Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » В древности и средние века. История индийской цивилизации. Машины навесного действия

В древности и средние века. История индийской цивилизации. Машины навесного действия

История народов Африки уходит в глубокую древность. В 60-80-х гг. 20 в. на территории Южной и Восточной Африки ученые нашли останки предков человека - австралопитековых обезьян, что позволило им высказать предположение, что Африка могла быть прародиной человечества (см. Становление человечества). На севере континента около 4 тыс. лет назад возникла одна из древнейших цивилизаций - древнеегипетская, оставившая многочисленные археологические и письменные памятники (см. Древний Восток). Одним из наиболее населенных районов Древней Африки была Сахара с обильной растительностью и разнообразным животным миром.

Начиная с 3 в. до н. э. происходил активный процесс миграции негроидных племен на юг континента, связанный с наступлением пустыни на Сахару. В 8 в. до н. э. - 4 в. н. э. на северо-востоке Африки существовали государства Куш и Мероэ, связанные во многом с культурой Древнего Египта. Древнегреческие географы и историки называли Африку Ливией. Название «Африка» появилось в конце 4 в. до н. э. у римлян. После падения Карфагена римляне основали на территории, прилегавшей к Карфагену, провинцию Африка, затем это название распространилось на весь континент. Раннее средневековье Северная Африка встретила под властью варваров (берберов, готов, вандалов). В 533-534 гг. ее завоевали византийцы (см. Византия). В 7 в. их сменили арабы, что привело к арабизации населения, распространению ислама, формированию новых государственных и социальных отношений, созданию новых культурных ценностей.

Слева: голова «королевы-матери». Бенин. 1515-1550.

В древности и раннем средневековье в Западной Африке возникли, сменяя друг друга, три крупных государства. Их образование связано с расширением межгородской торговли в бассейне реки Нигера, пастушеским земледелием, широким применением железа.

Письменные источники о первом из них - государстве Гана - появляются в 8 в. с приходом арабов в Африку южнее Сахары, а устные предания относятся к 4 в. Ее расцвет относится к 8-11 вв. Арабские путешественники называли Гану страной золота: она была крупнейшим поставщиком золота в страны Магриба. Здесь, пересекая Сахару, проходили караванные пути на север и юг. По своему характеру это было раннеклассовое государство, правители которого контролировали транзитную торговлю золотом и солью, облагали ее высокой пошлиной. В 1076 г. столицу Ганы город Кумби-Сале захватили пришельцы из Марокко - альморавиды, положившие начало распространению ислама. В 1240 г. царь малинке из государства Мали Сундиата подчинил себе Гану.

В 14 в. (время наивысшего расцвета) огромное по территории государство Мали простиралось от Сахары до грани леса на юге Западного Судана и от Атлантического океана до города Гао; его этническую основу составлял народ малинке. Важными центрами мусульманской культуры стали города Томбукту, Дженне, Гао. Внутри малийского общества распространились раннефеодальные формы эксплуатации. Благополучие государства основывалось на доходах от караванной торговли, земледелия по берегам Нигера, скотоводства в полосе саванны. Мали неоднократно подвергалось нашествию кочевников, соседних народов; династические распри привели к его упадку.

Государство Сонгай (столица Гао), выдвинувшееся на первый план в этой части Африки после падения Мали, продолжило развитие цивилизации Западного Судана. Его основное население составлял народ сонгай, и поныне живущий вдоль берегов среднего течения реки Нигера. Ко 2-й половине 16 в. в Сонгае сложилось раннефеодальное общество; в конце 16 в. его захватили марокканцы.

В районе озера Чад в раннем средневековье существовали государства Канем и Ббрну (9-18 вв.). Нормальному развитию государств Западного Судана положила конец европейская работорговля (см. Рабство, Работорговля). Мероэ й Аксум - наиболее значительные государства Северо-Восточной Африки в период между 4 в. до н. э. и 6 в. н. э. Царства Куш (Напата) и Мероэ располагались на территории севера современного Судана, государство Аксум - на Эфиопском нагорье. Куш и Мероэ представляли собой позднюю фазу древневосточного общества.

До наших дней дошло немного археологических памятников. В храмах и на стелах вблизи Напаты сохранилось несколько надписей на египетском языке, которые позволяют судить о политической жизни государства. Гробницы правителей Напаты и Мероэ строились в форме пирамид, хотя по размерам были значительно меньше египетских (см. Семь чудес света). Перенос столицы из Напаты в Мероэ (Мероэ находился примерно в 160 км севернее современного Хартума) был, очевидно, связан с необходимостью уменьшить опасность от вторжений египтян и персов. Мероэ был важным центром торговли между Египтом, государствами побережья Красного моря и Эфиопией. Вблизи Мероэ возник центр по переработке железных руд, железо из Мероэ экспортировалось во многие страны Африки.

Период расцвета Мероэ охватывает Зв. дон.э. - 1в. н. э. Рабство здесь так же, как и в Египте, не было главным в системе эксплуатации, основные тяготы несли деревенские общинники - пахари и скотоводы. Община платила налоги и поставляла рабочую силу для строительства пирамид и оросительных систем. Цивилизация Мероэ остается все еще недостаточно исследованной - мы еще мало знаем о повседневной жизни государства, его связях с внешним миром.

Государственная религия следовала египетским образцам: Амон, Исида, Осирис - боги египтян - были и богами мероитов, но наряду с этим возникают и чисто мероитские культы. Мероиты имели собственную письменность, алфавит содержал 23 буквы, и хотя его изучение началось еще в 1910 г., до сих пор язык Мероэ остается труднодоступным, не позволяющим расшифровать сохранившиеся письменные памятники. В середине 4 в. царь Аксума Эзана нанес решительное поражение мероитскому государству.

Аксум - предтеча эфиопского государства, его история показывает начало той борьбы, которую вели народы Эфиопского нагорья за сохранение своей независимости, религии и культуры в условиях враждебного окружения. Возникновение Аксумского царства относится к концу I в. до н. э., а его расцвет - к 4-6 вв. В 4 в. государственной религией стало христианство; по всей стране возникали монастыри, оказывавшие большое экономическое и политическое влияние. Население Аксума вело оседлый образ жизни, занимаясь сельским хозяйством и скотоводством. Важнейшей культурой была пшеница. Успешно развивалось орошение, террасное земледелие. Аксум был важным торговым центром, связывавшим Африку с Аравийским полуостровом, где в 517-572 гг. ему принадлежал Южный Йемен, но могущественная персидская держава вытеснила Аксум с юга Аравии. В 4 в. Аксум установил связи с Византией, контролировал караванные пути от Адулиса по реке Атбаре до среднего течения Нила. Аксумская цивилизация донесла до наших дней памятники культуры - остатки дворцов, эпиграфические памятники, стелы, крупнейшая из которых достигала высоты 23 м.

В 7 в. н. э., с началом арабских завоеваний в Азии и Африке, Аксум утратил свое могущество. Период с 8 по 13 в. характеризуется глубокой изоляцией христианского государства, и лишь в 1270 г. начинается его новый подъем. В это время Аксум теряет свое значение политического центра страны, им становится город Гондэр (севернее озера Тана). Одновременно с укреплением центральной власти возросла и роль христианской церкви, монастыри сосредоточивают в своих руках крупные земельные владения. В хозяйстве страны стал широко применяться труд рабов; получают развитие барщина и натуральные поставки.

Статуя вождя. Культура Ифе. 12-15

Подъем коснулся и культурной жизни страны. Создаются такие памятники, как летописи жизни царей, церковной истории; переводятся труды коптов (египтян, исповедующих христианство) по истории христианства, всемирной истории. Один из выдающихся эфиопских императоров - Зэра-Яыкоб (1434 - 1468) известен как автор работ по теологии и этике. Он выступил за укрепление связей с папой римским, и в 1439 г. эфиопская делегация приняла участие во Флорентийском соборе. В 15 в. в Эфиопии побывало посольство короля Португалии. Португальцы в начале 16 в. оказали помощь эфиопам в борьбе против мусульманского султана Адаля, надеясь затем проникнуть в страну и захватить ее, но потерпели неудачу.

В 16 в. начался упадок средневекового эфиопского государства, раздираемого феодальными противоречиями, подвергавшегося набегам кочевников. Серьезным препятствием успешному развитию Эфиопии была ее изоляция от центров торговых связей на Красном море. Процесс централизации эфиопского государства начался лишь в 19 в. На восточном побережье Африки в средние века выросли торговые города-государства Килва, Момбаса, Могадишо. Они имели широкие связи с государствами Аравийского полуострова, Передней Азией и Индией.

Здесь возникла цивилизация суахили, впитавшая в себя африканскую и арабскую культуру. Начиная с 10 в. арабы играли все большую роль в связях восточного побережья Африки с большим числом мусульманских государств Ближнего Востока и Южной Азии. Появление португальцев в конце 15 в. нарушило традиционные связи восточного побережья Африки: начался период длительной борьбы африканских народов против европейских завоевателей. История внутренних областей этого района Африки известна недостаточно из-за отсутствия исторических источников. Арабские источники 10 в. сообщали, что в междуречье Замбези и Лимпопо находилось крупное государство, обладавшее большим количеством золотоносных рудников. Цивилизация Зимбабве (ее расцвет относится к началу 15 в.) наиболее известна в период государства Мономотапа; до наших дней сохранились многочисленные общественные и культовые сооружения, свидетельствующие о высоком уровне строительной культуры. Крах империи Мономо- тапы наступил в конце 17 в. в связи с расширением португальской работорговли.

В средние века (12-17 вв.) на юге Западной Африки существовала развитая культура городов-государств йоруба - Ифе, Ойо, Бенин и др. В них достигли высокого уровня развития ремесло, земледелие, торговля. В 16-18 вв. эти государства принимали участие в европейской работорговле, что и привело их к упадку в конце 18 в.

Крупным государством Золотого Берега была конфедерация государств Аманти. Это наиболее развитое феодальное образование Западной Африки в 17-18 вв. В бассейне реки Конго в 13-16 вв. существовали раннеклассовые государства Конго, Лунда, Луба, Бушонго и др. Однако с приходом в 16 в. португальцев их развитие было также прервано. Исторических документов о раннем периоде развития этих государств практически нет.

Африка в древности и в средние века Воины в национальной одежде. Бурунди. Современный снимок.

Мадагаскар в 1-10 вв. развивался в изоляции от материка. Населявшие его малагасийцы образовались в результате смешения пришельцев из Юго-Восточной Азии и негроидных народов; население острова состояло из нескольких этнических групп - мерина, сокалава, бецимисарака. В средние века в горах Мадагаскара возникло королевство Имерина. Развитие средневековой Тропической Африки в силу природных и демографических условий, а также из-за ее относительной изоляции отставало от Северной Африки.

Проникновение европейцев в конце 15 в. стало началом трансатлантической работорговли, которая, как и арабская работорговля на восточном побережье, задержала развитие народов Тропической Африки, нанесла им невосполнимый моральный и материальный ущерб. На пороге нового времени Тропическая Африка оказалась беззащитной перед колониальными захватами европейцев.

ВИДЫ НОРМ МП.

По характеру содержащихся в нормах МП предписаний можно выделять:
- нормы-принципы,

Нормы-определения,

Нормы-правомочия,

Нормы-обязанности,

Нормы-запреты.

Нормы-принципы устанавливают основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества. Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные субъективные права. Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения: "никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах" (ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).

По своей роли в механизме международно-правового регулирования различают:

Регулятивные и

Охранительные нормы МП.

Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий. Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.

Материальные и

Процессуальные.

Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой статус и т.д. Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм.

По сфере действия различают:

Универсальные,

Региональные и

Локальные нормы МП. Универсальные нормы охватывает своим участием большинство государств мира. Таковы, например, Устав ООН, нормы о нераспространении ядерного оружия и др. Региональные нормы МП действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, акты органов СНГ). Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов МП (например, Договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

Нормы международного права такж подразделяются на ИМПЕРАТИВНЫЕ (ius cogens) и ДИСПОЗИТИВНЫЕ. Императивной признается норма, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Диспозитивных норм в МП гораздо больше, отсупление от них возможно по соглашению субъектов МП.

Развитие МП в древности и в средние века.

В литературе выделяют четыре основных этапа развития международного права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и современный.

Возникновение и развитие МП связано с возникновением государства. МП возникло в период рабовладельческого строя. Пожалуй, одним из самых древних дошедших до нас международных договоров является договор египетского фараона Рамзеса II с царем хеттов Хаттушилем III, заключенный в 1278 г. до н.э. В этом соглашении восстанавливались дружественные отношения между двумя государствами после длительной войны, заключались оборонительный и наступательный союзы, предусматривались помощь в случае внутренних беспорядков и взаимная выдача перебежчиков. Этот договор послужил образцом для многих международных соглашений. Своеобразным памятником МП можно считать и Законы Ману (I век н.э.)., достаточно подробно урегулировавшие вопросы посольского права, а также правила ведения войны. Весьма интенсивную дипломатическую деятельность осуществляли древнегреческие города-государства, обменивавшихся многочисленными посольствами и заключавшими договоры о военной помощи. Получил развитие институт защиты иностранцев (проксения). Споры по нарушениям международных договоров рассматривались третейскими комиссиями; на нарушителей договора налагался крупный штраф, который, в случае неуплаты, взыскивался с помощью вооруженных сил. В древнем Риме (в период республики) послы выбирались в сенате и обязаны были давать отчет о своей деятельности. В период империи происходит становление "права народов" (jus gentium) как особой правовой системы. В этот же период уже начинает проводиться различие между справедливыми и несправедливыми войнами. Возникает принцип соблюдения договоров, при этом нарушение договора рассматривалось как нарушение божественного права.

На развалинах римской империи в Европе возникло несколько феодальных государств (франков, германцев, саксов и др.). Развитие МП несколько замедлилось, т.к. характерной чертой эпохи феодализма являлось "кулачное право". Война признавалась справедливой формой разрешения международных споров. В этот период заключаются, в основном, договоры о военных союзах, мирные соглашения. Торговые города заключали союзы (Ганзейский союз), для защиты торговли и торгующих граждан. Международное признание получили сборники, кодифицирующие нормы и обычаи морского права и послужившие обоснованием принципа свободы открытых морей. Отмечается некоторая регламентация "законов и обычаев войны", начинает складываться консульское право. Активную роль в международных отношениях играла церковь. Периодически проводившиеся соборы играли роль кодификаторов обычных норм МП. Так, на Карфагенском соборе (438 г.) был официально сформулирован один из важнейших принципов МП - принцип добросовестного выполнения международных обязательств (pacta sunt servanda).


- Я не намерен извиняться за своих, как ты выразился, «корешей», - спокойно ответил чародей. - Я их понимаю, потому что мне, как и им, пришлось крепко потрудиться, чтобы овладеть искусством чернокнижника. Ещё совсем мальчишкой, когда мои сверстники бегали по полям с луками, ловили рыбу или играли в чёт-нечёт, я корпел над манускриптами.
Анджей Сапковский «Ведьмак»


В мирах фэнтези мы встречаем жрецов, несравненная мудрость которых выражается в том, что перед боем они надевают доспехи. И магов, которым высокий интеллект подсказывает, что убегать от монстров проще будет налегке. И те, и другие наделены великими силами, но почему-то не занимают в обществе главенствующего положения. Тогда как их реальные прототипы, даже не умея читать заклинания, пользуются огромным влиянием. Наверное, потому, что работа их приносит куда больше пользы, чем принято считать.

Говорящие с духами

Если сила жреца не в покровительстве божеств, то в чём же? Главным образом - в знаниях и умении ими распорядиться. Образованность же - явление не столь тривиальное, как кажется. В старину обычный человек, как правило, не только ничему не учился, но и не понимал, как можно учиться и зачем это требуется. Ведь он и так всё знал и всё умел.

Если мужчина мог ездить верхом, пахать или охотиться с луком, то он приобретал эти навыки в детстве, играя и наблюдая за старшими. Обучение происходило без приложения осознанных усилий и воспринималось как неизбежное следствие взросления. Перечень умений был одинаков для всех и допускал вариации только по половому признаку. В частности, женщины на определённых этапах развития приобретали способность рожать детей, а мужчины - нет.

Единственными, на ком этот принцип давал видимый сбой, были шаманы. Расшибать врагам головы умел почти каждый мужчина. А вот стучать в бубен и симулировать припадок эпилепсии... Тут явно не обошлось без вмешательства духов.

Все «естественные» человеческие навыки шаман, разумеется, тоже имел. Ведь он не получал платы за «концерты» и заботиться о пропитании семьи должен был на общих основаниях. С духами шаман общался в свободное от работы время, но эта дополнительная нагрузка давала ему реальную и почти беспредельную власть.

Человек в первобытном обществе не пользовался полной свободой, как иногда полагают. Практически любое его действие подвергалось мелочной регламентации бесчисленными правилами и обычаями - иногда мудрыми, основанными на опыте поколений, иногда абсурдными. Знатоками этих «принципов существования» являлись старейшины. Они же следили за их неукоснительным соблюдением. Но поскольку сами табу якобы отражали волю духов, последнее слово оставалось за тем, кто лично мог переговорить с представителями «верхнего мира», - шаманом.

Жизнь племени плавно катилась по рельсам предвечных и нерушимых обычаев. И чтобы не укатилась совсем далеко, шаман придавал системе необходимую гибкость. Ведь изменить данные свыше порядки было возможно, лишь опираясь на авторитет высших сил.


Задачи шамана были довольно многообразны. Помимо битья в бубен, он занимался литературным творчеством, то есть сочинял древние мифы и предания. Приносил жертвы теням предков и духам природы, обеспечивая соплеменникам удачу на охоте. Лечил раненых после неудачной охоты. Объяснял, почему, несмотря на приложенные им усилия, охота оказалась неудачной, а лечение нисколько не помогло. Убегал. Лечился сам.

Мудрецы и варвары

Общество развивалось и расслаивалось, а жречество и военное дело постепенно превращались в профессии. Но общее отношение к знанию оставалось прежним. Некий набор навыков почитался «естественным», автоматически присущим каждому настоящему человеку. Соответственно, отклонения от нормы рассматривались либо как нечто противоестественное, либо как сверхъестественное.

Между первой и второй трактовками имелась разница. Варвары брутального типа, подобные дорийцам или германцам, - могучие, едва прикрытые не там, где надо, куцыми шкурами, уважающие только силу и храбрость, - предпочитали первый вариант. То есть за слово «трактовка» убивали сразу. Как и за прочие претенциозные выражения. Потому что противоестественное достойно лишь презрения и отвращения. В некоторых, хотя и редких случаях подобная точка зрения даже подталкивала варваров к уничтожению предметов, назначение и технология изготовления которых были им неизвестны. Всё непонятое по определению являлось волшебным, а значит - отвратительным.

Преданья старины глубокой

В прошлом (причём в относительно недавнем, ситуация начала меняться лишь в XVII веке) люди почитали возможным узнать нечто новое лишь из уст убелённых сединами старожилов, а ещё лучше - из ветхих манускриптов. Знанию приписывалось древнее, божественное происхождение. Некогда оно было в готовом виде дано мифическим первопредкам либо на великих философов снизошла мистическая интуиция. Но потом знание только утрачивалось.

Информация накапливалась, технологии постепенно совершенствовались даже в самые «тёмные» и «каменные» века, но происходило это очень медленно и потому незаметно. Зато личный опыт каждого человека свидетельствовал о непрерывном упадке и регрессе. Если он был гончаром, то лепить горшки учился у своего отца. Причём у старика, пока тот был в силе, всегда получалось лучше. Сын же, оболтус, вообще больше думает о юбках, чем о горшках...

Уверенность в принципиальной невозможности получения новых знаний была так крепка, что даже сами изобретатели долго полагали свои достижения лишь «переоткрытием» древних секретов.

Естественно, в такой компании шаманам приходилось тяжко. Вожди быстро прибирали власть к рукам, сводя роль интеллигенции к минимуму. Жрецов часто не имелось вообще. Простые ритуалы, призванные задобрить духов, совершали старейшины. У колдунов «изымалась» даже придающая им опасный общественный вес функция лечения. Фактически они превращались лишь в хранителей преданий. Певцов - скальдов.

Тем не менее и скальды оставались посредниками между людьми и богами. Ведь боги существовали только в их песнях. Впрочем, и сами небожители в глазах суровых варваров были не повелителями, а лишь образцами для подражания.


Правила скальдической поэзии не только предполагали широчайшее применение метафор, но и позволяли для сохранения размера и рифмы произвольно переставлять слова в предложении. Всё это превращало стихотворение в загадочный ребус. Выслушав вису, викинг впадал в ступор, не в силах понять, восславил его скальд или ославил, и, соответственно, должен он одарить его или, так сказать, отоварить. Решение жертва искусства принимала, основываясь главным образом на физических данных сочинителя, поэтому в скальды шёл народ не робкий и не мелкий. Величайшему из скандинавских поэтов - Эгилю сыну Лысого Грима - деньги сразу отдавали даже берсерки.


Варвары утончённые, подобные кельтам, напротив, видели во всякой премудрости восхитительное и повергающее в почтительный трепет проявление сверхъестественного. В их среде жречество процветало, набирало вес, оттесняя на задний план военное сословие, и приобретало новые специализации. От друидов, сосредоточившихся на священнодействиях, пророчествах и лечении, а также регулярно выступавших в качестве советников и наставников королей, отделились боевики-фении и барды, по своим функциям близкие к скальдам. Часть бардов, в свою очередь, превратилась в филидов - знатоков уже не столько преданий и баллад, сколько истории, законов, родословных и топографии. Отсутствие письменности у кельтов приводило к тому, что вся информация о наследственных правах знати и границах «королевств» хранилась исключительно в памяти филидов. Легко представить, какую это давало им власть.

Цари и храмы

Переход к интенсивному ирригационному земледелию и появление государств вынудили жрецов взять на себя функции неожиданные и ранее им не свойственные. Служителям культа пришлось освоить специальности инженеров и экономистов. Царь мог согнать чернь на строительство канала, но где копать, он не знал, - для руководства работами требовался кто-то поумнее

Государства эпохи неолита были по преимуществу жреческими. Формально фараон возглавлял и храмовую, и военную иерархии. Но значимость духовного сословия была куда выше: храмовники полностью контролировали не только духовную сферу, но и экономику страны. Они составляли царскую канцелярию, вели учёт расходов, податей и запасов. Строительство каналов и плотин, эксплуатация растянутой на сотни километров ирригационной системы требовали познаний в геометрии, физике, инженерном деле, которыми обладали только жрецы. В средние века, когда их не стало, площадь орошаемых земель в Египте снизилась в несколько раз. Численность населения страны вернулась к прежнему уровню только к концу XVIII века.

Сильная руна

Благодаря широкому распространению грамотности в античном Средиземноморье письменность на время утратила сакральный статус. Но в варварском, а позже в «варваризированном» обществе она его имела. Руны рассматривались викингами как магические знаки, обладающие пугающей силой. Такие же чувства вызывала в невежественных массах и невинная латиница, не говоря уж о невразумительной арабской вязи. И это вполне естественно. Люди не понимали того, каким образом несколько похожих на давленых мух закорючек могут означать, например, «корову». В этом крылось какое-то волшебство!

«Книжная мудрость» приравнивалась к мистической, а человек, читающий пергаменты, в глазах современников был подобен общающемуся с духами шаману. В магическую силу записей верили даже те, кто читать умел. Поэтому чернокнижник не мог колдовать без книги, заклинание, зачитанное наизусть, не имело бы силы. Обрядами и возглашениями он лишь «активировал» колдовство, заключённое в тексте.


В храмах учили не только строить и считать. Здесь же находились школы, в которых готовили скульпторов и живописцев. В дворцах и храмах нередко концентрировались и многие производства. В первую очередь - металлургия. Обычно были гончарный и ткацкий цеха. Централизация позволяла использовать сложное оборудование, разделение труда и практически даровую неквалифицированную рабочую силу.


Немудрено, что при такой загрузке жрецам становилось не до богов. Даже тем из них, кто в богов верил, а, насколько можно судить, именно для жрецов в старину это было нехарактерно. Священнослужители окончательно превращались в придворных, чиновников, клерков, художников, врачей, инженеров. Иногда связь с религией исчезала полностью. Такая картина наблюдалась в Китае, где в течение почти тысячи лет фактически правила академия Ханьлинь, совмещающая функции университета, школы живописи и каллиграфии, библиотеки и государственного аппарата.

Религия сменилась идеологией. На должность мог претендовать только учёный, сдавший экзамен на знание классических конфуцианских трактатов. Чем лучшим оказывался результат, тем более высоким мог быть и пост. Почти ЕГЭ, не находите?

За парту, как правило, усаживали людей знатных либо уже зарекомендовавших себя как способных администраторов. Учение Конфуция поясняло: благородный муж знает всё от рождения, и книга лишь помогает ему вспомнить данную небом мудрость; чернь же не знает ничего, потому учить её бесполезно.

Эпоха философов

Наступление «греческого этапа» развития мировой цивилизации ознаменовалось выходом образованности за пределы стен культовых сооружений. Жрецы пытались удержать знание, но оно буквально протекло у них между пальцев. В частности, потому, что приобщение страны к цивилизации произошло стремительно и под воздействием извне. Финикийские торговцы, только что считавшиеся существами презренными уже за то, что обменивали товар, а не отнимали его силой, как это подобает героям и атлетам, вдруг стали образцами для подражания. Их письменность, ранее почитавшаяся родом самой чёрной магии, была усовершенствована и приобрела широкое распространение в быту.

Служители греческих богов сохранили богатство (приношения по-прежнему наполняли закрома храмов), но утратили власть и влияние на умы. В политику полисов не стал бы соваться даже сам Зевс. Там и не таких на корню съедали.

Пробил час философов. Нужно заметить, что философия по-гречески значит «любовь к мудрости». А демагогия - «руководство народом». А словом «демократия» греки в те времена именовали примерно то же, что и мы сейчас. Соответственно, для того чтобы водить демос за нос, демагогу нужно было уметь красиво и убедительно говорить. Политикам потребовались учителя ораторского искусства, говорить умеющие и любящие.

Сначала ораторы лишь соревновались в выносливости (побеждал тот, кто ругался дольше и громче). Затем однообразие выражений наскучило народу, и спросом начали пользоваться обширный лексикон, эрудиция и остроумие. Наконец, стало ясно, что в полемическом поединке нельзя пренебрегать даже таким незначительным вроде бы преимуществом, как способность разобраться в существе обсуждаемого вопроса.

Состязательность побудила философов отказаться от готовых объяснений, даваемых мифологией, и постигать суть вещей самостоятельно. Мудрость в Греции стала считаться не даром богов, а личным достижением. Выдающиеся мыслители собирали вокруг себя толпы учеников, в основном из числа молодых людей, связывающих своё будущее с публичной политикой.

Странствия мудрецов

В Греции большинство специалистов - художников, архитекторов, врачей, инженеров - уже не принадлежало к жреческой касте. Соответственно, и обучались они не в храмах, а друг у друга. Так же, как и ремесленники, - путём поступления в ученичество.

Получить «высшее образование» было непросто. В отличие от подмастерьев, студентам приходилось платить за обучение. Ведь строящий мост архитектор нуждался в квалифицированных помощниках. Только после получения начальной подготовки «молодой специалист» мог претендовать на роль помощника, выполняющего простые поручения.

Образование считалось тем лучшим, чем больше было учителей. Изучая тонкости ремесла и обмениваясь опытом, ученик, бывало, объезжал полмира. Под конец его странствий случалось, что он уже оказывался и старше, и известнее, и богаче своего очередного учителя.

Школы

В мире, где уклад жизни остаётся из поколения в поколение постоянным и достаточно примитивным (а к этой категории относится большинство фэнтези-миров), «книжное» образование может восприниматься большинством населения как угроза.

Крестьяне не всегда охотно отдавали своих детей в школы, полагая, что их отпрыскам пристало работать, а не просиживать штаны в классах. И не потому, что детские руки были действительно необходимы, просто таким образом юное поколение приучалось к труду, ответственности и овладевало жизненно необходимыми навыками ведения хозяйства.

Другой проблемой справедливо считалось то, что авторитет неграмотных родителей в глазах школьников будет подорван. А тогда, не восхищаясь старшими и не пытаясь им подражать, дети опять-таки не смогут приобрести полезные навыки.

Средние века

Начиная с V века грамота в Европе снова стала уделом жрецов. Но теперь уже далеко не всех. Поначалу большинству священников уметь читать было без надобности: книги стали такой великой редкостью, что не в каждом приходе имелся свой экземпляр Писания. В лучшем случае - отрывки. Часто клирик должен был полагаться только на свою память.

Но и жалкие остатки знаний попрежнему давали власть. Место друида при короле занял исповедник, а место филида - нотариус («писарь»). Духовник мягко указывал, где неграмотный король должен поставить крестик, а писарь, если государь настаивал, мог зачитать, что Его Величество подписать изволили. На сей маловероятный случай запись велась на латыни, которую самодержец не понимал.

Естественно, писарь также учился в церковной школе. Обычно он принадлежал к низшему духовенству (дьякам) и, таким образом, служил двум господам - королю и церкви. Такое положение дел долго считалось вполне нормальным. Лишь в XIII веке правители сами стали учиться читать и обзаводиться независимыми от Рима советниками.

Церковь не пришла от этого в восторг, но сказать, что она боролась против знания, конечно, будет в корне неверно. Скорее уж она боролась за знание. В смысле: за монопольное обладание им. Интеллектуалы в сутанах следовали путём, проторенным египтянами. Ведь свирепый лозунг «Ворожеи не оставляй в живых!» (как и многие другие) евреи вынесли из Египта, где жречество безжалостно преследовало конкурентов: «мирских» гадателей и лекарей.

Случалось, что античные рукописи сжигались фанатиками, древние пергаменты заново зашлифовывались и покрывались строками Библии, но в итоге наследие просвещённых язычников собиралось и сохранялось именно в монастырских библиотеках. Особо же опасная, идеологически вредная литература, подлежащая немедленному уничтожению, оседала (и изучалась) в закрытых хранилищах Святой инквизиции. Случалось, церковные иерархи сами писали магические трактаты.

Но знание всё-таки уходило в «мир», и власть ускользала. С самого начала церковь допустила несколько стратегических просчётов, отказавшись от выполнения целого ряда важных общественных функций, и потом уже не смогла принять их на себя. Так, храмы всегда играли роль банков, принимая на хранение ценности и ссужая в долг (в Египте срочную встречу неплательщика с обманутыми богами обеспечивали сау - жрецы-рукопашники). Но в период христианизации в Европе денежное обращение почти прекратилось, и Рим объявил ростовщичество занятием греховным.

Египетские жрецы, преследуя знахарей, одновременно сами делали операции, лечили травами, составляли гороскопы. Да, намного дороже. Но и качественнее. Хотя больной, конечно, всё равно умирал. Церковники же, осуждая «проливающих кровь» хирургов, в болезни, однако, прибегали к их услугам.

Возрождающейся Европе (и самому Риму, в том числе) требовались специалисты: инженеры, юристы, врачи. Духовенство не собиралось брать на себя эти обязанности, но именно ему пришлось заняться обучением студентов. В том числе и затем, чтобы «отбить клиентуру» у арабских профессоров. Первые университеты возникали при крупнейших соборах, и лишь в XIV веке начали распространяться «королевские» университеты.


Мысль, что для удобства обучающихся следует собрать преподавателей и манускрипты в одном здании, как ни странно, в древнем мире никому не пришла. Впервые университет был создан в V веке в Византии. Отчасти, может быть, потому, что в сложные времена перехода от язычества к единобожию такое сосредоточение учёности позволяло при необходимости разом всю её и спалить.


После того как образованность перестала быть исключительной прерогативой клириков, при дворах королей появились новые колоритные персонажи: врач и астролог. Чаще, впрочем, это было одно и то же лицо. Обычно врач также занимался магией и алхимией - в глубокой тайне (инквизиция не дремлет!), но так, чтобы все об этом знали. Учёные, не практикующие чернокнижничество, всерьёз не воспринимались.

Шли века, сменялись эпохи. Высоколобые теоретики спорили о том, допустимо ли подсчитывать ноги у мухи, принимая во внимание, что едва ли их получится восемь, как насчитал подслеповатый Аристотель.

Инквизиторы убеждали Галилея в том, что Земля не вращается вокруг Солнца. Ну, а если уж иначе нельзя, то пусть она это делает тихо и чтобы никто не знал. А аббат Мариотт в это время уже исследовал свойства идеального газа. Наследственный колдун и астролог Иоганн Кеплер искал и находил не мистическое, а физическое объяснение движения светил. Несмотря на все принятые меры, к концу XVII столетия количество ног у мухи всё-таки сократилось до шести.

Первые корейские государственные образования сформировались в период VII-V веков до нашей эры. Наиболее ранним из таких образований принято считать Древний Чосон. Вопрос о времени возникновения и точном местоположении Древнего Чосона спорен: вероятнее всего, он располагался в северо-западной части Корейского полуострова и территории южной Маньчжурии и существовал уже в VII веке до нашей эры. Согласно легенде об основателе царства Древний Чосон — Тангуне, датой основания Древнего Чосона принято считать 2333 год до нашей эры (на основании корейских средневековых литературных памятников). Известно о существовании в Чосоне наследственной монархической власти и, по-видимому, тогда же начал формироваться прообраз государственного аппарата, в целом характерный для раннегосударственных образований (отсутствовали чёткая система должностей и разделение ветвей власти).

Древний Чосон до объединения Китая под властью династий Цинь и Хань был независимым государством. Правители Чосона выступали своего рода посредниками между Китаем и северо-восточными землями, населёнными многочисленными племенами. Однако попытки китайских правителей захватить часть территории Древнего Чосона привели к обострению отношений, и к концу II века до нашей эры. Древний Чосон был завоёван китайцами (108 год до нашей эры). На его территории были образованы четыре китайских округа.

В I веке до нашей эры на территории Корейского полуострова образовались три государства: Когурё (на севере), Пэкче (на юго-западе) и Силла (на юго-востоке).

Государственная организация была подвержена сильному влиянию со стороны китайской политической культуры. Внутренняя организация Когурё, Пэкче и Силла была типичной для раннегосударственных образований. Верховная власть принадлежала вану (королю). К числу граждан относились родовая знать, воины и чиновники, а также лично свободные крестьяне-общинники, платившие налог в государственную казну; существовала также категория рабов (ноби) — как частных, так и государственных. Земля находилась в государственной собственности, хотя чиновникам могли быть пожалованы земли в частное владение (кормовой округ — сигып). Появилась система подготовки государственных чиновников (тхэхак), сложилась система чиновных рангов (в Пэкче — 16 рангов, в Когурё — 12 рангов, в государстве Силла — 18 рангов).

Большое влияние на развитие и формирование политических институтов оказывал китайский опыт, причём усилению этого воздействия способствовало конфуцианство, ставшее основной идейной доктриной для всех трёх государств. Конфуцианство и буддизм проникли в Когурё и Пэкче из Китая в IV веке нашей эры, а в VI веке буддизм стал официальной религией в государстве Силла.

Государство Силла, расцвет которого приходился на более поздний период по сравнению с Когурё и Пэкче, стало лидером в борьбе за гегемонию на полуострове. В середине VII века правители Силла в союзе с китайской династией Тан вели интенсивные войны с Когурё и Пэкче, в результате которых они ослабли, а государство Силла объединило значительную часть Корейского полуострова под своей властью. В 660 году войска Силла в союзе с танскими войсками разгромили армию Пэкче, в 668 году — Когурё. Отношения между объединённым королевством Силла и Китаем в дальнейшем носили мирный характер: Силла формально признало себя вассалом Китая.

В объединённом государстве Силла господствовала государственная собственность на землю, практиковались пожалования земель в частное владение за заслуги перед государством. Существовали как рента в форме товаров, так и государственная повинность в виде общественных работ и военной службы. Сформировалась чётко структурированная система государственного аппарата, существовала система органов центрального управления (министерства и подчинявшиеся им управления); государственные чиновники подразделялись на 18 рангов, в соответствии с которыми могли занимать те или иные государственные должности. Административное деление государства было организовано по китайскому образцу (области, округа, уезды).

В результате объединения корейских государств под властью Силла были стёрты различия в языке, обычаях и социальных институтах. Широкое распространение получил буддизм, который стал государственной религией (528 год). Конфуцианство и буддизм мирно сосуществовали. Конфуцианство оказывало влияние на политическое устройство государства, привнося с собой многочисленные элементы китайской политической культуры. Подготовка государственных чиновников к службе осуществлялась на основе изучения китайской конфуцианской литературы. В стране использовалась китайская письменность (для обозначения корейских слов).

С IX века наблюдается кризис центральной власти. Начался период раздробленности, продолжавшийся почти 150 лет. К концу IX — началу X века государство Силла потеряло значительную часть своей территории в результате борьбы между более не подчинявшимися центральной власти правителями. Одним из них был Ван Гон, основавший в 918 году государство Корё на севере страны, присвоив ему созвучное с некогда существовавшим Когурё название в целях обоснования легитимности нового государственного образования. Многие представители аристократии Силла поступили на службу к Ван Гону. В 935 году последний правитель Силла ван Кёнсун отрёкся от престола, и государство перешло под власть Корё.

В 949 году правителем Корё стал ван Кванджон, который провёл ряд преобразований, направленных на централизацию государственной власти. В частности, был принят закон об освобождении рабов (ноби), цель которого состояла в увеличении числа налогоплательщиков и получении поддержки низших слоев общества. Многие чиновники в тот период были выходцами из незнатных сословий. Система экзаменов на замещение чиновных должностей способствовала формированию нового класса гражданской бюрократии (сдавать экзамены имели право и свободные крестьяне). Социальная структура Корё предполагала возможность преодоления сословных барьеров: представители низших сословий получили возможность продвигаться по карьерной лестнице и занимать высшие должности. Структура государственного аппарата неоднократно претерпевала изменения за время существования Корё, приближаясь к структуре управления, существовавшей в Китае периода династии Юань (например, шестёрка министерств).

В конце X — начале XI века государство Корё вынуждено было отражать нападения киданей (империя Аяо, покорившая Северный Китай). Впоследствии наблюдалось осложнение отношений с другими кочевыми племенами. В начале XII века Корё столкнулось с племенами чжурчжэней, а в начале XIII века — с монгольскими племенами, которые навязали Корё соглашение о вассалитете и принудили правителей Корё выплачивать дань (1259 год). Период зависимости от монголов (точнее, образованной ими в Китае империи Юань) был очень тяжёлым для политической и экономической жизни страны. Корея служила плацдармом для подготовки вторжения в Японию: корейцы обеспечивали строительство судов и заготовку продовольствия.

После ослабления власти монголов в Китае в Корее произошёл раскол на сторонников монгольской династии Юань и новой династии Мин. В 1356 году приверженцы минской династии, которую возглавлял ван Конмин, сумели освободить территорию страны от монгольских войск. В 1388 году при помощи династии Мин, которая пришла к власти в Китае, генерал Ли Сон Ге заставил капитулировать промонгольское правительство. В 1392 году он был провозглашён основателем династии Ли, которая правила в Корее вплоть до 1910 году.


    • Корея в Древности и Средние века

Первые государства на территории Индии возникли в ХI тысячелетии до н.э. в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада. С этого периода органы племенной администрации постепенно превращаются в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Все большее значение приобретает царский жрец (пурохита), который являлся также астрологом, советником царя. Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником (сенани, сенапати).

Особое место в истории Индии занимает магадско-маурийский период (IV-III вв. до н.э.), отмеченный созданием (впервые в истории Индии) объединенного государства. Индийская цивилизация зародилась в долине Инда, где приблизительно к 2500 г. до н.э. сложилась высокоразвитая урбанизированная культура, наиболее известные города, которой Мохенджо-Даро, Хараппа и Лотхал. Именно с III тысячелетия до н.э. цивилизация - если понимать под цивилизацией организованную систему правления на сравнительно обширной территории - начала развиваться в долине Инда.

Древняя цивилизация Индии отличается от цивилизаций Египта, Месопотамии и Греции тем, что ее традиции непрерывно сохранялись до наших дней. Фактически Индия - страна с древнейшими в мире непрерывными культурными традициями.

Образование Варн. С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий - Варн. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия-Варны все больше становились замкнутыми. Утверждается строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной Варны); определенная, наследственно закрепленная профессия, таким образом, с течением времени Варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы (касты). Различные факторы социального, экономического и идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой своеобразной социальной организации.

Индийские источники, в частности Законы Ману, дают описание индийских Варн. Первые Варны были привилегированными: брахманы - Варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии - Варна, в которую вошла военная знать. Этим двум Варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью Варну - вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании; они не проходили обряда посвящения «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными». Шудры, составлявшие четвертую, низшую Варну, являлись «единожды рожденными».

С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре Варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. По наиболее распространенной богословской версии, бог - творец всего существующего - Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев - из рук, вайшьев - из бедер и шудр - из ступней. Для каждой Варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни.

Сельская община. Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общине объединялась значительная часть населения - свободные земледельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в отсталых районах империи еще существовали примитивные родовые общины.

Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в общину: наряду с общинниками, которые сами работали на своих участках, выделилась верхушка, эксплуатировавшая и рабов, и наемных работников.

Община еще сохраняла черты единого коллектива и старые общеобщинные традиции. Община была в определенном отношении самостоятельна в своих внутренних делах. В течение долгого времени общины были изолированы друг от друга, хотя постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.

Рабство в Древней Индии. Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее, в праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Касты заслоняют собой классы. Это выражается в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между кастами, чем между классами, так как именно деление общества на касты провозглашается древнеиндийским законодательством основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов.

Рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не играл. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба обязан был учитывать его кастовое положение. Особенностью древнеиндийского рабства является его неразвитость, наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться значительные пережитки первобытнообщинного строя.

Несмотря на особенности рабства в Древней Индии, по своим основным признакам оно было похоже на рабство в Греции и Риме. Наиболее характерная - общая черта, отличающая раба от других эксплуатируемых - отсутствие права на свою личность: он был вещью в образе человека, полностью находящейся во власти другого. В Древней Индии, так же как и в античных странах, считалось само собой разумеющимся право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба.

Государственный строй. К эпохе Маурьев уже оформилась концепция «чакравартина» - единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фиксальной администрации, верховным судьей. Индусская политико-религиозная концепция богоугодного царя (деварадмей) предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанностей). Одна из главных обязанностей -- охрана подлинных. «Все, что ни делает царь, -- правильно. Таков признанный закон», -- написано в Нараде, одном из религиозно-правовых трактатов Древней Индии. «Ведь ему вверена дхарма мира, а он охраняет его, основываясь на могуществе и милости ко всем живущим». Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов. Он, опекун всех малолетних и вдов, должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важной функцией царей была организация общественных работ, строительство ирригационных сооружений.

Поскольку при дворе часто устраивались заговоры, особое внимание уделялось охране царя. Большое значение придавалось службе надзора. Под надзором находились не только должностные лица, но и жители городов и деревень.

Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников - паришад. Он существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Паришад занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. В случае крайне неотложных дел могли вместе собираться члены обоих советов.

Подобную эволюцию претерпела и сабха - в прошлом широкое по составу собрание знати и представителей народа, выполнявшее очень важные политические функции. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета раджа-сабхи. Правда, по сравнению с паришадом - раджа-сабха была более представительным органом. В нее могли входить и некоторые представители городского и сельского населения. В ряде случаев царю приходилось обращаться за поддержкой к раджа-сабхе.

Источники показывают, что даже в периоды особенного усиления монархической власти сохранялись институты и традиции древней политической организации, которые определенным образом ограничивают власть царя.

Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции, из которых четыре главные провинции обладали особым статусом. Во главе этих провинций находились царевичи. Главные провинции обладали немалой автономией.

Наряду с делением на главные провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады), области (падеши), округа (ахале). Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки. Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.

Политическую историю средневекового периода в истории Индии трудно изложить. Государства возникали и исчезали, границы их были крайне нестабильны, периоды политического могущества каждого из них были краткими и зависели от удачливости отдельных князей. Так, в XI в. на территории Индии было около 40 правящих династий.

V--VII вв. как условный рубеж начала средневековой истории Индии не связаны с кардинальными переменами в политической структуре страны, с возникновением крупных империй, как, например, империя Маурьев в древности. Средневековая Индия была политически раздроблена. Раздробленность сопровождалась бесконечными междоусобными войнами, временным возникновением крупных государств, как, например, империи Харши (VII в.), пришедшей на смену империи Гуптов (IV--V вв.) и просуществовавшей всего 40 лет.

Индия VI--XII вв. представляла собой совокупность многочисленных государств-княжеств, экономически не связанных между собой. В раннеклассовых, так называемых племенных государствах сохранялись значительные пережитки родоплеменных отношений. К таким государствам относятся многочисленные территориальные образования, возникшие в результате завоеваний раджпутских кланов, в которых власть князя опиралась на военную силу соплеменников, воинов-раджпутов.

Традиционная политическая раздробленность, слабость центрального государственного аппарата -- как характерная черта средневековой Индии -- восполнялись и крепостью общинной организации индийского общества, стабильное существование и саморазвитие которой мало зависело от побед и поражений того или иного стремящегося к власти правителя.

Следствием многочисленных войн было перераспределение земли, непосредственно сказавшееся на варново-кастовой системе. Кастами становились этнические и профессиональные группы, кланы воинов-завоевателей, религиозные секты и пр. Вне зависимости от первоначального происхождения касты по мере углубления разделения труда «выстраивались» в иерархии варнового общества в соответствии с социально-экономическим положением их членов, с их отношением к земле. Превращение раджпутов в доминирующую кшатрийскую касту было прямо связано с приобретением ими права на ренту-налог с завоеванного населения, на реальное распоряжение землей.

В начале XVI в. начинается вторжение в Индию тюрко-афганских завоевателей -- моголов. Империя Великих моголов достигла своего расцвета в конце XVI--XVII в. Моголы в Индии оставили о себе память великолепными зданиями, из которых наиболее известен Тадж-Махал, построенный при Шах-Джахане, а также прекрасными миниатюрами. По поводу роли Моголов в государственном управлении мнения исследователей разнятся. Так, один автор пишет, что «они создали первую индийскую администрацию, власть которой распространялась с северо-запада до Бенгалии на востоке и от Гималаев до Конкана на юге. Управляющие (мансабы) происходили из местной знати и наладили производство и внутреннюю торговлю». Другой же автор отмечает, что «мусульманские правители, в том числе и Великие моголы, несмотря на мощный политический потенциал ислама, не смогли создать в Индии ни сильной государственности, ни эффективно действующего центрального аппарата».

Индия была сельскохозяйственной страной, и то, что крестьяне должны были половину произведенного продукта отдать в качестве податей, вызывало протесты и бунты, что в свою очередь ослабляло империю Моголов в XVII-XVIII вв. К XVIII в. она распалась на независимые государства, такие как Бенгалия, Авадх, Раджастхан, Хайдeрабад и Пенджаб.

Итак, развитие общества в Древней Индии носило свои особенности. Они связаны с жёстким сословным делением на 4 Варны (брахманов, кшатриев, шудр, вайшьев), с присущей ему особой общинной организацией, отличающейся высокой степенью замкнутости и автономности. Отношения рабовладения здесь тесно переплетались с сословно-варновыми, кастовыми. Традиционная социальная приниженность низших каст, почти полное бесправие тех, кто находился вне Варн, создавали возможности для полурабских форм эксплуатации населения. В Средние века старая система Варн сохранилась, но сами Варны не остались неизменными. Они трансформировались под влиянием нового кастового деления.