Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Преподобный никола святоша. Храм святителя чудотворца николая на водах - преподобный никола святоша печерский. Молебны о здравии в Киево-Печерской Лавре

Преподобный никола святоша. Храм святителя чудотворца николая на водах - преподобный никола святоша печерский. Молебны о здравии в Киево-Печерской Лавре

- (до крещения Святослав, в крещении Панкратий) сын черниговского князя Давида Святославича, в 1107 г. принял пострижение в Печерской обители. Провел 6 лет искуса на монастырской поварне и привратником, против чего сильно восставали его братья,… … Биографический словарь

Николай Святоша

Николай Святоша - (до крещения Святослав, в крещении Панкратий) сын черниговского князя Давида Святославича, в 1107 г. принял пострижение в Печерской обители. Н. провел 6 лет искуса в унизительной для князя службе на поварне и привратником, против чего сильно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Николай Святоша - – сын черниговского князя Давида Святославовича, принял пострижение в 1107 г. в Печерской обители, был подвижником; память 14 октября … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Николай (значения) - Николай мужское имя. Персоналии, известные по имени Папы римские Николай I папа римский в 858 867 годах. Николай II папа римский в 1059 1061 годах. Николай III папа римский в 1277 1280 годах. Николай IV папа римский… … Википедия

Никола Святоша - преподобный, сын черниговского князя Давида Святославича и внук Святослава. При рождении ему было дано имя Святослава, а при крещении Николая. Впоследствии за благочестие его прозвали Святошей. В мире он отличался бранными подвигами. В 1099 году… … Большая биографическая энциклопедия

14 октября - ← октябрь → Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 … Википедия

ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ - (ок. 1095/1100 10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр., в 3 ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Псковских святых). Печать кн. Всеволода Мстиславича. 1117 1136 гг. Прорись. (НГОМЗ) Печать кн. Всеволода Мстиславича. 1117 1136 гг … Православная энциклопедия

Святые князья - Святые князья список включает канонизированных православной церковью святых, являвшихся членами правящих династий Руси и России. Серым цветом отмечены местночтимые святые, зеленым канонизированные при Николае II, розовым после… … Википедия

Троицкая надвратная церковь - находится над Святыми Вратами, входом в Киево Печерскую лавру … Википедия

Книги

  • Государево клеймо. Первое издание , Евгений Триморук , «Государево клеймо» – в столице независимой Евгетии должны казнить бывшего президента страны Николая Колчака по прозвищу Святоша. В ожидании смерти Николай размышляет, почему так произошло и… Категория:

День памяти: 14 (27) октября и 28 сентяб­ря (11 октября) - в день преподобных Отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.

Один из сыновей черниговского князя Давида Святославича Святослав (в крещении Панкратий) родился ок. 1072 года. Его мать, княгиня Феодосия, и отец известны были своей набожностью и под­держкой церквей и монастырей.

По достижении совершеннолетия Святослав Давидович женится на дочери великого князя Святополка Изяславича, внука Ярослава Мудрого, Анне. У них было две дочери. Одна из них вышла замуж за Всеволода Ольговича, князя черниговского, ушедшего затем в монастырь с именем Гавриил, другая - в 1123 году вышла замуж за князя новгородского, вну­ка Владимира Мономаха, Всеволода Мстиславича.

Святослав с детства помогал несчастным, лю­бил посещать церковную службу. Молился в Успенском соборе перед Елецкой иконой Божией Матери и иногда в молитве проводил ночи. Его место было в юго-западном углу. Позднее здесь бы­ла сооружена часовенка, названная келией Свято­ши. Уже тогда его стали называть Святошей за ис­креннюю преданность Богу.

Княжение не удалось Святославу. В результате междоусобиц он лишился своих владений на реке Остёр, затем в Луцке, где княжил в 1097 году. Реше­ние уйти в Киево-Печерский монастырь у него по­явилось давно. Он поддерживал отношения с игу­меном, а также с монахом монастыря, переводчи­ком Феодосием Греком и давал ему заказы, так как имел свою большую библиотеку и желал её расши­рить, знал Нестора - автора «Повести временных лет». Поэтому, когда 17 февраля 1107 года ушёл в монастырь, то нашёл здесь душевный покой и при­менение своим интеллектуальным способностям. Принятию решения, возможно, в какой-то степени способствовало солнечное затмение в 1106 году, которое для многих в то время служило знамением перед совершением или отложением совершения каких-то важных дел.

Мощи преподобного Николы Святоши почивают в Антониевых (Ближних пещерах) Киево-Печеркой Лавры

В Киево-Печерском монастыре князю назначи­ли послушание на кухне, и ему приходилось рубить дрова, носить воду с Днепра, готовить еду. Его бра­тья Изяслав и Владимир Давидовичи, узнав о тяжё­лом труде брата, просили игумена смягчить послу­шание, но брат не согласился и прослужил на кух­не три года. Затем нёс послушание привратником при монастырских воротах, отходя лишь на молитву. После пострига с именем Николай жил в отдельной келии, как другие, и постоянно трудился. Посадил возле келии садовые деревья, завёл огород с овощами, шил одежду. Никогда не вкушал ничего, кроме общей монастырской пищи и все, что получал от родственников, раздавал бед­ным. На основе его библиотеки, которую он привёз с собой, была создана монастырская, а имущество отдал на благо Черниговского Елецкого и Киево-Печерского монастырей и никогда не сожалел о по­терянном богатстве. Родственники неоднократно пытались его вернуть к миру, а личный врач Пётр, родом из Сирии, поселился в Киеве, поближе к не­му, и многих лечил, постоянно навещая его. Угова­ривал вернуться домой, на что Николай (Никола Святоша) отвечал: «Много думал я о спасении ду­ши моей и рассудил, что не надо щадить плоть, пусть она смирится трудом и постом. Правду ты го­воришь, что никто из князей не делал этого преж­де, но и пусть я буду и первым на этом пути: пусть другие за мной следуют. Я благодарю Бога моего, что Он освободил меня от работы мирской и сотво­рил слугою - рабом своим, блаженным чернориз­цем. Пусть братья мои князья внимают себе. Что же касается до того, что ты мне грозишь смертью за мои труды и воздержание, то я тебе скажу на это вот что: и ты, врач, не приказываешь ли иногда своим больным воздерживаться от того или друго­го, чтобы получить выздоровление? И мне подоб­ным образом нужно врачевать мои душевные недуги. А если я и умру телесно, Христа ра­ди, то это будет для меня приобретение». Под его влиянием Пётр всё больше склонялся на сторону праведного монаха, дивлясь тому, что при болезнях Никола выздоравливал без помощи лекарств, одной лишь молитвой. Однажды Никола Святоша приз­вал Петра и сказал, что через три месяца должен умереть по воле Божией и предложил ему принять монашество и трудиться вместо него. Петр в слезах просил князя, чтобы он умолил Бога умереть вме­сто него, потому что без князя, ему, сироте, не бу­дет жизни. Вскоре, он постригся и жил в пещере три месяца, непрестанно молясь, затем причастил­ся и умер. А Никола Святоша прожил ещё 30 лет.

Благодаря пожертвованиям Святоши, в 1108 го­ду была сооружена Троицкая надвратная церковь и ныне украшающая ставшей Лаврой монастырь. Во время ремонтно-реставрационных работ в 80-х го­дах XIX века в южной стене церкви, недалеко от пола, нашли деревянный крест, оббитый позоло­ченными пластинами и украшенными эмалью. Крест был реликвией рода черниговских князей, к которым принадлежал он, и являлся святыней. Цер­ковь сооружена по типу Благовещенской на Золо­тых воротах. Он же основал самую первую на Руси монастырскую больницу с церковью Святого Нико­лая и помогал в лечении.

Незадолго до своей смерти, в 1142 году, по про­сьбе князя Всеволода, он примирил братьев Влади­мира и Изяслава, Игоря и Святослава Ольговичей, что помогло избежать кровопролития. Известно также, что Владимир и Изяслав, отличав­шиеся благочестивостью, в 20-х годах XII века на свои средства построили каменный храм Преобра­жения в Новгороде-Северском, возле которого воз­никСпасо-Преображенский монастырь.

14 октября 1143 года Святоша скончался. Его мо­щи и ныне почивают в Ближних пещерах Лавры. Брат Изяслав Давидович выпросил после смерти Ни­колы у игумена его подголовник и помост, на кото­ром он коленопреклонялся. Игумен их дал со словами: «По вере твоей да будет». Вскоре Изяслав заполу­чил ещё и власяницу, когда, разболевшись, попросил привезти воды из киево-печерского колодца. Воду привезли, а игумен передал ещё власяницу Святоши, которую князь немедленно надел, испив воды. Он выздоровел и всегда надевал её перед битвой, а когда забыл это сделать, в 1161 году был убит.

Тропарь, глас 2

Отечество и славу княжения твоего оставил,/ Князю смирения, Христови, усердно последовал еси,/ преподобне отче наш Николо;/ тем приял еси от Него вечное царство и славу на Небеси,/ идеже ликуя, поминай нас чтущих память твою верно.

Кондак, глас 8

Вся красная мира сего/ и тленное богатство нивочтоже вменив,/ обогатился еси многими чудесы и знамении от Христа Бога,/ Емуже в веселии предстоя,/ поминай нас, чтущих любовию память твою, да зовем ти:/ радуйся, Николо пречудне.

Cвято-Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской Лавры

Документальный фильм «Князь-Инок. Никола Святоша»

Молебны о здравии в Киево-Печерской Лавре

Молебен преподобным Печерским

Проходит образ мира сего. Владычество переходит от народа к народу. Господь низвергает престолы властителей и сажает кротких на место их (1 Кор. 7, 31; Сир. 10, 8 и 17). Об этой непрочности земного и преходящего величия помыслил блаженный и благоверный князь Никола Святоша, сын Давида Святославича, князя Черниговского, внук Святослава Ярославича, князя Киевского и Черниговского, основавшего святую, Богом созданную, Печерскую церковь. И понял он, что только на небе не преходит образ Ипостаси Божией, Его присносущное Слово, и там только Царство всех веков и величие во всяком роде и роде, уготованное Царем царей и Господом господствующих для любящих Его. И потому, оставив славу и богатство, честь и власть своего земного преходящего княжения ради небесного вечного Царствия (как тот древний индийский царевич Иоасаф) и пришедши в Печерский монастырь, облекся в святой иноческий образ, противоположный всякому образу этого мира, преходящего, как тень и небытие, и, насколько возможно, соответствующий неизменному образу Ипостаси Божией.

И он настолько просиял светлостью жизни своей, что все видели его добрые дела и прославляли за него Бога. Больше всех преуспевал он в послушаниях. Сперва работал на братию в поварне, рубил своими руками дрова и на своих плечах часто носил их с берега, усердно делал и все прочее, нужное для кухни. После многих его трудов узнали о том его братья, Изяслав и Владимир, и едва не заставили его бросить это дело. Но этот истинный послушник выпросил со слезами еще один год поработать на поварне для братии. И всего потрудился он там три года со всевозможным прилежанием и благоговением. Потом, как искусный и совершенный во всем, приставлен он был сторожем к монастырским воротам и пробыл там тоже три года, не отходя никуда, кроме церкви. Оттуда взяли его служить на трапезе, и это исполнял он, как следует, с готовностью.

Когда он прошел по порядку степени послушания, игумен и вся братия решили, что ему надо безмолвствовать в келии и работать в тишине своему спасению. Он же, повинуясь и в этом, насадил руками при своей келии плодовый сад. И во все годы иночества никогда не видали его праздным, но всегда он имел в руках своих рукоделие; в устах же постоянную молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» .

Не вкушал он ничего иного, кроме малого количества общей монастырской пищи на трапезе.

Если же когда против воли ему случалось иметь что-нибудь, как князю, от своих бывших людей, то все раздавал он на странников, нищих и построение церквей и жертвовал много книг церкви.

У этого блаженного князя, когда еще он владел княжеством своим, был очень искусный врач, именем Петр, родом из Сирии. Он пришел с князем в монастырь. Видя вольную нищету своего господина, врач покинул его, жил в Киеве и многих лечил. Но он часто приходил к блаженному и, видя его во многих лишениях, в безмерном посте, служащим на поварне и сидящим у ворот, увещевал его, говоря: «Князь, нужно тебе подумать о своем здоровье, чтоб не истощить себя многим трудом и воздержанием: когда ты от этого изнеможешь, тебе неудобно будет нести иго, которое ты взял на себя ради Христа. Бог не хочет труда или поста выше силы, но только сердца чистого и смиренного. Ты работаешь на черноризцев, как купленный раб, ты не привык к такой работе, и не следует тебе делать этого, как князю. Благородные братья твои, Изяслав и Владимир, укоряют себя и находятся в великой скорби о твоей нищете, что ты из такой славы и чести дошел до последнего убожества, моришь свое тело и болеешь из-за неподходящей для тебя пищи. Я удивляюсь, как изменился твой желудок, который прежде болел от тонких блюд, а теперь переносит грубую зелень и сухой хлеб. Но смотри, как бы внезапно не открылась болезнь во всех частях тела, и ты, не имея в себе сил, не лишился бы жизни. Тогда я буду не в состоянии помочь тебе, и оставишь ты неутешный плач в своих братьях. Бояре, служившие тебе, которые гордились тобой, теперь, потеряв в тебе надежду свою, жалеют о тебе и повержены в уныние, но все-таки они живут в богатых домах, которые выстроили себе, тебе же негде преклонить главу и негде сесть, только на сорные кучи иногда у поварни, иногда у ворот. Кто из русских князей делал так,- твой ли блаженный отец Давид или приснопамятный дед Святослав? Никто даже из бояр не пожелал бесславного пути такой жизни, только один Варлаам, бывший здесь игуменом. Поэтому, если ты не послушаешь моего совета, прежде, чем суждено тебе, примешь смерть». Много еще другого, по поручению братьев его, говорил врач блаженному, иногда сидя с ним в поварне, иногда у ворот.

Блаженный же отвечал ему: «Брат Петр, много думал я о спасении души моей и рассудил, что не надо щадить плоть, чтоб она не тяготила похотями дух, и не восставала на меня борьбой. Томимая воздержанием и трудом, она смирится, а не изнеможет; а если бы и изнемогла то, как сказал Господь Апостолу: сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9). Апостол же сказал: Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас (Рим. 8, 18). Бог хочет сердца чистого и смиренного, но без поста и труда не может быть оно таким. Потому что пост — мать целомудрия и чистоты. Еще сказано: он смирил сердце их работами (Пс. 106, 12). Благодарю я Бога, что Он освободил меня от рабства миру и сделал меня рабом рабов Своих, блаженных этих черноризцев, ибо я, будучи князем, работаю Царю царей в лице их. Братья же мои пусть подумают о себе, каждый понесет свое бремя (Гал. 6, 5). Для них достаточно забот о власти, которую я оставил в земном княжении, чтоб наследовать в Царствии Небесном, ибо я обнищал ради Христа, чтоб приобрести Христа (Флп. 3, 8). Ты же зачем в нищете моей укоряешь меня за воздержание и грубую пищу, угрожая мне смертью? А ты, когда врачуешь телесный недуг, не приказываешь ли больному воздержаться и избегать некоторых блюд? А мне нужно этим способом лечить духовные недуги. Но если и умру телесно, мне умереть ради Христа — приобретение (Флп. 1, 21). А что я сижу у сорных куч — зачем считаешь ты меня худшим моих бояр: ведь я буду царствовать с Иовом, который в жизни назывался царем. Если же ни один из русских князей не сделал этого прежде меня, то пусть я, подражая Царю Небесному, буду им примером, чтоб с этих пор кто-нибудь поревновал и последовал мне. А там — подумай о себе и о тех, кто научил тебя.

Часто случалось, что когда этот блаженный князь заболевал, трудясь на послушании, тогда врач Петр, узнав о том, приготовлял ему лекарство, чтоб излечить какой-нибудь его недуг — горячку или водяную порчу крови, но всегда, прежде чем он приходил с лекарством, Божией помощью князь выздоравливал и ни за что не позволял себя лечить. Однажды случилось, что разболелся сам врач, и послал к нему блаженный, говоря: «Если не будешь принимать лекарства, скоро выздоровеешь, если же не послушаешься меня, много пострадаешь. Тот же, считая себя опытным врачом, не послушался, но выпил приготовленное лекарство и, желая избавиться от болезни, едва не лишился жизни. Потом он выздоровел молитвой святого. Снова разболелся в другой раз этот врач, блаженный послал к нему с таким обещанием: «На третий день выздоровеешь, если не будешь лечить себя». Врач, наказанный за первое ослушание, послушался блаженного и, по слову его, в третий день выздоровел.

Призвал блаженный исцелившегося (тот тогда у ворот оканчивал свое послушание) и сказал ему: «Петр, тебе следует постричься в ангельский образ и работать Господу и Его Пречистой Матери в этом монастыре вместо меня, потому что я через три месяца отойду от этого мира».

Услышав это, врач Петр упал к ногам его и со слезами воскликнул: «Увы мне, господин мой, благодетель мой, драгоценная жизнь моя! Кто будет заботиться о земном странствии моем, кто пропитает сирых и убогих, кто заступится за обижаемых, кто смилуется над множеством людей, просящих помощи? Не говорил ли я тебе: князь, пощади жизнь свою, потому что многим можешь ты быть полезен, и в твоей жизни — жизнь многих. Не ты ли исцелил меня силой Божией и твоей молитвой — и теперь куда сам отходишь, пастырь добрый, чем болеешь, исцелитель мой? Скажи мне, рабу твоему, о твоей смертной язве,- и если я не вылечу тебя, пусть глава моя будет за главу твою, и душа моя за душу твою. Не отходи от меня молча, но открой мне, господин мой, откуда у тебя такая весть? Если от людей — я отдам за тебя мою жизнь, если же Сам Господь оповестил тебя об этом — моли Его, чтоб я умер за тебя. Если ты оставишь меня — то где сяду я и буду оплакивать свое сиротство? Не на этой ли сорной куче при воротах, где сидишь ты? Но здесь будет заперто. Что наследую я из имения твоего, когда ты сам наг: эти ли заплатные рубища, которые на тебе? Но, отойдя от мира, ты будешь положен в них. Даруй мне хоть твою молитву, как в древности Илия Елисею милоть, — и я разделю глубину сердечную и воды жизни моей, и пройду в место дивных селений до Дома Божия (Пс. 41, 5) — туда, куда ты хочешь идти. И зверь, по заходе солнца, умеет собираться и ложиться в своем логовище (Пс. 103, 22), но я после твоего отшествия не знаю, куда пойду; и птица нашла себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих (Пс. 83, 4), а ты шесть лет живешь в монастыре и не нашел себе приюта. Где же оставишь меня?»

Блаженный князь, подняв плачущего врача, сказал ему: «Не тужи, Петр, лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей (Пс. 117, 9). Господь знает, как сохранить всю тварь, которую Он создал Сам; Он попечется пропитать алчущих, заступиться за бедных и спасти находящихся в напасти. Будет он прибежищем и тебе. А братья мои по плоти пусть не обо мне плачут, а о себе и о делах своих, в плачевной юдоли этого мира, чтоб утешиться в будущем блаженстве. Я же не нуждаюсь в лечении для временной жизни, ибо давно умер я для всего временного, мертвые же (говоря по естеству) не оживут, и врачи не воскресят, как восклицает Исаия (Ис. 26, 14).

Сказав это, блаженный пошел с врачом к пещере и приготовил себе место для погребения. У врача же сказал: «Кто из нас больше любит это место?» Врач же отвечал с плачем: «Знаю, что если ты захочешь, умолишь Господа, чтоб тебе жить еще. Меня же положи здесь!» Блаженный же сказал ему: «Да будет тебе, как хочешь, если есть на то воля Божия. В одном образе иноческом да послужим Ему!» Тогда врач, по совету блаженного, постригся в иноческий образ и провел три месяца, беспрестанно днем и ночью проливая на молитве слезы. Блаженный, утешая его, сказал: «Брат, Петр, хочешь ли, чтоб я взял тебя с собой?» Тот же с плачем (как и прежде) отвечал: «Хочу, чтоб ты позволил мне умереть за тебя, а ты останься здесь и молись за меня». Сказал ему блаженный: «Дерзай, брат, и будь готов; через три дня, по желанию твоему, отойдешь от этой жизни».

Итак, Петр, причастившись Божественных и Животворящих Христовых Таин, когда наступило предреченное время, возлег на одре и предал дух свой в руки Господа.

По смерти же врача блаженный князь Святоша подвизался тридцать лет, не выходя из монастыря; стяжав, сообразно с именем своим, совершенную, святую жизнь, преставился в вечную жизнь, ко Святейшему всех святых, Князю смирения, Иисусу.

В день преставления этого святого князя едва не весь город Киев собрался, воздавая ему последнее целование и со многими слезами прося его молитв.

Особенно же братья блаженного, Изяслав и Владимир, узнав о смерти его, плакали о нем невыразимыми слезами. Изяслав прислал к игумену с мольбой дать ему на благословение и утешение крест умершего, возглавие и помост, на котором блаженный клал поклоны. Игумен дал ему со словами: «По вере твоей да будет тебе то, от чего ждешь ты помощи». Получив эти вещи, он бережно хранил их и прислал на монастырь много золота, чтобы отблагодарить за память о брате.

Изяслав этот однажды тяжко разболелся и отчаялся уже в жизни. Видя его при смерти, вокруг него собрались жена, дети и все бояре. Он же, немного уснув, привстал и просил напиться воды из Печерского колодца. Сказав это, он онемел и уже больше ничего не мог проговорить. Послав в Печерский монастырь, взяли там воды, омыв ею гроб преподобного Феодосия. Дал игумен и власяницу преподобного Святоши, чтобы облечь в нее его брата. Тогда, прежде чем пришел посланный с водой и власяницей, князь Изяслав сказал: «Идите скорее из города навстречу преподобным отцам Феодосию и Николаю. Когда вошел посланный с водой и власяницей, снова воскликнул князь: «Никола Святоша!»

Дали ему выпить той воды, надели на него власяницу — и он вдруг стал здоров — и все прославили Бога и угодников Его.

С тех пор Изяслав всегда брал и надевал на себя эту власяницу, когда заболевал — и тотчас выздоравливал. И во всякой битве имел он с собой эту власяницу, и оставался невредимым. Однажды же после греха не дерзнул надеть ее на себя и тогда был убит на брани, но сперва заповедал положить себя в ней, надеясь, что исцелеет хоть от вечных болезней и язв.

Тропарь Николе Святоше, князю Черниговскому:

Отечество и славу княжения твоего оставил, /
Князю смирения, Христови, усердно последовал еси, /
преподобне отче наш Николо; /
тем приял еси от Него вечное царство и славу на Небеси, /
идеже ликуя, поминай нас чтущих память твою верно.

Николай Святоша был первым Рюриковичем, ставшим святым

Святошино, интригующее название района Киева, происходит от прозвища «Святоша», которым наши предки наградили одного из русских князей. Теперь в Киеве на проспекте Вернадского, напротив Святошинской райгосадминистрации, поставлен памятник удивительному земляку, первому святому из Рюриковичей, память которого отмечается 14/27 октября. Он родился еще до крестовых походов, в 1080 году. Тогда князю давали два имени - в старой славянской языческой традиции и в крещении. По святому покровителю княжича поименовали Панкратием, а по языческому обычаю - Святославом...

Красивым именем, как и деда, Святослава Ярославича, основавшего Великую церковь Успения Богородицы в Ки¬евской Печерской обители. Ласкательно мальчика стали называть Святошей (что тогда было в обычае, например Станислав - Станиша, Добыслав - Добыша). Прозвище оказалось провиденциальным, пророческим.

Для нас образ этого человека дошел из глубин истории как образ преподобного Николы Святоши.

В «Житии преподобного Николая Святоши, князя Черниговского, Печерского чудо¬творца, в ближних пещерах почивающего» рассказывается, что был он сыном черниговского князя Давида Святосла¬вича, правнуком Ярослава Мудрого.


Преподобный Николай Святоша


По достижении совершеннолетия вступил в брак (супругу звали Анной) и имел детей. Одна из его дочерей была замужем за святым Все¬во¬лодом, псковским князем. В 1097 году Святослав-Панкратий был луцким князем, но в том же году, осажденный Боняком и князем Давидом Ольговичем, добровольно оставил Луцк и выехал в свой надел, Чернигов. Принадлежавшие ему селе¬ния Пакул и Навоз с окрестностями у Днепра впоследствии были отданы им Киево-Печерскому монастырю. Согласно летописи, владел князь и землями Борщаговки, граничащими с территорией, где сегодня находится Святошинский район столицы.

Обустроив жизнь супруги и детей, набожный 26-летний князь решил «оставить славу и богатство, честь и власть княжения» и пришел в Печерский монастырь, где в феврале 1106 года принял мона¬шество с именем Николай, сильно удивив общественность своим поступком.

В том же году на праздник Святой Троицы был заложен первый камень знаменитой Троицкой надвратной церкви будущей лавры. Ее поставили вторым этажом на монастырской стене. Рассказывают, что весной, быть может, в последнее воскресенье апреля по новому стилю, то есть еще до Троицы, Николай Святоша посадил первое дерево в своем лаврском садике. Следовательно, событию в этом году исполняется 906 лет.

Сад был не там, где сейчас, над Ближними пещерами, а при больнице. Ее Святоша также основал: маленький монастырец и при нем госпиталь, прямо на лаврском углу.


Никольский храм и бывшие палаты монастырской больницы


К северо-западу от Свято-Успенского собора лавры, рядом с Троицким храмом, находится вход в бывший Никольский больничный монастырь с церковью во имя святителя Николая, основанный преподобным Николой Святошей. Здесь он провел остаток своих дней, ухаживая за престарелыми и больными монахами. В 1902-1903 годах по проекту архитектора Евгения Ермакова на месте старых строений был построен двухэтажный аптечный корпус с колокольней. Эта аптека была крупнейшей в Киеве и пользовалась в городе большой популярностью. В настоящее время в этом здании расположена Государственная историческая библиотека. В церкви и других корпусах больничного монастыря расположены служебные помещения заповедника.

Мы можем задуматься и о том, что в своем поклонении Святой Троице Никола Святоша стал предтечей учения о Святой Троице преподобного Сергия Радонежского, благодаря коему мы обрели теперь и Троицкую лавру, и самую знаменитую и прекрасную рублевскую икону.

«Три года, - пишет блаженный Симон, - Николай провел в поварне, работая на братию, своими руками рубил дрова для приготовления пищи братии, часто носил воду с берега Днепра на своих плечах». Пройдя разные послушания, преподобный Никола наложил на себя обет безмолвия. Когда получал деньги, то употреблял их на украшение храма, на покупку книг (ибо любил книжное чтение) или раздавал нищим. Во все годы иночества никогда не видели его праздным, всегда в трудах и молитве.


Троицкие, главные врата Киево-Печерской лавры


Святоша на долгое время сел сиднем у входных ворот Киево-Печерской обители, которые всякий приходящий в лавру видит и сегодня.

Лишь единожды, как гласит предание, этот молитвенник покинул свой пост. Николе было 62 года, когда на великого князя Всеволода Ольговича напали агрессивные черниговские родичи. Святоша примирил враждующие стороны, однако прошел через сильные переживания, которые привели его к кончине. Подвижник скончался в своем садике возле лаврских ворот.

Актуально и в наши дни читаются увещевания, с коими обращался от имени братьев-князьев к Николе некий целитель Петр: «Бояре, служившие тебе, которые гордились тобой, теперь, потеряв в тебе надежду свою, жалеют о тебе и повержены в уныние, но все-таки они живут в богатых домах, которые выстроили себе, тебе же негде преклонить главу и негде сесть, только на сорные кучи иногда у поварни, иногда у ворот. Кто из русских князей делал так, - твой ли блаженный отец Давид или приснопамятный дед Святослав? Никто даже из бояр не пожелал бесславного пути такой жизни, только один Варлаам, бывший здесь игуменом. Поэтому, если ты не послушаешь моего совета, прежде, чем суждено тебе, примешь смерть».

И подвижник отвечал: «Брат Петр, много думал я о спасении души моей и рассудил, что не надо щадить плоть, чтоб она не тяготила похотями дух, и не восставала на меня борьбой. Томимая воздержанием и трудом, она смирится, а не изнеможет; а если бы и изнемогла то, как сказал Господь Апостолу: сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9)…»


Кресты преподобного Николы Святоши. Найдены во время реставрационных работ в Троицкой надвратной церкви. Киевская Русь. XII век


Случилось поразительное: Петр со слезами выслушал ответ Николы Святоши и принял постриг. Более того, по слову святого, сказавшего «дерзай, брат, и будь готов; через три дня, по желанию твоему, отойдешь от этой жизни», он «возлег на одре и предал дух свой в руки Господа».

А блаженный князь Святоша подвизался в обители еще 30 лет, не выходя из монастыря.

На погребение Николы Святоши собрался весь Киев, многие проливали слезы над ним, а особенно оплакивали кончину его братья Владимир и Изяслав. Изяслав прислал к игумену с мольбой дать ему на благословение и утешение крест почившего брата, возглавие и помост, на котором блаженный клал поклоны. Получив эти вещи, он бережно хранил их и пожертвовал монастырю много золота, чтобы отблагодарить за память о брате.

Однако история чудесного жития Николы Святоши продолжалась и после его кончины. Изяслав однажды сильно захворал, был уже при смерти и, попросив воды из Печерского колодца, умолк. В Печерском монастыре взяли воды, омыв ею гроб преподобного Феодосия Печерского, основателя обители. Игумен дал посланным в помощь и власяницу преподобного Николы Святоши, брата Изяслава. Удивительно: прежде чем посланцы явились к одру Изяслава с водой и власяницей, онемевший болезный отверз уста и произнес: «Идите скорее из города навстречу преподобным отцам Феодосию и Николаю!». А когда вошел посланный с водой и власяницей, князь Изяслав снова воскликнул: «Никола Святоша!».



Рака с честными мощами преподобного Николы Святоши в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры


Выпив той воды и надев власяницу, Изяслав исцелился. И с тех пор всегда надевал власяницу для исцеления, а также в битвах. «Однажды же после греха не дерзнул надеть ее на себя и тогда был убит на брани, но сперва заповедал положить себя в ней, надеясь, что исцелеет хоть от вечных болезней и язв».

Мощи Николы Святоши почивают в Антониевых (Ближних пещерах). Преподобному Николаю составлена особая служба.

Прислушаемся к словам блаженного Симона, окончившего повесть о Николе Святоше таким обращением: «Ты что подобное сделал? Богатство ли оставил? Но у тебя не было его. Славу ли? Но ты не владел ею. Ты в бедности перешел к известности и счастью. Подумай об этом князе. Подобного ему никто из князей не сделал; никто из них волею не пошел в иночество: истинно он выше всех русских князей...».


Памятник Николе Святоше в киевском Святошине


17 февраля 2006 года, в день 900-летия принятия князем Святославом, первым из Рюриковичей, монашеского пострига с именем Никола, жители Святошинского микрорайона Киева на средства местного бюджета открыли мемориал (скульптор Евгений Деревянко).

Николу Святошу, Киево-Печерского подвижника, почитают сегодня по всей Руси. В частности, в городе Серпухове, в посаде, что примыкает к крепости, но расположен выше по течению реки Нары, стоит живописная группа церквей. Ближе к реке и к крепостному валу, на обложенном камнем холме, стоит Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Впервые деревянный храм на этом месте упоминается в 1620 году. В 1352, 1426 и 1693 годах Серпухов посещало моровое поветрие, один раз город почти весь вымер: по преданию, осталось тогда всего лишь шесть семей. Умершие были похоронены у церкви Успения в общей могиле, это место называлось «убогий дом».


Успенский собор в Серпухове


В 1744 году был построен каменный храм Успения. Поврежденный пожаром 1817 году, он был перестроен и освящен в 1854 году. В этом храме, который мы видим на фото, есть три придела: во имя святого апостола Иоанна Богослова, иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и во имя преподобного Николы Святоши (в нижнем ярусе колокольни). В советское время Успенский храм был закрыт, а настоятель, протоиерей Алексий Синайский, расстрелян на Бутовском полигоне в 1938 году.

А церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы подмосковного Николо-Угрешского монастыря была построена в 1854 году в корпусе с настоятельскими кельями на первом этаже под церковью Успения Пресвятой Богородицы (1763 год). Церковь была закрыта вместе с монастырем в 1925 году, восстановлена в 1994 году. Снаружи она выделяется выступом с золотой главкой. Храм этот был построен на средства некоего Александрова, близкого друга архимандрита Пимена. На рубеже XIX-XX веков в храме был черный с серебряными украшениями иконостас, медные чеканные, прорезные и посеребренные Царские Врата. Именно в этом храме, а точнее, пред входом в храм стоял гроб из-под мощей русского святого XII века Николы Святоши.


На переднем плане с золотой главкой Церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы Николо-Угрешского монастыря


Так возглашает глас вторый в Тропаре Николе Святоше, князю Черниговскому: «Отечество и славу княжения твоего оставил, Князю смирения, Христови, усердно оследовал еси, преподобне отче наш Николо; тем приял еси от Него вечное арство и славу на Небеси, идеже ликуя, поминай нас чтущих память твою верно»...

Михаил ХУСТОЧКА, «Одна Родина»

«Проходит образ мира сего… Владычество переходит от народа к народу… Господь низвергает престолы властителей и посаждает кротких на место их» (1 Кор.7:31; Сирах.10:8,17). Благоверный князь Никола с самой ранней юности своей уразумел эту непрочность скоропреходящего владычества на земле. Он ясно видел, что только на небе существует царство непреходящее, вечно пребывающее, исполненное тех неизреченных вечных благ, кои уготовал Господь для любящих Его. Посему он - подобно тому, как некогда индийский царевич Иоасаф, - оставил славу и богатство, почесть и власть своего временного, земного княжения ради вечного, небесного царствия и, пришед в Печерский монастырь, облекся во святой иноческий чин. В иночестве блаженный Никола так просиял святостью своей жизни, что все, видя добрые его дела, усердно прославляли за него Господа. И, прежде всего, преуспевал он в послушании. Сначала святой Никола работал на братию в поварне; здесь он своими руками рубил дрова и смиренно носил их с берега на своих плечах, неленостно исполняя и все остальное, что было необходимо для приготовления пищи. Он уже много потрудился, когда узнали о его подвигах братья его Изяслав и Владимир; они стали удерживать его от такой работы. Но сей истинный послушник выпросил у них со слезами, чтобы они позволили ему еще один год в поварне поработать для братии. И вот он здесь с полным старанием и усердием прослужил братии в течение целых трех лет. После сего он как человек испытанный и ко всему способный, был приставлен стеречь монастырские ворота, и в этом послушании, никуда кроме церкви не отходя, он также пробыл три года. Оттуда он был приставлен прислуживать при братской трапезе; и это послушание он проходил с усердием и таким старанием, что пользовался расположением всей братии.

Пройдя, таким образом, благочинно все эти степени послушания, он по разрешению игумена и всей братии принял на себя подвиг безмолвия, дабы в тишине заботиться о своем спасении. Исполняя сие послушание, он своими руками устроил при келлии сад, и в продолжение всех лет иноческой жизни его никогда не видали без дела; он всегда имел в руках своих какую-нибудь работу, а на устах непрерывно сию молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя!» Он никогда ничего не вкушал, кроме общей монастырской пищи на трапезе, и то в небольшом количестве. Если ему, против его желания, как князю, приходилось получать что-либо от близких ему, тогда он все это немедленно раздавал на нужды странников, нищих и на строение церковное, так что на средства его в церковь приобретено было много книг.

Сей блаженный князь, еще во время владения своим княжеством, имел при себе очень искусного врача по имени - Петра, сирийца родом, который пришел с ним и в монастырь. Врач этот, видя добровольную нищету своего господина, оставил его и проживал в Киеве, врачуя там многих. Впрочем, он неоднократно приходил к блаженному и, видя его в великих лишениях и безмерном посте, служащим в кухне и стражем у ворот монастырских, так увещавал оставить сей образ жизни:

Князь, тебе следует позаботиться о своем здоровье, дабы тебе непомерным трудом и воздержанием не ослабить совсем своей плоти, ибо, если ты изнеможешь, для тебя станет неудобоносимым иго, которое ты Христа ради пожелал взять на себя. Ведь, Бог не ищет поста или подвига выше сил, но только чистого и смиренного сердца. Ты работаешь на иноков, как купленный раб; ведь, к такой нужде ты не привык, да это и недостойно тебя, так как ты князь. Для твоих благородных братьев Владимира и Изяслава твоя нищета есть скорбь и великое уничижение, так как от столь великой славы и почести ты дошел до таких лишений, что умерщвляешь свое тело и из-за недостаточной пищи впадаешь в недуги. Ты прежде питался вкусными плодами, а теперь подверг себя тяжким лишениям, вкушая сырую зелень и сухой хлеб. Но берегись, как бы тебе совершенно не заболеть, и тогда ты, не имея более сил, лишишься жизни, и я не в состоянии буду помочь тебе; итак, ты готовишь своим братьям плач неутешный. Вот и бояре, некогда служившие тебе и благодаря тебе прежде знатные, - и те, потеряв свои надежды, сожалеют о тебе и пребывают в большом унынии. Но они устроили себе большие дома и теперь живут в них, а ты не имеешь, где главы преклонить, и сидишь то при мусорных кучах, то в поварне, то при вратах. Кто из Русских князей поступал так? Уже не блаженный ли отец твой Давид, или приснопамятный твой дед Святослав? Да и из бояр никто не пожелал бы такой бесславной жизни, кроме одного Варлаама, бывшего здесь игуменом. Итак, если ты не послушаешь моего совета, - то преждевременно умрешь.

Подобные слова врач Петр, научаемый братьями святого Николы, часто говорил ему, когда сидел с ним то в поварне, то при воротах.

Блаженный всегда на это отвечал ему:

Брат Петр! Часто думая о спасении души своей, я решил, что не должно щадить плоти, дабы она не вступала в борьбу с духом и не возбуждала в душе моей брани. Утомляемая же подвигом воздержания, она смиряется, но не изнемогает; а если бы и изнемогла, то ведь апостол сказал: «сила моя в немощи совершается» (2 Кор.2:5). И еще: «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:12). Бог желает смиренного и чистого сердца, но его не может быть без поста и подвига, потому что пост - матерь целомудрия и чистоты. И еще сказано:«Он смирил сердце их работами» (Пс. 106:12). Я благодарю Бога за то, что Он освободил меня от мирских забот и соделал меня рабом для Своих рабов, - сих блаженных черноризцев; ведь я, будучи князем, под видом работы для них, работаю для Царя царей. Братья же мои пусть заботятся о себе самих: «каждый понесет свое бремя» (Гал.6:6). Довольно с них моего наследия, которое я для того оставил вместе с земным княжением, чтобы получить наследие в царствии небесном: «для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Филип.3:8). К чему же ты угрожаешь мне смертью, укоряешь в моей нищете и в воздержании от излишних яств? Ведь, и ты, когда лечишь телесную болезнь, не повелеваешь ли больному быть воздержным, а некоторых яств и совсем избегать? А мне таким же способом нужно врачевать недуги душевные. Если я и умру телесно, то ведь мне «смерть» Христа ради «приобретение» (Филип.1:21). Если же я сижу при мусорных кучах, - то почему ты меня считаешь хуже бояр? ведь, мне надлежит царствовать с Иовом, о котором сказано, что он был знаменитее всех сынов востока (Иов.1:3).

Если сего не делал раньше меня ни один из Русских князей, то я, последуя Царю Небесному, положу начало; может быть, с сего времени кто-нибудь и станет подражать мне, последуя моему примеру. Наконец, вместе с научающими тебя советую заботиться более о себе самом!

Многократно происходило также и следующее. Когда сей блаженный князь, утомившись в подвиге послушания, впадал в болезнь, тогда врач Петр, узнав об этом, немедленно приготовлял ему лекарства, нужные при той или другой болезни. Но князь всегда до прибытия врача с лекарством, Божиею помощью, делался здоровым и никогда не дозволял лечить себя.

Однажды пришлось и самому врачу тому заболеть. Блаженный послал к нему сказать:

Если ты не станешь пить лекарства, то скоро выздоровеешь, а если меня не послушаешь, то долго будешь страдать.

Но врач не послушался и выпил свое лекарство и, желая излечиться от болезни, едва не лишился жизни, хотя потом и был исцелен по молитве святого. Когда тот же врач вскоре снова заболел, блаженный велел передать ему то же самое:

Если не будешь лечиться, - выздоровеешь на третий день.

Будучи наказан за первое ослушание, на этот раз врач послушался блаженного и, по слову его, на третий день выздоровел. Блаженный Никола в то же время оканчивал свое послушание монастырского привратника; позвав выздоровевшего врача, он сказал ему:

Петр! тебе подобает постричься в иноческий образ и, вместо меня, потрудиться в сем монастыре для Господа и Его Пречистой Матери, потому что я по истечении трех месяцев отойду от сего мира.

Врач Петр, услышав сие, пал ему в ноги и возопил, обливаясь слезами:

Увы мне, господин мой, благодетель мой, драгоценная жизнь моя! Кто примет меня, когда я приду сюда? Кто накормит сирых и убогих, кто заступится за обижаемых, кто окажет милость многим, требующим помощи? Не говорил ли я тебе, князь, что ты скоро доставишь неутешный плач своим братьям? не говорил ли тебе: князь, побереги свою жизнь, ибо ты для многих можешь быть полезен, и в жизни твоей - жизнь многих людей. Не ты ли меня исцелил силою Божиею и своею молитвою? Куда же ты, добрый пастырь, уходишь? Если ты сам, исцелитель мой, захворал, то расскажи мне, твоему рабу, о своей болезни, и если я не вылечу тебя, то пускай за твою жизнь и за твою душу будет моя жизнь и моя душа. Не отходи от меня в молчании, господин мой, но скажи мне, откуда пришла тебе такая весть? Если от людей, то я отдам за тебя мою жизнь, а если Господь возвещает тебе сие, то моли Его, чтобы мне умереть вместо тебя. Если ты меня оставишь, то где мне сесть и плакать о своей потере, у сей ли мусорной кучи, где ты так часто сиживал, - но и сюда меня не пустят. И буду ли я иметь возможность получить что-нибудь в наследство из твоего имения, когда ты сам наг? Разве вот сии заплатанные рубища, которые на тебе? Но и в тех ты, отходя от мира, будешь положен. Даруй, по крайней мере, мне - подобно тому, как древле Илия Елисею милость - твою молитву, дабы мне разделить ею глубину сердечную и воды моей жизни и пройти до места дальнего крова, в дом Божий, куда желаешь ты теперь отойти. И зверь, ведь, по заходе солнца понимает, что ему надобно пойти и лечь в свое логовище, но я не знаю, куда пойду по отшествии твоем. И птица «И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих» (Пс. 83:4), ты же шесть лет проживаешь в монастыре и не нашел себе места: где же ты меня оставишь? - Подняв плачущего врача, блаженный сказал ему: - Петр! Не сетуй: «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей» (Пс. 117:9). Господь знает, как сохранить Свою тварь, которую Сам создал. Он позаботится накормить алчущих, заступится за бедных и спасет находящихся в напастях, и для тебя будет прибежищем. Братья же мои по плоти пусть не обо мне, но о себе и о своих делах, в плачевной юдоли мира сего, плачут, дабы получить утешение и блаженство в будущем. Я не нуждаюсь, ради временной жизни, во врачевании, потому что я уже давно умер для всего временного: «Мертвые не оживут» (Ис. 26:14) (говоря по естеству), как говорит Исаия.

Сказав сие, блаженный Никола Святоша вместе с врачом отправился к пещере и приготовил себе там место для могилы. При этом он сказал врачу:

Кто из нас больше любит сие место?

Петр с плачем отвечал:

Я знаю, что если ты пожелаешь, то умолишь Господа, чтобы еще пожить тебе, а меня положи здесь.

Блаженный сказал ему:

Пусть будет так, как ты желаешь, если так угодно Господу. Итак, помолимся Ему оба, но только в иноческом чине.

Тогда, по совету блаженного, врач постригся в иноческий чин и пробыл в течение трех месяцев на молитве, беспрестанно, день и ночь, проливая слезы.

Однажды блаженный Никола сказал ему:

Брат Петр, желаешь ли, чтобы я взял тебя с собою? Он, как и прежде, с плачем на это ответил ему:

Я желаю, чтобы ты позволил мне умереть за тебя, а ты оставайся здесь и молись за меня.

Блаженный сказал ему:

Брат, дерзай и будь готов, потому что, по желанию твоему, в третий день отойдешь из сей жизни.

Когда наступило предуказанное время, Петр, причастившись святых и животворящих Христовых Таин, возлег на одр и предал дух свой в руце Господу. По смерти врача, блаженный князь Никола Святоша подвизался еще тридцать лет, не выходя из монастыря и, достигнув, согласно прозвищу, совершенства в святой жизни, преставился в вечную жизнь к Святейшему всех святых Царю смирения - Иисусу. В день кончины сего святого князя едва ли не весь город Киев собрался, воздавая ему последнее целование и испрашивая с обильными слезами молитв его.

Особенно плакали братья блаженного, Изяслав и Владимир. Изяслав обратился к игумену монастыря с просьбою, чтобы он отдал ему на благословение и утешение крест умершего, подушку и скамью, на которой он совершал коленопреклонение. Игумен, отдавая их ему, сказал:

По вере твоей, да получишь от сих вещей помощь в том, чего ты желаешь.

Изяслав, приняв сии предметы с великим благоговением прислал в монастырь много золота, чтобы недаром получить эти вещи брата.

Сей самый Изяслав однажды жестоко расхворался и даже не надеялся встать с одра. В это время при нем находились жена, дети и все бояре. Так прошло некоторое время; потом больной, несколько оправившись, поднялся и попросил выпить воды из Печерского колодца. Но скоро он опять лишился языка и после сего не мог уже ничего проговорить. Послали в Печерский монастырь и взяли там в сосуде воды, которою пред тем обмыли гроб преподобного Феодосия. Игумен передал и власяницу преподобного Николы Святоши, чтобы в нее одели тело его. И еще не вернулся посланный с водой и власяницей, как князь Изяслав проговорил:

Скорее идите на встречу преподобным отцам Феодосию и Николе за город.

Когда с власяницею и водою вошел посланный, князь снова воскликнул:

Никола, Никола Святоша!

Ему дали выпить той воды, одели во власяницу и он скоро стал здоров, и все прославляли Бога и Его угодников.

С тех пор Изяслав всегда надевал на себя сию власяницу, когда заболевал, и немедленно становился здоровым. Кроме того, он всегда имел на себе эту власяницу, когда шел на войну, и таким образом оставался невредимым. Один раз согрешив, он не решился надеть ее на себя и в тот раз был убит на войне; однако он еще заранее приказал похоронить себя в ней.

Так и мы, надеясь на молитвы сего преподобного князя, о спасении которого мы имеем очевидное известие, да сподобимся силою его молитв получить исцеление от всяких болезней и язв, как временных, так и вечных, - по благодати Царя смирения, а вместе и Царя славы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже слава с Богом Отцом и святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Николы Святоши, князя Черниговского, Печерского чудотворца, в Ближних пещерах

Отечество и славу княжения твоего оставил,/ Князю смирения, Христови, усердно последовал еси,/ преподобне отче наш Николо;/ тем приял еси от Него вечное царство и славу на Небеси,/ идеже ликуя, поминай нас чтущих память твою верно.

Кондак преподобного Николы Святоши, князя Черниговского, Печерского чудотворца, в Ближних пещерах

Вся красная мира сего/ и тленное богатство нивочтоже вменив,/ обогатился еси многими чудесы и знамении от Христа Бога,/ Емуже в веселии предстоя,/ поминай нас, чтущих любовию память твою, да зовем ти:/ радуйся, Николо пречудне.