Рассеянность внимания – это достаточно серьезно нарушение нервной системы, с которым может столкнуться любой человек. Иногда рассеянность проходит самостоятельно, а иногда, наоборот, провоцирует еще большие проблемы.
Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять сильный дискомфорт и мешать нормальной жизнедеятельности. Так что же представляет собой рассеянность и невнимательность с медицинской точки зрения, как проявляется это состояние и как с ним бороться?
Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.
Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает в центр нашего сознания, остальные элементы воспринимаются слабо, не отчетливо, но при этом направление нашего внимания может изменяться.
Внимание бывает нескольких типов:
В первую очередь рассеянность – это состояние невнимательности, постоянной забывчивости, которое постоянно сопровождает человека. Стоит помнить, что человек не рождается с рассеянностью, он ее приобретает в течение своей жизни.
Наличие этого нарушения в повседневной жизни могут привести к различным проблемам, а иногда к достаточно серьезным. Общение с такими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться очень тяжело. Поэтому это состояние нужно лечить, чтобы оно не привело к более серьезным последствиям.
Рассеянное внимание может быть разных видов:
Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.
Это вид сбоя может проявиться из-за , постоянных , а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.
Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.
Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.
При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.
Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:
Рассеянность внимания — болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:
Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:
Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:
Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.
Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.
Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:
Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:
Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:
Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:
Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:
Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:
Корректирование рассеянности у ребенка можно проводить при помощи занятий, которые направлены на улучшение концентрации. Во время этих занятий решаются различные головоломки, логические задачи. Все занятия нужно четко распределить на день, при этом обязательно основное время должно быть выделено для физической активности и отдыха. Однако если это лечение не дает результаты, то можно использовать и другие типы лечения.
Основные лекарственные средства, которые позволяют бороться с рассеянностью, забывчивостью и невнимательностью у ребенка – это психостимуляторы, которые нужно принимать только под контролем врача:
Все препараты имеют противопоказания и побочные явления, поэтому перед применением обязательно изучите инструкцию по применению.
Во время физиотерапевтического лечения проводятся следующие процедуры:
Как развить внимательность — будет полезно и детям и взрослым:
Важную роль при проблемах у своего ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны выполнять следующие требования:
Внимание у ребенка необходимо тренировать с самого детства, чтобы в дальнейшем у него не возникло состояния неусидчивости, потерянности и рассеянности. Желательно его заинтересовывать различными развивающими играми. Еще в грудном возрасте нужно показывать разные игрушки и называть их, чтобы он уже мог сосредоточить внимание на них.
Если вдруг вы уже заметили у своего ребенка признаки расстройства внимания, то необходимо на начальном этапе начать самостоятельно развивать внимательность и целеустремленность.
Купите развивающие игры, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и каждое занятие доложен выполнять до конца, а для облегчения этого процесса родители должны ему в этом помогать.
9 8 533 0
Захлопнуть дверь и оставить внутри ключи; начать разговор и тут же забыть его смысл. В подобных ситуациях одни обвинят себя в чрезмерной забывчивости, другие – в рассеянности. Люди с , склонные все драматизировать, могут также приписать себе развитие слабоумия.
Одна из наиболее известных форм – . По данным Всемирной организации здравоохранения, болезнью Альцгеймера страдает около 46 миллионов человек в мире.
Прогнозы ученых не утешительные – примерно через 30 лет эта цифра может увеличиться втрое. Попробуем выяснить, в каких случаях признаки забывчивости или рассеянности являются поводом для обращения к специалисту.
Вам понадобятся:
Рассеянность нужно рассматривать с точки зрения расстройства внимания. Когда мы говорим о забывчивости, подразумеваем расстройство памяти. Глубина этого расстройства зависит от множества факторов.
Рассеянность внимания и нарушения памяти – отнюдь не одно и то же. Рассмотрим это на примерах:
Способности многих хозяек исполнять несколько задач одновременно мог бы позавидовать Юлий Цезарь. Однако увлекательный разговор по телефону может отвлечь любую женщину. В результате каша подгорела, ребенок разрисовал обои, а кот ободрал угол дивана. “Я такая рассеянная, ” – скажет о себе хозяйка, после того, как заметит оплошность. В данном случае внимание женщины переключилось на посторонний раздражитель, что и послужило причиной для таких последствий.
Студенту на день рождения подарили новый велосипед. Во время лекции юноша, предавшись мечтам о подарке, совсем не замечает, что говорит профессор. Мечтатель вряд ли ответит на вопрос по теме лекции. Невнимательность студента будет вызвана погружением его в мир внутренних переживаний и абсолютную невовлеченность к происходящему в реальности.
Также бывает, что расстроенный чем-то человек, погруженный в свои переживания, может пропустить нужную ему остановку или даже выйти из квартиры в домашних тапочках. В данной ситуации целесообразно говорить о рассеянности, несосредоточенности внимания, а не о забывчивости.
Говоря о забывчивости, подразумевают неспособность запоминать определенную информацию или быстро забывать ее.
Следует брать во внимание факт избирательности памяти. Мы более прочно запоминаем ту информацию, которая для нас наиболее значима. Плохая способность запоминать исторические даты или имена известных людей – не повод для беспокойства. Скорее всего, данная информация не столь важна для вас и не вызывает сильного эмоционального стимула для ее запоминания.
Снова возьмем в качестве примера домохозяйку, которая, переделав за день много дел, решила отдохнуть и почитать книгу. Через некоторое время женщина вернется к своим привычным обязанностям и вряд ли вспомнит имена героев из прочитанного романа. Вечером она в мельчайших подробностях воспроизведет мужу, как прошел ее день и упомянет за книгу с огорчением, что не может пересказать ее содержание. Мужчина с иронией отнесется к забывчивости своей супруги, но когда придет время для родительского собрания окажется, что он не помнит, в каком классе учатся его дети. В данном случае можно сказать об отличиях мотиваций у мужа и жены к запоминанию различной информации.
Таким образом, забывчивость – это сложности с памятью, а рассеянность – с вниманием.
Оба эти явления относятся к нарушениям когнитивных (познавательных) процессов. Рассеянность и забывчивость не относятся к симптомам какого-либо серьезного заболевания, а являются следствием усталости, нарушений сна, неправильного образа жизни. Другое дело, когда излишняя степень рассеянности или забывчивости вызывает для человека сложности во всех сферах его жизнедеятельности.
К тревожным признакам, требующим немедленной медицинской диагностики, относятся неспособность человека запоминать информацию, полученную только что, а также патологическая неспособность заставить себя запомнить любую информацию.
К наиболее распространенным причинам, вызывающим патологии психических процессов, относят:
В случае выявления хотя бы одной из перечисленных причин, врач подберет оптимальные методы лечения.
Дети с таким диагнозом отличаются от сверстников тем, что неспособны даже короткое время усидеть на одном месте и сконцентрировать внимание на одном объекте. испытывает трудности в учебе и общении со сверстниками. В то время как развитие познавательных процессов у дошкольников постепенно приобретает произвольный характер, у детей СДВГ этот процесс тормозит.
Прежде всего следует исключить употребление гиперактивным ребенком высокоуглеводных продуктов, ограничить количество сладостей, консервантов, ароматизаторов и других продуктов, способных вызвать аллергические реакции.
Необходимо соблюдать режим дня, заменить просмотр телевизора и компьютерные игры на прогулки, подвижные игры или занятия в спортивных секциях. Переутомление негативно сказываются на нервной системе слишком активного малыша, поэтому в данном случае очень важно не переусердствовать.
Поводом для немедленной консультации специалиста являются следующие признаки, при которых ребенок или человек:
В случаях, когда после сдачи необходимых лабораторных анализов и инструментальных обследований, диагноз расстройства психики подтверждается, врач назначает необходимое лечение.
Лечение проводится комплексно и включает в себя психотерапевтические, психокоррекционные методы и прием специальных лекарственных препаратов – психостимуляторов, таких как: глицин, фенибут, пирацетам, биотредин.
В комплекс борьбы с дефицитом внимания и повышенной активностью входят различные физиологические методы лечения, такие как лазерная терапия, магнитотерапия, УФО носоглотки, ингаляционные процедуры.
Ниже представлены методы, которые помогут не только улучшить память и внимание, но и избежать серьезных проблем, связанных с нарушением умственной деятельности в дальнейшем.
Несколько лет назад специалисты в области психических процессов рекомендовали тренировать память интеллектуальными нагрузками. Современные врачи и исследователи считают, что в первую очередь следует соблюдать правила сбалансированного питания.
Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.
Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.
Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.
Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.
Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.
Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.
Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.
Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.
Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.
Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.
Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).
Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:
У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:
Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.
Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.
Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.
Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.
Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:
Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.
Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».
Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:
Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:
Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.
При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».
Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:
Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия,
представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:
Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.
К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:
Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.
Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.
Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:
Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.
У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.
Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.
Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:
Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.
В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.
В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).
Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.
Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.
Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).
Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.
Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.
Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.
Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.
Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.
Всем здравствуйте! Забывчивость и рассеянность, такие, незначительные на первый взгляд, нюансы, на самом деле способны разрушить профессиональную и личную жизнь человека, а если не разрушить, то сильно усложнить. Ведь согласитесь, сложно двигаться к своей цели, когда из головы вылетает куча информации?
Если у вас выходит усваивать информацию, запоминать её и потом воспроизводить, когда это необходимо – у вас отличная память. Но как только в одном из этих этапов происходит сбой, то пора призадуматься, а верно ли вы с собой обращаетесь? Потому что забывчивость или невнимательность не являются врождёнными, за исключением случаев психиатрических отклонений. Значит они, возникают вследствие нашего неправильного образа жизни. Давайте для начала разграничим эти два понятия, ведь они обозначают немного разные состояния.
Забывчивость – это непосредственно сложности с памятью. Помните, в статье , мы с вами рассматривали, что она бывает кратковременной и долговременной? Так вот, информация, которая попала в кратковременный резервуар, очень быстро из него испаряется. Чтобы сохранить её в долговременной зоне, следует произвольно обратить на неё внимание. И вот тут подключается рассеянность, а именно, сложности с концентрацией этого самого внимания. И эти два фактора могут являться причиной целых катастроф, в случае, если человек с каким-либо из вышеуказанных нарушений несёт ответственность за других людей, к примеру, управляя самолётом или поездом.
Симптомы, думаю, знакомы каждому: ощущение безразличия к каким-то процессам и событиям, невозможность сосредоточиться и сконцентрироваться, проживание бессилия, чрезмерная расслабленность, бездеятельность. Частое проживание скуки, безуспешные попытки вспомнить что-то важное, приводящие к раздражительности и неудовлетворённости. Иногда возникает эффект дежавю, то есть, когда кажется, что происходящее сейчас уже случалось ранее. Чрезмерная расслабленность, порой похожая на безответственность и беспечность, вследствие чего у окружающих возникает желание взять под свой контроль выполнение каких-то ваших обязательств или вообще, вашу жизнь.
Но прежде, чем искать методы, как с этим бороться, давайте исследуем вероятные причины возникновения нарушений в когнитивных процессах.
Она не то что наполнена чередой событий, она просто переполнена. Не удивительно, что его организм периодически даёт сбой. Огромный объём информации просто невозможно уловить и удержать в голове. Ведь этой атаке мы подвергаемся как на улице, наблюдая бесчисленные биг борды и объявления, так и дома, невольно просматривая рекламу и новости, переписываясь в социальных сетях и общаясь по мобильному телефону. Так что не удивительно, что мозг, в попытках защититься, просто-напросто отключает некоторые процессы.
А мы ведь с вами знаем, к каким разрушительным последствиям приводит недостаток сна, так что забывчивость – это ещё цветочек по сравнению с депрессией, тяжёлым хроническим заболеванием или онкологией. Если не помните всех последствий недостатка сна, почитайте .
Наш организм состоит на 70% из воды, это знает каждый школьник, но употребление газированных напитков, кофе и прочего не насыщает его необходимым количеством жидкости, из-за чего очень сильно страдает мозг, давая сбои.
Снижают эффективность мышления, скорость восприятия и вызывают спазмы сосудов, нарушая деятельность не только мозга, но и организма в целом, вызывая даже изменения в психике.
Плохая память порой является следствием диет, которые просто повергают мозг в шок из-за недостатка углеводов, жиров и прочего. Чаще всего грешат этим женщины, не зря ведь даже существует формулировка «девичья память».
Могут приводить к состоянию хронической усталости, то есть к нервно-психической слабости. При такой слабости, становится очень сложно концентрироваться и вообще, запоминать информацию, хотя бы в силу того, что она становится для человека не актуальной. Об этом заболевании можете .
Как ни парадоксально это выглядит, но невнимательность может возникать по причине чрезмерной сосредоточенности. Сейчас объясню. Когда мы увлечены каким-то процессом, мы можем не отслеживать моменты, происходящие вокруг. Ну, с кем не бывало, что задумавшись, вы не замечали, как добирались с работы до дома? Вот так и изобретатели, чрезмерно погрузившись в свои идеи, они способны творить гениальные творения, но при этом совсем беспомощны в быту.
Обыденность также мешают концентрироваться и отслеживать события. Ведь, когда процесс идёт по накатанной, он не требует нашего включения, а значит, сознание направляет внимание на внутренние процессы.
Если заметили, что появилась рассеянность, попробуйте прислушаться к общему состоянию, ведь нередко эти проблемы вызывают такие заболевания, как опухоль, эпилепсия, атеросклероз, провоцируют черепно-мозговые травмы, инфекции и нарушения в работе щитовидной железы.
Самое главное – учитесь замечать себя в настоящем моменте, тогда и с концентрацией не будет возникать сложностей. Какой бы обыденной ни казалась жизнь, она всё равно разнообразна, стоит только оглянуться, и вы заметите всё её многообразие. Если не знаете как, почитайте статью
Специалисты определяют рассеянность, как состояние внимания, выражающееся в неспособности человека сосредоточиться на событиях и действиях. Еще рассеянность называют несобранностью, невнимательностью и забывчивостью; иногда подчеркивается, что это не порок, а всего лишь свойство натуры, или характера.
Однако ни один человек не рождается рассеянным – конечно, речь не идет о врожденных психических отклонениях. Некоторые люди, желая утешить своих невнимательных знакомых, называют рассеянность «милым недостатком», но есть немало случаев, когда этот недостаток становился причиной настоящих трагедий: например, оборачивался нарушением техники безопасности на производстве или дорожной аварией. Разумеется, не все рассеянные люди представляют угрозу безопасности общества, но проблем они создают достаточно: на работе они неэффективны, а в семье не могут построить отношения, создавая бытовые «катаклизмы» и забывая о насущных нуждах близких – все списывается на рассеянность и слабую память.
Рассеянность не имеет отношения к нарушениям памяти – это нарушение внимания, причем черта эта в подавляющем большинстве случаев не врожденная – она приобретается в процессе жизни. Следовательно, от рассеянности можно и нужно избавляться, если вам хочется наладить свою жизнь, и перестать доставлять себе и окружающим мелкие, а возможно и крупные неприятности.
Специалисты выделяют два основных вида рассеянности: подлинную и мнимую.
В первом случае рассеянность действительно может быть обусловлена проблемами со здоровьем: это неврастения, анемии разных видов, болезни дыхательной системы и носоглотки, синдром хронической усталости и сильное переутомление. Люди в таких случаях с трудом могут удерживать внимание на чем-то конкретном, а отвлекаются легко – чтобы сосредоточиться на действии или предмете, им приходится прикладывать немало волевых усилий.
Мнимая же рассеянность, как это ни парадоксально звучит, часто возникает именно по причине сосредоточенности, но чрезмерной, когда внимание направлено на что-то одно, а остальных предметов и явлений человек не замечает. К этому виду и относят «рассеянность великих»: ею нередко «страдают» ученые, профессора, руководящие работники, и даже бизнесмены и политики – рассеянность последних обходится другим людям довольно дорого.
В западной культуре существует убеждение, что рассеянных людей «не исправить», но такая точка зрения ни на чем не основана – людям просто не хочется собой заниматься. А вот на востоке рассеянных мало: восточному человеку не придет в голову оправдывать свое невнимание к окружающему миру слабой памятью и особенностями характера.
Так что рассеянность – не фатальное свойство, и ее причины вполне можно устранять своими силами.
В нашей власти наладить свой режим сна и отдыха, научиться избегать стрессовых ситуаций, устроить для себя сбалансированное питание и отказаться от вредных привычек. Уже того, что здесь перечислено, нередко бывает достаточно, чтобы рассеянность отступила; если же справиться с ней до конца не получается, возможно, дело в нехватке определенных веществ – например, витаминов группы В, и особенно фолиевой кислоты и В12.
Фолиевой кислотой, необходимой мозгу для нормальной работы, богаты арахис, печень домашнего скота и птицы, фасоль, зеленый салат и шпинат, орехи и семечки, брокколи и черемша, ячневая крупа и хрен, грибы и лук-порей, цитрусовые и цельные злаки, томаты и яйца. В некоторых из перечисленных продуктов немало и витамина В12, а еще он есть в морепродуктах и морской рыбе, мясе кролика, сыре и сметане. Если следить, чтобы эти продукты всегда были в рационе – их можно чередовать и сочетать, - проявления рассеянности существенно уменьшатся или вообще исчезнут.
Правда, к этому стоит добавить и некоторые способы тренировки памяти, и медитацию, а еще - начать учиться жить и действовать так, чтобы для рассеянности не оставалось места.
Женщин это касается особенно: не потому, что они забывчивее или невнимательнее мужчин – просто им нередко приходится заниматься несколькими делами одновременно. Психологи рекомендуют приучить себя неукоснительно выполнять некоторые правила.
Для начала, как это ни грустно, придется отказаться от привычки выполнять сразу несколько дел: занимайтесь чем-то одним в определенный момент времени. Когда внимание восстановится, можно будет все вернуть «на место», но без фанатизма.
Начинайте любое дело после того, как четко продумали последовательность действий. В целом, предлагается все действия проделать мысленно – на это уйдет некоторое время, но вы уже вряд ли забудете, куда хотели направиться, что хотели сказать, взять, принести, сделать и т.д.
Другие советы: ассоциировать свои мысли с определенными образами, подбирать визуальные подсказки – это можно делать, но есть и такой выход – не откладывать мелкие дела «на потом». Если же для выполнения задачи требуются подготовка и время, немедленно составляйте для себя письменную подсказку-напоминалку (а лучше несколько, на ярких липких листочках), и оставляйте ее в том месте, где бываете чаще всего: на кухне, в ванной или на зеркале в прихожей. Прием с зеркалом помогает многим женщинам – ведь мы смотримся в него не один раз за день.
Еще один, довольно неожиданный совет – записывать в специальный блокнот все, что связано с вашей рассеянностью. Например, вы забыли сделать что-то важное, и на этой почве возникли проблемы, или даже неприятности – запишите это, и делайте так каждый день: через несколько недель вы заметите, что случаев рассеянности становится меньше.
Перестаньте жить «на автомате», и начните осознавать себя в каждый момент времени – будьте «здесь и сейчас». Начать можно с самого простого: выполняя действия, проговаривайте вслух, что именно вы делаете. Буквально вот так: «я закрываю дверцу машины», «я выключаю электроплиту», «я принимаю лекарство» - постепенно вы научитесь отслеживать свои действия в любых ситуациях, и «оторванность от мира» исчезнет. Автоматизм нередко является следствием переутомления: мозг нуждается в отдыхе, и ему все равно, что с вами случится, если вы забудете о каком-то деле, важном для вас – он просто отключит внимание, и вы начнете действовать неосознанно и машинально. Пересмотрите свои дела и обязанности: возможно, какие-то из них можно доверить другим, а от каких-то вообще отказаться, и прекрасно без них обойтись, пока ваша рассеянность не привела к какой-нибудь жизненной катастрофе.
Если избавиться от рассеянности самостоятельно не удается, придется идти к специалисту: возможно, это скрытая депрессия или другое заболевание ЦНС – тогда потребуется специальная терапия, в том числе и лекарственная.
Рассеянность внимания – такой психологический термин, под которым принято понимать нарушение центральной нервной системы, причем оно является довольно серьезным и возникнуть может практически у любого человека.
Для того чтобы ответить на вопрос, что такое рассеянность, нужно сначала определиться с тем, что мы будем понимать под словом «внимание». Это такой психологический процесс, который позволяет обрабатывать информацию, поступающую извне. Другими словами, внимательность и внимание можно еще назвать способностью сосредоточиться на каком-либо объекте, предмете или действии. За счет внимания человек не только ориентируется в жизни, но и может осуществлять те или иные действия.
В случае, когда человек не может сосредоточиться на чем-либо и постоянно что-то забывает, можно говорить о рассеянности и невнимательности. Примечательно, что они не появляются у человека от рождения, а приобретаются в процессе жизни ввиду тех или иных обстоятельств. У рассеянных людей может возникать масса проблем, и это не удивительно, ведь с ними крайне неудобно общаться, хотя бы потому, что они постоянно все забывают.
Существует три основных вида рассеянности:
Первый вид невнимания появляется у людей, которые долго выполняют монотонную работу. Также он может возникнуть в результате головных болей или проблем со сном, а также из-за наличия хронических заболеваний (особенно связанных с центральной нервной системой).
Минимальная рассеянность характерна для тех людей, которые глубоко сосредоточены на своих внутренних переживаниях и в связи с этим мало концентрируются на том, что считают не очень важным. Такой вид невнимательности в психологии иногда называют профессорской. Под поэтической рассеянностью принято понимать такую невнимательность, которая возникает потому, что человек почти всегда витает в облаках или фантазирует. Зачастую это творческие люди – поэты, художники, писатели.
Нарушение внимания у разных людей может проявляться по-разному. Например, это может быть недостаточная концентрация, за счет чего человек плохо запоминает то, что он увидел или услышал. Это нарушение может возникать как во взрослом возрасте, так и у детей.
Рассеянность может проявляться также в виде ригидности – это когда человек медленно и заторможенно переключается с одной темы на другую. Она может проявляться у людей с нарушениями психики или быть обусловлена типом темперамента. В частности, такое свойство присуще флегматикам.
Невнимательным может быть еще и человек, у которого имеется такая черта, как неустойчивость, т.е. скачкообразное внимание. Такие люди перескакивают с одной темы на другую и потому не могут хорошо запомнить ни той, ни другой. Часто это бывает в детстве, особенно у гиперактивных ребятишек.
Можно ли справиться с рассеянностью, и какими способами это делать? Ответить на эти вопросы можно, только если разобраться в том, каковы причины рассеянности.
Сначала поговорим о том, что есть физиологические факторы, которые приводят к невнимательности. К ним относятся физическая и эмоциональная усталость, бессонница, диеты, а также наличие профессии, требующей от человека выполнения нудных и однотипных действий. Люди, которые чрезмерно сосредоточены только на одном объекте или предмете, допустим на научной работе, тоже могут страдать таким расстройством, как несобранность.
Стоит отметить, что при этом у них не страдают другие психологические характеристики, например память. Она, наоборот, улучшается – просто дело в том, что ученые часто отбрасывают то, что им не нужно, и сосредоточиваются только на том, что их в действительности очень интересует.
Невнимательностью часто страдают люди пожилого возраста. У стариков с годами ослабевает концентрация внимания и возникают его расстройства. Но бывает и так, что вполне молодые люди могут быть рассеянными. У них причины этого кроются зачастую в нарушении функций организма или болезнях, таких как остеохондроз, артериальная гипертензия, атеросклероз, шизофрения, эпилепсия и т.п. Кстати, при беременности у женщин тоже нередко могут возникать нарушения внимания.
Отдельно стоит поговорить о том, какое значение имеет невнимательность в детском возрасте. Развитие внимания у детей во многом зависит от родителей – в частности, от того, насколько много они занимаются с ребенком. Самое главное, что взрослые должны стараться воспитывать в своих детях, – это самоконтроль. Если он не развивается, то у ребенка внимание будет «порхающее» он не сможет глубоко сконцентрироваться ни на чем.
Кстати, ученые говорят, что причинами детской рассеянности могут быть на первый взгляд безобидные вещи: увлечение сладостями, консерванты и пищевые добавки, нехватка магния и железа и т.п. Заметить, что ваш ребенок склонен к рассеянности, легко – он гиперактивен, неусидчив, постоянно суетится, часто переключается с одного дела на другое и т.п. Уберите из рациона малыша ненатуральные продукты, а еще лучше обратиться к профессиональному психологу, чтобы он посоветовал, как преодолеть возникающие проблемы.
Как избавиться от рассеянности и невнимательности? Есть несколько советов, которые могут помочь человеку стать более сосредоточенным и понять, как бороться с рассеянностью. Не обязательно сразу обращаться к врачу или психологу. Можно начать с простых шагов: наладить режим дня, постараться избегать стрессов и конфликтов, начать сбалансированно питаться, а также отказаться от вредных привычек.
Если этого окажется недостаточно, чтобы побороть рассеянность, то причина может оказаться в недостатке определенных веществ – фолиевой кислоты и витаминов группы В, которые могут помочь преодолеть забывчивость. Первая содержится в таких продуктах, как черемша, печень птицы, шпинат, орехи, цитрусовые и яйца. Полезный витамин В12 есть в морской рыбе и других морепродуктах, сметане и сыре.
Но как справиться с рассеянностью навсегда? Только режима дня и правильного питания зачастую бывает недостаточно, чтобы ее победить. Существуют специальные методики тренировки памяти и медитации.
Стоит отметить, что от природы женщины более рассеянны, чем мужчины. Дело в том, что они обычно склонны выполнять сразу несколько действий. Например, красить губы, смотреть любимый сериал и разговаривать по телефону. От этой привычки, если вы поймали себя на мысли, что многое забываете, стоит отказаться.
Постарайтесь распределить все свои дела и выполнять их в строго определенном порядке. Ведь согласитесь, ничего страшного не случится, если вы сначала поговорите по телефону, а потом накрасите губы. Избавляться от невнимательности стоит планомерно: продумывайте свои действия на несколько шагов вперед, а прежде чем приступать к чему-то, сначала мысленно сделайте то, что вы хотели. Есть еще несколько советов: старайтесь класть вещи на свое место, не откладывайте «на потом» мелкие дела, пишите себе «напоминалки» – и через некоторое время вы заметите, что рассеянность вас больше не беспокоит…
Всем здравствуйте! Забывчивость и рассеянность, такие, незначительные на первый взгляд, нюансы, на самом деле способны разрушить профессиональную и личную жизнь человека, а если не разрушить, то сильно усложнить. Ведь согласитесь, сложно двигаться к своей цели, когда из головы вылетает куча информации?
1.Современная жизнь человека
Если у вас выходит усваивать информацию, запоминать её и потом воспроизводить, когда это необходимо – у вас отличная память. Но как только в одном из этих этапов происходит сбой, то пора призадуматься, а верно ли вы с собой обращаетесь? Потому что забывчивость или невнимательность не являются врождёнными, за исключением случаев психиатрических отклонений. Значит они, возникают вследствие нашего неправильного образа жизни. Давайте для начала разграничим эти два понятия, ведь они обозначают немного разные состояния.
Забывчивость – это непосредственно сложности с памятью. Помните, в статье про виды памяти, мы с вами рассматривали, что она бывает кратковременной и долговременной? Так вот, информация, которая попала в кратковременный резервуар, очень быстро из него испаряется. Чтобы сохранить её в долговременной зоне, следует произвольно обратить на неё внимание. И вот тут подключается рассеянность, а именно, сложности с концентрацией этого самого внимания. И эти два фактора могут являться причиной целых катастроф, в случае, если человек с каким-либо из вышеуказанных нарушений несёт ответственность за других людей, к примеру, управляя самолётом или поездом.
Симптомы, думаю, знакомы каждому: ощущение безразличия к каким-то процессам и событиям, невозможность сосредоточиться и сконцентрироваться, проживание бессилия, чрезмерная расслабленность, бездеятельность. Частое проживание скуки, безуспешные попытки вспомнить что-то важное, приводящие к раздражительности и неудовлетворённости. Иногда возникает эффект дежавю, то есть, когда кажется, что происходящее сейчас уже случалось ранее. Чрезмерная расслабленность, порой похожая на безответственность и беспечность, вследствие чего у окружающих возникает желание взять под свой контроль выполнение каких-то ваших обязательств или вообще, вашу жизнь.
Но прежде, чем искать методы, как с этим бороться, давайте исследуем вероятные причины возникновения нарушений в когнитивных процессах.
А мы ведь с вами знаем, к каким разрушительны м последствиям приводит недостаток сна, так что забывчивость – это ещё цветочек по сравнению с депрессией, тяжёлым хроническим заболеванием или онкологией. Если не помните всех последствий недостатка сна, почитайте тут.
Наш организм состоит на 70% из воды, это знает каждый школьник, но употребление газированных напитков, кофе и прочего не насыщает его необходимым количеством жидкости, из-за чего очень сильно страдает мозг, давая сбои.
Снижают эффективность мышления, скорость восприятия и вызывают спазмы сосудов, нарушая деятельность не только мозга, но и организма в целом, вызывая даже изменения в психике.
Плохая память порой является следствием диет, которые просто повергают мозг в шок из-за недостатка углеводов, жиров и прочего. Чаще всего грешат этим женщины, не зря ведь даже существует формулировка «девичья память».
Могут приводить к состоянию хронической усталости, то есть к нервно-психической слабости. При такой слабости, становится очень сложно концентрироваться и вообще, запоминать информацию, хотя бы в силу того, что она становится для человека не актуальной. Об этом заболевании можете почитать тут.
Как ни парадоксально это выглядит, но невнимательность может возникать по причине чрезмерной сосредоточенности. Сейчас объясню. Когда мы увлечены каким-то процессом, мы можем не отслеживать моменты, происходящие вокруг. Ну, с кем не бывало, что задумавшись, вы не замечали, как добирались с работы до дома? Вот так и изобретатели, чрезмерно погрузившись в свои идеи, они способны творить гениальные творения, но при этом совсем беспомощны в быту.
Обыденность также мешают концентрироваться и отслеживать события. Ведь, когда процесс идёт по накатанной, он не требует нашего включения, а значит, сознание направляет внимание на внутренние процессы.
Если заметили, что появилась рассеянность, попробуйте прислушаться к общему состоянию, ведь нередко эти проблемы вызывают такие заболевания, как опухоль, эпилепсия, атеросклероз, провоцируют черепно-мозговые травмы, инфекции и нарушения в работе щитовидной железы.
Самое главное – учитесь замечать себя в настоящем моменте, тогда и с концентрацией не будет возн икать сложностей. Какой бы обыденной ни казалась жизнь, она всё равно разнообразна, стоит только оглянуться, и вы заметите всё её многообразие. Если не знаете как, почитайте статью «Как научиться жить здесь и сейчас: осознанно и в данном моменте?». А на сегодня всё, уважаемые читатели! Кстати, на правах рекламы, вконтакте я создал группу о саморазвитии, рад буду вас там видеть. До скорых встреч.
Одна из самых распространенных причин рассеянности – рутина. Привычная деятельность чаще всего выполняется по инерции, автоматически, внимание в это время сосредоточено на чем-то другом. И если человека отвлечь, он, скорее всего, не сможет вспомнить, на какой стадии закончил работу. Кроме этого, причинами рассеянного внимания могут быть стресс, умственная или физическая усталость, возраст, наличие внешних или внутренних отвлекающих факторов.
Если ваша внимательность страдает из-за монотонности работы, психологи рекомендуют не полагаться на привычку, а контролировать каждый этап и ключевые моменты с участием сознания. Всегда проверяйте, все ли действия вы выполнили. Останавливайтесь между этапами работы, мысленно планируйте дальнейшие операции.
Вы стали замечать, что вам все труднее фокусироваться на чем-то одном? Уже срывали обещанные действия, просто потому, что банально это выпало у вас из головы? Поздравляю! У вас рассеянность внимания.
Это не есть хорошо, поскольку спад концентрации и внимания говорит о том, что работа лобных долей мозга нарушена. Причины могут быть абсолютно различные. Точный диагноз может поставить только квалифицированный специалист, мы же разберем случаи, при которых рассеянное внимание не результат болезни, а результат образа жизни.
Итак, первой причиной спада внимания является обычная усталость. Мы живем в век высоких технологий, информационного бума, активного движения. Стараемся все успеть, все узнать, все сделать. В результате, наш мозг просто не справляется с обилием информации и ставит защитную блокировку, отсекая все, что, по его мнению, нам не нужно. Это не признак начинающегося склероза, это повод пересмотреть свою жизнь. Насколько вы загружены, есть ли что-либо, от чего вы можете избавиться без ущерба для себя и своей семьи? Могу поспорить, что таких ненужных дел обнаружится как минимум 30%. Вот и отсеките их от себя.
Очень хорошо в этом вопросе помогает план-график на следующий день. Заведите себе ежедневник или просто пишите на листочке каждый вечер те дела, которые вам нужно выполнить завтра. Такой план поможет вам не распыляться на то, что не требует немедленного внимания и позволит удержать в памяти то, что необходимо.
Если в вашей жизни постоянно происходят неприятные для вас вещи, то это так же снижает внимание и концентрацию. Опять же всему виной мозг, который блокирует то, что может вызвать нервный срыв. Происходит своего рода вытеснение. Вы не можете ни на чем сосредоточиться, мысли бьются, как пойманная птица в сетке, внимания – ноль целых, ноль десятых.
Конечно, отвлечься от плохих мыслей и постоянного прокручивания неприятной ситуации внутри себя довольно сложно, но вполне возможно. Поэтому возьмите себя в руки и начните работу над собой как можно быстрее. Этим вы убьете сразу двух зайцев – узнаете как избавиться от рассеянности и невнимательности, и повысите уровень своей самооценки. А в результате такой работы над собой неприятности сами собой отойдут на второй план, ведь чаще всего мы сами их раздуваем до огромных размеров, хотя на поверку они и яйца выеденного не стоят.
Выполняя эти несложные упражнения и рекомендации вы довольно быстро восстановите способность к концентрации и избавитесь от рассеянного внимания. Только делать это нужно каждый день, хотя бы по 15 минут. Это не сложно, у вас уйма свободного времени в моменты, когда вы едете в маршрутном такси, стоите в очереди или застряли в пробке. Займитесь в эти моменты полезным – разрабатывайте свое внимание, и совсем скоро и вы и окружающие заметите результаты.
Забывчивость может появиться у многих людей из-за неправильного образа жизни. Многие специалисты утверждают, что если люди спят менее 6 часов в сутки, то у них могут начаться провалы в памяти.
Рассеянность - приобретаемая человеком вещь, для избавления от которой, нужно приложить некоторые усилия. Очень часто такое состояние может проявляться в следующем:
Для лечения рассеянности нужно знать из-за каких факторов она появилась:
Людям, которые склонны к забывчивости и рассеянности, необходимо понимать, что с ними нужно работать:
Также помимо специальных тренировок на работоспособность влияет то, что вы едите. Ниже представлен список того, что поможет улучшить вашу память.
Обезвоживание одна из главных причины расстройств мозга. Жидкость для человека является главным компонентом для нормального функционирования. Старайтесь в день выпивать по 6-7 стаканов чистой воды.
Многие исследования доказали, что жир способствует закупорке артерий. Поэтому кислород не может в полной силе насыщать головной мозг. Откажитесь от маргарина, кондитерской выпечки, масла с трансжирами, печенья и т.д. Так вы сможете улучшить свою память и еще помочь всему организму - сосудам, сердцу, мозгу.
В свой рацион необходимо добавить рыбу. В неделю желательно употреблять её не реже 3-4 раз. Рыба благотворным образом влияет на организм человека, улучшает деятельность мозга и очищает сосуды.
В меню должна быть еда насыщенна витаминами В6, В12, ниацином, тиамином. такие компоненты положительно влияют на память человека, улучшают работоспособность мозга. Высокий уровень таких веществ содержится в бананах, пророщенной пшенице и рожь.
Рассеянность внимания или невнимательность в повседневной жизни даже затруднительно назвать симптомом, поскольку чаще это просто состояние человека по причине усталости или жизненных неурядиц. Когда «все как-то наваливается», трудно иметь ясную светлую голову, быстро переключаться с одной работы на другую и всюду поспевать, поэтому бывает рассеянность оправданной и объяснимой, и невнимательность, вызывающая подозрение.
Синдром дефицита внимания (СДВ), о котором мы чаще слышим от педагогов и детских психологов, нежели от педиатров, касается преимущественно детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы с обучением. Наряду с СДВ, нередко употребляется и такое понятие, как «гиперактивность». В таких случаях принято говорить о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), суть которого будет освещена ниже, в одном из разделов статьи.
Рассеянность рассеянности – рознь. Но чаще все-таки мы воспринимаем ее как одну из особенностей или характерную черту темперамента человека. Есть люди невнимательные по жизни, они нередко раздражают сослуживцев и близких, поскольку до них трудно достучаться, с первого раза они не «въезжают», им приходиться повторять и повторять одни и те же фразы. Другие так ведут себя только на работе, погружаясь в нее с головой, а некоторые подобным образом отдыхают дома, отдав все силы профессиональной деятельности и не реагируя на просьбы близких помочь по хозяйству или позаниматься с ребенком.
Вариантов много, поэтому попробуем обозначить главные из них:
Вряд ли кто-то не ловил себя на невнимании, многократно читая текст, заученный наизусть, или проверяя собственноручно написанную работу. Все знакомое, как правило, опускается и мысли уходят в сторону. Просто потому, что не очень интересно вникать в то, что давно известно.
Рассеянность внимания в большинстве случаев имеет под собой причины, среди которых серьезные болезни можно поставить на последнее место:
Невнимательность и рассеянность, возникшие вроде бы беспричинно и имеющие тенденцию к прогрессированию, всегда требуют поиска причины, ведь неспособность сосредоточиваться, связанная с утомлением, всегда быстро проходит после отдыха, а нарушения концентрации внимания, которым нет объяснения, всегда настораживают, поскольку нередко идут совместно с симптомами нарушения памяти и другими признаками психического нездоровья.
Трудно представить себе человека невнимательного и рассеянного, но обладающего хорошей памятью. Как правило, эти категории взаимосвязаны - при дефиците внимания страдает память. Употребляемая специалистами терминология не всегда объясняет пациентам степень нарушений. Исходя из причин, потеря способностей к сосредоточенности на отдельных объектах может иметь различный характер:
В принципе, причины невнимательности и рассеянности такие же, как и причины нарушения памяти, это - различные патологические состояния организма:
Однако если в большинстве перечисленных случаев дефицит внимания идет как второстепенный симптом (наряду с другими, более значимыми признаками), то касательно синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ему принадлежит роль, которая определяет диагноз.
Синдромом дефицита внимания и гиперактивности неврологи называют нарушение функциональных способностей центральной нервной системы. Нетрудно догадаться, что в основе развития патологического состояния лежат преимущественно неврологические проблемы, причинами которых являются сложные и по большей части непонятные обычным людям, нарушения (дисбаланс в синтезе нейромедиаторов – катехоламинов, серотонина и пр., генетические мутации, дисфункция коры лобных долей и ретикулярной формации). Кроме этого, появление СДВГ могут провоцировать безобидные на первый взгляд факторы:
- Ароматизаторы, консерванты и другие пищевые добавки, которыми в наше время изобилуют различные «деликатесы»;
- Лекарственные препараты – производные салициловой кислоты;
- Излишнее влечение к сладкому;
- Нарушение углеводного обмена;
- Аллергические реакции на продукты питания;
- Дефицит очень необходимых детскому организму химических элементов (особенно, железо и магний);
- Повышенный уровень такого, в принципе, чуждого организму представителя тяжелых металлов, как свинец – постоянный контакт с его соединениями, которые раньше были разрешены для улучшения характеристик автомобильного топлива, формирует у детей умственную отсталость и другую тяжелую патологию ЦНС.
Наибольшее распространение имеет СДВГ в младшей школе, где путь к диагнозу начинается с крайней неусидчивости, невнимательности и рассеянности, которые становятся причиной плохой успеваемости.
При доскональном изучении поведения ребенка выясняются основные симптомы СДВГ:
Следует отметить, что дефицит внимания всегда имеет место при СДВГ, а вот повышенная подвижность не относится к обязательно присутствующим признакам синдрома (СДВ без гиперактивности). Кроме этого, иной раз встречается осложненный вариант СДВГ (церебрастеническая форма, неврозоподобная или сочетанная).
Ввиду того, что при СДВГ нет значительных повреждений головного мозга, то и симптомы не будут отличаться яркостью клинических проявлений.
В некоторой степени (обычно незначительно) у детей, страдающих СДВГ, из-за повышенной отвлекаемости, затруднении в развитии интеллектуальных способностей отмечается задержка формирования языка и речевых навыков (нарушение речи). В разговоре такие дети проявляют несдержанность, они бестактны и развязны, легко вмешиваются в беседу своих одноклассников или учителя с другим учеником, вставляя нескромные замечания. Они не боятся обидеть кого-то и даже не думают о том, что может последовать за таким поведением.
Нарушение координации движений, в основном, ограничивается затруднением при выполнении тонкой работы:
Избыточная активность, называемая гиперактивностью, как раз-таки не всегда имеет место при СДВГ. У некоторых малышей активность находится в нормальных пределах или вообще снижена, что является причиной ошибок в диагностике синдрома дефицита внимания и несвоевременного начала коррекции. Но если все же гиперактивность присутствует, то ребенка, обладающего ею, трудно не заметить: он постоянно вертится, не может усидеть на одном месте, во время школьных занятий поднимается на уроке из-за парты, ходит по классу. У детей с СДВГ двигательная активность, как правило, бесцельная: ребенок все время куда-то лезет, бегает, не может задержаться, чтобы поиграть, много говорит.
Казалось бы, безудержная подвижность не может сопровождаться сонливостью, но, тем не менее, таких «перпетуум мобиле» в течение дня несколько раз клонит ко сну – просто эти дети часто имеет проблемы с засыпанием, а у многих наблюдается еще и ночное недержание мочи.
Эмоции в случае СДВГ плохо управляемы: дети неуравновешенны, обидчивы, быстро впадают в гнев, не умеют достойно принимать даже мелкое поражение. Эмоциональные нарушения практически всегда влекут изменение не в лучшую сторону социальных отношений. Нездоровые дети, как правило, негативно влияют на ровесников, отчего возникают проблемы с их родителями и учителями – какого-то одного импульсивного ребенка с неуемной энергией становится слишком много, он ко всем лезет, мешает, задирает, все рушит на своем пути. Нередко дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым. Особенно, к агрессивному поведению склонны мальчики.
Нарушение внимания при СВДГ заметно и в школе, и дома. Уроки в школе вызывают у ребенка скуку, которую он пытается подменить разговорами с соседом по парте (даже во время контрольной), какими-то играми или мечтаниями. Дневник такого ученика всегда пестрит записями, одинаковыми по смыслу: «на уроках отвлекается, мечтает», «мешает соседу по парте», «не способен сосредоточиться и самостоятельно работать», «не слушает учителя»…
Похожая картина наблюдается и при выполнении домашнего задания – самостоятельная деятельность дается с трудом, а иногда и вовсе не дается, поэтому дети отчаянно сопротивляются любой работе, требующей умственных усилий. Правда, на задания они реагируют быстро, даже не дослушав их суть, а затем также быстро бросают начатое дело. Однако здесь следует заметить, что, найдя подход к ребенку, сумев его заинтересовать и проявив максимум терпения, родители и педагоги вместе могут достичь немалых успехов в обучении, и показатели успеваемости такого ученика не будут отличаться от среднестатистических.
При синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушению внимания практически всегда сопутствует импульсивность, которая значительно усложняет жизнь ребенку, а еще больше его родителям. Небрежность, легкомысленность, беспечность, неспособность рассчитать на шаг вперед последствия своих действий, и, вместе с тем, желание показать свою смелость, удаль, выдержку нередко оборачивается самым печальным образом (травмы, отравления и др.).
И все же синдром дефицита внимания и гиперактивности далеко не всегда диагностируется при расстройстве поведения – одного этого признака для диагноза недостаточно.
СДВГ, как правило, привлекает к себе внимание окружающих и, хотя симптомы болезни, на которых основывается диагноз (снижение концентрации внимания, гиперактивность, импульсивность, плохо поддающаяся управлению), появляются до первого школьного звонка (7 лет), к врачу ребенок попадает обычно в восьми-десятилетнем возрасте. Родители в большинстве случаев считают свое чадо просто суперподвижным, хотя проблемы с поведением уже проявлялись в детском саду, и невнимательным по причине малолетства, надеясь, что школа поможет его дисциплинировать. В первом классе все списывается на трудности адаптации, но дальше от ребенка уже требуется некоторая самостоятельность, собранность, усидчивость. Этого всего нет, успеваемость «хромает», поведение – из рук вон плохо, общения со сверстниками не получается, учителя перед родителями ставят вопросы…
50% детей с диагнозом СДВГ, установленным в младших классах школы, вступают в подростковый период с теми же проблемами, хотя гиперактивность несколько идет на спад. В этом возрасте такие дети требуют особого внимания взрослых, поскольку чаще других (успешных) проявляют склонность к приему алкоголя, наркомании, токсикомании. Неспособные прижиться в детском коллективе, они легко поддаются негативному влиянию улицы и быстро пополняют ряды малолетних преступников.
К сожалению, не больше 50% проблемных подростков с помощью взрослых удается оставить свой диагноз в отрочестве, многие приходят с ним во взрослую жизнь плохо адаптированными, общественно не приспособленными, без нормального образования и профессии. Ввиду повышенной впечатлительности, вспыльчивости, импульсивности, а иногда и выраженной агрессии, направленной на окружающий мир, таким людям затруднительно заводить друзей и семью, поэтому при подобном раскладе у них нередко наблюдается ряд личностных нарушений и формирование асоциальной психопатии.
Маловероятно, что при отсутствии явной соматической патологии рассеянность внимания у взрослых станет поводом к посещению врача. Обычно и близкие, и сослуживцы привыкают к такому человеку, лишь изредка возмущаясь невнимательностью и рассеянностью, когда тот забывает о просьбе или не выполняет важное поручение.
Что касается детей, то у них основанием посетить психолога, а затем и невролога, является наличие следующих симптомов:
Первым этапом на пути к диагнозу является:
Кроме этого, для диагностики СДВГ применяется широкий спектр лабораторных и инструментальных методов исследования:
К лечению СДВГ подходят комплексно, включая в программу:
Очень важно участие в лечебном процессе родителей и учителей, которым прежде нужно объяснить, что такие дети ничего не делают «на зло», просто у них так получается.
Конечно, воспитывать трудного ребенка не просто, однако не следует впадать в крайности: в одинаковой мере не допускается вседозволенность по причине чрезмерной жалости к больному ребенку и завышенные требования, следовать которым маленький человек просто не в состоянии. Строить отношения с трудным малышом нужно всегда с позитивным, доброжелательным настроем. Ни в коем случае нельзя переносить свое плохое настроение и личные проблемы на ребенка, говорить с ним нужно мягко, спокойно, негромко, без окриков и запрещающих слов типа «нельзя», «нет», «никогда».
Родителям, имеющим проблемных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, придется:
Нельзя допустить, чтобы уже с начальных классов к маленькому человеку пристал ярлык неуправляемого, неспособного, неуспевающего – все поправимо, нужно только время, которое не следует торопить. От взрослых потребуется максимум терпения, веры в успех, поддержки везде и во всем, чтобы ребенок и сам поверит в свои силы. Если трудный ребенок будет получать помощь, понимание, доброе к себе отношение, то результаты, скорее всего, не разочаруют – здесь на родителях лежит особая ответственность.
Что касается лекарственной терапии, то ее стараются применять в последнюю очередь, если психотерапевтические мероприятия не дают должного эффекта. Показания к назначению лекарств – строго индивидуальны. Конечно, специалисты используют антидепрессанты, стимуляторы ЦНС, ноотропы и другие фармацевтические группы препаратов, однако с лекарствами все же следует проявлять максимальную осторожность – детская психика чувствительна и уязвима.