Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Особенности подростковой культуры. Культура? Совокупность результатов человеческой деятельности в прошлом и настоящем, все, что сделано человеком. Совокупность. Основные современные субкультуры

Особенности подростковой культуры. Культура? Совокупность результатов человеческой деятельности в прошлом и настоящем, все, что сделано человеком. Совокупность. Основные современные субкультуры

Так или иначе, с подростковой субкультурой сталкивается практически каждый из нас. Может быть, ребенок повесил у себя в комнате плакат с изображением сомнительного вида людей в черной коже. Или вместо приличной одежды попросил купить ему черный балахон с надписями. Или постоянно слушает громкую бессвязную музыку. Словом, пути соприкосновения взрослых с подростковой культурой крайне разнообразны.

Но если такое количество подростков упорно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Давайте попробуем разобраться, какое именно.

Во-первых, подростковая культура во многом облегчает общение со сверстниками. Известно, что отрочество - это возраст интенсивного общения. В психологии принято считать, что именно общение является наиболее значимой для подростка деятельностью, которая позволяет ему развиваться. Но для того, чтобы общаться, необходимо иметь какие-то общие интересы, найти единомышленников. Наличие культуры значительно облегчает этот процесс: стоит тебе определиться со своими субкультурными пристрастиями, как ты немедленно найдешь огромное количество сверстников с теми же интересами. Если подростки слушают одну и ту же музыку или увлекаются одним и тем же видом спорта, это создает основу для их общения.

Как правило, когда дружеские отношения между подростками уже сложились, значение молодежной культуры в общении снижается. Подросткам интересно обсуждать самые различные темы, и музыка или спорт отходит на второй план.

Во-вторых, молодежная культура для подростка - это сфера самоопределения.

Подростковый возраст - период активного осмысления себя, своей сущности и своего места в мире. Подростку исключительно важно найти собственный ответ на извечный вопрос: «Кто Я и какой Я?» Однако в современном обществе с его противоречивыми тенденциями, множеством культурных влияний и течений, сложной социальной структурой подростку не так просто найти свое место. И здесь на помощь приходит культура, предлагающая простой и четкий ответ на этот вопрос: я - футбольный фанат, я - игрок в компьютерные игры. Мало того, подростку предлагается соответствующий внешний вид и стиль поведения.

В-третьих, молодежная культура - это уникальный мир, мир без взрослых. Подростки прекрасно понимают, что в реальной жизни, где практически всем распоряжаются взрослые, они занимают зависимое положение. Молодежная культура - это реальность, где подросток компетентен и самостоятелен, где он может почувствовать себя взрослым.

Увлечение молодежной культурой не всегда бывает серьезным. Иногда в этом проявляется просто желание «быть как все», «не хуже других». Не надо торопиться осуждать за это наших детей и призывать их иметь свое собственное мнение.

Вспомните то время, когда ваши дети были маленькими и играли в игрушки. Даже тогда у них были свои предпочтения: нужно было купить совершенно определенную машину или куклу. У каждого возраста свои игрушки: у малышей - свои, у подростков - свои. Очень редко подростковые увлечения сохраняются дольше, чем до 17-18 лет. Если же начать с ними бороться, велика вероятность, что подросток, встав на защиту гонимой родителями музыки, сохранит увлечение ею надолго.

Если подростковая культура позволяет детям почувствовать себя компетентными, можно обратиться к ним за советом как к экспертам. Спросив у ребенка «Кто это?», «Что означает это слово?» «О чем они поют?», мы тем самым даем ему понять, что признаем его авторитет и считаемся с его мнением. Но этот прием работает только в том случае, если за вопросом кроется искренний интерес и желание разобраться. Если подросток почувствует нашу снисходительность, контакта не получится.

Очень часто нас волнует вопрос: «Все это, конечно, правильно, но что делать, если ребенок тратит на свою музыку или футбол все свободное время, а уроки так и остаются несделанными?». В этом случае важно делать акцент именно на выполнении уроков, не противопоставляя их увлечениям подростка: есть разница в том, борется ли родитель за знания или против увлечений. «У нас всех есть свои обязанности. Я работаю, а ты учишься. Поэтому сначала сделай уроки, а в свободное время можешь делать то, что тебе нравится».

Бывают также ситуации, когда увлечение подростка так или иначе затрагивает нашу жизнь, поэтому возникает необходимость оградить свои интересы. Например, громкая музыка мешает нам отдыхать после работы, и нам не нравится, что новые обои завешаны плакатами. Естественно, что в этом случае мы имеем полное право на отстаивание собственного пространства. И опять повторимся: главное - не действовать против увлечений подростка, а отстаивать собственное пространство. Если мы скажем в конце рабочего дня о том, что громкая музыка мешает нам, не давая при этом ей оценки и умолчав о том, что она кажется нам бессмысленной, это вызовет гораздо меньший протест.

Можно ли каким-то образом развивать у подростка иные интересы? Безусловно, да. Главное - чтобы у ребенка не возникало ощущения «навязывания». Один из возможных путей - показывать на собственном примере увлеченность музыкой, чтением, театром. Даже если подросток вначале не разделяет наших интересов, у него появляется возможность познакомиться с другой культурой. Проявляя собственные увлечения ненавязчиво и искренне, мы создаем условия для расширения кругозора наших детей.

Наряду с положительным влиянием культура может оказывать и негативное воздействие на подростка.

Во-первых, она ограничивает и сужает кругозор, обостряет отношения между сверстниками. Известно, как трудно порой найти общий язык со сверстниками подросткам, не принадлежащим к той или иной культурной группе, какие беспочвенные конфликты возникают между представителями различных по интересам групп.

Во-вторых, для культуры подростков характерны социально нежелательные проявления: курение, употребление наркотиков и алкоголя, нецензурная брань.

Во многом именно с этим связана тревога, которую мы, взрослые, часто испытываем при соприкосновении с миром подростковой культуры. Можно ли как-то уберечь наших детей от её неблагоприятного влияния? Поскольку их нельзя изолировать и невозможно всегда находиться рядом, нужно найти какой-то способ, чтобы ребенок мог защитить себя сам.

Давайте вспомним то время, когда наши дети были маленькими и им делали прививки, чтобы защитить их от оспы или полиомиелита. Мы понимали: это единственный способ защитить детей от страшной болезни. Что же может выступить в роли такой «психологической прививки»?

Это - умение принимать самостоятельные решения. Если ребенок привык соглашаться с другими, опираясь на чужое мнение, он в гораздо большей степени подвержен влиянию молодежной культуры. «Если все вокруг курят, будет правильно, если я тоже стану это делать» - вот приблизительный ход его рассуждений. Важно, чтобы подросток не просто знал о необходимости думать самостоятельно, а имел такой опыт. Если советоваться с ребенком, спрашивать его мнение, предоставлять ему право выбора и право решения, он осознает, что может принимать решение сам, а не просто согласиться с мнением большинства. Лучше всего, если высказывание подростком своего мнения имеет какие-то последствия: например, именно он решает, какой фильм вы пойдете с ним вместе смотреть, и вы действительно идете смотреть именно этот фильм.

Очень важно также научить ребенка говорить «нет» и настаивать на своем решении. Необходимо, чтобы у него был опыт успешного отстаивания собственного мнения. Если в какой-то спорной ситуации уступить подростку, дать ему возможность настоять на своем и сделать по-своему, он почувствует, что способен опираться на свои силы и принимать собственные решения.

Еще один важный момент - продемонстрировать подростку свое нейтральное отношение к его увлечениям и интерес к его жизни. Если он понимает, что мы осуждаем его интересы, он перестанет ими делиться и в трудной ситуации (если, например, в его компании все начали курить) останется один со своими сомнениями и переживаниями.

Понятно, что невозможно показывать положительное отношение или одобрение там, где его нет, да это и не требуется. Вполне достаточно просто принятия: «Это твои увлечения, я могу их не разделять, но мне интересно, чем ты увлекаешься». Если подросток знает, что мы его не осудим, ему будет проще обратиться к нам за поддержкой в трудный момент.

Не надо «бороться» с подростковой субкультурой, т.к. это не способствует культурному развитию детей и может привести к нарушению контакта с ребенком. Очень важно, чтобы родители поняли: подростковая субкультура имеет определенные психологические функции, к этому надо отнестись как к данности.

Литература

Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся). СПб., 1996.

Современные тенденции молодежной социализации: наблюдение, оценки, суждения. Под ред. А.Г.Быстрицкого. М., 1992.

Подростков часто определяют как маргинальную группу, которая с точки зрения культурно-исторического развития ие принадлежит к традиционным, доминирующим в культуре сообществам. Понятие «маргиналь- ность» применительно к подростковой субкультуре используется в качестве акцента на нестандартности, крайней вариативности и определенной ее отчужденности от магистральных линий и традиций национальных культур. При этом сама маргинальность стала традиционной (на протяжении столетий) типологической особенностью подростковой субкультуры.

Маргинальность (от лат. marginalis - находящийся на краю) - пограничное положение личности по отношению к какой-либо социальной общности.

Подростковая субкультура представляет собой совокупность норм, ценностей, установок, обычаев и форм поведения, которые признаны членами подросткового сообщества и реализуются в жизни.

Подростковая субкультура, объединяя взрослеющих детей, проявляется прежде всего в таких традиционно молодежных аспектах, как одежда и музыка. Каждое новое поколение «открывает» для себя новый стиль в музыке и внешнем виде, стремясь отделиться от остальных поколений и заявить о своей уникальности. Исследования показывают, что подростки, как правило, острее чувствуют одиночество, чем взрослые люди в силу высокой неопределенности ситуации развития подростка и меняющейся системы отношений. Кроме того, подростковая субкультура выдвигает устойчивые требования широких контактов со сверстниками, интенсивного совместного времяпрепровождения, включенности в группу.

Характерное для подростков повышенное внимание к одежде, прическе, внешнему виду в целом является неотъемлемой частью формирующейся идентичности, осознанием принадлежности к определенной социальном группе. Подростки прекрасно понимают, что одежда несет информацию о владельце и сообщает окружению о той роли, которую примеряет на себя человек. Если юноша оделся в черную кожу и украсил себя мощными цепями, то разговаривать и действовать он хочет в духе «крутого пария». Со стороны окружающих подросток ожидает соответствующего отношения к себе.

Выбирая ту или иную одежду, подросток создает свой образ, одновременно занимаясь ролевым экспериментированием, примеривая на себя различные модели поведения: сегодня он хиппи, а завтра - денди. Внешний вид отражает то или иное мировоззрение, и использование новой манеры одеваться позволяет легче проникнуть в тог пласт культуры, который стоит за тем или иным стилем. Постепенно выбор конкретизируется на образе, который оказывается наиболее близок и комфортен подростку. Этот образ чаще всего традиционализируется. Выбор одежды подчеркивает самостоятельность подростка и его индивидуальность. Но позволяет и «спрятаться» через механизм социальной мимикрии в группе таких же как он, оказаться незаметным среди ярких.

Социальная мимикрия - механизм социальной адаптации личности, стремление раствориться в группе, не выделяясь по своим внешним характеристикам и манере вести себя.

Вызывающую одежду и прически носят подростки, которые хотят заявить о своем несогласии с взрослыми, неприятии мира старшего поколения. Бунтующие подростки придерживаются своего стиля как определенной идеологической позиции, упорно отстаивая право на, скажем, фиолетовый цвет волос. Однако главным мотивом при построении собственного образа, как обнаружили исследователи, является желание получить признание и быть принятым в компаниях сверстников . Чувство принадлежности группе дает дополнительные возможности построения собственной идентичности, а в наше время одежда по-прежнему влияет на социальный статус, особенно в молодежной среде. Желание быть похожим на других или стремление обрести превосходство находят отражение в выборе одежды и внешнего образа в целом. Наконец, одежда, которая нравится, повышает собственную самооценку и делает человека увереннее, - удовлетворенные своим внешним видом подростки лучше адаптируются в социальном окружении.

Другим значимым компонентом подростковой субкультуры является музыка. Вкусы подростков чрезвычайно разнообразны, но чаще всего юноши и девушки слушают песни о любви. Они могут исполняться в стиле рэп или хеви-метал, но тема любви присутствует практически всегда. Музыка, как и субкультура в целом, отражает жизненную философию взрослеющего подростка и позволяет если не найти ответы, то сформулировать вопросы.

Музыка - мощное средство общения подростков между собой и способ закрепления традиций. Общение через музыку восходит к дорече- вой коммуникации и основывается на эмоциональных реакциях. Музыка позволяет подросткам, не слишком склонным к вербальным изъяснениям, выразить душевное состояние, впечатления, переживания и настроения. Экспрессивное музыкальное общение по сути несет функцию единения, сопереживания, психологической кооперации и массового заражения эмоциональным состоянием друг друга.

Ритмическая организация мелодий естественным образом синхронизируется с активностью и биологической ритмичностью организма человека, а для подростков еще и открывает адекватный канал выхода сублимированной сексуальной энергии.

Так, Ф. Райс приводит результаты изучения влияния музыки хард-рок и хеви-метал на юношей в возрасте от 14 до 20 лет. Исследование определенно показало, что музыка не только играет важную роль в жизни молодых людей, но часто является страстным увлечением, конституирующим систему отношений, картину мира, структуру денежных расходов, настроение и представления о будущем. Критерием выбора рок-направления для подростков стали искусство исполнителей, восприятие звучания и содержание песен, отражающее их собственные переживания }