Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Влияние востока на европейские сады средневековья. Садовые лабиринты средневековья. Сады арабов в Испании

Влияние востока на европейские сады средневековья. Садовые лабиринты средневековья. Сады арабов в Испании

Эпоха античности с ее архитектурой, искус­ством, науками завершила свое существование в конце 4 в. Пришло новое время – эпоха фео­дализма, или период средневековья (5–15 вв.).

В эпоху средневековья происходят формиро­вание европейских государств, постоянные меж­доусобные войны, восстания. Именно в это вре­мя утвердилось христианство. Рабство сменилось феодальным строем.

История архитектуры средневековья под­разделяется на три периода:

1) раннесредневековый (4–9 вв.);

2) романский (10–12 вв.);

3) готический (конец 12–14 в).

Архитектура, искусство, особенно паркостроение, очень уязвимы и требуют для своего суще­ствования мирной обстановки, поэтому в услови­ях волнений в мире, особенно в Европе, приостанавливается развитие и садово-паркового искусства. Размеры садов рез­ко уменьшаются, появляются внутренние сады в пределах монастырей и при замках, там, где им как

-

то гарантирована безопасность от разгрома. Именно внутрен­ний сад стал единственным связующим звеном между жителем города и природой.

Во внутреннем саду выращивали декора­тивные и плодовые насаждения, а также лекар­ственные травы. Деревья росли ровными ря­дами и в основном местного происхождения, встречались и экзоты.

Фруктовые сады по периметру окружали для защиты лиственными породами (липа, ясень, тополь).

Прообразом современных цветников были ре­гулярные грядки с лекарственными и декоратив­ными растениями: маль­ва, полынь, шалфей, чай, мак, богородская трава, рута и т. п. Формирование грядок было в форме призм. Откосы их укреплялись дерном, жердями или плетнями из лозы.

В средневековье появляются следующие ос­новные типы садово-парковых объектов:

- монастырские сады;

- сады при замках;

- университетские сады;

Первые ботанические сады при академичес­ких центрах.

В монас­тырских садах часто две крестообразные пересекающиеся дорожки делили их на четыре час­ти. В центре пересечения устанавливался крест или высаживался розовый куст в память о муче­нической смерти Христа. Сады при монастырях имели утилитарное назначение. Эстетические вопросы обычно отодвигались на второй план.

Замкнутый дворик внутри монастыря, где выращивались декоративные ра­стения, назывался клуатром.

Сады при замках служили для отдыха и встреч, устраивались с декоративными элемен­тами и небольшого размера.

Небольшие внутренние садовые терри­тории привели к возникновению нового приема – лабиринта участок из специально запутанных садовых дорожек, разде­ленных стриженой зеленью (рисунок 4). Он вписывал­ся в какую-нибудь геометрическую форму, обыч­но квадрат или шестиугольник.

Прием позаимствован у строителей храмов, которые выкладывали мозаичный рисунок на полу, подводящий сложными путями, наподобие лабиринтовых троп, к центру зала. Проползая по такому узору на коленях, богомольцы представ­ляли себе, что совершают далекое паломниче­ство. Впоследствии именно эту идею перенесли в сад.

Позднее средневековье характеризуется раз­витием науки, и открытием пер­вых университетов (в Париже, Оксфорде и т. п.). Достигли

Высокого уровня развития ботаника и садоводство. Стали появляться первые бота­нические сады , открытые для широкой публики уже в эпоху Возрождения.

Рисунок 4 – Пример лабиринта (фото с гравюры)

Итак, особенности садово-паркового искус­ства Средневековья в центральной Европе следующие:

Простота и геометричность планировки внутренних садов;

Разработка нового приема – лабиринта;

Появление зачатков ботанических садов и подготовка их открытия для широкой публики к первой половине 15 в.

Испано-мавританские (арабские) сады

Важную роль в развитии мирового ландшафт­ного искусства сыграло образование в 7 в. Арабского Халифата, объединившего завоеванные земли Па­лестины, Сирии, Ирана, Египта, Ирака и Испании.

Социальные условия. Мусульманское искусство Востока отличает­ся величественной монументальностью, схема­тизмом и абстрактностью.

В ранний период развития исламского зодче­ства помещения мечетей, духовных учебных за­ведений и других сооружений группировались вокруг большого двора, оформленного крытыми галереями. Самыми известными шедеврами ландшафтного искусства, дошедшими

до наших дней, являются сады в Испании.

Арабы применили опыт Египта, Рима, по устройству ирригационных сооружений и создали мощную гидротехническую сис­тему, где использовали таяние снегов на горных вершинах, превращая безводную Ис­панию в цветущий край.

В Испании сформировался новый тип сада – испано-мавритан-ский (патио).

Он напоминает сад средневекового монастыря и атриумно-перистильный сад Древнего Рима. Па­тио был небольших размеров – от 200 до 1200 м2, окружен стенами дома или высокой каменной оградой и представлял собой продолжение поме­щений под открытым небом. План его отличался строгой регулярностью. Главными декоративны­ми элементами являлись бассейны, каналы, ми­ниатюрные фонтанчики. Уделялось большое вни­мание мощению, в связи с жарким климатом Испании, который не позволял применять газон. Мощение в патио было двухцветным, организо­вано речной или морской галькой. Использовалась майолика (цветные изразцы). Ею выкладывались дно и края водоемов, облицовывались подпорные стенки и скамьи. Основные цвета – голубой, зе­леный, желтый, как бы смягчающие зной.

Природные условия. Климат жаркий и засушливый, что заставля­ло прибегать к ирригации. Частые суховеи, пе­сок, пыль дали основание для возведения вокруг мощных стен.

Растительность. Предпочтение отдавалось вечнозеленым по­родам (самшит, мирт), которые образовывали стриженые изгороди или бордюры. Выращивали туи, лавры, олеандры, миндаль, апельсиновые и манда­риновые деревья, кипарисы. Стены зданий холодных тонов служили хорошим фоном для лимонных деревьев и жасмина.

Цветы не играли решающей роли в озеленении. В основ­ном их ценили за ароматичность. Особенно по­пулярны были роза и жасмин. Широко приме­нялись глицинии, магнолии, столетники, ирисы, нарциссы, мальвы.

Вода и ее значение. Рай отождествляется с идеальным садом и изо­билием в нем воды. Она обычно достигала кром­ки водоема и даже переливалась через нее. Пра­вильная форма емкости с водой в центре сада или на пересечении дорожек символизировала ста­бильность.

Местоположение сада всегда выбиралось с учетом источника воды.

Фонтаны изначально использовались в каче­стве фильтров – для очищения воды от личи­нок насекомых, но далее, когда оценили измен­чивость струящейся воды, стали применять их для наслаждения глаз, а шум – «как музыку для слуха».

Водные устройства испано-мавританских садов делятся на типы:

- каналы,

- узкие потоки-полосы,

- бассейны,

- фонтаны .

Специфические черты садов этого времени заключаются в:

Композиционной взаимосвязи архитекту­ры здания и садов;

Отсутствии общего осевого построе­ния.

Интерьер слит с двориками настолько, что не всегда ощущается, находится ли посетитель внут­ри или снаружи. Достигается это тем, что переход из дома в сад оформлялся арками, а садики с интерьерами декорировали оди­наковыми растениями.

  • «

В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое существование, уступив место новой эпохе - феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие между падением Рима и эпохой Возрождения в Италии, называется средними веками, или эпохой средневековья. Смена архитектурных стилей существенно не отражается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искусство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более других требующее для своего существования мирной обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно существует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на территориях, относительно защищенных от разрушения. Период средневековья, который продолжался почти тысячу лет, не оставил образцовых садов, не создал своего готического стиля садовой архитектуры. Мрачная, суровая религия наложила отпечаток на жизнь народов Западной Европы и притупила радость восприятия красоты, выражаемой в садах с прекрасными цветами. Сады сначала начали возникать только в монастырях. Первооснова и образец всех садов, согласно христианским представлениям, - рай, сад, насажденный богом, безгрешный, святой, обильный всем, что необходимо человеку, со всеми видами деревьев, растений, и населенный мирно живущими друг с другом зверями. Этот первоначальный рай окружен оградой, за которую бог изгнал Адама и Еву после их грехопадения. Поэтому главная "значимая" особенность райского сада - его огражденность. Следующей непременной и характернейшей чертой рая было в представлениях всех времен наличие в нем всего того, что может доставлять радость не только глазу, но и слуху, обонянию, вкусу, осязанию - всем человеческим чувствам. Монастырский сад - его планировка и растения в нём, наделялись аллегорической символикой. Сад, отделенный стенами от греха и вмешательства темных сил, стал символом райского сада. Как правило, монастырские дворы, заключенные в прямоугольник монастырских строений, примыкали к южной стороне церкви. Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно на четыре квадратные части. В центре, на пересечении дорожек, сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Фонтан тоже был символом - символом чистоты веры, неиссякаемой благодати или «дерево жизни» - райское дерево - небольшое апельсиновое или яблоня, а также устанавливался крест или высаживался куст роз. Часто в монастырском саду устраивался небольшой пруд, где разводилась рыба для постных дней. Этот небольшой сад во дворе монастыря имел обычно и небольшие деревья - фруктовые или декоративные и цветы. Небольшой фруктовый сад внутри монастырского двора был символом рая. Он часто заключал в себе и монастырское кладбище. По назначению сады делились на аптекарские огороды со всевозможными травами и лекарственными растениями, кухонные огороды с овощными культурами для нужд монастыря и плодовые сады. Монастыри в то время были, пожалуй, единственным местом, где оказывали медицинскую помощь, как монахам, так и паломникам. На небольших клочках земли, скупо освещаемых солнцем из-за высоких стен и крыш, выращивали лишь несколько излюбленных растений -- розы, лилии, гвоздики, маргаритки, ирисы. Так как в средневековье садов было мало, выращенные растения очень ценились и строго охранялись.

Сад-лабиринт - прием, сформировавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В средние века идею лабиринтов использовала церковь. Для кающихся богомольцев на полу храма выкладывали мозаичные спиральные извилистые дорожки, по которым верующие должны были ползти на коленях от входа в храм до алтаря для искупления своих грехов. Так от выполнения утомительного обряда в церкви подошли к веселым прогулкам в садах, куда перенесли лабиринт, где дорожки разделялись высокими стенами стриженой изгороди.Из такого лабиринта было, как правило, только один -- два выхода, которые не так-то легко можно было обнаружить. Занимая маленькую площадь, этот лабиринт создавал впечатление бесконечной длины дорожек и давал возможность совершать длительные прогулки. Возможно, в таких лабиринтах были скрыты люки тайного подземного хода. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках Европы Сады замков или Феодальный тип садов. Особый характер носили сады в замках. Феодальные сады в отличие от монастырских были меньшего размера, располагались внутри замков и крепостей - были небольшими и замкнутыми. Здесь выращивали цветы, имелся источник - колодец, иногда миниатюрный бассейн или фонтан, и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном, -прием, получивший впоследствии широкое распространение в парках. В них устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Замковые сады находились обычно под особым наблюдением хозяйки замка и служили маленьким оазисом спокойствия среди шумной и густой толпы обитателей замка, наполнявшей его дворы. Здесь же выращивались как лекарственные травы, так и ядовитые, травы для украшений и имевшие символическое значение. В средневековых садах сажались декоративные цветы и кусты, особенно, вывезенные крестоносцами с Ближнего Востока, розы. Иногда в замковых садах росли деревья - липы, дубы. Вблизи оборонительных укреплений замка устраивались "луга цветов" - для турниров и светских забав. Именно в это время появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы, появляется мода на горшечные растения. В горшках выращивали пряно-ароматические растения, цветы и экзотические комнатные растения, которые попадали в Европу после крестовых походов. При замках крупных феодалов создаются более обширные сады не только утилитарного назначения, но и для отдыха. Сады позднего средневековья обустраивались различными павильонами; холмами, с которых можно было смотреть на окружающую жизнь за пределами садовых стен -- и на городскую, и на сельскую. В этот период распространяются и лабиринты, которые раньше были обычны только для внутренних двориков монастырей. Дорожки садовых лабиринтов окружаются стенками или кустарниковыми насаждениями. Судя по частым изображениям садовых работ, сады тщательно возделывались, грядки и клумбы заключались в каменные защитные стенки, сады окружались либо деревянными оградами, на которых иногда писались красками изображения геральдических знаков, либо каменными стенами с роскошными воротами.

В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее
науками, искусством, архитектурой завершила свое
существование, уступив место новой эпохе феодализму.
Период
времени,
насчитывающий
тысячелетие между падением Рима (конец IV в.) и
эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется
средними веками, или эпохой средневековья. Это было
время
формирования
европейских
государств,
постоянных междоусобных войн и восстаний, время
утверждения христианства.
В истории архитектуры средневековье делят на
три периода: раннесредневековый (IV-IX вв.),
романский (X-XII вв.), готический (конец XII-XIV вв.).

Смена архитектурных стилей существенно не
отражается на паркостроении, поскольку в этот период
садово-парковое искусство, являющееся самым
уязвимым из всех видов искусства и более других
требующее для своего существования мирной
обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно
существует в виде небольших садов при монастырях и
замках, т. е. на территориях, относительно
защищенных от разрушения.
Период средневековья, который продолжался
почти тысячу лет, не оставил образцовых садов, не
создал своего готического стиля садовой архитектуры.

Типы садов:
1.
2.
3.
4.
Монастырский сад
Сады замков или феодальный тип садов
«Луга цветов» – для турниров и светских забав
«Сады любви»

Средневековые сады Европы значительно уменьшились в
размерах по сравнению с античными, изменилось и их
назначение. Декоративные, прогулочные сады стали большой
редкостью и уменьшились до крохотных участков, зажатых среди
мощных стен феодальных замков и монастырей. Эти сады
использовались, в основном, для разведения плодовых и
лекарственных растений.

Монастырский сад
Сады сначала начали
возникать
только
в
монастырях.
Средневековые
монастыри
представляли
собой центры науки и
искусства
феодального
мира. Будучи относительно
защищенными
от
разрушения
во
время
многочисленных
средневековых воин и междоусобиц они стали центрами, в
которых сохранялось и в некоторой степени, развивалось,
парковое искусство. Здесь разрабатывались смысловые
концепции идеального сада – рая.

Монастырские садики были композиционно связаны с
архитектурой окружающих его построек и были наполнены
символизмом, отражающим познание Бога человеческой душой –
райский сад – это сад, насажденный богом, безгрешный, святой,
обильный всем, что необходимо человеку – это непременная и
характерная черта – наличие в саду всего того, что может
доставлять радость не только глазу, но и слуху, обонянию, вкусу,
осязанию – всем человеческим чувствам. Цветы наполняют рай
красками и благоуханием. Фрукты служат не только украшением,
равным цветам, но и услаждают вкус. Птицы не только оглашают
сад пением, но и украшают его своим красочным обликом и т. д.
Этот первоначальный рай был окружен оградой, за которую
бог изгнал Адама и Еву после их грехопадения. Поэтому главная
"значимая" особенность райского сада – его огражденность.
Такой сад часто называли "hortus conclusus" – "закрытый сад".

Ограниченная площадь определяла небольшие размеры
монастырских садов. Для них была характерна прямоугольная
планировка выровненных внутренних двориков, закрытых от
окружающего «грешного мира». Планировка сада и растения в
нем, наделялись аллегорической (религиозной) символикой. Сад,
отделенный стенами от греха и вмешательства темных сил, стал
символом райского сада.
Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими
дорожками крестообразно на четыре квадратные части (что
имело символическое значение – крест, образуемый дорожками,
должен был напоминать о мучениях Христа). В центре, на
пересечении дорожек, сооружался колодец или фонтан, как
символ чистоты веры и неиссякаемой благодати.
Нередко центральное место занимало «древо жизни» или
«древо познания» – райское дерево – небольшое апельсиновое
деревце или яблоня – символ утраты райского состояния –
символ единства добра и зла, ибо на нем растут плоды добра и
зла.

По назначению сады делились на аптекарские огороды со
всевозможными травами и лекарственными растениями, кухонные
огороды с овощными культурами для нужд монастыря и плодовые
сады. Небольшой фруктовый сад внутри монастырского двора был
символом рая. Он часто заключал в себе и монастырское
кладбище.

Монастыри в то время были, пожалуй, единственным
местом, где оказывали медицинскую помощь, как монахам, так
и паломникам. Разведение лекарственных растений стало
важной заботой средневековых садовников. Аптекарский
огород располагался обычно во внутренних двориках, рядом с
домиком лекаря, монастырской больницей или богадельней. В
нем выращивались как лекарственные, так и декоративные
растения, а также растения, которые могли служить
красителями. Цветущие и ароматные растения привносили
красоту аптекарским грядкам. Но красиво цветущих растений
не так много разводили в средние века, для них не хватало
места в мрачных замках и тесных городах. На небольших
клочках земли, скупо освещаемых солнцем из-за высоких стен
и крыш, выращивали лишь несколько излюбленных
растений…

В садах трав росли лилии, гладиолусы, розмарин, мята,
шалфей, рута и другие полезные виды растений, которые к тому
же еще и были красивы. Эстетическое начало присутствовало во
всем, что находилось в саду, а тут можно было встретить и грядки
с овощными культурами, душистыми травами, цветами,
кустарниками-ягодниками, плодовыми деревьями - все это было
необходимо монахам, которые имели собственное хозяйство и
сами обеспечивали себя всем необходимым.
Примечателен факт, что целебность растений в раннем
Средневековье определялась очень просто: считалось, что
растение само своей формой показывает, какие органы или части
тела оно исцеляет.

Например, думали, что полынь, похожая на завиток, средство против головных болей; волосовидные укроп и спаржа
помогают укреплять волосы; розы и маргаритки, несколько
напоминающие глаз, излечивают глазные болезни; щавель,
похожий на язык, его и лечит, а ландыш с цветками,
напоминающими каплю, - прекрасное средство от паралича…

Так как в средневековье садов было мало, выращенные
растения очень ценились и строго охранялись. Свидетельством
того, насколько большое внимание уделялось садам и цветам,
служит рескрипт 812 г., в котором Карл Великий распорядился
о тех цветах, которые необходимо сажать в его садах. Рескрипт
содержал список около шестидесяти названий цветов и
декоративных растений. Этот список переписывался и
распространялся затем по монастырям всей Европы.
Так же были установлены определенные законы против тех,
кто портил или уничтожал растения. Согласно закону того
времени, человеку, испортившему привитое дерево, грозило
прожигание пальцев ног. А иногда виновного в порче чужого
сада прибивали к позорному столбу, отсекали правую руку и
осуждали на вечное изгнание.

Основной чертой монастырского типа садов были их
уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность.
Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными
беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от
другого.

Среди монастырских садов особенно славился СентГалленский сад в Швейцарии.
Монастырь Святого Галла, расположенный в швейцарском
городе Сент-Галлен, был в средние века одной из крупнейших
бенедиктинских обителей Европы, основанный в 613 году Св.
Галлом.
Здесь сохранилась монастырская библиотека средневековых
рукописей, которая насчитывает 160 тыс. единиц хранения и
слывет одной из самых полных в Европе. Одним из самых
любопытных экспонатов является «План Святого Галла»,
составленный в начале IX века и представляющий
идеализированную картину средневекового монастыря (это
единственный архитектурный план, сохранившийся от раннего
Средневековья).

«План Святого Галла»

План средневекового монастыря Святого Галла
1. Домик лекаря.
2. Сад лекарственных
растений.
3.
Монастырский
дворик – клуатр.
4. Фруктовый сад и
кладбище.
5. Огород.
6.
Хозяйственные
пруды.

Клуатр (от лат. Claustrum – закрытое место) - крытая
обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор
или внутренний сад монастыря. Обычно клуатр располагался
вдоль стены здания, при этом одна из его стен была глухой, а
вторая представляла собой аркаду или колоннаду. Часто клуатром
называли и сам открытый двор, окруженный галереей.

В Средние века внутренний двор клуатра непременно имел в
центре колодец, от которого отходили дорожки, разделяющие
пространство двора на квадранты. Клуатр обычно пристраивался
к длинному южному фасаду собора. Одно из первых изображений
клуатра видно на плане монастыря Сент-Галлен в Швейцарии.
Клуатр представлял собой средоточие жизни монастыря, его
главный коммуникационный центр, место медитации и ученой
работы. Клуатр играл существенную роль как место
торжественных процессий на Пасху или на Рождество.

Сад-лабиринт – еще один прием, сформировавшийся в
монастырских садах и занявший прочное место в
последующем паркостроении.
Если римляне использовали мотив лабиринта в декоре
мозаик и фресок, христиане превратили его в символ
препятствия к спасению. Лабиринты часто встречались в
интерьере церквей. В средние века для кающихся богомольцев
на полу храма выкладывали мозаичные спирально извилистые дорожки, по которым верующие должны были
пройти на коленях от входа в храм до алтаря по всем изгибам и
поворотам лабиринта. Такое наказание налагалось для
искупления своих грехов на тех, кто не мог совершить
паломничество к святым местам.

В дальнейшем от выполнения утомительного обряда в
церкви лабиринты перешли к прогулкам в садах, где дорожки
разделялись стенами стриженой изгороди.
Занимая маленькую площадь, такой лабиринт создавал
впечатление бесконечной длины дорожек и давал возможность
совершать длительные прогулки. Говорят, в таких лабиринтах
были скрыты люки тайного подземного хода. Наверное,
именно о таком лабиринте писал Джефф Савард в своей книге
«…лабиринт воспринимается как островок спокойствия в
хаотичном мире, тихое место, предназначенное для раздумий и
созерцания. Извилистая тропа лабиринта приглашает
посетителя очистить свой разум, освежить душу, умерить пыл,
сбавить скорость…»

Сады-лабиринты

Впоследствии
сады-лабиринты
получили
широкое
распространение в регулярных и даже пейзажных парках Европы.
В России такой лабиринт был в Летнем саду (не сохранился), в
регулярной части Павловского парка (восстановлен) и парке
Сокольники, где его дороги имели вид переплетенных эллипсов,
вписанных в еловый массив (утрачен).

Современные сады-лабиринты

Сады замков или феодальный тип садов.
Особый характер носили сады в замках. Феодальные
сады в отличие от монастырских были меньшего размера,
располагались внутри замков и крепостей – были небольшими
и замкнутыми. Здесь выращивали цветы, имелся источник –
колодец, иногда миниатюрный бассейн или фонтан, и почти
всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном, – прием,
получивший впоследствии широкое распространение в
парках. В них устраивались крытые аллеи из винограда,
розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые
в клумбы по специальным рисункам.

Сады замков

Замковые сады
находились
обычно
под
особым
наблюдением хозяйки
замка
и
служили
маленьким
оазисом
спокойствия
среди
шумной
толпы
обитателей
замка,
наполнявшей
его
дворы.
Здесь
же
выращивались
как
лекарственные травы,
так и ядовитые, травы для украшений и имевшие символическое
значение. Особое внимание уделялось душистым травам.

Их душистость отвечала
представлениям
о
рае,
услаждающем
все
чувства
человека, но другой причиной их
культивирования было то, что
замки и города, вследствие
низких санитарных условий,
были полны дурных запахов. В
средневековых садах сажались
розы, вывезенные крестоносцами
с Ближнего Востока.
В первые века после падения Римской империи розы в
Европе, отнесенные к языческой, нечестивой, греховной
роскоши, были уничтожены, и лишь спустя столетие вновь
появились в садах.

Растения с ценными
целебными
свойствами
становятся в средневековье
основой
духов
и
косметических
средств.
Такие садики называли
садами «ученых женщин»,
которые изобрели первые
ароматические снадобья. В
странах
Европы
в
средневековье люди почти
не мылись и, чтобы отбить
запах, обмазывали себя
пахучими
смесями
из
десятков ингредиентов, так
появились первые духи.

Выращивались «сладко пахнущие» растения - розы, лилии,
примулы, фиалки, васильки, - не только для использования в
ритуалах, украшениях, но и даже в кушаньях. Фиалки добавляли
в салаты. Примула, фиалки, розовые лепестки и боярышник в
смеси с медом и сахаром составляли любимое лакомство.
Первое упоминание о цветочном саде роз и фиалок
относится примерно к 1000 году.

Именно в это время появляются такие декоративные
элементы, как цветники, трельяжи, перголы, появляется мода на
горшечные растения. В горшках выращивали пряноароматические растения, цветы и экзотические комнатные
растения, которые попадали в Европу после крестовых походов.
При замках крупных феодалов создаются более обширные сады
не только утилитарного назначения, но и для отдыха.

Вблизи оборонительных укреплений замка устраивались
"луга цветов" – сады для турниров и светских забав.

Большой
известностью
пользовались
сады
императора Карла Великого
(768-814 гг.), они делились на
утилитарные и «потешные».
«Потешные»
сады
украшались
газонами,
цветами,
невысокими
деревьями,
птицами
и
зверинцем.
В позднее средневековье
появились «сады любви»:
сады, предназначенные для
любовных
уединений,
свиданий, а также просто для
отдыха
от
шумной
придворной жизни.

Такие сады имели в
центре небольшие бассейны
для
купаний.
Здесь
музицировали, вели беседы,
читали
книги,
танцевали,
играли в различные игры.
Хорошее изображение
такого
«сада
любви»
сохранилось на миниатюре
«Сад удовольствий». Молодые
люди купаются в «Фонтане
Юности», пьют вино и
наслаждаются
музыкой.
Совместное
купание
в
небольших бассейнах мужчин
и женщин довольно часто
изображается в средневековых
миниатюрах.

Совместное купание в
небольших
бассейнах
мужчин
и
женщин
довольно
часто
изображается
в
средневековых
миниатюрах: по-видимому,
в этом не было ничего
удивительного в условиях
«коммунальной»
жизни
средневековых замков и
городов, где уединение
было желанным, но не
всегда доступным.

Основные
объекты
садово-паркового
искусства
средневековья:
- монастырские сады
- внутримонастырские сады-клуатры,
- аптекарские огороды,
- плодовые (райские) сады,
- сады-лабиринты
- феодальные сады
- декоративные и утилитарные сады,
- потешные сады,
- увеселительные рощи (цветочный луг и сад любви).
Для средних веков характерно использование достижений
античного естествознания и теории садово-паркового искусства и
дальнейшее их усовершенствование. Можно выделить такие
особенности
садового
строительства
средневековья:
геометричность планировки внутренних садиков; рядовые
посадки и стрижка деревьев; лабиринт; символика.

Лабораторно-практическая работа № 3
«План средневекового монастыря Святого Галла».
стилевые особенности:
5. Огород.
6. Хозяйственные пруды.
осевое построение;
использование
симметрии;
формирование
замкнутых
композиций
основные элементы:
1. Домик лекаря.
2. Сад лекарственных
растений.
3. Клуатр.
4. Фруктовый сад и
кладбище

Средневековый сад был небольших размеров, как правило, регулярный с разбивкой участка на квадраты и прямоугольники.

Сады того времени были преимущественно утилитарного назначения. В садах выращивали лекарственные растения и плодово-ягодные культуры. В известной мере их можно считать прообразом ботанических садов. В планировке появляется новая деталь - лабиринты - сеть извилистых и переплетающихся дорожек. Этот планировочный мотив нашел применение не только в садах Средневековья, но и в садах более поздних времен.

При замках крупных феодалов создаются более обширные сады не только утилитарного назначения, но и для отдыха. Появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы и др.

В первой трети XVI в. много садов появилось во Франции. В их числе в Артуа, близ Парижа, на высоком берегу Сены. Известен парк Карла V в Лувре.

В конце Средневековья в садах появились павильоны, беседки, бассейны.

Монастырский тип садов.

Планировка двориков носила регулярный характер, в основу которой была положена прямолинейность. В монастырских садах разводили плодовые деревья, виноград, овощи, цветы, лекарственные растения. Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский сад в Швейцарии.

Феодальный тип садов.

Большой известностью пользовались сады императора Карла Великого (768-814 гг.), они делились на утилитарные и "потешные". "Потешные" сады украшались газонами, цветами, невысокими деревьями, птицами и зверинцем.

Феодальные сады в отличие от монастырских были меньшего размера, располагались внутри замков и крепостей. В них устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Из подобных садов наиболее прославились кремлевский сад Фридриха II (1215-1258 гг.) в Нюренберге и королевский сад Карла V (1519-1556 гг.) с плантацией вишен, лавровых деревьев и цветников из лилий и роз.

В 1525 г. в г. Пизе был устроен первый ботанический сад. Вслед за ним появились примерно такие же сады в Милане, Венеции, Падуе, Болонье, Риме, Флоренции, Париже, Лейдене, Вюрцбурге, Лейпциге, Гессене, Регенсбурге. Наряду с ботаническими устраивались и частные сады.

С открытием Америки в 1493 г. и с развитием торговых связей с Индией сады стали наполняться экзотическими растениями. Широкое распространение получили плодоводство и разведение лекарственных растений, в садах культивировались апельсины, лавры, фиги, яблони, вишни и т.д., а также устраивались пруды, каскады, бассейны, фонтаны, беседки, павильоны. Утилитарные сады постепенно превращались в декоративные.

Мавританский тип садов.

В начале VII столетия в Европе появились мавританские сады. Они походили на древнеарабские, но несли в себе больше изящества и отличались от них смелостью замысла, утонченной грациозностью форм. Мавританские сады подразделялись на наружные и внутренние. Наружные сады не отличались роскошью и были предназначены для хозяйственных нужд. Они засаживались плодовыми деревьями и шелковицей. В центре каждого наружного сада устраивался фонтан.

Внутренние сады со всех сторон окружались зданиями и красивыми пристройками в виде аркад и галерей, которые иногда были в два яруса. Деревья и кустарники, высаженные в садах, не подвергались стрижке. К наиболее характерным садам этого типа относились Альгамбра и Генералиф

Огражденные крепостными стенами, средневековые монастыри, замки и города с их обнесенными территориями не способствовали устройству больших садов.

Описаний средневековых садов почти не сохранилось. Наглядное представление о них дают лишь изображения, уцелевшие на стенах церквей, на которых видно, что сады занимали небольшую площадь, имели прямоугольную форму, примыкали к домам.

Территория сада обносилась каменной стеной, увитой виноградом.Внутри сада устраивались крытые аллеи и беседки.

Характерной деталью средневекового сада являлся лабиринт. Растения высаживались по сортам на маленьких квадратных грядках, в линейном порядке. Высаживались душистые цветы (розы, лилии) и лекарственные растения.

Ландшафтное искусство средневековья. Монастырские сады и средневековые регулярные паркиЛандшафтное искусство Средневековья Эпоха Возрождения XIV-XVI веков стала определенным рубежом в формировании ландшафтного искусства. В парках той эпохи появилось обилие скульптур, создавались целые скульптурные аллеи, и строились искусственные водоёмы. В XVII веке в моде были классические регулярные парки с прямыми лентами многочисленных дорожек. А примерно в это же время, в Европе стали разделять понятия "сад" и "парк". Сады стали использовать больше для уединения, отдыха, а парки стали местом проведения различных торжеств с большим количеством людей. В парках устраивались театральные представления, концерты, и торжественные праздники. В эпоху средневековья в разбивке садов основную роль играли монастыри, владевшие обширными угодьями с лесами, полями и лугами. За монастырской стеной скрывались целые ландшафтные шедевры: декоративный фруктовый сад, огород с грядками прямоугольной формы и, скрытый от посторонних глаз, райский двор. Монахи возделывали всевозможные растения, в первую очередь, они выращивали целебные растения и ценные виды растений. Райский двор был обязательной составной частью монастырского комплекса. Тут было реальное чувство природы, взращенное традицией библейского рая. Когда монахи работали в саду, считалось, что они очищали свои души земным видением потерянного райского сада. Как же выглядел райский двор? Это было внутреннее пространство четырехугольной формы, центре находился источник чистой воды чаще всего, это был резервуар для чистой воды или колодец; иногда там устраивался бассейн для выращивания рыбы. Территория райского двора делилась дорожками к источнику на четыре участка правильной формы. Очень редко здесь были посажены невысокие деревья или кусты, как правило, на аккуратно обработанных грядках райского двора выращивались цветы для украшения монастырского костела и целебные травы. Каждый цветок с древних времен имел свое символическое значение. Например, белая лилия символизировала непорочность Девы Марии, красная роза – пролитую кровь Христову, белая роза –королеву небес –Марию и т.д. На клумбах росли и садовые и полевые цветы. Естественной красотой растений, особенно цветов, запечатленной мастерами средневековья, мы можем любоваться, глядя на сохранившиеся в готических монастырях настенные росписи, на иконы, рукописи и вышивки. Старинный закрытый сад, в зависимости от вида посадок и назначения, назывался: herbarium – сад, специализированный на выращивании целебных трав либо цветов; gardinum – огород для кухни с овощными грядками и кореньями, по возможности, в сочетании с фруктовым садом; viridarium – сад для отдыха и развлечений (recreatione et solatio). Декоративный фруктовый сад имел только одну функцию: здесь любовались цветущими фруктовыми деревьями и прогуливались в их тени, часто по берегу реки, бассейна или пруда. Первый herbarium с характером ботанического сада возник в 1333 году в Венеции, а уже вскоре подобный ботанический сад появился и в Праге. Собственные сады имели не только дворцовые комплексы, но и городские светские постройки, располагающие собственным участком земли, более обширные сады разбивались при городах. Некоторые сведения о том, как выглядели светские сады при домах знати и средневековых городах приходят из поэзии, литературы, менестрелей и песен трубадуров. Описание композиции, атмосферы и деталей позднеготических садов содержат иллюминированные миниатюры и рукописи. Можно с уверенность сказать, что эти сады всегда имели ограждение, каменные стены часто дополнялись башенками с павильонами, иногда - рвом с водой. Между прямоугольными грядками прокладывались каменные, дощатые или кирпичные дорожки. Среди грядок с овощами и кореньями, как правило, не забывали завести грядки с растениями для: отпугивания насекомых, приготовления «любовного напитка», а также изготовления ядов. Изображения пейзажных парков встречаются на средневековых картинах. Покрытая дерном, невысокая стенка являлась неким подобием средневековой садовой скамьи. Посреди сада обычно был каменный колодец или фонтанчик с питьевой водой, иногда с бассейном для купания, а также резервуар для поливки растений и каменный столик для пищи. Вечнозеленые деревья и кусты регулярно стригли, придавая им причудливые формы и помещали в каменные вазы. Изредка в саду встречались лабиринты, орнамент которых создавался из низкого кустарника, рисунок которых сложными путями подводил к центру. Живой лабиринт выполнялся по подобию узоров на каменных полах готических кафедральных соборов. Сады при городах были составной частью жизненного уклада рыцарей, сопровождаемого галантным ухаживанием, музыкой и танцем. В некоторых садах, принадлежавших богатым владельцам, свободно летали разноцветные птицы, часто прохаживались благородные павлины. В медных садовых вольерах жили не только пеночки, дрозды и скворцы, но и фазаны с глухарями. В Европе к концу XVIII века модное регулярное направление ландшафтов сменилось пейзажным, пришедшим с Востока. Общественные парки стали ближе к естественной природе. Маршруты дорожек стали продумывать таким образом, чтобы объединить места с самыми красивыми видовыми пейзажами. В заключении, надо отметить, что смена моды и стилей, в какой бы то ни было стране, не происходило стихийно. Стили как бы наслаивались друг на друга, новые веяния постепенно вытесняли более старые течения.