Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Верховный совет ссср 12 созыва. Верховный совет ссср. высший представительный и законодательный орган государственной власти

Верховный совет ссср 12 созыва. Верховный совет ссср. высший представительный и законодательный орган государственной власти

В НАШЕЙ СТРАНЕ все шире развертывается избирательная кампания по выборам нового состава высшего органа государственной власти. В связи с этим важным событием в редакцию поступают письма с просьбой рассказать о работе Верховного Совета СССР. Ответить на вопросы читателей наш корреспондент попросил Председателя Совета Национальностей Верховного Совета СССР В. П. РУБЕНА.

КОРР: Виталий Петрович! В буржуазной прессе участились нападки наших идейных противников на советские органы власти. Пишут, например, что у Верховного Совета СССР, за исключением нескольких дней в году, сплошные "парламентские каникулы", о том, что его депутатам не хватает "профессиональной квалификации", поскольку в Совете они работают-де эпизодически.

РУБЕН: О какой работе и каком профессионализме идет речь? Да, по постоянной своей специальности депутаты Верховного Совета СССР - это рабочие и колхозники (их свыше 50 процентов). Это инженеры, врачи, педагоги, деятели культуры, хозяйственные и политические руководители, - словом, представители всех специальностей во всех сферах жизни. Что же тут плохого? Ведь именно поэтому любой вопрос в Верховном Совете рассматривается в присутствии и при живом участии людей, чьи знания, авторитет, опыт в той или иной области пользуются всенародным признанием. Нашим депутатам - представителям трудового народа - дорого все, чем живет страна. Они кровно заинтересованы в том, чтобы каждому советскому человеку жилось лучше. С этих позиций они и подходят к решению своих депутатских обязанностей. Для сравнения вспомним, что в конгрессе США нет ни одного рабочего, рядового фермера. А высшую палату парламента - сенат - американцы сами называют "клубом миллионеров". Таким представителям, естественно, дела нет до забот простого человека.

Что же касается "эпизодичности", то и тут "критики" не в ладах с действительностью.

Да, сессии нашего высшего органа власти собираются дважды в год. На них рассматриваются и утверждаются государственные планы экономического и социального развития, Государственный бюджет СССР, принимаются законы. Однако и между сессиями кремлевские залы не пустуют. Здесь работает Президиум Верховного Совета СССР, являющийся его постоянно действующим органом. Президиум регулярно собирается на свои заседания (обычно 6 - 7 раз в год).

Непрерывность в работе Верховного Совета СССР обеспечивается также избираемыми из числа депутатов постоянными комиссиями Совета Союза и Совета Национальностей. В соответствии с Конституцией СССР они создаются для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета СССР, а также для содействия проведению в жизнь законов СССР и иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и организаций. В отличие от подобных комиссий в буржуазных парламентах, которые собираются от случая к случаю, комиссии Верховного Совета СССР работают регулярно. Растет число комиссий и количество депутатов в них. Так, если во всех комиссиях Верховного Совета СССР первого созыва было 89 депутатов, то сейчас в палатах Верховного Совета СССР созданы 34 постоянные комиссии, в которых работают 1210 депутатов.

Большую работу по предварительному рассмотрению государственных планов развития народного хозяйства страны и бюджета, по подготовке заключений по ним проводят по поручению Президиума Верховного Совета СССР, например, планово-бюджетные и другие постоянные комиссии палат Верховного Совета СССР. Так, для рассмотрения Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1981 - 1985 годы, Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1982 год было образовано 17 подготовительных комиссий, в которых работало свыше 230 депутатов и 200 специалистов от министерств и ведомств. Результаты работы подготовительных комиссий были рассмотрены на пленарных заседаниях планово-бюджетных и других комиссий, в работе которых участвовали 1000 депутатов.

Это лишь один из многих примеров, так что упрекать Верховный Совет СССР в бездеятельности нет никаких оснований.

КОРР: Расскажите, пожалуйста, подробнее о работе Верховного Совета СССР десятого созыва.

РУБЕН: Минувший период после избрания нынешнего состава высшего органа власти (4 марта 1979 г.), как это было отмечено XXVI съездом КПСС, характеризуется возрастанием роли Советов народных депутатов в осуществлении государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, усилением их контроля за проведением в жизнь законов, за работой подотчетных органов.

В современных условиях, как указал товарищ Ю. В. Андропов, возрастает роль представительных органов в осуществлении главнейшей хозяйственно- организаторской функции социалистического государства. Верховный Совет СССР десятого созыва рассматривал и утверждал государственные планы экономического и социального развития на одиннадцатую пятилетку и годовые планы, госбюджет СССР, заслушал отчеты Правительства СССР, отчеты о выполнении государственных планов и исполнении бюджета. В Верховном Совете СССР, его Президиуме, постоянных комиссиях палат был обсужден ряд важных, узловых проблем народного хозяйства, в том числе вопросы концентрации капитальных вложений на пусковых и важнейших стройках, выполнения государственных планов, заданий по внедрению в производство достижений науки и техники, о выполнении государственных плановых заданий по подготовке кадров квалифицированных рабочих для сельскохозяйственного производства и их закреплению на селе, а также ряд других проблем.

Задачи огромной исторической важности были поставлены перед Советами народных депутатов решениями майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, одобрившего Продовольственную программу на период до 1990 года. В этой связи Президиум Верховного Совета СССР изучил опыт создания районных агропромышленных объединений в Грузинской ССР и Латвийской ССР, рассмотрел вопрос о работе Советов Белорусской ССР по реализации Продовольственной программы.

Сегодня в практической деятельности Советов первостепенное значение приобретают хорошо поставленное планирование работы, умелая организация труда и управления, четко организованный контроль за подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Именно в этом аспекте Президиум Верховного Совета СССР анализировал работу Советов народных депутатов Украинской ССР по контролю за деятельностью подотчетных органов, Советов Азербайджанской ССР - по выполнению требований законодательства об укреплении трудовой дисциплины и обеспечении рационального использования трудовых ресурсов.

В центре внимания Верховного Совета СССР постоянно находятся вопросы повышения благосостояния советских людей, улучшения условий труда, быта, отдыха, медицинского обслуживания и охраны здоровья трудящихся.

Расширяются масштабы строительства детских дошкольных лечебно- профилактических и оздоровительных учреждений. Совершенствуются сфера обслуживания и торговля, служба быта. Дальнейшее развитие получили народное образование, подготовка квалифицированных кадров.

Верховный Совет СССР сосредоточивает внимание на улучшении жилищных условий советских людей, справедливом распределении жилья под общественным контролем, обеспечении сохранности жилищного фонда, принимает решения по другим важным для страны вопросам.

Осуществляя контроль за использованием законов, Президиум Верховного Совета СССР обсуждал на своих заседаниях деятельность Советов народных депутатов Молдавской ССР, Туркменской ССР, Новосибирской области по соблюдению требований жилищного законодательства, осуществлению планов жилищного строительства.

Особое место в деятельности Верховного Совета СССР занимали проблемы, связанные с улучшением условий труда и быта женщин, заботой о детях, молодежи. По этим вопросам принято постановление о работе Советов народных депутатов Литовской ССР, Узбекской ССР, Башкирской АССР и Омской области.

Важное значение имеют принятые по инициативе ЦК КПСС Указы Президиума Верховного Совета СССР, в соответствии с которыми заметно улучшилось пенсионное обеспечение и социальное страхование трудящихся. Введена надбавка к пенсии за работу после достижения пенсионного возраста. С 10 до 20 проц. увеличен размер надбавки к пенсии по старости за непрерывный стаж работы на одном предприятии, в учреждении, организации.

Улучшено пенсионное обеспечение инвалидов Великой Отечественной войны и семей военнослужащих, погибших на фронте, повышены пенсии инвалидам войны I, II и III групп.

Значительно расширена государственная помощь семьям, имеющим детей. Увеличены размер и продолжительность выплаты пособий одиноким матерям.

КОРР: В последние годы было принято немало законодательных актов. Расскажите, пожалуйста, о наиболее важных из них.

РУБЕН: Как известно, постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 12 декабря 1977 года утвержден "План организации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией СССР", рассчитанный на 1978 - 1982 годы.

Большинство намечаемых планом заданий по разработке новых законодательных актов и внесению изменений и дополнений в действующее законодательство выполнено. Во исполнение плана принято 20 новых законодательных актов, в том числе 10 законов, прямо названных в Конституции СССР (Закон о выборах в Верховный Совет, Регламент Верховного Совета СССР, Закон о Совете Министров СССР, Закон о прокуратуре СССР, Закон о государственном арбитраже и др.).

Более чем 30 действующих законодательных актов приведено в соответствие с Конституцией СССР. Издается Свод законов СССР.

Законодательный процесс в СССР гарантирует воплощение в законах подлинной воли советского народа. В период десятого созыва ряд законопроектов передавался на обсуждение общественности.

Пример тому - Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик. Проект Основ был опубликован в центральной, республиканской печати для обсуждения общественностью. По проекту поступило более 20 тысяч предложений и замечаний. Все предложения были обобщены и тщательно рассмотрены в постоянных комиссиях палат, а многие из них учтены и вошли в принятый закон.

В период деятельности Верховного Совета СССР десятого созыва на всенародное обсуждение передавались также и другие законопроекты, например, Закон о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. В целом по проекту поступило почти 130 тысяч предложений и замечаний.

КОРР: А какова деятельность Верховного Совета СССР в вопросах внешней политики?

РУБЕН: Международным проблемам высший орган государственной власти уделяет большое и постоянное внимание.

В Обращении Верховного Совета СССР к парламентам и народам мира, принятом па пятой сессии, в Обращении к парламентам, правительствам, политическим партиям и народам мира, принятом на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, посвященном 60-летию образования СССР твердо, ясно и последовательно звучал на весь мир голос нашей партии и государства, с новой силой подтвердивший, что наш идеал, наша неизменная цель и постоянная забота - это всеобщий мир, дружба и сотрудничество между народами.

В постановлении "О международном положении и внешней политике Советского Союза", принятом по докладу члена Политбюро ЦК КПСС, первого заместителя Председателя Совета Министров СССР, министра иностранных дел СССР товарища Громыко А. А. на восьмой сессии Верховного Совета СССР содержатся новые конструктивные предложения СССР, направленные на сокращение гонки вооружений, обеспечение мира на нашей планете.

Текст постановления был официально направлен руководителям парламентов стран, с которыми СССР имеет дипломатические отношения, председателям Комиссий по иностранным делам парламентов.

На девятой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва в декабре 1983 года в принятом постановлении "О международном положении и внешней политике Советского государства" Верховный Совет СССР постановил: целиком и полностью одобрить Заявления Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Ю. В. Андропова от 28 сентября и 24 ноября 1983 года, в которых дана глубокая и всесторонняя оценка причин, вызвавших нынешнее осложнение международного положения, подтверждена неизменная линия Советского Союза на сохранение и упрочение мира, обуздание гонки вооружений, расширение и углубление сотрудничества между государствами.

Несмотря на непрекращающиеся попытки противников разрядки помешать развитию парламентских связей с Советским Союзом, география парламентских контактов расширилась.

Всего в 1979 - 1983 гг. делегации высшего органа государственной власти СССР посетили 49 зарубежных государств. Пребывание советских парламентариев за рубежом активно использовалось для распространения правдивой информации о Советском Союзе, разъяснения его миролюбивой внешней политики, новых практических шагов и инициатив, направленных на сохранение всеобщего мира, предотвращение ядерной катастрофы.

За этот же период 54 делегации зарубежных парламентов посетили СССР с официальными визитами.

Таков лишь краткий перечень дел, которыми постоянно заняты Верховный Совет СССР, его Президиум, разные комиссии. Но и сказанного достаточно, чтобы убедиться в предвзятости и лживости буржуазных пропагандистов, пытающихся по своим меркам судить о деятельности высшего органа государственной власти СССР.

в 1937-1988 гг. высший орган государственной власти Советского Союза. Согласно конституции СССР 1936 г. Верховный Совет избирался на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Конституция СССР 1977 г. увеличила срок легислатуры очередного созыва до 5 лет. В. С. состоял из равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Законодательная деятельность Верховного Совета осуществлялась в двух формах: непосредственно путем принятия законов и путем утверждения указов Президиума Верховного Совета, изданных в период между, как правило, двумя непродолжительными сессиями. Голосование законов производилось раздельно по палатам. Закон считался утвержденным, если за его принятие в каждой из палат подавалось простое большинство голосов; для внесения изменений в Конституцию требовалось квалифицированное большинство в каждой палате. Законом «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного законаСССР», принятым 1 декабря 1988 г., учреждалась двухзвенная структура органов законодательной власти - Съезд народных депутатов СССР и двухпалатный Верховный Совет СССР. В рамках новой структуры Верховный Совет получил статус постоянно действовавшего законодательного, распорядительного и контрольного органа государственной власти. Существенное увеличение продолжительности сессий до 3-4 месяцев приближало деятельность Верховного Совета к практике западных представительных учреждений. Однако способ формирования (члены его избирались Съездом народных депутатов), его подотчетность Съезду, принцип ответственности депутатов перед избирателями (включая право отзывапридавали сравнениям Верховного Совета с парламентом сугубо формальный характер. Введение поста Президента СССР в марте 1990 г. существенно ограничило права Верховного Совета по контролю за соблюдением Конституции СССР и лишило его распорядительной функции.

Отличное определение

Неполное определение ↓

высший орган государственной власти Союза Советских Социалистических Республик, представительный орган советского народа, избираемый гражданами СССР сроком на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В. С. СССР – подлинный представитель всего советского народа, обладающий всей полнотой государственной власти в социалистическом государстве (см.). В выборах депутатов в В. С. СССР имеют право участвовать все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав. Депутатом В. С. СССР может быть избран каждый гражданин Советского Союза, достигший 23 лет.

В. С. СССР осуществляет все права, присвоенные СССР согласно ст. 14 Конституции, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных В. С. СССР органов СССР: Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР (см.) и министерств СССР. В. С. СССР разрешает важнейшие вопросы государственной жизни СССР, в частности вопросы войны и мира, утверждает единый государственный бюджет и народнохозяйственные планы, разрешает вопросы о принятии в состав Союза новых республик, утверждает, с согласия союзных республик, изменения границ между ними, образование новых краев, областей, а также новых автономных республик и т. д.

Законодательная власть СССР осуществляется исключительно В. С. СССР. Этим обеспечивается подлинное его верховенство и стабильность советского законодательства. Издание законов только представительным органом советского народа свидетельствует о подлинном демократизме Советского государства, о том, что закон в СССР является действительным выражением воли народа.

В. С. СССР располагает неограниченным правом контроля над деятельностью органов гос. власти и управления. Это находит свое выражение, во-первых, в том, что депутаты В. С. СССР пользуются правом запроса (см. Запрос депутата Верховного Совета) как в отношении Правительства в целом, так и в отношении отдельных членов Правительства. Правительство СССР или Министр СССР, к которым обращен запрос депутата В. С. СССР, обязаны не более чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ в соответствующей палате. Во-вторых, В. С. СССР может, когда сочтет необходимым, по любому вопросу назначать следственные и ревизионные комиссии. Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и предоставлять им необходимые материалы и документы.

В. С. СССР состоит из 2 палат: Совета Союза и Совета Национальностей (см.). Двухпалатная структура В. С. СССР обусловлена многонациональным составом населения Советского Союза. Народы Советского Союза наряду с общими интересами имеют еще свои особые, специфические интересы, связанные с их национальными особенностями. Совет Союза представляет общие интересы всех трудящихся СССР. Совет Национальностей представляет особые, специфические интересы объединившихся & СССР национальностей. В соответствии с этим Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: 1 депутат на 300 тыс. населения; Совет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: по 25 депутатов от каждой союзной советской социалистической республики (см.), по 11 депутатов от каждой автономной советской социалистической республики (см.), по 5 депутатов от каждой автономной области (см.) и по 1 депутату от каждого национального округа (см.). Вследствие такой системы в Совете Национальностей представлены все национальности многонационального советского социалистического государства – в том числе и такие, которые насчитывают всего по нескольку тысяч человек. Верховный Совет СССР является, следовательно, представительным органом как всего советского народа в целом, так и всех его национальностей.

Обе палаты В. С. СССР равноправны. Их равноправие обеспечивается Конституцией СССР. Им в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива. Закон считается утвержденным, если он принят обеими палатами В. С. СССР простым большинством голосов. В случае разногласия между палатами вопрос передается на разрешение согласительной комиссии (см. Комиссия согласительная), образуемой палатами на паритетных началах. Если согласительная комиссия не приходит к согласному решению или если ее решение не удовлетворяет какую-либо из палат, вопрос рассматривается ими вторично. Если и в этом случае палаты не приходят к согласному решению, то Президиум В. С. СССР распускает В. С. СССР и назначает новые выборы. Сроки полномочий обеих палат одинаковы. Сессии палат начинаются и заканчиваются одновременно. Во время сессий обе палаты имеют общий, единый порядок дня. Каждая палата избирает Председателя и 4 его заместителей. Председатели палат руководят их заседаниями и ведают их внутренним распорядком. Совместными заседаниями палат руководят поочередно их председатели.

Регламент (см.) палат одинаков. Обе палаты имеют одинаковые постоянные комиссии (см. Комиссии Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных и автономных республик): мандатную, законодательных предположений, бюджетную и по иностранным делам. Порядок образования обеих палат одинаково демократичен.

В. С. СССР на совместном заседании обеих палат избирает Президиум Верховного Совета СССР, который подотчетен ему во всей своей деятельности, образует Правительство СССР – Совет Министров СССР, который ответственен перед В. С. СССР и ему подотчетен. В. С. СССР избирает Верховный Суд СССР (см.) и специальные суды (см.) и назначает Генерального Прокурора СССР.

По истечении полномочий или в случае досрочного роспуска В. С. СССР новые выборы назначаются Президиумом В. С. СССР в срок не более 2 месяцев со дня истечения полномочий или роспуска В. С. СССР. Вновь избранный В. С. СССР созывается Президиумом В. С. СССР не позднее как через 3 месяца после выборов. В. С. СССР осуществляет свою деятельность в сессионном порядке. Сессии В. С. СССР созываются Президиумом В. С. СССР: очередные – два раза в год, внеочередные – по усмотрению Президиума В. С. СССР или по требованию одной из союзных республик. Первая сессия В. С. СССР нового созыва открывается по палатам старейшими депутатами палат. Последующие сессии, если они начинаются раздельно по палатам, открываются председателями палат; если же сессия начинается совместным заседанием палат, то она открывается одним из председателей палат.

Порядок дня сессии устанавливается непосредственно самими палатами В. С. СССР на первом заседании сессии; вопросы на рассмотрение В. С. СССР вносятся; Президиумом В. С. СССР, Правительством СССР, палатами В. С. СССР, постоянными комиссиями палат и депутатами В. С. СССР. На первом заседании сессии палаты устанавливают порядок обсуждения вопросов, принятых к рассмотрению В. С. СССР на данной сессии. Как правило, доклады по вопросам порядка дня заслушиваются на совместных заседаниях палат. По решению палат вопросы могут обсуждаться как на раздельных, так и на совместных их заседаниях.

Докладчики по вопросам порядка дня сессии утверждаются председателями палат. Каждая группа депутатов Совета Союза и Совета Национальностей, насчитывающая не менее 50 человек, может выставить своего содокладчика. Заседания В. С. СССР и его палат ведутся согласно установленным палатами на первой сессии регламентам. Прения по отдельным вопросам прекращаются по решению палат. Голосование производится поднятием рук или депутатских мандатов. Вопросы решаются простым большинством голосов. Для изменения Конституции СССР требуется квалифицированное большинство, а именно – не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Сессии В. С. СССР продолжаются до тех пор, пока не оказывается исчерпанным весь порядок дня.

Депутаты В. С. СССР пользуются законодательной инициативой, правом запроса и депутатской неприкосновенностью (см. Право законодательной инициативы, Неприкосновенность депутата); они обязаны выполнять волю пославших их избирателей, отчитываться перед ними и могут быть в любое время отозваны по решению большинства избирателей в установленном законом порядке (см. Право отзыва депутата). Депутатами В. С. СССР советский народ избирает лучших представителей рабочего класса, крестьянства и интеллигенции нашей страны, выдвигаемых блоком коммунистов и беспартийных. В соответствии с коренными интересами советского народа В. С. СССР всей своей деятельностью направляет развитие Советского государства по пути к коммунизму. Он опирается при этом на основной экономический закон социализма; обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. Это находит яркое выражение в издаваемых В. С. СССР законах о перспективных планах развития народного хозяйства СССР, о государственном бюджете СССР и др. В. С. СССР проводит последовательную политику мира и сотрудничества между пародами, ведет неустанную борьбу против подготовки империалистами новой мировой войны. Примерами этого являются Заявление В. С. СССР от 19 июня 1950 г. о поддержке предложений Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира о запрещении атомного оружия, установлении международного контроля над соблюдением этого запрещения и объявлении военным преступником правительства, которое первым применит атомное оружие, Закон о защите мира (см.) от 12 марта 1951 г. и др.

В. С. СССР, являющийся носителем суверенной государственной воли советского народа, принципиально отличается от буржуазных парламентов (см.), послушных органов в руках империалистической буржуазии. В то время как В. С. СССР осуществляет всю полноту власти в государстве, буржуазные парламенты играют второстепенную роль в государственном механизме. В капиталистических странах «настоящую „государственную" работу делают за кулисами и выполняют департаменты, канцелярии, штабы. В парламентах только болтают со специальной целью надувать „простонародье" (Ленин В. И., Соч., т. 25, стр. 395). В отличие от В. С. СССР, являющегося подлинно представительным органом народа, буржуазные парламенты не являются в действительности представительными органами вследствие ограничений избирательного права, террора, подкупов, вымогательства и других способов давления на избирателей во время избирательных кампаний, а также прямой фальсификации выборов.

Двухпалатная структура В. С. СССР не имеет ничего общего с буржуазной двухпалатной системой. Палаты в буржуазных парламентах неравноправны. Верхняя палата пользуется большими правами по сравнению с нижней палатой. Верхняя палата образуется еще менее демократическим путем, чем нижняя: при выборах в верхнюю палату применяются более высокие возрастные и иные цензы, в частности для пассивного избирательного права, что значительно суживает круг лиц, имеющих право быть избранными в верхнюю палату; в отдельных случаях применяются косвенные выборы, а иногда, как, напр., в палате лордов в Англии, подавляющее большинство членов палаты получает свои места в палате по наследству или назначается.

Опыт создания в СССР подлинно представительного органа народа, обладающего всей полнотой власти в государстве и возглавляющего всю систему государственных органов, используется странами народной демократии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

- (ВС СССР), с 1936 года высший орган государственной власти и единственный законодательный орган СССР, правомочный решать все вопросы, отнесённые Конституцией СССР к ведению Союза ССР. Состоял из двух равноправных палат Совета Союза и Совета… … Википедия

Верховный Совет СССР (ВС СССР), с 1936 года высший орган государственной власти и единственный законодательный орган СССР, правомочный решать все вопросы, отнесённые Конституцией СССР к ведению Союза ССР. Состоял из двух равноправных палат Совета … Википедия

Высший орган гос. власти СССР, созданный в соответствии с Конституцией СССР 1936; состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. В. С. СССР высший представительный орган Сов. гос ва. Его депутаты избираются непосредственно… … Советская историческая энциклопедия

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР - – высший орган государственной власти Союза Советских Социалистических Республик, представительный орган советского народа, избираемый гражданами СССР сроком на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном… … Советский юридический словарь

Высший орган государственной власти СССР и единственный законодательный орган СССР. Осуществляет все принадлежащие Союзу ССР права, поскольку они не входят, в силу Конституции СССР, в компетенцию подотчётных ВС СССР органов Президиума ВС… … Большая советская энциклопедия

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР - высший представительный орган государственной власти Союза ССР, учрежденный Конституцией СССР 1936 г. Заменил Съезд Советов СССР и Центральный Исполнительный Комитет СССР (последний состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей, что было… … Энциклопедический словарь конституционного права

Верховный Совет СССР - ВЕРХÓВНЫЙ СОВÉТ СССР, по Конституции СССР 1936 – высший орган гос. власти СССР (избран в 1937, 1 й созыв). До нач. войны состоялось 8 сессий ВС СССР 1 го созыва. 18 июня 1942 в Москве состоялась 9 я сессия ВС СССравни на к рой был… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Верховный Совет СССР - … Орфографический словарь русского языка

- ← 1979 1989 (СНД) → Выборы депутатов Верховного Совета СССР … Википедия

Верховный Суд СССР высший судебный орган СССР, существовавший c 1923 по 30 января 1992 года. Содержание 1 Создание 2 Компетенция 3 … Википедия

Книги

  • Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель. Сборник статей. Вып. 2 , . В 2009 г. в Иосифо-Волоцком монастыре состоялась очередная научно-практическая конференция по теме "Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель" . На этот раз работа конференции была связана с…
  • Великий и оболганный Советский Союз. 22 антимифа о Советской цивилизации , Сергей Кремлев. Советский Союз – это потерянный рай. Сейчас завеса лжи скрывает правду об СССР от русских людей, опутывая ее многочисленными мифами. Сергей Кремлёв заявляет, что было семь Советских Союзов,…

Верховный Совет СССР (1937 – 1990).

Конституция СССР 1936 г., внесла коренные изменения в систему всех органов управления страной. Всеобщее, равное, прямое избирательное право предоставлялось всем гражданам, достигшим 18 лет, за исключением душевнобольных и лишенных судом избирательных прав. В качестве высшего общесоюзного органа государственной власти Конституция определяла Верховный Совет СССР и ставший преемником ЦИК СССР. Избирался путем тайного голосования граждан.

Выборы Верховного Совета СССР 1 созыва состоялись 12 декабря 1937 г., а 12-19 января 1938 г. прошла первая сессия Верховного Совета СССР. II созыва - в феврале 1946 г. В дальнейшем срок полномочий депутатов ограничивался 4 годами: III созыв - 1950-1954 гг., IV 1954-1958 гг.; V 1958-1962 гг.; VI 1962-1966 гг.; VII 1966-1970 гг.; VIII 1970-1974 гг.; IX 1974-1978 гг.; X – 1979-1984 гг.; XI – 1984-1989 гг.

Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Члены Совета Союза избирались всем населением СССР по избирательным округам с равной численностью населения. Для выборов в Совет Национальностей действовала специальная норма представительства: от каждой союзной республики - 32 депутата, от автономных республик – 11 депутатов, от автономной области – 5 депутатов и по 1 депутату от каждого автономного округа.

При наличии разногласий между палатами решение спорного вопроса передавалось в согласительную комиссию, которая должна была быть образована обеими палатами на паритетных началах. В случае новых разногласий Президиум Верховного Совета, в соответствии со ст. 47 и 49 Конституции, мог распустить Верховный Совет и назначить новые выборы. Однако за все 53 года существования Верховных Советов подобных коллизий не возникало.

Обе палаты были наделены правом законодательной инициативы. Каждая палата избирала председателя и четырех заместителей. Председатель руководил заседаниями и определял внутренний распорядок. Совместные заседания палат вели их председатели поочередно. Каждая палата на первой сессии нового созыва основываясь на определенной представительской норме должна была образовать специальный совещательный орган - Совет старейшин, на который впоследствии возлагалась организационную работу – определение повестку дня, регламент и т.п.

Палаты на первых заседаниях должны были сформировать постоянные комиссии (законодательных предложений, бюджетные, по иностранным делам и др.) - вспомогательные и подготовительные органы палат, которые действовали в течение срока полномочий палаты. В их задачи входила подготовка заключений и поправок к законопроектам, разработка законопроектов по собственной инициативе или по поручению палаты, контроль за выполнением министерствами и ведомствами Конституции СССР и других законов, а руководство работой комиссий осуществляли председатели палат и Президиум Верховного Совета СССР.

В 1967 г. Верховный Совет принял специальное положение о постоянных комиссиях обеих палат, определив их состав и регламентировав их деятельность. Каждая палата создавала следующие постоянные комиссии: мандатную, законодательных предположений, планово-бюджетную, по иностранным делам; по промышленности, транспорту и связи; строительству и промышленности стройматериалов; сельскому хозяйству; здравоохранению и социальному обеспечению; народному образованию, науке и культуре; делам молодежи; по торговле, бытовому обслуживанию и коммунальному хозяйству; по охране природы; по товарам народного потребления; по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства.

Основной формой деятельности Верховного Совета СССР были сессии, которые должны были созываться два раза в год. Вопрос о кворуме решался самими депутатами. Конституция предусматривала проведение как очередных, так и внеочередных сессий. Внеочередная сессия могла быть созвана по требованию Президиума или одной из союзных республик, но депутаты Верховного Совета СССР по Конституции 1936 г. этим правом не обладали. Конституция СССР 1977 г. расширила права депутатов, установив норму в 2/3 голосов любой из палат, но правом этим никто не воспользовался.

Работа Верховного Совета СССР проходила в форме сессий, созываемых обычно два раза в год. В период между сессиями высшим законодательным и распорядительным органом с 1936 года являлся его Президиум, избираемый палатами, но в Конституции правовое положение Президиума не было определено.

Формально Президиум определялся как орган, избираемый и подотчетный палатам. К его компетенции был отнесен созыв сессий Верховного Совета СССР, толкование законов, издание указов и назначение новых выборов в Верховный Совет. Позднее, с 1938 года Президиум получил право принимать и лишать гражданства СССР, объявлять в стране военное положение, а по дополнению Конституции 1948 года Президиум получил право денонсировать международные договоры СССР, учреждать государственные награды, почетные и воинские звания СССР.

Чрезвычайные меры, характерные для законодательной деятельности ЦИК СССР, нашли свое развитие и в законотворчестве Верховного Совета СССР. В 1940-е годы периодически издавались новые чрезвычайные законы, сфера применения которых то расширялась до предела, то сужалась. К ним относятся закон 1938 г. о трудовой дисциплине, законы 1939 г. о приравнивании к вредительству выпуска некомплектной или недоброкачественной продукции, об установлении обязательного минимума трудодней для колхозников, невыполнение которого грозило крестьянину исключением из колхоза, т.е. утратой всех средств существования. В 1940 г. были приняты законы о запрещении самовольного ухода с предприятий, о прогулах, об ужесточении ответственности за мелкие кражи на производстве и др. В 1941-1944 гг. последовали беспрецедентные указы о депортации многих народов. В 1947 г. был издан указ о принудительном труде в колхозах, на основании которого за уклонение от труда или невыработку нормы (176 трудодней за год) постановлением сельского Совета нарушитель мог быть выслан с семьей на 5 лет. Указом от 4 июня 1947 г. усиливалась уголовная ответственность за хищение государственного и общественного имущества (от 2 до 25 лет)

В 1941-1945 гг. Президиум принял ряд указов по переводу экономики на военные рельсы, по расширению прав и полномочий военных властей, об увеличении налогов и законодательно оформил целую серию репрессивных акты против отдельных народов и народностей в СССР, повлекшие перекройку территориального деления страны и внесения изменений в Конституцию.

Президиум также разрабатывал и утверждал положение о выборах, устанавливал день их проведения и образовывал избирательные округа, он же утверждал состав Центральной избирательной комиссии и устанавливал единые формы избирательной документации.

Но основной направленностью работы Президиума были вопросы государственного строительства. Он рассматривал и решал вопросы советского строительства, устанавливал систему и компетенцию центральных государственных органов по руководству экономикой и культурой, образовывал министерства и ведомства. В период между сессиями Верховного Совета СССР он мог освобождать или назначать министров.

Первоначально функции Президиума трактовались как обязанности «коллегиального президента», но очень быстро он начал издавать указы законодательного характера. В результате среди законов, принимавшихся Верховным Советом на сессиях, стали преобладать законы, утверждавшие указы Президиума, что, в свою очередь, еще более подчеркивало декоративную сущность советского «парламентаризма», где роль народных избранников была сведена к штамповке уже фактически принятых законопроектов и личному приему граждан с их жалобами и предложениями.

В Конституции СССР 1977 г. Президиум был определен как постоянно действующий орган Верховного Совета, подотчетный ему и выполняющий его функции в период между сессиями. Он обеспечивал подготовку проектов законов к рассмотрению и опубликование законов и иных актов; организовывал совместную работу постоянных комиссий и давал поручения постоянным комиссиям; заслушивал сообщения государственных и общественных органов о рассмотрении рекомендаций постоянных комиссий; заслушивал депутатов об их отчетах перед избирателями.

Председателями Президиума Верховного Совета СССР являлись: М.И.Калинин (1938-1946), Н.М.Шверник (1946-1953), К.Е.Ворошилов (1953-1957), М.П.Георгадзе (1957-1960), Л.И. Брежнев (1960-1964, 1977-1982), А.И.Микоян (1964-1965), Н.В.Подгорный (1965-1977), Ю.В.Андропов (1983-1984), К.У.Черненко (1984-1985), А.А.Громыко (1985-1988), М.С.Горбачев (1988-1989). 25 мая 1989 г. в связи с изменением характера деятельности Верховного Совета СССР была введена должность Председателя Верховного Совета СССР, которую до 15 марта 1990 г. занимал М.С.Горбачев, а затем, в связи с избранием М.С.Горбачева президентом СССР, до 4 сентября 1991 г. - А.И.Лукьянов.

Для осуществления своих функций Президиум Именно Президиум формировал рабочий аппарат, в который входили:

Секретариат Президиума Верховного Совета СССР (1950-1989), Секретариат Председателя Президиума Верховного Совета СССР (1951-1954) и Секретариат Секретаря Президиума Верховного Совета СССР (1938-1989);

Приемная Председателя Президиума Верховного Совета СССР (1937-1988);

Канцелярия Президиума Верховного Совета СССР (1938-1989);

Юридический отдел (1938-1989);

Отдел международных связей (1950-1988);

Информационно-статистический отдел (1938-1966);

Отдел по вопросам работы Советов (1966-1988);

Отдел по работе постоянных комиссий палат. (1966-1988);

Отдел по учету и регистрации награжденных (1938-1988; с 1959 - Отдел наград);

Отдел по подготовке к рассмотрению ходатайств о помиловании (1955-1988; с 1984 - Сектор по вопросам помилования)

Сектор выборов;

Сектор административно-территориального деления;

Обеспечение работы Верховного Совета было возложено: Управление делами (1938-1950) и Финансово-хозяйственный отдел (1938-1988).

Заседания Президиума созывались его председателем один раз в два месяца. Президиум также вел работу по приему населения, рассмотрению писем и заявлений граждан.

Характер деятельности Верховного Совета СССР изменился с момента избрания и начала работы в мае 1989 г. первого Съезда народных депутатов СССР.

Конституция 1936 г. по сравнению с Конституцией 1924 года существенно расширила полномочия общесоюзных органов, в том числе и за счет контроля за исполнением Конституции и обеспечение соответствия конституций союзных республик с Конституцией СССР. Право на издание республиканских кодексов законов, вопросы трудового законодательства, законодательства о суде и административно-территориальном устройстве были изъяты у союзных республик в пользу общесоюзных органов, что означало усиление централизации управления. Верховный Совет СССР также получил право назначать любые следственные и ревизионные комиссии, позволявшие контролировать деятельность любого государственного органа.

Срок полномочий Верховного Совета СССР первого созыва заканчивался осенью 1941 г., но начавшаяся война заставила отложить выборы. В годы Великой Отечественной войны состоялось всего три сессии Верховного Совета (в июне 1942 г., в феврале 1944 г., в апреле 1945 г.). На первой из них депутаты ратифицировали англо-советский договор о союзе в войне, на второй – были приняты решения о расширении прав союзных республик в области внешних сношений и обороны страны и союзный бюджет на 1944 г., апрельская сессия утвердила закон о бюджете 1945 года.

На сессиях вновь избранного в марте 1946 г. Верховного Совета СССР (1946-1953) обсуждались главным образом бюджеты СССР и отчеты об их исполнении, утверждались указы Президиума Верховного Совета. Несмотря на отдельные критические выступления по поводу работу госаппарата, призывы к уменьшению налогового бремени на сельское хозяйства, ни одно из предложений депутатов, выдвинутых по собственной инициативе, не было реализовано.

После смерти Сталина депутатами Верховным Советом СССР 1954-1962 гг. было предложено и даже выработано немало мер по расширению прав союзных республик в деле экономического и культурного развития, по расширению внешнеполитической деятельности Верховного Совета и многое другое. Немало было сделано и для восстановления справедливости по отношению к репрессированным народам и народностям в СССР, восстановлению их прав, но никакого дальнейшего развития инициативы депутатов Верховного Совета не получили.

Принижению роли Верховного Совета также способствовало и новое определение по Конституции СССР 1936 г. Совета Народных Комиссаров (с 1946 - Совета Министров СССР), как «высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти». Такая постановка вопроса о месте и роли правительства в жизни страны, усилив тенденции к обюрокрачиванию государственного и партийного аппарата, только подчеркнула декоративные органов представительной власти в СССР.

Конституция СССР 1977 г. не изменила принципиальных основ государственной жизни. За время обсуждения в газеты и Конституционную комиссию поступило чуть менее 500 тыс. предложений. В письмах трудящихся была критика политической и избирательной системы общества, места и роли Советов как органов власти и т.п. Но мнение народа так и не было услышано. Более того, после ее принятия усилилась централизация государственно-управленческих функций в руках партийных органов. Роль государственных органов управления гипертрофировалась, а роль Советов свелась практически на нет.

Смена политического руководства партии и страны послужила началу эпохи попытки обновления государственных и общественно-политических структур в стране. В ходе процесса, получившего наименование «перестройки советского общества» начался период обновления всех сфер жизни, появились новые политические общественные организации.

1 декабря 1988 г. были приняты два закона - «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР» существенно изменившим систему высших представительных органов СССР.

Бюджетные комиссии (с 1966 - Планово-бюджетные комиссии);

Совета Союза и Совета Национальностей (1938-1989);

Экономическая комиссия Совета Национальностей (1957-1966);

Комиссии законодательных предположений Совета Союза Совета Национальностей (1938-1989);

Редакционная комиссия по внесению изменений и дополнений в текст Конституции СССР (1946-1947).

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".