Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Страны центральной, восточной и юго-восточной европы. Страны центральной и юго- восточной европы после второй мировой войны

Страны центральной, восточной и юго-восточной европы. Страны центральной и юго- восточной европы после второй мировой войны

В последние месяцы Второй мировой войны в странах Центральной и Юго-Восточной Европы образовались народ­ные фронты, включавшие в себя различные партии и большинство социальных труп. 1944-1946 годы вошли в историю этих стран как период «народной демократии». На зарождение и укрепление в регионе советского режима повлияли следующие факторы:

  • на территориях этих европейских стран расположились советские армейские части;
  • СССР отказался от «плана Маршалла».

Эти факторы также повлияли на ликвидацию многопартийной системы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы и создали условия для единовластия коммунистических партий.

В 1948-1949 годах коммунистические партии, находившиеся у власти, выдвинули курс на построение социализма, и рыночную экономику сменила централизованная плановая экономика. В результате, в этих странах возникло тоталитарное социалистическое общество. Частная собственность была отменена, предпринимательство и крестьяне-единоличники сведены к минимуму.

В ряду стран «народной демократии» первой испортила отношения с СССР Югославия. Выступивший против Советского владычества Союз Коммунистов Югославии в конце 1948 года был исключен из Коммунистического информационного бюро.

В 1949 году для координации экономического развития социалистических стран Центральной и Юго-Восточной Европы был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), а в 1955 году эти же страны вошли в Организацию Варшавского Договора, объединившую их вооруженные силы.

Смерть Сталина и, особенно, критика культа личности способствовали изменению политического климата в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Осенью 1956 года в Польше возник кризис, который удалось ослабить частичной демократизацией политической системы.

23 октября 1956 года в Венгрии начались массовые демонстрации. Имре Надь, избранный главой венгерского правительства, 1 ноября объявил о выходе Венгрии из Организации Варшавского Договора. 4 ноября советские танки вошли в Будапешт и буквально потопили освободительное движение в крови. Имре Надь был обвинен в государственной измене и казнен.

В 1968-1969 годах в Чехословакии произошли события, получившие название «Пражская весна».

Чехословацкая Коммунистическая партия под руководством А. Дубчека приняла «Программу действий» для построения такой модели социалистического общества, которая соответ­ствовала бы условиям современной Чехос­ловакии. СССР и некоторые социалистические страны отрицательно отнеслись к этой идее.

Войска СССР, Польши, ГДР, Венгрии и Болгарии вторглись в Чехословакию. В августе 1968 года А.

Дубчек и его соратники были арестованы и депортированы в Москву. В 1969 году место А.

Политика «перестройки» в СССР и развал империи в конце 1980-х — начале 1990-х годов спровоцировали паралич социалистической системы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Польша первой выпала из социалистической системы.

В результате развала социалистической системы, вместе с СССР развалилась и «Балканская империя» — Югославия. Она распалась на независимые государства: Сербию, Черногорию, Хорватию,

Словению, Боснию и Герцеговину, Македонию. А Чехословакия разделилась на Чехию и Словакию.

Образование народно-демократических правительств

В годы второй мировой войны во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы были образованы Национальные (Народные) фронты, в которых сотрудничали рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а на последнем этапе в некоторых странах и буржуазные партии. Сплочение столь разнородных социальных и политических сил стало возможным во имя общенациональной цели - освобождения от фашизма, восстановление национальной независимости и демократических свобод. Эта цель была достигнута в результате разгрома нацистской Германии и ее союзников Вооруженными Силами СССР, стран антигитлеровской коалиции и действий антифашистского движения Сопротивления. В 1943-1945 годах во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы к власти пришли правительства Национальных фронтов, в которых впервые в истории принимали участие коммунисты, что отражало их роль в борьбе против фашизма.

В Албании и Югославии, где ведущую роль в народно-освободительной борьбе и Национальных фронтах играли коммунисты, они и возглавили новые правительства. В других странах были созданы коалиционные правительства.

Сотрудничество различных партий в рамках Национальных фронтов объяснялось трудностью задач, стоявших перед освобожденными от фашизма странами. В новых условиях требовалось объединение усилий всех демократических партий и организаций. Необходимость расширение социальной базы и признания западными державами возникших еще в период освободительной борьбы правительств Югославии и Польши обусловила включение в их состав представителей эмиграции и тех внутренних сил, которые не принимали участия в Национальных фронтах, руководимых коммунистами.

Усилия всех правительств были направлены на решение первоочередных общенациональных задач: ликвидацию последствий господства оккупационных и местных фашистских режимов, возрождение разрушенной войной и оккупацией экономики, восстановление демократии. Был уничтожен созданный оккупантами государственный аппарат, государственные учреждения в Болгарии, Венгрии и Румынии очищены от фашистских элементов, деятельность фашистских и реакционных партий, на которых лежала ответственность за национальные катастрофы, была запрещена. Восстанавливались демократические конституции, упраздненные в 30-е годы авторитарными режимами. Начали функционировать парламенты, в некоторых странах была разрешена деятельность партий, не входивших в Национальные фронты. Наряду с прежними структурами государственной власти стали действовать новые, родившиеся в ходе освободительной борьбы, национальные комитеты, советы.

Из социальных задач во всех странах, за исключением Болгарии, где эта проблема была решена в результате русско-турецкой войны 1877-1878 годов, первоочередной стала ликвидация крупного помещичьего землевладения и наделение крестьян землей. В основу начатых в некоторых странах еще до полного освобождения аграрных реформ был положен принцип: “Земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает” . Конфискованная у помещиков и тех, кто сотрудничал с оккупантами, земля передавалась за небольшую плату крестьянам в собственность, а частично переходила к государству. В Польше, Чехословакии и Югославии были конфискованы земли немцев, которых по решению союзных держав переселили на территорию Германии. Программы Национальных фронтов не содержали прямого требования ликвидации капиталистической собственности, но предусматривали изъятие собственности нацистов и их сообщников и наказание за национальное предательство, в результате чего под государственное управление перешли предприятия, принадлежавшие немецкому капиталу и той части буржуазии, которая сотрудничала с гитлеровцами.

Таким образом, в результате ликвидации фашизма и восстановления национальной независимости в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1943-1945 годах утвердился новый строй, получивший тогда название народной демократии. В политической сфере его характерной чертой была многопартийность, при которой не допускалась деятельность фашистских и явно реакционных партий, а значительную роль в правительствах и других органах власти играли коммунистические и рабочие партии. В Румынии не только формально, как это было в Венгрии и Болгарии, сохранился институт монархии. В сфере экономики при сохранении частных и кооперативных предприятий значительно большую, чем в довоенный период, роль стал играть государственный сектор. Наиболее серьезные изменения происходили в сельском хозяйстве, где началось решение аграрного вопроса в интересах беднейшего крестьянства.

Произошли изменения и во внешнеполитической ориентации стран народной демократии. Еще во время войны с Советским Союзом были подписаны договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Чехословакией (декабрь 1943 года) , Югославией и Польшей (апрель 1945 года) . Над Болгарией, Венгрией и Румынией, как бывшими сателлитами гитлеровской Германии, Советский Союз совместно с Соединенными Штатами Америки и Великобританией установил контроль – здесь действовали Союзные контрольные комиссии (СКК) , в которых благодаря присутствию советских войск представители СССР имели более сильные позиции, чем западные партнеры.

Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими партиями и их союзниками

В Албании и Югославии коммунистические партии занимали господствующие позиции в политической жизни.

Возобновившие свою деятельность после освобождения страны многочисленные довоенные мелкобуржуазные и крестьянские партии Югославии оказались не в силах соперничать с Коммунистической партией Югославии (КПЮ) и близкими ей организациями. Это показали выборы в Учредительную скупщину в ноябре 1945 года, на которых Народный фронт одержал убедительную победу (90 % голосов) . В Албании кандидаты руководимого коммунистами Демократического фронта собрали 97,7 % голосов. Иная ситуация была в других странах: в Венгрии на первых послевоенных выборах (ноябрь 1945 года) коммунисты завоевали лишь около 17 % голосов, а в Польше, учитывая неблагоприятную для себя расстановку политических сил, они добились того, что выборы были отсрочены и состоялись лишь в январе 1947 года.

Роль коммунистов в органах власти была более значительной, чем об этом можно судить на основе парламентских выборов. Поддержка Советского Союза создавала компартиям самые благоприятные возможности для того, чтобы начать постепенное оттеснение своих союзников по Национальному фронту с занимаемых ими позиций в политической жизни. Сохраняя за собой, как правило, посты министров внутренних дел и осуществляя контроль над органами государственной безопасности, а в ряде стран – и над вооруженными силами, компартии в значительной степени определяли политику народно-демократических правительств, даже если и не располагали в них большинством портфелей.

По многим вопросам, которые решались новой властью, возникали противоречия между коммунистами и другими партиями Национальных фронтов. Буржуазные и мелкобуржуазные партии считали, что с восстановлением национальной независимости, конституционного строя, наказанием военных преступников и тех, кто сотрудничал с гитлеровцами, проведением аграрной и некоторых других реформ задачи, провозглашенные в программах Национальных фронтов, полностью выполнены. Они выступали за дальнейшее развитие государств Центральной и Юго-Восточной Европы по пути буржуазной демократии с внешнеполитической ориентацией на страны Запада и сохранением дружественных отношений с Советским Союзом.

Компартии, рассматривая установление строя народной демократии как этап на пути к провозглашенной ими конечной цели – построению социализма, считали необходимым продолжение и углубление начатых преобразований. Используя городскую и сельскую буржуазию, капиталы и предпринимательскую инициативу для решения задач восстановления, коммунисты в то же время вели все возрастающее наступление на ее политические и экономические позиции.

Переход в руки государства (национализация) собственности немецкого капитала и той части буржуазии, которая сотрудничала с гитлеровцами, привел к образованию во всех странах более или менее мощного государственного сектора экономики. Вслед за тем компартии стали добиваться национализации собственности национальной буржуазии. Раньше всего это было осуществлено в Югославии, где принятая в январе 1946 года конституция давала возможность, если этого потребуют общенародные интересы, экспортировать частную собственность. В результате уже в конце 1946 года был издан закон о национализации всех частных предприятий общегосударственного и республиканского значения. У частных владельцев остались лишь мелкие промышленные предприятия и ремесленные мастерские.

В Польше при создании Национального банка, частные банки, лишенные возможности обменять на новые банкноты имевшиеся у них наличные деньги, были вынуждены прекратить свое существование. Попытки частных владельцев добиться возвращения предприятий, захваченных оккупантами и при освобождении страны перешедших под временное государственное управление, удались лишь частично. Входившая в состав Национального фронта Польская крестьянская партия – Польске стронництво людове (ПСЛ) , возглавляемая бывшим премьером эмиграционного правительства С. Миколайчиком, не возражала против обобществления ключевых отраслей производства, но была против того, чтобы главной формой этого обобществления стала передача предприятий в собственность государства. Она выступала за то, чтобы их взяли в свои руки кооперативы и органы местного самоуправления. Но в январе 1946 года по настоянию Польской рабочей партии (ППР) был принят закон о национализации, по которому произошло огосударствление крупной и средней промышленности.

В Болгарии, Венгрии и Румынии, находившихся под контролем СКК, наступление на позиции буржуазии велось путем установления государственного и рабочего контроля над частными предприятиями, а не путем национализации.

Таким образом, практически уже в 1945-1946 годах компартиям удалось добиться того, что начался процесс изъятия собственности буржуазии и перехода ее в руки государства. Это означало выход за рамки программ Национальных фронтов, переход от решения общенациональных задач к решению задач социального характера.

Опираясь на оставшиеся в большинстве стран советские войска и находившиеся в их распоряжении органы безопасности, коммунистические партии сумели нанести удары и по политическим позициям буржуазных и мелкобуржуазных партий, вынужденных переходить в ряде случаев в оппозицию. По обвинениям в заговорщической деятельности арестовывались сторонники оппозиции. В Венгрии в начале 1947 года такие обвинения были выдвинуты против ряда руководителей Партии мелких сельских хозяев (ПМСХ) , в том числе и против главы правительства. Многие из них, опасаясь ареста, были вынуждены бежать за границу. В Болгарии был казнен Н. Петков, один из лидеров БЗНС, а в Румынии преданы суду ряд деятелей национал-царанистской (крестьянской) партии. В Польше на выборах в сейм в январе 1947 года, руководимый коммунистами блок одержал победу над крестьянской партией С. Миколайчика. Протесты ПСЛ в связи с многочисленными нарушениями в ходе избирательной кампании и преследованиями кандидатов этой партии были отвергнуты. Вскоре после этого ПСЛ, как оппозиционная политическая партия, сошла со сцены, а Миколайчик во избежании ареста был вынужден бежать за границу.

Таким образом, уже к середине 1947 года, во многих странах коммунистические партии сумели удалить из Национальных фронтов своих союзников справа и укрепить собственные позиции в руководстве государством и экономической жизнью. Лишь в Чехословакии, где в результате выборов в Законодательное собрание в мае 1946 года, КПЧ вышла на первое место, сохранялось зыбкое равновесие сил в Национальном фронте. Но и там коммунисты практически заняли решающие позиции.

Перспективы перехода к социализму мирным путем

В 1945-1946 годах, руководители ряда компартий заявили, что политические и социально-экономические преобразования, осуществленные в ходе становления и развития строя народной демократии, еще не носят социалистического характера, но создают условия для перехода в будущем к социализму. Они полагали, что этот переход может быть осуществлен иначе, чем в Советском Союзе, - без диктатуры пролетариата и гражданской войны, мирным путем. На первом съезде ППР в декабре 1945 года было признано, что в условиях народно-демократического строя, создающего условия для дальнейшей борьбы рабочего класса и трудового народа за их полное социальное освобождение, имеется возможность идти к социализму эволюционно, мирно, без потрясений, без диктатуры пролетариата. Г. Димитров считал возможным “на основе народной демократии и парламентского режима в один прекрасный день перейти к социализму без диктатуры пролетариата” . Руководители других компартий также рассматривали народно-демократическую власть как переходную, которая постепенно перерастет в социалистическую. Против таких взглядов не возражал Сталин, который летом 1946 года в беседе с К. Готвальдом признал, что в условиях, сложившихся после второй мировой войны, возможен иной путь к социализму, не обязательно предусматривающий советскую систему и диктатуру пролетариата.

Как видно, в первые годы существования народной демократии, руководители компартий стран Центральной и Юго-Восточной Европы, рассматривая советский строй как классический образец перехода к социализму, допускали возможность иного пути, при котором учитывались бы национальная специфика и существование межклассовых союзов, нашедших свое выражение в Национальных фронтах. Эта концепция не получила всесторонней разработки, она была намечена лишь в самых общих чертах. Предлагалось, что переход к социализму займет длительный промежуток времени. Последовавшие события не оправдали возникших ожиданий.

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы

Становление государств народной демократии

Образование народно- демократических правительств

Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими партиями и их союзниками

Перспективы перехода к социализму мирным путем

Образование народно-демократических правительств. В годы второй мировой войны во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы были образованы Национальные (Народные) фронты, в которых сотрудничали рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а на последнем этапе в некоторых странах и бур- жуазные партии. Сплочение столь разнородных социальных и политических сил стало возможным во имя общенациональной цели - освобождения от фашизма, восстановление национальной независимости и демо- кратических свобод. Эта цель была достигнута в результате разгрома нацистской Германии и ее союзников Вооруженными Силами СССР, стран антигитлеровской коалиции и действий антифашистского движения
Сопротивления. В 1943-1945 годах во всех странах Центральной и Юго-
Восточной Европы к власти приш- ли правительства Национальных фронтов, в которых впервые в истории принимали участие коммунисты, что отражало их роль в борьбе против фашизма.

В Албании и Югославии, где ведущую роль в народно-освободительной борьбе и Национальных фрон-тах играли коммунисты, они и возглавили новые правительства. В других странах были созданы коалици- онные правительства.

Сотрудничество различных партий в рамках Национальных фронтов объяснялось трудностью задач, сто- явших перед освобожденными от фашизма странами. В новых условиях требовалось объединение усилий всех демократических партий и организаций. Необходимость расширение социальной базы и признания западными державами возникших еще в период освободительной борьбы правительств Югославии и Поль-ши обусловила включение в их состав представителей эмиграции и тех внутренних сил, которые не прини- мали участия в Национальных фронтах, руководимых коммунистами.

Усилия всех правительств были направлены на решение первоочередных общенациональных задач: лик- видацию последствий господства оккупационных и местных фашистских режимов, возрождение разрушен- ной войной и оккупацией экономики, восстановление демократии. Был уничтожен созданный оккупантами государственный аппарат, государственные учреждения в Болгарии, Венгрии и Румынии очищены от фа- шистских элементов, деятельность фашистских и реакционных партий, на которых лежала ответственность за национальные катастрофы, была запрещена. Восстанавливались демократические конституции, упразд- ненные в 30-е годы авторитарными режимами. Начали функционировать парламенты, в некоторых странах была разрешена деятельность партий, не входивших в Национальные фронты.
Наряду с прежними структу- рами государственной власти стали действовать новые, родившиеся в ходе освободительной борьбы, наци- ональные комитеты, советы.

Из социальных задач во всех странах, за исключением Болгарии, где эта проблема была решена в резуль- тате русско-турецкой войны 1877-1878 годов, первоочередной стала ликвидация крупного помещичьего землевладелия и наделение крестьян землей. В основу начатых в некоторых странах еще до полного осво- бождения аграрных реформ был положен принцип: “Земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает”. Кон- фискованная у помещиков и тех, кто сотрудничал с оккупантами, земля передавалась за небольшую плату крестьянам в собственность, а частично переходила к государству. В
Польше, Чехословакии и Югославии были конфискованы земли немцев, которых по решению союзных держав переселили на территорию Гер- мании. Программы Национальных фронтов не содержали прямого требования ликвидации капиталистичес- кой собственности, но предусматривали изъятие собственности нацистов и их сообщников и наказание за национальное предательство, в результате чего под государственное управление перешли предприятия, принадлежавшие немецкому капиталу и той части буржуазии, которая сотрудничала с гитлеровцами.

Таким образом, в результате ликвидации фашизма и восстановления национальной независимости в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1943-1945 годах утвердился новый строй, получивший тогда название народной демократии. В политической сфере его характерной чертой была многопартий- ность, при которой не допускалась деятельность фашистских и явно реакционных партий, а значительную роль в правительствах и других органах власти играли коммунистические и рабочие партии. В Румынии не только формально, как это было в Венгрии и Болгарии, сохранился институт монархии. В сфере экономики при сохранении частных и кооперативных предприятий значительно большую, чем в довоенный период, роль стал играть государственный сектор. Наиболее серьезные изменения происходили в сельском хозяйст- ве, где началось решение аграрного вопроса в интересах беднейшего крестьянства.

Произошли изменения и во внешнеполитической ориентации стран народной демократии. Еще во время войны с Советским Союзом были подписаны договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном со- трудничестве с Чехословакией (декабрь 1943 года), Югославией и Польшей
(апрель 1945 года). Над Болга- рией, Венгрией и Румынией, как бывшими сателлитами гитлеровской Германии,
Советский Союз совмест- но с Соединенными Штатами Америки и Великобританией установил контроль – здесь действовали Союз- ные контрольные комиссии (СКК), в которых благодаря присутствию советских войск представители СССР имели более сильные позиции, чем западные партнеры.

Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими партиями и их союзниками. В Алба-нии и Югославии коммунистические партии занимали господствующие позиции в политической жизни.
Возобновившие свою деятельность после освобождения страны многочисленные довоенные мелкобуржу- азные и крестьянские партии Югославии оказались не в силах соперничать с Коммунистической партией
Югославии (КПЮ) и близкими ей организациями. Это показали выборы в
Учредительную скупщину в но- ябре 1945 года, на которых Народный фронт одержал убедительную победу
(90 % голосов). В Албании кандидаты руководимого коммунистами Демократического фронта собрали
97,7 % голосов. Иная ситуа- ция была в других странах: в Венгрии на первых послевоенных выборах
(ноябрь 1945 года) коммунисты завоевали лишь около 17 % голосов, а в Польше, учитывая неблагоприятную для себя расстановку полити- ческих сил, они добились того, что выборы были отсрочены и состоялись лишь в январе 1947 года.

Роль коммунистов в органах власти была более значительной, чем об этом можно судить на основе пар- ламентских выборов. Поддержка Советского Союза создавала компартиям самые благоприятные возмож- ности для того, чтобы начать постепенное оттеснение своих союзников по
Национальному фронту с зани- маемых ими позиций в политической жизни. Сохраняя за собой, как правило, посты министров внутренних дел и осуществляя контроль над органами государственной безопасности, а в ряде стран – и над вооружен- ными силами, компартии в значительной степени определяли политику народно-демократических прави- тельст, даже если и не располагали в них большинством портфелей.

По многим вопросам, которые решались новой властью, возникали противоречия между коммунистами и другими партиями Национальных фронтов. Буржуазные и мелкобуржуазные партии считали, что с восста- новлением национальной независимости, конституционного строя, наказанием военных преступников и тех, кто сотрудничал с гитлеровцами, проведением аграрной и некоторых других реформ задачи, провоз- глашенные в программах Национальных фронтов, полностью выполнены. Они выступали за дальнейшее развитие государств Центральной и Юго-Восточной Европы по пути буржуазной демократии с внешнепо- литической ориентацией на страны Запада и сохранением дружественных отношений с Советским Союзом.

Компартии, рассматривая установление строя народной демократии как этап на пути к провозглашенной ими конечной цели – построению социализма, считали необходимым продолжение и углубление начатых преобразований. Используя городскую и сельскую буржуазию, капиталы и предпринимательскую инициа- тиву для решения задач восстановления, коммунисты в то же время вели все возрастающее наступление на ее политические и экономические позиции.

Переход в руки государства (национализация) собственности немецкого капитала и той части буржуазии, которая сотрудничала с гитлеровцами, привел к образованию во всех странах более или менее мощного го- сударственного сектора экономики. Вслед за тем компартии стали добиваться национализации собствен-ности национальной буржуазии. Раньше всего это было осуществлено в Югославии, где принятая в январе
1946 года конституция давала возможность, если этого потребуют общенародные интересы, экспортиро-вать частную собственность. В результате уже в конце 1946 года был издан закон о национализации всех частных предприятий общегосударственного и республиканского значения. У частных владельцев остались лишь мелкие промышленные предприятия и ремесленные мастерские.

В Польше при создании Национального банка, частные банки, лишенные возможности обменять на но-вые банкноты имевшиеся у них наличные деньги, были вынуждены прекратить свое существование. По- пытки частных владельцев добиться возвращения предприятий, зазваченных оккупантами и при освобож- дении страны перешедших под временное государственное управление, удались лишь частично. Входив- шая в состав Национального фронта Польская крестьянская партия – Польске стронництво людове (ПСЛ), возглавляемая бывшим премьером эмиграционного правительства С.
Миколайчиком, не возражала против обобществления ключевых отраслей производства, но была против того, чтобы главной формой этого обоб- ществления стала передача предприятий в собственность государства. Она выступала за то, чтобы их взяли в свои руки кооперативы и органы местного самоуправления. Но в январе
1946 года по настоянию Польс- кой рабочей партии (ППР) был принят закон о национализации, по которому произошло огосударствление крупной и средней промышленности.

В Болгарии, Венгрии и Румынии, находившихся под контролем СКК, наступление на позиции буржуазии велось путем установления государственного и рабочего контроля над частными предприятиями, а не пу-тем национализации.

Таким образом, практически уже в 1945-1946 годах компартиям удалось добиться того, что начался про- цесс изъятия собственности буржуазии и перехода ее в руки государства. Это означало выход за рамки программ Национальных фронтов, переход от решения общенациональных задач к решению задач соци- ального характера.

Опираясь на оставшиеся в большинстве стран советские войска и находившиеся в их распоряжении ор- ганы безопасности, коммунистические партии сумели нанести удары и по политическим позициям буржу- азных и мелкобуржуазных партий, вынужденных переходить в ряде случаев в оппозицию. По обвинениям в заговорщической деятельности арестовывались сторонники оппозиции. В
Венгрии в начале 1947 года та- кие обвинения были выдвинуты против ряда руководителей Партии мелких сельских хозяев (ПМСХ), в том числе и против главы правительства. Многие из них, опасаясь ареста, были вынуждены бежать за границу. В Болгарии был казнен Н. Петков, один из лидеров БЗНС, а в Румынии преданы суду ряд деятелей нацио- нал-царанистской (крестьянской) партии. В Польше на выборах в сейм в январе 1947 года, руководимый коммунистами блок одержал победу над крестьянской партией С.
Миколайчика. Протесты ПСЛ в связи с многочисленными нарушениями в ходе избирательной кампании и преследованиями кандидатов этой пар- тии были отвергнуты. Вскоре после этого ПСЛ, как оппозиционная политическая партия, сошла со сцены, а
Миколайчик во избежании ареста был вынужден бежать за границу.

Таким образом, уже к середине 1947 года, во многих странах коммунистические партии сумели удалить из Национальных фронтов своих союзников справа и укрепить собственные позиции в руководстве госу- дарством и экономической жизнью. Лишь в Чехословакии, где в результате выборов в Законодательное собрание в мае 1946 года, КПЧ вышла на первое место, сохранялось зыбкое равновесие сил в Националь- ном фронте. Но и там коммунисты практически заняли решающие позиции.

Перспективы перехода к социализму мирным путем. В 1945-1946 годах, руководители ряда компартий заявили, что политические и социально-экономические преобразования, осуществленные в ходе становле- ния и развития строя народной демократии, еще не носят социалистического характера, но создают условия для перехода в будущем к социализму. Они полагали, что этот переход может быть осуществлен иначе, чем в Советском Союзе, - без диктатуры пролетариата и гражданской войны, мирным путем. На первом съезде
ППР в декабре 1945 года было признано, что в условиях народно- демократического строя, создающего ус- ловия для дальнейшей борьбы рабочего класса и трудового народа за их полное социальное освобождение, имеется возможность идти к социализму эволюционно, мирно, без потрясений, без диктатуры пролетариа- та. Г. Димитров считал возможным “на основе народной демократии и парламентского режима в один прекрасный день перейти к социализму без диктатуры пролетариата”. Руководители других компартий также рассматривали народно-демократическую власть как переходную, которая постепенно перерастет в социалистическую. Против таких взглядов не возражал Сталин, который летом 1946 года в беседе с
К. Готвальдом признал, что в условиях, сложившихся после второй мировой войны, возможен иной путь к социализму, не обязательно предусматривающий советскую систему и диктатуру пролетариата.

Как видно, в первые годы существования народной демократии, руководители компартий стран Центра- льной и Юго-Восточной Европы, рассматривая советский строй как классический образец перехода к со- циализму, допускали возможность иного пути, при котором учитывались бы национальная специфика и существование межклассовых союзов, нашедших свое выражение в
Национальных фронтах. Эта концеп- ция не получила всесторонней разработки, она была намечена лишь в самых общих чертах. Предлагалось, что переход к социализму займет длительный промежуток времени.
Последовавшие события не оправдвли возникших ожиданий.

Народно-демократические революции и начальный этап строительства социализма. Советско- югославский конфликт. Политический кризис середины 50-х годов в Восточной Европе. Особенности экономического и политического развития ГДР, ПНР, ВНР. Поиски пути развития социализма коммунистическими партиями Центральной и Юго-восточной Европы.

СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 40-х- 50-х годах

Народно-демократические революции и начальный этап строительства социализма. В странах Центральной и Юго-Восточной Европы во время войны были образованы Национальные, или Народные, фронты. В них вместе боролись представители коммунистических, рабочих, крестьянских, мелкобуржуазных, а на последнем этапе войны и некоторых буржуазных партий. Все эти разнородные организации объединяла общая цель - восстановление независимости родины.

Национально-освободительная борьба против фашизма переросла в народно-демократические революции, которые происходили в странах Восточной Европы в 1944-1945 гг. В ходе их к власти пришли правительства Национальных фронтов, в которые вошли коммунисты. В итоге ликвидации фашизма и восстановления национальной независимости в странах Восточной Европы в 1944-1945 гг. утвердился новый строй, получивший название

народная демократия, а сами страны стали называть странами народной демократии.

Программы Национальных фронтов предусматривали ликвидацию собственности нацистских преступников и их сообщников и наказание за национальное предательство. В результате их реализации в государственное ведение перешли предприятия, принадлежавшие германскому капиталу и той части буржуазии, которая сотрудничала с фашистами. Это привело к образованию мощного государственного сектора.

Компартии, игравшие ведущую роль в Национальных фронтах, стали настаивать на национализации собственности национальной буржуазии. Раньше всего это произошло в Югославии, где принятая в январе 1946 г. Конституция предусматривала экспроприацию частной собственности. И уже в конце 1946 г. у частных владельцев остались только мелкие промышленные предприятия и ремесленные мастерские. В 1946 г. по настоянию Польской рабочей партии был принят Закон о национализации, по которому произошло огосударствление крупной и средней промышленности. Прекратили существо-вание частные банки. В Болгарии, Венгрии и Румынии наступление на позиции буржуазии велось не путем национализации, а установлением государственного и рабочего контроля над частными пред-приятиями.



Руководство компартий стран Восточной Европы, рассматривая советскую модель социализма как классическую, допускало возможность иного пути перехода к социализму, который носил бы эволюционный характер и учитывал национальную специфику. Народно-демократическая власть рассмат-ривалась как переходная, которая постепенно перерастет в социалистическую.

Однако в условиях начавшейся “холодной войны” руководство СССР

стало настаивать, чтобы компартии Восточной Европы форсировали переход к социализму. И в восточноевропейских странах приступили к ускоренному социалистическому строительству.

Наиболее интенсивно этот процесс развивался в Югославии, руко-водство которой приступило к переходу к советской модели социа-лизма. К 1947 г. государственный сектор в экономике ФНРЮ охватил 90% промышленных предприятий. В ведении государства находились все банки, транспорт, оптовая торговля. В деревне создавались крестьянские кооперативы. В апреле 1947 г. был принят первый пятилетний план, предусматривавший преимущественное развитие тяжелой промышленности.

В Болгарии, Венгрии и Румынии тоже начался переход к социализ-му. Продолжалась национализация производства, ослаблялись экономические позиции не только крупной и средней, но частично и мелкой буржуазии.

Началось вытеснение представителей буржуазных и мелко-буржуазных партий из Национальных фронтов и правительств. Они переставали быть коалиционными. Завершающим этапом этого процесса стали февральские события 1948 г. в Чехословакии, когда коммунисты нанесли поражение своим буржуазным оппонентам, которые до конфликта находились в совместной коалиции, а после него были устранены от власти.

Советско-югославский конфликт. Несмотря на то, что Югославия одной из первых среди стран народной демократии встала на путь строительства социализма в советском варианте, между югославским и советским руководством возник острый конфликт. Поводом для него послужили следующие события. В 1947 г. среди государств Восточной Европы была популярна идея создания федерации стран народной демократии. Югославия предприняла практические шаги по созданию экономических союзов с Албанией и Болгарией. Такое развитие событий не устраивало И. В. Сталина. Он предложил создать не крупную федерацию, в которой Югославия могла играть ведущую роль, а несколько малых федераций, объединяющих две страны. Помимо этого, советское руководство настаивало, чтобы Югославия сверяла с Москвой свой внешнеполитический курс, но Югославия отказалась принять эти предложения. Ситуация обострилась после выдворения из страны советских советников и специалистов, обвиненных в шпионаже.



Тогда советские лидеры решили призвать руководителя Югославии И. Б. Тито к ответу. В июне 1948 г. состоялось заседание созданного в 1947 г. Информбюро коммунистических партий, на которое были приглашены руководители Компартии Югославии (КПЮ). Тито отказался от участия в этом заседании. Тогда Информбюро приняло резолюцию “О положении в КПЮ”. Документ обвинял руко-водство Компартии в отступлении от прин-ципов марксизма-ленинизма, в буржуазном национализме, критике универсальности исторического опыта СССР, покровительстве капиталистическим элементам в экономике.

Информбюро обратилось к коммунистам Югославии с предложением заменить руководство КПЮ “здоровыми силами”. КПЮ расце- И. Б. Тито нила решение Информбюро как грубое вмеша-тельство в ее внутренние дела. Съезд КПЮ отверг резолюцию Информ-бюро и выразил доверие своему ЦК. Руководители других компартий стран народной демократии поддержали позицию Москвы и осудили “преступную клику” Тито.

Кризисные явления середины 50-х годов в Восточной Европе. К середине 50-х годов в результате осуществления форсированной индустриализации в восточноевропейских странах был накоплен значительный экономический потенциал. Однако возникли диспропорции в народном хозяйстве. Преимущества, предоставленные тяжелой промышленности при минимальных вложениях в сельское хозяйство и производство потребительских товаров, привели к снижению жизненного уровня трудящихся. Рост бюрократизма и господство авторитарных методов управления создавали препятствия на пути демократического решения возникших противоречий. Особенно тяжело эти процессы отразились на странах, в которых существовала развитая рыночная инфраструктура. К ним относились Чехословакия, Венгрия, Польша. Здесь не только упразднялась система буржуазных взаимоотношений, но и происходила болезненная социально-психологическая ломка сознания населения, связанная с новыми, насаждаемыми извне ценностями.

После смерти И. В. Сталина в 1953 г. в восточноевропейских странах вызревают идеи изменения и смягчения проводимого курса реформ.

Первые признаки кризиса избранной социалистической модели проявились в ГДР. Здесь правящая Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ) взяла курс на форсированную инду-стриализацию. Это привело к диспропорциям между тяжелой и легкой промышленностью. Начались перебои в снабжении населения това рами широкого потребления, что вызывало протест со стороны трудящихся масс. Наряду с этим восточногерманские власти ввели жесткую систему уголовных наказаний за “государственные преступления”. К ним относились антиправительственные заявления, экономические преступления, в том числе и спекуляция. За эти нарушения предусматривались длительные сроки заключения. Одновременно началось давление на евангелическую церковь, к которой принадлежали 80% населения. Церковь обвинялась в связях с оппозицией. В начале 1953 г. было арестовано около 50 священников. Ответом на репрессии стал резкий рост числа беженцев на Запад. Заявление правительства ГДР в мае 1953 г. об увеличении норм выра-ботки в промышленности на 10 % еще более накалило политическую обстановку в стране.

17 июня 1953 г. сотни тысяч рабочих вышли на улицы Берлина и направились к Дому правительства. Полиция, служба безопасности и армия оказались бессильны перед бастующими. Поэтому советский верховный комиссар издал приказ о передаче всей полноты власти советской администрации в Карлсхорсте, где находились руководители ГДР Вальтер Ульбрихт и Отто Гротеволь. В течение часа советские воинские подразделения восстановили контроль над территорией вокруг Дома правительства. Выступление было подавлено.

Правительство ГДР вынуждено было внести коррективы в экономическую политику. Предпринимались попытки ликвидировать диспропорции народного хозяйства и повысить жизненный уровень народа. Была также объявлена политическая амнистия для граждан, покинувших ГДР.

В марте 1954 г. между ГДР и СССР было подписано Соглашение о предоставлении Германской Демократической Республике полного государственного суверенитета.

Реализация шестилетнего плана развития народного хозяйства страны на 1950-1955 гг., ориентированного на ускоренную индустриализацию и жесткие меры коллективизации сельского хозяйства, вызвала нарастающее социальное напряжение в стране.

В 1956 г. в Познани начались стихийные выступления рабочих, вызванные повышением цен на продовольственные товары. После окончания рабочего дня трудящиеся направились в центр города, где располагались партийно-государственные учреждения. В демон-страции участвовало 100 тыс. человек. Протестующие скандировали: “Хлеба и свободы!”. Одновременно группа молодежи совершила нападение на тюрьму, обезоружила охрану и выпустила заключенных на свободу. Нападавшие также овладели огнестрельным оружием, находившимся в тюрьме. Вскоре началась перестрелка у здания Воеводского управления общественной безопасностью. После прибытия воинских частей стихийные выступления были подавлены.

В ходе столкновений погибло около 60 человек и 300 были ранены. Власти понимали, что необходимо вносить коррективы в проводимую политику и прежде всего принимать срочные меры по разрешению социальных проблем и возвращению в политическую жизнь опальных политиков. В первую очередь речь шла об автори-тетном политическом деятеле Владиславе Гомулке, который был против слепого копирования социалистического опыта СССР. Гомулка был избран на пост первого секретаря ЦК Польской объединенной рабочей партии (ПОРП).

Наиболее драматично политический кризис проявился в Венгерской Народной Республике. Венгерские события нельзя оценивать однозначно. Разразившиеся в разгар “холодной войны”, они, безусловно, поддерживались западными странами, тем более что в стране оставались достаточно широкие слои населения, связанные с капиталистическим и мелкотоварным укладами и имевшие объективные основания быть недовольными новой властью.

В июле 1956 г. первый секретарь Венгерской партии трудящихся (ВПТ) Матиас Ракоши был освобожден от занимаемой должности. Но новое руководство партии проявило колебания в определении политического курса. В то же время оппозиция группировалась вокруг бывшего премьер-министра Имре Надя, исключенного из партии.

События начались 23 октября 1956 г. с мирной демонстрации студентов, которые требовали удаления из правительства сторонников М. Ракоши, проведения свободных выборов, возвращения на пост премьер-министра И. Надя. Затем к демонстрантам стали присоеди-няться вооруженные группы, состоявшие из бывших хортистов и отстраненных от власти представителей буржуазных партий. На-чалось вооруженное восстание. Чтобы обеспечить единство партии в борьбе с восставшими, ЦК ВПТ ввел в состав руководства И. Надя, который заявил о своем согласии с принятыми властями мерами по подавлению мятежа. И. Надь был назначен председателем Совета министров. Правительство объявило о введении чрезвычайного положения и попросило советские власти ввести в Будапешт войска. 24 октября советские войска вошли в венгерскую столицу.

Однако Надь внезапно изменил свою позицию. Он объявил венгерские события народно-демократической революцией и потребовал вывода советских войск, что и было выполнено 29 октября. После этого в столице и крупных городах Венгрии началась настоящая антикоммунистическая вакханалия. Правительство И. Надя оказалось неспособным контролировать ситуацию в стране. Группы контрреволюционеров вылавливали и убивали коммунистов, вешали на фонарях работников госбезопасности. Было объявлено

об упразднении однопартийной системы, возоб-

новилась деятельность мелкобуржуазных и

буржуазных партий. Через открытую границу

с Австрией в страну хлынула волна эмигран-

тов. В деревнях появились бывшие помещики,

требовавшие возвращения утраченной

собственности. Таким образом, широкое демо-

кратическое движение, направленное против

крайностей консервативной модели социализ-

ма, вылилось в антикоммунистическое восста-

ние. Страна оказалась на грани гражданской

Я. Кадар войны.

И. Надь объявил о выходе Венгрии из ОВД

и о том, что она становится “нейтральной страной”. ВПТ полностью развалилась.

главе с Яношом Кадаром приняла решение о восстановлении партии рабочего класса, которая была названа Венгерской социалистической рабочей партией (ВСРП). Первым секретарем ЦК ВСРП был избран

Я. Кадар. 4 ноября 1956 г. было сформировано Венгерское рево-люционное рабоче-крестьянское правительство, которое возглавил

Я. Кадар. Оно обратилось к советскому руководству с просьбой подавить мятеж.

СССР ввел войска в Будапешт, и в течение нескольких дней восста-ние было подавлено. ЦК ВСРП оценил события 1956 г. как контрре-волюционный мятеж, направленный на реставрацию капитализма в стране. И. Надь по обвинению в государственной измене был приговорен к смертной казни.

В 1989 г. Верховный суд Венгрии реабилитировал И. Надя и других лиц, осужденных вместе с ним. Вооруженное выступление 1956 г. стало рассматриваться в Венгрии как народное восстание против сталинского режима. День 23 октября был объявлен национальным праздником.

События 1953 г. в ГДР и 1956 г. в Польше и Венгрии явились проявлением кризиса советской модели социализма, которая внедрялась руководством восточноевропейских стран без учета их специфических особенностей.

Американский дипломат Г. Киссинджер о роли СССР в венгерских событиях

Кровавое подавление венгерского восстания продемонстрировало, что Советский Союз намерен сохранить сферу собственных интересов, причем, если понадобится, то путем применения силы… Не оставалось более сомнений, что “холодная война” будет продолжительной и преисполненной горечи, а враждебные друг другу армии так и будут стоять по обеим сторонам разграничительной линии сколь угодно долго.

1.Назовите особенности народно-демократических революций в Восточной Европе и строя народной демократии.

2.Чем характеризуется начальный этап социалистического строительства в Центральной и Юго-Восточной Европе.

3.Почему восточноевропейские страны приняли советскую модель строительства социализма?

4.Какое значение имел советско-югославский конфликт для становления социалистического лагеря?

5.Дайте оценку политическому кризису в странах народной демократии в 50-х годах.

СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В КОНЦЕ 50-х - НАЧАЛЕ 80-х годов

Поиски путей развития социализма коммунистическими партиями Центральной и Юго-Восточной Европы. После ХХ съезда КПСС руководство стран народной демократии стало вносить коррективы в методы управления и экономическую политику. Были остановлены массовые репрессии, началась реабилитация осужденных по политическим мотивам. Были признаны необоснованными обвинения по отношению к Компартии Югославии и восстановлены отношения с ней по государственной и партийной линиям. Признавая приоритетным курс на индустриализацию, были увеличены капитало-вложения в развитие сельского хозяйства и легкой промышленности. В таких странах, как Польша, Венгрия, ГДР, были созданы минималь-ные условия для развития мелкого частного производства и частного сектора в сфере услуг.

Конец 50-х - начало 60-х годов явились для коммунистических партий Восточной Европы временем поиска оптимальной модели социализма.

Ряд стран Восточной Европы при создании производственной кооперации отказались от методов силового воздействия на крестьянство. К концу 50-х - началу 60-х годов коллективизация сельского хозяйства была завершена. В Польше и Югославии в результате применения умеренных методов в проведении коллекти-визации удалось достигнуть преобладания в деревне индивидуального крестьянского хозяйства.

По иному, чем в СССР, в странах народной демократии складывались отношения с представителями мелкобуржуазных слоев. В ГДР, Венгрии, Польше, Чехословакии, Югославии часть мелких производителей была занята в сфере розничной торговли и услуг. Восточногерманские власти провели преобразования частных предприятий и частной торговли. При согласии предпринимателей совладельцем их предприятий стало государство.

За годы реформ сформировалась новая интеллигенция, успешно шел процесс ликвидации неграмотности среди взрослого населения, особенно в таких странах, как Албания, Румыния, Югославия.

Подводя итоги социалистического строительства конца 50-х - начала 60-х годов, большинство коммунистических партий стран Центральной и Юго-Восточной Европы (кроме Польши и Югославии) заявили о построении основ социализма.

Однако руководство некоторых восточноевропейских стран, оценивая темпы и уровень экономического развития и наблюдая свое отставание от индустриально развитых западных стран, стало осозна-вать необходимость реформ.

Первоначально реформы предусматривались в рамках социалистического строя и были рассчитаны на его “улучшение” с учетом национальной специфики каждой страны.

Отсюда и появление таких определений, как “польский путь к социализму”, “социализм национальных цветов” в ГДР, “югославский самоуправляющийся социализм”.

В Венгрии и Чехословакии предпринимались попытки разработки новой экономической модели, получившей название социалистический рынок. Он предусматривал переход предприятий на самофинансиро-вание и хозрасчет и их право распоряжаться своими доходами. Государственное планирование должно было носить рекомендательный, а не обязательный характер. При ценообразовании функцио-нировали рыночные механизмы спроса - предложения.

Попытки восточноевропейских стран найти оптимальную модель социалистического строительства были омрачены Берлинским кризисом 1961 г., разразившимся в ГДР. Начатое восточногерманским правительством под давлением советского руководства форсирование коллективизации привело к массовому бегству граждан ГДР в Западную Германию. Поскольку между Восточным и Западным Берлином граница фактически отсутствовала, из ФРГ в ГДР проникали агенты западных спецслужб для сбора разведданных. Предложение Н. С. Хрущева, высказанное им в 1958 г., о предоставлении Западному Берлину статуса “демилитаризованного вольного города” осталось без ответа со стороны Запада. И тогда восточногерманские и советские руководители стали искать иной путь решения этой проблемы. Лидер германских коммунистов В. Ульбрихт предложил установить барьер из колючей проволоки вокруг Западного Берлина. Н. С. Хрущев первоначально отклонил это предложение. Но на встрече 3-5 августа 1961 г. первых секретарей коммуни-стических партий восточноевропейских стран большинством при-сутствовавших был одобрен план В. Ульбрихта.

В ночь с 12 на 13 августа 1961 г. народная полиция и подразделения армии ГДР окружили Западный Берлин ограждениями из колючей проволоки и возвели бетонную стену высотой до 4 м и протяженностью более 150 км. По всему периметру стены были установлены наблюдательные вышки. Берлинская стена в глазах общественности Запада стала символом раскола Европы и мира. Что касается социалисти ческой Германии, то возведением стены правительство ГДР остановило поток беженцев и утечку материальных средств в Западную Германию, восстановило контроль над своей территорией, что способствовало упрочению его положения.

Пражская весна. К началу 60-х годов чехословацкое руководство пришло к выводу о создании основ социализма в стране. Это получило отражение в новой Конституции, принятой в июле 1960 г. Поменялось и название государства - Чехословацкая Социалистическая Республика. Лидеры КПЧ необоснованно утверждали, что все задачи переходного периода государством выполнены и в обществе достигнуто морально-политическое единство. Однако последующее развитие событий показало, что подобные убеждения были иллюзией.

В стране накопилась масса нерешенных проблем. В частности, остро стоял национальный вопрос. По Конституции 1960 г. полномочия словацких государственных органов были значительно сужены по сравнению с Конституцией 1948 г. Словаки чувствовали себя ущемленными. Проводя политику, направленную на преодоление экономического неравенства между Словакией и Чехией, и, вкладывая средства в развитие словацкой экономики, чехословацкое правительство считало, что индустриализация Словакии автоматически укрепит единство двух народов. Никаких конкретных мер для создания равноправия между ними не проводилось. Все это создавало напряженность в отношениях двух народов.

К середине 60-х годов ухудшилось экономическое положение страны. Это отразилось на жизненном уровне населения. Очевидность принятия срочных мер для преодоления возникших трудностей осознавалась всеми представителями чехословацкого руководства.

Руководство ЧССР во главе с первым секретарем ЦК КПЧ А. Новотным, занимавшим одновременно и пост президента, не вызывало доверия у большинства представителей партийно-государствен-ного аппарата из-за неспособности решать проблемы, накопившиеся в стране. На состоявшемся в январе 1968 г. Пленуме ЦК КПЧ Новот-ный был снят с поста первого секретаря ЦК, а позже лишен и президентской должности. Первым секретарем ЦК был избран Алек-сандр Дубчек, завоевавший себе авторитет резкой критикой Новотного.

Первоначально политика нового руководства была направлена на устранение имевшихся недостатков. Было решено устранить препятствия для установления полного равенства чехов и словаков. Про-возглашалась программа политических и экономических реформ, в ходе которых предполагалось создать новый облик социализма “с человеческим лицом”.

Однако вокруг А. Дубчека стали формироваться силы, которым было тесно в рамках предлагаемой новой модели социализма. Под видом улучшения этого строя они хотели полного его упразднения, замены плановой системы хозяйствования рыночным механизмом и переориентации экономики ЧССР на Запад. От критики недостатков социализма либеральное крыло КПЧ перешло к его критике как системы, потребовав изменения политической структуры общества. Тех членов ЦК и правительства, которые выражали несогласие с предлагаемым курсом, зачисляли в “догматики” и “консерваторы” и подвергали моральному террору.

Вскоре чехословацкие рыночники убедились, что А. Дубчек слишком нерешительная фигура для радикальных шагов. Однако заменить его в тот момент было некем, да и нецелесообразно, поскольку в глазах общественности он выглядел как реформатор “плохого социализма”. А открыто объявлять о переходе к рыночным отношениям, по мнению чехословацких либералов, было еще преждевременно, поскольку бо/льшая часть общества едва ли поддержала бы эту идею. Поэтому был выдвинут лозунг: “ С Дубчеком - против Дубчека”.

Расстановка сил в обществе выглядела следующим образом. Сторонники А. Новотного отстаивали прежние методы руководства и выступали за сохранение прежнего порядка. Реформаторское крыло в КПЧ пыталось преодолеть возникший кризис и начать широко-масштабные реформы по гуманизации социалистической модели. Либеральные силы, сформировавшиеся в партии и правительстве, стремились к полной ликвидации социализма, считая его утопией, и переходу к рыночным отношениям. По мнению современных исследователей Пражской весны, эта группа была немногочисленной и не представляла угрозы существовавшей в Чехословакии системе.

Дубчек Александр (1921-1992)

Родился в Словакии. Детские и юношеские годы провел в Советском Союзе. С 1939 г. - член Компартии Чехословакии (КПЧ). Участвовал во Второй мировой войне. С конца 40-х годов находился на ответственных партийных и государственных постах. С 1958 г. член Центрального комитета КПЧ. В 1968 г. избран первым секретарем ЦК КПЧ. В апреле 1968 г. опубликовал официальный документ “Пражской весны” - “Программу действий Коммунистической партии Чехословакии”, направленную на либерализацию общественной жизни. Провел реабилитацию поли-тических заключенных, отменил цензуру в средствах массовой информации, запретил преследовать оппозиционно настроенных представителей интел-лигенции. Осудил ввод в Чехословакию войск пяти стран Варшавского договора. Был арестован, снят с руководящего поста и направлен послом в Турцию. Через два месяца был отозван новым чехословацким руководством и исключен из партии как “ведущий представитель правоопортунистического ревизионистского направления в руководстве КПЧ”. Более 15 лет проработал в одном из словацких лесных хозяйств. В 1989 г. вернулся в политику и стал лидером Словацкой социал-демократической партии. В 1989 г. избран председателем Федерального собрания Чехословакии. В 1992 г. погиб в автомобильной катастрофе.

Политика гласности и политический плюрализм, утвердившиеся в чехословацком обществе, привели к появлению на страницах печати радикально-критических публикаций. К лету 1968 г. КПЧ пере-стала контролировать ситуацию в обществе. Это вызвало обеспокоенность в Москве. Беседы с А. Дубчеком результатов не дали. В Кремле решили, что правые ревизионистские силы представляют угрозу социалистическим завоеваниям в Чехословакии. После консультаций руководством компартий социалистического содру-жества было принято решение о необходимости ввода войск стран- участниц Варшавского договора в Чехословакию. 21 августа 1968 г. войска пяти стран ОВД - СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши - вступили на территорию ЧССР.

А. Дубчек был отстранен от руководства. Сотни тысяч коммунистов были исключены из партии как ревизионисты. В конце августа состоялись советско-чехословацкие переговоры в Москве. На них было подписано соглашение о нормализации положения в стране. Новое руководство КПЧ расценило действия стран Варшавского договора как “акт интернациональной помощи”. В трактовке современных чешских историков эта акция рассматривается как интервенция.

С этого времени утверждается концепция, сформулированная Л. И. Брежневым, “о коллективной ответственности за судьбы социализма”, предпола-гавшая вмешательство во внутренние дела социалистических стран. На Западе эта концепция получила название доктрина Брежнева.Особенности развития Болгарии и Румынии. В Болгарии и Румынии в отличие от других стран социалистического лагеря с середины 50-х годов происходило становление консервативной модели социализма. После смерти И. В. Сталина Политбюро ЦК БКП осудило культ личности первого секретаря ЦК В. Червенкова и методы его руководства. Общественность связывала надежды с приходом нового лидера Тодора Живкова. Однако болгарская “оттепель” продлилась недолго. Т. Живков отказался от борьбы с партийной бюрократией и решил плыть по течению. Вскоре сформировался новый культ личности - теперь уже в лице Т. Живкова.

Отказавшись от глубоких реформ в обществе, болгарский лидер предпринимал активные шаги для сближения с СССР. Он демонстрировал свою полную лояльность по отношению к Советскому Союзу и способствовал интеграции болгарской экономики в советскую. Подобная политика позволяла Болгарии довольно долгое время сохранять достаточно высокие темпы развития и поддерживать стабильный жизненный уровень населения. В начале 80-х годов был предпринят комплекс мер, направленных на повышение качества болгарской продукции. Стали создаваться специализированные предприятия, использующие передовые технологии. Для удовлетворения спроса населения на потребительские товары учреждались мелкие и средние предприятия, функционирующие на принципах хозрасчета. Тем не менее в большинстве отраслей промышленности Болгарии преобладало экстенсивное развитие.

Еще более консервативный путь развития был характерен для Румынии. В экономике страны сохранилась жесткая централизован-ная модель. Румынские лидеры Георге Георгиу-Деж и его преемник с 1965 г. Николае Чаушеску пошли по пути формирования автори-тарной модели развития. В Румынии сформировалась жесткая система подавления инакомыслия. Когда во всех социалистических странах после ХХ съезда КПСС начался процесс реабилитации, руководитель Румынской рабочей партии Г. Георгиу-Деж заявил, что в Румынии некого реабилитировать, поскольку все были осуждены законно. Служба государственной безопасности “Секуритате” обладала полной свободой действий. Все массовые общественные организации были объединены во Фронт демократии и социалистического единства (ФДСЕ), который находился под контролем РКП.

Избранный румынскими лидерами путь развития преподносился как возвращение к национальным истокам. С конца 50-х годов Румыния демонстративно подчеркивает свою независимость на международной арене и показывает свою обособленность от СССР во внешней политике.

Характерной чертой румынской экономики были существенные диспропорции между тяжелой и легкой промышленностью и активная финансовая поддержка Запада, поощрявшего внешнеполитический курс режима Чаушеску. В 70-х годах Румынии даже были предостав-лены статус развивающейся страны и режим наибольшего благо-приятствования в экономических отношениях с США.

Польский кризис 70-х - 80-х годов. С середины 60-х годов в партийно-государственном руководстве Польской Народной Республики стали возрождаться методы руководства, осужденные в 1956 г. В 1968 г. возник конфликт между властью и интеллигенцией, которая протестовала против диктата в культурной политике. В стране назревали и социальные проблемы. Правительство В. Гомулки в декабре 1970 г. приняло решение о значительном повышении цен на товары широкого потребления при одновременном замораживании уровня заработной платы. В ответ на это в Гданьске, Гдыне, Щецине и других городах Балтийского побережья вспыхнули забастовки. Для их подавления были привлечены милиция и войска. Эти события привели к отставке В. Гомулки. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран Эдвард Герек.

Новое польское руководство отменило повышение цен и провозгласило курс на повышение материального благосостояния трудящихся. Были повышены заработная плата значительным категориям рабочих и служащих, пособия многодетным семьям, пенсии, ликвидированы обязательные поставки крестьянами продуктов сельского хозяйства государству. Однако к середине 70-х годов обстановка вновь обостри-лась. Одной из причин нового витка кризиса была закупка Польшей на Западе оборудования и технологий и оформление крупных кредитов и займов. Ориентация Польши на западные инвестиции привела к росту задолженности страны. Ежегодный рост выплат по долгам превысил 25% ежегодных доходов от экспорта товаров и услуг. Расчеты на погашение долга за счет экспорта на Запад польских товаров не оправ-дались. В случае невыплаты очередной суммы долга Польше могли предъявить политические претензии.

С середины 70-х годов в Польше активизируются оппозиционные силы. Очередной Л. Валенса кризис разразился летом 1980 г. Поводом для него послужило введение коммерческих цен на мясо. По стране прокатилась волна забастовок. Центром забастовочного движения стал Гданьск. Здесь был утвержден устав независимого профсоюза “Солидарность”, лидером которого был избран электрик Лех Валенса. Необходимость такой организации, безусловно, назрела, поскольку официальные профсоюзы фактически перестали защищать интересы трудящихся. Однако вскоре “Солидарность” стала перерастать из профсоюзной в политическую организацию, ставящую своей целью изменение существующего строя. В 1981 г. во главе ПОРП встал генерал Войцех Ярузельский. Во избежание перерастания противостояния в обществе в открытое столкновение оппозиционных сил он настоял, чтобы Государственный совет ввел в стране военное положение. Это предотвратило вступление в Польшу войск ОВД. “Солидарность” и другие оппозиционные группы были запрещены.

“Манифест 2000 слов”

(Извлечение из программного заявления чехословацкой оппозиции 1968 г.)

В то время, как многие рабочие думали, что управляют страной, на самом деле от их имени страной правила особая прослойка деятелей партийного и государ-ственного аппарата. Фактически они заняли место свергнутого класса и сами стали новыми господами…

С начала нынешнего года мы находимся в возродительном процессе демократизации… Мы уже столько сказали и столько открыли, что ничего не остается, как довести до конца наше намерение очеловечить этот режим. Иначе реванш старых сил был бы слишком жестоким. Мы обращаемся прежде всего к тем, кто до сих пор только выжидал. Время, которое наступает, решает нашу судьбу на многие годы…

1.Какие изменения произошли в странах народной демократии в 50 - 60-х годах?

2.Расскажите о событиях Пражской весны.

3.Каковы были особенности развития Болгарии и Румынии?

4.Назовите причины польского кризиса 70 - 80-х годов и опишите его ход.

5.Почему возник профсоюз “Солидарность”? Какова была направленность его деятельности?

Реферат: Страны Центральной и Юго-Восточной Европы: становление государств народной демократии

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы

Становление государств народной демократии


Образование народно-демократических правительств

Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими партиями и их союзниками

Перспективы перехода к социализму мирным путем

Образование народно-демократических правительств. В годы второй мировой войны во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы были образованы Национальные (Народные) фронты, в которых сотрудничали рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а на последнем этапе в некоторых странах и бур-

жуазные партии. Сплочение столь разнородных социальных и политических сил стало возможным во имя

общенациональной цели - освобождения от фашизма, восстановление национальной независимости и демо-

кратических свобод. Эта цель была достигнута в результате разгрома нацистской Германии и ее союзников Вооруженными Силами СССР, стран антигитлеровской коалиции и действий антифашистского движения Сопротивления. В 1943-1945 годах во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы к власти приш-

ли правительства Национальных фронтов, в которых впервые в истории принимали участие коммунисты, что отражало их роль в борьбе против фашизма.

В Албании и Югославии, где ведущую роль в народно-освободительной борьбе и Национальных фрон-тах играли коммунисты, они и возглавили новые правительства. В других странах были созданы коалици-

онные правительства.

Сотрудничество различных партий в рамках Национальных фронтов объяснялось трудностью задач, сто-

явших перед освобожденными от фашизма странами. В новых условиях требовалось объединение усилий

всех демократических партий и организаций. Необходимость расширение социальной базы и признания

западными державами возникших еще в период освободительной борьбы правительств Югославии и Поль-ши обусловила включение в их состав представителей эмиграции и тех внутренних сил, которые не прини-

мали участия в Национальных фронтах, руководимых коммунистами.

Усилия всех правительств были направлены на решение первоочередных общенациональных задач : лик-

видацию последствий господства оккупационных и местных фашистских режимов, возрождение разрушен-

ной войной и оккупацией экономики, восстановление демократии. Был уничтожен созданный оккупантами

государственный аппарат, государственные учреждения в Болгарии, Венгрии и Румынии очищены от фа-

шистских элементов, деятельность фашистских и реакционных партий, на которых лежала ответственность

за национальные катастрофы, была запрещена. Восстанавливались демократические конституции, упразд-

была разрешена деятельность партий, не входивших в Национальные фронты. Наряду с прежними структу-

рами государственной власти стали действовать новые, родившиеся в ходе освободительной борьбы, наци-

ональные комитеты, советы.

Из социальных задач во всех странах, за исключением Болгарии, где эта проблема была решена в резуль-

тате русско-турецкой войны 1877-1878 годов, первоочередной стала ликвидация крупного помещичьего

землевладелия и наделение крестьян землей. В основу начатых в некоторых странах еще до полного осво-

бождения аграрных реформ был положен принцип : “ Земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает ” . Кон-

фискованная у помещиков и тех, кто сотрудничал с оккупантами, земля передавалась за небольшую плату

крестьянам в собственность, а частично переходила к государству. В Польше, Чехословакии и Югославии

были конфискованы земли немцев, которых по решению союзных держав переселили на территорию Гер-

мании. Программы Национальных фронтов не содержали прямого требования ликвидации капиталистичес-

кой собственности, но предусматривали изъятие собственности нацистов и их сообщников и наказание за

национальное предательство, в результате чего под государственное управление перешли предприятия, принадлежавшие немецкому капиталу и той части буржуазии, которая сотрудничала с гитлеровцами.

Таким образом, в результате ликвидации фашизма и восстановления национальной независимости в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1943-1945 годах утвердился новый строй, получивший

тогда название народной демократии. В политической сфере его характерной чертой была многопартий-

ность, при которой не допускалась деятельность фашистских и явно реакционных партий, а значительную

роль в правительствах и других органах власти играли коммунистические и рабочие партии. В Румынии не

только формально, как это было в Венгрии и Болгарии, сохранился институт монархии. В сфере экономики

при сохранении частных и кооперативных предприятий значительно большую, чем в довоенный период,

роль стал играть государственный сектор. Наиболее серьезные изменения происходили в сельском хозяйст-

ве, где началось решение аграрного вопроса в интересах беднейшего крестьянства.

Произошли изменения и во внешнеполитической ориентации стран народной демократии. Еще во время

войны с Советским Союзом были подписаны договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном со-

трудничестве с Чехословакией (декабрь 1943 года), Югославией и Польшей (апрель 1945 года). Над Болга-

рией, Венгрией и Румынией, как бывшими сателлитами гитлеровской Германии, Советский Союз совмест-

но с Соединенными Штатами Америки и Великобританией установил контроль – здесь действовали Союз-

ные контрольные комиссии (СКК), в которых благодаря присутствию советских войск представители СССР имели более сильные позиции, чем западные партнеры.

Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими партиями и их союзниками. В Алба-нии и Югославии коммунистические партии занимали господствующие позиции в политической жизни.

Возобновившие свою деятельность после освобождения страны многочисленные довоенные мелкобуржу-

азные и крестьянские партии Югославии оказались не в силах соперничать с Коммунистической партией

Югославии (КПЮ) и близкими ей организациями. Это показали выборы в Учредительную скупщину в но-

ябре 1945 года, на которых Народный фронт одержал убедительную победу (90 % голосов). В Албании

кандидаты руководимого коммунистами Демократического фронта собрали 97,7 % голосов. Иная ситуа-

ция была в других странах : в Венгрии на первых послевоенных выборах (ноябрь 1945 года) коммунисты

ческих сил, они добились того, что выборы были отсрочены и состоялись лишь в январе 1947 года.

Роль коммунистов в органах власти была более значительной, чем об этом можно судить на основе пар-

ламентских выборов. Поддержка Советского Союза создавала компартиям самые благоприятные возмож-

ности для того, чтобы начать постепенное оттеснение своих союзников по Национальному фронту с зани-

маемых ими позиций в политической жизни. Сохраняя за собой, как правило, посты министров внутренних

дел и осуществляя контроль над органами государственной безопасности, а в ряде стран – и над вооружен-

ными силами, компартии в значительной степени определяли политику народно-демократических прави-

тельст, даже если и не располагали в них большинством портфелей.

По многим вопросам, которые решались новой властью, возникали противоречия между коммунистами и

другими партиями Национальных фронтов. Буржуазные и мелкобуржуазные партии считали, что с восста-

новлением национальной независимости, конституционного строя, наказанием военных преступников и тех, кто сотрудничал с гитлеровцами, проведением аграрной и некоторых других реформ задачи, провоз-

глашенные в программах Национальных фронтов, полностью выполнены. Они выступали за дальнейшее

развитие государств Центральной и Юго-Восточной Европы по пути буржуазной демократии с внешнепо-

литической ориентацией на страны Запада и сохранением дружественных отношений с Советским Союзом.

Компартии, рассматривая установление строя народной демократии как этап на пути к провозглашенной

ими конечной цели – построению социализма, считали необходимым продолжение и углубление начатых

преобразований. Используя городскую и сельскую буржуазию, капиталы и предпринимательскую инициа-

тиву для решения задач восстановления, коммунисты в то же время вели все возрастающее наступление на

ее политические и экономические позиции.

Переход в руки государства (национализация) собственности немецкого капитала и той части буржуазии,

которая сотрудничала с гитлеровцами, привел к образованию во всех странах более или менее мощного го-

сударственного сектора экономики. Вслед за тем компартии стали добиваться национализации собствен-ности национальной буржуазии. Раньше всего это было осуществлено в Югославии, где принятая в январе

1946 года конституция давала возможность, если этого потребуют общенародные интересы, экспортиро-вать частную собственность. В результате уже в конце 1946 года был издан закон о национализации всех

частных предприятий общегосударственного и республиканского значения. У частных владельцев остались

лишь мелкие промышленные предприятия и ремесленные мастерские.

В Польше при создании Национального банка, частные банки, лишенные возможности обменять на но-вые банкноты имевшиеся у них наличные деньги, были вынуждены прекратить свое существование. По-

пытки частных владельцев добиться возвращения предприятий, зазваченных оккупантами и при освобож-

дении страны перешедших под временное государственное управление, удались лишь частично. Входив-

шая в состав Национального фронта Польская крестьянская партия – Польске стронництво людове (ПСЛ),

возглавляемая бывшим премьером эмиграционного правительства С. Миколайчиком, не возражала против

обобществления ключевых отраслей производства, но была против того, чтобы главной формой этого обоб-

ществления стала передача предприятий в собственность государства. Она выступала за то, чтобы их взяли

в свои руки кооперативы и органы местного самоуправления. Но в январе 1946 года по настоянию Польс-

кой рабочей партии (ППР) был принят закон о национализации, по которому произошло огосударствление

крупной и средней промышленности.

В Болгарии, Венгрии и Румынии, находившихся под контролем СКК, наступление на позиции буржуазии

велось путем установления государственного и рабочего контроля над частными предприятиями, а не пу-тем национализации.

Таким образом, практически уже в 1945-1946 годах компартиям удалось добиться того, что начался про-

цесс изъятия собственности буржуазии и перехода ее в руки государства. Это означало выход за рамки программ Национальных фронтов, переход от решения общенациональных задач к решению задач соци-

ального характера.

Опираясь на оставшиеся в большинстве стран советские войска и находившиеся в их распоряжении ор-

ганы безопасности, коммунистические партии сумели нанести удары и по политическим позициям буржу-

азных и мелкобуржуазных партий, вынужденных переходить в ряде случаев в оппозицию. По обвинениям

в заговорщической деятельности арестовывались сторонники оппозиции. В Венгрии в начале 1947 года та-

кие обвинения были выдвинуты против ряда руководителей Партии мелких сельских хозяев (ПМСХ), в том

числе и против главы правительства. Многие из них, опасаясь ареста, были вынуждены бежать за границу. В Болгарии был казнен Н. Петков, один из лидеров БЗНС, а в Румынии преданы суду ряд деятелей нацио-

нал-царанистской (крестьянской) партии. В Польше на выборах в сейм в январе 1947 года, руководимый

коммунистами блок одержал победу над крестьянской партией С. Миколайчика. Протесты ПСЛ в связи с

многочисленными нарушениями в ходе избирательной кампании и преследованиями кандидатов этой пар-

тии были отвергнуты. Вскоре после этого ПСЛ, как оппозиционная политическая партия, сошла со сцены, а

Миколайчик во избежании ареста был вынужден бежать за границу.

Таким образом, уже к середине 1947 года, во многих странах коммунистические партии сумели удалить из Национальных фронтов своих союзников справа и укрепить собственные позиции в руководстве госу-

дарством и экономической жизнью. Лишь в Чехословакии, где в результате выборов в Законодательное

собрание в мае 1946 года, КПЧ вышла на первое место, сохранялось зыбкое равновесие сил в Националь-

ном фронте. Но и там коммунисты практически заняли решающие позиции.

Перспективы перехода к социализму мирным путем. В 1945-1946 годах, руководители ряда компартий

заявили, что политические и социально-экономические преобразования, осуществленные в ходе становле-

ния и развития строя народной демократии, еще не носят социалистического характера, но создают условия для перехода в будущем к социализму. Они полагали, что этот переход может быть осуществлен иначе, чем

в Советском Союзе, - без диктатуры пролетариата и гражданской войны, мирным путем. На первом съезде

ППР в декабре 1945 года было признано, что в условиях народно-демократического строя, создающего ус-

ловия для дальнейшей борьбы рабочего класса и трудового народа за их полное социальное освобождение,

имеется возможность идти к социализму эволюционно, мирно, без потрясений, без диктатуры пролетариа-

та. Г. Димитров считал возможным “ на основе народной демократии и парламентского режима в один прекрасный день перейти к социализму без диктатуры пролетариата . Руководители других компартий

также рассматривали народно-демократическую власть как переходную, которая постепенно перерастет в

социалистическую. Против таких взглядов не возражал Сталин, который летом 1946 года в беседе с

К. Готвальдом признал, что в условиях, сложившихся после второй мировой войны, возможен иной путь к

социализму, не обязательно предусматривающий советскую систему и диктатуру пролетариата.

Как видно, в первые годы существования народной демократии, руководители компартий стран Центра-

льной и Юго-Восточной Европы, рассматривая советский строй как классический образец перехода к со-

циализму, допускали возможность иного пути, при котором учитывались бы национальная специфика и

существование межклассовых союзов, нашедших свое выражение в Национальных фронтах. Эта концеп-

ция не получила всесторонней разработки, она была намечена лишь в самых общих чертах. Предлагалось,

что переход к социализму займет длительный промежуток времени. Последовавшие события не оправдвли

возникших ожиданий.