Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Кто такие минин и пожарский кратко. Минин и Пожарский — кто они такие, что сделали на самом деле

Кто такие минин и пожарский кратко. Минин и Пожарский — кто они такие, что сделали на самом деле

Очень тяжёлым для Московского царства стал 1610 год. В мае 1610 года был отравлен боярами один из самых талантливых полководцев того времени Скопин-Шуйский (1586-1610). Причиной стала элементарная зависть сильных мира сего к незаурядной личности. После этой смерти случилась ещё одна беда. Русское войско, двинувшееся на выручку городу Смоленску, осаждённому польским королём Сигизмундом осенью 1609 года, было разбито наголову гетманом Жолкевским у села Клушино. Причиной послужило предательство немецких наёмников, состоявших на службе у Московского царства. Они перешли на сторону поляков и таким образом предрешили ход сражения.

Памятник
Минину и Пожарскому

Все эти неурядицы подорвали политический авторитет царя Василия Шуйского (1552-1612). В июне 1610 года он был низложен боярами и пострижен в монахи. Власть в столице взяла в руки так называемая «семибоярщина». Возглавил этот совет князь Фёдор Мстиславский. В конце сентября новоиспечённые властители русской земли впустили в Москву поляков, и те стали полноправными хозяевами первопрестольной.

В это же самое время шведский король Густав-Адольф двинул свои войска в северные русские земли. Предатели открыли ему ворота Новгорода. Богатейший город, считавшийся по праву северной столицей, был разграблен. Шведы «раскатали губу» и на Псков. Но жители «встали в осаду», и враг отступил.

Положение Москвы было ужасным. Василия Шуйского поляки забрали из монастыря и увезли в Польшу, дабы обезопасить себя от непредвиденных случайностей. Бывший царь умер на чужбине в 1612 году. На русской земле установилось полное безвластие. Бояре собрались на совет и решили предложить московский престол польскому королю Владиславу. Но тот являлся католиком, а царский трон мог получить только православный. На этом твёрдо и непреклонно настаивал патриарх Гермоген (1530-1612). Он стал слать письма по всей стране, призывая народ сплотиться и изгнать захватчиков.

Поляки схватили Гермогена, посадили в темницу и уморили голодом. Но призывы мятежного патриарха нашли отклик в сердцах русских людей. Их читали во всех городах на площадях и в храмах. Наибольший отклик они нашли на северо-восточных окраинах государства. Именно в этих землях зародилось освободительное движение. Колыбелью же стал Нижний Новгород.

Борьбу против захватчиков возглавили Козьма Минин (1562 или 1568 - 1616) и Дмитрий Пожарский (1578-1641). Первый являлся купцом из Нижнего Новгорода, второй имел княжеский титул и представлял собой профессионального военного. Его боевой опыт был очень большим, так как князь участвовал во всех решающих сражениях Смутного времени. Но для спасения Отчизны нужны были люди и деньги. Казалось бы, что проще: набирай ополченцев, формируй воинские подразделения и двигайся к Москве. Но не тут то было. Когда Минин с Пожарским обратились к нижегородскому купечеству, те отказали в деньгах, мотивируя это тем, что все средства вложены в товар.

Дмитрий Пожарский оказался беспомощным перед хитрыми купцами. Но Козьма Минин, являвшийся сам выходцем из торговой среды, прекрасно знал нравы и прижимистость своих коллег. Он посочувствовал богатым жителям Нижнего Новгорода, но в то же время заявил, что Отчизну надо спасать и бросил клич: «Заложим жён и детей, но спасём Русскую землю от захватчиков». Возражать никто не стал, надеясь на авось. Тогда Минин с выборными гражданами пошёл по богатым домам и стал брать силой жён и детей. Всех их выставили на продажу в холопы. Что оставалось делать купечеству. Пошли мужья и отцы в огороды, выкопали кубышки с золотом и выкупили своих родных обратно. Так были собраны деньги на войско.

Таким образом, Козьма Минин выполнил свою миссию. Настала очередь Дмитрия Михайловича Пожарского. В феврале 1612 года ополчение двинулось к Москве, но предварительно заняло Ярославль, являвшийся важным стратегическим центром, в котором пересекалось множество торговых дорог. Здесь повстанцы простояли несколько месяцев. Минин и Пожарский хотели собрать земский совет, чтобы определиться с будущим царём русской земли, но по разным причинам это собрание не состоялось.

В августе повстанческие полки двинулись на Москву. Собственно, Москвы, как таковой, уже не было. Поляки её сожгли. Остался лишь Китай-город да Кремль. На помощь запершимся в столице захватчикам двинулся гетман Ходкевич. Это был хороший полководец, блестяще проявивший свои незаурядные стратегические и тактические способности в турецкой войне. Но в этот раз военное счастье ему изменило. Возглавляемые им воинские соединения были разгромлены, а за ними настала очередь и остальных захватчиков.

Ополченцы, под предводительством Дмитрия Пожарского, взяли штурмом Китай-город и вынудили поляков отступить в Кремль. Те недолго продержались за крепкими стенами. Понимая безвыходность ситуации, польские паны капитулировали. Случилось это 4 ноября 1612 года. Вражеский гарнизон сдался на милость победителей. Но до окончательной победы было ещё далеко.

Смуту затеяла часть казачества, которая в своё время поддерживала Тушинского вора . Возглавил это движение Иван Мартынович Заруцкий. Он женился на Марине Мнишек , став третьим мужем этой женщины после Лжедмитрия I и Тушинского вора. Но времена уже изменились: русский народ, благодаря Минину и Пожарскому, почувствовал свою силу, вдохнул воздух свободы и окончательно выкинул из памяти довлевшие над ним все эти годы оковы Опричнины .

Мятежные казаки не нашли поддержки у широких слоёв населения. Они отступили к Астрахани и заняли этот город. Жители встретили Заруцкого с его приспешниками вначале довольно приветливо, но вскоре поняли сущность оказавшихся у них в гостях людей, стремящихся создать отдельное государство. Популярность Заруцкого резко упала. Усугубили ситуацию московские войска, быстрым маршем двигающиеся к Астрахани.

Спасая свои жизни, семейство Заруцкого бежало из города на Яик (старинное название реки Урал), но по дороге было арестовано и доставлено в Москву. Ивана Мартыновича, Марину Мнишек и их сына ждала страшная участь. Самого Заруцкого посадили на кол, сына повесили, а бывшая жена всех претендентов на престол умерла в тюрьме при загадочных обстоятельствах. Случилось всё это в 1614 году и стало завершающим неприятным штрихом Смутного времени.

Московское царство начало постепенно возрождаться. Минин и Пожарский спасли русскую землю от захватчиков, заручившись поддержкой всего русского народа. Правда, потери были очень велики. По Деулинскому перемирию 1618 года Запорожье, а также Смоленск с Черниговом отошли к полякам. Шведы оставили Новгород, но прочно обосновались в устье Невы и на всём побережье Финского залива, полностью перекрыв России выход к Балтийскому морю. Территория Московского царства значительно сократилась, а его мощь и международный авторитет упали.

Cтатью написал Владимир Чернов

Источники: Аркадий Задорожный "Связь времён"
Лев Гумилёв "От Руси до России"
Юрий Суздальский "Смутное время в России"

Спасители Отечества

Минин и Пожарский. Всего лишь несколько лет довелось этим людям бороться бок о бок. С тех пор их имена стали в сознании русских людей неразделимы. Но много ли мы знаем о них - спасителях Отечества? В замечательном фильме «Барышня-крестьянка» (по мотивам повести Пушкина), Берестов-старший в прекрасном исполнении Василия Ланового возмущенно говорит, о том, что жалок народ, не знающий хорошо свою историю и своих спасителей. Минин и Пожарский - и все, даже имен их не все помнят.

Они не оставили после себя ни дневников, ни писем, ни воспоминаний.. Даже реконструкция внешних событий их жизни наталкивается на непреодолимые препятствия. Никто не может сказать точную дату рождения Минина.

Никто не может обрисовать его черты и приметы. О нижегородском старосте документы упоминают впервые в тот момент, когда он приступил к сбору казны на народное ополчение. Но до этого он прожил целую жизнь. Кузьма стоял на низших ступенях социальной лестницы. Пожарский происходил из княжеского рода. Биографию его мы знаем лучше. Но и в ней остается слишком много пробелов.


Редкие упоминания о военных успехах Пожарского - вот и все, чем располагает историк, Время и герои - такова извечная проблема жанра исторической биографии. Там, где у автора мало сведений о главных героях, биографическое повествование уступает место исследованию времени. (В разных источниках, даже отчество Минина пишется по разному, где-то его отца называют Захарием, другие Миной. Полное имя, указанное в Википедии - Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий. (прозвище Сухорук или Сухорукий указывает, что видимо было у него что-то с рукой). Я в основном привожу биографии, что написал в своей книге историк - профессор Руслан Григорьевич Скрынников .)
Предки Кузьмы Минина происходили из Балахны - небольшого поволжского городка в окрестностях Нижнего Новгорода. В России в то время фамилии едва лишь входили в обиход и еще оставались уделом избранных, принадлежавших к верхам общества. Простонародью заменой фамилии служило отчество. Деда Кузьмы звали Анкудином, отца - Миной Анкудиновым. Самого же Кузьму величали всю жизнь Мининым, а под конец уважительно - Кузьмой Миничем. В конце царствования Грозного Мина Анкудинов числился одним из совладельцев соляной шахты (трубы) «Каменка». Промысел в Балахне требовал больших затрат и трудов. К концу жизни Мина имел пай в нескольких трубах, затем дело перешло старшим сыновьям Федору и Ивану Мининым.


Кузьма Минин не получил доли в соляных промыслах, и ему пришлось искать свой путь в жизни. В юности он не раз сопровождал отца в его поездках в Нижний Новгород, где близко познакомился с торговым делом. После раздела имущества с братьями Кузьма получил свою долю наследства и перебрался в уездный центр. Здесь он купил себе двор, завел лавку и занялся мясной торговлей.
Кузьме Минину пришлось приложить много усилий, прежде чем он обзавелся прочными связями в нижегородском округе. Женился он, по-видимому, уже после переезда в Нижний Новгород. Суженой его стала Татьяна Семенова из посадской семьи. Никто не знает, скольких детей родила Кузьме его жена. Выжил из всех один лишь сын Нефед. Семья Мининых жила подобно сотням других нижегородцев.


Соратник Минина Дмитрий Пожарский имел княжеский титул и длинную родословную, но не принадлежал к аристократическим слоям общества. «Родов дряхлеющих обломок» - эти слова как нельзя лучше подходили к истории семьи Пожарских. Предки Дмитрия Пожарского были владельцами Стародубского удельного княжества, располагавшегося на Клязьме и Лухе. В годы опричнины Иван Грозный сослал на поселение в Казанский край сотню княжеских семей. Опале подверглись Ярославские, Ростовские и Стародубские княжата. В казанской ссылке побывали пять князей Пожарских со своими семьями. Среди них был и Федор Иванович с женой и детьми. Семья лишилась разом всего. Настанет время, и Дмитрий Пожарский будет оправдывать неудачную службу отца и деда ссылкой на опричную грозу. «Мои родители, - отметит он, - были много лет в государеве опале». В действительности опала на Пожарских была кратковременной.
Вскоре царю Ивану пришлось признать неудачу своей опричной затеи и вернуть в Москву ссыльнопоселенцев. По его приказу казна стала возвращать им вотчины либо наделяла их примерно равноценными землями. По возвращении из Казани в Москву Федор Пожарский вновь оказался на службе и участвовал в последних кампаниях Ливонской войны в скромном чине дворянского головы. До воеводского чина он так и не дослужился. Перед кончиной Федор принял пострижение в Троице-Сергиевом монастыре. Жена его, княгиня Мавра, пережила супруга на тридцать три года. Федор Пожарский женил своего старшего сына Михаила на Марии Берсеневой-Беклемишевой. В ноябре 1578 года в семье Михаила и Марии родился сын Дмитрий, будущий знаменитый воевода. В лице княжича Дмитрия соединились два опальных рода. Пожарские пострадали от Грозного, Берсеневы - от его отца Василия III.
Отец умер, когда Дмитрию едва исполнилось девять лет. Княжич рос и воспитывался вместе со старшей сестрой Дарьей и братом Василием, который был на шесть лет моложе его. Детские годы провел в родовом гнезде в Мугрееве.

Дмитрию Пожарскому минуло двенадцать лет, когда в Угличе погиб восьмилетний князь Дмитрий Угличский, младший сын Ивана Грозного. Как известно, именно это событие дало начало Смутному времени. О гибели младшего сына Грозного говорили и в семье нижегородского посадского человека Кузьмы Минина, и в семье князя Пожарского. Но Дмитрий Пожарский не мог предвидеть того, что ему еще придется столкнуться с двойником угличского князя на поле брани.
Наибольшее влияние на формирование личности Дмитрия Михайловича оказала мать. В течение всей своей долгой жизни она делила с сыном его заботы и радости. Характером и умом Мария, видимо, пошла в своего деда - Ивана Берсеня. Она сама была высокообразованной женщиной и всем детям своим дала блестящее, по тому времени, образование, что было тогда редким явлением. После долгих хлопот она добилась того, что Поместный приказ закрепил за наследником Дмитрием часть отцовского поместья. Княжич был старшим в мужском колене, и на нем сосредоточились надежды семьи. В девять лет княжич Дмитрий вступил во владение мещевским и серпейским поместьями за Угрой. Его совладельцами стали мать, сестра и младший брат. Когда пришло время, Мария Пожарская женила сына. На Руси взрослели рано и браки заключали в раннем возрасте. Женой княжича Дмитрия стала девица Прасковья Варфоломеевна..
Князь Дмитрий Пожарский был вызван на дворянский смотр в 1593 году. Первые годы его службы ничем не примечательны, если не считать того, что он стал стряпчим. Куда бы ни шел государь, в Боярскую ли думу, в поход, в церковь или к обеду, его повсюду сопровождали стряпчие. По торжественным дням они несли скипетр и другие знаки власти. В военных походах они служили оруженосцами. Пять лет провел Пожарский при дворе царя Федора Ивановича. Царь давно отстранился от дел, и его именем правил Борис Годунов, брат царицы Ирины.. В январе 1598 года царь Федор умер. С его кончиной пресеклась династия Ивана Калиты, правившая Московским государством на протяжении трехсот лет Избрание Бориса Годунова на царство стало первым крупным политическим событием, в котором Пожарский принял участие. Из стряпчих Пожарского перевели в стольники. Годунов оказал князю большую честь. Дмитрий Пожарский попал в круг лиц, составлявших цвет столичной знати. Мария Пожарская имела безупречную репутацию, и Борис пригласил ее стать «верховой боярыней» при любимой дочери Ксении.

О царевиче Дмитрии Угличском забыли вскоре после того, как прах его был предан земле. Но едва царь Федор умер и бояре стали оспаривать друг у друга корону, в народе пронесся слух о чудесном спасении законного наследника из династии Грозного. Подобно прочим дворянам, Пожарский был озадачен вестью о появлении на границе «законного государя», назвавшегося сыном Грозного. Тем не менее он без колебаний отправился на войну, чтобы защитить власть Годунова, занявшего трон в силу земского избрания. Война стала важной вехой в жизни Пожарского. Среди испытаний военного времени окончательно сформировались такие черты его характера, как решительность, редкое хладнокровие и непоколебимая верность воинскому долгу.

Столкновения на литовском рубеже круто изменили ход жизни Дмитрия Пожарского. В боях с отрядами самозванца Пожарский получил боевое крещение. Ратная служба с ее стихией опасности и риска пришлась ему по душе, и он не жалел сил, выполняя поручения воевод. Князь Дмитрий стойко переносил невзгоды зимней кампании. На всю жизнь запомнил он свой путь в заснеженных полях, стычки с гусарами, долгие вечера у костра, стужу землянок. Глядя на бывалых воинов, Пожарский учился постигать основы ратного искусства. Но пока ни он сам, ни его сотоварищи даже не догадывались, какое славное будущее ждет его впереди.


Монумент Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде.

13 апреля 1605 года Борис скоропостижно умер в своем кремлевском дворце. Находившийся при особе царя Я. Маржерет засвидетельствовал, что причиной смерти был апоплексический удар. Таким образом, в могилу царя свел давний недуг. Незадолго до кончины Годунов решил вверить командование армией любимому воеводе П. Ф. Басманову, отличившемуся в первой кампании против самозванца. Молодой и не слишком знатный воевода призван был сыграть роль спасителя династии. Последующие события показали, что Борис допустил роковой просчет.
Эхо войны прокатилось по всей стране. В Нижнем Новгороде Кузьма Минин продолжал торговать в своей лавке. Но теперь ему чаще приходилось иметь дело со сборщиками податей. Война требовала денег, и казна обложила посадское население новыми поборами.
Войско самозванца напоминало многоголовую гидру. На месте отрубленных голов у нее тотчас вырастали новые. Настал страшный день, когда Лжедмитрий вошел в Москву. Не обошлось конечно без предательства со стороны части бояр.
Нижегородскому посадскому человеку Кузьме Минину не довелось видеть Отрепьева. Подобно другим жителям Нижнего, он был поражен сначала вестями о воцарении «Дмитрия», а затем тайными пересудами о его самозванстве. Князь Дмитрий Пожарский не только видел Лжедмитрия, но и общался с ним во дворце. На торжественных приемах в честь иноземных послов и гостей стольник Пожарский выполнял почетные поручения. При дворе знали, что в присутствии иноземцев князь Дмитрий не уронит своего достоинства.

Князь Пожарский на памятнике 1000 -летие Росии.

Ну а потом, как известно из истории, объявился самозванец Лжедмитрий и началось самое тяжелое для Руси -смутное время.
Один самозванец сменился другим, затем настало время Семибоярщины, Русь истекала кровью, люди тысячами мерли от голода.
Князь Пожарский, в то время зарайский воевода, не признал решения Московских бояр призвать на российский трон сына польского короля королевича Владислава. Не признали решения Семибоярщины и нижегородцы.
Бедствия Смутного времени причинили огромный ущерб городским центрам России. Нижнего Новгорода разорение коснулось в меньшей степени, чем других городов. Нижний Новгород обладал превосходной системой обороны. Лишь несколько русских городов имели каменные крепости, по мощности равные Нижегородскому кремлю.
Мысль о подвиге во имя спасения отечества давно волновала Минина. Но, как человек трезвый, Кузьма привык сообразовывать замыслы с наличными средствами. В его голове вновь и вновь звучали слова, как бы услышанные им сквозь сон: «Если старейшие (дворяне и воеводы) не возьмутся за дело, то его возьмут на себя юные (молодые тяглые люди), и тогда начинание их во благо обратится и в доброе совершение придет!»
Избрание в земские старосты Кузьма воспринял как зов судьбы. Нижегородские воеводы и приказные не знали, на что решиться. Не они, а посадский староста Минин выступил с инициативой организации нового ополчения. Вокруг Кузьмы немедленно объединились все, Сбор средств начался с добровольных пожертвований. Земский староста подал пример всем остальным. Нижегородцы несли на площадь к съезжей избе кто что мог.


Песков М.И. «Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году», (1861)

В Нижний потянулись обозы с продовольствием. Их выслали крестьяне и прочий уездный люд. Богатые монастыри должны были внести деньги в фонд ополчения наряду с дворцовыми крестьянами. Взявшись за организацию войска, посадские люди долго ломали голову над тем, кому доверить командование.
Князь Пожарский в это время находился на лечение (после ранения в битве под Москвой) в своем селе Мугрееве, недалеко от Нижнего. Сюда, по указанию Минина явились к нему послы с предложением принять начальство над нижегородским ополчением, поднявшимся для спасения Москвы; со своей стороны Пожарский потребовал, чтобы при ополчении выборным от посадских человеком был Минин.

.


Савинский В. Е. «Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского» (1882)

План Пожарского состоял в том, чтобы возможно скорее собрать отовсюду военные силы и не мешкая отправиться с ратью на помощь к Москве. Осуществление плана, однако, натолкнулось на неожиданные трудности. Возможности Нижнего Новгорода оказались быстро исчерпаны. Минину и Пожарскому пришлось обратиться за поддержкой к ближним и дальним городам и волостям
Став во главе ополчения, Пожарский в лице своем вмещал всю верхнюю власть над русской землею и писался "у ратных и земских дел по избранию всех чинов людей московского государства";



М. И. Скотти. «Минин и Пожарский» (1850). Красное знамя с иконой, которое несёт князь, исторически достоверно.

Минину было поручено заведование казной ополчения. С званием "выборного человека", простой нижегородец стал рядом с князем Пожарским, а после, под Москвой и в Москве, и с князем Трубецким, во главе ополчения и образовавшегося в нем правительства. Принимая участие во всех делах правительственных, Минин, главным образом, ведал казну и обеспечение ратных людей необходимыми запасами и припасами и денежным жалованьем, с чем и справился успешно, несмотря на трудности сборов в разоренной смутой стране. Под Москвой, в битве с Ходкевичем, Минин показал и военную доблесть, решив бой смелым ударом выбранного им самим отряда.
Царь Михаил Романов пожаловал Минина думным дворянством и землей в Нижегородском уезде.
Вскоре после этого - до мая 1616 г. - Минин умер. Погребен он в Нижнем, в нижнем этаже Спасо-Преображенского собора, где в его память устроен придел во имя Косьмы и Дамиана.


Гробница Кузьмы Минина в Спасо-Преображенском Соборе кремля. Возведена Л. В. Далем в 1874 году

Правительство со вниманием относилось ко вдове и сыну Мининым (дальнейшего потомства у него не было).

Князь Дмитрий скончался 20 апреля 1642 года. По обычаю века умирающий принял схиму. Погребли его в родовой усыпальнице Пожарских в суздальском Спасо-Евфимиеве монастыре. Так закончился жизненный путь Дмитрия Пожарского, друга и сподвижника Кузьмы Минина.


Памятный крест, установленный 1 ноября 2008 года над могилами рода Пожарских в Спасо-Евфимиевом монастыре (Суздаль)


Восстановленная гробница князя Пожарского в Спасо-Евфимиевом монастыре (Суздаль)

Немного вещей Пожарского хранят музеи. Среди них прямоугольный стяг, сшитый из красного шелка, с библейскими символами в центре и золотыми узорами по краям, да две сабли - одна парадная, а другая боевая. Парадная сабля с ножнами в каменьях напоминает о том времени, когда ее владелец прозябал на придворной службе у Романовых. Сильно сточенный, потемневший от времени клинок служит символом другой поры. С этим оружием Пожарский не разлучался в те годы, когда вел народное ополчение к Москве. Шелковый стяг относится к тому же времени. То был победный стяг, взвившийся над Кремлем после изгнания оттуда иноземных завоевателей.
Народ по достоинству оценил их подвиг. Имена Минина и Пожарского навеки стали символом верного служения Отчизне.


Википедия,

фото и материалы интернета

О ГЕРОЯХ БЫЛЫХ ВРЕМЕН. (ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. ПОСТСКРИПТУМ)

Календари указывают, что 4 ноября - День народного единства - российский государственный праздник, отмечающийся с 2005 года. При этом издавна, согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божией Матери» (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году).

Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин

22 октября (1 ноября по григорианскому календарю) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай - город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. 26 октября (5 ноября по григорианскому календарю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день (27 октября) гарнизон сдался. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года.

Эрнст Лисснер Изгнание поляков из Кремля.

Как считают ученые, из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарём этот день сместился на 4 ноября. При принятии решения о праздновании наши политики долго спорили. С одной стороны, освобождение Москвы от польских интервентов народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского продемонстрировало героизм и сплочённость всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Как сказал один из инициаторов введения праздника, Патриарх Алексий, «этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

Михаил Скотти Минин и Пожарский. 1850 г.

Юрий Пантюхин За Землю Русскую! Минин и Пожарский (правая часть триптиха).

Нэлла Генкина Минин и Пожарский 2006 г.

Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа Верхние Торговые Ряды в середине 1850х гг. 1850-е гг..

Кстати, не многие знают, что первоначально в 1818 году памятник Минину и Пожарскому по указанию скульптора Мартоса был установлен в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), и только в 1931 году памятник посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.

Иван Мартос Памятник Минину и Пожарскому 1818 г.

Филипп Москвитин Гражданин Кузма Минин и князь Дмитрий Пожарский.1612 год. 2009 г.

Рудольф Баранов Минин и Пожарский 2007 г.

С другой стороны, указывалось, что праздник 4 ноября не имеет никакой исторической связи с описанными выше событиями, что неправильно датировать старые праздники в новом стиле и что еще неправильней давать церковному празднику Казанской иконы Божией Матери статус государственного. К тому же, понятно было, что основная цель принятия нового праздника - отмена советского праздника – очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

Михаил Песков Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. 1861 г.

Константин Маковский Козьма Минин (эскиз). Конец 1850-х г.

Илья Репин Кузьма Минин (эскиз). 1894 г.

Тем не менее, праздник был принят и уже шесть лет отмечается, но по мнению многих политологов - новый праздник не прижился в России. Начиная с 2005 года, основными формами празднования были (перечисляю по статистике): крестные ходы в разных городах с участием глав администраций, благотворительные акции, фестивали творчества детей, митинги. В 2006 году в Нижнем Новгороде планировалось грандиозное шоу, в котором должны были принять участие более 1 000 актеров, но оно не состоялось.

Константин Маковский Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году.

Константин Маковский Козьма Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1890-е г.

Борис Чориков Призыв Минина к Пожарскому.

«Апофеозом» празднования стал 2007 год, когда Владимир Хотиненко снял исторический фильм «1612», в Нижегородском Кремле устроили показательную схватку «ополченцев» с «захватчиками», а в Санкт-Петербурге - тематическую квест-игру «Минин и Пожарский вступили в Схватку с врагом». Но с этого момента прошло уже четыре года, а популяризации праздника не произошло.

Вильгельм Котарбинский Больной князь Дмитрий Пожарский принимает московских послов. 1882 г.

1603 год. На престоле царь Борис Годунов, а на земле Российской лютует голод. Царские указы и меры, принятые государем для уменьшения голода, не увенчались успехом. Люди дохли как мухи, а трехлетние страдания не прошли бесследно для народного сознания и даже породили мрачные легенды и предзнаменования.
В конце 1604 года засияла на небе необычайно яркая комета.
В Нижегородском крае она была доступна взгляду даже среди бела дня.
«Быть беде!» - толковали в народе. В это же время, как кометы, вспыхивали народные восстания, которые с трудом удавалось погасить. А весть о том, что царевич Дмитрий жив и направляется с войском к Москве, вовсе породила смуту в народе. Кто же истинный царь?
Смерть Бориса Годунова открыла вход в Кремль тем, у кого была могущественная поддержка среди бояр. С этого момента и до 1610 г. на Руси наступил период Лжедмитриев и боярского предательства. А народ покорно ждал от боярской думы разумного и справедливого решения. И безмолвно дождался, когда в августе 1610 году бояре тайно от народа призвали на московский трон польского короля Владислава.

А в сентябре интервенты уже вошли в Кремль. По всей Руси гремят набаты - будущее Московского государства под угрозой. Москва оказалась захваченной польско-литовской шляхтой. Шведы вступили в Великий Новгород, на север готовилась высадка английского десанта, Русь разваливалась на глазах.
Атаман казачьей вольницы, тушинский боярин Иван Зарусский, осаждая Москву, думал посадить на трон Марию Мнишек, с малолетним сыном. У бояр с дворянами не было согласия.
И в это время в Нижнем Новгороде произошли истинно великие события, имевшие значение для утверждения силы и славы русского государства.
В феврале 1611 году нижегородская рать из 1200 человек, в которую входили воины из Казани, Ярославля, Чебоксар, двинулась на Москву.
В рядах ратников был и нижегородский доброволец Козьма Минин. Однако первый поход ополчения потерпел поражение, которое не давало покоя патриоту земли русской Козьме Минину.
Решив перейти от мысли к действию, посадский староста начал разговаривать в земской избе с приходящими по делам посетителями. Козьма указывал на необходимость создать казну и предлагал сделать пожертвования.
Так он собрал первую сумму на снаряжение ополчения. Но этих денег было недостаточно, и Минин решил обратиться с воззвание ко всему нижегородскому народу.
Известно, что большое влияние на Минина оказали послания патриарха Гермогена, который отверг требования поляков призвать народ к покорности и смирению.
На спуске, что идет от Ивановских ворот к торгу, начал собираться народ. Никто не остался равнодушным к обращению земляка: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имени своего!».


Минин: «Не жалеть ничего, свои дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником». Это воззвание не оставило равнодушным никого.
Широкой волной потекли пожертвования. Многие приносили последнее.
Итак, после событий, состоявшихся на площади у Ивановской башни Нижегородского Кремля, Нижний начал готовиться к ополчению.
В зиму город больше походил на большой воинский стан.
По совету Минина нижегородцы стали отдавать на нужды ополчения третью часть имущества.

По его же предложению предводителем похода был выбран опытный воин князь Дмитрий Пожарский.
28 октября 1611 г. Пожарский принял решение возглавить нижегородскую рать, и прибыл в Нижний Новгород.
Ядром ополчения стали закаленные в сечах смоляне. Они нашли временное пристанище в Арзамасе. Вместе с русскими вступали в ополчение татары, чуваши, мордва, черемисы.
Вся великая Русь по зову нижегородцев встала на защиту Москвы.
«Купно за едино. Вместе за одно!» - эти слова стали девизом войска.


В конце зимы 1612 года ополчение выступило в поход. Оно было небольшим: всего несколько тысяч человек. Пошли на Ярославль, в обход опасных мест, занятых казаками. По дороге к ополчению примыкали все новые ратники.
Самые большие отряды присоединились к войску в Ярославле.

С иконой Казанской Божьей Матери и под стягом князя Пожарского ополчение вступило в Москву. А тем временем, противостоящие войску Пожарского силы интервентов под Москвой имели численное преимущество. Ополчение расположилось станом у Арбатских ворот, между двух огней.

С одной стороны наступали полки гетмана Хаткевича, с другой наступали поляки. Но иной позиции у Пожарского не было. Оставалось или победить, или положить всю рать на поле брани. Кровопролитная сеча длилась два дня.
Летописец рассказывает, как «Минин, не искусен воинским стремлением, но смел дерзновением», в критический момент битвы попросил у Пожарского три конные дворянские сотни.
Перебрался через крымский брод Москвы-реки и ударил врага с тылу. Гетманское войско не успело подготовиться к отпору. В панике вражеская рота налетела на седлавших коней рейтар и смяла их порядки. На помощь Минину пришли казаки. Тем временем ратники Минина уже достигли городского внешнего вала. Поляки отступили к Донскому монастырю.
На исходе октября 1612 года они с позором оставили окраины Москвы.


После победы Дмитрий Пожарский вместе с князем Трубецким возглавил временное правительство.
Начиная с 1628 года, в течение почти трех лет, Дмитрий Михайлович был воеводой в Новгороде.
Минину, новый царь Михаил Романов пожаловал звание думного дворянина и наградил вотчиной - селом Богородским в Нижегородском уезде.
С 1613 года герой нижегородского ополчения жил при царском дворе, участвовал в заседаниях боярской Думы.
20 января 1616 г. по возвращению из Черемисских земель Минин скоропостижно скончался. Его похоронили на одном из кладбищ Нижнего Новгорода. Затем прах перенесли в усыпальницу Спасо-Преображенского собора.

До середины XIX века центральное место на гробнице занимала надпись - «Избавитель Москвы - Отечества любитель». Сейчас собор разрушен. Ныне прах находится в Михайло-Архангельском соборе кремля.
Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью. Не случайно в сложные для страны периоды память о героическом ополчении поднимала россиян на новые подвиги.
В начале XIX века, после позора под Аустерлицем, император Александр I подписал мир с Наполеоном. Но мудрый дипломат Александр прекрасно понимал, что Франция все равно нападет на Россию. Нужно было готовиться к войне. Именно тогда на помощь государству снова пришли идеи Минина и Пожарского. 30 ноября 1806 года император издает манифест о создании ополчения по примеру великих предков.
К моменту нападения Наполеона Россия имела не только регулярные войска, но и 612 тысяч ратников-ополченцев, среди них были и нижегородцы. Было принято и другое, не менее важное решение.
В целях воспитания патриотического духа, по совету царя Александра, президент академии художеств, граф Строганов, вводит в устав непременный раздел - все воспитанники академии должны выполнять работы на патриотические сюжеты. Тогда появились работы с изображениями Дмитрия Донского, Александра Невского, Козьмы Минина, Дмитрия Пожарского.


В 2005 года, 4 ноября в нашей стране впервые отмечали новый всероссийский праздник - День народного единства.
Дата выбрана не случайно: 4 ноября 1612 года вошло в отечественную историю как знаменательный день освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков Нижегородским ополчением под предводительством Минина и Пожарского в союзе с другими патриотическими силами.
У этого праздника глубокие исторические корни. В честь освобождения Москвы в былые времена нижегородцы отмечали две даты - Память князя Дмитрия Пожарского и Память великого гражданина Кузьмы Минина.
До революции 1917 года в эти знаменательные дни городской голова Нижнего Новгорода, приглашал почетных горожан в Спасо-Преображенский собор, где находилась гробница Кузьмы Минина.
Там в присутствии членов городской думы, офицеров, чиновников, дворян, купцов, духовенства и именитых гостей совершалось богослужение. Затем в здании думы накрывался поминальный стол. Особый почет оказывался воинам-ветеранам, которым при большом скоплении горожан вручались подарки.
В двадцатом веке эти традиции надолго были утрачены.

Но в последние годы благодаря патриотическому движению общественности Нижнего Новгорода и Балахны празднование дней памяти героев народного ополчения стало возрождаться.
С 2001 года в честь подвига народного ополчения в Нижегородской области стали проводить культурно-патриотическую акцию «Алтарь Отечества».
За прошедшие несколько лет стало уже доброй традицией, что с 1 по 4 ноября участники этой акции проходят по всему героическому маршруту ополчения.


Цель акции - привлечь всеобщее внимание к духовным ценностям Отечества, его героическому прошлому, продемонстрировать многообразие российской культуры. Девизом похода стали слова Кузьма Минина, которые он произнес в воззвании к народу: «Купно за едино!» («Вместе за одно»).

В 2003 году участники акции, отдав дань памяти вождям нижегородского ополчения и возложив цветы к их монументу на Красной площади в Москве, предложили объявить 4 ноября всероссийским национальным праздником.

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и перенесение государственного выходного дня с 7 ноября на 4 ноября.
4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. В ополчении, собранном Мининым, объединились «русские люди, поволжские и сибирские татары, башкирские и марийские стрельцы, мордовские и удмуртские ратники.
Потому и назван праздник Днем народного единства.


В 2005 году в рамках празднования в Нижнем Новгороде Дня народного единства у храма Рождества Иоанна Предтечи состоялось открытие памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, который является уменьшенной копией памятника, установленного на Красной площади в Москве.

Памятник установлен на пьедестале у церкви Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, именно с паперти этой церкви Козьма Минин призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков.

Рекомендательный список:
Березов П. Минин и Пожарский. - Москва: Московский рабочий, 1957. - 344 с.: ил.
Князья Пожарские и Нижегородское ополчение: род князей Пожарских от Рюрика до наших дней / Сост. А. Соколов, протоиерей. - Н.Новгород, 2006. - 236 с.: ил.
Поротников В.П. 1612. Минин и Пожарский – Москва: Яуза, 2012. - 256 с.
Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. Хроника Смутного времени.- Москва: Молодая гвардия, 1981.- 352 с.: ил.- (ЖЗЛ).
Бондарев В. Праздник воскресения России // Родина – 2007 - №10 – с.10 -12.
Дорошенко Т. Преодоление «великой разрухи русского государства. Ополчение 1611- 1612 годов. // Наука и жизнь – 2006 - №1 – с. 92 – 101.
Шишков А. Смута в России. XVII век. // Родина – 2005 - №11.

Источник фото: tonkosti.ru, kstnews.ru, naganoff.livejournal.com, encyclopedia.mil.ru, ljrate.ru, rus-img2.com, www.books.ru, www.pravmir.ru

В центре Москвы, на Красной площади, стоит памятник, известный каждому, кто хоть раз побывал в нашей столице. Он сооружен в 1818 г. по проекту выдающегося русского скульптора И. П. Мартоса на народные средства. На постаменте высечена надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия» . Памятник живо напоминает нам о грозных событиях 1611 - 1612 гг., о великом подвиге русских людей, поднявшихся в едином порыве против врагов и отстоявших свою независимость.

В конце XVI - начале XVII в. Русское государство переживало тяжелые времена. Жестокий крепостнический гнет, опричнина, длительные неудачные войны разорили страну, привели ее к разрухе. В 1601 - 1603 гг. разразился страшный голод, унесший до трети населения. Толпы голодных крестьян и холопов бродили по дорогам. Тысячи их умирали. Измученный народ поднялся против своих угнетателей - в 1606 - 1607 гг. вспыхнула большая крестьянская война под предводительством Болотникова.

Давние враги Руси - польские феодалы - решили использовать удобный момент, чтобы захватить русские земли, поработить русский народ. При содействии короля Сигизмунда III и римского папы Климента VIII польские феодалы выдвинули для захвата московского престола самозванца Лжедмитрия I, а затем подставили и другого авантюриста - Лжедмитрия II. Но обе авантюры потерпели полный провал.

Тогда осенью 1609 г. Сигизмунд III перешел к открытой интервенции. Огромное вражеское войско вторглось в Россию. Оно стало захватывать западные районы страны, осадило важную пограничную крепость Смоленск. Летом 1610 г. отряды интервентов под командованием гетмана Жолкевского подошли к Москве. Правившие в то время Москвой бояре ночью тайно открыли врагу ворота в Кремль.

По стране рассыпались многочисленные шайки интервентов. Захватчики отбирали у населения продовольствие и последние пожитки, топтали посевы, вырезали скот, сжигали дотла города и села, зверски убивали или угоняли в плен жителей, издевались над русскими обычаями. В Москве интервенты дочиста ограбили казну, расхитили драгоценности из кремлевских дворцов, соборов и царских гробниц, бесчинствовали на улицах.

Насилия интервентов вызвали широкое освободительное движение. Во многих городах создавались народные ополчения. В лесах и. деревнях отважно действовали отряды партизан. Но для освобождения Москвы и изгнания захватчиков из России этих разрозненных усилий было недостаточно. Борьба затягивалась, ей не видно было конца...

Кровавые столкновения с интервентами произошли в Москве в марте 1611 г. Московские жители с нетерпением ждали подхода к столице сил первого общерусского ополчения, созданного по инициативе рязанского воеводы Прокопия Ляпунова. Когда передовые отряды ополчения приблизились к городу, в Москве стихийно вспыхнуло народное восстание. Захватив пушки и воздвигнув на улицах укрепления, москвичи вступили в бой с поляками и их немецкими наемниками. Они осыпали интервентов градом пуль и камней, били их топорами, вилами, дрекольем. Чтобы легче было справиться с восстанием, интервенты подожгли город. Три дня Москва пылала как огромный костер. В дыму и в огне происходила зверская расправа с восставшими.

Москвичам пытались оказать помощь вошедшие в город ратники ополчения. Особенно мужественно и стойко дрался с интервентами отряд, укрепившийся в районе Сретенки. Ратники неоднократно атаковали врага. Впереди всех, в шишаке и кольчуге, храбро сражался предводитель. С саблей в руке он смело врывался в ряды неприятеля. Дважды раненный, он не вышел из строя, после третьего тяжелого ранения его унесли с поля боя.

Предводителем отряда, сражавшегося на Сретенке, был зарайский воевода Дмитрий Михайлович Пожарский (1578 - 1642). Он происходил из обедневшего старинного рода стародубских князей. Не выделяясь особо ни знатностью, ни богатством, Пожарский был известен как горячий патриот, человек безупречной политической честности, храбрый и искусный военачальник. В 1608 г. он успешно защитил от интервентов Коломну, потом действовал против них в окрестностях Москвы. С 1610 г. стал воеводой в Зарайске, где так же стойко оборонялся от поляков. Теперь он пролил свою кровь, сражаясь за Москву...

Подавление московского восстания было тяжелым ударом для русских людей. Но впереди были новые беды. В июне 1611 г. пришли вести о взятии польскими войсками Смоленска, двадцать месяцев героически державшего оборону. На северо-западе объявился новый враг - шведские интервенты захватили древний Новгород. Потерпевшее под Москвой поражение, первое ополчение летом окончательно распалось из-за внутреннего разлада и плохой организации.

К осени 1611 г. значительная часть территории России на западе и северо-западе была в руках врагов. В полусожженной и разграбленной русской столице сидел вражеский гарнизон. В стране замерла торговля, во многих местах не сеяли хлеб, народ вымирал от голода и болезней, деревни и села запустели от «лихолетья». Страна не имела единого правительства, армии, материальных средств. Ей угрожала потеря государственной независимости.

В один из осенних дней 1611 г. рыночная площадь большого торгового города Нижнего Новгорода (теперь г. Горький) была переполнена народом. Собравшимся читали полученную из Москвы грамоту. В ней говорилось о разорении и бедствиях Русской земли, о насилиях иноземных захватчиков. Москва просила о помощи, призывала к борьбе...

Люди стояли молча, в глубоком волнении. На помост поднялся высокий, широкоплечий человек с открытым лицом. Это был торговец мясом, недавно избранный нижегородцами земский староста Кузьма Захарьевич Минин. До сих пор мы не знаем, когда и где он родился. По некоторым сведениям, он происходил из семьи солепромышленников г. Балахны. Потом перебрался в Нижний Новгород, где занимался мелкой торговлей. Горожане уважали его за прямоту и честность, большой практический ум, твердую волю. Минин имел и военный опыт. В 1608 г. в составе ополчения воеводы Андрея Алябьева он храбро бился с интервентами, подступавшими к Нижнему. «Если захотим помочь Московскому государству, - говорил Минин, - не пожалеем ничего, дворы свои продадим, жен и детей заложим, чтобы спасти отечество!»

Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Скульптура И. П. Мартоса. 1818 г.

Тут же начался сбор пожертвований на ополчение. Сам Минин отдал большую часть своего имущества, украшения жены, золото и серебро с икон. Люди несли деньги, драгоценности, одежду, оружие. Бедняки отдавали последние гроши, срывали с груди кресты.

Осада Смоленска польскими войсками в 1609 - 1611 гг. Гравюра начала XVII в.

Потом по предложению Минина был установлен обязательный сбор - пятая деньга «от всех пожитков и промыслов». Казначеем и распорядителем всех средств стал он сам, «выборный человек от всей земли».

Изгнание польских интервентов из Москвы в 1612 г. Картина Э. Э. Лисснера.

Нужно было найти также военного предводителя будущей народной рати. Выбор пал на героя мартовских боев в Москве князя Д. М. Пожарского, еще не излечившегося окончательно от полученных ран.

Начался набор ратных людей в ополчение. Одними из первых в ополчение пришли служилые люди из западных районов страны, занятых неприятелем. Во многие города отправились из Нижнего Новгорода гонцы с грамотами, призывавшими помогать «очищению Московского государства». Из разных мест спешили в Нижний дружины и отдельные добровольцы - служилые и посадские люди, крестьяне, стрельцы, казаки. Здесь их формировали в отряды и обучали. Вместе с русскими в ополчение шли представители народов Поволжья и даже далекой Сибири. Движение, начатое в Нижнем Новгороде, вскоре охватило всю страну.

Сабля Д. М. Пожарского, пожалованная ему за освобождение Москвы в 1612 г.

Благодаря старанию и заботам Минина войско было хорошо обмундировано, обеспечено в достатке провиантом, оружием и боеприпасами.

В марте 1612 г. ополчение выступило из Нижнего Новгорода. Минин и Пожарский повели свою рать не прямо к Москве, а вверх по Волге - на Ярославль. В Ярославле ополчение задержалось на четыре месяца. За это время оно пополнилось новыми силами, очистило от вражеских шаек обширный и богатый край - Северное Поволжье.

В Ярославль грамотами Минина и Пожарского были вызваны выборные из городов. Они создали временное общерусское правительство - «Совет всея земли». Были учреждены приказы, которые взяли в свои руки различные отрасли государственного управления. Во многие города были назначены новые воеводы, которые выполняли распоряжения «Совета всея земли», собирали налоги и пошлины. В освобожденных районах начала постепенно восстанавливаться нормальная жизнь.

Между тем на выручку сидевшему в Кремле польскому гарнизону двинулось 12-тысячное отборное войско под предводительством одного из лучших полководцев Польши - гетмана Ходкевича. Навстречу гетману из Ярославля в июле 1612 г. выступили силы ополчения.

Утром 20 августа 1612 г. ополчение подошло к Москве и заняло позиции у Арбатских ворот, преградив путь к Кремлю со стороны Смоленской дороги, откуда ожидался Ходкевич.

На следующий день на Поклонной горе показались войска Ходкевича. Блестя на солнце стальными доспехами, под барабанный бой шли правильным строем наемная венгерская конница, немецкая и польская пехота. На стороне неприятеля был значительный перевес в численности и вооружении. Русских ратников было не более 8 - 10 тыс. Готовясь стоять до конца и умереть за родину, ополченцы надевали чистые рубахи, прощались друг с другом.

22 августа, переправившись через Москву-реку, Ходкевич начал наступление у Чертольских ворот (ныне Кропоткинская площадь). На русское войско стремительно понеслась лавина венгерских и польских гусар. В тыл отрядам Пожарского ударили поляки, сделавшие вылазку из Кремля. Жестокий бой длился около семи часов. В результате враг был отброшен, оставив на поле боя более тысячи убитых.

Решающее сражение произошло 24 августа. Ходкевич решил пробиться к Кремлю через Замоскворечье. Туда же передвинул часть своего войска и Пожарский.

Русские стойко и самоотверженно отбивали атаки врага. В передних рядах, воодушевляя своих воинов, сражался сам предводитель ополченцев. Наиболее жаркими были схватки в районе улиц Пятницкой и Большой Ордынки. Казачий «острожек» - укрепленное место на Пятницкой улице у церкви св. Климента - несколько раз переходил из рук в руки. В его защите принимали участие и московские жители, даже женщины и дети.

Ожесточенное сражение продолжалось около 15 часов. Наступал вечер. Силы ополчения были на исходе. И тут Минин совершил замечательный воинский подвиг, решивший исход всей битвы. Взяв у Пожарского несколько сотен всадников, он неожиданно переправился через Москву-реку у Крымского брода и внезапно ударил во фланг неприятельского войска.

В лагере врага началась паника, все смешалось. Этим воспользовались ратники ополчения, бросившиеся в атаку. Завязалась смертельная схватка. Грохот стрельбы заглушал человеческие голоса, все было окутано густым пороховым дымом. Казалось, что пылал огромный пожар.

Интервенты потерпели полное поражение: от всего их войска уцелело не более 400 солдат, русские захватили обоз, пушки, шатры, знамена. Ходкевич с остатками своих войск отступил к Донскому монастырю, а на другой день бежал из-под Москвы, «браду свою кусая зубами и царапая лицо ногтями», как писал современник.

В октябре 1612 г., не выдержав голода, вражеский гарнизон сдал Кремль. Москва была освобождена. Вскоре и вся Русская земля была очищена от отрядов польских феодалов. Русский народ, героически сражаясь с врагами, спас свою Родину от иноземного порабощения.

После изгнания интервентов, при правительстве Михаила Романова, Минин получил чин думного дворянина, но вскоре умер (1616). Пожарский еще почти тридцать лет честно служил Русскому государству, участвовал в сражениях и походах, но первенствующей роли уже больше никогда не играл и высоких постов не занимал.

Патриотический подвиг Минина и Пожарского - доблестных предводителей победоносного ополчения 1611 - 1612 гг. - навеки остался в памяти народа.

Земский собор 1642 года

В июне 1637 г. донские казаки штурмом взяли турецкую крепость Азов, стоявшую в устье Дона. Этим был сделан первый шаг к овладению выходом в Черное море. Кроме того, сразу прекратились разорительные набеги крымских татар на Русскую землю. Но удерживать Азов своими силами казаки не могли. Они обратились к царю Михаилу Федоровичу с просьбой о помощи. Для решения вопроса об Азове царь велел в январе 1642 г. собрать Земский собор.

Земский собор не был постоянным учреждением. Когда надо было решить особенно трудный государственный вопрос, царь созывал кроме высшего духовенства и боярской думы выборных представителей «разных чинов людей»: дворян, стрельцов, купцов и др. Только крепостные крестьяне и холопы никаких прав не имели и на Земский собор своих представителей не посылали. На Земский собор 1642 г. явились 192 выборных от разных сословий.

Думный дьяк прочитал собравшимся царский вопрос: воевать ли с Турцией и Крымом за Азов, и если воевать, то где взять деньги на войну? Ответы составлялись в виде «челобитных» - прошений царю от представителей каждого сословия. В челобитных раскрылась интересная картина «сословного» строя того времени.

Удержать Азов как будто все хотели, но воевать и деньги давать не хотел никто. Высшее духовенство заявило, что его дело «бога молити», а «ратное дело ему не за обычай».

Представители мелкого и среднего дворянства, служившего на окраинах и границах, жаловались на насилия и притеснения со стороны бояр и вообще правительственной администрации. Они заявили, что разорены «пуще турских и крымских басурманов московскою волокитою», и требовали, чтобы деньги на войну были взяты с бояр, духовенства, приказных людей, разбогатевших на взятках в московских приказах, и чтобы сбор денег был поручен не приказам, а выборным людям из дворян и горожан. Вместе с тем дворяне настаивали на полном закрепощении крестьян.

Крупные купцы - «гости» тоже жаловались на бесчисленные притеснения со стороны приказов и воевод, требовали ввести выборное управление для купечества. Торговые люди были недовольны и тем, что правительство разрешило иностранным купцам торговать в России, это подрывало торговые дела русских купцов.

Московские посадские люди настаивали на том, чтобы оборона Азова стала делом всех сословий. Столичное дворянство заявило, что оно не хочет идти помогать казакам в Азов, потому что казаки - люди вольные, беглые и дворянам быть с ними вместе нельзя.

Правительству стало ясно, что противоречия между сословиями и недовольство в стране слишком велики, чтобы можно было решиться на тяжелую войну. Царь послал казакам приказ оставить Азов.

В середине XVII в. Земские соборы стали собираться все реже, так как царская власть укрепилась и не нуждалась более в созыве представителей сословий.

Одним из последних считают Земский собор, который собрался 1 октября 1653 г. и положительно ответил на царский вопрос о том, следует ли воссоединить Украину с Россией.