Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » К течениям средневековых ересей относятся. Учение христианской церкви. Средневековые ереси. Ереси в христианской вере

К течениям средневековых ересей относятся. Учение христианской церкви. Средневековые ереси. Ереси в христианской вере

Христианство возникло в I в. н.э. в римской провинции Иудее. Время его возникновения характеризовалось глубоким кризисом, переживаемым Римской империей. В самом Риме царил внутренний распад, страшная опустошенность и моральная распущенность верхов. Атмосфера неуверенности и ожидания конца света благоприятствовала возникновению различных культов восточных религий (культа египетских богов - Изиды и Осириса, иранского бога - Митр и т.д.), в которых были подчеркнуты те элементы, которые позднее заимствовало у них христианство - страдание умирающего Бога и его воскресение, надежда на загробную жизнь. Эту веру принесла новая религия - христианство , которое, кроме всего прочего, обратилось ко всем людям, без различия их национальности и сословий, как к равным перед Богом. Христианство зародилось в лоне иудейской религии , но скоро отклонилось от нее.

Иудаизм - первая монотеистическая религия (признающая единого Бога), возникшая более 3 тыс. лет назад, основными постулатами которой являлись следующие:

  • - евреи - избранный народ, так как бог через Моисея дал им закон, приняв который евреи вступили в особые отношения с Богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний;
  • - согласно Торе , история целенаправлена, суть ее заключается не в разрушении первоначально созданного совершенства, а в движении к своей высшей точке, к установлению Царства Божьего на Земле, которое приведет к вознаграждению за добрые дела, к воскрешению праведников;
  • - вера в пришествие мессии - спасителя, посланного Богом Иеговой для установления справедливости. Ветхий Завет содержал предсказание, что мессия произойдет из рода царя Давида.

Иисус Христос (Христос по гречески означает «мессия») для его последователей - христиан и был таким мессией. Иудеи предали его суду как самозванца. Это привело к выделению христианства в качестве особой религии, которая к священным книгам иудеев, которые стали у христиан называться Ветхим или Старым Заветом, прибавила Новый Завет Иисуса Христа, не признанный евреями.

Новый Завет - главный источник суждения о политической мысли раннего христианства. Он состоит из четырех Евангелий - от Матфея, Марка, Луки и Иоанна; деяний апостолов и Откровения Иоанна Богослова (более известного иод греческим названием «Апокалипсис»). Первоначально христианство осуждало рабовладельческий Рим. Так, в «Апокалипсисс», написанном в 60-е гг. I в. н.э., рисуется жуткая картина конца Света и Страшного Суда, содержавшая суровую критику Рима.

Христиане ждали пришествия мессии, Христа-избавителя, который в схватке со «зверем-императором» сокрушит царство зла, и будет установлено обещанное пророками тысячелетнее царство справедливости.

В ожидании скорого пришествия христиане стремились обособиться от злой реальности в своих общинах, где вели совместную жизнь по обычаям, прямо противоположным римским.

Основные положения христианства-.

  • - в общине была преодолена идея богоизбранности отдельных народов;
  • - провозглашено равенство всех верующих;
  • - в отличие от Рима, где отношение к физическому труду было отрицательным (его считали позором, уделом рабов), в христианской общине все обязаны были трудиться. «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь», - сказано в Послании апостола Павла фессалоникийцам (2 Фее. 3, 10);
  • - римское право защищало интересы частной собственности, в общинах первых христиан все было общее;
  • - распределение по труду или по потребности: «Разделяли всем, смотря по нужде каждого» и «не было между ними никакого нуждающегося» (Деян. 4, 32-35);
  • - в Риме господствовал культ роскоши, у христиан культ сдержанности. Первые христиане осуждали богатство, связывая его с угнетением бедных. Стяжательство объявлялось несовместимым с верой в Бога: «Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6, 24; Лк. 16, 13).

Эти принципы позволяют говорить о «христианском коммунизме», особенность которого состояла в том, что он был «замкнут» в религиозных общинах, а не являлся всеобщим, и носил потребительский, а не производительный характер. Как отмечал М. Вебер, «подлинное харизматическое стремление к спасению собственной души, должно быть аполитичным но своей сути. Земные порядки (государство) признавались самостоятельными по отношению к христианским догмам, характеризуясь либо как дьявольские, либо абсолютно неважные для спасения души - “отдавайте кесарю кесарево”» (Мф. 22, 21) . Политико-правовая реальность осуждалась.

В I и И вв. н.э. христианские общины распространились по всей Римской империи. Ряды приверженцев новой религии росли, они начали пополняться также выходцами из имущих и образованных слоев. Это привело к изменению социального состава, организационных принципов и идеологии христианских общин. Вместе с тем, эволюция христианства предопределялась несбыточностью провозглашенного идеала, разочарованием в надеждах на скорый приход мессии.

К середине II в. сложился церковный аппарат. Руководство общинами перешло в руки епископов, пресвитеров, дьяков, образовавших стоящий над верующими клир (духовенство).

Существенному изменению подвергалось первоначальное учение христиан. Идеи «близкого пришествия мессии» и «тысячелетнего царства» были заменены догматами уже бывшего пришествия, распятия и воскресения Христа, а также «загробного воздаяния».

Всеобщее равенство было истолковано как равенство перед Богом во всеобщем грехе перед Богом. Проповедуя «любовь к врагам», духовенство объявило тяжким грехом осуждение Римской империи.

Постепенно произошло приспособление к политической реальности: был обоснован принцип лояльности к существующей власти и принцип покорности. Так, апостол Павел в послании римлянам говорит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены».

Это положение стало для христианства основополагающим и открыло ему путь сначала для легитимизации, признания наряду с другими религиями (Миланский, или Медиоланский, эдикт 313 г. императоров Константина и Лициния), а вскоре и к превращению христианства в господствующую религию (324 г.). Константин стал первым христианским императором. Церковь освятила его власть, возник союз трона и алтаря. Гонимая церковь стала господствующей. В 380 г. при императоре Феодосии Великом (379-395 гг.) христианство превратилось в государственную религию («Эдикт о кафолической вере»).

В начале IV в. н.э. христианская церковь изменила свой социальный состав. Если ранее основную массу ее последователей составляли рабы и пролетарии, то теперь это были представители среднего класса и аристократии. Государственная церковь стала всеобщей - католической или вселенской. Монополия христианской церкви на идеологию, политику, а впоследствии и па право, установившаяся после признания христианства в качестве официальной религии, не могла не подвергнуться критике. Течения, отступившие от официальных догматов христианской религии, получили названия ересей (в переводе с греческого - учение).

Ереси имели свои гносеологические и социально-политические корни. Гносеологический аспект исходил из естественного стремления мыслящего человека объяснить при помощи разума основные догматы христианской веры (о троичности божества и богочеловечности Христа). Социально-политические основу ересей определяло недовольств простого народа, страдавшего от эксплуатации и насилия.

Характеристика содержания ересей может быть только конкретно-исторической, так как на различных этапах они существенно отличались. Однако можно выделить и некоторые общие черты: все ереси видели идеал в раннем христианстве, только более умеренные из них ограничивались усилиями переустройства религиозно-церковной жизни, а более радикальные - всех сфер жизни общества. Ереси возникали в центрах интеллектуальной жизни общества, которые совпадали с центрами развития ремесла и торговли, а значит, и социально-политической жизни.

К IV-V вв. ереси сосредоточились в Восточном Средиземноморье. Развивающиеся города Востока дали богатый спектр ересей: арианство (Александрия), несторианство (Константинополь), донатизм (Карфаген) и др. Первые ереси возникли на почве так называемых тринитарных споров, т.е. полемики по вопросу об истолковании догмата о троичности божества. Официальная церковь защищала краеугольный догмат христианской веры о святой троице (Отец, Сын и Дух Святой - суть «то же самое» триединое божество), а ее оппоненты доказывали, что Бог-Сын, т.е. Иисус Христос, не может быть равен Богу-Отцу, а лишь подобен ему (ариане), причем некоторые из еретиков видели в Христе только человеческую породу (нес- ториане). В политическом плане первые ереси, хотя иногда и смыкались с широким народным движением (донатизм), но чаще отражали пассивный социальный протест, этические противоречия и сепаратистские устремления отдельных провинций Восточной префектуры.

Второй значительный всплеск еретических учений связан с подъемом ремесла и торговли в городах Западной и Южной Европы в XI-XII вв. В западных областях Болгарии (ныне Босния) возникло движение богомилов (богомольцев); в Ломбардии, на севере Италии появились патерены; в Лионе, на юге Франции - валъдеисы (последователи Пьера Вальдо, богатого купца, который отдал свое имущество беднякам), в Лангедоке, тоже на юге Франции - альбигойцы. В историю все эти ереси вошли под общим названием «катары» (чистые).

Богомилы обратили внимание па то, что уже в самом начале Нового Завета ясно сказано о двух потусторонних силах: доброму Богу Христу противостоит злой дьявол, которому, как там же сказано, принадлежат все царства мира. Из сопоставления этих идей с текстом: «Никто не может служить двум господам... не может служить Богу и мамоне (богатству)», с непреложностью следует, что дьявол (злой бог) и есть богатство. Выводы из этого делались достаточно конкретные: в богомильских сказаниях описано, что дьявол взял кабальную записку с Адама, когда тот, изгнанный из Рая, стал пахать землю, - на него самого и на все его потомство, поскольку земля присвоена им, дьяволом. С тех пор крестьяне и пребывают в кабале у слуг дьявола, захвативших пахотные земли.

По своему богословскому содержанию ереси катаров были направлены на критику основ католической догматики. Продолжая традиции ариан, катары выступили против ортодоксальной трактовки трилитарного вопроса. От несториан они унаследовали очень высокие требования к миру. Средневековое духовенство не соответствовало нравственным требованиям катаров, поэтому за ними не признавали роль посредника между Богом и мирянами. Новым элементом учения стало отрицание церковного культа и семи христианских таинств, требование дешевой церкви - без церковной десятины, без многочисленного клира, без крупной феодальной собственности.

Для искоренения ересей христианской церковью был организован ряд крестовых походов (альбигойские войны, первая треть XIII в.), была учреждена инквизиция и «нищенствующие» ордена (домиканцы и францисканцы) (конец XII - начало XIII в.). Наконец, стремясь выбить из рук еретиков грозное оружие - Священное Писание, папа Григорий IX издал буллу (1231 г.), запрещавшую мирянам читать Библию.

Во второй половине XIV - XV в. начался новый подъем религиозного диссиденства. В еретических движениях отчетливо вырисовывались два самостоятельных течения: бюргерская и крестьянско-плебейская ереси. Бюргерская ересь выражала интересы горожан и части низшего дворянства, была направлена главным образом против священства, на богатства и политическое положение которых она нападала. Эта ересь требовала восстановления простого строя раннехристианской церкви, упразднения монахов, прелатов , римской курии . Ее видными представителими являлись доктор богословия и профессор Оксфордского университета в Англии Джон Уиклиф (ок. 1330-1384) и чешский теолог Ян Гус (ок. 1370-1415).

Ереси привлекали к себе широкие массы городских низов и крестьянства благодаря идее возврата к простому строю раннехристианской церкви и особенно переустройства жизни на началах социальной справедливости. Плебейские еретические движения представлены выступлениями странствующих священников лоллардов - последователей Уиклифа в Англии, которые требовали передачи земли крестьянским общинам и освобождения от крепостничества и пытались на практике реализовать простой, аскетический образ жизни ранних христиан; а также таборитов во главе с Яном Жижкой в Чехии. Объединенными усилиями церковных и светских властей и лолларды, и табориты были разгромлены.

  • Евангелие (греч.) - благая весть.
  • Тора (ивр. учение, закон) - сборник законов управления миром, описание мироздания. Еврейская Библия-Тора на иврите включает в себя Письменную Тору (ПятикнижиеМоисея, Книги пророков и Писания) и Устную Тору (Талмуд) - комментарий к Торе Письменной. К Торе в широком смысле слова относят также Кодекс еврейских законов ШульханАрух, книги Каббалы и комментарии к ним. Тора Письменная практически полностью вошла в Христианскую Библию и частично, в виде искаженных пересказов, гем, идей и законов - в Коран.

В эпоху средневековья ереси были распространены преимущественно в народной среде. Носителями еретических идей, как правило, являлись странствующие проповедники, не принадлежавшие ни к одному из сословий. Зачастую это были т. н. "ваганты" – беглые монахи, лишенные сана клирики, студенты и актеры. Их проповедь всегда носила антицерковный характер и, как правило, антигосударственный. Еретики средневековья отрицали таинства и обряды, не признавали власть церковной иерархии, высмеивали духовенство. Нередко отрицалась вообще любая власть, в т. ч. светская, а в качестве идеала провозглашалось общество, основанное на всеобщем братстве и общности имущества. Еретические идеи порой заносились возвращавшимися с Востока пилигримами или купцами, слышавшими множество учений и мифов разных народов и нередко становившимися последователями причудливых и эклектичных верований. Средневековые секты иногда формировались и вокруг неортодоксальных богословов, которых было весьма много, поскольку тяга к богословским знаниям была велика и по всей Европе постоянно проводились ученые диспуты. Впрочем такое случалось нечасто. Такие группы формировались исключительно из студентов, кочевавших от одного преподавателя к другому, поэтому эти секты были весьма неустойчивыми и быстро распадались.

С точки зрения вероучения, средневековые ереси отнюдь не представляли собой единого целого. Среди них встречались учения, в основе которых лежал возрождавшийся гностицизм (богомилы, альбигойцы или катары ). Другие, не имея развитой богословской системы, строили доктрину исключительно на критике Церкви, пытаясь подражать придуманным ими самими идеалам апостольских времен (вальденсы ). В Средние века сохранялись и наследники всевозможных древних ересей, терзавших Церковь в первые века христианства и до конца так и не уничтоженных (таковы, например, различные группы антитринитариев ). Целый ряд сект возник в результате подъема национального самосознания. Их последователи противопоставляли себя католичеству именно как вселенской вере, мечтая о создании независимых национальных христианских общин. Таковы чешские братья или польские братья . Эти общины стали предтечами позднейших протестантских церквей.

Наиболее благоприятными регионами для распространения ересей в Средние века являлись Восточная Европа и юг Франции. Здесь христианство было менее укоренено и языческие традиции имели большее влияние на население. Иногда еретические учения распространялись на огромной территории и оказывали заметное влияние на политическую жизнь Европы. Так было, например, с альбигойцами, ставшими причиной вооруженного конфликта общеевропейского масштаба.

В средневековой Европе ересью называлось религиозное учение, признающее основные идеи (догматы) христианства, но понимающее и толкующее их иначе, чем господствующая церковь.

Ереси условно можно подразделить на три вида: носившие преимущественно богословский характер; оппозиционные учения, иначе толкующие вероучение и критикующие церковную организацию; политически ориентированные ереси, не только критикующие церковь, но и выступающие против феодальных порядков.

Политически ориентированные ереси в зависимости от их социальной базы и характера политических требований можно подразделить на умеренные (бюргерские) и радикальные (крестьянско-плебейские).

Бюргерские ереси выражали интересы зажиточных горожан и отстаивали идею «дешевой церкви» (упразднение сословия священников, ликвидация их привилегий и возврат к раннехристианским устоям). По их мнению, иерархическая организация церкви, сосредоточение в ее руках больших богатств, пышные обряды и церковные службы не соответствуют Новому завету. Церковь отклонилась от истинной веры и нуждается в преобразовании.
Одним из представителей бюргерской ереси был профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф, выступивший в конце XIV в. против зависимости английской церкви от папской курии, вмешательства церкви в дела государства, критикующий принцип непогрешимости пап. Однако он считал сохранение частной собственности и сословной иерархии принципами, угодными Богу.

Начало Реформации в Чехии было положено выступлением Яна Гуса против привилегий духовенства, десятины и церковных богатств. В гуситском движении вскоре определились два течения - чашники и табориты. Программа чашников носила умеренный характер и сводилась к ликвидации привилегий духовенства, лишению церкви светской власти, секуляризации (передаче светской власти) церковных богатств и признанию самостоятельности чешской церкви.

Крестьянско-плебейские ереси указывали на то, что существующий социальный порядок противоречит идее равенства, отраженной в раннем христианстве, и критиковали богатое убранство церкви, сословное неравенство, крепостное право, дворянские привилегии, войны, суды и клятвы.

Исторически первой радикальной ересью было движение болгарских богомилов. Резкий и насильственный переход болгарского общества от общинно-патриархального строя к сословно-феодальному, захват крестьянских земель царем, царскими слугами, церковью, обременение нищающих крестьян массой повинностей в пользу богатых порождали массовое сомнение в том, что все это происходит по воле бога. Подтверждение обнаружилось в Новом завете, в самом начале которого сказано, что все царства мира сего принадлежат не доброму богу, а злому дьяволу. В евангелии об искушении Христа сказано: «И возведя его на высокую гору, дьявол показал ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал ему дьявол: тебе дам власть над всеми этими Царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если ты поклонишься мне, то все будет твое».

Болгарские еретики особое внимание обратили на тексты евангелий дающие основания отождествить дьявола с богатством: «Никто не может служить двум господам; ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству)». Из этого богомилами делался вывод, что богатство и есть дьявол. Крестами - орудиями казни - украшают себя богатые, особенно церковь, продавшаяся дьяволу. О церковных преданиях, уставах и обрядах они говорили: «Это не написано в евангелии, а установлено людьми». Из всех обрядов богомилы признавали только посты, взаимную исповедь и молитву «Отче наш». Они утверждали, что господству богатства и насилия близок конец: «Князь мира сего осужден... Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон». Богомилы создали по раннехристианскому образцу собственную организацию, основанную на равенстве и общности труда. Их проповедники («апостолы») неустанно провозглашали мятежные идеи и осуществляли связь между общинами.

Богомильское учение вскоре после возникновения распространилось в других странах (Византии, Сербии, Боснии, Киевской Руси). Особенно сильное воздействие оно оказало на идеологию стран Западной Европы, в первую очередь Южной Франции и Северной Италиидобрые люди», катары, патарены, альбигойцы).

Для искоренения ереси римские папы организовали ряд крестовых походов, учредили инквизицию и нищенствующие ордена (доминиканцы и францисканцы), папа Иннокентий III повелел уничтожить все книги свя- v щенного писания, переведенные на народный язык, а затем в 1231 г. мирянам вообще было запрещено читать Библию.

Новые волны еретических движений поднялись во второй половине XIV в. Большое распространение в эпоху классического и позднего Средневековья получила еретическая идея «тысячелетнего царства», «Царствия Божьего», возвещенного в «Откровении Иоанна» (Апокалипсисе).

Наиболее радикальными ересями этого периода являются движения лоллардов (Англия) и таборитов (Чехия). Они выступали против католической церкви, отклонившейся от истинных догматов христианства, осуждали сословное неравенство, выступали за отмену крепостного права и сословных привилегий. Движение лоллардов, требовавших передачи земель крестьянским общинам и ликвидации крепостного права, сыграло видную роль при подготовке крупнейшего крестьянского восстания Уота Тайлера (1381 г.), одним из вождей которого был проповедник Джон Болл.

Оба эти движения были разгромлены, но в последующем оказали значительное влияние на идеи Реформации.

Важнейшую сторону папской политики составляла борьба с ересями. Ереси - религиозные учения, в той или иной степени отклоняющиеся от догматов официальной церкви. Ереси сопровождают христианство на всем протяжении его существования, начиная с первых его шагов как самостоятельной религии. Однако наибольший размах и значение еретические движения получили в эпоху феодализма.

Христианская религия в средневековой Европе определяла мировоззрение людей.

В раннем средневековье, когда феодальные отношения еще не сформировались, Европа еще не знала массовых еретических движений. Их подъем происходит в период развитого средневековья, что связано с возникновением и ростом городов. Усиление эксплуапации крестьянства создавало почву для вовлечения его в еретические движения.«Революционная оппозиция феодализму, - писал Ф. Энгельс, - проходит через все средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстания».

Социальная сущность и главные идеи средневековых ересей. По социальной направленности можно выделить два типа средневековых ересей - бюргерскую и крестьянско-плебейскую. Первая выражала протест горожан против феодальных оков, препятствовавших развитию городской экономики. Она предусматривала ликвидацию особого положения духовенства, политических притязаний папства, земельных богатств церкви, стремились к упрощению и удешевлению обрядов и улучшению морального облика клира. Идеалом этих еретиков была раннехристианская «апостольская» церковь - простая, «дешевая» и «чистая». Ереси этого типа выступали только против «церковного феодализма» и не затрагивали основ феодального строя в целом. Поэтому к ним иногда примыкали целые группы феодалов, пытавшихся использовать бюргерскую ересь в своих интересах (ради секуляризации церковных имуществ или ограничения политического влияния папства). Так было в эпоху альбигойских войн в Южной Франции, гуситских войн в Чехии, во времена Виклифа в Англии.

Гораздо более радикальный характер имели крестьянско-плебейские ереси, отражавшие враждебное отношение обездоленных низов города и деревни не только к церкви и духовенству, но и к знати. Разделяя все религиозные требования бюргерской ереси, крестьянско-плебейская ересь требовала, кроме того, равенства между людьми, отрицались тем самым сословные различия. Крестьянско-плебейские ереси, как правило, требовали также отмены крепостного права и барщины, а отдельные крайние секты призывали к установлению имущественного равенства и общности имуществ. В XIV-XV вв. наиболее радикальные крестьянско-плебейские ереси нередко сочетались с народными восстаниями (апостолики, лолларды, табориты и др.).

Вместе с тем на протяжении всего средневековья существовали и такие ереси, в которых элементы обоих этих течений - бюргерского и крестьянско-плебейского - не были четко разграничены.

Догматика еретических учений: критическое отношение к духовенству всех рангов, включая папу, критика индульгенций, Более умеренная часть еретиков считала себя истинными католиками, стремящимися помочь исправлению церкви. Другая, не менее значительная часть открыто порывала с католической церковью, создавая свои религиозные организации (катары, вальденсы, апостолики, табориты); наиболее же радикальные среди них (особенно апостолики, лолларды XIV в.) переносили свое враждебное отношение к католической церкви на весь феодальный общественный строй.

Для подавляющего большинства еретических учений было характерно также стремление следовать Евангелию, признание его единственным источником веры в противовес писаниям «отцов церкви», решениям соборов, папским буллам и пр. Одной из наиболее популярных в кругах еретиков идей была идея «апостольской бедности, идеал аскетизма, мистика.

Историческая роль ересей: подрывали авторитет и духовный диктат католической церкви, способствовали распространению свободомыслия (хотя сами по себе еретики чаще всего не проявляли свободомыслия, им были свойственны фанатизм и нетерпимость к инакомыслящим, расшатывали и феодальный строй.

Главные еретические движения XI-XIII вв. Отдельные секты еретиков получили распространение в Западной Европе уже в начале XI в. во Франции, Италии, Германии. Во второй половине XI в. развернулись широкие народные движения в городах Италии (Милан, Флоренция). Одним из первых создателей самостоятельного еретического учения был Арнольд Брешианский, возглавивший в середине XII в. антипапское восстание в Риме. Созданная им секта (арнольдистов), представлявшая раннюю бюргерскую ересь, продолжала существовать и после казни своего вождя. Расцвет еретических движений приходится на вторую половину XII и на XIII в. Особенно много их было в эти столетия в Южной Франции и Северной Италии, где еретики составляли значительную часть населения. К числу наиболее массовых еретических движений XII в. относится ересь катаров (от греческого «катарос» - чистый). Они отказывались признавать власть государства, отвергали физическое насилие и пролитие крови. Католическую церковь, а также и весь земной мир они считали творением сатаны, а папу - его наместником.

Большим влиянием среди еретиков XII-XIII вв. пользовались идеи Иоахима Флорского (или Калабрийского), одного из крупнейших мистиков того времени.. По мнению иоахи-митов, царство мира и правды на земле должно наступить в результате «вселенского переворота» в промежуток между 1200 и 1260 гг. Идеи иоахимитства долго пользовались большой популярностью в народе.

Особенно широкое распространение в рядах еретиков имели евангелические идеи. Среди множества сект, мечтавших о возрождении порядков раннехристианской церкви, особое значение в XIII в. приобрели вальденсы. Сын богатого лионского купца Петр Вальд, живший в последней четверти XII в., начал активную проповедь бедности и аскетизма. Его последователи - вальденсы наряду с резкой критикой священников выдвинули идеи, оспаривающие церковную догматику: они отрицали чистилище, большинство таинств, иконы, молитвы, культ святых, церковную иерархию, их идеалом была «бедная» апостольская церковь. Они выступали также против церковной десятины, налогов, воинской службы, феодального суда и отрицали смертную казнь. Часть вальденсов переселилась в Германию, Австрию, Чехию, Польшу, где в XIV в. вальденство широко распространилось среди крестьян и мелких городских ремесленников.

В Италии евангелические идеи исповедовались сектой флагеллантов. Флагелланты («бичующиеся») выходили на дороги и улицы в рубище, босыми и публично истязали себя, доводя своих сторонников до состояния экстаза.

Ереси в XII и XIII вв. широко распространялись не только среди низших слоев населения, но и в среде образованной части горожан

Борьба церкви с еретическими движениями. Инквизиция. Борьбу против еретических идей и антиклерикальных течений церковь вела с жестоким фанатизмом и непримиримостью. Церковные соборы XII-XIII вв. обязывали не только духовенство, но и светскую власть принимать активное участие в этой борьбе. На соборах в разное время были преданы анафеме катары, пата-рены, вальденсы, позднее - бегины. Были признаны ересью и запрещены учения Иоахима Флорского, Амори Венского, позже - Петра Оливи, в XV в. - Джона Виклифа и Яна Гуса. Были осуждены и сожжены сотни руководителей еретических направлений и сект, а рядовые еретики подвергались жестоким преследованиям. Наиболее кровавой формой расправы с еретиками были вдохновлявшиеся церковью и папством крестовые походы: против альбигойцев (начался в 1209 г.), против апостоликов (1306-1307), пять крестовых походов против гуситов (1420-1431) и т. д.

Особую роль в борьбе с ересями играла инквизиция (от латинского inquisitio - расследование). Возникшая в конце XII в. как форма церковного суда, осуществлявшегося сначала епископами, инквизиция постепенно была изъята из-под контроля епископов и превратилась в первой половине XIII в. в самостоятельную организацию, обладавшую огромными полномочиями и подчиненную непосредственно папе. Постепенно инквизиция создала специальную систему розыска и судебного расследования по делам еретиков. Она широко ввела в практику шпионаж и доносы. К упорствующим применялись изощренные пытки. Усердие инквизиторов и их доносчиков награждалось разделом между ними части имущества, конфискованного у осужденных. Уже в XIII в. наряду с еретиками инквизиция стала преследовать ученых и философов, проявлявших свободомыслие. Наиболее распространенной карой для еретиков было сожжение на костре, причем нередко групповое (так называемое аутодафе - от португальского auto-da-fe - дело веры). С деятельностью инквизиции связана одна из самых трагичных страниц в истории человечества.

Еретические движения XIV-XV вв.

Несмотря на жестокие преследования и деятельность нищенствующих орденов, еретические движения не прекращались. На смену старым возникали новые ереси. В XIV-XV вв. центр их переместился из Южной Франции и Ломбардии в Северо-Восточную Францию, Нидерланды, Англию, Южную и Западную Германию, Чехию. Важной особенностью еретических движений этого периода было четкое размежевание между бюргерскими и крестьянско-плебейскими ересями, превращение последних в радикальные ереси, которые порой сливаются с крестьянскими восстаниями. Так, секта апостоликов во главе с Дольчино в начале XIV в. сыграла ведущую роль в крестьянско-плебейском восстании, вождем которого стал Дольчино. Ересь ранних лоллардов, единомышленников Джона Болла, слилась с восстанием Уота Тайлера.

Одним из наиболее массовых еретических движений конца XIII- XIV в. - движении бегинов, а также близких к ним бегардов и фратичелли, охватившем Южные Нидерланды, германские земли, Австрию, Чехию, Италию и Францию. Большое влияние на еретиков оказали взгляды богослова Оливи.

В XV в. наиболее значительными еретическими движениями были английский лоллардизм и гусизм . Лолларды XV в. опирались на учение Джона Виклифа. Они резко критиковали духовенство, выступали против церковной иерархии, большинства таинств, иконопочитания, церковной десятины, требовали секуляризации церковных имуществ, свободы проповеди для всех, в том числе и мирян, богослужения на родном языке, но не посягали на существующий строй.

Гуситское движение. Выступления против злоупотреблений немецкого духовенства, оппозиция католической церкви а борьба за национальную чешскую церковь вылилась в широкое общественное движение, принявшее религиозную форму. Возглавил это движение профессор богословия Пражского университета Ян Гус (ок. 1369-1415). Он обличал пороки католического духовенства, выступал против церковных богатств и требовал секуляризации церковных имуществ. Он возглавил борьбу против немцев, господствовавших в Пражском университете. Она завершилась передачей управления университетом чехам (1409) и избранием Яна Гуса ректором университета.

Католическая церковь и немецкое духовенство Чехии повели ожесточенную борьбу против Гуса. Сначала он был отлучен от церкви и должен был уехать из Праги (1412), а через некоторое время папа вызвал его на церковный собор в Констанц. Здесь Гус был осужден за свои убеждения как еретик и сожжен на костре (1415).

Гуситская ересь , возникшая в Чехии в начале XV в. вовлекла в свою орбиту самые разные социальные слои. Первоначально гусизм опирался на умеренное бюргерское учение Яна Гуса, отражавшее также стремление всех слоев чешского общества к освобождению от немецкого засилья и диктата папства. Но затем движение раскололось на два лагеря: умеренный - чашников, еретиков бюргерского типа, и радикальный - табористский, в котором в начале 20-х годов XV в. превалировали революционные крестьянско-плебейские, в частности хилиастические, идеи о скором установлении царства божьего на земле.

В условиях господства религиозного миропонимания и ведущей роли церкви любое несогласие с существовавшими порядками означало выступление против "Божьего порядка" и означало ересь – ложное учение, отступление от официальной религии. Ереси возникли тогда, когда христианская церковь стала государственной, отступила от своей первозданной простоты, демократичности и бедности, а рост образованности и хозяйственный подъем с ХIII в., возродившие интерес к римскому праву показали, что есть более справедливое правосудие, чем церковное.

На формирование еретических взглядов повлияло манихейство – религия, возникшая в III в. в сасанидском Иране и распространившаяся от Китая до Рима. В своём учении Мани исходил из дуалистической идеи борьбы Света (добра) с Тьмой (злом): при встрече с Тьмой Свет попадал в оковы. Попавший во власть Тьмы мир нельзя было спасти. Его можно было только разрушить. Лишь тогда Свет освободится от оков.

Мирские, земные дела – во власти бога Тьмы. Поэтому людям в земной жизни нельзя заниматься мирскими делами, иметь свой дом, семью, собственность, надо соблюдать целомудренность и воздержание, чтобы достичь совершенства и попасть после смерти в царство Света. Но аскетизм – для избранных (совершенных). Низы – это "внимающие", которым разрешалось иметь свой дом, собственность, семью, заниматься своим делом. Но они должны были кормить, давать приют "совершенным" (проповедникам манихейства). Лишь перед смертью, чтобы душа "внимающего" попала в царство Света, он должен был принять посвящение в "совершенные".

В 282 г. император Диоклетиан предписал запретить "учение этого перса" в Римской империи. Но после признания христианства господствующей религией в Риме (IV в.), манихейство широко распространилось, и его адепты вели полемику с официальной церковью.

Христианство, в противовес манихейству, исходило из идеи целостности Божьего мира. Хотя идея борьбы добра со злом, наличие дьявола – от того же языческого дуализма, что и манихейство. Одни еретические учения исходили из манихейства, другие вдохновлялись различными канонизированными текстами, когда те вступали в противоречие с церковной практикой. Особенно это относится к Апокалипсису - самой сложной, построенной на аллегориях и символике части Нового Завета

В разных еретических учениях раннего средневековья эта идея преломлялась по-разному. Например, у византийских павликиан это – борьба добра и зла, которое ассоциировалось с богатством и связанной с ним эксплуатацией. От павликиан эта идея перешла к богомилам в Болгарию. В отличие от манихеев, они, как и павликиане, призывали низы не повиноваться своим господам. В ХIII-ХIV вв. богомилы отошли от социальной борьбы и в рамках городских сект вели полемику с официальной церковью. Идеи названных учений легли в основу альбигойского движения , возникшего в Южной Франции в ХII в.

Наиболее массовыми еретические движения становятся в Европе с развитием городов. По социальным признакам средневековые ереси делились на бюргерские и крестьянско-плебейские. Бюргерская оппозиция официальной церкви была умеренной. Горожане обычно требовали дешевой церкви: ликвидации стоивших дорого привилегий духовенства, упрощения дорогих церковных обрядов. Изменение социального устройства для них не было актуальным, даже если феодальные порядки мешали хозяйственной деятельности горожан. Более того, бюргеры обычно поддерживали дворян, выступавших за секуляризацию и ограничение политического влияния духовенства (например, чашники в Чехии).

Бóльшую социальную направленность имели крестьянско-плебейские ереси, требовавшие установления социального равенства и, следовательно, направленные против феодальных порядков. Идеалом в их учениях были общинные порядки. Поэтому в основе всех подобных еретических учений лежало требование возвращения к раннехристианской простоте, аскетизму и демократичности (павликиане , лолларды в Англии, табориты в Чехии). В них подчеркивалось, что неравенство и эксплуатация противоречат основным христианским догматам (о равенстве всех людей перед Богом, о любви к ближнему и т.д.).

Между различными еретическими учениями были серьезные догматические различия. Но всех их объединяло резко отрицательное отношение к католическому духовенству во главе с папой, противопоставление ему раннехристианских, "евангелических" праведников. Практически все еретические учения исходили из права каждого верующего самому разбираться в христианстве без посредства клира, они выступали против неравенства между мирянами и духовенством в причастии, против продажи индульгенций. Источником веры признавалось только Священное писание , составной частью которого было Евангелие. Святость и непогрешимость Священного предания – установлений церковных соборов, писаний церковных иерархов, декреты и буллы пап – отвергались.

С ХII в. ереси, как отражение возникавшего стремления к духовному многообразию и социальным переменам, стали постоянным элементом европейской жизни. Это был протест на стремление официальной церкви сохранить единомыслие и незыблемость сложившихся социально-политических порядков. Наибольшее распространение в ХII-ХIII вв. еретические движения достигли на юге Франции, в Провансе, что было неслучайно. Здесь распространились учения катаров и вальденсов.

Катары (греч. катарос – чистый) были близки богомильству (павликианству) и манихеям. Они отрицали божественность Христа, считая его ангелом. Главное для них – борьба добра со злом, духовного мира с физическим, созданным сатаной, дьяволом.

Первыми катарами были миссионеры с Востока, пришедшие во время второго крестового похода, между 1140-1150 гг. – аскеты, жившие на подаяния, в полном целомудрии, осуждавшие плотский грех в любых обстоятельствах. В отличие от официальной церкви и многих ересей катары признавали равенство полов, что привлекало к ним большое число женщин. В число катаров входили не только крестьяне и городские низы, но и неудовлетворенные официальной церковью и централизаторской политикой французских королей феодалы, а также бюргеры. Но если бы катары победили, их фанатичный аскетизм привел бы к разрушению достижений материальной культуры. Они были против улучшения быта, что вело, по сути, к первобытности; это и способствовало постепенному упадку секты. Распространилось катарство в Западной Германии, Бургундии, Южной Франции и Северной Италии, часто в сочетании с вальденством .

Создатель вальденской ереси – Пьер (Петр)Вальд – тоже проповедовал аскетизм, противопоставляя его распущенности официального клира. Ведя свои проповеди вне церкви, самостоятельно, вальденсы отказались от всей официальной религиозной структуры и обрядности, отвергали десятину и налоги, несение государственных и церковных повинностей. Они были за восстановление евангельской чистоты, за подчинение только "хорошим" священникам.

В Южной Франции катаров и вальденсов часто называли альбигойцами , ибо г. Альби стал одним из центров этих ересей. Хотя различия между обоими учениями были существенными. Если вальденсы исходили из признания права на проповедь вне официальной церкви (как это было в раннем христианстве), выступали против статуса официального духовенства, то катары были ближе к дуалистической картине в духе манихеев, также делились на "совершенных" (аскетов) и "верующих", то есть выходили за рамки христианства.

Естественно, ереси вызвали резкий отпор католической церкви. Одним из наиболее действенных способов борьбы за паству стало создание так называемых нищенствующих монашеских орденов , взявших на вооружение одно из основных требований еретиков – бедность как форму жизни. Это были ордена доминиканцев и францисканцев , прозванных воинствующими за активный, наступательный характер их деятельности. Стремясь к популярности, они стали допускать проповеди на родных для паствы языках.

Доминиканский орден в 1216 г. основал образованный испанский каноник (священник в крупном соборе) Доминик де Гусман (1170-1221) для борьбы с ересями в Южной Франции. Основатель францисканского ордена, сын богатого итальянского купца Франциск Ассизский (1181/82-1226) выступил, наоборот, почти как еретик – с критикой церковной практики и с проповедью бедности. Идеи апостольской бедности довольно быстро обветшали. Тяга к собственности оказалась неодолимой, и нищенствующие ордены скоро стали весьма богаты. Вообще, идеал Нового Завета с равенством в общине и апостольской бедностью плохо согласовывался с реальной жизнью, с владением частным имуществом.

Вершиной борьбы папства со средневековыми ересями явилась инквизиция, введенная в ХIlI в. в ходе Альбигойских войн против еретиков Южной Франции. Если францисканский орден проповедовал смирение и покорность, то доминиканцы изначально были нацелены на искоренение ересей, и называли себя "псами Господними". Им в 1232 г. и было поручено заниматься инквизиционными делами. Самое легкое наказание – порицание и предупреждение. Но обычно обвиняемых наказывали тюрьмой и конфискацией имущества. Это было особенно выгодно и церкви, и королям при финансовых затруднениях. Поэтому заметно стремление осуждать богатых (яркий пример – осуждение тамплиеров во Франции в начале ХIV в.).

В итоге церковь в борьбе с инакомыслием способствовала ужесточению светских законов. Бесконтрольность в судах развращала церковь как организацию. Отрицание вины объявлялось упорством в ереси, и каралось смертью. Так как церковь заявляла, что питает отвращение к крови, с 1231 г. еретиков стали казнить путем сожжения. Всего в Европе инквизицией было казнено 9-12 млн. несчастных. С конца ХV в. наиболее активной была инквизиция в Испании. Сожжение и изгнание из этой страны примерно 3 млн. человек способствовало экономическому упадку ее в ХVI в. Лишь в ХIХ в. инквизиция утратила свое значение и была преобразована в "конгрегацию папской канцелярии".