Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » В связи с образованием ссср был создан. Причины образования ссср. Год образования ссср

В связи с образованием ссср был создан. Причины образования ссср. Год образования ссср

Политика военного коммунизма в тандеме с последствиями Гражданской войны оказались для государства очень тяжелыми. В будущем страну ожидал еще больший кризис. Его первые «звоночки» прослеживались на Поволжье, в Сибири, Украине и на Кавказе с участием казаков и крестьян. Эти и многие другие факторы поспособствовали к становлению нового государства Советского Социалистического Союза Республик. Основные причины образования СССР кроются, прежде всего, в экономике, а также во внешней и внутренней политике, проводимыми государственным аппаратом ранее.

Основные причины образования СССР

К основным причинам образования Советского Социалистического Союза Республик необходимо относить следующие:
1.Внешнеполитические причины.
Государство во главе с коммунистической партией остро нуждалось в праве на независимость. Политика враждебно настроенных соседних стран поспособствовала бы еще большему ухудшению экономической ситуации. Кроме того, незначительная территория республик, в будущем вошедших в состав СССР, и отсутствие центральной власти не позволили бы им проявить себя на международной арене. Государства, как никогда, нуждались в сильном лидере.
2.Экономические причины.
Географические положение республик, входящих в состав СССР обуславливало необходимость в заключение торговых сделок и создании хозяйственных связей. Также следует отметить, что Гражданская война и революция заметно подорвали экономику Россию. Восстановить ее намного проще и быстрее было совместными усилиями нескольких республик. Экономический фундамент – одна из основных характеристик сильного государства.
3.Территориальные причины.
Близкое расположение республик одна к другой являлось одной из основных причин их объединения в единое государство. Благодаря этому у населения появилась возможность свободно перемещаться в пределах одной большой страны, а у государства – возможность организовать бесперебойную поставку сырья и товаров между республиками.
4.Культурно-исторические причины .
Несколько столетий подряд, республики, вошедшие в состав СССР, придерживались практически одинаковых традиций. Исторические корни у народов также были схожи. Благодаря этому объединение разных национальностей в одну большую державу прошло безболезненно для каждого из народов.
5.Политические причины.
Февральская и Октябрьская революции в республиках привели к изменениям в системе правительственного аппарата, которые имели некоторую схожесть между собой. Партийное единство стало решающим фактором в процессе объединения.
Предпосылки для объединения республик формировались на протяжении многих веков. Именно поэтому мнение о том, образование СССР произошло только лишь благодаря инициативе представителей партийного аппарата, считается ошибочным. Естественно, что их вклад в формирование единой могущественной державы все равно был достаточно весомый. Национальная политика в России имела одно из главных значений, так как большая часть граждан, живших на ее территории, имели нерусские корни. Большевики как никто другой отстаивали право наций на их самоопределение.
В состав бывшей Российской Империи вошли 185 национальностей и народностей. У каждой из них был свой уникальный исторический путь. Но впитав культурное наследие друг друга, они смогли объединиться в одно сильное государство, показавшее себя истинным лидером на мировой арене в период своего существования.

Дата образования СССР

Советский Социалистический Союз Республик был образован 30 декабря 1922 года. В этот день состоялся первый съезд министров республик, вошедших в состав СССР:
РСФСР;
Украинская республика.
Белорусская республика;
Закавказская Федерация.
Основными документами, подтверждающими процесс слияния республик в единое государство, стали Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В основе Договора лежало разграничение полномочий между государственным органом власти и представителями власти на местах. Все остальное, кроме внешней политики и торговли, путей сообщения, связи, вопросов финансов и обороны, вверено управлению республик.
Высшим государственным органом СССР стал Всесоюзный съезд Советов, ведущий свою активную деятельность под руководством новоявленного лидера государства в лице В. И. Ленина.

1.Подарок «с секретом» от советских школьников.
В далеком 1945 году американский посол получил от советских школьников весьма необычное деревянное панно, изготовленное из ценных пород дерева. За основу изображения был взят герб США, что и подкупило американца принять такой дар. Однако подарок оказался с небольшим «секретом». Ни сам посол, ни школьники не знали о том, что в панно было вмонтировано подслушивающие устройство. Его разработал Лев Термен.
Целых восемь лет спецслужбы имели возможность прослушивать абсолютно все разговоры в кабине американского посла. Когда «жучок» был обнаружен, устройство было передано в ООН. Американцы позиционировали свою находку как яркое доказательство разведывательной деятельности, ведущей СССР. Сам принцип прослушки был разгадан несколько позже.
2. Гитлер с медалью.
Известно, что в годы Великой Отечественной войны активное участие в боевых действиях принимал красноармеец-пулемётчик Семён Константинович Гитлер. За совершение подвига воин был представлен медали «За боевые заслуги».
Впоследствии в базе данных «Подвиг народа» сообщалось, что медалью был награжден вовсе не Гитлер, а Гитлев. До сих пор не известно, специально либо же по случайному стечению обстоятельств боец «сменил» свою фамилию.
3.«Пластинки на костях».
Запрещенная в Советском союзе музыка записывалась на старые рентгеновские снимки. Поклонники западных музыкальных композиций могли достать материал совершенно бесплатно. Медперсонал, наоборот, был даже благодарен за то, что им помогали разгружать архивы.
4.Налог на бездетность.
С ноября 1941 года бездетные мужчины от 20 до 50 и женщины в возрасте от 20 до 45 лет обязывались платить налог на бездетность.
5.Запоздалый» Новый год.
Распад СССР вызвал неразбериху в политическом аппарате. Вопрос о том, кто должен быть говорить поздравление с Новым 1992 годом, вызывал некоторые затруднение. В итоге было решено поручить это ответственное задание юмористу Михаилу Задорнову. Однако, сатирик так увлекся своей речью, что окончил поздравление на минуту позже отведенного времени. Это и стало причиной того, Новый 1992 год для граждан уже бывшего СССР наступил позже, нежели для остальных.

ОБРАЗОВАНИЕ СССР ОБРАЗОВАНИЕ СССР

ОБРАЗОВА́НИЕ СССР, процесс образования единого союзного государства на территории бывшей Российской империи после Октябрьской революции (см. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917) 1917. Окончательной датой создания советского государства считается 30 декабря 1922, когда I Съездом Советов СССР была утверждена Декларация об образовании Союза ССР.
В 1913 будущий глава первого социалистического государства В. И. Ленин (см. ЛЕНИН Владимир Ильич) , будучи унитаристом (см. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО) , как Маркс (см. МАРКС Карл) и Энгельс (см. ЭНГЕЛЬС Фридрих) , писал, что централизованное крупное государство «есть громадный исторический шаг вперед от средневековой раздробленности к будущему социалистическому единству всех стран». В период от февраля к октябрю 1917 многовековое государственное единство России рухнуло - на ее территории возник ряд буржуазно-националистических правительств (Центральная Рада (см. ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАДА) на Украине, казачьи круги на Дону, Тереке и в Оренбурге, Курултай в Крыму, национальные Советы в Закавказье и Прибалтике и др.), стремившихся обособиться от традиционного центра. Угроза резкого сокращения территории социалистического пролетарского государства, утрата надежд на скорую мировую революцию вынудили лидера партии, пришедшей к власти в России, пересмотреть свою точку зрения на ее государственное устройство - он стал яростным сторонником федерализма (см. ФЕДЕРАЦИЯ) , правда, на этапе перехода «к полному единству». Лозунгу «единой и неделимой России», исповедовавшемуся лидерами белого движения (см. БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ) , был противопоставлен принцип права всех наций на самоопределение, что привлекло лидеров национальных движений.
Образование РСФСР
Курс на создание федеративного государства был обозначен уже Декларацией прав народов России, провозгласившей равенство и суверенность народов, право на свободное самоопределение вплоть до отделения и создания самостоятельного государства, отмену национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств. В январе 1918 третий Всероссийский съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа (см. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА) и постановление «О федеральных учреждениях Российской республики», закрепивших образование первой республики на значительной части бывшей Российской империи - РСФСР.
В этих документах оговаривались и добровольность вхождения в состав нового государства, «коренные начала» федерации, и самостоятельное решение каждой нации об участии в федеральных учреждениях, и недопустимость нарушения прав «отдельных, вступивших в федерацию областей». Однако Конституция РСФСР 1918 была шагом назад от подлинной федерации, поскольку в ней форма государственного устройства России только декларировалась (не было предусмотрено даже представительство будущих членов федерации в органах власти центра), фактически провозглашалось унитарное государство, созданное сверху по инициативе правящей партии путем присоединения отвоеванных в ходе Гражданской войны (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА в России) территорий. Разграничение полномочий между федеральными органами и местными в Российской Федерации строилось на принципах исключительной компетенции первых и остаточной - вторых. По Конституции 1918 практически всеми властными полномочиями наделялись Всероссийский Съезд Советов и ВЦИК. (см. ВЦИК)
Изначально декларированное право каждой нации создавать свое государственное образование соблюдено не было, хотя в основу их построения был положен национальный принцип. Первые внутрироссийские национальные границы появились в конце 1918 - начале 1919 с образованием Трудовой коммуны области немцев Поволжья и Башкирской АССР, к концу 1922 в РСФСР было уже 19 автономных республик и областей, а также 2 трудовые коммуны, созданные по национальному принципу. Национально-государственные образования соседствовали с административно-территориальными единицами, и те и другие обладали весьма слабо выраженной самостоятельностью.
РСФСР и другие республики - пути их сближения
Российская Федерация должна была, по замыслу ее основателей, стать моделью более крупного социалистического государства, позволяющей восстановить Российскую империю, распада которой в ходе революции и «триумфального шествия» советской власти избежать не удалось. До середины 1918 в качестве независимых государств существовали лишь две республики - РСФСР и Украина, затем возникли Белорусская республика, три республики в Прибалтике, три - в Закавказье. Практически все предшествующие образованию СССР договоры между независимыми республиками были инициированы правящей в России партией большевиков.
С первых дней их существования РСФСР, сама испытывавшая нужду в самом необходимом, оказывала им помощь в разных сферах государственной жизни. Армии независимых республик снабжались Народным Комиссариатом (Наркоматом) по военным делам РСФСР. Декретом ВЦИК от 1 июня 1919 «Об объединении социалистических республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом» был оформлен военный союз. Армии всех республик были объединены в единую армию РСФСР, объединялось военное командование, управление железными дорогами, связью, финансами. Денежная система всех республик основывалась на российском рубле, РСФСР взяла на себя их расходы по содержанию госаппарата, армий, по налаживанию экономики. Республики получали от нее промышленную и сельскохозяйственную продукцию, продовольствие и другую помощь. Союз, наряду с другими факторами, помог всем республикам выйти из войны.
Далее последовала череда двухсторонних соглашений: между РСФСР и Азербайджаном (сентябрь 1920), Украиной (декабрь 1920) и другими республиками, в соответствии с которыми осуществлялось объединение управления не только военным делом, транспортом, финансами, но и связью, отдельными отраслями промышленности. На стадии этих промежуточных, подготовительных для создания более тесного союза соглашений, имели место конфликты между республиками и РСФСР, игравшей до появления союзных органов власти и управления роль центра. Наиболее активными в этом отношении были Украина и Грузия. Хотя конфликты улаживались в «партийном порядке», большинство решений российской коммунистической партии тех лет ориентировалось на создание в будущем унитарного государства.
Поиск путей более тесного сближения республик привел к тому, что в работе Всероссийских съездов Советов и ВЦИК стали принимать участие представители республик. Таким образом, высшие органы власти РСФСР выступали в двух качествах - как орган власти одной республики и как общефедеральный центр. При отсутствии единого законодательства высшие органы власти республик своими актами подтверждали или утверждали действие декретов РСФСР на их территории, такое утверждение называлось регистрацией. Промедление с ней иногда очень сильно осложняло проведение в жизнь конкретных мероприятий.
Со временем государственный аппарат всех республик стал строиться по подобию РСФСР, появились их полномочные представительства в Москве, которые имели право входить от имени своих правительств с представлениями и ходатайствами во ВЦИК, Совет Народных комиссаров (см. СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ) (Совнарком), наркоматы РСФСР, информировать органы власти своей республики о наиболее важных мероприятиях РСФСР, а органы власти последней о состоянии экономики и нуждах своей республики. На территории республик существовал аппарат уполномоченных некоторых наркоматов РСФСР, постепенно были преодолены таможенные барьеры, сняты пограничные посты.
После снятия блокады Антанты (см. АНТАНТА) РСФСР заключила торговые соглашения с Англией, Италией, Норвегией, а Украина - с Австрией, Чехословакией и другими государствами. В марте 1921 совместная делегация РСФСР и Украины заключила договор с Польшей. В январе 1922 итальянское правительство от имени организаторов Генуэзской конференции (см. ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ) из всех республик пригласило к участию в ней лишь РСФСР. В феврале 1922 по инициативе Российской Федерации девять республик подписали протокол, уполномочивший ее представлять и защищать их совместные интересы, заключать и подписывать от их имени договоры с иностранными государствами. Таким образом военный, двухсторонние военно-хозяйственные договоры были дополнены дипломатическим соглашением. Следующим шагом стало оформление политического союза.
Борьба по поводу формы построения нового союза
К середине 1922 существовало уже шесть социалистических республик - Российская, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская. Созданная в мае 1922 для уточнения взаимоотношений РСФСР и Украины комиссия Политбюро ЦК РКП(б) под председательством М. В. Фрунзе (см. ФРУНЗЕ Михаил Васильевич) пришла к выводу о необходимости рассмотрения этого вопроса для всех республик. Необходимость объединения не отрицали лидеры ни одной из республик, споры вызывали его принципы и форма. Доминировали три точки зрения: конфедеративный союз, вхождение других республик в РСФСР на правах автономий, федерация равноправных республик.
Конфедерацию очень быстро отвергли сами республики, ведь изъятие их финансирования из бюджета РСФСР оставляло их без средств к существованию. Проект документа под названием «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками» был подготовлен И. В. Сталиным (см. СТАЛИН Иосиф Виссарионович) и 23-24 сентября 1922 одобрен комиссией ЦК РКП(б), хотя отношение к нему в республиках было неоднозначным, так как республики в соответствии с ним переходили на положение автономий в рамках РСФСР.
Ленин, согласившийся в свое время с унитаризмом в построении РСФСР, на этот раз выступил с критикой плана «автономизации», практически отвергнув его. Он выдвинул и обосновал идею образования союза советских республик Европы и Азии. В конце концов победила точка зрения Ленина, и новый проект был утвержден комиссией на Пленуме ЦК РКП(б) 6 октября 1922 и одобрен партийными и советскими органами республик. Но Сталин и позднее продолжал настаивать на необходимости более централизованного их объединения, что со временем сумел провести в жизнь. Договор об образовании СССР был подписан РСФСР, Украиной, Белоруссией и только что созданной Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республикой (предложение Грузии о раздельном вступлении в СССР закавказских республик не было принято).
30 декабря 1922 в Москве в Большом театре открылся I съезд Советов СССР. На нем присутствовали 1727 делегатов от РСФСР, 364 - от УССР, 91 - от ЗСФСР и 33 - от БССР. Съезд утвердил Декларацию об образовании СССР и Союзный договор об образовании СССР. В Декларации говорилось, что СССР - добровольное объединение равноправных народов, доступ в которое открыт всем советским социалистическим республикам, «как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем». За каждой республикой было закреплено право выхода из союза, хотя за все годы его существования механизм выхода выработан не был. В Договоре определялись основы объединения республик. В отличие от компетенции республик компетенция федерального центра была определена весьма подробно - она насчитывала 22 пункта, что свидетельствовало о векторе на централизацию. Провозглашалось верховенство федеральных законов, регламентировался порядок создания союзных органов, оговаривались способы опротестования их решений и т. п. Утверждение, применение и дополнение союзного Договора подлежали исключительно ведению съезда Советов СССР. Съезд избрал первый ЦИК СССР, президиуму которого было поручено подготовить проекты положений о наркоматах СССР, СНК СССР, ЦИК СССР. Окончательная легитимизация союзного государства была оформлена принятием после серьезных дискуссий на II съезде Советов СССР 31 января 1924 Конституции СССР.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ОБРАЗОВАНИЕ СССР" в других словарях:

    Запрос «Советская история» перенаправляется сюда. См. также статью о фильме «Советская история‎» (2008). История России … Википедия

    Распад Российской империи и образование СССР период российской истории с 1916 по 1923 (иногда по 1924), характеризующийся процессами образования на территории бывшей Российской империи различных государственных образований,… … Википедия

    Великая Октябрьская социалистическая революция 1917. Образование Советского социалистического государства Февральская буржуазно демократическая революция послужила прологом Октябрьской революции. Только социалистическая революция …

    Научно технический потенциал СССР В СССР создан значительный и быстро растущий научно технический потенциал (НТП). Он включает совокупность материальных и духовных ресурсов, определяющих научно технический уровень общественного… … Большая советская энциклопедия

    Запрос «Советская Россия» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Флаг РСФСР Герб РСФСР Девиз: Пролетари … Википедия

Хронология

  • 1921 г., февраль — март Восстание солдатов и матросов в Кронштадте. Забастовки в Петрограде.
  • 1921 г., март Принятие Х съездом РКП (б) решения о переходе к новой экономической политике.
  • 1922 г., декабрь Образование СССР
  • 1924 г., январь Принятие на II Всесоюзном съезде Советов Конституции СССР.
  • 1925 г., декабрь XIV съезд РКП (б). Принятие курса на индустриализацию народного хозяйства СССР.
  • 1927 г., декабрь XV съезд РКП (б). Курс на коллективизацию сельского хозяйства СССР.

Союз Советских Социалистических Республик — , существовавшее с 1922 года по 1991 год в Европе и Азии. Союз ССР занимал 1/6 часть обитаемой суши и был самой крупной по площади страной мира на территории, которую к 1917 году занимала Российская империя без Финляндии, части Польского Царства и некоторых других территорий (земли Карс, сейчас Турция), но с Галицией, Закарпатьем, частью Пруссии, Северной Буковиной, Южным Сахалином и Курилами.

Согласно Конституции 1977 года, СССР провозглашался единым союзным многонациональным и социалистическим государством .

Образование СССР

18 декабря 1922 г. Пленум ЦК принял проект Союзного договора, а 30 декабря 1922 г. был созван I съезд Советов. На съезде Советов с докладом об образовании Союза Советских Социалистических Республик выступил Генеральный секретарь ЦК большевистской партии И.В. Сталин, зачитав текст Декларации и Договора об образовании СССР.

В состав СССР вошли РСФСР, УССР (Украина), БССР (Белоруссия) и ЗСФСР (Грузия, Армения, Азербайджан). Присутствующие на съезде главы делегаций республик подписали Договор и Декларацию. Создание Союза было законодательно оформлено. Делегаты избрали новый состав ЦИК СССР.

Декларация об образовании СССР. Титульный лист

31 января 1924 г. II съезд Советов утвердил Конституцию СССР. Были созданы союзные наркоматы, ведавшие внешней политикой, вопросами обороны, транспорта, связи, планирования. Ведению верховных органов власти подлежали, кроме того, вопросы границ СССР и республик, прием в Союз. В решении остальных вопросов республики были суверенны.

Заседание Совета Национальностей ЦИК СССР. 1927 г.

В течение 1920-1930-х гг. в состав СССР вошли: Казахская ССР, Туркменская ССР, Узбекская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР. Из ЗСФСР (Закавказской Cоветской Федеративной Социалистической Республики) выделились и образовали самостоятельные республики в составе СССР Грузинская ССР, Армянская ССР и Азербайджанская ССР. Молдавская автономная республика, входившая в состав Украины, получила статус союзной.В 1939 г. Западная Украина и Западная Белоруссия были включены в состав УССР и БССР. В 1940 г. в состав СССР вошли Литва, Латвия и Эстония.

Распад Союза Советских Социалистических Республик (СССР), объединявшего 15 республик, произошел в 1991 г.

Образование СССР. Развитие союзного государства (1922-1940 гг.)

Нэп вызвал благоприятные тенденции в развитии страны. В начале проведения этой политики произошло важное событие, которое также способствовало улучшению как внутреннего, так и международного положения страны - образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). СССР был образован 30 декабря 1922 г. За 5 лет власти большевики сначала довели «единую и неделимую» Россию до развала (на ее территории возникли самостоятельные государства), а потом добились объединения советских республик в СССР. Разумеется, это была не вся территория бывшей Российской империи. От России отпали Финляндия, польские территории, Прибалтика (Литва, Латвия, Эстония), Бессарабия (осталась в составе Румынии), были потеряны Западная Украина и Западная Белоруссия, которые в результате советскопольской войны отошли к Польше. Только в 1940 г. была восстановлена территория бывшей Российской империи, за исключением Финляндии и
польских земель.
Быстрый распад Российской империи начался после Февральской революции, необычайно активизировавшей национальноосвободительное движение угнетенных народов. Состояние хаоса, экономической и политической нестабильности использовали националсепаратистские течения, активно поддерживаемые военными противниками России - Германией, АвстроВенгрией, Турцией. К осени 1917 г. Россия находилась на грани распада. Победа Октябрьской революции усилила сепаратистские настроения. За отделение от России стала повсеместно выступать национальная буржуазия даже тех окраин, которая раньше таких планов не строила. Стремление отделиться от России представлялось как спасение от анархии и хаоса, которые захлестнули страну после прихода к власти большевиков. Кстати оказался программный тезис большевистской партии о праве наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, который они сделали законом, подтвердив в таких документах, как «Декларация прав народов России» (ноябрь 1917 г.), «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (январь 1918 г.) и Конституция РСФСР (июль 1918 г.). Используя это право, ряд народов, входивших в состав России, заявили о создании своих независимых государств. Это происходило на тех национальных окраинах, где не успела утвердиться советская власть, или где в ходе борьбы за власть верх взяли национальная буржуазия, умеренные социалисты. Способствовала этому и немецкая оккупация. С приходом немцев советская власть была свергнута там, где она установилась. Советское правительство признало государственную независимость Финляндии (декабрь 1917 г.), право на независимость Польши, отказавшись от договоров о ее разделе (август 1918 г.). После Октябрьской революции на Украине возникла ситуация, когда существовали две столицы, два правительства (советское и Центральной Рады), две армии. Совнарком фактически признал правительство Центральной Рады, также как и советское правительство Украины. 22 января 1918 г. Центральная Рада приняла IV Универсал, который объявлял Украину независимой от России.
В период оккупации кайзеровской Германией Прибалтики, Белоруссии, Украины о своей независимости заявили Литва, Латвия, Эстония. 25 марта 1918 г. на территории Беларуси, занятой немцами, была провозглашена Белорусская Народная Республика, вскоре заявившая об отделении от России, что представлялось спасением от происходящих в ней революционных потрясений и анархии. В мае 1918 г. в Закавказье заявили о независимости Азербайджан, Армения, Грузия. Таким образом, советский выбор не поддержали преимущественно неславянские народы.
После освобождения оккупированных территорий там восстанавливалась советская власть, были провозглашены советские республики: БССР (1 января 1919 г.); в Прибалтике - Литовская, Латвийская, Эстонская (ноябрьдекабрь 1918 г.). В Прибалтике советские республики просуществовали недолго. Территория, контролируемая ими, все сокращалась, и в 1919 г. советская власть пала под ударами внутренних антибольшевистских сил и интервентов и была вновь восстановлена только в 1940 г.
В конце Гражданской войны произошла советизация Закавказья и Средней Азии. В Закавказье возникли советские республики - Азербайджанская ССР (апрель 1920 г.), Армянская
ССР (ноябрь 1920 г.), Грузинская ССР (февраль 1921 г.). 12 марта 1922 г. они объединились в Федеративный союз, 12 декабря 1922 г. - в единое федеративное государство - Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). В Средней Азии были созданы Хорезмская Народная Республика (ХНР), Бухарская Народная Республика (БНР), Киргизская (Казахская) АССР (1920), Туркестанская АССР (апрель 1918 г.). Обе автономные республики входили в состав РСФСР.
Как заметил английский историк Э. Карр, в конце 1920 г. территорию былой России можно было подразделить на три категории:
1) территории, на которые власть Москвы не распространя
лась (Польша, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва признаны
независимыми; Бессарабия захвачена Румынией, полоска терри
тории Закавказья (Батум, Каре, Ардаган) по условиям Брестско
го мира отдана Турции. Это подтолкнуло отделение Закавказья:
25 апреля 1918 г. была провозглашена Закавказская республи
ка. Спустя месяц, вследствие национальных раздоров, она рас
палась на 3 независимых государства, каждое из которых
возглавляли националистические партии: в Грузии - меньше
вики, в Армении - дашнаки, в Азербайджане - мусаватисты.
В 1920 г. прокоммунистические силы с помощью" Красной
Армии свергли их власть, установив советский строй. В 1918 г.
заявила об отделении от России далекая Тува (Урянхайский
край);
2) РСФСР, в состав которой к тому времени входило 20 автономных единиц (республик и областей), составляющая 92% территории и 70% населения;
3) 8 отдельных государств, номинальная независимость которых была действительна в разной степени. Это УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, Дальневосточная Республика (ДВР), Хорезмская Народная Республика (ХНР), Бухарская Народная Республика (БНР).
К распаду России как унитарного государства разные силы относились неодинаково. Представители белого движения проливали слезы по «единой и неделимой», западные политики с Удовольствием наблюдали за распадом России, большевики заявляли, что с точки зрения пролетариата это не страшно. Пусть Россия будет союзом равноправных республик. Надежды на мировую революцию делали вопрос о границах несущественным.
По национальногосударственному вопросу программа большевиков, принятая в 1903 г., включала тезис о праве наций на самоопределение вплоть до отделения. Однако будущую Россию они хотели сохранить как унитарное государство, допуская возможность в его пределах областной автономии. Под влиянием бурного развития национальноосвободительного движения незадолго до Октябрьской революции В.И. Ленин высказался за федеративное устройство России. Сразу после Октябрьского переворота Советская Россия представляла собой унитарное государство, разделенное только в административном отношении на губернии. Советская власть предоставила народам России право на самоопределение вплоть до отделения, рассчитывая, что если народы не будут насильно удерживаться в одном государстве, то они сами не захотят отделяться. Была надежда, что трудящиеся массы окраин не позволят отделиться от Советской России, где утвердилась диктатура пролетариата и осуществляются социальноэкономические преобразования в их интересах. Но, как видим, эти расчеты оказались несостоятельными.
Взаимоотношения существующих и возникавших советских независимых республик до образования СССР прошли ряд этапов, ставших своего рода ступеньками к объединению. Вначале это была взаимопомощь в установлении и защите советской власти (отправка вооруженных отрядов и т.д.). Фактически это был политический союз. Все республики объединяло то, что в них существовала советская государственная система; республиканские компартии были частью одной партии - РКП(б), входили в ее состав на правах областных организаций. В годы Гражданской войны сложился военнополитический союз. Он был оформлен 1 июня 1919 г. декретом ВЦИК «Об объединении советских республик: России, Украины, Литвы, Латвии и Белоруссии для борьбы с империализмом». 5 республик объединяли 5 ведущих ведомств: военную организацию и военное командование, совнархозы, железнодорожное управление и хозяйство, финансы, комис»а. в остальном они были самостоятельными. Дек-"пп. а объединение республик напо«линение военных сил °«с над говоров. В 19201921 гг. была заключена серия таких договоров РСФСР с республиками. Складывалась договорная федерация. Через сложную систему двусторонних договоров республики прикреплялись к РСФСР, сужалась сфера их компетенции. Следующий шаг к более тесному единству - дипломатический союз республик. Он возник в связи с подготовкой к участию в Генуэзской конференции. 22 февраля 1922 г. было подписано соглашение о передаче РСФСР представительства советских республик на экономической конференции в Генуе. Однако соглашение о дипломатическом единстве касалось только Генуэзской и Гаагской конференций, не устанавливая общего правила. В каждом новом случае требовалось вновь заключать соглашение между республиками.
Таким образом, взаимоотношения республик в 19181922 гг. носили поступательный характер и облегчали дальнейшее объединение. Этому содействовало и развитие двух основных форм федерации:
1) на основе автономии в пределах РСФСР [в конце 1922 г. в РСФСР имелось 10 автономных республик (политическая автономия) и 11 автономных областей (административная автономия)];
2) договорная - на основе договоров РСФСР с формально суверенными советскими республиками.
Однако чем дальше, тем больше обнаруживалось несовершенство и недостаточность договорной федерации. Статус независимых республик порождал постоянные осложнения и трудности для центра, возникали недоразумения, взаимные претензии. Между тем мирное строительство требовало укрепления экономических связей. План ГОЭЛРО (декабрь 1920 г.) был разработан для всех республик как единого целого. В 1922 г. были объединены управления железнодорожного и водногс транспорта, вводился единый бюджет. При этом чиновники I Москве не всегда считались с «независимостью» республик, республик также были свои амбиции. «Независимость» республик мешала развитию планового начала, остро встал вопрос о единстве законности в связи с кодификацией законов 1922-1923 гг., осуществлением монополии внешней торгов (тем более что была снята экономическая блокада). Постояг приходилось создавать комиссии по партийной линии, чтс разрешать возникающие недоразумения. Жизнь требовала ""ппвания отношений между республиками, поиска ■"«ия. Завершающая фаза объединения
публик началась с лета 1922 г. Поначалу (в мае 1922 г.) была создана комиссия во главе с М.В. Фрунзе для уточнения федеративных взаимоотношений между РСФСР и УССР в связи с жалобами Украины на ущемление ее суверенных прав отдельными наркоматами РСФСР. Отношения были урегулированы. Однако это не решало проблемы. Возникали все новые и новые трудности. Политбюро ЦК РКП(б) 10 августа 1922 г. принимает решение создать комиссию с целью подготовки к очередному пленуму ЦК проекта предложения о дальнейшем сближении республик.

Объединение республик диктовалось внутренними (политическими и экономическими) и внешнеполитическими причинами. Оно было необходимо прежде всего для того, чтобы сохранить советскую власть, обеспечить совместное выживание созданных политических режимов. С экономической точки зрения оно позволяло быстрее преодолеть разруху, отсталость страны, улучшить условия жизни народов, вести хозяйство по единому плану, эффективнее использовать разделение труда и т. д. Более тесное сплочение республик требовалось для совместной борьбы с врагами революции, обеспечения независимости страны, отстаивания ее интересов на международной арене в экономической и политической сфере: другие страны не преминули бы воспользоваться оплошностью отдельных республик. Такие примеры уже были в Закавказье.
Для объединения народов существовали объективные условия - исторические, экономические, политические, культурные. Прежде всего, ранее они жили в одном государстве. С момента вхождения народов в Россию между ними возникала общность исторических судеб, происходили миграции, перемешивание населения, складывалась единая хозяйственная система страны, основанная на разделении труда между территориями, создавалась общая транспортная сеть, почтовотелеграфная связь, формировался общероссийский рынок, развивались культурные, языковые и другие контакты. Образование СССР не следует считать только результатом политики Москвы. Оно опиралось на значительную поддержку на местах. Этому способствовала экономическая помощь РСФСР окраинным республикам. Российская Федерация помогла Украине возродить Донбасс, предоставила 20 млрд рублей на восстановление промышленности Белоруссии. В Закавказье было вывезено несколько текстильных фабрик и типографий.
При помощи РСФСР в 1921 г. был открыт нефтепровод Баку - Тбилиси, в Грузии строилась гидроэлектростанция. Объединение республик облегчалось тем, что в них была советская система, власть принадлежала коммунистической партии, руководство которой находилось в Москве. Кроме того, республики уже прошли путь от военнополитического союза к хозяйственному и дипломатическому, ощущали недостаточность договорной федерации.
Имелись, безусловно, факторы, которые создавали помехи и трудности интеграционным процессам, порождали центробежные, сепаратистские тенденции. Сюда следует отнести русификаторскую политику прежнего режима, проявления великорусского шовинизма в деятельности некоторых ведомств РСФСР, местный национализм и национальную замкнутость, различный уровень экономики и культуры и т. д.
В каждой республике центростремительные и центробежные тенденции проявлялись в разной степени. Оказывали влияние такие факторы: длительность совместного проживания в одном государстве, численность нации, наличие или отсутствие в прошлом своей государственности и др.
Состав комиссии по вопросу «О взаимоотношении РСФСР и независимых республик» был утвержден Оргбюро ЦК 11 августа 1922 г. В комиссию вошли В.В. Куйбышев (председатель), И.В. Сталин, Г.К. Орджоникидзе, Х.Г. Раковский, Г.Я. Сокольников и представители национальных республик, в том числе от БССР А.Г. Червяков. 2324 сентября был принят подготовленный И.В. Сталиным проект, известный как «план автономизации». Суть его состояла в том, что единым союзным государством провозглашалась Советская Россия, в состав которой на правах автономий должны были войти Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия. Высшими органами управления и власти должны были стать ВЦИК и СНК РСФСР. Проект был разослан в ЦК компартий союзных республик для обсуждения и фактически не был поддержан. Его одобрили ЦК компартий Азербайджана и Армении, ЦК КП(б) Белоруссии высказался за сохранение прежних (то есть Договорных) отношений, ЦК КП Украины не обсуждал проект, но председатель СНК УССР Х.Г. Раковский относился к нему отрицательно, а секретарь ЦК КПУ Д.З. Мануильский поддержал точку зрения И.В. Сталина. ЦК компартии Грузии однозначно отверг проект, заявив, что объединение в форме автономизации независимых республик преждевременно; объединение хозяйственных усилий и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости.
25 сентября 1922 г. в Горки В.И. Ленину (он был болен) переслали первоначальный проект комиссии, материалы обсуждения в ЦК республик и материалы резолюции Оргбюро ЦК от 2324 сентября, на котором был принят проект И.В. Сталина.
Ознакомившись с документами, В.И. Ленин после трехчасовой беседы с И.В. Сталиным 26 сентября 1922 г. в письме Л.Б. Каменеву, для членов Политбюро ЦК РКП(б) решительно высказался против идеи автономизации самостоятельных национальных советских республик, выдвинув идею создания союза равноправных советских республик, а также общесоюзных органов, стоящих над РСФСР в той же мере, что и над другими республиками. «...Мы признаем себя равноправными, - писал В.И. Ленин, - с Украинской ССР и др. и вместе с ними входим в новый союз, новую федерацию, Союз Советских Республик Европы и Азии» (чуть позже было принято название «СССР»). Затею с автономизацией В.И. Ленин считал крайне опасной, политически ошибочной. Государство на ее основе напоминало бы Российскую империю. Поэтому он предложил создать добровольный союз суверенных и равноправных республик с сохранением необходимых «атрибутов их независимости». Идеи и предложения В.И. Ленина были одобрены Пленумом ЦК РКП(б), который состоялся 6 октября 1922 г.
Выдвигая идею автономизации, И.В. Сталин учитывал наличие централистского крыла в партии в 19211922 гг., которое выступало против изоляционистских и сепаратистских тенденций во взаимоотношениях РСФСР и других советских республик. Сепаратистские настроения среди националкоммунистов усиливались. Это, в свою очередь, вело к укреплению позиций централистов в партии. Идею объединения республик на правах автономий в составе РСФСР помимо И.В. Сталина отстаивали В.М. Молотов, Г.К. Орджоникидзе, Г.Я. Сокольников, Г.В. Чичерин и др. Она имела немало сторонников в среде государственного аппарата всех уровней, коммунистов окраин. Конфликтные моменты при подготовке создания единого государства свидетельствовали о непростом раскладе сил в партии, необходимости чрезвычайной осторожности и деликатности при решении этого вопроса. Однако они не были проявлены. Доказательством служит так называемый «грузинский инцидент», когда групповая борьба со взаимными личными оскорблениями привела к тому, что глава Заккрайкома Г.К. Орджоникидзе ударил одного из своих оппонентов. Ярость Г.К. Орджоникидзе вызвало то, что партийные руководители Грузии заявили о коллективной отставке изза несогласия, чтобы Грузия входила в единое государство в составе ЗСФСР. «Грузинское дело» и ход его урегулирования комиссией во главе с Ф.Э. Дзержинским вызвали большую озабоченность больного В.И. Ленина. На декабрь 1922 г. - март 1923 г. приходятся его последние диктовки писем и статей, в том числе касающихся этого вопроса.
После преодоления многих трудностей формальное провозглашение СССР прошло без осложнений. 30 декабря 1922 г. в Москве состоялся I съезд Советов СССР. Это был съезд полномочных представителей 4х объединяющихся республик - РСФСР, Украины, Беларуси, ЗСФСР. На нем было провозглашено образование СССР с принятием Декларации и Договора. В Декларации излагались причины и принципы объединения, как и в Конституции СССР, ставилась конечная цель - «объединение трудящихся всех стран в мировой союз советских республик» (сказывалась приверженность концепции мировой революции). В Договоре определялись условия, на которых создавалось новое союзное государство, взаимоотношения между республиками. Союзное государство учреждалось как федерация суверенных советских республик с сохранением права свободного выхода и открытым доступом в нее. Однако о механизме выхода ничего не говорилось. Съезд избрал высший орган власти нового государства в период между съездами Советов СССР - ЦИК СССР и 4х его председателей: М.И. Калинина - от РСФСР, Г.И. Петровского - от УССР, Н.Н. Нариманова - от ЗСФСР, Л.Г. Червякова - от БССР (они должны были председательствовать поочередно). СССР представлял собой союзную федерацию.
Вскоре после образования СССР ЦИК избрал комиссию для подготовки Конституции СССР, председателем которой стал М.И. Калинин. Пленум ЦК РКП(б) (июнь.1923 г.) одобрил проект Конституции. 6 июля 1923 г. II сессия ЦИК СССР - высший орган власти между съездами советов - утвердила Конституцию СССР и постановила немедленно ввести ее в действие. День введения Конституции в действие (6 июля) был объявлен праздничным. Острые дискуссии между централистами и сепаратистами имели место при разработке Конституции, на XII съезде партии при обсуждении советов В.И. Ленина о возможности реформирования СССР в сторону расши
рения прав объединявшихся республик, высказанных им в статье «К вопросу о национальностях или об автономизации». Важнейший результат работы II сессии ЦИК СССР - образование правительства Союза ССР - СНК во главе с В.И. Лениным.
Конституция была официально утверждена 31 января 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов. Ее основу составляли Декларация и Договор об образовании СССР. В Конституции определялись вопросы, которые находились в ведении общесоюзных органов власти. К ним относились: внешняя политика, объявление войны, заключение мира, границы СССР и союзных республик, прием в СССР, вооруженные силы, пути сообщения, связь, планирование народного хозяйства. В остальном республики считались самостоятельными. Однако права союзных республик были формальными. Все основные решения принимались в центре. Республиканским властям отводилась роль исполнителей указаний центра.
Высшим органом власти по Конституции являлся Всесоюзный съезд Советов, который собирался один раз в год. В промежутках между съездами высшую власть осуществлял ЦИК СССР, состоящий из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Совет Союза выбирали на съезде Советов СССР из представителей республик, пропорционально населению каждой из них, а Совет Национальностей создавался из представителей союзных и автономных республик по пять от каждой и по одному - от автономной области. Закон имел силу, если он принимался обеими палатами. ЦИК СССР собирался 3 раза в год. Постоянно действующим органом стал Президиум ЦИК. Двухпалатное устройство высшего органа власти должно было обеспечить не только интересы всей страны, но и специфические национальные интересы республик. Верховным исполнительным и распорядительным органом власти являлось советское правительство - Совет народных комиссаров. После смерти В.И. Ленина (январь 1924 г.) его председателем стал А.И. Рыков (до декабря 1929 г.).
Выборы делегатов на Всесоюзный съезд Советов проходили на основе избирательного права, установленного Конституцией РСФСР 1918 г., то есть были не всеобщими, не равными, многоступенчатыми.
В 19241925 гг. были приняты конституции союзных республик. Они повторяли основные положения Союзной Конституции.
факты свидетельствуют, что во всех мероприятиях, связанных с образованием СССР, большую роль играли партийные функционеры. Они действовали с помощью интриг, закулисных маневров. Роль самих представительных органов сводилась к одобрению выработанных партией решений.
В день провозглашения СССР вышла статья В.И. Ленина «К вопросу о национальностях или об автономизации». В ней ощущалось недовольство В.И. Ленина всем ходом событий, связанных с образованием СССР, была сделана попытка разобраться с проявлениями великодержавного шовинизма, дан ряд предложений по налаживанию отношений республик в составе СССР. В этом смысле создание СССР можно рассматривать как определенную перспективу в развитии национальных отношений. Сразу после образования СССР руководство страны было озабочено тем, как наладить совместную жизнь народов «под одной крышей». С 1923 года проводилась политика коренизации. В ней было два аспекта: первый - коренизация руководящего аппарата путем вовлечения в него национальных кадров, их ускоренной подготовки. Так создавались местные элиты. Второй аспект коренизации - культурный: забота о развитии национального языка, строительство национальных школ, создание национальной литературы, искусства и т. д. Государство много помогало отсталым в прошлом народам в выравнивании экономического, социального, культурного уровня.
Важное мероприятие, проведенное в 19241925 гг., - национальногосударственное размежевание Средней Азии. В результате в 1925 г. образовались Узбекская и Туркменская союзные республики, в 1929 г. - Таджикская, в 1936 г. - Киргизская, Казахская. Национальногосударственное размежевание вело к укреплению стабильности в регионе. Однако национальная «чересполосица», несовпадение государственных границ с этническими, недостаточный учет мнения местного населения, поспешность при решении территориальных вопросов закладывали основу для будущих межнациональных конфликтов, которые с особой силой проявились в период распада союзного государства.
Дважды, в 1924 и 1926 гг., проводились укрупнения БССР. В результате территория республики увеличилась почти в 2,5 раза, а население в 3 раза. В 1924 г. была образована Молдавская АССР в составе УССР, развивались автономные образования в составе РСФСР, других республик.
Образование СССР, создав более широкие возможности для индустриального и культурного развития окраин, роста национального самосознания народов, складывания национальных элит, вместе с тем тормозило объективный процесс создания суверенных государств на территории бывшей Российской империи. СССР, провозглашенный как союзная федерация, быстро стал приобретать черты унитарного государства. Его развитие шло не по пути расширения прав союзных республик, а по пути их автономизации. Идеи интернационализма использовались для восстановления России как «единой и неделимой» державы, лидеры которой постепенно вернулись к геополитическим интересам царской России, к имперской, национальнодержавной концепции во внешней и внутренней политике.

Империя Романовых длительное время оставалась приверженной консервативным дворянским традициям и монархическому абсолютизму. Запоздалая ликвидация крепостного права, сохранение широкого сектора с отсутствие в обществе, как было в Европе и США, - все это приводило к росту массового недовольства.

Причины образования СССР. Кратко

Безусловно, попытки разрешить весь комплекс проблем были. Например, деятельность Петра Столыпина, особенно важная в своей аграрной части (попытка создания множества мелких крестьянских хозяйств, ориентированных на рынок). Однако эта реформа фактически была свернута со смертью инициатора. Игнорирование проблем привело к падению царского правительства в феврале 1917 года. Однако и правительство Керенского не смогло справиться с ситуацией и уладить радикальные настроения. В разразившейся гражданской войне большевистская партия, несмотря на всю ее противоречивость, стала наиболее привлекательной. Да и наиболее прогрессивной для эпохи в своих устремлениях. Образование СССР, кратко говоря, стало результатом последовательного развития социалистических настроений и кризиса монархической системы. была фактически завершена в 1922 году, когда были полностью заняты Украина, Сибирь, Белоруссия и другие

территории.

Краткое содержание Конституции

Формальное Советов произошло 29 декабря 1922 года, когда был подписан договор республик об образовании Союза. А уже на следующий день договор был ратифицирован Всесоюзным съездом Советов. Первая Конституция была выработана лишь в 1924 году. Она заложила основы функционирования государства в его первый период. Вторая Конституция была принята в 1936 году. Конституция 1924 года устанавливала единое гражданство по всей стране, регулировала отношения в системе власти, где высшим органом был объявлен Съезд Советов, предписывала процесс выхода республик из Союза.

Образование СССР: кратко о положении в партии

Помимо обсуждаемого события, в эти годы случилось другое, также весьма важное. В мае 1922 года тяжело заболел Владимир Ленин, после чего он фактически устранился от управления государством. А в январе 1924 года он умер. Смерть всеми признанного лидера логично вызвала вопросы о сменщике. Середина и вторая половина 1920-х годов отмечена бурными дискуссиями в партийном аппарате относительно дальнейшего курса страны, а также первыми гонениями. Сперва в мягкой форме, но приведшими к глобальной чистке по всей стране в 1930-х.

Образование СССР: кратко о значении

Непосредственно для страны важным фактом было окончание гражданской войны,

которое позволило направить все силы на восстановление народного хозяйства, ликвидацию ее последствий и возвращение жизни в мирное русло. Однако создание первого в мире государства, во главе которого стояли социалисты, имело существенно более глобальные и долгосрочные последствия. Были среди них и отрицательные, ставшие результатом сложности практического воплощения коммунистических идей в жизнь. Стремление обеспечить высокие темпы государственного роста, стабильность, всеобщее благосостояние и быстрое решение всех социальных проблем часто приводило советское руководство к волюнтаристским методам (ведь рыночные законы не признавались и не учитывались) и плачевным результатам. Таким, как массовые репрессии, голод ради выполнения плана хлебозаготовок, бесплодные и небезызвестные глобальные эпопеи хрущевской эпохи, брежневский застой, вызванный неповоротливостью командно-административной системы, и так далее. Однако никак не меньше это государство дало и положительных плодов собственному народу и всему миру. Несмотря на противоречивость 1930-х годов, тогда были достигнуты беспрецедентные во всей человеческой истории темпы роста государственных показателей. Малые народы Союза, несмотря на сегодняшние националистические оценки, получили ощутимый вклад в развитие своих экономик и промышленных структур.

Да и западный мир преобразился под влиянием коммунистических идей, которые олицетворял собой Союз. Так, после революций в России и в Германии была образована Уже в 1919 году решением ее съезда по всей Западной Европе и Америке был установлен восьмичасовой рабочий день. Образование СССР, кратко говоря, привело к воодушевлению рабочего движения по всему миру, под давлением которого правительства неоднократно повышали социальные стандарты и заботились о социальной защищенности. Ведь судьба империи Романовых красноречиво демонстрировала, к чему может привести игнорирование народных интересов.