Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Редкие и необычные животные мира. Самые необычные животные. Самые необычные млекопитающие

Редкие и необычные животные мира. Самые необычные животные. Самые необычные млекопитающие

Альберт Эйнштейн до трех лет не говорил, а из школы его чуть было не отчислили за неуспеваемость по математике. Фото РИА Новости

В одном из последних выпусков авторитетного научного журнала Nature Neuroscience были опубликованы результаты исследования, проведенного учеными исландской компании deCODE genetics. Главный вывод этой работы таков: генетические факторы риска развития шизофрении и биполярного аффективного расстройства (БАР; нам, возможно, более знакомого под названием «маниакально-депрессивный психоз») во многом определяют творческие способности. Другими словами, для людей, имеющих соответствующие наследственные признаки, высока вероятность, что они станут музыкантами, художниками, литераторами, отмечают авторы исследования. И учеными, добавим мы.

Надо заметить, что Исландия - страна уникальная во многих отношениях, уникальна в том числе и в отношении глубины изученности генотипов своих сограждан. Так, например, медицинская документация на всех исландцев сохраняется с 1915 года; практически каждая исландская семья хранит родословные, уходящие в глубь веков на несколько столетий.

Мало того, еще в 1998 году парламент Исландии принял решение о создании универсальной базы данных о всех жителях страны, которая включает медицинскую информацию, данные о родословной гражданина, а также генетическую информацию. А в 2000 году та самая компания deCODE genetics (поддержанная американскими инвестиционными компаниями и международной фармацевтической корпорацией «Хоффман Ла Рош») выиграла конкурс на право создания такой базы данных. Любопытно, что в обмен компания получала на 12 лет исключительное право на коммерческое использование генетической информации, которая могла быть получена из исследованных образцов крови практически всех исландцев. Планировалось, в частности, что вновь открытые гены, предрасполагающие к развитию того или иного заболевания, будут запатентованы. Подобного рода патент – интересный товар для фармацевтических компаний, разрабатывающих лекарственные средства нового поколения. То есть исландцы сделали предметом валютных поступлений не только рыбную продукцию, но и свой геном.

Как видим мы сегодня, компания deCODE genetics не ограничилась только изучением и «складированием» генетических данных соотечественников. Исследование, о котором пишет Nature Neuroscience, проведено по данным о 130 тыс. европейцах. И теперь мы, можно сказать, с математической точностью знаем, что одни и те же варианты генов определяют повышенный риск психических заболеваний в этой выборке, а также среди 86 292 исландцев. И те же варианты нашли с повышенной (на 17%) частотой у здоровых исландцев, входящих в национальные творческие объединения актеров, танцоров, музыкантов, художников и писателей.

Для проверки своих выводов ученые взяли данные по обследованиям 35 тыс. шведов и голландцев. И тут тоже все сошлось: представители творческих профессий в этих группах почти на 25% чаще являются носителями генов шизофрении и БАР. Вывод: генетические факторы, повышающие предрасположенность к шизофрении и БАР, также положительно влияют на творческие способности совершенно здоровых людей.

Вообще-то ученые во всем мире уже давно подбирались к подобным заключениям. «То, что есть связи, притом неожиданные, между некоторыми психическими, гормонально-биохимическими особенностями личности, в частности, генетически обусловленными, сейчас уже нельзя отрицать», – отмечал в своей книге «Генетика этики и эстетики» выдающийся отечественный генетик Владимир Павлович Эфроимсон (1908–1989). Он даже предложил шкалу психической нормы (подчеркнем это – нормы!), на одном полюсе которой располагаются так называемые шизоиды. Вот какое описание Эфроимсон дает людям с таким психотипом: «Замкнутые в себе (интравертированные), слабо контактные, абстрактно мыслящие люди, слабо и неадекватно реагирующие на внешние события, но живущие очень богатой внутренней жизнью. Замкнутость и отрешенность являются их уязвимым местом, они нередко порождают их неудачи; зато особая способность к концентрированному сосредоточенному мышлению нет-нет да выдвигает из их рядов таких творцов, как Иммануил Кант, крупных математиков, физиков, поэтов» (здесь и везде далее курсив мой. – А.В.).

Выдающийся физик лауреат Нобелевской премии Карл Саган еще в 1977 году замечал: «Наука может быть охарактеризована как параноидальное мышление, примененное к природе: мы ищем естественные конспирации, связи между кажущимися несопоставимыми фактами».

Не сговариваясь с ним, американский исследователь А. Махони определял науку как профессию, в которой «некоторые формы паранойи… содействуют достижению успеха».

Исторических примеров, подтверждающих эти нарочито вызывающие высказывания, огромное количество. Скажем, Альберта Эйнштейна чуть было не исключили из школы за неуспеваемость… по математике. Впрочем, Эйнштейн был физик в самой чистой, кристаллизованной, если можно так сказать, форме. А вот школьника Эрнста Резерфорда, будущего физика, прославившегося работами в области радиоактивности и нобелевского лауреата, учитель отправлял домой с запиской для родителей: «Больше этого идиота в школу не присылайте, все равно ничего путного из него не выйдет»…

Член-корреспондент РАН, заместитель директора Института психологии РАН Андрей Юревич в своей книге «Социальная психология науки» приводит и вовсе «шокирующие» данные. «Выдающиеся личности часто страдают и другими соматическими заболеваниями, побочным следствием которых является ускорение обмена веществ, а стало быть, и повышенная стимуляция головного мозга, – пишет Юревич. – Й. Карлссон (1978) на основе анализа биографий выдающихся людей сформулировал теорию, согласно которой их творческие способности передаются по наследству и предопределены тремя генами: шизофрении, миопсии (близорукости) и… алкоголизма. … По мнению Карлссона, любой из соответствующих генов непременно присутствует у гениев – либо в доминантной, либо в рецессивной форме.

В результате, например, Эйнштейн не страдал алкоголизмом, но был носителем этого гена, что и проявилось у его спившегося сына».

Но шокировать эти выводы могут только неподготовленную публику, которая воспринимает ученых как неких небожителей. Генетики с самого начала подходили к этой проблеме с прагматических позиций.

В 1921–1922 годах в Петербурге один из первых отечественных генетиков Юрий Филипченко провел беспрецедентное по тем временам исследование среди выдающихся ученых Петрограда. Опросив с помощью специально подготовленных обширных (несколько сотен вопросов) анкет практически всех научных работников города на Неве, Филипченко пришел к следующим заключениям: «Бичом чисто русских семей является алкоголизм, встречающийся почти в полтора раза чаще, чем его можно ожидать: в 70% вместо 51%...

Напротив, у иностранцев алкоголизм встречается раза в три реже ожидаемого, и все другие заболевания, особенно туберкулез, несколько ниже нормы».

Есть такая медицинская шутка: «С шизофренией ты никогда не будешь одинок». Но заболевание это отнюдь не шуточное. В России, например, 1% населения страдает шизофренией. Согласно исследованиям пекинского Центра изучения и предотвращения самоубийств (Beijing Suicide Research and Prevention Center), шизотипические расстройства встречаются более чем у 4 млн китайцев. Есть даже гипотеза, что шизофрения – заразное заболевание. По крайней мере эпидемиологическое исследование, выполненное в начале 2000-х годов в Москве, показало, что среди родственников шизофреников людей с психическими отклонениями – 44%.

И при этом до сих пор нет удовлетворительного, принятого всеми учеными и медиками определения, что же такое шизофрения. Именно поэтому так ценны любые новые исследования, приближающие нас к разгадке тайн этого психического недуга. Кандидат психологических наук Алена Иванова подчеркивает: «У больных шизофренией любой формы всегда выявляются специфические нарушения мышления. Но это не значит, что они глупы. Наоборот, больные, участвовавшие в моих исследованиях, были очень умными – например, студенты философского и математического факультетов, переводчики». Забавно, что тема кандидатской диссертации Алены Ивановой формулировалась так: «Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах».

Получается, что с различными формами шизофрении можно изучать философию и математику. Как минимум. «С вялотекущей шизофренией вообще часто нет никаких ограничений, – поясняет Иванова. – Но и с грубыми формами шизофрении это вполне реально. Дело в том, что шизофрения не нарушает формальной логики. Наоборот, формальная логика может быть даже развита лучше у этих больных… Мышление у больных шизофренией нарушается по другому принципу. Это называется «искажение процессов обобщения». То есть они совершают обобщения по каким-то неявным признакам».

Этот разговор с Аленой Ивановой состоялся у меня еще в 2007 году. Приведу еще одну цитату из него, идеально подходящую к нашему сегодняшнему информационному поводу. Итак, что же это такое – «неявные признаки»?

«Характерный пример, – поясняет Алена Иванова. – Больному шизофренией предлагают сравнить разные понятия – что в них общего, что различного. И больной говорит, что ботинок и карандаш – очень похожие между собой предметы. С обыденной точки зрения это очень далекие понятия. Но пациент удивляется: «Как же! И тем, и другим можно что-то написать: карандашом – на листе бумаги, мыском ботинка – на песке».

Такого рода мышление в принципе правильно. С точки зрения формальной логики все верно! И больные шизофренией, делая обобщения, опираются на эти критерии. Кстати, за счет этого и происходит сближение шизофрении с гениальностью, ведь творчество тоже основано на каких-то неожиданных обобщениях, порождении каких-то необычных метафор»…

Недаром, слегка иронизируя, Андрей Юревич как бы ставит окончательный диагноз: «Если вы не пьете, не носите очки, не склонны к шизофреническим странностям и, более того, никто из ваших предков во всем этом не замечен, лучше выберите себе другую профессию, поскольку ученым вам стать не суждено».

Успокаивает – если нужно кого-то успокаивать – одно: сам феномен возникновения науки, научного способа познания окружающего нас мира в некоторых современных гипотезах трактуется как глобальная реакция общества на массовый невроз. А наука, по определению, пытается – и довольно успешно иногда – привести в систему, обуздать окружающий человека хаос и связанное с ним чувство бессилия перед неопределенностью. До тех пор, конечно, пока саму науку не начинают «лечить», как в случае с реформой РАН. Могут ведь и залечить насмерть…

Гений и сумасшествие – близнецы-братья. Исторические примеры прекрасно иллюстрируют подобное утверждение.

Врубель

Каждый, кто видит врубелевского Демона, не может оставаться равнодушным: могучее тело с заломленными руками, трогательное и прекрасное лицо с глазами, наполненными чудовищной тоской. Несмотря на то, что это полотно было написано задолго до трагических событий в жизни Врубеля, оно передает весь накал эмоций и переживаний, которые преследовали художника в конце жизни.

В 1899 году скончался отец Врубеля, к которому художник был сильно привязан. Знакомые стали замечать странности в поведении Михаила Александровича: он перестал прислушиваться к мнению окружающих его друзей, демонстрируя своё превосходство и считая лишь свои заявления истинно верными. Через два года у Врубеля родился сын. Мальчик появился на свет с «заячьей губой» - этот врожденный дефект произвел на художника тягостное впечатление. В то время, когда посетители выставки любовались «Демоном поверженным», Врубель уже находился в одной из психиатрических лечебниц Москвы. У художника обнаружили сухотку спинного мозга – неизлечимую болезнь, которая грозила сумасшествием. Прогнозы врачей вскоре начали сбываться. Состояние Врубеля настолько ухудшается, что к нему не пускают даже сестру и жену. Именно в этот период к художнику приходят мысли о собственной никчемности, он считает себя ни на что не годным. Врубель поправляется, но ненадолго – умирает его сын. После этого Врубель превращается в постоянного обитателя психических клиник. В конце жизни художник слепнет и в 1910 году умирает в больнице от воспаления легких, которое он намеренно получает от долгого стояния у открытой форточки в самые морозные дни.

Гоголь

Автор «Мертвых душ» страдал шизофренией, которая обострялась периодическими приступами психоза. Николая Васильевича Гоголя мучили звуковые и визуальные галлюцинации. Он часто пребывал в состоянии апатии, порой не реагировал на внешние раздражители – во время работы он мог не заметить грозившую ему смертельную опасность. Состояния заторможенности чередовались с крайней активностью и возбуждением. Нередко его преследовала клаустрофобия. Особенно обострились психические расстройства Гоголя после смерти сестры близкого друга писателя Екатерины Хомяковой. Он начал отказываться от еды, постоянно ссылаясь на недомогание и слабость – врачи обнаружили у писателя не смертельную болезнь, а всего лишь кишечное расстройство. Февральской ночью 1852 года Гоголь сжег свои рукописи, сославшись потом на происки дьявола. Состояние писателя стало резко ухудшаться. Он перестал принимать пищу. 21 февраля Гоголь умер от истощения. Причины его смерти до сих пор точно не установлены – одни гипотезы говорят об отравлении ртутью, другие – о самоубийстве. Однако версия с намеренным доведением до летального исхода вполне обоснована, если учесть тот факт, что сам Гоголь считал, будто в его теле все органы смещены, а желудок и вовсе расположен «вверх дном». Подобное утверждение на фоне развития шизофрении вполне могло привести к трагическим последствиям.

Иван Грозный

Правление Ивана Грозного можно условно разделить на два этапа: эпоху реформ и эпоху расправ. Окончание первого этапа совпало с кончиной любимой жены царя Анастасии. После ее смерти в 1560 году царь стал нелюдимым и подозрительным. Существует версия, что царь считал, будто жена была отравлена князьями. Через четыре года произошло событие из ряда вон выходящее: царь покинул Москву, отказался от царского венца и обосновался в Александровской слободе. Правда, вскоре царя уговорили «отменить» решение «об уходе в отставку». Иван Грозный согласился, но при одном условии – он будет править так, как ему заблагорассудится. Однако Александровской слободы Иван Грозный не покинул: он выставил заградительные кордоны, облачился в монашеские одежды, сутки напролет проводил за чтением Евангелия. Церковные службы чередовались в его жизни с пытками и казнями врагов. Иноземные гости не раз замечали, с каким сияющим лицом переходил царь из застенков в церковь и обратно. Расправы царя были не только беспощадны, часто они носили извращенно-глумливый оттенок. Из всех бывших приближенных он признавал только палача Малюту Скуратова. Современная наука считает, что Иван Грозный страдал сильнейшим психическим расстройством, причиной которого, возможно, стала новомодная в те времена в Старом свете болезнь – сифилис. В пользу этой версии говорит тот факт, что в комнате самодержца на огне всегда стоял чугунок, наполненный ртутью – единственным в то время известным средством против венерической болезни. Впрочем, пары ртути приводили к пароксизмам сознания, проще говоря, к судорогам и припадкам.

Есенин

Первой о сумасшествии Сергея Есенина заговорила на весь мир известная американская балерина Айседора Дункан. Она же возила поэта по американским, французским и немецким психиатрам. Увы, лечение не дало результатов. Как утверждают исследователи жизни творчества Есенина, Сергей Александрович действительно страдал маниакально-депрессивными психозами. Он был одержим манией преследования, внезапные вспышки ярости и неадекватное поведение сменялись состоянием покоя и умиротворения. О есенинских дебошах слагали легенды, якобы, его даже выдворяли из США «за кухонные склоки и драки». Он крушил мебель, бил посуду и зеркала, оскорблял любого, кто попадался под горячую руку. Его болезнь развивалась на почве наследственного алкоголизма. За несколько дней до смерти Есенин жаловался на огромную усталость и называл себя «конченным человеком». Он словно искал свою смерть, постоянно повторяя, что ему чертовски всё надоело. Причем подобная усталость обнаруживалась у него в раннем возрасте, уже в 16 лет он писал, что не знает, жить ему или нет. По официальной версии поэт повесился на трубе парового отопления в гостинице Англетер в Санкт-Петербурге. Интересная статистика: в 339 стихах поэт 400 раз упоминает смерть, конец жизни или рифмует похоронную атрибутику.

Хрущев

В Никите Сергеевиче Хрущеве словно жило два человека: один был искренним, добрым, даже чуточку наивным, второй – агрессивным, невежественным, бескультурным и экстравагантным. За его речами порой было сложно уследить, настолько они были полны только ему понятных каламбуров. Он говорил очень много, практически каждую неделю давал пространные интервью. Мог моментально утратить контроль над собой и прийти в ярость. Кремлевские врачи диагностировали у Хрущева маниакально-депрессивный психоз, до этого момента только жена Нина Петровна наблюдала, как за чрезмерной веселостью и жизнерадостностью мужа приходит меланхолия. Его маниакальный юмор обычно никого не забавлял. Он мог в одно мгновение перейти от язвительного сарказма к яростной злобе. К 60-м годам он уже не принадлежал себе. Его мысли начали часто путаться, он стал видеть в каждом врага. Он позволял себе резкие и унизительные высказывания по тем вопросам, в которых абсолютно не разбирался. Он стал одержим идеями - если им овладевала какая-то мысль, он доводил воплощение затеи до абсурда. Вспомним хотя бы его желание сделать кукурузу сельскохозяйственной культурой номер один. Встречавшиеся с Хрущевым иностранцы сыпали нелестными оценками в адрес его несдержанности, а порой и просто заявляли, что Хрущев сошел с ума. В последние годы он практически свел на нет круг общения, замкнулся, действовал без чьих-либо советов или помощи, при этом ответственность за свои ошибки всегда перекладывал на плечи других.

Рахманинов

Великий композитор, дирижер и пианист Сергей Рахманинов был очень скромным, замкнутым и отрешенным от всего мирского человеком. Сегодня, возможно, медицина поставила бы ему диагноз – аутизм. Ранимая душа Рахманинова прошла через огромные потрясения и потери. Его семья разорилась, и они были вынуждены жить у родственников в Петербурге. Старшая и любимейшая сестра Елена умерла от лейкемии, младшая София – от дефтерита, отец ушел из семьи, а мать под тяжестью навалившихся на нее испытаний замкнулась и ушла в себя. В 1900 году Рахманинов тяжело заболевает, ему кажется, что музыка, которую он дарит людям, вовсе им не нужна. Родные, наблюдая за терзаниями композитора, начали опасаться за его рассудок. Дружеские беседы с психиатром Николаем Далем сделали своё дело: постепенно Рахманинов возвращается к нормальной жизни, начинает снова писать музыку. Еще одни ударом становится для композитора смерть Чехова, с которым Рахманинов был очень дружен. Именно с этого момента он чувствует всю полноту своего одиночества, и от этой мысли ему не удается избавиться до конца своих дней. Эмигрировав в Америку в 1917 году, Рахманинов перестает сочинять (он напишет несколько произведений незадолго до смерти). Получая огромные гонорары, он продолжает вести скромный и уединенный образ жизни, не принимает приглашения на банкеты, отказывается от чествований. Тяжело переживает всё, что происходит в России: войны, репрессии, голод, разруху. Сергей Васильевич Рахманинов скончался 28 марта 1943 года от рака в Беверли-Хилз.

Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов родился с целым букетом наследственных и приобретенных болезней: золотухой, рахитизмом, повышенной нервозностью. Его дед покончил жизнь самоубийством (отравился), а мать передала сыну необычайную нервозность. Отец был вспыльчивым, жестоким самодуром, он кутил до одури, проигрывался в карты и отличался «легкомыслием в поведении». Уже в раннем детстве мальчик демонстрировал шизофреничность своей натуры: жестокость удивительным образом сочеталась в нем с чрезвычайной добротой и обостренным чувством справедливости. Он испытывал страсть к разрушению, был крайне раздражителен, капризен, упрям. Мысль о самоубийстве посещала его с ранних лет. Замкнутость, необщительность, а главное пренебрежение к людям отталкивало от него окружающих. Общение поэта происходило внутри него самого, он обладал горячей фантазией, которую реализовывал в своих произведениях. Шизоидная психопатия Лермонтова была настолько ярко выражена, что ее замечали не только специалисты. Еще одним фактом, который повлиял на замкнутость поэта, была его некрасивость, которая почти исчезла с возрастом, но оставила неизгладимый отпечаток в душе. Одаренный блестящими способностями и незаурядным умом Лермонтов слишком часто направлял эти качества, чтобы высмеивать окружающих – количество его врагов увеличивалось со стремительной скоростью. К тому же сам Лермонтов был крайне влюбчив, однако женщинам подобные типажи – злые и надменные – просто не могли нравиться. Это чрезвычайно оскорбляло самолюбие поэта. В итоге он был застрелен добрым и сердечным человеком, которого он довел своими насмешками и клеветой практически до безумия.

Кто такой нормальный человек? Ответ прост, показатели уровня его развития соответствуют показателям возраста. Психодиагностика предлагает массу всяких методик для определения интеллекта, используя которые, каждому человеку хочется узнать, что его собственный уровень превышает норму. А что значит «выше нормы»? Это выражение уже говорит о «ненормальности» человека.

Более глубокое отклонение от нормы наблюдается у гениев. Сама мысль о ненормальности гениев приходила в головы ещё мыслителям древней Греции. Платон называл гениальность «бредом, даруемым богами».

Все великие открытия мира берут свое начало в безумных идеях и теориях. На современном этапе кажется нелепым противодействия Джордано Бруно или мысли Леонардо да Винчи. Мы восторженно говорим о том, насколько дальновидны были многие гении, и удивляемся той ситуации, что этого не понимало их окружение. Если безумными считались великие теории, то, естественно, что такая же характеристика была и у их авторов.

Гениальность и

Термин «шизофрения» впервые ввел в употребление австрийский психиатр Е.Бейлер в 1908г. Под шизофренией подразумевалось расщепление воли, эмоций и целостного мышления.

Причины до конца не изучены и до сих пор нуждаются в глубоком изучении. Одними из пусковых причин определяется стрессы, заболевания и наследственность. Эти же причины называются и в качестве основных механизмов появления гениальности. Известный профессор Ломброзо указывал, что причины происхождения шизофрении и гениальности одинаковы.

Платон, определив гениальность бредом, указывал на его разностороннее проявление. Расщепление мышления и эмоций проявляется в самых разнообразных формах и ни в коем случае, не связано со слабоумием, как ошибочно считают многие. Бред характеризовал многих поэтов, художников, музыкантов, ученых. Современники гениев часто наблюдали, как те, отстраняясь от окружающих, бормотали себе под нос бессвязные реплики и фразы, которые, впоследствии, становились гениальными стихами, сонетами, этюдами и научными трудами.

Известны факты, что отец ракетной техники Циолковский видел на небе надпись «рай», о чем неоднократно говорил своим помощникам. Работы Сальвадора Дали являются результатом бредовых видений. Сопровождающая гениальность мания преследования с бредовыми видениями продемонстрирована в фильме «Игры разума», основанного на реальных фактах из жизни Нобелевского лауреата в области экономики Джона Форбса Нэша.

Гении часто проявляют себя в какой-то одной или нескольких сферах. Например, Леонардо да Винчи не мог освоить латынь, а большинство великих математиков путали название цветов и стороны света. Такие особенности гениев часто воспринимались как чудачества, среди которых знаменитый перевязанный шнурком ботинок академика Сахарова, отказ от стрижки и бритья отца западного самолетостроения Говарда Хьюза.

Не обошла стороной гениальность и особенности сексуального влечения. История констатирует факты о том, что Микеланджело, оставаясь холостым, утверждал, что жену ему заменяет искусство. Леонардо да Винчи был гомосексуалистом, а Ньютон был девственником. Холостяками были также известные личности: Спиноза, Шопенгауэр, Лейбниц, Гоголь, Тургенев и др. А известный мыслитель Руссо, напротив, отличался развратностью.

Шизофрения и гениальность находятся рядом, уживаясь друг с другом, и по мнению многих ученых, возможно, являются следствием друг друга, в любой последовательности.

Великие гении, страдающие шизофренией

Абсолютное большинство гениальных людей имело характерные черты шизофрении. Естественно, что четких психиатрических диагнозов при жизни они не имели. Исторические факты их жизни, наблюдения современников и собственные дневники позволили психиатрам по прошествии множества лет установить данный диагноз.

БАТЮШКОВ К.Н. (1787 — 1855) — русский поэт, известный такими произведениями, как «Веселый час», «Вакханка», «Мои пенаты»и др. Пережил глубокий духовный кризис и в корне поменял направления поэзии, провозглашая глубокий трагизм: «Умирающий Тасс», «Изречение Мельхиседека».

БУЛГАКОВ М.А. (1891 — 1940) – русский писатель-прозаик, являющийся для современников закрытой и «темной» личностью. Является морфинистом, в результате чего были получены оригинальные образы его произведений.

ВАН ГОГ Винсент (1853 — 1890) – голландский живописец-постимпрессионист. Его творческий путь делится на 2 части: первая – сумрачная гамма произведений; вторая часть характеризуется манерой болезненного напряжения, которая строится на цветовых контрастах: «Ночное кафе», «Пейзаж в Овере после дождя» и др. Художник последние годы провел в больницу для душевнобольных.

ВРУБЕЛЬ М.А. (1856 — 1910) – русский живописец. В творчестве Врубеля преобладают философские темы добра и зла, сопровождаемые напряженностью: «Демон», «Сирень». Художник страдал тяжелыми формами душевной болезни.

ГАРШИН В.М. (1855 — 1888) – русский писатель, обладающий обостренным чувством восприятия социальной несправедливости. Произведения: «Трус», «Красный цветок» и др. Покончил жизнь самоубийством.

ГАУДИ Антонио (1852 — 1926) – испанский архитектор (Барселона). Был одержим идеей фантастичности вылепленных форм, чего до фанатизма добивался в работах.

ГОГОЛЬ Н.В. (1809 — 1852) – русский писатель. Зрительные и слуховые являются основой для сюжетов его произведений. Страдал апатией, депрессией, ипохондрией (страх смерти).

ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М. (1821 — 1881) – русский писатель. Его произведения – «Преступление и наказание», «Двойник», «Записки мертвого дома» и др. — пронизаны поискам смысла, великим психологизмом и трагизмом, которые в крайних пограничных формам были присущи самому автору.

КАФКА Франц (1883 — 1924) – австрийский писатель. Его романы-притчи сочетают в себе кошмарную фантастику и описание бессилия и трагедии обычного человека.

МАНДЕЛЬШТАМ О.Э. (1891 — 1938) – русский поэт. Его поэзия насыщена особым восприятием мира, называемом конкретно-вещественным. Ему удавалось проникать вглубь обыденности и будней, наделяя привычные ситуации особым смыслом.

МОПАССАН Ги де (1850 — 1893) – французский писатель. Автор новелл, где Мастер короткого рассказа. В многочисленных рассказах пристрастие к сценам чувственных пристрастий. Писатель умер в лечебнице для душевнобольных.

НИЦШЕ (1844 — 1900) – немецкий философ. В работах философа ощущается идеалистическое отношение к самому себе, по сравнению с общим миром.

РУССО Жан Жак (1712-1778) – французский писатель и мыслитель, страдающей манией преследования. Мыслитель создал образа нового героя – романтичного дикаря, подчиненного только своим чувствам и желаниям.

ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри де (1864 — 1901) — французский живописец. Мастер «острого» восприятия богемы Франции того времени.

ХЛЕБНИКОВ Велимир (1885 — 1922) , русский поэт и писатель. Создатель футуристического направления в литературе. Отличался своими утопическими взглядами.

ЭЙНШТЕЙН Альберт – (1879 -1855) – немецкий физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии. Страдал , в приступах которого доводил до крайности своих близких.

Те, кто считал что у Аманды Байнс совсем плохо с головой, к сожалению, оказались правы. И , оказывается, были лишь цветочками. В этот понедельник 27-летняя актриса была помещена на принудительное лечение в психиатрическую больницу Лос-Анджелеса после случая, который едва не закончился трагедией. Аманда облила своего чихуахуа по кличке Померанец бензином и собралась поджечь.

Аутодафе пушистого питомца актрисы предотвратила женщина-очевидец, которая отобрала канистру с бензином и зажигалку у обезумевшей Байнс, после чего Аманда схватила песика, вбежала в расположенный рядом винный магазин и стала засовывать животное в раковину в подсобке, чтобы отмыть его. Владелец магазина узнал актрису и оперативно сообщил в полицию, и в тот же вечер Байнс была госпитализирована. Портал TMZ.com сообщает, что предварительно у актрисы диагностировали шизофрению

Все это очень, очень печально. Хотя, с другой стороны, диагноз «шизофрения» не мешал некоторым другим знаменитостям полноценно жить и строить карьеры, но были и такие известные люди, кого шизофрения свела в могилу в буквальном смысле слова

Ярчайший пример — всемирно известный художник Винсент Ван Гог. Последние пять лет его жизни стали годами его творческого расцвета, но в это же время обострился его психический недуг. Во время последнего шизофренического припадка художник выстрелил себе в сердце и, естественно, не выжил


Первая в истории пин-ап модель Бетти Пейдж в возрасте 55 лет была госпитализирована с диагнозом «параноидальная шизофрения» и провела в психушке почти два года, а потом наблюдалась у соответствующих врачей еще 12 лет. Тем не менее, в 1992 году болезнь отступила и Пейдж прожила свободной от нее до самой смерти в возрасте 85 лет, в 2008


Вторую половину жизни выдающегося танцора и хореографа Вацлава Нижинского отравила шизофрения. Толчком к обострению болезни стал провал спектакля «Тиль Уленшпигель», после которого талантливый танцор окончательно покинул сцену. С 1920 года и до самой смерти в 1950 Нижинский кочевал по клиникам для душевнобольных всей Европы



Шизофрения разрушила карьеру Сида Баррета, основателя Pink Floyd и автора многих хитовых композиций группы. Психическое состояние музыканта, и без того нестабильное, усугубила тяга к наркотикам. Члены группы вспоминают, что на репетициях и даже концертах Сид мог внезапно бросить инструмент, начать играть другую мелодию или вообще ни с того ни с сего покрыть матом своих коллег. Апогеем шизофренических чудачеств Баррета стал поступок на одном из концертов в 1967, когда Сид насыпал себе на голову транквилизаторов и вылил сверху тюбик бриолина. В таком виде музыкант вышел на сцену. Однако заставить лечиться Баррета не смогли ни коллеги по группе, ни его близкие — Сид просто ушел из Пинк Флойд и попытался сделать сольную карьеру, но ничего не вышло. В 1975 году Баррет навестил пинкфлойдистов в студии Эбби Роуд, где они записывали альбом. Вид бывшей рок-звезды был одновременно и смешным и трагическим — сильно располневший Сид полностью сбрил волосы и брови и походил на грустного инопланетянина. С того времени о Баррете было крайне мало слышно до самой его смерти в 2006



А вот известный джазмен Том Харелл в свои 68 принимает психотропные препараты и это позволяет ему жить относительно полноценной жизнью. Сейчас музыкант уже не дает концертов, но выглядит и чувствует себя вполне сносно



Легкая форма шизофрении была у писателя Филлипа К. Дика, известного своими научно-фантастическими романами (по его повести «Мечтают ли андроиды об электроовцах» был снят боевик «Бегущий по лезвию бритвы», а по роману «Воспоминания оптом и в розницу» — фильм со Шварцем «Вспомнить все» и его ремейк с Колином Фаррелом). Дик не афишировал свой недуг, но и не отрицал его; биографы писателя считают, что именно шизофрения способствовала широкому полету творческой мысли Дика