Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Деревня история создания. Анализ стихотворения «Деревня

Деревня история создания. Анализ стихотворения «Деревня

«И над отечеством Свободы просвещённой / Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?». Анализ стихотворения «Деревня».

Вместе с одой «Вольность» и посланием «К Чаадаеву» будущие декабристы переписывали и элегию «Деревня» (1819).

Эта элегия связана с родными местами поэта — сельцом Михайловским, где находилось родовое имение Пушкиных. Через всю жизнь, через всю поэзию, начиная с юношеского стихотворения «Простите, верные дубравы! .. » и кончая глубоким, написанным незадолго до смерти «Вновь я посетил …», пронёс Пушкин любовь к родному Михайловскому — «обители трудов и чистых нег». Здесь пришлось ему пережить и горечь одиночества, и унижение поднадзорного невольника, и восторг любви, и радость творчества, и тепло верной дружбы.

Здесь создано более ста произведений и среди них подлинные шедевры: «Деревня», «Я помню чудное мгновенье … », «К морю», «Борис Годунов», «Граф Нупин» и многие другие.

«Приютом спокойствия, трудов и вдохновенья» называл поэт свою деревеньку — удивительную землю с голубыми озёрами, просторными заливными лугами и светлыми сосновыми рощами.

Взгляните и вы на эту землю.

Какое впечатление производят эти места?

От них веет спокойствием, умиротворением. Мы замираем перед красотой, наш взгляд теряется в бесконечных просторах высокого неба и лугов, озёр, лесов. Вот к этим местам и обращено стихотворение Пушкина «Деревня». Оно создано в 1819 году, когда поэт летом ненадолго приехал в своё родовое имение.
Прочитаем его.
Стихотворение (1-я его часть) звучит на фоне птичьего пения, стрекота кузнечиков (используется фонограмма), это помогает создать ощущение живого простора зелёных лугов и лесов, нагретых солнцем, и благословенного покоя, которым веет от них.

Во 2-й части стихотворения звук убирается: его будто поглощает тишина, полная грустными раздумьями поэта, который перестал слышать природу, потому что его внимание заняли другие картины. Этот приём помогает незаметно заострить внимание учащихся на композиции произведения.

Какое впечатление произвела на вас стихотворение? Какие картины представлялись вам при чтении его?

Стихотворение нравится ребятам. Интересно, что, говоря о своих впечатлениях, они выделяют 1-ю его часть, которая нравится им спокойствием, теплотой, умиротворением.

Ученики рисуют луга со скирдами сена, колосящиеся поля, берега синеющей реки, заросшие камышом, мельницы на пригорках и т. д. Некоторым видится и сам поэт, сидящий под высоким тенистым деревом и созерцающий просторы родной земли.

Но всё это скорее относится к 1-й части стихотворения. А есть ещё и 2-я.

Найдите «границу», которая разделяет произведение на две части.
Это строфа, которая содержит обращение поэта к «оракулам веков» (оракулы — прорицатели).

Ответ на какой вопрос хочет услышать поэт?

… и над отечеством Свободы просвещённой
Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?

Почему у него возникает этот вопрос?

Потому что «среди цветущих нив и гор» поэт вдруг замечает «Барство дикое».

Задумаемся, почему Пушкин, приехав в деревню, не сразу увидел его. Какими настроениями он был полон?

Поэт рад приезду в родную деревню, он полон светлых чувств, ему приятно видеть любимые места; после шума и суеты большого города он наслаждается тишиной, неторопливостью жизни, красотой природы; освобождённый «от суетных оков», он учится «в истине блаженство находить». Состояние счастливого блаженства и покоя наполняет его душу.

Попробуем представить, как у него могла появиться мысль о «Барстве диком».
Может быть, наблюдая за крестьянами на полевых работах, поэт вдруг вспоминает, что они трудятся не на себя, и воображение рисует картины подневольного труда, а память восстанавливает страстные обличительные речи его петербургского друга А. И. Тургенева, слышанные в округе истории.

В 1819 году совсем неподалёку от Михайловского помещик забил крестьянина насмерть, на суде свидетелем по этому делу выступал двоюродный дед Пушкина Ганнибал. Как раз в те дни, когда поэт жил в своей деревеньке, в Великолукском уезде Псковской губернии слушалось дело о смерти крепостного человека
помещицы Абрютиной.

Как видим, примеров «Барства дикого» перед глазами молодого поэта было предостаточно.

Перечитаем ещё раз 2-ю часть стихотворения. Какие художественные образы являются в ней ведущими? Как они связаны между собой?

Ведущие образы 2-й части — «Барство дикое» и «Рабство тощее». Они неразрывны: «Рабство тощее» — прямое следствие «Барства дикого» … У каждого из этих ведущих образов есть ряд сопутствующих. Найдите их в стихотворении.

У «Барства дикого» это «насильственная лоза», «бичи», «неумолимый владелец», «бесчувственный злодей», «невежества убийственный позор»; у «рабства тощего» — «чуждый плуг», «тягостный ярем», «дворовые толпы измученных рабов», «слёзы», «стон».

Какие картины складываются в нашем воображении благодаря этим образам? Какое чувство остаётся от этих картин?

Нам видятся истощённые, измученные тяжёлым трудом крестьяне, с утра до ночи работающие в поле; юные девушки, стоящие перед помещиком и с ужасом ожидающие своей участи; маленькие дети, брошенные у края поля, пока их матери жнут пшеницу; наказываемые плетями холопы … Картины эти вызывают чувство тоски, острое ощущение несправедливости и сострадание к крепостным.

Заметьте, у Пушкина в этом стихотворении, как и в оде «Вольность», многие слова написаны с прописной буквы. Найдите их. Как вы думаете, почему он пишет их с прописной буквы?

Это слова: Истина, Закон, Мольба, Невежество, Позор, Судьба, Барство, Рабство, Владелец, Витийство, Заря. Вероятно, для поэта они имеют обобщающее, символическое значение.

Какое слово повторяется чаще всего?
(Закон.)

О каком Законе говорит Пушкин? Что это за Закон, который можно «боготворить»?

Это Закон естественной свободы, данный человечеству свыше, именно поэтому его можно «боготворить».

А в жизни, окружающей поэта, какой Закон господствует? (Закон насилия и рабства.)

О чём мечтает Пушкин? (О том, чтобы в его Отчизне народ стал «неугнетённым и Рабство пало «по манию царя», то есть чтобы сам царь отменил крепостное право.)

Поэт с сожалением восклицает:
О, если б голос мой умел сердца тревожить
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?

Витийство — это, по В.Далю, красноречие, искусственное, риторическое; вития — оратор, краснобай, ритор, речистый человек, красноречивый словесник, краснослов.

Почему Пушкин жар своего сердца называет «бесплодным» и сожалеет, что ему не дан «Витийства грозный дар»?

Поэту кажется, что он не умеет быть оратором, не обладает даром красноречия, способного убеждать, призывать, вдохновлять, поэтому его чувства остаются всего лишь «бесплодным жаром».

Красноречиво ли его стихотворение? Убеждает ли оно нас в несправедливости государственного закона, заставляет ли осуждать «Барство дикое» и сочувствовать «Рабству тощему», мечтать о торжестве вечного Закона Свободы?

Ребята считают, что Пушкин несправедлив к себе: стихотворение волнует, задевает, заставляет размышлять, будит воображение, а значит, жар поэта не бесплоден.

Как помогает этому композиция стихотворения? Какой приём лежит в основе её?

Стихотворение состоит из двух частей, которые противопоставлены друг другу, то есть поэт использует приём антитезы. На фоне чудвсных картин при роды страшнее смотрится «Барство дикое», ещё убедительнее звучит призыв дать народу свободу.

Так же думали и декабристы, которые использовали стихотворение «Деревня» как агитационное, но заменяли слова «Рабство, падшее по манию царя» на «рабство падшее и падшего царя».

Как изменяется от этого смысл стихотворения? Соответствует ли он взглядам автора?

Призыв к царю отменить несправедливый закон о крепостном праве становится призывом к революции, а Пушкин был противником любого насилия.

Как поэт называет себя в этом стихотворении? Каким он предстаёт перед нами?

Пушкин называет себя «другом человечества», и таким он предстаёт перед нами в этом стихотворении: он — гуманист, который не может равнодушно смотреть на несправедливость и насилие, он сочувствует страждущим, возмущается «Барством диким», мечтает о счастье своего народа на лоне прекрасной при роды, но сомневается в том, что когда-то увидит «народ неугнетённый и «прекрасную зарю» над родной страной.

Преданная любовь Александра Сергеевича Пушкина к своей родине отражена во многих лирических произведениях. Поэт подолгу бывал в Михайловском, с которым связаны радость, тоска, длительные высылки из столицы. Здесь, в июле 1819 года, он написал оду «Деревня». Посвященная проблемам крепостного права, она рассказывает о тяжелом крестьянском труде и роскошной жизни богачей. Делая анализ стихотворения можно отметить высказывания великого поэта о деспотичном самодержавии, бесчеловечном крепостничестве («…здесь барство дикое»). Тематика стихотворения несет на себе влияние взглядов декабристов, дружеских бесед с Чаадаевым, общения с Рылеевым. Поэта волнуют вопросы общественного устройства России.

Создание произведения связано с важной вехой в жизни поэта. Этот период творчества Пушкина называют петербургским. Поэт активно участвует в общественной жизни, встречается с участниками закрытых обществ. Задумывается о проблемах крепостничества. Поэт видит, что у большинства людей его окружения все-таки нет желания замечать, в какой нищете живут крестьяне. Трудом крепостных пользуются помещики, считая это справедливым. Пушкин рассказывает о тех бедняках, которым не ведомо чувство свободы и справедливости. Поэт сумел ненадолго приехать в имение Михайловское. Деревенская жизнь его привлекает. Пушкину нравится сельское одиночество, ему вольнее дышать и жить. В имении поэт и написал знаменитую элегию «Деревня».

Тема и идея стихотворения Пушкина «Деревня» из просто пейзажной перерастают в тему политическую. Произведение посвящается актуальной по тем временам теме крепостничества. Поэт показывает его губительность, жестокость и несправедливость по отношению к простым людям. Стихотворение состоит из двух важных тем. В первой автор признается в любви к родным местам, а вторая звучит политической декларацией, омрачающей душу и настраивающей на философский лад. Описывая деревенскую жизнь, спокойную красоту природы, автор говорит о вдохновении, о литературном творчестве и душевном очищении. Вторая часть резко противопоставлена всему, о чем говорил поэт вначале. Звучат высказывания против самодержавия, его деспотизма, жестокости («мысль ужасная здесь душу омрачает»). Произведение является сложным по композиции. Стихотворный размер – шестистопный ямб, по-разному рифмующийся. Присутствует кольцевая и перекрестная рифма.

Жанр стихотворения необычен. В оде «Деревня» поэт соединил с жанром элегии политическую сатиру. В первой части созданы тихие картины, вокруг «глушь уединения», «пустынный уголок» и др. Этот сельский пейзаж располагает к поэзии. Здесь приют спокойствия, гармонии. Приходят минуты вдохновения. Очень поэтичен «приют спокойствия», чуткой прекрасной природы. Неожиданно произведение меняется по тону и содержанию. Перебравшемуся в деревню поэту не найти покоя, он замечает вокруг нищету, беды и их причиной называет «рабство тощее». Путем противопоставления рождаются мысли о светлой заре, которая должна взойти над просторами отечества. Юный поэт призывает царя к уничтожению рабства и вручению народу свободы и просвещения. Автор размышляет о несправедливости, царящей вокруг, мечтает о том времени, когда она исчезнет. Только увидит ли это сам Пушкин? Сможет ли народ стать свободным? Говоря с народом, который угнетен, поэт желает, чтобы его голос «умел сердца тревожить». Добившись этого, автор сумеет стихотворными строчками сделать мир лучше, справедливее. Но это невозможно. Последние строки говорят о том, что поэт надеется на августейшую особу, которая положит конец человеческим страданиям.

Когда молодой поэт Александр Пушкин после окончания Лицея становится коллежским секретарем в Петербурге, он и не догадывается, что уже через три года лично сам император Александр I будет готов сослать его в Сибирь или даже на Соловецкие острова. Только благодаря вмешательству близких друзей - Николая Карамзина, Василия Жуковского, Александра Тургенева - приговор был заменен ссылкой на юг России.

За что же так разгневался русский император, победивший Наполеона, царь-освободитель, в честь которого на Дворцовой площади был воздвигнут знаменитый «Александрийский столп»? За вольнолюбивые стихи юного Пушкина. Александр I даже упрекнул тогдашнего директора Лицея Егора Антоновича Энгельгардта в том, что царскосельский выпускник «наводнил Россию возмутительными стихами» .

В этот период Пушкин работал над своей поэмой «Руслан и Людмила», начатой еще во времена обучения в Царскосельском лицее. Однако, вырвавшись на свободу после шестилетнего нахождения в стенах Императорского лицея, Александр стал писать о «вольности святой». Свое первое произведение, оду, он так и назвал - «Вольность». И если основной своей целью поэт ставил «на тронах поразить порок», то есть осудить тиранов, попирающих закон, то в стихотворении «Деревня» , написанном два года спустя (в 1819 году), Пушкин гневно осудил крепостничество.

Стихотворение имеет двухчастную композицию . В первой части, представляющей своеобразную пастораль, герой предстает этаким поэтом-мечтателем: он надеется уединиться на лоне природы, оказаться вдали от «суетных оков»:

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Этот непритязательный деревенский пейзаж гораздо дороже поэту, чем «порочный двор Цирцей» и «роскошные пиры» . Сельский мир рождает в душе героя душевное спокойствие и чувство свободы. В этом «пустынном уголке» он не только от «суетных оков освобожден» , но учится находить блаженство в истине, а также боготворить закон «свободною душой» .

Герой был уверен, когда он уединится в деревне и отдастся творчеству, поэзии, он обретет спокойствие и вдохновение. Но действительность разрушила все эти сладкие мечты: поэт увидел не только мирный и прекрасный пейзаж. Он был потрясен увиденным зрелищем беззакония, рабства и несправедливости. Поэтому вторая часть этого лирического произведения представлена читателю описанием «барства дикого» , которое присваивает себе «и труд, и собственность, и время земледельца» .

Стихотворение построено на контрасте «барства дикого» и «рабства тощего» , но выражено противопоставление и на уровне лексики, и даже на уровне интонации. Если сначала тон повествования размеренный, сосредоточенный, то во второй части созерцание сменяется негодованием. В речи героя появляются ораторские выражения с характерными риторическими восклицаниями и вопросами. Поэт использует оценочную лексику, несущую эмоционально выразительную нагрузку: «тягостный ярем» , «мысль ужасная» , «насильственной лозой» .

Так поэт-мечтатель превращается в истинного гражданина: он выступает уже не просто от частного лица, а от имени всех передовых людей, стремящихся к освобождению народа от крепостного права. Понимая, что в стране все решает царь, поэт надеется, что рабство будет отменено «по манию царя» , зато вслед за этим должна начаться новая эра, ознаменованная «прекрасной зарей» над «отечеством свободы просвещенной» .

Стихотворение полно обличительного пафоса, старославянизмов и античных образов (сказалось влияние классицизма), торжественных и высокопарных оборотов. После публикации первой части стихотворения, которая носила название «Уединение», император Александр I велел поблагодарить Пушкина за добрые чувства, а после распространения второй части этот же царь сослал поэта на юг России.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

Текст стихотворения Пушкина «Деревня» воспринимается неоднозначно из-за контрастности его смысловых частей. Создано произведение было в 1819 году, когда поэт посещал родительское имение.

На первый взгляд всё довольно просто и понятно. Стихотворение посвящено родному дому. Автор признаётся в своей неоспоримой принадлежности этим местам, заменить которые ему не смогли ни роскошные пиры, ни дворцовые забавы. Только на лоне местной природы поэт чувствует, что способен творить по-настоящему. Но Пушкин не ограничился лишь размеренным описанием пасторальных картин, открывающихся взору городского жителя. Первую часть стихотворения можно было бы считать одой, прославляющей сельский быт и пейзажи, если бы не резкое противопоставление и смена настроения во второй. Здесь плавный рассказ о благостном времяпрепровождении в деревне перекрывается негодованием по поводу мрачных реалий существования простого народа. Поэт открыто порицает рабское положение крестьян, и задаётся вопросом: изменит ли царь сложившуюся ситуацию.

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой – я променял порочный двор Цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой – люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда…

Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,
Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидывать судьбе
Злодея иль глупца – в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединеньи величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Стихотворение “Деревня” было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый “петербургский” период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в общественно-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. Наиболее важными для Пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство России, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической системы управления...
Так, стихотворение “Деревня” поэт посвящает проблеме крепостного права, волновавшей многих мыслящих людей того времени. Стихотворение имеет двухчастную композицию: первая часть (до слов “...но мысль ужасная...”) представляет собой идиллию, в то время как вторая - политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего.
Деревня для лирического героя - это, с одной стороны, “пустынный уголок”, некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. В этом краю, “приюта спокойствия, трудов и вдохновенья”, герой обретает духовную свободу, предается “творческим думам”. Образы этой части стихотворения: “темный сад с его прохладой и цветами”, “светлые ручьи”, “нивы полосаты”, “в дали рассыпанные хаты”, “мельницы крылаты”, - несомненно, романтизированы, что создает идиллическую картину покоя и умиротворения. Но совсем другая сторона жизни в деревне открывается нам во второй части, где поэт безжалостно обличает безобразие социальных отношений, произвол помещиков и бесправное положение народа. “Барство дикое” и “рабство тощее”, основные образы этой части, воплощают “невежества убийственный позор”, всю неправильность и бесчеловечность крепостного права. Лирический герой отождествляемый с самим поэтом, называющий себя “другом человечества”, не приемлет этой несправедливости и беззакония, желает “тревожить сердца...” людей, обнажая бесчинства помещиков и безысходность жизни крестьян, мечтает увидеть “народ неугнетенный” и “отечество свободы просвещенной”. Мир же, окружающий героя, полный жестокости и насилия, мир, где одни “тягостный ярем до гроба влекут”, а другие, “не видя слез, не внемля стона”, “присвоили себе и труд, и собственность, и время земледельца”, выглядит особенно безобразно на фоне прекрасной, гармоничной природы, царства “счастья и забвенья”. Таким образом создается контраст между двумя частями стихотворения, позволяющий с особой силой выявить идею ущербности, невозможности существования крепостного права.
Поэтом используется и множество изобразительно-выразительных средств языка. В первой части они создают романтическую и умиротворенную атмосферу: “льется дней моих поток”, “мельницы крылатые”, “озер лазурные равнины”, “мирный шум дубрав”, “тишина полей”. А во второй части изобразительные средства используются поэтом, чтобы с наибольшей яркостью обличить безобразие социального строя: “...насильственной лозой”, “чуждый плуг”, “измученные рабы”, “неумолимый владелец”. Кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями, ибо имеют характер воззвания к окружающим, выражают возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества.
Размер стихотворения - шестистопный ямб. Рифма - как мужская, так и женская, как перекрестная, так и кольцевая:

Приветствую тебя, пустынный уголок (женская),
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья (мужская),
Где льется дней моих невидимый поток (ж.)
На лоне счастья и забвенья (м.)

(перекрестная рифма а-б-а-б).

Я твой - люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят
(кольцевая рифма а-б-б-а).