Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Сербы — народ с древними традициями и широкой душой. Этногенез и этническая история

Сербы — народ с древними традициями и широкой душой. Этногенез и этническая история

Никакой этнической принадлежности к СЛАВЯНАМ они НЕ ИМЕЮТ....
Вот ТАКИЕ же личности бегают у нас, на Кауказе...
И фенотип такой же и менталитет СХОЖИЙ.....
Я вот не ПОНИМАЮ, как НОРМАЛЬНЫЙ РУССКИЙ может считать родственными себе такие народы как Болгар и Сербов??!!!
Ну ладно еще Хорваты и Словены - они и правда от СЛАВЯН практически не отличаются - поставь рядом Чеха и Хорвата - сразу и не сказать кто есть кто - чехи часто даже темнее цветом волос....
Но ЭТИ то...
Поставь рядом ТУРКА, болгарина и серба - не различишь.....
Я ЗНАЮ, откуда такая страстная "Любовь" к сербским ГРЯЗНОКРОВКАМ - это от того что они ВЕРУЮТ в тот же вариант распятого еврея, что и мудаки в СРАНОЙ РАШКЕ,.
Именно по этому ПОПЫ привязывали эту ЧУЖУЮ СРАНЬ к русским в России...
Именно по этому РУССКИЕ бегали СОТНЯМИ ТЫСЯЧ умирать за этих козлов, если не МИЛЛИОНАМИ...
Именно по этому истерично визжа Российская Ымперия ПЕРВАЯ наскочила на БРАТСКУЮ Германию в ПМВ......
Правда, Германия то выжила, а вот Российская Ымперия СДОХЛА, но пусть скажет за это спасибо сербским *** "братушкам"...
Кстати называемые почему то "братушками" сраные БОЛГАРЫ В ОБЕ мировые войны спокойно СТРЕЛЯЛИ в русских......
И воевали вовсе не на стороне русских...
"Братушки" ***е....

Разумеется, и среди сербов МОЖНО найти что то приличное... Далеко не все там турки... но БОЛЬШАЯ часть просто БРОСАЕТСЯ в глаза. Я объездил почти ВСЕ Балканы - не был только в республике Македония, а так - Сербия, Хорватия, Черногория, Босния, Словения, греческая Македония, европейская Турция (был и в азиатской Турции) -и я ЗНАЮ, о чем пишу..... В Хорватии я объездил ВСЕ далматинское побережье и чем БЛИЖЕ к северу - тем более приятные лица.... И чем ближе к Черногории, тем все хуже... Дубровник ен считаем, там больше итальянского населения на самом деле.... В Албанию заезжать не стал, но АЛБАНЦЕВ видел во множестве... ХУЖЕ чечен, выводы делайте......
И по НРАВАМ..... Самые Е*НУТЫЕ - это СЕРБЫ... Даже ребята босняки - хоть и муслики - и то НОРМАЛЬНЕЕ.,.. Серобы - ну просто ОТМОРОЖЕННЫЕ...... После Сербов по отморожденнсти идут Черногорцы. Они правда сами не кидаются, в отличие то сербов, но если их не дай бог зацепить...... Я еще раз говорю - Босняки - КУДА миролюбивеее..... Самые приятные Хорваты и Словены. Никакой агрессии, очень симпатичные, честные, аккуратные, вежливые. Не было случая чтобы меня обсчитали, нахамили, напакостили.... В Сербии - на каждом углу..... В Черногории - гораздо меньше.... Но их менталитет...так то они приезжих САМИ не задирают.... Как правило - не обсчитывают.....

А вот кстати "ЛЮБОВЬ" сраных "братушек" к России.... настоящая, а не ту, которую они декларируют перед видеокамерами СМИ......
Если кто БЫВАЛ в Сербии (а я бывал) то ЧАСТО с этим сталкивались...
Что то я не встречал такого у Хорватов, Черногорцев и даже Босняков - хотя те мусульмане....

А НА*УЙ вы нам СЕРБСКИЕ уроды, нужны??!!!
Всю ЖИЗНЬ Русские поддерживали Сраную Сербию, НИЧЕГО, вообще НИЧЕГО не получая от МЕРЗАВЦЕВ взамен...
Всю жизнь русские СВОИМИ жизнями ОСВОБОЖДАЛИ Сербию, то от турок, то от немцев, но ХОТЬ ОДИН СЕРБ защитил Россию?!!
Так что пусть идут "братушки" - НА*УЙ.....
Из всех славян бывшей югославии ХУЖЕ всех я отношусь к СЕРБАМ - ленивые, трусливые, подлые, насквозь ПРАВОСЛАВНЫЕ бл*ди, совершенно ГРЯЗНЫЕ в расовом отношении, в отличие от тех же Хорватов и Словен....
Поставь рядом Серба и Турка - разница только в обрезании.....
Насмотревшись на тех и тех, скажу что ТУРКИ приятнее - у них ЗА*БОВ меньше....Ах, Косово отобрали у этих сербов...
Ну, так это ПРОБЛЕМА сербов, НЕ РУССКИХ...
Меньше ВЫ*ЫВАТЬСЯ нужно было...
Кстати ВМЕСТО решения проблемы Косово, сербы решали проблему Босснии, Хорватии, Дубровника... По*** им было на албанцев в Косово...... Пока те сидели тихо и не отделялись... Ну по типу Чечении... Ах, они сербов тихо резали....Вот только СЕРБАМ на это было ПО*УЙ...Орать сербы начали, когда Косово захотело ОТДЕЛИТЬСЯ.....
Ну а теперь НОРМАЛЬНЫМ РУССКИМ - ПО*УЙ на сербов.....
У нас СВОИХ проблем море....

Думаете это хорватские Усташи?
КАК БЫ НЕ ТАК!
Им ЛЮБЯТ СОВКОВЫЕ твари приписывать ТАКИЕ фото, но НИКОГДА Усташи ТАК не делали...
Это - СЕРБСКИЕ Четники...
Режут, насилуют и СНИМАЮТ на фото...
Кстати судя по лицам, убивают ХОРВАТОВ или словен, лица СЛАВЯНСКИЕ.....
Вот они - СЕРБЫ выродки во всей красе....

Вот кстати и ХОРВАТСКОЕ ВОЗМЕЗДИЕ - Усташ снялся с головой СЕРБА Четника, командира выродков, уничтожавшего хорватские деревни....
Но это - всего лишь просто отрубленная голова...на фото - СЛАВЯНИН, а голова - типичного турка...... Ах простите... СЕРБА,то есть НЕОБРЕЗАННОГО ТУРКА....

Сербы Четники убили хорвата - ОТРЕЗАЛИ голову....
В каждом отряде четников были так называемые «колячи» (от сербского глагола «коляти» — резать), то есть палачи....
Казнь осуществлялась ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО холодным оружием. Позже, в 1944 году, четники так же расправлялись с захваченными в плен советскими солдатами и офицерами.
А потом СЕРБЫ жалуются - их дескать НЕ ЛЮБЯТ....
А вот Чечен...
НАЙДИ 10 отличий между Сербом выродком и чеченом....
Ну что РУССКИЙ *** - все еще считаешь сербов "братушками"?....

Хорваты Усташи - БЕЛЫЕ, ЕВРОПЕЙСКИЕ СЛАВЯНСКО- Нордические лица....

У сербов не было такого периода в их истории, когда бы они жили на какой-либо из своих обширных территорий одни - без других. Представители иных народов во все века жили по соседству, в приграничных областях, или же непосредственно среди сербов. С ними сербы имели самые различные связи и отношения: одних принимали и ассимилировали, а с другими ассимилировались сами, увеличивая их общности.

Уже с самого начала отчетливо определились две составляющие: переселившиеся славяне и автохтонные жители - старожилы, которых славяне застали на своих новых землях. Ни те, ни другие не представляли собой однородных групп. Среди славян было много племен, и сербы являлись лишь одним из них; заселявшее какие-либо земли племя встречалось на этих территориях с частями других племен. Как уже было показано, территория племени сербов прямо не соответствует территории образовавшегося позднее Сербского государства. Такие политические союзы, как княжества неретлян, захумлян и травунян, образовавшиеся на пространстве карстовых полей (области за побережьем Адриатики), имели сербскую этническую основу; впоследствии в этих княжествах сформировались особые этнические группы, долго сохранявшие свою самобытность. Эта самобытность обнаруживается в сербском королевском титуле первой половины XIII в. - «король земель сербских и поморских».

Среди балканских старожилов также было множество этнических групп. Города и острова, где вместе с местным населением сохранялись государственные учреждения, властные структуры и армия, поначалу принадлежали Римской империи. В эпоху переселения славян Восточная Римская империя переживала времена настолько серьезных перемен, что среди населения Балканского полуострова доминирующим стал греческий субстрат, и принявшая ранее христианство империя становится греческой - пришедшие на ее территорию сербы будут воспринимать ее как греческую в течение многих последующих столетий.


Помимо остатков Римской империи на Балканском полуострове сохраняются и многочисленные анклавы провинциального населения, с которыми государственный центр давно потерял связь. Поскольку в предыдущие века эти различные между собой племена жили в Римской империи, все они были в большей или меньшей степени романизированы.
В городах на Адриатическом побережье и на островах долго жили романы, чье наречие, отличное от итальянских диалектов, сохранялось до XIX в. В континентальных частях полуострова славяне столкнулись с влахами, также в значительной степени романизированными. Одна их часть слилась с населением княжеств на восточном берегу Дуная, где позднее возникнет румынский народ; другая - веками жила под именем «влахи» в Восточной Сербии и под именем «аромуны» (цинцары) в Македонии, в то время как основная часть тогдашних влахов в течение веков постепенно растворялась в славянском или греческом окружении. В горной части современной Северной Албании до сих пор живут слегка романизированные албанцы, которых в сербских рукописях называют «арбанасы». В этом этнониме сохранилось древнее имя народа, который в последующие века называл себя shipetaг.

В отличие от Италии и западных римских провинций остается неизвестным, чтобы на Балканском полуострове старожилы и переселенцы жили вместе в одном городе или на какой-нибудь одной небольшой территории. Поздние источники (X -XIII вв.) говорят о вражде между славянами и влахами. Видимо, только принятие христианства, создание сильных государств, постоянная торговля и экономическое сотрудничество создали условия для установления более прочных связей и последующего смешения славян с влахами.

Исторические исследования о происхождении наций, населяющих Балканский полуостров, начали появляться только в XVIII и XIX вв. Тогда они касались лишь тех народов, которые уже сложились; те же этнические группы, которые в ту эпоху еще не сложились в отдельный народ с особой культурой и литературой, остались не замеченными историками. Историческую роль влахов как самой распространенной и самой многочисленной группы автохтонных жителей Балкан открыли лишь исследования XX в. Вокруг них возникли споры в историографии. Под «влахами» имелись в виду скотоводы, участвовавшие в переселениях сербов в XV-XVI вв., бесспорно, имевшие славянские имена, говорившие на славянском языке, приверженцы православной веры. Между тем многие зарубежные ученые отрицали, что влахи были сербами. Сербская же сторона доказывала, что название «влах» означало статус, а не этнос, что влахи как этнический фактор вообще не существовали в столь позднее время (XV- XVI вв.).

Тем не менее особое название «влахи» сохранялось, пока пред-ставители этой группы занимались особым видом деятельности, вели другой образ жизни и имели особые формы общественной организации. Когда эти отличия потеряли значение, исчезло и название «влахи». Процесс славянизации влахов длился веками. Уже в XII в. существовали этнические группы влахов со славянскими названиями вождей (челник, воевода, судья). В следующем столетии уже встречаются славянские названия общин влахов - катунов, что свидетельствует об определенной степени славянизации. От столетия к столетию все больше влахов перестают быть изолированными, смешиваются со славянским окружением и растворяются в нем.

Когда Сербское государство было «царством сербов и греков», ему принадлежала самая большая территория за всю его историю. Выражение «царь греков», вошедшее в титул сербского правителя на том основании, что Сербия владела греческими территориями, должно было, помимо прочего, оправдывать имперские претензии Сербии. Однако другими в тот период были для сербов далеко не только греки: об этнической пестроте сербского средневекового государства свидетельствуют тексты указов и законов. В одной из грамот 1300 г. говорится о потенциальных посетителях рынка в Скопле: «...и грек, и болгарин, и серб, и латин, и арбанас, и влах должны платить законную пошлину». Под названием «латин» подразумевались купцы-католики из Италии и приморских городов, а также переселенцы из континентальной части Сербии, осевшие в приморских городах и принявшие католичество. С середины XIII в. в Сербии появляются саксонцы - германские рудокопы, а с конца XIV в. - турки, сначала как путешественники и торговые люди. Когда турки станут хозяевами на сербской земле, их число будет очень велико.

У Сербии того времени не было цели унифицировать, объединять различные части общества. Наоборот, она уважала права отдельных этнических групп точно так же, как и права отдельных сословий. Власть осуществляла подобную политику, чтобы удержать в обществе равновесие, стремясь наладить отношения и найти механизмы решения споров между представителями разных этнических групп, имевших каждая свои особые права.

Развитие сербского народа было прервано турецким завоеванием (1459). Сербия как самостоятельная держава перестала существовать, ее правящий класс был искоренен, а государственные учреждения уничтожены. После многочисленных переселений сербы оказались разбросанными на огромной территории - вплоть до словенских земель, Центральной Венгрии и Трансильвании. На каждой из этих территорий они жили в меньшинстве, их анклавы не были связаны между собой. До 1557 г. - времени возрождения Печской патриархии - у сербов не было ни внутренних связей, ни внешних границ. Лишь под властью патриархов они стали религиозным объединением, которое связывала церковная иерархия.





На сербскую землю пришли завоеватели - турки из Малой Азии, а с ними и принявшие ислам их подданные из ранее завоеванных областей Европы. В сербских городах поселяются армянские, греческие, еврейские и аромунские (цинцарские) купцы, и повсюду на территории страны обосновываются группы цыган, которые, до сих пор никем не принятые и не признанные, остаются на обочине общества.
Религиозные различия, значимые для подданных и в более ранние периоды, выдвигались теперь- в османской системе привилегий и обязанностей - на первый план. Хотя исламизация насильно не проводилась, принятие веры хозяев страны давало новообращенному многие преимущества в общественной жизни, поэтому в ислам переходили постоянно. В отдельные периоды (XVI -XVIII вв.) в некоторых регионах (Босния, Албания) этот процесс протекал особенно интенсивно.




Балканских христиан, принимавших ислам и перенимавших соответствующие обычаи и образ жизни, остальные христиане переставали считать своими соплеменниками, на них смотрели как на турок. С другой стороны, такой значимый церковный центр, как Печская патриархия, был мощным фактором, влиявшим на исчезновение различий в рамках христианского сообщества, на слияние малых этнических групп с основной массой христиан. Так, среди сербов растворились не только этнические группы поздно славянизированных влахов, но и небольшие греческие сообщества, а ассимиляция цинцар (аромун) продолжилась до Новейшего времени.
Война конца XVII в. (1683- 1699) ознаменовала собой великий перелом, поскольку часть сербов вновь оказывается под христианской властью. Они начинают развиваться в условиях, значительно отличающихся от условий, в которых жили сербы, оставшиеся под властью турок. Такая раздельная жизнь длилась больше двух столетий и впоследствии стала препятствием к национальному объединению. Религиозный критерий снова вступил в силу: сербам, находившимся под властью Габсбургов, обещали, что монархи будут уважать веру и церковную жизнь своих новых подданных. Сербское общество, все более динамичное в своем развитии, продолжало оставаться по сути церковным, сакрализованным. Это обстоятельство станет позже препятствием для принятия новых идей о нации как об общности людей, говорящих на одном языке, и помешает широким интеграционным процессам. Под властью Австро-Венгрии сербы перегруппировываются также и территориально - они уходят из периферийных областей и концентрируются в области Военной границы и на территориях вдоль границы с Османской империей (с 1804 г.; с 1815 г. это уже граница с Сербией). Такому передвижению непосредственно способствует колонизация, интенсивно проводимая правительством Габсбургов во второй половине XVIII в. У сербов появляются новые соседи в лице немцев, румын, венгров, словаков, русинов.




Великим переломом в истории сербского народа стало создание государства: сначала автономного княжества (1815), затем независимого княжества (1878) и, наконец, королевства (1882). Возрожденное Сербское государство постепенно перенимает созданное в XVIII в. сербами в Венгрии культурное наследие, развивает его и становится центром сербского объединения. Наблюдая за политическими событиями в тогдашней Европе (объединение Германии, Италии) и участвуя в некоторых из них (волнения 1848 г. в монархии Габсбургов), сербы приходили к выводу, что их дело правое и что борьба за освобождение и объединение частично порабощенного и разделенного народа необходима и оправдана.
Борьба сербов за освобождение еще со времен Первого сербского восстания (1804-1813) воспринималась в Европе как революционное движение, которое нарушало отношения между государствами; не важно, были ли эти государства связаны формальными обязательствами, как в Священном союзе, или же они были действительно заинтересованы в сохранении европейского равновесия. Поначалу сербы воевали в основном с Османской империей, но со времени оккупации Боснии и Герцеговины (1878) Австро-Венгрия также становится неприятелем Сербии. Тогда же от турецкого владычества пытались освободиться и другие народы: греки, болгары, с некоторым опозданием и албанцы. Однако каждый из этих народов определял границы своего государства, в котором должен был начаться процесс национальной интеграции, исходя из своих «исторических прав», так что конфликты между ними становились неизбежными.









Ценой огромных жертв в двух Балканских войнах (1912-1913) и в Первой мировой войне (1914-1918) сербы наконец преодолели свою веками длившуюся разобщенность и разделенность границами, они оказались практически все в одном государстве- в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (1918-1929), а затем в Королевстве Югославия (1929-1941). Начиная с этого периода времени становится очевидным, что единое государство унаследовало от предшествовавших эпох не только национально-культурное достояние, но и тяжелые проблемы. Становится ясно, что препятствием к интеграции являются не столько сами преодоленные границы, сколько различия, возникшие в результате существования этих границ и неодинаковых условий развития народа, жившего по разные их стороны. В ходе политической и партийной борьбы наряду с антагонизмом между нациями (словенцы, хорваты, сербы) обнаруживались и конфликты внутри отдельных наций, вызванные региональными различиями: среди сербов такие трения происходили между так называемыми «сербиянцами» и «пречанами», то есть жителями Сербии и сербами - бывшими подданными Австро-Венгрии. Трения возникли и среди черногорцев: между теми, кто был недоволен принципами объединения, с одной стороны, и всеми остальными - с другой. Жители территорий, присоединенных к Сербии в 1913 г., официально считались сербами, жителями Южной Сербии, но это не соответствовало фактическому положению дел, поскольку значительная часть населения Южной Сербии считала себя либо болгарами, либо македонцами.
Нелегко было изменить и другой аспект исторического наследия - распространение сербов по территории нового государства и смешанность их с представителями других народов. В государстве, образованном в 1918 г., относительная однородность сербского населения была достигнута- путем использования средств, которые тогда были обычными в европейских национальных государствах, - лишь на давно освобожденных территориях Сербии и Черногории (включая области, приобретенные в 1878 г.). В национально неоднородной Воеводине сербы не составляли даже половины населения. В Хорватии они компактно проживали только на территории бывшей Военной границы, оставаясь во всех хорватских городах в меньшинстве. Территорию исторической Боснии и Герцеговины сербы делили с мусульманами и хорватами, а в Косово и в так называемой Старой Сербии за это время ощутимо возросла численность албанцев.
Отсутствие единства во взгляде на то, каковы критерии отличия сербов от других народов, также одна из проблем исторического наследия. В то время как Сербская православная церковь доказывала, что сербами можно считать только приверженцев православия, светские политики, политические движения и партии боролись за то, чтобы включить в их число и «сербов-католиков», и мусульман - как «сербов-магометан». Большая часть католиков и мусульман так и не интегрировалась в сербскую нацию. Мало того, последующие исторические события, особенно после 1944 г., показали, что немалое число сербов могли быть и атеистами.
Если взглянуть на события 1918 г. с позиций сегодняшнего дня, то становится очевидным, что сербы, оказавшись вместе в одном государстве, тем не менее не были в достаточной степени консолидированы как нация. Тогдашняя политическая и культурная элита не осознавала, насколько необходимо продолжать интеграционные процессы среди самих сербов. Вместо этого была выбрана ориентация на интеграцию сербов, хорватов и словенцев, на создание единой южнославянской нации. В то время, как у других югославянских народов этот проект поддерживало меньшинство интеллектуалов, среди сербов создание единой нации являлось высшей целью государственной политики, чему сопротивлялось лишь меньшинство интеллектуалов. Но «южнославянского синтеза» не получилось, противоречия между нациями усилились, а среди сербов вновь произошло разделение на сторонников югославизма и на охранителей сербских традиций.

Сербы, южнославянский народ из одновременно далекой и близкой страны. Близкой, потому что все славянские языки похожи, и между их носителями волей-неволей есть нечто общее. Далекой, потому что известно о Сербии и сербах не так уж и много. История самой страны заслуживает отдельной статьи, а в этой мы постараемся раскрыть, что же представляют собой внешность и характер сербов.

Отпечаток истории

Решимость, упорство, воинственность и непоколебимая воля уже давно отпечатались и на их характере, и на внешности. Черты эти привила сама история. Все войны, которые когда-либо проходили в европейской части континента, всегда в той или иной мере затрагивали это небольшое по величине государство. Для примера, Швейцария уже на протяжении 600 лет ни с кем не воевала. Что касается Сербии - это единственное государство в Европе, к которому уже после окончания Второй мировой войны применялась вооруженная иностранная агрессия. Более того, они подвергались не простому военному вмешательству, а радиоактивной бомбежке.

Но после всего этого сербы смогли не разбежаться, куда глаза глядят по спокойным странам, а остаться в своей и защищать ее. Сплотившись, они постепенно создавали новое государство. Они уважают свою культуру, традиции, стремятся воплотить в жизнь национальную самодостаточность и гордо заявляют везде о том, что они сербы. Внешность их, в прочем, всегда говорит об этом лучше всяких слов.

История страны сделала их всех националистами, но не теми, кто, как приверженцы теорий Ницше, стремится истребить другие нации. Они горды за себя и всячески стараются не запятнать репутацию своей нации.

Сербы: внешность мужчин

Сербские мужчины отличаются воинственным Типичен высокий рост - низкорослые люди встречаются реже - плечи широкие, осанка прямая. Отдельного внимания заслуживает нос, он одновременно тонкий, прямой и при этом орлиный, им в основном и славятся сербы.

Внешность мужчины с такими характерными чертами своей статностью очень привлекает русских женщин. С одной стороны, такой человек все же является славянином, с близким русским менталитетом и тою же православной религией. С другой стороны, это южный темноволосый мужчина, как из восточных сказок.

Кстати, волосы у сербов именно темные, а не черные, в северных частях страны встречаются и светло-русые. Статную внешность дополняют большой кадык, слегка выступающие скулы и гордая осанка.

Сербы: внешность женщин

Сербки славятся своими правильными Все в их лицах гармонично, расположено именно так как надо. Как и мужчины, они отличаются высоким ростом. Когда заходит речь о том, какой народ Европы самый высокий, всегда слышится один ответ - сербы. Внешность женщины-сербки славянская, но с южным уклоном - глаза карие, волосы темные.

Есть у них черта, которая сегодня даже стала поводом для шуток, - любовь ко всему сексуальному. Агрессивный и яркий макияж, чрезмерно открытая одежда. Между сексуальностью и вульгарностью им нередко не получается найти баланса, и в итоге даже самую порядочную женщину могут принять за развратную особу.

Люди, славящиеся своей красотой

Среди каждого народа принято выделять особо красивых людей. Глядя на них, люди другого этноса могут составить представление о характерной внешности нации. В список «самые красивые сербы» входят всемирно известные спортсмены:

  1. - футболист, играющий за сборную страны в позиции атакующего полузащитника. Двадцатисемилетний молодой человек представляет собой типичную воинственную сербскую внешность. Рост - 181 см, прямой выдающийся нос и симметричные черты лица.
  2. - профессиональная теннисистка. Внимательно рассмотрев ее, можно понять, как выглядят сербы. Темные волосы, мягкие карие глаза и при этом волевая фигура.

Характер

Но характерная внешность для сербов - это один разговор, совсем другой - их характер. Основная черта, присутствующая у большинства населения, - это стремление к равноправию. Когда над ними в свое время нависло турецкое владычество, вся знать исчезла. уезжали в другие страны, перебегали на сторону исламистов, погибали в военных битвах. В итоге в стране осталось вполне равное по происхождению население.

Но, кстати, несмотря на свою любовь к свободе, они никогда не забывают о своих кровных связях - даже отдельное родство здесь ценится. Существует и так называемое побратимство.

Сербы - прирожденные проницательные психологи. Им достаточно взглянуть на одежду, прическу, аксессуары и услышать тембр голоса, чтобы понять, кто перед ними находится. Но применять эти свои навыки им под силу только в отношении своего народа.

Так сложилось, что у каждого социального слоя тут есть свои явные отличительные черты. Начальники разговаривают чуть громче, позволяют себе довольно размашисто жестикулировать и носят исключительно презентабельную дорогую одежду. Конечно же, это не обязательное правило, но тем не менее все этого придерживаются, что и позволяет идентифицировать, кто перед вами находится.

Сербы по характеру своему выносливы, мужественны и ничего не боятся. Связано это не с безрассудством, а с тем, что тяжелая история научила их быть бесстрашными. Теперь это качество передается от родителей к детям. Подобно всем южным народностям, они гостеприимны, щедро встретят гостей накрытым лучшими яствами столом, будут шутить и даже споют песни. Но в случае опасности даже дети не пострашатся встать на защиту своего дома и страны.

Традиции

По традиции, все значимые дни сопровождаются музыкой. Нередко люди поют их сами, собравшись за большим столом. Делают это на свадьбах, днях рождения и даже на похоронах.

Когда человека принимают в круг близких людей, не понять это просто невозможно. Встречи в таком случае будут сопровождаться не рукопожатием, а поцелуем в щёку, обязательно три раза. К поцелуям при встрече вообще вполне нормально относятся все сербы. Традиции эти не подразумевают под собой ничего непристойного, даже если целуются двое мужчин.

Сербы хранят старейшую традицию сборов. Люди собираются в церквях, общественных местах и обсуждают что-нибудь. Чтить православные традиции для них так же важно, как и национальные. Сербы ходят в церковь, празднуют все церковные празднования, чтят обряд венчания и соблюдают посты.

Кстати, снимать обувь у сербов не принято. Даже если вы пришли в гости зимой или с грязной улицы, можно смело заходить в дом без зазрения совести.

Интересно также, что первый человек, пришедший в гости в рождественское утро к сербу, по обычаю считается божественным гостем. В зависимости от того, кто именно придет в дом, он может понять, каким будет год. Сербы искренне верят, что если в этот день никто не придет в гости - это дурной знак.

Новых людей здесь принято лично приводить и знакомить с коллективом. Если нового человека приводит тот, кого все уважают и кому доверяют, то он автоматически начинает пользоваться таким же хорошим расположением.

Отношение к одежде

Сербы предпочитают относиться к своей одежде неофициально. В повседневной жизни ходят в свободной европейской одежде в стиле кэжуал. Однако появление в некоторых местах в спортивной одежде может вызвать не просто недопонимание, но и стать причиной отказа в посещении некоторых общественных мест. В частности, это касается ресторанов, кафе, официальных мероприятий. Также реагируют в стране на чересчур открытую одежду, пляжную. Такие наряды считают неподобающими.

Особого внимания заслуживают вечерние наряды. При их выборе сербы отталкиваются от национального костюма. К нему вообще относятся с особым трепетом и уважением. Мужской костюм состоит их рубахи с традиционным орнаментом и штанов с широким шагом. Праздничные наряды украшают серебристыми шнурами и пуговицами. Женский наряд представлен свободной белой рубахой, богато украшенной всевозможной вышивкой (в разных частях страны орнамент на одежде может отличаться), поверх которой надевают так же богато украшенную безрукавку.

Всенародная вредная привычка

У сербского народа есть одно общее негативное пристрастие - курение. В Сербии нет разделения на зоны курения и зоны, где оно запрещено, - все места, по определению, курящие. Долгое время это разрешалось делать и в купе поездов, и в магазинах. Поэтому не стоит удивляться, если вдруг с вами рядом в автобусе кто-то вдруг закурит.

Но в защиту сербов можно сказать, что пьют они крайне редко, а если и выпивают, то не буянят, как это бывает в России. Сербы крайне удивляются, когда слышат о том, что русские, напившись, устраивают дебоши, и совершенно не понимают, откуда это взялось у последних.

Молодежью можно гордиться

Как уже было упомянуто ранее, сербы чтят и свой народ, и его историю. Причем даже самые молодые. Молодежь без особого труда может провести экскурсию по своей стране и рассказать о ее истории не хуже профессионального гида.

Молодые люди вообще все поголовно чувствуют свою ответственность перед страной. Они стараются хорошо учиться, достигать спортивных успехов, отстаивать честь своей страны и поднимать ее положение в глазах мировой общественности. Спортивные площадки городов и сел забиты с самого утра и до позднего вечера.

Запретные темы

По приезду в Сербию нужно усвоить, что там не любят вспоминать о войне. В России эту тему часто любят поднимать на всеобщее обсуждение, долго вспоминать о павших героях и одержанных победах. Возможно, это связано с тем, что все уже давно позади и практически не осталось тех, кто бы лично помнил военные времена.

В Сербии еще свежи в памяти события Югославского конфликта. По этой причине братские народы бывшей Югославии все еще не могут примириться (боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы, хорваты, сербы). Внешность сербов в таких случаях без всяких слов скажет о том, что воспоминания войны еще не канули в Лету. Для разговора лучше выбрать спортивные или, например, сельскохозяйственные темы, не заставляя этих людей еще раз переживать недавно произошедшие события.

(581 тыс. человек) [за период, истекший после распада СФРЮ (1991), сопровождавшийся трагическими событиями в жизни народов этой страны, соотношение численности сербов в отдельных государствах, возникших на постюгославском пространстве, изменилось], в соседних европейских государствах - Германии , Румынии , Австрии , Венгрии , а также в США , Канаде , Аргентине , Австралии .

Сербы говорят на сербском языке славянской группы индоевропейской семьи. В тех регионах, где сербы живут вместе с другими народами, они нередко двуязычны. Письменность на основе кириллицы. Большинство верующих - православные, незначительная часть - католики и протестанты, есть мусульмане-сунниты.

Этническая история югославянских народов, в том числе и сербов, связана с массовым переселением славянских племён на Балканы в VI-VII веках. Местное население было в основном ассимилировано, частично оттеснено на запад и в горные области. Славянские племена - предки сербов, черногорцев и населения Боснии и Герцеговины (собственно сербы, дукляне, тервуняне, конавляне, захлумяне, наречане) заняли значительную часть территории в бассейнах южных притоков Савы и Дуная, Динарские горы, южную часть побережья Адриатики. Центром расселения предков сербов была область Рашка (бассейны рек Дрина, Лим, Пива, Тара, Ибар, Западная Морава), где во второй половине VIII века сложилось раннее государство.

В середине IX века было создано Сербское княжество. В X-XI веках центр политической жизни перемещался то на юго-запад, в Дуклю, Травунию, Захумье, то вновь в Рашку. С конца XII века сербское государство активизировало завоевательную политику и в XIII - первой половине XIV вв. значительно расширило свои границы, в том числе за счёт византийских земель. Это способствовало усилению византийского влияния на многие стороны жизни сербского общества, в частности на систему социальных отношений, искусство и др. После поражения на Косовом Поле в 1389 Сербия стала вассалом Османской империи, а в 1459 была включена в её состав. Османское господство, длившееся почти пять столетий, сдерживало процессы консолидации сербов.

В период Османского владычества сербы неоднократно переселялись как внутри страны (главным образом в горные районы), так и за её пределы, особенно на север в Воеводину - в Венгрию. Эти перемещения способствовали изменению этнического состава населения. Ослабление Османской империи и усилившееся движение сербов за освобождение от иноземной власти, особенно Первое сербское восстание (1804-13) и Второе сербское восстание (1815), привели к созданию автономного (1833), а затем самостоятельного (1878) Сербского государства. Борьба за освобождение от османского ига и государственное объединение была важным фактором в становлении национального самосознания сербов. Происходили новые крупные перемещения населения в освобождённые области. В одной из центральных областей - Шумадии - абсолютное большинство составили переселенцы. Эта область стала центром консолидации сербского народа, начался процесс национального возрождения. Развитие сербского государства и рыночных отношений, экономических и культурных связей между отдельными областями приводили к некоторой нивелировке в культуре их населения, размыванию региональных границ и укреплению общего национального самосознания.

Исторические судьбы сербов сложились так, что длительное время они были разъединены политически, экономически и культурно в составе разных государств (Сербии, Османской империи, Австро-Венгрии). Это наложило отпечаток на культуру и быт разных групп сербского населения (некоторая специфика сохраняется и ныне). Так, для сёл Воеводины, застройка которых проводилась по утверждённым властями планам, характерна планировка в форме прямоугольника или квадрата с широкими улицами, с прямоугольной центральной площадью, вокруг которой группируются различные общественные учреждения. Отдельные элементы культуры сербского населения этого региона складывались под влиянием культуры населения Воеводины, с которым сербы жили в тесном контакте.

Сербы сознают своё национальное единство, хотя подразделение на региональные группы (шумадийцы, ужичане, моравцы, мачване, косовцы, сремцы, баначане и др.) сохраняется в памяти народа. В культуре отдельных локальных групп сербов отсутствуют резко очерченные границы.

Объединение сербов в рамках единого государства осуществилось в 1918, когда было создано Королевство сербов, хорватов и словенцев (позднее менялось название и отчасти границы этого государства). Однако после распада СФРЮ сербы опять оказались разделёнными границами стран, возникших на постюгославском пространстве.

В прошлом сербы занимались в основном сельским хозяйством - земледелием (главным образом зерновые), садоводством (особое место сохраняет выращивание слив), виноградарством. Важную роль играли скотоводство, преимущественно отгонного типа, свиноводство. Занимались также рыболовством, охотой. Значительное развитие получили ремёсла - гончарство, резьба по дереву и камню, ткачество (в том числе и ковроткачество, преимущественно безворсовое), вышивка и т. д.

Для сербов был характерен разбросанный (главным образом в горных областях Динарского массива) и скученный (восточные области) тип расселения с разнообразной формой планировки (кучевой, рядовой, круговой). В большинстве поселений выделялись кварталы, отстоящие друг от друга на 1-2 км.

Традиционные жилища сербов деревянные, срубные (были широко распространены в середине XIX века в краях, изобилующих лесом), а также каменные (в карстовых областях) и каркасные (моравский тип). Дома строились на высоком фундаменте (исключение - моравский тип), с четырёх- или двускатными крышами. Наиболее старое жилище было однокамерным, но в XIX веке преобладающим становится двухкамерное. Каменные дома могли иметь два этажа; первый этаж использовался для хозяйственных целей, второй - для жилья.

Народная одежда сербов значительно различается по областям (при наличии общих элементов). Наиболее старые элементы мужской одежды - туникообразная рубаха и штаны. Верхняя одежда - жилеты, куртки, длинные плащи. Обязательной принадлежностью мужского костюма были красиво украшенные пояса (от женских они отличались длиной, шириной, орнаментом). Характерна кожаная обувь типа мокасин - опанки. Основой женского традиционного костюма была туникообразная рубаха, богато украшенная вышивкой, кружевами. Женский костюм включал фартук, пояс, а также различные жилеты, куртки, платья, иногда распашные. Народная одежда, особенно женская, обычно украшалась вышивкой, тканым орнаментом, шнуром, монетами и т. д.

Традиционная пища также различалась по областям и зависела не только от имущественного положения семьи, но и от направления хозяйства. Повсеместно ели хлеб - кислый или пресный. Значительное место в пищевом рационе занимали кукуруза (из неё пекли хлеб, варили каши), фасоль, картофель, капуста (свежая и квашеная), перец. Ели кисломолочные продукты. Блюда из мяса (больше всего сербы любят свинину) ели в основном зимой и в праздники.

Для общественной жизни сербов в прошлом характерны сельские общины. Широко были распространены различные формы взаимопомощи и совместных работ, например при выпасе скота. У сербов существовало два типа семьи - простая (малая, нуклеарная) и сложная (большая, задружная). Ещё в первой половине XIX века была широко распространена задруга (до 50 и более человек). Для задруг были характерны коллективное владение землёй и имуществом, коллективное потребление, вирилокальность и т. д.

Среди календарных и семейных обычаев - семейная слава (своего рода коллективные именины всей семьи), обычаи побратимства и посестримства, институт кумовства.

В устном народном творчестве сербов особое место занимает эпический жанр (юнацкие песни), в котором нашли отражение исторические судьбы сербского народа, его борьба за свободу. Для народных танцев характерно круговое движение (коло), близкое хороводу.

Кардинальные социально-экономические преобразования, происшедшие в жизни сербов во второй половине XX века, переход значительного числа их из сельского хозяйства в промышленность, сферу обслуживания, рост интеллигенции приводят к некоторой нивелировке культуры. Однако сербы, отстоявшие в многовековой борьбе свою независимость и свободу, бережно относятся к памятникам истории и культуры, к народной архитектуре, традиционным ремёслам, устному народному творчеству. Народные традиции сочетаются с нововведениями в планировке жилищ, покрое и украшении одежды и т. п. Некоторые элементы традиционной культуры (одежда, пища, архитектура, ремёсла) иногда возрождаются искусственно (в том числе для привлечения туристов). Сохраняется традиционное народное искусство - декоративное ткачество, гончарство, резьба и т. д.

Что вы знаете о Сербии? Это страна где-то на востоке Европе, бывшая частью Югославии. Вряд ли кто-то из вас вспомнил что-то большее…В статье собраны наиболее интересные и любопытные факты об этом государстве.

Поговорим о сербах

Во-первых, в Сербии к русским очень тепло относятся – причем достаточно искренне. Однако в последнее время усилилась пропаганда интеграции с Европой, а преподавать в школах русский язык перестали. Так что количество людей, говорящих или хотя бы понимающих по-русски в последнее время становится все меньше.
Сербы в массе очень хороши собой. Познакомившись с ними, вы резко поменяете свое представление о классической славянской внешности. И вишенка на торте: высокие мужчины. Все сербы, как и прочие южане, весьма экспрессивны. Их речь построена на оттенках интонаций, а жестикуляция гораздо богаче нашей (хотя и беднее итальянской).
А в отличие от многих других южан, они очень открыты и дружелюбны. Сербы бескорыстно и охотно помогут вам в мелочах. Однако, оказывая серьезную услугу, будут ожидать от вас некоей компенсации.
Если вы приходите в гости, даже в слякоть, обувь в Сербии снимать не принято. Практически на любой праздник бутылка вина может оказаться вполне достаточным подарком. Сербы много курят: и женщины, и мужчины. Если это нигде не указано, любое место они воспринимают как курящее. У себя дома вы, конечно, можете попросить их не курить. В магазинах и поездах активно курили еще совсем недавно.
Пьют в Сербии гораздо меньше, чем в России. Хотя ракию обожают все, а в магазинах широко представлены местные недорогие и при этом качественные вина. Если же сербы все-таки напьются, они никогда не бывают агрессивными. Им удивительна такая черта в русских людях.
В Сербии не являются экзотикой раритетные машины. Местные мужчины не только отлично водят автомобили, но и превосходно разбираются в их устройстве. Аварии бывают чаще идиотские, из-за хамства или лихачества на дороге. Например, ни одному сербу вождение машины не помешает пропустить пива или вина.
Принято считать, что самый сербский алкогольный напиток – шливовица, или ракия на сливах. Однако чисто сербские фишки – это ликер на полыни «пелинковац» и бермет, производимое в Воеводине сладкое крепкое вино. Самое традиционное сербское блюдо – это роштиль, приготовленное прямо на огне мясо. Его в принципе позаимствовали у турок, однако довели до совершенства.
В Сербии в ходу два алфавита: как латиница, так и кириллица. Оба изучаются в школе. При этом в государственных органах используется кириллица, да и общество постепенно уходит к кириллице. С девятнадцатого века основным правилом в сербском языке стало: «как слышим, так и пишем». По региональным меркам сербы – очень культурный народ. После развала Югославии и ликвидации социализма оказалось, что здесь слишком много людей с гуманитарными специальностями.
Сербы женятся и рожают детей около 30 лет, до этого же времени они проживают с родителями. Местные предпочитают кошкам собак. Характерная картинка для сербской улицы: по-боевому накрашенная девушка с энтузиазмом гладит дворняжку. Или: мама с парой мелких детишек тискают и треплют довольно серьезного и, главное, чужого бультерьера. При этом сами собаки здесь совершенно не агрессивны по отношению к людям, а на велосипеды не обращают никакого внимания.

Культурные любители спорта и отдыха

Возраст дамы очень сложно оценить со спины: ей может быть буквально от пятнадцати до пятидесяти лет. Ни одежда, ни фигура этого не выдадут. Спорт очень популярен в Сербии, причем в любых проявлениях: от болельщиков у экранов телевизоров до активно занимающихся на забитых до отказа спортплощадках. Площадок очень много, но и этого не хватает. Популярность футбола – просто зашкаливающая. Слишком сильно развито фанатское движение.
Сербам очень тяжело раскачаться для какого-либо дела. Однако отдыхать и наслаждаться жизнью они умеют просто великолепно.
Не менее хорошо отточен и их навык в строительстве, особенно - домов. Рядовая деревушка в Сербии выглядит не хуже элитного поселка в России, а зачастую – намного лучше.
Сербы не приучены пить чай. По их мнению, это любой теплый напиток на травах, который употребляется в качестве лекарства. Здесь предпочитают кофе по-турецки, который принято пить везде и всюду. Любопытно, что, невзирая на царящую в стране безработицу и более чем скромные заработки, все кафешки просто забиты людьми, попивающими кофе. Причем – независимо от времени суток.

Языковые особенности

Русские могут прочесть сербский текст и понять значительную его часть. Однако с непривычки на слух его воспринимать гораздо сложнее. Дело в том, что здесь иначе произносятся ударения и звуки. А ведь еще пару лет назад русский являлся церковно-сербским языком. Около пяти веков Сербия находилась под турецким владычеством, однако культурные источники ее были в России. Интересно, что гугл-переводчик множество сербских слов понимает как записанные кириллицей английские слова.
Но и турки оставили немалый след в сербском быте и культуре. «Отуреченными» оказались костюмы, кухня и музыка. Многие слова имеют турецкие корни. Стоит отметить, что сербы вообще любят заимствовать иностранные обороты и слова, хотя и обвиняют в этом соседей – хорватов.
Вообще же национальная идентификация обусловлена спецификой исторического развития и идет не через среду обитания и язык, а через религию. Босняки в массе – мусульмане, хорваты - католики, а сербы – православные. Языки всех проживающих в этом регионе народов близки. Если вы знаете сербский язык, то отлично поймете также:
македонский;
хорватский;
словенский;
боснийский;
черногорский.
Любопытно, что расхожее словечко «лепота», произнесенное героем комедии «Иван Васильевич меняет профессию», по-сербски значит «красота». Сербы не способны произнести звук «Ы». Характерно, что в русском и сербском языках есть много слов, сходных или одинаковых по звучанию, но разных по смыслу. Например:
стул (рус) - столица (срб);
флаг (рус) – застава (срб);
внимание (рус) – позор (срб);
прямо (рус) – право (срб);
полезность (рус) – вредность (срб).
По возможности не произносите при сербах слова «курица» и «курить». В них этот народ однозначно услышит свой аналог знаменитых российских «трех букв». Прочий сербский мат очень схож с нашим. Приведем еще любопытные аналогии: буква по-сербски – «слово», слово по-сербски – «речь».
В Сербии лягушки говорят «кре-кре», а утки - «ква-ква». Цвет волос блондинок называют «плава коса», что означает «голубые волосы». У российского жаргонного словечка есть сербский аналог: «риба» (действительно, рыба). «Силиконовой долиной» местные называют наиболее тусовочный столичный район.
В языке отражена развитая культура прочного института семьи. Каждый член каждой семейной ветки имеет собственное именование. Существуют два разных обозначения для тети по матери и тети по отцу. То же самое касается и дядей. Приставки «пра» к внукам, дедушкам и бабушкам они заменили на совершенно независимые слова. И так – до десятого колена.

Немного истории

Название сербской столицы Белграда всегда означало «Белый город» - независимо от вождей, завоевателей и хозяев. Любопытно, что около десятка римских императоров родилось именно в Сербии. Самый известный среди них – Константин Великий. Белград за все время его существования завоевало сорок армий. Тридцать восемь раз его отстраивали заново.
По официальной версии, толчком к Первой мировой войне явилось убийство Гаврило Принципом, сербским революционером, Франца Фердинанда, австрийского эрцгерцога. Гитлеровская Германия в свое время подписала союзнический пакт с королевским регентом. Это событие привело к массовым белградским протестным демонстрациям, а затем и к дворцовому перевороту. Однако в Сербии одно время был даже собственный корпус СС.
Сербия является единственной в Европе страной, которую подвергали иностранной бомбежке, в числе прочего – и с радиоактивными припасами. Она также единственная пострадала по завершению Второй мировой войны от иностранной вооруженной интервенции. В наши дни в белградском военном музее выставили костюм военного американского летчика, сбитого ранее.
В наши дни Белград состоит из трех частей, сильно отличающихся друг от друга. Исторический город отделен от других районов рекой Савой. Нови Белград состоит из сохранившейся от социализма многоэтажной застройки. Земун ранее был пограничным австро-венгерским городком. Во время Первой мировой войны сербская столица обстреливалась австрияками непосредственно из Земуна.
Когда сербская государственность восстановилась, флаг ее обрел три цвета: красный, белый и синий. При этом расположения их относительно друг друга время от времени меняются.
В столице есть памятник Защитнику. Это статуя мускулистого обнаженного парня с орлом на руке и мечом. Сначала его поставили на одной из центральных городских площадей. Но женскую общественность смутила детальность анатомии статуи. Дамы добились переноса красавца в парк. Теперь он стоит у обрыва, к зрителям – спиной.
Валюта страны – динар. В 90-е годы прошлого века из-за суперинфляции в обращение пустили банкноты в 500 миллиардов динаров. В одном динаре – сотня пара. Правда «пара» не в обращении.

О еде, музыке, геях, именах и местных знаменитостях

В Сербии красное вино называется Црно вино (черное). Продукты, к названиям которых приставили слово «русский», удивят нас:
русский квас – сладкий;
русский салат – оливье;
русский хлеб – сладкий и черный, нередко с мармеладом.
Интересно, что здесь гораздо больше разных молочных продуктов. Сербы очень любят есть на завтрак свежайшую выпечку с йогуртом – не фруктовым и не сладким.
Недавно в Сербии появилась танцевальная музыка с этно-компонентом – турбофлок. Этот жанр одновременно самый популярный и наиболее ненавидимый самими же сербами. Один из ведущих праздников – Слава (день семейного святого). Сербы относятся к нему примерно как ко дню рождения.
Поезда в Сербии – самый медлительный транспорт. Ходят они вне всякого расписания. Летом в стране можно жить на «подножном корме». Здесь настоящее изобилие доступных всем ягодных кустов, орехов и фруктовых деревьев. Этим активно пользуются малоимущие.
Местная риблья чорба - рыбный суп, по сути темно-красная от перца, густая и чрезвычайно острая похлебка. Например, в Македонии аналогичная чорба уже ближе к русской ухе. Заметьте: если при водном источнике не стоит табличка «пить нельзя», значит вода годна к употреблению без обработки. Ей вы точно не отравитесь.
Вся страна – преимущественно гористая и холмистая. Дороги здесь чрезвычайно узки. Так что ездить на автомобиле за городом быстрее сотни километров в час не получится (без риска для жизни).
Сербы очень чтят и уважают своего исторического героя, физика Николу Тесла. При этом почитают также основавшего и единолично правившего социалистической Югославией Иосифа Броз Тито. Невзирая на то, что он был диктатором.
Иностранные фильмы здесь не озвучивают, перевод можно встретить лишь в виде субтитров. Голосом сопровождают только мультфильмы. Сербы недолюбливают Кустурицу, как россияне – Михалкова. Однако это не мешает властям обеих стран эксплуатировать данные личность в роли национального бренда.
Традиционный головной убор сербов – шайкача, вариант военной пилотки. Ее и сейчас носят на повседневной основе многие люди старшего возраста. Молодежь чаще надевает ее в честь праздников. Интересно, что зима в Сербию частенько приходит неожиданно – прямо в январе.
Женщин часто называют в честь тех или иных фруктов:
Дуня (айва);
Вишня;
Любеница (арбуз) и так далее.
В Сербии все националисты, даже те, кто ориентирован на Европу, причем зачастую – неосознанно. Невзирая на значительную интегрированность в Европу, в сербах очень силен этакий местечковый патриотизм. А еще сербы любят поныть на жизнь, хотя и не признают за собой этого качества. Если указать им на него, могут даже обидеться.
Гей парады они неизменно бьют – прямо в кровь. В то же время геи в стране живут, не скрываясь. Они здесь зачастую гораздо более демонстративны, нежели в других странах.
Любопытная деталь: патриарх Павле, недавно усопший, прославился среди прочего и тем, что ездил «на работу» исключительно на общественном транспорте. Знаменит факт, когда выкинутые неизвестно кем ботинки он подобрал прямо на улице, а затем носил их. Аргумент: вещь вполне годная и к употреблению подходит.
«Свети Сава», основополагающий храм страны, возводят уже более столетия. В настоящее время ведутся внутренние отделочные работы.
Совершенно естественные и натуральные фрукты с овощами в Сербии смотрятся, будто их натерли воском, обкололи нитратами и раздули специальными средствами в пару раз. Эта страна – самый крупный в мире экспортер малины. Однако на рынках страны эта ягода стоит по местным меркам дорого. Сербы не любят купаться в своих реках. Дело в том, что дно их рек – это муль, такая смесь из песка с илом, засасывающая довольно сильно.

И еще любопытные факты

В Липенском Вире на стоянке первобытных людей недавно нашли скульптуры – самые древние из известных на данный момент. Им около девяти тысяч лет.
В наши же дни Республика Сербская и Республика Сербия – два различных государства. Путина в Сербии очень любят, даже больше, чем на родине: здесь он является почетным гражданином шести городов.
Сербы используют не только фразу «како си», дословно означающую «как ты» и являющуюся аналогом нашего «как дела». У них широко применима и фраза «где си», означающая «где ты». Наш человек может впасть в ступор от подобного вопроса – особенно если вопрошающий стоит лицом к лицу. Одно единственное слово «что?» может заменить сербам все наши «как так, зачем, отчего и почему».
Самая же приятная для россиян деталь: Сербия не требует от нас наличия визы для въезда, достаточно загранпаспорта.