Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Преподобный нил столобенский, селигерский. Нил Столобе́нский

Преподобный нил столобенский, селигерский. Нил Столобе́нский

Строгий аскетизм , столпничество

Нил Столобенский (конец XV века , Деревская пятина - 7 декабря 1555 года , остров Столобный на оз. Селигер) - святой Русской православной церкви , основатель Нило-Столобенской пустыни . Причислен к лику святых как преподобный , память совершается 7 (20) декабря , 27 мая (9 июня) (обретение мощей), а также в Соборе Тверских святых и в Соборе Новгородских святых .

Жизнеописание

О жизни преподобного Нила известно из его жития, написанного в конце XVI века иноком вологодской Свято-Троицкой Герасимовой пустыни Филофеем Пироговым на основе записей о жизни и чудесах преподобного, составленных Германом, первым игуменом Нило-Столобенской пустыни . Им же был составлен канон преподобному .

Для своего погребения Нил заранее вырыл в часовне для себя могилу и поместил в неё вытесанный гроб, к которому приходил сокрушаться о своих грехах. Скончался преподобный Нил 7 декабря 1555 года . Перед смертью его посетил его духовник - настоятель Никольского Рожковского монастыря игумен Сергий, который исповедал и причастил его. Прибыв на остров на следующий день, Сергий и другие монахи нашли Нила мёртвым и совершили его погребение.

Через пять лет после смерти Нила над его могилой в часовне была устроена гробница, которую покрыли покровом. В 1595 году была написана первая икона преподобного и вслед за этим, по мнению Е. Е. Голубинского , началось его местное почитание (начало общецерковного почитания остаётся неизвестным).

Гимнография

Образ преподобного Нила Столобенского запечатлен на гербе Фировского района Тверской области.

См. также

Напишите отзыв о статье "Нил Столобенский"

Примечания

  1. Монастырь Нило-Столобенская пустынь//Московский патриархат. Тверская епархия, 2011. - С. 14
  2. // Церковно-научный центр «Православная энциклопедия »
  3. Макарий (Булгаков)
  4. Димитрий Ростовский .
  5. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник . - 1894. - Т. 3. - № 8. - С. 229
  6. Грибков-Майский В.М. // Русская линия, 25.09.2007 г.
  7. Калмыкова Л. Э. Народное искусство Тверской земли. Тверь, 1995. Табл. 162, 163
  8. Буркин А.И. , кандидат искусствоведения . Престолу Божию предстоя // Россия Православная. – 2004. – №5/6. – С. 24-74

Ссылки

  • в проекте
  • на сайте
  • Буркин А. И. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2002. № 1(7). С. 43-46.

Отрывок, характеризующий Нил Столобенский

– Може он, а може, и так, – проговорил гусар, – дело ночное. Ну! шали! – крикнул он на свою лошадь, шевелившуюся под ним.
Лошадь Ростова тоже торопилась, била ногой по мерзлой земле, прислушиваясь к звукам и приглядываясь к огням. Крики голосов всё усиливались и усиливались и слились в общий гул, который могла произвести только несколько тысячная армия. Огни больше и больше распространялись, вероятно, по линии французского лагеря. Ростову уже не хотелось спать. Веселые, торжествующие крики в неприятельской армии возбудительно действовали на него: Vive l"empereur, l"empereur! [Да здравствует император, император!] уже ясно слышалось теперь Ростову.
– А недалеко, – должно быть, за ручьем? – сказал он стоявшему подле него гусару.
Гусар только вздохнул, ничего не отвечая, и прокашлялся сердито. По линии гусар послышался топот ехавшего рысью конного, и из ночного тумана вдруг выросла, представляясь громадным слоном, фигура гусарского унтер офицера.
– Ваше благородие, генералы! – сказал унтер офицер, подъезжая к Ростову.
Ростов, продолжая оглядываться на огни и крики, поехал с унтер офицером навстречу нескольким верховым, ехавшим по линии. Один был на белой лошади. Князь Багратион с князем Долгоруковым и адъютантами выехали посмотреть на странное явление огней и криков в неприятельской армии. Ростов, подъехав к Багратиону, рапортовал ему и присоединился к адъютантам, прислушиваясь к тому, что говорили генералы.
– Поверьте, – говорил князь Долгоруков, обращаясь к Багратиону, – что это больше ничего как хитрость: он отступил и в арьергарде велел зажечь огни и шуметь, чтобы обмануть нас.
– Едва ли, – сказал Багратион, – с вечера я их видел на том бугре; коли ушли, так и оттуда снялись. Г. офицер, – обратился князь Багратион к Ростову, – стоят там еще его фланкёры?
– С вечера стояли, а теперь не могу знать, ваше сиятельство. Прикажите, я съезжу с гусарами, – сказал Ростов.
Багратион остановился и, не отвечая, в тумане старался разглядеть лицо Ростова.
– А что ж, посмотрите, – сказал он, помолчав немного.
– Слушаю с.
Ростов дал шпоры лошади, окликнул унтер офицера Федченку и еще двух гусар, приказал им ехать за собою и рысью поехал под гору по направлению к продолжавшимся крикам. Ростову и жутко и весело было ехать одному с тремя гусарами туда, в эту таинственную и опасную туманную даль, где никто не был прежде его. Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше ручья, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов, и, не останавливаясь, ехал дальше и дальше, беспрестанно обманываясь, принимая кусты за деревья и рытвины за людей и беспрестанно объясняя свои обманы. Спустившись рысью под гору, он уже не видал ни наших, ни неприятельских огней, но громче, яснее слышал крики французов. В лощине он увидал перед собой что то вроде реки, но когда он доехал до нее, он узнал проезженную дорогу. Выехав на дорогу, он придержал лошадь в нерешительности: ехать по ней, или пересечь ее и ехать по черному полю в гору. Ехать по светлевшей в тумане дороге было безопаснее, потому что скорее можно было рассмотреть людей. «Пошел за мной», проговорил он, пересек дорогу и стал подниматься галопом на гору, к тому месту, где с вечера стоял французский пикет.
– Ваше благородие, вот он! – проговорил сзади один из гусар.
И не успел еще Ростов разглядеть что то, вдруг зачерневшееся в тумане, как блеснул огонек, щелкнул выстрел, и пуля, как будто жалуясь на что то, зажужжала высоко в тумане и вылетела из слуха. Другое ружье не выстрелило, но блеснул огонек на полке. Ростов повернул лошадь и галопом поехал назад. Еще раздались в разных промежутках четыре выстрела, и на разные тоны запели пули где то в тумане. Ростов придержал лошадь, повеселевшую так же, как он, от выстрелов, и поехал шагом. «Ну ка еще, ну ка еще!» говорил в его душе какой то веселый голос. Но выстрелов больше не было.
Только подъезжая к Багратиону, Ростов опять пустил свою лошадь в галоп и, держа руку у козырька, подъехал к нему.
Долгоруков всё настаивал на своем мнении, что французы отступили и только для того, чтобы обмануть нас, разложили огни.
– Что же это доказывает? – говорил он в то время, как Ростов подъехал к ним. – Они могли отступить и оставить пикеты.
– Видно, еще не все ушли, князь, – сказал Багратион. – До завтрашнего утра, завтра всё узнаем.
– На горе пикет, ваше сиятельство, всё там же, где был с вечера, – доложил Ростов, нагибаясь вперед, держа руку у козырька и не в силах удержать улыбку веселья, вызванного в нем его поездкой и, главное, звуками пуль.
– Хорошо, хорошо, – сказал Багратион, – благодарю вас, г. офицер.
– Ваше сиятельство, – сказал Ростов, – позвольте вас просить.
– Что такое?
– Завтра эскадрон наш назначен в резервы; позвольте вас просить прикомандировать меня к 1 му эскадрону.
– Как фамилия?
– Граф Ростов.
– А, хорошо. Оставайся при мне ординарцем.
– Ильи Андреича сын? – сказал Долгоруков.
Но Ростов не отвечал ему.
– Так я буду надеяться, ваше сиятельство.
– Я прикажу.
«Завтра, очень может быть, пошлют с каким нибудь приказанием к государю, – подумал он. – Слава Богу».

Крики и огни в неприятельской армии происходили оттого, что в то время, как по войскам читали приказ Наполеона, сам император верхом объезжал свои бивуаки. Солдаты, увидав императора, зажигали пуки соломы и с криками: vive l"empereur! бежали за ним. Приказ Наполеона был следующий:
«Солдаты! Русская армия выходит против вас, чтобы отмстить за австрийскую, ульмскую армию. Это те же баталионы, которые вы разбили при Голлабрунне и которые вы с тех пор преследовали постоянно до этого места. Позиции, которые мы занимаем, – могущественны, и пока они будут итти, чтоб обойти меня справа, они выставят мне фланг! Солдаты! Я сам буду руководить вашими баталионами. Я буду держаться далеко от огня, если вы, с вашей обычной храбростью, внесете в ряды неприятельские беспорядок и смятение; но если победа будет хоть одну минуту сомнительна, вы увидите вашего императора, подвергающегося первым ударам неприятеля, потому что не может быть колебания в победе, особенно в тот день, в который идет речь о чести французской пехоты, которая так необходима для чести своей нации.
Под предлогом увода раненых не расстроивать ряда! Каждый да будет вполне проникнут мыслию, что надо победить этих наемников Англии, воодушевленных такою ненавистью против нашей нации. Эта победа окончит наш поход, и мы можем возвратиться на зимние квартиры, где застанут нас новые французские войска, которые формируются во Франции; и тогда мир, который я заключу, будет достоин моего народа, вас и меня.
Наполеон».

В 5 часов утра еще было совсем темно. Войска центра, резервов и правый фланг Багратиона стояли еще неподвижно; но на левом фланге колонны пехоты, кавалерии и артиллерии, долженствовавшие первые спуститься с высот, для того чтобы атаковать французский правый фланг и отбросить его, по диспозиции, в Богемские горы, уже зашевелились и начали подниматься с своих ночлегов. Дым от костров, в которые бросали всё лишнее, ел глаза. Было холодно и темно. Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари, отбивали ногами дробь, согреваясь, и стекались против огней, бросая в дрова остатки балаганов, стулья, столы, колеса, кадушки, всё лишнее, что нельзя было увезти с собою. Австрийские колонновожатые сновали между русскими войсками и служили предвестниками выступления. Как только показывался австрийский офицер около стоянки полкового командира, полк начинал шевелиться: солдаты сбегались от костров, прятали в голенища трубочки, мешочки в повозки, разбирали ружья и строились. Офицеры застегивались, надевали шпаги и ранцы и, покрикивая, обходили ряды; обозные и денщики запрягали, укладывали и увязывали повозки. Адъютанты, батальонные и полковые командиры садились верхами, крестились, отдавали последние приказания, наставления и поручения остающимся обозным, и звучал однообразный топот тысячей ног. Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали.

В конце XV века в селении Жабна Новгородской волости появился на свет великий подвижник Русской Православной Церкви преподобный Нил Столобенский. Получив от Господа за великое своё смирение дар духовного прозрения, он, следуя Божьим заветам, посвятил всю свою жизнь служению ближним, принимая в уединённой лесной келье множество людей, пришедших к нему за духовной помощью и советом.

Детство и монашеский постриг

Точная дата его рождения неизвестна, сокрыто от нас и имя, полученное младенцем при святом крещении, но из позднейшего жизнеописания, составленного первым игуменом обители, в которой подвизался угодник Божий, явствует, что его родители были набожными и благочестивыми людьми. Они воспитали сына в истинно христианском духе, с ранних лет привив ему любовь к молитве и чтению Священного Писания.

Когда в 1505 году Господь призвал их к Себе, отрок, не имея более никого из родных, направился в близлежащий монастырь преподобного Саввы Крыпецкого. Там, отбыв положенный срок послушником, он принял с именем Нил в честь святого Нила Синайского, о подвигах которого много читал в святоотеческих книгах.

Борьба с искушениями духа и плоти

Известно, что в первые годы иночества особенно тяжело бывает молодым монахам, на которых дьявол с особой яростью насылает искушения, земными страстями отвращая их разум от богомыслия. Чтобы с честью противостоять врагу, Нил Столобенский вооружился молитвой и, изнуряя плоть постами и бдением, подготовил себя к тому, чтобы впоследствии сделаться избранным сосудом Духа Божьего.

Много пришлось молодому иноку понести трудов, возложенных на него но никто не слышал от него ни единой жалобы. Для всей братии он являл собой пример кротости и беззлобия. Очень скоро молва о его добродетелях вышла далеко за стены монастыря, и к его келье потянулись люди, чтобы взглянуть на молодого праведника.

В одинокой лесной келье

Сторонясь мирской славы, Нил Столобенский испросил благословение у настоятеля обители игумена Германа и принял на себя подвиг пустынножительства. Долго странствуя непроходимыми лесными чащобами, он, наконец, пришёл в Ржевскую землю, где на берегу небольшой речки Черемхи построил себе келью. Здесь, вдалеке от людей, будущий святой предался непрестанной молитве, обращая все свои помыслы к Горнему Миру.

Чтобы поддержать свои силы, Нил Столобенский вкушал то, что удавалось собрать в лесу: ягоды, грибы и жёлуди. Как поведал он своему духовнику, бесы не раз пытались устрашить его и заставить покинуть пустыню. Являясь в облике диких зверей и гадов, посланники мира тьмы издавали под окнами кельи пронзительный свист и шипение. В этих случаях отшельник изгонял их крестным знамением. Хуже было, когда по бесовскому наущению являлись злые люди, чтобы причинить ему вред.

Устрашение разбойников

В житие святого приводится случай, когда к нему явились разбойники, полагая, что найдут у него поживу. Осенив себя подвижник вышел им навстречу, держа в руках единственную свою ценность - образ Пресвятой Богородицы. И случилось чудо: злодеям было видение множества воинов, стоявших за спиной Нила. Устрашившись, разбойники пали на колени перед святым и слёзно каялись в своих намерениях. Смиренный подвижник простил их и, произнеся назидание, отпустил с миром.

Путь к пустынному острову

Так, в непрестанных молитвах и постах, провёл Нил Столобенский тринадцать лет. Но свет Божьей истины, обильно источаемый им, не мог укрыться от мира. Вскоре к одинокой лесной келье потянулись жители окрестных деревень. Приходили они, чтобы испросить у праведника молитв, благословений, а также мудрого совета во всех житейских делах. Чуждаясь мирской славы, святой просил Царицу Небесную наставить его на путь истинного пустынножительства и уединенных подвигов.

Пресвятая Богородица не оставила без ответа его молитв и вскоре, явившись ему в тонком сне, повелела оставить свою келью и держать путь к озеру Селигеру. Там, переправившись на остров Столобный, поселиться в уединённом месте и продолжить подвиг молитвы и постничества. Исполнив волю Царицы Небесной, святой Нил совершил своё путешествие в 1528 году. Об этом доподлинно известно из записей, сохранившихся в книгах Нило-Столобенской обители.

На новом месте

Придя на остров в конце осени, он не имел возможности до наступления холодов построить келью и первую зиму провёл в землянке, вырытой на лесной поляне. Лишь на следующий год святой отшельник построил себе жилье и воздвиг возле него часовенку. Как и в прежние годы, питался Нил Столобенский исключительно лесными дарами, лишь изредка дополняя их рыбой, пожертвованной ему рыбаками.

Но враг рода человеческого, прежде посрамлённый Нилом, решил отомстить ему. Он ожесточил против святого старца сердца окрестных жителей, вдруг пожелавших вырубить лес на острове и использовать его под пашню. Они полагали, что когда подожгут поваленные деревья, пламя уничтожит и мешавшую им келью отшельника. Но Сила Господня не оставила Нила и в этот раз. По его молитве огонь, охвативший остров, не причинил вреда ни келье, ни часовне, поселив в то же время страх в сердцах его недоброжелателей.

Посрамление бесов и обретение духовных даров

Повторилась на острове и прежняя история с разбойниками, захотевшими поживиться за счёт Нила. Только в этот раз кара злодеям была поистине тяжкой. Войдя в келью, они были поражены слепотой, и только после долгих слёз и раскаяний, по молитве святого, вновь обрели зрение. Так преподобный Нил Столобенский вновь посрамил бесов и вразумил окрестных жителей, исполнившихся к нему после этого чувством благоговения.

Одержавшему победу над собственными страстями святому Нилу был ниспослан Господом дар духовного прозрения и рассуждения. В монастырских записях говорится, что очень многие люди, приходя к нему, получали наставления, менявшие их жизнь и помогавшие найти единственно верное решение в самых сложных ситуациях. Известны также случаи, когда по его молитвам стихали волны на Селигере, и рыбаки, застигнутые бурей, возвращались домой живыми и невредимыми.

Последние годы жизни и блаженная кончина

На острове Столобном святой отшельник прожил двадцать семь лет. Здесь он прославил Господа подвигом, который прежде был неведом даже самым искушённым аскетам. Не желая давать послабление плоти, преподобный Нил проводил краткие часы ночного сна не лёжа, как все прочие люди, а сидя, опираясь на специально вбитые в стену кельи стальные крючья. Чтобы неустанно помнить о предстоящей смерти и ожидающем после неё Суде Божьем, святой ископал себе в келье могилу и, созерцая её, постоянно сокрушался и оплакивал содеянные им грехи. Так проводил свои дни и ночи преподобный Нил Столобенский.

Житие святого повествует о том, что Господь заранее открыл ему день и час его блаженной кончины. Ему было ведомо, что завершит он свой земной путь именно 7 декабря 1554 года, на исходе дня. Готовясь предстать перед Высшим Судом, преподобный послал местного рыбака к своему духовнику, прося того посетить его в этот важный для него час.

Игумен Сергий, прибывший по его зову из Раковского Свято-Никольского монастыря, исповедовал старца и причастил Святых Христовых Тайн. На следующий день преподобный был обнаружен в своей келье, тихо отошедшим ко Господу. По свидетельству очевидцев, его тело, поддерживаемое вбитыми в стену крючьями, источало благоухание, а лик сиял неземным светом.

Предсмертное пророчество

Слава благочестивого отшельника далеко разошлась по Руси. На Селигер стали приезжать иноки из многих монастырей и проводить дни в келье, в которой прежде жил Нил Столобенский. Молитва, вознесённая среди её стен, помогала испросить у Господа здоровья страждущим и покоя мятущимся духом. Вскоре на месте погребения святого была сооружена гробница, также прославившаяся многочисленными совершёнными на ней исцелениями.

Не замедлило исполниться и предсказание, которое оставил перед своей кончиной Нил Столобенский. Житие святого, составленное впоследствии иноком Свято-Троицкого монастыря Филофеем, говорит о том, что духовными очами он обозревал воздвигнутый в будущем на месте его кельи монастырь. Его появление преподобный и предсказал незадолго до смерти.

Строительство монастыря

Сбываться пророчество начало в 1590 году, когда поселившийся на острове инок Герман и странник Борис Холмогорец, испросив благословения у Новгородского митрополита, возвели деревянную церковь во имя святого Вокруг неё вскоре образовалась небольшая монашеская община, давшая начало будущему монастырю, названному Ниловой пустынью. Первым его игуменом стал инок Герман, оставивший жизнеописание Нила Столобенского, на основании которого впоследствии было составлено житие святого.

В 1665 году монастырь постигло страшное несчастье. В огне разразившегося пожара погибли все его деревянные постройки, включая и главный храм. Чтобы не прерывать богослужения, иноки возвели временную деревянную церковь, а два года спустя преступили к строительству каменного храма и нового надгробия на могиле преподобного Нила. Во время земляных работ, производимых 27 мая, всем присутствующим было явлено чудо. Одна из земляных стен котлована осыпалась, и взорам монахов предстал гроб святого с его нетленными и благоуханными мощами.

Почитание преподобного Нила Столобенского

Узнав о случившемся, митрополит Новгородский Питирим установил в этот день праздник. С этих пор день Нила Столобенского отмечается православной церковью 27 мая (обретение мощей) и 7 декабря (память блаженной кончины). В октябре 1669 года были завершены работы по возведению каменного храма, и мощи были помещены в одном из его пределов в специально изготовленной раке.

Незадолго до этого решением среди прочих угодников Божьих к лику святых был причислен и преподобный Нил Столобенский. Акафист, составленный в его честь, подробно рассказывает о пути служения Господу, пройденном этим великим подвижником, и призывает его вознести пред Господом молитвы обо всех, кто ещё не покинул юдоль земной жизни.

В наши дни во многих православных храмах можно увидеть его образ. Икона Нила Столобенского нередко встречается и в верующих людей. В дни его памяти в церквах, как правило, бывает многолюдно. Это говорит о всеобщем почитании и уповании на молитвы, которые возносит о нас пред Господом Нил Столобенский. В чем помогает он и о чём принято его просить?

За те столетия, что миновали со дня его блаженной кончины, нужды людские не сильно изменились. Так же как и в прежние времена, к нему прибегают в поисках исцеления от недугов, испрашивают благополучия себе и близким, а отправляясь в дальнюю и трудную дорогу - благословения на добрый путь.

Нил Столобенский - один из наиболее почитаемых православных святых. Его прижизненные деяния являются образцом истинной веры, а сила молитвенного слова и по сей день помогает христианам исцелиться от многих болезней, встать на путь истинный.

Православный Нил Столобенский был причислен к лику святых как преподобный, и каждый год церковь почитает его имя среди остальных добровольных отшельников, предпочитавших уединение и усердные молитвы мирским делам.

История иконы

Преподобный Нил появился на свет во второй половине пятнадцатого века в благочестивой семье, проживающей в новгородской области. Его духовным воспитанием занимались с раннего детства, и мальчик вырос в любви к Господу. После кончины родителей Нил принял монашеский постриг и удалился для уединенной жизни. Он боролся с искушениями и покорно переносил все муки своего уединения. С молитвой на устах он сражался с дикими зверями и грабителями, которые решили посягнуть на его жизнь и нехитрый скарб. Со временем слава об отшельнике распространилась, и к Нилу стали приходить православные люди для благословения и исцеления. Святой просил Господа даровать ему одиночество, и в одном из снов услышал приказ отправляться на Селигер, чтобы жить на острове. Там отшельник продолжил жизнь в молитвах и воздержании. Своими деяниями он неоднократно спасал тонущих во время бури на острове, и к нему продолжали стекаться паломники. Дату своей смерти Нил знал заранее. После кончины тело праведника нашли умиротворенным, а лик его был освещен божественным светом.

Описание иконы Нила Столобенского

Большое распространение в иконографии получила деревянная скульптура Нила, на которой он изображен сидящим. Его голова низко опущена, а спиной он упирается в деревянные костыли. Именно в такой позе его нашли в келье после кончины.

На иконах чаще всего Нил Столобенский изображен старцем с мудрыми и добрыми глазами, в монашеской одежде и на фоне монастыря. Он был основан после его кончины. В руках старца находится свиток с молитвами, а на некоторых иконах — макет монастыря. Икона буквально дышит православной верой и силой, которой был наделен Нил при жизни. К его образу ежегодно обращаются тысячи страждущих, преклоняющих колени в молитвах.

Где находится икона Нила Столобенского

Скульптуру преподобного старца можно найти в Преображенской церкви, расположенной в поселке Лосево Тверской области. Также скульптурное изображение находится в Вознесенском соборе Осташково. В Москве и Московской области также расположены деревянные скульптуры преподобного. Поклониться иконе можно в Москве и Санкт-Петербурге. Множество списков с икон находится в разных населенных пунктах России. Поклониться мощам можно в Богоявленском соборе монастыря.

В чем помогает образ Нила Столобенского

Молитвы перед ликом святого способны исцелить людей, страдающих глазными болезнями и иными недугами. Православные верующие обращаются к старцу для укрепления веры , наставлений на путь истинный, сохранения праведного образа жизни, борьбы с искушениями и пороками. Молятся Нилу и при дальних путешествиях, особенно при пересечении открытых водных гладей на большие расстояния. Православные молитвы усмиряют гнев и гордыню, помогают найти путь к исправлению грехов.

Дата празднования

Дважды в год православная церковь почитает преподобного Нила Столобенского. Первая торжественная литургия совершается 9 июня , в день обретения мощей святого. Вторая дата — 20 декабря по новому стилю.

Молитва преподобному Нилу

«Преподобный Нил Столобенский, к Тебе обращаемся в смирении и почитании. Надели нас мудростию своей да дай силы сражаться со злом, которое нас одолевает. Не позволь сойти с пути праведного в угоду дьяволовым отродьям, надели своей силой идти против любого негатива, в смирении принимая испытания, Богом данные. Усмири плоть нашу, дабы мы не были заложниками желаний низменных. Исцели, преподобный, недуги наши, что плоть снедают, да ниспошли на нас благословение, закрывающее от врагов и нечестивцев. Аминь».

Праведные молитвы помогают каждому, кто впускает в свое сердце Господа. С его именем на устах проще преодолевать жизненные трудности и находить в себе силы бороться с негативом. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

20.12.2017 05:10

Икона «Споручница грешных» глубоко почитается православными христианами. Это одна из самых удивительных икон, чей духовный...

П реподобный Нил Столобенский (XV-XVI вв.) родился в Новгородской земле, в Жабенском погосте Деревской пятины. Иноческий путь святой подвижник начал в 1505 году в обители преподобного Саввы Крыпецкого (+1495; память 28 августа) близ Пскова. Постническим подвигом и послушанием он снискал благоговейное отношение братии. Но, чтобы не принять почтение от подобных себе человек, преподобный Нил пожелал уйти в уединение. Получив благословение игумена, он нашел безлюдное место близ реки Черемхи Ржевского уезда. Там преподобный Нил прожил 13 лет, питаясь травами и желудями. Все время он проводил в непрестанной молитве. Пришедшие к нему однажды со злым умыслом разбойники были устрашены видением множества воинов позади святого, вышедшего к ним навстречу с Владимирской иконой Божией Матери. Слава о подвижнике постепенно распространилась в окрестных селениях. Он стал усердно молить Пресвятую Богородицу указать ему иное место для пустынных подвигов.

Однажды в полусне он услышал голос, повелевавший ему идти на остров Столобное, что на озере Селигере, недалеко от г. Осташкова. Преподобный нашел указанное место, выкопал себе пещеру, а затем срубил келлию, в которой и подвизался 27 лет, пребывая в борениях с нечистой силой. Здесь он усилил подвиги поста и молитвы. Святой никогда не ложился для сна, но отдыхал, оперевшись на деревянные крюки, вбитые в стену.

На Столобном острове, по молитвам преподобного Нила, вновь совершилось чудо от иконы Богоматери, находившейся в его келлии и являвшейся для святого главным сокровищем. Разбойники, напавшие на него, были ослеплены исходившим от образа сиянием. И только после чистосердечного раскаяния и молитвенного предстательства чудотворца они вновь обрели зрение.

Неутомимый воитель с миром страстей, преподобный Нил был очень чуток к красоте Божьего мира. Житие повествует, что, придя на остров Столобное, покрытый сосновым бором и «всяким лесом и ягодичием», святой нашел его «велми красным» и возрадовался «о обретении таковаго места и возлюби е зело». Неслучайно многие чудеса, совершенные преподобным Нилом как при жизни, так и по преставлении, связаны с «прещением» лиходеям из дровосеков, покушавшимся на заповедный лес. Многие годы резной образ подвижника стоял святым стражем истока великой русской реки Волги в деревянной часовне на краю деревни Волговерховье.

Незадолго до преставления преподобный Нил вырыл в устроенной им часовне могилу, «и гроб истеса, и в землю постави, и прихождаше и плакате над ним умильно». Промыслом Божиим и по молитвам Преподобного перед его блаженной кончиной к нему прибыл игумен близлежащего Николо-Рожковского монастыря Сергий со Святыми Дарами. Ему преподобный Нил предсказал, что на острове будет устроена обитель. По преставлении преподобного Нила (+7 декабря 1554) его святые мощи были положены в гробницу игуменом одного из новгородских монастырей Антонием и иноком Николо-Рожковского монастыря Германом. Последний совместно со странником Борисом Холмогорцем воздвиг над ними церковь Богоявления с приделом во имя святого Василия Блаженного и положил начало обители, украсившейся впоследствии многими храмами и гранитными набережными.

Почитание преподобного Нила постепенно распространилось за пределы Селигерского края по всей России. В 1845 году пустынь его имени была основана даже в Саянских горах, в долине реки Ихе-Угун.

27 мая 1667 года мощи преподобного Нила были обретены нетленными. После революции мощи угодника почивали в церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в городе Осташкове. 9 мая 1995 год они были перенесены в Богоявленский собор Ниловой пустыни.

Преподобный Нил Столобенский, Селигерский

Преподобный Нил Столобенский родился во второй половине XV века в одном из селений Деревской Пятины Жабенского погоста в Новгородской земле (в некоторых текстах Жития преподобного его родиной называется самое селение Жабна - центр погоста или волости). Благочестивые родители воспитали его в страхе Божием, в любви к молитве и чтению душеполезных книг. После их кончины около 1505 года преподобный принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского (V; память 12 ноября) в обители преподобного Саввы Крыпецкого (U 1495; память 28 августа). После принятия иночества святой Нил мужественно вооружился против внутренних страстей диавола. С усердием исполняя все возложенные на него послушания, он беспрекословно повиновался игумену. Во всех поступках преподобный Нил проявлял смирение, кротость и незлобие. Укротив страсти, смирив плоть постом и бдением и омыв душу слезами, он сделался избранным сосудом Святого Духа.

Чтобы избежать мирской славы, преподобный Нил в 1515 году испросил благословение настоятеля и покинул Крыпецкий монастырь для пустынножительства. Полагаясь на указание Божие, преподобный прошел много необитаемых мест и наконец, придя в Ржевскую землю, избрал пустынное лесистое место близ реки Серемхи (или Черемхи). Поставив небольшую келью, святой предался подвигам непрестанной молитвы и воздержания. Пищей служили желуди и другие плоды леса. Бесы, чтобы устрашить святого и прогнать его из пустыни, являлись ему в виде свирепых зверей и гадов. Они с пронзительным свистом и шипением устремлялись на него, но святой подвижник отгонял их молитвой и крестным знамением. Не имея возможности изгнать преподобного из пустыни, бесы научали злых людей причинять ему вред. Однажды к святому отшельнику пришли разбойники, думая найти у него какие-либо сокровища. Узнав об их приходе, преподобный Нил сотворил молитву и вышел им навстречу с иконой Божией Матери в руках. Разбойникам показалось, что с преподобным идет множество вооруженных людей. Они испугались и стали просить у святого прощения. Святой Нил с любовью принял их покаяние и отпустил с миром.

Через 13 лет, по устроению Промысла Божия, имя преподобного Нила стало известно во многих окрестных селениях. Многие стали приходить к нему за благословением, наставлениями и советами. Подвижническая жизнь святого отшельника вызвала мирскую хвалу, и это крайне огорчало смиренного инока. В ночных молитвах он со слезами просил Пресвятую Богородицу наставить его на путь уединенных подвигов.

Однажды в тонком сне преподобный услышал повеление идти на остров Столобный, расположенный на озере Селигер. Переселение преподобного Нила на этот пустынный остров произошло в 1528 году. Первую зиму святой прожил в выкопанной им в горе пещере, а затем построил небольшую деревянную келью и часовню. Враг рода человеческого попытался изгнать святого и из этого места, являясь ему и угрожая бедами. Он научил и окрестных поселян вредить подвижнику. Никому ранее не нужный остров вдруг стал необходим жителям соседних с ним селений, и они решили вырубить на нем лес и распахать

Пашню. Срубленный же лес подожгли, надеясь, что вместе с ним сгорит и келья святого. Но когда огонь бушевал по острову и приблизился к жилищу преподобного Нила, по молитве святого пламя погасло. Как и в Серемской пустыни, на преподобного Нила напали разбойники, требуя сокровищ. Святой сказал им, что его сокровище находится в углу кельи - там стояла икона Божией Матери. Бросившись туда, разбойники ослепли. Раскаявшись в злых замыслах, они по молитве святого прозрели.

После продолжительной и усиленной борьбы со страстями и диаволом преподобный Нил удостоился от Господа дара духовного прозрения и рассуждения. Благодаря наставлениям преподобного многие люди исправляли свою жизнь, по его молитвам они получали помощь от Бога и утешение. По молитвам святого укрощались волны на Селигере и застигнутые бурей рыбаки спасались от смерти. 27 лет прожил преподобный Нил на Столобном, с великим терпением перенося всякие напасти, скорби и лишения. Особым подвигом святого Нила было то, что он не ложился для сна, но спал сидя, оперевшись на два больших деревянных крюка, вбитых в стену кельи. За несколько лет до кончины преподобный Нил выкопал в часовне могилу и поставил в ней гроб, к которому приходил каждый день и оплакивал свои грехи.

Преподобному Нилу было открыто время его кончины -7 декабря 1554 года. Незадолго пред тем святого посетил его духовник - игумен Раковского Николаевского монастыря Сергий и причастил преподобного Нила Святых Христовых Тайн. Преподобный предсказал возникновение иноческой обители на месте своих подвигов. Перед блаженной кончиной он окадил келью, а затем мирно почил сидя, оперевшись на деревянные крюки. Когда пришли братия Рожковской обители, то в келье святого почувствовали благоухание, а лик почившего сиял необыкновенным светом. Его погребли в приготовленном им гробе.

После кончины преподобного Нила на остров Столобный приходили иноки из разных монастырей, странствовавшие по святым местам, и жили в его келье некоторое время. Игуменом Антонием и иноком Германом над могилой преподобного была устроена гробница, у которой еще до основания обители совершались исцеления болящих. Около 1590 года инок Герман поселился на острове, где в то время жил странник Борис Холмогорец. По благословению митрополита Новгородского Александра (1576-1591) они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (U 1557; память 2 августа).

Вскоре возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Первым настоятелем ее был иеромонах Герман.

В 1595 году монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали образ преподобного Нила, который был возложен на гробницу преподобного. В 1598-1600 годах Филофей Пирогов, инок Гефсиманского скита Троице-Сергиевого монастыря, составил стихиры и канон святому и написал его житие.

В 1665 году в монастыре произошел пожар, сгорели все деревянные строения, в том числе и храм. Для совершения богослужений была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года над гробницей преподобного Нила был заложен новый каменный храм. Во время копания рвов для храма земля осыпалась, обнажив гроб; таким образом были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного Нила. По благословению митрополита Новгородского Питирима (на Новгородской кафедре с 1664 по 1672, затем - Патриарх Всероссийский; U 1673) в этот день было установлено ежегодное празднование обретения святых мощей преподобного Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме. 30 октября 1669 года в новом каменном храме были освящены приделы во имя святого апостола Иоанна Богослова и блаженного Василия, Христа ради юродивого. Святые мощи преподобного Нила поставили в первом приделе, а 9 апреля 1671 года перенесли их в главный Богоявленский храм (после его освящения). С 17 мая 1756 года ежегодно стало совершаться торжественное обнесение святых мощей вокруг монастыря, позднее - крестный ход из города Осташкова. Сохранилось описание многочисленных исцелений, совершившихся у гробницы преподобного Нила по его святым молитвам. Ныне святые мощи преподобного Нила почивают в Знаменском храме в городе Осташкове Тверской епархии.

В иконографии образ преподобного Нила Столобенского получил наибольшее развитие в виде деревянной резной скульптуры или барельефов. В скульптурных изображениях «Нил Столобенский изображается сидящим со склонённой на грудь головой и опирающимся на деревянные костыли. В таком необычном положении измождённый старец скончался во время молитвы». Существует две традиции таких изображений: в виде скульптуры высотой от 10 до 40 см или небольшого прорезного рельефа 20 на 25 см. Такие статуэтки изготавливались в большом количестве для паломников, посещавших Нило-Столобенскую пустынь. Известны и крупные скульптуры в человеческий рост, которые создавали по заказам частных лиц или для часовен и церквей. Скульптуры украшали вотивными приношениями (крестиками, образками, кольцами и серьгами, бусами, лоскутками ткани) в знак благодарности за исцеления по молитвам к святому.

Чёткой иконографии деревянная скульптура преподобного Нила не выработала (за исключением его позы) - «Одни мастера изображали его как щуплого старика, другие - как былинного богатыря». Отмечают, что схима преподобного на скульптурах традиционно окрашивается в черный цвет, однако известны отдельные скульптуры, расписанные яркими цветами и золочёные, при этом кресты и надписи на схиме являются рельефными.