Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Поговорки и пословицы из басен крылова. Исследовательская работа: "Значение пословиц и поговорок в баснях И. А. Крылова" Написание басни с пословицей или поговорок

Поговорки и пословицы из басен крылова. Исследовательская работа: "Значение пословиц и поговорок в баснях И. А. Крылова" Написание басни с пословицей или поговорок

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №37» с. Угоян

МО «Алданский район»

Научно-практическая конференция «Я - исследователь»

Исследовательская работа на тему:

«Волшебная кладовая И. А. Крылова »

Работу выполнил:

Ученик 4 класса Авелов Вадим

Научный руководитель:

Авелова Людмила Дмитриевна,

Учитель русского языка и литературы

Введение ………………………………………………………… ………..3 стр.

      Жизнь и творчество И. А. Крылова ……………………………………...5 стр.

      Басни И. А. Крылова……………………………………………………6-7 стр.

2.1. Практическая часть. Значения пословиц и поговорок в баснях И. А. Крылова (на примере басен «Ларчик», «Кот и Повар», «Квартет», «Слон и Моська», «Трудолюбивый Медведь», «Собачья дружба», «Лебедь, Щука и Рак») ………8-9 стр.

2.2. Значения пословиц и поговорок в картинках………………………10-12 стр.

Заключение………………………………………………………………........13 стр.

Список литературы……………………………………………………………14стр.

\

Введение.

Цель работы: показать воспитательную значимость пословиц и поговорок из басен И. А. Крылова.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

    Изучить басни И. А. Крылова;

    Исследовать пословицы и поговорки в баснях И. А. Крылова;

    Показать их воспитательное значение в современном мире.

Предмет исследования : работа над пословицами и поговорками, формирующими систему ценностей в жизни каждого ребенка на уроках литературы.
Актуальность: Школьная программа предполагает изучение басен Крылова уже с начальной школы. Использование в речи пословиц и поговорок является основным показателем уровня образованности и культуры человека. Недостаточное изучение, непонимание значений пословиц и поговорок ведет к большому пробелу в области языкознания и литературоведения, а также снижению нравственного качества человека.

Гипотеза: Басни Крылова – энциклопедия жизни. Изучение значений и роли пословиц и поговорок обогатит нашу речь, повысит культуру общения и способствует развитию духовно-нравственных качеств.

Методы исследования :
1.Наблюдение.
2.Теоретический анализ.
3.Сравнение.
4.Изучение литературы.

Меня увлек жанр басни – как один из древнейших жанров искусства, так как очень глубоки его исторические корни. По преданию, основоположником басни считают древнегреческого автора Эзопа, который жил в 6 веке до нашей эры. Возникновение басни относится к 6 веку до нашей эры и связывается с именем Эзопа. Басни, которые знаем мы как эзоповы, представляли собой по преимуществу рассказы о животных, включающие нравоучение, где рассказанный случай соотносился с человеческой жизнью. Басня, как поэтический жанр, разрабатывается французским баснописцем Лафонтеном в 17 веке. Лафонтен создаёт басни, которые опираются на народную мудрость, они очень остроумны, содержат диалог. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. И именно с книжки басен Лафонтена, которая случайно попалась на глаза Крылову, начинается путь к творению великого русского баснописца.

В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил Сумароков. А вершиной в развитии этого жанра явились басни Крылова, вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий. Басня носит «нравоучительный характер», то есть в басне всегда есть мораль. Поэтому особое место в нем занимают пословицы и поговорки, которые используются всеми людьми, хотя многие из нас даже и не знают значения. Меня привлекло в его творчество то, что пословицы и поговорки в его баснях оказывают большое воспитательное значение.

      Жизнь и творчество И. А. Крылова

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.

Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом.

В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал "Почта духов", продолжавший традиции русской сатирической журналистики. Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. В 1792 он создал новый сатирический журнал "Зритель", сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики. Летом 1792 в типографии был произведен обыск, Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.

В 1791 - 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.

После смерти Екатерины II ему удалось поступить на службу к князю С. Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей. В домашнем театре Голицына была поставлена написанная Крыловым в 1800 шутотрагедия "Трумф, или Подщипа" - остроумная и меткая сатира на Павла I и царский двор.

      Басни И. А. Крылова

В 1809 вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель "сильных" мира сего, угнетающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.

В 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.

И. А. Крылов посвятил свое творчество басне. В 1808 году вышло первое издание его «Басен». Книга была раскуплена нарасхват и принесла Крылову огромный успех. Его много печатали. С 1809 по 1843 годы И.А. Крыловым написано более 200 басен.
Баснописец наследовал традицию отождествления людей с животными у своих предшественников. Но мастерство Крылова, конечно, состоит не в подражании этой традиции. Как классицист, Крылов считал, что пороки человечества следует искоренять смехом, поэтому в его произведениях высмеиваются жадность, невежество, глупость.

Басни Крылова так отлично выражали народный взгляд на жизнь и по своему складу оказались так близки народным сказкам, поговоркам, что многие строки басен обратились в народные пословицы и прочно вошли в нашу память. А близость языка Ивана Андреевича к народной речи сказалась и в том, что писатель вставлял в свои басни пословицы и поговорки, и они вполне сливались с общим тоном басни. Но еще замечательнее то, что собственные стихи Крылова, легко запоминаясь, сами стали пословицами, вошли в народную речь. Таких пословиц и поговорок из его басен осталось в русском языке много: “А ларчик просто открывался” (“Ларчик”), “Аи, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона” (“Слон и Моська”), “А Васька слушает да ест” (“Кот и Повар”) и много-много других не менее замечательных и выразительных.

А ларчик просто открывался.

Из басни «Ларчик» (1808) Некий «механики мудрец» пытался открыть ларчик и искал - по привычке - особый секрет его замка. Но поскольку этого секрета не было вовсе, то он его не нашел и «от ларчика отстал». А как открыть его, никак не догадался, А ларчик просто открывался. Чтобы открыть его, нужно было просто поднять его крышку. Иносказательно: не надо искать сложного решения проблемы там, где есть простое или где проблемы нет вовсе.

А Васька слушает да ест

Уходя в кабак, Повар оставил кухню на попечение Кота Васьки, чтобы тот стерег от мышей съестные припасы. Но, вернувшись домой, Повар обнаруживает, что Кот, «припав за уксусным бочонком, мурлыча и ворча, трудится над курчонком». Повар, увидев это, приступил к обличению Кота: «Кот Васька плут! Кот Васька вор! И Ваську-де, не только что в поварню, Пускать не надо и на двор, Как волка гладного в овчарню: Он порча, он чума, он язва здешних мест!» (Д Васька слушает, да ест.) Тут ритор мой, дав волю слов теченью, Не находил конца нравоученью. Но что ж? Пока его он пел, Кот Васька всё жаркое съел. Иносказательно о человеке, который глух к упрекам, увещеваниям и творит по-прежнему свои неблаговидные дела. Цитируется также, как упрек в адрес тех, кто тратит свое красноречие там, где нужно просто «власть употребить»

«А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь».

Из басни «Квартет» (1811) Современники полагали, что эта басня была написана как сатирический отклик на реформу Государственного совета, который волей императора Александра I был разделен в 1810году на 4 департамента. Их возглавили Н. С. Мордвинов (Мартышка), П. В. Завадовский (Осел), П. В. Лопухин (Козел) и А. А. Аракчеев (Медведь). Так, лицейский сокурсник А. С. Пушкина М. А. Корф писал в своих «Воспоминаниях»: «Известно, что продолжительным прениям о том, как их рассадить и даже нескольким последовавшим пересадкам, мы обязаны остроумною баснею Крылова «Квартет». О плохо работающем коллективе, в котором дело не идет на лад потому, что отсутствуют, единство, согласие, профессионализм, компетентность, точное понимание каждым своей и общей задачи.

А воз и ныне там!

Из басни «Лебедь, Щука и Рак» (1816) «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись», но из этого ничего у них не получилось, потому что:

...Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Иронически о неэффективной работе, о задаче, которая не решается.

2.1. Практическая часть.

Значения пословиц и поговорок в баснях И. А. Крылова
Каждая пословица, поговорка, любое крылатое выражение имеет свои истоки. Басни И.А. Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений. Они заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления, заставляет задуматься над моралью. Я выделил самые популярные пословицы и поговорки из его басен и объяснил их значения с помощью литературы и интернет-ресурса.
1. А ларчик просто открывался.
Мораль басни «Ларчик» выражена в начальном четверостишии:
Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.
2.А Васька слушает да ест.
Эта пословица из басни «Кот и Повар». Повар распекает Кота, стащившего пирог и курчонка в его отсутствии.
А вот и мораль басни:
А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить :
Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить .
3.А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Неудачливые музыканты: Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка обращаются к пролетавшему мимо Соловью.
А вот и мораль басни:
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, -им отвечает Соловей. –
А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».
(«Квартет»)

4. Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!
Шавка замечает Моське, изо всех сил лаявшей на Слона, что он не обращает на её лай никакого внимания.
А вот и мораль басни:
«Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!»
(«Слон и Моська»)
5. А дуги гнут с терпеньем и не вдруг.
Увидя, что мужик, трудится над дугами, медведь задумал жить такими же трудами.
Однако у Медведя ничего не получилось ивот и мораль басни:
«В том, – отвечал сосед, – Чего в тебе, кум, вовсе нет: В терпенье».
(«Трудолюбивый Медведь»)
6. А только кинь им кость, так что твои собаки!
В басне «Собачья дружба» жили две дворовые собачки – Барбос и Полкан. И вот начали они признаваться друг другу в крепкой и нерушимой дружбе. Когда повар из кухни кинул кость, новые друзья грызутся. Насилу наконец их разлили водою.
Мораль такова:
Свет полон дружбою такою. Про нынешних друзей нельзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не одиноки: Послушать – кажется, одна у них душа, –
А только кинь им кость, так что твои собаки!

Есть еще такая пословица: “Собачья дружба до первой кости”. Крылов ли написал басню, основываясь на этой пословице, пословица ли родилась из его басни?

7. А (да только) воз и ныне там.
В очень коротенькой басне «Лебедь, Щука и Рак» рассказывается о том, как перечисленные в названии персонажи везли с поклажей воз. Но Лебедь рвался в облака, Рак пятился назад, а Щука тянула в воду. А воз оставался и ныне там.
Моральбасни в первых трёх строках:
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.

2.2. Значение пословиц и поговорок в картинках

    А ларчик просто открывался. («Ларчик»)

Употребляется в отношении найденного простого решения вопроса, поначалу казавшегося сложным.

2. А Васька слушает да ест. («Кот и Повар »)

Употребляется по отношению к человеку, который не оспаривает обращенных к нему доводов, продолжает делать по – своему.

О ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает, не считается с говорящим и продолжает делать свое (обычно предосудительное) дело.

    А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.(«Квартет»)

Употребляется по отношению к группе людей, неспособных к совместной деятельности.

4. Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона.
Без драки попасть в большие забияки. («Слон и Моська»)

Употребляется по отношению к человеку, ругающему вышестоящие инстанции или того, кто в каком – либо отношении сильнее, пользуясь своей безнаказанностью.
Употребляется по отношению к людям, сильно различающимся по физическим данным или по общественному положению, когда мелкий, ничтожный человек тщательно пытается повредить какому-либо деятелю.

5. А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. («Трудолюбивый Медведь»)

Употребляется как шутливо-ироническое порицание чьей-либо торопливости, а также поверхностного, легкомысленного отношения к делу, которое требует мастерства и терпения.

6 . Послушать - кажется, одна у них душа, - А только кинь им кость, так что твои собаки!(«Собачья дружба»)
иноск. : о непрочности дружбы

Ср. Пес дружества слывет примером с давних дней,

А дружбы между псов, как будто меж людей ,

Почти совсем не видно .

7. Д а только воз и ныне там Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. («Лебедь, Щука и Рак»)

Употребляется в случаях, когда дело, не двигаясь, стоит на месте, а вокруг него ведутся бесплодные разговоры, суета, то есть нет согласованности в каком – либо деле.

Заключение

И. А. Крылов – великий русский поэт – баснописец, потому что он любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
К тому времени, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он прошел уже большой творческий путь. Он был автором комедий, комических опер, трагедий, сатириком, журналистом и стихотворцем. Но прославился он как великий баснописец. А. С. Пушкин сказал о нем так: «Он превзошел всех нам известных баснописцев, обогатил русский язык крылатыми, остроумными образными выражениями, сравнениями».

В. Г. Белинский писал: «Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей, дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями почти единственно доступной для них поэзии».

Басни И. А. Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них.. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. Они известны не только у нас в стране, но и за рубежом, переведены на 50 языков.
Изучив состояние данной проблемы в теории, практике, выявив воспитательные ценности пословиц и поговорок из басен И. А. Крылова можно сделать следующие выводы:
1. Пословицы и поговорки впитали в себя многовековой нравственный опыт народа. Это делает их актуальными в наше время, так как они вводят ученика в мир общечеловеческих ценностей, приобщают к истокам народной культуры.
2. Пословицы и поговорки в баснях И. А. Крылова – настоящая энциклопедия жизни. Любая басня может служить для воспитательных целей для проведения классных часов, тематических бесед в школе.

В дальнейшем хочу сделать словарь пословиц и поговорок из басен И. А. Крылова с собственными иллюстрациями.

Список литературы
1. Гордин А.М. Иван Андреевич Крылов в портретах, иллюстрациях, документах.Под редакцией Л.В. Деницкого. – М.: Л.; «Просвещение»,1966.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. 4 – е изд., стереотип.- М.: Русский язык. - Медиа,2007.
3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1980.
4. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – 13- е изд., стереотип. – М.: Русский язык. – Медиа, 2007.
5. Крылов И.А. Сборник басен.1997 год
6. Степанов Н.Л. , А. Крылов. Жизнь и творчество. – М.: Гослитиздат,1958.

Пословицы и поговорки -- меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли.

Пословица -- законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом.

Поговорка -- это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется.

Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям .

Крылов широко использует в своих баснях пословицы и поговорки: “Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова” (“Музыканты”).

То, что в языке басен Крылова растворились народные выражения, составляет одну его особенность. И наоборот, многие выражения стали восприниматься как пословицы: “А Васька слушает да ест”, “А ларчик просто открывался”. “Слона-то я и не приметил” .

Некоторые выражения стали популярными в частично измененном виде: “Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку”. («Кукушка и Петух»). Использование пословиц и поговорок придает языку и стилю басен Крылова народный характер и колорит. В пословицах он нашел живописные, лаконичные формулы, которые способствовали выражению взглядов баснописца .

В своих баснях Крылов идейно и сатирически заострял образы, сложившиеся в народном представлении, вкладывая в них конкретные политические намеки. Пользуясь сатирическими образами народных пословиц, и сказок, Крылов с поразительным художественным совершенством и тактом сочетает едкий народный юмор пословицы, ее словесную изобразительность с меткой оценкой современности, обогащая новым содержанием образы, созданные народом. В пословицах полнее и ярче, чем где-либо, сказались юмор русского народа, его понимание жизни, его нравственное чувство. В пословице достигнуты максимальная выразительность и смысловая обобщенность, в то же, время она всегда "фигуральна", иносказательна, особенно близка этим к басне .

Очень многие басни Крылова восходят в своем замысле к пословицам. Так, пословица "Не плюй в колодец - пригодится воды напиться" перекликается с сюжетом и моралью басни "Лев и Мышь". Следует указать на тесную связь таких басен, как "Бедный Богач", "Скупой", с народными пословицами о скупости, натолкнувшими Крылова на выбор басенного сюжета.

Но не только Крылов использует народную мудрость в своих баснях, в пословицы и поговорки обратились многие его строки:

Невежда так же в ослепенье бранит науки и ученье, и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Свинья под дубом.

Пословицы в баснях Крылова:

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник,

И дело не пойдет на лад.

Да и примечено стократ,

Что кто за ремесло чужое браться любит,

Тот завсегда других упрямей и вздорней.

Щука и Кот.

Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его.

Орел и Крот.

Попался как ворона в суп (попасть в неприятную ситуацию по собственной неосторожности):

Так часто человек в расчетах слеп и глуп.

За счастьем, кажется, ты по пятам несешься;

А как на деле с ним сочтешься -

Попался, как ворона в суп!

Ворона и Курица.

Как много из пустого на свете делают преступного и злого.

Разбойник и Извозчик

Поговорки в баснях Крылова:

Из огня да в полымя (оказаться в худшем положении по сравнению с прежним):

И рано так будить их стали всякий раз,

Как рано петухи и сроду не певали.

Тут поздно девушки узнали,

Что из огня да в полымя попали.

Госпожа и две Служанки.

Из кожи лезут вон (усердствовать, стараться изо всех сил):

Однажды Лебедь, Рак, да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Лебедь, Щука и Рак.

Рыльце у тебя в пуху (кто-либо причастен к неблаговидному поступку, действию, событию):

Чтоб этому была причастна я греху?

Подумай, вспомни хорошенько".-

"Нет, кумушка; а видывал частенько,

Что рыльце у тебя в пуху.

Лисица и Сурок.

Воз и ныне там (иронически о неэффективной работе, о задаче, которая не решается):

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Лебедь, Щука и Рак.

Ахнуть не успел (мгновенно, молниеносно):

Крестьянин ахнуть не успел,

Как на него медведь насел.

Крестьянин и Работник.

Кто в лес, кто по дрова (вразнобой, вразброд; нестройно (о несогласованных действиях, обычно о пении, игре на музыкальных инструментах)):

Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова.

И у кого что силы стало.

В ушах у гостя затрещало,

И закружилась голова

Музыканты.

Уши вянут (противно слушать что-либо предельно глупое, нелепое):

Все только слушают его, разинув рот;

Хоть он такую дичь несет,

Что уши вянут <…>

Что ни скажи, всему дивиться станут.

В баснях Крылов широко использует как поговорки, так и пословицы, восходящие к живой народной разговорной речи.

Из всех русских басен самые известные — те, что написал Иван Андреевич Крылов. А сколько мудрости заключено в них! Многие меткие выражения из басен Крылова прочно вошли в разговорную речь и стали пословицами.

В школах часто дают задания подобрать пословицы из басен или припомнить, из какой басни та или иная пословица . Здорово помогает в выполнении этого задания «Словарик школьника. Пословицы, поговорки и крылатые выражения» (автор О. Д. Ушакова). Там мы находим целый раздел, посвященный этой теме.

Но полезнее всего для умственного развития взять сборник басен Крылова и поискать крылатые выражения самостоятельно. Те фразы, что покажутся вам известными, меткими, активно употребляемыми нами в речи, и есть пословицы или крылатые выражения.

Спорный момент: следует считать выражения из басен Крылова пословицами или крылатыми выражениями. Меткие фразы Крылова со временем обрели пословичную мудрость. Они образные, меткие, ритмичные по форме, прочно вошли в обиходную речь и имеют назидательное содержание. А эти черты, если обратиться к толковым словарям, присущи пословицам.

Итак, пословицы из басен Крылова можно припомнить следующие:

Волк и Ягнёнок

  • У сильного всегда бессильный виноват.
  • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

Орёл и Куры

  • Орлам случается и ниже кур спускаться,
    Но курам никогда до облак не подняться!

Щука и Кот

  • Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
    А сапоги тачать пирожник…

Петух и Жемчужное Зерно

  • Навозну кучу разрывая,
    Петух нашёл Жемчужное Зерно…
  • Невежи судят точно так:
    В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

Обоз

  • Всё кажется в другом ошибкой нам;
    А примешься за дело сам,
    Так напроказишь вдвое хуже.

Слон на воеводстве

  • Кто знатен и силён,
    Да не умён,
    Так худо, ежели и с добрым сердцем он.

Пушки и Паруса

  • Держава всякая сильна,
    Когда устроены в ней все премудро части…

Заяц на ловле

  • Над хвастунами хоть смеются,
    А часто в дележе им доли достаются.

Скупой и Курица

  • Скупой теряет всё, желая всё достать.

Волк и Журавль

  • Что волки жадны, всякий знает:
    Волк, евши, никогда
    Костей не разбирает.

Обезьяна

  • Как хочешь ты трудись,
    Но приобресть не льстись
    Ни благодарности, ни славы,
    Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.
  • Мартышка вздумала трудиться:
    Нашла чурбан - и ну над ним возиться!
  • Трудишься много ты, да пользы в этом нет.

Гуси

  • Да наши предки Рим спасли!
  • Оставьте предков вы в покое:
    Им поделом была и честь;
    А вы, друзья, лишь годны на жаркое.

Слон и Моська

  • По улицам Слона водили,
    Как видно, напоказ.
    Известно, что Слоны в диковинку у нас…
  • Ай, Моська! знать, она сильна, Что лает на Слона!

Лев и Комар

  • Бессильному не смейся
    И слабого обидеть не моги!
    Мстят сильно иногда бессильные враги:
    Так слишком на свою ты силу не надейся!

Прохожие и Собаки

  • Завистники, на что ни взглянут,
    Подымут вечно лай;
    А ты себе своей дорогою ступай:
    Полают да отстанут.

Пустынник и Медведь

  • Хотя услуга нам при нужде дорога,
    Но за неё не всяк умеет взяться:
    Не дай бог с дураком связаться!
    Услужливый дурак опаснее врага.

Бумажный Змей

  • Напрасно о себе ты много так мечтаешь!
    Хоть высоко, но ты на привязи летаешь.

Зеркало и Обезьяна

  • Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Волк и Волчонок

  • …Сперва мне ведать надо,
    Каков пастух у стада?…
  • А где пастух дурак, там и собаки дуры.

Волк и Лиси ца

  • Охотно мы дарим,
    Что нам не надобно самим.

Квартет

  • Проказница-Мартышка,
    Осёл,
    Козёл
    Да косолапый Мишка
    Затеяли сыграть Квартет.
  • Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
  • А вы, друзья, как ни садитесь,
    Всё в музыканты не годитесь.

Волк и Пастухи

  • Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья,
    Когда бы это сделал я!

Скворец

  • У всякого талант есть свой;
    Но часто, на успех прельщался чужой,
    Хватается за то иной,
    В чём он совсем не годен.
  • Берись за то, к чему ты сроден,
    Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.
  • Пой лучше хорошо щеглёнком,
    Чем дурно соловьём.

Две Бочки

  • Но как та Бочка ни громка,
    А польза в ней не […] велика.
  • Кто про свои дела кричит всем без умолку,
    В том, верно, мало толку…
  • Великий человек лишь громок на делах,
    И думает свою он крепку думу
    Без шуму.

Любопытный

  • Слона-то я и не приметил.

Лебедь, Щука и Рак

  • Когда в товарищах согласья нет,
    На лад их дело не пойдёт,
    И выйдет из него не дело, только мука.
  • Да только воз и ныне там.

Мышь и Крыса

  • Коль до когтей у них дойдёт,
    То, верно, льву не быть живому:
    Сильнее кошки зверя нет!
  • Когда боится трус кого,
    То думает, что на того
    Весь свет глядит его глазами.

Гребень

  • Поколе совесть в нас чиста,
    То правда нам мила и правда нам свята…
    Её и слушают и принимают;
    Но только стал кривить душей,
    То правду дале от ушей…

Чиж и Голубь

  • Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.

Туча

  • Когда бы на поля свой дождь ты пролила,
    Ты б область целую от голода спасла;
    А в море без тебя, мой друг, воды довольно.

Осёл и Соловей

  • Избави бог и нас от этаких судей.
  • А жаль, что незнаком
    Ты с нашим Петухом:
    Ещё б ты боле навострился,
    Когда бы у него немножко поучился.

Лисица и Осёл

  • А мне чего робеть? И я его лягнул:
    Пускай ослиные копыта знает.
  • Так души низкие, будь знатен, силен ты,
    Не смеют на тебя поднять они и взгляды:
    Но упади лишь с высоты -
    От первых жди от них обиды и досады.

Собачья дружба

  • Послушать - кажется, одна у них душа, -
    А только кинь им кость, так что твои собаки!

Крестьянин и Змея

  • Когда почтен быть хочешь у людей,
    С разбором заводи знакомства и друзей!

Лисица и Виноград

  • Хоть видит око,
    Да зуб неймёт.

Мельник

  • Беда б не велика сначала,
    Когда бы руки приложить…

Две Собаки

  • Как счастье многие находят
    Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

Кукушка и Петух

  • За что же, не боясь греха,
    Кукушка хвалит Петуха?
    За то, что хвалит он Кукушку.

Пруд и Река

  • Так дарование без пользы свету вянет,
    Слабея всякий день,
    Когда им овладеет лень…

Охотник

  • Как часто говорят в делах: ещё успею,
    Но надобно признаться в том,
    Что это говорят, спросяся не с умом,
    А с леностью своею.

Стрекоза и Муравей

  • Ты всё пела? Это дело:
    Так поди же, попляши!

Свинья под Дубом

  • Невежда так же в ослепенье
    Бранит науки и ученье
    И все учёные труды,
    Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Волк и Кукушка

  • Чем нравом кто дурней,
    Тем более кричит и ропщет на людей.
    Не видит добрых он, куда ни обернётся,
    А первый сам ни с кем не уживётся.

Волк на псарне

  • С волками иначе не делать мировой,
    Как снявши шкуру с них долой.

Пчела и Мухи

  • Кто с пользою отечеству трудится,
    Тот с ним легко не разлучится;
    А кто полезным быть способности лишён,
    Чужая сторона тому всегда приятна:
    Не бывши гражданин, там мене презрен он,
    И никому его там праздность не досадна.

Муха и Пчела

  • …Уж как тебе не лень
    С утра до вечера трудиться целый день!
    На месте бы твоём я в сутки захирела.
  • Коль выгонят в окно, так я влечу в другое.

Цель работы: показать воспитательную значимость пословиц и поговорок в баснях И.А. Крылова.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Исследовать крылатые выражения в баснях И. А. Крылова.
2. Показать их воспитательное значение в современном мире.

Предмет исследования : работа над пословицами и поговорками, формирующими систему ценностей в жизни каждого ребенка на уроках литературы.

Актуальность: недостаточная изученность воспитательного влияния пословиц и поговорок как литературного жанра.

Методы исследования :
1.Наблюдение.
2.Теоретический анализ.
3.Сравнение.
4.Изучение литературы.

Содержание

Введение ………………………………………………………… ……………… 3 стр.

Глава 1. Мир басни Ивана Андреевича Крылова ……………………………….. 4-5 стр.

Глава 2. Практическая часть. Значения пословиц и поговорок в баснях И.А.Крылова (на примере басен «Ларчик», «Кот и Повар», «Квартет», «Слон и Моська», «Трудолюбивый Медведь», «Собачья дружба», «Лебедь, Щука и Рак») ………………………… 6-9 стр.

Заключение ………………………………………………………………………….............. 10стр.

Список литературы ………………………………………………………………………. 11стр.

Введение.

Меня увлек жанр басни – как один из древнейших жанров искусства, так как очень глубоки его исторические корни. Изучив литературу по данному вопросу (смотреть список литературы), я узнал следующее: басни появились в глубокой древности, когда человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном мире. Басня была так популярна, что с ее существованием связаны многие предания.

Древний мир знал множество басен.Считается, что первыми древнегреческими баснописцами были Гесиод (кон. 9–8 вв. до н.э) и Стесихор (6 в. до н.э.) (сер. 6 в. до н.э.) – наиболее известный древний баснописец, чьи произведения стали классическими и неоднократно переводились на языки мира. Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Именно с именем греческого баснописца связано понятие «эзопова языка», которое начало широко применяться в России с конца 18 в. Безусловно, самым знаменитым из западноевропейских баснописцев является (1621–1695). Настоящее развитие жанра басни произошло, естественно, в послепетровскую эпоху. Первым литератором 18 в., написавшим шесть подражаний Эзопу, был (1708–1744). В это же время (1703–1769) издал Несколько Эзоповых басен . После Кантемира и Тредиаковского басня стала одним из любимейших жанров поэтов 18 в. Много басен было написано (1718–1777), который называл их баснями-притчами. Всего им было создано 334 басни, часть из которых являются вольным переводом Лафонтена, однако большинство – оригинальные произведения. Следующей ступенью в развитии русской басни стало творчество И.И.Хемницера (1745–1784). Он также переводил произведения Лафонтена и немецкого баснописца Геллерта. Кроме того, им было создано множество собственных басен, впервые изданных анонимно в 1779 под названием Басни и сказки NN в стихах . Имя автора обнародовали уже после его смерти, когда впервые в 1799 была издана книга Басни и сказки И.И.Хемницера . Басни (1760–1837) хотя и уступают в художественном отношении творениям Сумарокова или Хемницера, однако куда более новаторские, прежде всего по своему языку. Все сорок его басен были написаны в 1803–1804годах. Всех баснописцев 18–19 вв. затмил (1768–1844). В.Г. Белинский заметил, что произведения И.А.Крылова не просто басни – «это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира».

Меня заинтересовало творчество Ивана Андреевича Крылова, потому что с его произведениями мы немного знакомились на уроках в начальной школе, а затем на уроках литературы в 5 классе. Это было интересно. Меня привлек богатый и выразительный язык его басен. Особое место в нем занимают пословицы и поговорки, которые используются всеми людьми, хотя многие из нас даже и не подозревают об источнике происхождения того или иного выражения. Меня привлекло в его творчество то, как он незатейливо и вместе с тем умно высмеивает людские пороки, которым нет числа. Его басни настолько образны и вместе с тем просты по форме и языку, что очень легко воспринимаются детьми и оказывают на них большое воспитательное значение.

Глава 1. Мир басни Ивана Андреевича Крылова.

И.А.Крылов посвятил свое творчество басне. В 1808 году вышло первое издание его «Басен». Книга была раскуплена нарасхват и принесла Крылову огромный успех. Его много печатали. С 1809 по 1843 годы И.А. Крыловым написано более 200 басен.
Баснописец наследовал традицию отождествления людей с животными у своих предшественников. Но мастерство Крылова, конечно, состоит не в подражании этой традиции. Как классицист, Крылов считал, что пороки человечества следует искоренять смехом, поэтому в его произведениях высмеиваются жадность, невежество, глупость.

Басни Крылова так отлично выражали народный взгляд на жизнь и по своему складу оказались так близки народным сказкам, поговоркам, что многие строки басен обратились в народные пословицы и прочно вошли в нашу память. А близость языка Ивана Андреевича к народной речи сказалась и в том, что писатель вставлял в свои басни пословицы и поговорки, и они вполне сливались с общим тоном басни. Но еще замечательнее то, что собственные стихи Крылова, легко запоминаясь, сами стали пословицами, вошли в народную речь. Таких пословиц и поговорок из его басен осталось в русском языке много: “А ларчик просто открывался” (“Ларчик”), “Аи, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона” (“Слон и Моська”), “А Васька слушает да ест” (“Кот и Повар”) и много-много других не менее замечательных и выразительных.

А ларчик просто открывался.

Из басни «Ларчик» (1808) Некий «механики мудрец» пытался открыть ларчик и искал - по привычке - особый секрет его замка. Но поскольку этого секрета не было вовсе, то он его не нашел и «от ларчика отстал». А как открыть его, никак не догадался, А ларчик просто открывался. Чтобы открыть его, нужно было просто поднять его крышку. Иносказательно: не надо искать сложного решения проблемы там, где есть простое или где проблемы нет вовсе.

А Васька слушает да ест

Уходя в кабак, Повар оставил кухню на попечение Кота Васьки, чтобы тот стерег от мышей съестные припасы. Но, вернувшись домой, Повар обнаруживает, что Кот, «припав за уксусным бочонком, мурлыча и ворча, трудится над курчонком». Повар, увидев это, приступил к обличению Кота: «Кот Васька плут! Кот Васька вор! И Ваську-де, не только что в поварню, Пускать не надо и на двор, Как волка гладного в овчарню: Он порча, он чума, он язва здешних мест!» (Д Васька слушает, да ест.) Тут ритор мой, дав волю слов теченью, Не находил конца нравоученью. Но что ж? Пока его он пел, Кот Васька всё жаркое съел. Иносказательно о человеке, который глух к упрекам, увещеваниям и творит по-прежнему свои неблаговидные дела. Цитируется также, как упрек в адрес тех, кто тратит свое красноречие там, где нужно просто «власть употребить»

«А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь».

Из басни «Квартет» (1811) Современники полагали, что эта басня была написана как сатирический отклик на реформу Государственного совета, который волей императора Александра I был разделен в 1810году на 4 департамента. Их возглавили Н. С. Мордвинов (Мартышка), П. В. Завадовский (Осел), П. В. Лопухин (Козел) и А. А. Аракчеев (Медведь). Так, лицейский сокурсник А. С. Пушкина М. А. Корф писал в своих «Воспоминаниях»: «Известно, что продолжительным прениям о том, как их рассадить и даже нескольким последовавшим пересадкам, мы обязаны остроумною баснею Крылова «Квартет». О плохо работающем коллективе, в котором дело не идет на лад потому, что отсутствуют, единство, согласие, профессионализм, компетентность, точное понимание каждым своей и общей задачи.

А воз и ныне там!

Из басни «Лебедь, Щука и Рак» (1816) «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись», но из этого ничего у них не получилось, потому что:

...Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Иронически о неэффективной работе, о задаче, которая не решается.


Выводы по 1 главе

1.Ценности – это продукт культурных процессов, так как вне человеческих отношений они не имеют смысла.

2.Пословицы и поговорки определяют духовные ценности общества и личности. Они являются устоявшимся элементом устной народной речи. Мы широко употребляем их в современной речи, не всегда осознавая их авторства.


Глава 2. Практическая часть. Значения пословиц и поговорок в баснях И.А. Крылова

Иногда трудно определить: пословица ли произошла из басни Крылова, или Крылов прекрасно проиллюстрировал пословицу своей басней. Басни И.А. Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений. Они заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления, заставляет задуматься над моралью. Давайте посмотрим это на примерах:

1. А ларчик просто открывался.
Мораль басни «Ларчик» выражена в начальном четверостишии:
Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться.

2.А Васька слушает да ест.
Эта пословица из басни «Кот и Повар». Повар распекает Кота, стащившего пирог и курчонка в его отсутствие.
А вот и мораль басни:
А я бы повару иному Велел на стенке зарубить
:
Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить
.

3.А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Неудачливые музыканты: Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка обращаются к пролетавшему мимо Соловью.
А вот и мораль басни:
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, -им отвечает Соловей. –
А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».
(«Квартет»)

4. Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!

Шавка замечает Моське, изо всех сил лаявшей на Слона, что он не обращает на её лай никакого внимания.
А вот и мораль басни:
«Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!»
(«Слон и Моська»)

5. А дуги гнут с терпеньем и не вдруг.

Увидя, что мужик, трудится над дугами, медведь задумал жить такими же трудами.
Однако у Медведя ничего не получилось и вот и мораль басни:
«В том, – отвечал сосед, – Чего в тебе, кум, вовсе нет: В терпенье».
(«Трудолюбивый Медведь»)

6. А только кинь им кость, так что твои собаки!

В басне «Собачья дружба» жили две дворовые собачки – Барбос и Полкан. И вот начали они признаваться друг другу в крепкой и нерушимой дружбе. Когда повар из кухни кинул кость, новые друзья грызутся. Насилу наконец их разлили водою.
Мораль такова:
Свет полон дружбою такою. Про нынешних друзей нельзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не одиноки: Послушать – кажется, одна у них душа, –
А только кинь им кость, так что твои собаки!
Есть такая пословица: “Собачья дружба до первой кости”. Крылов ли написал басню, основываясь на этой пословице, пословица ли родилась из его басни?

7. А (да только) воз и ныне там.

В очень коротенькой басне «Лебедь, Щука и Рак» рассказывается о том, как перечисленные в названии персонажи везли с поклажей воз. Но Лебедь рвался в облака, Рак пятился назад, а Щука тянула в воду. А воз оставался и ныне там.
Мораль басни в первых трёх строках:
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.

Словарь крылатых слов и выражений:

1.А ларчик просто открывался.(«Ларчик»)


Употребляется в отношении найденного простого решения вопроса, поначалу казавшегося сложным.

2.А Васька слушает да ест. («Кот и Повар »)

Употребляется по отношению к человеку, который не оспаривает обращенных к нему доводов, продолжает делать по – своему.

О ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает, не считается с говорящим и продолжает делать свое (обычно предосудительное) дело.

3.А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. («Квартет»)


Употребляется по отношению к группе людей, неспособных к совместной деятельности.

4.Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона.

Без драки попасть в большие забияки. («Слон и Моська»)

Употребляется по отношению к человеку, ругающему вышестоящие инстанции или того, кто в каком – либо отношении сильнее, пользуясь своей безнаказанностью.
Употребляется по отношению к людям, сильно различающимся по физическим данным или по общественному положению, когда мелкий, ничтожный человек тщательно пытается повредить какому-либо деятелю.

5. А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. («Трудолюбивый Медведь»)

Употребляется как шутливо-ироническое порицание чьей-либо торопливости, а также поверхностного, легкомысленного отношения к делу, которое требует мастерства и терпения.

6 . Послушать - кажется, одна у них душа, - А только кинь им кость, так что твои собаки!(«Собачья дружба»)


иноск. : о непрочности дружбы

Ср. Пес дружества слывет примером с давних дней,

А дружбы между псов, как будто меж людей ,

Почти совсем не видно .

7.Д а только воз и ныне там Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. («Лебедь, Щука и Рак»)

Употребляется в случаях, когда дело, не двигаясь, стоит на месте, а вокруг него ведутся бесплодные разговоры, суета, то есть нет согласованности в каком – либо деле.

Выводы по 2 главе

Пословицы и поговорки – это высоко нравственный жанр. Они утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают ложь, зло, глупость, лень, спесь.

Заключение

И.А.Крылов – великий русский поэт – баснописец, потому что он любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

К тому времени, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он прошел уже большой творческий путь. Он был автором комедий, комических опер, трагедий, сатириком, журналистом и стихотворцем. Но прославился он как великий баснописец. А.С.Пушкин сказал о нем так: «Он превзошел всех нам известных баснописцев, обогатил русский язык крылатыми, остроумными образными выражениями, сравнениями».

В. Г. Белинский писал: «Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей, дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями почти единственно доступной для них поэзии».

Басни И.А.Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них. Они вошли в фонд национальной культуры. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. Они известны не только у нас в стране, но и за рубежом, переведены на 50 языков.

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Изучив состояние данной проблемы в теории, практике, выявив воспитательные ценности пословиц и поговорок из басен И.А.Крылова можно сделать следующие выводы:

1.Пословицы и поговорки впитали в себя многовековой нравственный опыт народа. Глубоки их исторические корни. Это делает их актуальными в наше время, так как они вводят ученика в мир общечеловеческих ценностей, приобщают к истокам народной культуры.

2.С баснями И.А Крылова вошла в русскую литературу живая народная речь, так, например, А.С.Пушкин говорил, что в творчестве И.А.Крылова «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».

Список литературы

1.Гордин А.М. Иван Андреевич Крылов в портретах, иллюстрациях, документах.Под редакцией Л.В. Деницкого. – М.: Л.; «Просвещение»,1966.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. 4 – е изд., стереотип.- М.: Русский язык. - Медиа,2007.

3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1980.

4. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – 13- е изд., стереотип. – М.: Русский язык. – Медиа,2007.

5.Крылов И.А. Сборник басен.1997 год

7.Степанов Н.Л. , А. Крылов. Жизнь и творчество. – М.: Гослитиздат,1958.