Эпоха античности с ее архитектурой, искусством, науками завершила свое существование в конце 4 в. Пришло новое время – эпоха феодализма, или период средневековья (5–15 вв.).
В эпоху средневековья происходят формирование европейских государств, постоянные междоусобные войны, восстания. Именно в это время утвердилось христианство. Рабство сменилось феодальным строем.
История архитектуры средневековья подразделяется на три периода:
1) раннесредневековый (4–9 вв.);
2) романский (10–12 вв.);
3) готический (конец 12–14 в).
Архитектура, искусство, особенно паркостроение, очень уязвимы и требуют для своего существования мирной обстановки, поэтому в условиях волнений в мире, особенно в Европе, приостанавливается развитие и садово-паркового искусства. Размеры садов резко уменьшаются, появляются внутренние сады в пределах монастырей и при замках, там, где им как
Во внутреннем саду выращивали декоративные и плодовые насаждения, а также лекарственные травы. Деревья росли ровными рядами и в основном местного происхождения, встречались и экзоты.
Фруктовые сады по периметру окружали для защиты лиственными породами (липа, ясень, тополь).
Прообразом современных цветников были регулярные грядки с лекарственными и декоративными растениями: мальва, полынь, шалфей, чай, мак, богородская трава, рута и т. п. Формирование грядок было в форме призм. Откосы их укреплялись дерном, жердями или плетнями из лозы.
В средневековье появляются следующие основные типы садово-парковых объектов:
- монастырские сады;
- сады при замках;
- университетские сады;
Первые ботанические сады при академических центрах.
В монастырских садах часто две крестообразные пересекающиеся дорожки делили их на четыре части. В центре пересечения устанавливался крест или высаживался розовый куст в память о мученической смерти Христа. Сады при монастырях имели утилитарное назначение. Эстетические вопросы обычно отодвигались на второй план.
Замкнутый дворик внутри монастыря, где выращивались декоративные растения, назывался клуатром.
Сады при замках служили для отдыха и встреч, устраивались с декоративными элементами и небольшого размера.
Небольшие внутренние садовые территории привели к возникновению нового приема – лабиринта – участок из специально запутанных садовых дорожек, разделенных стриженой зеленью (рисунок 4). Он вписывался в какую-нибудь геометрическую форму, обычно квадрат или шестиугольник.
Прием позаимствован у строителей храмов, которые выкладывали мозаичный рисунок на полу, подводящий сложными путями, наподобие лабиринтовых троп, к центру зала. Проползая по такому узору на коленях, богомольцы представляли себе, что совершают далекое паломничество. Впоследствии именно эту идею перенесли в сад.
Позднее средневековье характеризуется развитием науки, и открытием первых университетов (в Париже, Оксфорде и т. п.). Достигли
Высокого уровня развития ботаника и садоводство. Стали появляться первые ботанические сады , открытые для широкой публики уже в эпоху Возрождения.
Рисунок 4 – Пример лабиринта (фото с гравюры)
Итак, особенности садово-паркового искусства Средневековья в центральной Европе следующие:
Простота и геометричность планировки внутренних садов;
Разработка нового приема – лабиринта;
Появление зачатков ботанических садов и подготовка их открытия для широкой публики к первой половине 15 в.
Испано-мавританские (арабские) сады
Важную роль в развитии мирового ландшафтного искусства сыграло образование в 7 в. Арабского Халифата, объединившего завоеванные земли Палестины, Сирии, Ирана, Египта, Ирака и Испании.
Социальные условия. Мусульманское искусство Востока отличается величественной монументальностью, схематизмом и абстрактностью.
В ранний период развития исламского зодчества помещения мечетей, духовных учебных заведений и других сооружений группировались вокруг большого двора, оформленного крытыми галереями. Самыми известными шедеврами ландшафтного искусства, дошедшими
до наших дней, являются сады в Испании.
Арабы применили опыт Египта, Рима, по устройству ирригационных сооружений и создали мощную гидротехническую систему, где использовали таяние снегов на горных вершинах, превращая безводную Испанию в цветущий край.
В Испании сформировался новый тип сада – испано-мавритан-ский (патио).
Он напоминает сад средневекового монастыря и атриумно-перистильный сад Древнего Рима. Патио был небольших размеров – от 200 до 1200 м2, окружен стенами дома или высокой каменной оградой и представлял собой продолжение помещений под открытым небом. План его отличался строгой регулярностью. Главными декоративными элементами являлись бассейны, каналы, миниатюрные фонтанчики. Уделялось большое внимание мощению, в связи с жарким климатом Испании, который не позволял применять газон. Мощение в патио было двухцветным, организовано речной или морской галькой. Использовалась майолика (цветные изразцы). Ею выкладывались дно и края водоемов, облицовывались подпорные стенки и скамьи. Основные цвета – голубой, зеленый, желтый, как бы смягчающие зной.
Природные условия. Климат жаркий и засушливый, что заставляло прибегать к ирригации. Частые суховеи, песок, пыль дали основание для возведения вокруг мощных стен.
Растительность. Предпочтение отдавалось вечнозеленым породам (самшит, мирт), которые образовывали стриженые изгороди или бордюры. Выращивали туи, лавры, олеандры, миндаль, апельсиновые и мандариновые деревья, кипарисы. Стены зданий холодных тонов служили хорошим фоном для лимонных деревьев и жасмина.
Цветы не играли решающей роли в озеленении. В основном их ценили за ароматичность. Особенно популярны были роза и жасмин. Широко применялись глицинии, магнолии, столетники, ирисы, нарциссы, мальвы.
Вода и ее значение. Рай отождествляется с идеальным садом и изобилием в нем воды. Она обычно достигала кромки водоема и даже переливалась через нее. Правильная форма емкости с водой в центре сада или на пересечении дорожек символизировала стабильность.
Местоположение сада всегда выбиралось с учетом источника воды.
Фонтаны изначально использовались в качестве фильтров – для очищения воды от личинок насекомых, но далее, когда оценили изменчивость струящейся воды, стали применять их для наслаждения глаз, а шум – «как музыку для слуха».
Водные устройства испано-мавританских садов делятся на типы:
- каналы,
- узкие потоки-полосы,
- бассейны,
- фонтаны .
Специфические черты садов этого времени заключаются в:
Композиционной взаимосвязи архитектуры здания и садов;
Отсутствии общего осевого построения.
Интерьер слит с двориками настолько, что не всегда ощущается, находится ли посетитель внутри или снаружи. Достигается это тем, что переход из дома в сад оформлялся арками, а садики с интерьерами декорировали одинаковыми растениями.
В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое существование, уступив место новой эпохе - феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие между падением Рима и эпохой Возрождения в Италии, называется средними веками, или эпохой средневековья. Смена архитектурных стилей существенно не отражается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искусство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более других требующее для своего существования мирной обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно существует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на территориях, относительно защищенных от разрушения. Период средневековья, который продолжался почти тысячу лет, не оставил образцовых садов, не создал своего готического стиля садовой архитектуры. Мрачная, суровая религия наложила отпечаток на жизнь народов Западной Европы и притупила радость восприятия красоты, выражаемой в садах с прекрасными цветами. Сады сначала начали возникать только в монастырях. Первооснова и образец всех садов, согласно христианским представлениям, - рай, сад, насажденный богом, безгрешный, святой, обильный всем, что необходимо человеку, со всеми видами деревьев, растений, и населенный мирно живущими друг с другом зверями. Этот первоначальный рай окружен оградой, за которую бог изгнал Адама и Еву после их грехопадения. Поэтому главная "значимая" особенность райского сада - его огражденность. Следующей непременной и характернейшей чертой рая было в представлениях всех времен наличие в нем всего того, что может доставлять радость не только глазу, но и слуху, обонянию, вкусу, осязанию - всем человеческим чувствам. Монастырский сад - его планировка и растения в нём, наделялись аллегорической символикой. Сад, отделенный стенами от греха и вмешательства темных сил, стал символом райского сада. Как правило, монастырские дворы, заключенные в прямоугольник монастырских строений, примыкали к южной стороне церкви. Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно на четыре квадратные части. В центре, на пересечении дорожек, сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Фонтан тоже был символом - символом чистоты веры, неиссякаемой благодати или «дерево жизни» - райское дерево - небольшое апельсиновое или яблоня, а также устанавливался крест или высаживался куст роз. Часто в монастырском саду устраивался небольшой пруд, где разводилась рыба для постных дней. Этот небольшой сад во дворе монастыря имел обычно и небольшие деревья - фруктовые или декоративные и цветы. Небольшой фруктовый сад внутри монастырского двора был символом рая. Он часто заключал в себе и монастырское кладбище. По назначению сады делились на аптекарские огороды со всевозможными травами и лекарственными растениями, кухонные огороды с овощными культурами для нужд монастыря и плодовые сады. Монастыри в то время были, пожалуй, единственным местом, где оказывали медицинскую помощь, как монахам, так и паломникам. На небольших клочках земли, скупо освещаемых солнцем из-за высоких стен и крыш, выращивали лишь несколько излюбленных растений -- розы, лилии, гвоздики, маргаритки, ирисы. Так как в средневековье садов было мало, выращенные растения очень ценились и строго охранялись.
Сад-лабиринт - прием, сформировавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В средние века идею лабиринтов использовала церковь. Для кающихся богомольцев на полу храма выкладывали мозаичные спиральные извилистые дорожки, по которым верующие должны были ползти на коленях от входа в храм до алтаря для искупления своих грехов. Так от выполнения утомительного обряда в церкви подошли к веселым прогулкам в садах, куда перенесли лабиринт, где дорожки разделялись высокими стенами стриженой изгороди.Из такого лабиринта было, как правило, только один -- два выхода, которые не так-то легко можно было обнаружить. Занимая маленькую площадь, этот лабиринт создавал впечатление бесконечной длины дорожек и давал возможность совершать длительные прогулки. Возможно, в таких лабиринтах были скрыты люки тайного подземного хода. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках Европы Сады замков или Феодальный тип садов. Особый характер носили сады в замках. Феодальные сады в отличие от монастырских были меньшего размера, располагались внутри замков и крепостей - были небольшими и замкнутыми. Здесь выращивали цветы, имелся источник - колодец, иногда миниатюрный бассейн или фонтан, и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном, -прием, получивший впоследствии широкое распространение в парках. В них устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Замковые сады находились обычно под особым наблюдением хозяйки замка и служили маленьким оазисом спокойствия среди шумной и густой толпы обитателей замка, наполнявшей его дворы. Здесь же выращивались как лекарственные травы, так и ядовитые, травы для украшений и имевшие символическое значение. В средневековых садах сажались декоративные цветы и кусты, особенно, вывезенные крестоносцами с Ближнего Востока, розы. Иногда в замковых садах росли деревья - липы, дубы. Вблизи оборонительных укреплений замка устраивались "луга цветов" - для турниров и светских забав. Именно в это время появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы, появляется мода на горшечные растения. В горшках выращивали пряно-ароматические растения, цветы и экзотические комнатные растения, которые попадали в Европу после крестовых походов. При замках крупных феодалов создаются более обширные сады не только утилитарного назначения, но и для отдыха. Сады позднего средневековья обустраивались различными павильонами; холмами, с которых можно было смотреть на окружающую жизнь за пределами садовых стен -- и на городскую, и на сельскую. В этот период распространяются и лабиринты, которые раньше были обычны только для внутренних двориков монастырей. Дорожки садовых лабиринтов окружаются стенками или кустарниковыми насаждениями. Судя по частым изображениям садовых работ, сады тщательно возделывались, грядки и клумбы заключались в каменные защитные стенки, сады окружались либо деревянными оградами, на которых иногда писались красками изображения геральдических знаков, либо каменными стенами с роскошными воротами.
В конце IV в. блестящая эпоха античности с ееСредневековый сад был небольших размеров, как правило, регулярный с разбивкой участка на квадраты и прямоугольники.
Сады того времени были преимущественно утилитарного назначения. В садах выращивали лекарственные растения и плодово-ягодные культуры. В известной мере их можно считать прообразом ботанических садов. В планировке появляется новая деталь - лабиринты - сеть извилистых и переплетающихся дорожек. Этот планировочный мотив нашел применение не только в садах Средневековья, но и в садах более поздних времен.
При замках крупных феодалов создаются более обширные сады не только утилитарного назначения, но и для отдыха. Появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы и др.
В первой трети XVI в. много садов появилось во Франции. В их числе в Артуа, близ Парижа, на высоком берегу Сены. Известен парк Карла V в Лувре.
В конце Средневековья в садах появились павильоны, беседки, бассейны.
Монастырский тип садов.
Планировка двориков носила регулярный характер, в основу которой была положена прямолинейность. В монастырских садах разводили плодовые деревья, виноград, овощи, цветы, лекарственные растения. Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский сад в Швейцарии.
Феодальный тип садов.
Большой известностью пользовались сады императора Карла Великого (768-814 гг.), они делились на утилитарные и "потешные". "Потешные" сады украшались газонами, цветами, невысокими деревьями, птицами и зверинцем.
Феодальные сады в отличие от монастырских были меньшего размера, располагались внутри замков и крепостей. В них устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Из подобных садов наиболее прославились кремлевский сад Фридриха II (1215-1258 гг.) в Нюренберге и королевский сад Карла V (1519-1556 гг.) с плантацией вишен, лавровых деревьев и цветников из лилий и роз.
В 1525 г. в г. Пизе был устроен первый ботанический сад. Вслед за ним появились примерно такие же сады в Милане, Венеции, Падуе, Болонье, Риме, Флоренции, Париже, Лейдене, Вюрцбурге, Лейпциге, Гессене, Регенсбурге. Наряду с ботаническими устраивались и частные сады.
С открытием Америки в 1493 г. и с развитием торговых связей с Индией сады стали наполняться экзотическими растениями. Широкое распространение получили плодоводство и разведение лекарственных растений, в садах культивировались апельсины, лавры, фиги, яблони, вишни и т.д., а также устраивались пруды, каскады, бассейны, фонтаны, беседки, павильоны. Утилитарные сады постепенно превращались в декоративные.
Мавританский тип садов.
В начале VII столетия в Европе появились мавританские сады. Они походили на древнеарабские, но несли в себе больше изящества и отличались от них смелостью замысла, утонченной грациозностью форм. Мавританские сады подразделялись на наружные и внутренние. Наружные сады не отличались роскошью и были предназначены для хозяйственных нужд. Они засаживались плодовыми деревьями и шелковицей. В центре каждого наружного сада устраивался фонтан.
Внутренние сады со всех сторон окружались зданиями и красивыми пристройками в виде аркад и галерей, которые иногда были в два яруса. Деревья и кустарники, высаженные в садах, не подвергались стрижке. К наиболее характерным садам этого типа относились Альгамбра и Генералиф
Огражденные крепостными стенами, средневековые монастыри, замки и города с их обнесенными территориями не способствовали устройству больших садов.
Описаний средневековых садов почти не сохранилось. Наглядное представление о них дают лишь изображения, уцелевшие на стенах церквей, на которых видно, что сады занимали небольшую площадь, имели прямоугольную форму, примыкали к домам.
Территория сада обносилась каменной стеной, увитой виноградом.Внутри сада устраивались крытые аллеи и беседки.
Характерной деталью средневекового сада являлся лабиринт. Растения высаживались по сортам на маленьких квадратных грядках, в линейном порядке. Высаживались душистые цветы (розы, лилии) и лекарственные растения.
Ландшафтное искусство средневековья. Монастырские сады и средневековые регулярные паркиЛандшафтное искусство Средневековья Эпоха Возрождения XIV-XVI веков стала определенным рубежом в формировании ландшафтного искусства. В парках той эпохи появилось обилие скульптур, создавались целые скульптурные аллеи, и строились искусственные водоёмы. В XVII веке в моде были классические регулярные парки с прямыми лентами многочисленных дорожек. А примерно в это же время, в Европе стали разделять понятия "сад" и "парк". Сады стали использовать больше для уединения, отдыха, а парки стали местом проведения различных торжеств с большим количеством людей. В парках устраивались театральные представления, концерты, и торжественные праздники. В эпоху средневековья в разбивке садов основную роль играли монастыри, владевшие обширными угодьями с лесами, полями и лугами. За монастырской стеной скрывались целые ландшафтные шедевры: декоративный фруктовый сад, огород с грядками прямоугольной формы и, скрытый от посторонних глаз, райский двор. Монахи возделывали всевозможные растения, в первую очередь, они выращивали целебные растения и ценные виды растений. Райский двор был обязательной составной частью монастырского комплекса. Тут было реальное чувство природы, взращенное традицией библейского рая. Когда монахи работали в саду, считалось, что они очищали свои души земным видением потерянного райского сада. Как же выглядел райский двор? Это было внутреннее пространство четырехугольной формы, центре находился источник чистой воды чаще всего, это был резервуар для чистой воды или колодец; иногда там устраивался бассейн для выращивания рыбы. Территория райского двора делилась дорожками к источнику на четыре участка правильной формы. Очень редко здесь были посажены невысокие деревья или кусты, как правило, на аккуратно обработанных грядках райского двора выращивались цветы для украшения монастырского костела и целебные травы. Каждый цветок с древних времен имел свое символическое значение. Например, белая лилия символизировала непорочность Девы Марии, красная роза – пролитую кровь Христову, белая роза –королеву небес –Марию и т.д. На клумбах росли и садовые и полевые цветы. Естественной красотой растений, особенно цветов, запечатленной мастерами средневековья, мы можем любоваться, глядя на сохранившиеся в готических монастырях настенные росписи, на иконы, рукописи и вышивки. Старинный закрытый сад, в зависимости от вида посадок и назначения, назывался: herbarium – сад, специализированный на выращивании целебных трав либо цветов; gardinum – огород для кухни с овощными грядками и кореньями, по возможности, в сочетании с фруктовым садом; viridarium – сад для отдыха и развлечений (recreatione et solatio). Декоративный фруктовый сад имел только одну функцию: здесь любовались цветущими фруктовыми деревьями и прогуливались в их тени, часто по берегу реки, бассейна или пруда. Первый herbarium с характером ботанического сада возник в 1333 году в Венеции, а уже вскоре подобный ботанический сад появился и в Праге. Собственные сады имели не только дворцовые комплексы, но и городские светские постройки, располагающие собственным участком земли, более обширные сады разбивались при городах. Некоторые сведения о том, как выглядели светские сады при домах знати и средневековых городах приходят из поэзии, литературы, менестрелей и песен трубадуров. Описание композиции, атмосферы и деталей позднеготических садов содержат иллюминированные миниатюры и рукописи. Можно с уверенность сказать, что эти сады всегда имели ограждение, каменные стены часто дополнялись башенками с павильонами, иногда - рвом с водой. Между прямоугольными грядками прокладывались каменные, дощатые или кирпичные дорожки. Среди грядок с овощами и кореньями, как правило, не забывали завести грядки с растениями для: отпугивания насекомых, приготовления «любовного напитка», а также изготовления ядов. Изображения пейзажных парков встречаются на средневековых картинах. Покрытая дерном, невысокая стенка являлась неким подобием средневековой садовой скамьи. Посреди сада обычно был каменный колодец или фонтанчик с питьевой водой, иногда с бассейном для купания, а также резервуар для поливки растений и каменный столик для пищи. Вечнозеленые деревья и кусты регулярно стригли, придавая им причудливые формы и помещали в каменные вазы. Изредка в саду встречались лабиринты, орнамент которых создавался из низкого кустарника, рисунок которых сложными путями подводил к центру. Живой лабиринт выполнялся по подобию узоров на каменных полах готических кафедральных соборов. Сады при городах были составной частью жизненного уклада рыцарей, сопровождаемого галантным ухаживанием, музыкой и танцем. В некоторых садах, принадлежавших богатым владельцам, свободно летали разноцветные птицы, часто прохаживались благородные павлины. В медных садовых вольерах жили не только пеночки, дрозды и скворцы, но и фазаны с глухарями. В Европе к концу XVIII века модное регулярное направление ландшафтов сменилось пейзажным, пришедшим с Востока. Общественные парки стали ближе к естественной природе. Маршруты дорожек стали продумывать таким образом, чтобы объединить места с самыми красивыми видовыми пейзажами. В заключении, надо отметить, что смена моды и стилей, в какой бы то ни было стране, не происходило стихийно. Стили как бы наслаивались друг на друга, новые веяния постепенно вытесняли более старые течения.