Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Огэ по русскому языку. Курсы подготовки к ОГЭ (ГИА) по русскому языку. Оценивание ОГЭ по русскому и интерпретация результатов

Огэ по русскому языку. Курсы подготовки к ОГЭ (ГИА) по русскому языку. Оценивание ОГЭ по русскому и интерпретация результатов

Феодальная Европа – это сельский мир, все ее богатство основывалось на земле. Обществом управляли землевладельцы, пользовавшиеся одновременно и политической, и экономической властью, – сеньоры. Феодальный строй можно представить прежде всего системой отношений взаимозависимости этих сеньоров между собой, базировавшейся на двух основных «китах»: вассальном обязательстве и предоставлении феода ..

Вассалом мог быть более или менее слабый сеньор, посвящавший себя служению более могущественному сеньору по обязательству или по причине материальной заинтересованности. Вассал обещал хранить верность, и это обещание становилось предметом договора, определявшего уже взаимные обязанности. Сеньор предоставлял своему вассалу покровительство и содержание: защиту от врагов, помощь в судебных вопросах, поддержку своими советами, всяческие щедрые подарки, наконец, содержание при своем дворе или, чаще, предоставление ему земли, которая обеспечила бы жизнь его самого и его вассалов, – феода. В обмен вассал обязывался нести военную службу в пользу сеньора (ее разновидности закреплялись в договоре), оказывать ему политическую поддержку (различные советы, миссии) и юридическую помощь (помогать вершить правосудие, участвовать в его судебной курии .), иногда выполнять домашние поручения, относиться к нему с неизменным почтением и, в некоторых случаях, оказывать денежную помощь. Таких случаев во Франции признавалось четыре: выкуп, снаряжение Крестового похода, свадьба старшей дочери, торжественное посвящение в рыцари старшего сына сеньора.

Вассальный договор редко закреплялся в письменном виде, за исключением разве что крупных сеньорий. Он служил поводом для проведения ритуальной церемонии, практически одинаковой во всех областях: сначала вассал на коленях произносил текст клятвы («Я становлюсь твоим слугой…»); затем, стоя, он клялся на священных книгах или мощах в верности своему сеньору; наконец, сам сеньор даровал ему феод, вручая предмет, символизирующий будущее владение (ветвь, траву, ком земли) или предоставляемую власть (скипетр, кольцо, жезл, перчатку, флаг, копье). Эту церемонию сопровождали коленопреклонения, обмен поцелуями, литургические жесты; иногда она совершалась лишь один раз и навсегда, иногда – периодически повторялась.

Сначала феод предоставлялся персонально и пожизненно; однако постепенно укоренился принцип наследования. В конце XIII века он распространился повсюду во Франции и в Англии. При смене владельца сеньор довольствовался правом получения налога на наследство. Часто феод не передавался старшему сыну, а разделялся между братьями. Отсюда раздробленность земельной собственности и обеднение вассалов.

На территории своего феода вассал осуществлял все политические и экономические права, как если бы он действительно принадлежал ему. За собой сеньор сохранял лишь право отобрать феод в случае пренебрежения вассалом своими обязанностями. И, наоборот, если вассал считал себя оскорбленным своим сеньором, он мог, сохранив землю, взять обратно свое обязательство и обратиться к сюзерену . – это называлось «вызов».

Феодальная система действительно выглядела своеобразной пирамидой, где каждый сеньор одновременно являлся вассалом более могущественного сеньора. На ее вершине стоял король, который, впрочем, стремился занять обособленное положение по отношению к общей системе; на низших ступеньках самые незначительные вассалы, герои рыцарских романов, демонстрировавшие образцы верности, любезности и мудрости. Между ними существовала целая иерархия крупных и мелких баронов – от герцогов и графов до обладателей самых скромных замков. О могуществе сеньора судили по обширности его земель, числу его вассалов, размеру замка или замков.

Сеньория: обстановка повседневной жизни

Сеньорией называлась совокупность земель, на которых сеньор, каковы бы ни были его состояние и могущество, реализовывал права собственности и суверенитета. Она служила основной политической и экономической единицей общества, практически полностью сельскохозяйственного. Сеньория могла иметь разные формы и размеры: типичная сеньория представляла собой округ, подчиненный сеньору, не очень большой, но достаточный, чтобы включать в себя несколько деревень, укрепленный замок и феоды, необходимые для содержания собственного войска.

Герцогства, графства и большие церковные феоды также разделялись на некоторое число округов, подчиненных сеньору. Для феодальной географии характерна крайняя раздробленность, поскольку сеньории редко бывали цельными из-за существования множества способов их получения (наследование, подарок, покупка, завоевание), а кроме того, из-за необходимости самим производить все, в чем была нужда. Междоусобные войны часто возникали по причине того, что какой-нибудь сеньор желал путем присоединения территории соседа объединить в одно целое два своих разрозненных владения.

В целом, без учета небольших феодов, предоставленных сеньором своим вассалам, сеньория делилась на две части: землю, находившуюся в пользовании зависимых крестьян, и господскую землю, на которой велось хозяйство феодала. Первая – это маленькие участки земли, предоставляемые сеньором крестьянам в обмен на часть их продукции (в зависимости от случая, выплачиваемую натурой или деньгами, и в разных местах по-разному), и всякого рода отработки на его земле: то есть барщину (сюда входили пахота, сенокос, сбор винограда, различные перевозки). Господской землей называлось владение, непосредственно используемое сеньором. Оно включало в себя: замок и подсобные помещения (пристройки, службы), пахотные земли, возделываемые домашними слугами или крестьянами, состоявшими на барщине, пастбища, леса и реки. Водами и лесом более или менее свободно могли пользоваться все жители сеньории.

На всей территории сеньории сеньор представлял государственную власть: он вершил правосудие, выполнял полицейские функции, обеспечивал военную защиту. Помимо политической власти, он обладал еще и экономической, связанной с его положением собственника. Он взимал налоги на все виды товарообмена (мостовые, ярмарочные, рыночные пошлины); а также владел несколькими производственными мастерскими и сооружениями (кузницей, мельницей, прессом для винограда, пекарней), ими должны были пользоваться все жители, которые, соответственно, платили определенный налог. Эта монополия, называемая «баналитетом», распространялась даже на животных: в хозяйстве некоторых сеньоров имелся бык или хряк, к которому крестьяне обязывались приводить своих коров или свиней под страхом подвергнуться высокому штрафу.

Сервы и вилланы

Крестьяне, которым предоставляли наделы, юридически делились на две группы: вилланы . И сервы .

Вилланы имели полную личную свободу; политически зависимые от сеньора, они могли свободно передвигаться, жить, где хочется, и даже иногда менять сеньорию. Серв, напротив, был прикреплен к своему наделу, неправоспособен и обременен повинностями. Он платил налоги более тяжелые, нежели виллан; не мог свидетельствовать на суде против свободного человека, стать священником и в полной мере пользоваться общественными благами. Однако его положение не имело ничего общего с положением раба в античности: он пользовался некоторыми юридическими правами и мог владеть наследственным имуществом; сеньор, защищавший и покровительствующий ему, не имел права ни побить, ни убить, ни продать серва.

В некоторых областях (в Бретани, Нормандии, Анжу) крепостное право встречается редко, в других же, наоборот, почти все крестьянское население состояло из сервов (Шампань, Ниверне). Кроме того, подневольное положение крестьян различалось в зависимости от того, где они жили, – в феоде или сеньории. Как правило, в конце XII века разница между свободными и зависимыми крестьянами ощущалась слабо. Сервы и вилланы вели одинаковую повседневную жизнь, и существовала тенденция к их объединению в одну социальную категорию с определенными ограничениями и обязательствами, присущими поначалу только сервам: таковы, например, «фор-марьяж» – специальный налог, выплачиваемый крестьянином за женитьбу на женщине из другой сеньории, или «менморт» (право «мертвой руки»), который следовало выплатить за право наследовать имущество и землю родственников. Так что разница – скорее экономическая, чем юридическая.

Кто такие сеньоры и вассалы?

Сеньоры и вассалы это феодалы, дворяне.

Сеньор это главный, тот, кто стоит над вассалом. А вассал это тот, кто служит своему сеньору. То есть у каждого сеньора имеется свой набор вассалов. И каждый конкретный вассал является вассалом только одного сеньора, а не нескольких.

При этом у вассала могут быть, в свою очередь, еще и свои вассалы. То есть он одновременно и вассал своего сеньора и сеньор своих вассалов. Таким образом, феодальная система сеньоров и вассалов представляла собой иерархическую структуру типа дерева.

На вершине этой структуры, как правило, располагался король, царь или великий князь. Его вассалами были герцоги, графы, маркизы и князья, которые в свою очередь были сеньорами для баронов, виконтов и бояр. А те в свою очередь были сеньорами для рыцарей (шевалье, эсквайеры и пр.)

В разных странах действовали разные правила подчинения вассалов вышестоящим сеньорам. В одних странах было правило "вассал моего вассала не мой вассал". А в других странах действовало правило "вассал моего вассала мой вассал".

В средние века земля была основным богатством и средством производства. Сеньор имел много земли. Поэтому часть своих земель сеньор отдавал другим дворянам за то, что эти дворяне служили своему сеньору, то есть становились его вассалами.

Если такой вассал получал очень много земли, то он, в свою очередь, мог ее тоже раздать другим дворянам, которые теперь становились его вассалами. А он становился их сеньором.

Служба вассала своему сеньоры имела две интересные особенности:

  1. Это была, в основном, не работа в качестве личного слуги, а военная служба по защите территории, на которой располагалась земля сеньора и его вассалов и по военному захвату чужих земель. Захваченные чужие земли доставались сеньору, который потом распределял их среди своих вассалов и приобретал новых вассалов. Иногда такая война велась с целью, чтобы владелец земли отрекся от своего сеньора и присягнул на верность новому сеньору. В случае войны вассал должен был прибыть в войско сеньора в полном вооружении за свой счет и на своем коне. А если у этого вассала были еще и свои вассалы, то он должен был приехать на войну со своим отрядом вассалов.
  2. Эта служба вассала сеньору была не просто пожизненной, а передавалась по наследству из поколения в поколение вместе с землей. Только таким способом можно было передавать землю по наследству. Если вассал передавал свою землю по наследству своему сыну, то его сын становился таким же вассалом сеньора своего отца. Иначе, сеньор лишал земли сына вассала. Точно также, сын сеньора после смерти своего отца становился сеньором всех вассалов своего отца.

Вторая особенность, которая регулирует наследование отношений сеньоров и вассалов на следующие поколения, фактически означала отсутствие реальной частной собственности на землю. Это была, как бы, пожизненная аренда земли вассалом с преимущественным правом передачи этой аренды по наследству.

Точно также вели себя мелкие помещики по отношению к своим крестьянам. Крестьянин, как бы, являлся вассалом своего помещика. Но расплачивался с ним не военной службой, а деньгами (оброк) и отработкой (барщина). В некоторых странах (например, в России) эти отношения были достаточно жесткими по сравнению с вассальными отношениями и оформлялись в виде крепостного права.

Изначально крестьянин, это был такой вассал, у которого был на столько маленький размер земли, что он не мог уже раздавать свою землю другим семьям, так как на такой маленькой земле было уже трудно прокормить целую семью. Поэтому для того, чтобы прокормить себя и свою семью, крестьянин был вынужден работать сам.

В целом феодальная иерархия берет своё происхождение от древнеримской рабовладельческой семьи патрициев. Такая семья имела иерархическую древовидную структуру, типа структуры современной итальянской мафии.

На верхней ступени стоял глава семьи, потом шли его ближайшие родственники и высшие рабы (которые обедали за одним столом с семьей), потом шли дальние родственники и рабы "среднего управляющего звена" (например, надсмотрщики, охрана), потом шли низшие рабы (работники физического труда).

При этом, если Вы являлись родственником сразу двух и более патрицианских семей, то Вы должны были выбрать, какой семье Вы будете хранить верность и служить. Если две патрицианских семьи вступали друг с другом в такой сильный конфликт, что дело доходило до взаимной резни, то Вы обязаны были встать на сторону той семьи, которой храните верность. Вы должны были взять в руки меч и со своими родственниками и рабами пойти на виллу врага и там вырезать вражескую семью вместе с их рабами.

При переходе к феодальным отношениям такая семья образовала иерархию сеньоров и вассалов. А низшие рабы, занятие физическим трудом образовали класс крестьян.

В условиях постоянных войн ведущая роль в обществе принадлежала воюющим. Именно они владели большей частью земли, то есть тем, что было тогда главной ценностью. Земля, которую обрабатывали крестьяне, давала её собственникам богатство, власть и престиж. Вокруг неё строились отношения внутри сословия воюющих. Главную роль в них играл феод - форма условного землевладения, то есть наделения землёй на условии несения военной службы.

Крупных земельных собственников, владевших феодами и живших за счёт зависимых крестьян, историки называют феодалами. А поскольку феодалы господствовали в обществе, то и всё устройство жизни той эпохи называют феодализмом.

Сеньор наделяет вассала феодом. Миниатюра XV в

    В узком смысле понятие «феодализм» сводят к отношениям, связанным с наделением феодом (в этом случае феодализм имел место лишь в некоторых странах Западной Европы и представлял собой лишь одну сторону развития общества). В широком смысле в нём видят всемирно-историческую эпоху, через которую прошли самые разные страны и континенты.

Сеньор наблюдает за сбором винограда. Миниатюра XV в.

Чтобы располагать отрядом конных воинов, крупный феодал делил свой феод на части и раздавал их воинам - тоже в качестве феодов. Тот, кто наделял феодом, именовался сеньором, а получивший феод в обмен на военную службу - вассалом (по-латыни «вассус» - слуга). Вассал тоже мог раздать части полученного феода во владение своим людям. Тогда он становился для них сеньором, а они - его вассалами. Ступенькой ниже могло повториться то же самое. Получалось что-то вроде лестницы, где каждый мог быть одновременно вассалом и сеньором. Историки называют такой порядок «феодальной лестницей» (или феодальной иерархией).

Король Франции принимает вассальную клятву. Миниатюра XV в.

Высшим сеньором был государь, его прямыми вассалами обычно становились титулованные аристократы: герцоги, графы, маркизы. Следующие ступеньки занимали бароны, владельцы замков и, наконец, простые конные воины - рыцари. Дальше феод дробиться не мог, поскольку земли с крестьянами, оказавшейся в распоряжении рыцаря, ему едва хватало на то, чтобы содержать боевого коня и вооружение. А без этого он не мог бы владеть феодом! Сеньором он был только для своих крестьян, те же, не неся военной службы, находились вне «феодальной лестницы».

Рыцарь. Миниатюра XIV в.

Главная обязанность вассала состояла в военной конной службе сеньору - обычно в течение 40 дней в году. Вассал должен был также заседать в совете и в суде сеньора, оказывать ему денежную помощь (например, для выкупа из плена). Сеньор, в свою очередь, должен был защищать вассала и не лишать его феода. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор имел право отобрать феод, но сделать это было сложно. В случае конфликта вассал мог обратиться к суду пэров - других вассалов того же сеньора. Пэры часто заставляли сеньора идти на уступки непокорному вассалу.

Мечи. Рубеж XI-XII вв.

    Отношения между сеньорами и вассалами не были всюду одинаковыми. Так, в Англии и Германии все феодалы, от простых рыцарей до герцогов, обязаны были в какой-то мере подчиняться королю. Во Франции же действовало правило: «Вассал моего вассала - не мой вассал». В идеале вассалы верно служили сеньору, который щедро их награждал. Но бывали и несправедливые сеньоры, неверные вассалы, кровавые усобицы между ними. К тому же часто вассал получал феоды от разных сеньоров. В таких случаях было трудно понять, кому вассал должен служить в первую очередь. Вассалы в конфликтах с сеньорами часто брали верх, ведь многие из них были богаче своих сеньоров и к тому же нередко действовали против сеньора совместно.

Все члены средневекового общества, от короля до крестьянина, были связаны друг с другом отношениями зависимости. Однако характер зависимости крестьян и феодалов был совершенно различным.