Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Свято успенский княгинин женский монастырь. Успенский Княгинин монастырь (Владимир). Св. Княгиня Мария Шваровна

Свято успенский княгинин женский монастырь. Успенский Княгинин монастырь (Владимир). Св. Княгиня Мария Шваровна

Успенский Княгинин монастырь во Владимире - православная женская обитель, основанная в начале XIII столетия и в наши дни являющаяся действующим женским монастырём Владимирской и Суздальской епархии. Белокаменный Успенский собор монастыря - памятник архитектуры, включённый в список объектов Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Княгинина обитель

XII век… Время бурного расцвета Владимира , города, в то время бывшего не только столицей Владимиро-Суздальского княжества, но и главным городом всей северо-восточной Руси. Процветание столицы княжества связано с именем князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо , возглавившего Владимирское княжество в 1176 году. Благодаря князю Всеволоду столица княжества украсилась многими сохранившимися до наших дней памятниками архитектуры - Успенским и Дмитриевским соборами, Богородице-Рождественским мужским монастырём .

Но особое место в этом списке занимает Успенский Княгинин монастырь, основанный первой женой Всеволода Большое Гнездо Марией Шварновной (дочерью чешского князя Шварна). Согласно летописям, в 1197 году после рождения младшего сына Ивана (в будущем - удельного князя стародубского), благочестивая и мудрая княгиня сильно заболела, поэтому дала обет основать во Владимире девичью обитель. Уступив настоятельным просьбам жены, Всеволод Юрьевич выделил в северо-западной части города незастроенный участок и в 1200 году новая обитель была основана и посвящена празднику Успения Пресвятой Богородицы. А уже вскоре после основания обитель получила и второе название - Княгинина, сохранившееся за ней спустя много веков.

Княгиня опекалась девичьим монастырём, поэтому в том же, 1200 году, в новой обители было начато строительство величественного Успенского собора - главного монастырского храма, завершённое в 1202 году. Помимо собора в обители появились кельи настоятельницы и насельниц, хозяйственные постройки. А спустя три года после освящения соборного храма княгиня Мария Шварновна, чувствуя близкую кончину, приняла постриг с именем Марфа и удалилась в основанную ею Успенскую обитель, где после смерти и была погребена в Благовещенском приделе, устроенном на северной паперти. С тех пор Успенский Княгинин монастырь стал родовой усыпальницей княгинь, сестёр и дочерей княжеского Владимирского рода, а самыми известными захоронениями были могилы сестры княгини Анны, обеих жён князя Александра Невского (Александры и Вассы), приходившегося Марии Шварновне внуком, и его дочери Евдокии.

В 1230 году, в память о матери владимирский князь Юрий (Георгий) Всеволодович привёз в Успенскую обитель из болгарского похода мощи святого мученика Авраамия Болгарского и установил их в Благовещенском приделе. Мощи почивали там до 1711 года, когда были торжественно перенесены в главный придел собора и положены в новую богато украшенную раку.

Вскоре после основания Княгинин монастырь стал самой богатой и знаменитой женской обителью Руси, а его инокини - образцом благочестия и послушания. Жизнь в благоустроенном и благоукрашенном девичьем Княгинином монастыре текла медленно и размеренно, но толстые стены обители не смогли защитить насельниц от житейских бурь. В феврале 1238 года после восьмидневной осады татарское войско Батыя ворвалось в город и находившийся вблизи Золотых ворот монастырь был разграблен и почти полностью сожжён, но уже вскоре был полностью восстановлен.

Ещё не раз Успенская обитель подвергалась полному разрушению, но каждый раз, как мифическая птица Феникс, возрождалась из пепла. Но после самого масштабного разгрома, учинённого ордой татарского царевича Талыча в 1411 году, на целое столетие жизнь в Княгинином монастыре замерла. Возродился монастырь только в начале XVI века, когда на фундаменте разрушенного Успенского собора по его образцу был выстроен новый кирпичный храм. Возведённый в стиле раннемосковского зодчества собор стал украшением обители. Фасады его массивного четверика с тремя высокими апсидами неизвестный архитектор опоясал галереей, завершил закомарами, обрамил основание светового барабана ярусами кокошников и увенчал его мощной шлемовидной главой с крестом на яблочке. О внутреннем убранстве собора тех лет сведений не сохранилось, но можно предположить, что он был достаточно пышно благоукрашен иконами и церковной утварью.

В документах XVI века содержатся письменные упоминания ещё об одном монастырском тёплом храме, освящённом во имя Иоанна Златоуста, но о его дальнейшей судьбе вплоть до XIX столетия больше ничего не известно.

В середине XVI столетия появилась традиция одаривать девичью обитель жалованными грамотами. Например, царь Иоанн IV Грозный не только пожаловал Княгининой обители земельные угодья, но и лично опекался благоустройством монастыря, а в годы его царствования в монастыре были обустроены хоромы царицы, за содержание которых отвечал лично владимирский воевода. В хоромах периодически появлялись царственные гостьи - сноха Иоанна IV Васильевича (жена царевича Ивана) Феодосия (в некоторых источниках - Пелагея) Михайловна и Ксения (дочь царя Бориса Годунова).

В 1540-1550-х годах, когда предстоятелем Церкви был патриарх Московский и Всея Руси Иосиф, девичья обитель начала благоустраиваться. Благодаря личным пожертвованиям патриарха Иосифа в Успенском соборе монастыря был устроен новый иконостас, написаны иконы, для богослужений приобретено облачение священников и церковные сосуды, а ризница пополнилась богатой утварью. Пожертвовал патриарх и на ремонт монастырских строений - на всех храмах были перекрыты крыши, стены были украшены росписями, выстроена колокольня, специально для которой были куплены два колокола-благовестника, а весь комплекс монастырских зданий опоясала ограда. Видимо, тогда же в монастыре была создана школа золотого шитья, существовавшая вплоть до упразднения обители в начале минувшего века.

О судьбе монастыря в XVII-XIX веках

Со смертью Иоанна Грозного завершилась эпоха правления Рюриковичей и Русское царство поглотила Смута - жестокое и кровавое время, принесшее многие беды и страдания. Литовские и польские интервенты, рыскавшие по необъятным русским просторам в поисках лёгкой наживы, не могли оставить без внимания девичью обитель - Княгинин монастырь был разграблен и на долгие десятилетия жизнь в нём угасла.

Но уже первые государи Романовы - Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович не только начали постепенное возрождение девичьей обители, но и продолжили традицию одаривания монастыря жалованными грамотами. Новые цари делали богатые вклады в монастырскую ризницу и жертвовали большие суммы на поддержание храмов и строений в должном виде. Так, в 1647-1648 годах Успенский собор был украшен - артель мастеров под началом известного московского изографа Марка Матвеева расписала фресковыми картинами на евангельские сюжеты все стены и своды, а в 1665 году к собору был пристроен Христорождественский придел.

К началу XVIII столетия Успенский Княгинин монастырь был одной из самых благоустроенных женских обителей, его насельницы ни в чём не испытывали нужды - обширные земельные угодья и вотчинные сёла давали неплохой доход, а щедрые жертвователи помогали поддерживать здания монастырского ансамбля в порядке.

Информация для посетителей

  • Успенский Княгинин монастырь открыт для паломников и туристов каждый день с 8.00 до 20.00 часов. Ежедневно, в воскресные и праздничные дни в храмах обители совершаются богослужения и отправляются церковные требы.
  • Для всех желающих ежедневно с 11.00 до 17.00 часов в монастыре проводятся экскурсии, которые можно заказать по телефону, указанному на официальном сайте монастыря.

Успенский собор Успенского Княгинина монастыря во Владимире.


Святыни обители:

Боголюбская икона Божией Матери.

На северной паперти Успенского собора, где сейчас расположен Благовещенский придел, была погребена основательница монастыря великая княгиня Мария Шварновна , в схиме Марфа. У ее гробницы по воскресным дням читается молитва, поются тропарь, кондак и величание. Многие почитают святую княгиню, молятся ей и получают от нее помощь.

Великая княгиня Мария была прославлена в Соборе Владимирских святых - 23 июня / 6 июля. В обители еще отмечается день ее кончины 19 марта /1 апреля. Служится лития, поются тропарь, кондак.

Икона великомученика и целителя Пантелеимона.

По благословению архиепископа Евлогия и ходатайству игумений Антонии в 1999 году на Святой Горе Афон, в скиту праведной Анны, была написана икона великомученика и целителя Пантелеймона. Усердием настоятеля Афонского подворья в Москве игумена Никона (Смирнова) икона была доставлена во Владимир. Здесь, у стен Княгининой обители, ее встречали крестным ходом.

Икона великомученика и целителя Пантелеимона в житии. Конец XX века. Находится в Успенском соборе обители.

Осенью того же года по благословению владыки Евлогия икона великомученика Пантелеймона крестным ходом была пронесена по всей епархии. И сразу же от нее стали проистекать чудеса - исцеления, мироточение, утешение скорбящих и облегчение житейских тягот. По возвращении в монастырь икона была украшена житийными клеймами, в нее был вставлен серебряный мощевик с частицей мощей святого Пантелеймона и устроен резной деревянный киот.

В 2005 году по благословению владыки Евлогия икона вновь была пронесена крестным ходом по епархии. И от нее вновь проистекали исцеления, утешения и благодатная помощь. Икона снова замироточила, и мироточение продолжается до сего времени.

Заключительное слово.

Десятого апреля 1993 года, на Лазареву субботу Высокопреосвященнейшим архиепископом Евлогием было совершено освящение Успенского собора Княгинина монастыря. С тех пор прошло 14 лет, за эти годы внешний облик и внутренняя жизнь монастыря очень изменились. Отстроено четыре сестринских корпуса, детский приют и регентская школа, отреставрирован монастырский храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В 2008 году мы будем праздновать 15-летие возобновления монашеской жизни в обители. Сейчас в монастыре живут и трудятся 29 насельниц: 11 монахинь, 11 инокинь, 4 послушницы и 3 трудницы, которые проходят искус для поступления в обитель. Самой старшей почившей о Господе в 2007 году - монахине Христине было 97 лет, младшей сестре - 22 года. Монашеская жизнь обители протекает по уставу, утвержденному правящим архиепископом Евлогием. С молитвой тесно соединяются трудовые послушания.

За последние годы мы праздновали три важных даты, связанные со славной историей обители. В 2000 году -800-летие открытия монастыря, в 2003 году - 10-летний юбилей вновь открытой обители, в 2006 году - 800-летие со дня кончины его основательницы - великой княгини Марии Шварновны.

В 2007 году во Владимирской епархии проходили торжества, связанные с 850-летием написания Боголюбской иконы Божией Матери. Для сестер особенно дорог этот день, так как открытие монастыря началось с того дня, как величайшая святыня Русской земли Боголюбская икона Божией Матери была перенесена в эти стены.

Мы благодарны всем, кто помог нам в трудные годы становления монастыря, и будем рады принять всех желающих посетить нашу святую обитель.

С использованием материалов из книги «Свято-Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире».

С 1200 г. в списке монастырей Владимирского края значится Успенский Княгинин монастырь. Монастырь основала в 1200 г. первая супруга великого князя Всеволода Георгиевича (Юрьевича) - великая княгиня Мария Шварновна. В 2000 г. праздновалось 800 лет со дня основания этой, одной из самых известных русских обителей. Устроительница Княгинина монастыря (в иночестве - схимонахиня Марфа) явила собой образ русской святости. В лике святых прославились и ее потомки - сыновья Георгий, Ярослав (в святом крещении - Феодор), Святослав и Константин Всеволодичи, внуки Александр Невский и Феодор (сыновья от Ярослава), Василько (от Константина), сыновья Георгия, правнук по линии Александра Невского - Даниил Московский и другие. Сама Великая княгиня Мария также прославлена в соборе святых в земле Владимирской просиявших. В древности Княгинин монастырь был одним из самых известных и богатых. Наименование монастыря связано как с фактом его основания великой княгиней Марией Шварновной, так и с традицией погребения в стенах главного собора обители, посвященного празднику Успения Божией Матери великих княгинь и их дочерей. Здесь находятся захоронения самой основательницы, ее сестры Анны, дочери великого князя Александра Невского Евдокии и его жен Вассы и Александры, супруги Ярослава Всеволодича Елены. В более позднее время здесь упокоилась сестра первооткрывателя Антарктиды, адмирала М.П. Лазарева - В.П. Лазарева. Как видим, история монастыря тесно связана и с важнейшими событиями русской истории, и столичным статусом г. Владимира в древности.

В 1411 г. во время нашествия на Владимир татар под предводительством церевича Талыча обитель была разорена. Возрождение монастыря начинается лишь в XVI веке. Среди вкладчиков монастыря упоминаются великий князь Василий Иоаннович, цари: Иоанн Грозный, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович. В Княгинином монастыре некоторое время пребывала супруга царевича Иоанна (сына Иоанна Грозного) - Пелагия Михайловна. С 1606 г. в монастыре проживала также дочь царя Бориса Годунова Ксения, впоследствии принявшая иночество с именем Ольги. В XVII веке в монастыре имелись особые царицыны хоромы, за содержание которых отвечал владимирский воевода. С начала XVIII века в результате реформ Петра I и в дальнейшем Екатерины II монастырь переживает период некоторого упадка. Новый этап возрождения обитель испытывает в ХIХ - нач. XX веков. На этом этапе для монастыря характерной чертой становятся дела благотворительности и милосердия. В 1876 г. в ней создали больницу для малоимущих. В 1889 г. здесь открылась церковно-приходская рукодельная школа для девочек из бедных семей. В 1900 г. монастырь торжественно отметил 700-летие своего исторического бытия.

В 1923 г. Княгинин монастырь был принудительно закрыт репрессивными органами советской власти: ликвидация монастыря производилась в течении восьми месяцев с марта по ноябрь 1923 г. и сопровождалась разграблением имущества обители и ее насельниц. Монахини были изгнаны из своих келий, отданных под заселение ответственным работникам аппарата советской власти и компартии. В связи с закрытием монастыря и созданием поселка для новой бюрократической элиты ликвидировали также и монастырское кладбище. В 1923 г. Княгинин монастырь как территориальную единицу в границах города переименовали в поселок имени Воровского.

В 1992 г. Успенский Княгинин монастырь был вновь возрожден как иноческая женская обитель Владимирской епархии. Настоятельницей монастыря стала монахиня Антония (Шаховцева). В Успенском соборе Княгинина монастыря, чудесно расписанном в XVII в. артелью знаменитых мастеров, находятся величайшие духовные святыни русского народа - икона Боголюбивой Божией Матери (первое русское иконописное изображение, созданное по указанию св. блгв. кн. Андрея Боголюбского) и мощи святого мученика Авраамия Болгарского.

Из книги: Минин С.Н., священник. Очерки по истории Владимирской епархии. (X-XXвв.).- Владимир: 2004. С. 11-13



Княгинин Успенский монастырь, 1 класса, в городе Владимире. Основан в 1199 году княгиней Марией (в иночестве Марфой), супругой великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича. В 1311 году монастырь был разорен татарами; возобновлен в начале XVI века; в 1855 году пострадал от пожара; в 1865 году возобновлен. Монастырский соборный храм — в честь Успения Божией Матери с приделами Благовещенья и Рождества Христова. Здесь почивают мощи Аврамия Болгарского (см. 1 апреля) и погребены княгиня Александра, первая супруга Александра Невского, княгиня Васса, вторая его супруга и дочь Евдокия. За левым клиросом на столпе помещается древняя икона святого мученика Аврамия; она служила иногда вместо гробовой доски над мощами страстотерпца. Здесь же находится гробница княгини Марии, основательницы монастыря, и других князей и княгинь, здесь погребенных.

Построенный в 1200 году, Успенский собор много раз переделывался; после окончательной реставрации он был освящен 1902 году. Любитель древне-русского искусства найдет здесь весьма много примечательного. Стены расписаны сверху до низу. Здесь и Страшный суд, и праздники двунадесятые, и символы веры, и акафист Божией Матери. Акафист начинается на южной стене от иконостаса и идет в два ряда до западной стены, которая занята по обычаю изображением картины Страшного суда и оканчивается на северной стене, где картины акафиста тоже идут в два ряда. В алтаре на своде изображена песнь: «Ныне силы небесныя», где ангелы в церковных облачениях совершают великий выход с дарами. Из икон.замечательны в особенности те, которые составляют дар патриарха Иосифа: в иконостасе — икона Спасителя и Владимирская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери и икона Успения Пресвятой Богородицы, письма XV века, обложенные по полям басемным серебром. Кроме храма Успения в монастыре стоит отдельно теплая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами святого Иоанна Златоуста и мученика Аврамия. В этой церкви замечательны старинные царские ворота с мелкой резьбой искусной работы XVI века и икона Спасителя, сидящего на престоле с Евангелием в руках, около которого изображены коленопрекланенные в молитвенном положении святой Александр Невский в схиме и мученик Аврамий; икона — дар патриарха Иосифа. Ризница монастыря довольно богата утварью; в ней есть замечательные древние предметы, все — дары патриарха Иосифа. В 3-е воскресенье по Пасхе совершается крестный ход вокруг монастыря. При монастыре школа, рукодельная мастерская и больница.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Успенский Княгинин монастырь появился во Владимире в ту пору, когда Владимирский великокняжеский трон занимал сын Юрия Долгорукого Всеволод Юрьевич "Большое гнездо", княживший с 1176 по 1212 год. Двенадцать детей родилось в его браке с дочерью чешского князя Марией Шварновной. Боголюбивая Мария Шварновна и стояла у истоков Княгининой обители. После рождения последнего ребёнка в 1198 году княгиня слегла в тяжёлом недуге, уже не оставлявшем её до самой смерти, на протяжении восьми лет. Тогда-то она и задумала устроить женский монастырь, где смогла бы принять монашеский постриг и найти вечное упокоение. В 1200 году был заложен каменный храм на участке, приобретённой Мирией Шварновной в северо-западной части города, рядом с земляным валом, - в сентябре 1202 года собор освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. В марте 1206 года святая благоверная княгиня приняла иноческий образ в новой обители, а спустя восемнадцать дней отошла в жизнь вечную. Похоронили княгиню Марию (в схиме Марфу) в построенном её заботами соборе. Как существовал первые три века монастырь, мы не знаем - ценнейший монастырский архив пропал в начале ХVII века, в эпоху русской Смуты, о чём есть указание в жалованной грамоте царя Алексея Михайловича от 1650 года.

Полагаясь на косвенные летописные свидетельства, мы можем обозначить лишь два трагических события в ранней истории обители. Первое из них датируется 1238 годом, когда взявшие Владимир татары учинили в нём резню, а напоследок сожгли город. Второе относится к 1411 году - в том несчастливом году кочевники вновь "град пожгоша". Огонь бушевал с такой силой, что от него "колокола разлияшася". Видимо, около того времени был разрушен и монастырский собор, а сама обитель пришла в полное запустение. Во всяком случае, в жалованной грамоте великого князя Московского Василия III Иоанновича от 1512 года монастырь назван "новым". Именовали его тогда ещё и "новодевичьим", а это доказывает, что на рубеже ХV-ХVI веков обитель была возобновлена на практически пустом месте. В ХVI-ХVII Княгининская обитель видела в своих стенах представительниц царских семейств, появившихся здесь при печальных обстоятельствах... Так во второй половине ХVI века в обители подвизалась инокиня Параскева, в недавнем прошлом царевна Пелагея Михайловна, вторая жена царевича Иоанна Иоанновича, сына Иоанна Грозного, за бездетность свою в 1579 году постриженная в монахини. Вторая известная насельница - дочь Бориса Годунова Ксения, в иночестве Ольга, помещённая в Успенский монастырь при царе Василии Шуйском. То есть Княгинин монастырь и в новое время вполне оправдывал своё первоначальное имя. При всём при том, что будучи возобновлён заново, определение "Княгинин" он утерял, вернув его лишь в 1900 году.

До 1640-х годов монастырь пребывал в скудости, средств катастрофически не хватало, а потом, к счастью, нашёлся щедрый благотворитель - Патриарх Иосиф. В обители тогда появилась шатровая колокольня, выросла ограда с воротами, монастырская ризница пополнилась новой утварью, было устроено покрытие приделов Успенского собора... Но самое главное, с нашей сегодняшней точки зрения главное, - в 1647-1648 годах алтарь, столпы, стены, своды и барабан соборного храма украсились сплошной росписью, в стилистистеском отношении наследующей росписи Успенского собора Московского кремля. Мы знаем имена по крайней мере двух мастеров, участвовавших в украшении Успенского собора Княгинина монастыря, - их автографы были обнаружены при открытии записанных в ХIХ веке фресок. Это - жалованный иконописец Марк Матвеев и ярославский мастер Степан Ефимьев. Согласно автографу первого, он работал "со товарищи" - считается, что именно Марк Матвеев руководил артелью мастеров, выполнивших росписи в Успенском соборе. Это была его последняя работа - в 1648 году выдающийся богомаз скончался. Предыдущим же документированным трудом Марка Матвеева и Степана Евфимьева были росписи Успенского собора Московского Кремля.

В середине ХVIII столетия Княгинин монастырь не испытывал недостатка в средствах: неплохой доход ему давали монастырские земли, коих, согласно сохранившимся документам, у него хватало уже и веком раньше. Имелись территории и в самом городе, они сдавались в аренду местным жителям. После секуляризационной реформы 1764 года Княгинин монастырь причислили ко второму классу - не самый плохой вариант по тем временам. О внезапно нагрянувшей нищете говорить не приходится. Свидетельством тому - строительные работы конца ХVIII - начала ХIХ вв. Известно, что в 1781 году Успенский собор был реконструирован - на наполовину срубленную древнюю главу поставили узкий восьмигранный барабан, увенчав его новой главой - луковичной. Причины, подвигшие тогдашнее монастырское начальство на эту переделку, в мгновение ока разрушившую "золотое сечение" храма и, вообще говоря, изуродовавшую его, нам не ясны, но она состоялась - а значит, и деньги на неё сыскались. Тогда же, видимо, новая четырёхскатная крыша скрыла чудесные ярусы кокошников, обрамлявшие барабан. Чуть позже, в начале 1790-х годов, разобрали - ввиду намеченного строительства новой колокольни - старую "патриаршью" колокольню, примыкавшую к юго-западному углу собора; в 1820-х годах нижний её ярус вошёл в состав паперти, пристроенной к храму с запада. В середине 1850-х годов монастырь пострадал от большого пожара - и едва ли наибольшие беды тогда достались на долю Успенского собора. Во всяком случае, в 1867-1869 годах древние фрески были записаны - "с сохранением типа древних фресок". "Древние фрески" по окончании этой процедуры просто исчезли. Между тем новый ХХ век монастырь встретил в цветущем состоянии - в 1900 году, в ознаименование 700 летия, его возвели в первый класс с возвращением старого имени "Княгинин"; в нём подвизались около тридцати монахинь и до сотни послушниц; обитель славилась своими рукодельницами; с 1889 года в ней действовала церковноприходская школа для девочек со специализацией всё по тому же рукоделию; имелись больница и аптека...

В 1923 году Княгинин монастырь был упразднён. Монахинь вышвырнули на улицу, храмы передали музею, кельи приспособили под жильё. Несмотря на музейный статус Успенского собора, советская жизнь его была странной, двойственной - с одной стороны, в 1924-1925 годах известный реставратор П.Д. Барановский вернул ему по возможности первоначальный вид, ликвидировав все "новшества", а с другой - уже с конца 1920-х годов храм использовался под зернохранилище. Его росписям на пользу это не пошло: в алтаре они и вовсе оказались испорчены. Уже в 1945-1946 годах начались серьёзные работы по открытию и реставрации древних росписей; продолжались они в 1966-1983 годах - в конце концов фресковый ансамбль был восстановлен в его первозданной красоте. А в 1992 году Успенский монастырь вернули Церкви, и в нём началось возрождение монашеской жизни.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №180, 2016 г.

Свято-Успенский Княгинин монастырь

История Книгинина монастыря

Многое перенёс Свято-Успенский монастырь. За 800-летнюю историю его не раз жгли и разоряли. Глубокий след оставило после себя польско-литовское нашествие 17 столетия. Ещё более тяжкими стали последствия реформ 1770 года, которые были изданы Екатериной Второй. Но самое сильное разрушение понёс монастырь от случившегося в 19 веке пожара, унёсшего с собой многие свидетельства минувших времён. Но не смотря на былые трудности, к началу 20-го столетия женская обитель вновь расцвела! В советские времена, как и многие другие религиозные учреждения, Свято-Успенский монастырь был закрыт. Его помещения использовались под зернохранилища. А после, как музей атеизма.

Возрождение

Новую жизнь Княгинин монастырь обрёл в наши дни. В 1993 году с него стряхнули пыль забвения. Монастырь был восстановлен, а в его стенах вновь поселились монахини. Из древних строений монастыря наиболее интересными, дошедшими до нас являются: Успенский собор Книгинина монастыря — 1500 года постройки и Казанская церковь, возведённая в 1789 году. Кроме этого, по всему периметру монастырских владений располагаются монашеские кельи, построенные во второй части 19 века.

Архитектурные памятники монастыря

Успенский Собор

Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире

Успенский собор был выстроен на фундаменте своего предшественника, стоящего здесь аж с 1200 года. Вероятно он был разрушен при монголо-татарах, а нынешний храм датируется 1500 годом. Внешнее убранство Успенского собора не столь поэтично как его внутренний облик. Оно лаконично и геометрически точно. Основные достоинства собора спрятаны от посторонних глаз внутри храма. Там сохранились фрагменты старинных росписей середины 17 столетия, их красота способна восхитить каждого путешественника! Здесь же обрела свой новый дом весьма ценная и почитаемая Боголюбовская икона Божьей Матери.

Фрески Успенского собора Княгинина монастыря

Казанская церковь

Казанская церковь Княгинина монастыря во Владимире

Также туристам будет интересно посетить Казанскую церковь, ранее на её месте стояла церковь Иоанна Златоуста (первые её упоминания относятся к 1665 году) На сегодняшний день она является северным пределом храма. Южный предел был достроен в 19 веке и назван в честь Авраамия Болгарского. В 2007 году церковь была возрождена и вновь освящена.

Мозайка «Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго» на апсиде Казанского соборе Княгинина монастыря

Туристам

В наши дни в монастыре располагается детский приют и регентская школа. Сам монастырь действующий, на его территории проживают почти три десятка монахинь. Это стоит учесть туристам при посещении монастырских стен. Самое интересное находится внутри Успенского собора. Прихожан воодушевляют и впечатляют фрески середины семнадцатого века. Особой, необычайной красотой отличается художественная композиция «Страшный Суд».

Атмосфера монастыря, стоящего в тихом уютном местечке Владимира наполнена покоем и древней мудростью, она гармонична и позволяет пришедшим осознать самого себя. Даже только лишь ради этого Свято-Успенский Книгинин монастырь достоин вашего внимания!