Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Понимание текста на уроках русского языка и литературы. Секреты орфографии. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А Понимание текста на уроках русского языка и литературы

Понимание текста на уроках русского языка и литературы. Секреты орфографии. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А Понимание текста на уроках русского языка и литературы

ГРАНИК Генриетта Григорьевна (р. 1928) - российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии речи. Д-р психологических наук (1981), профессор (1996). Чл.-кор. РАО (1992), д. чл. РАО (1995). За серию учебников по русскому языку и литературе награждена премией им. К.Д. Ушинского (1973) и медалью его имени (1999). Лауреат премии Правительства РФ за серию научных работ и учебных книг по русскому языку и литературе (1997). Закончив фак-т русского языка и литературы Московского Государственного заочного пединститута (1959), преподавала русский язык и литературу в общеобразовательных школах. С 1963 г. работает в ПИРАО, пройдя путь от м.н.с. НИИ ОиПП АПН СССР до гл. н. с. ПИ РАО. В 1965 г. защитила канд. дис.: "Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков", в 1980 - докт. дис.: "Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений". С 1980 г. возглавляет группу: "Проблемы построения школьных учебников". Основные направления научной деятельности Г. связаны с исследованием психологических аспектов развития письменной речи учащихся и формирования психологических приемов понимания учебных и художественных текстов ("И снова…о Пушкине" (совм. с Л.А. Концевой), 1999; "Литература (Учимся понимать художественный текст)" (в соавт.), 1999, 2001; "Драматурги, драматургия, театр" (совм. с Л.А. Концевой), 2002). Раскрытие психологических механизмов формирования грамотного письма, а также приемов понимания и запоминания текстов позволили Г. построить новый школьный курс русской филологии и создать специальную методику обучения. ("Синтаксис и пунктуация русского языка", 1970; "Секреты пунктуации" / совм. с С.М. Бондаренко, 1987, 1988; "Русский язык. Синтаксис и пунктуация" / совм. с С.М. Бондаренко, 2002). Г. заложены основы комплексной научной дисциплины - "школьный учебник", которая является практико-ориентированной и характеризуется обилием междисциплинарных пересечений. Построение школьного учебника требует учета данных различных научных областей: общей и возрастной физиологии, когнитивной науки, психологии личности, психолингвистики, психодидактики, полиграфической науки, частных методик и других, с которыми теория школьного учебника имеет обширные области пересечения исследовательских интересов. Создание учебника предполагает проведение исследований по широкому кругу проблем, среди которых: психологические закономерности усвоения предмета и адекватные им формы репрезентации учебного материала; учет возрастных физиологических особенностей и возможностей школьника на каждом этапе обучения; психологические закономерности внимания и памяти; проблемы понимания; приемы работы с книгой и обучение такой работе; восприятие текстов художественной литературы; разработка принципов и приемов воспитания читателя средствами учебника; методов и средств обогащения культурного фонда учащихся; создание условий для возбуждения и постоянного поддержания познавательного интереса, для повышения активности и самостоятельности школьника в учебном процессе, поиск средств снижения ситуативной тревожности и др. Многоаспектность работы по проектированию школьного учебника предполагает создание специальных научных коллективов, которыми под руководством Г. создана серия экспериментальных учебников не только по синтаксису и пунктуации русского языка, но и по другим школьным дисциплинам (англ. языку, математике и др.). Она автор и ред. серии книг, в том числе для учителей, в которых рассмотрены психолого-педагогические приемы работы учащихся с учебником, освоения содержащегося в нем материала ("О путях повышения эффективности обучения русскому языку в школе" (1970, 1971, 1972), "Учитель, учебник и школьники" / в соавт., 1977; "Психологические проблемы построения школьных учебников" / в соавт., 1979; "Как учить школьника работать с учебником" (в соавт.), 1987; "Когда книга учит" (в соавт.), 1988, 1991, 1995; серии учебных пособий по русскому языку и литературе для начальных, средних и старших классов школы.

К ЮБИЛЕЮ Г. Г. ГРАНИК

9 ноября 1998 г. доктору психологических наук, профессору, академику РАО Генриэтте Григорьевне Граник исполнилось 70 лет. Из них 35 лет она работает в Психологическом институте РАО, где прошла путь от младшего научного сотрудника до главного научного сотрудника и руководителя группы "Построение школьных учебников ". Теоретические работы Г. Г. Граник легли в основу единого курса по русскому языку и литературе: "Русская филология ". В общей сложности ею опубликовано 168 работ, основные из них посвящены проблеме формирования психологических механизмов грамотной речи и проблеме понимания текста школьниками. Коллектив, руководимый Г. Г. Граник, стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации в 1997 г.

Коллеги и редколлегия журнала желают Генриэтте Григорьевне оставаться счастливой обладательницей радости творчества, которая считается особой мудростью, а также верных друзей и единомышленников.

Мы попросили Г. Г. Граник ответить на интересующие нас вопросы. Ниже публикуется текст этой беседы.

Рита Григорьевна, мы хотим задать Вам традиционный вопрос: как Вы пришли в психологическую науку? Ведь по базовому образованию вы преподаватель русского языка и литературы?

Этот вопрос я нередко задавала самой себе. Я мечтала, что стану... Кем только я не мечтала быть! Но... только не учителем. Что есть психология, я в ту пору просто не знала.

Удивительная цепь событий в начале привела меня в школу.

Вскоре после окончания Отечественной войны я попала под грузовую машину. И в тот момент, когда заднее колесо пятитонки начало наезжать на меня, передо мной пронеслась мгновенно, как в ускоренных кадрах фильма, вся моя к тому времени коротенькая семнадцатилетняя жизнь. У врачей не было никакой надежды, что я выживу. А меня в короткие передышки, когда после очередного укола боль чуточку отступала, мучил вопрос: как с такой скоростью могло пронестись столько событий? И почему они пронеслись?

Эти "психологические " вопросы мучили меня многие годы, и я приставала с ними ко всем. Интересно, что, когда, попав в Психологический институт, я задала их профессору Петру Алексеевичу Шевареву, он сказал: "Да, так бывает ". Вот и все, что я узнала об этом феномене. Надеюсь, что когданибудь на эти вопросы ответит в первую очередь психология.

После аварии мне не разрешили учиться, и вскоре райком комсомола послал меня на работу в качестве старшей пионервожатой.

Почти все родители учеников (практически только мамы: отцы или погибли на фронте, или бросили семьи) были связаны с работой на "Трехгорке ". И жизнь полуголодных учеников (шел 1947 г.) проходила в основном в школе.

Я проработала здесь три года. Эти годы были лучшими в моей жизни, и они навсегда связали меня со школой. Высшей наградой, которая греет меня до сих пор, были слова одной школьницы: "Рита, ты подарила нам детство ". Она сказала их, выступая на школьном вечере встречи.

Вспоминаются смешные эпизоды, которые характеризуют немало людей моего поколения. Однажды позвонили из райкома комсомола в школу и попросили меня получить награду за хорошую работу, и мне выдали премию 30 рублей. Это была моя месячная зарплата. Надо бы радоваться: это не лишнее для семьи, где четверо детей, и я самая старшая, семьи, которая даже по тем "карточным " временам выделялась своей бедностью. Но я огорчилась и сказала: "Я думала, мне грамоту дадут, а вы деньги ". Изумление на лицах работников райкома описать не берусь.

Окончив педагогический институт, я стала учителем русского языка и литературы, а затем и районным методистом.

Не менее удивительные события привели меня в Институт общей и педагогической психологии АПН СССР.

Я уже писала в журнале о своей смешной встрече с профессором Дмитрием Николаевичем Богоявленским (см.: Вопр. психол. 1994. № 2. С. 51).

Дмитрий Николаевич и привел меня в институт, в котором я проработала уже более 35 лет.

Видите, каким "причудливым " был мой путь в психологию.

Какими научными проблемами занимались Вы все эти годы?

Прежде чем ответить на этот вопрос, я должна сказать, что по стечению ряда обстоятельств, я вошла в лабораторию программированного обучения, которую тогда еще только создавал Л. Н. Ланда. И в течение ряда лет в этой лаборатории я занималась психологическими проблемами создания особых школьных проблемнопрограммированных учебников по русскому языку. Надо сказать, что к приходу в институт я уже закончила работу над кандидатской диссертацией по методике преподавания орфографии. Однако меня вызвал к себе А. А. Смирнов и сказал, что в Институте психологии надо быть психологом. Меня прикрепили к П. А. Шевареву, и я должна была как бы "сдавать " каждую из значительных монографий психологов, "сдача " протекала в форме беседы. Часто Петр Алексеевич выбирал для беседы какуюнибудь психологическую проблему. Это были очень интересные встречи, которые многому меня научили. Но тому, кто знал Петра Алексеевича Шеварева, не надо объяснять, какой трудной была эта школа. Только после такого "курса психологии " мне разрешили

сдавать экзамен. А затем я подготовила и защитила уже новую диссертацию по педагогической психологии: "Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков " (1963) (тогда еще я не могла знать, что мне предстоит защищать докторскую диссертацию дважды).

В эти же годы возникли мои дружеские отношения с Николаем Ивановичем Жинкиным, которому и принадлежала идея использовать учебники различных типов в качестве инструмента психологических исследований.

Необходимость создания нового типа учебника диктовалась потребностью строить обучение на основе новейших лингвистических и психологодидактических знаний и современными условиями массового обучения: усложнение его целей и предметного содержания, разный уровень подготовки учителей, существование разных типов школ, возрастающее количество учащихся, вынужденных по состоянию здоровья пропускать школьные занятия или обучаться дома.

Известно, что на протяжении всего времени существования учебников они практически выполняли две функции: 1) функцию закрепления полученных в классе теоретических знаний и 2) функцию "тренажера ". Это и определяло структуру действующих до настоящего времени учебников: конспективное изложение материала, объясненного учителем на уроке, таблицы, схемы, тренировочные задания, облегчающие закрепление знаний и выработку определенных умений.

Именно это представление о функциональной нагрузке учебника легло в основу нашего учебника, где впервые делается попытка средствами самого учебника помочь учителю формировать и развивать такие психические процессы и свойства человека, как мышление, память, внимание, воображение, наблюдательность, письменную и устную речь, самоконтроль и т. д.

В учебнике также будет решаться задача возбуждения и поддержания познавательного интереса у школьников. Особое внимание будет уделено проблеме работы с книгой: формирование этого умения будет осуществляться с помощью самого учебника.

Новые функции учебника потребовали создания для него особой структуры. Подача в нем материала непосредственно обращена к ученику и представляет сложную комбинацию проблемного и объяснительного иллюстративного методов обучения. В учебник вводятся ответы для самоконтроля за ходом выполнения заданий.

Довольно рано я осознала, что одному человеку и с задачей создания разных типов учебников, и с проведением по ним разноплановых экспериментов невозможно справиться. И тогда я решаюсь на чтение лекций и проведение семинаров в Городском и Областном институтах усовершенствования учителей. В результате этой работы мне удалось создать семинар для учителей при нашем Психологическом институте и Всесоюзном педагогическом обществе. Целью семинара было подготовить учителей, которые бы владели достижениями науки XX в. как в области педагогической психологии, так и в лингвистике. Только такие специалисты могли стать авторами учебников нового типа. И только так подготовленные учителя могли проводить систематическую многоаспектную экспериментальную работу в естественных условиях классного обучения.

Лекции по лингвистике читали такие специалисты, как Ю. Д. Апресян и В. П. Ширяев. Лекции по психологии читала я. Семинар просуществовал более десяти лет. Из него "вышли " мои соавторы и друзья, это прежде всего: С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая, С. С. Левитина, Е. Л. Соломонова, Е. Д. Кин.

Большой радостью для всех нас было награждение премией им. К. Д. Ушинского за создание экспериментальных учебников по синтаксису и пунктуации русского языка. В истории Академии педагогических наук СССР это был первый случай, когда премию получали учителя (из 10 авторов 6 были учителями).

Многие годы мои научные интересы связаны с проблемами формирования психологических механизмов речи. Я защитила докторскую диссертацию: "Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений " (1985). Эти исследования привели меня и моих коллег к проблеме понимания художественного текста.

Хорошо понимая, что внедрение результатов исследования в практику школы связано с разработкой аппарата их реализации, мы вынуждены были много работать над этими комплексными проблемами. Они оказались неимоверно сложными.

Как видите, какими бы психологическими проблемами мне и моим коллегам

друзьям ни приходилось заниматься, они все продиктованы заказами школы.

Моя жизнь, как я говорила, и в науке неразрывна со школой.

Рита Григорьевна, чем Вы занимаетесь сейчас?

Наш коллектив сейчас занят проблемой синтеза русского языка и литературы.

Синтез русского языка и литературы - давняя мечта ученых и передовых учителей. Безнадежно разлученные, эти два школьных предмета не только не питают друг друга, но и не могут решить в полном объеме задачи, стоящие перед каждым из них. Между тем у этих областей знания общий предмет изучения. Это слово. Процессы, лежащие в основе живого функционирования языка (как в устной, так и в письменной речи) и в основе восприятия художественного текста, - едины. Это вся совокупность прогностических процессов: "вероятностное прогнозирование ", "вариативное прогнозирование ", "упреждение ", "установка " и т. д.

Проведенные нами исследования позволили разработать целостную непротиворечивую основу для создания учебников по русской филологии.

Созданные нами на этой основе первые две книги "Русская филология " и книги для учителя "Как учить работать с книгой " и "Дорога к книге " удостоены премии Правительства РФ за 1997 г.

источник неизвестен

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Более 30 лет руководит исследованием проблем, посвященных совершенствованию школьных учебников, изучению психоло­гических механизмов речи, исследованию механизмов понима­ния художественного текста, созданию нового типа школьных учебников. Автор более 200 печатных работ.

Основные работы: «Психологические проблемы построения школьных учебников». М., !970: совместное С. М. Бондаренко


Классики Мировой Психологии


Классики Мировой Психологии

и Л. А. Концевой «Когда книга учит»-три издания (1988, 1991, 1995); «Дорога к книге».(1996): «Синтаксис и пунктуация рус­ского языка»(совместно с Л. А. Концевой, С. М. Бондаренко, О. 3. Кантровской. С.А. Бакановой, Е.Л. Соломоновой, С.С. Ле­витиной, Е. Д. Кин, 1970); «Русский язык» для 3-4 класса (со­вместно с О. 3. Канторовской, И.П. Токмаковой. 1999, 2000).

FperopH(Gregory) Ричард

Род. в 1923 Лондон. Англия

Выдающийся английский психолог, профессор нейропсихо­логии и заведующий лабораторией мозга и ощущений Брис­тольского университета, занимавшийся проблемами ис­кусственного интеллекта, психологии восприятия, сравнитель­ной и экспериментальной психологии, философии психологии, психофизиологии.

После службы в ВВС Великобритании во время Второй ми­ровой войны, изучал философию и экспериментальную психо­логию в Кембридже. Занимался психологическими проблема­ми аварий на подводных лодках, читал лекции в Кембридже и работал там в Специальной сенсорной лаборатории. Он участво­вал во множестве проектов, связанных с восстановлением зрения у людей, слепых с рождения (совместно с Джин Уоллер), ког­нитивным исследованием иллюзий и др. Он занимался также психологическими проблемами посадки на Луну и стыковки в космосе по заказу ВВС США и NASA. Помимо этого, он скон­струировал ряд приборов: камеру-телескоп, сканирующий мик­роскоп и трехмерное чертежное устройство. В 1967 году Гре­гори основал кафедру искусственного интеллекга и восприя­тия в Эдинбургском университете. Там он создал одного из пер­вых интеллектуальных роботов Фредди, способного распозна­вать объекты и манипулировать ими. Он является основателем и научным руководителем Бристольского исследовательского центра науки и технологии. По его мнению восприятие склады­вается из ощущений, подвержено значительному нисходящему


когнитивному влиянию и является творческим процессом. Его идеи являются развитием гипотезы Гсльмгольца (1866) о влия­нии бессознательного на перцепцию. Грегори является авто­ром множества книг и научных статей.



Основные работы: «The Intelligent Eye»(1970); «Illusion in Nature and Art», (ed. with Sir E. Gombrich, J973); «Concepts and Mechanisms of Perception»(1974. ed.); «Mind in. Science» (1981)

Гроф (Grof) Станислав

Род. 01.07.1931 Прага

Выдающийся чешско-американский психолог, один из осно­вателей и виднейших представителей трансперсональной пси­хологии. С 1956 по 1967 г. С. Гроф - практикующий психиатр-клиницист. Занимался Психоанализом. Лауреат премии Кюффне-ра - национальной Чехословацкой награды, ежегодно вручае­мой за наиболее выдающийся вклад в области психиатрии (1959). С 1961 года он возглавлял в Чехословакии исследования применения ЛСД и других психоделиков для лечения психи­ческих расстройств.

В 1967 году, как стипендиат Фонда поддержки психиатри­ческих исследований (США), два года работал в Университете Джона Хопкинса. Затем продолжил свои эксперименты в Мэ-рилендском центре психиатрических исследований. С! 973 по 1987 год С. Гроф жил и работал в институте Эсален (Биг-Сур, Калифорния). В этот период вместе с женой Кристиной он раз­работал технику холотропного дыхания. Гроф - один из основа­телей Международной Трансперсональной Ассоциации (ITA), долгое время был ее президентом. В 1993 г. он награжден по­четной премией Ассоциации трансперсональной психологии за выдающийся вклад в ее развитие. В настоящее время С. Гроф -профессор факультета психологии Калифорнийского институ­та интегральных исследований. Кроме того, он проводит обу­чающие семинары для профессионалов («Трансперсональные тренинги Грофа»), а также выступает с лекциями и семинарами


Классики Мировой Психологии


Классики Мировой Психологии

Основные работы: «За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии» (1994); «Области бессознатель­ного: данные исследований ЛСД» (1994); «Путешествие в по­исках себя: измерения сознания и новые перспективы психоте­рапии и внутреннего исследования» (1995); «Человек перед лицом смерти» (вместе с Джоан Хэлифакс, 1996); «Холотроп-ное сознание» (1996); «Космическая игра: исследование рубе­жей сознания» (1997); «LSD Psychotherapy» (1980); S. Grof,. «Beyond Death: Gates of Consciousness» (with C. Grof. 1980); «Ancient Wisdom and Modem Science»(1984); «Human Survival and Consciousness Evolution»(1988); S. Grof, (ed.) «Spiritual Emergency: When Personal Transformation Becomes a Crisis»(C. Grofed. 1989); «Books of the Dead: Manuals for Living and Dying» (1994); «Transpersonal Vision. Sound True publ» (1998).



Гурджиев Георгий Иванович

01/13.01.1877 - 29.10.1949

Мистик, духовный учитель, теософ. Странствовал по терри­тории Ирака, Ирана, Египта, Сирии, Афганистана, Турции, где учился в духовных школах и монастырях.

В Тифлисе открыл Институт гармонического развития чело­века; его деятельность была возобновлена с 1922 г. в окрестно­стях Парижа. Разрабатывал систему самосовершенствования человека, называвшуюся им «хайда-йога», «эзотерическое хри­стианство», «4-Й путь».

Основные работы: «All and everything» N.Y., 1950; «Views from the real world», 1973; «Вестник грядущего добра», СПб., 1993; «Беседы Вельзевула со своим внуком», Минск, 1999.


Гуссерль (Husserl) Эдмунд

08.04.1859 Просниц. Моравия - 27.04.1938 Фрейбург

Выдающийся немецкий философ, основоположник феноме­нологии. Изучал математику в Берлине и затем психологию у Брентано в Вене и у Карла Штумпфа в Галле. В 1887 г. становит­ся приват-доцентом в Берлине. В 1900 г. назначается профессо­ром философии в Геттинген, а затем в 1916 г. профессором во Фрейбург, где преподавал до 1929 г. и жил до конца своей жизни, страдая от ограничений, связанных с его еврейским происхожде­нием. Одним из его студентов был Мартин Хайдеггер.

Гуссерль занимался обоснованием человеческого знания, на­зывая это «архимедовой точкой». Он развил «чистую феноменоло­гию» - процедуру, основывающуюся на исследовании содержания собственного сознания субъекта. Рассматривая сознание как сово­купность сущностей, Гуссерль понимает его как поток, как неру­шимую целостность. Сознание выступает в виде потока пережи­ваний, элементы которого - феномены. Поэтому учение о структу­ре потока переживаний называется феноменологией. Феномены как элементы потока сознания, потока переживаний представля­ют собой в свою очередь определенную целостность, которая об­ладает самостоятельной и сложной структурой. Понять феномен как целостность можно только посредством интуиции. Это можно достигнуть, если его не описывать извне, а «пережить», т. е. непос­редственно войти в поток сознания. При этом происходит интуи­тивное, непосредственное, чисто умозрительное усмотрение сущ­ности. Феноменологический метод состоит в том, чтобы слиться с потоком сознания непосредственным образом. Важным для фе­номенологии Гуссерля является понятие интенциональности, ко­торое характеризует психические феномены. Это понятие было сформулировано Брентано, заимствовавшего его у средневековых схоластов. По мысли Гуссерля, сознание характеризуется направ­ленностью на предмет. Главное в интенциональности - момент соотнесенности сознания к объекту. Интенциональность всегда


Классики Мировой Психологии

присутствует в акте сознания, переживания, независимо от того, «существует ли объект, выдуман ли он или абсурден».

Гуссерль рассматривает понятие интенциональности в раз­личных аспектах. Он выделяет предметный аспект сознания, который называет ноэма (Noema). Этот предметный аспект со­знания не равен самому предмету сознания. «Дерево моего со­знания» не равнозначно самому дереву как реальному предме­ту. Восприятие отдельного предмета состоит из серии воспри­ятий, которые соединяются в единство активной синтезирую­щей деятельностью самого сознания, которое и обеспечивает целостное восприятие предмета». В интенциональном анализе, кроме предметных аспектов, присутствует еще и сам акт созна­ния в той или иной форме, который называется ноэсис (Noesis) - как способ данности интенционального предмета сознания. Единство ноэмы и ноэсиса определяется синтезирующей дея­тельностью сознания, при которой целостность предмета обес­печивается целостностью сознания.

Последняя книга Гуссерля - «Кризис европейских наук и транс­цендентальная феноменология», опубликована полностью толь­ко в 1956 г., хотя основа ее была заложена еще в 1935 г. Он счи­тал, что современная наука находится в кризисе, так как оставля­ет в стороне вопросы о смысле и бессмысленности человеческо­го существования. Позитивизм, по мнению Гуссерля, привел к ошибочному ограничению идеи науки и самой философии, Боль­шие надежды для преодоления кризиса он возлагал на «новую» философию, от которой будет зависеть состояние европейской духовности. Гуссерль ставит вопрос о связи философии и наук с фундаментальными сферами человеческого практического опы­та. Он ввел понятие «жизненного мира», под которым понимал сферу известного всем, непосредственного, очевидного. Гуссерль считал его основой всякого объективного познания, своего рода горизонтом, предпосылкой всякой действительной и возможной практики. Философия Гуссерля явилась основой для развития гуманистической и экзистенциальной психологии.


Декарт (Descartes) Рене "
(латинизированное -Картезий;,
- w Cartesius)

щнн -j 31.03.1596 Лаэ.Турень. Франция

11.02.1650 Стокгольм

* Выдающийся французский философ, математик, физик, фи­зиолог и психолог. С 1629 в Нидерландах Заложил основы ана­литической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения. Сформу­лировал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Автор теории, объясняющей образование и дви­жение небесных тел вихревым движением частиц материи (вих­ри Декарта). Ввел представление о рефлексе (дуга Декарта). В основе философии Декарта - дуализм души и тела, «мысля­щей» и «протяженной» субстанции Материю отождествлял с протяжением (или пространством), движение сводил к пере­мещению тел. Общая причина движения, по Декарту, -- Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек - связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Безусловное основоположение всего зна­ния, по Декарту, - непосредственная достоверность сознания («мыслю, следовательно, существую»). Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человечес­кого мышления. В учении о познании Декарт - родоначальник рационализма и сторонник учения о врожденных идеях.

Основные сочинения. «Геометрия» (1637); «Рассуждение о методе...» (1637); «Начала философии» (1644). п. /мы,;;!, i ws

ifqi" 1 ,йнь-

?tv «j с i is ; i i> ^ " " " lyfUttM


Классики Мировой Психологии


Классики Мирово^Психологии

Деннетт (Dennett) Даниель

Род. 28.03.1942 Бостон. США

Известный американский философ, занимающийся пробле­мой природы сознания. Получил философское образование в университетах Гарварда и Оксфорда (Англия). Возглавляет Центр Когнитивных исследований в Университете Тафта, в Медфорде, штаг Массачусетс. Хотя Деннетт получил класси­ческое философское образование, он очень хорошо разбирает­ся в проблемах искусственного интеллекта, нейробиологии, и когнитивной психологии. Его неортодоксальный подход, отра­жающий скептическое отношение к традиционным методам в философии, создали ему среди коллег славу радикала. В 1996 году Деннетт с другими учеными был привлечен к проекту Мае сачу сете ко го Технологического Института по созданию интеллектуального, и возможно даже обладающего сознанием, робота, названного Винтиком. Он автор множества книг по тео­рии сознания.

Основные работы: «Content and Consciousness» (1969); Consciousness Explained (1991); «Darwin"s Dangerous Idea»(1995); «Kinds of Minds» (1996).

Де Ренци (De Renzi) Эннио

Род. в 1924. Кремона. Италия.

Выдающийся итальянский психолог, один из ведущих ней-ропсихологов мира. Окончил медицинский факультет универ­ситета Павии.(доктор медицины, 1950). Профессор Триестско-го, Миланского, Моденского университетов. Почетный профес­сор Эдинбургского университета. Президент Европейского об­щества мозга и поведения (1969-1971). Академик Европейской академии. Редактор журнала «Cortex». Занимался исследовани­ями ассиметрии мозга, пространственных и вербальных нару­шений, апраксии, сенсорной депривации, топографической ам­незии и окуломоторных нарушений. Его книга «Disoders of Space 94


Exploration and Cognition» (1982), посвященная перцептивным и визуально-моторным нарушениям, остается лучшей из всех написанных на эту тему в современной научной литературе

Деркач Анатолий Алексеевич

Доктор психологических наук, профессор, действительный член АПСН, член- корреспондент РАС. Специалист в области создания имиджа политического лидера и профессиональной подготовки управленческих кадров. Автор более 200 научных работ. Основные работы: «Социально-психологические аспек­ты деятельности кадров»(1988); «Этнопсихология» (1992).

Дессуар (Dessoir) Макс

08.02.1867 Берлин - 19.08.1947 Кенигштейн Немецкий психолог. В 1897 -1934 годах - профессор в Бер­лине, в 1947 - во Франкфурте. Занимался исследованием и кри­тикой парапсихологических явлений, пытался дать определе­ние сущности эстетических переживаний и создать новую сис­тему искусствоведения. В 1906 году основал «Журнал Эстети­ки и Общего Искусствознания».

Основные работы: «Das Doppel-Ich» (1890); «Geschichte der neueren deutschen Psychologie» (1894); «Aesthetik und allemeine Kunsr\vissenschaft»(1906); «Von Jenseits der Seele» (1923); «Von Dieseit der Seele» (1923); «Okktiltismus in Urkunden» (1925); «Buch der Erinerungen» (1946); «Das Ich, der Traum, der Tod»(1947); «Psychologische Briefe» (1948).


Классики Мировой Психологии


Джексон (Jackson)

Дональд де Авила

02.01.1920 Окленд. Калифорния - 1968 Пало Альто

Американский психиатр и психоаналитик. Психоаналитичес­кое образование получил у Фриды Фромм-Рейхманн, большое влияние на него оказал Г.С. Салливен. В начале своей деятель­ности занимался проблемами психосоматической медицины. В 1959 г. организовал в Институте ментальных исследований г. Пало Альто, Калифорния, группу по изучению проблем семьи, в которую входили Дж. Викланд, Дж. Хейли, позже В. Сатир. Предложил теорию гомеостаза семьи (1956), в соответствии с которой семейные отношения понимаются как находящиеся в динамическом равновесии (в семье с психическими больными такое равновесие достигается благодаря психотическим симп­томам). Совместно с Г. Бейтсоном выдвинул гипотезу «двой­ной связи» (double bind) о роли несовпадения вербальных тре­бований и эмоционального контекста в этиологии шизофрении. Рассматривал взаимоотношения психотерапевта и пациента как борьбу за власть.

Джеймс (James) Уильям

11.01.1842 Нью-Йорк - 16.08.1910Чокоруа. Нью-Хэмпшир

Выдающийся американский философ и психолог, один из основателей прагматизма и функциональной психологии. По­лучил медицинское и естественнонаучное образование в Гар­вардском университете и в Германии. Профессор философа (1885-1889) и психологии (1889-1907) в Гарвардском уни­верситете. Организовал (совместно с Г. Мгонстербергом) nef вую в США лабораторию прикладной психологии (Гарварде кий университет, 1892). Первоначально психологические взгля ды Джеймса развивались в русле «психологии сознания» В. 96


Вундта. Однако уже в своей первой крупной работе («Принци­пы психологии», 1890) он выступил против атомизма класси­ческой ассоциативной психологии и развил представление о сознании как о «потоке» непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психических состояний, из кото­рого человек вычленяет отдельные «группы чувственных эле­ментов», составляющих затем его «реальный мир». Джеймс рассматривал сознание с точки зрения его «функциональной» ценности для жизни человека, как одно из орудий биологичес­кого приспособления индивида. В связи с этим он отводил важ­ную роль инстинктам и эмоциям, индивидуальным физиологи­ческим особенностям человека. Развитая в одной из глав «Пси­хологии», теория личности оказала решающее влияние на фор­мирование американской персонологии. Многие темы, намечен­ные здесь Джеймсом, были подхвачены научной психологией личности и в настоящее время интенсивно разрабатываются в рамках исследований «образа самого себя», «самооценки», «са­мосознания». Другие же стали исходными точками в разработ­ке таких аспектов личности, которые раскрываются со стороны ее собственного сознания. Эмоциональная жизнь личности, ее смысловые образования, ее жизненные проблемы, перспекти­вы и прочее стали важными проблемами психологических ис­следований личности. Джеймс включает в личность, наряду с «чистым Я», также «эмпирическое Я», которое составляет не только то, что человек считает самим собой, но также и все то, что он может считает своим: свой дом, близких, свои дела репу­тацию и т. п. По отношению ко всему этому человек испытыва­ет те же чувства, что и по отношению к самому себе, потеря доброго имени переживается как утрата части собственного Я. Самая логика обсуждаемых Джеймсом вопросов заставляла его выходить за пределы индивидуального сознания человека. По­нятно, однако, что в рамках традиционной психологии созна­ния поднимавшиеся Джеймсом проблемы не могли получить адекватного решения. Широкое распространение получила выд-


Классики Мировой Психологии


Классики Мировой Психологии

винутая им в 1884 г. теория эмоций. Ряд интересных работ Джей­мса посвящен научно-психологическому анализу религии.

Сочинения: «Научные основы психологии», СПб., 1902; «Прагматизм», Изд. 2-е. СПб., 19)0; «Многообразие религиоз­ного опыта», М., 1910; «Существует ли сознание?»-В кн.: «Но­вые идеи в философии», вып. 4., СПб., 1913.

Джонс (Jones) Эрнст

1879 Гоуертон. Гламорганшир. Уэльс- 1958 Лондон

Известный британский психоаналитик. После получения медицинской степени (1903), Джонс работал в Королевском Медицинском Колледже в Лондоне (1904). Его интерес посте­пенно переместился от терапии к неврологии, психиатрии, и, в конечном счете, психоанализу. Вместе с Карлом Юнгом орга­низовал первый Психоаналитический конгресс в Зальцбурге (1908), где он познакомился с Фрейдом. В этом же году он уехал в Канаду, где в течение четырех лет работал в Торонтском Цен­тральном Госпитале и экспериментировал с психоаналитичес­кими методами. Джонс применял психоаналитические принци­пы к антропологии, фольклору, искусству, и литературе. В сво­ем известном эссе (1910) он интерпретировал характер Гамлета в терминах Эдипова комплекса. Позже эта работа была расши­рена, дополнена и издана в виде книги «Hamlet and Oedipus» (1949). Джонс сыграл большую роль в создании Американской Психоаналитической Ассоциации (1911). После своего возвра­щения в Лондон в 1913 году он основал институт и клинику также как и Международный Журнал Психоанализа, который он редактировал до 1939. В значительной степени благодаря его усилиям, Британская Медицинская Ассоциация признала пси­хоанализ в 1929. Когда Гитлер пришел к власти, Джонс помог многим немецким аналитикам эммигрировать в Англию и дру­гие страны, Джонс сыграл решающую роль в предоставлении возможности уехать в Лондон больному Фрейду и его семье. Он автор более 300 статей, монографий по символизму, форми-98


рованию характера и обсессивному неврозу. Мировую извест­ность получила его книга: «The Life and Works of Sigmund Freud» 1-3 vol. (1953-57).

Донцов Александр Иванович

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Занимается проблемами социальных конфликтов. Имеет более 90 научных работ.

Основные работы: « Проблемы групповой сплоченности» (1984); «Концепции социальных представлений в современной французской психологии» (в созвт., 1987).

Граник Генриетта Григорьевна (родилась 9 ноября 1928 г.) - известный российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии речи. Доктор психологических наук (1981), профессор (1996), действительный член (академик) Российской академии образования (1995), главный научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО», дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (1997, 2008). За серию учебников по русскому языку и литературе награждена премией им. К.Д. Ушинского (1973) и медалью его имени (1999).

Закончив факультет русского языка и литературы Московского государственного заочного пединститута (1959), Г.Г. Граник преподавала русский язык и литературу в общеобразовательных школах. С 1963 г. работает в Психологическом институте РАО, пройдя путь от младшего до главного научного сотрудника. С 1980 г. возглавляет в ПИ РАО группу психологических основ построения школьных учебников.

В 1965 г. Г.Г. Граник защитила кандидатскую диссертацию "Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков", в 1980 г. - докторскую диссертацию "Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений".

Основные направления многолетних теоретико-экспериментальных исследований Г.Г. Граник связаны с изучением психологических механизмов формирования грамотной речи учащихся, разработкой теории создания школьного учебника нового типа по русской филологии, проблемой психологических приемов понимания учебных и художественных текстов.

Труды Г.Г. Граник совместно с сотрудниками позволили создать принципиально новое направление в педагогической психологии - «Школьный учебник». При этом были разработаны не только теоретические основы учебника нового типа (отражены в коллективных монографиях «Психологические проблемы построения школьных учебников» (1979) и «Психолога-дидактические основы создания учебников по русской филологии» (2007)), но и учебно-методический комплект учебников для первой и второй ступеней образования. Под научным руководством Г.Г. Граник был создан УМК «Русский язык. 1-9 классы». В него вошли 24 учебника по русскому языку, две программы, девять методических пособий. Также были изданы четыре «Спутника учебника», шесть учебных книг по литературе.

Кроме того, авторским коллективом под руководством Г.Г. Граник созданы экспериментальный учебник «Синтаксис и пунктуация русского языка» (1970) и учебные книги «Секреты пунктуации» (1987), «Секреты орфографии» (1991), «Речь, язык и секреты пунктуации» (1995). Также Г.Г. Граник является автором и научным редактором серии книг, в том числе для учителей, в которых рассмотрены психолога-педагогические приемы работы учащихся с учебником, освоения содержащегося в нем материала («О путях повышения эффективности обучения русскому языку в школе» (1970, 1971, 1972), «Учитель, учебник и школьники» / в соавт. (1977); «Как учить школьника работать с учебником»/ в соавт., (1987); «Когда книга учит»/ в соавт. (1988, 1991, 1995); «Как учить работать с книгой» / в соавт. (1995, три издания); «Дорога к книге» / в соавт. (1996); «Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы»/ в соавт. (1999, 2001)). Всего под руководством Г.Г. Граник написано свыше 50 учебников и учебных книг по русскому языку и литературе.

Г.Г. Граник разработаны теоретические основы нового психолога-педагогического направления в учебниковедении - «Школьное литературоведение на психологической основе» (учебные книги «И снова о Пушкине» / в соавт. (1999), «Драматурги, драматургия, театр» / в соавт. (2001), «Русская литература: От былин до Крылова» / в соавт. (2007),

В процессе создания учебников и учебных книг под руководством Г.Г. Граник проводятся комплексные исследования по широкому кругу проблем, среди которых: психологические закономерности усвоения предмета и адекватные им формы репрезентации учебного материала; учет возрастных физиологических особенностей и возможностей школьника на каждом этапе обучения; психологические закономерности внимания и памяти; проблемы понимания; приемы работы с книгой и обучение такой работе; восприятие текстов художественной литературы; разработка принципов и приемов воспитания читателя средствами учебника; создание условий для возбуждения и поддержания познавательного интереса, повышения активности и самостоятельности школьника в учебном процессе; поиск средств снижения ситуативной тревожности; и др.

Многоаспектность работы по проектированию школьного учебника предполагает создание специальных научных коллективов, которыми под руководством Г.Г. Граник созданы экспериментальные учебники и по другим дисциплинам (английскому языку, математике и др.).

Секреты орфографии. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А.

М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

Авторы книги в занимательной, доступной для учащихся форме рассказывают об основных орфографических правилах русского языка. Рассказ сопровождается заданиями с кличами (ответами), играми, красочными иллюстрациями. Поэтому книга может быть использована как учебная и на уроке, и во внеклассной работе.

Прочитав первую часть этой книги, вы узнаете, как возникла письменность, что обозначается в русском языке буквами;
раскроете "секреты" правописания: безударных гласных, сомнительных и непроизносимых согласных, ъ и ь;
гласных после шипящих, ы и и после ц; научитесь составлять инструкции к орфографическим правилам;
узнаете, как надо тренировать различные виды памяти.

Прочитав вторую часть этой книги, вы узнаете, что есть орфографические правила, которые трудно применить, если не умеешь быстро находить приставку, корень, суффикс, окончание;
научитесь правильно подбирать родственные слова;
раскроете «секреты» правописания: приставок, корней с чередующимися гласными;
поупражняетесь в правописании слов, которые не подчиняются правилам.

Формат: djvu

Размер: 9, 5Мб

Скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Про эту книгу
ЧАСТЬ I
ГЛАВА I. Дорога к письменности
Как обходились без письма?
Древние письмена
ГЛАВА II. Кто-кто в алфавите живёт?
Как возникла наша письменность?
Меня зовут фонема
Для всех ли фонем есть буквы?
ГЛАВА III. В путь за «главным» принципом
«Ошибкоопасные» места
Тайна фонемы
Опасные согласные
На сцене гласные
Выходим на «главное» правило
ГЛАВА IV. «Фонемные» и «нефонемные» правила
«Фонемы повелевают буквами»
Когда ь пишется, а когда не пишется?
Ваши старые знакомые
Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»!
«Нефонемное» правило
ГЛАВА V. Kак «оседлатъ» правило?
Волшебное средство - «самоинструкция»
Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам
ГЛАВА VI. Память и грамотность
ЧАСТЬ II
ГЛАВА VII. Из чего строятся слова?
Строительная работа морфем
Где же хранятся слова?
ГЛАВА VIII. Приставки-труженицы
Поговорим о всех приставках сразу
Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа)
Нарушители главного правила (приставки второй группы)
Самые трудные! (Приставки третьей группы)
Что может означать приставка при-?
Что может означать приставка пре-?
Тренируемся на все вместе
ГЛАВА IX. Смотри в корень!
Слова-«родственники»
Кто командует корнями?
Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!»
«Пересаженные» корни
Маленький «загадочный» театр
Послесловие