Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Когда еврейская пасха в году. Как отмечают Песах

Когда еврейская пасха в году. Как отмечают Песах

Значительным событием для верующих, в том числе и народа еврейской национальности, выступает празднество Пасхи. Это событие приносит множество обрядов, пришедших с времён древности. Этому событию предшествовало кровавое событие, когда младенцы Египта погибли, кроме тех, кого вместе с родителями вывел Моисей. Спасенные дети выросли свободными.

Пасха в 2016

Сегодня евреи отмечают случившееся 14 числа древнего нисана, высчитывая начало по лунному календарю. У разных народов пасха бывает разной продолжительности. В Израильской стране празднества продолжаются семь дней, за границами страны торжество продолжатся восемь суток.

В 2016 году Пасха прекратится в последний день апреля, а начнется 22. Как говорят евреи, Пасха начинается,когдасолнцеопускается в небосвод.

Семья собирается за столом для вечернего ужина – Седер (праздник продолжается и во вторую ночь Пасхи). Перед началом ужина читаются строки из Писаний. Затем семья пробует яства, выставленные на столе. Прием, семья блюда по особому порядку. В промежутках между вкушением блюд читается молитва Хаггаду, которая рассказывает о том, как израильский народ бежал из Египта. На ужин приглашают нуждающихся и бедных. После того, как он закончен, открываются нараспашку входные двери, начинается праздничная ночь.

Традиции и обряды Пасхи

У народа Израиля свое представление о празднике. Вначале проходит сбор муки на пресные лепешки без дрожжей для бедных. Такие же лепешки евреи успели захватить в сои котомки, когда бежали из Египта.

Начало праздника два дня и ночь в промежутке между ними называется непонятным сочетанием, что означает добрый и светлый день. Обязательно надо побывать на богослужении, когда верующие читают псалмы Халлел и произносят слова благодарности Богу.

Последний день светлого праздника еврейская нация называет Песаха. Он связан с переправой спасенного народа через Красное море. Читаются отрывки из Библии, по старомуобычаю все отправляются к реке и произносят отрывки из Торы.

Противоречивый праздник

Еврейская праздник проводится не по таким временным датам не совпадает, как христианский. Уже много веков еврейский народ следует собственным представлениям

Священнослужители православной церкви не соглашаются с еврейскими представлениями о Пасхе. По верованиям христиан, Христос воскресчерез время от побега еврейского народа, поэтому все события трудного пути народа Израиля отодвигаются на задний план.

Спорить о точности празднования праздника Пасхи не следует, потому как относиться к вероисповеданию других народов нужно с уважением.

Песах - один из древнейших иудейских праздников. Он посвящается самому главному событию библейской истории, которое считается началом истории еврейского народа - Исходу из Египта и освобождению народа от 400-летнего рабства. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства.

В библейские времена празднование Песаха сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца. Полагают, что в Песахе слились воедино два древних празднества - скотоводов и земледельцев; в библейский период он стал ассоциироваться с освобождением из египетского рабства.

Традиция связывает название «песах» с тем, что Бог «прошел» (на иврите - «пасах») мимо домов евреев в то время, когда наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется «временем нашей свободы»; Тора именует его «праздником опресноков», так как главная особенность Песаха - заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Праздник начинается накануне 15 дня нисана (приходится на март - апрель) по еврейскому лунному календарю и длится семь дней в Израиле и восемь дней в странах диаспоры. Дата праздника по григорианскому календарю ежегодно объявляется особо.

В 2016 году праздник Песах начинается с заходом солнца 22 апреля. Квасное запрещено есть с четвертого солнечного часа 22 апреля.

Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате «Псахим». На протяжении всех дней Песаха Тора запрещает в каком бы то ни было виде употреблять в пищу квасное. Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают тех продуктов, которые могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены.

Единственный хлеб, разрешенный в Песах - маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми порабощенные евреи питались в Египте и во время исхода оттуда. Весь процесс выпечки мацы с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы. Маца - напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Иудеи до наступления Песаха убираются в доме, особенно на кухне. Собирают все квасное и сжигают в последнее утро перед Песахом.

Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза седер («порядок»), которая устраивается в первый вечер праздника (в странах диаспоры - в первые два вечера). Седер начинается после возвращения из синагоги; вся семья с гостями собирается вокруг стола. Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы и специально украшенный кубок для пророка Элияха (Илии). Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и едят особые символические блюда. Это маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень - марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина - харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

Вся еда раскладывается на кеаре - особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар также кладутся три символических блюда, которые не едят: зроа - прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца - крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас - кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). Приготовленные продукты раскладывают на блюде определенным образом. Перед ведущим седера кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду - книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения.

Во время седера евреи проходят через пять мицвот (обязательных этапов). Первый - съесть мацу, второй - выпить четыре чаши вина, третий - съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), четвертый - чтение Агады, а пятый - чтение хвалебных псалмов. В пасхальную трапезу часто входит куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо.

Четыре бокала красного вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: «И выведу вас из-под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…» По традиции принято наполнять пятый, особый, бокал и оставлять его для пророка Элияха, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного». Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе. По традиции пророк Элиях считается провозвестником Машиаха (мессии), с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль.

Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками; найденный афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами приветствия: «В будущем году - в Иерусалиме!».

В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение. Пять последующих дней называются «обычными днями праздника» и считаются рабочими. В эти дни в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.

Седьмой день Песаха завершает торжества праздника и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония «разделения морских вод». Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два дня и заключительные два дня.

в синагогах, отмечают дни рождения и дни памяти умерших родственников, проставляют даты на официальных и коммерческих документах. Календарь является лунно-солнечным, благодаря этому, каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Месяцы начинаются только в новолуние, как и еврейский Новый год. Еврейская Пасха — всегда в полнолуние в начале весны.

Источник информации:

  • ru.wikipedia.org — статья о еврейском календаре.

Более полную информамцию о еврейском календаре можно найти, перейдя по следующим ссылкам:

  • mjcc.ru — устройство еврейского календаря;
  • originweb.info — статья о еврейском календаре на научно-образовательном портале;
  • istok.ru — конвертер еврейских дат и калькулятор галахического времени.

Календарь еврейских праздников на 2011 (5771/5772) — 2015 (5775/5776) года с описанием сущности каждого из них и того, как их традиционно отмечают.

  • Ту би-Шват (Новый год деревьев)

Пятнадцатый день месяца шват. В этот день, называемый Новым годом деревьев, в Израиле обычно заканчивается сезон дождей и природа возрождается. Праздник отмечается посадкой деревьев, а праздничная трапеза состоит из фруктов и злаков, произрастающих на Земле Обетованной. Это — финики, оливы, виноград, гранаты и т.д. Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают сказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но ломать их, ибо они дают плоды человеку. У человека много общего с деревом. Так же как и дерево, человек держится своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу дереву и человеку. Истинная вера подобна корням: она интимна и никогда не выставляется напоказ. Крона дерева — как жизнь человека, плоды дерева — как дети, плоть от плоти. Дерево естественно уподобить человеку, но его естественно уподобить и целому народу. Прекрасно древо еврейства. Вместе с иными деревьями оно образует сад человечества. Ту би-Шват широко отмечают не только израильтяне, но и евреи Америки. Особой популярностью этот праздник пользуется среди сторонников природоохранных организаций.

Пурим — праздник в память о чудесном спасении евреев от жестокого замысла Амана, советника персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса). Персидский царь, избрав красавицу Эстер (Есфирь) — племяницу еврея Мордехая, сделал ее царицей. Когда Мордехай узнал, что советник царя Аман задумал истребить евреев Персии, он велел Эстер заставить царя отменить указ. Эстер устроила пир в честь царя. Растроганный царь пообещал выполнить любую волю Эстер. Она рассказала царю про замысел его советника, и Аман был повешан. А царем был издан указ, разрешающий евреям давать отпор каждому, посягнувшему на их жизнь и имущество. Пурим приходится на 14 адара, а в Иерусалиме и других старинных городах он празднуется на день позже. На утренней службе в синагоге в этот день читается свиток Эстер, а вечером на улицах и площадях устраиваются карнавальные шествия и шуточные представления — пуримшпили. Одна из важнейших традиций Пурима — Мишлоах Манот, когда друзьям посылают подарки. На Пурим предписывается оказывать благотворительность всем: «Кто бы ни протянул руку за милостыней в Пурим, — ему необходимо подать». Пурим — праздник безудержного веселья и карнавала. В Пурим можно то, чего нельзя в другие дни. Это единственный день в году, когда еврею не просто разрешается, но даже и предписывается выпить сверх меры. Это предписание кажется довольно странным: ведь отношение к пьянству всегда было в еврейском мире традиционно отрицательным. Между тем в этот день надо выпить так, «чтобы не отличать благословение Мордехаю от проклятия Аману». А чтобы не отличить благословение от проклятия, Амана от Мордехая, — это надо постараться, и выпить для этого надо действительно много.

  • Пейсах (Песах)

Величайшим событием еврейской истории стал Исход из Египта. Повсеместно евреи отмечают его праздником Пейсах в месяце нисане. В эти дни евреи собираются за пасхальным столом и проводят сейдер (седер) — пасхальную церемонию, вспоминают историю, полную лишений, страданий, ибо сказано, что «в каждом поколении человек должен чувствовать себя так, как будто это он вышел из Египта», то есть пережить заново, обдумать и прочувствовать переход в состояние свободы. В этот день ни один еврей не должен чувствовать себя забытым и покинутым. Пейсах должен соблюсти достойно каждый. Традиция предписывает помогать нуждающимся деньгами и продуктами. Каждая еврейская семья должна дать или получить помощь.

  • День памяти

День памяти — национальный день траура по 14 тысячам евреев, павших в войнах Израиля и отдавших жизнь за его существование. Отмечается 4 ияра.

  • День независимости Израиля

14 мая 1948 года (5 ияра) в 16:00 Давид Бен-Гурион на заседании в Тель-Авивском Музее зачитал Декларацию независимости нового государства, получившего официальное название — Мединат Исраэль (государство Израиль). С тех пор 5 ияра отмечается День рождения еврейского государства — дома для всех евреев, где бы они ни находились. В Израиле праздник отмечается торжественными приемами и военным парадом.

  • Шавуот

Шавуот — праздник Дарования Торы (празднуется 6 сивана). Великое событие на горе Синай, когда Бог дает израильтянам Десять заповедей, отмечается евреями во время праздника Шавуот (Пятидесятница). Каждый человек, достигший религиозного совершеннолетия, повторяет для себя принятие Завета. В Шавуот читают книгу Рут (Руфь), в которой наряду с жизнеописанием семьи Элимелеха, присутствуют эпизоды жатвы, что говорит о сельскохозяйственных признаках этого праздника, помимо социально-исторических. Начало праздника совпадает с периодом жатвы ячменя и сбора первых плодов. В это время синагоги украшены цветами.

  • 9 Ава

В этот день произошло много трагических событий. Помимо прочих бед, в этот день были разрушены Первый и Второй Храм. Именно поэтому 9 ава отмечают постом и трауром. Согласно традиции, корнем несчастий этого дня считается история, произошедшая в первый год странствований евреев по пустыне уже после заключения союза со Всевышнем на горе Синай. послал разведчиков в Страну Обетованную. Вернувшись, они рассказали об увиденном: о стране, текущей молоком и медом, о прекрасных плодах этой земли. Однако посланцы не были рады — они были подавлены. Они чувствовали себя ничтожными и бессильными по сравнению с людьми, заселявшими обещанную землю. Народ не решился войти в страну, предназначенную ему Всевышним. Это было как раз в ночь на девятое ава.

  • (буквально «голова года»)

Праздник отмечается в честь сотворения мира и приходится на первый день месяца тишрей. В эти дни, учит еврейская традиция, Бог размышляет о бренности человеческой жизни, кому — жить, а кому — умереть. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решение Бога. Искренняя вера в то, что Бог желает всем добра и благополучия превращает этот день в праздник. Праздник Рош ха-Шана символизирует начало нового года и завершение года уходящего. В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. Звук (бараньего рога) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши». Любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года. В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают:

  • рыбу — символ плодородия;
  • голову (баранью или рыбную) — чтобы быть «во главе», а не в хвосте;
  • морковь кружочками — по форме и по цвету она должна напоминать золотые монеты, богатство;
  • круглую сладкую халу с изюмом — чтобы год был полным, здоровым;
  • овощи и фрукты — в знак надежды на обильный урожай;
  • яблоки и мед — кусочек яблока, обмакнув его в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы, «чтобы год был сладким и счастливым».
    • (Судный день)

    Йом-Кипур — день суда, когда Бог, анализируя поступки людей, решает их судьбу (10 тишрея). В молитвах человек просит у Бога прощения за все свои грехи в делах и мыслях. Но в Йом-Кипур прощаются грехи только против Всевішнего. Грехи против людей «Йом-Кипур не искупает, пока не ублаготворишь своего соседа». Поэтому еврейская традиция предписывает начать покаяние задолго до праздника. Последняя трапеза перед праздником состоит из легкого обеда с куриным бульоном. В Судный день не едят и не пьют от заката солнца до вечера следующего дня. Служба в Йом-Кипур длится с утра до ночи с короткими перерывами. Талмуд считает Йом-Кипур счастливым днем, так как после него люди испытывают истинное духовное очищение. Сразу по окончании Йом-Кипура принято готовиться к празднику Суккот.

    • (Праздник кущей)

    В Торе сказано: «В шалашах живите семь дней, …чтобы знали поколения ваши, что в шалашах я поселил сынов Израиля, когда вывел их из земли Египетской». И сегодня в городах Израиля строят импровизированные шалаши (сукки), разжигают костры. В Торе сказано: «И возьмите себе в первый день плод этрога (цитрусового дерева), ветви пальмовые, отростки мирта и верб речных и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней». На седьмой день праздника синагогу обходят семь раз. Во время праздничного обхода синагоги каждый несет свой набор «арбаа миним» (четырех видов растений). Во время молитвы в синагоге произносятся благословения над этрогом, лулавом (пальмовая ветвь). Звучат слова благодарности Господу Богу за силы, здоровье, возможность трудиться на своей земле, создавая материальные условия для процветания. Но материальное не должно затмить духовное. Чтобы подчеркнуть тщетность накопления богатства, Тора велит еврею переселиться в сукку — шалаш, именно тогда, когда становится холодно и начинаются дожди. Суккот длится семь дней (15-21 тишрея). Шмини ацерес, непосредственно примыкающий к Суккоту, добавляет к празднику еще один день. В Шмини ацерес начинают молиться о дожде в Стране Израиля.

    Ханука — праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы Иуды Маккавея над войсками селевкидского царя Антиоха в 164 г. до н.э. Масло, необходимое для зажигания храмового светильника — Меноры, было осквернено врагами. Евреи нашли лишь один кувшин чистого оливкового масла, которого должно было хватить на сутки, но светильник горел 8 дней. В память об этом счастливом событии Ханука и празднуется 8 дней , начиная с 25 дня месяца Кислева. В первый день праздника зажигают одну свечу, во второй — две и т.д., и пока в последний вечер не зажигаются восемь свечей. Подсвечник (ханукию) ставят на подоконник в знак верности иудаизму. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».

    Еврейская Пасха, которую также называют «Песах» - один из важнейших праздников в иудаизме. В этот день отмечают событие, произошедшее более 3000 лет назад, и о котором рассказывается в Священном Писании: освобождение евреев из египетского рабства. Когда еврейская Пасха в 2016 году, какого числа её будут отмечать?

    Песах празднуется в первое полнолуние после дня весеннего равноденствия, то есть в марте или апреле. По привычному нам григорианскому календарю Песах приходится на разные дни:

    • в 2015 году - 4-11 апреля;
    • в 2016 году - 23-30 апреля;
    • в 2017 году -11-18 апреля.

    Но согласно еврейскому календарю празднование всегда начинается в один и тот же день: 14 число месяца нисан.

    В Израиле Песах отмечается семь дней, причём первый и седьмой дни соблюдаются в качестве полных дней отдыха, а в промежуточные пять работать разрешено. За пределами Израиля праздник длится восемь дней, из которых днями отдыха считаются первые и последние два.

    Название еврейской Пасхи происходит от глагола «пасах» - то есть «прошло мимо» и обозначает, что последняя, десятая казнь египетская миновала дома евреев.

    Отказ от хлеба

    По преданию, евреи уходили из Египта в такой спешке, что их хлеб не успел подняться. Вот почему во время Песаха принято употреблять только мацу: пресный хлеб, приготовление которого занимает менее 18 минут. Любые мучные продукты, которые готовятся дольше, считаются квасными («хамец») и непригодными для Песаха. В их число входит хлеб, торты, печенья, крупы, макаронные изделия, а также многие из алкогольных напитков.

    Хамец в дни праздника категорически запрещается не только есть, но и давать домашним животным, да и просто держать в доме. Поэтому накануне устраивается генеральная уборка всего жилища. Вычищаются и отмываются шкафчики, холодильник и духовка – всё то, что контактировало с хамецем. Ночью на 14-е число месяца нисан домочадцы ходят по дому со свечами или фонариками и в последний раз проверяют, не осталось ли у них квасного.

    По обычаю хамец выбрасывают или сжигают. Есть и более прагматичный способ избавиться от продуктов: они могут быть временно проданы человеку другой веры на время Песаха, а потом выкуплены обратно. Вся запрещённая еда, по ошибке или какой-либо другой причине оставшаяся на время Пасхи в доме, считается нечистой и непригодной к использованию.

    Седер

    Отмечать Песах начинают вечером, собираясь с семьёй и близкими друзьями. Кульминация празднования Пасхи приходится на первые одну или две ночи, когда друзья и семьи собираются вместе для проведения традиционного комплекса действий под названием «седер».

    Седер переводится как «порядок», так что и праздничные блюда располагаются в определенном порядке. Зачастую используются тарелки и столовые приборы, которые держат в доме специально для этого случая. За столом читают пасхальную Агаду - книгу, повествующую о том, как евреи покинули землю египетскую. По мере развития рассказа, каждый присутствующий заново переживает опыт своего народа, представляя, как будто он сам вышел из рабства.

    • Три (в некоторых общинах - две) пластинки мацы.
    • Зроа - жареное куриное крылышко или косточка с мясом в напоминание о пасхальной жертве.
    • Карпас - луковица или картофелина, символизирующие жизнь. Её кусочки макают в солёную воду, подразумевая, что жизнь без искупления омыта слезами.
    • Бейца - сваренное вкрутую яйцо.
    • Горькие травы (марор) – это может быть тёртый хрен (хазарет), листовой салат или цикорий.
    • Харосет - смесь из нарезанных яблок, орехов и вина.
    • Четыре чаши вина, связанных с этапами освобождения из египетского рабства. Пятую чашу наливают, но не пьют – это чаша пророка Илии, который когда-нибудь вновь появится, чтобы объявить о пришествии Мессии.

    Преломление мацы

    На праздничном столе в первый день Песаха обязательно лежат три (иногда две) пластинки мацы. Ведущий седера берёт среднюю и разламывает её на две неравные части. Большая часто заворачивается в ткань и прячется: её предстоит найти детям. Её называют «Афикоман», что по-гречески обозначает «появляться позже».

    Четыре вопроса

    Еврейская Пасха, как называется ещё , - это семейный праздник, объединяющий поколения. Старшие объясняют детям его значения и символику. Традиция предписывает четыре вопроса, которые обязательно должны задать дети: почему эта ночь особенная, с чем связан запрет на квасной хлеб, почему зелень на столе горькая, и почему надо сидеть за столом, облокотившись.

    Взрослые отвечают, что маца символизирует приготовленный в спешке хлеб, который взяли с собой их предки, уходя из Египта. Горькие травы напоминают о горечи рабства, а солёная вода – о пролитых слезах и о море, расступившимся перед Моисеем. А возможность удобно сидеть за столом напоминает о том времени, когда только свободные люди могли пользоваться комфортом, и о том, что благодаря милости Всевышнего и собственной стойкости евреи обрели свободу.

    Песах – один из тех праздников, о которых кажется известно все. Это касается и времени, когда праздник возник, и событий, в честь которых он был учрежден. До нас дошли даже подробно расписанные мельчайшие детали тех давних событий. И наконец, многократно объясняется, какой урок можно и нужно извлечь нам – то есть тем, кто этот праздник отмечает.

    Особый акцент в празднике ставится на теме рабства, в котором, как известно, находились евреи во время своего пребывания в Египте. Спрашивается, почему мы должны помнить, что были рабами в Египте? На этот вопрос существует множество ответов, точно так же, как и точек зрения, с которых этот вопрос рассматривают. Почему бы не рассмотреть эту тему, еще с одной, специфической точки зрения?

    Повторим общеизвестный факт – евреи в Египте были рабами. Однако далеко не все знают, что до прихода евреев в Египет, сами египтяне были слабым и угнетенным народом. Попросту говоря, они были рабами других народов. По крайней мере, так об этом говорится в книге Зоар, в разделе Шмот.

    Египтяне были угнетены более всех народов и действительно назывались рабами, ибо именно египтяне были угнетены более всех народов

    Однако, самое интересное и поучительное не в этом. Оказывается, что, именно благодаря пришельцам – евреям, египтяне не просто перестали быть рабами, они вообще стали самой могущественной страной древнего мира. Источник прежний – книга Зоар.

    Египтяне не властвовали над всем миром, пока не пришли Исраэль и не вошли туда в изгнание. Тогда те стали сильнее всех народов в мире.

    Выходит не случайно Фараон с таким маниакальным упорством сопротивлялся желанию евреев уйти из страны. Кстати говоря, второй и последний подобный случай нежелания властей выпускать евреев повторился, как мы знаем, уже в новейшее время в СССР. Сразу напрашивается еще одна аналогия – в обоих случаях официальной причиной ухода евреев была Обетованная земля.

    Насколько известно, кроме этих двух случаев, евреев, как народ насильно не удерживали, а наоборот старались всеми правдами и неправдами от них избавится.

    Почему избавлялись от евреев? Может быть, они вредили приютившим их странам? Может быть, от них не было никакой пользы? Для подавляющего большинства – эти вопросы риторические. И упоминавшейся выше Египет, и СССР, да и все остальные страны прекрасно знали, чем чреват для страны уход евреев. Несмотря на это, вопреки всякой логике и здравому смыслу, евреев изгоняли…

    Не будем выяснять, кто, как и почему следит с одной стороны, чтобы еврейский народ не исчез, а с другой стороны, заботится о том, чтобы этому народу не было скучно на планете Земля. Просто посмотрим на факты. А факты говорят, что лишь в Израиле евреи могут чувствовать себя дома. Только в Израиле они могут позволить себе быть народом. Только лишь в Израиле евреи могут позволить себе быть сильными и независимыми.

    Все-таки не зря мы вспоминаем в Пасхальный седер, о рабстве в Египте. Очевидно для того, чтобы мы больше ценили и оберегали то, что действительно дает нам свободу, – нашу страну и наш народ.