Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Архитектор Сантьяго Калатрава: биография, творчество и интересные факты. Сантьяго Калатрава-испанец удививший мир Новый облик калатравы

Архитектор Сантьяго Калатрава: биография, творчество и интересные факты. Сантьяго Калатрава-испанец удививший мир Новый облик калатравы

Явление на озере

28.08.14 17:35

Политехнический Университет Флориды в городе Лейклэнд откроет в сентябре двери для первых студентов. Главное и пока единственное здание кампуса нового учебного заведения, основанного лишь весной 2012 года, — Центр Науки, Инноваций и Технологий — спроектировал Сантьяго Калатрава. Постройка легендарного испанского архитектора и инженера сама может служить прекрасным практическим пособием для будущих студентов.

Весь кампус занимает территорию в почти 70 га. Общая площадь основного корпуса составляет 18 580 кв.м. Строительство обошлось в 60 млн. долл. Материалы просты и понятны — алюминий, бетон и стекло. Из этих сухих «исходных» рождается удивительно тонкий и романтичный по ощущениям проект, одновременно виртуозно и прагматично просчитанный.

Здание имеет вытянутую форму, напоминающую корабль на воздушной подушке, тем более что расположено оно буквально на воде, в северной части озера. Вокруг последнего и формируется иссеченный дорожками и мостками ландшафт будущего кампуса. Искусственный водоем при этом становится и коллектором для ливневой канализации и источником влаги для окружающего парка. Но пока реализовано лишь одно из запланированных зданий — светлый, будто подсвеченный, футуристичный объем безусловно главный «лэндмарк», ведь эффектные, тщательно продуманные виды на него открываются даже с проходящего поблизости шоссе.

Фото Alan Karchmer for Santiago Calatrava

Внутри двухэтажной постройки расположена вся необходимая инфраструктура. На первом этаже находятся учебные классы, исследовательские лаборатории, различные пространства для коммуникаций, рабочие зоны и амфитеатр для открытых лекций и торжественных мероприятий. Центром второго этажа стало большое общественное пространство прямо под сводом крыши, которое так и назвали «Commons». Вокруг него размещены переговорные и административные помещения.

Фото Alan Karchmer for Santiago Calatrava

Сверху здание, как паутиной, затянуто довольно тонкой алюминиевой «перголой». Решение не только добавляет динамики и привносит момент игры, но и помогает защитить интерьеры от прямых солнечных лучей. А над центральным сводом установлены два ряда гигантских алюминиевых ламелей, по 46 в каждом. Они подвижны и управляются при помощи гидравлических приводов, следуя за положением солнца. Здание то «ощетинивается», как какое-то фантастическое доисторическое существо, то миролюбиво «втягивает» шипы-пластины. И опять решение вполне практично: во-первых, дает возможность регулировать уровень естественного освещения в центральном общественном пространстве, а во-вторых, на ламели можно установить солнечные батареи для экономии потребления электроэнергии.

Фото Alan Karchmer for Santiago Calatrava

Фото Alan Karchmer for Santiago Calatrava

Фото Alan Karchmer for Santiago Calatrava

Фото Alan Karchmer for Santiago Calatrava

calatrava.com

Крылья и струны

03.07.12 16:59

С 27 июня по 30 сентября в Государственном Эрмитаже проходит монографическая выставка Сантьяго Калатравы.

Мировую известность уроженцу Валенсии Сантьяго Калатраве в 1990-ые принесли мосты новой типологии. К настоящему времени в разных странах мира он построил их более тридцати, и каждый - чудо технологий. Мост Сэмюэля Беккета в Дублине на своей одной опоре способен поворачиваться на 90 градусов, открывая путь судам, проходящим по реке. «Струнный мост» в Иерусалиме - самый длинный (360 метров) транспортный вантовый мост в мире. Мост Конституции со стеклянными ограждениями и большим радиусом кривизны - единственный модернистский мост, которому, хоть и не без проблем, удалось «прописаться» на венецианском Гранд-канале.

Santiago Calatrava LLC, 2012

Мост Сэмюэля Беккета. Дублин, Ирландия. 1998-2009

На выставке «Сантьяго Калатрава. В поисках движения», открывшейся в Эрмитаже, можно увидеть и знаменитые мосты, и многие другие творения мастера. Он учился на художника, архитектора, инженера и не разделяет эти специальности, считая архитектуру высоким искусством. Многогранность натуры отражена в 150 экспонатах, выставленных в Николаевском зале дворца. Это макеты и фотографии сооружений, мобильные скульптуры, графика и живопись, а также керамика и сценография.

Фото Оксаны Милашкиной

Фото Кирилл Иконников

От произведения к произведению зритель имеет возможность проследить «идею-фикс» мастера - его упорное стремление постичь и перенести в свое творчество конструктивные принципы природы. Калатрава рисует «скелеты» своих зданий, подражая строению рыб, птиц, пальмовых листьев. Органические конструкции, по его мнению, настолько совершенны, что их надо оставлять на виду. И при этом он старается привести архитектурную массу в движение. Иногда это только визуальный эффект, построенный на летящих силуэтах и динамике линий. Так «ввинчивается» спиралью в небо небоскреб в Мальмё, прозванный «Закрученный торсом».

Фото Оксаны Милашкиной

Фото Кирилл Иконников

Но в некоторых случаях есть особый механизм, заставляющий архитектурные элементы реально двигаться. Например, у Музея искусств в Милуоки есть «крылья», которые раскрываются и складываются. На выставке представлен макет Церкви Блаженного Хупинеро Серры в Лос Анжелесе, для которой Калатрава разработал кровлю, открывающуюся и закрывающуюся по похожему принципу. Можно увидеть и другие макеты, наглядно демонстрирующие «мобильность» сооружений.

Фото Кирилла Иконникова

Фото Оксаны Милашкиной

Фото Кирилл Иконников

На открытии выставки директор Эрмитажа Михаил Пиотровский обмолвился, что данный формат непривычен для этих стен. Николаевский зал, однако, принимал и куда более радикальную современность. Именно здесь в 2009 году проходила выставка «Новояз» - в рамках программы «Эрмитаж 20/21» лондонский галерист Чарльз Саатчи представил творчество молодых британских художников. По сравнению с их работами вещи Калатравы - можно сказать, классика.

Фото Оксаны Милашкиной

Кроме того, архитектурные экспозиции могут стать для Эрмитажа традицией. В музее планируется серия просветительских проектов, посвященных современной архитектуре, и после Калатравы в гости с персональными выставками ждут Заху Хадид и Рема Колхаса. Главная российская сокровищница мирового искусства продолжает перекидывать мосты из прошлого в настоящее и будущее. В таком контексте экспозиция мастера, прославившегося самыми невероятными мостами, логична и символична одновременно.

Страница выставки на сайте Эрмитажа: www.hermitagemuseum.org

Santiago Calatrava LLC, 2012

Мост Конституции Венеция, Италия. 1996-2008

Santiago Calatrava LLC, 2012

Мост Аламильо. Севилья, Испания. 1987-1992

Santiago Calatrava LLC, 2012

Павильон Кувейта на «Экспо-1992». Севилья, Испания

Santiago Calatrava LLC, 2012

Железнодорожная станция аэропорта Сент-Экзюпери
Лион, Франция. 1989-1994

Santiago Calatrava LLC, 2012

Транспортный узел Всемирного торгового центра
Нью-Йорк, США. С 2003-го

Santiago Calatrava LLC, 2012

Моряк. 1995
Черное дерево, нержавеющая сталь

Santiago Calatrava LLC, 2012

Трансформация: желтый. 2009. Алюминий

Сантьяго Калатрава. Родился в 1951 году в Валенсии. Оставил местное художественное училище ради учебы в Высшей технической школы архитектуры. Затем продолжил образование в Федеральном технологическом институте Цюриха, где получил диплом инженера-проектировщика. В настоящий момент обосновался в Нью-Йорке. Филиалы бюро есть также в Валенсии и Цюрихе.

Первая работа Калатравы в Азии

24.04.12 11:20

Сантьяго Калатрава представил концепцию комплекса зданий для университета Юань Цзе в Тайване.

Данные о проекте крайне скупы. Известно, что комплекс включает в себя три здания, в которых разместятся Центр исполнительских искусств, школа искусств и дизайна, а также мемориальный зал кампуса университета. Архитектурным прообразом группы построек стал традиционный китайский замок в окружении воды. Догадаться об этом легко, достаточно взглянуть на бионическую криволинейную кровлю Центра и консольный выступ со стороны главного фасада. Очевидно, что Калатрава черпал вдохновение в лучших образцах культуры и искусства Поднебесной и Тайваня. Каркас объема, в котором разместится школа дизайна, состоит из ритмически организованных стальных ребер. Большую часть внутреннего пространства Центра исполнительских искусств займут концертный зал на 1200 мест и театр на 500 мест для экспериментальных студенческих постановок.

Официальный сайт архитектурного бюро: calatrava.com

Фото Santiago Calatrava, LLC

Фото Santiago Calatrava, LLC

Город под названием Испания

06.05.11 14:43

Экспозиция включает рисунки, макеты, фотографии, видеоролики. Устроители поставили перед собой задачу показать сегодняшнюю архитектуру Испании в самых разных аспектах: от слияния с историческим наследием в больших городах до развития маленьких поселений и строительства отдельных объектов. Также сквозь архитектуру будет предложено взглянуть на общественно-социальную жизнь страны. Здесь и решение экологических проблем, и освоение новых территорий, и культурно-образовательные процессы. Наряду с произведениями Сантьяго Калатравы, Мигеля Наварро, бюро EMBT, Foreign Office Arquitectors и других именитых испанцев выставка познакомит российскую публику с работами малоизвестных, но высоко оцененных на родине профессионалов. В проекте приняли участие более 80 архитекторов.

Общая концепция застройки изначально разрабатывалась специалистами Studio di Ingegneria De Cola di Messina. Территорию, прилегающую к пристани, надлежало превратить в развитую инфраструктуру, включающую торговые площади и зону досуга с озелененным пляжем, гостиницей, баром, рестораном, спортивным центром и амфитеатром. На искусственном острове, отделенном от берега каналом шириной 70 метров, расположится главное здание пристани. Сконструировать его пригласили звезду мирового масштаба - Сантьяго Калатраву.

Климат и местный колорит Салерно напомнили архитектору родную Валенсию, которую он прославил целой серией объектов, тематически и формально также связанных с водной стихией (Музей Океанографии, Город науки и искусств). По замыслу Калатравы здание причала в Италии должно быть визуально невесомым и прозрачным, эффектно отражаться в воде. Белоснежный объем с крышей-парусом издалека выглядит как самая крупная среди стоящих на приколе яхт.

Второе значительное сооружение мастера - вантовый мост, соединяющий постройку на острове с берегом. Это будет многоуровневая структура с эстакадой и пешеходными галереями-променадами.

Официальный сайт архитектора: calatrava.com

Официальный сайт проекта: marinadarechi.com

Пока искала в интернете кое-какие фото дополнительно к своим
для рассказа о Милуокском "Солнечном Бризе" прочла много
интересного о Сантьяго Калатраве, архитекторе, который его
проектировал.

А поскольку детище Кaлатравы произвело большое впечатление
на всех, хочу показать вам и другие его работы, не менее
интересные и уникальные.

Сантьяго Калатрава, вероятно, самый известный испанский
архитектор после великого Антонио Гауди.
В основе его футуристических работ чаще всего видно заимст-
вование природных форм и процессов, поэтому творчество
Калатравы обычно причисляют к зарождающемуся архитек-
турному стилю "био-тек".

Сантьяго родился в 1951 году в Валенсии (Испания).
Учился в высшей школе архитектуры. Затем, в 1975 году,
поступил на архитектурный факультет Федерального института
технологии в Цюрихе (Швейцария), откуда выпустился с дипло-
мом инженера. Таким образом, Калатрава получил два образо-
вания: инженера и архитектора, что помогло ему в творчестве.
А кроме этого, Сантьяго - скульптор.
В 1981 году, в год своего тридцатилетия, Сантьяго Калатрава
открыл мастерскую, в которой работал в качестве архитектора
и инженера.

Вдохновение для творчества испанец черпал из работ знаменитого
французского архитектора Ле Корбюзье, создателя архитектуры
интернационального стиля. В 1989 архитектор открывает филиал
своей мастерской в Париже.

Секрет успеха Сантьяго Калатравы - в универсализме.
Будучи инженером и архитектором в одном лице, он способен
разрабатывать кажущиеся фантастическими конструкции, а
пластические штудии доводят формы до совершенства.
Ранний период творчества Калатравы был посвящён, в основном,
вокзалам и мостам.
Первым его проектом был ангар завода фирмы Jakem в Швейцарии.
За последующие тридцать лет талантливый архитектор не один раз
удивил мир своими фантастическими проектами.
Здесь самые известные из них.

Самым знаменитым творением его раннего творчества является
мост Аламильо в Севилье.

Поворотным моментом в карьере Сантьяго стала его телеком-
муникационная башня Монжуик в Барселоне, призванная быть
сердцем Летней Олимпиады 1992 года.
Увидев, что испанский архитектор “вытворяет” с обычной теле-
башней, многие страны захотели увидеть и у себя творения этого
безусловно талантливого человека с абсолютно новым взглядом
на привычные конструкции.

В 1997 году ещё в одном испанском городе - Бильбао - был
закончен новый пешеходный Белый мост Субисури,или, как его
ещё называют,Кампо Волантин, возведённый по проекту уже
снискавшего всемирную известность архитектора.

В 1998 году в районе Пуэрто-Мадеро аргентинского Буэнос-Айреса
появился удивительный пешеходный Мост Женщины, являющийся,
по сути, первой и пока единственной работой испанского архитектора
в Южной Америке.

В 2001 году в Музее Искусств Милуоки появился удивительный
Павильон Квадраччи, ставший первым творением Сантьяго
Калатравы в США.

В 2003 году через реку Лиффи в Дублине был перекинут небольшой,
но от этого не менее зрелищный мост Джеймса Джойса.
Ирландцам настолько понравилось творчество Калатравы, что было
принято решение заказать ему ещё один мост.

Таким образом, в 2009 году чуть ниже по течению реки Лиффи появился
мост Сэмюэла Беккета, совершенно иной по конструкции и предназ-
начению.

А также в 2003 году было окончено строительство Концертного
Зала Тенерифе, над которым Сантьяго Калатрава работал 6 лет.

В 2004 году Сантьяго отличился в Калифорнии (США), построив в
Черепашьей Бухте мост, являющийся, по совместительству,
самыми большими в мире солнечными часами!
Он так его и назвал -Sundial Bridge.Белая стрела моста Сандиал
протянулась через реку Сакраменто. Те, кто знаком с творчеством
Клатравы, наверняка узнали архитектора с первой же фотографии.
Об этом мосте немного подробнее.

Мост "Солнечные Часы" разработан исключительно для пешеход-
ного и велосипедного движения в южную часть Черепашьей Бухты,
где находится целый парковый комплекс с дендрариумом, садами
и музеями.

Единственная опора моста Сандиал направлена точно на север, а
сам мост признан самыми большими солнечными часами в мире
(хотя солнечные часы Тайбея больше - отбрасываемая гномоном
калифорнийского моста на прилежащую парковую территорию тень
гораздо длиннее).Острие тени перемещается примерно на треть
метра каждую минуту, так что её движение можно увидеть даже
невооружённым глазом.Окончательная стоимость проекта составила
$23,5 миллионa.

Мост Солнечные Часы сооружён по тому же принципу, что и другие
проекты Калатравы - Мост Аламильо в испанской Севилье и Мост
Женщины в Буэнос-Айресе - единственная опора моста под 42-
градусным наклоном поддерживает 213-градусный мост посредством
натянутых тросов.
Пол моста сделан из прозрачного стекла, привезённого из Квебека,
которое ночью подсвечивается и принимает аквамариновый оттенок.
В пасмурную погоду, когда солнца нет и часы "не работают", опора
моста может даже сливаться с небом, благодаря традиционной у
Калатравы белой окраске.

В 2005 году Калатрава закончил строительство своего первого
небоскрёба -Turning Torso в шведском портовом городке Мальмё -
вызвавшего у общественности восторг своей "кручёной" формой.

В основу проекта шведского небоскреба легла именно скульптура.

В 2008 году вход в Иерусалим украсил новый мост Калатравы, сразу
же прозванный за свою форму Арфой Давида и незамедлительно
ставший одним из символов этого древнего города.

В 2009 году Сантьяго Калатрава представил свою кинетическую
композицию в Израильском Технологическом институте.

Самой значимой работой архитектора, смешивающего биотек,
авангард и экспрессионизм, считается «Город искусств и наук»
в Валенсии - архитектурный комплекс из пяти сооружений на
осушенном дне реки Турия.

В него входят опера, планетарий, галерея, научный музей, в котором
школьники обязаны трогать руками все экспонаты, и океанографический
парк на открытом воздухе.

Последним законченным творением испанского архитектора стало
новое здание вокзала Льеж-Гийемен в Бельгии, поразившее лёгкостью
своих форм даже самых заядлых критиков современности.

В настоящее время Калатрава проектирует будущий вокзал - Центр
Транспортировки Всемирного Торгового Центра - в восстановленном
Всемирном Торговом Центре в Нью-Йорке.

А также сейчас, в связи с кризисом, приостановлено строитель-
ство объекта, который должен был стать жемчужиной творчества
испанца - небоскрёба Чикаго Спэйр (Chicago Spire) Сверло, став-
шего бы самым удивительным и красивым зданием "города небо-
скрёбов".

А вот как башня выглядела бы снизу…

Кроме вышеперечисленных проектов, Сантьяго Калатрава
построил офисный комплекс Brookfield Place в канадском Торонто;

возвёл павильон Кувейта на Всемирной Выставке в Севилье 1992
года; занимался разработкой вокзала и ремоделированием универ-
ситетской библиотеки в швейцарском Цюрихе;

отреставрировал в 1992-1995 годах центральный пролёт берлинского
моста Обербаумбрюкке; спроектировал одну из станций Лиссабонского
метрополитена в 1998 году; открыл XXI век строительством нового
терминала аэропорта Бильбао в Испании;

перестроил в 2004 году Олимпийский Спорткомплекс в Афинах
для проведения Олимпиады.
Каждое его творение отличалось чем-то от предыдущих, в каждом
была своя изюминка, и это далеко не полный список его гениальных
проектов.

По словам художника, источником вдохновения для него служат
только человек и природа. Поэтому все его инженерные сооружения
воплощают собой идею антиконструктивизма - по пропорциям соот-
ветствуют человеческому телу и не пытаются своими размерами и
масштабностью подавить личность, вызывая, напротив, чувство
гармонии и единения с природой.
В прошлом году в Эрмитаже Сант Петeрбургa прошла
Выставка Сантьяго Калатравы "В поисках движения".
На экспозиции было представлено около 150 архитектурных
макетов и проектов, некоторые из которых оживали
после нажатия кнопки, а также скульптура и рисунки.

Когда на открытии выставки архитектора спросили: не будет ли
он работать над одним из своих новых фантастических проектов
в Сант Петербурге, Калатрава сказал, что побоялся бы вторгаться
собственной архитектурой в сбалансированное веками простран-
ство Петербурга. Единственное, что он может, это с удовольст-
вием оставить после закрытия выставки несколько экспонатов в
дар Эрмитажу.

В ноябре 2015 года испанский архитектор Сантьяго Калатрава получил Европейскую награду в области архитектуры European Prize. Премию вручают дизайнерам-новаторам за вклад в архитектурное наследие и историю Европы. Среди победителей предыдущих лет - создатели официального сайта Дании BIG, норвежская студия TYIN Tegnestue, Марко Касагранде, основатель экспериментальной исследовательской дизайн-студии Casagrande Laboratory. Калатрава, пожалуй, одно и самых известных имен среди обладателей награды. Ниже - 8 причин, почему работы Калатрава выделяют его среди других профессионалов.

«Струнный мост», Иерусалим, Израиль. Фото: Palladium Photodesign

1. Он легко сочетает архитектуру, искусство и инженерию

Способность Калатрава оборачивать транспортную инфраструктуру в значимый для города объект, пожалуй, одна из его сильных сторон. Его парящий «Струнный мост» в Иерусалиме - яркий тому пример. Мост стал современной эмблемой города и одновременно прекрасным решением проблемы загруженного трафика.


Корпус Политехнического университета Флориды, США. Фото: Alan Karchmer

2. Он подстраивает дизайн под климатические условия

Архитектура Калатрава всегда вписывается в контекст окружающей среды. Это ярко иллюстрирует Здание разработок, науки и технологии в Политехническом университете Флориды. Субтропический климат центральной Флориды обусловил «крылатую» форму здания. Именно перегородки создают тень внутри самого строения. Большая белая пергола пропускает дневной свет и при этом защищает от палящего солнца.


«Мост мира», Калагри, Канада. Фото: Alan Karchmer

3. Он не боится отклониться от собственного стиля

Многие любители и профессионалы архитектуры без труда распознают работы Калатрава благодаря его любви к использованию блестящей белой стали, бетона и извивающихся скелетовидных форм. Пешеходный мост в Канаде доказал, что испанец готов и с удовольствием отклоняется от своих предпочтений в архитектуре. Для моста архитектор выбрал яркий малиновый цвет, который контрастирует с зелено-голубыми пейзажами вокруг.


Железнодорожная станция Liège-Guillemins, Льеж, Бельгия

4. Ему удается сочетать форму и функциональность на высочайшем уровне

Калатрава доказал, что, несмотря на замысловатые архитектурные формы, не должна страдать функциональность. Гигантские белые арки образуют свободный вход без колонн и преград. В результате получается театральный и при этом очень практичный вход и выход со станции.


Станция вокзала Saint-Exupéry, Лион, Франция. Фото: Paolo Rosselli

5. Он понимает силу эффектного силуэта

Создание транспортного узла - будь то остановка поезда или терминал аэропорта - задача очень сложная. Нужно сделать по-хорошему запоминающееся место, которое бы вызывало эмоции у всех людей, прибывающих из других городов. Калатрава понимает это как никто другой и каждый раз впечатляет вновь прибывших внешним видом станции Saint-Exupéry возле аэропорта Лиона. Парящая черная крыша напоминает птичий клюв. Станция стала достопримечательностью города с момента её открытия в 1994 году.


Небоскреб Turning Torso, Мальмё, Швеция. Фото: Werner Huthmacher

6. Ему по силу любой архитектурный тип

Калатрава хорошо известен как архитектор общественных зданий. Но он хорошо показал себя как создатель коммерческих и жилых проектов, которые достойны награды. За счет своей необычной формы небоскреб в Мальмё стал первым «скрученным» зданием, которое появилось более 10 лет назад. Оно было удостоено награды Совета по высотным зданиям и городской среде.


Торговый центр на станции PATH, Нью-Йорк. Фото: James Ewing

7. Ему удается вписать здание в сложный пейзаж

Иногда Калатрава строит здание на месте «чистого листа», где нет ничего - например, как в случае с творческим пространством в Валенсии. А иногда сам пейзаж делает архитектору вызов. Так получилось с торговым центом в Нью-Йорке, с одной стороны которого - парковая зона, с другой - небоскребы и транспортные узлы.


Мост через Гранд-Канал, Венеция, Италия. Фото: Palladium Photodesign

8. Он смело сочетает старое и новое

Многие мосты, которые создал архитектор, стали знаковыми для архитектуры городов, в которых они находятся. Но многие из этих городов молодые и современные. Калатрава очень хорошо удается вписать современные объекты в старинную архитектуру. В случае с мостом в Венеции архитектор ушел от своего «театрального» стиля и сделал прозрачный и легкий по конструкции объект.

Сантьяго Калатрава, без сомнения, является одним из самых гениальных архитекторов современности - он заслужил всемирное признание благодаря своим удивительным, смелым и, в то же время, тщательно продуманным работам в стиле “био-тек”. Предлагаю ознакомиться с основными его творениями=)

28 июля 1951 года в крошечном испанском городке Бенимамете, который сегодня является частью Валенсии на свет появился мальчик, которому суждено было вписать своё имя в историю современного искусства. Закончив местные Школу архитектуры и Школу искусств, и получив диплом инженера в Швейцарской высшей технической школе Цюриха, в 1981 году открыл в Цюрихе свою мастерскую, в которой работал в качестве архитектора и инженера. Вдохновение для своего творчества испанец черпал из работ знаменитого французского архитектора Ле Корбюзье, создателя архитектуры интернационального стиля. В 1989 архитектор открывает филиал своей мастерской в Париже


Ранний период творчества Калатравы был посвящён, в основном, вокзалам и мостам. Самым знаменитым творением его раннего творчества является бесподобный мост Аламильо в Севилье


Поворотным моментом в карьере Сантьяго стала его телекоммуникационная башня Монжуик в Барселоне, призванная быть сердцем Летней Олимпиады 1992 года

Увидев, что этот испанский архитектор “вытворяет” с обычной телебашней, многие страны захотели увидеть и у себя творения этого безусловно талантливого человека с абсолютно новым взглядом на привычные конструкции


В итоге Калатраве поручили строительство огромного научно-развлекательного комплекса в Валенсии -Города Искусств и Наук , первое здание которого было готово уже в 1996 году


В 1997 году ещё в одном испанском городе - Бильбао - был закончен новый пешеходный “белый мост” или, как его ещё называют, Кампо Волантин, возведённый по проекту уже снискавшего всемирную известность архитектора


В 1998 году в районе Пуэрто-Мадеро аргентинского Буэнос-Айреса появился удивительный пешеходный , являющийся, по сути, первой и пока единственной работой испанского архитектора в Южной Америке



Ирландцам настолько понравилось творчество Калатравы, что было принято решение заказать ему ещё один мост) Таким образом, в 2009 году чуть ниже по течению появился мост Сэмюэла Беккета , совершенно иной по конструкции и предназначению)


А также в 2003 году было окончено строительство Концертного Зала Тенерифе , над которым Сантьяго Калатрава работал 6 лет


В 2004 году Сантьяго отличился в Калифорнии, построив в Черепашьей Бухте мост, являющийся, по совместительству, самыми большими в мире солнечными часами! Он так его и назвал - Sundial Bridge


В 2005 году испанец окончил строительство своего первого небоскрёба - в шведском портовом городке Мальмё - вызвавшего у общественности восторг своей “кручёной” формой


В 2008 году вход в Иерусалим украсил новый мост Калатравы, сразу же прозванный за свою форму “Арфой Давида” и незамедлительно ставший одним из символов этого древнего города


В 2009 году Сантьяго Калатрава представил свою кинетическую композицию в Израильском Технологическом институте

Последним законченным творением испанского архитектора стало новое здание вокзала Льеж-Гийемен в Бельгии, поразившее лёгкостью своих форм даже самых заядлых критиков современности


В настоящее время Калатрава проектирует будущий вокзал - Центр Транспортировки Всемирного Торгового Тентра - в восстановленном Всемирном Торговом Центре в Нью-Йорке. А также сейчас, в связи с кризисом, полностью остановлено строительство объекта, который должен был стать жемчужиной творчества испанца - небоскрёба Чикаго Спейр, ставшего бы самым удивительным и красивым зданием “города небоскрёбов”

А вот как башня выглядела бы снизу…


Кроме вышеперечисленных проектов, Сантьяго Калатрава построил офисный комплекс Brookfield Place в канадском Торонто; возвёл павильон Кувейта на Всемирной Выставке в Севилье 1992 года; занимался разработкой вокзала и ремоделированием университетской библиотеки в швейцарском Цюрихе; отреставрировал в 1992-1995 годах центральный пролёт берлинского моста Обербаумбрюкке; спроектировал одну из станций Лиссабонского метрополитена в 1998 году; открыл XXI век строительством нового терминала аэропорта Бильбао в Испании; перестроил в 2004 году Олимпийский Спорткомплекс в Афинах для проведения Олимпиады.. Каждое его творение отличалось чем-то от предыдущих, в каждом была своя изюминка, и это далеко не полный список его гениальных проектов=)

Вдохновение, изучение ландшафта, технические решения, сталь и бетон - основные составляющие великолепных и функциональных сооружений, созданных легендарным архитектором, чьи строения невозможно забыть, если один раз увидеть. Это Сантьяго Калатрава. Его работы реализованы в Испании, Швейцарии, Америке, Канаде. Творения этого человека особенные, узнаваемые во всем мире и скандальные. Калатрава возрождает любое место, делая его красивее и функциональнее. заполучил признание благодаря футуристическому стилю, техническим инновациям и эстетике в разрабатываемых и реализуемых строениях.

Сантьяго Калатрава: биография

Недалеко от Валенсии 28 июля 1951 года родился будущий строитель мостов, вокзалов, театров и прочих конструкций, поражающих своим необычным видом. Профессия отца Сантьяго хоть и была ориентирована на коммерческую деятельность, но он любил искусство и хотел привить художественно-творческое восприятие мира своему сыну. Так, в раннем возрасте мальчик побывал в музее Прадо и начал проявлять интерес к рисованию и скульптуре. В восемь лет Сантьяго Калатрава достопримечательности уже изображал на ватмане в художественной школе в Валенсии.

Неспокойные годы в Испании определили дальнейшее получение образования за пределами родного государства. В 13 лет родители добились поездки сына в Париж по программе студенческого обмена, где он проникся величием архитектуры этого прекрасного города. Следующим этапом в получении профессии стало обучение в Политехническом университете Валенсии, который Сантьяго Калатрава окончил в 1973 году. Через два года парень уехал в Швейцарию, где продолжил изучать любимое дело в области строительства, но в качестве инженера. Четыре года Сантьяго учился в Технологическом университете Цюриха. К 1981 году стал доктором и основателем студии архитектуры и строительства в Швейцарии.

Первые работы и признание

Одним из первых проектов, который принес международное признание Сантьяго, был железнодорожный вокзал (Штадельхофен) в Цюрихе. Хотя проблески архитектурного воображения появились у Сантьяго еще в аспирантуре. Со своими научными коллегами он спроектировал и построил бассейн. Но это было не совсем простое его реализация позволяла наблюдать прохожим за пловцами снизу.

Проекты Сантьяго Калатравы в 1986 году дополнил новый разработанный план реализации железобетонного моста автомобильного назначения в родной Валенсии. И через год молодой специалист за эту работу получил премию Международного союза архитекторов.

В 1989 году Калатрава со своими работами вышел на завоевание французского строительного рынка. Одновременно он открыл в Париже свою студию и сконструировал железнодорожный вокзал Лиона. Сантьяго Калатрава в 1991 году открыл в Валенсии офис архитектуры и строительства.

Олимпийские игры

Страны, в которых проходят международные спортивные соревнования, как правило, всегда стараются по достоинству встретить гостей, удивить приезжих архитектурными строениями и организацией праздника. Поэтому во все годы лучшие специалисты привлекались для подготовки Олимпийских игр. В 1992 году летние спортивные состязания проходили в Барселоне, и для их трансляции требовалась телекоммуникационная башня. Конечно же, архитектор Сантьяго Калатрава был выбран правительством как специалист для строительства объекта в знаковом месте страны.

На за три года была возведена 136-метровая башня. Идеей Калатравы было создание конструкции в виде атлета с факелом в руке. На этом ее необычайность не заканчивалась. Шпиль является своеобразной стрелкой часов, которая падает тенью на основание телебашни, тем самым показывает время.

Летняя олимпиада 1992 года - не единственное спортивное мероприятие, где оставил отпечаток своего творчества испанский творец. В 2004 году Сантьяго Калатрава был приглашен для реконструкции Афинского спортивного комплекса.

Движение - основа работ архитектора

В реализованных проектах архитектора прослеживается его тяготение к усовершенствованию транспортной системы и перемещению людей. Но среди работ мастера нельзя не отметить жилой небоскреб в Мальме. Клаузуры Сантьяго Калатравы, ставшие основой для создания необычайного дома, состояли из идеи движения. В одной из лекций, проведенной в московском институте, Сантьяго сказал: «Архитектура существует для людей, а человеческие тела влияют на архитектуру в плане пропорций, ритма и размеров».

Здание состоит из девяти сегментов-пятиугольников, в каждом из которых размещается по пять этажей. Каждый сегмент скручен по отношению к предыдущему, и последний свит на 90 градусов относительно первого. Строилось здание четыре года. В 2005 году 190-метровая башня была официально открыта. По сей день она является одной из главных достопримечательностей Швеции и вторым по высоте зданием Европы.

Начало 21-го века: выход на новый континент

В 2001 году в штате Висконсин, возле существующего комплекса музея искусств, возвысился третий павильон Квадраччи. Сводчатые потолки, солнцезащитный подвижный козырек, напоминающий размах крыльев птицы, - основные конструктивные решения здания, созданные таким гением, как Сантьяго Калатрава. Фото динамичной конструкции поражает своей эстетикой и привлекает толпы туристов к озеру Мичиган. Стеклянный вестибюль павильона имеет форму параболы. Все здания музея Калатрава соединил в единый комплекс сложной сетью пешеходных мостов.

Еще одна достопримечательность, только уже в Южной Америке, была реализована в 2001 году по идее испанского зодчего. Ею стал Мост Женщины. Инженерное изобретение заключалось в подвижности центральной части моста для прохода крупногабаритных судов. По словам творца, вдохновила его на постройку этого сооружения местная музыка. И архитектор воплотил услышанные ритмы в создание моста в Буэнос-Айресе.

«Город искусств и наук»

Инженерные изобретения Сантьяго Калатравы не могли обойти стороной родную страну. Неподалеку от Валенсии, на территории площадью 350 000 м 2 , расположился уникальный комплекс, посвященный культурному и научному развитию. Первыми элементами «города» стали: планетарий, кинотеатр и театр лазерных постановок. В 2000 году открылся музей науки, а также благоустроенный парк. Спустя некоторое время состоялось открытие самого большого в Европе океанариума в форме кувшинки. Работа принадлежала Феликсу Канделе, архитектору, параллельно участвующему с Калатравой в возведении достопримечательности в Валенсии. Последним зданием «города» стал оперный театр. Архитектурный комплекс предназначен для ознакомления человека с различными аспектами искусства, природы, науки и техники.

Ночью, когда свет исходит изнутри зданий, а вокруг темно, все эти творения напоминают скелеты животных.

Критика

Проекты Сантьяго не только узнаваемые, но и дорогостоящие. Причем окончательная цена работ превышает первоначальную смету, да и по срокам реализации встречаются споры. В последние годы постройки Калатравы являются центром скандала.

«Город искусств и наук» обошелся в 900 млн евро, что в три раза превысило первоначальный бюджет. В зданиях комплекса при сдаче его в эксплуатацию отсутствовали запасные выходы и пожарные лестницы, хотя позже ошибки были устранены Сантьяго, но за счет государственных средств.

Инженер Сантьяго Калатрава, создавая терминал аэропорта в Бильбао, не учел пропускную способность сооружения. Поэтому пассажиры, прошедшие таможенный контроль, вынуждены были ожидать получение багажа на улице. В 2000 году аэропорт также подвергался устранению просчетов.

Мост Субисури, вымощенный из стеклянных плит, в дождливую погоду оказался травмоопасным местом. Мост Конституции в Венеции также подвергся критике. Причинами стали не только сроки и превышающая в три раза стоимость проекта, но и функциональность. В нем отсутствуют пандусы, он слишком крутой, что делает передвижение пожилых людей затруднительным.

Железнодорожная станция в Нью-Йорке

Строительство подземной станции скоростной железной дороги в Нью-Йорке на месте башен-близнецов также осуществляется по проектам Калатравы. Дизайн сооружения над нулевой отметкой напоминает птицу, высвободившуюся из рук ребенка. Внутри находятся метрополитены, станции, стены которых выполнены из мрамора. Завершение работ планируется к 2016 году с затратами в 4 млрд, хотя первоначально на строительство было рассчитано выделить 1,9 млрд долларов.

Заключение

В ответ на критику можно в защиту архитектора сказать, что нынешние его клиенты - это повторные покупатели. «Задача моих построек - это делать уникальными города и обогащать человеческий опыт», — сказал Сантьяго Калатрава. Достопримечательности - это его призвание. Казалось бы, чем может удивить разработка и реализация жизненно необходимых объектов архитектуры, таких как мосты, станции? Работы, созданные испанским творцом, становятся зданиями, памятниками архитектуры, сооружениями, заслуживающими внимания.