Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Древний китай самое главное. Краткая история Китая в датах для школьников. Кратко и только основные события

Древний китай самое главное. Краткая история Китая в датах для школьников. Кратко и только основные события

История Китая начинается со времён легендарного правителя Фу Си, жившего за 30-40 веков до начала нашей эры. Предположительно боги вдохновили его на написание священной книги Древнего Китая «Ицзин», из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян. Также Фу-Си считается мифологическим отцом-основателем и наиболее почитаемым древним правителем Китая.

Если же не брать в расчет мифологические персонажи, что касается официальных письменных исторических источников, то в них не упоминается никаких правителей Китая, предшествующих династии Шан (1766-1122 гг. до н. э.). Именно с правителей династии Шан начинается достоверная, письменно подтвержденная история Китая.

Краткая история Китая

Правители Шан были свергнуты династией Чжоу, которая поначалу выстроила свою столицу близ современного Сианя, а позднее, приблизительно в 750 г. до н. э., бежала от вторгшихся в страну варваров и обосновалась рядом с нынешним Ляояном. В ранний период правления династии власть была сосредоточена в руках императора, но позднее местные правители образовали почти независимые государства. С 770 г. до н. э. эти правители вели друг с другом ожесточенные войны, и весь период с 476 по 221 гг. до н. э. получил название «Сражающихся царств». В то же время Китай подвергался нападениям варваров с севера и северо-востока. Тогда и было решено построить громадные стены для защиты территории. В конце концов основная власть сосредоточилась в руках принца Цинь, войско которого свергло правителя Чжоу.

Новый император Цинь Ши-Хуан-ди стал основателем династии Цинь в 221 г. до н. э. Он был одним из наиболее прославленных императоров в истории Китая и первым объединил китайскую империю. После смерти императора Цинь Ши- Хуан-ди в 210 г. до н. э. развернулась борьба за власть между губернаторами провинций, и победитель, Лю Бан, основал династию Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). При правлении династии Хань территория Китая значительно расширилась. После падения династии Хань борьбу за власть развернули 3 царства - Вэй, Шу и У. Спустя краткое время в войну вступили 16 провинций. В 581 г. до н. э. основатель династии Суй захватил власть и приложил усилия к объединению империи. Работа началась с Великого канала, соединяющего низовья Янцзы со средним течением Хуанхэ.

После падения династии Суй, в эпоху Тан, история Китая достигла расцвета. Именно в этот период Китай стал самым могущественным государством мира и представлял основную силу в Восточной Азии. Население Сианя, столицы империи, превышало 1 млн. человек, процветала культура: развивалась классическая живопись, такие искусства, как музыка, танец и опера, производились великолепные керамические изделия, был открыт секрет белого полупрозрачного фарфора. Доминировали конфуцианская этика и буддизм, наблюдался прогресс в науке - преимущественно в астрономии и географии.

Ближе к концу IX в. начались вторжения на территорию Китая соседних народов, кроме того, постоянно вспыхивали внутренние восстания. В 907 г. династия прекратила существование и быстро сменилась пятью другими. В этот беспокойный период китайской истории были введены бумажные банкноты и изобретен примитивный печатный станок. В начале XIII в. в Китай вторгся Чингисхан. К 1223 г. его войска захватили все земли к северу от Хуанхэ. Династия Сун прекратила существование в 1279 г., когда Хубилай завладел всем Китаем и стал императором.

Монгольская династия Юань учредила столицу государства в Ханбалыке, нынешнем Пекине. Впервые в истории всем Китаем управляли чужестранцы, и государство стало частью обширной империи, простиравшейся до Европы и Персии на западе и охватывающей равнины и степи Сибири на севере. Присутствие чужих воинов на землях Китая и захват монголами пригодных для использования земель в конце концов привели к «восстанию красных повязок» в середине XIV в. Империя монголов начала рушиться после смерти Хубилая в 1297 г., и торговые пути вновь стали небезопасными. Несколько позже монголов изгнали за пределы Китая, а династия Мин воцарилась сначала в Нанкине, а потом - в Пекине. В это время активно развивалась архитектура, выращивались новые сельскохозяйственные культуры, власть сосредоточилась при дворе, были отправлены крупные морские экспедиции на Яву, Шри-Ланку и даже к Персидскому заливу и Африке.

Маньчжуры были вторым чужим народом, захватившим Китай, однако они настолько быстро приспособились к китайской культуре, что уже через несколько поколений мало кто из маньчжуров говорил на родном языке. Границы империи значительно расширились, первые 150 лет правления маньчжуров в стране царили мир и процветание. В начале XIX в. европейские корабли начали все чаще появляться у побережья, царская Россия завладела Сибирью. Ввиду «опиумных войн» (1839-1842) Шанхай и Нанкин перешли в руки англичан, пять портов были открыты для торговли, а войска Великобритании оккупировали Гонконг.

Кроме того, угрозу для маньчжурского двора представляло восстание тайпинов (1848-1864) под предводительством религиозного фанатика, называвшего себя братом Иисуса Христа. Он и его последователи захватили большую территорию Китая и учредили Небесную столицу в Нанкине. Попытки восставших завладеть Пекином и слабое сопротивление маньчжуров побудили британцев и французов добиваться у императора новых концессий. Результатом стало Пекинское соглашение, по которому дополнительные порты открывались для иностранных торговцев, гарантировались экстерриториальные права и другие привилегии иностранцам в Китае. Союзные войска и армия маньчжуров разгромили тайпинов, Нанкин был отвоеван. Но вскоре началась война Китая с Японией (1894- 1895), в результате которой Китай потерял Корею, Тайвань и Пескадорские острова.

В 1900 г. «Общество справедливых кулаков», или «Боксеры», вторглись в Пекин и атаковали квартал, где жили иностранцы. Осада продолжалась 50 дней, пока не прибыли экспедиционные силы семи западных государств и Японии. «Боксерам» пришлось бежать. Революционное движение в Китае в конце концов привело к падению династии Цин в 1911 г. В это время революционеры в Нанкине создали свое правительство. Сунь Ятсенбьш провозглашен первым президентом 1 января 1912г.,но не он, а генерал Юань Шикай вынудил маньчжуров отречься от престола в 1912 г. и провозгласил Китай конституционной республикой.

Столицей государства был объявлен Пекин. В том же году Сунь Ятсен сформировал партию гоминьдан, которую Юань Шикай в 1913 г. объявил вне закона. Юань пытался стать императором, но его попытка провалилась. После его смерти в 1916 г. Япония воспользовалась внутренними беспорядками в Китае, чтобы захватить провинцию Шаньдун, и выдвинула так называемое «двадцать одно требование», по которым власть в Китае переходила в руки японцев. Китай был вынужден согласиться на эти требования, и с тех пор этот день считается днем национального траура.

В 1917 г. Китай вступил в Первую мировую войну, прежде всего движимый желанием отвоевать потерянные провинции, но на Версальской мирной конференции претензии Китая были отклонены. В июле 1921 г. в Шанхае была образована китайская Коммунистическая партия, одним из лидеров которой стал Мао Цзэдун. В 1924 г. партия гоминьдан, лишившись поддержки западных демократических государств, была переформирована Сунь Ятсеном под руководством советского правительства. При поддержке русских коммунистов была образована революционная армия.

Сунь Ятсен умер в 1925 г., а национальное правительство провинции Гуанчжоу возглавил Чан Кайши. Войска националистов двинулись на север, захватывая провинцию за провинцией, и в 1927 г. достигли Шанхая. В апреле 1927 г., после расправы над членами Коммунистической партии, в Нанкине было создано временное националистское правительство, которое западные державы признали в 1928 г. Президентом страны стал Чан Кайши. В течение почти 10 лет Чан Кайши пытался восстановить политическое единство по всей стране, но столкнулся с мощной оппозицией. В 1931 г. Япония захватила Маньчжурию, и к 1933 г. войска приблизились к предместьям Пекина.

К 1935 г. Мао Цзэдун провозгласил себя лидером китайской Коммунистической партии. В течение полугода началось полномасштабное вторжение в Китай японских войск, а к октябрю 1938 г. японская армия контролировала все восточные провинции от Маньчжурии до Гуаньдуна. В Пекине и Нанкине были созданы марионеточные правительства. Войска гоминьдана отступили к Чунцину, коммунисты заняли провинцию Шэньси, руководя партизанской войной на оккупированных территориях.

В 1945 г., после разгрома японской армии в Тихоокеанском регионе, капитулировали японские войска в Китае. Армия Чан Кайши с помощью военно-воздушных сил США захватила в плен остатки японских войск и тем самым обрела контроль над главными стратегическими пунктами территории, оккупированной японцами. В 1949 г. разразилась гражданская война в Китае. Прибегая к той же тактике партизанской войны, которой они овладели во время оккупации, коммунисты к 1948 г. захватили почти все северные земли, в январе 1949 г. взяли Пекин. Войска Чан Кайши бежали на Тайвань.

1 октября 1949 г. Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной Республики. Первые действия нового правительства были направлены на восстановление экономики и создание социалистических учреждений. Китайцам в этом помогал Советский Союз согласно Пакту о советско-китайской дружбе, заключенному в феврале 1950 г. В страну прибывали советские специалисты, Китай получал оборудование, необходимое для восстановления экономики. В октябре 1950 г. Китай вступил в Корейскую войну. В то же время в стране были введены аграрные реформы, чтобы обеспечить более справедливое распределение земли, но они сопровождались казнями бывших землевладельцев и зажиточных крестьян. Кроме того, предпринимались меры против политической и экономической коррупции.

В 1953 г. был принят первый пятилетний план, попытка развития китайской экономики по советской модели, в котором был сделан упор на развитие тяжелой промышленности. Земля, отданная крестьянам согласно земельной реформе, была отнята обратно в процессе создания коллективных хозяйств. В 60-х годах начался разрыв отношений между Китаем и СССР. Все советские специалисты были отозваны, программы помощи прекратились. В 1962 г. власти были вынуждены преобразовать коммуны в более эффективные небольшие хозяйства. В том же году столкновения на границе с Индией вылились в войну. Два года спустя в Китае был произведен взрыв атомной бомбы.

В 1966 г. началось движение хунвэйбинов, охватившее весь Китай. Когда в 1968 г. восстание удалось усмирить, Мао вновь оказался у власти. В 1969 г. произошли серьезные схватки между пограничными войсками Китая и СССР на реке Уссури. В 1971 г. преемник Мао Линь Бяо попытался заручиться поддержкой армии и совершить переворот, но потерпел поражение и был убит на границе с Монголией при попытке бежать в СССР. Год спустя президент США Р. Никсон посетил Китай с целью заключения коммюнике, по которому США признавали право Китая на Тайвань как неотъемлемую часть страны.

В 1976 г. умер премьер-министр Чжоу Эньлай, а спустя короткое время радикально настроенные круги партии развернули бурную кампанию против его вероятного преемника Дэн Сяопина, который в апреле был смещен со всех постов. В июле Китай пострадал от сильнейшего землетрясения в Тяньшане, неподалеку от Пекина, при котором погибло по меньшей мере 240 тысяч человек и был нанесен огромный ущерб одной из крупных промышленных зон страны. В сентябре умер Мао.

В 1977 г. Дэн Сяопин был восстановлен на всех постах и возглавил фракцию умеренных, пытающихся двигаться путем экономического развития и реформ. Китай начал работу по программе «четырех модернизаций», которой предстояло укрепить промышленность, сельское хозяйство, науку и оборону. В 1980 г. прозвучала критика действий Мао Цзэдуна и его серьезных ошибок в последние годы правления. 3 июня 1989 г. на разгон студенческих демонстраций были брошены войска. Сотни человек погибли, тысячи были арестованы. Чжао Цзыян был смещен с поста генерального секретаря. В 1994 г. в Китае был отменен официальный контроль над обменом валюты, юань обрел твердый курс.

Краткая история Китая

Китайская цивилизация считается одной из древнейших в мире. Ей не менее 5000 лет, хотя письменные источники покрывают только 3500 лет. Книга перемен «Ицзин» была написана более 30 веков назад до н.э. императором Фу Си. Его теория существования Вселенной основывалась на том, что жизнь зависит от чередования энергий инь и ян. Доказательством древности китайской цивилизации также служат останки «пекинского человека» (синантропа), жившего около 400 тысяч лет назад.

Для облегчения восприятия длительного периода развития китайской цивилизации ее принято разделять на три периода: Доимперский Китай, Имперский Китай и Новый Китай. Самым длинным по времени был второй этап. К первым китайским династиям, вошедшим в доимперский период , относятся династии Ся, Шан-Инь и Чжоу. Основателем самой первой династии был Юй Великий - человек, который правил около 2200-2100 гг. до н.э. Сведений о том времени сохранилось мало, но известно, что он прославился своей самоотверженной борьбой с наводнениями.

Во второй половине XVII века до н.э. один из правителей области Шан сместил династию Ся и основал свою династию. Характерными чертами этого периода считаются тотемизм и матриархальные отношения. После нападения племен Чжоу правящая династия сменилась. Эти племена занимались, в основном, скотоводством и земледелием. Внешне они представляли собой западную разновидность возможно прототюркского типа. Именно во время правления династии Чжоу сформировались древнекитайские философские школы конфуцианства и даосизма.

С 221 года до н.э. правящей династией в Китае была провозглашена династия Цинь. Это было началом имперского периода . Первым императором династии стал Шихуан - правитель области Цинь. Несмотря на то, что династия Цинь властвовала всего 10 лет, в этот период были проведены важнейшие реформы для становления Китая могучей империей. В первую очередь, канула в прошлое феодальная система. Затем была унифицирована денежная система и создана единая транспортная система. Именно в период правления Шихуанди огромные участки древних защитных стен были соединены в Великую Китайскую стену.

Династию Цинь сменила династия Хань (202 г. до н.э. -220 г. н.э.). Её основал выходец из среднего класса Лю Бан. В административном плане особых изменений не было, но территория империи была увеличена. Во время кризиса, войн и переселений заметно уменьшилась численность аграрных районов. После падения этой династии между китайскими провинциями развернулась длительная ожесточенная борьба за власть. В 581 году н.э. власть захватил основатель династии Суй. За 37 лет правления Чжоу Ян Цзянь и его сын Ян ди приложили все усилия, чтобы соединить южную и северную части страны. В это же время был построен Великий канал между Хуанхэ и Янцзы.

В 618 году к власти пришла династия Тан. Почти 300 правили представители Тан в Китае, и этот период считается одним из наиболее гуманных и благоприятных за всю историю страны. Это время расцвета китайской культуры и искусства, время важных экономических нововведений, время формирования правовой системы и время прогресса в науке. С 960 по 1127 гг. правящей была династия Сун. Это период территориальных потерь для Китая. В XIII Чингисхан захватили весь север Хуанхэ, и вскоре власть перешла к монгольскому хану Хубилаю. Это было началом Монгольской династии Юань.

С 1368 года на протяжении трех веков в Китае правила династия Мин. В это время активно развивались архитектура и китайский флот. Последней в Имперском Китае стала Маньчжурская династия Цин - вторая династия, основанная чужим народом. Фактически маньчжуры объединились и вооруженным давлением на Китай встали у руля в первой половине XVII века. Для Китая первые 150 лет их правления были периодом расцвета и мира. Однако в конце XVIII - начале XIX вв. в стране начались «опиумные войны», ставшие настоящей угрозой.

Падение династии Цин под и начало нового периода пришлись на 1911 год. Тогда же образовалось первое китайское правительство во главе с Сунь Ятсенбышем. Через год Китай был объявлен конституционной республикой со столицей в Пекине. В октябре 1949 года была образована КНР по указу коммунистического лидера Мао Цзэдуна. На XX век выпало много войн и лишений, но сегодня Китайская Народная Республика - это страна со стабильной политической и экономической ситуацией, мировой лидер по производству большинства видов промышленной продукции.

Вторая половина I тысячелетия до н. э. в обществе Древнего Китая получила название Чжаньго - Борющиеся царства. Это была эпоха постоянных войн между мелкими княжествами и царствами, образовавшимися на развалинах некогда могущественной державы Чжоу. Со временем среди них выделялись семь сильнейших, которые подчинили своей власти слабых соседей и продолжали вести борьбу за наследство династии Чжоу: царства Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци и Янь . Но это была и эпоха изменений во всех областях жизни, производства и общественных отношений. Росли города, совершенствовались ремёсла, и развивалось сельское хозяйство, железо пришло на смену бронзе. Учёные и писатели создавали замечательные трактовки в области естествознания, философии, истории, романтики и поэзии продолжающие до сих пор волновать читателя. Достаточно сказать, что именно в это время жили Конфуций и Лао-цзы основатели двух философско-религиозных школ - конфуцианства и даосизма, приверженцами которых и сейчас считают себя большинство китайцев.

Несмотря на границы, это был единый мир, одна цивилизация, в ней создались все условия не только для объединения, но и выхода за свои географические пределы Такое объединение в рамках единой империи произошло в конце III в. до н. э. под властью династии одного из «семи сильнейших» - царства Цинь . Династия правила единым Китаем только одно поколение, всего 11 лет (с 221 по 210 г. до н. э.). Но какое это было десятилетие! Реформы затронули все стороны жизни китайского общества.

Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань

На смену ей пришла новая династия - Хань , которая не только не перечеркнула всё, сделанное первым императором Цинь Шихуанди , но сохранила, приумножила его достижения и распространила их на окружающие народы, от пустоши Гоби на севере, до Южно-Китайского моря на юге и от Ляодунского полуострова на востоке до гор Памира на западе. Империя древнего Китая, сложившаяся к концу III в. до н. э., просуществовала вплоть до конца II в. н. э., когда новые, ещё более значительные изменения привели её к кризису и распаду .

В дальнейшей истории цивилизации древнего Китая сменилось ещё немало династий, как местных, так и пришлых. Эпохи могущества ещё не раз сменялись периодами упадка. Но из каждого кризиса Китай выходил неизменно сохранившим своеобразие и преумножившим своё культурное богатство. Свидетелями очередного взлета китайской цивилизации являемся мы с вами и сейчас. А начало этого удивительного постоянства и своеобразия было положено в ту далёкую эпоху, когда рождалась Поднебесная империя Китая.

Улица китайского города эпохи Восточного Чжоу

Возникновение цивилизации древнего Китая

Царство Цинь среди других крупных образований Древнего Китая было не самым сильным и просвещённым. Оно находилось на севере страны, имело тяжёлые почвы и соседствовало с многочисленными кочевыми племенами. Но ограждённое естественными рубежами - рекой Хуанхэ и горными хребтами, - царство Цинь было более или менее защищено от вражеских вторжений и в то же время занимало удобные стратегические позиции для наступления на соседние державы и племена. Земли царства, лежащие в бассейнах рек Вэйхэ, Цзинхэ и Лохэ, очень плодородные. В середине III в. до н. э. одновременно с созданием канала «Чжэн Го» здесь проводились работы по осушению болот, что значительно повысило урожай. По территории царства Цинь проходили важные торговые пути, и торговля с соседними племенами стала одним из источников его обогащения. Особое значение для государства имела торговля с северными племенами - посредниками в торговле древнекитайских царств со странами Средней Азии. Из Цинь вывозили в основном железо и изделия из него, соль и шёлк. От скотоводческих племён севера и северо-запада жители царства Цинь получали шерсть, шкуры и рабов. На юго-западе царство Цинь торговало с жителями областей Му и Ба. Плодородные земли и горные богатства этих областей, лежавших к тому же на стыке торговых путей, которые вели далеко на юго-запад вплоть до древней Индии, стали причиной экспансии Циньского царства.

Со времени правления Сяо Гуна (361-338 гг. до н. э.) началось усиление Цинь. И дело было не только в успехах экономики и завоевательных походов. То же самое происходило и в других царствах древнего Китая.

В середине IV в. до н. э. в царстве Цинь были осуществлены важные реформы , способствовавшие его всестороннему укреплению. Их проводил сановник Шан Ян - один из наиболее видных представителей и ревностных последователей учения фацзя. Первой была земельная реформа , нанёсшая решительный удар по общинному землевладению. Согласно установлениям Шан Яна, земля стала свободно покупаться и продаваться. В целях централизации государства Шан Ян ввёл новое административное деление по территориальному принципу, нарушавшее прежние границы, установленные ещё старым родоплеменным делением. Всё царство было разбито на уезды (сян). Уезды дробились на более мелкие образования, во главе каждого были поставлены государственные чиновники. Самыми мелкими административными единицами стали связанные круговой порукой объединения из пяти и десяти семей. Второй реформой была налоговая. Вместо прежнего земельного налога составлявшего 1/10 часть урожая, Шан Ян ввёл новый налог, соответствующий количеству обрабатываемой земли. Это обеспечило государству ежегодный постоянный доход, не зависящий от сбора урожая. Засухи, наводнения, неурожаи теперь всей тяжестью ложились на земледельцев. Новая система взимания налогов обеспечивала огромные средства, необходимые правителям царства Цинь для ведения войн.

Согласно военной реформе Шан Яна, циньское войско было перевооружено и реорганизовано. В него включили конницу. Боевые колесницы, составлявшие основу военной мощи прежней потомственной аристократии, исключались из состава армии. Бронзовое оружие заменялось новым - из железа. Длинную верхнюю одежду воинов сменила короткая, как у кочевников-варваров, куртка, удобная в походе и бою. Армия была разделена на пятёрки и десятки, связанные системой круговой поруки. Солдаты, не проявившие должного мужества, подвергались суровому наказанию. После военной реформы Шан Яна циньская армия стала одной из самых боеспособных армий древнекитайских царств. Шан Яном было создано 18 степеней знатности за военные заслуги. За каждого взятого в плен и убитого врага полагалась одна степень. «Родовитые дома, не имеющие военных заслуг, не могут больше состоять в списках знати», - говорилось в указе. Результатом реформ, проведённых Шан Яном, стало появление на месте прежде аморфного образования - царства Цинь - сильного централизованного государства. Уже со времени правления Сяо Гуна началась борьба Циньского царства за объединение под своей гегемонией всей территории Древнего Китая. Циньское царство не имело себе равных по силе и мощи. Дальнейшие завоевания царства, завершившиеся образованием империи, связаны с именем Ин Чжэна (246-221 гг. до н. э.). В результате многолетней борьбы он подчинил одно за другим все царства Древнего Китая: в 230 г. до н. э. - царство Хань, в 228 г. до н. э. - царство Чжао, в 225 г. до н. э. - царство Вэй. В 222 г. до н. э. было окончательно покорено царство Чу В этом же году сдалось и царство Янь. Последним - в 221 г. до н. э. - завоёвано царство Ци. Колесница, возничий и кони выполнены с необычайной точностью, передающей все детали прообразов. Сделавшись главой огромного государства, Ин Чжэн избрал для себя и своих потомков новый титул - хуанди (император). Позднейшие источники обычно именуют его Цинь Шихуанди , что буквально означает «первый император империи Цинь». Почти сразу после завершения завоеваний древнекитайских царств Цинь Шихуанди предпринял успешные походы против гуннов на севере и царства Юэ на юге. Китайское государство вышло за границы национального образования. С этого момента начинается отсчёт истории имперского периода.

Шелководство. Шелк в древнем Китае

Источники свидетельствуют о почитании древними китайцами шёлкового червя и шелкоткачества. Шелковица - священное дерево, олицетворение Солнца и символ плодородия. В старых китайских текстах упоминаются священные тутовые рощи или отдельные шелковицы как места отправления ритуалов, связанных с культом Матери-прародительницы. Согласно легенде, в дупле шелковицы был найден младенец Инь, ставший родоначальником первой династии Китая. Божеством шелковичного червя считалась женщина, которая стоит у дерева на коленях и плетёт шёлковую нить.

Деньги в древнем Китае

В VI в. до н. э., также как и на другом конце цивилизованного мира в Передней Азии и , в царстве Цзинь впервые появились металлические деньги. Вскоре они стали отливаться и в остальных державах Древнего Китая. В разных царствах деньги имели различную форму : в Чу - форму квадрата, а в Ци и Янь - форму ножей или мечей, в Чжао, Хань и Вэй - форму лопат, в Цинь были крупные деньги с квадратными отверстиями посередине.

Письменность

Для письма до изобретения бумаги в Китае использовались бамбуковые или деревянные пластинки и шёлк. Бамбуковые пластинки сшивались в своеобразные «тетради». Шёлковые «книги» хранились в рулонах.

Совершенствовалась технология письменности древнего Китая. Стволы бамбука китайцы расщепляли на тонкие дощечки и писали на них чёрной тушью иероглифы сверху вниз. Потом сложенными в ряд их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю - получалось длинное бамбуковое полотнище, легко сворачиваемое в рулон. Такой была древняя китайская книга, обычно написанная на нескольких свитках - цзюанях; в скатанном виде их ставили в глиняный сосуд, хранили в каменных ларях императорских библиотек, в плетёных коробах учёных-книжников.

Политика древнего Китая

Китайское общество, по крайней мере наиболее просвещённые умы того времени, хорошо понимало свершившиеся и грядущие перемены Это осознание породило многочисленные идеологические течения, одни из которых защищали старину, другие принимали все новшества как данность, третьи искали пути дальнейшего прогресса. Можно сказать, политика вошла в дом каждого китайца, и страстные споры сторонников различных учений разгорались на площадях и в тавернах, при дворах вельмож и сановников. Самыми известными учениями той эпохи были даосизм, конфуцианство и фацзя, условно называемое школой законников, - легистов. Политические платформы, выдвигавшиеся представителями этих направлений, выражали интересы разных слоев населения. Создателями и проповедниками этих учений выступали как представители высшего света, так и люди незнатные и небогатые. Некоторые из них были выходцами из самых низких слоев общества, даже из среды рабов. Основоположником даосизма считается полулегендарный мудрец Лао-цзы , который жил, по преданию, в VI-V вв. до н. э. Он написал философский трактат, известный под названием «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»). Учение, изложенное в этой книге, стало в известной мере выражением пассивного протеста общины против усиления налогового гнёта и разорения. Осуждая богатство, роскошь и знатность, Лао-цзы выступал против произвола и жестокости правителей, против насилия и войн. Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к первобытной общине . Однако наряду со страстным обличением несправедливости и насилия Лао-цзы проповедовал отказ от борьбы, выдвигая теорию «недеяния» , согласно которой человек должен покорно следовать Дао - естественному течению жизни. Эта теория являлась основным принципом социально-этической концепции даосизма.

Конфуцианство возникло как этико-политическое учение на рубеже VI-V вв. до н. э. и в дальнейшем получило очень широкое распространение. Его основателем считается проповедник родом из царства Лу - Кун-цзы (Конфуций, как его называют в европейском мире; около 551-479 до н. э.). Конфуцианцы являлись идеологами старой аристократии , оправдывали сложившийся издревле порядок вещей, отрицательно относились к обогащению и возвышению людей незнатных. Согласно учению Конфуция, каждый человек в обществе должен занимать строго определённое место. «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном», - говорил Конфуций. Его приверженцы настаивали на незыблемости патриархальных отношений и придавали огромное значение культу предков.

Представители третьего направления - фацзя выражали интересы новой знати. Они выступали за установление частной собственности на землю, прекращение междоусобных войн между царствами и настаивали на проведении реформ, соответствующих требованиям времени. Это направление общественной мысли достигло расцвета в IV-III вв. до н. э. Наиболее выдающимися представителями фацзя были Шан Ян, живший в IVв. до н. э. и Хань Фэй (III в. до н. э.). Легисты создали свою теорию политического и государственного устройства. В их произведениях впервые в истории Китая была выдвинута идея «юридического закона» как орудия государственного управления. В противоположность конфуцианцам, руководствовавшимся древними традициями и обычаями, легисты считали, что в основе управления государством должны лежать строгие и обязательные для всех законы (фа), отвечающие запросам современности. Они были сторонниками создания сильного бюрократического государства. В борьбе за объединение древнего Китая победил именно тот, кто следовал этому учению. Его избрали правители окраинного и наименее просвещённого царства Цинь, охотно воспринявшие идею «сильного царства и слабого народа», абсолютной власти над всей Поднебесной.

Ремесло

Об уровне развития древнекитайских ремёсел говорит список профессий. Древние писатели сообщают о ремесленниках самых разных специальностей: искусных литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, специалистах по изготовлению повозок, керамических изделий, ткачах, даже строителях дамб и плотин. Каждая область, город славились своими мастерами: царство Ци - производством шёлковых и льняных тканей, а его столица Линьцзы была крупнейшим в то время центром ткацкого ремесла. Здесь же благодаря удобному местоположению получили особое развитие соляной и рыболовный промыслы. Город Линьцюн в области Шу (Сычуань), богатой рудными месторождениями, стал одним из самых значительных центров добычи и обработки железа. Крупнейшими по тому времени центрами железоделательного производства были Наньян в царстве Хань и Ханьдань - столица царства Чжао. В царстве Чу город Хофэй славился производством кожевенных изделий, Чанша - ювелирными изделиями. Прибрежные города известны строительством судов. О древнекитайских судах даёт представление хорошо сохранившаяся деревянная модель 1б-вёсельной лодки (см. ниже), которую обнаружили археологи при раскопках древних могил. Уже в эту отдалённую эпоху китайцы изобрели примитивный компас; первоначально им пользовались при сухопутных путешествиях, а затем его стали применять и китайские мореплаватели. Рост городов и ремесленного производства, расширение сухопутной и водной дорожной сети дали толчок и развитию торговли.

В это время установились связи не только внутри царств, но и между различными областями древнего Китая и соседними племенами. У северных и западных племён китайцев покупали рабов, лошадей, крупный рогатый скот, баранов, кожу и шерсть; у племён, обитавших на юге, - слоновую кость, красители, золото, серебро, жемчуг. В этот период более сильным и богатым считалось царство, где было значителвное число крупных торговцев. А их влияние на политическую жизнь настолько усилилось, что всё чаще они стали занимать высшие государственные должности при дворе. Так, в царстве Вэй в IV в. до н. э. крупным сановником сделался торговец Бай Туй. В царстве Цинь в III в. до н. э. известый торговец лошадями Люй Бувэй занимал должность первого советника. В царстве Ци возвысилась семья Тянь.

Страну, которую мы называем Китаем, сами китайцы называют то Чжун Го (Срединное царство), то Чжун Хуа (Срединная Цветущая), то по наименованию тех или иных династий (например, Цинь). Это обозначение перешло с некоторыми изменениями в западноевропейскую географическую номенклатуру.

Государство возникло в Китае первоначально в бассейне Хуанхэ.

Хуанхэ упоминается в китайской литературе как «река, надрывающая сердце». Она часто меняла русло, прорывая рыхлую почву берегов, и затопляя целые местности. Только упорный труд в состоянии был ее обуздать и обезопасить плодородную долину от наводнений путем сооружения плотин и дамб. Почва северного Китая (в основном лессовая) отличается большим плодородием.

В Древнем Китае имелись значительные лесные массивы (в настоящее время уже исчезнувшие и сохранившиеся лишь на окраинах). Дикая флора и фауна, судя по описанию древнекитайских авторов, подтверждаемым археологическими раскопками, была богата и разнообразна. Во многих местностях, ныне густонаселенных, водились олени, кабаны, медведи и такие страшные хищники, как тигры. В древнейшем сборнике китайских песен (Шицзин) описываются ежегодные массовые охоты на лис, енотов и диких кошек. Большое значение для развития экономики Китая имело обилие руд и других полезных ископаемых.

Население Китая в глубокой древности было весьма пестрым по своему этническому составу. Сами китайцы на заре своей истории заселяли лишь бассейн среднего течения Хуанхэ и постепенно распространялись к его истоку и устью. Лишь в 1 тыс. до н.э. и в начале новой эры они широко расселились за пределы этой основной территории. При этих передвижениях они вступали то во враждебные, то в мирные отношения на северо-востоке с маньчжуро-тунгусскими племенами, на северо-западе и западе с тюркскими и монгольскими, на юго-западе с сино-тибетскими и т.д.

Китайцы и соседние народы в процессе длительного общения влияли друг на друга, взаимно обогащаясь культурными достижениями.

Часть этнических групп, обитавших рядом с китайцами, восприняла китайский язык и культуру. Впрочем и теперь еще в некоторых местностях южного Китая и на значительной части западного Китая население говорит на языках, отличающихся от китайского, и сохраняет свои местные культурные традиции, несмотря на неоднократные попытки насильственной китаизации.

В Европе Древний Китай был долгое время почти неизвестен. Античная традиция сохранила минимальное количество сведений о нем.

Только с 16 в. н. э. европейские миссионеры и купцы начинают проявлять больше интереса к прошлому Восточной Азии.

В начале 20 в. французский китаист Э. Шаванн берется за перевод «Исторических записок» Сыма Цяня.

Из русских исследователей, сыгравших выдающуюся роль в изучении истории Китая следует отметить Н.Я. Бичурина (монаха Иакинфа). Он прожил в Китае 14 лет (1807-1821) в качестве начальника Пекинской духовной миссии и ознакомился с огромным количеством подлинных китайских документов. Бичурин и другие русские ученые проявляют в своих трудах симпатию к китайскому народу и признают ценность китайской культуры.

Нужно учитывать, что дворянская и буржуазная синология (китаеведение) при всех своих заслугах и достижениях не в состоянии была объяснить ход развития Китая и выявить его общую закономерность и несомненные местные черты и особенности.

Весьма распространен был взгляд на китайцев (как и на индийцев) как на народ, якобы не способный к прогрессу. С другой стороны, замечается и противоположная крайность. Некоторые китайские историки в угоду великодержавным претензиям маоистов преувеличивают историческую роль своей страны.

Основные периоды в истории Древнего Китая носят традиционные названия: Шан (Инь), Чжоу Цинь и Хань (по наименованию династий и царств).

Судя по археологическим данным, Китай был заселен еще в древнекаменном веке. Здесь найдено много палеолитических орудий. Во многих местах Китая (особенно в Хэнани) обнаружены также значительно более поздние стоянки, относящиеся уже ко времени неолита.

Судя по сведениям, сохранившимся в древнекитайских источниках (в частности, у Сыма Цяня, в древнейшем Китае господствовал (как и у других народов) матриархат. Счет родства велся по материнской линии. Власть племенного вождя передавалась не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему.

2 тысячелетие до н.э. было временем постепенного перехода от материнского права к отцовскому.

Из древнейших китайских племен особенно усилилось в начале 2 тыс. до н.э. племя Шан (в бассейне реки Хуанхэ).

Если верить китайской традиции, в 17в. до н.э. некий Чэн Тан основал государство, которое получило по господствующему племени название Шан. Позднее оно выступает в исторических текстах под названием Инь (применявшимся к нему соседями).

Исследователи употребляют два термина: Шан и Инь.

Об экономике общества Шан (Инь) второй половины 2 тыс. мы можем судить по многочисленным памятникам материальной культуры и коротким надписям на так называемых хэнаньских гадательных костях.

В качестве основного материала для выработки орудий и оружия употреблялись еще камень и кость. Однако появились уже медные, а затем бронзовые орудия (ножи, лопаты, топоры, шилья и т.д.).

Намечается переход от примитивных форм хозяйства к скотоводству и земледелию и даже первые попытки ирригации. Возделывались просо, ячмень. Пшеница, гаолян. Особое значение имело выращивание тутового дерева, которое ценилось не столько за плоды (как в Передней Азии), сколько за листья, служившие для откармливания шелковичных червей.

Скотоводство в ту эпоху достигало большего развития, чем в современном Китае, где вследствие значительной плотности населения не хватает пастбищ. В документах времени Шан (Инь) упоминаются сотни голов быков и овец, приносимых в жертву богам. Разводились также козы и свиньи. Лошадей было мало, их запрягали в колесницы и повозки, а для полевых работ употребляли главным образом быков.

Высокого уровня достигло в царстве Шан ремесло. В развалинах его столицы (называвшейся также Шан) обнаружены остатки бронзолитейной мастерской.

Большого совершенства достигла керамика, в частности обработка белой глины (каолина). Был уже известен гончарный круг. Широко использовались древесные материалы: дома и даже дворцы) строилась из дерева.

Отделение ремесла от земледелия приводило к развитию обмена. Мерилом ценности служили особенные раковины (каури). Завязались торговые связи с различными странами Восточной Азии, в частности из бассейна Янцзы доставлялись медь и олово. Из горных местностей и степных пространств, расположенных на севере и западе от бассейна Хуанхэ, вывозились скот, шкуры, меха и камень (яшма, нефрит и др.), поступавшие взамен китайские ремесленные изделия доходили до берегов Енисея.

Развитие производительных сил и усиление внутреннего и внешнего обмена приводили к имущественному неравенству. Раскопки обнаруживают наряду с богатыми домами и гробницами остатки жилищ и погребений бедняков. Некоторые иероглифы обозначают рабов (пленников со связанными руками и домашних невольников). Впрочем рабовладение находилось на очень ранней, примитивной стадии. Обычай принесения сотен рабов в жертву (при гаданиях, при погребении правителей) говорит о том, что спрос на подневольный труд был еще невелик.

Постепенно складывается государственный аппарат и ваны (правители) из выборных племенных вождей превращаются в наследственных царей. Укрепление центральной власти было, по-видимому, связано с превращением города Шан в столицу страны (14 в. до н.э.). появляются постоянная армия, чиновники и тюрьмы. Из родственников и приближенных царя складывается родовая аристократия. Для авторитета царской власти используется религия. Позже царя именуют «сыном неба».

Царство Шан (Инь) являлось непрочным. Особенно опасным противником его оказалось западное племя чжоу. Традиция передает, что вождь племени чжоу У-ван разгромил в битве последнего иньского вана Шоу Синя и тот покончил жизнь самоубийством. На развалинах прежнего государственного образования Инь возникло новое, получившее (так же как господствующее племя и правящая династия) название Чжоу. Династия Чжоу просуществовала до 3 в. до н.э.

Эта эпоха делилась на время Западного Чжоу, когда столицей был город Хао, и Восточного Чжоу, когда столица была перенесена на восток а Лои (современный Лоян, в Хэнани).

Надо при этом учитывать, что в это время династия Чжоу обладала лишь номинальной властью над фактически самостоятельными государственными образованьями, количество которых исчислялось десятками, если не сотнями, и китайские летописцы применяют к переходному времени, охватывающему конец 5 и значительную часть 3 в. до н.э., наименование Чжань-го («Враждующие царства»).

Период Западного Чжоу характеризуется значительным усилением родовой знати, как придворной, так и провинциальной. Цари дают своим родственникам и приближенным значительные пожалования и привилегии. В надписях на бронзовых сосудах без конца говорится о дарении тем или иным заслуженным сановникам значительных участков земли, отнятых у сельских общин, а так же сотен, а иногда и тысяч рабов. Масштабы рабовладения усиливаются за счет порабощения населения завоеванного царства Шан (Инь). Не случайно царю У-вану (основателю царства Чжоу) приписываются следующие слова, обращенные к своим воинам: «На полях Шан не нападайте на тех, кто перебежит к нам,- пусть они работают на наших западных полях». Войны с соседними кочевыми племенами приводят к угону военнопленных, обращаемых в рабство. Контингент рабов пополняется и за счет осужденных преступников.

Обрабатываемая земля по-прежнему находилась в распоряжении общин. Существовала «колодезная система», заключающаяся в том, что территория, принадлежащая селению, делилась на девять частей (схема этого деления напоминала очертание иероглифа, обозначающего «колодец»). Из этих участков восемь отдавалась различным семьям, а девятый (центральный) обрабатывался ими сообща, и урожай вносился старосте на общинный нужды (позднее он стал присваиваться царем).

Во II тысячелетии до н. э., далеко к востоку от древнейших цивилизаций Передней Азии и Индии, складывается рабовладельческое общество и возникает первое рабовладельческое государство в Северном Китае. Это имело огромное значение для истории народов, населявших как Китай, так и другие страны Дальнего Востока. К этому времени восходят древнейшие предания китайского народа, начатки его иероглифической письменности, рост и распространение влияния его высокой культуры. С этого времени берёт своё начало многовековая история великого китайского народа.

Разложение первобытно-общинного строя и возникновение государства Шан (Инь)

Русское название «Китай» заимствовано у среднеазиатских народов, которые дали стране это наименование по имени китаев (народа монгольского происхождения), владевших в Х-XII вв. н. э. северной частью Китая. Западноевропейские и ближневосточные названия Китая восходят к слову «Чин», таджикско-персидскому обозначению названия страны. Это название происходит от наименования древнекитайского царства Цинь, распространившего свою власть на большую часть Китая в III в. до н. э.

Сами китайцы называли свою страну по-разному, чаще всего по имени царствовавших династий, например: Щан, Чжоу, Цинь, Хань и т. д. С древних времён было распространено также название «Чжун го» («Срединное государство»), которое сохранилось до настоящего времени. Другое китайское название страны-«Хуа» («Цветущая») или «Чжун хуа» («Срединная цветущая»); ныне оно входит в состав наименования Китайской Народной Республики.

Природа и население

По географическим и экономическим особенностям современный Китай обычно делят на две части: западную и восточную. Территория Западного Китая представляет собой обширное плоскогорье с такими мощными горными системами, как Гималаи, Куньлунь и Тянь-Шань. Высочайшие в мире горные хребты Гималаев, имеющие местами высоту более 8 км над уровнем моря, образуют как бы барьер между Китаем и Индией.

Восточный Китай не имеет таких мощных горных систем, как Западный; значительную часть территории здесь составляют низменности, приморские равнины, к ним примыкают горы средней высоты и плато.

В Восточном Китае более благоприятные природные условия, чем в Западном, значительно мягче климат, разнообразнее растительность и т. п. Все эти условия способствовали тому, что именно в этой части Китая зародилась древнейшая земледельческая культура, появились первые очаги китайской цивилизации, раньше, чем в других частях страны, возникло государство.

Китай обладает значительной речной сетью, но все крупные реки находятся в восточной части страны. Главные реки Китая текут с запада на восток. Долины рек - самые плодородные и наиболее населённые области страны. Древнее население Китая сосредоточивалось в речных долинах. Бассейн главной реки Северного Китая - Хуанхэ, протяжённость которой составляет более 4 тыс. км, был центром древнейшей китайской цивилизации. Хуанхэ - бурная река. Она неоднократно меняла своё русло, затопляла огромные пространства земли, принося большие бедствия населению. Самой большой рекой Китая является Янцзыцзян, имеющая протяжённость свыше 5 тыс. км, её бассейн - Центральный Китай. Крупнейшей рекой Южного Китая является многоводная Сицзян (около 2 тыс. км).

Недра Китая изобилуют полезными ископаемыми. Реки, озёра и моря богаты рыбой. В древности обшинрые территории в Катае были покрыты лесами.

Климат восточной части Китая весьма благоприятен для сельского хозяйства, так как на самое жаркое время года - лето приходится наибольшее количество атмосферных осадков, осень же тёплая и сухая. Климат западной части Китая отличается значительной сухостью: здесь длинная холодная зима и короткое знойное лето.

Население Китая в древности не было однородным. Собственно китайские племена, носившие, согласно указаниям более поздних литературных источников, названия ся, шан, чжоу и др., уже в очень ранние времена занимали значительную часть Восточного, Северного и Северо-Западного Китая. На юге и юго-западе страны обитали в основном родственные китайцам различные племена сино-тибетской группы языков. Запад, север и северо-восток Китая заселяли преимущественно племена тюркской, монгольской и маньчжуро-тунгусской групп языков.

Основными районами расселения китайцев в древние времена были области среднего и нижнего течения реки Хуанхэ, а также равнина, примыкающая к Бохайскому (Чжилийскому) заливу. Здесь преобладала плодородная наносная (аллювиальная) почва, образовавшаяся главным образом из речного ила. Плодородная почва и умеренный климат Великой Китайской равнины способствовали развитию здесь земледелия у древних китайских племён.

В менее выгодном положении находились древние племена, заселявшие район лёссовых почв, которые занимают огромное пространство в Северном и Северо-Западном Китае. Лёсс, представляющий собой отложения частиц минеральной пыли, сдуваемой зимними муссонами с горных возвышенностей, содержит питательные вещества (органические остатки и легкорастворимые щёлочи), которые позволяют обходиться без удобрений. Но в районе лёссового плато осадков выпадает сравнительно мало, поэтому здесь для развития земледелия требуется искусственное орошение. В силу отмеченных выше условий у племён, населявших в древние времена лёссовое плато, земледелие было менее развито, чем в районе нижнего течения Хуанхэ.

Разложение первобытно-общинного строя

По данным китайских литературных источников можно сделать вывод о сохранении в Китае в III тысячелетии до н. э. пережитков материнского рода. Это видно из того, что древние источники, сообщая о происхождении первых родоначальников племен шан, чжоу и цинь, не говорят об их отцах, а приводят лишь имена матерей, счет родства вёлся тогда по материнской линии. Известно, что при материнском роде (матриархате) сыновья не могли наследовать отцу, так как они принадлежали к другому роду, именно к роду матери. Согласно данным Сыма Цяня, автора «Исторических записок» 1(«Исторические записки» («Ши цзи»), состоящие из 130 глав, представляют собой первую по времени в Китае сводную историю страны, охватывающую период от легендарной древности до I в. до н. э. Сыма Цянь (II-1 вв. до н. э.), автор этого труда, использовал источники, доступные в его время и утраченные впоследствии. «Исторические записки» освещают большой круг вопросов: внутриполитические события, внешние связи Китая в древние времена, экономический строй страны (главным образом II-1 вв. до н. э.), культурное развитие и др.), легендарные правители Яо и Шунь перед смертью избирали себе преемников не из числа своих сыновей.

«Исторические записки» доносят до нас воспоминания о периоде, когда существовал совет родовых старейшин. Вождь племени часто советовался с ним по важнейшим вопросам. Родовые или племенные вожди по решению совета старейшин могли быть освобождены от своих обязанностей. Из преданий, приводимых литературными источниками, можно сделать вывод, что в конце III тысячелетия выборное начало было заменено наследственным правом: племенные вожди уже не избирались, появляется наследственная власть вождя, передававшаяся от отца к сыну. Семья вождя, обособившаяся от остального племени, стала в дальнейшем носительницей царской власти. Но и в этих условиях совет старейшин ещё существует, хотя его права ограничиваются, а его решения становятся необязательными для наследственных вождей племени.

Данные археологических раскопок позволяют сделать вывод о том, что во II тысячелетии, когда в Китае появляется бронза, происходит разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к классовому, рабовладельческому обществу.

Источники не дают возможности проследить весь процесс разложения родового строя и перехода к классовому обществу в Китае; они сообщают об этом лишь отрывочные данные. По ним можно сделать вывод, что ещё в недрах родового общества появляется рабство. Пленных, захваченных во время войн между отдельными племенами и родами, использовали в качестве рабочей силы, превращали в рабов. Этот процесс происходил на базе дальнейшего развития производительных сил, появления частной собственности на средства производства и продукты труда, на основе роста имущественного неравенства и проходил в непрерывной борьбе как внутри племён, .населявших Китай в древнейшее время, так и между племенами. На основании китайских литературных источников можно предполагать, что борьба внутри племён сопровождалась борьбой родовых старейшин против вождей племён.

К концу III тысячелетия, как можно предположить на основании древних преданий, решающую роль на территории древнего Китая играли племена ся и шан. В конечном счёте победителем оказалось племя шан, с именем которого связано создание первого государства в истории Китая. О племени ся наука не располагает достоверными археологическими данными. О нём мы можем судить лишь по некоторым данным литературных источников.

Создание государства Шан(Инь)

Судя по преданиям, сохранившимся в древних литературных источниках, племя шан первоначально заселяло бассейн реки Ишуй (северо-западная часть нынешней провинции Хэбэй). Затем, как предполагают некоторые современные китайские исследователи, это племя расселяется из бассейна реки Ишуй по разным направлениям: на запад - на территорию современной провинции Шаньси, на юг - в Хэнань, на юго-восток - в Шаньдун, на северо-восток - по побережью Бохайского залива до Ляодунского полуострова.

К XVIII в. до н. э., когда, по преданиям, во главе племени шаи стоял Чэн Taн, относится окончательное покорение им племени ся.

Чэн Тан, согласно китайской традиции, основал династию, получившую название Шан. В более поздние времена, после падения этой династии, в надписях на бронзовых сосудах династию Шан и государство в целом, а также коронное население его, впервые стали обозначать иероглифом «инь». Это название получило широкое распространение как в древних источниках, так и в современной китайской и иностранной литературе. Поэтому мы тоже применяем для обозначения одного и того же государства или периода два названия: Шан и Инь.

Название Шан, приме нявшееся вплоть до уничтожения этого царства в XII в. до н. э., происходит от названия местности, где, повиди мому, находились родовые владения вождей племени Шан. Это название применялось и для обозначения племени, затем оно было принято в качестве названия государства и страны.

Основным источником сведений о царстве Шан (Инь) являются данные, почерпнутые из раскопок остатков последней столицы этого царства, города Шан, найденных близ города Аньян, у деревни Сяотунь (в современной провинции Хэнань). Особое значение имеют найденные здесь кости с надписями. Эти надписи представляют собой в основном гадательные записи - вопросы иньских царей к оракулам и ответы последних. Надписи сделаны на костях различных животных (чаще всего быков и оленей) и щитках (панцырях) черепах и могут быть отнесены к XIV-XII вв. до н. э.

На основании данных этих надписей некоторые исследователи делают вывод, что вся территория государства Шан (Инь) разделялась на пять больших районов, носивших названия: Шан, Северные земли, Южные земли, Восточные земли и Западные земли. Район Шан считался центральным, основным, поэтому в надписях на костях он назывался Центральный Шан.

Царство Шан (Инь) занимало территорию современной провинции Хэнань, а также части прилегающих провинций. Вокруг царства Шан находился целый ряд полузависимых, временами подчинявшихся ему, в том числе китайских по языку племён. По соседству с Западными землями обитали племена чжоу, цян, гуйфан, куфан; соседями Северных земель были племена люйфан и туфан; соседями Южных земель - цаофан и др., и, наконец, по соседству с Восточными землями находилось племя жэньфан.

Орудия труда. Сельское хозяйство.

Материалы археологических раскопок дают известное представление о развитии производительных сил в период Шан (Инь). Прежде всего широкое распространение получают изделия из бронзы, но одновременно ещё сохраняют большое значение каменные и костяные орудия.

При раскопках в Сяотуне иньского города, столицы царства Шан (Инь), обнаружено много изделий из меди и бронзы: жертвенные сосуды, домашняя утварь и оружие - мечи, алебарды, секиры, наконечники стрел, острия копий. Кроме того, были найдены бронзовые орудия труда: топоры, ножи, шилья, долота, вилы и иглы. Если учесть, что в доиньский период сосуды производились главным образом из глины, а орудия и оружие -из камня и кости, то следует сделать вывод, что в период Шан (Инь) был достигнут большой прогресс в развитии производительных сил. Об этом же свидетельствует и большое разнообразие форм, более искусная выделка изделий, в частности сосудов, богатая роспись на них.

Хотя в жизни населения древнего Китая в этот период попрежнему сохраняли значение примитивные формы хозяйства - рыболовство и частично охота, однако они уже не играли решающей роли. Их вытесняли скотоводство и земледелие, причём последнее стало играть основную роль.

Для обозначения различного рода понятий, связанных с земледелием, в надписях на костях применяется ряд знаков, означающих: «поле», «колодец», «пашня», «межа», «пшенипа», «просо» и др. Знак «поле» (тянь) изображался в виде соединённых вместе правильных четырёх квадратов, или в виде прямоугольника, разделённого на несколько частей, или же в виде неровного пяти-шестиугольника.

Главными зерновыми культурами в Северном Китае были просо, требовавшее сравнительно мало влаги, пшеница, ячмень и сорго (гаолян). Возможно, что культура риса также существовала в это время в бассейне Хуанхэ. Надписи на костях свидетельствуют о наличии в период Шан (Инь) садово-огородных культур, а также о разведении шелковичных червей (шелкопряда) и выращивании тутовых деревьев. По преданиям, шелковичные черви разводились в Китае с глубокой древности. Шёлковые коконы были обнаружены при раскопках одной из неолитических стоянок в деревне Синьцунь (провинция Шаньси). В надписях на костях часто встречаются знаки, изображающие шелковичного червя. Гусеницы шелкопряда были в почёте у иньцев Их духам даже совершали жертвоприношения. В гадательных надписях часто встречаются также знаки, изображающие шёлковые нити (продукт шелкопряда), платье и т. д.

О дальнейшем развитии земледелия свидетельствует более высокая, чем прежде, техника обработки земли. Ряд современных китайских учёных высказывает предположение о том, что уже тогда применялось орошение, повидимому примитивное и ещё в небольших размерах. Этот вывод подсказывают как древние предания, сообщающие о зачатках искусственного орошения ещё в доиньский период, так и надписи на костях. В последних встречается ряд иероглифов, выражающих идею орошения. Один из них изображал поле и потоки воды, являвшиеся как бы оросительными каналами.

В земледелии применялись уже и металлические орудия. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках в окрестностях Лояна и близ Аньяна медные лопаты. Интерпретация ряда знаков в надписях на костях даёт возможность предположить, что иньцы использовали скот при обработке земли. Так, один из знаков, «у», изображал вола, стоящего сбоку земледельческого орудия. Другой знак, «ли» (плуг, пахать), в своём составе также имеет вола, а иногда, но редко-лошадь. В гадательных надписях встречаются также сочетания двух иероглифов, обозначающих плуг и быка.

Согласно китайским преданиям, в глубокой древности существовала так называемая «спаренная вспашка», когда два человека пахали вместе. Это давало больше эффекта при разрыхлении земли. Понятие «спаренная вспашка» имело и более широкий смысл: оно означало соединение усилий двух и более человек при обработке земли, т. е. коллективную обработку поля.

Охота и рыболовство теперь уже не играли основной роли в хозяйстве иньцев, однако продолжали сохранять существенное значение. Об этом свидетельствуют многие надписи на костях.

В иньском обществе значительное место занимало скотоводство. Об этом свидетельствует количество животных, приносившихся в жертву духам. Иногда оно числе и белая каолиновая. В эту пору уже существовал гончарный круг, хотя глиняные сосуды производились и ручным способом. Глиняные изделия обжигались, иногда покрывались глазурью, часто украшались тонким орнаментом.

Мы уже говорили о развитии в иньские времена шелководства. Об изготовлении шёлковых тканей и развитии ткацкого дела свидетельствует существованитаких иероглифов, которые обозначали понятия «шёлковая нить», «одежда», «платок» и др.

Существование различных отраслей ремесла и особых мастерских, а также высокое мастерство иньских ремесленников свидетельствуют о том, что ремесленное производство прошло уже немалый путь в своём развитии.

Развитие обмена.

С появлением разделения труда между земледелием и ремеслом и ростом избыточных продуктов сельского хозяйства и изделий ремесла получает развитие обмен. Археологические находки позволяют сделать вывод о существовании экономических связей между иньцами и другими племенами, в том числе и весьма отдалёнными. От племён с побережья Бохай иньцы получали рыбу, морские раковины; повидимому, из современного Синьцзяна - яшму. Из областей, находившихся в верхнем течении реки Янцзыцзян и в Южном Китае, привозились медь и олово, из которых выплавлялась бронза. Кочевые и полукочевые племена получали от иньцев продукты земледелия и изделия ремесла, в частности оружие. Находки на реке Абакане сосудов, а на реке Енисее- бронзового оружия, однотипных с изделиями шанских ремесленников, свидетельствуют о связях иньцев с племенами Сибири.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что по крайней мере после XIV в. до н. э. у иньцев мерилом стоимости были драгоценные раковины каури.

В развалинах иньской столицы найдено много таких раковин с гладкой, отполированной наружной стороной. Для того чтобы раковины удобнее было носить, в них просверливали отверстия и нанизывали на нить. Стоимость связок, повидимому, была значительной. В надписях встречается упоминание о подарке царём нескольких связок, самое большее до десяти. В дальнейшем, по мере расширения обмена, количество имевшихся в обращении морских раковин стало недостаточным, добывать их было трудно. Тогда стали прибегать к замене натуральных раковин искусственными, сделанными из яшмы или костей. Раковины, став мерилом стоимости, в дальнейшем превратились в символ драгоценности, богатства. Понятия, означающие драгоценность, богатство, накопление и многие другие, близкие им по смыслу, стали обозначаться иероглифами, в которых основной составной частью являлась раковина.

Классовый характер иньского общества.

Остатки жилищ и погребений указывают на значительное имущественное расслоение. В то время как бедняки ютились в землянках, богачи жили в больших деревянных домах с каменными фундаментами. Погребения также отражают классовую дифференциацию. Усыпальницы царей и знати по обилию и богатству найденных в них вещей резко отличаются от погребений простых людей. В погребениях знати обнаружено большое количество дорогих вещей из бронзы и нефрита, а также разукрашенное оружие. Вместе с умершими знатными людьми хоронились их слуги, вероятно рабы. Так, в могилах иньских парей были найдены трупы с отрубленными головами. Есть основания предполагать, что иногда рабов хоронили и живыми.

До сравнительно недавнего времени учёные единодушно считали иньское общество доклассовым, отмечая при этом, что к концу его существования (XII в. до н. э.) произошло разложение первобытно-общинных отношений и совершился переход к рабовладельческому строю. Однако дальнейшие исследования по расшифровке иньских надписей на костях и археологические раскопки, произведённые китайскими учёными за последние годы, позволили сделать другой вывод, а именно: иньское общество было классовым, рабовладельческим обществом. Но установить точное время перехода от родового общества к классовому весьма трудно. Хотя данные археологических раскопок, отражающие классовые отношения, и относятся к периоду после перенесения столицы царём Пань Гэном в Шан, т. е. к XIV в. до н. э., можно предположить, что классовое общество возникло ещё до этого времени. В течение длительного времени этот строй, разумеется, сохранял значительные пережитки первобытно-общинных отношений.

Наиболее достоверным литературным памятником, данные которого об иньцах проливают свет и на период, предшествовавший созданию династии Шан, является глава «Основные записи об Инь» из «Исторических записок» Сыма Цяня. Характерно, что приводимый Сыма Цянем список иньских ванов (правителей, царей) в основном подтверждается надписями на костях. Это и даёт основание считать материалы Сыма Цяня достаточно достоверными. Как сообщает Сыма Цянь, Чэн Тан, обращаясь к чжухоу (военачальникам) и к населению, говорил: «Тех из вас, кто не будет уважать мои приказы, я сурово накажу и уничтожу. Никому не будет пощады». Так мог говорить правитель, уже полностью распоряжавшийся жизнью подчинённых.