Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Легенда про гиацинт в древней греции. Легенда о гиацинте. Легенды о гиацинте

Легенда про гиацинт в древней греции. Легенда о гиацинте. Легенды о гиацинте

Если начало дня начинается с позитивных ощущений, то и весь день пролетает с меньшими потерями. Разведение растительности очень приятное занятие, которое приносит положительные ощущения не только членам семьи но и многим соседям. Цветник это прекрасное улучшение для каждого дизайна. Проезжая рядом с ярким цветником не получается не остановить взгляд на какой-нибудь удивительный плод. И у каждого приходит идея, а может необходимо и дома вырастить цветник?

Гиацинт - цветок любви, счастья, верности и... скорби

Название цветка "гиацинт" по-гречески означает "цветок дождей", но греки одновременно называли его цветком печали и еще цветком памяти о Гиацинте...

С названием этого растения связана греческая легенда. В Древней Спарте Гиацинт некоторое время был одним из наиболее значимых богов, но постепенно слава его поблекла и его место в мифологии занял бог красоты и солнца Феб, или Аполлон. Легенда о Гиацинте и Аполонне в течение тысячелетий остается одной из самых известных историй о происхождении цветов .

Любимцем бога Аполлона был юноша по имени Гиaцинт. Часто Гиацинт с Аполлоном устраивали спортивные состязания. Однажды, во время спортивных состязаний, Аполлон метал диск и случайно бросил тяжелый диск прямо на Гиацинта. Капли крови брызнули на зеленую траву и спустя некоторое время в ней выросли ароматные лилово-красные цветы. Словно множество миниатюрных лилий было собрано в одно соцветие (султан), а на их лепестках было начертано горестное восклицание Аполлона. Этот цветок высокий и стройный, древние греки и называют гиацинтом. Память о любимце Аполлон увековечил этим цветком, который вырос из крови юноши.

В той же Древней Греции гиaцинт считался символом умирающей и воскресающей природы. На знаменитом троне Аполлона в городе Амикли изображалось шествие Гиацинта на Олимп; по преданию, основание статуи Аполлона, восседающего на троне, представляет собой жертвенник, в котором захоронен погибший юноша.

По более поздней легенде, во время Троянской войны Аякс и Одиссей одновременно заявили свои права на обладание оружием Ахилла после его смерти. Когда совет старейшин несправедливо присудил оружие Одиссею, это настолько поразило Аякса, что герой пронзил себя мечом. Из капель его крови вырос гиaцинт, лепестки которого по форме напоминают первые буквы имени Аякса - альфу и ипсилон.

Локоны гурий. Так называли гиaцинт в странах Востока. "Черных завитков сплетенье лишь рассыплет гребешок - И потоком гиацинты упадут на розы щек", - эти строки принадлежат узбекскому поэту 15 века Алишеру Навои. Правда, утверждение, будто красавицы научились завивать волосы у гиацинтов, появилось еще в Древней Греции. Около трех тысячелетий назад девушки - эллинки украшали "дикими" гиацинтами прически в день свадьбы подруг.

Персидский поэт Фирдоуси постоянно сравнивал волосы красавиц с закручивающимися лепестками гиацинта и высоко оценивал аромат цветка : Ее уста благоухали лучше, чем легкий ветерок, а гиацинтоподобные волосы приятней, чем скифский мускус.

Гиацинты в садах еще долго культивировались лишь в странах Востока. Там они пользовались популярностью не меньше, чем тюльпаны. Гиацинт обитает в Греции, Турции и на Балканах. Он был популярен в Османской империи, откуда проник в Австрию, Голландию и распространился по всей Европе. В Западную Европу очаровательный гиацинт попал во второй половине 17 века, прежде всего в Вену.

В Голландии гиацинт оказался случайно с потерпевшего кораблекрушение корабля, на котором были ящики с луковицами; разбитые и выброшенные бурей на берег, луковицы проросли, зацвели и стали сенсацией. Это было в 1734 году, когда горячка к разведению тюльпана стала остывать и чувствовалась потребность в новом цветке. Так он стал источником больших доходов, особенно когда удалось случайно вывести махровый гиацинт.

Усилия голландцев были направлены сначала на разведение, а потом и на выведение новых сортов гиацинтов. Цветоводы пробовали разные способы, чтобы быстрее размножить гиацинты, но ничего не получалось. Помог случай. Однажды мышь испортила ценную луковицу - выгрызла донце. Но неожиданно для расстроенного хозяина вокруг "искалеченного" места появились детки, да еще сколько! С тех пор голландцы стали специально вырезать донце или надрезать луковицу крестообразно. В местах повреждений образовывались крошечные луковички. Правда, они были малы и их доращивали 3-4 года. Но терпения цветоводам не занимать, да и хороший уход за луковичками ускоряет их развитие. Словом, товарных луковиц стали выращивать все больше, и вскоре Голландия торговала ими с другими странами.

Очень увлеклись гиацинтами в Германии. Потомок гугенотов садовод Давид Буше, имевший прекрасную коллекцию примул, начал выращивать и гиацинты. Во второй половине XVIII века он устроил в Берлине первую выставку этих цветов. Гиацинты так поразили воображение берлинцев, что многие увлеклись их выращиванием, взявшись за дело основательно и с размахом. Это было модным развлечением, тем более что у Буше неоднократно бывал сам король Фридрих Вильгельм III. Спрос на гиацинты был так велик, что они выращивались огромными массивами.

Во Франции в 18 веке гиацинтом пользовались для одурения и отравления тех лиц, от которых пытались избавиться. Обычно предназначавшийся для этого букет опрыскивался чем-нибудь ядовитым, и предназначенные для отравления цветы ставились в будуар или спальню жертвы.

Легенды о цветах

Название цветка "гиацинт" по-гречески означает "цветок дождей", но греки одновременно называли его цветком печали и еще "цветком памяти" о Гиацинте.

Юный сын царя Спарты Гиацинт был так прекрасен, что затмевал красотою даже богов-олимпийцев. Красивому юноше покровительствовали бог южного ветра Зефир и Аполлон. Часто навещали они своего друга на берегах Эврота в Спарте и проводили с ним время, то охотясь в густо разросшихся лесах, то развлекаясь спортом, в котором спартанцы были необыкновенно ловки и искусны.

Однажды Аполлон и Гиацинт состязались в метании диска. Все выше и выше вздымался бронзовый снаряд, но отдать предпочтение кому-либо из спортсменов было невозможно - Гиацинт ни в чем не уступал богу.

Напрягая последние силы, метнул диск Аполлон под самые облака, но Зефир, опасаясь поражения друга, так сильно подул, что диск неожиданно ударил в лицо Гиацинту. Рана оказалась смертельной. Аполлон, опечаленный смертью юноши, превратил капли его крови в прекрасные цветы , чтобы память о нем вечно жила среди людей.

Греческая мифология / Мифы и легенды древней Греции

Гиацинт

Прекрасный, равный самим богам-олимпийцам своей красотой, юный сын царя Спарты, Гиацинт, был другом бога стреловержца Аполлона. Часто являлся Аполлон на берега Эврота в Спарту к своему другу и там проводил с ним время, охотясь по склонам гор в густо разросшихся лесах или развлекаясь гимнастикой, в которой были так искусны спартанцы.

Однажды, когда близился уже жаркий полдень, Аполлон и Гиацинт состязались в метании тяжелого диска. Все выше и выше взлетал к небу бронзовый диск. Вот, напрягши силы , бросил диск могучий бог Аполлон. Высоко к самым облакам взлетел диск и, сверкая, как звезда, падал на землю. Побежал Гиацинт к тому месту, где должен был упасть диск. Он хотел скорее поднять его и бросить, чтобы показать Аполлону, что он, юный атлет не уступит ему, богу, в умении бросать диск. Упал диск на землю, отскочил от удара и со страшной силой попал в голову подбежавшему Гиацинту. Со стоном упал Гиацинт на землю. Потоком хлынула алая кровь из раны и окрасила темные кудри прекрасного юноши.

Подбежал испуганный Аполлон. Склонился он над своим другом, приподнял его, положил окровавленную голову себе на колени и старался остановить льющуюся из раны кровь. Но все напрасно. Бледнеет Гиацинт. Тускнеют всегда такие ясные глаза Гиацинта, бессильно склоняется его голова, подобно венчику вянущего на палящем полуденном солнце полевого цветка. В отчаянии воскликнул Аполлон:

Ты умираешь, мой милый друг! О, горе, горе! Ты погиб от моей руки! Зачем бросил я диск! О, если бы мог я искупить мою вину и вместе с тобой сойти в безрадостное царство душ умерших! Зачем я бессмертен, зачем не могу последовать за тобой!

Крепко держит Аполлон в своих объятиях умирающего друга и падают его слезы на окровавленные кудри Гиацинта. Умер Гиацинт, отлетела душа его в царство Аида. Стоит над телом умершего Аполлон и тихо шепчет:

Всегда будешь ты жить в моем сердце, прекрасный Гиацинт. Пусть же память о тебе вечно живет и среди людей.

И вот по слову Аполлона, из крови Гиацинта вырос алый, ароматный цветок - гиацинт, а на лепестках его запечатлелся стон скорби бога Аполлона. Жива память о Гиацинте и среди людей, они чтут его празднествами во дни гиацинтий.

. Страницы.

Гиацинт

Гиацинт считается цветком любви, счастья, верности и скорби. С греческого он переводится как «цветок дождей», но греки также называли его цветком печали и памяти о Гиацинте. С эти цветком связана одна древнегреческая легенда. На протяжении тысячелетия этот миф о происхождении цветка является одним из самых известных и популярных. Гиацинт некоторое время был одним из наиболее значимых людей Древней Спарты, но со временем его слава поблекла, и место Гиацинта занял бог красоты и солнца Феб (Аполлон). Юноша стал его любимцем.

Часто между собой юноши состязались в спорте. Однажды, во время таких состязаний, Аполлон метал диск и случайно попал им в Гиацинта. Из капель крови, попавших на зеленую траву, выросли ароматные лилово-красные цветы, по виду напоминавшие множество маленьких лилий, собранных в одно соцветие. В этом цветке. который греки назвали «гиацинт», увековечена память о юноше.

Мифы о цветах - Гиацинт

Как уже раньше отмечалось, в Древней Греции это растение считалось символом умирающей и воскресающей природы.

Шествие Гиацинта на Олимп изображено на знаменитом троне Аполлона в городе Амикли. Как гласит предание, в основании статуи Аполлона, сидящего на троне, находится жертвенник, где захоронен Гиацинт.

Однако это не единственный миф о цветке. есть и другие. По другой, более поздней легенде, в Троянскую войну Аякс с Одиссеем одновременно заявили свои права на владение оружием Ахилла после его смерти. Несправедливое решение совета настолько поразило Аякса, что он пронзил себя мечом. Из его крови вырос гиацинт, форма лепестков которого напоминали первые буквы имени Аякса – альфу и ипсилон.

Долгое время «садовые» гиацинты выращивались лишь в странах Востока, где они были очень популярны. Доказательством тому стали строки узбекского поэта Алишера Навои, который творил в XV веке – «Черных завитков сплетенье лишь рассыплет гребешок – И потоком гиацинты упадут на розы щек». Однако стоит отметить, что поверье. будто завивать девушек свои локоны научил именно цветок гиацинт , пошло опять же с Дреней Греции. Там девушки использовали эти цветы при украшении своих волос. Ценили они гиацинт и за счет его великолепного аромата, который оказался приятнее чем скифский мускус. Дикий же гиацинт рос в Греции, Турции и на Балканах. Особой популярностью гиацинт пользовался в Османской империи, откуда дальше распространился по всей Европе. В Европе же цветок появился относительно недавно – во второй половине XVII века – в Вене, откуда и дальше получил свое распространение.

Елизарова Светлана

Гиацинт

Краткое содержание мифа

А. А. Иванов. «Аполлон, Гиацинт и Кипарис»

Гиацинт (Гиакинф ) - сын спартанского царя Амикла и правнук Зевса. По другой версии мифа, его родители — муза Клио и Пиер.

Юный сын царя Спарты был так красив, что даже олимпийские боги сочли его достойным их компании.

Гиацинт был любимцем бога Аполлона. И однажды, когда оба соревновались в метании диска, с небес за ними наблюдал бог западного ветра Зефир. Он испытывал к Аполлону нежные чувства, поэтому изменил полет его диска и Гиацинт был смертельно ранен в голову.

Крепко держал Аполлон в своих объятиях умирающего друга и падали его слезы на окровавленные кудри Гиацинта. Умер Гиацинт, отлетела душа его в царство Аида. Стоя над телом умершего, Аполлон тихо шептал: “Всегда будешь ты жить в моем сердце, прекрасный Гиацинт. Пусть же память о тебе вечно живет и среди людей”. И по его слову, из крови Гиацинта вырос алый, ароматный цветок, как бы обагренный кровью, а на лепестках его запечатлелся стон скорби бога Аполлона.

Образы и символы мифа

Ветер олицетворяет нечто неосязаемое, преходящее. По вине чего Аполлон случайно убил Гиацинта.

Образ Гиацинта связан с жертвой из-за любви. Он пал в результате ревности. Но при этом можно сказать, что это и расплата за тягу обычного человека к божественному.

Цветок (расцвет) — распространенный во всем мире символ молодой жизни, указывающий на непостоянство любой земной красоты, которая может быть долговечной лишь в небесных садах.

В символике цветов подчеркивается их связь с циклом жизни и смерти, как символ мимолетности, краткости бытия, весны, красоты, совершенства, невинности, молодости, души.

Гиацинт — цветок, который, согласно мифу, ранее был человеком или мог вырасти только вследствие смерти человека.

Название цветка по-гречески означает «цветок дождей», но греки одновременно называли его «цветком печали» и еще «цветком памяти» о Гиацинте. Греки считали, что на лепестках дикого гиацинта можно прочесть слово "ай-ай", что значит "горе, горе!".

Так же в Древней Греции он считался символом умирающей и воскресающей природы. Возникший из крови цветок, олицетворяет воскресение весной, зелень обожженную жаром солнца.

Цветок любви, счастья, верности и скорби.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Смерть Гиацинта. Джованни Баттиста Тьеполо, 1752-53 гг

У захоронения Гиацинта, в Амиклах, ежегодно устраивались гиакинфии (гиацинтии)— празднества в честь Гиацинта, самый большой праздник спартанцев, который справлялся в июле на Пелопоннесе, в Малой Азии, на юге Италии, в Сицилии, в Сиракузах.

Со временем культ Гиацинта был вытеснен культом Аполлона, и праздник гиакинфии стал отмечаться как праздник Аполлона.

На троне Аполлона изображалось восшествие Гиацинта на Олимп; По преданию, основание статуи Аполлона, восседающего на троне, представляло собой жертвенник, в котором был похоронен Гиацинт.

Миф о Гиацинте в живописи послужил сюжетом немногих произведений, в числе которых фрески «Аполлон и Гиакинф» Аннибале Карраччи и Доменикино, картина «Гиацинт» Дж. Б. Тьеполо и др.

Мраморная композиция Б. Челлини «Аполлон оплакивает Гиацинта» не сохранилась до настоящего времени. Однако данный сюжет привлек Моцарта, его музыкальная работа «Аполлон и Гиакинф» посвящена этому эпизоду.

Но кроме произведений и празднества в память о Гиацинте в нашем настоящем есть цветок, названный его именем и камень гиацинт, красноватого оттенка.

Социальное значение мифа

Мифы о превращении людей в растения известны всем народам земного шара. И миф о Гиацинте один из них. Но запомнился он не только образом душевной любви. Миф остался одной из самых известных и красивых легенд о происхождении цветов.

Имя Гиацинта запечатлено в истории религий, где его принято считать догреческим растительным богом, которого почитали как божество пастухов или одного из божеств Древней Греции, олицетворявшего умирающую и воскресающую природу, чью значимость впоследствии затмил Аполлон, и она свелась только к роли героя трагико-лирических легенд.

Но жива память о Гиацинте среди людей. Это подтверждается празднествами, в которых чтили этого героя и тем, что сегодня, как отголосок из прекрасной легенды есть гиацинт - цветок любви, верности и скорби. И не забыть об этой поистине печально красивой истории дает гиацинт - камень печали и скорби, малинового или красноватого оттенка, переливающийся как росинки слез Аполлона, падающие на залитую кровью рану Гиацинта.

Гиацинт, как и многие драгоценные камни, имеет свои магические свойства. Так, своему обладателю этот камень гарантирует повышение уровня мыслительной деятельности и развитие тяги к различного рода наукам.

Также гиацинту приписываются успокаивающие действия: считается, что он снимает тоску, смягчает печаль и скорбь, дарует надежду, его можно носить в период депрессий. Но, несмотря на все плюсы, гиацинт приносит одиночество и несчастья в любви. Поэтому считается, что носить его можно только временно — в период депрессий.

Аполлон. Кипарис. Гиацинт.
Один бог и два смертных... и две печальные истории любви.

Гиацинт.
Однажды солнечный бог Аполлон увидел прекрасного земного юношу и воспылал к нему нежным чувством. Этого прекрасного юношу звали Гиацинтом, и был он сыном спартанского царя Амикла.
Но был у влюбленного божества соперник - Фамирид, который был так же не равнодушен к прекрасному принцу Гиацинту, по слухам являвшийся родоначальником однополой любви в Греции тех лет. В это же время Аполлон стал первым из богов, кого охватил подобный любовный недуг.
Аполлон легко устранил соперника, узнав, что тот неосторожно хвастался своими певческими талантами, грозясь превзойти самих муз.
Златокудрый влюбленный быстро донес музам об услышанном, и те лишили Фамирида способности петь, играть и видеть.
Несчастный хвастун выбыл из игры, и Аполлон спокойно, без соперников, приступил к соблазнению предмета любовного вожделения.

Покинув Дельфы, он часто являлся в светлую долину реки Эврот и забавлялся там играми и охотой с юным своим любимцем.
Раз в знойный полдень оба они сняли с себя одежды и, умастив тело свое оливковым маслом, стали бросать диск.
В то время мимо пролетел Зефир, бог южного ветра, и увидел их.
Ему не понравилось, что юноша играет с Аполлоном, поскольку он тоже любил Гиацинта, и он с такой силой подхватил диск Аполлона, что он ударил Гиацинта и повалило его на землю.
Тщетно пытался Аполлон помочь своему возлюбленному. Гиацинта угасал на руках своего божественного покровителя, любовь которого родила у других зависть и принесла ему смерть.

Гиацинту уже ничем нельзя было помочь, и вскоре он испустил последний вздох на руках у своего друга.
Чтобы сохранить память о прекрасном юноше, Аполлон превратил капли его крови в прекрасные ароматные цветы, которые стали называть гиацинтами, а Зефир, который слишком поздно понял, к каким ужасным последствиям привела его необузданная ревность, летал, безутешно рыдая, над местом гибели друга и нежно ласкал изысканные цветы, выросшие из капель его крови.

Этому античному сюжету посвятил свое музыкальное произведение В.А. Моцарт.
Эта «школьная опера» на латинском языке написана одиннадцатилетним композитором. В основе сюжета — античный миф, разработанный в одном из эпизодов X книги «Метаморфоз» Овидия.

«Apollo et Hyacinthus seu Hyacinthi Metamorphosis»
Аполлон и Гиацинт, или превращение Гиацинта

Кипарис
На острове Кеос в Карфейской долине, был олень, посвященный нимфам. Прекрасен был этот олень. Ветвистые его рога были вызолочены, жемчужное ожерелье украшало его шею, а с ушей спускались драгоценные украшения. Олень совсем забыл страх пред людьми. Он заходил в дома поселян и охотно протягивал шею всякому, кто хотел ее погладить.
Все жители любили этого оленя, но больше всех любил его юный сын царя Кеоса, Кипарис.

Увидел Аполлон эту удивительную дружбу человека и оленя, и захотелось ему, хоть на время, забыть свое божественное предназначение, чтобы также беззаботно, весело наслаждаться жизнью. Спустился он с Олимпа на цветущую поляну, где отдыхал после стремительной скачки чудесный олень и его юный друг Кипарис. "Многое видел я и на земле и на небе, — сказал Аполлон двум неразлучным друзьям, — но такой чистой и нежной дружбы между человеком и зверем мне видеть не доводилось. Примите меня в свою компанию, втроем нам будет веселее". И с этого дня стали Аполлон, Кипарис и олень неразлучны.

Кипарис водил оленя на поляны с сочной травой и к звонко журчащим ручьям; он украшал могучие рога его венками из душистых цветов; часто, играя с оленем, вскакивал юный Кипарис, смеясь, ему на спину и разъезжал на нем по цветущей Карфейской долине.

Однажды установилась над островом жаркая погода, и все живое в полуденный зной спряталось от жгучих солнечных лучей в густой тени деревьев. На мягкой траве под огромным старым дубом Аполлон и Кипарис задремали, а олень бродил неподалеку в лесной чаще. Вдруг Кипарис проснулся от хруста сухих веток за ближними кустами, и подумал, что это подкрадывается дикий кабан. Схватил юноша копье, чтобы защитить своих друзей, и, что есть силы, швырнул его на звук хрустящего валежника.

Слабый, но полный мучительной боли стон услышал Кипарис. Обрадовался он, что не промахнулся, и бросился за неожиданной добычей. Видно злая судьба направляла юношу, — в кустах лежал не свирепый кабан, а его умирающий златорогий олень.
Омыв слезами страшную рану своего друга, Кипарис взмолился к проснувшемуся Аполлону: "О, великий, всемогущий бог, сохрани жизнь этому чудесному животному! Не дай ему умереть, ведь тогда и я умру от горя!" С радостью выполнил бы Аполлон страстную просьбу Кипариса, да было уже поздно, — перестало биться сердце оленя.


Напрасно утешал Кипариса Аполлон. Горе Кипариса было неутешно, он молит сребролукого бога, чтобы бог дал ему грустить вечно.
Внял ему Аполлон. Юноша превратился в дерево. Кудри его стали темно-зеленой хвоей, тело его одела кора. Стройным деревом кипарисом стоял он пред Аполлоном; как стрела, уходила его вершина в небо.
Грустно вздохнул Аполлон и промолвил:

Всегда буду я скорбеть о тебе, прекрасный юноша, скорбеть будешь и ты о чужом горе. Будь же всегда со скорбящими!

С тех пор у дверей дома, где есть умерший, греки вешали ветвь кипариса, его хвоей украшали погребальные костры,
на которых сжигали тела умерших, и сажали кипарисы у могил.
Вот такая вот печальная история...

О Греция, страна легенд и мифов,

воспой ты Гиацинт, цветок дождей...

Давным давно, прекрасный юноша, носящий имя Гиацинт

И сын спартанского царя, любимцем Бога Аполлона был.

И покровительствовали Гиацинту,и Аполлон,и Бог Зефир,

Он южный ветер людям посылал и в прятки с северным играл.

Три друга часто собирались – охотились,соревновались,

Прекрасно разбиралися в искусстве, в спортивных играх состязались.

Однажды собрались они в метании диска упражняться

И позабавившись на воле, утехам сладостным предаться.

Но Гиацинт превосходил богов и в красоте, в ловкости, и в силе.

Так сильно Аполлону диск метнул, что содрогнулись стены в мире.

Зефир,боясь,что этот диск вдруг покалечит солнечного бога

Подул так сильно на него, за Аполлона чувствуя тревогу.

И полетел тот диск обратно, смертельно ранив Гиацинта,

О горе, горе! Есть ли выход из тёмной смерти лабиринта?

Как Гиацинта оживить...и жизнь вдохнуть в него опять?

Не получАлось у друзей, как это больно друга потерять!

Заплакал Аполлон тогда...О, Гиацинт! О, друг мой бедный!

И память пронести через века он дал ему обет посмертный

Склонили головы и Аполлон и бог Зефир, и затрубили в рог печали,

А капли крови Гиацинта цветком благоухающим вдруг стали...

О, Гиацинт! Весною укращаешь неба своды,

А в Греции ты символ возрождения природы!

(Надя Ульбль)

Гиацинт - цветок любви, счастья, верности и... скорби. Название цветка "гиацинт" по-гречески означает "цветок дождей", но греки одновременно называли его цветком печали и еще цветком памяти о Гиацинте. С названием этого растения связана греческая легенда. В Древней Спарте Гиацинт некоторое время был одним из наиболее значимых богов, но постепенно слава его поблекла и его место в мифологии занял бог красоты и солнца Феб, или Аполлон. Легенда о Гиацинте и Аполонне в течение тысячелетий остается одной из самых известных историй о происхождении цветов.

Любимцем бога Аполлона был юноша по имени Гиацинт. Часто Гиацинт с Аполлоном устраивали спортивные состязания. Однажды, во время спортивных состязаний, Аполлон метал диск и случайно бросил тяжелый диск прямо на Гиацинта. Капли крови брызнули на зеленую траву и спустя некоторое время в ней выросли ароматные лилово-красные цветы. Словно множество миниатюрных лилий было собрано в одно соцветие (султан), а на их лепестках было начертано горестное восклицание Аполлона. Этот цветок высокий и стройный, древние греки и называют гиацинтом. Память о любимце Аполлон увековечил этим цветком, который вырос из крови юноши.

В той же Древней Греции гиацинт считался символом умирающей и воскресающей природы. На знаменитом троне Аполлона в городе Амикли изображалось шествие Гиацинта на Олимп; по преданию, основание статуи Аполлона, восседающего на троне, представляет собой жертвенник, в котором захоронен погибший юноша.

По более поздней легенде, во время Троянской войны Аякс и Одиссей одновременно заявили свои права на обладание оружием Ахилла после его смерти. Когда совет старейшин несправедливо присудил оружие Одиссею, это настолько поразило Аякса, что герой пронзил себя мечом. Из капель его крови вырос гиацинт, лепестки которого по форме напоминают первые буквы имени Аякса - альфу и ипсилон.

Локоны гурий. Так называли гиацинт в странах Востока. "Черных завитков сплетенье лишь рассыплет гребешок - И потоком гиацинты упадут на розы щек", - эти строки принадлежат узбекскому поэту 15 века Алишеру Навои. Правда, утверждение, будто красавицы научились завивать волосы у гиацинтов, появилось еще в Древней Греции. Около трех тысячелетий назад девушки - эллинки украшали "дикими" гиацинтами прически в день свадьбы подруг.

Персидский поэт Фирдоуси постоянно сравнивал волосы красавиц с закручивающимися лепестками гиацинта и высоко оценивал аромат цветка: Ее уста благоухали лучше, чем легкий ветерок, а гиацинтоподобные волосы приятней, чем скифский мускус.

Гиацинты в садах еще долго культивировались лишь в странах Востока. Там они пользовались популярностью не меньше, чем тюльпаны. Гиацинт обитает в Греции, Турции и на Балканах. Он был популярен в Османской империи, откуда проник в Австрию, Голландию и распространился по всей Европе. В Западную Европу очаровательный гиацинт попал во второй половине 17 века, прежде всего в Вену.

В Голландии гиацинт оказался случайно с потерпевшего кораблекрушение корабля, на котором были ящики с луковицами; разбитые и выброшенные бурей на берег, луковицы проросли, зацвели и стали сенсацией. Это было в 1734 году, когда горячка к разведению тюльпана стала остывать и чувствовалась потребность в новом цветке. Так он стал источником больших доходов, особенно когда удалось случайно вывести махровый гиацинт.

Усилия голландцев были направлены сначала на разведение, а потом и на выведение новых сортов гиацинтов. Цветоводы пробовали разные способы, чтобы быстрее размножить гиацинты, но ничего не получалось. Помог случай. Однажды мышь испортила ценную луковицу - выгрызла донце. Но неожиданно для расстроенного хозяина вокруг "искалеченного" места появились детки, да еще сколько! С тех пор голландцы стали специально вырезать донце или надрезать луковицу крестообразно. В местах повреждений образовывались крошечные луковички. Правда, они были малы и их доращивали 3-4 года. Но терпения цветоводам не занимать, да и хороший уход за луковичками ускоряет их развитие. Словом, товарных луковиц стали выращивать все больше, и вскоре Голландия торговала ими с другими странами

Очень увлеклись гиацинтами в Германии. Потомок гугенотов садовод Давид Буше, имевший прекрасную коллекцию примул, начал выращивать и гиацинты. Во второй половине XVIII века он устроил в Берлине первую выставку этих цветов. Гиацинты так поразили воображение берлинцев, что многие увлеклись их выращиванием, взявшись за дело основательно и с размахом. Это было модным развлечением, тем более что у Буше неоднократно бывал сам король Фридрих Вильгельм III. Спрос на гиацинты был так велик, что они выращивались огромными массивами.

Во Франции в 18 веке гиацинтом пользовались для одурения и отравления тех лиц, от которых пытались избавиться. Обычно предназначавшийся для этого букет опрыскивался чем-нибудь ядовитым, и предназначенные для отравления цветы ставились в будуар или спальню жертвы.

В России первые гиацинты появились в 1730 году. 16 сортов для Анненгофского сада в Лефортове выписал из Голландии садовод Брантгоф. Так бы и заказывали их из-за границы, если бы ботаник А. И. Реслер не вырастил в 1884 году луковицы гиацинта в Батуми и не доказал на собственных опытах, что это растение вполне может произрастать на Кавказском побережье Черного моря. С тех пор отечественные сорта гиацинтов не уступают иноземным ни по красоте, ни по продолжительности цветения.

Вот гиацинты под блеском

Электрического фонаря,

Под блеском белым и резким

Зажглись и стоят, горя.

И вот душа пошатнулась,

Словно с ангелом говоря,

Пошатнулась и вдруг качнулась

В сине-бархатные моря.

И верит, что выше свода

Небесного Божий свет,

И знает, что, где свобода

Без Бога, там света нет.

Когда и вы захотите

Узнать, в какие сады

Ее увел повелитель,

Создатель каждой звезды,

И как светлы лабиринты

В садах за Млечным Путем -

Смотрите на гиацинты

Под электрическим фонарем.

(Николай Гумилёв)

Под тонкою луной, в стране далекой, древней,

так говорил поэт смеющейся царевне:

Напев сквозных цикад умрет в листве олив,

погаснут светляки на гиацинтах смятых,

но сладостный разрез твоих продолговатых

атласно-темных глаз, их ласка, и отлив

чуть сизый на белке, и блеск на нижней веке,

и складки нежные над верхнею,- навеки

останутся в моих сияющих стихах,

и людям будет мил твой длинный взор счастливый,

пока есть на земле цикады и оливы

и влажный гиацинт в алмазных светляках.

Так говорил поэт смеющейся царевне

под тонкою луной, в стране далекой, древней ...

(Набоков)

Гиакинф или Гиацинт (Hyakintos), в греческой мифологии:

1. Сын спартанского царя Амикла, правнук Зевса по Аполлодору. Юноша необыкновенной красоты, любимец Аполлона и Зефира (или Борея). Когда однажды Аполлон обучал Гиакинфа метанию диска, Зефир, из ревности, направил брошенный Аполлоном диск в голову Гиакинфу и тот умер. Из его крови Аполлон произвел цветок. В честь Аполлона и Гиакинфа справлялись в Амиклах, в Лаконии, трехдневные празднества (Hyakinthia), существовавшие еще во времена Римской империи.

2. Спартанец, отец Анфеиды, Эглеиды, Аитеи и Орфеи, которых он привез в Афины и принес в жертву на могиле киклопа Гереста, когда в Афинах начался мор; жертва не возымела действия, и оракул повелел афинянам понести кару, которую возложит на них критский царь Минос.

3. По другому сказанию, Гиакинф, сын Пиера и музы Клио, был любим Аполлоном и Фамирисом, фракийским певцом.

Смерть Гиацинта, 1752-1753,
художник Джованни Баттиста Тьеполо,
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Историческая справка.
Спарта (Σπάρτη), в древности главный город Лаконии, на правом берегу реки Эврота, между рекой Энус и Тиазой, также государство, столицей которого была Спарта. По преданию, Спарта была столицей значительного государства ещё до вторжения дорийцев в Пелопоннес, когда Лаконию населяли будто бы ахейцы. Здесь царствовал брат Агамемнона, Менелай, игравший такую видную роль в троянской войне. Несколько десятков лет спустя после разрушения Трои, большая часть Пелопоннеса была завоевана потомками Геракла ("возвращение Гераклидов"), пришедшими во главе дорийских дружин, причем Лакония досталась сыновьям Аристодема, близнецам Эврисфену и Проклу (праправнукам Гилла, сына Геркулеса), считавшимися родоначальниками царствовавших в Спарте одновременно династий Агиадов и Эврипонтидов. Часть ахейцев ушла при этом на север Пелопоннеса в область, которая по их имени была названа Ахайей, оставшиеся были большей частью обращены в илотов. Восстановить, хотя бы в общих чертах, действительную историю древнейшего периода Спарты невозможно, за недостатком точных данных. Трудно сказать, к какому племени принадлежало древнейшее население Лаконии, когда и при каких условиях совершилось заселение ее дорийцами, и какие отношения установились между ними и прежним населением. Несомненно только, что если Спартанское государство и образовалось благодаря завоеванию, то мы можем проследить последствия лишь сравнительно поздних завоеваний, путем которых Спарта расширялась за счет своих ближайших соседей. Значительная часть их принадлежала, вероятно, к тому же дорийскому племени, так как ко времени образования в Лаконии большого Спартанского государства племенная противоположность между первоначальным населением страны и пришедшими с северо-запада Греции дорийцами уже успела сгладиться.