Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Еврейский автономный округ. Столица, карта, фото. Еврейская автономная область

Еврейский автономный округ. Столица, карта, фото. Еврейская автономная область

Отличительные особенности . Еврейская автономная область - это затерянный уголок на Дальнем Востоке. Когда-то эти земли были частью Приамурского, а затем - Дальневосточного края. Затем Сталин решил построить здесь «Землю обетованную» для евреев Советского Союза, и это было сделано не случайно.

После сворачивания НЭПа множество еврейских семей оказалось на грани разорения, и с этим нужно было что-то делать. Кроме того, нужно было спасать евреев от волны антисемитизма, нахлынувшей на европейскую часть России. И хотя были разные проекты создания еврейской национальной автономии (в Крыму, в Белоруссии), в итоге было решено выделить евреям свою область на Дальнем Востоке.

В этом был и экономический смысл: для освоения приамурских территорий была необходима предприимчивость и экономическая смекалка, присущая евреям. Так что в 1928 году было издано соответствующее постановление, и тысячи еврейских семей из всех концов России потянулись на берега Амура, чтобы создать здесь Рай земной.

Несмотря на удаленность от Центральной России, эти приамурские земли весьма привлекательны: хороший климат, плодородные почвы, богатые дичью и рыбой леса и реки, а также многочисленные залежи полезных ископаемых.

Но второго Израиля здесь не получилось. Вместо ожидаемых миллионов приехало всего 20 тысяч, и после 30-х годов количество евреев постепенно снижалось. А когда в конце ХХ века началась массовая эмиграция евреев в Израиль, так и вовсе сократилось до неприличного 1% населения.

Когда при Ельцине начался «парад суверенитетов», и всем мало-мальским национальным автономиям стали раздавать статус республики, Еврейскую АО обделили, и она теперь является единственной национальной автономной областью. Несмотря на это, статус национальной автономии все еще сохраняется за этой областью.

Сегодня экономика региона худо-бедно держится на сельском хозяйстве и производстве продуктов питания, стройматериалов и добыче полезных ископаемых.

Географическое местоположение . Еврейская автономная область входит в Дальневосточный Федеральный округ. На юге, по реке Амур, проходит граница с Китаем, а из российских регионов, область граничит на западе - с Амурской областью, на востоке - с Хабаровским краем. Рельеф области разнообразен: здесь есть и горные хребты на северо-западе, и широкие равнины.

Природа Еврейской автономной области - просто загляденье: таежные леса, покрывающие большую часть территории, богаты на грибы, ягоды, орехи. В Амуре водится множество прекрасной и вкусной рыбы, в том числе осетр, калуга, кета, сазан, лещ, щука. В общем, если сбежишь из города в тайгу, то с голоду не погибнешь.

Население. По численности населения Еврейская АО находится на четвертом месте с конца. Всего здесь проживает 173 тыс. человек, что в 46 раз меньше, чем население Израиля. Можно сказать, что от «еврейской» области осталось одно название. По национальному составу здесь лидируют русские (90,73%), украинцы (2,76%), и лишь на третьем месте - сами евреи (0,92%). Соотношение мужского и женского населения - 47,6% к 52,4%.

С 90-х годов численность населения неуклонно снижается. Люди покидают эти земли, переселяясь в более перспективные регионы. Но надо отметить, что смертность в области практически равна рождаемости.

Как уже говорилось, Еврейская АО уникальна тем, что это - единственная национально-территориальное образование, сформированное переселенцами на территории, которая никогда не была местом компактного проживания этого народа. А кто же тогда коренное население области? Это - тунгусские и монгольские племена. Но сейчас их на территории области практически не осталось. Согласно последней переписи населения, более-менее в области представлены лишь эвенки и нанайцы.

Криминал . Еврейская автономная область находится на 20-м месте по количеству совершаемых преступлений на 1000 человек населения. И хотя это довольно неприятный показатель, уровень криминала в области все-таки ниже, чем в некоторых других регионах Сибири и Дальнего Востока. Причины в общем-то везде одни и те же: трудная экономическая ситуация, бедность, пьянство населения.

Состав преступлений, регистрируемых в области, самый разный. Здесь и убийства на бытовой почве, и грабежи, воровство, угоны автомобилей. В общем, весь джентельменский набор. И хотя многие преступления раскрываются весьма оперативно, криминогенная обстановка в области продолжает оставаться неблагоприятной.

Уровень безработицы в Еврейской АО - один из самых высоких в России - 8,41%. В рейтинге регионов по уровню безработицы область занимает позорное 80-е место. И уровень зарплат здесь самый низкий в Дальневосточном ФО - около 25000 рублей в месяц. Может, кому-то такая сумма покажется большой по сравнению со своей получкой, но на наш взгляд - это далеко не те деньги, из-за которых стоит ехать за тысячу километров.

Стоимость недвижимости . Жилье в Биробиджане, столице Еврейской АО стоит не очень дорого. За «однушку» в среднем просят 1,3-1,5 млн. рублей, хотя есть отдельные предложения и за 700 тысяч. «Двушка» обойдется немного дороже - в 1,7-2 млн. рублей.

Климат на территории Еврейской автономной области весьма благоприятный. Самый холодный месяц - январь, со средней температурой −24°С. Самый теплый - июль (средняя температура +20°С). Хотя зима и холодная, но снега выпадает не очень много. Снежный покров появляется уже в конце октября и держится около пяти месяцев. Но он не глубокий, так что почва промерзает на 15-20 см.

Осадков выпадает довольно много - около 800 мм в год, причем 85% из них приходится на летний период, с пиком в июле-начале августа. Лето в Еврейской АО не только дождливое, но и жаркое, температура иногда достигает максимальной отметки +40°С.

Одна из бед, омрачающих летние деньки жителей области - это наводнения. Из-за обилия осадков наводнения и паводки - это регулярное явление. Постоянно подтапливаются тысячи домов. Поэтому если вы хотите жить в Еврейской АО, то лучше избегать приобретать недвижимость в сельской местности.

Города Еврейской автономной области

Этот город с 75-тысячным населением стоит на берегах реки Биры. В советские времена, за счет помощи из центра, здесь еще как-то можно было жить. Сейчас все стало намного сложнее. Перспектив здесь нет, и те, кто порасторопнее и целеустремленнее, спешат уехать в другие города. Из плюсов стоит отметить экологию, зелень в городе, низкие цены. Несмотря на них, желающих переехать в Биробиджан практически не наблюдается, разве что те, кто участвует в государственных программах для переселенцев, едут в этот город, чтобы получить государственные «подъемные».

Внутри Дальневосточного края (впоследствии - Хабаровского) создана Еврейская автономная область - единственное в СССР национальное образование вне мест исторического проживания титульной нации. Советское решение «еврейского вопроса» провалится - евреи в тайгу не поедут

Черту оседлости отменила еще Февральская революция. После Октябрьской евреи - активные «строители новой жизни». Сплошь грамотные, в большинстве - очень лояльные советской власти, они идут работать в госаппарат, получают образование, становятся инженерами, врачами, преподавателями, работниками науки и культуры. Но из 5-миллионной массы народа так стремительно ассимилируются не все. В старых местечках продолжается скученная жизнь мелких хозяев. Советская власть хочет наделить их землей - при царе евреев тоже пытались так облагодетельствовать. Свертывание нэпа ликвидирует еврейского частника, делая проект еще актуальнее. В 1920-е годы рассматривались варианты автономии в Северном Крыму и на причерноморском юге Украины. Там образовали 213 еврейских колхозов. Но льготы для переселенцев возмутили безземельных местных жителей, и, чтобы не усиливать антисемитские настроения, затею свернули.

С начала 1930-х ведут обустройство 4,5 млн га земли близ реки Амур. Железнодорожную станцию Тихонькая превращают в рабочий поселок Биробиджан. Почему решили, что евреи захотят переселяться на эти удаленные, безлюдные, изолированные территории, - непонятно. По плану к концу первой пятилетки здесь должно было быть 60 тысяч человек титульной национальности. Приехало же 20,5 тысячи, из которых более 12 тысяч на месте не закрепились. Основаны скорняжная, сапожная и кирпичная артели, но мало желающих стать таежными землепашцами. Политбюро от своего плана не отказывается, и Еврейскую АО учреждают при восьми с небольшим тысячах евреев в ней. В 1937-м насчитают максимум - 20 тысяч «титульных жителей» (при плане 300 тысяч) и присвоят Биробиджану статус города.

Альтернативой сионизму автономия не станет даже во времена «невыездной» страны. А уж когда еврейскую эмиграцию разрешат - тем более. Вопрос «Ехать к близким родственникам на Дальнем Востоке или к дальним родственникам на Ближнем Востоке?» будет существовать только в анекдоте. Через 80 лет после основания Еврейской АО евреев в ней останется 1% населения - около 1,5 тысячи человек, а в Израиле выходцев из бывшего СССР - свыше 1 млн человек.

Упоминаемые в тексте феномены

Еврейская эмиграция 1971

Из СССР разрешена эмиграция евреев — для воссоединения семей. Политбюро ЦК КПСС принимает это решение по предложению КГБ, уверяющего, что издержки будут невелики. Но как любой выезд в капстрану, еврейский исход окажется бегством от социализма

В 1930-х годах власти СССР отправили тысячи евреев в созданную для них республику на границе с Китаем. Марек Альтер отправился туда, чтобы увидеть все собственными глазами.

Зяме Михайловичу Геффену 92 года. Тяжело опираясь на трость, он показывает нам задний двор и загон для коз. «Они понимают идиш!», - смеется он. Его голубые глаза оживляются, когда он вспоминает о переезде в этот край. Это было так давно, в 1930-х годах. Ему было 11 лет. «Здесь не было вообще ничего, только тайга, - рассказывает он. - Мы сами все сделали. Расчистили землю, построили город, вокзал, школы. Мы даже открыли газету…»

Кто знает хоть что-то о Биробиджане, Еврейской автономной области на берегу реки Амур, у самой границы с Китаем? Вокруг меня таких нет. Я сам, хотя и слышал о ней, думал, что она уже давным-давно исчезла. Однако оказалось, что в начале XXI века Биробиджан до сих пор никуда не делся, а мой родной идиш является здесь официальным языком!

Вокзал Биробиджана - это здание из красного кирпича, на фронтоне которого красуется видная надпись на русском и идише: Биробиджан. Я рассчитывал увидеть евреев в зале ожидания. Я замечаю троих с ермолками на голове. И подхожу к ним. Я представляюсь и спрашиваю, что они обсуждают. Они спорят по поводу нового раввина, который, как им кажется, слишком молод. Мое лицо расплывается в улыбке от ностальгии: эти биробиджанские евреи так похожи на актеров театра из моего детства. При этом мы сейчас находимся не в театре, а в Сибири, в 400 километрах от Харбина, центра китайской провинции Хэйлунцзян в Маньчжурии, где много столетий назад также процветала еврейская община.

Сколько из них остались в Биробиджане? Никто точно не знает. Официально их 8000 из 77 000 горожан. Тем не менее, у каждого второго из местных жителей есть еврейская прабабушка или другие родственники, даже у многочисленных корейцев и китайцев. К началу большевистской революции в царской России было почти пять миллионов евреев. Они были вынуждены жить в черте оседлости, их не пускали в государственные структуры и не давали учиться в школах. Но все же они пытались устроить свою жизнь. Создавали собственные школы и профсоюзы, но все равно оставались беднейшими из бедных. В тот день, когда красные комиссары назвали их «товарищами» на идише, они почувствовали, что их, наконец, признали, и массово влились в революционные ряды. В 1920-1930-х годах они оказались во всех инстанциях новой России, политике, газетах, литературе и кино, театре и изобразительном искусстве. Самых знаменитых из них звали Сергей Эйзенштейн, Исаак Бабель, Борис Пастернак, Марк Шагал, Василий Гроссман, Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс…

Сталину начало казаться, что его еврейские друзья слишком заметны. И чересчур активны. Тогда у председателя Президиума Верховного совета Михаила Калинина появилась идея. Почему бы не выделить евреям республику или автономную область, как всем остальным народам Советского Союза? Это означало бы утверждение их прав и позволило бы властям убрать их со многих ответственных постов без риска обвинений в антисемитизме. Евреи с радостью восприняли этот проект. Они рассчитывали на Кавказ, но получили всего лишь кусочек Сибири. Столицей новой области стал Биробиджан.

Власть отправила туда тысячи еврейских семей: Сталин нацелился на 100 000 человек. Многие поехали добровольно. Ведь им дали еврейское и, что немаловажно, социалистическое государство! До создания государства Израиль в тот момент оставалось еще 15 лет. Война и преследования в Европе, а также оккупированной нацистами европейской части СССР вынудили тысячи евреев двинуться в сторону Биробиджана, «сибирского Израиля», как некоторые тогда называли его. Культурная жизнь начала развиваться. Как и сельское хозяйство. Колхоз «Валдгейм» (в переводе означает «дом в лесу») стал одним из лучших во всем Советском Союзе.

Один из очевидцев тех событий сейчас живет в Париже: это психоаналитик Шарль Мельман (Charles Melman). Партия поручила его отцу Мойше, который был плотником и убежденным коммунистом, организовать и направить евреев в эту новую «землю обетованную». Шарль Мельман вспоминает об избах, которые строили бригады под руководством его отца. В каждом из этих домов площадью 40 квадратных метров проживали по две семьи. В центре стояла печь, которая к тому же служила разделительной чертой.

Довольно скоро сталинские чистки затормозили этот порыв. 17 лет спустя в 1953 году смерть кремлевского лидера распахнула двери Биробиджана. Советские евреи стали массово перебираться в Израиль. Медленная агония этой автономной области вкупе с исчезновением еврейских общин в Центральной Европе означала неизбежный конец идиша и сформировавшейся вокруг него культуры. Мне казалось, что на моих глазах происходит разрушение мира, к которому я и сам принадлежу в силу памяти и традиций.

Этот мир все еще звучит как далекое эхо раненой цивилизации

Но сейчас я в Биробиждане. На привокзальной площади в глаза стразу бросается памятник: на вершине чего-то вроде башни стоит менора, семиствольный подсвечник - символом иудейской религии. В нескольких метрах находится импозантная бронзовая статуя Тевье-молочника, еврейского героя, которого придумал Шолом-Алейхем. Здесь он изображен с бидоном молока на телеге, которую тянет тощая кляча. Рядом с бидоном сидит его жена Голда. Те, кто видел комедийный мюзикл «Скрипач на крыше», помнят их. В Биробиджане этот персонаж известен повсеместно.

В городе есть две синагоги. Первая - это большое строение, которое соседствует с другим зданием, где располагаются культурный центр и благотворительная ассоциация. В библиотеке я с волнением обнаруживаю сборники стихов моей матери. На первом этаже три раза в неделю собирается группа из дюжины женщин, чтобы спеть традиционные песни на идише, мелодии моего детства.

Вторая синагога - это изба 1940-х годов. Была здесь и третья, еще более старая, но она сгорела. «Это было во времена Хрущева, - рассказывает раввин Андрей Лукацкий. - Возможно, это был намеренный поджог». Раввин вспоминает, что его отец смог тогда спасти от огня свитки Торы. Сейчас он реставрирует эти свитки с помощью расположенной неподалеку еврейской общины Японии. «Хотите на них взглянуть?»

Мы находимся в его синагоге, его избе, которую украшает вырезанная по дереву огромная звезда Давида. Внутри на одной скамье сидит сторож, а на другой - жена раввина и три пожилые женщины, которые приходят сюда зимой, чтобы погреться. Раввин берет в руки связку ключей, но отпирает не шкаф, в котором по традиции должны храниться свитки Торы, а настоящий сейф. Я взволнованно помогаю ему снять красиво украшенную бархатную ткань, в которую завернуты свитки.

Андрей Лугацкий рассказывает мне, что у него есть два взрослых сына в Израиле. Но есть у него и третий - сейчас ему 6 лет. Они с женой зачали его, чтобы тот стал продолжателем традиции. «Смена готова», - говорит он.

Бывшая актриса Полина Моисеевна Клейнерман поет для меня «Мою еврейскую маму». У нее больше нет голоса, но остались мимика и жесты. Я слушаю ее со слезами на глазах. Газета, о которой мне рассказывал Зяма Михайлович Геффен, тоже до сих пор существует. Изначально «Биробиджанская звезда» полностью выходила на идише. Сегодня это еженедельное издание на русском языке со всего четырьмя полосами на идише. Главный редактор газеты - не еврейка. Елене Ивановне Сарашевской всего около 30 лет. Она вышла за муж за еврея, а идиш выучила в университете. Газета выходит тиражом в 5000 экземпляров и продается в местных киосках. Я покупаю две штуки на память. Рядом со мной довольно молодой светловолосый мужчина берет два русскоязычных журнала, а затем и «Биробиджанскую звезду». Я спрашиваю, еврей ли он. «Нет. Но я покупаю ее каждую неделю. Мне интересно, что происходит у евреев. Здесь всегда можно узнать что-то новое…»

Нужно ли объяснять успех передачи «Идишкайт» на местном телевидении, которая дает зрителям возможность познакомиться с еврейскими традициями и культурой? «Раньше мы делали передачу на идише, - говорит мне ведущая Татьяна Кандинская. - Сегодня уже мало кто смог бы ее понять. Тем не менее, когда мы перешли на русский, программа стала одной из самых популярных на нашем канале».

В театр мы отправляемся на машине. В Биробиджане все ездят на корейских авто с правым рулем. Здесь до Кореи рукой подать, тогда как расположенная в 10 000 километров Европа теряется в тумане. Мы подъезжаем к Еврейскому государственному театру, на церемонии открытия которого в 1936 году присутствовал второй человек сталинского режима Лазарь Каганович. Когда я захожу в зал, труппа репетирует музыкальную комедию «Искатели счастья», которая поставлена по мотивам пропагандистского фильма 1936 года. Это история американских евреев, которые отправляются в Биробиджан, на свою социалистическую родину. У меня возникает странное чувство при виде того, как молодые актеры танцуют и поют под знаменитую музыку Исаака Дунаевского. Тем не менее, на дворе ведь XXI век, а государству Израиль скоро исполнится 65 лет.

Но здесь в отличие от Израиля учат идиш. Я посещаю занятие в школе, на котором молодая учительница объясняет детям алфавит. Большинство учеников не евреи. Среди них есть двое русских, казах, китаец и кореец. Им просто интересно учить идиш.

Я потрясен возникшим ощущением дома, да, настоящего дома за 11 000 километров от Парижа. На выходе мне встречается китаянка, мать одного из учеников. «Почему вы хотите, чтобы ваш сын учил идиш?» - спрашиваю я у нее. «Это может пригодиться…» - отвечает она. Я не могу сдержать смеха: китайцев 1,4 миллиарда, а евреев от силы 14 миллионов, причем едва ли горстка из них до сих пор говорит на идише!

Я всегда думал, что Гитлеру не удалось выполнить две поставленные перед собой задачи: стереть евреев с лица земли и лишить их статуса человека. Тем не менее, мне казалось, что одного ему достигнуть все же удалось: речь идет о разрушении еврейской цивилизации, цивилизации идиша. Когда я родился в Варшаве, среди миллиона городских жителей насчитывалось 380 000 евреев со своими ресторанами и газетами, театрами и кинозалами, богатыми и бедными, ворами и попрошайками, синагогами и политическими партиями. И собственным языком, то есть идишем. Мне казалось, что нацизм без следа уничтожил весь этот мир. Однако здесь в Биробиджане, у самой китайской границы этот мир все еще звучит как далекое эхо раненой цивилизации.

Да, похоронить память гораздо труднее, чем тело. Особенно память о языке.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

Еврейская автономия и её столица Биробиджан по слухам и анекдотам - что-то вроде дальневосточной Одессы. Говорят, каждый второй житель области - еврей, а еврейство здесь так популярно, что в Биробиджане можно встретить людей, которые носят пейсы и чёрную шляпу с широкими полями. А ещё поговаривают, что Биробиджан - это где-то в Азербайджане. DV выяснил у коренных биробиджанцев, какие стереотипы имеют под собой почву, а какие - нет

Справка

Еврейская АО - единственная в России автономная область. Помимо Израиля регион считается единственным в мире еврейским административно-территориальным образованием с официальным юридическим статусом. На юге граничит с Китаем по фарватеру Амура. В области живёт 166 тысяч человек. Столица ЕАО - город Биробиджан с населением 75 500 человек.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Выглядит очень логично. Но официальная статистика национального состава региона каждый раз это мнение опровергает. Евреи в общем рейтинге национальностей стоят на третьей позиции после русских и украинцев.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года евреи составляют менее 1% от населения области - 1 628 человек. Однако название и статус автономной области сохраняются.

Дальневосточники знают, что в Биробиджане еврея сейчас не встретить. Этот миф распространён, скорее, среди жителей центральной России, Европы и в странах востока. Туристы из Китая и Японии часто задают вопросы о национальном составе региона. Так откуда взялся этот стереотип?

Еврейская автономия стала проектом советского правительства по созданию национальной республики для евреев на Дальнем Востоке. Но было и ещё две цели: заселение почти пустых земель и создание опоры советской власти среди враждебного большевикам казачьего населения. Изначально предполагалось за 10 лет переселить в регион 300 тысяч евреев. Планы эти не осуществились.

Справка

По информации переписи населения, достигнув пика в 20 тысяч человек в 1937 году, дальше численность и доля евреев в ЕАО неуклонно снижалась: в 1939 году - 17 695 человек (16,2 % от общего населения), в 1959 году - 14 269 человек (8,8 % от общего населения), в 1970 году - 11 452 человек (6,6 % от общего населения), в 1979 году - 10 163 человек (5,4 % от общего населения), в 1989 году - 8887 человек (4,1 % от общего населения), в 2002 году - 2327 человек (1,2 % от общего населения), в 2010 году - 1628 человек (1,0 % от общего населения).

Первые евреи-переселенцы приехали на станцию Тихонькая (будущий Биробиджан) в 1928 году. К концу 1933 года за 5 лет колонизации в ЕАО переехало всего 8 тысяч евреев. При этом многие уезжали обратно. Так, в период с 1928 по 1933 года в ЕАО приехало свыше 18 тысяч евреев, из них около 10 тысяч впоследствии покинули регион.

Никогда еврейское население в области не было преобладающим, - рассказал Валерий Гуревич, руководитель общественной организации «Историческое и культурное наследие ЕАО», член ДВО РАН. - К тому же сразу после переселения начались ассимиляция и смешение. Если мама или папа были другой национальности, предположим русскими, то в паспорте у ребёнка в пятой графе тоже указывали «русский». Так делало большинство евреев, чтобы избежать национальные притеснения, бытовой и государственный антисемитизм. Например, в советские времена существовало ограничение на поступление в университеты - не более 5-7% студентов-евреев.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Спорный вопрос. С одной стороны, культура не живёт без носителя. А идиш и иврит в области не востребованы и почти не используются.

С другой стороны, еврейская культура в области поддерживается. Работают хореографические коллективы «Мазлтов» и «Сюрприз», которые включают в программу танцевальные номера с еврейской тематикой. С 1989 года в ЕАО проходит еврейский фестиваль еврейской культуры и искусств. Фестиваль международный, в Биробиджан приезжают гости из Израиля, Европы, США.

Каждую неделю в городе выходит газета «Биробиджанер Штерн» со страничкой на идише. Дома на центральных улицах Биробиджана отмечены табличками на русском и идише. В центре на пешеходном Арбате установлена статуя Шолом-Алейхема. Привокзальный фонтан украшает менора. В городе работает крупная еврейская община «Фрейд».

Есть и парадоксы. От крупнейшей городской синагоги до крупнейшего православного храма - 500 метров, при этом стоят они на улице Ленина. На одной стороне площади возле областной филармонии установлены скульптуры греческих муз, на другой - клезмер со скрипкой.

Валерий Гуревич считает титульной культурой ЕАО еврейскую. Светлана Скворцова, заместитель директора Краеведческого музея ЕАО по научной работе, утверждает, что еврейская культура развивалась в области по волнообразной дуге.

Справка

В 2010 году 97 человек указали, что владеют идишем (6 % от еврейского населения области), ивритом - 312 человек (19 % от еврейского населения области), еврейским языком без уточнения - 54 человека. Официальный язык Израиля - иврит, его использует полстраны. Но в ЕАО всегда говорили на идише. Это связано с тем, что переселенцы прибывали сюда в основном из центральной России и восточной Европы, а не с ближнего востока.

В период переселения евреев в 30-е годы прошлого века область переживала культурный подъем. Ведь ехали сюда не только первостроители, но и творческие люди, интеллигенция, - говорит Светлана Скворцова. - Создание еврейской автономии вызвало целый фурор во всём мире. Для евреев выделяли целую территорию, создавали почти что свою страну. Развернулась государственная агитация: был снят фильм «Искатели счастья», в эскадрильи Максима Горького появился самолёт «Биробиджанец». Многие захотели своими глазами посмотреть на то, что здесь происходит. Так сюда приехали крупные писатели - Эммануил Казакевич, Любовь Вассерман. В области создали государственный еврейский театр с соответствующим репертуаром.

Во время Великой Отечественной войны культура пошла в патриотическом направлении. Но настоящий удар по еврейской культуре пришёлся на 1949-53 годы, когда в Советском союзе разворачивалась борьба с космополитизмом. Книги на идише тогда сжигали на кострах прямо во дворе библиотеки. Еврейский отдел музея был закрыт. Объяснили это тем, что краеведческий музей не может заниматься вопросами религии и, в частности, еврейской тематикой.

В 30-х годах многие правительственные документы выпускали на идише и русском - так в ЕАО пытались внедрить идиш как второй официальный язык. После войны речи об этом быть не могло. Тогда и начали в графе «происхождение» писать «русский». На бумаге еврейское население области резко падает, на улицах перестал звучать идиш.

Еврейская культура снова пошла в гору во времена израильской иммиграции в конце 80-х и 90-х годов, - рассказывает Светлана Скворцова. - Начинается фестивальное движение. В городе создаётся масса еврейских общин. В них изучают иврит и законодательство Израиля. Общины стали стартовыми площадками для отъезда. Странно звучит, но отъезд дал толчок местной еврейской культуре. Ещё два-три десятка лет назад идиш можно было услышать на лавочках, во дворах и скверах. Сейчас язык остаётся неким символом, но носителей, которые говорят на нём свободно, почти нет.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Это не так. Слух тоже культивировался за Уралом России и в Европе. Возник он из-за определённой информационной закрытости региона во времена СССР. Стереотип поддерживается до сих пор. Вот, например, выдержка из материала Марека Альтера во французской газете Paris Match (перевод ИноСМИ), публикация 2012 года:

«Сталину начало казаться, что его еврейские друзья слишком заметны. И чересчур активны. Тогда у председателя Президиума Верховного совета Михаила Калинина появилась идея. Почему бы не выделить евреям республику или автономную область, как всем остальным народам Советского Союза? Это означало бы утверждение их прав и позволило бы властям убрать их со многих ответственных постов без риска обвинений в антисемитизме».

На самом деле в приказном порядке сюда отправляли только областных руководителей. Решающим фактором была не национальность, а профессиональные качества.

Простые люди сюда ехали добровольно во многом благодаря советской агитационной работе. Я сам знаю это не из книжек, людям постарше о переселении рассказывали ещё их бабушки и дедушки, - говорит Валерий Гуревич. - Отношение это изменилось только в последние 20 лет. Сильно повлияла открытость области, проведение международных фестивалей.

В области пытались создавать комфортные условия для евреев. На раннем этапе развития в ЕАО существовали школы, где изучали идиш, еврейские колхозы и еврейские сельсоветы. Евреи занимали руководящие посты в регионе. При этом нужно сказать, что агитация была не всегда честной. Немецкий коммунист, еврей Отто Хеллер в 1931 году писал:

«В Биробиджане вы найдёте автомобили, поезда и пароходы. Из труб мощных фабрик будет идти дым, дети поколения свободных еврейских рабочих и крестьян будут играть в цветущих садах. Биробиджан будет социалистической страной, землёй международного пролетариата, чудом социалистического строительства в СССР».

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Ну или в другой точке ближнего и среднего востока... Так думают даже некоторые дальневосточники. Причина простая - созвучно.

Подавляющее большинство биробиджанцев убеждены, что название города произошло путём слияния двух корней, от слов Бира и Биджан (это местные реки). Названия им дали эвенки - племена, жившие на Дальнем Востоке испокон веков.

Сам город стоит на Бире, а где находится Биджан - никто из биробиджанцев толком не знает. На самом деле эта река течёт в 100 километрах от города.

Название «Биробиджан» пошло от «Бирско-Биджанского переселенческого района», - говорит Валерий Гуревич. - В начале века на месте автономии существовал этот район, куда в том числе приглашали евреев. Позже, в 1930 году, он был преобразован в «Бирско-Биджанский национальный район», или «Бире-Биджанский» (первая часть стоит в дательном падеже). Но на идише нельзя сказать «Биребиджан», а «Биробиджан» - можно. На современное звучание повлияла фонетическая причина.