Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Описание храма сергия радонежского на куликовом поле. Описание храма сергия радонежского на куликовом поле Описание храма сергия радонежского на куликовом поле

Описание храма сергия радонежского на куликовом поле. Описание храма сергия радонежского на куликовом поле Описание храма сергия радонежского на куликовом поле

Ещё в 1821-1824 годах генерал-губернатор А. Д. Балашов, в развитие инициативы С. Д. Нечаева, хотел создать на Куликовом поле (на площади в 100 десятин) мемориальный комплекс, в составе которого был бы и храм во имя Сергия Радонежского. Позже А. П. Брюллов в своем первоначальном проекте, одобренном Николаем I в 1836 году, имел в виду сооружение такого храма. Однако при повторном рассмотрении проекта (1845) и принятии решения о его реализации император повелел упростить проект, оставив только мемориальную колонну - памятник Дмитрию Донскому.

Вопрос о возведении храма преп. Сергия на Куликовом поле возбудили в начале нынешнего века тульское духовенство и дворянство. В 1902 году епифанский помещик граф В.А. Олсуфьев пожертвовал около 40 десятин земли под строительство. Спустя два года епископ Питирим, окормлявший Тульскую епархию, просил одобрения Синода и царя Николая II на сооружение храма и получил его, да ещё от императора личный взнос на храм Сергия в 5 тысяч рублей золотом.

Проект храма взялся выполнить архитектор Алексей Викторович Щусев. Строительный комитет возглавил Юрий Александрович Олсуфьев - граф, бескорыстный и мужественный охранитель от разграбления в годы Советской власти культурно-исторических ценностей Троице-Сергиевской лавры был растрелян в 1938г. на Бутовском полигоне, жена его, С.В. Олсуфьева (Глебова) Умерла в 1943г. в заключении, в Свияжском монастыре. Кстати, многие произведения искусства принадлежащие лично Ю. А. Олсуфьеву украшают экспозиции тульских музеев, находятся в музее А.С. Пушкина, Третьяковской галерее.

А. В. Щусев долго и настойчиво работает над проектом храма. Первоначальный вариант (1906) он частично перерабатывает, придя к окончательному решению всех деталей лишь к 1911г. Заложен храм 16 (26июня) 1913г. Замечательный зодчий,- пишет В. Н. Ашурков,- отразил героическую победу русского народа над полчищами Мамая в ярком национально-архитектурном образе созданного им храма. Смелое соединение элементов церковной архитектуры с формами крепостного зодчества делает образ мемориального здания очень своеобразным и одновременно близким национальной традиции, так как план его восходит к некоторым древним русским храмам.

Трёхчастная композиция здания образно как бы перекликалась с композицией картины В. М. Васнецова «Богатыри» (1898 г.). Здание состоит из трёх объёмов - двух боковых башен и собственно церкви с возвышающимися над ними куполами. Каждой из башен в окончательном варианте проекта давалась индивидуальная трактовка. В письме хранителю Русского музея П. И. Нерадовскому Щусев писал: «Что касается Куликовской церкви, то она выходит по архитектуре очень хорошо. Я изменил верх второй башни, вместо купола- шлем... Оставить обе башни одинаковыми это лож-но-классично, робко...» Различные пропорции башен, особые очертания их крыш, похожих на воинские шлемы, были навеяны образами русского былинного эпоса и напоминали о древних богатырях - героях битвы, о героизме и стойкости самого русского народа, много лет назад грудью отстоявшего Родину здесь, на просторах поля Куликова...»

Осенью 1914 года строительно-монтажные работы по возведению храма были в основном закончены В годы Первой Мировой войны работы хотя и замедлились, но храм в 1917г., был достроен, не успев сделать внутренне убранство согласно проекту.

Написать иконы для иконостаса предложили Дмитрию Семеновичу Стеллецкому и Владимиру Алексеевичу Комаровскому (их имена, к сожалению, были забыты до недавнего времени). Так случилось, что благодаря Комаровскому работа над иконостасом проходила в усадьбе Ракша, расположенной близ уездного города Моршанска Тамбовской губернии. Летом 1914 г. заказ Олсуфьева был завершен, и иконы отправили в Тульскую губернию, в мемориальный храм на Куликовом поле. Комаровские с нетерпением ждали отзыва графа, которого считали строгим и справедливым критиком. Через десять дней от него пришла телеграмма: «Сегодня открыли иконы, поражены красотою, пишу, обнимаю. Юрий». Дальнейшая судьба иконостаса неизвестна, после Октябрьских событий иконостас загадочным образом исчез. Есть мнение, что он был расхищен местными жителями на доски. Сохранилось часть акварельных эскизы иконостаса.

В 1918 году храм Сергия Радонежского был взят под так называемую «охрану государства». Церковная служба на Куликовом поле свершалась вплоть до 1940 года, когда храм окончательно закрыли, чтобы устроить в нем выставку, посвященную 560-летию Куликовской битвы. Последним настоятелем храма был священник Отрадинский Алексей Николаевич. Жители окрестных деревень, живые свидетели тех лет, рассказывают, что до 1941 года храм был ещё более или менее целым, хотя его, конечно, никто не охранял. И фашисты его не разрушали, т. к. на Куликово поле нога немецкого солдата не ступала. Разорение Куликовской святыни начали красноармейцы тыловых частей с того, что сдирали с крыши медные (в один мм) листы кровли и меняли их на самогонку у крестьян. Таким же путём исчезали из храма плиты пола. После ухода из района Поля воинских частей начатую поруху довершили колхозники. При желании ещё и сегодня храмовую медь и плиты можно отыскать в подворьях селян. Что было, то было. Слова из песни не выкинуть... К началу реконструкции одно из лучших творений зодчего Щусева оказалось в более чем плачевном состоянии.

И опять-таки надо воздать должное: те же власти, что отдали храм на волю ветрам и дождям, на поруху развращённым обобществлением людям, они же, эти власти, опамятовались и к 600-летию битвы провели масштабные и дорогостоящие ремонтно-восстановительные и строительные работы по созданию вполне благопристойного музейного комплекса, центральное место в котором занимает храм Сергия.

В 1992 году, более пятидесяти лет спустя от последней в 1940 году литургии, в храме при вручении премии им. преподобного Сергия Радонежского вновь зазвучал голос священника, совершавшего в сопровождении церковного хора храма 12-ти святых Апостолов г. Тулы торжественное богослужение. Этим священником был протоирей о. Лев Махно.

Много лет подряд 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и годовщину Куликовской битвы группа прихожан нашего храма вместе с настоятелем протоиереем Виктором Рябоволом отправляется на Куликово поле. Люди едут молиться на Поле русской славы, святости и жертвенности, на Поле, обильно политое кровью предков наших. Молиться о себе и об Отчизне нашей, которая, по сути, в этот день отмечает день своего рождения. Ведь по слову историка Ключевского, «Русь родилась на Куликовом Поле».

Вот и в этот раз обещанное синоптиками ненастье не испугало людей, и паломничество подарило нам столько духовной радости и душевного тепла, что, когда один из его участников от полноты впечатлений предложил: «Батюшка, а давайте еще куда-нибудь поедем!», невольно вспомнился апостол Петр, сказавший Преобразившемуся на Фаворе Господу: «Давай сделаем три кущи — как хорошо нам здесь быти…»

Порадовало посещение храма в селе Монастырщине: и то, как преобразился сам храм, и как облагорожена окружающая его местность, привлекающая сегодня все больше паломников и экскурсантов. А ведь многие из нас помнят время, когда этот храм Рождества Пресвятой Богородицы, воздвигнутый на костях русских воинов, стоял в запустении… Ныне же даже природа явила чудеса: мы видели цветы распустившейся в сентябре сирени – и в вазах возле икон, и на кустах…

Вдалеке белеет поклонный Крест, установленный общиной нашего храма 15 лет назад — в месте слияния Дона и Нерпядвы, в месте переправы русских войск…

Дух захватывает от красоты и благолепия внутреннего убранства храма преподобного Сергия Радонежского, снова ставшего Домом молитвы…

Но кульминацией поездки, конечно, стала молитва на Куликовом поле. Отец Виктор совершил молебен Пресвятой Богородице и панихиду о воинах, павших в битве, многих называя поименно. «Хотелось целовать эту землю, омытую кровью наших предков», — призналась одна из паломниц после молебна. «Молитесь, молитесь, дорогие мои, о своих нуждах, о своих близких, здесь Небо близко, как нигде, здесь земля – святая, — говорил отец Виктор. — Все мы, живущие сегодня — потомки сражавшихся здесь воинов»…

Ну и, конечно, был подробнейший рассказ о Куликовском сражении прихожанина храма Андрея Сарычева. Перед мысленным взором слушателей снова вставала величественная и страшная картина происходившего шесть веков назад сражения, после которого все водные источники окрест были красны от крови…

«Мы очень довольны поездкой, — сказал Игорь Дмитриевич. — Прониклись искренней симпатией и уважением к отцу Виктору. Молебен посередь Куликова поля – священнодействие проникновенное и незабываемое. Батюшка — настоящий эрудит, патриот и по-христиански добрый и мудрый человек. Прихожане-паломники — отзывчивые открытые русские люди, соответствующие своему духовнику. Отметили аккуратность, ухоженность памятников и храмов. Впечатляют Памятные доски от благодарных потомков людей, со всех земель пославших своих воинов на эту судьбоносную для Родины битву. Помним, что мы, благодаря подвигу предков, живем на своей земле, сохранив свою Веру»…

«В прошлом году на сайте вашего храма я увидела видеосюжет о поездке прихожан на Куликово поле, и захотелось тоже поучаствовать в общей молитве на этой святой земле, — сказала Светлана Николаевна Рыбакова. — Подумалось: я много уже всего видела в разных поездках по миру, а вот в священных местах бессмертного подвига русских воинов — на полях Куликовском, Бородинском, Прохоровском — ни разу не была. А время у нас сейчас непростое: молиться всем надо. Господь помог, и вот в День Рождества Пресвятой Богородицы и годовщину Куликовской битвы я оказалась среди паломников, побывала на Куликовом поле. Особенно сильное впечатление на меня произвела молитва в центре Поля, в том месте, где проходило самое ожесточенное сражение. Молитва в таком святом месте, под открытым небом — это что-то совершенно особенное. Будто соединяешься душой с теми небесными ратниками, прославленными и, может быть, неизвестными, но, как веруем, ушедшими отсюда в Царство Небесное, и молившимися вместе с нами… Хотя нас было не так много, и сильный ветер задувал свечи, но в душе пела небесная радость. Чувствовалось, что наши святые предки слышат и видят нас и молятся о нас, и что только в таком духовном единении мы становимся по-настоящему сильными, ощущаем себя причастными нашей общей славной истории, судьбе великой России. После этой поездки Куликово поле стало для меня по-настоящему близкой, родной землей»…

8 октября по новому стилю 1873 г. в Кишиневе родился Алексей Щусев. Выходец из дворянской семьи создал, как писали в советские годы, самое дорогое всем людям Земли сооружение - мавзолей Ленина. Оставил академик архитектуры и академик Академии наук СССР память о себе и на тульской земле. Он - автор храма Сергия Радонежского на Красном холме Куликова поля.

В начале ХХ века Щусев стал лидером неорусского стиля - национальной версии модерна с вольной интерпретацией мотивов древнерусского зодчества, доведенными до гротеска деталями декора. В 1902 году он получил светский заказ от графа Ю. А. Олсуфьева на переделку и надстройку фамильного особняка на Фонтанке. Эта работа стала первым значительным произведением архитектора. Она настолько понравилась, что Олсуфьев вспомнил о Щусеве, когда успешно разрешилась давняя идея поставить на Куликовом поле храм во имя Сергия Радонежского. О его постройке говорил еще А. П. Брюллов в первоначальном проекте, одобренном Николаем I в 1836 году. Однако при повторном рассмотрении в 1945 году идею, как водится в России, секвестировали, урезав до одной мемориальной колонны - памятника Дмитрию Донскому.

Только в начале ХХ века тульское духовенство и дворянство пробили идею с возведением храма. В 1902 году епифанский помещик граф А. В. Олсуфьев пожертвовал около 40 десятин земли под строительство. Спустя два года епископ Питирим, окормлявший Тульскую епархию, получил одобрение Синода и царя Николая II на сооружение храма и личный взнос от императора в 5 тысяч рублей золотом.

После смерти отца комитет по сооружению храма возглавил его сын Юрий, в связи с чем он совершил несколько поездок в древние русские города для знакомства с памятниками архитектуры, а также изучал раскрытые в начале XX в. древнерусские иконы в Русском музее. Граф Юрий Александрович Олсуфьев слыл попечителем искусств. Многие собранные им произведения искусства оказались потом в экспозиции тульских музеев, музея А. С. Пушкина, Третьяковской галерее. Юрий Олсуфьев входил в Общество сохранения памятников искусства в России, был председателем Тульского отделения Общества, членом Тульской архивной комиссии. В 1912—1914 годах издал шеститомник «Памятники искусства и старины Тульской губернии».

В ходе работы Щусев с Олсуфьевым едва не поссорились - графу не нравился предложенный архитектором русский модерн с асимметричным главным фасадом, он требовал однотипные по форме завершения башен. В итоге они все-таки нашли компромисс.

Храм был заложен храм 16 (26 июня) 1913 года. Трехчастная композиция здания, по замыслу Щусева, как бы перекликалась с композицией картины В. Васнецова «Богатыри», написанной сравнительно недавно, в 1898 г. Каждой из башен в окончательном варианте проекта давалась индивидуальная трактовка. В письме хранителю Русского музея П. И. Нерадовскому Щусев писал: «Что касается Куликовской церкви, то она выходит по архитектуре очень хорошо. Я изменил верх второй башни, вместо купола - шлем... Оставить обе башни одинаковыми это ложноклассично, робко...» Различные пропорции башен, особые очертания их крыш, похожих на воинские шлемы, были навеяны образами русского былинного эпоса и напоминали о «древних богатырях - героях битвы, о героизме и стойкости самого русского народа, много лет назад грудью отстоявшего Родину здесь, на просторах поля Куликова...»

Осенью 1914 года строительно-монтажные работы по возведению храма были в основном закончены, Иконы для иконостаса писали Дмитрий Стеллецкий и Владимир Комаровский. Летом 1914 года они были отправлены в Тульскую губернию. Дальнейшая судьба их неизвестна, после революции иконостас исчез. Есть даже версия, что его растащили в безбожные времена на доски местные жители.

К 1917 году храм был достроен. Не успели сделать лишь внутреннее убранство согласно проекту. В 1918 году храм во имя преподобного Сергия Радонежского был освящен и даже взят под охрану государства. До 1940 года здесь даже совершались церковные службы.

Алексей Щусев в советские годы, когда приобрел силу как автор мавзолея Ленина, даже успел заступиться за человека, с которым он так яростно спорил, когда проектировал храм на Красном холме. В 1925 году графа Олсуфьева первый раз арестовали как члена антисоветской группировки. Щусев послал в его защиту письмо в ОГПУ: «Прилагая настоящую справку Главмузея, я удостоверяю, что Юрий Александрович Олсуфьев лично мне известен более 20 лет как гражданин, всецело преданный науке об искусстве, не занимая официальных государственных должностей, и особенно в последнее время он занимался ценными архивными исследованиями, чрезвычайно полезными для обоснования бытовых сторон отраслей рабочей промышленности Сергиева Посада, а потому я всемерно ходатайствую о скорейшем рассмотрении его дела. Москва. Февраля 14 дня 1925 г. Академик архитектуры, автор Мавзолея В.И. Ленину».

Олсуфьева отпустили. Долгое время он путал следы, часто переезжая с место на место, но все равно не уберегся. Он был расстрелян в 1938 году на Бутовском полигоне. Жена его, С. В. Олсуфьева (Глебова), умерла в 1943 году в заключении, в Свияжском монастыре.

Академик Щусев с 1945 года и до своей смерти стал первым директором созданного по его инициативе Музея русской архитектуры (в настоящее время Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева). В 1940-е годы значительное место в его работе занимали проекты восстановления городов, разрушенных в годы войны. Одним из последних его творений стала московская станция метро «Комсомольская-кольцевая», отражающая торжество победы над фашизмом. Умер 24 мая 1949 года.

Храм Сергия Радонежского на Красном холме, по воспоминаниям, до войны более-менее уцелел, хотя и никем не охранялся. Не тронули его и немцы, до Куликова поля они не дошли. Зато изрядно поживились красноармейцы-тыловики, менявшие медные листы с кровли и плиты на полу на самогонку. После их ухода разграбление довершили и окрестные колхозники.

Только в начале семидесятых годов рабочие Тульских реставрационных мастерских поменяли кровлю, установили на звоннице позолоченный шпиль, рамы, провели остекление и внутренние отделочные работы.

А к 600-летию битвы в храме и вовсе прошли масштабные и дорогостоящие ремонтно-восстановительные и строительные работы. Был, хоть и весьма приблизительно реализован первоначальный замысел Щусева по убранству храма, в котором разместили экспозицию музея, посвященного Куликовскому сражению.

В 1992 году в храме при вручении премии им. преподобного Сергия Радонежского вновь была проведена служба в сопровождении церковного хора храма 12-ти святых Апостолов г. Тулы. Торжественное богослужение провел протоирей о. Лев (Махно).

Храм в честь преподобного Сергия Радонежского на Красном Холме входит сейчас в музейно-исторический и природный комплекс «Куликово поле».

В 1821—1824 годах генерал-губернатор А.Д. Балашов хотел создать на Куликовом поле (на площади в 100 десятин) мемориальный комплекс, в составе которого был бы и храм во имя Сергия Радонежского. Позже архитектор А.П. Брюллов в своем первоначальном проекте, одобренном Николаем I в 1836 году, имел в виду сооружение такого храма. Однако при повторном рассмотрении проекта (1845) и принятии решения о его реализации император повелел упростить проект, оставив только мемориальную колонну — памятник Дмитрию Донскому.

Вопрос о возведении храма прп. Сергия на Куликовом поле возбудили в начале нынешнего века тульское духовенство и дворянство. В 1902 году епифанский помещик граф А.В. Олсуфьев пожертвовал около 40 десятин земли под строительство. Спустя два года епископ Питирим, окормлявший Тульскую епархию, просил одобрения Синода и царя Николая II на сооружение храма и получил его, да ещё от императора личный взнос на храм Сергия в 5 тысяч рублей золотом.

Проект храма взялся выполнить знаменитый архитектор Алексей Васильевич Щусев. Строительный комитет возглавил Юрий Александрович Олсуфьев — граф, бескорыстный и мужественный охранитель от разграбления в годы советской власти культурно-исторических ценностей Троице-Сергиевой лавры и Московского Кремля, погибший безвестно в 1937 или 1939 году в Соловецком лагере (его жена и помощница в благих делах погибла в 1942 году в саратовской тюрьме).

Архитектор Щусев долго работает над проектом храма. Первоначальный вариант (1906) он частично перерабатывает, придя к окончательному решению всех деталей лишь в 1911 году. Заложен храм 16 (29) июня 1913 года.

«Замечательный зодчий — пишет В.Н. Ашурков, — отразил героическую победу русского народа над полчищами Мамая в ярком национально-архитектурном образе созданного им храма.

Смелое соединение элементов церковной архитектуры с формами крепостного зодчества делает образ мемориального здания очень своеобразным и одновременно близким национальной традиции, так как план его восходит к некоторым древним русским храмам.

Трёхчастная композиция здания образно как бы перекликалась с композицией картины В.М. Васнецова «Богатыри» (1898 г.). Здание состоит из трёх объёмов — двух боковых башен и собственно церкви с возвышающимися над ними куполами. Каждой из башен в окончательном варианте проекта давалась индивидуальная трактовка. В письме хранителю Русского музея П.И. Нерадовскому Щусев писал: «Что касается Куликовской церкви, то она выходит по архитектуре очень хорошо. Я изменил верх второй башни, вместо купола — шлем... Оставить обе башни одинаковыми это ложно-классично, робко...».

Различные пропорции башен, особые очертания их крыш, похожих на воинские шлемы, были навеяны образами русского былинного эпоса и напоминали о древних богатырях — героях битвы, о героизме и стойкости самого русского народа, много лет назад грудью отстоявшего Родину здесь, на просторах поля Куликова...».

Осенью 1914 года строительно-монтажные работы по возведению храма были в основном закончены. В годы первой мировой войны они хоть и замедлились, но всё-таки к 1917 году храм достроили, не успев однако оформить его внутреннее убранство, как намечалось проектом.

В 1918 году храм Сергия Радонежского был взят под так называемую «охрану государства». Церковная служба на Куликовом поле свершалась вплоть до 1940 года, когда храм окончательно закрыли, чтобы устроить в нем выставку, посвященную 560-летию Куликовской битвы. Последним настоятелем храма был священник Отрадинский Алексей Николаевич.

Жители окрестных деревень, живые свидетели тех лет, рассказывают, что до 1941 года храм был ещё более или менее целым, хотя его, конечно, никто не охранял. И фашисты его не разрушали, так как на Куликово поле нога немецкого солдата не ступала. Разорение Куликовской святыни начали красноармейцы тыловых частей с того, что сдирали с крыши медные (в один миллиметр) листы кровли и меняли их на самогонку у крестьян. Таким же путём исчезали из храма плиты пола. После ухода из района Поля воинских частей начатую поруху довершили колхозники. При желании ещё и сегодня храмовую медь и плиты можно отыскать в подворьях селян. К началу реконструкции одно из лучших творений зодчего Щусева оказалось в более чем плачевном состоянии.

Власти, отдавшие храм на волю ветрам и дождям, на поруху развращённым обобществлением людям, опомнились к 600-летию битвы и провели масштабные и дорогостоящие ремонтно-восстановительные и строительные работы по созданию вполне благопристойного музейного комплекса, центральное место в котором занимает храм прп. Сергия.

В 1992 году, после полувекового перерыва, в храме вновь зазвучал голос священника, совершающего Божественную литургию.

Патриархия.ru

Церковь Сергия Радонежского на Куликовом поле


Храм в честь преподобного Сергия Радонежского на Красном Холме , построенный еще до революции, входит сейчас в музейно-исторический и природный комплекс «Куликово поле» , созданный на месте знаменитого сражения, состоявшегося 8 сентября 1380 года. Здесь, на Красном Холме около д. Ивановка, по преданию находилась ставка Мамая. Помимо храма в музейный комплекс входит и памятник-колонна в честь благоверного князя Московского Дмитрия Донского. Кроме этого, в 12 км от Красного холма (недалеко от п. Грибоедова), на берегу реки Дон, находится Прощеный колодец, где, по легенде, после битвы Дмитрий Донской омывал свои раны и прощался с погибшими воинами.

Ещё в 1821-1824 годах генерал-губернатор А. Д. Балашов, в развитие инициативы С. Д. Нечаева, хотел создать на Куликовом поле (на площади в 100 десятин) мемориальный комплекс, в составе которого был бы и храм во имя Сергия Радонежского. Позже А. П. Брюллов в своем первоначальном проекте, одобренном Николаем I в 1836 году, имел в виду сооружение такого храма. Однако при повторном рассмотрении проекта (1845) и принятии решения о его реализации император повелел упростить проект, оставив только мемориальную колонну – памятник Дмитрию Донскому.

Вопрос о возведении храма преп. Сергия на Куликовом поле возбудили в начале нынешнего века тульское духовенство и дворянство. В 1902 году епифанский помещик граф В.А. Олсуфьев пожертвовал около 40 десятин земли под строительство. Спустя два года епископ Питирим, окормлявший Тульскую епархию, просил одобрения Синода и царя Николая II на сооружение храма и получил его, да ещё от императора личный взнос на храм Сергия в 5 тысяч рублей золотом.

Проект храма взялся выполнить архитектор Алексей Викторович Щусев. Строительный комитет возглавил Юрий Александрович Олсуфьев – граф, бескорыстный и мужественный охранитель от разграбления в годы Советской власти культурно-исторических ценностей Троице-Сергиевской лавры был растрелян в 1938 году на Бутовском полигоне, жена его, С.В. Олсуфьева (Глебова) умерла в 1943 году в заключении, в Свияжском монастыре. Кстати, многие произведения искусства, принадлежащие лично Ю. А. Олсуфьеву, украшают экспозиции тульских музеев, музей А.С. Пушкина, Третьяковскую галерею.

А. В. Щусев долго и настойчиво работал над проектом храма. Первоначальный вариант (1906) он частично переработал, придя к окончательному решению всех деталей лишь к 1911 году. Заложен храм 16 (26 июня) 1913 года Замечательный зодчий,– пишет В. Н. Ашурков,– отразил героическую победу русского народа над полчищами Мамая в ярком национально-архитектурном образе созданного им храма. Смелое соединение элементов церковной архитектуры с формами крепостного зодчества делает образ мемориального здания очень своеобразным и одновременно близким национальной традиции, так как план его восходит к некоторым древним русским храмам.

Трёхчастная композиция здания образно как бы перекликалась с композицией картины В. М. Васнецова «Богатыри» (1898 г.). Здание состоит из трёх объёмов – двух боковых башен и собственно церкви с возвышающимися над ними куполами. Каждой из башен в окончательном варианте проекта давалась индивидуальная трактовка. В письме хранителю Русского музея П. И. Нерадовскому Щусев писал: «Что касается Куликовской церкви, то она выходит по архитектуре очень хорошо. Я изменил верх второй башни, вместо купола– шлем... Оставить обе башни одинаковыми это ложноклассично, робко...» Различные пропорции башен, особые очертания их крыш, похожих на воинские шлемы, были навеяны образами русского былинного эпоса и напоминали о древних богатырях – героях битвы, о героизме и стойкости самого русского народа, много лет назад грудью отстоявшего Родину здесь, на просторах поля Куликова...»

Осенью 1914 года строительно-монтажные работы по возведению храма были в основном закончены. В годы Первой Мировой войны работы хотя и замедлились, но храм в 1917 году был достроен. Не успели сделать лишь внутренне убранство согласно проекту.

Написать иконы для иконостаса предложили Дмитрию Семеновичу Стеллецкому и Владимиру Алексеевичу Комаровскому (их имена, к сожалению, были забыты до недавнего времени). Так случилось, что благодаря Комаровскому работа над иконостасом проходила в усадьбе Ракша, расположенной близ уездного города Моршанска Тамбовской губернии. Летом 1914 года заказ Олсуфьева был исполнен, и иконы отправили в Тульскую губернию, в мемориальный храм на Куликовом поле. Комаровские с нетерпением ждали отзыва графа, которого считали строгим и справедливым критиком. Через десять дней от него пришла телеграмма: «Сегодня открыли иконы, поражены красотою, пишу, обнимаю. Юрий». Дальнейшая судьба иконостаса неизвестна, после Октябрьских событий иконостас загадочным образом исчез. Есть мнение, что он был расхищен местными жителями на доски. Сохранилась часть акварельных эскизы иконостаса.

В 1918 году храм Сергия Радонежского был взят под так называемую «охрану государства». Церковная служба на Куликовом поле совершалась вплоть до 1940 года, когда храм окончательно закрыли, чтобы устроить в нем выставку, посвященную 560-летию Куликовской битвы. Последним настоятелем храма был священник Отрадинский Алексей Николаевич. Жители окрестных деревень, живые свидетели тех лет, рассказывают, что до 1941 года храм был ещё более или менее целым, хотя его, конечно, никто не охранял. Фашисты его не разрушали, т. к. на Куликово поле нога немецкого солдата не ступала. Разорение Куликовской святыни начали красноармейцы тыловых частей с того, что сдирали с крыши медные (в один мм) листы кровли и меняли их на самогонку у крестьян. Таким же путём исчезали из храма плиты пола. После ухода из района Поля воинских частей начатую поруху довершили колхозники. При желании ещё и сегодня храмовую медь и плиты можно отыскать в подворьях селян. Что было, то было. Слова из песни не выкинуть... К началу реконструкции одно из лучших творений зодчего Щусева оказалось в более чем плачевном состоянии.