Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Содержание рассказа мцыри

Лермонтов М.Ю. “Мцыри” краткое содержание.
Многие критики называют поэму “Мцыри” последним романтическим произведением . Написанная привычным для середины 19 века четырехстопным ямбом, но с чисто мужской жесткостью, поэма звучит одновременно пылко и страстно. Страсть этой поэмы совершенно другого рода, чем понимают значение этого слова большинство наших современников.
Страстное желание обрести свободу, вернуться к своим корням, не стать клятвоотступником и предателем.Рядом с образованным, цивилизованным и умным, но совершенно потерявшим смысл жизни, эгоистичным, а от этого озлобленным и ожесточенным Печориным, образ дикаря Мцыри выглядит намного человечнее. Он также озлоблен и ожесточен, но никому не приносит зла и не делает больно, чем вызывает сочувствие, сострадание.
Большинство читателей поэмы Лермонтова “Мцыри”, считают, что его герой пожилой старик, хотя ему всего 17 лет.
Краткое содержание поэмы “Мцыри” не содержит какой-то особой романтики, довольно обычный случай для первой четверти 19 века на Кавказе. Сюжет поэмы - это мальчика-горца, захваченного в плен и отданного русскому генералу. Тот решил взять ребенка с собой в Россию, но мальчик в дороге очень сильно заболел. Генерал побоялся, что он не выдержит длительной и тяжелой дороги и попросил монахов грузинского монастыря взять своего маленького пленника к себе. пожалели больного мальчика и оставили его у себя в обители. Мальчик выздоровел и остался жить в монастыре. Монахи хорошо к нему относились, но мальчику казалось, что он живет в тюрьме и он не переставал тосковать по родине.
Шло время, мальчик превратился в юношу, выучил чужой язык, даже привык к ограничению свободы, которую предписывал монашеский устав и уже почти стал своим. Настал день, когда он, приняв христианскую веру, должен был и посвятить себя служению этой вере, приняв монашеский обед.
Вдруг он почувствовал в своей груди страстный порыв, который толкает его на побег. Мцыри, совершенно не думая о последствиях, убегает из . Он бежит неизвестно куда, хотя ему кажется, что он возвращается домой. Чувство свободы окрыляет, к нему приходит ощущение силы, воли. Горный простор возвращает то, что, казалось, было забыто навсегда. Он видит себя маленьким, своих братьев и сестер, отца, мать. Ему чудится запах дыма очага, на котором мать пекла лепешки.
На свободе Мцыри пробыл совсем недолго, но эти три дня показались ему длиннее и дороже всех семнадцати лет, прожитых до этого. Захотев напиться, он спускается к горному ручью и видит грузинскую девушку, которая набирает в кувшин воду. Она кажется ему прекрасной, но он даже не пытается с ней заговорить.
На Мцыри нападает могучий снежный барс, он сражается с ним и побеждает. Отдохнув от этой схватки, беглец опять идет на восток, где, как ему кажется, его родные места.
После его побега из монастыря проходит три дня, когда проходившие мимо обители посторонние люди находят его неподалеку в бессознательном состоянии и приносят к монахам.Юноша приходит в себя, но отказывается не только говорить, но и есть. Осознав, что он опять невольник, старается приблизить конец своей ненавистной жизни. Пришедшему монаху, который выходил его, когда он был ребенком, Мцыри эмоционально рассказывает о трех днях свободы, которые он не променяет ни на что! Признается, что всегда в его душе жила одна пламенная страсть - обрести свободу. Понимая, что умирает, просит похоронить в дальнем углу сада, где видны горы Кавказа.

Знаменитая поэма Лермонтова – не очень крупное произведение, но, тем не менее, перед уроком у юных читателей не всегда есть время перечитывать его в оригинале. И не надо, ведь в подготовке к уроку можно использовать краткий пересказ «Мцыри» по главам. А для полного понимания замыслов автора мы рекомендуем обратиться к .

  1. Автор описывает место дальнейших событий: полузаброшенный монастырь, располагающийся около рек Арагвы и Куры. Здесь же появляется и первый из героев: старик-монах, единственный страж этого храма, забытый всеми.
  2. Однажды, проезжая из гор к Тифлису, русский генерал вёз пленного ребёнка. Хотя мальчику и было лет шести, он проявлял характер настоящего мужчины, гордо выдерживая испытания, упавшие на его плечи. Один монах из жалости забрал слабого и больного пленника в монастырь, где мальчик и рос. Когда казалось, что послушник уже смирился с пленом, герой поэмы исчез. Через несколько дней его находят, и он рассказывает произошедшее.
  3. Юноша (вот его ) рассказывает, что не сожалеет о содеянном побеге. Исповедью он хочет облегчить грудь, обнажить свою душу.
  4. Мцыри рассказывает о мечте увидеть родителей, родной край, пожить свободной жизнью. Хоть в монастыре и хотели приучить его ребёнком к смирению, у монахов этого не получилось.
  5. Юноша объясняет свою жажду к свободе. Это желание познать те чувства, которые бурлят в сердце молодых.
  6. Мцыри описывает великолепные пейзажи, увиденные им: бескрайние поля, величественные скалы и горы, снежный Кавказ, пробудивший в герое детские воспоминания.
  7. Герой вспоминает родные края: дом, отца и сестер, ущелье, где он играл, будучи ребёнком.
  8. «Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля» — объясняет юноша причину побега и рассказывает, что он совершил его во время грозы, пока монахи были испуганы.
  9. Мцыри бежал сквозь леса, не зная, где он и куда ему стремиться. Единственное, что вело героя – его глаза. И только спустя много часов, выбившись из сил, юноша лег и, услышав, что погони нет, успокоился и заснул.
  10. Пробуждается герой на краю бездны.
  11. Очнувшись ото сна, он осматривает природу, окружающую его. Красота поражает Мцыри, не видевшего ничего подобного, но жажда даёт о себе знать.
  12. Она приводит его к потоку горных вод. Утоляя жажду, он слышит шум шагов и, спрятавшись в кустах, видит прекрасную грузинскую девушку.
  13. Мимолётная встреча пробуждает во Мцыри неизвестное ранее, но так желаемое чувство – любовь. Воспоминанья тех минут юноша унесёт с собой в могилу.
  14. Герой невольно засыпает, и во сне ему приходит образ встретившейся грузинки. Проснувшись посреди ночи, юноша, движимый единственной целью попасть в родные края, отправляется в путь через леса. Но, потеряв горы Кавказа из виду, он сбивается с пути.
  15. Мцыри всеми способами пытается добраться до цели, выбраться из леса, но ему это не удаётся. Отчаяние всей своей сокрушительной силой обрушивается на юношу: он рыдает, грызёт землю. Но даже в момент великого отчаяния пленник не желает помощи людей.
  16. Юноша замечает перед собой поляну и мелькнувшую на ней тень. То был пустынный барс. Во Мцыри закипает воинственный дух его предков, и он в ожидании битвы хватает первый попавшийся сук.
  17. Брас, почуяв вражеский запах, замечает героя и быстрым движением бросается на него. Но юноша, предупредив бросок, отражает атаку, ранив зверя в лоб.
  18. Бой продолжается: барс прыгает на грудь героя, но тот быстрым ударом вонзает орудие в горло врага. В конце концов, Мцыри выигрывает схватку.
  19. Для юноши бой не прошел бесследно: шрамы на груди героя, оставленные зверем, заживит только смерть.
  20. Судьба сыграла с Мцыри злую шутку: распробовав блаженный вкус свободы, беглец вернулся туда, откуда начал свой путь – в монастырь.
  21. Герой понимает, что, то, чего он пытался достичь – несбыточная мечта, «болезнь ума».
  22. Удивлённый и огорчённый, отчаявшийся и разбитый, юноша лежит под палящим солнцем, наблюдая за сонной природой.
  23. На раненного и измождённого героя обрушивается предсмертные галлюцинации, и он засыпает.
  24. Так найден был беглец. Сам Мцыри не раскаивается в побеге. Единственное, что опечалило его, это то, что он не будет похоронен в земле родной, и никто не узнает об его истории.
  25. Огонь жизни сжигал юношу изнутри, он хотел увидеть, насладиться тем, что у него отняли. Но жестокою волею судьбы он вернулся туда, откуда бежал.
  26. Мцыри просит похоронить его в саду, откуда виден величественный и такой родной Кавказ.

Мцхет - древняя столица Грузии, основанная там, «где, сливаяся, шумят, / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры». Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, «вручивших» «свой народ» единоверной России. С тех пор (конец XVII в.) и осеняет благодать Божья многострадальную страну - цветёт она и благоденствует, «не опасаяся врагов, / За гранью дружеских штыков».

«Однажды русский генерал / Из гор к Тифлису проезжал; Ребёнка пленного он вез. / Тот занемог...» Понимая, что в таком состоянии живым он ребёнка до Тифлиса не довезёт, генерал оставляет пленника в Мцхете, в тамошнем мужском монастыре. Мцхетские монахи, праведные мужи, подвижники, просветители, вылечив и окрестив подкидыша, воспитывают его в истинно христианском духе. И кажется, что упорный и бескорыстный труд достигает цели. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъясняется по-грузински. Вчерашний дикарь «готов во цвете лет изречь монашеский обет».

И вдруг, накануне торжественного события, приёмыш исчезает, незаметно выскользнув из монастырской крепости в ужасный тот час, когда святые отцы, испугавшись грозы, столпились, как агнцы, вокруг алтаря. Беглеца, естественно, ищут всей монастырской ратью и, как положено, целых три дня. Безрезультатно. Однако через некоторое время Мцыри всё-таки находят совершенно случайно какие-то посторонние люди - и не во глубине Кавказских гор, а в ближайших окрестностях Мцхета. Опознав в без чувств лежащем на выжженной зноем голой земле юноше монастырского служку, они приносят его в обитель.

Когда Мцыри приходит в себя, монахи учиняют ему допрос. Он молчит. Его пробуют насильно кормить, ведь беглец истощён, как будто перенёс долгую болезнь или изнурительный труд. Мцыри отказывается от пищи. Догадавшись, что упрямец сознательно торопит свой «конец», к Мцыри посылают того самого чернеца, который когда-то выходил его и окрестил. Добрый старик искренне привязан к подопечному и очень хочет, чтобы его воспитанник, раз уж ему на роду написано умереть таким молодым, исполнил христианский долг смирился, покаялся и получил перед кончиной отпущение грехов.

Но Мцыри вовсе не раскаивается в дерзком поступке. Наоборот! Он гордится им как подвигом! Потому что на воле он жил и жил так, как жили все его предки - в союзе с дикой природой - зоркие, как орлы, мудрые, как змеи, сильные, как горные барсы. Безоружный, Мцыри вступает в единоборство с этим царственным зверем, хозяином здешних дремучих лесов. И, честно победив его, доказывает (самому себе!), что мог бы «быть в краю отцов / Не из последних удальцов».

Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких - отца, сестёр, братьев. Больше того, пусть и на краткий миг, жизнь в союзе с дикой природой делает его великим поэтом. Рассказывая чернецу о том, что видел, что пережил, блуждая в горах, Мцыри подбирает слова, поразительно похожие на первозданность могучей природы отчего края.

И только один грех тяготит его душу. Грех этот - клятвопреступление. Ведь когда-то, давно, ещё отроком, беглец поклялся самому себе страшною клятвою, что убежит из монастыря и отыщет тропу в родные пределы. И вот он вроде бы придерживается правильного направления: идёт, бежит, мчится, ползёт, карабкается - на восток, на восток, на восток. Все время, и днём, и ночью, по солнцу, по звёздам - на восток от Мцхета! И вдруг обнаруживает, что, сделав круг, возвратился на то самое место, откуда начался его побег, подвиг Побега, В ближайшие окрестности Мцхета; отсюда рукой подать до приютившей его монастырской обители! И это, в понимании Мцыри, не простая досадная оплошность. Годы, проведённые в «тюрьме», в застенках, а именно так воспринимает приёмыш монастырь, не только физически ослабили его тело.

Жизнь в плену погасила в его душе «луч-путеводитель», то есть то безошибочно верное, почти звериное чувство своей тропы, которым от рождения обладает каждый горец и без которого в диких безднах центрального Кавказа ни человек, ни зверь выжить не могут. Да, Мцыри вырвался из монастырской крепости, но той внутренней тюрьмы, того стеснения, которое цивилизаторы построили в его душе, ему уже не разрушить! Именно это ужасное трагическое открытие, а не рваные раны, нанесённые барсом, убивают в Мцыри инстинкт жизни, ту жажду жизни, с какой приходят в мир истинные, а не приёмные дети природы. Урождённый свободолюбец, он, чтобы не жить рабом, умирает как раб: смиренно, никого не проклиная.

Единственное, о чем он просит своих тюремщиков, чтобы похоронили его в том уголке монастырского сада, откуда «виден и Кавказ». Его единственная надежда на милосердие прохладного, с гор веющего ветерка - вдруг донесёт до сиротской могилы слабый звук родной речи или обрывок горской песни...

Вы прочитали краткое содержание поэмы Мцыри. Предлагаем также вашему вниманию раздел Краткие содержания , где вы сможете ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

"Мцыри", краткое содержание по главам которой представлено в статье, - романтическая поэма, созданная М.Ю. Лермонтовым в 1839 году.

1

"Немного лет тому назад" в месте, где сливаются две реки - Кура и Арагва, стоял монастырь. Ныне же он разрушен. На развалинах монастыря "теперь один старик седой", который и рассказывает историю жизни Мцыри.

2

Русский генерал ехал из гор к Тифлису и вез с собой пленного ребенка, который заболел в пути. Ему было около шести лет, он был дик и пуглив. Несмотря на болезнь, мальчик вел себя мужественно. Один из монахов монастыря из жалости оставил мальчика у себя. Тот поправился и остался при монастыре. Вначале мальчик "бродил безмолвен, одинок", но вскоре привык к новой жизни, начал понимать язык, был окрещен. Мцыри, будучи уже юношей, должен был принести монашеский обет, но однажды осенней ночью исчез. Его не было три дня. Поиски монахов привели к тому, что Мцыри нашли в степи без чувств, ослабевшего, умирающего. Перед смертью к нему пришел чернец, который уговорил гордого юношу исповедаться.

3

Мцыри говорит, что человек может рассказать о своих делах, но "душу можно ль рассказать?" Он начинает свое повествование. Мцыри говорит, что жил в плену, и променял бы 2 таких жизни за одну, но полную тревог. Мечта звала его в "мир тревог и битв", туда, где люди вольны. Он признает эту страсть, но о прощении не просит.

4

Мцыри упрекает старца в том, что тот спас его ребенком от смерти. Жизнь, которую вел в монастыре Мцыри, была длея его свободолюбивой натуры невыносимой. Он, как все дети, хотел иметь семью. У других он видел родных, дом, отчизну, а у него самого не было не только родных, но даже могил. Мцыри дал себе клятву - когда-нибудь хотя бы на миг прижаться своей грудью к груди "хоть незнакомой, но родной". Однако его мечты найти родственную душу были пустыми.

5

Героя не страшит смерть, но ему жаль своей загубленной молодости. Он обращается к монаху с вопросом: испытывал ли тот любовь, ненависть, мечтал ли он в юности, любовался ли природой? Для того чтобы понять его, монах должен вспомнить желания юности.

6

Мцыри рассказывает о том, что он видел на воле - красивую природу. Он любовался горными хребтами, утренней зарей, птицами - словом, гордой природой Кавказа.

7

Картины природы пробудили в памяти Мцыри воспоминания: он вспомнил отчий дом, отца, свой аул, жителей аула.

8

Мцыри говорит, что уже давно задумал побег для того, чтобы узнать, для чего люди рождаются на свет - для воли или тюрьмы. Он убежал во время грозы, когда монахи в ужасе молились. Мцыри же чувствовал единение со стихией и рад был буре, как брату.

9

Мцыри долго бежал, сам не зная, куда. Гроза закончилась. Погони не было. Мцыри лег в высокую траву и долго так лежал, наслаждаясь природой, свободой. Ни змеи, ни шакалы не пугали беглеца, он сам был чужд людей, как зверь.

10

Наступило утро. Мцыри встретил рассвет, лежа на краю пропасти. Он говорит, что понимал язык водяного потока.

11

Продолжаем описывать поэму "Мцыри" (краткое содержание по главам). Герой любуется окружающей природой, но наступает жаркий полдень, и он испытывает жажду.

12

Мцыри стал спускаться с высоты к потоку, чтобы напиться. У воды он увидел молодую грузинку, которая пела песню. Звук ее голоса Мцыри охарактеризовал как "сладко вольный".

13

Грузинка, держа над головой кувшин, сходила к берегу. Встреча с ней настолько потрясла Мцыри, что на некоторое время он утратил ощущение реальности происходящего. Он увидел саклю, куда вошла грузинка, и почувствовал тоску из-за своего одиночества.

14

Наступила ночь, Мцыри ложится спать. Во сне он видит грузинку. Он просыпается. Вокруг темно, только в сакле горит огонек, как яркая звезда. Мцыри хотелось войти туда, но он не посмел этого сделать. У него была одна цель - вернуться в родную страну. Мцыри, превозмогая голод, отправляется в путь, но вскоре чувствует, что сбивается с дороги.

15

Главный герой заблудился. Им овладело отчаяние, но помощи людской он все-таки не желал, ведь он был чужой для них, "как зверь степной". Мцыри говорит, что если хотя бы на минуту из его груди вырвался крик отчаяния, то он бы вырвал свой язык.

16

Мцыри никогда не плакал, но здесь он не мог удержаться от слез. Неожиданно из лесной чащи выскочил барс. Мцыри приготовился к схватке.

17

Герой выжидает. Барс почуял человека, издал протяжный вой и прыгнул на своего врага. Однако Мцыри его предупредил. Герой ранил барса, но он набросился вновь. Началась смертельная схватка.

18

Барс кинулся на грудь Мцыри, но он успел воткнуть ему в горло сук. Герой победил в схватке. Своего врага он оценивает по достоинству, говорит, что тот свою смерть встретил как истинный боец.

19

Мцыри во время битвы получает глубокие раны, и они до сих пор не зажили. После битвы он вновь пытается найти дорогу, но тщетно.

20

Уже утром из леса вышел Мцыри. Краткое содержание по главам продолжается следующими событиями. Ветер принес звуки человеческого жилья - где-то неподалеку был аул. Но ветер стих, и Мцыри вновь потерял ориентир. Внезапно местность показалась ему знакомой. Мцыри осознает, что вернулся вновь к тому месту, откуда бежал. Герой отказывается верить, что вышел снова к монастырю - своей тюрьме, но он слышит колокольный звон, который убеждает его в справедливости страшной догадки. И Мцыри смутно понимает, что ему никогда не попасть на родину.

21

Герой сравнивает себя с темничным цветком, который вырос меж сырых плит. Он не распускал молодых листьев, все ждал живительных лучей. Прошло много дней, и добрая рука перенесла цветок в соседство роз. Однако лишь только взошло солнце, его луч обжег цветок, выросший в темнице.

22

Так же как темничный цветок, Мцыри чувствует себя опаленным. Мир вокруг него будто застыл.

23

У Мцыри закружилась голова, у него начался предсмертный бред. В бреду герою казалось, что он лежит на дне глубокой реки, и это было ему приятно. Он видит стайки пестрых рыб над собой. Одна из рыбок поет ему, приглашая остаться с ней жить в реке, где привольное жилье, покой и холод. Мцыри в бреду, его находят монахи.

24

Герой опечален лишь одним - тем, что похоронен будет не в "земле родной".

25

Мцыри, прощаясь с монахом, дает ему свою руку - рука горячая. Он говорит, что этот пламень жил в его груди с юных дней, но сейчас ему нет пищи. Мцыри надеется на то, что его душа найдет приют в раю, но рай и вечность он бы с легкостью променял на несколько минут жизни в родных краях.

26

Герой завещает похоронить его под акацией, откуда виден Кавказ. На этом заканчивается поэма "Мцыри". Краткое содержание по главам этого произведения было изложено с опорой на следующий

Краткое содержание Мцыри

Когда-то на месте слияния рек Кура и Арагва стоял монастырь (Обнявшись, будто две сестры,/ Струи Арагвы и Куры). Теперь там можно найти только развалины и больше не слышно пения иноков, нет благовонного дыма кадильниц. Один только седой старец ходит между могильных плит и сметает с них пыль. Однажды мимо монастыря проезжал один русский генерал, ехавший из гор в сторону Тифлиса. С ним ехал пленный мальчик лет шести. В дороге мальчик заболел и отказывался от пищи (Без жалоб он,/ Томился, даже слабый стон/ Из детских губ не вылетал). Его пожалел один монах и приютил в монастыре.

Мцхетские монахи вылечили его, окрестили и воспитывали в праведном духе. Сначала мальчик был нелюдим, убегал ото всех, бродил одиноко и все смотрел на восток. Вскоре он привык к монастырскому заточению, позабыв родной язык, стал свободно изъясняться по-грузински. Казалось бы, упорный и бескорыстный труд монахов не пропал даром (Уже хотел во цвете лет/ Изречь монашеский обет). Но в канун торжественного дня Мцыри исчез. Он незаметно выскользнул из крепости монастыря именно тогда, когда снаружи бушевала гроза. Его искали всей монастырской ратью три дня к ряду, но все напрасно.

Через некоторое время его все же нашли в окрестностях Мцхета какие-то чужие люди. Юноша лежал на выжженной зноем голой земле, страшно бледен, худ и изранен. В нем опознали монастырского служку и привели в обитель. Придя в себя, он отказался от пищи и расспросов. Он выглядел изнуренным, как после длительной болезни. Догадавшись, что его «конец» близок, монахи позвали того самого старца, который когда-то выходил и окрестил Мцыри. Он был очень привязан к мальчику. Узнав, что Мцыри на роду написано умереть молодым, старец хотел, чтобы тот исполнил свой христианский долг и исповедался.

Как оказалось, юноша вовсе не раскаивался в своем поступке, а наоборот, гордился им. Потому что на воле он понял, что мог жить как все его предки, в согласии с дикой природой. В своей исповеди Мцыри спросил старика, зачем тот спас его. Ведь он не хотел расти в этом монастыре, вдали от родины. Он не хотел расти без детских игр, без матери и без отца. Все это терзало ему душу, и он поклялся хоть когда-нибудь побывать на родине. Увы, его мечтам не суждено было сбыться, он умирал на чужбине рабом и сиротой.

На волю он бежал не за разгульной жизнью, к которой был равнодушен, а затем, чтобы глотнуть хоть каплю свободы. Там ему открылись пышные поля, холмы и скалы, бурлящие потоки и седой Кавказ. Он вспомнил отчий дом, родной язык, родной аул, вспомнил отца, сестёр и братьев. Зная, что его предки были зоркими, как орлы, сильными, как горные барсы и мудрыми, как змеи, Мцыри не побоялся вступить в схватку с царственным зверем. Победив в этой схватке, он доказал себе, что мог бы быть достойным сыном своих предков.

Перед смертью его тяготило лишь одно – клятвопреступление. Ведь он еще отроком поклялся, что найдет тропу в родные края. Когда он сбежал из монастыря, ему казалось, что он на правильно пути. Он бежал, мчался, полз, карабкался на восток. И день, и ночь, двигаясь на восток от Мцхета, он опять же вернулся туда, откуда начал свой побег. И Мцыри понял, что он сделал круг и вернулся снова с монастырь (И страшно было мне, понять/ Не мог я долго, что опять/ Вернулся я к тюрьме моей).

По его мнению, это неслучайно. Мцыри считает, что за годы, проведенные стенах монастыря, он стал не только физически слаб, но и потерял в душе путеводный луч. Он знал, что каждый горец от рождения обладал безошибочным чутьем «своей» тропы. А цивилизация соорудила в его душе «внутреннюю тюрьму», из которой он уже не смог вырваться. Именно это угнетало его душу, гораздо больше рваных ран на груди, нанесенных диким барсом. Именно это убило в юноше инстинкт жизни. Он рожден был свободным, но умирал смиренно, как раб. Никого в этом не винил, кроме себя (Да! Заслужил я жребий свой!/ Могучий конь в степи чужой). Последняя просьбы Мцыри к своим «тюремщикам» была похоронить его в углу, откуда виден был Кавказ.