Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Древнерусское государство было. Изменения в государственном управлении в конце X - начале XII вв. Предпосылки образования государства

Древнерусское государство было. Изменения в государственном управлении в конце X - начале XII вв. Предпосылки образования государства

Существует несколько историографических названий государства, преобладавших в литературе в разное время — «Древнерусское государство», «Древняя Русь», «Киевская Русь», «Киевское государство». В настоящее время наибольшее распространение имеют три историографических названия — «Древнерусское государство», «Киевская Русь» и «Древняя Русь». Определение «древнерусский» не связано с общепринятым в историографии делением древности и Средневековья в Европе по середине I тыс. н.э. Применительно к Руси оно обычно используется для обозначения так называемого домонгольского периода IX — середины XIII веков, чтобы отличить эту эпоху от следующих периодов русской истории.

Древнерусское государство - государство, возникшее в раннем средневековье в Восточной Европе, в 862 году в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Старой Ладоги, Гнездова).

"Варяги", Васнецов В.М. 1909г.



Событие, которое произошло в 862 году от Р.Х. получило условное название «призвание варягов». В четвертом-седьмом веках нашей эры в Европе происходило переселение народов, это переселение захватило и славянские племена. В ходе этих процессов начинает постепенно складываться межплеменной союз, который положил начало нашему будущему русскому государству.Вот отрывок из древнерусского летописного свода «Повесть временных лет»:

"В лето 6367(859). Варяги из заморья брали дань с чуди, и со словен новгородских, и с мери, со всех кривичей. В год 6370 (862) изгнали варяг за море и не дали им дани и стали сами собой владети, и не было в них правды, и восстал род на род, и была у них усобица, и воевать начали сами с собой. И сказали они себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли они за море к варягам, к руси. Так звались те варяги, русью, как другие варяги зовутся свеи (шведы), другие же урмане (норманны), англяне (норманны из Англии), другие готы (жители острова Готланд), так и эти. Сказали руси чудь (финны), словени (славяне новгородские), и кривичи (славяне из верховьев Волги) следующие слова: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; идите княжить и владеть нами". И вызвались три брата с их родом и пришли. Старший Рюрик, сел в Новгород, другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, в Изборске. От них была прозвана Русская земля, то есть земля новгородцев: это новгородцы от рода варяжского, прежде они были славяне ".Как пишется в исторических источниках, в 862 году произошел акт добровольного соглашения славянских и угро-финских племен, которые договорились о том, что ради прекращения междоусобных воин, нужно выбрать человека в качестве правителя со стороны, который не связан ни с одним местным кланом, который должен был судить по праву, то есть по закону. И таким человеком стал князь Рюрик, который положил начало первой русской династии, правившая нашим государством более семи веков. Рюрик обосновался сначала в Старой Ладоге, построил там крепость, принял власть в Новгороде по договору с местными славянскими боярами. После смерти братьев Рюрик стал править государством один. А в 882 году как пишется в исторических справках, его приемник Олег, который стал править сразу после смерти Рюрика, убив Аскольда и Дира (норманы, ушедшие раннее от Рюрика), таким образом, завоевал Киев. После этого освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Эта версия возникновения образования русского государства имеет подтверждение в письменных источниках, например Первая Новгородская летопись и Повесть временных лет. Кто такой Рюрик и откуда он родом, точного ответа найти не удалось, существует очень много версий. В Старой Ладоге (Ладожское озеро) по данным русских летописей,предполагают,что Рюрик мог быть скандинавом, шведом, и даже норвежцем или датчанином и вождем восточных славян-русов.Есть такие предположения, что Рюрик достоверная личность, родился примерно около 817 года. Сын датского конунга Хальдвана. Споры о призвании варягов во главе с Рюриком так и продолжаются уже около двухсот столетий. Но есть бесспорные вещи такие как:

1.с 862 года по 1598 Русью управляла династия Рюриковичей и последним царем из этой династии был Федор Иванович.

2.Рюрика пригласили править собой два славянских племени и два финских.

3.Все-таки современное население российского северо-запада хранит память о Рюрике (такие как Старая Ладога,Новгород,Приозерск). И как бы там не спорили ученые, а был ли Рюрик вообще и независимо то того будет ли найдена могила Рюрика или нет в окрестностях Приозерска, и найдут ли археологи и антропологи предметы, которые связаны с его правлением. Все равно История России начинается именного с этого имени.

Древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян. В период своего расцвета Древнерусское государство охватывало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе, до верховьев Северной Двины на севере.


Карта расселения народов накануне образования государства


Образованию государства предшествовал длительный период (с VI в.) созревания его предпосылок в недрах военной демократии. За время существования Древнерусского государства восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность. Древнерусское государство (др.-рус. и ст.-слав. Рѹ́сь, Рѹ́сьскаѧ землѧ, греч. Ῥωσία, лат. Russia, Ruthenia, Ruscia, Ruzzia, др.-сканд. Garðar, позже Garðaríki).
К середине XII века древнерусское государство вступило в состояние феодальной раздробленности и фактически распалось на полтора десятка отдельных русских княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей. Киев, утративший своё политическое влияние в пользу нескольких новых центров силы, продолжал формально считаться главным столом Руси вплоть до монгольского нашествия (1237—1240), а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей.

---
1 - Впервые использовано Константином Багрянородным в трактате «Об управлении империей» (948—952 гг.). (Соловьев А. В. Византийское имя России // Византийский временник. — 1957. — № 12. — С. 134-155.)
2 - Написание Ruscia характерно для латинских текстов из Северной Германии и Центральной Европы, Ruzzia — для Южной Германии, различные вариации Rus(s)i, Rus(s)ia — для романоязычных стран, Англии и Скандинавии. Наряду с этими формами с начала XII века в Европе начинает использоваться книжный термин Rut(h)enia, образованный по созвучию от имени античного народа рутенов. (Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX—XII вв. — М.: Языки русской культуры, 2001. ISBN 5-7859-0085-8. — С.49-50)
3 - Обозначение Руси в шведских, норвежских и исландских источниках, включая рунические надписи, скальды и саги. Впервые встречается в висе Халльфреда Трудного скальда (996 год). В основе топонима лежит корень garđ- со значением «город», «укреплённое поселение». C XII века вытесняется формой Garðaríki - букв. «Страна городов» (Древняя Русь в свете зарубежных источников. — С. 464—465.).

Сложившееся к IX в. древнерусское феодальное государство (называемое историками также Киевской Русью) возникло в результате очень длительного и постепенного процесса раскола общества на антагонистические классы, проходившего у славян на протяжении всего I тысячелетия нашей эры. Русская феодальная историография XVI - XVII вв. стремилась искусственно связать раннюю историю Руси с известными ей древними народами Восточной Европы - скифами, сарматами, аланами; имя Руси производили от саоматского племени роксаланов.
В XVIII в. некоторые из приглашенных в Россию немецких ученых, высокомерно относившихся ко всему русскому, создали предвзятую теорию о несамостоятельном развитии русской государственности. Опираясь на недостоверную часть русской летописи, передающую легенду о поизвании рядом славянских племен в качестве князей трех братьев (Рюрика, Синеуса и Трувора)- варягов, норманнов по происхождению, эти историки стали утверждать, что норманны (отряды скандинавов, разбойничавших в IX в. на морях и реках) были создателями Русского государства. «Норманисты», плохо изучившие русские источники, полагали, что славяне в IX -X вв. были совершенно дикими людьми, не знавшими будто бы ни земледелия, ни ремесла, ни оседлых поселений, ни военного дела, ни правовых норм. Всю культуру Киевской Руси они приписывали варягам; самое имя Руси связывали только с варягами.
М. В. Ломоносов горячо возражал «норманистам» - Байеру, Миллеру и Шлецеру, положив начало двухвековой научной полемике, по вопросу о возникновении Русского государства. Значительная часть представителей русской буржуазной науки XIX и начала XX в. поддерживала норманскую теорию, несмотря на обилие новых данных, опровергавших ее. Это проистекало как в силу методологической слабости буржуазной науки, не сумевшей подняться до понимания закономерности исторического процесса, так и в силу того, что летописная легенда о добровольном призвании князей народом (созданная летописцем в XII в. в период народных восстаний) продолжала и в XIX - XX вв. сохранять свое политическое значение в объяснении вопроса о начале государственной власти. Космополитические тенденции части русской буржуазии также способствовали преобладанию в официальной науке норманнской теории. Однако ряд буржуазных ученых уже выступал с критикой норманнской теории, видя ее несостоятельность.
Советские историки, подойдя к вопросу об образовании древнерусского государства с позиций исторического материализма, занялись изучением всего процесса разложения первобытнообщинного строя и зарождения феодального государства. Для этого пришлось значительно раздвинуть хронологические рамки, заглянуть в глубь славянской истории и привлечь целый ряд новых источников, рисующих историю хозяйства и общественных отношений за много веков до Оформления древнерусского государства (раскопки деревень, мастерских, крепостей, могил). Потребовался коренной пересмотр русских и иноземных письменных источников, говорящих о Руси.
Работа по изучению предпосылок образования древнерусского государства еще не закончена, но уже сейчас объективный анализ исторических данных показал, что все основные положения норманнской теории неверны, так как они были порождены идеалистическим пониманием истории и некритическим восприятием источников (круг которых был искусственно ограничен), а также тенденциозностью самих исследователей. В настоящее время норманнскую теорию пропагандируют отдельные зарубежные историки капиталистических стран.

Русские летописцы о начале государства

Вопрос о начале Русского государства живо интересовал русских историков-летописцев XI -XII вв. Самые ранние летописи начинали, по-видимому, свое изложение с княжения Кия, считавшегося основателем города Киева и Киевского княжества. Князя кия сопоставляли с другими основателями крупнейших городов- Ромулом (основателем Рима), Александром Македонским (основателем Александрии). Легенда о построении Киева Кием и его братьями Щеком и Хоривом возникла, очевидно, задолго до XI в., так как она уже в VII в. оказалась записанной в армянской хронике. По всей вероятности, время Кия - это период славянских походов на Дунай и в Византию, т. е. VI -VII вв. Автор «Повести временных лет»- «откуда есть пошла Рус(с)кая земля (и) кто в Киеве нача первее княжити...», написанной в начале XII в. (как думают историки, киевским монахом Нестором), сообщает, что Кий ездил в Царьград, был почетным гостем византийского императора, построил город на Дунае, но потом вернулся в Киев. Далее в «Повести» следует описание борьбы славян с кочевниками-аварами в VI -VII вв. Некоторые летописцы началом государственности считали «призвание варягов» во второй половине IX в. и к этой дате подгоняли все остальные известные им события ранней русской истории (Новгородская летопись). Эти сочинения, тенденциозность которых была доказана уже давно, и были использованы сторонниками норманнской теории.

Восточнославянские племена и союзы племен накануне образования государства на Руси

Государство Русь сложилось из пятнадцати крупных, населенных восточными славянами, областей, хорошо известных летописцу. Около Киева издавна жили поляне. Их землю летописец считал ядром древнерусского государства и отметил, что в его время полян называли русью. Соседями полян на востоке были северяне, жившие по рекам Десне, Сейму, Суле и Северному Донцу, сохранившему в своем названии память о северянах. Вниз по Днепру, южнее полян, жили уличи, переселившиеся в середине X в. в междуречье Днестра и Буга. На западе соседями полян были древляне, часто враждовавшие с киевскими князьями. Еще далее на запад были расположены земли волынян, бужан и дулебов. Крайними восточнослазянскими областями были земли тиверцев на Днестре (древнем Тирасе) и на Дунае и белых хорватов в Закарпатье.
Севернее полян и древлян находились земли дреговичей (на болотистом левобережье Припяти), а на восток от них, по реке Сожу, - радимичей. На Оке и Москве-реке жили вятичи, граничившие с неславянскими мерянско-мордовскими племенами Средней Оки. Северные области, соприкасавшиеся с литовско-латышскими и чудскими племенами, летописец называет землями кривичей (верховья Волги, Днепра и Двины), полочан и словен (вокруг озера Ильменя).
В исторической литературе за этими областями укрепился условный термин «племена» («племя полян», «племя радимичей» и т.п.), не употреблявшийся, однако, летописцами. По своим размерам эти славянские области так велики, что могут быть сопоставлены с целыми государствами. Тщательное изучение этих областей показывает, что каждая из них являлась объединением нескольких мелких племен, названия которых в источниках по истории Руси не сохранились. У западных славян русский летописец упоминает точно так же только такие крупные области, как, например, землю лютичей, а из других источников известно, что лютичи- это не одно племя, а объединение восьми племен. Следовательно, термин «племя», говорящий о родственных связях, следует применять к значительно более мелким подразделениям славянства, уже исчезнувшим из памяти летописца. Области же восточных славян, упоминаемые в летописи, надо рассматривать не как племена, а как федерации, союзы племен.
В глубокой древности восточное славянство состояло, по-видимому, из 100- 200 небольших племен. Племя, представлявшее совокупность родственных родов, занимало территорию примерно в 40 - 60 км в поперечнике. В каждом племени собиралось, вероятно, вече, решавшее важнейшие вопросы общественной жизни; выбирался военный вождь (князь); существовали постоянная дружина из молодежи и общеплеменное ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). В пределах племени был свой «град». Там собиралось общеплеменное вече, находился торг, производился суд. Там имелось святилище, куда собирались представители всего племени.
Эти «грады» еще не были настоящими городами, но многие из них, являвшиеся в течение нескольких веков центрами племенной округи, с развитием феодальных отношений превратились или в феодальные замки, или в города.
Следствием крупных изменений в структуре родовых общин, сменяемых соседскими общинами, явился процесс формирования союзов племен, особенно интенсивно протекавший с V в. Писатель VI в. Иордан говорит, что общее собирательное имя многолюдного народа венедов «изменяется теперь в зависимости от различных племен и местностей». Чем сильнее шел процесс распада первобытной родовой замкнутости, тем прочнее и долговечнее становились союзы племен.
Развитие мирных связей между племенами, или военные победы одних племен над другими, или же, наконец, необходимость борьбы с общей внешней опасностью содействовали созданию союзов племен. У восточных славян сложение упомянутых выше пятнадцати крупных племенных союзов можно отнести примерно к середине I тысячелетия н. э.

Таким образом, на протяжении VI - IX вв. возникали предпосылки феодальных отношений и происходил процесс складывания древнерусского феодального государства.
Закономерное внутреннее развитие славянского общества осложнялось рядом внешних факторов (например, набегами кочевников) и непосредственным участием славян в крупнейших событиях мировой истории. Это делает изучение дофеодального периода в истории Руси особенно сложным.

Происхождение Руси. Формирование древнеруссной народности

Большинство дореволюционных историков вопросы происхождения Русского государства связывало с вопросами этнической принадлежности народа «русь». о котором говорят летописцы. Принимая без особой критики летописную легенду о призвании князей, историки стремились определить происхождение той «руси», к которой эти заморские князья будто бы принадлежали. «Норма-нисты» настаивали на том, что «русь»- это варяги, норманны, т.е. жители Скандинавии. Но отсутствие в Скандинавии сведений о племени или местности по имени «русь» давно уже поколебало этот тезис норманнской теории. Историки «антинорманисты» предприняли поиски народа «русь» во всех направлениях от коренной славянской территории.

Земли и государства славян:

Восточных

Западных

Границы государств на конец IX в.

Древних русов искали среди балтийских славян, литовцев, хазар, черкесов, финно-угорских народов Поволжья, сармато-аланских племен и т.д. Только небольшая часть ученых, опираясь на прямые свидетельства источников, отстаивала славянское происхождение руси.
Советские историки, доказав, что летописную легенду о призвании князей из-за моря нельзя считать началом русской государственности, выяснили также, что отождествление в летописи руси с варягами является ошибочным.
Иранский географ середины IX в. Ибн-Хордадбех указывает, что «русы суть племя из славян». В «Повести временных лет» говорится о тождестве русского языка со славянским. В источниках имеются и более точные указания, помогающие определить, среди какой части восточного славянства следует искать русь.
Во-первых, в «Повести временных лет» сказано относительно полян: «яже ныне зовомая русь». Следовательно, древнее племя русь находилось где-то в Среднем Приднепровье, близ Киева, возникшего в земле полян, на которых впоследствии перешло имя руси. Во-вторых, в разных русских летописях времени феодальной раздробленности замечается двоякое географическое название слов «Русская земля», «Русь». Иногда под ними понимают все восточнославянские земли, иногда слова «Русская земля», «Русь» употребляются в земли следует считать более древним и очень узком, географически ограниченном смысле, обозначая лесостепную полосу от Киева и реки Роси до Чернигова, Курска и Воронежа. Это узкое понимание Русской земли следует считать более древним и возводить его к VI-VII вв., когда именно в этих пределах существовала однородная материальная культура, известная по археологическим находкам.

К середине VI в. относится и первое упоминание руси в письменных источниках. Один сирийский автор - продолжатель Заха-рии Ритора - упоминает народ «рос», живший по соседству с мифическими амазонками (местоприбывание которых обычно приурочивают к бассейну Дона).
На территории, очерченной летописными и археологическими данными, размещалось несколько издавна живших здесь славянских племен. По всей вероятности. Русская земля получила свое название от одного из них, но достоверно неизвестно, где это племя находилось. Судя по тому, что древнейшее произношение слова «русь» звучало несколько иначе, а именно как «рось» (народ «рос» VI в., «росьские писмена» IX в., «Правда Росьская» XI в.), по-видимому, первоначальное размещение племени «рось» следует искать на реке Роси (притоке Днепра, ниже Киева), где к тому же обнаружены наиболее богатые археологические материалы V -VII вв., в том числе серебряные вещи с княжескими знаками на них.
Дальнейшую историю руси надо рассматривать в связи с образованием древнерусской народности, охватившей в конце концов все восточнославянские племена.
Ядром древнерусской народности является та «Русская земля» VI в., которая, по-видимому, включала славянские племена лесостепной полосы от Киева до Воронежа. В ее состав входили земли полян, северян, руси и, по всей вероятности, уличей. Эти земли и составили союз племен, принявший, как можно думать, имя наиболее значительного в то время племени русь. Русский союз племен, прославившийся далеко за своими пределами как земля рослых и сильных богатырей (Захарии Ритора), был устойчивым и длительным, так как на всем его пространстве сложилась сходная культура и имя руси прочно и надолго закрепилось за всеми его частями. Союз племен Среднего Приднепровья и Верхнего Дона складывался в период византийских походов и борьбы славян с аварами. Аварам не удалось в VI-VII вв. вторгнуться в эту часть славянских земель, хотя они завоевали живших западнее дулебов.
Очевидно, сплочение днепровско-донских славян в обширный союз способствовало их успешной борьбе с кочевниками.
Формирование народности шло параллельно со складыванием государства. Общегосударственные мероприятия закрепляли связи, устанавливавшиеся между отдельными частями страны, и способствовали созданию древнерусской народности с единым языком (при наличии диалектов), со своей территорией, культурой.
К IX - X вв. сложилась основная этническая территория древнерусской народности, сложился древнерусский литературный язык (на основе одного из диалектов первоначальной «Русской земли» VI -VII вв.). Возникла древнерусская народность, объединившая все восточнославянские племена и ставшая единой колыбелью трех братских- славянских народов позднейшего времени - русских, украинцев и белорусов.
В состав древнерусской народности, жившей на территории от Ладожского озера до Черного моря и от Закарпатья до Средней Волги, постепенно вливались в процессе ассимиляции мелкие иноязычные племена, подпадавшие под воздействие русской культуры: меря, весь, чудь, остатки скифо-сарматского населения на юге, некоторые тюркоязычные племена.
Сталкиваясь с персидскими языками, на которых говорили потомки скифо-сарматов, с угро-финскими языками народов северо-востока и другими, древнерусский язык неизменно выходил победителем, обогащаясь за счет побежденных языков.

Образование государства Руси

Образование государства является закономерным завершением длительного процесса формирования феодальных отношений и антогонистических классов феодального общества. Феодальный государственный аппарат как аппарат насилия приспособлял для своих целей предшествующие ему племенные органы управления, совершенно отличные от него по существу, но сходные с ним по форме и по терминологии. Такими племенными органами были, например, «князь», «воевода», «дружина» и др. КI X -X вв. ясно определился процесс постепенного вызревания феодальных отношений в наиболее развитых областях восточного славянства (в южных, лесостепных землях). Родовые старейшины и предводители дружин, захватывавшие общинную землю, превращались в феодалов, князья племен становились феодальными государями, союзы племен перерастали в феодальные государства. Складывалась иерархия землевладельческой знати^ устанавливалось. соаод^-чинение князей разных рангов. Молодой формирующийся класс феодалов нуждался в создании крепкого государственного аппарата, который помог бы ему закрепить за собой общинные крестьянские земли и закабалить свободное крестьянское население, а также обеспечил бы защиту от внешних вторжений.
Летописец упоминает ряд княжеств- федераций племен дофеодального периода: Полянское, Древлянское, Дреговичское, Полоцкое, Словенбкое. Некоторые восточные писатели сообщают, что столицей Руси являлся Киев (Куяба), а кроме него, особенную известность получили еще два города: Джерваб (или Артания) и Селябе, в которых, по всей вероятности, нужно видеть Чернигов и Переяс-лавль - стариннейшие русские города, всегда упоминаемые в русских документах рядом с Киевом.
Договор князя Олега с Византией начала X в. знает уже разветвленную феодальную иерархию: бояр, князей, великих князей (в Чернигове, Переяславле, Любече, Ростове, Полоцке) и верховного сюзерена «великого князя русьского». Восточные источники IX в. называют главу этой иерархии титулом «хакан-рус», приравнивая киевского князя к владыкам сильных и могущественных держав (аварский каган, хазарский каган и т.д.), соперничавших иногда с самой Византийской империей. В 839 г. этот титул попал и в западные источники (Вертинские анналы IX в.). Столицей Руси все источники единодушно называют Киев.
Уцелевший в «Повести временных лет» отрывок первоначального летописного текста позволяет определить размеры Руси первой половины IX в. В состав древнерусского государства вошли следующие племенные союзы, имевшие ранее самостоятельные княжения: поляне,северяне, древляне, дреговичи, полочане, новгородски словене. Кроме того летопись перечисляет до полутора десятков финно-угорских и балтийских племен, плативших дань Руси.
Русь этого времени представляла собой обширное государство, объединившее уже половину восточнославянских племен и собиравшее дань с народов Лрибалтики и Поволжья.
Княжила в этом государстве, по всей вероятности, династия Кия последними представителями которой (судя по некоторым летописям) были в середине IX в. князья Дир и Аскольд. О князе Дире арабский автор Х в. Масуди пишет: «Первый из славянских царей есть царь Дира; он имеет обширные города и многие обитаемые страны. Мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами». Позднее Новгород завоевал варяжский князь Рюрик, а Киев захватил варяжский князь Олег.
Другие восточные писатели IX- начала X в. сообщают интересные сведения о земледелии, скотоводстве, пчеловодстве на Руси, о русских оружейниках и плотниках, о русских купцах, путешествовавших по «Русскому морю» (Черному морю), а другими путями пробиравшихся на Восток.
Особый интерес представляют данные о внутренней жизни древнерусского государства. Так, среднеазиатский географ,пользовавшийся источниками IX в., сообщает, что «у русов существует класс рыцарей», то есть феодальной знати.
Деление на знатных и бедных знают и другие источники. По данным Ибн-Русте (903 г.), восходящим к IX в., царь русов (т. е. великий князь киевский) судит и иногда ссылает преступников «к правителям отдаленных областей». На Руси существовал обычай «божьего суда», т.е. решения спорного дела поединком. За особо тяжелые преступления применялась смертная казнь. Царь русов ежегодно объезжал страну, собирая дань с населения.
Превращавшийся в феодальное государств во Русский племенной союз подчинял себе соседские славянские племена и снаряжал далекие походы по южным степям и морям. В VII в. упоминаются осады русами Константинополя и грозные походы русов через Хазарию к Дербентскому проходу. В VII - IX вв. русский князь Бравлин воевал в хазарско-ви-зантийском Крыму, пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). О русах IX в. среднеазиатский автор писал: «Они воюют с окрестными племенами и побеждают их».
Византийские источники содержат сведения о русах, живших на берегу Черного моря, об их походах на Константинополь и о крещении части русов в 60-х годах IX в.
Русское государство сложилось независимо от варягов, в результате закономерноro развития общества. Одновременно с ним возникли и другие славянские государства-Болгарское царство, Великоморавская держава и ряд других.
Поскольку норманисты сильно преувеличивают воздействие варягов на русскую государственность, необходимо решить вопрос: какова же в действительности роль варягов в истории нашей Родины?
В середине IX в., когда в Среднем Приднепровье уже сложилась Киевская Русь, на далеких северных окраинах славянского мира, где славяне мирно жили бок о бок с финскими и латышскими племенами (чудь, корела, летьгола и др.), стали появляться отряды варягов, приплывавших из-за Балтийского моря. Славяне и чудь прогоняли эти отряды; мы знаем, что киевские князья того времени посылали свои войска на север для борьбы с варягами. Возможно, что именно тогда рядом со старыми племенными центрами Полоцком и Псковом вырос на важном стратегическом месте у озера Ильмень новый город - Новгород, который должен был преградить варягам путь на Волгу и на Днепр. На протяжении девяти столетйй вплоть до постройки Петербурга, Новгород то оборонял Русь от заморских пиратов, то был «окном в Европу» для торговли северорусских областей.
В 862 или 874 г. (хронология сбивчива) варяжский конунг Рюрик появился под Новгородом. От этого искателя приключений, возглавившего небольшую дружину, без особых оснований велась генеалогия всех русских князей «Рюриковичей» (хотя русские историки XI в. вели родословную князей от Игоря Старого, не упоминая о Рюрике).
Варяги-пришельцы не овладевали русскими городами, а ставили свои укрепления-лагеря рядом с ними. Под Новгородом они жили в «Рюриковском городище», под Смоленском - в Гнездове, под Киевом - в урочище Угорском. Здесь могли быть и купцы, и нанятые русскими варяжские воины. Важно то, что нигде варяги не были хозяевами русских городов.
Археологические данные показывают, что количество самих варяжских воинов, живших постоянно на Руси, было очень невелико.
В 882 г. один из варяжских предводителе; Олег пробрался из Новгорода на юг, взял Любеч, служивший своего рода северными воротами Киевского княжества, и приплыл в Киев, где ему обманом и хитростью удалось убить киевского князя Аскольда и захватить власть. До сих пор в Киеве на берегу Днепра сохранилось место, называемое «Аскольдовой могилой». Возможно, что князь Аскольд был последним представителем древней династии Кия.
С именем Олега связано несколько походов за данью к соседним славянским племенам и знаменитый поход русских войск на Царьград в 911 г. По-видимому Олег не чувствовал себя хозяином на Руси. Любопытно, что после успешного похода в Византию он и окружавшие его варяги оказались не в столице Руси, а далеко на севере, в Ладоге, откуда был близок путь на их родину, в Швецию. Странным кажется и то, что Олег, которому совершенно неосновательно приписывается создание Русского государства, бесследно исчез с русского горизонта, оставив летописцев в недоумении. Новгородцы, географически близкие к варяжским землям, родине Олега, писали, что, по одной известной им версии, после греческого похода Олег пришел в Новгород, а оттуда в Ладогу, где он умер и был похоронен. Согласно другой версии, он уплыл за море «и уклюну (его) зим в ногу и с того (он) умре». Киевляне же, повторив легенду о змее, ужалившей князя, рассказывали, что будто бы его похоронили в Киеве на горе Щекавице («Змеиной горе»); возможно, название горы повлияло на то, что Щекавицу искусственно связали с Олегом.
В IX - X вв. норманны играли важную роль в истории многих народов Европы. Они нападали с моря большими флотилиями на берега Англии, Франции, Италии, завоевывали города и королевства. Некоторые ученые полагали, что и Русь подверглась такому же массовому вторжению варягов, забывая при этом, что континентальная Русь была полной географической противоположностью западным морским государствам.
Грозный флот норманнов мог внезапно возникнуть перед Лондоном или Марселем, но ни одна варяжская ладья, вошедшая в Неву и плывущая вверх по течению Невы, Волхова, Ловати, не могла остаться незамеченной русскими сторожами из Новгорода или Пскова. Система волоков, когда тяжелые, глубокосидящие морские суда нужно было вытаскивать на берег и десятки верст катить по земле на катках, исключала элемент внезапности и отнимал у грозной армады все ее боевые качества. Практически и в Киев могло попасть лишь столько варягов, сколько разрешал князь Киевской Руси. Недаром в тот единственньй раз, когда варяги напали на Киев, им пришлось притвориться купцами.
Княжение варяга Олега в Киеве - незначительный и недолговременный эпизод, излишне раздутый некоторыми проваряжскими летописцами и позднейшими историками-норманистами. Поход 911 г. - единственный достоверный факт из его княжения- стал знаменит благодаря той блестящей литературной форме, в которой он был описан, но по существу это лишь один из многих походов русских дружин IX - Х-вв. на берег Каспия и Черного моря, о которых летописец умалчивает. На протяжении X в. и первой половины XI в. русские князья нередко нанимали отряды варягов для войн и дворцовой службы; им нередко поручались убийства из-за угла: наемные варяги закололи, например, князя Ярополка в 980 г., они убили князя Бориса в 1015 г.; варягов нанимал Ярослав для войны со своим родным отцом.
Для упорядочения взаимоотношений наемных варяжских отрядов с местной новгородской дружиной в 1015 г. была издана в Новгороде Правда Ярослава, ограничивавшая произвол буйных наемников.
Историческая роль варягов на Руси была ничтожна. Появившись как «находники», пришельцы, привлеченные блеском богатой, уже далеко прославившейся Киевской Руси, они отдельными наездами грабили северные окраины, но к сердцу Руси смогли.пробраться только однажды.
О культурной роли варягов нечего и говорить. Договор 911 г., заключенный от имени Олега и содержащий около десятка скандинавских имен Олеговых бояр, написан не на шведском, а на славянском языке. Никакого отношения к созданию государства, к строительству городов, к прокладыванию торговых путей варяги не имели. Ни ускорить, ни существенно задержать исторический процесс на Руси они не могли.
Короткий период Олегова «княжения» - 882 - 912 гг. - оставил в народной памяти эпическую песню о смерти Олега от своего собственного коня (обработанную А. С. Пушкиным в его «Песни о вещем Олеге»), интересную своей антиваряжской тенденцией. Образ коня в русском фольклоре всегда очень благожелателен, и если уже хозяину, варяжскому князю, предречена смерть от его боевого коня, значит, он того заслуживает.
Борьба с варяжскими элементами в русских дружинах продолжалась до 980 г.; следы ее есть и в летописи, и в былинном эпосе - былина о Микуле Селяниновиче, помогавшем князю Олегу Святославичу бороться с варягом Свенельдом (черным вороном Санталом).
Историческая роль варягов несравненно меньше, чем роль печенегов или половцев, действительно влиявших на развитие Руси на протяжении четырех веков. Поэтому жизнь только одного поколения русских людей, терпевших участие варягов в управлении Киевом и несколькими другими городами, не представляется исторически важным периодом.

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен.

Согласно летописям, в 862 году сразу несколько племен – ильменьские словене, чудь, кривич – призвали троих братьев-варяг Рюрика, Трувора и Синеуса княжить в Новгороде. Это событие получило название «призвание варягов». Согласно мнению историков, призвание произошло потому, что племена, жившие на территории будущей Руси постоянно одолевали междоусобные войны, и они никак не могли решить, кому стоит править. И только с приходов трех братьев междоусобицы прекратились и русские земли стали постепенно объединяться, а племена превращались в подобие государства.

До призвания варяг на русских землях жили многочисленные разрозненные племена, которые не имели собственного государства и системы управления. С приходом братьев племена стали объединяться под властью Рюрика, который вместе с собой привел и весь свой род. Именно Рюрик стал основателем будущей княжеской династии, которой суждено было ни один век править на Руси.

Несмотря на то, что первым представителем династии является сам Рюрик, очень часто в летописях род Рюриковичей ведут от князя Игоря, сына Рюрика, так как именно Игорь был не призванным, а первым истинно русским князем. Споры о происхождении самого Рюрика и этимологии его имени ведутся до сих пор.

Династия Рюриковичей управляла русским государством более 700 лет. Первые князья из рода Рюриковичей (Игорь Рюрикович, Олег Рюрикович, княгиня Ольга, Святослав Рюрикович) положили начало процессу формирования централизованного государства на русских землях.

В 882 году при князе Олеге город Киев стал столицей нового государства – Киевской Руси.

В 944 году во время правления князя Игоря Русь впервые заключила мирный договор с Византией, прекратила военные походы и получила возможность развиваться.

В 945 году княгиня Ольга впервые ввела фиксированный размер оброка – дани, что положило начало формированию налоговой системы государства. В 947 году новгородские земли подверглись административно-территориальному делению.

В 969 году князь Святослав ввел систему наместничества, что помогло развитию местного самоуправления, в 963 году Киевская Русь смогла подчинить себе ряд значительных территорий Тмутараканского княжества – государство расширялось.

Сформировавшееся государство пришло к феодализму и феодальной системе управления во времена правления Ярославичей и Владимира Мономаха (вторая половина 11-первая половина 12 века). Многочисленные междоусобные войны привели к ослаблению власти Киева и Киевского князя, к усилению местных княжеств и значительному разделению территорий в рамках одного государства. Феодализм продержался довольно долго и серьезно ослабил Русь.


Начиная со второй половины 12 века и до середины 13 на Руси правили следующие представители Рюриковичей – Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо. В этот период, хоть и продолжались княжеские междоусобицы, начала развиваться торговля, отдельные княжества сильно выросли в экономическом плане, развивалось христианство.

Со второй половины 13 века и до конца 14 века Русь оказалась под гнетом татаро-монгольского ига (начало периода Золотой Орды). Правящие князья ни раз пытались сбросить с себя гнет татаро-монгол, однако это им не удавалось, и Русь постепенно приходила к упадку из-за постоянных набегов и разорений. Лишь в 1380 году удалось разгромить войско татаро-монгол во время Куликовской битвы, что стало началом процесса освобождения Руси от гнета захватчиков.

После свержения гнета монголо-татар государство начало восстанавливаться. Столица была перенесена в Москву во время правления Ивана Калиты, при Дмитрии Донском был построен Московский Кремль, государство активно развивалось. Василий 2 окончательно объединил земли вокруг Москвы и установил практически нерушимую и единоличную власть московского князя на всех русских землях.

Последние представители рода Рюриковичей также немало сделали для развития государства. Во время правления Ивана 3, Василия 3 и Ивана Грозного началось становление нового централизованного государства с совершенно иным укладом жизни и политико-административным строем по типу сословно-представительской монархии. Однако династия Рюриковичей прервалась на Иване Грозном и вскоре на Руси наступило «Смутное время», когда было неизвестно, кто встанет на пост правителя.

4. Расцвет и упадок Древнерусского государства. Период феодальной раздробленности.

Древнерусское государство, или Киевская Русь, - первое крупное устойчивое объединение восточных славян. Его образование стало возможным со становлением феодальных (поземельных) отношений. В состав государства вошли 15 крупных областей - территорий племенных объединений (полян, древлян, дреговичей, ильменских словен, радимичей, вятичей, северян и др.). Наиболее развитыми в экономическом и политическом отношениях были земли ильменских словен (Новгород) и полян (Киев), объединение которых новгородским князем Олегом подвело экономическую базу под складывавшееся государство.

800-882 гг. - начальный этап объединения восточно-славянских племен, образование двух центров государственности (Киев и Новгород) и объединение их Олегом;

882-912 гг. - укрепление Древнерусского государства Олегом, включение в его состав соседних восточно-славянских племен. Первые торговые договоры Олега с Византией (907 и 911);

912-1054 гг. - расцвет раннефеодальной монархии, подъем производительных сил, развитие феодальных отношений, борьба с кочевниками, значительный рост территории за счет вхождения в государство всех восточно-славянских племен. Установление тесных отношений с Византией. Принятие христианства (988-989). Создание первого свода законов - «Правда Ярослава» (1016). Наиболее крупные политические деятели этого периода - Игорь, Ольга, Святослав, Владимир I, Ярослав Мудрый;

1054-1093 гг. - первые ощутимые явления распада раннефеодального государства, удельные княжества наследников Ярослава Мудрого, усиление межкняжеской борьбы; на киевском великом княжении сменяют друг друга Изяслав, Святослав, Всеволод - триумвират Ярославичей. Дальнейшее развитие феодальных отношений. Рост народных восстаний. Появление нового свода законов - «Правда Ярославичей» (1072), который дополнил «Правду Ярослава» и стал называться «Русская Правда»;

1093-1132 гг. - новое усиление феодальной монархии. Натиск половцев заставил удельных князей объединить свои усилия под властью великого киевского князя. Совершенствование правовых и политических отношений. Новый законодательный свод - «Устав Владимира Мономаха» (1113) - вошел составной частью в «Русскую Правду», которую принято считать отныне «Пространной Русской Правдой». После исчезновения половецкой угрозы государство распадается. Наиболее видные политические деятели - Владимир II Мономах и Мстислав Великий.

Во второй половине 11 в. на Руси все отчетливее проявляются признаки усиления феодальной раздробленности.

Князь Ярослав Мудрый обрел отеческий престол в жесточайшей междоусобной борьбе. Памятуя об этом, он оставил завещание, в котором четко определил наследственные права своих сыновей. Всю русскую землю он поделил на пять «уездов» и определил, кому из братьев в каком княжить. Братья Ярославичи (Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь, Вячеслав) два десятилетия совместно боролись против нашествий и сохраняли единство Русской земли.

Однако в 1073 г. Святослав изгнал из Киева своего брата Изяслава, решив стать единоличным правителем. Изяслав, потеряв свои владения, долго скитался и смог вернуться на Русь только после смерти Святослава в 1076 г. С этого времени началась кровопролитная борьба за власть.

В основе кровавых смут лежало несовершенство созданной Ярославом удельной системы, которая не могла удовлетворять разросшийся род Рюриковичей. Не было четкого порядка в распределении уделов и наследовании. По старинному обычаю наследовать княжение должен был старший в роде. Но пришедшее с принятием христианства византийское право признавало наследование только прямыми потомками. Противоречивость наследственных прав, неопределенность границ уделов порождали все новые междоусобицы.

Кровавые распри усугублялись непрерывными набегами половцев, которые умело использовали разобщенность русских князей. Иные князья брали половцев в союзники и приводили их на Русь.

В 1097 г. по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха, сына Всеволода Ярославовича в Любече состоялся съезд князей. На нем для прекращения междоусобиц было решено установить новый порядок организации власти на Руси. В соответствии с новым принципом каждое княжество становилось наследственной собственностью местного княжеского рода.

Принятый закон стал основной причиной феодальной раздробленности и разрушил целостность древнерусского государства. Он стал поворотным, так как произошел перелом в распределении земельной собственности на Руси.

Пагубная ошибка в законотворчестве дала о себе знать не сразу. Необходимость совместной борьбы против половцев, сильная власть и патриотизм Владимира Мономаха (1113-1125) на время отодвинули неизбежное. Его дело продолжил сын Мстислав Великий (1125-1132). Однако с 1132 г. прежние уезды, став наследственными «отчинами», постепенно превращались в самостоятельные княжества.

В середине 12 в. междоусобицы достигли невиданной остроты, число их участников возросло вследствие дробления княжеских владений. В то время на Руси было 15 княжеств, в последующем столетии - 50, а в годы правления Ивана Калиты - 250. Многие историки считают одной из причин, лежащих в основе этих событий, многодетность княжеских семей (раздавая земли по наследству, они умножали количество княжеств).

Наиболее крупными государственными образованиями были:

К иевское княжество (несмотря на утрату общерусского статуса, борьба за его обладание продолжалась до нашествия монголо-татар);

В ладимиро-Суздальское княжество (в 12-13 вв. начался экономический подъем, возникли города Владимир, Дмитров Переяславль-Залесский, Городец, Кострома, Тверь, Нижний Новгород);

Ч ерниговское и Смоленское княжества (важнейшие торговые пути в верховья Волги и Днепра);

Г алицко-Волынское княжество (находилось в междуречье Буга и Днестра, очаг пашенной землевладельческой культуры);

П олоцко-Минская земля (имела выгодное расположение на перекрестке торговых путей).

Феодальная раздробленность характерна для истории многих государств Средневековья. Уникальность и тяжелые последствия для Древнерусского государства заключались в ее продолжительности - около 3,5 столетий.

Объединяются в мощный союз, который позже будут называть Киевская Русь. Древнее государство обхватило огромные территории центральной и южной части Европы, соединило абсолютно разные в культурном отношении народы.

Название

Вопрос об истории возникновения русской государственности уже десятки лет вызывает множество разногласий среди историков и археологов. Очень долго рукопись «Повесть временных лет», один из основных задокументированных источников информации об этом периоде, считалась фальсификацией, потому и ставились под сомнение данные о том, когда и как появилась Киевская Русь. Образование единого центра у восточных славян предположительно относиться к одиннадцатому столетию.

Привычное для нас название государство русичей получило только в ХХ веке, когда вышли в свет хрестоматийные исследования советских ученых. В них уточнялось, что это понятие включает в себя не отдельную область современной Украины, а всю империю Рюриковичей, располагающуюся на огромной территории. Древнерусским государство называется условно, для более удобного разграничения периодов до монгольского нашествия и после.

Предпосылки для возникновения государственности

В эпоху раннего Средневековья практически на всей территории Европы наблюдалась тенденция к объединению разрозненных племен и княжеств. Это было связано с завоевательными походами какого-нибудь короля или рыцаря, а также с созданием союзов богатых семей. Предпосылки образования Киевской Руси были отличны и имели свою специфику.

К концу IX несколько крупных племен, таких как кривичи, поляне, древляне, дреговичи, вятичи, северяне, радимичи постепенно объединялись в одно княжество. Основными причинами этого процесса стали следующие факторы:

  1. Все союзы сплотились для противостояния общим врагам - степным кочевникам, которые часто совершали разорительные набеги на города и села.
  2. А также эти племена объединяло общее географическое расположение, все они обитали вблизи торгового пути «из варяг в греки».
  3. Первые известные нам киевские князья - Аскольд, Дир, а позже Олег, Владимир и Ярослав совершали завоевательные походы на Север и Юго-Восток Европы с целью установления своего правления и обложения данью местного населения.

Так, постепенно происходило образование Киевской Руси. Кратко об этом периоде говорить трудно, много событий и кровопролитных битв предшествовали окончательному закреплению власти в одном центре, под руководством всесильного князя. С самого начала русское государство складывалось как полиэтническое, народы отличались в плане верований, уклада жизни и культуры.

«Норманнская» и «антинорманнская» теория

В историографии до сих пор окончательно не решен вопрос о том, кто и как создал государство под названием Киевская Русь. Образование единого центра у славян долгие десятилетия связывали с приходом на эти земли лидеров извне - варягов или нормандцев, которых местные жители сами и призвали.

Теория имеет много недочетов, основным достоверным источником ее подтверждения является упоминание некой легенды летописцев «Повести временных лет» о приходе князей из варягов и установления ими государственности, каких-либо археологических или исторических доказательств до сих пор не существует. Такой трактовки придерживались немецкие ученные Г. Миллер и И. Байер.

Теория образования Киевской Руси иностранными князьями была оспорена еще М. Ломоносовым, он и его последователи считали, что государственность на этой территории возникла путем постепенного становления власти одного центра над другими, а не была привнесена извне. До сих пор ученые не пришли к единому мнению, а этот вопрос уже давно политизирован и используется как рычаг давления на восприятие истории России.

Первые князья

Какие бы ни существовали разногласия в плане вопроса о происхождении государственности, официальная история говорит о приходе на славянские земли трех братьев - Синиуса, Трувора и Рюрика. Первые два вскоре умерли, а Рюрик становится единым правителем крупных в то время городов Ладоги, Изборска и Белоозера. После его смерти сын Игорь ввиду малолетства не смог принять управления, поэтому регентом при наследнике стал князь Олег.

Именно с его именем связывают образование восточного государства Киевская Русь, в конце девятого века он совершил поход на стольный город и объявил эти земли «колыбелью земли русской». Олег проявил себя не только как сильный лидер и великий завоеватель, но и как хороший управленец. В каждом городе он создал особую систему подчинения, судопроизводства и правила сбора податей.

Несколько разрушительных походов на греческие земли, которые совершал Олег и его предшественник Игорь, способствовали укреплению авторитета Руси как сильного и независимого государства, а также привели к установлению более широкой и выгодной торговли с Византией.

Князь Владимир

Сын Игоря Святослав продолжал завоевательные походы на отдаленные территории, присоединил к своим владениям Крым, Таманский полуостров, вернул города, ранее завоеванные хазарами. Однако, управление столь разными в экономическом и культурном плане территорий было весьма сложно осуществлять из Киева. Поэтому Святослав провел важную административную реформу, посадив на управление во все крупные города своих сыновей.

Образование и развитие Киевской Руси успешно продолжил его незаконнорожденный сын Владимир, этот человек стал выдающейся фигурой отечественной истории, именно в его правление окончательно сформировалась русская государственность, а также и было принято новое вероисповедание - христианство. Он продолжил консолидацию всех подконтрольных земель, убрав единоличных правителей и назначив князьями своих сыновей.

Расцвет государства

Владимир часто называют первым русским реформатором, за время правления он создал четкую систему административного деления и подчинения, а также установил единое правило сбора налогов. К тому же он реорганизовал судебное право, теперь закон от его имени вершили наместники в каждом регионе. В первый период правления Владимир уделял много сил борьбе с набегами степных кочевников и укреплению границ страны.

Именно в его княжение окончательно сформировалась Киевская Русь. Образование нового государства невозможно без установления единой религии и мировоззрения у народа, поэтому Владимир, будучи умным стратегом, решает принять православие. Благодаря сближению с сильной и просвещённой Византией государство уже очень скоро становится культурным центром Европы. Благодаря христианской вере укрепляется авторитет главы страны, а также открываются школы, строятся монастыри и печатаются книги.

Междоусобные войны, распад

Изначально система правления на Руси складывалась на основе родоплеменных традиций наследования - от отца к сыну. При Владимире, а потом и Ярославе такой обычай сыграл ключевую роль в объединении разрозненных земель, князь назначал наместниками своих сыновей в разных городах, тем самым поддерживая единую власть. Но уже в XVII веке внуки Владимира Мономаха погрязли в междоусобных войнах между собой.

Централизованное государство, с таким усердием создаваемое на протяжении двухсот лет, вскоре распалось на множество удельных княжеств. Отсутствие сильного лидера и согласия между детьми Мстислава Владимировича привело к тому, что некогда мощная страна оказалась совершенно незащищенной перед силами разгромных орд Батыя.

Уклад жизни

Ко времени нашествия монголо-татар на Руси насчитывалось около трехсот городов, хотя большинство населения жили в сельской местности, где занимались обработкой земли и разведением скота. Образование государства восточных славян Киевской Руси способствовало массовому строительству и укреплению поселений, часть налогов шла как на создание инфраструктуры, так и на возведение мощных оборонительных систем. Для утверждения христианства среди населения в каждом городе обязательно возводили церкви и монастыри.

Классовое разделение в Киевской Руси складывалось на протяжении долгого времени. Одна из первых выделяется группа вожаков, обычно она состояла из представителей отдельной семьи, социальное неравенство между лидерами и остальным население было разительным. Постепенно из княжеской дружины складывается будущая феодальная знать. Несмотря на активную работорговлю с Византией другими восточными странами, рабов в Древней Руси было не так много. Среди подвластных людей историки выделяют смердов, подчиняющихся воле князя, и холопов, не имеющих практически никаких прав.

Экономика

Становление денежной системы в Древней Руси происходит в первой половине IX века и связана с началом активной торговли с крупными государствами Европы и Востока. Долгое время на территории страны использовались монеты, отчеканенные в центрах Халифата или в Западной Европе, для изготовления собственных денежных знаков у славянских князей не было ни опыта, ни необходимого сырья.

Образование государства Киевская Русь стало возможно во многом благодаря налаживанию экономических связей с Германией, Византией, Польшей. Русские князья всегда ставили в приоритет защиту интересов купцов за границей. Традиционными товарами торговли на Руси была пушнина, мед, воск, лен, серебро, украшения, замки, оружие и многое другое. Сообщение происходило по знаменитому пути «из варяг в греки», когда корабли поднимались по реке Днепр к Черному морю, а также по Волжскому пути через Ладогу на Каспий.

Значение

Общественные и культурные процессы, происходившие в период образования и расцвета Киевской Руси, стали основой формирования русской национальности. С принятием христианства страна навсегда изменила свой облик, последующие века православие станет объединяющим фактором для всех народов, проживающих на этой территории, несмотря на то, что в культуре и образе жизни до сих пор остались языческие обычаи и обряды наших предков.

Огромное влияние на русскую литературу и мировоззрение людей оказало фольклорное творчество, которым славилась Киевская Русь. Образование единого центра способствовало появлению общих легенд и сказок, прославляющих великих князей и их подвиги.

С принятием христианства на Руси начинается повсеместное возведение монументальных каменных сооружений. Некоторые памятники зодчества сохранились и поныне, например, церковь Покрова на Нерли, которая относится к IIX веку. Не меньшую историческую ценность имеют и примеры живописи древних мастеров, оставшиеся в виде фресок и мозаики в православных храмах и церквях.

Государственные образования на большей части Восточно - Европейской равнины появились сравнительно поздно. Древнерусское государство возникло в период появления на исторической арене других европейских государств: распад империи Карла Великого(843) на Западное(будущая Франция), Среднее(позже Италия) и Восточное(Германия) королевства; Моравское государство(830); Венгерское государство(896); Польское государство(960).

Возникновение российской цивилизации было неразрывно связано с процессами, происходившими на европейском континенте. В то же время складывание русской цивилизации, Древнерусского государства, древней русской культуры стало результатом исторического развития восточнославянских племен, их жизнедеятельности, творчества русского народа. У русского народа было немало близких и далеких предков, оставивших по себе самую разную память на огромном пространстве, где в IX в. образовалось государство Древняя Русь.

Предпосылками образования Древнерусского государства послужили:

развитие производительных сил восточнославянских племен;

развитие торговли, в том числе международной и межплеменной;

рост социального и имущественного неравенства, выделение племенной знати;

существование внешней опасности.

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности. Широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины - свидетельства формирующейся государственности.

Славяне освоили Восточно - Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточнославянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально- политического развития у восточнославянских племен начала складываться государственность.

"Велика страна наша, а порядка в ней нет". Данное высказывание связано с версией о "призвании варягов". В Повести временных лет Нестор-летописец (живший в XI в.) под 852г.записал: "Когда начал царствовать Михаил (византийский император), стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград (Константинополь), как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим". Далее под 859г. сообщается: "Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян, и с мери, и со всех кривичей, а хозары брали с полян и с северян, и с вятичей - брали по серебряной монете и по белке с дыма".(Дымом в то время называли отдельное хозяйство, одну семью.)

Под 862 г., который и считается датой образования Древнерусского государства, Нестор записал: "Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой править. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались Русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы), а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю Русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой - Синеус - на Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске. И от всех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были славяне".

Отсутствие достоверных, бесспорных данных о предгосударственномпериоде в истории нашей страны является причиной многолетних дискуссий и различных спекуляций.

Согласно норманнской теории, Древнерусское государство было основано варягами (викингами,норманнами, т. е. скандинавами), которых в 862 г. пригласили княжить, управлять собой два славянских (ильменскиесловене и кривичи) и два финских племени (чудь и весь).Впервые эту теорию, опираясь на легендарный летописный рассказ, сформулировали в XVIII в. немецкие ученые Г.-Ф. Миллер и Г.-З. Байер, приглашенные для работы в Россию.

Первым антинорманистом был М. В. Ломоносов. Сторонники славянской теории считали, что уже в VI-VIII вв. славянские племенные княжения объединялись в крупные суперсоюзы с чертами ранней государственности. В качестве таких протогосударств с опорой на различные источники называют Державу волынян, Куябу (вокруг Киева), Славию (вокруг Новгорода), Артанию (район Рязани, Чернигова), Русь.