Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе
Падежи | I склонение | II склонение | III склонение |
---|---|---|---|
И. п. | -а, -я
жена , земля | ,
-о, -е
конь, село , поле |
ночь, лошадь |
Р. п. | -ы, -и
жены , земли | -а, -я
коня , села , поля | -и
ночи , лошади |
Д. п. | -е
жене , земле | -у, -ю
коню , селу , полю | -и
ночи , лошади |
В. п. | -у, -ю
жену , землю | ,-а, -я, -о, -е
коня , село , поле |
ночь, лошадь |
Т. п. | -ой (-ою), -ей (-ею)
женой , землей | -ом, -ем
конём , селом , полем | -ью
ночью , лошадью |
П. п. | -е
жене , земле | -е, -и
коне , селе , поле | -и
ночи , лошади |
В падежных окончаниях единственного числа пишется:
Следует различать формы предложного падежа существительных среднего рода на -ие и -ье , например: находиться в размышлении , быть во всеоружии (окончание -и ); находиться в раздумье , быть на побережье (окончание -е ).
В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым , с Ростиславом Синицыным , с Кириллом Колосовым . В иностранных фамилиях пишется окончание -ом , например: Дарвином , Чаплином .
В названиях населенных пунктов на -ин(-ын) , -ов(-ев) , -ино(-ыно) , -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином , селом Бородином , городом Дмитровом .
Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе
Падежи | I склонение | II склонение | III склонение |
---|---|---|---|
И. п. | -ы, -и
жены , земли | а, -я, -ы, -и
кони , сёла , поля | -и
ночи , лошади |
Р. п. |
жён, земель | -ов, -ей,
коней , сёл, полей | -ей
ночей , лошадей |
Д. п. | -ам, -ям
жёнам , землям | -ам, -ям
коням , сёлам , полям | -ам, -ям
ночам , лошадям |
В. п. | -ы, -и,
жён, земли | -а, -я, -ы, -и, ей, -ов
коней , сёла , поля | -и, -ей
ночи , лошадей |
Т. п. | -ами, -ями
жёнами , землями | -ами, -ями
конями , сёлами , полями | -ами, -ями
ночами , лошадями |
П. п. | -ах, -ях
жёнах , землях | -ах, -ях
конях , сёлах , полях | -ах, -ях
ночах , лошадях |
-а/-я
ваза, няня
□ | -о, -е
кран, поле
-ие
изобилие
-ия
-ы/-и
вазы, няни
-а/-я
крана, поля
—и
-ия
изобилия
-ии
-е
вазе, няне
-у / -ю
крану, полю
-и
-ию
изобилию
—ии
-у/-ю
вазу, няню
□ | -о / -е
кран, поле
-ие
изобилие
-ию
-ой/-ей
вазой, няней
-ом / -ем
краном, полем
-у/-ю
-ием
изобилием
—ией
-е
о вазе, о няне
-е
о кране, о поле
-и
-ии
об изобилии
-ии
1.1. Слова на —ия следует различать со словами на —ья (Марья, Наталья, Софья). Слова на —ья склоняются по правилам первого склонения и имеют окончание -е в дательном и предложном падежах единственного числа. Сравните:
Дат. п. - Марье , но: Марии ;
Предл. п. - о Марье , но: о Марии
Это относится и к парам типа «учение » - «ученье », «сомнение»- «сомненье». Первый вариант склоняется как слова на —ие , второй - как слова второго склонения.
Однако в художественной речи возможно написание слов на -ье в предложном падеже с окончанием -и. Например: в забытьи .
1.2. Существительные на —ий , —ия с односложной основой (т.е. состоящей из больше чем одного слога) в предложном падеже единственного числа в безударной позиции оканчиваются на —е .
Например:
кий - о кие, Вий - о Вие, змий - о змие, Лия - о Лии
Под ударением в окончании пишется «—и ».
толчия - о толчии
1.3. Существительные на безударные—ь я и—ье имеют в родительном падеже множественного числа окончание - ий или ев : певунья - певуний , ненастье - ненастий ; устье - устьев , келья - кели й ,
А на ударные —ья и—ьё - окончание—ей . Например: ружьё - ружей , статья - статей , семья - семей (но: копьё - копий ).
1.4 Вопреки основному правилу, следующие слова с неодносложной основой в безударной позиции имеют окончание —и , а не -е :
1.5.
В существительных мужского и среднего рода с суффиксом—ищ-
—е
, у существительных женского рода - окончание—а
. Например:
а) дуб
- дубище
, забор - заборище
, чудо - чудище
;
б) струя
- струища
, жара - жарища
.
В именительном падеже множественного числа у таких слова женского и мужского рода пишется окончание—и , а у среднего—а .
1.6.
У существительных с суффиксами -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- -шик-
в именительном падеже единственного числа ставится:
а) окончание—а
- у слов мужского рода, называющих одушевленные предметы, и у слов женского рода, например: сынишка
, мальчишка
, сударушка
, малинушка
, старушка
, краюшка
;
б) окончание—о
- у слов мужского рода, называющих неодушевленные предметы, и у слов среднего рода: чехлишко
, судёнышко
, столбишко
, сундучишко
, золотишко
.
1.7. В одушевленных существительных мужского и общего рода после суффикса—л — в именительном падеже единственного числа ставится окончание—а , например: чудила , чертила ; у среднего рода - окончание—о , например: покрывало , забрало.
1.8. Названия населённых пунктов на -ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ево, -ино, -ыно имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ом : Павшином, Румянцевом, Марьином, Ерином. Эти слова нужно различать с фамилиями , у которых в этом случае будет окончание -ым : Павшиным , Румянцевым , Марьиным и т.д.
Примечание . Сейчас для топонимов на —ово, -ево, -ино, -ыно нормативны два варианта: склоняемый и несклоняемый, но склоняемый относится к строгой литературной речи и его желательно использовать в официальных выступлениях и т.д.
Но : эти топонимы не склоняются при наличии родового слова, например: из района Братеево , из села Егорово. Но без него уже возможно склонение: из Братеева, из Егорова.
Краткий вариант:
Подробный вариант с примерами для множественного числа:
Падеж | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | на -ие | на -ия |
Им. п. |
-ы | -и вазы, няни |
-ы, -и, -а, -я краны, яблоки, стога, поля |
-и |
-я изобилия |
-и |
Род. п. |
ваз, нянь |
-ов, -ей, □ кранов, полей, солнц |
речей |
изобилий |
мантий |
Дат. п. |
-ам | -ям вазам, няням |
-ам, -ям кранам, полям |
-ам, -ям речам, дням |
-ям изобилиям |
|
Вин. п. |
-ы/□ | и/□ вазы / мам | нянь / руки |
-ы, -и, -а, -я краны, яблоки, стога, поля |
-и |
-я изобилия |
-ии |
Тв. п. |
-ами | -ями вазами, нянями |
-ами, -ями кранами, полями |
-ами/-ями речами, днями |
-ями изобилиями |
-ями мантиями |
Предл. п. |
-ах | -ях о вазах, о нянях |
-ах, -ях о кранах, о полях |
-ах, ях о речах, о днях |
-и об изобилии |
-ях о мантиях |
2.1 . У омонимов окончание в именительном падеже множественного числа иногда зависит от значения слова: корпусы (тела, туловища) - корпуса (строения), ордены (сообщества, организации) - ордена (награды), мехи (устройство для подачи воздуха) - меха (материал из шкуры)
2.2. У существительных женского рода с окончанием на -а , в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не ставится: тёщ (теща), кляч (кляча), чащ (чаща), дач (дача).
2.3.
В родительном падеже множественного числа у существительных на—ня
с предшествующим согласным мягкий знак на конце не пишется, например: , череш
ня
- черешен
, коптильня
- коптилен
, наковальня
- наковален
.
Исключения:
барышень
, боярышень
, деревень
, кухонь
.
2.4 . У некоторых слов добавляется суффикс «ес » перед окончанием. Например, у слов «чудо » - «чудеса », «небо » - «небеса ».
К разносклоняемым существительным относятся слова «путь », «дитя » и 10 слов на -мя : «темя », «племя », «знамя », «семя », «вымя », «время », «бремя », «стремя », «имя », «пламя ». Эти слова имеют окончания, характерные для разных склонений. В родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе они оканчиваются на -и .
Падеж | ||
Им. |
пути, пламёна, семена, стремена, дети |
|
Род. |
путей, пламён, семян, стремян, детей |
|
Дат. |
пути, пламени, семени, стремени, дитяти |
путям, пламёнам, семенам, стременам, детям |
Вин. |
путь, пламя, семя, стремя, дитя |
пути, пламёна, семена, стремена, детей |
Тв. |
путём, пламенем, семенем, стременем, дитятею |
путями, пламёнами, семенами, стременами, детьми |
Предл. |
(о) пути, пламени, семени, стремени, дитяти |
путях, пламёнах, семенах, стременах, детях |
Класс: 5
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Базовый учебник Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 /Т.А.Ладыженская, М.Т.баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012.
Цель урока: познакомиться с правописанием окончаний имен существительных на -ия, -ие, -ий единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах
Планируемые результаты:
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс на 7 мест, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Структура и ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа |
Диагностирующие задания каждого этапа. УУД |
||
I. Организационный момент
(мотивация к учебной деятельности)
(1 мин.) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
|||||
Приветствие, проверка готовности к
уроку, пожелание успеха. Включение в деловой ритм. |
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | – Добрый день, ребята! На столах у вас смайлики №1,2,3, выберите тот, который соответствует вашему настроению, и покажите. – Как много улыбок засветилось. Спасибо! А это моё настроение (Слайд 2) – Вижу: мы готовы к активному и продуктивному сотрудничеству. Всем удачи! |
– Почему так важно настроение на уроке? Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
||
II. Актуализация и пробное
учебное действие
(4-5 мин.) Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
|||||
Организует повторение знаний, закрепление умений | Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя все слова | (Учащиеся работают в группах по 3
человека) (Слайд 3)
– Найди «третье лишнее» слово в каждой группе: 1) о народ _, к корон _, без туч _ 1 группа : лишнее слово «без тучи», так как в отличие от других слов, оно в Р.п. и имеет окончание -и. У первых двух слов, несмотря на разные склонения (2 и 1) и падежи (П. и Д.), в окончании -е. 2 группа : все существительные П.п., но первые два слова относятся к 1 склонению, поэтому в окончании -е , а «ель» – 3 склонения, окончание -и. Значит, лишнее слово «о ели» 3 группа : все существительные П.п, в 1 и 2 склонениях окончание -е. Существительное « здание» ср.р., 2 склонения – значит, тоже -е ? 4 группа
: все существительные 1 склонения,
Д.п., окончание -е.
|
– Какую роль играет знания русского
языка в вашей жизни? Для чего они вам нужны? Метапредметные
результаты
|
||
III. Проблемное объяснение
нового знания
(15 мин.) Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем), обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что существительные на -ия, -ие, -ий – особые существительные; составление алгоритм его определения постановка целей учебной деятельности |
|||||
Создает проблемную ситуацию
(предлагает задание, не выполнимое в силу
отсутствия ЗУ) и организует работу учащихся по её
исследованию. Вовлекает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, определение цели и темы урока |
Участвуют в обсуждении
проблемных вопросов, формулируют собственное
мнение и аргументируют его Ставят цель, формулируют проблему и тему урока |
Постановка проблемы
(2 мин.) –
Какое слово в каждой группе вы можете назвать
третьим лишним? |
– Почему мнения разошлись? В чём проблема? (Мы не знаем, какую букву нужно писать в окончании) . | ||
Организует работу в группах, парах, обеспечивает контроль за выполнением заданий |
Изучают информацию в учебнике, с.69 Работают с электронным образовательным
ресурсом (далее ЭОР), готовят Составляют алгоритм действия (групповая работа) |
Открытие нового
(10 мин) 1. Формулирование проблемного вопроса по новой теме 2. Изучение материала в учебнике на с. 69. (Слайд 5) 3. Отчет о выполненном дома задании: работа с электронным учебным модулем информационного типа. Выступление. (Слайд 6) 4. Составление алгоритма действия при определении безударного окончания существительных на -ия, -ие, -ий (работают в группе 2 минуты, затем выступает одна из групп, другие вносят коррективы) 5. Запись алгоритма в Опоры (тетради для схем и
правил) |
– Сформулируйте проблемный вопрос и
сравните теоретические сведения по новой теме,
полученные из ЭОР, с материалом в учебнике Метапредметные результаты
|
||
Организует физминутку | Выполняют физминутку | Физминутка
– А теперь
все встали! |
|||
IV. Закрепление изученного
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; проведение коррекции; обучение правописанию окончаний существительных на -ия, -ие, -ий. |
|||||
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. | Работают с учебником. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работают в паре). Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Дают самооценку результатам своей учебной деятельности (работа в паре, индивидуально) |
Первичное закрепление
(Слайд 8)
Работают с учебником (упр.538) в группе. Выписывают
существительные, у которых в П.п. ед.ч. в окончании
-и
. |
– В чем разница правописания
существительных? Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Оценка (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
||
Организует деятельность по
применению новых знаний, включению
нового знания в систему знаний и повторение Приобщает учащихся к работе с электронными образовательными ресурсами |
Включение нового в систему
знаний и повторение
(Слайд 10) Работа по вариантам с взаимопроверкой «Правописание безударных окончаний имен существительных» (Раздаточный материал) (Приложение 1 ) Самостоятельная работа с целью контроля знаний (Слайд 11) Работа с авторским электронным учебным тренажером контрольного типа «Буквы Е-И в окончаниях имен существительных» с автоматическим выставлением оценки (учащиеся вписывают свою фамилию, класс и дату работы на 1 листе; учитель фиксирует конечный итог) (Приложение 2 ) |
||||
V. Итог урока (рефлексия
деятельности)
Цель этапа : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
|||||
Организует рефлексию, самооценку
результатов учащихся Предлагает домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся |
Осуществляют оценку урока и
самооценку, соотносят цель и результаты, степень
их соответствия Отвечают на вопросы: |
(Слайд 12)
– Какую цель ставили? – Удалось достичь поставленной цели? – Каким способом? – Какие получили результаты? – Что вызвало особые затруднения? – Где можно применить новые знания? – Назовите ключевые слова темы. – Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению, и покажите. (Слайд 13) Задание на дом. 1) Выполнить – упр.540, 542 (одно на выбор); – тест №5, варианты 1,2, задания 1–4, с. 17, 19 (книга «Тесты. Ч.2»). 2) Задание повышенного уровня: приступая к изучению английского языка, мы узнаем, что в этом языке почти нет падежей. Может быть, и в русском языке падежи – вещь совсем ненужная? Вопрос. Так ли это? Докажите на простейшем примере нужность падежей. (Слайд 14) Спасибо за работу. |
– Сравните свое настроение в начале и
конце урока. – С чем это связано? Метапредметные
результаты
|
Список литературы:
Электронный учебный модуль информационного типа:
Технологическая карта урока русского языка в 5 А классе учитель Федосова О.А.
Т ема Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.
Цель урока: познакомить с правописанием окончаний имен существительных особого типа склонения на -ия, -ие, -ий единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах, учить правильно писать данные существительные в косвенных падежах.
Задачи: 1) закрепить навык правописания гласных е-и в безударных падежных окончаниях существительных;
2) познакомить с правилом склонения существительных с основой на -ий;
3) научить применять правило написания падежных окончаний существительных с основой на -ий.
Планируемые результаты:
Предметные умения :
составление алгоритма действия при написании е - и в падежных окончаниях существительных; знание способа действия при выборе написания букв е-и в окончаниях существительных;
владение этим способом действия; определение падежных окончаний существительных
правильное применение правила на письме;
Метапредметные умения:
овладение приемами отбора и систематизации материала;
умение аргументировать свои мысли при ответе;
способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Личностные умения:
умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;
стремление к речевому самосовершенствованию;
способность к самооценке собственной речи с точки зрения норм общения
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная
Структура и ход урока
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) (2 мин.)Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствие, проверка готовности к уроку, пожелание успеха.
Включение в деловой ритм.
– Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Откройте тетради, запишите дату (слайд 1 )
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрее,
Улыбнись нам поскорее.
Давайте улыбнёмся друг другу и
пожелаем удачи сегодня на уроке.
(
Слайд 2)
Всем удачи!
– Почему так важно настроение на уроке?
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
II. Актуализация и пробное учебное действие (3 мин.)
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Читает текст на слайде 3 14 марта – День книги. В этот день в 1564 году вышла в свет первая на Руси печатная книга
Ивана Фёдорова.
Значение книги в истории культуры любого народа невозможно переоценить.
Книга – это фундамент, на котором строится культура.
Найдите и выпишите существительные с орфограммой, изученной на прошлом уроке.
А какая это орфограмма?
Выписывают словосочетания
Самопроверка (слайд 4)
День книги - 1 скл., Р. П.
Значение книги – 1 скл., Р.п.
Значение в истории – 1 скл. (?), П.П.
Организует повторение знаний, закрепление умений
Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя все слова
(Слайд 5)
– Найди «третье лишнее» слово в каждой группе:
1) о народ _, к корон _, без туч _
2) о клумб _, о ворон _, о ел_
3) в клетк _, о помощ_, в учебник_
4) к улиц _, к туч _, к акаци _
1 группа : лишнее слово «без тучи», так как в отличие от других слов, оно в Р.п. и имеет окончание - и. У первых двух слов, несмотря на разные склонения (2 и 1) и падежи (П. и Д.), в окончании - е.
2 группа : все существительные П.п., но первые два слова относятся к 1 склонению, поэтому в окончании - е , а «ель» – 3 склонения, окончание - и. Значит, лишнее слово «о ели»
3 группа : все существительные П.п, в 1 и 2 склонениях окончание - е.
4 группа
: все существительные 1 склонения, Д.п., окончание
-е.
В слове «к акаци _» -
е
? или -
и
?
– Какую роль играет знания русского языка в вашей жизни? Для чего они вам нужны?
Метапредметные результаты
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
III. Проблемное объяснение нового знания (13 мин.)
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем), обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что существительные на -ия, -ие, -ий – особые существительные; составление алгоритм его определения постановка целей учебной деятельности
Создает проблемную ситуацию (предлагает задание, не выполнимое в силу отсутствия ЗУ) и организует работу учащихся по её исследованию.
Вовлекает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, определение цели и темы урока
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его
Ставят цель, формулируют проблему и тему урока
Постановка проблемы (2 мин.)
– Какое слово в каждой группе вы можете назвать третьим лишним?
– Что вызвало затруднение?
– Какую букву вы напишете в окончании существительного_ «к акации _» ?
(Слайд 6) Цель, тема урока
(1 мин.)
– Какова цель нашего урока?
(Узнать, какая буква пишется в окончании имен существительных на -ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа).
– Значит, тема урока…
Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных
(7 слайд) Правило неправильного ослика
Склонение существительных на -ий, -ие, -ия.
– Почему мнения разошлись? В чём проблема? (Мы не знаем, какую букву нужно писать в окончании) .
Организует работу в группах, парах, обеспечивает контроль за выполнением заданий
Изучают информацию в учебнике, с.69
Составляют алгоритм действия (
Открытие нового (10 мин)
Формулирование проблемного вопроса по новой теме
Склонение существительных м.р санаторий , ср. р. растение , ж. р. лилия .
Проверяем себя по таблице на слайде 8.
4. Изучение материала в учебнике на с. 69. (Слайд 9)
5.Составление алгоритма действия при определении безударного окончания существительных на -ия, -ие, -ий (работают на закладке-справочнике)
6. Продолжение заполнения таблицы «Буквы Е-И в падежных окончаниях существительных» (в опорах добавляют колонки на -ия, -ие, -ий)
– Сформулируйте проблемный вопрос и сравните теоретические сведения с материалом в учебнике
– Объясните смысл выражения «Правило неправильного ослика».
– Почему так важно правильно знать данный материал?
Метапредметные результаты
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Предметные результаты
Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)
Формулирование проблемы (П – лог.)
Организует физ культминутку
Выполняют физкульитминутку
Физкультминутка (слайд 10)
IV. Закрепление изученного 15 мин
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; проведение коррекции; обучение правописанию окончаний существительных на -ия, -ие, -ий.
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.
Работают с учебником.
Распределяют существительные по типам склонения в таблицу. (Таблица напечатана на карточках)
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работают в паре).
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Дают самооценку результатам своей учебной деятельности (работа в паре, индивидуально)
Первичное закрепление
Распределительный диктант
Санаторий, планетарий, батарея, галерея, шея, урожай, музей. лицей, армия, собрание, изложение, сложение, сочинение, решение,
лекция, география, археология, геометрия, растение, гербарий, гравий.
(Слайд 11)
Работают с учебником (упр.538) в группе. Выписывают существительные, у которых в П.п. ед.ч. в окончании -
и
.
– Сформулируйте вывод о правописании окончаний существительных.
Самопроверка. Посмотрите на экран, проверьте себя, поставьте оценку.
(Слайд 12)
Работают в паре, выполняя упр. 541
–Выпишите слова с пропусками, обозначая в них окончания.
Смотрим на экран. Проверяем друг у друга. Ставим оценку.
– В чем разница правописания существительных?
Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Оценка (Р)
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Организует деятельность по применению новых знаний, включению нового знания в систему знаний и повторение
Приобщает учащихся к работе с электронными образовательными ресурсами
Включение нового в систему знаний и повторение
(Слайд 13) Работа в группах.
Игра Грамматическое лото
Из данных слов составьте словосочетания, поставив существительные на розовых карточках в нужном падеже. Консультант записывает получившиеся словосочетания, обозначает орфограмму.
Самостоятельная работа с целью контроля знаний
(Слайд 14)
V. Итог урока (рефлексия деятельности) 4 мин
Цель этапа : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся
VI. Домашнее задание (1-2 мин)
Предлагает домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы:
(Слайд 15) Итог урока. Рефлексия.
– Какую цель ставили?
– Удалось достичь поставленной цели?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
Возьмите карточку №6, допишите, пожалуйста, предложение «Сегодня на уроке я понял, что…»
– Какую схему можно составить из карточек с ключевыми понятиями на доске?
Ий, -ие -ия
П. п. Р.п.
Д.п.
П.п.
-Поднимите руку, кому сегодня было трудно на уроке выполнять упражнения по новой теме.
Для вас я приготовила карточки по этой теме. Можете взять их домой и поработать ещё дополнительно.
(Слайд 16) Задание на дом.
Домашнее задание 1. П.97, стр.69, орф.№17, таблица на закладке; 2. Упр. 539, 542. ИЛИ
2. Написать на листочке небольшое сочинение (7-10 предложений) на тему «Моя любимая книга» или «Эту книгу я советую прочитать моим одноклассникам», используя не менее 5 слов с орф.№17 (существительные на -ий, -ие, -ия) Слова с орф. выписать, обозначить орфограмму.
(Слайд 17) Спасибо за работу.
1. Существительные с неодносложной основой муж. и сред, рода на -ий и -ие в предл. п. и жен. рода на -ия в дат. и предл. п. ед. ч. имеют в безударном положении, в отступление от общего правила, окончание -и , а не -е , напр.: гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии, отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии; армия – к армии, об армии; линия – по линии, на линии; станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии .
При наличии вариантов на -ие и -ье, -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончаниями – -е : ср., напр., вариантные пары типа об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .
2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание -е . Перечень таких слов: змий – о зми́е, кий – о ки́е (вариант: о кие́ ), Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; хрия (термин риторики) – по хрие, о хрие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bue; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие .