Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Сказка о перелетных птицах «На озере. Интересные факты о птицах Интересные рассказы про птиц для детей

Сказка о перелетных птицах «На озере. Интересные факты о птицах Интересные рассказы про птиц для детей

В одной хорошенькой малороссийской деревеньке было столько садов, что вся она казалась одним большим садом. Деревья цвели и благоухали весною, а в густой зелени их ветвей порхало множество птичек, оглашавших окрестность звонкими песнями и веселым щебетаньем; осенью уже появлялось между листьями множество розовых яблок, желтых груш и сине-пурпуровых слив. Но вот несколько злых мальчиков, собравшись толпою, разорили птичьи гнезда. Бедные птицы покинули сады и больше уже в них не возвращались. Прошла осень и зима, пришла новая весна; но в садах было тихо и печально. Вредные гусеницы, которых прежде птицы истребляли тысячами, разводились теперь беспрепятственно и пожирали на деревьях не только цветы, но и листья: и вот обнаженные деревья посреди лета смотрели печально, будто зимою. Пришла осень, но в садах не было ни розовых яблок, ни желтых груш, ни пурпуровых слив; на ветках не перепархивали веселые птички; деревня не оглашалась их звонкими песнями.

Кукушечка

Серая кукушка-бездомная ленивица: гнезда не вьет, в чужие гнезда яички кладет, своих кукушат на выкорм отдает, да еще и подсмеивается, перед муженьком хвалится

- "Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Погляди-ка муженек, как я овсянке на радость яичко снесла."

А хвостатый муженек на березе сидючи, хвост развернул, крылья опустил, шею вытянул, из стороны в сторону покачивается, года высчитывает, глупых людей обсчитывает.

Ласточка

Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.
- Не разоряй гнезда, - сказал мальчику отец, - весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.
Мальчик послушался отца.
Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, весёлых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка.
Работа закипела; ласточки таскали в носиках глину и ил из ближнего ручья, и скоро гнёздышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышко, то стебелёк моха.
Прошло ещё несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остаётся в нём постоянно.
«Видно, она наносила яичек и сидит теперь на них», - подумал мальчик.
В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнёздышка!
Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и вперёд, как неутомимо добывали пищу своим деткам!
Мальчик дивился, как это ласточки не устают летать целый день, не приседая почти ни на одну минуту, и выразил своё удивление отцу. Отец достал чучело ласточки и показал сыну:
- Посмотри, какие у ласточки длинные, большие крылья и хвост в сравнении с маленьким, лёгким туловищем и такими крошечными ножками, что ей почти не на чем сидеть; вот почему она может летать так быстро и долго. Если бы ласточка умела говорить, то такие бы диковинки рассказала она тебе - о южно-русских степях, о крымских горах, покрытых виноградом, о бурном Чёрном море, которое ей нужно было пролететь, не присевши ни разу, о Малой Азии, где всё цвело и зеленело, когда у нас выпадал уже снег, о голубом Средиземном море, где пришлось ей раз или два отдохнуть на островах, об Африке, где она вила себе гнёздышко и ловила мошек, когда у нас стояли крещенские* морозы.
* (Крещенские. Крещенье - старинный зимний праздник. Обычно на крещенье стояли сильные морозы.)
- Я не думал, что ласточки улетают так далеко, - сказал мальчик.
- Да и не одни ласточки, - продолжал отец, - жаворонки, перепела, дрозды, кукушки, дикие утки, гуси и множество других птиц, которых называют перелётными, также улетают от нас на зиму в тёплые страны. Для одних довольно и такого тепла, какое бывает зимою в южной Германии и Франции, другим нужно перелететь высокие снежные горы, чтобы приютиться на зиму в цветущих лимонных и померанцевых рощах Италии и Греции; третьим надобно лететь ещё дальше, перелететь всё Средиземное море.
- Отчего же они не остаются в тёплых странах целый год, - спросил мальчик, - если там так хорошо?
- Видно, им недостаёт корма для детей или, может быть, уж слишком жарко. Но ты вот чему подивись: как ласточки, пролетая тысячи четыре вёрст, находят дорогу в тот самый дом, где у них построено гнездо?

Орёл

Орел сизокрылый всем птицам царь. Вьет он гнезда на скалах да на старых дубах; летает высоко, видит далеко, на солнце не мигаючи смотрит.

Нос у орла серпом, когти крючком; крылья длинные; грудь навыкат-молодецкая.

В облаках орел носится: добычу сверху высматривает.

Налетит он на утку шилохвостую, на гуся краснолапого, на кукушку-обманщицу, только перушки посыплются.

Дятел

Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне черный дятел плотничает.

Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает,-мурашей да козявок из-за коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит.

Испугалися мураши:

"Эти-де порядки не хороши!"

Со страху корячутся, за корою прячутся-не хотят вон идти.

Тук-тук-тук! Черный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает: мурашей, словно рыбку таскает.

Гусь и журавль

Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собою:
— Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю-то по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!
Подслушал гуся журавль и говорит ему:
— Глупая ты птица, гусь! Ну, можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень, или летать, как орёл? Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все, да плохо.

Леший

Жители одной уединенной деревни были в большом беспокойстве, особенно бабы и ребятишки. В ближнем любимом их лесу, куда мальчики и девочки поминутно шныряли то за ягодами, то за грибами, завелся леший. Как только настанет ночь, так и пойдет по лесу хохот, свист, мяуканье, а по временам раздаются страшные крики, точно кого-нибудь душат. Как зааукает да захохочет, волосы становятся дыбом. Дети не только ночью, но и днем боялись ходить в свой любимый лес, где прежде только и слышно было что пенье соловьев да протяжные крики иволги. В то же время чаще прежнего стали пропадать по деревне молодые куры, утки и гусята.

Надоело это наконец одному молодому крестьянину Егору.
- Погодите, бабы, - сказал он, - я вам лешего живьем принесу.

Дождался Егор вечера, взял мешок, ружье и отправился в лес, несмотря на просьбы своей трусливой жены. Целую ночь пробродил он в лесу, целую ночь не спала его жена и с ужасом слушала, как до самого света хохотал и аукал леший.

Только уже утром показался Егор из лесу. Он тащил в мешке что-то большое и живое, одна рука у Егора была обмотана тряпкой, а на тряпке видна была кровь. Весь хутор сбежался на двор к отважному крестьянину и не без страха смотрел, как он вытряхивал из мешка какую-то невиданную птицу, мохнатую, с ушами, с красными большими глазами. Она кривым клювом щелкает, глазищами поводит, острыми когтями землю дерет; вороны, сороки и галки как только завидели чудище, так стали над ним носиться, подняли страшный крик и гам.

Филин! - крикнул тут один старик. - Ведь я ж вам, глупые, говорил, что это все филин проказит.

Перелетные птицы всегда удивляли своей выносливостью, удивительной способностью к ориентированию и преданностью насиженным гнездовьям. Что помогает им совершать такие сложные путешествия и с легкостью преодолевать непростые маршруты, читаем в следующем посте.

Представляем Вам интересные факты о перелетных птицах

1. С наступлением холодов птицы покидают места своего обитания и стремятся поскорее добраться в теплые края. Делают они это не потому что мерзнут. Их оперение прекрасно согревает и при низких температурах (вплоть до -10, -15 градусов Цельсия).

Дело в том, что в такой холод, пища, которую едят птицы, становится недоступной. Земля промерзает и все жучки-паучки прячутся, а пернатые остаются голодными. Именно это и становится причиной их перелетов.

2. Знаете ли вы, почему некоторые перелетные птицы (журавли, лебеди) летят именно клином? Такой порядок построения стаи помогает птицам экономить до 20% энергии. Происходит это за счет того, что впереди летящими птицами создаются воздушные завихрения, позволяющие следующим за ним собратьям прилагать для полета гораздо меньше сил. Основная нагрузка ложится на вожака стаи, летящего впереди. Именно поэтому птичий глава часто залетает в середину стаи, а на его место направляется другая птица, чтобы занять на время его место.

Но не все перелетные птицы летят клином. Например, все воробьиные совершают свои перелеты в беспорядочном, хаотичном порядке, кулики, кроншнепы, сороки выстраиваются шеренгой, вороны вытягиваются вереницей. Каждый вид пернатых выбирает для себя наиболее целесообразный вид построения, который позволяет им лучше беречь энергию, наблюдать за окружающей обстановкой и ориентироваться.

3. Но как же птицы находят свои гнезда? Оказывается, они запоминают, что окружает их гнезда, запоминают это и потом без каких-либо усилий возвращаются туда. Даже результат экспериментов, проведенных учеными-орнитологами, когда гнезда передвигались на сотни километров (!) от привычных мест, показал, что пернатые все равно без труда находили их. Значит, наряду с прекрасной памятью у птиц необычайно развит инстинкт, закладываемый в них генетически и безошибочно приводящий их к родному гнездовью.

4. Перелет в южные страны пернатые совершают так, чтобы было где остаться на ночлег, подкрепиться, да и просто отдохнуть. Чаще всего происходит так, что большую часть всего путешествия птицы проводят отдыхая, оставляя на воздушный марш-бросок всего пару часов за день. Интересно, что одни виды птиц передвигаются только в светлое время суток, другие - отводят на перелет только ночь, а третьи могут лететь и днем и ночью. Остается удивляться совершенству механизма ориентирования птиц, которые способны прокладывать маршрут даже в условиях нулевой видимости или в кромешной тьме ночи, ориентируясь по свету звезд, рельефу местности и геомагнитному полю Земли.

5). Есть и такие "добровольцы", которые совершают самостоятельные, одиночные перелеты. Но у таких "аутсайдеров" гораздо больше шансов стать мишенью для охотника или попасть в прочие неприятности, которые сулят столь дальние путешествия. Перелеты в стае это своеобразная гарантия безопасности и поддержки, которую оказывают друг другу все члены птичьего сообщества.

У зябликов "мужчины" пропускают "дам" вперед - сначала летят самки, потом уже самцы. Выносливость у разных видов птиц разительно отличается. Одни, например, вальдшнепы, могут лететь без остановки целых 36 часов, другим требуется много времени на восстановление сил.

6. Вообще непосредственно перед перелетом птицы переходят на уникальную систему питания, запасаясь энергией и силами для предстоящего путешествия. Так, малый песочник усиленно поглощающий перед перелетом рачков-бокоплавов, достигает увеличения показателей кислородного обмена в мышцах на 58-90%! Для примера - спортсмены-профессионалы добиваются показателя в 38-70% только после 7 (!) недель усиленных тренировок.

7). Основной фактор, который влияет на перелетных птиц, является погода. Только она дает своеобразный сигнал к "старту" или, наоборот, задерживает начало путешествия. Когда совершать перелет и совершать ли его вообще, птицы решают, оценивая погодные условия. Если зима выдается теплая, то перелет будет им отложен. А если вдруг нагрянут нешуточные холода, то даже самые отважные сорвутся в южную "командировку".

Птицы очень чутко чувствуют погодные изменения и с легкостью обходят надвигающуюся бурю. Многие виды птиц, такие как, например, чайки используют ветер для совершения быстрых перелетов, существенно экономя свои силы в полете, отдавая себя на волю воздушным потокам.

Ираида Иванова
Беседа с детьми и зимующих и перелетных птицах

Беседа с детьми о зимующих и перелетных птицах .

Возраст детей : 4-7 лет

Подготовила : Иванова Ираида Эрнестовна,

воспитатель МДОУ «Детский сад № 79 комбинированного вида» , г. Саранск

Описание материала : Предлагаю Вашему вниманию беседу о зимующих и перелетных птицах для детей средней , старшей и подготовительной группы (4 -7 лет) . Данная беседа может быть полезна как воспитателям, так и родителям. Давайте вместе с детьми откроем мир окружающей природы, поможем ребенку увидеть единство человека и окружающей среды. Эта беседа способствует закреплению знания дошкольников о группах птиц .

Цели :

Расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах ;

Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах , учить различать их по существенному признаку : возможность удовлетворения потребности в пище;

Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли) ;

Классифицировать птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания;

Обогащать словарный запас;

Развивать речь и логическое мышление

Воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе.

Демонстрационный материал : картинки с изображением птиц , птичьих гнёзд.

Методические приемы : игровая ситуация, беседа-диалог , рассматривание картинок с изображением птиц и беседа по ним , чтение и анализ сказок, подведение итогов.

Ход беседы:

Воспитатель :

Ребята! Знаете ли вы, что всех птиц , которые живут в наших краях, можно разделить на две группы : птицы зимующие и перелетные ?

Зимующие птицы : воробей, ворона, сорока, галка, синица, дятел, сова, поползень, сойка. Они не улетают осенью в теплые страны, так как приспособились к суровому времени года и могут найти себе пропитание даже в сильный мороз.

Птицам трудно прокормиться , ведь аппетит у них огромный, а корма, особенно в зимнюю пору, не хватает. Поэтому многие птицы поступают так : найдя еду, они сразу сообщают об этом остальным – криком подзывают их. Помогая друг другу, птицы доживают до весны . Кроме того, некоторые из птиц , например синица, сойка и поползень, еще осенью делают запасы. Вот как описывает это писатель А. А. Плешаков : «… запасает поползень на зиму корм ! И желуди, и орехи, и крылатки клена – всё запихивает в трещины, ниши и щели на стволах. Упорно трудится целую осень, до самого декабря. В некоторых его кладовых ученые находили до двух килограммов семян.

Ребята, а знаете ли вы, у какой птицы зимой появляются птенцы?

Ну, конечно, это клёст! Посмотрите на картинку с изображением этой птицы .

Эта необыкновенная птичка не только зимует в наших лесах , но и в самые трескучие морозы выводит птенцов. Клесты питаются семенами хвойных деревьев и своих птенчиков тоже кормят этими семенами. Если урожай шишек хороший, в зимнем лесу корма им хватает.

А перелётные птицы с наступлением осенних холодов собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг. Как правило, эти птицы питаются насекомыми , которые с приходом холодов забираются в щели древесной коры, зарываются в сухие листья, прячутся под старыми гнилыми корягами. Корма становится мало, и насекомоядные птицы улетают в тёплые края, а весной они возвращаются в родные края. Мелкие птички прилетаю незаметно. А вот большие, хотя и летят часто ночью, издают громкие звуки. Это вожак подаёт сигнал : не отставайте. Летите за мной. Самцы перелётных птиц прилетают с юга раньше самочек. И сразу начинают заботиться о жилище для будущей семьи.

Ребята, каких перелётных птиц вы знаете ?

Правильно, скворцы, гуси, соловьи, кукушки, а также трясогубки, ласточки, зяблики, пеночки, жаворонки, лебеди. Всё это перелётные птицы .

В весенних лесах слышится звонкий весёлый хор птичьих голосов. Птицы несут в клювиках прутики, сухие былинки, кусочки мха, вьют гнёзда, устилают их пухом и перьями.

И вот в птичьих теремках появляются яички. Птицы высиживают их , согревая своим теплом, а потом из яиц вылупятся беспомощные неоперившиеся птенчики.

Прожорливые птенцы широко раскрывают ярко-жёлтые рты, ждут, когда заботливые родители угостят их мошкой, комариком или гусеницей. Заботливые родители летают по лесам и лугам, добывая детям корм, уничтожая тем самым много вредных насекомых. Так они спасают лес и посевы на полях, сады, парки, скверы.

Птенцы быстро растут. И вскоре в укромных лесных уголках открываются птичьи «школы» . В них взрослые птицы будут учить своих детей искать корм, спасаться от врагов, подавать разные сигналы.

И если в эти прекрасные деньки вы пришли в лес, то старайтесь не бегать и не шуметь. Представьте себе, что вы находитесь в доме, где в колыбельках спят совсем маленькие детки. Не заглядывайте в птичьи гнёзда, не трогайте яички и птенцов руками. Вы можете испугать взрослых птиц , тогда они бросят свой дом, и в гнезде не появятся птенчики.

А теперь, послушайте стихотворение.

Нашла я гнездо лесное

Маленькой пёстрой птички,

Свитое ранней весною,

В гнезде лежали яички.

Как же она испугалась,

Прикинулась птичка больною,

Крыло волочила, металась

В густой траве предо мною.

Давалась мне прямо в руки,

Меня от гнезда уводила.

И сколько в ней было муки,

И сколько в ней было силы!

Вот еще одно правило, которое нужно запомнить! Весной и в начале лета лучше не брать на прогулку в лес или парк свою собаку. Птенцы иногда выпадают из гнезда, и собака может повредить малышу крылышки или лапки.

Воспитатель :

А теперь ребята, давайте отдохнем, проведем физкультминутку «Мишка» .

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна : (потягивание рук вверх)

К нам опять пришла весна!

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил (вращение головой)

Наклонялся взад, вперед (наклоны вперед и назад )

Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку )

Ищет мишка корешки, (наклоны вперед )

И трухлявые пеньки. (наклоны в разные стороны)

В них съедобные личинки –

Для медведя – витаминки.

Наконец медведь наелся, (погладить себя по животу)

И на бревнышке уселся (садимся)

После окончания физкультминутки, дети садятся.

Воспитатель :

Отдохнули? А теперь давайте поговорим о птичьих гнёздах. Какие разные гнёзда строят птицы !

Так дятел выдалбливает большим крепким клювом глубокое дупло в дереве, трясогузки вьют гнёзда из прутиков и травинок в кустах, недалеко от реки или ручья. У сороки гнездо большое и удобное. Ласточки лепят гнёзда из глины. Скворцы живут в деревянных теремках-скворечниках, которые мастерят люди. Журавли и утки устраивают свои гнёзда на земле, в зарослях камыш. А кукушка вообще не вьёт гнезда, а свои яйца подкладывает в гнёзда других птиц .

Птицы – наши друзья ! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огорода, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей ведь нужно беречь. Ребята, помогите птицам пережить зиму . Устраивайте для них кормушки, насыпайте в них семена тыквы, арбуза, подсолнечника, вешайте на веточки деревьев кусочки несолёного сала. Помните, что голодная птица может погибнуть и от легкого мороза. А сытой и стужа не страшна!

Вопросы

1. На какие две группы делятся птицы ?

2. Каких зимующих птиц вы знаете ?

3. Почему перелётные птицы осенью улетают на юг?

4. А когда перелётные птицы возвращаются в наши края?

5. Какие гнёзда строят птицы ?

6. А как вы думаете, почему птиц называют друзьями леса и людей?

7. Как можно помочь птицам зимой ?

Дупло дятла

Гнездо трясогузки

Гнездо сороки

Гнездо ласточки

Скворечник

Гнездо журавля

Занимательная сказка о зимующих и перелетных птицах «Как Воробьишко Африку искал», а также веселые учебные фильмы для детей о перелетных и зимующих птицах, картинки и речевые игры.

как воробьишко Африку искал

— Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки, педагоги! Я рекомендую эту сказку и Ваши «домашние» или «не домашние» занятия, беседы или игры с детьми по ней разделить на две части. И не читать эти части сказки друг за другом в один день, а сделать перерыв на несколько дней. Почему?

А наша задача совсем другая — пробудить интерес к познанию, развить способности ребенка! И для этого ребенку нужен не просто монитор компьютера, а нужна главная фигура – посредник – взрослый, которые поможет увидеть в фильме взаимосвязи, осмыслить их, по-новому посмотреть на известные факты, удивиться им, построить перспективы на будущее – что еще я хочу узнать и чему еще я хочу научиться. Без общения с Вами ребенок этого не сможет сделать, а значит, будет упущена очередная возможность в его продвижении вперед и развитии.

Читая первую часть сказки о перелетных птицах, хорошо будет, если Вы покажете страны, в которые улетают птицы на карте или на глобусе. Чтобы малышу было легче оценить расстояние, которые преодолевают перелетные птицы, покажите ему расстояние до тех городов и мест, где он уже бывал и куда ездил на поезде или летал на самолете. Птицы чаще всего летят намного дальше этих мест, и ведь у них нет ни поезда, ни самолета, а есть только крылья. И летят они в любую погоду!

Раздел 1. Введение к сказке о птицах. Знакомимся с воробышком Чиком

Сегодня я хочу познакомить Вас с моим другом. А вот и он. Слышите?

«Здравствуйте, ребята. Приятно познакомиться. Зовут меня Чик. А фамилия моя Чирик. Поэтому меня так все называют – Чик-Чирик. Мама и папа говорят мне, что когда я вырасту, меня будут все называть по-взрослому, по имени – отчеству – Чик Чирикыч Чирик. Наверное, Вы догадались, что я больше всего люблю делать? Конечно же, сидеть на веточке и распевать веселые песенки: «Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирикыч, чик – чирик».

Вы наверняка видели меня на улице, когда гуляли с мамой и папой. Я маленькая птичка, серенькая, веселая, подвижная и очень шустрая. Все время прыгаю с места на места. Да, я еще ведь прыгать люблю. А вот ходить не люблю и не умею. У меня ножки коротенькие, мне прыгать удобнее чем ходить.

Про меня даже загадку сочинили».

Догались, кто я? Я маленький Воробьишко. Про мальчишку специально в загадке сказано, что бы Вы не догадались, что я птица. Как будто я мальчишка. Когда я вырасту меня будут звать «воробей». А пока я маленький, мама – воробьиха и папа-воробей называют меня ласково — «воробьишко». И ты попробуй догадаться, как они говорят.

Речевое упражнение «Назови ласково»

Образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами

  • Они говорят, что когда я вырасту, у меня будут крылья. А пока у меня маленькие — … ? (Крылышки).
  • Когда я вырасту, у меня будет клюв. А сейчас у меня маленький …? (клювик).
  • Когда я стану взрослым воробьем, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня маленькие… ? Глазки. У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие — … ? (Перышки)
  • Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня… ? (Головушка, головка).
  • Когда я стану большим воробьем, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня маленький… ? (хвостик)
  • Я очень люблю придумывать разные сказки. Вот одна из моих сказок о нашей чик-чиричьей воробьиной жизни.

Часть 2. Перелетные птицы

2.1. Куда летят осенью перелетные птицы?

Жил да был я летом, не тужил. А тут вдруг осень пришла, холодно стало. Дедушка – воробей рассказал мне, что осенью птицы улетают в Африку. Там тепло, много еды и там они зимуют. Как же мне захотелось тоже эту Африку найти и хоть одним глазком на нее взглянуть! Вот и решил я в Африку полететь и попрыгал ее искать. Думаю: дело-то простое в Африку попасть. Сейчас найду перелетных птиц и вместе с ними полечу.

Прыг-скок, прыг-скок, чик-чирик, чики-чирики. И тут вижу – скворцы в стаю собрались, что-то обсуждают, улетать на юг собираются. Совет держат – решают, кто за кем лететь будет. И интересно друг с другом разговаривают, будто приговаривают «так-так», «так-так», « а теперь не так», «вот так»! Как здорово! Вот сейчас спрошу у них об Африке и с ними в Африку полечу!

«Возьмите меня с собой в Африку!», — говорю. А самый старый скворец мне отвечает:

— А в Африку мы не летим! Мы в Туркменистан собираемся. Там тоже тепло зимой. Сначала наши детки полетят. Они летят медленно, поэтому первыми вылетают. А затем уже мы – старики. Мы быстро летим и их догоним. Ты спроси у других птиц, может быть кто-то из них в Африку летит?

— А зачем Вы на зиму улетаете?

— Здесь корма нет. А там и тепло, и корма вдоволь. Из-за корма и летим! Вот как весна придет, обратно вернемся.

— А как же мы — воробьи зимой жить будем?

Так у вас корм есть – лети в деревню или в город, там крошками и прокормишься.

«Ну ладно», — думаю.- «Попрыгаю-полечу-почирикаю дальше. Может быть еще кого-то из попутчиков найду».

Тут подлетела ко мне птица-чечевица и спрашивает: «Куда собрался, Воробьишко? Что это ты сегодня суетишься, всё прыгаешь да летаешь и со всеми чирикаешь?». Чечевица – это название этой птицы. Даже складно получается как в стихах: птица – чечевица! Мне очень нравится. А вам?

«Да вот в Африку хочу полететь, попутчиков ищу, а то здесь слишком холодно. Возьмешь меня с собой?»

«А мы птицы-чечевицы в Африку не летаем и дороги туда не знаем. Мы на зимовку в Индию летим. Там перезимуем в тепле и обратно вернемся».

— Чик-чирики, приветики! Можно с Вами в Африку полететь?

— Да мы в Африку на зиму не летаем, — ответили утки. – Мы летим поближе в Европу кто куда – кто в Англию, кто во Францию, кто в Голландию. Там, конечно, не Африка, но теплее чем здесь. Здесь нам оставаться нельзя. Скоро все речки да озера замерзнут – как нам здесь жить? А вот как весна придет, лед растает, так мы и вернемся.

«Да… Придется других попутчиков искать», — подумал я и дальше попрыгал. Зернышек поклевал и полетел попутчиков искать.

Кто это на ветке сидит? Мой дедушка – воробей как раз про них и рассказывал, что они в Африку улетают на зиму и хорошо там зимой живут!

— Тетушка Кукушка! Тетушка Кукушка!

— Вот это новости! Воробышек! Ты чего сюда прилетел? Я ведь уже в Африку улетать собралась.

— Тетушка Кукушка! Возьмите меня с собой в Африку! Я умею летать!

— Как же я тебя с собой возьму? Мы – кукушки никогда вместе в Африку не летаем. Только по одной. Мы даже деток наших не берем с собой. Сначала сами улетим, а они здесь останутся — их еще кормят их родители, к которым мы подкинули кукушат. А уж пройдет время, и после нас наши подросшие кукушата в Африку летят. И тоже по одному.

— А откуда кукушата узнают дорогу?

— А это наша тайна. Ее никто не знает. А ты других птиц найди, которые стайкой в Африку летят. Они тебя возьмут с собой.

А вот и стайка птичек — пеночки да мухоловки. Ты уже догадался, почему так называют мухоловок: мухо – ловки. Потому что они…? Правильно, мух ловят! И не только мух, но и других насекомых. Уж они точно в Африку летят.

— Куда путь держите?

— В Африку.

— Ура! Я тоже хочу в Африку! А где она – эта Африка?

— Далеко за морем. Очень далеко. Сил нужно много, чтобы долететь до нее.

— Возьмите меня с собой. А что такое море? Я смогу его перелететь?

— А ты ночью летать умеешь?

— Нет, ночью я сплю.

— А мы только ночью летим. Иначе нас ястребы, да соколы поймают. А тебе и лететь с нами незачем. Мы птицы перелетные, а ты птичка зимующая. Тебе здесь зимовать нужно. Перелет – дело очень опасное. Ждут нас впереди и ураганы, и холодные дожди, и хищники. В тумане можно сбиться с пути или разбиться о скалы. Не все из нас вернутся сюда весной. Да и на зимовке мы песен не поем, гнезд не вьем. Вот как вернемся весной обратно – то и песни тебе споем, и птенчиков выведем. Были бы здесь зимой мухи, жучки для другие насекомые для еды – мы бы остались тут, не полетели бы. А тут деться нам некуда — надо лететь. Здесь мы от голода зимой погибнем.

— Эх, и почему я ночью не могу лететь, — расстроился я. Я бы опасностей не испугался бы. Мы воробьи очень смелые! Придется мне остаться и здесь свою Африку искать. Пойду зимующих птиц расспрошу – где же наша Африка? И где они зимой греются и кормятся?

А пока Воробышек Чик-Чирик идет в лес искать зимующих птиц, давай заглянем в веселую лесную школу и вместе со сказочными героями узнаем другие лесные новости и посмотрим, какие еще птицы перелетные, как и куда они путешествуют.

2.2. Занимательный учебный фильм для детей о перелетных птицах

Вместе со сказочными героями волчонком, котиком и мышкой малыши попадут в лесную школу и узнают много интересного о перелетных птицах:

  • Какие птицы перелетные и почему их так называют?
  • Почему птицы улетают от нас осенью?
  • Улетают ли птенцы?
  • Есть ли у птиц своя школа с уроками?
  • Отдыхают ли птицы во время перелета?
  • Чем отличаются стая и клин?
  • Кто из птиц летит в Африку?
  • Кто чемпион среди перелетных птиц?
  • Как ученые изучают перелетных птиц? Как они узнают, куда улетают птицы?

После просмотра фильма побеседуйте с малышом. Задайте ему вопросы по содержанию фильма (в этом Вам помогут вопросы, данные выше), спросите, что больше всего ему понравилось в нем, что больше всего удивило, что еще он хочет узнать о перелетных птицах. Попробуйте найти ответы на вопросы малыша в энциклопедии или в Интернете.

Скажите ребенку, что когда люди еще не умели изучать природу и птиц, то они часто ошибались. Например, больше 200 лет назад жил натуралист, который считал, что птицы осенью улетают… ни за что не догадаетесь куда:). На Луну!!! И что они там погружаются в спячку, а весной с Луны возвращаются обратно. А вот сейчас люди благодаря ученым точно знают, куда улетает каждая птичка. Вспомните о том, как это ученые узнают. Если малыш упустил этот фрагмент в фильме, можно его просмотреть еще раз, используя при необходимости паузы.

Раздел 3. Зимующие птицы

3.1. Знакомимся с зимующими птицами

Уфффф, наконец, добрался я до Тетушки Куропатки. Она наверняка зимует у нас и знает, где наша Африка, где погреться зимой можно.

— Тетушка Куропатка, Здравствуйте. Наше Чик-чирик Вам и привет от моей мамы Чирики и от моего папы Чирикыча. А Вы зимующая птица? Никуда не улетаете?

— А как же, зимующая конечно. Я никуда не улетаю. Здесь зимой живу. Да и зачем мне улетать. Мне и тут хорошо!

— Как же Вы в морозы живете, Вам же холодно и голодно? Наверное, Вы здесь у нас Африку нашли?

— Африку? А зачем нам Африка? Нам – куропаткам — нисколько не холодно! Мы к зиме становимся белыми как снег. Нас на снегу не видно. Очень мы этим довольны! А наши новые зимние белые перышки намного теплее летних рябых перышек, потому мы и не мерзнем. И вот что еще мы — куропатки придумали. Мы на зиму заводим себе на лапках кружки – такие снегоступы. Она для нас как настоящие лыжные палки, в таких снегоступах – кружках так удобно по снегу ходить! И в снег мы даже не проваливаемся! А корм из-под снега мы коготками добываем. Зачем нам куда-то лететь, если нам и здесь хорошо! Так что не знаю я, где твоя Африка! И знать не хочу!

— А как же мне жить зимой? У меня белых зимних перышек нету и снегоступов на лапках тоже нет. Придется еще у кого-нибудь спросить. Полетел я дальше. Вижу – сидит на ветке попугай! Не настоящий, а северный попугай. Так клестов у нас называют.

— Прыг-скок! Чик-чирик! Привет, клест! Как живешь? Об Африке не мечтаешь?

— Хорошо живу. Шишек вокруг много, дом – гнездо у меня теплое. Птенцы зимой появятся, будем их кормить еловой кашей из шишек. Чего еще надо? Приходи к нам на ель жить – тоже будешь шишки есть.

— Спасибо за приглашение! Да с моим клювом я шишку не разгрызу – голодным останусь. Полечу я дальше свою Африку искать. Кто-то кажется впереди есть и меня уже заметил. Ой, какой большой и страшный наверное! Полечу — познакомлюсь.

— Чик-чирик. А Вы кто?

— Я рябчик.

— Дяденька Рябчик, а Вы как зимуете? Почему не улетели в южные страны?

— А зачем мне улетать? Здесь у меня пушистое теплое снежное одеяло есть – я ведь под снегом сплю.

— А что же Вы есть зимой будете?

— А мы птицы умные, махоньких камушков наглотаемся, они у нас внутри любую еду перетрут. Так что голодными не останемся – съедим зимой и хвою, и почки с веток. И ты можешь пожить зимой с нами — камушков съесть, под снег залезть.

— Нет, дяденька рябчик. Я под снег не полезу и камешки есть не буду. Не воробьиное это дело. Полечу дальше свою – воробьиную Африку искать. Может быть, у глухаря Африку найду.

— Дедушка Глухарь! Здравствуйте!

— Что-то плохо я слышу. Ты погромче скажи!

— Здравствуйте, дедушка Глухарь! А Вы не знаете, где у нас зимой Африка, где погреться можно в холод и в мороз?

— Как не знать? Знаю, конечно.

— А мне расскажете?

— Расскажу и даже покажу. Африка у нас – у глухарей в сугробе! Лучше Африки не найти!

— Какая же она Африка, если снег холодный?

— Это сверху снег холодный, а внутри сугроба тепло и уютно. Мы в сугробе отдыхаем. Иногда три дня в нем сидим.

— А как же Вы едите?

— Мы зимой едим мало. Пешком дойдем до ствола дерева, взлетим на сучок, да поедим хвою сосенки. Наедимся вдоволь – и снова – нырк – и в снег. Пройдем под снегом чуть-чуть вперед, чтобы нас не нашли и спим в покое и тепле. И ты к нам приходи – мы тебе место в сугробе найдем.

— Спасибо, только мы — воробьи – в сугробе не спим. Наверное, у нас другая Африка.

Хотите узнать, нашел ли Воробей свою Африку? Конечно, нашел. Вот какую!

Холодно, холодно!.. Солнце не греет.
В Африку, в Африку, птицы, скорее!
В Африке жарко! Зимою, как летом,
В Африке можно гулять неодетым!
Все улетели за синее море…
Только один Чик-Чирик на заборе.
С ветки на ветку воробышек прыг -
Африку ищет в саду Чик-Чирик.
Африку ищет для мамы своей,
И для братишек, и для друзей.
Сон потерял он, забыл про еду -
Ищет, но Африки нету в саду!
Он облетел, обыскал спозаранку
В дальнем лесу за полянкой полянку:
Дождик и ветер под каждым кустом,
Зябко и сыро под каждым листом.
Так и вернулся ни с чем Чик-Чирик,
Грустный, расстроенный, и говорит:
- Мама, где Африка наша с тобой?
- Африка?.. Тут - за печною трубой! (Г. Васильев)

Так и остался я жить с вами вместе, ребята. И нашел свою Африку — греюсь за печной трубой. И спасибо вам, что о нас – воробьях вы зимой не забываете – корм кладете в кормушки. Без вас бы мы зимой пропали бы совсем! Вот и летаю я около ваших домов и чирикаю: «Жив ли я? Жив-жив, чик-чирик, чик-чирик!»

А теперь я полечу еду себе добывать. Уже зима пришла, холодно стало. Пока светло на улице нужно успеть наесться досыта, иначе ночью замерзнешь. Чик-чирикиданья! Вы догадались, что по-воробьиному это называется «до свидания».

А на прощание я подарю Вам загадки – особые, воробьиные.

3.2. Отгадай загадки Воробья: грамматическая игра

В этой игре развивается языковое чутье ребенка, развивается умение точно употреблять прилагательные в роде, числе, падеже. Малыш учится ориентироваться на окончания прилагательных в своей речи, выделять их.

  • Моё уютное – это дом или гнездо?
  • Мои пушистые – это перышки или хвост?
  • Моя любимая – это мама или дедушка?
  • Мой маленький – это клюв или или голова?

Если малыш ошибся, спросите его: «Разве мы так говорим – уютное дом. Как мы говорим про дом? Он какой? Уют-нЫЙ. А уют-нОЕ – это что….?»

Очень частая ошибка детей — тот случай, когда они говорят нечто среднее, не относящееся ни к мужскому, ни к женскому, ни к среднему роду. Например: «уютныя» или «маленькоя». Не передразнивайте малыша и не повторяйте за ним ошибки. Ему нужен правильный образец. Четко произнесите правильные окончания прилагательных, выделив их голосом и попросите повторить правильный вариант ответа.

Если малыш часто ошибается, то такую игру в загадки нужно проводить с ним ежедневно, пока мы не закрепим нужные умения. Например, на прогулке или по дороге в магазин загадайте загадки, четко выделяя в них окончания слов: «Отгадай, что я вижу? БелОЕ новОЕ – это окно или дом?», «ВысокОЕ красивОЕ – это дерево или башенка?», «Я купила в магазине вкуснЫЕ сладкИЕ – это конфеты или мармелад?».

А теперь давайте посмотрим видеофильм для детей о друзьях Чик-Чирика — других птичках, которые зимуют рядом с нами.

3.3. Учебный познавательный видеофильм для детей о зимующих птицах

В этом занимательной видеоуроке для малышей в лесной школе дети узнают, какие птицы называются зимующими, увидят дятла (и большого, и малого, и желну и даже зеленого дятла!), поползня, королька и других зимующих птичек в лесу.

А в заключении рассказа о перелетных и зимующих птицах я хочу вспомнить и вместе с вами посмотреть еще одну старую детскую сказку о птицах — об уточке, которая не смогла улететь вместе со всеми в теплые страны и осталась зимовать в снежном лесу – сказку «Серая Шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Еще о зимующих и перелетных птицах Вы можете почитать детям:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Надежда Николаева
Сказка о зимующих и перелётных птицах

Сказка о зимующих и перелётных птицах

Доктор лесной – дятел сказал : «У меня клюв крепкий да язык длинный – откуда угодно погубителей деревьев короедов вытащу. Без моего присмотра деревьям нельзя ни зимой, ни летом».

Сова сказала : «Я тоже не могу лететь в тёплые края. Мышей летом много развелось, а если зимой их не уничтожать, то они летом все грибочки и ягодки съедят».

Голубь сказал : «Я хочу остаться, так как привык к людям. На крышах домов тепло и там мои гнёзда. Не хочу бросать свой дом».

Воробей подумал : «Чик-чирик, прыг-скок. Мы воробьи шустрые, быстрые. Люди вешают зимой кормушки, кормят нас и других птиц . Думаю, голода мы испытывать не будем.

Эти птицы стали зимующими .

Остальные птицы – цапля , лебедь, чайка, журавль, утка улетели потому что вода зимой в реках и озёрах замерзает, а они водоплавающие.

Скворцы, ласточки, кукушка и другие птицы которые питались насекомыми, тоже улетели в тёплые края и стали перелётными .

Один грач долго думал, а когда на полях снег закрыл осыпанные зёрна, тоже решил улететь, но обещал вернуться первым.

С тех пор так и повелось : одни птицы улетели в тёплые края, где вода не замерзает и много рыбы и насекомых. Некоторые птицы остаются и кормятся зимой сами. А многие птицы остались на попечение людей воспитывать доброту и чуткость к пернатым друзьям.

Публикации по теме:

Беседа о зимующих и перелетных птицах Цель. Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку, возможность удовлетворения.

Детско-взрослый образовательный проект по экологии «Мы - друзья зимующих птиц» Паспорт проекта Вид проекта: естественнонаучный Продолжительность: краткосрочный (недельный) Участники: воспитатели, родители, дети средней.

Экологический праздник "Синичкин день" отмечают во многих уголках нашей страны. В этот день добрые, заботливые люди встречают зимующих птиц.

Конспект НОД по формированию представлений о зимующих птицах в подготовительной к школе группе «Юные орнитологи» Тема: «Юные орнитологи» Подготовил воспитатель: Каргина Светлана Леонидовна Цель: уточнить и расширить представления о зимующих птицах,.

«Беседа о зимующих и перелетных птицах».Программное содержание: -закрепить понятие «зимующие» птицы, «перелетные» птицы; -уточнить знания.

Конспект занятия «В гостях у зимующих птиц» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 1 «Алёнушка» городского округа город Октябрьский Республики.

Образовательная деятельность «Встречаем перелётных птиц» Цель: Уточнять знания детей о весне и перелётных птицах. Образовательные задачи: Уточнить и расширить представления детей о весне, о приметах.

Познавательная сказка к беседе о домашних животных и птицах и их детенышах Однажды, возле двора проснулся детеныш и стал звать свою маму. Вдруг он услышал как рядом заквакали лягушки. Детеныш подумал, что они смеются.