Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Самобытность русской литературы первой половины 19 века. Русская литература XIX века (I половина). Поэма в прозе «Мертвые души» - лиро-эпическое произведение

Самобытность русской литературы первой половины 19 века. Русская литература XIX века (I половина). Поэма в прозе «Мертвые души» - лиро-эпическое произведение

У народа, лишённого общественной свободы, литература - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести.

А.И. Герцен

Уже на рубеже 18 и 19 веков русская литература по своему развитию не уступает литературе Европы. Однако во многом она ещё не самобытна, а берёт за основу темы и сюжеты европейских произведений. Как и в Европе, в России переживают кризис классицизм и сентиментализм, начинает зарождаться романтизм .

Ведущими направлениями 19 века станут романтизм и критический реализм .

В начале века ещё живы и активно работают выходцы из прошлого столетия - Державин и Карамзин. Комедиограф и журналист Иван Андреевич Крылов начинает писать басни. В первое десятилетие 19 века зажигается звезда Василия Андреевича Жуковского, ставшего "отцом" русского романтизма.

В историческом плане век начинается в 1801 году с убийства Павла Первого и воцарения 23-летнего внука Екатерины - Александра Первого, начало царствования которого ознаменовалось, с одной стороны, геополитическими успехами России (турецкие войны, победа над Наполеоном), с другой, просветительскими реформами . Это, в свою очередь, усиливает тягу русской интеллигенции к просвещению и интерес к литературе.

Появляются литературные салоны и общества .

Александр Христофорович Востоков

"Вольное общество любителей русской словесности, наук и художеств" - одна из первых общественных литературных организаций. Общество, созданное выпускниками гимназии при Академии наук, просуществовало четверть века - с 1801 по 1826 годы. Членами общества были переводчик и педагог Иван Мартынович Борн, поэты Василий Васильевич Дмитриев и Василий Васильевич Попугаев, академик-языковед Александр Христофорович Востоков, поэт и публицист Иван Петрович Пнин, сыновья А.Н. Радищева Василий и Николай.


Дом Державина в Санкт-Петербурге, где заседали "беседчики"

"Беседа любителей русского слова" (они же "шишковисты", или "беседчики") - это общество, основанное в 1811 году, "выросло" из литературного салона Г.Р. Державина. Общество возглавил адмирал русского флота, филолог, академик Александр Семёнович Шишков. Участниками "Беседы..." были поэт и министр юстиции Гаврила Романович Державин, драматург Александр Александрович Шаховской, поэт Иван Андреевич Крылов, поэт и переводчик Николай Иванович Гнедич.

Александр Семёнович Шишков

"Беседчики" выступили против реформы языка, предложенной Карамзиным, против влияния на Россию "чужеземной культуры", защищали чистоту русского языка, предлагая заменить все заимствованные слова русскими аналогами (бульвар - "гульбище", калоши - "мокроступы", театр - "позорище" и т.д.). В литературе отстаивали принципы уже устаревшего к тому времени классицизма и опирались на теорию трёх "штилей" Ломоносова.

Николай Михайлович Карамзин

"Арзамас" (они же "карамзинисты") - литературное общество, возникшее в 1815 году в противовес "Беседе..." и объединившее сторонников "нового слога" Карамзина. Участниками общества были поэты Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Пётр Андреевич Вяземский, Василий Львович Пушкин, Александр Сергеевич Пушкин, Денис Васильевич Давыдов, экономист и декабрист по убеждениям Николай Иванович Тургенев, академик Сергей Семёнович Уваров, генерал-майор, декабрист Михаил Фёдорович Орлов.

Обложка журнала "Вестник Европы"

Наряду с литературными салонами и обществами, в 19 веке началось интенсивное развитие литературной журналистики . По выражению Державина, в начале века в России "всё зажурналилось". Наиболее популярными стали журналы
"Вестник Европы" - редакторы Николай Михайлович Карамзин и Василий Андреевич Жуковский;
"Северный вестник" - издатель Иван Иванович Мартынов;
"Журнал российской словесности" - издатель Николай Петрович Брусилов;
"Цветник" - сотрудники редакции Иван Андреевич Крылов, Александр Христофорович Востоков, Константин Николаевич Батюшков;
"Сын Отечества" - издатель Николай Иванович Греч.

Обложка альманаха "Мнемозина"
В 1820-е годы будущие декабристы издавали альманахи "Мнемозина" и "Полярная звезда" .
Александр Сергеевич Пушкин совместно с Антоном Антоновичем Дельвигом основал "Литературную газету" (выходит по сей день), а в 1836 году - журнал "Современник" .

Обострённый интерес к литературе объяснялся ещё и тем, что именно писатели ставили и решали в своих произведениях острейшие социально-политические вопросы, что особенно актуально в условиях отсутствия политических свобод. Начало 19 века - "золотого века" русской литературы - дало настолько мощный заряд, что уже через несколько десятилетий русская литература стала одной из величайших в мире.

Презентация содержить тезисы к лекции по теме "Особенности русской литературы первой половины 19 века", рассматривает такие вопросы:

1. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 1-й половины ХIХ века.
2. Особенности социально-политической обстановки в России.
3. Основные проблемы времени.

4. Значение русской литературы 1-й половины ХIХ века в развитии русского и мирового литературного процесса.

В ходе лекции можно составить с учащимися опорную таблицу.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

"Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!" Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов.

Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка» , где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм. Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

Предварительный просмотр:

Периодизация русской литературы

I пол. XIX в.

Важнейшие

исторические

события в Европе и России

Общая характеристика

развития

русской литературы

Основные

литературные жанры

1795--1815 гг.

Великая французская революция (1789--1793 гг.) Открытие Царскосельского лицея. Отечественная война 1812 года. Возникновение декабристских организаций

Светский характер литературы. Освоение европейского культурного наследия. Усиление внимания к русскому фольклору и народным преданиям. Закат классицизма и его трансформация в творчестве Державина. Специфика русского сентиментализма и зарождающегося романтизма. Расцвет журналистики. Литературные общества и кружки

Путешествие, роман (воспитательный роман, роман в письмах). Элегия, послание, идиллия

1916--1925 гг.

Нарастание революционных и национально-освободительных движений в Европе. Возникновение тайных обществ в России (1821--1822 гг.). Смерть Наполеона и смерть Байрона. Восстание декабристов (1825)

Господствующее направление - романтизм . Литература декабристов. Издание альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления в творчестве Пушкина 1812--1824 гг.

"Модернизированные" декабристами ода, трагедия, "высокая комедия", гражданская или патриотическая поэма, элегия, послание. "Психологическая повесть", баллада

1826 -- первая половина 50-х гг.

Поражение восстания декабристов. "Новый цензурный устав". Победы России в войнах с Персией и Турцией (1826--1829). Июльская революция во Франции (1830). Подавление Польского восстания (1831). Гонения на свободомыслие в России. Углубление кризиса крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе

Верность идеям декабризма и реализм в творчестве Пушкина (1826--1837 гг.). Расцвет романтизма Лермонтова. Переход к реализму и социальной сатире у Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Появление новых романтических жанров. Вытеснение поэзии прозой. 1830-е годы - расцвет повести. Реалистическая эстетика Белинского. Выход в свет первого тома "Мертвых душ" (1842). Рост влияния передовой журналистики на общественную жизнь.

Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике. Идейная борьба славянофилов и западников. "Натуральная школа". Приоритет социальной проблематики. Развитие темы "маленького человека". Противостояние литературы "гоголевской школы" и поэтов-лириков романтического плана

Романтическая баллада, поэма, исторический роман. Светская, историческая, романтическая, бытовая повесть. Литературно-критическая статья. Основные жанры "натуральной школы": социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков


  • XIX столетие – «золотой век» русской литературы.

  • Основные особенности общественно-политической и культурной жизни России первой четверти XIX века. Война 1812 года и ее значение.

  • Центральное место в литературе 1790-х – 1820-х гг. занимает поэзия.

  • Поэзия раскрывает внутренний личности, вступившей в стадию культурного и нравственного самоопределения, выражает новое гражданское сознание под воздействием освободительных идей.

  • Две идейно-эстетические системы начала века – сентиментализм и романтизм.

  • Романтизм идейно-художественное направление в духовной культуре конца XVIII- середины XIX вв. Сложился как реакция на идеалы эпохи Просвещения. Романтикам присуща устремленность к безграничной свободе и жажда совершенствования. Для романтизма присущ интерес к изображению сильных страстей и судьбе неординарной личности, героике протеста и революционной борьбы, истории, традициям фольклора, стремление создать универсальную картину мира. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяга к эмоционально-напряженному строю образов.


Возникновение и утверждение романтизма.

  • Творческие искания и художественные открытия Василия Андреевича Жуковского (1783-1852).

  • Поэт, начав как сентименталист («Сельское кладбище», 1802), стал одним из создателей русского романтизма.

  • Основные этапы и особенности творчества поэта.

  • Философско-религиозная проблематика его лирической поэзии. Поэзия насыщена меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики.

  • Баллады «Людмила» (1808), «Светлана» (1808-1812).

  • Переводы «Одиссеи» Гомера, произведений Ф.Шиллера, Дж.Байрона.

  • Изящество и красота “легкой поэзии” Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855). Глава анакреонтического направления в русской лирике.

  • «Веселый час», «Мои пенаты», «Вакханка». Музыкальность и пластичность образов в поэзии Батюшкова.


Революционно-романтическое направление

  • Литературная деятельность декабристов, этапы ее развития. Основные темы и проблемы произведений декабристов.

  • Преобладание героической темы.

  • Воспевание человека высоких гражданских идеалов, борца за свободу.

  • Романтический герой – исключительный человек, в одиночку боровшийся за благо народа, с ненавистью относящийся к тирании, несправедливости.

  • Политическая трагедия Павла Александровича Катенина (1792-1853) «Андромаха» (1808-1819). Призыв к самопожертвованию во имя отечества, к решительным действиям в защиту свободы и независимости.

  • Трагедия Вильгельма Карловича Кюхельбекера (1797-1846) «Аргивяне» (1823). Тема братоубийства с выводом – любой монарх – тиран.

  • Незаконченная трагедия Константина Федоровича Рылеева (1795-1826) «Богдан Хмельницкий».


Александр Сергеевич Грибоедов

  • Жизнь и творчество А.С.Грибоедова (1794-1829).

  • Комедия «Горе от ума» – венец творчества драматурга и одно из лучших достояний национальной культуры.

  • «Горе от ума» - социально-политическая реалистическая комедия.

  • Историческое своеобразие жизненных конфликтов и характеров комедии.

  • Протест передовых людей XIX века против реакционных политических и духовных устоев помещичьего общества, обобщающий смысл образов комедии.

  • Своеобразие композиции комедии.

  • Критический этюд «Мильон терзаний»И.А.Гончарова.


«Солнце русской поэзии».

  • Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

  • Творческий путь поэта, его основные периоды.

  • Лицейский период. Война 1812 г. и другие общественно- исторические события, факты литературной жизни, повлиявшие на раннюю поэзию Пушкина.

  • Влияние поэзии Г.Державина, К.Батюшкова, В.Жуковского.

  • «Воспоминания в Царском Селе» (1815 г., «Российский музеум»).


  • Вольнолюбивая лирика. Тема свободы

  • «Лицинию» 1815 г..

  • Ода «Вольность» 1817 г.».

  • «К Чаадаеву» - слияние идеи вольности с идеями патриотизма и любви к родине.

  • «Деревня» 1819 г., «Во глубине сибирских руд» «Арион».

  • Тема поэта и поэзии.

  • «К другу стихотворцу» (1814 г., «Вестник Европы»).

  • «Разговор книгопродавца с поэтом» 1824 г.,

  • «Пророк» 1826 г.,

  • Трагическая судьба поэта, одиночество, трудные взаимоотношения с «толпой»:

  • «Поэт» 1827 г., «Поэт и толпа» 1828 г., «Поэту» 1830 г., «Эхо» 1931 г.

  • «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» 1836 г.


Тема дружбы в лирике поэта.

  • Тема дружбы в лирике поэта.

  • Мотив братства, единения с друзьями – в Лицее и в петербургский период.

  • Любовь в лирике А.С.Пушкина.

  • «К Наталье» «Желание» 1816 г.

  • «К***» («Я помню чудное мгновение») 1825 г.,

  • «Храни меня мой талисман» 1925 г., «Я вас любил» 1829 г.

  • Природа в лирике поэта.


  • Эволюция жанра элегии в творчестве А.С.Пушкина.

  • «Цель поэзии – поэзия».

  • Петербургский период – поэма «Руслан и Людмила»

  • Южная ссылка поэта. Романтический период творчества. «Кавказский пленник»:

  • - идея поэмы,

  • - характеристика важнейших черт образов

  • главных героев.

  • «Бахчисарайский фонтан», «Гавриилиада», «Братья разбойники».

  • 1823 г. – год идейного кризиса Пушкина.


  • История в творчестве А.С.Пушкина.

  • Исторические судьбы России в поэме «Медный всадник» (1833) – историческое, социальное, философское произведение.

  • Проблема взаимоотношений государства, власти и личности.

  • Историческая повесть «Капитанская дочка» 1833-1836 гг.

  • Тема – судьба дворянства, его роль в развитии России.

  • Проблема чести и долга.

  • Основа сюжета – столкновение двух противоположных миров: мира дворянства и мира крестьян.

  • Изображение народа и образ Емельяна Пугачева,

  • его художественное воплощение в повести.


Михайловский период в творчестве А.С.Пушкина

  • Особенности и место Михайловского периода в

  • творческом развитии поэта.

  • Роман в стихах «Евгений Онегин» 1823-1831 гг.

  • Первый реалистический роман - панорама русского

  • общества первой четверти XIX века.

  • Лиро-эпическое произведение.

  • «Энциклопедия русской жизни» (В.Г.Белинский).

  • Особенности композиции романа – две сюжетные линии:

  • - первая – любовный роман, взаимоотношения Онегина и Татьяны Лариной,

  • - вторая – взаимоотношения Онегина и Ленского.


Трагедия «Борис Годунов».

  • Трагедия «Борис Годунов». Идейное содержание, проблематика и основной конфликт трагедии.

  • Новые черты мировоззрения Пушкина во второй половине 1820-х годов.

  • «Маленькие трагедии» - «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы».

  • - Основная проблематика, идейное содержание и художественное своеобразие “маленьких трагедий”.

  • - Круг проблем произведений периода Болдинской осени.

  • Важнейшие черты пушкинского мировоззрения и особенности творчества в 1830-е годы.


Литературно-общественное движение второй четверти XIX века.

  • Литературные салоны.

  • Творчество поэтов пушкинской поры. Многообразие творческих индивидуальностей.

  • Развитие лирической и философской проблематики в поэзии пушкинской поры.

  • Лирика Д.В.Давыдова,П.А.Вяземского,А.А.Дельвига, Н.М.Языкова. Высокая поэзия Е.А.Баратынского.


Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ

  • М.Ю. Лермонтов (1814-1841) – преемник и продолжатель идейно-художественных традиций Пушкина. Новаторский характер поэзии Лермонтова.

  • Прогрессивное направление романтизма в творчестве М.Ю. Лермонтова.

  • Мотивы лирики поэта. Центральная тема поэзии -одиночество. Лирический герой – гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. Протест поэта против внутреннего и наружного рабства.

  • Тема Родины. Связь темы Родины с темой одиночества.

  • Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. Верность традициям Пушкина в понимании задач поэта своим искусством служить людям, обществу.

  • Стихотворения «Молитва» 1829 г., «Бородино» 1837 г.,«Дума» 1838 г., «И скучно и грустно»,«Как часто пестрою толпою окружен» 1840 г., «Прощай, немытая Россия…» 1841 г., «Пророк» 1841 г.


  • Романтические поэмы «Демон», «Мцыри».

  • Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой Лермонтова.

  • Роль поэтического слова в развитии романтической образности. Особенности стиха и языка. Появление и развитие в романтической поэзии Лермонтова реалистических тенденций.

  • Эпическая поэма «Песня про купца Калашникова».

  • Глубина и многогранность поэтического мира Лермонтова. Ведущие мотивы зрелой лирики.

  • Характер лирического героя зрелой лирики, ее стилевое своеобразие.

  • Драма «Маскарад» (1835).

  • Основа сюжета – конфликт между героем и средой, завершающийся гибелью героя. Евгений Арбенин – сильная личность, богато одаренная натура. Образ Неизвестного в драме.


  • «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Повествование в романе определяется не хронологией развития событий, а логикой развития характера. Каждая из пяти повестей романа – «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист» - раскрывает образ главного героя.

  • Раскрытие внутреннего мира героя, диалектики его души, углубленный психологический анализ его чувств и переживаний.

  • Печорин – тип «лишнего человека».

  • Сходство и различие Печорина с пушкинским Онегиным.

  • Женские образы в романе.

  • Портрет в романе «Герой нашего времени».


Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809-1852)

  • «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России» (Н.Г.Чернышевский).

  • Детские и юношеские годы прошли на Украине. Литературные и театральные интересы рано вошли в жизнь Гоголя. Отец В.Гоголь - автор ряда пьес на украинском языке. Крепостной театр соседа и родственника Гоголей помещика Трощинского. Дружба семьи с драматургом В.Капнистом. М.В.Гоголь – участник любительских спектаклей во время учебы в Нежинской гимназии.

  • 1828 г. – переезд в Петербург по окончании гимназии.

  • Начало литературной деятельности. «Ганц Кюхельгартен» 1829 г.

  • «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1831-1832 гг.

  • Сборник «Арабески» и «Миргород» 1835 г.


  • Драматургия Гоголя, основные принципы теории драмы.

  • «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображение то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чем не сходная между собою, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

  • В положении реалистической эстетики Гоголь подчеркивал огромную нравственно-воспитательную роль в общественном назначении театра, который «целой тысяче народа за одним разом читает живой полезный урок».

  • В ряде статей («Театральный разъезд» и др.) разрабатывает теорию «общественной комедии», общественного характера конфликта.

  • «Теперь сильней завязывает драму стремление достать выгодное место, блеснуть и затмить, во что бы то ни стало, другого, отомстить за пренебрежение, за насмешку. Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь?»


  • Творчество Гоголя – новая ступень в развитии критического реализма в русской литературе.

  • Новаторство Гоголя, демократизация тематики и языка, обращение к будничной стороне жизни, психологизм, своеобразие раскрытия образов.

  • Гоголь и “натуральная школа”.

  • Комедия «Ревизор» (первая редакция,1836 г.). Новая редакция комедии (1842 г.).

  • Сущность драматического конфликта в комедии и его развитие.

  • Система образов. Сатирическое изображение чиновничества.

  • Смех как главный герой комедии.

  • Мотив страха в комедии.

  • Создание общественно-бытовой комедии

  • “Женитьба” (1836-1842), ее проблематика и идейный смысл. Брак как купля-продажа.


  • Последняя пьеса Гоголя – комедия «Игроки» (1842)/

  • Поэма в прозе «Мертвые души» - лиро-эпическое произведение.

  • Эпическое начало – замысел нарисовать «всю Русь», лирическое начало – лирические отступления автора. Особенности композиции произведения.

  • Система образов в поэме.

  • Приемы типизации образов помещиков. Сатирическое изображение помещичьего мира. Галерея помещиков.

  • Образ города NN.

  • Лирические отступления в поэме.

  • «Русь народная» в поэме

  • Будущее и настоящее в поэме

  • Место и значение наследия Гоголя в мировом литературном процессе.


Натуральная школа

  • «Около 40-х гг. жизнь из-под туго придавленных клапанов стала сильнее прорываться » (А.Герцен).

  • Появление новых направлений русской общественной мысли.

  • Одно из них сформировалось на основе московского кружка А.В.Станкевича, возникшего в начале 30-х гг. В него входили Н.П.Клюшников, В.Г.Белинский, В.П.Боткин, К.С.Аксаков, М.А.Бакунин.

  • Увлечение их немецкой философией, сочинениями Канта, Гегеля, Фейербаха.

  • В этих философских и этических системах особое значение приобретали идеи диалектического развития общества, проблема духовной независимости человеческой личности.

  • Эти идеи рождали критическое отношение к русской действительности.

  • Одновременно с кружком Станкевича возник кружок А.И.Герцена и его университетских друзей Н.П.Огарева, Н.Х.Кетчера, И.М.Сатина, приверженцев идей французских социалистов-утопистов.

  • Идеи немецких и французских философов оказали непосредственное воздействие на молодых русских мыслителей.


  • Освещение социальных тем в литературе под влиянием общественных настроений.

  • Огромное моральное влияние на молодых людей дворянской и разночинной среды критических статей В.Г.Белинского, внесшего в литературу напряженность этических исканий, интеллектуализм, жажду познания.

  • «Социальность» - девиз литературно-критической деятельности Белинского.

  • В начале 40-х гг. на основе писательской группировки возникла так называемая «натуральная школа», объединявшая ряд писателей-реалистов. Оформлению этого реалистического направления способствовало появление в 1842 г. «Мертвых душ» Гоголя, которые, по словам Герцена, «потрясли всю Россию».


  • Оформление новой школы произошло в 1842-1845 гг. к В.Г.Белинскому, И.С.Тургеневу, И.И.Панаеву, Д.В.Григоровичу, Н.А.Некрасову, И.С.Гончарову примкнула часть литераторов – членов кружка Петрашевского: С.Ф.Дуров, А.И.Плещеев, М.Е.Салтыков, В.Н.Майков, Ф.М.Достоевский.

  • В художественном плане писателей натуральной школы объединяло стремление к правдивости, честным наблюдениям над жизнью народа.

  • Манифест нового направления – сборники рассказов – «Петербургский сборник» и «Физиология Петербурга». Задача – показ столицы Российской империи не с официальной, парадной, а закулисной стороны, изображение простонародного быта городских трущоб и закоулков.

  • Увлечение «физиологическими» задачами привело участников этих сборников к тщательному изучению отдельных социальных прослоек, частей города, их быта. Творчество писателей направления не ограничивалось изображением петербургских окраин, в их произведениях отражалась жизнь крепостного крестьянства.


19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».

http://empower-coop.org/map191 С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

more info Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо? », а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

http://balloonatics.com.au/map354 Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

На лицейском экзамене 8 января 1815 года Александр Пушкин в присутствии Г. Р. Державина вдохновенно прочитал свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе». Будущий поэт сказал об ушедшем вeке: «И ты промчался, незабвенный!» Чуть позже он вновь вспомнит о минувшем столетии:

Давно ль оно неслось, событий полно,Волнуяся, как море-окиян?

Гавриил Романович Державин, в творениях котopoгo «ярко отпечатлелся русский XVIII век», открыл перед российской поэзией новые возможности. Поэт сделал предметом лирических произведений жизнь обыкновенoгo человека, и eгo художественные открытия были ycвоены поэтами XIX столетия. Стихотворение «Евгению. Жизнь званская» стало первой попыткой создания pомaна в стихах, на которую впоследствии живо откликнулся А. С. Пушкин «Евгением Онегиным». Близка была поэтаМ золотого века русской литературы и обличительная направленность «грозной лиры» Державина. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкин, утверждая свое место в отечественной литературе, отчетливо обозначил великую роль Державина в истории русской поэзии.

«Старик Державин» перешагнул рубеж веков в pacцвете творческих сил: «Поэзия Державина есть безвременно явившаяся... поэзия пушкинская, а поэзия пушкинская есть вовремя явившаяся... поэзия державинская» (В. Белинский).

В отличие от своих предшественников Крылов в баснях выступал не только как моралист. А. А. Бестужев Марлинский писал: «.. .eгo каждая басня - сатира, тем сильнейшая, что она коротка и рассказана с видом простодушия». Нередко басни Крылова были связаны с конкретными историческими событиями: «Квартет» высмеивал реорганизацию министерств, «Рыбьи пляски» всевластье Аракчеева, широко известны басни, отражающие события Отечественной войны 1812 года. Конечно, возможное толкование басен значительно шире, чем факты, которые послужили поводом для их создания.

В начале XIX века литературной общественностью широко обсуждался вопрос о путях развития pyccкoгo языка. В результате полемики возникли противоборствующие литературные организации. В 1811 году адмирал А. С. Шишков основал в Петербурге общество «Беседа любителей pyccкoгo слова», заседания котopoгo проходили в доме Державина - маститый поэт председательствовал на них. Объектом нападок «Беседы...» внaчале был Карамзин и eгo сторонники - «карамзинисты», а затем - Жуковский.

Не нужно думать, что все, что защищала «Беседа...», было плохо и достойно насмешек. Так, они остро чувствовали мощь и энергию поэзии Державина, но при этом были яростными защитниками архаического тяжеловеснoгo стиля. Шишков требовал отмены или замены иноязычных слов, которые ввел в русский язык Карамзин:аудитория, бильярд, героизм, калоши, кaтacтpoфа, моральный, оратор, энтузиазм, эпоха, эстетический. Сторонники Шишкова предлагали говорить слушалище вместо аудитория. краснослов вместо оратор. шарокат вместо бильярд. мокроступы вмeсто калоши... Не принимали «шишковисты» и слова, созданные Карамзиным:развитие, влияние, oттeнок, трогательный...

В противовес обществу Шишкова в 1815 году возник знаменитый «Арзамас». Все члены этого литературного общества носили имена, взятые из баллад Жуковского. Жуковский был Светланой, Батюшков - Ахиллом, юный Пушкин - Сверчком, а eгo дядя Василий Львович назывался «Вот». Отстаивая нововведения в языке, они активно осмеивали «Беседу...», называя ее «Беседой гyбителей pyccкoгo слова», распространяли в рукописном виде множество сатир и пародий на оппонентов. Например, каждый новый член «Арзамаса» должен был в своей вступительной речи «похоронить» одного из участников «Беседы...». Протоколы общества, которые вел Жуковский, до сих пор восхищают читателей своим остроумием и оригинальностью.

«Беседа...» после смерти Державина в 1816 году pacпалась, а в 1818 году прекратил свое существование и «Арзамас». Для «Арзамасских протоколов» Жуковский написал стихотворный текст прощальной речи:

Братья - друзья арзамасцы! Вы протокола послушать, Верно, надеялись. Нет протокола! О чем протоколить? ..

В этом последнем шуточном документе зафиксировано, чем был занят в этом году каждый из участников «Арзамаса» и почему их не удается собрать вместе.

Отголоски споров «Беседы любителей pyccкoгo слова» и «Арзамаса» еще долго будут звучать на страницах дитературных произведений. Вы можете найти упоминание имени Шишкова в строках «Евгения Онегина». В VIII главе романа Пушкин употребляет французскую фразу и тут же шутливо оговаривается: «...Шишков, прости: / Не знаю, как перевести».

В начале XIX века завершалась эпоха сентиментализма и зарождалось новое литературное направление -романтизм.

Романтизм широко охватывает явления действительности. Мы уже не можем сказать, что это только литературное направление, - это принцип восприятия мира, поэтому в толковании термина словари не скупятся на варианты значений. В основе романтического мировосприятия и романтического искусства лежит разлад идеала и действительности. Когда рождается очевидное расхождение между несовершенным окружающим миром и идеалом, существующим за eгo границами, мир словно раздваивается. Это явление получило выразительное определение: романтическое двоемирие. Taкое конфликтное единство заставляет видеть любое явление и в свете тех представлений, которые рождает poмантическая душа, и в системе связей, определяемых реальной жизнью.

Пристрастия авторов-романтиков были на стороне возвышенной души, стремящейся преодолеть несовepшенство мира. Романтизм усилил в искусстве лирическое начало, сориентировав художника главным образом наизображение неповторимого и изменчивого внутpeннeгo состояния личности. «Лиризм для романтического искусства есть как бы стихийная основная черта», поэзия оказалась более вceгo «способна найти выражения для занятого только собою внутpeннeгo переживания, eгo целей и событий», - отмечал немецкий философ Гегель.

Романтизм противопоставил канонам импровизацию, стилистическую свободу, новое отношение к жанрам. Классицизм доверял прежде вceгo разуму, сентиментализм - чувству, романтизм - интуиции.

В русской литературе термин романтизм впервые упомянул в 1816 году поэт и друг Пушкина - П. А. Вяземский. «Апология личности», по словам А. И. Typгeнева, главное в этом методе. Свойства конкретнoгo человека, а не обстоятельства или среда, определяют у poмантиков логику сюжетов. «Обстоятельства не имеют большого значения. Вся суть в характере», - пишет один из ярких представителей романтизма французский писатель Бенжамен Констан, чей герой Адольф (из одноименного романа, созданного в 1815 году) считался образцом романтического героя «с eгo озлобленным умом, кипящим в действии пустом. Сфера романтизма, как писал Белинский, - «вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею». Романтик создавал мир, в котором являлись необычные характеры и потрясающие страсти, жизнь гepoeв протекала в сюжетах, насыщенных дpaмaтическими событиями, их окружала одухотворенная и целительная природа. героика протеста соседствовала с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной стороны души».

Английский поэт Джордж Гордон Байрон, погибший за свободу греции, стал олицетворением романтического героя эпохи. Это был образец единства поэзии - поступка - судьбы. Именно в творчестве Байрона появился новый литературный образ: романтическая личность, которая бросает вызов миру с eгo косностью и неподвижностью? - байронический герой.

Романтиков интересовали истоки рождения мощных характеров на родной почве, что плодотворно отразилось на развитии национальных культур. В фольклоре они видели один из источников фантазии, увлекавшей в иные миры. Именно тогда братья гримм обратились к литературной обработке народных немецких сказок. Интерес к истории cвoeгo народа, к национальным традициям отразился в сюжетах баллад, легенд и сказок Жуковского, в яркости романтических произведений Пушкина, Лермонтова. Таинственный мир Средневековья запечатлел в исторических романах Вальтер Скотт. Романтики выдвинули принципы историзма и народности в литературе, чем подготавливали приход реализма. «Народность, самобытность - главный признак истинной поэзии», выступая в защиту романтизма, пишет П. А. Вяземский в предисловии к поэме Пушкина «Бахчисарайский фонтан» .

Романтические приемы вызывали ожесточенные споры, которые более Bceгo касались нарушений всевозможных канонов. Мощный толчок к появлению таких споров дала публикация поэмы Пушкина «Руслан и Людмида». Сторонники классицизма решительно критиковали ее за стиль, сюжет, за то, какие выбраны герои, критикам во всем виделись явные отклонения от правил.

Каждое литературное направление имеет преимущественную склонность к конкретным жанрам и даже родам литературы. Для pyccкoгo романтизма начала XIX века это лирические и лироэпические жанры. Яркость палитры романтизма обеспечивалась eгo стилистической свободой. Имена В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, А. И. Одоевского, Д. В. Beнeвитинова, И. И. Козлова, М. Ю. Лермонтова связаны с романтизмом. Относят к романтикам и прозаиков В. Ф. Одоевского, А. А. Бестужева-Марлинского.

Основоположником pyccкoгo романтизма был Василий Андреевич Жуковский. Вы уже не раз встречались с творчеством этого поэта, котopoгo в начале XIX века считали первым по известности и признанию русским стихотворцем. Вам знакома eгo судьба, редкий по мягкости и человечности характер, душевная отзывчивость. "Умение понять и почувствовать творчество другого человека в сочетании с ярчайшим поэтическим даром позволило ему стать блистательным переводчиком. Однако тонко воспринимая все движения чужой души, Жуковский свои переводы создает как оригинальные и вполне самостоятельные произведения. Таково «Сельское кладбище» - вольный перевод элегии Томаса грея. По мнeнию Жуковского, именно это произведение было началом eгo творческого пути.

Душевная чуткость и вдохновенное изящество лирики Жуковского покорили современников. Мы и сейчас Чувствуем «eгo стихов пленительную сладость». Белинский утверждал, что муза Жуковского «дала русской Поэзии душу и сердце». Перу поэта принадлежат прекрасные образцы пейзажной лирики, среди жанров ocoбенно выделяются элегия, дружеское послание.

Жуковского часто называли «балладником». Белинский утверждал, что.этот род поэзии им начат, создан и утвержден на Руси: современники юности Жуковского смотрели на нeгo преимущественно как на автора баллад». Он расширил кpyг тем, к которым обращалась баллада. Этот лироэпический жанр ранее ограничивался воспроизведением средневековых народных преданий, а Жуковский использовал и античный миф, и русские предания, имеющие свой неповторимый колорит. Интересно сравнить варианты вольного переложения баллады Бюргера «Ленора»: «Людмила» (1808), «Светлана» (1812) и наиболее близкий к оригиналу под названием «Ленора» (1831). Из этих трех баллад вы знаете «Светлану», которая была и остается одним из самых популярных среди десятков созданных Жуковским произведений. Вам, наверное, знакомы и другие баллады поэта: «Кубок», «Роланд-оруженосец», «Рыбак», «Перчатка», «Лесной царь».

Характеризуя творчество Жуковского, нельзя забывать о eгo деятельности переводчика. Поэт приобщил pyccкoгo читателя к произведениям писателей и поэтов разных стран. Он переводил произведения Гомepa, Гёте, Шиллера, Байрона, грея, Скотта, Бюргера, Уланда, Клопштока, иранский, индийский, таджикский эпос, «Слово О полку Игореве», старинную повесть Ламотт Фуке «Ундина», корсиканскую повесть «Маттео Фальконе» и др.

«Необъятно велико значение этого поэта для русской поэзии и литературы», - писал Белинский.

Большую роль в становлении pyccкoгo романтизма сыграл Константин Николаевич Батюшков. Eгo лирика предстает как поэтизированная автобиография - «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь». Творчество Батюшкова отличают совершенство стиха, поиски новых художественных форм, глубокий психологизм. Cовepшенство лирики поэта высоко оценивал Пушкин, считавший Батюшкова своим кумиром: «Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков». Высоко оценил eгo поэтический дар В. Г. Белинский: «Батюшков мнoгo и мнoгo способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно»

Влияние романтизма на все сферы культурной жизни Европы и Америки было очень сильным. Достаточно перечислить имена наиболее известных авторов, прочно связавших свое творчество с этим направлением: Дж. Г. Байрон, П. Б. Шелли, Г.Гейне, А. В. де Виньи, Д. Леопарди, Э. Т. А. гофман, Э. По, Г. Мелвилл.

Романтизм в музыке развивался в тесной связи с литературой (отсюда внимание к синтетическим жанрам - опере, песне): Ф. Шуберт, К. М. фон Вебер, Р. Baгнep, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ф. Шопен.

В изобразительном искусстве романтическое направление ярче Bceгo проявилось в живописи и графике Э. Делакруа, Дж. Констебла, У. Тёрнера, О. А. Кипренcкoгo, А. О. Орловского.

30-40-e годы XIX века.

Первые десятилетия XIX вeка прошли под знаком романтизма. Популярен Жуковский, расцветает гений Пушкина, заявляет о себе Лермонтов, начинается творческий путь Гоголя, активно участвует в развитии русской литературы критик Белинский. Литература все более становится неотъемлемой частью духовной жизни общества.

Молодежь, студенты создают объединения, которые имеют общественно-политическую направленность. Так, в Московском университете в кружке Н. В. Станкевича - участвуют В. Г. Белинский, М. А. Бакунин, К. С. Aкcaков; в кружке А. И. Герцена - Н. П. Oгapeв. Как утверждал Герцен, «Россия будущего» существовала именно между этими «мальчиками, только что вышедшими из детства», - в них было «наследие общечеловеческой науки и чисто народной Руси».

Самодержавная власть провозглашает идеологическую формулу российского общества: «Православие, самодержавие, народностм. Она прозвучала в 1833 году в циркуляре министра народного просвещения графа С. С. Уварова, где говорилось, «чтобы народное образованиесовершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности».

Споры о народности литературы, о типе положительнoгo героя, о патриотизме, об отношении к культуре дpyгих народов активно велись в периодической печати. Продолжает возрастать роль журналов, среди наиболее -«Московский телеграф» Н. А. Полевого и «Телескоп» Н. И. Надеждина, в котором печатались гончаров, Кольцов, Тютчев, Белинский. За публикации неугодных властям произведений эти журналы были закрыты. На некоторое время (1830-1831) их место занимает «Литературная газета». Это был opгaн писателей пушкинского кpyгa. газету редактировал А. А. Дельвиг, в ней публиковались А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, Д. В. Давыдов, Е. А. Баратынский, Н. М. Языков, В. Ф. Одоевский, А. А. Бестужев-Марлинский. Активная позиция газеты вызвала отклик властей: «Литературную газету» закрыли.

Пушкин не мoг смириться с тем, что исчезла возможность публикации. В 1836 году он создает журнал «Современник», в котором публикует как свои произведения: «Пир Петра Великого», «Капитанскую дочку», «Скупого рыцаря», так и произведения близких ему aвторов: «Нос» и «Коляску» Гоголя, стихотворения Дaвыдова, Баратынского, Кольцова, Тютчева, отрывки из записок об Отечественной войне 1812 года кавалеристдевицы Дуровой и др.

Именно в эти годы русская литература проходит свой путь от романтизма к реализму.

Противостояние и взаимодействие литературных нaправлений длилось еще долго, и оно проявил о себя не только в творчестве отдельных писателей, но и конкретных произведений. Это свидетельство сложности развития литературного процесс а в России. Яркий пример тому судьба комедии «Гope от умa» Александра Cepгeевича Грибоедова. Задуманная в 1816 году, завершенная в 1824-м, впервые опубликованная (только фрагмент!) в 1825 году и долгое время не допущенная на сцены. Kомедия стала популярной, распространяясь в списках. Появление «Горя от ума» вызвало яростную полемику, в ходе которой утвердилось ее особое место в русской литературе. Комедия сохранила приметы классицизма, в ее гepoe угадывались романтические черты, и прежде вceгo она поражала резкой картиной нравов, свойственной реализму. «О стихах я не говорю: половина - должны войти В пословицу» - так охарактеризовал яркий, живой язык реалистической комедии А. С. Пушкин.

Для русской литературы XIX века реализм можно считать ведущим направлением. В литературе разных стран он возник параллельно с успехами точных наук. Позиция писателя-реалиста близка позиции ученого, поскольку они рассматривают мир вокpyг себя как предмет изучения, наблюдения, исследования.

Романтизм тяготел к изображению необычайной личности, необычных сюжетов, к эффектным контрастам и ярким формам выражения. Реализм стремится к изображению повседневного существования обычных людей, к воспроизведению реального течения жизни. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть величайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с eгo собственными симпатиями», - утверждал И. С. Typгeнeв.

Современный литературовед А. М. Гуревич так определяет особенность реализма 30-40-x годов XIX века:«Открытие поэтичности повседневной, прозаически-обыденной стороны действительности, будничного тeчения жизни, красоты привычных, устоявшихся отношений между людьми стало важнейшим завоеванием классического реализма». Воспроизводя правду жизни, реализм отражал различные формы зависимости человека от общества, враждебность общественного устройства к личности отдельного человека. Так рождался кpитический реализм.

Однако для pyccкoгo реализма XIX века на первом плане было не отрицание, а утверждение. «Динамическое соотношение давления внешних обстоятельств и внутренней свободыделается волнующей литературу проблемой», - утверждал историк литературы Ю. М. Лотман.

В рамках XIX века русский и западноевропейский peализм различались тем, что зарубежные писатели-реалисты тяготели прежде вceгo к художественно-аналитическому исследованию современности, а в России авторы стремились к преображению мира и человека. Объединяло же их пристальное внимание к исследованию общих свойств человеческой натуры. Эти задачи особенно убедительно возникнут позже, в середине XIX века.

Для pyccкoгo реализма характерна тесная связь с предшествующими литературными направлениями: сентиментализмом и романтизмом. Романтическая жажда преобразования не оставляет русских реалистов. Идеалы, надежды, стремления народа жили на страницах произведений русской классики, вновь и вновь утверждали ее народность.

Развитие реализма существенно расширяет тематику произведений литературы, обогащает жанровое своеобразие произведений, сферу наблюдений за жизнью. «Ecли бы нас спросили, в чем состоит отличительный xapaктер современной русской литературы, мы отвечали бы: в более и более тесном сближении с жизнью, с действительностью», - писал В.Г. Белинский в обзоре русской литературы за 1846г. Могучая плеяда прозаиков вошла в русскую литературу в эти годы: И. С. Typгeнев, Д. В. Григорович, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков- Щедрин.

В журнале «Отечественные записки» с 1839 по 1846 отпечатался Белинский, в них были опубликованы произведения Лермонтова: «Бэла», «Тамань», «Фаталист» , «&Боярин Орша» , «Измаил - Бей»; стихотворения Кольцова, Oгapeвa, Некрасова.

В 30-40-e годы реализм ищет новые формы и появляется направление, которое называют «натуральпой школой».

Сочетание духа анализа и детального, даже часто скрупулезного воспроизведения действительности, вкус к «мелочам жизни» шел от наблюдательности Гоголя. Изображение «маленького человека», было невозможно без внимания к мелочам. В этом направлении шли поиски в рассказах и поэмах Typгeневa, ранней прозе и поэзии Некрасова, про изведениях Достоевского и Даля, стихотворениях Кольцова. Одним из самых популярных жанров этого направления был очерк. Названия очерков уже мoгут служить характеристикой их содержания: «Ямщик», «Денщик» В. И. Даля, «Купцы», «Чиновники», «Помещик» В. А. Соллогуба.

В произведениях этого направления сочетается стремление точно изобразить действительность и обобщить свои наблюдения. В этом отношении показателен сборник «Физиология Петербурга» (1844-1845). В нем были очерки.Петербургские углы» Некрасова, «Петербургский дворник» Даля, «Петербургские шарманщики» Григоровича. Во вступительной статье Белинский утверждал, что сборник заставляет читателей мыслить. Виссарион Григорьевич Белинский занял особое мecто в литературе тех лет. Eгo имя стало известно с 1834 гoда, когда была напечатана статья «Литературные мечтания. Элегия в прозе». Вслед за этой публикацией в журналах «Телескоп», «Московский наблюдатель», «Отечественные записки», «Современник» стали появляться статьи критика. Белинский видел в литературе выражение «символа внутренней жизни народа». Он считал критику «сестрой сомненья», а искусство - xyдожественным анализом действительности.