают Иисуса Христа. В отличие от Православной Церкви, католичество – это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, следуют единому вероучению и признают Папу Римского своим главой.

Задание 8. Напишите короткое эссе на тему «Духовные ценности наших предков», отметьте в нём, чем христианские ценности отличались от языческих.

С принятием и укреплением позиций христианства на Руси существенно изменились духовные ценности наших предков. Любовь к Богу и ближнему, благочестие и жертвенность, как основные ценности христианства, приобрели главенствующую роль в жизни русичей.

Если при языческой религии мы видели процветание культа силы – кто сильнее, тот и прав, то христианство принесло любовь к ближнему. На бытовом уровне это проявилось в том, что люди стали искать компромиссы, стараясь сохранить отношения.

Нельзя сказать, что у славян во времена язычества не было традиций уважения родителей и старших, но христианство дало новое понимание семьи и рода, опираясь на незыблемость отношений. В жизни это проявилось в укреплении семейных традиций. Кроме того, значимым стало понятие личного благочестия, хотя в язычестве отдельный человек вне коллектива не имел какого-либо значения, а благочестие определялось традициями общины.

Также я не могу сказать, что наши предки с принятием христианства стали более жертвенны ради общей цели, поступаясь собственными принципами для общего блага. Однако эта ценность изменила свое значение. Верность роду стала подменяться верностью и жертвенностью во имя Бога – более общего понятия, обеспечившего единство людей не только в пределах своего рода, но в пределах целого государства.

Урок. Общественный строй и церковная организация на Руси

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

До сих пор мы говорили о политической истории Древнерусского государства, об укреплении княжеской власти, об отношениях нашей страны с соседями. Именно этим вопросам уделяют первоочередное внимание летописи. Однако история - это не только войны и походы. Нельзя объективно судить о развитии общества, не зная о действующих в нем обычаях и традициях. Тема нашего урока «Общественный строй и церковная организация на Руси».

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемные вопросы:

- В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

Сегодня мы поговорим об общественном строе и церковной организации Древней Руси. Какие изменения произошли в общественной жизни в изучаемый период? Из каких слоев состояло русское общество? Какую роль в жизни людей играла Церковь? Каковы были духовные ценности русских людей? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

  1. Изучение нового учебного материала

Задание № 1. Работая в группах, изучите первый пункт § 9 учебника «Формирование древнерусской народности» и предположите, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности.

Подчинение власти киевского князя;

Участие племен в общегосударственных делах;

Совместные военные походы;

Сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

Принятие христианства, вера в единого Бога;

Отождествление себя с русским народом.

Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые определяют такой строй как «государственный феодализм». Младшие отпрыски княжеского рода (удельные князья ) получали в княжение малые города и превращались в феодалов. Княжеские дружинники за верную службу получали земли в управление. Они собирали в них дань от имени князя, часть собранных средств оставляя себе. Родоплеменная знать - это разбогатевшие общинники. Часть из них, давая в долг в голодные годы, могла обращать в зависимость своих сограждан.

Закупы - это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи - это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды - это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

Обратите внимание на составленную нами схему. Основная часть населения состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

Большинство историков считает, что к середине XI в. земля принадлежала свободным крестьянам-общинникам. Ученые полагают что древнерусские общины самостоятельно владели землей, а их зависимость от князей ограничивалась выплатой дани. Князья и дружинники получали доходы от сбора дани и почти не нуждались в частной собственности на землю.

Историки полагают, что в Х в. и в первой половине ХI в. среди множества крестьянских общинных земель лишь изредка встречались отдельные княжеские села. Так, в главном законодательном документе того времени - «Русской Правде» - нет ни слова о княжеской пашне. Некоторые ученые высказывают предположение, что княжеское хозяйство было первоначально скотоводческим или коневодческим. Кони требовались князьям для военных целей.

В те времена господствовало натуральное хозяйство, Торговля внутри страны развивалась слабо, сельскохозяйственные продукты на продажу не производились. Как же шел процесс формирования землевладельцев? Попробуем проследить это на конкретных примерах.

Князья присваивали пустующие земли или забирали земли соседских общин. Посреди своих владений князь строил хорошо укрепленную усадьбу, где он мог укрыться от врагов со своей дружиной. Личным хозяйством князя управлял доверенный слуга - тиун.

Задание № 2. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 71 § 9 учебника. Предположите, что происходит на княжеском дворе.

Земли в дар от князя получали дружинники и Церковь, За это они поддерживала князя во всех его делах.

Время возникновения феодальной вотчины в Древней Руси является предметом многолетней дискуссии историков. Большинство ученых считают, что это произошло в начале XI в.

Задание № 3. Работая с третьим пунктом § 9 учебника «Земельные отношения», дайте определение понятия «вотчина». (Вотчина (отчина) – наследственное земельное держание, переходившее от отца к детям).

Теперь перейдем к изучению вопроса «Церковная организация. Храмы и богослужение». Вопросы к классу:

Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века?

После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

Задание № 4. Работая с четвертым пунктом § 9 учебника «Церковная организация. Храмы и богослужение», составьте схему организации Русской православной церкви.

К середине ХIП в. на Руси было уже 16 епархий - по числу крупных русских княжеств. У Церкви был собственный суд, на котором священнослужителей судили за ереси (различные отклонения от православного вероучения), проступки нравственного характера.

Задание № 5. Теперь поговорим о духовных ценностях. Работая с шестым пунктом § 9 учебника «Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые», заполните сравнительную таблицу:

  1. Закрепление учебного материала

Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю?

Каковы основные духовные ценности Древней Руси? Какие из них вам представляются справедливыми? С чем вы не согласны?

  1. Домашнее задание

Параграф 9 пересказ

Используя текст учебника и Интернет, составьте тезисы к сообщению «Жизнь в монастыре»