Оказывается, Япония может появиться где угодно, даже в Пскове в середине декабря - не надо никуда лететь, просто представьте себе... Попробовали? Не получается? Тогда есть и другой способ, который использовали в Центральной городской библиотеке Пскова, где накануне собрали всех заинтересованных погрузиться в Японию и представили: «Вот самурай, а вот гейша. А вот их сёгун».
Когда сотрудники Центрального городской библиотеки Пскова задумались, как завершить перекрёстный год «Россия - Япония», чтобы эта восточная страна надолго запомнилась в Пскове, то обратились к молодым дизайнерам. К студентам кафедры дизайна и технологии обработки материалов факультета образовательных технологий и дизайна ПсковГУ и предложили воплотить своё отношение к японским мотивам в серии плакатов. Студентам идея понравилась - за работу взялись третьекурсники: Татьяна Бесхлебная, Вероника Пак, Екатерина Герасимович, Елена Кириллова, Юлия Вишнёва, Мария Усова, Андрей Русаков, Анастасия Фёдорова, Яна Сумкина. Куратором всей работы по подготовке к выставке стала Лилия Момотова - её работы тоже представлены в экспозиции.
Сразу скажем, что самураев, гейш, сёгунов нужно было вообразить, поднапрячь воображение и вот они уже здесь. Смотрят на тебя со стен, прячутся за рамками и стеклами, и слушают, о чём здесь говорят собравшиеся люди в далёком от их японского дома городе. Саке тоже не было, поэтому все впечатления абсолютно трезвые.
Студенты-дизайнеры, конечно, молодцы, с увлечением перенеслись в страну Восходящего солнца. И уже даже обрели черты японского отношения к происходящему. Когда их при открытии выставки начали критиковать: «Вся живопись там построена на линии, а тут у вас пятна в композиции», «Никогда японцы и китайцы не работали на тёмных тонах». «Вы не прочувствовали Японию, вы к ней по-западному отнеслись».
Авторы по самурайски выдержали напор критиков, при этом, спокойно посматривая на окружающих, никто из них глазами не сверкал и за меч не хватался… Критика, «у нас» в Японии, это проверка на устойчивость. Была, выдержали. У стороны защиты дизайнеров были свои весьма веские аргументированные доводы, в том числе очень наглядные и известные - контраст и нелинейность восточных символов «инь» и «янь» - тоже были «за» представленный творческий взгляд. А ещё «за» то, что из числа гостей уже слышались вопросы: «а можно ли приобрести работы?».
Плакатная живопись всегда стояла в отдельном ряду. И на это раз не стала исключением. Кроме живописного воплощения, в плакате всегда есть идея, обращение к смотрящему, посыл - политический, экономический, пацифистский, идеологический - поводов для появления плаката всегда много.
Что помогло воспроизвести Японию на плакатах, ведь большинство из вас этой страны никогда не видели? - спрашиваем у дизайнеров.
Ассоциации. Лично я всё делал по ассоциациям, ведь кроме горы Фудзиямы нам их достаточно известно, - рассказывает Андрей Русаков.
А я уже давно знакома с японским искусством, с культурой страны, и многие из нас хорошо знают музыку и стихи японских поэтов - всё это, конечно, нашло отражение в работах, - делится Яна Сумкина.
Кто-то из них уже грезит, другие только в этом проекте познакомились с особенностями взгляда на жизнь жителей японских островов. Живопись, поэзия, музыка японских мастеров всегда имели множество поклонников и последователей и сегодняшний день не исключение. Конечно, кто-то может сказать, что японский стиль, японский взгляд на действительность - это не наша реальность, не российские обстоятельства жизни. Но это-то и замечательно. Такие творческие эксперименты показывают, что сегодня и в Пскове можно многое, в том числе, создать себе любую среду, учиться любым искусствам и пониманию творчества. Было бы желание…
Нужна ли этим ребятам Япония? Да, конечно, нужна. Им, вообще, нужен весь мир. И постигать они его будут с удовольствием, потому что в их силах воскресить, воссоздать его в своём воображении. И нам тоже нужно, чтобы они смотрели на мир - потому что потом они смогут показать его нам через своё творчество.
А мыслить ассоциациями для художника не менее важно, чем уметь писать с натуры. Ассоциации часто посильнее впечатлений оказываются.
Всем участникам программы художники подарили авторскую открытку за чтение оригинальной японской хайку - легендарного японского трехстишия. Наши читатели японскую хайку не читали, но открытку мы вам дарим с пожеланием хорошего будущего. А на выставку работ можно посмотреть в реальности - Псков, ул.Конная, д.6.
И с лучшими пожеланиями вам иероглиф Счастья
Перечисленные в посте особенности жизни в Японии — наше субъективное мнение. Мы никого не хотим обидеть 🙂 В Японии больше плюсов, чем минусов.
Приезжайте и убедитесь в этом своими собственными глазами 😉
Для тех, кто интересуется жизнью в Японии не только со стороны минусов:
"Лицо" Японии хорошо знакомо всем: суши и сашими, гейши и самураи, сакура и Фудзи, "Тойота" и "Панасоник". Что скрывается на "Обратной стороне Японии", знают только специалисты. Политические скандалы и мир японских туалетов, причины популярности аниме и тайны мафии-якудза, японские свадьбы и надежды русских жен японских мужей, особенности японской географии и японского "боления" в футболе - стали основными темами книги журналиста и японоведа Александра Куланова. Второе издание "Обратной стороны Японии" пополнилось "Афтершоком" - запретными откровениями о японском менеджменте, необычными сравнениями русских и японцев и размышлениями о причинах аварии на атомной станции "Фукусима-1" - всем тем, о чем в Японии не принято говорить, но без чего представление б этой стране будет ложным.
На нашем сайте вы можете скачать книгу "Обратная сторона Японии" Куланов Александр Евгеньевич бесплатно и без регистрации в формате epub, fb2, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
«Мы с Тамарой ходим парой» - это немножко о них:)
С 13 декабря по всей Японии начали создавать кадомацу - волшебных близнецов, без которых невозможен в этой стране Новый год!
«Кадомацу» переводится как «сосна у ворот». Они украшают, собственно, входы в храмы, магазины, дома и даже просто квартиры. Их ставят парой, по обеим сторонам от двери.
Япония - страна относительно небольшая. Но как изящно ее жители это обыгрывают! Поэтому кадомацу - предмет многофункциональный. Это не просто популярное новогоднее украшение, это и приветствие божеству наступающего года, и дерево желаний.
Японцы верят, что божество выбирает кадомацу временным пристанищем. В некоторых местностях его называют «Господин Сосна», отсюда и использование сосны при создании этого украшения. К кадомацу у входов в храмы привязывают листочки с желаниями.
Создается этот почитаемый японцами предмет не только из сосны. В дело идут папоротник, дуб, бамбук, померанцы, каштан, водоросли, ветви абрикоса и многое другое.
Как правило, кадомацу выглядит так. В центре - ветви сосны или, например, стебли бамбука, их составляют в 3, 5 или 7 рядов. Вокруг - украшение из цветов и зелени, всё это перевязывают соломенной веревкой. Композицию помещают в деревянные горшки.
Размер - от настольного до напольного. Между двумя горшками вешают оберег симэнава, это сплетенная из рисовой соломки веревка, увешанная бумажными лентами. В тех местах, где сосна почитается особенно, как тотем, новогодних украшений из нее не делают, берут бамбук или что-то еще.
Иногда кадомацу ставят не у входа в помещение, а внутри, тогда украшение не должно быть парным. Им украшают также домашние алтари, сады.
Интересно, что уже больше полувека назад появились искусственные кадомацу.
А этот бамбук как будто смеется:)
Из почтения к божеству материалы для кадомацу готовят в счастливый день 13 декабря. Убирают «близнецов», как правило, 14 января, и сжигают на праздничном костре. Его пламя - прощание с прошедшим годом, очищение перед новой жизнью. Кстати, вместе с кадомацу сжигают и все праздничные декорации. В сельской местности и сейчас это большое народное событие.
А бывают и вот такие:
В течение предновогодних и новогодних дней кадомацу содержатся в чистоте и порядке, к ним приносят символические порции праздничных блюд - супа дзони с лепешками моти. Мне напомнило это приношения нашим домовым:)
Конечно же, кадомацу составляются по всем правилам искусства икебана: каждый элемент несет свой особенный смысл, его расположение также символично. Так, сосна является символом долголетия, бамбук говорит о стойкости, соломенная веревка - оберег от злых духов и болезней.
Украшение у входа ставится парно потому, что оно олицетворяет союз мужчины и женщины. Стебли бамбука ставят на разных уровнях, это значит - небо, человечество, земля. Молодцы японцы:)
Эта традиция пускает побеги и в других странах. Очень красиво!
Поздравляю всех с наступающими праздниками, и желаю того же, что и кадомацу - долголетия, стойкости и никаких невзгод! А переводя на язык рукоделия - свободного времени для приятного творчества, мотивации к развитию мастерства и только хороших отзывов на Ярмарке Мастеров!
Сообщить модератору
Перед отъездом в Японию удостоверьтесь, что вы хорошо знакомы с культурой своей собственной страны. Долг каждого русского, оказавшегося в Японии - продираясь через дебри стереотипов, объяснять, что не все туалеты в России грязные, не везде лежит снег круглый год, и не все пьют водку. Как я уже говорила, некоторые японцы обладают неплохими знаниями о других странах, и нужно быть готовым отвечать на их вопросы, иногда довольно сложные. Приготовьтесь рассказывать о том, как проходят в России свадьбы или похороны, каков из себя национальный костюм, в чём заключаются особенности русского православия. Вещи, бывшие для вас всегда очевидными, могут вызвать недоумение. Скажем, японцы удивляются, что мы празднуем рождество не 25 декабря, а 7 января.
Русских девушек часто воспринимают как хостесс, то есть тех, кто работает в ночных клубах, развлекая мужчин. Русские мужчины же завоевали репутацию мафии, зарабатывающей на перепродаже машин. Хочется разрушить эти стереотипы.
По сравнению с другими странами, Россия в Японии ещё более или менее известна. Хотя бы благодаря Чебурашке, популярному среди японских девушек. Болгария же, например, для японцев - не более чем страна вкусных йогуртов. И всё это потому, что в Японии распространена серия молочных продуктов под маркой Буругариа - Болгария. Если бы не эти йогурты, о Болгарии в Японии, возможно, не знали бы вообще ничего. Впрочем, в Японии существует категория людей, которые увлекаются именно небольшими странами и необычными языками. Мне встречались японцы, проводившие свободное время в изучении польского или узбекского языков.
Чтобы комфортно чувствовать себя в Японии, необходимо иметь друзей-соотечественников. Как бы вы ни любили японский язык и японцев, порой нестерпимо хочется поговорить на родном языке. Да что там, хочется пообщаться с людьми, вышедшими из той же культурной среды, что и вы. Попав в Японию, я мечтала о полном погружении в атмосферу страны, и соседство других русских казалось мне преградой, но затем именно оно не раз помогало мне снова почувствовать себя самой собой. Однако чрезмерное злоупотребление общением со «своими» тоже ни к чему хорошему не ведёт. Лучше - во всём знать меру.
Попав в Японию, каждый адаптируется по-своему. Но всем иностранцам нужно иметь в виду, что они будут привлекать внимание и играть важную роль в формировании образа своей родины.
ТОКИО И ОСАКА
Один мой знакомый японец из Осака как-то приехал погостить в Петербург. Через некоторое время его стали мучить ностальгия и тоска по родине, поэтому, однажды столкнувшись на Невском с группой японских туристов, он просиял и невольно направился в сторону соотечественников. Однако почти в тот же миг выражение лица у него резко изменилось, и стало понятно, что он глубоко разочарован. Дело было в том, что туристы разговаривали на токийском варианте японского языка, который жители Осака считают бесцветным и скучным. Оказывается, выходец из Токио, будучи, на первый взгляд, таким же японцем, едва ли может развеять тоску осакца, заброшенного на чужбину.
Из Токио в Осака, или наоборот, можно добраться за два с половиной часа, если воспользоваться современным высокоскоростным поездом синкансэн. Всего пара часов разделяет два города с такими разными характерами. Наверное, нельзя сказать, что между жителями Токио и Осака существует какая-то вражда. Было бы вернее назвать их взаимоотношения противопоставлением, уж очень большой контраст чувствуется между городами, и уж очень сильно обаяние каждого из них. Велико и влияние, которое оказывают оба города друг на друга. Отличается всё: язык, манера поведения, стиль одежды... Помимо крупномасштабных отличий, разница между Токио и Осака ощущается и в мелочах. Например, в Токио парикмахерские не работают по вторникам, а в Осака - по понедельникам. Может разниться даже напряжение в сети городов, поэтому при переезде следует быть осторожными с электроприборами.
Бульон, в котором готовится лапша удон или соба в Осака светлее, чем в Токио...
Разница между Токио и Осака напоминает взаимоотношения многих других городов мира, занимающих в паре позиции север-юг или восток-запад. Можно сравнить Токио с Москвой, а Осака с Санкт-Петербургом. Кстати, Токио и Осака являются самыми дорогими городами мира, и Москва наступает им на пятки. Между прочим, расстояние между Москвой и Петербургом примерно такое же, что и между Токио и Осака. К тому же, Токио, как и Москва, является столицей. Процент сосредоточения населения в главном городе внушительный как в Японии, так и в России. В обеих странах люди отправляются в столицу в целях карьерного роста и зарабатывания денег. Конечно, в Японии разница в уровне жизни столичных жителей и жителей окраин не так сильна, как в России. Однако и в Стране восходящего солнца последнее слово остаётся во всём за главным городом. 80-90% всех печатных изданий в Японии издаётся в Токио, менее 10% - в Осака, оставшиеся же несколько процентов - в других городах страны. Главные новости страны исходят также из Токио, осакские же новости расцениваются в качестве локальных. Несомненно, из этих цифр следует, что информация проходит фильтрацию через взгляд на жизнь и предрассудки, бытующие именно в Токио. Осака же, подобно Петербургу, является городом номер два в стране. Интересно, что сходны они и в том, что оба являются большими портами. Общие черты между Осака и Петербургом настолько очевидны, что им присвоен статус городов-побратимов уже более двадцати пяти лет назад.
Токио нередко сравнивают и с Нью-Йорком, ссылаясь на то, что и в том, и другом городе бросается в глаза колоссальное количество людей, съехавшихся туда со всей страны. Все они спешат по своим делам, и им нет дела друг до друга. Эта черта опять же напоминает и Москву. Осака же порой сравнивают и с Чикаго, ведь оба города славятся отменным чувством юмора и вкуснейшей кухней. Чикаго тоже, как и Санкт-Петербург, является городом-побратимом Осака. Говорят иногда также, что Осака - большая деревня, хотя и густонаселённая. Людей много, но они более открытые и добродушные, чем в Токио, и любят поговорить за жизнь или от души побраниться.
В Токио и Осака в метро люди становятся на разные стороны эскалатора, настолько непохожий уклад жизни их обитателей.
Мне довелось проходить стажировку в Осака, и, признаться, если бы меня не предупредили о существовании о:сакабэн («осакского диалекта»), я могла бы изрядно запаниковать, осознав, что в российском университете меня учили какому-то другому японскому языку. Я опасалась, что за год проживания в Осака, отвыкну от «правильного» японского, и по возвращении в Россию шокирую университетских преподавателей употреблением осакского наречия. Однако этого не произошло, и оба варианта языка равноправно улеглись в моей голове. Столкновение с о:сакабэн скорее не повредило «правильности» моего японского языка, а даже наоборот расширило представление о языковой среде Японии. Стандартный-то язык можно и в своём родном университете выучить, а вот насладиться звучанием яркого, своеобразного о:сакабэн в России шансов маловато!
Японский язык чрезвычайно богат диалектами, так, что, например, жители Токио и Окинава или Осака и Аомори могут не понять друг друга, если будут употреблять исключительно местное наречие. Однако проблем со взаимопониманием не возникает, так как всем знаком стандартный язык - так называемый хё:дзюнго. В его основе лежит именно тот японский язык, на котором говорят в Токио, и он используется в сферах образования и СМИ. Разница между диалектами прослеживается на лексическом, грамматическом, фонетическом и интонационном уровнях. Больше всего отличается от стандартного японского языка наречие, бытующее на Окинава. Осакский же диалект можно освоить довольно быстро, запомнив лишь некоторые грамматические особенности и специфическую лексику. Тем не менее, перестроить интонацию будет уже сложнее.